Русско немецкие отношения. Немцы в Московской Руси

  • 1. Реформы в области местного управления.
  • 2.Судебная реформа.
  • 3. Финансовые реформы
  • 4. Реформы в области народного образования и печати.
  • 5. Военные реформы 1861 - 1874 г.Г Русская армия во второй половине XIX в.
  • 6. Значение реформ 1863-1874 гг.
  • Глава 3 социально-экономическое развитие пореформенной россии
  • 1. Изменения в землевладении и землепользовании.
  • 2. Сельская община в пореформенной России.
  • 3. Социальное расслоение пореформенной деревни.
  • 4. Помещичье хозяйство.
  • 5. Новые тенденции в развитии сельского хозяйства. Рост торгового земледелия.
  • 6. Рост промышленности в пореформенной России. Завершение промышленного переворота.
  • 7. Рост железнодорожной сети и парового водного транспорта.
  • 8. Внутренний и внешний рынок.
  • 9. Капиталистический кредит и банки. Иностранный капитал в России.
  • 10. Пореформенный город.
  • 11. Социальный состав населения к концу XIX в.
  • 12. Особенности социально-экономического развития пореформенной России.
  • Глава 4 освободительное движение 60-х - начала 80-х гг. Русское народничество
  • 1. Освободительное движение 1861 - 1864 гг.
  • 2. Польское восстание 1863 гг. И русское общество.
  • 3.Революционные организации и кружки середины 60-х-начала 70-х годов
  • 4. Русское народничество 70-х- начала 80-х годов.
  • 5. Рабочее движение 70-х годов.
  • 6. Славянофилы в общественно-политической жизни пореформенной России. Земское либерально-оппозиционное движение на рубеже 70 - 80-х годов
  • Глава 5 внутренняя политика российского самодержавия в 80-х - начале 90-х годов
  • 1. Кризис самодержавной власти на рубеже 70 - 80-х годов. Политика лавирования.
  • 2. Цензура и просвещение
  • 3. Аграрно-крестьянский вопрос
  • 5. Контрреформы в области местного управления и суда
  • 6. Национальный вопрос
  • 7. Финансово-экономическая политика
  • 8. Итоги внутренней политики самодержавия в 80 - 90-х годах
  • Глава 6 внешняя политика россии в 60-90 годы XIX века
  • 1. Борьба России за отмену ограничительных условий Парижского мирного договора 1856 г.
  • 2. Россия и европейские державы в начале 70-х годов
  • 3. Россия и балканский кризис середины 70-х годов XIX в. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
  • 4. Взаимоотношения России с европейскими государствами в 80-90-е годы XIX в. Образование русско-французского союза.
  • 5 .Политика России на Дальнем Востоке во второй половине XIX века.
  • 6. Присоединение Средней Азии
  • Глава 7 культура россии в пореформенный период
  • 1. Особенности развития русской культуры в пореформенную эпоху.
  • 2. Просвещение, книгоиздательство и периодическая печать.
  • 3. Наука и техника
  • 4. Литература и искусство
  • Глава 8 экономическое развитие россии в конце XIX - начале XX вв.
  • 2. Динамика промышленного развития России в конце XIX - начале XX вв.
  • 3. Сельское хозяйство в России в конце XIX - начале XX вв.
  • 4. Кооперация в дореволюционной России.
  • 5. Состояние транспорта.
  • 6. Внутренняя и внешняя торговля.
  • 7. Финансовая система.
  • 8. Иностранные капиталы в русской промышленности.
  • 9. Общий итого социально-экономического развития России в конце XIX-начале XX в.
  • Глава 9 внутренняя и внешняя политика россии на рубеже XIX - XX вв.
  • 1. Личность Николая II и его окружение.
  • 2. Экономическая политика правительства.
  • 3. Крестьянский вопрос.
  • 4. Рабочий вопрос.
  • 5. Самодержавие и земство.
  • 6. Отношения России со странами Европы, Ближнего и Среднего Востока на рубеже XIX-XX вв.
  • 7. Обострение международных отношений на Дальнем Востоке.
  • Глава 10 русско-японская война 1904 - 1905 гг.
  • 1. Начало войны. Силы и планы сторон
  • 2. Военные действия на море и на суше в 1904 г.
  • 3. Оборона Порт-Артура.
  • 4. Военные действия в 1905 г.
  • 5. Цусима.
  • 6. Портсмутский мир.
  • Глава 11 освободительное движение на рубеже XIX-XX вв. Революция 1905 - 1907 гг.
  • 1. Стачечное движение рабочих на рубеже XIX - XX вв.
  • 2. Крестьянское движение
  • 3. Возникновение на рубеже XIX- хх вв. Социал-демократических и неонароднических партий и групп.
  • 4. Возникновение либерально-оппозиционных групп и объединений
  • 5. Начало революции 1905 - 1907 гг. Ее характер и движущие силы
  • 6. Нарастание революции (весна-лето 1905 г.)
  • 7. Высший подъем революции (октябрь - декабрь 1905 г.)
  • 8. Отступление революции (1906- весна 1907)
  • 9. Основные политические партии в России и их программы
  • 10. I и II Государственные думы
  • 11. Государственный переворот 3 июня 1907 г. Итоги и значение революции 1905 - 1907 гг.
  • Глава 12 внутренняя политика самодержавия в 1907 - 1914 гг.
  • 1. "Третьеиюньская" политическая система. III Государственная дума. П.А. Столыпин и его программа
  • 2. Столыпинская аграрная реформа.
  • 3. Рабочий и национальный вопросы.
  • 4. Столыпин и придворная камарилья. Распад "третьеиюньской" системы.
  • 5. Революционное и общественное движение. IV Дума и русская буржуазия.
  • Глава 13. Внешняя политика россии в 1905 - 1914 гг.
  • 1. Международное положение России после русско-японской войны.
  • 2. Россия и Франция в 1905 - 1914 гг.
  • 3. Англо-русский союз 1907 г.
  • 4. Отношения России с Японией
  • 5. Русско-германские отношения.
  • 6. Боснийский кризис 1908 - 1909 гг.
  • 7. Потсдамское соглашение 1911г. С Германией.
  • 8. Россия и Балканские войны 1912-1913 гг.
  • 9. На путях к мировой войне.
  • Глава 14 россия в первой мировой войне
  • 1. Стратегические планы и военный потенциал России и австро-германского блока накануне первой мировой войны.
  • 2 .Вступление России в войну.
  • 3. Ход военных действий в 1914 г
  • 4. Выступление Турции в войну на стороне австро-германского блока.
  • 5. Кампания 1915 г.
  • 6. Кампания 1916 г.
  • 7. Дипломатические отношения России с союзниками в ходе войны.
  • 8. Социально-экономическая и политическая обстановка в России в годы войны.
  • Глава 15 февральская революция 1917 г.
  • 1. Причины и характер Февральской революции
  • 2. Восстание в Петрограде 27 февраля 1917 г.
  • 3. Образование Временного правительства.
  • 4. Отречение Николая II.
  • 5. Свержение старой власти в Москве и на периферии.. Первые декреты Временного правительства.
  • 6. Сущность двоевластия.
  • Глава 16 русская православная церковь во второй половине XIX - начале XX вв.
  • 1. Положение Русской православной церкви во второй половине XIX - начале хх вв.
  • 2. Конфессиональная политика Александра II и Александра III
  • 3. Русская православная церковь и государство в начале XX в.
  • 4. "Язычество в православии". Отношение русского крестьянства к православной церкви и духовенству
  • Хронология
  • 5. Русско-германские отношения.

    Еще в октябре 1904 г. Германия, пользуясь неудачами России в войне с Японией, предприняла попытку оторвать ее от союза с Францией, но переговоры, длившиеся до декабря того же года, не дали результатов. Вторая попытка со стороны Германии была предпринята на завершающем этапе русско-японской войны. В июле 1905 г. германский император Вильгельм II нанес визит Николаю II, отдыхавшему на о. Бьёрке в финских шхерах (близ Выборга). Здесь ему удалось уговорить Николая II подписать договор о взаимной военной помощи в случае нападения на Россию или Германию другой европейской державы. При этом Вильгельм II намекал, что здесь имелась в виду Англия, а не Франция, которая возможно примкнет к этому договору. Однако по своему смыслу договор был направлен против Франции, что лишало Россию ее основного союзника и кредитора. По своей форме договор был оборонительным и вступал в силу по окончании русско-японской войны.

    Этот договор носил характер личного соглашения двух монархов без ведома их министров иностранных дел. С.В. Витте, прибывший из Портсмута после подписания мира с Японией, и министр иностранных дел В.Н. Ламздорф после долгих уговоров царя убедили его дезавуировать договор: формально не отказываясь от него, внести в него ряд таких поправок и условий, которые сводили бы его на нет. В ноябре 1905 г. Вильгельму II было сообщено, что обязательства России в отношении Германии не распространяются на случай войны Германии с Францией. Это было дипломатическим отказом, и договор не вступил в силу, что укрепило отношения России с Францией. В начале апреля 1906 г. Франция предоставила России новый заем в размере 2250 млн. франков (850 млн. руб.).

    Вместе с тем Россия не желала обострять отношения и с Германией. В июле 1907 г. состоялось свидание Вильгельма II с Николаем II в Свинемюнде. Между ними был заключен договор о сохранении статус-кво на Балтийском море. К этому договору присоединились Швеция и Дания.

    6. Боснийский кризис 1908 - 1909 гг.

    Германия и ее союзница по военному блоку Австро-Венгрии стремились превратить Балканы и Турцию в сферу своего экономического, политического и военного влияния, что затрагивало интересы стран Антанты в этом регионе и углубляло их противоречия с австро-германским блоком. Взрывоопасный характер приняли события, развернувшиеся в 1908 - 1909 гг. на Балканах и получившие название "боснийского кризиса".

    Босния и Герцеговина, населенные сербами и хорватами, по решению Берлинского конгресса 1878 г. были оккупированы на неопределенный срок войсками Австро-Венгрии, но продолжали считаться турецкими владениями. Австро-Венгрия рассматривала эти провинции, имевшие важное стратегическое значение, как плацдарм для усиления своего влияния на Балканах и давно вынашивала планы окончательной их аннексии.

    В 1908 г. началась революция в Турции. Абсолютистский режим султана Абдул Хамида был свергнут, к власти пришли военные, принадлежавшие к буржуазно-националистической организации "Единство и прогресс" (именуемые в Европе "младотурками"), которые ввели в стране конституцию. Революция в Турции вызвала новый подъем национально освободительной борьбы народов Балкан, но младотурецкое правительство жестоко подавило начавшееся движение.

    Младотурецкая революция рассматривалась Австро-Венгрией как удобный предлог для осуществления для окончательной аннексии Боснии и Герцеговины. В связи с этим намерением Австро-Венгрии министр иностранных дел России А.П. Извольский полагал возможным договориться с венским кабинетом о компенсациях для России взамен признания ею оккупации Боснии и Герцеговины Австро-Венгрией. Он знал, что вопрос об оккупации этих территорий окончательно уже решен венским кабинетом, и при этих обстоятельствах пришлось бы либо ограничиться бесплодным протестом российской стороны, либо прибегнуть к угрозам, что было чревато развязыванием военного конфликта.

    2-3 (16-17) сентября 1908 г. в австрийском замке Бухлау состоя лась встреча Извольского с австрийским министром иностранных дел графом А.Эренталем. Между ними было заключено устное ("джентльменское") соглашение. Извольский давал согласие на признание Россией аннексии Боснии и Герцеговины Австро-Венгрией в обмен на обещание Эренталя поддержать требование России открыть Черноморские проливы для прохода русских военных судов и предоставление территориальных компенсаций Сербии. Предусматривался также вывод австрийских войск из турецкой провинции - Ново-Базарского санджака - и отказ австрийской стороны от претензий на него. Всю ответственность за переговоры Извольский взял на себя.

    Эти вопросы предстояло решить на международной конференции европейских держав, участниц Берлинского конгресса 1878 г., - России, Англии, Франции, Австро-Венгрии, Германии и Италии. Для подготовки этой конференции и выяснения позиции держав Извольский отправился в турне по европейским столицам.

    Германия и Италия дали свое согласие в общей, ни к чему их не обязывающей, форме, но вместе с тем потребовали определенных для себя компенсаций. Франция и Англия, несмотря на свои союзнические отношения с Россией, не были заинтересованы в изменении режима проливов и фактически отказались ее поддержать в этом вопросе. Франция обусловила свою позицию мнением английского кабинета. В Лондоне ссылались на необходимость получения согласия Турции на изменение режима проливов.

    29 сентября (10 октября) 1908 г., когда Извольский совершал турне по европейским столицам, Австро-Венгрия официально объявила об аннексии Боснии и Герцеговины. В это время с целью привлечь Болгарию на свою сторону Эренталь тайно договорился с болгарским кня зем Фердинандом о предоставлении ей полной независимости. По условиям Берлинского конгресса 1878 г. Болгария хотя и была автономным княжеством, но платила дань Турции, а выборный болгарский князь утверждался турецким султаном. Опираясь на поддержку Австро-Венгрии, Фердинанд объявил себя царем, а Болгарию независимым царством.

    Против аннексии Боснии и Герцеговины Австро-Венгрией с протестом выступили Россия, Сербия и Турция. Сербия даже провела мобилизацию своей армии. Англия и Франция под разными предлогами уклонились от принятия каких-либо мер против действий Австро-Венгрии. Англия выдвинула проект нейтрализации проливов и даже направила свою эскадру в Дарданеллам, а турецкому правительству советовала быть бдительнее и укрепить Босфор. Турция за субсидию от Англии в 2,5 млн. фунтов стерлингов в феврале 1909 г. отказалась от своих прав на Боснию и Герцеговину.

    Против действий Извольского выступил Столыпин, который резонно указывал, что соглашение России с Австро-Венгрией на этих условиях вызовет сильное недовольство как славянских народов Балканского полуострова, так и общественного мнения в самой России. Он считал, что аннексия Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины неизбежно вызовет сильное противодействие балканских народов и тем самым будет способствовать единению их под эгидой России.

    Австро-Венгрия в ультимативной форме потребовала от Сербии признания аннексии Боснии и Герцеговины, открыто угрожая ей войной, демонстративно начала военные приготовления и сосредоточила свои войска на сербской границе. На сторону Австро-Венгрии решительно выступила Германия. 8 (21) марта 1909 г. она предъявила России ультиматум - признать аннексию Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины, отказаться от требования созыва международной конференции по боснийскому вопросу и воздействовать на Сербию, чтобы она приняла условия венского кабинета. Германия недвусмысленно заявила о вероятности военных действий Австро-Венгрии против Сербии, если ультиматум не будет принят. Германия откровенно шла на крайние меры. В Берлине заявляли, что наступил "самый лучший момент, чтобы рассчитаться с русскими".

    В день получения германского ультиматума царским правительством собралось совещание под председательством Николая II. Была признана неготовность России к войне, а также и внутренние обстоятельства социального характера. Твердую позицию избежать войну любыми средствами занял Столыпин, указывая, что "развязать войну - значит раз вязать силы революции". 12(25) марта 1909 г. Николай II направил Вильгельму II телеграмму о согласии русского правительства принять требования Германии. Через несколько дней о принятии требований Австро-Венгрии заявила и Сербия. Неудачу русской дипломатии в боснийском кризисе в самой России едко окрестили "дипломатической Цусимой".

    Неудача русской дипломатии временно ослабила позиции германофильской группы в России. Вместе с тем правых газетах развернулась шумная кампания против Англии и Франции, не поддержавших Россию в самые острые моменты кризиса.

    Германия расценила исход боснийского кризиса как благоприятный фактор ослабления влияния России на Балканах и раскола Антанты. Германия стремилась сама укрепить свое влияние на Балканах и вытеснить из стран Ближнего Востока Россию, Францию и Англию, но как раз это стремление Германии еще более сплотило блок Антанты, а итогом боснийского кризиса явилось усиление гонки вооружений. В России было преступлено к разработки программы по реорганизации армии и флота, оснащению их новыми видами вооружения. С целью централизации всего военного дела в августе 1909 г. был упразднен Совет государственной обороны, и все учреждения военного ведомства, включая Генштаб и генерал инспекторов отдельных родов войск были подчинены военному министру. После боснийского кризиса российский Генштаб еще более был убежден в близости войны, а также и в том, что наиболее вероятными противниками России в этой войне будут Австро-Венгрия и Германия. В 1910 г. была утверждена новая дислокация армии с целью более равномерного распределения войск на территории страны. Были отодвинуты от границ районы сосредоточения войск и техники, чтобы не поставить их под удар противника в первые же дни войны. Был расширен офицерский корпус, в котором увеличился удельный вес представителей недворянских сословий.

    Боснийский кризис способствовал сближению России с Италией. В октябре 1909 г. в итальянском городке Ракконджи был подписан секретный договор между Россией и Италией. Он предусматривал поддержку со стороны Италии в сохранении статуса-кво на Балканах и содействие в открытии черноморских проливов для русских военных кораблей в обмен на доброжелательный нейтралитет России в случае захвата Италией Триполитании и Киренаики (в Северной Африке), находившихся под властью Турции. Договор также предусматривал совместное дипломатическое давление Италии и России на Австро-Венгрию в случае нарушения ею статуса-кво на Балканах. Русско-итальянский договор 1909 г. знаменовал собой важный шаг в наметившемся отходе Италии от Тройственного союза.

    В сентябре 1911 г. началась итало-турецкая война. Россия решила воспользоваться неудачами Турции в этой войне для создания благоприятного для себя режима Черноморских проливов. В Турцию был направлен послом Н.В. Чарыков, перед которым была поставлена задача добиться от турецкого правительства согласия на открытие для русских военных судов Черноморских проливов в обмен на помощь со стороны России в защите проливов и прилегающих к ним территорий. Ста вилась перед Чарыковым и другая задача - добиться объединения Турции, Болгарии, Сербии и Черногории в Балканский союз под эгидой России с целью противодействия агрессивной политики Австро-Венгрии на Балканах. Предполагалось присоединить к этому союзу также Грецию и Румынию.

    Российско-германские отношения, двусторонние контакты между Москвой и Берлином всегда вызывали к себе обострённый, нередко настороженный интерес международного сообщества.

    Российско-германские отношения, двусторонние контакты между Москвой и Берлином всегда вызывали к себе обострённый, нередко настороженный интерес международного сообщества. С учётом истории, по крайней мере последних полутора веков, такое внимание к процессам, происходящим между двумя крупнейшими державами континента, вполне обоснованно: от характера и степени взаимопонимания россиян и немцев в решающей степени зависят стабильность и траектория развития европейской цивилизации, её способность находить оптимальные ответы на современные вызовы и угрозы.

    При всей неоспоримой и всё возрастающей значимости связей России с западными многосторонними интеграционными структурами, такими, как Евросоюз и НАТО, а также международными финансово-экономическими объединениями (ОЭСР, Парижский клуб и др.), в которых ФРГ является активным членом и во многом определяет политику на российском направлении, смеем утверждать, что двустороннее сотрудничество между нашими странами в последние годы не только не потеряло своего значения, но и приобрело новое качество - взят курс на стратегическое партнёрство, способное стать локомотивом формирования подлинно единой “Большой Европы”.

    Но что же должно лежать в основе “стратегического партнёрства”? Каково должно быть его практическое содержание и почему этот термин, на наш взгляд, по праву можно применить к характеру отношений, складывающихся между Россией и Германией, точнее, к тому уровню отношений, к которому обе стороны объективно должны стремиться?

    По нашему мнению, это общность или близость интересов и долгосрочных целей соответствующих государств и народов, понимание того факта, что реализация этих интересов и целей сильно затруднена, если вообще возможна, без участия партнёра, а тем более вопреки ему. Другими словами, это осознанная взаимозависимость. Сюда же мы отнесли бы общую оценку тех вызовов, для ответа на которые требуется объединение на более или менее отдалённую перспективу двух или нескольких государств.

    Стратегическое партнёрство предполагает: наличие прагматичных, свободных от бремени крупных нерешённых проблем отношений; способность политического руководства обеих стран мыслить перспективно, в исторической взаимосвязи, избегать сиюминутных соблазнов во имя достижения далеко идущих целей; глубокое знание и уважение друг друга, равноправие, доверие, взаимопомощь.

    Прецеденты попыток наладить стратегическое партнёрство в российско-германской истории были. В качестве одного из, пожалуй, наиболее ярких примеров назовем “политику Рапалло”, вокруг которой вот уже несколько десятилетий не стихают жаркие дискуссии специалистов-международников, очередной всплеск которых прогнозируем на конец апреля, когда исполнится 80 лет со дня подписания известного договора. (Сразу оговоримся, что, с нашей точки зрения, так называемый пакт Молотова-Риббентропа, вопреки имеющемуся мнению, не есть “продол-жение Рапалло на новом историческом витке развития”. Документы и последующие шаги обеих стран свидетельствуют, что августовско-сентябрьские 1939 года соглашения между Москвой и Берлином были для них действиями сугубо тактическими - по причине существенного расхождения интересов и целей, о которых говорилось выше.)

    Особенностью нынешнего, принципиально отличного от “рапалльского”, этапа отношений между нашими странами, начавшегося с объединения Германии, в котором Россия вновь сыграла решающую роль, является стремление и Москвы, и Берлина развивать сотрудничество между собой максимально транспарентно, при сохранении безусловной верности своим союзническим обязательствам, а также ненаправленность этого сотрудничества против третьих стран, намерение встроить российско-германские связи в более широкий международный, прежде всего, евроатлантический, контекст.

    К настоящему времени между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия создан прочный правовой фундамент созидательного и активного взаимодействия, выдержавший испытания временем. Его краеугольным камнем является так называемый “большой” Договор 1990 года о добрососедстве, партнёрстве и сотрудничестве - уникальный и во многом еще не исчерпавший своих потенций документ, охватывающий практически все принципиально важные направления взаимоотношений - от совместных действий по обеспечению международного мира и борьбы с терроризмом (!) до кооперации в экономической и гуманитарно-культурной сферах.

    Нормативно-правовая база партнёрства включает в себя значительный массив долгосрочных соглашений - от Договора о развитии широкомасштабного сотрудничества в области экономики, промышленности, науки и техники (действует до 2010 года) до таких специфических документов, как соглашения об обмене конфиденциальной информацией и о линии прямой шифрованной связи между Кремлем и ведомством федерального канцлера.

    Год от года набирает обороты и становится всё более многогранным механизм стратегического партнёрства России и ФРГ. Как само собой разумеющееся воспринимаются теперь регулярные встречи и телефонные контакты лидеров двух стран. В международном календаре прочно прописались ежегодные двухдневные российско-германские межгосударственные консультации на высшем уровне - плотные и предельно конкретные переговоры руководителей ключевых министерств и ведомств под эгидой Президента России и канцлера ФРГ. Вспомним, что подобная форма переговоров впервые начала практиковаться германской дипломатией в отношениях с ближайшими европейскими союзниками ФРГ, прежде всего с Францией.

    К обыденным рабочим связям по линии МИД добавились “рутинные” контакты по линии министерств экономики, финансов, культуры, внутренних дел. Актуальная международная обстановка стимулировала к сотрудничеству спецслужбы обоих государств. Обмен доверительной информацией идёт через созданные в последние годы в России и ФРГ аппараты официальных представителей органов безопасности.

    Действенным рычагом урегулирования денежно-хозяйственных проблем, в том числе долговых, а также генератором нестандартных идей в области новых инвестиционных проектов стала образованная в 2000 году и подчиняющаяся напрямую президенту и канцлеру Рабочая группа высокого уровня по стратегическим вопросам экономического и финансового сотрудничества (в её составе - “профильные” заместители министров экономики, финансов, промышленности и науки, иностранных дел). В своеобразную “биржу идей” в торгово-экономической сфере преобразовался российско-германский Кооперационный совет, возглавляемый министрами экономики России и ФРГ и объединяющий многочисленных представителей государственных и частных хозяйствующих операторов.

    Наконец, весьма важной составной частью формирующегося механизма стратегического партнёрства стала организация диалога гражданских обществ двух стран на базе созданного президентом и канцлером дискуссионного форума общественности “Петербургский диалог”. Среди его учредителей - авторитетные представители интеллигенции России и Германии, небезразличные к тому, как будут развиваться отношения между грядущими поколениями россиян и немцев, и готовые внести свой вклад в окончательное преодоление все еще присутствующих в общественном сознании клише периода холодной войны, а также новых предубеждений и негативных штампов, создаваемых подчас под воздействием тенденциозной информации.

    Чтобы быть устойчивым и, следовательно, долговечным, партнёрство между странами должно покоиться на трёх, желательно равновеликих, опорах. Это политическая сфера, торгово-экономические связи и культурно-гуманитарные обмены. Недостроенность одной из этих опор способна в определённой обстановке поколебать всю конструкцию.

    Сферы совпадения или значительной близости политических интересов России и Германии сегодня очевидны. Это, прежде всего, обеспечение международной и региональной стабильности, в том числе в условиях существования глобальной террористической угрозы. Не вызывает сомнения, что, действуя совместно либо на параллельных курсах, Москва и Берлин способны внести весомый вклад в формирование новой системы международной безопасности, обеспечивающей надежную защиту их гражданам и опирающейся на основополагающие принципы международного права.

    В числе наших общих важнейших приоритетов - своевременная профилактика потенциальных кризисных очагов и содействие продвижению в урегулировании застарелых конфликтов в Европе (Балканы, Закавказье) и её ближайшем окружении (прежде всего на Ближнем Востоке). С учётом декларируемой Берлином готовности в целом брать на себя большую ответственность в международных делах (пример Афганистана подтверждает это) потенциал сотрудничества, в том числе в двустороннем плане, объективно возрастает. Показательно, в частности, что взаимодействие внешнеполитических ведомств России и Германии, согласование подходов к наиболее важным международным проблемам в последние полтора-два года не просто стали нормой, но и приобретают все более субстантивный, прикладной характер.

    Далеко не последнее место в этом ряду занимают вопросы разоруженческого досье. Совершенно очевидно, что тематика стратегической стабильности с акцентом на СНВ-ПРО уже давно вышла за рамки чисто российско-американских отношений. Это и естественно, так как она касается безопасности всех государств, как и вопросы, скажем, нераспространения или радикального сокращения различных видов ОМУ и средств его доставки.

    Приведённые выше примеры, разумеется, лишь отчасти покрывают актуальную российско-германскую повестку дня. У нас много совместимых позиций по различным международным вопросам, в их числе - борьба с трансграничной организованной преступностью, цивилизованное решение миграционных проблем, поддержание экологической безопасности, предотвращение возникновения чрезмерного разрыва в уровнях жизни близлежащих государств и многое другое. Конечно же, как у любых партнёров и даже ближайших союзников, наши взгляды на тактику и механизмы действий здесь могут в чем-то расходиться, а в ряде аспектов присутствуют и серьёзные разногласия. Однако исключительно важно при этом, что поиск баланса интересов ведётся Москвой и Берлином на равноправной и конструктивной основе, на базе единой системы цивилизационных ценностей.

    В Берлине не могут не понимать, что Россия - это “стабилизатор” Евразии и “окно” Германии в данный регион. В Москве сознают, что Германия для России - одна из ключевых стран Старого континента. Именно на этой основе в последние годы и развивалось, причём по восходящей, взаимодействие России и ФРГ в политической области: от объединения Германии и беспрецедентного по целому ряду параметров (военных, финансовых, экономических) вывода российских войск с её территории до вступления России в “восьмёрку” и начала процесса становления качественно новых отношений с Евросоюзом и НАТО, которые были бы невозможны без активной поддержки со стороны Германии.

    Полагаем, что сегодня как никогда очевидно - опыт прошлого и интересы всех государств Европы диктуют необходимость включения России и Германии в единую систему координат в сфере безопасности. Вырабатываемая новая философия сотрудничества России с НАТО и ЕС, включая её военно-политический компонент, открывает для этого исторический шанс. В Москве хотели бы искренне рассчитывать на дальновидный и по-настоящему партнёрский подход Берлина к этой работе.

    За прошедшие после Второй мировой войны десятилетия Россия и Германия проделали непростой по своему содержанию путь. Возложения в прошлом году - впервые в истории - Президентом Российской Федерации и канцлером ФРГ совместных венков на Пискарёвском кладбище в Санкт-Петербурге и в берлинском Тиргартене наглядно отражают окончательный выбор наших народов в пользу искреннего примирения и добрососедства. Сегодня этот выбор прочно укрепился в сознании абсолютного большинства россиян и немцев. В Москве вновь доверяют Германии, видят в ней надёжного и ответственного партнёра. Надеются, что и разрабатываемые в Берлине внешнеполитические установки ориентируются не на временную экономическую слабость России, а на будущую сильную евразийскую державу, граничащую и тесно сотрудничающую с Евросоюзом.

    Очевидно, нет нужды подвергать детальному анализу жизненно необходимый для обеих стран, особенно на перспективу, характер их взаимодействия в экономической сфере. Взаимодополняемость наших экономик сегодня в значительной степени предопределяет развитие тесных деловых отношений с Германией. О многом говорит хотя бы инициированный Москвой и Берлином диалог Россия-ЕС по вопросам энергобезопасности в ХХI веке. Действительно, топливно-энергетическая составляющая на 90 процентов доминирует в нашей торговле, покрывая около трети потребления газа и на четверть - обеспечение нефтью ФРГ. Хорошо известно и то, что Германия является не только крупнейшим кредитором России, но и главным поставщиком машин и оборудования на российский рынок. Но сводить всё к достаточно малопривлекательной, особенно в эпоху глобализации, схеме простого обмена сырья на оборудование было бы близоруко.

    Проблемы, десятилетиями накапливавшиеся бывшим СССР во внешней торговле (не только с Германией), в одночасье не решить. Здесь необходимо совместно поработать обеим сторонам, задействовать нестандартные пути и механизмы.

    Серьёзным бременем для поднимающейся российской экономики, безусловно, является огромный внешний долг (кстати, Россия исправно выполняет свои обязательства перед кредиторами и за последние десять лет выплатила только Германии свыше 12 млрд. долларов, половина из которых - проценты). В Берлине заявляют о готовности - в случае резкого ухудшения макроэкономических показателей российской экономики - пересмотреть свои жёсткие подходы в Парижском клубе. Это, конечно, важный стабилизирующий фактор. Однако истинно партнерский подход, думается, мог бы быть и более кооперативным. Жаль также, что в вопросе зарубежных активов бывшего СССР Германия не столь последовательна и вот уже в течение десятилетия, ссылаясь на известные возражения Украины, категорически отказывается перезаписать на Россию принадлежащую ей зарубежную недвижимость. В отличие, между прочим, от многих своих же партнёров по Евросоюзу.

    За прошедшие годы в российско-германском экономическом взаимодействии создан прочный каркас, который способен - события 1998 года тому пример - выдерживать сильные перегрузки и может служить плацдармом для движения вперёд. На общем фоне снижения в 2001 году мировой экономической конъюнктуры российско-германская торговля сохранила свою позитивную динамику, выйдя, по оценкам, на уровень в 47,5 млрд. марок (+14,5 процента) при положительном для России сальдо в 15 млрд. марок - малореальный ориентир для многих других наших ведущих партнёров.

    И, тем не менее, реальный потенциал российско-германского экономического сотрудничества, по нашему убеждению, может быть в полной мере раскрыт только путём многовекторной кооперации в наукоёмких и высокотехнологичных отраслях. Только тогда оно станет действительно стратегическим. Это, на наш взгляд, понимают многие партнёры в Германии, настроенные всерьёз и надолго идти на российский рынок, осознающие, что сегодняшняя смелость сторицей окупится завтра.

    У России есть “прорывные” разработки, которые мы готовы осуществлять вместе с европейскими, прежде всего немецкими, концернами, например, в авиационной сфере, космосе. Российские математики и программисты, инженеры и физики, биологи и генетики (“дешёвые”, но высококвалифицированные) предлагают современные российские технологии, их совместное патентование и продвижение на международные рынки. Для нас это альтернатива “утечке мозгов”, для Евросоюза - шанс обеспечить себе вместе с Россией достойное место в конкурентной борьбе с другими мировыми экономическими центрами силы. Пока мы здесь находимся лишь в начале пути.

    Непросто обстоят дела в важнейшей инвестиционной сфере. Обгоняя всех своих конкурентов по накопленным капвложениям в российской экономике (6,5 млрд. долларов, или 18 процентов от их общего объёма), ФРГ значительно уступает по объёму прямых инвестиций (1,4 млрд. долларов), занимая лишь пятое место. Эти цифры ещё более меркнут, уступая в несколько раз в сравнении с инвестиционной активностью ФРГ, к примеру, в Чехии, Венгрии или Польше, в Китае или ряде стран Латинской Америки.

    Выправление этой ситуации, конечно же, зависит и от того, сколь быстро Россия пройдёт свою часть пути в создании благоприятного климата для иностранных инвесторов. Движение с нашей стороны, несомненно, началось, и в России вправе рассчитывать на встречное движение и активность германского капитала.

    Не сомневаемся: если удастся уйти от идеологических стереотипов времен конфронтации, если мыслить стратегически, то выгода от реализации совместных крупных инвестиционных проектов будет взаимной. Относим к их числу не только двусторонние начинания с Берлином, но и крупные трансъевропейские, в том числе магистральные транспортные проекты с Евросоюзом.

    И, наконец, о третьем, не менее важном духовно-психологическом аспекте стратегического партнёрства, его демографической и культурно-гуманитарной составляющей.

    Русская и немецкая культуры как части общеевропейской культуры равноценны, самодостаточны и в тоже время взаимодополняемы и взаимообогощаемы. Русская литература, музыка, живопись стали органичной частью немецкого общества, и наоборот.

    Отрадно, что российско-германское партнёрство не замыкается сегодня исключительно на межгосударственный уровень отношений, а реально развивается вширь и вглубь. Большинство федеральных земель ФРГ поддерживают устойчивые и весьма интенсивные связи с регионами Российской Федерации, более 80 пар городов в России и Германии, около 330 университетов обеих стран объединены партнёрскими отношениями. Объём этих связей характеризуют и 150 регулярных авиарейсов, осуществляемых еженедельно между нашими странами.

    Красноречивы и такие цифры: свыше 2 миллионов человек, для которых русский язык является основным, родным, переехали за последние десять лет на постоянное жительство в ФРГ из стран бывшего СССР. Около 20 миллионов человек (включая членов семей), большинство из которых живет в России, служили или работали в Восточной Германии и сохранили об этой стране самые тёплые чувства. Десятки, если не сотни, тысяч немцев не понаслышке знакомы с жизнью россиян и имеют в России давние дружеские контакты.

    Особое место в формировании объективного образа страны-партнера, развитии действительно прочных контактов между людьми - важнейшей опоры двусторонних отношений, имеет вопрос о прямом общении россиян и немцев, предполагающем знание языка своих соседей. Сегодня русский язык изучают в Германии около 200 тысяч человек, более 4 миллионов человек учат немецкий в российских школах и вузах. Потенциал знающих и понимающих язык в обеих странах намного больше.

    И. Б. Братчиков, Д. Е. Люблинский

    (Россия, Франция и Великобритания) достигли апогея и привели к началу Первой мировой войны . Большевики , пришедшие к власти в России в результате Октябрьской революции 1917 года , пошли на сепаратные мирные переговоры с Центральными державами и подписали кабальный Брестский мир , который несколько облегчил положение Германии, позволил ей на короткое время (до конца 1918 года) достичь своих экспансионистских целей на востоке и сосредоточить основные силы на Западном фронте. Брестский мирный договор утратил силу в ноябре 1918 года в связи с поражением Германии в войне.

    Между тем и Сталин, и Гитлер не сомневались, что военное столкновение СССР и Германии неизбежно. 31 июля 1940 года Гитлер представил на военном совещании общий план будущей войны против СССР - план «Барбаросса ». 22 июня 1941 года нацистская Германия совместно со своими европейскими союзниками напала на Советский Союз, начав самый кровопролитный конфликт в истории человечества, известный в России как Великая Отечественная война . Военно-политическое руководство Третьего рейха, рассчитывая на стратегию молниеносной войны («блицкриг »), намеревалось ликвидировать советское государство, завладеть его богатствами, физически истребить основную часть населения и «германизировать» территорию страны вплоть до Урала - генеральный план Ост .

    антигитлеровской коалиции изгнал захватчиков со своей территории и освободил от нацизма страны Центральной и Восточной Европы, сыграв решающую роль в его разгроме в Европе . Война завершилась в мае 1945 года победой Красной Армии и .

    После поражения в войне Германия была разделена союзниками на четыре оккупационные зоны . На территории оккупационных зон Великобритании , США и Франции (Тризония) 7 сентября 1949 года была основана Федеративная Республика Германия со столицей в Бонне , через месяц, 7 октября 1949 года, в советской зоне оккупации Германии - Германская Демократическая Республика со столицей в Восточном Берлине . 9 мая 1955 года ФРГ вступила в НАТО , ГДР 14 мая 1955 года - в . 13 августа 1961 года между Восточным и Западным Берлином была возведена Берлинская стена . ГДР, на территории которой дислоцировалась группа советских войск , стала главным форпостом социалистического лагеря в холодной войне .

    История

    Средние века

    Первые торговые и династические связи существовали ещё между Древнерусским государством и Священной Римской империей . Известно о русском посольстве, отправленном будущему императору Оттону I княгиней Ольгой в 959 году . В 1089 году дочь киевского князя Всеволода Ярославича Евпраксия ненадолго стала супругой императора Генриха IV (примечательно, что в 1043 году Ярославу Мудрому не удалось выдать замуж за Генриха III одну из своих дочерей).

    Период Русского государства

    В 1913 году Германия была главным торговым партнером России: на неё приходилось 29,8 % российского экспорта и 47,5 % импорта . Германия также была одним из основных инвесторов в Россию (наравне с Францией, Бельгией и Великобританией). Советский дипломат Г. В. Чичерин считал, что накануне 1917 года в России весь иностранный акционерный капитал составлял около 1,300 млрд рублей, из них германские вложения - 378 миллионов рублей, тогда как английские только 226 миллионов рублей .

    Первая мировая война

    В 1934 году СССР вступил в Лигу наций. Советская дипломатия боролась за создание единого антифашистского фронта и системы коллективной безопасности, одновременно развивая двусторонние межгосударственные отношения. В 1935 году между СССР, Францией и Чехословакией были подписаны договоры о взаимной военной помощи в случае агрессии со стороны других держав. В то же время Польша в 1934 году предпочла заключить декларацию о ненападении и взаимопонимании с Германией, а Англия в 1935 году подписала с Германией военно-морское соглашение.

    Обострение международной обстановки в начале 1939 года заставило Великобританию и Францию пойти на переговоры с СССР о совместном противодействии агрессии, однако одновременно они продолжали искать пути достижения соглашения с Третьим рейхом и добивались от советского руководства принятия на себя односторонних обязательств по оказанию помощи странам, которым угрожала германская агрессия, что привело бы к втягиванию СССР в войну с Германией. Германское руководство, воспользовавшись противоречиями между западными державами и СССР, предложило советскому правительству заключить договор о ненападении, выразив при этом готовность учесть территориальные интересы СССР. Подобное соглашение руководство Третьего рейха рассматривало как способ нейтрализации СССР и намеревалось соблюдать его лишь до тех пор, пока это не начнёт противоречить интересам Германии.

    Военно-политическое руководство Третьего рейха, рассчитывая на стратегию молниеносной войны («блицкриг »), намеревалось ликвидировать советское государство, завладеть его богатствами, физически истребить основную часть населения и «германизировать» территорию страны вплоть до Урала . Для советского народа Великая Отечественная война стала справедливой войной за свободу и независимость его Родины .

    В ходе войны Советский Союз в составе антигитлеровской коалиции нанёс наибольший ущерб вооружённым силам Германии и её европейских союзников, изгнал захватчиков со своей территории и освободил от нацизма страны Центральной и Восточной Европы, тем самым сыграв решающую роль в его разгроме в Европе .

    По мере разрастания бедствий и разрушений, отношение к немцам в советском обществе перешло в гнев и ненависть, а слово «немец» на многие годы стало синонимом врага. Среди немцев презрительное отношение к русским, подогреваемое нацистской идеологической пропагандой, выливалось в крайнюю жестокость, в том числе по отношению к мирному населению. В самой Германии не утихала официальная пропаганда, которой подпитывался образ русского народа как варваров.

    Война завершилась в мае 1945 года победой Красной Армии и безоговорочной капитуляцией вооружённых сил Германии . Нюрнбергский трибунал , состоявшийся в 1945-1946 гг., дал оценку развязанной нацистской Германией агрессивной войне против всего мира, военным преступлениям, преступлениям против мира и человечности, а также вынес приговор нацистским преступникам, стремившимся к мировому господству .

    Эпоха холодной войны

    Политика

    После поражения в войне Германия оказалась поделенной между Союзниками на четыре оккупационные зоны. На территории оккупационных зон Великобритании , США и Франции 7 сентября была основана Федеративная Республика Германия со столицей в Бонне . Через месяц в советском секторе - Германская Демократическая Республика со столицей в Восточном Берлине . В ФРГ вступила в НАТО , а ГДР в - в Организацию Варшавского договора . 13 августа между Восточным и Западным Берлином была возведена стена . Таким образом, Восточная Германия стала главным форпостом СССР в холодной войне .

    На территории ГДР дислоцировалась Группа советских войск в Германии , считавшаяся одной из наиболее боеспособных в Советской Армии . Германия стала важным центром деятельности Комитета государственной безопасности в его противостоянии с западными спецслужбами. В основном именно в Германии между США и СССР происходил обмен арестованными шпионами (в этой связи получил известность мост Глинике).

    Разрядка международной напряженности и обширные политические реформы в СССР в конце 80-х привели в конце концов к распаду Социалистического лагеря , Варшавского договора, а позже и самого Советского Союза. 9 ноября стена, разделявшая столицу Германии на протяжении 28 лет, была демонтирована. 12 сентября 1990 года в Москве был подписан Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии . 3 октября ГДР вошла в состав Федеративной Республики Германия , холодная война окончилась. В сентябре Германию покинул последний российский солдат.

    Экономика

    После второй мировой войны экономические отношения СССР с ФРГ были очень сильно осложнены реалиями «холодной войны ». Но с подписанием 5 июля 1972 года долгосрочного соглашения о торговле и экономическом сотрудничестве ситуация в корне начинает меняться в положительную сторону. Был выработан целый пакет советско-западногерманских договоров, соглашений и других нормативных актов, создавших фундамент для экономического сотрудничества между СССР и ФРГ. C начала 1970-х годов ФРГ прочно заняла место главного торгового партнера СССР. Особое значение для этих отношений имела

    На современном этапе отношения России и Германии противоречивы, хоть обе стороны не раз высказывались по поводу необходимости усиления сотрудничества в политической, экономической и культурной сферах. Так 24 мая 2014 года в Санкт-Петербурге на встрече с руководителями мировых информагентств В.В. Путин сказал: «Что касается наших отношений с Федеративной Республикой. Они у нас полномасштабные… Я глубоко убежден в том, что к ним нужно подходить очень бережно». 20 мая 2014 года в интервью газете Leipziger Volkszeitung Ангела Меркель отметила: «Для нас, немцев, Россия является близким партнером. Между немцами и русскими, как между ЕС и Россией, имеется большое количество надежных контактов. Хорошие отношения с Россией - в наших интересах» http://www.kommersant.ru/doc/2619834 сайт Коммерсант. В целом отношения строились именно в духе партнерства.

    Дипломатические отношения между ФРГ и СССР были установлены еще 13 сентября 1955 года. Непосредственно началом отношений между Федеративной Республикой Германия и Российской Федерацией послужило признание 26 декабря 1991 года России в качестве государства-продолжателя бывшего СССР.

    Правовая основа отношений заложена в Договоре о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве, подписанном 9 ноября 1990 года (хоть он и был заключен еще с СССР). Договор установил главные принципы отношений, среди которых взаимное уважение суверенного равенства, территориальной целостности, политической независимости, приверженность делу предотвращения войн, отказ от каких-либо территориальных претензий, стремление к сокращению вооруженных сил, а также проведение регулярных консультаций на высшем уровне не реже раза в год и не реже двух раз в год на уровне министров иностранных дел, углубление экономического сотрудничества, стремление к упрощению визового режима и т.д.

    Частью правового фундамента послужило также Совместное заявление Президента Российской Федерации и Федерального канцлера ФРГ от 21 ноября 1991 года. Принципиальное значение имеет Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии от 12 сентября 1990 года, подписанный ГДР, ФРГ, Великобританией, США, СССР и Францией, который обозначил главные положение по вопросу объединения Германии (в нем же зафиксирован отказ объединенной Германии от владения и распоряжения ядерным оружием).

    Наглядным подтверждением заинтересованности России в расширении политического диалога с Германией послужило то, что свой первый визит в качестве президента РФ В.В. Путин совершил 15-16 июня 2000 года в Берлин. С этого момента отношения с Германией для России стали одними из приоритетных, что также подтвердила Концепция внешней политики Российской Федерации, принятая в июле 2000 года http://www.ng.ru/world/2000-07-11/1_concept.html сайт Независимой газеты. Немаловажным был и визит В.В. Путина в Германию 25-27 сентября 2001 года и его выступление в Бундестаге на немецком языке. Свидетельством перехода отношений на новый уровень служит также создание в 2001 году дискуссионного форума общественности под названием «Петербургский диалог». Он проводится раз в год и является средством общения общественности двух стран. Работа форума ведется в рамках шести рабочих групп: «Политика и гражданское общество», «Предотвращение кризисных ситуаций и политика мира», «Экономика и деловая жизнь», «Молодежные обмены, образование и наука», «Культура», «Средства массовой информации».

    За последние двадцать пять лет Германии и России удалось найти развязки по вопросам, оставшимся открытыми еще с советских времен. Так были выполнены договоренности о выводе российских войск с территории Германии (вывод был завершен 31 августа 1994 года), заключены соглашения об уходе за военными памятниками и могилами, о выплате Германией компенсаций жертвам преследований нацистов (400 млн марок по двусторонним договоренностям 1993 года и более 800 млн марок по многостороннему соглашению от 17 июля 2000 года).

    Значительные успехи были достигнуты и по вопросу исторического примирения и укрепления доверия, о чем свидетельствует участие канцлеров ФРГ в торжествах в Москве 9 мая (Г. Коль, Г. Шрёдер, А. Меркель). В 2001 году впервые в истории Президент Российской Федерации и Федеральный канцлер ФРГ возложили совместные венки на мемориальном Пискаревском кладбище и к мемориалу советским воинам в Берлине.

    В 1990-е годы организационным инструментом координации и развития двусторонних экономических, финансовых и научно-технических связей являлся Консультационный совет по экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Уже в июне 2000 года по инициативе Президента России и Федерального канцлера ФРГ учреждена рабочая группа высокого уровня по стратегическому сотрудничеству в области экономики и финансов. 14 декабря 2007 года в Москве начала работать Российско-Германская внешнеторговая палата, представляющая интересы предпринимателей обеих стран. В 2003 году по решению Президента РФ и Федерального канцлера ФРГ создана двусторонняя рабочая группа высокого уровня по вопросам политики безопасности.

    С 1998 года проводятся регулярные двусторонние Межгосударственные консультации на высшем уровне с участием членов правительств России и Германии. В октябре 2010 года состоялся государственный визит в Российскую Федерацию Президента ФРГ К. Вульфа. В ноябре этого же года в ФРГ с рабочим визитом находился Председатель Правительства РФ В.В. Путин. В ноябре 2011 года Президент РФ Д.А. Медведев посетил ФРГ с официальным визитом, в ходе которого состоялась торжественная церемония открытия первой ветки газопровода «Северный поток». В 2012 и 2013 году состоялись рабочие визиты В.В. Путина в ФРГ. В 2013 году в качестве почетного гостя А. Меркель участвовала в работе 17-го Петербургского международного экономического форума. Также в плановом режиме проводятся межпарламентские обмены.

    О стремлении Германии сотрудничать с Россией свидетельствует и Резолюция Бундестага по российско-германским отношениям от 6 ноября 2012 года http://russkoepole.de/ru/?option=com_content&view=article&id=915:bundestag-resol&catid=1:latest-news&Itemid=18&lang=ru портал общегерманского координационного совета русских соотечественников Русское Поле, резолюция Бундестага по российско-германским отношениям. В ней Россия рассматривается как важный стратегический партнер, с которым Германию связывает долгая история сотрудничества, которое необходимо сохранить и расширить в будущем. Признается, что с региональными и мировыми вызовами можно справиться только совместно с Россией.

    Партнерские отношения развивают 23 субъекта РФ и 14 земель ФРГ. Реализуются межрегиональные соглашения и договоренности различной направленности. Наиболее плотные контакты германскими землями поддерживают Москва, Санкт-Петербург, Московская, Нижегородская, Калужская, Саратовская, Калининградская, Ульяновская области, Уральский район, Краснодарский край. Партнерские отношения установлены между более чем сотней пар российских и немецких городов. В июне 2015 года планируется 13-я встреча городов-побратимов в Карлсруэ.

    В становлении российско-германских отношений значимую роль сыграла и культурная составляющая. Так 23 мая 2011 года по 22 мая 2012 года прошел «Российско-Германский год образования, науки и инноваций». В 2012-2013 году под патронатом президентов двух стран была реализована программа «перекрестных»годов России и Германии. Также в 2006 году в Москве и Гамбурге учреждены Национальные координационные бюро по молодежным обменам, осуществляющие практическую, аналитическую, информационно-консультационную работу в этой сфере.

    В целом в политических отношениях ФРГ и России можно выделить некоторые основные черты. Двусторонние отношения всегда строились на восприятии друг друга в качестве союзников, имеющих общие интересы и ценности. В годы президентства В.В. Путина произошли значительные позитивные сдвиги в функционировании внешнеполитического механизма, затронувши и отношения с Германией. В отношениях с Германией преобладали прагматизм и экономическая целесообразность в силу осознания важности обеих стран друг друга в качестве стратегических партеров. Более того сложилась система устойчивых институтов, которые обеспечивают поддержку российско-германским отношениям.