Сознание и бессознательное. Теория фрейда о бессознательном

Личности Фрейда и его детищу - психоанализу посвящена огромная, можно сказать необозримая, литература: философская, медицинская, психологическая, искусствоведческая, языковедческая, этнографическая и другая. "Личность Зигмунда Фрейда стала уже легендой" признала К.Б. Клеман - соавтор одной из немногих содержательных книг о психоанализе (Марксистская критика психоанализа М., 1975).

И американский философ Г. Уэлс пишет о "двух гигантских фигурах"; И.П. Павлове и З. Фрейде создателях крупнейших...

Бессознательное играет важную роль в жизни человека. Привычки человека, его навыки и умения несут в себе бессознательную основу. Рассмотрим основные свойства бессознательного человека, применяя метод "октетанализ".

Андрогинные свойства инстанций сверхсознания и сознания

В психике человека октетанализ изучает сверхсознание, сознание и бессознательное.

Октетанализ различает три инстанции (компонента, элемента, составных части) в сверхсознании, три инстанции в сознании и две инстанции в...

Чем же определяются значительность и влияние вклада Фрейда? Им были открыты проблемы, психические механизмы, феномены, факты, касающиеся того обширного пласта регуляции человеческого поведения, в котором представлена сложная и загадочная область бессознательной психики.

До Фрейда в научных исследованиях поведения человека главное внимание уделялось либо физиологическим основам и факторам этого процесса, либо его зависимости от сознания. Сама психология, возникшая в качестве самостоятельной...

Эта схема при своей внешней простоте нуждается в пояснении. В первую очередь мы сталкиваемся сразу с несколькими вопросами: что есть бессознательное? Как бессознательное превращается в сознательное, и если это возможно, то какая от этого польза?

Надо пояснить, что термины «сознательное» и «бессознательное» могут иметь различные значения. В одном случае они характеризуют субъективное состояние человека; это значение терминов называется функциональным. Сознательным является индивид, осознающий...

1. Фрейд и Кафка, возвращение к самому себе.

Человек – биологический или психический робот, - вот нынешнее удобное «научное» утверждение. Я думаю, для Фрейда приоритет сексуальности был вынужденным методом исследования психических явлений, Фрейд просто не нашел, на что можно опереться в современной ему практической психиатрии.

Дуальность человеческой психики проявляется в делении мира на материальный и идеальный. Идеалистическая идея культивировалась на Западе столетиями, это была...

Проблемы взаимосвязи культуры и неврозов были рассмотрены еще Фрейдом в его учении, однако современные знания о степени и природе влияния культуры на личность не было доступно в то время, когда Фрейд развивал свою психологическую систему.

Вместо признания того, что противоречивые тенденции в неврозах порождаются главным образом условиями жизни, он считает их инстинктивными наклонностями, которые лишь модифицируются окружением индивида.

В результате Фрейд, сводя к биологическим факторам...

Психология... Наука о душе.
Какими же смешными кажутся тогда рассуждения и трактаты современных психологов, которые стараются почти технически разобраться в сложном внутреннем мире человека, но результатом остаются рассуждения типа: «Что составляет предмет научного познания в психологии?

Наверное, это один из самых сложных вопросов. На протяжении истории развития психологической мысли позиции по нему претерпевали серьезные изменения, не существует единого мнения на этот счет и у современных...

"Ваше бессознательное знает все - может быть, даже больше, чем сознательный ум, и оно скрывает от вас, от вашего сознательного ума все, что вам не следовало бы, как оно считает, осознавать.".

Эта цитата, как нельзя лучше, описывает бессознательное таким, каким его представлял Милтон Эриксон.

Милтон Эриксон получил классическое психиатрическое образование. Он думал, что фрейдистская теория бессознательного гораздо шире, чем считалось на тот момент. Милтон Эриксон первый подал такую мысль...


Не осталась в стороне и Россия. 16–17 декабря в Москве будет работать международная конференция «Зигмунд Фрейд – основатель новой научной парадигмы: психоанализ в теории и практике...

Зигмунд Фрейд заложил основы современной психологии. Трансакционный анализ Эрика Берна и большинство постулатов Нейролингвистического программирования основаны на его открытиях. Изучая работу Фрейда «Бессознательное», меня не покидало ощущение дежавью, и подозрение, что за последние сто лет психологи не придумали ничего нового. Разве что переименовали, слегка углубили и расширили. Но Фрейд – не писатель беллетристики.

Читать его мне, человеку не обделенному интеллектом, тяжело и нудно. Чтобы передать, насколько фундаментально он сформировал психологические науки, мне придется сделать то же самое: переименовать, упростить и разбавить картинками. Итак....

Части психики по Фрейду современным языком

Сначала разберемся с терминами. Не важно, как вещь называется, важно, что она означает. Чтобы было приятнее и понятливее, я многие понятия упростил. В 1915 году Фрейд описал в работе «Бессознательное», что наше внутреннее, душевное, наша Психика состояние состоит из трех частей: 1 . Бессознательное : это такая штука, из которой исходят желания и влечения. Сокращение – Ubw (на немецком Unterbewusstsein).

  • Ребенок . Источник бесконечной энергии и силы, стремящийся играть. Основные эмоции Ребенка – веселье или страх.
  • В НЛП это то самое бессознательное, которое мастера НЛП любят просить, взламывать, якорить. Которое все помнит, и ничего не запоминает.
  • В модели пикаперов это рептильная часть мозга, самая древняя, и отвечающая за секс. Якобы рептильная чаcть мозга отвечает последовательно на вопросы: (1) «Это опасно?», если нет – (2) «Это можно съесть?», если нет – (3) «Это можно поиметь?», если нет – (4) теряем интерес. Разумеется, пикаперам нравится третий вопрос, и большинство трюков направлено на рептильный мозг.

2. Предсознание . Сокращение – Vbw (на немецком Vorbewusstsein). Это место обитания убеждений, представлений, эмоций. Предсознание – слишком научное и некрутое название, но наиболее показательное для объяснения процесса Вытеснения. Я бы назвал его совестью или моралью , но оставил изначальный термин из уважения к науке.

  • В трансакционном анализе Берна это Родитель . Строгий такой, всегда приструнивающий ребенка, указывающий, что надо делать, что можно, что нельзя. Это тот, кто дает предписания.
  • В НЛП точного эквивалента не знаю. Им нравится работать с Бессознательным.
  • Это может быть лимбической частью мозга. Местом, где живут эмоции и чувства .

3. Сознание . То самое, умное, сообразительное, которое вы сейчас осознаем. Сокращение – Bw (на немецком Bewusstsein).

  • В трансакционном анализе Берна это Взрослый . Хладнокровный, логично думающий, и спокойно ищущий решения
  • В НЛП это все манипуляции, направленные на подстройку к собеседнику, скрытое воздействие, и работу с Бессознательным.
  • Это может быть Неокортексом. Самым новым эволюционным подарком человеку. Место логики и мышления.

Теперь основные процессы по Фрейду, или как все это работает. Мы будем использовать наши, простые термины.

Побуждения . Фрейд называет их Психическими Актами. Сны, влечение, тревога. Мысли, желания, воспоминания. Фантазии, инстинкты, процессы. Психические Акты – это собирательное понятие, олицетворяющее все, что происходит в нашей психике. Слово Побуждения звучит для меня менее научно и более жизненно.

Цензура . Не всякие Побуждения из Бессознательного хороши на публике. К примеру, желание разбить окно у соседа. Фрейд выяснил, что наша Предсознание выполняет некую функцию цензуры, не пуская всякие «грязные» желания в Сознание. И тогда эти желания становятся вытесненными.

Вытеснение . Это как раз результат работы Цензуры в Предсознании. Не все, что мы желаем бессознательно, пропускается Предсознанием в Сознание. И тогда мы это Побуждение сознательно не воспринимаем. Не «знаем», что оно существует. Но вот загвоздка: Побуждение не пропадает. Стекло все равно разбить хочется. И тогда начинается у нас дискомфорт, доводящий до невроза и неадекватного поведения. И тут начал лечить Фрейд. И тут мы можем начать разбирать его труд «Бессознательное», опубликованное в 1915 году.

Соотношение бессознательного и вытесненного

Как можно познать Бессознательное? Мастера НЛП любят экспериментировать с этой штукой. Обращаются к нему с вопросами, задают простые задачки, и проверяют ответы. К примеру, исходя из предположения, что Бессознательное все замечает, можно его спросить, сколько ступенек в лестничном пролете, и проверить. Таким образом можно мягко выработать доверие к своему Бессознательному, и самому себе. В психоанализе и психотерапии – это преодоление сопротивления, выведение на свет темных тайн нашего прошлого, вытесненного неврозом. Таким образом Бессознательное содержит двоякий опыт:

  • который мы сознательно получили и на данный момент не обязательно помним, как в примере с количеством ступенек, и
  • болезненные переживания, которые наш организм «предпочел» забыть.

Обоснования допущения понятия «бессознательное»

Как доказать, что Бессознательное существует? Все мы знакомы с неподконтрольными нам порывами. Сны, влечение, тревога. Мысли, которые неизвестно откуда возникают, но сознательно нами воспринимаются. А если предположить, что мысли появляются из Бессознательного, со своими закономерностями? Тогда станет ясна связь между этими порывами и к ним ведущими процессами.

Если же на себе испытать пару приемов, когда через воздействие на бессознательные процессы мы можем влиять на сознательные порывы и состояния? К примеру, пройдет ли волнение на интервью, если представить собеседников голыми? Если пройдет, то не доказательство ли это Бессознательного, и что с ним можно работать?

Что еще указывает на существование Бессознательного? СЕЙЧАС мы сознательно можем воспринимать только то, что видим сейчас. Если попросят, мы вспомним, что видели вчера. Ну а до тех пор, информация о вчера находится в памяти, в латентном, бессознательном состоянии. Мы ведь знаем, что под гипнозом можно вспомнить даже то, что мы вчера сознательно не заметили, или забыли. Мастера НЛП утверждают, что с помощью их техник можно научиться добывать эту информацию из Бессознательного и без гипноза.

Страшно как-то

И все-таки многие спросят, зачем в этой белиберде копаться. Можно считать свои ошибки просто неудачей или ударом судьбы, и так будет до тех пор, пока у человека нет знаний о внутренних законах о Бессознательном. Карл Юнг писал: «Когда внутренняя ситуация не осознается, она проявляется извне, как судьба».

Фрейд: «Тому, кто ошибочные действия нормальных людей считает случайностями и довольствуется старой мудростью, что сны - морская пена, остается только игнорировать несколько загадок в психологии сознания, и тогда незачем будет допускать бессознательную деятельность.

Есть и другая трудность, мешающая познать Бессознательное, и требующее мужества. Человеку свойственно присваивать свои мысли другим людям и даже природе. Мы надумываем другому неблаговидные мотивы, но делаем это через свой опыт. Мы предполагаем, что растениям нравится слушать Моцарта. Это не более чем умозаключением. Также можно предположить, что есть Бессознательное. И тогда придется признать, что всё поведение, которое мы не можем объяснить, как будто принадлежит другому лицу. То есть признать, что я не один, во мне живет несколько людей. От такой мысли мурашки по коже….

Как довериться Бессознательному? Допуск к нему особенный, требующий большого доверия к самому себе. Особенно сложно, когда наблюдаешь за своими привычками. Они удобны, кое где и кое как приемлемы, и отработаны до автоматизма. Только в моменты, когда что-то с их помощью начинает не получаться, человеку приходится сделать выбор. Или сказать, что это судьба или звезды. Или признать, что привычки придется поменять. А они идут откуда-то из внутренней неизвестности, из Бессознательного. Начать заново изучать себя – это путешествие с неизвестным результатом, и потребуется сильное доверие самому себе, чтобы поверить, что в конце дорога самопознания закончится чем-то хорошим, но иногда сознательно непредвиденным.

Многозначность бессознательного

Все Побуждения изначально зарождаются в Бессознательном. Бессознательное содержит с одной стороны переживания и процессы, просто не осознаваемые, латентные, и с другой стороны «вытесненные», не допущенные в сознание. Пример латентной работы Бессознательного можно найти в такой известной технике НЛП как «шестишаговый рефрейминг». В упрощенном варианте человек осознанно задает Бессознательному вопрос, и просит найти решение и осуществить его в жизнь наилучшим для него образом. Если перевести эту технику на язык Фрейда, Бессознательное «латентно» и неосознанно начинает работать и менять действия человека, приводя к сознательно запрашиваемому результату. Это является для меня примером «латентных, временно бессознательных» процессов.

Вытесненные же Побуждения «отличались бы самым резким образом от остальных сознательных, если бы проникли в сознание». Они проходит Цензуру, проверку на критерий этого резкого отличия. Если испытание не пройдено, Побуждение не допускается до уровня сознания, остается «вытесненным» в Бессознательном.

Разбирая Бессознательное, Фрейд задается вопросом, как работает мозг. Сохраняется ли Побуждение, допущенное из Бессознательного в Сознание, новой «копией» изначального переживания, и тогда в мозге одна и та же информация записана дважды? Или речь идет о том же материале и локальности, обладающем дополнительным признаком? Фрейд отказывается от окончательных выводов, что сознательные процессы протекают в мозговой коре, а бессознательные в субкортикальных частях мозга.

Тем не менее, в современных любительских постах, особенно о пикапе, принято разделять рептильный, обезьяний лимбический и интеллектуальный (Неокортекс) мозг. Рептильная форма мышления отвечает последовательно на вопросы «Это опасно?», «Это можно съесть?» и «Это можно поиметь?», и является зоной секса и страха. Обезьяний мозг отвечает за эмоции, и интеллектуальный за осознанные решения. Тут сложно не заметить соответствие современных популярных разъяснений и раскладки на бессознательное, предсознание и сознательное.

Существуют ли бессознательные аффекты?

Аффект, в переводе с латинского «душевное волнение» или «страсть» - это (1) сильное кратковременное Побуждение, (2) сопровождающееся реакциями в теле, (3) проявляющаяся обычно в критических ситуациях, на которую мы не можем адекватно среагировать. Как правило это реакция на негативный опыт в прошлом, когда малозначительная деталь запускает ответную реакцию, как бы предупреждая организм о возможном повторении события. Если вы «взрываетесь» от кажущейся со стороны безобидной фразы в вашу сторону, это может быть тем самым аффектом. По мотивам более поздних психоаналитиков, таких как Карен Хорни, я бы назвал аффект внешним проявлением невроза.

Уже по определению аффект, как Побуждение с телесными реакциями не может быть бессознательными. На то оно и телесное, чтобы быть воспринятым. Что же тогда «бессознательная любовь», «бессознательное сознание вины» или «бессознательный страх»?

С любовью просто разобраться. Как ни крути, это форма влечения. По Фрейду влечение может быть только продуктом бессознательного, что прекрасно раскрывает НЛПшник Тимур Гагин в инструкции по основам эротического воздействия.

Чтобы разобраться со страхом, давайте определимся, что такое эмоция ? На тренингах можно услышать, что эмоция – это оценочная реакция на внешнее событие. Оценка – это внутреннее представление, является ли событие положительным или отрицательным, что соответствует представлению Фрейда. Может ли быть аффект, как форма эмоции, бессознательным?

Фрейд приводит пример, что яркое чувство может восприниматься ошибочно. К примеру, влечение, которое всегда исходит из Бессознательного, может быть не допущено в Сознание. Потребность ребенка в близости с отцом может быть вытеснено занятым отцом, который не выделяет времени на общение с ребенком. Или же может быть вытеснено моральными установками, если речь идет уже о другой форме влечения.

В обоих случаях влечению приходится ждать в Бессознательном, пока оно не находит замещающего представления. Активность к объекту влечения превращается в бегство от него. Ближайшее представление для бегства – это избегание опасности. А для избегания опасности соответствующая эмоция – это страх. Так получается, что бессознательное влечение воспринимается как страх, хотя по сути должно было бы ощущаться как любовь. Такой процесс Фрейд называет бессознательным аффектом, когда желание началось и «вытеснилось» обратно в Бессознательное, а сознательно оценивается в совсем другом представлении.

Одной из задач Сознания, согласно Фрейду, является контроль над аффектом. До тех пор, пока Сознание контролирует произвольные моторные движения, психическое состояние индивидуума может считаться нормальным. Гораздо сложнее для Сознания влиять на само возникновение аффекта, где оно вступает в противодействие с Бессознательным.

Экономический подход к описанию вытеснения.

Экономический подход в психоанализе, сформулированный Фрейдом, основан на описании психологической активности в терминах психической энергии. К примеру, вытеснение – это недопускание Побуждения из бессознательном в сознание. Как происходит недопускание? Если верно предположение, что сознательное Побуждение отличается от бессознательного только признаками, но не является новой копией той же информации в мозгу, то этим признаком может быть энергия.

Побуждение становится активным, и может подняться в Сознание, когда ему придается энергия. Источником энергии может быть аффект как защитная реакция, или влечение (интерес). Поскольку любое воспоминание в Бессознательном сохраняет активность, то энергия может отнимается от чего-то другого, а именно от Предсознания. Задача Предсознания - защитить Сознание от натиска Бессознательного. Для создания и поддержания вытеснения требуется постоянное усилие. Таким образом энергия, которая отнимается от Побуждения, затрачивается на противодействие с ним же.

В любительской психологии этот подход Фрейда выражен в лозунгах-задачах «найти себя», «привести себя в гармонию с собой», чтобы освободить внутреннюю энергию и направить ее на достижение своих целей.

Свойства Бессознательного и его продукты

Бессознательное получает информацию через восприятие, и не обладает цензурой. Все пути восприятия остаются свободными. Это перекликается с постулатами НЛП, что подсознание все замечает, даже если мы отвлечены размышлениями.

В то же время Побуждения, вытесненные в Бессознательное, отличаются от сознательно услышанной информации, даже если они имеют одно и то же содержание.

Из чего состоит Бессознательное? Фрейд сравнивает его с «аборигенами», некой суммой из животных инстинктов и вытесненных из сознания детских переживаний, воспринимаемых с возрастом как недопустимых. Инстинкты могут проявляться в виде фантазий. Вытесненные переживания детства - в виде защитных невротических реакций.

Самым интересным мне показались не продукты бессознательного, но что происходит, если Сознание и Бессознательное работают вместе. Бессознательные желания и влечения проходят через Цензуру убеждений в Предсознании, и, как правило, вытесняются обратно, не доходя до сознательного уровня. Но если стремления в Сознании соответствуют бессознательным Побуждениям, возникает сотрудничество. Предсознание воспринимает активность Бессознательного как продолжение намерений Сознания, выключает цензуру и усиливает Побуждения!

Фрейд: «усиленные стремления проявляются все-таки иначе, чем нормальные: они создают способность к исключительной по совершенству деятельности и проявляют такую же сопротивляемость, против возражений, как навязчивые симптомы.»

Бессознательное одного человека может влиять на Бессознательное другого, обойдя его Сознание. По Гагину это проявляется особенно при флирте, или эротическом воздействии. Чтобы возбудить собеседника (и не обязательно другого пола), достаточно упредительно себя внутренне возбудить. Тогда это внутреннее возбуждение передастся собеседнику, даже если он этому сознательно противится.

В чем суть психоаналитического лечения?

Работа психоаналитика заключается в том, чтобы воздействовать на Бессознательное через Сознание. Но эти изменения требуют времени. Процесс трудный и длительный.

Фрейд: «... психоаналитическое лечение построено на воздействии на Бессознательное через Сознание и во всяком случае показывает, что такое воздействие не невозможно, хотя и удается с большим трудом. ... изменение Бессознательного, протекающее самостоятельно под влиянием Сознания, представляет собой трудный и длительный процесс . Если говоришь пациенту об угаданном в свое время вытесненном им представлении, то сначала ничего не меняется в его психическом состоянии. Главное же то, что этим не уничтожается вытеснение и не устраняются его последствия, как можно было ждать, оттого что неизвестное прежде представление стало известным. Наоборот, сперва получается только новое отклонение вытесненного представления. У пациента действительно имеется теперь то же представление в двух формах в различных местах его душевного аппарата: во-первых, он имеет сознательное воспоминание со слов аналитика благодаря сообщению представления, во-вторых, как нам точно известно, он сохраняет в себе в прежней форме бессознательное воспоминание о пережитом. В действительности вытеснение уничтожается не прежде, чем сознательное представление, преодолев сопротивление, вступает в связь с бессознательным воспоминанием . Успех достигается только тогда, когда именно это последнее становится сознательным.»

Речь шизофреника и ее отношение к бессознательному.

Каким языком могло бы разговаривать Бессознательное? Фрейд предполагает, что наиболее полно Бессознательное проявляется через речь шизофреников. При этой болезни изначальное Побуждение после процесса Вытеснения не ищет новых объектов; наступает состояние нарциссизма, неспособности пациентов к перенесению чувств. То есть Побуждение остается направленным на Бессознательное. В результате при шизофрении высказывается через сознательную речь бессознательное состояние пациентов.

Речь становится особенно заботливой, неестественной, манерной, часто направленной на отношение к органам тела. Фрейд называет это «шизофреническим словообразованием», «ипохондрическим языком органов», когда все содержание речи замещается отношением к органам (глазу, руке) или телесным ощущениям (толкнуть, сдвинуть, подменить).

Любой объект, к примеру, стул, может иметь предметное описание, состоящее в активности и тактильных ощущениях (размер, вес, твердость), и словесное описание (сам термин «стул», а может «табуретка»). Фрейд отмечает, что в случае шизофрении слово и вещь не совпадают, что не имеет места в случае невроза.

Тем не менее кажется странным, почему именно словесное описание, обычно находящееся под контролем Сознания, в случае Вытеснения становится основным признаком шизофрении. Фрейд отвечает, что речь идет скорее о попытке организма к выздоровлению и овладению утерянными объектами. Чтобы восстановить потерянную связь с объектом, Сознание обращается к Бессознательному через то, что у него есть – через словесное определение. Этот путь не безопасен:

Фрейд: «Когда мы мыслим абстрактно, нам грозит опасность пренебречь взаимоотношениями между словами и бессознательными предметными представлениями, и нельзя отрицать, что наше философствование в таких случаях приобретает нежелательное сходство по содержанию и форме выражения с мыслительной работой шизофреников.»

Различия сознательных и бессознательных психических представлений.

На основе того же представления, что объект в психическом мире обладает предметным и словесным представлением, Фрейд формулирует основу не только неврозов переноса, но и современное объяснение психологических травм. Бессознательное содержит только предметное силы объектов, его тактильное описание. Предсознание добавляет к нему представление, некую форму оценки. Сознание добавляет словесное представление, благодаря которому мы можем описать объект через речь. Таким образом, при неврозе происходит вытеснение словесного описания, которое при нормальном психическом состоянии должно было бы быть связано с объектом.

Фрейд: «Невыраженное словом представление или не обладающий усиленной активностью психический акт остается тогда в бессознательном - как вытесненный»

Этот постулат лежит в основе современных методов терапии травм, к примеру, после аварии. При аварии пациент может «забыть», или «вытеснить» многие детали происшествия, после чего его могут мучать кошмары, появиться фобии. Для лечения предлагается заново пережить в мельчайших деталях каждый момент происшествия, заново пережить вытесненные эмоции, в результате чего вытесненному предметному описанию дается словесное, событие проходит из бессознательного в сознание, и невроз исчезает.

Очень созвучен постулат НЛП «мы не знаем того, чему нет названия». К примеру, синий и зеленый цвета на японском языке обозначаются одним и тем же словом «ао». Многие японцы старшего поколения эти цвета не различают.

Фрейд сформулировал основы еще одного постулата НЛП, «карта не есть территория». Словесные представления настолько отдалены от предметных, «мышление происходит в процессах столь отдаленных от первоначальных остатков восприятий, что они ничего больше не получают от их качеств и нуждаются в усилении новыми качествами для того, чтобы стать сознательными.»

Немного головоломок напоследок

Да уж, Фрейда сложно перевести на простой язык. Для демонстрации привожу три цитаты Фрейда, и что они могли бы означать.

Фрейд: «...Мы установим тот важный, но и ставящий нас в затруднительное положение факт, что бессознательность является только признаком психического, однако, никоим образом не характеризующим его»

Фрейд имеет в виду, что большинство мыслей, побуждений, желаний и воспоминаний мы не осознаем. Они в нас погребены глубоко в мозгу, в памяти, выражаются в спонтанных реакциях, за пределами нашего внимания. Поэтому «бессознательность» процессов является признаком психического. В то же время эти Побуждения могут быть просто латентными, в данный момент нам сознательно не нужными, в то же время я могу «сознательно» воспользоваться ими. К примеру, сейчас воспоминания, что я ел вчера, для меня бессознательны, я из не осознаю. Но если мне нужно, я вспомню сознательно. Поэтому из-за латентности Побуждений бессознательность типична для психики, но не описывает ее полностью.

Фрейд: «То, что слышишь, и то, что переживаешь, по психологической природе своей совершенно различные вещи даже в том случае, если они имеют одно и то же содержание».

Эта цитата Фрейда золотая, и является основой НЛП. «Карта не есть территория». «Мы не осознаем предмет, пока не дадим ему название». «Важна не информация, а ее интерпретация.» Фрейд описывает этой фразой, что изначально информация из внешнего мира попадает в Бессознательное, и сохраняется в форме Побуждения. В Предсознании она дополняется информацией из убеждений. И если проходит Цензуру, Сознание дает ему словесное название. То, что сознательно называется словом (слышно), уже далеко от того, что организм почувствовал в начале.

Фрейд: «Иногда работа сновидений обращается со словами как с вещами и создает тогда очень похожие "шизофренические" речи или новообразования слов».

Основной признак «шизофренической» речи – несовпадение слова и вещи. Побуждения, запертые в Бессознательном, и направленные не на объект, а на само же Бессознательное, выражаются в словах, направленных на части тела. К примеру, шизофреник может говорить о руке, описывая стул. Нечто похожее может происходить при сновидениях, когда одно слово может заменить целое событие.

Еще в Античности появились представления о том, что в психике человека есть неосознаваемая, не поддающаяся контролю часть. Так, например, Демокрит различает душу, состоящую из мокрых и малоподвижных атомов, и душу, состоящую из огненных и подвижных атомов. Огненная душа соответствует разуму, ясному сознанию, влажная душа – тому, что мы сейчас называем бессознательным. В Средневековье Аврелий Августин размышляет не только о сознании, но о внутреннем опыте субъективности, который гораздо богаче и насыщеннее, чем опыт сознания и мышления. В Новое время представления о неосознаваемой части психики развивает Готфрид Лейбниц.

Но первая теория бессознательного была создана только в начале XX в. Зигмундом Фрейдом . Новые идеи появились сначала в клинической психологии в виде методики лечения невротических заболеваний, а затем психоанализ стал общей психологической теорией. Позже благодаря усилиям последователей и учеников Фрейда он превратился в философскую концепцию. В отличие от своих предшественников Фрейд утверждал, что бессознательное первично по отношению к сознанию и определяет его. До Фрейда бессознательное считалось низшей формой психической активности, которая преодолевается благодаря сознанию. Фрейд отверг тезис о том, что сознание первично, а бессознательное лишь недоразвитое сознание, и подтвердил это богатым опытом наблюдения и лечения.

Бессознательное – все психические явления и процессы, протекающие вне сферы разума, неосознаваемые и неподдающиеся контролю воли. Сознательная информация может забываться, тягостные воспоминания вытесняются, а то, что воспринимается человеком как негативное, злое и отрицательное, подавляется. Все это и составляет содержание бессознательного. Граница между сознанием и бессознательным размыта, существует множество психических явлений, которые мигрируют из сознания в бессознательное и наоборот. Для того чтобы обозначить границу между сознанием и бессознательным, Фрейд вводит понятие подсознания. Подсознание – это те бессознательные психические явления, которые связаны с переходом на уровень сознания. Бессознательное прорывается наружу в виде сновидений, гипнотических состояний, оговорок, ошибок и неправильных действий, по этим "следам" мы и узнаем о бессознательном.

По мнению Фрейда, главная функция бессознательного – охранять сознание и уменьшать груз тягостных переживаний. Содержание бессознательного носит сексуальный характер. В бессознательном формируются комплексы – устойчивые психические структуры, которые складываются вокруг сильных переживаний, а затем вытесняются и могут стать причиной психических заболеваний. Обнаружить комплекс, довести до сознания и тем самым избавить человека от него можно с помощью свободных ассоциаций или толкования сновидений.

Фрейд предложил собственную модель субъективности, в которой представлены и сознание и бессознательное. В субъективной реальности он выделяет:

"Оно" или "Id" – глубинный слой бессознательных влечений личности, в котором главенствует принцип наслаждения;

"Я" или "Ego" – сознание, посредник между бессознательным и внешним миром, в этой сфере действует принцип реальности;

"Сверх-Я" или "Super-Ego" – установки общества и культуры, моральная цензура, совесть.

"Сверх-Я" выполняет репрессивные функции, а инструментом репрессии выступает "Я". "Я" – посредник между внешним миром и "Оно", "Я" стремится сделать "Оно" приемлемым для мира или привести мир в соответствии с желаниями "Оно". Под внешним миром понимается культура, которая как раз и состоит из требований "Сверх-Я", т.е. норм и правил, противоречащих желаниям "Оно". Чтобы проиллюстрировать взаимоотношения "Я" и "Оно", Фрейд предложил образ всадника "Я", который управляет лошадью – "Оно". Когда человек здоров, "Я" властвует над "Оно", превращает волю "Оно" в собственное действие. По если противоречия между стремлениями "Оно" и установками "Сверх-Я" становятся непреодолимыми, то "Оно" вырывается из-под контроля "Я", это, по мнению Фрейда, и становится главной причиной неврозов.

Зигмунд Фрейд считал, что все люди невротичны, поскольку они живут в культуре, которая подавляет все биологические влечения: агрессивность, деструктивность, сексуальность. Вопрос только в степени невротичности каждого конкретного человека. Внутри любой личности существует конфликт между "Оно" и "Сверх-Я", а сознательное "Я" часто оказывается настолько слабым, что не в состоянии управлять инстинктами. До тех пор, пока человек вынужден подчиняться нормам и правилам общества, он не сможет избавиться от давления "Сверх-Я", и пока у него есть тело, он не сможет избавиться от желаний "Оно". Поскольку ни избавиться от тела, ни вырваться из культуры человек не может, единственным выходом остается разумный компромисс между "Оно" и "Сверх-Я". Инструментом этого компромисса выступает "Я". Содержание "Оно" должно постепенно осознаваться и превращаться в содержание "Я", чем более осознана внутренняя жизнь личности, тем менее эта личность подвержена неврозам, но совершенно свободных от душевного страдания людей в современной культуре не встретишь, – таков неутешительный вывод Фрейда.

Ключевое место в концепции Фрейда занимает понятие эдипова комплекса. Историю царя Эдипа две с половиной тысячи лет назад поведал Софокл, а в XX в. этот мифологический персонаж стал символом развития сексуальности. История царя Эдина такова. В Фивах правили царь Лаий и царица Иокаста. Дельфийский оракул напророчил Лаию, что он погибнет от руки своего сына. Правитель Фив поверил, и когда у него родился сын, царь велел пастуху отнести младенца на съедение хищным зверям. Пастух пожалел новорожденного и отдал его царю соседнего Коринфского царства. У Коринфского правителя не было наследников, поэтому он воспитал Эдипа как своего сына. Однажды Эдип пошел к дельфийскому оракулу, чтобы выяснить, чей он сын. Пророчество было ужасным. Оракул ответил, что Эдипу суждено убить родного отца и жениться на родной матери. Эдип решил не возвращаться в Коринф. На одной из дорог он встретил колесницу, повздорил с ее седоком и убил его. Затем Эдип разгадал загадку чудовищного Сфинкса – женщины с львиным телом, и освободил от ее власти Фив. В награду жители города объявили его царем и дали в жены вдовую царицу Иокасту. Шли годы, на Фивы обрушились болезни и голод, и вновь гонцы отправились в Дельфы к оракулу. Пифия ответила, что беды – это кара за убийство Лаия. Эдип потребовал найти убийцу прежнего царя и проклял преступника, не ведая, что проклинает самого себя. Случайно тайна раскрылась, Эдип узнал в себе убийцу Лаия, своего отца, а Иокаста узнала в Эдипе сына. Не выдержав тяжести греха, царица Иокаста, мать и жена Эдипа, покончила с собой, а Эдип в отчаянии ослепил себя.

По мнению Фрейда, в этом мифе отображен фундаментальный психический конфликт человека, объясняющий, как формируется сексуальность и основа взрослых отношений. В возрасте трех–пяти лет сексуальное желание ребенка направлено на родителей, он вовлекает их в свои фантазии и копирует их поведение. Эдипов комплекс – та фаза развития, во время которой ребенок усваивает запреты, учится контролировать свои желания и отказываться от некоторых из них. "Овладеть" матерью – такова главная бессознательная фантазия маленького мальчика, по утверждению Фрейда. Соперничество с отцом и одновременно страх перед ним приводят к тому, что мальчик начинает идентифицироваться с отцом и в результате отказывается от матери. Эдипов комплекс у девочки выражается в том, что она "соперничает" с матерью за отца, при этом она копирует поведение матери, с одной стороны, ненавидя ее как соперницу, а с другой – восхищаясь ею. Одним словом, эдипов комплекс – это сложные и противоречивые чувства любви и ненависти, которые ребенок испытывает к обоим своим родителям. Фрейд считает, что стоит взрослому человеку влюбиться или почувствовать желание, как маленький ребенок эдиповой фазы вновь оживает в нем.

В последних работах Фрейд предпочел заменить понятие "сексуальное влечение" – основную характеристику бессознательного, на более широкое понятие "либидо". Либидо – не только сексуальность, это вся сфера любви, родительские, дружеские, патриотические и прочие чувства. Кроме либидо или "эроса" в размышлениях Фрейда есть и понятие "Танатос". Эрос – греческий бог любви, олицетворяет инстинкт жизни, Танатос – греческий бог смерти – инстинкт разрушения и смерти. По мнению Фрейда, два этих противоположных влечения руководят и управляют человеком всю его жизнь.

Как уже отмечалось, не был первооткрывателем. Он на это и не претендовал, подчеркивая, что понятие бессознательного содержится в высказываниях поэтов, философов, которые понимали всю важность этого феномена для раскрытия внутренней жизни человека. Однако фрейдовское понимание бессознательного отлично от тех трактовок его, которые имели место в различных философских системах. «Для Фрейда, - как отмечает один из исследователей, - бессознательное было вопросом факта, «сферой» человеческого духа и неотъемлемой частью человеческой деятельности». Его в первую очередь интересует конкретное содержание бессознательного.

Пытаясь постичь существо протекания бессознательных процессов, он подвергает бессознательное аналитическому расчленению. Фрейд выделяет, во-первых, скрытое, латентное бессознательное: сознательное представление о чем-либо, которое в последующее время может перестать быть таковым, но при определенных условиях способно снова стать сознательным; во-вторых, вытесненное бессознательное : представления, которые не могут стать сознательными потому, что им противодействует какая-то сила, и устранение этой противодействующей силы возможно лишь на основе специальной психоаналитической процедуры, с помощью которой соответствующие представления доводятся до сознания. Первый вид бессознательного Фрейд называет предсознательным, отличая его от вытесненного бессознательного или собственно бессознательного психического, с которым в основном и имеет дело психоанализ.

В противоположность теоретикам, которые причину человеческого поведения пытались отыскать во внешней среде, вызывающей ответную реакцию человеческого организма, основатель психоанализа обратился к внутренним стимулам , под воздействием которых, по его мнению, приходят в движение все психические процессы, обусловливающие мотивационную структуру поведения человека. Наиболее приемлемым в этом смысле Фрейду представлялось понятие бессознательного влечения , которое он в качестве условного допущения и положил в основу мотивации поведения человека. Понятие бессознательного влечения стало в его теории тем реально-значимым концептом, при помощи которого объяснялась эволюция всего живого от примитивного организма до высокоразвитой психической организации человека.

Фантазия и мифотворчество наделяются в учении Фрейда функцией сублимирования бессознательных влечений человека. Такое понимание причин возникновения искусства накладывает отпечаток и на фрейдовскую психоаналитическую концепцию художественного творчества, и на конкретный анализ отдельных произведений искусства.


Как в том, так и в другом случае предлагается психоаналитическая процедура по расшифровке «языка» бессознательного, который в символической форме обретает будто бы свою самостоятельность в фантазиях, мифах, сказках, снах, произведениях искусства. Искусство, таким образом, рассматривается Фрейдом как своеобразный способ примирения оппозиционных принципов «реальности» и «удовольствия» путем вытеснения из сознания человека социально неприемлемых импульсов. Оно способствует устранению реальных конфликтов в жизни человека и поддержанию психического равновесия, то есть выступает в роли своеобразной терапии, ведущей к устранению болезненных симптомов.

Вопрос: «каким образом что-либо становится сознательным?» - н облекает в форму вопроса: «каким образом что-либо становится предсознательным?». Для Фрейда предсознательным, а впоследствии и сознательным может стать только то, что некогда уже было сознательным восприятием, позабытым за давностью времени, но в той или иной степени сохранившим следы воспоминаний.

В ряде случаев Фрейд пренебрегает своим членением бессознательного и вполне намеренно. Выделенные им психические системы собственно бессознательного и предсознательного он объединяет в одну в тех случаях, когда анализирует взаимоотношения бессознательного и сознания в структуре психики личности. В общем плане психика человека представляется Фрейду расщепленной на две противостоящие друг другу сферы сознательного и бессознательного, которые являются существенными характеристиками личности.

Но во фрейдовской структуре личности эти сферы представлены не равнозначно: бессознательное он считал центральным компонентом, составляющим суть человеческой психики, а сознательное - лишь особой инстанцией, надстраивающейся над бессознательным ; своим происхождением сознательное обязано бессознательному и выкристаллизовывается из него в процессе развития психики.

СТРУКТУРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ ПО ФРЕЙДУ

Хотя представления Фрейда о структурных уровнях человеческой психики и менялись на протяжении его теоретической деятельности, принципиальное деление на сферы сознательного и бессознательного в том или ином виде сохранялось во всех созданных им моделях личности.

Созданная здесь Фрейдом модель личности предстает как комбинация трех элементов, находящихся в определенном соподчинении друг с другом: «Оно» (Id) - глубинный слой бессознательных влечений, психическая «самость», основа деятельного индивида, такая психическая инстанция, которая руководствуется своими собственными законами, отличными от законов функционирования остальных составных частей личности; «Я» (Ego) - сфера сознательного, посредник между бессознательным, внутренним миром человека и внешней реальностью, в том числе природными и социальными институтами, соизмеряющий деятельность бессознательного с данной реальностью, целесообразностью и внешнеполагаемой необходимостью; «Сверх-Я» (Super-Ego) - внутриличностная совесть, инстанция, олицетворяющая собой установки общества, своего рода моральная цензура, которая возникает как посредник между бессознательным и сознанием в силу неразрешимости конфликта между ними, неспособности сознания обуздать бессознательные порывы, стремления, желания человека и подчинить их требованиям культурной и социальной реальности.

Пытаясь проникнуть в механизмы работы человеческой психики, Фрейд исходит из того, что выделенный им глубинный, природный ее слой - «Оно» - функционирует по произвольно выбранной программе получения наибольшего удовольствия . Но поскольку в удовлетворении своих страстей и вожделений индивид сталкивается с внешней реальностью , которая противостоит «Оно», в нем выделяется «Я», стремящееся обуздать бессознательные влечения и направить их в русло социально одобренного поведения. На первый взгляд может даже показаться, что именно «Я», это сознательное начало, является той движущей силой, которая заставляет «Оно» изменять направление своей деятельности в соответствии с санкциообразующими нормативами социального бытия. Однако во фрейдовской структуре личности дело обстоит иначе: не «Я» управляет «Оно», а наоборот, «Оно» исподволь, невластно диктует свои условия «Я».

Для образного описания взаимоотношений между «Я» и «Оно» Фрейд прибегает к аналогии сравнительного отношения между всадником и лошадью, подобно тому как в свое время А. Шопенгауэр использовал эту же аналогию для раскрытия отношений между интеллектом и волей. Если воля, по Шопенгауэру, только внешне подчинена интеллекту, как конь узде, а на самом деле, подобно коню, может, закусив удила, обнаруживать свой дикий норов и отдаваться своей первобытной природе, то фрейдовское «Оно» также являет собой лишь видимость подчинения «Я»: как всаднику, не сумевшему обуздать лошадь, остается вести ее туда, куда ей хочется, так и «Я» превращает волю «Оно» в такое действие, которое является будто бы его собственной волей. Как покорный слуга бессознательных влечений, фрейдовское «Я» пытается сохранить свое доброе согласие с «Оно» и внешним миром.

Поскольку ему это не всегда удается, в нем самом образуется новая инстанция «Сверх- Я» или «Идеал-Я», которая царит над «Я» как совесть или бессознательное чувство вины, Во фрейдовской модели личности «Сверх-Я» указывается как бы высшим существом, отражающим заповеди, социальные запреты, власть родителей и * авторитетов. Если «Я» - это главным образом представитель внешнего мира, то «Сверх-Я» выступает по отношению к нему как защитник интересов «Оно». По своему положению и функциям в психике человека «Сверх-Я» призвано осуществлять сублимацию бессознательных влечений, то есть переключение социально неодобренного порыва «Оно» в социально приемлемый импульс «Я», и в этом смысле как бы солидаризируется с «Я» в обуздании влечений «Оно». Но по своему содержанию фрейдовское «Сверх-Я» оказывается все же близким и родственным по отношению к «Оно», поскольку является «наследником эдипова комплекса и, следовательно, выражением самых мощных движений

Оно и самых важных судебных судеб его» «. «Сверх-Я» даже противостоит «Я» как поверенный внутреннего мира «Оно», что может привести к конфликтной ситуации, чреватой нарушениями в психике человека. Таким образом, фрейдовское «Я» предстает в виде «несчастного сознания», которое, подобно локатору, вынуждено поворачиваться то в одну, то в другую сторону, чтобы оказаться в дружеском согласии как с «Оно», так и со «Сверх-Я».

Хотя Фрейд признавал «наследственность» и «природность» бессознательного, субъективно он верил в способность осознания бессознательного, что наиболее рельефно было им выражено в формуле: «Там, где было «Оно», должно быть «Я»«. Задачу психоанализа он видел в том, чтобы бессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания, чтобы раскрытие природы бессознательного помогло человеку овладеть своими страстями и сознательно управлять ими в реальной жизни. Таков был замысел фрейдовского психоанализа. Однако объективные результаты применения психоаналитического метода в исследовании природы человека не оказались плодотворными. Фрейдовский структурный анализ человеческой психики не только не позволил создать сколько-нибудь целостного представления о внутренней жизни индивида, раскрыть мотивацию его поведения, но многие установки и положения, сформулированные основоположником психоанализа, со временем обнаружили свой явно ненаучный и иллюзорный характер.

Подобно многим философам, апеллирующим к понятию, он готов признать за бессознательным эвристическую ценность, то есть рассматривать его в качестве теоретической конструкции, необходимой для лучшего понимания и объяснения человеческой психики. Однако, в отличие от тех философов, которые усматривают в бессознательном лишь теоретический концепт, способствующий устранению логических связей между сознательными процессами и глубинными структурами психики, Фрейд рассматривает бессознательное как нечто реально психическое, характеризующееся своими особенностями и имеющее вполне конкретные содержательные импликации. Исходя из такого понимания, в рамках психоаналитической философии предпринимается попытка осмысления бессознательного психического посредством выявления его содержательных характеристик и раскрытия специфики протекания бессознательных процессов.

Коллективное бессознательное

Коллективное бессознательное — одна из форм бессознательного, единая для общества в целом и являющаяся продуктом наследуемых структур мозга. Основное отличие коллективного бессознательного от индивидуального в том, что оно является общим для разных людей, не зависит от индивидуального опыта и истории развития индивида, представляет собой некий единый «общий знаменатель» для разных людей. Коллективное бессознательное, в отличие от индивидуальной (личной) формы бессознательного, основывается на опыте не конкретного человека, а общества в целом Юнг обозначил его как более глубокий слой, чем индивидуальное бессознательное — за словом стоят не только прямые значения, но и более скрытые слои, смыслы, понятные на бессознательном уровне.

Коллективное бессознательное состоит из архетипов (общечеловеческих первообразов) и идей.

Архетипы — непредставимые сами по себе, они проявляются в сознании следствиями самих себя, в качестве архетипических образов и идей. Это коллективные универсальные паттерны (модели), или мотивы, возникающие из коллективного бессознательного и являющиеся основным содержанием религий, мифологий, легенд и сказок. У индивида архетипы появляются в сновидениях и грезах.

В архетипах заключена специфическая собственная энергетика.

Представление о враждебном существе

Представление о герое-спасителе, погибшем, но чудесным образом возникающем вновь

Троица (Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух), архетип проявляется в христианстве .

Архетипы задают общую структуру личности. При пробуждении творческой активности в сознании человека они продуцируют архетипические образы.

Концепция К. Г. Юнга

Теория архетипов Юнга претерпела три стадии развития. В 1912 году он описал исконные образы, сходные с общеисторическими культурными мотивами, представленными повсеместно на протяжении истории; их основные свойства — сила, глубина и автономность. Исконные образы предоставили Юнгу эмпирический материал для построения теории коллективного бессознательного. В 1917 году он описал доминанты — узловые точки психики, притягивающие энергию и влияющие тем самым на функционирование личности. Термин «архетип» был применен Юнгом лишь в 1919 году. Этим термином он хотел избежать любого намека на то, что речь идет о содержании, а не о наследственной, непредставимой фундаментальной структуре.