Старение как процесс. Наука против старения

- 57.00 Кб

Исследование процесса старения, являющееся предметом изучения различных медико- биологических, психологических и социологических школ, показывает, что в течении жизни наступает такой момент, в котором процесс развития, т.е. обогощения и усложнения функционирования внутренних органов, а также его соответствующего обеспечения, замедляется, а впоследствии переходит в стадию регресса, или инволюции, что получило название теории старения человека.

Понятие о сущности, причинах и механизмах старения со временем менялось.

Это свзяывалась не только с развитием знаний, но и изменением особенностей старения в обществе. Росла, прежде всего, средняя продолжительность жизни, это определяло изменение условий жизни и социального строя, успехи медицины и другие преимущества прогресса и цивилизации.

Современные представления о теории старения в геронтологии базируются на следующих положениях:

Старение и старость являются закономерным процессом возрастных изменений, происходищях в ходе онтогенетического развития на всех уровнях жизнедеятельности;

Старение клеток, органов, функциональных систем и психических процессов происходит неравномерно. Теория старения в гетерохронности развития и инволюции универсален и действует как на межличностном, так и на внутриличностом уровне. Межиличностная гетерохронность выражается в том, что индивиды созревают и развиваются неравномерно, а разные аспекты и критерии зрелости имеют для них неодинаковое значение. Внутриличностная гетерохронность выражается в несогласованности сроков биологического, социального и психического развития.

Процесс, описанные в теориях старения человека сопровождается ослаблением гомеостатических процессов и одновременноприспособлением всех систем организама к новому уровню жинедеятельности.

Биогические теории старения.

По мнению исследователей в области биологии, старение и смерть являются базовыми, существенными биологоическими свойствами, отражающими функционирование и эволюцию всех живых организмов, включая человека. Биологи исследуют организм, пытаясь изменить природу и предел возрастных изменений, понять, чем вызваны эти изменения, как их можно контролировать, корректировать, как можно смягчить последствия процесса старения. В этой связи биологическая наука располагает рядом теорий, непосссредственно затрагивающих тематику процесса, описанного в теории старения человека. Наиболее распространены в научном мире за рубежом две из них. Это теории "програмированного старения" и "непрограмированного старения".

"Програмированное" старение

Передставители это теории старения исходят из того, что функционирование живого организма запрограммировано природой лишь на период его активной жизнедеятельности, включающей в себя развитие организма и рост к репродукции. Сторонники этой теории старения и старости аргументируют свой вывод тем, что в природе всегда действовал и продолжает действовать закон естественного отбора, и поэтому старые особи в естественных условиях встречатся редко: прежде чем стать старыми, они либо погибают сами, либо их уничтожают свои же сосродичи. В живой организм генетически заложена биологическая активность, распространяющаяся только на период его так называемой биологической полезности.

"Непрграммированное" старение

Представители этой теории старения исходят из положения, согласно которому к процессу старения подключены генетические механизмы и только благодаря их действию происходит эволюция живой природы. Однако в процессе изменений, связанных со старением могут действовать идругие механизмы, не включенные в генетическую программу, которые оказывают "непрограммированное" воздействие на организм. Такое воздействие может происходить в результате случайного повреждения клетки, необычного воздействия на молекулы, которые в свою очередь, изменяют структуроу клетки, ее функцию и сам процесс метаболизма. Эти необычные изменения могут затронуть и молекулу ДНК, несущую и себе генетическую информацию.

В результате нормальных метаболических процессов в пределах клеток могут образоваться ядовитые пробочные продукты типа свобдных родикалов. Их вредному воздействию противопостоят несколько механизмов защиты клеток. Однако свободные радикалы могут повредить мембрану клетки и вызвать сбой в передаче генетической информации ДНК.

Биологические теории старения являются наиболее обоснованными и верифицированными. Однако биологические теории не учитывают дифференциации двух аспектов старости - физического и психологического, и роль психологического фактора в удлинении ччеловечской жизни.

Социально-психологические подходы в теории старению и старости.

Исключительно биологические или исключительно социальные определения старения - это узкий подход к самому процессу старения. Дж. Биррен, проанолезировав литературу по старению, пришел к выводу: биологи обеспечивают определение старенияи чаще, чем психологи, а социологи никогда его не дают. При этом и психологи, и биологи используют показатель протяженности жизни как зависимой пременной.

Биосоциальная сущность челове ка дает основание рассматривать личностно-психологические изменения позднего возраста как совокупность взаимовлияния биологического и социального в их генезисе.

В соответствии с этим Дж. Тернер и Д.Хелмс делят в теории старения процесс на три взаимосвязанных и взаимопрекрывающихся процесса:

Психологическое старение - как индивид представляет себе свой процесс старения (например, молодые люди могут чувствовать себя психологически более старыми) специфическое ощущение психологической старости, которое обладает как объективнми признаками, так и субъективными проявлениями. Ощущение старости реализуется в специфике отношения индивида к процессу своего старения при сравнении с процессом старения других людей. Здесь можно говорить о психлогической ассиметрии своей и "чужой" старости, когда индивиду представляется, что он стареет быстрее или медленнее, чем все остальные;

Биологическое старение - биологические изменения организма с возрастом (инволюция).

Социальное старение - как индивид связывает старение с обществом; поведение и выполнение социальных ролей пожилыми.

По мнению К.Виктор, биологический подход также акцентирует внимание на физиологической стороне старости, психологический - на мыслительных и психических аспектах старени я, социальный изучает старость в социальном контексте по трем напралениям:

Индивидуальные преживания пожилого человека;

Место пожилого человека в обществе;

Проблемы теории старости и их разрешение на уровне социальной политки.

Таким образом, во всех этих подходах можно вычеслить общие представления о вопросах, которые являются социально- психологическими: процесс старения личности как члена группы и преживание старости в непосредственном социальном окружении, место пожилой личности в обществе, отношение индивида к своему процессу старения, социальная адаптация к процессу старения, изменение социального статуса и социальных ролей, позиция общества по отношению к стареющим и старым людям, фактическое место стариков среди других возрастных групп, их функции в обществе.

Психоаналитические подходы к старости.

Концепция Эрика Эриксона.

В концепции Эриксона, рассматривающего период старения линости в контексте ее целостного жизненного пути, выстраивается последовательнос ть стадий развития личности, характеризующихся особым новообразованием. Каждое из них формируется, согласно его концепции, в процессе разрешения человеком конфликта между двумя противоположными тенденциями, одна из которых способствует поступательному развитию личности, другая - тормозит его. Эти тенденции в явной или неявной форме включают и определённую черту личности, и отношение человека к миру, к своей жизни, к себе.

Этот конфликт можно рассматривать как основной направляющий элемент этапной Я-концепции, представляющий собой совокупность установок "на себя".

В более поздних работах Эриксон определяет новообразование каждой стадии теории старения, как неустойчивый баланс двух противоположных качеств. У личности, благополучно разрешающей норма тивные кризисы, баланс нарушается в сторону положительных качеств. При менее благополучном исходе кризисов у человек происходит перевес негативных свойств.

Эпигенитические образования каждой стадии Эриксон называет Надеждой, Волей, Намерением, Компитентностью, Верностью, Любовью, Заботой и Мудростью. Каждая из них включает два противоположных качества. Противоположные качества в структуре "Я" могут обозначать характеристики идеального и реального "Я".

В контексте рассматриваемой темы следует остановиться на характеристике стадии интегративности - мудрости. Как отмечает Л.И. Анциферова, задача стадии интегративности состоит в отыскании человеком смысла своей жизни, в интеграции всех пройденных стадий и в обретении целостности своего Я. Решение этой задачи должно опираться на способность человека быть компетентным в построении собственной жизни, организации своего будущего времени, в выработке осуществимых жизненных программ, адекватной оценке социальной действительности и т.д. Стержнем мудрости является духовно-нравственное отношение личности к миру и жизни.

Таким образом, в соответствии с положениями теории старения Эриксона, можно сказать, что Я- концепцией в теории старости движет стремление человека интегрировать своё прошлое, настоящее и будущее, понять связи между событиями собственной жизни. В поздние годы потребность выработать целостный взгляд на свою жизнь становится особенно настоятельной.

Теория Э.Эриксона вызвала огромный интерес у психологов, и позднее бала расширена Р.Пэком.

Подобно стадиям Эриксона, ни одно из измерений Пэка не ограничивается средним возрастом или старостью. Решение, принятые в начале жизни, выступают в качестве строительных блоков, из которых складываются все решения взрослого человека, а люди среднего возраста уже начинают разрешать проблемы грядущей старости.


Описание работы

Исследование процесса старения, являющееся предметом изучения различных медико-биологических, психологических и социологических школ, показывает, что в течении жизни наступает такой момент, в котором процесс развития, т.е. обогощения и усложнения функционирования внутренних органов, а также его соответствующего обеспечения, замедляется, а впоследствии переходит в стадию регресса, или инволюции, что получило название теории старения человека.

Дорогие коллеги и друзья!

В условиях глобального постарения населения становится все более очевидной необходимость безотлагательной разработки программ увеличения эффективности мер профилактики, лечения, реабилитации и медико-социальной помощи пожилым людям, невозможных без серьезной поддержки и развития всесторонних фундаментальных исследований в области геронтологии и гериатрии и подготовки высококвалифицированных специалистов. приглашает коллег объединить интеллектуальные усилия для научного прорыва к реальному продлению здорового периода жизни каждого человека .

Цели и задачи плана «Наука против старения»

Главная цель

Разработка и применение научных методов для существенного продления периода здоровой жизни человека

Приоритетные задачи:

· Исследование фундаментальных механизмов старения
· Разработка методов вмешательства в процесс старения с целью его замедления
· Практическое применение результатов научных разработок для существенного продления периода здоровой жизни человека

Поэтапные действия

1. Составление комплексного междисциплинарного плана исследований механизмов старения
2. Определение необходимых форм и методов международного сотрудничества для реализации плана
3. Получение гарантий финансирования исследований за счет национальных бюджетов и частных инвесторов
4. Заключение международного соглашения о сотрудничестве в исследовании старения
5. Реализация плана, решение его приоритетных задач


Приглашаются специалисты для разработки разделов плана «Наука против старения»

Фундаментальные исследования

Генетика
Клеточная биология
Биофизика
Биохимия
Онкология
Фармакология
Вирусология
Психология
Высшая нервная деятельность
Протеомика
Регуляторные системы
Криобиология
Иммунология
Демография
Экология
Математическое моделирование биологических процессов

Разработка технологий

Клеточная терапия и регенерация органов
Наномедицина
Нейромоделирование
Геропротекторы
Биомаркеры старения
Медицинское оборудование, материалы и манипуляционные методы
Системы поддержания жизнедеятельности и методы реанимации

Раздел 1. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ СТАРЕНИЯ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

Наука постепенно приближается к пониманию основ процесса старения. Изучается старение на молекулярном (модификации ДНК, белков и липидов) и клеточном уровне (репликативное и стресс-индуцированное старение), роль дерегуляции апоптоза и генетической нестабильности в возрастных патологиях. Однако имеющиеся разрозненные факты часто приводят к противоречивым выводам, вклад тех или иных повреждений в старение клетки и организма постоянно пересматривается.

Для того чтобы прояснить эти вопросы, необходимы полномасштабные исследования на молекулярном, субклеточном, клеточно-тканевом и системном уровнях организации, конечная цель которых – создание всеобъемлющей математической модели старения человека, учитывающей вклад каждого фактора от молекулы до системы органов.

В настоящее время намечается переход от представлений о пассивном накоплении генетических ошибок к выявлению регуляторных эпигенетических изменений, влияющих на экспрессию генов (повреждение промоторов и энхансеров генов, деметилирование ДНК и гистонов, компенсаторный стресс-ответ).

В целом эти эпигенетические процессы уже не выглядят спонтанными, поскольку воспроизводятся от индивидуума к индивидууму (хотя и с поправкой на биологический возраст) и зачастую предшествуют возрастным проявлениям нарушения функций. Очень важно научиться отслеживать эти возраст-зависимые изменения для каждого гена, входящего в состав генома человека.

Сегодня, с появлением молекулярно-генетических методов работы с культурами клеток человека, возможности картирования локусов долгожительства столетних индивидуумов и сравнения экспрессии генов различных тканей (мозга, мышц, печени, почек) стареющих и молодых индивидуумов, эта задача может быть решена . Появляется оправданный оптимизм, что разработанных подходов уже достаточно, чтобы вскоре сделать человека главным генетическим объектом при исследовании механизмов старения .

Для проведения таких исследований необходима широкомасштабная программа, которая скоординировала бы индивидуальные усилия различных научных групп , которые соприкасаются с различными аспектами старения на молекулярном, субклеточном, клеточном, органном, системном и популяционном уровне в рамках биохимических, генетических, экологических, демографических и медицинских исследований.

Наличие такой всеобъемлющей программы, рассматривающей все аспекты проблемы старения, даст возможность оценить размер необходимого финансирования научных исследований. А ее реализация позволит осуществить математическое моделирование процесса старения на всех уровнях организации жизни, научиться оценивать биологический возраст индивидуума (ожидаемую продолжительность жизни) и разработать комплекс практических мер по замедлению процесса старения.

Таким образом, будут решены три задачи:

1. Изучены механизмы старения человека,

2. Решены проблемы медицины антистарения,

3. Разработаны методы достижения активного долголетия.


1.1. ВЕРИФИКАЦИЯ И МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

1.1.1. Модель старения и смертности
1.1.2. Теория запрограммированного старения
1.1.3. Теория темпа жизни
1.1.4. Теория накопления мутаций
1.1.5. Теория оксидативных повреждений
1.1.6. Теория антагонистической плейотропии
1.1.7. Пороговая теория
1.1.8. Теория одноразовой сомы
1.1.9. Митохондриальная теория старения
1.1.10.
1.1.11. Теломерная теория старения
1.1.12. Редумерная теория старения

1.2. ИССЛЕДОВАНИЯ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ МАТЕРИИ

1.2.1. НА МОЛЕКУЛЯРНОМ УРОВНЕ

1.2.1.1. Фундаментальные закономерности изменения метаболизма клетки при старении:

1.2.1.1.1. Характеристика «уязвимых реакций» метаболизма – точек перекреста метаболических путей
1.2.1.1.2. Формулировка критериев устойчивости живых систем
1.2.1.1.3. Поиск способов увеличения устойчивости обмена веществ при старении
1.2.1.1.4. Соотношение процессов устойчивости и лабильности метаболизма (механизмы биохимической адаптации)

1.2.1.2. Исследование обратимых и необратимых ошибок обмена веществ при старении

1.2.1.2.1. Модели in vitro
1.2.1.2.2. Разработка адекватных экспериментальных моделей in vivo
1.2.1.2.3. Метаболические цепи
1.2.1.2.4. Исследование порога чувствительности к факторам риска
1.2.1.2.5. Профессиональные болезни
1.2.1.2.6. Чувствительность к антропогенным факторам

1.2.1.3. Разработка адекватных биохимических моделей старения клетки и целого организма

1.2.1.3.1. Быстростареющие мыши и крысы в оценке действия факторов долгожительства
1.2.1.3.2. Пренатальная гипергомоцистеинемия

1.2.1.4. Изучение сигнальной и адаптационной функции свободных радикалов в клетке при старении

1.2.1.4.1. Факторы мобилизации (аутогемотерапия, радиотерапия, УФ, лазерное воздействие, температура) и начальные механизмы их действия

1.2.1.5. Исследование состояния антиоксидантной защиты тканей и клеток

1.2.1.5.1. Оценка интегрального антиоксидантного потенциала
1.2.1.5.2. Характеристика устойчивлсти биологических структур к индуцированному окислению
1.2.1.5.3. Разработка методов количественной оценки окислительного и карбонильного стресса в тканях (экспресс-методы измерения белковых карбонилов, малонового диальдегида, метилглиоксаля, гомоцистеина и др. метаболитов)

1.2.1.6. Анализ вклада повреждения белков в процессы старения и возраст-зависимые патологии , в том числе:

1.2.1.6.1. Окисленных аминокислотных радикалов белка (метионина, триптофана, гистидина и др.), накопление белковых карбонилов;
1.2.1.6.2. Межбелковых сшивок;
1.2.1.6.3. Активности гликозидаз и неферментативного гликирования белков.

1.2.1.7. Изучение роли спонтанных повреждений ДНК при старении:

1.2.1.7.1. 8-оксо-2’-деоксигуанозина в GC-богатых промоторных участках генов;
1.2.1.7.2. Сшивок ДНК-белок и ДНК-ДНК.

1.2.1.8. Исследование роли повреждений липидов в старении:

1.2.1.8.1. Диеновых конъюгатов;
1.2.1.8.2. Малонового диальдегида , метилглиоксаля;
1.2.1.8.3. Накопления липофусцина (цероида).

1.2.2. НА СУБКЛЕТОЧНОМ УРОВНЕ:

1.2.2.1. Изучение изменений в ядре при старении:

1.2.2.1.1. Нарушения структуры ядра (ядерной ламины , нуклеоплазмы);
1.2.2.1.2. ;
1.2.2.1.3. Компактизации хроматина .

Изучение проблемы старения в современности

В настоящее время изучение проблемы старости и долголетия приобрело поистине научный характер. Только с тех пор, как стали тщательно изучаться условия жизни глубоких стариков (кому 90, 100 лет и более), появилась возможность подойти вплотную к разработке важных вопросов, связанных с долголетием.

Стало очевидным, что проблема продления жизни является не только биологической, медицинской, но и социальной. Это полностью подтверждают многочисленные научные наблюдения, а также результаты изучения долгожителей в нашей стране и за рубежом.

Как было выявлено в результате исследований, долгожители отличаются крепким физическим здоровьем, нормальной психикой. В 1953 г. в «Известиях» был напечатан очерк о старейшем жителе Абхазии Тлабгане Кецба, которому в то время исполнилось 132 года. В образе жизни, который он вел, казалось бы, нет ничего необычного. Все годы он занимался сельским хозяйством, употреблял разнообразную пищу. Несмотря на крайне преклонный возраст, старик продолжал работать в колхозе, а также управлялся на своем приусадебном участке. Он имел 7 детей, 67 внуков, более 100 правнуков.

Позднее в книге «Проблемы старения и долголетия» сообщалось, что ему уже 140 лет, но он по-прежнему здоров, работоспособен, отличается хорошей памятью (старик помнил события, которые произошли более 100 лет назад), к своей старости относится спокойно, охотно бывает в обществе, где его любят за веселый нрав.

Что нужно, чтобы прожить дольше

Имеются ли какие-либо характерные особенности в физическом и психическом состоянии долгожителей? Прежде всего обращает на себя внимание, что они отличаются невосприимчивостью к болезням. У многих из них можно обнаружить обычные возрастные изменения, но ни у кого не встречается тяжелых органических заболеваний, существенно ограничивающих их деятельность.

Может возникнуть вопрос: значит, до глубокой старости может дожить только тот, кому посчастливилось избежать тяжелых болезней? Да, именно так считают большинство ученых, занимающихся проблемой долголетия. Изучение образа жизни долгожителей показало, что они, как правило, никогда ничем не болели.

Это позволило говорить о нормальном функционировании у них всех органов и систем, позволяющем обеспечить состояние равновесия с окружающей средой.

Недаром специальными исследованиями у большинства долгожителей обнаружены явления нормальной физиологической старости. Было отмечено также, что долгожители очень активны, жизнерадостны, быстро восстанавливают свое настроение после тяжелых психических потрясений, не поддаются мрачным мыслям. Прав был Гуфеланд, писавший: «Между влияниями, укорачивающими человеческую жизнь, преимущественное место занимают такие душевные настроения, как печаль, уныние, страх, тоска». Та же самая мысль содержится в народных изречениях: «Смейся побольше -- проживешь подольше», «Хорошее настроение -- основа долголетия».

В достижении долголетия играют немалую роль индивидуальные особенности организма и личности. Обследованные геронтологами долгожители отличались спокойным характером, уравновешенностью, отсутствием суетливости. Многие из долгожителей вели тяжелую трудовую жизнь, испытывали серьезные лишения, но при этом сохраняли спокойствие, стойко переносили все невзгоды.

Ученые на Западе пишут о том, что большая часть долгожителей была ими обнаружена в малоразвитых странах, вдали от городской жизни и центров цивилизации. Как правило, это были люди, занимавшиеся сельским хозяйством, часто примитивным.

Кроме того, на основании проведенных исследований ученые приходят к выводу, что здоровая семья -- одно из важных условии, благоприятствующих долголетию.

До сих пор существует мнение, что непременным условием долголетия является благоприятный климат. Сторонники этой точки зрения утверждают, что долгожители встречаются лишь среди жителей гор и их жизнь продолжается долго благодаря горному климату (избыток кислорода, ультрафиолетовых лучей). В какой-то степени это верно. Горный климат благоприятствует долголетию, но если бы оно зависело только от климатических условий, то долгожителями были бы все живущие в горах. Однако этого нет. Кстати, исследования, проводившиеся в Грузии, Армении, Северной Осетии, показали, что долгожителей чаще можно встретить не в горах, а в долинах, где в большей степени по сравнению с горными местностями развиты сельское хозяйство и промышленность, сосредоточена основная масса населения и гораздо интенсивнее трудовая деятельность.

Здесь мы подошли к очень важному вопросу -- вопросу о труде как источнике творческих и физических сил человека, источнике долголетия. Многочисленными исследованиями доказано, что долгожители -- люди деятельные. Для них характерен высокий жизненный тонус, который достигается любым творческим трудом. А чем активнее нервная система человека, тем дольше он живет. Это подтверждается историческими примерами. Так, Софокл дожил до 90 лет.

Гениальное произведение «Царь Эдип» он создал в 75-летнем возрасте, а «Эдип в Колоне»-- несколько лет спустя. До глубокой старости сохранил ум и работоспособность Бернард Шоу, В 94 года он писал: «Проживите свою жизнь сполна, отдайте себя полностью своим собратьям, и тогда вы умрете, громко говоря: «Я выполнил свой труд на земле, я сделал больше того, что полагалось». Награда его была в сознании, что он щедро и без остатка отдал свою жизнь и свой гений на благо человечества.

Знаменитый немецкий мыслитель и поэт Гете закончил «Фауста» в возрасте 83 лет. Всему миру известны картины великого Репина, но немногие знают, что последние шедевры были созданы им в 86 лет! А Тициан, Павлов, Лев Толстой!

Перечисление имен выдающихся людей, проживших долгую, насыщенную творческим трудом жизнь, можно было бы продолжать бесконечно.

Человеку нужна жизнь не просто долгая, а обязательно плодотворная и созидательная. Постоянный, пусть даже очень напряженный труд -- одно из обязательных условий долголетия.

Некоторые ученые прошлого, исходя из механистического понимания биологических закономерностей, высказывали суждение, что к старости организм «срабатывается», подобно любой машине. Эта точка зрения оказалась неверной.

Если считать, что передающиеся по наследству «запасы» определенных веществ или энергии только расходуются в течение жизни, то остается прийти к выводу, что изначально они достались человеку от далеких-далеких предков.

Тогда получается, что ослабление процессов жизнедеятельности дает гарантию более благополучной и к тому же продолжительной жизни. На самом деле это не так. В отличие от неживой природы все структуры живого тела не только постепенно разрушаются, но и непрерывно восстанавливаются. Для нормального самообновления этих структур нужно, чтобы они интенсивно функционировали.

Поэтому все выключенное из действия обречено на вырождение и гибель.

Атрофия наступает от бездействия! «Ни один лентяй не достиг глубокой старости: все достигшие ее вели очень деятельный образ жизни» подчеркивал X. Гуфеланд.

Существует известный общебиологический закон: старение меньше всего поражает и позже всего захватывает тот орган, который больше всего работает.

Тогда можем ли мы заставить головной мозг работать больше, чтобы таким путем задержать, «отсрочить» его старение?

Да, можем. Всякая работа, требующая участия мозга, улучшает, укрепляет его функции. В результате его деятельность усиливается. Исследования последнего времени убедительно показывают, что у людей пожилого возраста, головной мозг которых находится в активном состоянии, не снижаются умственные способности, имеющие решающее значение для, жизни человека. А то незначительное ухудшение, которое порой все же приходится наблюдать, несущественно, оно не мешает нормальному функционированию. Результаты последних исследований дают основание полагать, что у физически и эмоционально здоровых людей развитие интеллекта (отдельных наиболее важных сторон) может продолжаться даже после 80 лет. Все это позволяет прийти к заключению, что в отдельных случаях снижение интеллекта обратимо и когда-то выдвигавшаяся гипотеза о наступающей с возрастом потере клеток является ошибочной.

Некоторые специалисты утверждают, что все еще бытующие старые представления о возрасте и интеллекте имеют подчас трагические последствия: большое число интеллектуально развитых людей обнаружило в старости снижение своих возможностей из-за неправильных суждений, что якобы преклонный возраст несет неизбежное ослабление интеллекта. «Снижение умственных способностей -- это самоисполняющееся пророчество,-- считает английский психолог У. Чей, занимающийся исследованием процесса старения. Тот, кто чувствует себя способным действовать в старости так же хорошо, как и в остальные периоды своей жизни, не становится интеллектуально беспомощным».

Утверждение о том, что активная деятельность будто бы ускоряет старение, в корне неверно, оно не имеет под собой никакой почвы. Наоборот, практикой установлено, что у людей, не желающих стареть, т. е. интенсивно работающих до глубокой старости, продолжительность жизни не сокращается, а увеличивается.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Старение - неизбежный биологический разрушительный процесс, приводящий к постепенному снижению адаптационных возможностей организма; характеризуется развитием так называемой возрастной патологии и увеличением вероятности смерти.

Проблема исследования психологических возможностей в старости является не только научно актуальной, но и жизненно значимой, поскольку старость воспринимают как возраст печали, потерь, тоски и страданий от боли, которая потенциально таится в теле каждого старого человека. В то же время социальная геронтология и геронтопсихология, рассматривая старость как возраст развития, указывают на значительные различия в проявлении индивидуальных признаков старения, не позволяющие однозначно установить возрастную границу между зрелостью и старостью. Сам факт, что стареют все по-разному, указывает на то, что печаль и горе - не единственный удел старости, а угасание - не единственный путь изменения.

Этот возраст отмечает особое предназначение, специфическая роль в системе жизненного цикла человека: именно старость очерчивает общую перспективу развития личности, обеспечивает связь времён и поколений. Только с позиции старости можно понять и объяснить жизнь как целое, её сущность и смысл, её обязательства перед предшествующими и последующими поколениями.

1. Характеристика старост и

Старость - это заключительный период человеческой жизни, условное начало которого связано с отходом человека от непосредственного участия в производительной жизни общества. Хронологическое определение границы, отделяющая старость от зрелого возраста, не всегда оправдано из-за огромных индивидуальных различий в появлении признаков старения. Эти признаки выражаются в проявлении функциональных возможностей человеческого организма. Однако, помимо упадка физических сил, старость характеризуется собственно психологическими изменениями, такими, как, например, интеллектуальный и эмоциональный уход во внутренний мир, в переживания, связанные с оценкой и осмыслением прожитой жизни. Этот возраст интересен тем, что нет той позиции, с которой можно было бы дать полную и исчерпывающую характеристику старости. Геронтологи считают, что старость в первую очередь - это биологический феномен, который сопровождается серьёзными психологическими изменениями. Изменения при старении происходят на биологическом уровне, когда организм становится более уязвим, возрастает вероятность смерти; на социальном уровне - человек выходит на пенсию, меняется его социальный статус, социальные роли, паттерны поведения; наконец, на психологическом, когда человек осознаёт происходящие изменения и приспосабливается к ним. Таким образом, проблема старения - это проблема гармоничного функционирования биологической системы, которая возможна без соответствующего психологического отслеживания и соответствующей адаптации человека в окружающем его социальном пространстве.

Старение - это переход в систему новых социальных ролей, а значит, и в новую систему групповых и межличностных отношений. В настоящее время интерес к изучению старости не вызывает сомнений, однако геронтопсихология - это самая молодая область современной психологии развития. Возросший интерес психологии к проблемам старости был обусловлен двумя группами причин. Во-первых, наука стала располагать данными о том, что старость не является процессом тотального угасания. Как отмечал Б.Г. Ананьев, геронтологи пришли к выводу о том, что в старости, наряду с инволюционными процессами, существуют другие процессы и факторы, противостоящие инволюционным силам. Так, геронтология отбросила прежние представления о тотальном и одновременном старении всех жизненных функций и уделяет большое влияние проблеме долголетия. На сегодняшний день геронтологи рассматривают старость как качественную своеобразную перестройку организма, с сохранением особых приспособительных функций на фоне общего спада. Между тем этот период - значимый этап онтогенеза человека, и без его обстоятельного исследования невозможно построение концепции психического развития и соответственно, формирование образа «позитивного старения». Важность изучения и разработки психологии старения как главной составляющей социальной геронтологии очевидна. Но кроме психологических возникает много ещё не решённых проблем, в том числе в сфере теоретических объяснений, методологических подходов.

2. Причины старения

Существует множество теорий старения, каждая из которых имеет свои достоинства, но среди них нет ни одной совершенно бесспорной. Изучение представителей разных биологических видов показало, что продолжительность жизни, характерная для каждого животного или растения, отчасти обусловлена наследственностью. У людей влияние генов особенно бросается в глаза при изучении идентичных (монозиготных) близнецов. У монозиготных близнецов, даже находящихся в долгой разлуке, типичные признаки старения (облысение, появление морщин, усыхание) появляются в одно и тоже время; они даже часто умирают одновременно (в случае естественной смерти). Однако для того чтобы наследственные компоненты процесса старения могли проявляться полностью, необходимо устранить или стабилизировать все прочие факторы, такие как стресс, несчастные случаи и болезни. К сожалению это невозможно. На старение могут влиять различные внешние факторы, от роковых автокатастроф до детских болезней и загрязнения воздуха. Джонс (1959) изучил некоторые постоянные и переменные внешние факторы, способные увеличить или уменьшить среднюю продолжительность жизни. Например, сельские жители живут на 5 лет дольше городских, а состоящие в браке на 5 лет дольше тех, кто ведёт холостую жизнь. Тучность неизменно негативно влияет на продолжительность жизни, отнимая 3,6 года у тех, кто весит на 25% выше нормы, и 15,1 лет у тех, кто весит на 67% выше нормы. С распространением ядерных реакторов ещё одним внешним фактором старения стала радиация. Высокие дозы - как при лучевой терапии повреждают хромосомы в ядрах клеток, что, по некоторым данным, может ускорять процесс старения. Помимо наследственных и средовых факторов, связанных со старением, существуют также стохастическая теория и теория генетически запрограммированного старения. Согласно стохастическим теориям старения, организм стареет в результате случайных повреждений, как вызываемых происходящими в нём процессами, так и наносимых окружающей средой. Эти теории, иногда называемые теориями изнашивания организма, сравнивают организм человека с механизмом, который изнашивается от постоянного использования, причём у человека к этому износу добавляется накапливание клеточных дисфункций и повреждений. Хотя стохастические теории имеют привлекательные стороны, они ограничено объясняют старение в целом. Кроме того, они не объясняют, почему физическая нагрузка, которая, казалось бы, должна способствовать износу, благоприятно действует на организм.

Другой класс теорий старения связан с генетическим программированием. Согласно теориям генетически запрограммированного старения, старение определяют запрограммированные действия специфических генов. Запрограммированное старение часто связывают с ходом биологических часов. Иначе говоря, предполагается существование своего рода встроенного таймера, который устанавливается на определённое время, когда должна наступить смерть. Эти часы, возможно, содержатся в каждой клетке, а возможно их роль выполняет единый клеточный пейсмейкер, находящийся, например, в головном мозге.

Ни одна теория полностью не объясняет процесс старения. Для этого, вероятно, необходимо объединение, по крайней мере, 2-3 теорий. Учёные активно исследуют процесс старения на всех уровнях, а также способы его замедления; некоторые из исследований связаны с изучением связи преждевременного старения из различных заболеваний, например раком в детстве или артритом в юношестве. Цель других исследований - помочь людям прожить здоровую, не омрачённую болезнями жизнь вплоть до конца естественного жизненного цикла. Однако, несмотря на новые открытия в области медицины, маловероятно, что в ближайшее время удастся значительно увеличить продолжительность жизни человека.

3. Психофизиологическ ие изменения в позднем возрасте

Поздний возраст - заключительный период онтогенеза, ярким проявлением которого выступает действие процессов старения. Старение - закономерный биологический процесс, неизбежно развивающийся с возрастом, характеризующийся постепенным снижением приспособительных возможностей организма и увеличением вероятности смерти. Время наступления старости чрезвычайно условно, с увеличением продолжительности жизни представления о нем меняются. Старческим принято считать возраст после 75 лет. Со времён И.И. Мечникова различают нормальное, или физиологическое, и преждевременное старение. При физиологическом старении изменение основных физиологических систем организма происходит относительно плавно: человек до глубокой старости сохраняет физическую и умственную активность, интерес к окружающему миру. Старость как общебиологический процесс не следует отождествлять с болезнью. Преждевременное старение в значительной мере обусловлено перенесенными ранее заболеваниями, неблагоприятным воздействием факторов окружающей среды, вредными привычками, а также нагрузками на регуляторные системы организма.

Несоответствие состояния стареющего организма возрастным нормам вызвало необходимость введения понятия “биологический возраст”, который может не соответствовать календарному возрасту, в частности может “опережать” его в связи с преждевременным старением. И, наоборот, нередки случаи, когда, например, в возрасте 70 лет состояние организма соответствует возрастным нормам 60-летнего человека. Определение биологического возраста имеет большое практическое значение в профилактике и лечении различных заболеваний, в решении вопросов рационального образа жизни и трудовой деятельности.

Обычно выраженные признаки старения появляются у человека с 60 лет (возраст от 60 до 75 лет условно считают пожилым). Однако фактически процесс старения начинается тогда, когда заканчивается рост и развитие организма.

Основные проявления старения связаны с возрастными изменениями функции ЦНС. Раньше всего ослабляется подвижность процессов возбуждения и торможения. Нарушается деятельность анализаторов, ослабляются чувствительность, обоняние, острота зрения и сила аккомодации глаз, постепенно понижается верхняя граница слуха. Отмечается снижение психической активности, наблюдается заострение характерологических особенностей, развивается эмоциональная неустойчивость. Пожилому человеку страшны любые жизненные перемены, он консервативен в суждениях и поступках, склонен к нравоучениям. Отсутствие самообладания делает человека раздражительным, вспыльчивым, агрессивным или, напротив, неуверенным в себе, подавленным и плаксивым. В старости легко возникает тревога, часто по ничтожному поводу.

В процессе старения выделяют 3 этапа:

Первый этап характеризуется изменениями характера человека. Окружающие начинают отмечать у него невнимательность, невозможность сосредоточиться, быструю утомляемость от монотонных действий, трудности с засыпанием, неожиданные эмоциональные спады и подъёмы, раздражительность, плаксивость и агрессивность, плохое настроение, депрессию, бессонницу, появление безотчетного страха, расстройства памяти.

Второй этап отражается уже на самой внешности человека. При этом изменяется структура кожи, волос, ногтей.

За счет уменьшения в клетках коллагена ухудшается эластичность кожи, появляется сухость и шелушение её, возникают морщины, пигментные пятна, раздражение. Кожа истончается, так как равновесие между новыми растущими клетками кожного эпителия и отмирающими старыми клетками нарушено в сторону замедления роста новых клеток и увеличения содержания отмирающих клеток кожи.

Подобный процесс происходит и в волосах. Из-за недостаточного поступления минералов и витаминов в организм волосы изменяют свою структуру, становятся ломкими, тонкими, тусклыми, меняют цвет - появляется седина. У мужчин часто отмечается облысение, у женщин - редкий рост волос, сечение волос.

Третий этап - старения связан с изменением фигуры.

У многих людей появляется не характерная для них полнота, исчезает талия, увеличивается масса жировой ткани. Ожирение даёт знак, что процесс старения набрал скорость.

4. Физические и пси хические возрастные изменения

По мере того как люди становятся старше, происходят заметные изменения в их внешнем виде, а также в общем физическом состоянии. Часто можно довольно точно определить возраст человека по его виду, но иногда внешность может ввести в заблуждение. Возраст, в котором начинают седеть волосы или покрываться морщинами кожа, значительно варьирует у разных людей. Кроме того, иногда разные показатели возраста не согласуются между собой: человек может выглядеть “старым” из-за того, что у него седые волосы, однако его слух и зрение могут быть не хуже, чем у молодого: наоборот, физически дряхлый человек может совсем не иметь седых волос. Для того чтобы изучить скорость старения, надо определить какие свойства, скорее всего, будут давать наилучшую информацию о том, что часто называют биологическим или физиологическим возрастом, в отличие от хронологического возраста. Иными словами, необходимо знать, какие внешние признаки возраста могут служить для наиболее точного измерения “потери жизненности” и предсказания вероятной продолжительности жизни.

Структура тела изменяется с возрастом. Масса тела худого человека снижается значительно: доля жировой клетчатки удваивается в возрасте 25-70 лет, в то время как мышечная масса снижается, так же неизбежно происходит уменьшение костной ткани. Наблюдается выраженное снижение остеобластической активности по сравнению с остеокластической активностью в связи со старением организма.

Так же на общее состояние организма влияют существенные изменения сердечно-сосудистой системы, проявляющиеся с возрастом. Эти изменения включают возрастное снижение сократительной функции миокарда, что связано с увеличением времени сокращения сердечной мышцы. Активность сердца замедляются. Стенки кровеносных сосудов становятся менее эластичными и податливыми.

Отмечается снижение наполнения желудочков сердца на 50% в возрасте от 20 до 80 лет. Период между закрытием аортального клапана и открытием митрального клапана - время релаксации - увеличивается с возрастом, а максимальная частота сердечных сокращений снижается. Эти сердечно-сосудистые и связанные с ними изменения ведут к ухудшению физических способностей человека.

Отмечаются также существенные изменения в дыхательной системе.

Максимальная физическая активность уменьшается примерно на 1,5% в год.

Перестройка в органах чувств существенно влияет на индивидуальную работоспособность пожилого человека.

Значительные изменения претерпевает глаз. Изменения диаметра зрачка, потеря рефракторной силы хрусталика и увеличение рассеивания света вызывают постепенное, но стойкое понижение статической остроты зрения.

Одним из наиболее предсказуемых изменений в процессе старения является потеря способности к адаптации при переходе из светлой среды обитания в тёмную.

Анатомические изменения в наружном слуховом проходе, барабанной перепонке, суставах слуховых косточек и внутреннем ухе вызывают пребиакузис, двустороннюю потерю слуха в отношении чистых тонов.

Скорость передачи информации обычно замедляется у пожилых людей.

У пожилых отмечаются более значительные трудности с развитием концепций и абстрактного мышления, чем у молодых. У них имеются также связанные с возрастом изменения в пополнении, усвоении и восстановлении информации.

У пожилых наблюдаются значительные трудности с осознанием задач, когда приходится выбирать ответ из множества данных.

Старение - процесс очень сложный. Его проявление наблюдается на всех уровнях строения организма.

1) Прежде всего, это уровень всего организма в целом - то, что мы наблюдаем визуально, общаясь с человеком. Со старением волосы редеют, кожа становится морщинистой и теряет эластичность, появляется сутулость и уменьшается рост, ухудшается зрение и слух, “садится” голос, становится хриплым, теряет звонкие верхние частоты, изменяется форма грудной клетки.

В психологии, характере, поведении человека, - а всё это тоже относится к целостным свойствам организма и может наблюдаться при непосредственном общении - появляются свои изменения. Интересы становятся более однообразными и не связанными с необходимостью значительных затрат времени и сил на мышечную или умственную работу. Недостатки, такие, как скупость, завистливость, недоверчивость, неуживчивость, которые если и проявлялись в молодости, но были вполне терпимыми для окружающих, теперь разрастаются, делаются невыносимыми. Внимание пожилого человека всё больше заостряется на его собственных недомоганиях и переживаниях, и он старается заинтересовать ими всех остальных. Он с трудом и недоверием воспринимает те идеи и сведения, которые были ему не известны раньше, причём значение их, как правило, занижается.

Естественно, что эти непосредственно наблюдаемые изменения во внешности и личности человека отражают глубинную перестройку его организма.

2) Уровень который составляют отдельные органы и системы. Уменьшается жизненный объём лёгких, теряется эластичность кровеносных сосудов, грубеют и снижают чувствительность все составляющие органа слуха, сокращается объём необходимого для пищеварения желудочного сока, в костях появляется много извести, делающей их более хрупкими, уменьшается объём мышечной массы, отмирающие в органах клетки уже не заменяются новыми, имеющими такие же свойства, а заменяются мало специализированной соединительной тканью и разрастающимися жировыми клетками.

3) Клеточный уровень организма. С возрастом они делятся всё реже и реже, а это значит, что ткани теряют способность к самообновлению. В клетках уменьшается содержание воды, следовательно, увеличивается вязкость содержащейся в них жидкости, уменьшается скорость происходящих в них химических реакций, жизненно необходимых организму.

Применительно к позднему возрасту следует различать такие понятия, как “психическая старость” и “физическая немощность”. Первое понятие связано с особенностями изменения структуры личности старого человека, а второе - с протеканием биологических процессов в организме. Нельзя рассматривать биологическое одряхление как жёстко связанное с личностными изменениями. Нередко можно видеть молодых людей, психически преждевременно постаревших, и других, которые, несмотря на свой преклонный возраст, мало отмечены психологическим старением, поскольку их личность остаётся способной к развитию.

На ранних этапах старения человек остро переживает любые признаки старческих изменений, а в позднем возрасте часто утрачивается критическое отношение к возрастным изменениям, себе, окружающим.

5. Хар актеристика личности в старости

Проблема взаимосвязи социального стереотипа представлена в работе Л.И. Анцыферовой «Поздний период жизни человека: время тёплой осени или суровой зимы?». Она выделяет два личностных типа старости, отличающихся друг от друга уровнем активности, стратегиями совладения с трудностями, отношением к миру и к себе, удовлетворённостью жизнью. Представители первого типа мужественно, без особых эмоциональных нарушений переживают уход на пенсию. Они, как правило, готовятся к этому событию, ведут поиск новых путей включения в общественную жизнь, планируют будущее свободное время, предвидят негативные состояния и события в период отставки. Люди, планирующие свою жизнь на пенсии, нередко воспринимают отставку как освобождение от социальных ограничений, предписаний и стереотипов рабочего периода. Под влиянием переживания свободы у человека выявляются новые способности, реализующиеся в увлекательных занятиях. У многих старых людей выход на пенсию связан со стремлением передать профессиональный опыт ученикам. Они испытывают тягу к воспитанию нового поколения, наставничеству. Занятие другим интересным делом, установление новых дружеских связей, сохранение способности контролировать своё окружение порождает удовлетворённость жизнью, и увеличивают её продолжительность.

Картина поведения представителей второго типа людей, вышедших на пенсию, иная. Вместе с отходом от профессиональной деятельности у них развивается пассивное отношение к жизни, они отчуждаются от окружения, сужается круг их интересов и снижаются показатели тестов интеллекта. Они теряют уважение к себе и переживают тягостное чувство ненужности. Эта драматическая ситуация - типичный пример личностной идентичности и неспособности и неспособности человека построить новую систему идентификации.

Б. Ливехуд также отмечает, что последние годы переживаются по-разному. Одни старые люди отмечают, что снижение социальной активности помогло им понять самих себя. Другие старые люди отчаянно цепляются за жизнь, которая медленно уходит от них. Рассматривая вопрос о различии продуктивности субъекта жизни в зависимости от уровня его личностного развития, Л.И. Анцыферова выделяет следующие критерии типов поступательного развития личности в поздние годы:

1) лишился ли человек работы в эти годы, или он продолжает свою профессиональную деятельность;

2) на какие ценности ориентирована его активность в период поздней взрослости.

В этом случае, если индивид очутился в ситуации отставки, перед ним встаёт трудная задача - реализовать свои возможности в новых видах деятельности, нередко требующих изменения образа жизни. Решению этой задачи поможет актуализация тех ранних фрагментарных Я-образов, которые возникли как результат опробования человеком себя в разных жизненных ролях. Именно с этих позиций можно интерпретировать описания Эриксоном жизни некоторых старых людей. Первый тип называется «прометеевым», и к нему относят личности, для которых жизнь непрерывное сражение. В поздние годы такие люди продолжают сражаться с новыми трудностями - возрастными болезнями. При этом они стремятся не только сохранить, но расширить субъективное пространство своего жизненного мира. Испытывая, в конце концов, необходимость в опоре на других, они принимают лишь ту помощь, которая завоёвана ими. Это люди, сохранившие активность благодаря жизнестойкости и упорству духа. Они субъекты своей жизни. Заметив у себя нежелательные изменения, они изобретательно компенсируют их, не снижая самооценки. Другой тип, представители которого тоже отличаются активным отношением к жизни, носит название «продуктивно-автономный». Как в ранние, так и в поздние годы жизни личности такого типа ориентированы на высокие достижения, успех, который обеспечивается многообразными стратегиями. Они самостоятельны, критически относятся к разным социальным стереотипам и общепринятым мнениям. Люди, жизненный путь которых отличается дерзанием, креативностью, успехом, конструктивно относятся и к спутникам старости - ухудшению физического состояния, появлению разных болезней. Своеобразно протекает процесс старения у выдающихся творческих личностей, имеющих возможность до глубокой старости продолжать свою креативную жизнь. Во многих случаях жизненный путь таких людей - это сплав счастья и страданий, чередование моментов потери и обретения нового смысла своей жизни. К числу причин, вызывающих у них острое чувство недовольство собой, относятся, в частности, исчерпанность наименее ранее жизненной программы, расхождение между масштабностью творческого дара и весьма неполной его реализацией в результатах деятельности.

В индивидуально - психологическом и социальном плане деятельность старых людей может быть более богатой в духовном отношении, направленной на утверждение нравственных ценностей своей повседневной, обыденной жизни.

В работах Эриксона выявлены некоторые условия формирования неполноценных в нравственно-духовном отношении личностей. К этим условиям относятся: рано возникающее чувство безжалостности; недоверие к миру и отчуждение от окружающих; неприятие даже близких людей; отсутствие потребности заботиться о других и т.п. А. Эллис обнаружил сходный тип людей. Обобщённое негативное отношение к миру выражается в характерных для них высказываниях, начинающихся словами: «Я ненавижу», «Я терпеть не могу» и т.п. Интегрируясь в поздние годы, эти позиции становятся преградой для поступательного общения личности: человек относится с недоверием к любой новой информации, а также к её источнику, он отчуждается от быстро меняющейся социальной действительности. Иногда люди этого типа агрессивны, чаще же замыкаются, окружая себя плотным кольцом психологических защит. Несомненно, что эти проблемы связаны с нарушением когнитивного компонента Я-концепции. Социальные стереотипы, шаблоны воздействуют на субъективное отношения человека не только к социуму, но и к себе. Особенно они влияют на самовосприятие пожилых людей, так как оценочный критерий в их Я-концепции был обозначен в других социальных условиях. Человеческое существование принимает форму исторического бытия, которое всегда включено в историческое пространство и неотделимо от системы знаков и отношений, лежащих в основе этого пространства.

Остановить ослабление психических процессов можно далеко не всегда и лишь средствами социальной терапии, но остановить или замедлить то, что принято называть «разрушением личности», особенно её социально - обусловленных черт, при соответствующих условиях возможно. Надо отметить, что человека делают личностью его социально психологические особенности: потребности, интересы, установки, принципы, позиции, ценностные ориентации, особенности эмоциональной сферы, а ядром личности является характер и мировоззрение. Изменения происходят в каждой из этих групп, причём наиболее быстро и сильно меняются интересы, а медленнее и слабее система ценностей и мировоззрение. При достаточной заботе и поддержке сферу интересов удаётся сохранять почти на уровне зрелого человека.

Закончить характеристику личности в старости мне бы хотелось описанием кризиса идентичности, разделяющего зрелость и старость, образно говоря открывающего «врата старости». В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев назвали его кризисом «откровения Инобытия». По мнению авторов, этот кризис протекает в 55-65 лет и сущность его заключается в том, что взгляд человека обращается вовнутрь. Кажется, что все жизненные ориентиры необходимо пережить заново. Человек начинает готовится к иному бытию и проводит серьёзную ревизию прожитой жизни. Рано или поздно, но наступает период, когда человек уже с трудом может оперировать грузом предметного содержания своей деятельности, он «поглощается» предметом и «умирает» в предмете, воплощаясь в реальность в нём. Так, мать и отец воплощаются в детях, как в предмете своих родительских усилий в своей воспитательной деятельности, учитель в ученике, как в предмете своей образовательной деятельности и т.п. Этот груз предметного содержания, достаточно тяжёлый сам по себе, удесятеряется тем, что в непрерывном развитии, что в непрерывном процессе развития жизни зарождающееся новое содержание уже грозит отодвинуть его в прошлое, заменить своим, новейшим. Открытия устаревают; у детей рождаются свои дети (внуки), требующие другого воспитания в изменившихся условиях; бурно меняется технология, иной становится предметная среда обитания человека. Отменить прогресс нельзя. Всё это может вызвать не только «предметную смерть», как логическое завершение деятельности человека в определённом предмете, но и грусть, кризис идентичности.

После 55 лет, когда накопленный опыт позволяет реалистически оценить соотношение ожидаемого и достигнутого, человек начинает подводить итоги своей прошлой деятельности и своих свершений, задумываться над смыслом жизни и ценностью сделанного. Заглядывая в будущее, человек вынужден пересматривать свои цели с учётом своего профессионального статуса, физического состояния и положения дел в семье. Доминирующим источником жизненной удовлетворённости становятся успехи детей. Кризис может быть преодолён и преодолевается многими людьми, когда они понимают роль и место сво6еей деятельности в историческом и общественном процессе и не только смиряются с необходимостью прогресса, обновления профессиональной деятельности, прихода новых людей, но и сами включаются в процесс созидания нового, используя своё влияние общественного и профессионального положения. В новой ситуации развития, оказавшись на вершине жизни и не имея сил подняться выше, человек может на основе самоанализа восстановить тождественность в новых условиях, найти себя и своему Я место в этих условиях, выработать соответствующую форму поведения и способ деятельности. Завершение кризиса связано с решением вопроса об отходе от профессиональной деятельности, о том, чем заполнить свою жизнь за пределами активной включённости в производственную жизнь общества. Переход этой границы и есть вступление в старость как стадию жизни, но не состояние души.

Выводы

старость личность жизнь

Старость, как предыдущие стадии жизни, состоит из последовательных изменений статуса, включая собственно наступление старости, выход на пенсию и часто - вдовство. Эта стадия отличается от предыдущих тем, что не ведёт к следующей стадии; окружающий мир, как физический, так и социальный, не расширяется, а сужается. Старческие немощи и проблемы, связанные с организацией жизненной среды, ложатся тяжёлым психологическим бременем на многих людей преклонного возраста. Пожилым людям приходится изменять свои Я-концепции по мере того, как они теряют прежнюю автономию и становятся более зависимыми от других в удовлетворении своих повседневных нужд. Одни приспосабливаются к этому легко, другие не могут приспособится. Оценка человеком своего физического состояния часто является надёжным показателем его психологического благополучия. Старея, люди начиная в своих мыслях исходить из того, сколько им осталось жить. Одна из центральных задач в преклонном возрасте связана с тем, что к концу жизни люди должны отказаться от старых связей и уступить власть другим. Старики испытывают потребность в размышлениях о том, как прошла их жизнь, и в попытках оценить то, что они оставят после себя людям. Ещё одной проблемой является острая потребность в нахождении смысла прожитой жизни. Старение может по-разному сказываться на мужчинах и женщинах. Гутман обнаружил, что мужчины становятся более пассивными и позволяют проявлять себе черты характера, более свойственные женщинам, в то время как пожилые женщины становятся более агрессивными, практичными и властными. Некоторые исследования обнаружили общие тенденции к эксцентричности, уменьшению чуткости, погружению в себя и снижению способности справляться со сложными ситуациями. Другие работы не обнаружили таких устойчивых и согласованных изменений жизненной ориентации и жизненных ценностей. Индивидуальная реакция человека на старение может определять как степень последующего приспособления к нему, так и особенности развития личности в преклонном возрасте. Удаление от дел является значительной переменой статуса в поздней взрослости. Реакция на уход в отставку или на пенсию зависят от таких факторов, как желание оставить работу, здоровье, финансовое положение и отношение коллег. Приспособление к выходу на пенсию часто проходит легче, если человек планировал свой уход. Изменение статуса сказывается на семейных и личных отношениях, когда старики учатся приспосабливаться к прекращению воспитательной деятельности в семье, к ролям дедушек (бабушек) и прадедушек (прабабушек), к осуществлению ухода за больным супругом (супругой). Такие события, как потеря супруга (супруги) и близких друзей, в старости могут вызвать чрезвычайный стресс. Среди людей старше 65 лет количество вдов превышает количество вдовцов больше чем в пять раз. Стареющие вдовы вступают в новый брак гораздо реже, чем вдовцы. Многие пожилые люди, оставшись одни после смерти супруга (супруги), страдают от одиночества и навязанной им судьбой независимости. Однако вдовство может дать человеку новые возможности для личного роста.

Возрастная сегрегация и бедность - вот две главные на сегодняшний день проблемы преклонного возраста.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Процесс старения и возрастные изменения в организме. Понятие психического старения. Изменения человека как индивида, происходящие в пожилом и старческом возрасте. Классификация психических изменений в старости и типов психологического старения.

    курсовая работа , добавлен 03.08.2007

    Анализ нескольких типов жизни людей в поздние годы, условия, способствующие и препятствующие поступательному развитию личности и за пределами поздней взрослости. Анализ основных теорий старения и старости. Типы старения и определяющие их условия.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2008

    Геронтология в системе наук о человеке. Типология старости. Психологическое развитие и особенности личности в пожилом возрасте. Психологические факторы старения. Выход на пенсию как психологическая проблема.

    курсовая работа , добавлен 01.01.2003

    Старость - самый парадоксальный и противоречивый человеческий возраст. Различие между понятиями старения и старости. Общая картина жизненного пути человека. Старость как динамичный процесс, связанный со специфичными изменениями условий существования.

    курсовая работа , добавлен 02.10.2013

    Процесс старения и психологические изменения в личности зрелого возраста. Характеристика и профилактика психических расстройств у больных преклонного возраста. Основные стрессоры пожилых людей, пути их преодоления; типы приспособления личности к старости.

    реферат , добавлен 18.08.2014

    Старение и смерть как базовые, сущностные биологические свойства, отражающие функционирование и эволюцию всех живых организмов. "Программированное" и "непрограммированное" старение человека. Социально-психологические подходы к старению и старости.

    реферат , добавлен 29.12.2009

    Определение понятия "поздний возраст" – заключительного периода онтогенеза, ярким проявлением которого выступает действие процессов старения. Физиологические изменения в пожилом возрасте. Изменения в психологии пожилого человека. Роль семьи в старости.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2012

    Исследование теоретических подходов к изучению возрастных изменений психики человека. Понятие "старение", особенности протекания этого процесса и факторы, на него влияющие. Анализ влияния процесса старения на основные психофизиологические функции.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2009

    Личность и старение в современном мире. Чувство удовлетворенности жизнью. Сущность условий удовлетворенности в период поздней взрослости. Стабильность, перемены и этапы жизни в пожилом возрасте. Выявление удовлетворенности жизнью в пожилом возрасте.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2010

    Эмоциональное переживание старения как условие формирования личностных особенностей. Отношения пожилых людей к смерти. Стратегии совладения в период геронтогенеза. Новообразование пожилого и старческого возраста. Психические отклонения в старости.


По крайней мере четыре причины привели к бурному развитию современной геронтологии:

1) успехи биологии, сделавшие реальным раскрытие ряда фундаментальных механизмов старения;
2) постарение населения, отмечающееся во всех высокоразвитых странах;
3) связь основных болезней человека с возрастными нарушениями;
4) успешные результаты продления жизни в эксперименте.

Открытие генетического кода, механизмов наследственности, синтеза белка, саморегуляции живого и т. д. определило новое понимание сути жизненных процессов, в том числе и старения. Вместе с тем именно они породили и слишком радужные порой прогнозы. Например, необоснованное сведение всей сути сложнейшего биологического процесса старения к какому-нибудь одному, пусть и важному, изменению в жизнедеятельности организма; предвидение резкого увеличения в ближайшее время продолжительности жизни человека. В конце 60-х годов американская научная корпорация “Ренд” предсказывала увеличение продолжительности жизни человека к 2020 г. на 50 лет, а другая корпорация, “Смит и Френч”, подобный рост предусматривала даже к середине 90-х годов нашего столетия. Группа исследователей из ФРГ в 1969 г. писала, что к началу следующего столетия продолжительность жизни может быть увеличена на 50 лет. Большая группа экспертов - ведущих советских геронтологов - дала прогноз, обобщенный Ю. К. Дупленко. По мнению 31.1% экспертов, к концу минувшего века удастся замедлить темп старения человека, 33.5% утверждает, что это произойдет к 2010 г., 21.1% - еще позднее; 14.3% считает это вообще нереальным. 17.9% полагает, что до 2020 г. возможно увеличить видовую продолжительность жизни, 24.1% называет более поздние даты, а 58% говорит о нереальности подобной задачи.

Согласия, как видим, нет, и это верный признак того, что проблема не решена, истина еще не открыта. Многие вообще считают, что продление жизни будет возможно только после установления основных механизмов старения. Однако и на это есть что возразить. Во-первых, история естествознания располагает множеством примеров, когда важнейшие задачи решались задолго до раскрытия сущности процесса. Медицина уже десятки лет применяет ряд эффективных средств лечения многих заболеваний (сердечные гликозиды, антиаритмические препараты, антибиотики, нейротропные средства и др.), механизм действия которых еще только выясняется. Во-вторых, экспериментальные поиски увеличения продолжительности жизни важны именно для раскрытия конкретных механизмов старения. И, наконец, главное, - ряд фундаментальных механизмов старения нам уже известен, и это - надежная основа в поиске средств продления жизни.

Эта глобальная проблема включает тактическую и стратегическую задачи. Тактическая - увеличение продолжительности жизни человека до верхнего видового предела; стратегическая - увеличение самой видовой продолжительности жизни.

Экспериментальная геронтология располагает сейчас рядом средств, увеличивающих продолжительность жизни лабораторных теплокровных животных на 20-60%. Это важно, так как к теплокровным относится и человек. Продолжительность жизни холоднокровных можно варьировать в сотни раз, к примеру изменением температуры тела. Поиск средств увеличения продолжительности жизни требует риска, времени, скрупулезного отбора воздействий на организмы.

Что такое старение?

Старение - многопричинный процесс, вызываемый целым рядом факторов. Среди них - генетически предопределенные особенности обмена веществ, стрессы, болезни, свободные радикалы, накопление продуктов распада белков, перекиси липидов, ксенобиотики (чужеродные вещества), изменение концентрации водородных ионов, температурные повреждения, кислородное голодание, разрыв лизосом с высокой активностью действия некоторых ферментов, накопление ряда других продуктов жизнедеятельности организма и др. Эта многопричинность старения делает понятным, почему воздействием на одно какое-либо звено в механизме старения нельзя существенно увеличить сроки жизни. Поэтому наиболее выраженное замедление темпа старения, увеличение продолжительности жизни дают средства, изменяющие состояние живой системы в целом.

Старение - процесс многоочаговый. Он возникает в разных структурах клетки: в ядре, мембранах, митохондриях и др.; в разных типах клеток: нервных, секреторных, иммунных, печеночных и др. В каждой клетке, как и в системах организма, наряду с разрушительными изменениями происходят приспособительные сдвиги, процессы витаукта (восстановления). Существуют отличия в старении различных типов клеток. Они в значительной мере определяются спецификой функции клеток, которая зависит от особенностей биохимических процессов в них. Под влиянием повреждающих, стохастических факторов находятся различные мишени в клетках. Причем в одних участках клетки большое значение имеет повреждающее действие свободных радикалов, в других - водородных ионов, в третьих - кислородное голодание и др., а в целом это сливается в единый процесс - старение.

Снижение надежности механизмов регуляции, снижение адаптационных возможностей организма при старении создают основу для развития возрастной патологии. В зависимости от выраженности нарушений в том или ином звене системы развивается артериальная гипертония, ишемическая болезнь сердца или мозга, рак или диабет.
Существует интересный парадокс: то, что кажется понятным каждому, бывает очень трудно научно определить. Это полностью относится и к определению старения. Дело в том, что старение требует понимания сути явления, разграничения его от других процессов в природе. Вот почему существующие определения старения должны рассматриваться как “рабочие”, соответствующие уровню наших знаний на современном этапе.

Старение - разрушительный процесс, который развивается из-за нарастающего с возрастом повреждения организма внешними и внутренними факторами. Он ведет к недостаточности физиологических функций, гибели клеток, ограничению приспособительных возможностей организма, снижению его надежности, развитию возрастной патологии, увеличению вероятности смерти. Конкретные проявления старения, его темп и направленность обусловлены генетически предопределенными особенностями биологической организации организма.
Следует строго разграничивать старение и старость, биологический процесс и возрастной период, причину и следствие.

Старость - это неизбежно наступающий заключительный период индивидуального развития. Исследователи уже давно пытались определить тот возраст, когда наступает период старости. Вместе с увеличением продолжительности жизни человека передвигались и сроки, определяющие, по мнению ученых, начало старости. Сейчас принята такая возрастная классификация: человека в возрасте 60-74 лет следует считать пожилым, с 75 лет - старым, с 90 лет - долгожителем.

Биологический и календарный возраст человека

Разграничение отдельных возрастных периодов очень условно. Мы существуем во времени, а время существует вне нас. Общая теория относительности А. Эйнштейна убедительно доказывает положение о связи материи с формами ее существования - временем, пространством, движением. Можно говорить о биологическом времени как выражении того, что биологические процессы могут иметь различный отсчет изменений в течение объективно существующего времени.
Уже давно разделяются понятия - календарный и биологический возраст. Уже давно исследователи пришли к выводу, что календарный возраст не характеризует истинное состояние организма. Кое-кто перегоняет по темпу возрастных изменений общую группу своих однолеток, кое-кто явно отстает. Отсчет темпа возрастных изменений, прогноз предстоящих событий следует делать, учитывая не календарный, а биологический возраст человека.

Календарный возраст определяется астрономическим временем, прошедшим со дня рождения. Биологический возраст - это мера изменения во времени биологических возможностей, жизнеспособности организма, мера предстоящей жизни. Проблема биологического возраста далека от своего разрешения. Она серьезно поставлена только в конце минувшего века. Медицина сейчас, к сожалению, занимается в основном больными, а не здоровыми людьми. Вместе с тем еще И. П. Павлов указывал, что медицина будущего - это профилактическая медицина. Современный врач, а еще вернее врач будущего, должен уметь оценить, определить меру здоровья человека, его биологические возможности, степень надежности систем его организма. Если биологический возраст значительно отстает от календарного, - очевидно, перед нами потенциальный долгожитель. Если же биологический возраст значительно опережает календарный, то старение развивается преждевременно.

Сейчас существует ряд методов определения биологического возраста. Разработанные В. П. Войтенко подходы позволяют установить не только биологический возраст организма, но и его отдельных систем. Это очень важно для прогнозирования изменения здоровья человека, возможности развития возрастной патологии. В результате весьма трудоемкого исследования была отобрана небольшая батарея тестов, которая наиболее информативно характеризует некоторые функции организма в состоянии покоя, а также при нагрузках, выявляющих адаптационные возможности организма. Биологический возраст различных систем организма (нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой) может быть неодинаков, и это создает сложности в определении биологического возраста всего организма в целом.

Не надо быть специалистом-геронтологом, чтобы по внешнему виду человека отличить юношу от старика, с точностью 5-10 лет определить возраст человека. Несколько глубоких морщин, дряблая кожа, опущенные уголки рта, убеленные сединой виски - достаточно объективная “печать” возраста. Вместе с тем, если не показывая человека, дать врачам данные специальных исследований: артериальное давление, частоту сердечных сокращений, уровень сахара крови, электрокардиограмму, электроэнцефалограмму, данные анализа желудочного сока, желчеотделения и т. д., то ошибка будет значительно большей. В чем же дело? Над этим парадоксом задумывался еще, очевидно, Демокрит. Он писал: “Старость есть повреждение всего тела при полной неповрежденности всех его частей. Оно имеет все и не имеет всего”. Это кажущееся противоречие несет глубокий биологический смысл, раскрывающийся с позиции адаптационно-регуляторной теории старения. Внешний вид человека - морщинистость и эластичность его кожи, седые волосы, подкожные жировые отложения, изменения в осанке и т.д. - определенные проявления структурных сдвигов в некоторых тканях. Иными словами, оценивая возраст человека по внешнему виду, мы как бы опираемся на общие, макроскопические, структурные изменения. Подобные изменения происходят и во внутренних органах. Патологоанатом по внешнему виду сердца, мышцы, мозга может определить примерный возраст погибшего.

Противодействие старению

Однако, несмотря на структурные изменения при старении, благодаря процессам регулирования возникают процессы витаукта. Они противодействуют угасанию обмена и функций, содействуют их сохранению или противостоят резкому изменению. Поэтому на определенном этапе старения может сохраняться еще оптимальный уровень деятельности ряда систем.
Известный американский физиолог В. Кэннон предложил термин “гомеостазис”. Гомеостазис - относительное динамическое постоянство внутренней среды и некоторых физиологических функций организма. Сохранение гомеостазиса очень важно, ибо его грубое нарушение несовместимо с жизнью. Вся наша жизнь представляет собой бесконечную цепь потрясений внутренней среды организма, постоянных нарушений гомеостазиса. Артериальное давление, сахар крови, ионные соотношения и т. д. изменяются при каждой физической нагрузке, эмоциональной встряске. В ходе этих потрясений мобилизуются, совершенствуются адаптационно-регуляторные механизмы, способствующие сохранению гомеостазиса.

Итак, постоянные нарушения внутренней среды организма способствуют сохранению ее гомеостазиса в течение длительной жизни. Если создать такие условия жизни, при которых ничто не вызывает существенных сдвигов внутренней среды, то организм окажется совершенно безоружным при встрече с окружающей средой и вскоре погибнет.

Понятие о гомеорезисе

Старение - процесс длительно развивающийся во времени. Вот почему для его характеристики целесообразно использовать понятие о гомеорезисе - траектории изменения состояния системы во времени. Современного биолога уже не может удовлетворить объяснение причин сохранения в данный момент относительного постоянства внутренней среды организма. Развитие гомеорезиса - результат возрастных изменений в системах саморегуляции. Оценивая гомеорезис организма, следует иметь в виду два важных обстоятельства.

1. Один и тот же уровень обмена и, функции имеет в разные возрастные периоды неодинаковое внутреннее обеспечение. Так, артериальное давление у старых и молодых людей существенно не различается. Однако у молодых людей оно поддерживается за счет увеличения работы сердца, а у старых - за счет высокого тонуса сосудов. Мембранный потенциал клеток у взрослых и старых животных одинаков. Однако он поддерживается в разные возрастные периоды за счет неодинаковых соотношений ионов калия, натрия, хлора.

2. Исходный уровень ряда функций в разные возрастные периоды на кривой гомеорезиса несущественно различается. Однако снижаются адаптационно-регуляторные возможности, надежность организма. Эти изменения носят этапный характер. На первом этапе “максимального напряжения” благодаря мобилизации процессов витаукта, приспособительных возможностей организма сохраняется оптимальный диапазон изменения обмена и функции, несмотря на прогрессирование старения. На втором этапе “снижения надежности”, несмотря на процессы витаукта, снижаются приспособительные возможности организма при сохранении уровня обмена и функции. И, наконец, на третьем этапе изменяется уровень обмена и функции.