Стоит ли делать уроки с ребенком. «Мамаша, вам два»

Школьная жизнь идет своим чередом: дети пишут первые контрольные, родительские чаты кипят. И многие благие намерения мам накануне учебного года - не собирать ребенку портфель, не отчитывать за плохие оценки - разбиваются в условиях постоянного , который приносит в семью школа. Но если и считают, что со школой что-то не так, психолог Михаил Лабковский убежден: бог с ней, со школой, - это не самое главное в жизни.

Теперь дозвольте пару слов без протокола.
Чему нас учат, так сказать, семья и школа? -
Что жизнь сама таких, как мы, накажет строго.
Тут мы согласны, - скажи, Серега!
Владимир Высоцкий

Первое и самое главное: делать уроки с ребенком не надо! Собирать с ним портфель не надо! Спрашивать "как там, в школе?" не надо. Вы и отношения портите, и результат только отрицательный. Вам что, с ним больше поговорить не о чем?

У ребенка обязательно должно быть личное свободное время, когда он ничего не делает: от двух до четырех часов в день. Тревожные амбициозные родители детей заорганизовывают. Кружки, секции, языки... И получают детские неврозы и все, что к ним прилагается.

В отношениях со школой и педагогами вы должны быть на стороне своего ребенка. Берегите детей. Не бойтесь плохих оценок. Бойтесь довести до отвращения к школе и учебе вообще.

Школьные оценки против отношений ребенка с родителями

Российские родители ориентированы на оценки в школе. Это еще с советских времен. Например, в моем классе учились два чеха и один поляк. После одной серьезной контрольной на собрании все "наши" родители спрашивали про оценки и только чехи и поляки спрашивали что-то вроде: "Как он себя чувствовал? Он волновался?". И это правильно.

Трудно сказать, у кого больше психологических проблем - у отличника или у двоечника. Отличники, которые берут усердием и "высиживают" свои пятерки, - тревожные дети с пониженной самооценкой.

Если ваш ребенок не может самостоятельно делать уроки, у этого всегда есть причина. Лень тут ни при чем. Такой категории, как "лень", в психологии вообще не существует. Лень всегда раскладывается на отсутствие мотивации и воли.

Среди причин, по которым ребенок не делает уроки сам, может быть что угодно: повышенное внутричерепное давление, гипертонус, психологические проблемы, (синдром дефицита внимания и гиперактивность). И вместо того, чтобы тратить вечера на совместное сидение над учебниками, лучше попробовать определить эту причину и работать над ее устранением.

Есть родители, которые хотят вырастить ответственных, самостоятельных, успешных детей.

И бывают родители, цель которых - тотальный контроль над ребенком, а уж каким он там вырастет, не так и важно - главное, чтобы не срывался с поводка.

Как часто из-за тревоги по поводу оценок буквально рушатся семьи, крушатся отношения, родители и дети оказываются разъединены, иногда навсегда.

Психика у подростков и без того обострена, а месяцы подготовки к ГИА и ЕГЭ становятся по-настоящему черными временами для семьи: всех преследуют неврозы и депрессии, они провоцируют истерики, болезни, чуть ли не суициды. Как избежать всего этого кошмара или хотя бы минимизировать последствия?

Я думаю, сосредоточиться на любви и вечных ценностях. Подумать о том, что довольно скоро, когда все оценки и экзамены сотрутся из памяти, будет важно только одно - не утратили ли вы близость, доверие, понимание, дружбу со своим ребенком...

Ведь можно получить пятерку и потерять дочь. Сдать ЕГЭ, "поступить сына в институт", но уже не восстановить отношений.

Лекции о воспитании детей, советы психологов и педагогов по поводу отношений в семье эффективны и имеют смысл исключительно в том случае, если и сами родители психологически благополучны или хотя бы стабильны.

Будучи несчастными людьми, вы никак не сможете так выстроить отношения с ребенком, чтобы он был счастлив. А если счастливы родители, то специально и делать ничего не надо.

Многие считают, что у них, родителей, все нормально, а проблемы только у их детей. И удивляются, когда в одной семье вырастают два совершенно разных ребенка: один уверенный в себе, успешный, отличник боевой и политической, а другой - закомплексованный неудачник, вечно ноющий или агрессивный. А ведь это значит, что дети по-разному ощущали себя в семье и кому-то из них не хватило внимания. Кто-то был более чувствительным и больше нуждался в любви, а родители этого не заметили.

Как вы общаетесь с ребенком в его детстве, так он будет обращаться с вами в вашей старости.

Когда у вас рождается ребенок, вы считаете это чудом, вы счастливы, что стали родителями, делаете все, чтобы ребенку было хорошо, радуетесь общению с ним, восхищаетесь каждой мелочью... Но вот ему исполняется 6 или 7 лет, и между вами и ребенком встает школа.

Будто в дом приходит военком и выдергивает дитя из семьи. Хотя, что, собственно, происходит такого страшного? Ну, надо ему ходить в школу, получать знания по мере сил, общаться, взрослеть. Зачем же позволять этому естественному процессу разобщать вас? Школа меньше, чем жизнь, и ее надо вывести за рамки ваших отношений с ребенком.

Школа должна научить не столько математике и литературе, сколько самой жизни. От школы важно получить не столько теоретические знания, сколько практические навыки: умение общаться, строить отношения, отвечать за себя - свои слова и поступки, решать свои проблемы, договариваться, распоряжаться своим временем. Именно эти навыки позволяют уверенно чувствовать себя во взрослой жизни и зарабатывать себе на жизнь.

Чрезмерные переживания ребенка из-за плохих оценок - это только зеркало реакции взрослых. Если родители спокойно реагируют на двойку или неудачи в спорте, еще на какие-то сбои, если родители улыбаются, говорят "Мой хороший, не расстраивайся", то и ребенок спокоен, стабилен, обязательно выравнивается в учебе и находит дело, где у него все получается.

Вы постареете - как они жить-то будут?

Если в начальной школе ваш ребенок не справляется с программой (некоторые репетиторов нанимают уже в первом классе), если вам приходится подолгу сидеть с ребенком над уроками - проблема не в ребенке, а в школе, гимназии, лицее. Эти заведения работают исключительно на амбициях родителей и заботятся не о детях, а о собственном престиже и стоимости своих услуг. Сложнее - не значит лучше! Ребенок не должен переутомляться, пытаться догнать программу, составленную педагогами, которым непрерывно требуется помощь родителей, репетиторов, интернета и т.д.

В первом классе на подготовку домашнего задания должно уходить от 15 до 45 минут. Иначе вы все долго не выдержите.

Наказывать детей можно и иногда даже необходимо. Но нужно четко разделять ребенка и его поступок. Например, вы заранее договорились, что до вашего прихода с работы он сделает уроки, поест и уберет за собой. И вот вы приходите домой и видите картину: кастрюля с супом стоит нетронутая, учебники явно не открывались, на ковре бумажки какие-то валяются, а дите сидит носом в планшете.

Главное в этот момент не превращаться в фурию, не орать про то, что "у всех дети как дети", и про то, какой он бессовестный мучитель, безответственный урод и что из него вырастет ноль без палочки.

Без малейшей агрессии вы подходите к ребенку. Улыбаясь, обнимаете его и говорите: "Я тебя очень люблю, но планшета ты больше не получишь". Можно еще выдать телефон Nokia старого образца. Без всякого интернета.

А орать, оскорблять, обижаться и не разговаривать - вот этого не надо. Ребенок наказан отъемом гаджетов.

Не надо за детей проживать их жизнь, решать, что им делать и что нет, решать за них их проблемы, давить на них своими амбициями, ожиданиями, указаниями. Вы же постареете, как они сами жить-то будут?

Во всем мире учиться в университеты поступают только самые умные и самые богатые. Остальные идут работать, искать себя и зарабатывать на высшее образование. А у нас что?

Если ребенка постоянно опекают, он не знает, что такое нести ответственность за свои поступки, остается инфантильным и падким на любую возможность нарушить запрет.

Я против постоянного пристального контроля. Ребенок должен быть уверен, что в семье его любят, уважают, с ним считаются и ему доверяют. Вот в этом случае он не свяжется с "плохой компанией" и избежит многих соблазнов, перед которыми не могут устоять сверстники с напряженной ситуацией в семье.

Когда я работал в школе, то в День знаний говорил, что учиться надо хотя бы потому, что за работу головой платят во много раз больше, чем за физический труд. И что, выучившись, вы сможете работать и получать деньги за то, что сами любите делать.

Бардак в комнате подростка соответствует его внутреннему состоянию. Так внешне выражается хаос в его душевном мире. Хорошо еще, если он моется... Требовать "навести порядок" можно, только если вещи ребенка валяются за пределами его комнаты.

Воспитывать - не значит объяснять, как надо жить. Это не работает. Дети развиваются только по аналогии. Что можно, а что нельзя, как надо и как лучше не поступать, дети понимают не из слов родителей, а исключительно из их поступков. Проще говоря, если отец говорит, что пить вредно, а сам не просыхает - существует много шансов, что сын станет алкоголиком. Это самый яркий пример, но более тонкие вещи дети улавливают и перенимают не менее чутко.

Если ребенок пытается манипулировать взрослыми - у него просто невроз. И надо искать его причину. Здоровые люди не манипулируют - они решают свои проблемы, действуя прямолинейно.

Ребенок должен ощущать, что родители - это добрые, но сильные люди. Которые могут его защитить, могут ему в чем-то отказать, но всегда действуют в его интересах и, главное, очень его любят.

На чтение 13 мин.

Любую проблему можно решить только тогда, когда знаешь причины ее возникновения. Нередко процесс выполнения домашнего задания приводит к конфликту «отцов и детей». Причина часто связана с возрастными изменениями в развитии ребенка. За повседневными заботами родители не замечают, как меняются дети. Мамы и папы начинают недоумевать: «Почему наш ребенок не хочет делать уроки». В этой статье мы попробуем дать ответы на следующие вопросы: как научить ребенка делать уроки, как привить ему самостоятельность в выполнении домашних заданий, можно ли поощрять ребенка и как правильно это делать.

Правильная мотивация – или как мотивировать ребенка

Часто родители пишут на различных форумах или в социальных сетях: что надо сделать, чтобы ребенок делал домашние задания с удовольствием? Как приучить ребенка делать уроки самостоятельно?

Сразу ответим: ничего . Есть вещи, которые делаются без удовольствия - чистка зубов, уборка комнаты, домашнее задание. Вот так, просто берутся и делаются без лишних эмоций. Конечно, бывают исключения - например, ваш ребенок очень любит историю, и чтение книг по интересующей теме доставляют ему неимоверную радость.

Но в целом, чтобы домашнее задание целиком, да с радостным блеском в глазах - это, скорее, редкое исключение. И ребенку лучше усвоить с детства: «Не все розы при нашем образе жизни», – как говорил Л.Н. Толстой. Есть вещи, которые делать надо, и делать качественно. Приведите ребенку примеры из собственной жизни. Например, вам очень нравится быть руководителем отдела продаж. Вы с удовольствием встречаетесь с клиентами, ведете переговоры, продаете оптом товар на гигантские суммы, и вообще, испытывайте от работы настоящий кайф! Но и в процессе любимой работы есть вещи, которые вы делать не любите, но делаете: ежемесячные отчеты, ведение статистики, документооборот. Пример собственных родителей - он воодушевляет и заставляет задуматься, так как мама и папа - самые значимые люди, и дети невольно стремятся им подражать.

Меняем эмоциональный настрой

Если сейчас выполнение домашних уроков с ребенком - это кошмар-кошмарный, то сначала стоит поработать с вашим восприятием ситуации. Перестраиваем ее из «кошмара-кошмарного» в «любимое время с любимым ребенком».

Вспомните, как вам было хорошо с ребенком, когда он был маленьким. Сейчас он вырос, но он так же хочет от вас любви и внимания. И время на домашнюю работу - это как раз возможность показать ему как вы его любите и заботитесь о нем. Мы даже не замечаем, что чем старше становятся дети, тем реже мы уделяем им полноценное внимание, не отвлекаясь ни на что.

Отныне, когда садитесь делать уроки с ребенком, обязательно обнимите и поцелуйте его. Скажите, что соскучились по нему за день, и какой он у вас умница.

Играет ли роль возраст

Успехи в выполнении уроков во многом зависят от возраста школьника. Дети, приученные с 1-го класса самостоятельно и вовремя выполнять домашние задания, в будущем будут более ответственно относится к этой ежедневной рутине. Однако, как правило, чем старше ребенок – тем больше у него появляется причин отложить выполнение уроков подальше. К подростковому возрасту дети начинают быстро делать уроки так, чтобы «лишь бы отстали родители». Однако если с детства научить ребенка, что качество важнее, чем количество, а скорость не всегда поощряется, то позже это благоприятно скажется на успехах ребенка в учебе.

Можно ли заставить делать уроки старшеклассника

Заставить ребенка учиться лучше, скорее всего, не получится. Советы лишать его карманных денег и других благ, контролировать каждый шаг, заставлять до полуночи делать уроки, также не срабатывают, они могут серьезно подорвать доверительные отношения с сыном или дочерью. Дети начнут скрывать от родителей свои проблемы, могут даже перестать учится и регулярно появляться в школе.

Если в семье не развито стремление к получению информации, нет уважения к знаниям, интереса к чтению, то нужно начинать с переоценки ценностей. Не станет хорошо учиться ребенок, в семье которого единственная печатная продукция – это каталоги супермаркетов, где постоянно звучат слова осуждения школы и учителей. В остальных случаях нужно формировать положительную мотивацию к учению вообще и к школе в частности.

Если проблемы начались еще в начальной школе, не стоит делать из неуспевающего ребенка хорошего ученика именно сейчас. Навыки обучения, интерес к познанию, желание учиться формируются именно в первых классах, а теперь этот момент уже упущен и достичь прогресса неимоверно трудно.

Лучшей тактикой будет анализ склонностей ребенка и выстраивание на этой основе приоритетов выбора предметов в школе. Коллекционирование солдатиков, насекомых, увлечение компьютером (в рамках разумного), баскетболом, борьбой – все эти увлечения могут стать основой возрождения интереса к школе.

Используем методические приемы

Для того чтобы заставить ребенка делать уроки самостоятельно можно применить следующие практические приемы:

  • Если у ребенка сильны честолюбивые стороны характера, его можно подтолкнуть к изучению предметов, полезных для его карьеры в будущем, показать, что, если не делать уроки сейчас – это сильно помешает в дальнейшем поступить в престижный ВУЗ;
  • Убедить учиться ребенка с демонстративным складом характера можно, показав ему, как хорошая учеба поможет выделиться среди сверстников в школе;
  • Заставить делать уроки поможет и симпатия к сверстнику противоположного пола, особенно, если объект романтической привязанности хорошо учится и у него есть твердые устремления.

Ряд отечественных психологов в своих трудах приводят следующие практические советы :

  1. Развивайте память, внимание, восприятие, мышление ребенка.Перед началом выполнения домашнего задания давать на 10-15 минут разные упражнения, которые развивают эти способности. Они помогут ребенку сконцентрироваться, сделать домашнюю работу быстро и без ошибок. Для этого используйте специальные книги или сайты. Достаточно сделать этот ритуал привычкой, и уже через неделю ребенок будет не так тяжело приниматься за уроки.
  1. Научите ребенка тайм-менеджменту. Этому навыку, как и многим другим, ребенок, прежде всего, учится на примере родителей. Поэтому, чем вы организованнее, и чем быстрее и в срок справляетесь со своими обязанностями, тем больше вероятность, что ваш ребенок будет поступать так же, и начнет ценить свое и чужое время, а значит делать уроки быстрее.
  2. Адекватно оценивайте уровень сложности домашнего задания.

Чтобы понять соответствует ли нагрузка в школе способностям вашего ребенка, понаблюдайте, как он делает уроки по разным предметам. Если ребенок не хочет делать уроки советы выше могут помочь. Но если он и правда не справляется, и постоянно просит у вас помощи и разъяснений, то задумайтесь, в подходящей ли школе учится ребенок. С каждым годом нагрузка будет возрастать, как и отставание. Чтобы ребенок не потерял интерес к учебе вообще, возможно, стоит задуматься о его переводе в другую школу. Тогда все встанет на свои места, и в вопросе, почему ребенок не делает уроки, совет психолога не будет нужен.

Не делайте уроки вместо вашего сына или дочери

Родителям не стоит перехватывать ответственность за учебу ребенка. В 7 лет привычку учиться гораздо проще сформировать, чем в 12. Роль родителей сводится к тому, чтобы направлять и поддерживать, при необходимости - помогать ребенку разбираться в сложном, но ни в коем случае не делать все вместо него. Покажите сыну или дочери, как собирать портфель, как заполнять дневник, в какой последовательности выполнять домашние задания, и отойдите в сторону.

Если вы проверяете задания и заметили ошибку - предложите ребенку самому найти и исправить ее, но не давайте готовых решений. Проверку постепенно можно свести лишь к факту выполнения заданий: если задано 4 упражнения - 4 и должны быть сделаны. С таким подходом ребенок будет допускать ошибки, но только так и сформируется его ответственность. Это сделает его успеваемость реальной, а не искусственной.

Нужно ли поощрять ребенка

Итак, какие варианты поощрения за хорошую учебу мы можем рекомендовать:

  • активная похвала и радость родителя;
  • сладости;
  • подарки;
  • билеты в кинотеатр или развлекательный центр;
  • «стенд пятерок и четверок»;
  • послабления в режиме дня;
  • осуществление давнего желания – например, поездки;
  • увеличение времени пользования гаджетами;
  • семейное торжество по поводу окончания четверти или учебного года;

Можно ли делать уроки за деньги или подарки

В последнее время родители стали использовать нехитрый способ манипуляции, который называется просто – подкуп. Суть его заключается в том, что отец или мать, не задумываясь над объективным решением вопроса, как правильно делать уроки с ребенком, просто стремятся подкупить свое чадо разными обещаниями. Это могут быть как денежные суммы, так и просто подарки: сотовый телефон, велосипед, развлечения.

Однако стоит предостеречь всех родителей от такого способа воздействия на детей.

Это неэффективно, потому что ребенок раз за разом начнет требовать все больше и больше.

Домашних заданий каждый день много, и вот уже ваше чадо не удовлетворяется просто смартфоном, ему нужен айфон, и он имеет на него право, ведь он же учится, выполнят все школьные требования и т. д. Да и потом, представьте себе, насколько пагубна привычка за свою ежедневную работу, которая является обязанностью ребенка, требовать от родителей каких-либо подачек.

Доводим до ребенка ответственность за выполнения домашних заданий

Никогда не делайте уроки за ребенка и не делайте из него исполнителя. Учеба в школе - это работа ребенка. Что нам хочется после работы, кроме отдыха? Рассказать о том, как прошел день, поделится новыми знаниями и опытом. Когда делаете домашние задания с ребенком, просите его рассказать вам, что было на этом уроке, что он запомнил, что было интересного.

Вы можете сделать задание и попросить ребенка проверить, правильно ли вы сделали, так его учили или нет? Просите его объяснять вам задачу. Скажите, что это вам очень интересно, что вас такому не учили. Таким образом мы создаем мотивацию у ребенка запоминать и делится, а не отчитываться. Отчитываться никто не любит.

Создаем интерес к учебе

Если в изучении какого-то предмета у ребенка трудности, то расскажите ему, как вы любили этот предмет в школе. И что вам будет очень приятно, если он вам будет рассказывать, что сейчас в школе по нему рассказывают и чему учат. Обязательно поблагодарите ребенка за рассказ, даже если все напутал и в чем-то ошибся. Ребенок должен видеть, что вам приятно проводить с ним время и делиться знаниями.

В ваших руках сделать из нудной и рутинной «домашки» веселую игру, которую ребенок с нетерпением будете ждать каждый день. Просто будьте счастливы рядом со своими детьми.

Когда лучше делать уроки

Лучшее время для выполнения домашних заданий с 15:00 часов до 18:00 . Весной и ранней осенью уроки лучше сделать сразу после обеда и смело идти гулять до самого вечера! Но зимой, когда темнеет рано, лучше сходить прогуляться на пару часов после обеда, покататься на лыжах, коньках, сыграть с друзьями в хоккей. А в пять, шесть часов вечера, когда уже стемнеет, садиться за уроки.

А как быть с уроками, которые задают на пятницу? Сразу их сделать или подождать выходных? Учителя советую с пятничной «домашкой» расправиться сразу. Ведь за выходные ты успеешь забыть то, что проходили в пятницу. Кроме того, как классно, когда все выходные ты свободен! И мысль о том, что тебе только еще предстоит заняться домашним заданием, не портит твое «выходное» настроение. Ведь учеба – это своеобразная работа и эту работу лучше выполнить в рабочие дни. А выходные предназначены для отдыха, и на них нужно отдыхать, а не работать. Удобно делать уроки каждый день в одно и то же время. Когда целую неделю, выполняешь уроки по расписанию, то замечаешь, что и задачки решаются легче, и времени на приготовление заданий тратится меньше.

Как можно и нельзя заставлять детей делать уроки – советы психолога

Совет № 1. Сохраняйте спокойствие

Не теряйте самообладания, не кричите на ребенка, если он не сразу правильно решает задачу или отвечает на вопросы. Не критикуйте его за неправильные ответы и не поддавайтесь соблазну сделать задание за него. В любой ситуации сохраняйте спокойствие. Если вы будете критиковать ребенка или кричать на него, это накалит атмосферу и только усложнит ему задачу.

Совет № 2. Объясните ребенку свои ожидания и его ответственность

Дайте понять, что он должен делать уроки вовремя и прилагать к этому максимум усилий. Определите время, когда он должен делать уроки. Учитывайте индивидуальные особенности ребенка. Кому-то легко даются иностранные языки, но с математикой возникают трудности, кому-то наоборот. Одни дети усидчивы и для них важно, чтобы во время выполнения заданий их никто не отвлекал; другим необходимо делать перерывы и разбивать большие задания на несколько мелких. Некоторые дети самостоятельны и могут выполнять задания без посторонней помощи, но большинству требуется контроль и помощь со стороны родителей соответственно возрасту. Если у вас несколько детей, ваша задача усложняется, ведь вам нужно учитывать особенности каждого из них.

Совет № 3. Регулярно общайтесь с учителями ваших детей

Поддерживайте связь с учителями в течение всего учебного года, начиная с сентября. Это поможет вам знать все об успеваемости детей в школе и будет особенно полезно в случаях, если у ребенка возникают какие-либо трудности.

Совет № 4. Определите для себя оптимальную роль во взаимодействии с ребенком

Некоторых детей нужно постоянно мотивировать к учебе, некоторым – давать четкие наставления и инструкции, а других нужно просто время от времени контролировать. Постарайтесь выбрать для себя такую роль в этом процессе, которая будет максимально учитывать потребности ребенка. Помните, что, в конечном счете, именно учитель определяет, хорошо или плохо ребенок справился с заданием. Вы не несете ответственности за результат, ваша задача – создать условия для ребенка и помогать ему в случае необходимости. Вы можете высказывать свои предположения, но за выполнения домашних заданий ответственность несет ребенок.

Совет № 5. Определите время и место для выполнения домашних заданий

Постарайтесь придерживаться установленного времени изо дня в день. Если ребенок активен, делайте перерывы в работе. Например, ребенок может 15 минут выполнять задание, а потом сделать перерыв на 5 минут. Во время таких перерывов вы можете предложить ему перекусить, чтобы восстановить свои силы. Позаботьтесь о спокойной обстановке в доме в это время: выключите телевизор или хотя бы убавьте его громкость.

Убедитесь, что у ребенка есть достаточно пространства для того, чтобы учить уроки. При этом также нужно учитывать индивидуальные потребности: для одних детей для этого потребуется большой кухонный стол, чтобы можно было разложить все книги и тетради, а для других – маленький тихий уголок в детской комнате.

Совет № 6. Приучайте ребенка к распорядку с раннего возраста

Даже если он еще маленький и всего лишь учится читать, регулярно выделяйте для этого время. Это помогает ему привыкнуть к распорядку, ведь со временем заданий станет все больше и они будут все сложнее.

Совет № 7. Помогайте ребенку на сложных этапах работы

Иногда ребенок не может выполнить домашнее задание из-за того, что на определенном этапе у него возникают трудности. И здесь потребуется ваша помощь. Например, ему необходимо решить ряд однотипных задач, но он не понимает, с чего начать решение. Разберите вместе с ним 1-2 задачи – и остальные он сможет решить самостоятельно. Если он не может выбрать тему для сочинения, вы можете провести вместе с ним небольшой мозговой штурм, чтобы найти нужную идею. Запомните: вы не должны выполнять задание за ребенка, достаточно лишь слегка его подтолкнуть к правильному решению.

Начался учебный год и тот период, когда родители каждый вечер часами просиживают с ребёнком, выполняя с ним домашние задания. Родители полностью включаются в этот процесс: они узнают, что задано ребёнку, вместе готовят презентацию, и мастерят поделки, когда он уже спит.

Школа - зона ответственности ребенка

Родители уже давно окончили школу, теперь учатся дети. Школа - это зона их ответственности. В каком бы классе ни учился ребёнок, начало учебного года - это период, когда необходимо перестать воспринимать его как малыша и делегировать ему право самому собирать рюкзак и делать домашнюю работу. Конечно, в первое время возможны и замечания, и двойки. Но рано или поздно ребёнок поймет, что учится он сам, а не мама или бабушка.

Учёба - не вся жизнь. Берегите здоровье и нервы

Сколько семейных драм происходит из-за учёбы! Но школа - это всего лишь один из этапов жизни. И она не должна становиться между родителями и детьми. Если же все 11 лет стоять над ребёнком, то этим ему не привить интерес к знаниям. Таким способом можно только отбить у детей желание учиться и нарушить с ними отношения.

Вы растите безответственного исполнителя

Тотальный контроль за домашними заданиями поможет вырастить несамостоятельную личность, которая делает всё по указке, которой легко манипулировать. Такой ребёнок будет хорошим исполнителем, но не научится принимать решения и брать на себя ответственность, в том числе и за невыученный урок. Не делать за него домашние задания - не значит полностью самоустраниться. Можно и нужно проверить выполненное, помочь разобраться в сложном вопросе.

Лучше в детстве научиться распределять время и нагрузку

У современных детей часто складываются сложные отношения со временем: они его «не чувствуют», ведь расписание составлено учителями и родителями. Взрослые же и следят, чтобы оно выполнялось. В итоге ребёнок не учится правильно распределять время. Чтобы он этому научился, нужны не «надзирающие» родители, а стол, стул и будильник. На домашнее задание по каждому предмету отводится не более получаса. Не успел - всё равно переходит к следующему заданию. Так школьник постепенно научится распределять время. Если же эта проблема возникает у всего класса, значит, нужно обратиться к педагогу, либо к директору - чтобы они пересмотрели нагрузку.

Вы сэкономите время для себя

Когда ребёнок самостоятельно делает уроки, у родителей больше свободного времени. Со временем при правильной организации домашней работы освободятся вечера и у школьника. Появится время на прогулки. А вопрос: «Ты сделал уроки?» останется в прошлом. Всё же важны не оценки, а знания. Оценки зачастую бывают субъективными. Можно ходить с ребёнком в музеи, на выставки, покупать настольные игры - это покажет, что каких-то знаний ему не хватает, и воспитает желание узнавать новое.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Многие родители считают, что, если не контролировать выполнение «домашки», ребенок будет учиться хуже. Но исследователи из университетов Остина и Дьюка (США) доказали, что это не так. Они 30 лет собирали данные о том, как вовлеченность мам и пап в процесс обучения влияет на оценки. Оказалось, что родительская помощь в младших классах бесполезна, а в средней школе и вовсе негативно влияет на результаты экзаменационных тестов.

сайт рассказывает о том, почему за уроки должен отвечать сам ребенок, а не его родители.

1. Ребенок теряет мотивацию к учебе

Заставляя ребенка садиться за уроки, контролируя их выполнение и наказывая за плохие оценки, вы берете ответственность за учебу на себя, а значит, снимаете ее с ребенка. И пока вы стоите у него над душой, он не захочет взять эту ответственность сам.

«Уроки сделаны. Мать охрипла. Дочь оглохла. Соседи выучили наизусть. Собака пересказала», - все помнят эту шутку, но, когда дело доходит до домашних заданий, становится не до смеха. Вместо того чтобы контролировать решение каждой задачки, психологи советуют выстраивать доверительные отношения со своим школьником и проводить больше качественного времени вместе: читать вслух, обсуждать то, что происходит в науке и в мире, находить новые интересные занятия.

Если для вас неприемлемы никакие другие оценки, кроме пятерок, спросите себя, в чем причина такого категоричного отношения. В семье, где двойка может стать причиной скандала, дети не чувствуют, что любимы независимо от их успехов и провалов. Психолог Михаил Лабковский утверждает , что учеба - личное дело ребенка, а дело родителей - безусловная любовь. А любовь важнее, чем оценки, правда?

А как поступаете вы, если ваш ребенок не хочет делать уроки?

Есть страны, где дети не делают домашнее задание. Например, в Финляндии, но при этом, финские ученики занимают лидирующие позиции в рейтинге PISA каждый год. В нашей стране некоторые школы, также стараются не обременять детей учебой после школьных занятий, но это скорее исключение. Вот почему стоит узнать, как научить ребёнка самостоятельно делать уроки. Из статьи вы подробно узнаете, как, без лишних нервов, научить детей выполнять школьные домашние задания.

Как научить ребёнка самостоятельно делать уроки - Подробный план действий

«Нет, не знаю! Нет сил. Должен? Ничего не было задано! Позже, у меня мало уроков. Я пока не хочу … !», — вам это знакомо?

Выполнение домашних заданий может быть скучным и утомительным занятием. Ведь есть так много более интересных и менее трудоемких видов деятельности. В то же время достаточно правильно организовать процесс и домашнее задание перестанет быть полем битвы. Прежде всего, вы должны знать …

Зачем делать домашнее задание

Выполнение домашних заданий важно, потому что оно формирует ряд навыков, которые пригодятся в дальнейшей взрослой жизни.

Так, создается привычка к обучению, консолидации и организации знаний.

Это нормально, что ребенок не помнит всё, о чём говорилось на уроке. Задача домашней работы — повторить и закрепить те знания, которые были получены за день.

В первые годы обучения в школе, в домашнем задании, самое главное – закрепить навыки чтения, письма и подсчета в диапазоне до 1000. Чтобы овладеть этими навыками, некоторым детям недостаточно школьных занятий, нужно практиковаться и дома.

Тренируем концентрацию внимания и усидчивость

Наблюдая за тем, как выполняет домашнее задание ребенок, родители могут оценить, насколько он умеет сосредоточиваться на выполняемой работе и сможет ли завершить начатое дело до конца. А это, в свою очередь, может привести к коррекции занятий – например, через игры и упражнения, которые стимулируют концентрацию внимания.

Не стоит ждать от младшего школьника, что он будет спокойно сидеть, в течение определённого времени и тихо выполнять задания. До третьего класса, такое поведение, свойственно очень немногим детям, в основной своей массе, дети не могут высидеть спокойно на месте более 30-35 минут. В этом возрасте, внимание, ещё очень рассеянное и ребёнку крайне трудно длительно сосредотачиваться на каком-то одном задании. Поэтому в начальной школе, проводятся физкультминутки прямо во время уроков. И сами уроки длятся не более 35 минут.

Эти физиологические моменты, родитель тоже должен учитывать, составляя домашнее расписание для ребёнка.

Учим планированию, управлению временем и самодисциплине

Родителям стоит помнить, что мы можем научить ребёнка, прежде всего на собственном примере. Если мы не можем распланировать свой день так, чтобы справиться с домашней работой, нас постоянно преследуют крайние сроки, и все делается в последний момент, тогда гарантировано наш сын или дочь будет такой же, как и мы.

Родители и дети могут использовать таблицу, которая поможет не упускать из виду цель. Просто напишите желаемое действие в одном столбце, например,

Начинать делать домашнее задание без напоминания

Заканчивать работу в нужное время

Правильность (качество работы)

Самому собирать рюкзак

Порядок на столе после занятий и т. д.

В следующих столбцах, мы помещаем названия дней недели или даты, и каждый день мы суммируем работу, выставляя + или -.

Прежде чем в таблице будут одни плюсы, понадобиться некоторое время.

Учим систематичности

Для того чтобы выработать привычку к чему-либо, человеку необходимо ежедневно, лучше в одно и то же время, приступать к работе.

Наметьте определённые часы, для выполнения ребёнком школьных домашних заданий.

Даже если ничего не задавали, нужно в обязательном порядке, сделать любое задание из школьной программы. Такие упражнения больше всего подходят, чтобы научить ребенка преодолевать трудности. Это, может быть, учебник за тот же класс, но опубликованный другим издателем. Особенно это актуально для математики — авторы учебников представляют одно и то же решение по-другому. А это, в свою очередь, учит ребенка, тому, что существуют разные способы решения одной и той же задачи.

Соблюдать регулярность и не нарушать её, это очень важно для закрепления навыка.

Учим самостоятельности и ответственности

Вы знаете, эти анекдоты: «Катя, скажи папе, что сегодня ему задали только четыре домашних задания, — говорит учитель ученику».

Может быть, это забавная, но отнюдь не смешная ситуация, когда ребенок приносит задания, сделанные его родителями. И это не редкость.

Родителям легче самим сделать домашнее задание, чем объяснить ребенку, как его делать. Легче самим сделать правильно что-то, чем кропотливо обучать их тому, как забивать гвозди, шить и т. д. Если поступать так, как поступают некоторые родители: «он должен сделать это на отлично, потому что он должен быть лучшим», — это в дальнейшем приведет к проблемам, которые рано и поздно появятся.

Домашнее задание задаётся ребенку, а не родителям! Конечно, это не означает, что мы должны полностью перестать контролировать этот момент, и не следить за тем, что ребёнок делает. Родитель должен быть осторожным наблюдателем и разведчиком, но все задания необходимо выполняться учеником самостоятельно.

Если ребенок только начал учиться в первом классе (особенно в первом полугодии), ему или ей по-прежнему нужна помощь. Прежде чем садиться делать домашнее задание, вам нужно поговорить с ним, что нужно сделать: совместно просмотрите учебники и тетрадки. Ребенок может рассказать, что они изучали на уроках, найдите задания, прочитайте их и объясните своими словами, что нужно сделать.

Озвучив всё это, родитель покидает ребенка и уходит из комнаты. Старшеклассник должен уметь справляться в одиночку, в то время, родитель может прийти после работы и проверить, все ли задания выполнены.

Он также может указать на ошибки, но не должен их исправлять. Ребенок должен найти их самостоятельно и исправить. В зависимости от возраста и способностей ребенка, можно сузить область поиска ошибки: для начала, можно сказать, что она находится в определенном слове, но для эффективного исправления мы указываем только строку или страницу.

Правильно организуем рабочее место

Стоит также отметить, что рабочее место ребенка должно быть снабжено учебными пособиями, которые могут понадобиться для выполнения домашнего задания.

Рабочее место ребенка должно быть:

светлым, но, если это возможно, находиться не напротив окна;

адаптированным к росту ребенка (чтобы он не горбился, а руки, от запястья и до локтя, лежали на столе);

быть укомплектованным, без ненужных предметов, таких как: игрушки, документы, книги;

организованным так, чтобы все предметы были легкодоступны, например, карандаши, ручки в стаканчиках, линейка и калькулятор всегда в ящике, на полках — удобные словари и т. д.

оборудованным расписанием или доской, где можно было бы разместить различную важную информацию, которую ему нужно запомнить.

Когда лучше делать домашние задания

— Не сразу после возвращения из школы, ведь ребенок, скорее всего, устал. Дайте ему отдохнуть час или больше.

— Не после обеда или ужина. В это время, организм сосредоточен на пищеварении и не готов к интеллектуальному труду.

— Не поздно вечером. Когда весь день позади, вряд ли получится хорошо думать.

Выбор правильного времени дня, очень важен. Если это будет всегда одно и то же время, ребенку будет гораздо легче, особенно если он знает, что отговорки не принимаются.

Он должен быть готов заранее. Однако в каждой семье, это может быть разное время, потому что это зависит от многих факторов (приход из школы ребёнка и родителей с работы, количество уроков, и другие моменты).

Как узнать, что задано

Дети забывают, что им было задано, поэтому с первых дней обучения покажите ему, как использовать ноутбук или дневник. Прежде чем ребенок сможет овладеть навыками письма, он может рисовать первые заметки, иногда достаточно нарисовать крестик карандашом на странице в книге или рабочей тетради.

Если, несмотря на это, он возвращается из школы и не знает, что было задано, стоит поговорить с учителем об этом и попросить, чтобы она обратила внимание на то, записал ли ваш ребёнок, что ему задали.

Нужно ли поощрять ребёнка

На этот вопрос у каждого из родителей свой ответ. Моё мнение, что хвалить за проделанную работу ребёнка можно и нужно. Если вы даёте ребёнку за хорошо и быстро выполненное задание бонус, в виде дополнительного времени на прогулку или компьютерную игру, просмотр мультиков — это вряд ли навредит вашему сыну или дочки, а, как правило, даже подстегнёт к выполнению задания. А вот материальные поощрения, которые некоторые родители практикуют, за сделанные уроки, ничего, кроме вреда, не принесёт.

Таким образом, они лишь создают зависимость ребёнка от внешних факторов. Дети начинают стремиться только к тому, чтобы получить как можно больше подарков. Они мешают развивать в ребёнке чувства, что он чего-то стоит в этом мире. Поощрения, в таком виде, препятствует развитию в ребёнке внутреннего чувства уверенности в себе и удовлетворения от личной инициативы.

Чрезвычайно важно научить ребёнка брать на себя всю ответственность за достижение положительных результатов в любом виде деятельности.

Правила, которые облегчают ребёнку выполнение домашней работы

Запрещается смотреть телевизор или слушать музыку во время выполнения домашней работы.

Друзья могут прийти только после того, как будет сделаны все задания.

После выполнения заданий все предметы и другие материалы возвращаются на свои места.

Ребенок самостоятельно собирает школьный рюкзак на следующий школьный день.

Вы не должны отвлекать его от работы.

Если ребёнок просит помощи, и вы видите, что без вас ему никак не справится, помогите советом, постройте вместе логическую цепочку, приводящую к нужному решению или ответу, но не делайте за него работу.

Заключение

Как научить ребёнка самостоятельно делать уроки, вопрос не простой, но вполне решаемый, если взрослые подойдут к нему творчески и без нервов. Детей не нужно дрессировать, как животных, их нужно учить и развивать. Только так, можно создать у ребёнка мотивацию и желание что-то делать, без помощи взрослых.

Надеюсь, статья была вам полезна. Напишите в комментариях, что вы думаете по теме статьи.

Удачи и терпения!

Ваша Татьяна Кемишис