Тема: Синтаксические особенности научного стиля. Конструкции научного стиля речи, параллельные синтаксические конструкции

Синтаксис:

Широко используются словосочетания терминологического характера. Атрибутивные (прилаг. +сущ.), объектные (находиться в колбе, возникнуть после облучения).

Т. к. логичность – основная стилевая черта, то используются синтаксические конструкции, позволяющие передать понятийное содержание.

Простые распространённые предложения с прямым порядком слов (т. к. с инверсией связаны эмоционально-экспрессивные оттенки, не свойственные научной речи) с союзной связью между частями.

Вопросительные предложения не типичны, но возможны. Они выполняют особую функцию: привлечь внимание к излагаемому.

Типично использование двусоставных предложений со связкой «есть». Реализуется модель: что есть что. Выполняют роль дефиниции.

Чаще всего предложения осложнены причастными, деепричастными оборотами и обособленными определениями.

Характерно широкое использование вводных слов и предложений. Они выражают:

Логическое оформление мысли (следовательно, во-первых, итак);

Уверенность/неуверенность говорящего в высказываемом (может быть, конечно);

Указывают на источник информации, мысли (с точки зрения…, по словам…, по мнению…)

Распространены вставные конструкции. Отдельные слова, словосочетания, предложения. Даётся дополнительная информация, уточняется мысль автора, вводится новое сообщение.

Широко используются однородные члены предложения.

Характерна выразительность и экспрессивность, но она интеллектуальная. Связана с доказательностью, убедительностью. Направлена на информативность речи.

Односоставные предложения частотны.

Неопределённо-личные: линзу помещают.

Определённо-личные не столь типичны (рассмотрим, обратимся). Используются для побуждения к активизации внимания в местах ввода новой информации.

Безличные: следует оговорить случайность.

Также частотны двусоставные предложения, представляющие собой пассивный оборот: линза помещается.

Широко используются СПП с разными придаточными.

Определительное придаточное. С его помощью получает выражение категория признаковости.

Обстоятельственные придаточные (цели, условия, причины, следствия) служат средством выражения причинно-следственных связей между указанными явлениями и понятиями. Такие предложения обеспечивают научность и доказательность речи. Позволяют отметить противоречие сущности явлений.

Используется сложное синтаксическое целое или сверхфразовое единство. Чаще всего как абзац. В сверхфразовом единстве используется повтор, местоимения, вводные слова.

Таким образом, синтаксис направлен на выражение абстрагированной информации.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 22. Синтаксические особенности научного стиля.:

  1. 2. Языковые средства научного стиля: лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические.

Научный стиль, особенности которого являются предметом исследования для лингвистов, представляет собой совокупность специфических речевых приемов, использующихся преимущественно в научной, научно-технической, научно-популярной сфере для выражения и оформления разнообразных по содержанию и предназначению идей, гипотез, достижений.

Общая характеристика научного текста

Научный текст - это итог, результат или отчет об исследовательской деятельности, который создается для круга лиц, обладающих соответствующей квалификацией для его восприятия и оценки. Для того чтобы сделать его максимально информативным, автор должен прибегнуть к использованию формализованного языка, специальных средств и способов подачи материала. Чаще всего научный текст - это опубликованное или предназначенное для печати произведение. К текстам научного плана относятся и специально подготовленные материалы для устного выступления, например, доклада на конференции или академической лекции.

Характерные особенности научного стиля - нейтральность тона, объективный подход и информативность, структурированность текста, наличие терминологии и специфических языковых средств, принятых в среде ученых для логичного, адекватного изложения материала.

Разновидности научного стиля

Превалирование письменной формы существования произведений научного стиля обуславливает обоснованность, взвешенность, четкость их содержания и оформления.

Разделение научных текстов на виды и типы объясняется, во-первых, различием объектов, описываемых многочисленными дисциплинами, содержанием исследовательской деятельности ученых, ожиданиями потенциальной аудитории. Существует базовая спецификация научной литературы, которая делит тексты на научно-технические, научно-гуманитарные, научно-естественные. Можно выделить и более частные подъязыки, которые существуют внутри каждой из наук - алгебры, ботаники, политологии, и т.д.

М. П. Сенкевич структурировал виды научного стиля по степени «научности» конечного произведения и выделил следующие типы:

1. Собственно научный стиль (иначе - академический) характерен для серьезных работ, предназначенных узкому кругу специалистов и содержащих исследовательскую концепцию автора - монографий, статей, научных докладов.

2. Изложение или обобщение научного наследия содержат вторичные информационные материалы (рефераты, аннотации) - они созданы в научно-информативном или научно-реферативном стиле.

4. Научно-справочная литература (справочники, сборники, словари, каталоги) имеет целью дать предельно сжатую, точную, без подробностей информацию, предъявить читателю только факты.

5. Особая сфера применения у учебно-научной литературы, здесь излагаются основы наук и добавлен дидактический компонент, предусматривающий иллюстративные элементы и материалы для повторения (учебные издания для различных учебных заведений).

6. Научно-популярные издания представляют биографии выдающихся людей, истории происхождения различных явлений, хронику событий и открытий и доступны для широкого круга интересующихся лиц, благодаря иллюстрациям, примерам, разъяснениям.

Свойства научного текста

Текст, созданный в научном стиле, представляет собой стандартизированную замкнутую систему.

Основные особенности научного стиля - соответствие нормативным требованиям литературного языка, употребление стандартных оборотов и выражений, использование возможностей «графического» языка символов и формул, применение ссылок и примечаний. Например, общепринятыми в научной среде являются клише: речь пойдет о проблеме…, следует отметить, что…, полученные в ходе исследования данные привели к следующим выводам…, перейдем к анализу… и т.д.

Для передачи научной информации широко используются элементы «искусственного» языка - графического: 1) графики, схемы, блоки, чертежи, рисунки; 2) формулы и символы; 3) специальные термины и лексические особенности научного стиля- например, названия физических величин, математических знаков и т.д.

Итак, научный стиль, особенности которого характеризуются соответствием служит точности, ясности и лаконичности в выражении мыслей исследования. Для научного высказывания характерна монологическая форма, логика повествования раскрывается последовательно, выводы оформлены как завершенные и полные по смыслу фразы.

Смысловая структура научного текста

Всякий текст научного стиля имеет свою логику построения, некую законченную форму, соответствующую законам структурирования. Как правило, исследователь придерживается следующей схемы:

  • введение в суть проблемы, обоснование ее актуальности, новизны;
  • выделение предмета исследования (в некоторых случаях и объекта);
  • постановка цели, решение в ходе ее достижения определенных задач;
  • обзор научных источников, каким-либо образом затрагивающих предмет исследования, описание теоретической и методологической базы для работы; обоснование терминологии;
  • теоретическая и практическая значимость научного произведения;
  • содержание самой научной работы;
  • описание эксперимента, если он проводится;
  • результаты исследования, структурированные выводы по его итогам.

Языковые признаки: лексика

Отвлеченный тон и обобщеность формируют лексические особенности научного стиля:

1. Употребление слов в их конкретных значениях, преобладание слов с абстрактным значением (объем, проходимость, сопротивление, конфликт, стагнация, словообразование, библиография и т.д.).

2. Слова из повседневного обихода приобретают в контексте научного произведения терминологическое либо обобщенное значение. Это касается, например, технических терминов: муфта, катушка, трубка и др.

3. Основную смысловую нагрузку в научном тексте несут на себе термины, однако их доля не одинакова в различных типах произведений. Термины вводят в оборот некие понятия, правильное и логическое определение которых - необходимое условие для профессионально написанного текста (этногенез, геном, синусоида ).

4. Для произведений научного стиля характерны аббревиатуры и сложносокращенные слова: изд-во, ГОСТ, Госплан, млн, НИИ.

Языковые особенности научного стиля, в частности, в области лексики, имеют функциональную направленность: обобщенно-отвлеченный характер подачи материала, объективность взглядов и выводов автора, точность представленных сведений.

Языковые признаки: морфология

Морфологические особенности научного стиля:

1. На грамматическом уровне при помощи определенных форм слова и построения словосочетаний и предложений создается отвлеченность научного текста: отмечается, что..., представляется, что... и т.д.

2. Глаголы в контексте научного текста приобретают значение вневременное, обобщенное. Причем употребляются преимущественно формы настоящего и прошедшего времени. Их чередование не придает ни «живописность», ни динамику повествованию, напротив - они указывают на закономерность описываемого явления: автор отмечает, указывает…; достижению цели способствует решение задач и т.д.

3. Преобладающие (примерно 80%) также придают научному тексту обобщенное значение. В устойчивых оборотах используются глаголы совершенного вида: рассмотрим…; покажем на примерах и т.д. Также употребительны неопределенно-личные и безличные формы с оттенком долженствования либо необходимости: характеристики относят к …; нужно уметь…; не следует забывать о…

4. В пассивном значении используются возвратные глаголы: требуется доказать…; детально объясняется…; рассматривается проблематика и др. Такие глагольные формы позволяют сделать акцент на описание процесса, структуры, механизма. То же значение у кратких страдательных причастий: определение дано…; норма может быть осмыслена и т.д.

5. В научной речи также употребляются краткие прилагательные, например: отношение характерно .

6. Типичным признаком научной речи является местоимение мы , употребляемое вместо я . Этот прием формирует такие черты, как авторская скромность, объективность, обобщенность: В ходе исследования мы пришли к выводу… (вместо: я пришел к выводу …).

Языковые признаки: синтаксис

Языковые особенности научного стиля в плане синтаксиса выявляют связь речи со специфичным мышлением ученого: конструкции, употребляемые в текстах, нейтральны и общеупотребительны. Наиболее типичным является прием синтаксической компрессии, когда осуществляется сжатие объема текста при увеличении его информативности и смысловой наполненности. Это реализуется при помощи особого построения словосочетаний и предложений.

Синтаксические особенности научного стиля:

1. Использование определительных словосочетаний «имя существительное + имя существительное в родительном падеже»: обмен веществ, ликвидность валюты, прибор для демонтажа и т.д.

2. Определения, выраженные именем прилагательным, употребляются в значении термина: безусловный рефлекс, твердый знак, исторический экскурс и др.

3. Для научного стиля (определений, рассуждений, выводов) характерно составное именное сказуемое с существительным, как правило, с опущенным глаголом-связкой: Восприятие - это базовый познавательный процесс…; Отступления от нормативных реализаций языка - одна из самых ярких черт детской речи. Другой распространенной «формулой сказуемого» является составное именное сказуемое с кратким причастием: может быть использован.

4. Наречия в роли обстоятельства служат для характеристики качества или свойства исследуемого явления: значительно, интересно, убедительно, по-новому; все эти и другие события хорошо описаны в исторической литературе….

5. Синтаксические структуры предложений выражают понятийное содержание, поэтому эталоном для пишущего ученого является полносоставное предложение повествовательного типа с союзной связью между его частями, с нейтральным в плане стиля лексическим наполнением и нормативным порядком слов: Нужно сказать, что зоопсихологи долго, упорно и безуспешно пытались обучить наиболее развитых человекообразных (шимпанзе) звуковому языку. Среди сложноподчиненных предложений доминируют структуры с одним придаточным: Между интеллектом и языком располагается промежуточная первичная коммуникативная система, которая получила название функционального базиса речи.

6. Роль вопросительных предложений - привлечь внимание к излагаемому материалу, выразить допущения и гипотезы: Может быть, обезьяна способна к жестовой речи?

7. Для осуществления отстраненной, нарочито обезличенной подачи информации широко применяются безличные предложения разных типов: К статусно равноправным жанрам можно отнести дружеское общение (разговор по душам, болтовня и др.) … Таким образом подчеркивается стремление быть объективным исследователем, выступающим от имени обобщенного научного сообщества.

8. Для того чтобы оформить причинно-следственные отношения между явлениями, в научной речи используются сложные предложения с сочинительной и подчинительной союзной связью. Часто встречаются сложные союзы и союзные слова: ввиду того что, несмотря на то что, вследствие того что, потому что, между тем как, тогда как, в то время как и др. Широко распространены сложноподчиненные предложения с определительные, причины, условия, времени, следствия.

Средства связи в научном тексте

Научный стиль, особенности которого заключаются в специфическом использовании опирается не только на нормативную базу языка, но и на законы логики.

Так, для того чтобы логично изложить свои мысли, исследователь должен использовать морфологические особенности научного стиля и синтаксические возможности для связи отдельных частей своего высказывания. Этой цели служат различные синтаксические построения, сложные предложения разного типа со «словами-скрепками», уточняющими, причастными, деепричастными оборотами, перечислениями и др.

Приведем основные из них:

  • сопоставление каких-либо явлений (как …, так… );
  • употребление присоединительных предложений, содержащих дополнительные сведения о сказанном в главной части;
  • деепричастные обороты также содержат дополнительную научную информацию;
  • вводные слова и словосочетания, служат для связи между смысловыми частями как внутри одного предложения, так и между абзацами;
  • «слова-скрепки» (например, таким образом, поэтому, между тем, в заключение, другими словами, как мы видим ) служат для установления логической связи между разными частями текста;
  • однородные члены предложения необходимы для перечисления логически сходных понятий;
  • частое употребление клишированных структур, логичность и лаконичность синтаксического строя.

Итак, научный стиль, особенности средств связи которого мы рассмотрели, - достаточно стабильная система, сложно поддающаяся изменениям. Несмотря на разветвленную систему возможностей для научного творчества, регламентированные нормы помогают научному тексту «держать форму».

Язык и стиль научно-популярного текста

Изложение материала в научно-популярной литературе приближено к нейтральному, общелитературному, так как читателю предлагаются лишь специально отобранные факты, интересные аспекты, фрагменты исторических реконструкций. Форма изложения такого рода данных должна быть доступной для неспециалистов, следовательно, отбор материала, система доказательств и примеров, манера изложения информации, а также язык и стиль произведений, относящихся к научно-популярной литературе, несколько отличаются от собственно научного текста.

Наглядно представить особенности научно-популярного стиля в сравнении с научным можно с помощью таблицы:

Научно-популярный стиль задействует многие средства, принадлежащие общенациональному языку, но черты своеобразия ему придают функциональные особенности использования этих средств, специфика организации текста такого научного произведения

Итак, особенностями научного стиля являются специфические лексические и грамматические средства, синтаксические формулы, благодаря которым текст становится «сухим» и точным, понятным для узкого круга специалистов. Научно-популярный стиль призван сделать повествование о каком-либо научном явлении доступным для более широкого круга читателей или слушателей («просто о сложном»), поэтому он приближается по степени воздействия к произведениям художественного и публицистического стиля.

1. СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Специфика синтаксического состава научного
стиля речи 4
Специфика синтаксиса простого и сложного
предложения в научном стиле речи6
Синтаксический состав заглавий в научном
произведении 15
Синтаксические средства выразительности в
научном стиле речи 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21

ВВЕДЕНИЕ
Синтаксис изучает строй связной речи. Синтаксический строй (совокупность синтаксических форм и приемов) - основная ткань произведения.
Синтаксическая стилистика (стилистический синтаксис) рассматривает стилистические особенности и функции синтаксических средств языка (словосочетания, предложения и сложного синтаксического целого), стилистические фигуры и формы передачи речи повествователя и (в художественной литературе) персонажей. Синтаксическая стилистика рассматривает вопросы наиболее целесообразного использования синтаксических синонимических вариантов в соответствии с содержанием текста, его функционально-стилистической принадлежностью, целевым назначением и общей экспрессивной направленностью.
Как известно, синтаксические конструкции в большинстве своем общеупотребительны, нейтральны, однако их лексико-морфологическое наполнение может быть различным по стилистическим свойствам.
Язык и мышление тесно взаимосвязаны. Именно в синтаксисе особенно ярко обнаруживается неразрывная связь языка и мышления, что находит свое выражение в строе произведения. Строй логической фразы соотнесен со строем предложения. Логическая фраза, выражающая суждение, вопрос или побуждение, в речи реализуется предложением - коммуникативной единицей языка. Предложения, в свою очередь, объединяются в более сложные единства, отражающие совокупность суждений. В строго логизированной научной речи обычно одно суждение вытекает из другого, развивая его и начиная, в свою очередь, новое суждение и т. д. Взаимосвязанность, диалектичность суждений создает движение мысли, осуществляемое "подвижными" субъектом и предикатом. Признание диалектичности суждения, "подвижности" субъекта и предиката заставляет выйти за рамки отдельного суждения и обратиться к совокупности суждений, т. е. контексту.
Специфика синтаксического состава научного стиля речи
Какова же специфика синтаксического состава научного стиля? В числе общих черт синтаксиса научных произведений можно назвать такие, как обобщенно-отвлеченность, безличность выражения, синтаксическая компрессия, стремление к выработке стандартизированных структур, линейность изложения и др. Современные ученые стремятся к конденсации языкового выражения, к экономии речевых средств, к их компактному выражению, к сжатому способу высказывания.
Синтаксическая компрессия (по другой терминологии - синтаксическая конденсация) - это "увеличение количества информации на одну единицу плана выражения... Процесс компрессии характерен движением от предложения к словосочетанию, от словосочетания к словосцеплению, от детализированного выражения к краткому репрезентативному знаку".1 Компрессия-результат тенденции научной речи к сокращению речевой избыточности при сохранении максимума информации. Компрессия выражается в широком использовании односоставных бесподлежащных предложений, именных конструкций, предложно-падежных групп, деепричастных, причастных, инфинитивных оборотов и конструкций с отглагольными существительными, а также конструкций с производными предлогами и другими связочными средствами. Это также широкое использование сложноподчиненных предложений с придаточными условия; конструкций с десемантизированными глаголами, выступающими в роли связочных глаголов (осуществляться, наблюдаться, встречаться, называться, являться и др.), и существительными с обобщенно-отвлеченным значением (качество, количество, опыт, условие и др.), легко образующими стандартизованные воспроизводимые клишированные единицы; максимально информативных конструкций с атрибутивно-именными сочетаниями терминологического характера и других структур,
способствующих сжатости изложения при сохранении всего информативного ядра высказывания. Эллипсис в научной речи необходим именно как средство конденсации, компрессии, сжатия, сокращения физической протяженности речевого сообщения.
К синтаксическим особенностям научного стиля относятся: высокая активность словосочетаний (в том числе многочленного, особенно атрибутивно-именного), а также активность конструкций с существительными, выстроенными в "цепочку" родительных падежей; активность простых распространенных предложений разных типов; повествовательный характер изложения (стилистически нейтральный монолог, ведущийся от 3-го лица,- это основная форма изложения в научной речи, призванной отразить объективно-информативную направленность); использование вопросительных предложений в функции вопросно-ответной формы изложения; использование порядка слов как отражения логико-грамматического членения; превращение логического предиката предшествующего предложения в логический субъект последующего как реализация перехода одного суждения в другое; активность однородных членов предложения, особенно при перечислении в рубрикации; высокая продуктивность бесподлежащных предложений (инфинитивных, обобщенно-личных) и пассивных конструкций как отражение в научной литературе объективной логики вещей без указания на производителя действия; широкое использование обособленных оборотов (особенно причастных и деепричастных); активность сложных союзных многокомпонентных предложений с последовательно нанизываемыми придаточными с развернутой и упорядоченной связью между отдельными частями высказывания как отражение линейности изложения в научной речи, призванной выражать логические связи и подчеркивать последовательность изложения; преобладание синсемантии над автосемантией; использование вводных слов и предложений, указывающих на отношения между частями высказывания, а также содержащих оценку достоверности высказываемого; четкое деление на сложные синтаксические целые и абзацы.
Синтаксический состав научного стиля, так же как лексико-фразеологический и морфологический, должен рассматриваться на фоне книжно-письменного типа речи. Остановимся подробнее на специфических для научного стиля синтаксических структурах на уровне словосочетания, предложения, сложного синтаксического единства и абзаца, а также целого текста.
Специфика синтаксиса простого и сложного предложения научного стиля речи
Перейдем теперь к выяснению специфики синтаксиса научного стиля на уровне предложения (простого и сложного).
Специфическая особенность научной речи-ее завершенность, полнота и логическая последовательность изложения, тесная связь отдельных предложений, отдельных отрезков текста, его линейная организация. Структурно она выражается различными композиционными и синтаксическими единицами. Поскольку логичность- одна из основных стилевых черт научного текста, для его синтаксиса характерны структуры, прежде всего выражающие чисто понятийное содержание. Такой основной структурой во многих языках является полносоставное повествовательное предложение с нейтральным (в стилевом отношении) лексическим наполнением, с логически правильным (нормативным), прямым порядком слов и с союзной связью между частями предложения. Например: Частотный словарь, единицам которого придана информация об их соотнесенности с определенными морфологическими классами, дает возможность получить
как количественные, так и качественные характеристики морфологической структуры, текста, на базе которых составлен словарь.
Вопросительные предложения выполняют в научной речи специфические функции, связанные со стремлением пишущего привлечь внимание к излагаемому. В такой же необычной роли употребляются и побудительные (для выражения допущений и предположений) предложения.
В сплошной записи текста в 10 тыс. словоформ исследователь английского общенаучного языка М. М. Глушко выявила следующее распределение типов предложения: простые нераспространенные предложения- 1, простые распространенные предложения-153, сложносочиненные предложения - 35, сложносочиненные предложения с подчинением-31, сложноподчиненные-185. Таким образом, простые распространенные и сложноподчиненные предложения вместе составляют более?/5 всех предложений. Статистический анализ 4000 предложений с общим числом 100000 словоформ привел исследователя к выводу, что среднее число словоформ на предложение в общенаучном тексте составляет 24, 88, но большинство предложений содержит только 17 словоформ.
В русском научном языке также явно преобладают простые распространенные и сложноподчиненные союзные предложения. По данным М. Н. Кожиной, простых предложений в научной речи столько же, сколько сложных (49,7% и 50,3%). Средний размер простого предложения - около 20 слов, сложного - около 30. Среди сложноподчиненных преобладают предложения с одним придаточным. Среди простых предложений, по данным О. Д. Митрофановой, наиболее частотны в научном стиле неопределенно-личные предложения со сказуемым, выраженным формой 3-го лица множественного числа настоящего времени во вневременном (атрибутивном) значении, т. е. для обозначения общепринятых фактов, явлений, закономерностей, существующих постоянно (84,5%). Лицо здесь мыслится неопределенно. Например: Различают три вида пряжи; Для построения фигуры проводят прямую линию; Состав помещают в колбу. Реже используются формы будущего (8,9%) и множественного числа прошедшего времени (6,6%). Например: Выше мы вывели формулу. Широко представлены обобщенно-личные предложения со сказуемым, выраженным глаголом 1-го л. множественного числа настоящего (31%) или будущего времени (59%) в том же вневременном значении. Лицо здесь мыслится обобщенно. Они обычно используются для сообщения о результатах действия или для выражения предложения принять совместное участие в действии. Например:
Дадим определение функции; Разобьем лист на квадраты.
Широко представлены в научной речи и безличные предложения разных типов: 1) с модальными словами (выражающими возможность, необходимость, невозможность) в сочетании с инфинитивом. Например: Нужно найти кривую; Нельзя вывести формулу; 2) с безличным или личным глаголом в безличном употреблении с частицей -ся и без нее. Например: Требуется найти величину тока при последовательном соединении источников; Решение следует разыскивать как произведение двух функций; Следует различать решения, соответствующие действительным комплексным корням характеристического уравнения; 3) с предикативными наречиями на о+инфинитив. Например: Не обходимо различать стили речи и формы существования языка; Любую правильную рациональную дробь легко выразить через простейшие дроби;
Нужно найти объем тела вращения; Нельзя вывести общий способ решения линейного однородного уравнения с переменными коэффициентами.
Как уже отмечалось, личная манера изложения в современной научной литературе (употребление не только местоимения я, но и местоимения мы) уступила место безличной типа не следует думать, можно считать, едва ли имеет смысл. Если же используется личная форма глагола, то местоимение отсутствует: получим данные, воспользуемся формулой.
Стремлением к объективной обобщенности и отвлеченности без указания на субъект действия объясняется широкое использование в научном стиле страдательных (пассивных) конструкций: глагольных (например: Монтаж производится в первый период; Линия определяется алгебраическим уравнением); причастных пассивных конструкций (например; Сила приложена к телу под некоторым углом к горизонту; Точка удалена от плоскости;
Нами установлены точные данные; Нами выявлена сходимость функционального ряда для точек указанного интервала); пассивных конструкций с собственно возвратным глаголом (например: Этот процесс сопровождается выделением тепла; Кривая интегрирования разбивается на элементарные дуги). Довольно часты в научной речи сложноподчиненные предложения с союзным придаточным условия (например: Если же соответствующим образом выбрать начало координат, то уравнение параболы, упростится); цели (например: Чтобы найти эту величину, необходимо положить равным нулю выражение, стоящее в скобках);причины и следствия (например: Полученное выражение не имеет смысла, так как логарифмы отрицательных чисел не существуют; Поверхность набухает, вследствие чего возникают трещины).
В научной речи часто используются сложноподчиненные двучленные предложения со сравнительной придаточной частью: Например: Возможность образования условных рефлексов на висцеральный раздражитель на базе безусловнорефлекторных изменений электрической активности мозга, подобно тому как это показано для экстероцептивных сигналов, является еще одним доказательством общности механизмов формирования экстероцептивных и интероцептивных временных связей (союз подобно тому как. здесь передает значение соответствия, равенства сравниваемых явлений).
Используются предложения с уступительной придаточной частью: Растяжение мочевого пузыря, кишечника и желудка вызывает реакцию десинхронизации, хотя в некоторых случаях, при наиболее слабом раздражении их рецепторов, отмечаются и синхронизирующие эффекты и с придаточным времени: После того как установлены необходимые координаты и поворотная головка повернута на избранный угол, в направляющей гильзе укрепляют приспособление для сверления кости черепа Г, соединенное с механическим приводом, и производят сверление кости (союз после того как здесь указывает, что действие главной части начинается только после окончания действия придаточной) или В результате, как только угасает ориентировочный рефлекс на фигуру-образец, рисунок приобретает значение физиологически сильного раздражителя (союз как только здесь указывает, что действие главной части следует за действием придаточной особенно быстро).
Используются предложения с придаточной присоединительной частью, которая содержит дополнительное сообщение по поводу высказанного в главной части: После удаления твердой мозговой оболочки в пределах высверленного отверстия и введения микроэлектрода поверхность мозга заливалась агар-агаром, что снижало пульсацию и предохраняло мозг от высыхания и охлаждения.
В научной речи употребляются сложноподчиненные предложения, состоящие из таких частей, содержание которых сопоставляется (по существу, эти предложения приближаются к сложносочиненным): Однако блокирование синтеза на матрице не ведет к разрушению уже готовой условной связи, тогда как разрушение путем введения рибонуклеазы уничтожает ее (союз тогда как утратил временное значение и выражает сопоставительно-противительные отношения).
Используются также предложения переходного типа от сложноподчиненного к сложносочиненному. Это сложные предложения с пояснительными отношениями между частями. По структуре такое предложение сложноподчиненное, а по отношениям между частями- сложносочиненное: Представляло интерес выяснить степень специализации переключающих агентов, т. е. ограничивается ли их действие условными сигналами или оно более генерализовано.
Широко распространены в научном стиле такие сложные структуры, как многочисленные сложноподчиненные предложения, имеющие одну главную и несколько придаточных частей. Причем употребляются два типа отношений между главной и придаточной частями: 1) все придаточные относятся непосредственно к главной части предложения: Из анализа существующих представлений о природе условнорефлекторного переключения следует, что имеется различный подход к раскрытию механизмов этого феномена, что ряд положений о его механизмах представлен в слишком общей форме и что многие из них расходятся как по существу, так и по формулировкам; 2) придаточные части образуют последовательную цепь, т. е. первая относится к главной части, вторая к первой придаточной, третья ко второй придаточной и т. д.:
Это убедительно показано нашей сотрудницей, которая в хронических опытах на собаках установила, что внутримышечное введение гексония в такой дозе полностью блокирует рефлекс желудка, вызываемый орошением слизистой оболочки тонкого кишечника глюкозой, т. е. раздражителем симпатических афферентных волокон.
Поскольку в сложноподчиненном предложении основная мысль обычно содержится в главной части, в научной речи главное предложение чаще предшествует придаточному, выступая в качестве логического центра и исходного пункта всего высказывания. Например: Эквипотенциальные линии на графике можно проводить с произвольной густотой, но обычно их проводят на карте полей так, чтобы они соответствовали одинаковым приращениям потенциала. В качестве главного предложения часто употребляются неопределенно-личные, обобщенно-личные и безличные предложения. Например: Предположим, что в некоторой точке ряд расходится, тогда он будет расходиться в любой точке; Положим, что функция удовлетворяет дифференциальному уравнению; Известно, что все элементарные функции непрерывны; Можно заключить, что существует такое значение, при котором ряд сходится абсолютно; Отсюда очевидно следует, что исходное дифференциальное уравнение имеет единственное решение при данных начальных условиях. Как видно из примеров, безличные предложения, являющиеся главным предложением, обычно имеют определенный тип сказуемого, а именно составное сказуемое с модально-оценочным значением служебной части. По содержанию они выражают отношение говорящего к излагаемому в придаточной части факту.
Стремление вместить в одну фразу максимум информации приводит в научном тексте к широкому использованию конструкций, насыщенных существительными в родительном падеже, обычно выстроенными в виде цепочки. При этом "собственно синтаксическая структура такого предложения не обнаруживает признаков усложнения, напротив, она характеризуется кристаллизацией своей основной конструктивной схемы, прояснением и упрощением своего синтаксического каркаса"2. Например: Подобная спорадичность поселений сурков не вытекает только из особенностей размещения благо; приятных мест обитания у пределов распространения;
Разбору значений концентраций отдельных измерений в каждой серии невысок. Особенно часто цепочка последовательно прикрепляющихся родительных падежей существительного используется в заглавиях. Например: Оценка доверительных показаний надежности систем однофазного использования; Правила хранения, приемки и транспортировки строительных материалов.
Широко используются в научной речи конструкции с деепричастными оборотами. Деепричастные обороты всегда содержат элемент добавочного сообщения, подчеркивают ту или иную мысль, событие или явление. Например: Эти "побочные условные раздражители" экспериментальной ситуации, не вызывая непосредственно внешней реакции, лишь подготавливают ее осуществление путем повышения возбудимости центров безусловного рефлекса и изменений тонуса коры. больших полушарий.
Часто употребляемые в научном стиле конструкции с отглагольным существительным придают изложению лаконичность, компактность, сжатость. Например: При проведении опыта посторонним лицом условный раздражитель не вызывал никакой реакции; Для объяснения физиологических механизмов условнорефлекторного переключения была выдвинута концепция тонического условного рефлекса.
Типичны для научного стиля предложения с однородными членами, которые перечисляют логически однородные понятия. Например: Соотношение афферентно-восходящих путей, форм и степени кортикализации различных типов интеро- и экстероцгптивных рефлекторных реакций. Нередко однородным членам предшествуют обобщающие слова. При этом, как правило, однородные члены или группы распространенных однородных членов соединены бессоюзной связью: В первой серии опытов у мышей определялись врожденные кожноспециализиро-ванные рефлексы: сосательный, отряхивательный, чеса-тельный, умыватлеьный и лизательный. Часто однородные члены представляют собой распространенные предложения, подчеркивая последовательность изложения:
Эти раздражители-переключатели, которые не вызывают внешнего проявления условной реакции, во-первых, действуют длительно тонически, во-вторых, они могут не иметь жесткой временной связи с другими компонентами комплекса (условный сигнал) и, соответственно, с безусловным подкреплением.
Особую роль в научной речи играют вводные слова и словосочетания и вставные конструкции. Вводные слова и словосочетания представляют собой внутренние введения, подчеркивают последовательность изложения. Часто они начинают новое предложение или абзац. Например:
Таким образом, экспериментальные данные получены при помощи методов условных рефлексов и электроэнцефалографии с применением ганглиоблокаторов и разрушения определенных нервных структур. Как известно, в зависимости от выполняемой функции вводные слова и словосочетания делятся на группы, или разряды. Например, вводные слова, указывающие на последовательность изложения (во-первых, во-вторых и т. п. - в научной периодической печати они нередко заменяются цифровой нумерацией); вводные слова, выражающие предположение (очевидно, вероятно и т. п. - они используются в научной литературе при изложении гипотезы) и др. Особенно характерна для научной речи группа вводных слов и словосочетаний, указывающих на степень достоверности сообщения. Благодаря таким вводным словосочетаниям тот или иной факт может быть представлен как вполне достоверный (действительно, конечно, разумеется), как предполагаемый (положим, видно, надо полагать) или как возможный (вероятно, должно быть, возможно). Например: Развитие рефлекса типа "что с этим можно сделать", очевидно связано и с теми проприоцептивными раздражителями, которые идут от мышц при осуществлении акта рисования.
Используется в научной речи и группа вводных слов и словосочетаний, содержащих указание на то, кем высказана та или иная мысль, кому принадлежит то или иное выражение, каков источник сообщения (по нашему мнению, по убеждению, по понятию, по сведению, по сообщению, с точки зрения, согласно гипотезе, определению и др.). Например: Ответ, по мнению автора, всегда опережает свою истинную причину - цель, а не следует за внешним стимулом; По данным исследователя, угасание пищевого двигательного условного рефлекса имеет волнообразный характер и наступает после 35-100 неподкреплений условного раздражителя пищей. Употребляются в научной речи и вводные предложения. Они содержат указание на степень достоверности сообщения, на характер протекания действия, устанавливают связь между данным сообщением и предыдущим, между данным сообщением и последующим. Например: Можно думать, проприоцептивные раздражения способствуют развитию специфических для человека особенностей ориентировочного рефлекса.
Распространены в научной речи и вставные конструкции (отдельные слова, словосочетания, разные виды предложений, которые вносят дополнительные сведения или замечания, новое сообщение, уточнение, пояснение):
У собак с двумя пищевыми двигательными рефлексами, выработанными с разных конечностей на разные раздражители (звук вызывал подъем передней лапы, свет - задней), на условный сигнал возникала реакция той конечности, к которой в данный момент прикреплялась повязка. Вставная конструкция может иметь в своем составе вводную конструкцию: Для каждой кривой, соответствующей определенному нейрону, на разных частотах число импульсов колеблется, однако только в двух случаях (у клеток № 13 и 92- соответственно на частотах 6 и 8 кол/сек) число импульсов на последующие частоты больше, чем на предыдущие (последнее, как нам кажется, можно объяснить колебаниями функционального состояния животного). К специфическим чертам научного стиля относится употребление конструкций с двумя и более вставками и пояснениями.
Широко представлены в научном стиле предложения с обособленными конструкциями. По данным О. Б. Сиротининой, С. А. Бах и др., предложения с двумя обособленными конструкциями составляют в среднем 20-30% от всех предложений с обособлениями, предложения с шестью обособленными конструкциями составляют около 3%, есть предложения с 8, 9, 12 и даже 18 обособленными конструкциями (часто для выделения этих конструкций используются скобки). Отсюда высокая средняя длина предложений в научной литературе. Например: Строение витамина К, содержащегося в растениях (называемого витамином K1), отлично от витамина К, содержащегося в микроорганизмах (называемого витамином К2).
Для научных произведений характерна композиционная связанность изложения. Взаимосвязанность отдельных частей научного высказывания достигается при помощи определенных связующих слов или групп слов, отражающих этапы логического изложения и являющихся средством связи мыслей в ходе логического рассуждения. Это целый ряд наречий и наречных выражений и других частей речи, а также сочетаний слов: так, таким образом, поэтому, теперь, итак, кроме того, кроме, к тому же, также, тем не менее, еще, все же, между тем, помимо, сверх того, однако, несмотря на, прежде всего, в первую очередь, сначала, в заключение, в конце концов, следовательно, в результате, далее, затем, другими словами, в связи с этим, в общем, по существу, вкратце, как мы видим и др., которые обычно стоят в начале предложения. Они служат, как правило, не для связи слов в предложении, а для связи частей целого текста. Близки к ним словосочетания типа: следует указать, интересно отметить, наблюдения показывают, в данной работе, в последующем и др. При помощи этих внутренних введений осуществляется переход от одной мысли к другой, выделение главного и т. п. Например: К тому же бетонные марши имеют весьма низкие декоративные качества; В связи с этим возникла необходимость защиты наиболее уязвимой части ступени, а именно ее грани.
Последовательная композиционная связанность текста достигается также частым употреблением указательных местоимений это, эти, этот, тот, то, в которых обобщается определенная часть содержания предыдущих предложений. Например: Результаты опытов с функциональной пробой показывают, что изменения электрической активности большого мозга и изменения возбудимости анализаторов не всегда однонаправлены. Увеличение синхронизации биопотенциалов коры может сопровождаться как понижением, так и повышением возбудимости. Эти результаты подтверждают литературные данные о том, что под сходными изменениями электрической активности головного мозга могут лежать различные функциональные состояния. Наиболее распространенный тип связи суждений в научной литературе- это повторение одного из элементов структуры суждения, движение мысли "через субъект или предикат" (например: Произведение силы на перемещение рассматривается как самостоятельная физическая величина. Эта новая физическая величина получила особое название: работа силы, что является отражением линейности изложения.
Синтаксическим средством выражения логического членения и связанности текста в научной речи является также порядок расположения членов предложения. Здесь широко представлена нестилистическая инверсия подлежащего и сказуемого. Большинство предложений в научной речи начинается не с подлежащего, а с обстоятельства, дополнения или предикативного члена. Например: За последние годы в исследованиях, касающихся нисходящих влияний мозжечка, используется простейшая двухнейронная рефлекторная реакция спинного мозга; В настоящей работе приводятся результаты экспериментов на преколликулярных кошках, у которых систему эфферентных связей мозжечка составляли его проекции не только на структуры продолговатого мозга и моста, но и на образования среднего мозга, в частности красные ядра и сетчатую формацию; Исследовались эффекты раздражения околочервячной зоны передней доли мозжечка, обширно связанной с его промежуточным ядром, максимально проецирующимся на область красных ядер и сетчатую формацию среднего мозга, на моносимпатические реакции спинного мозга.
Активизация логического принципа в словорасположении приводит в научной речи к особому расположению сильноуправляемого члена. В современных научных текстах управляемое слово располагается в непосредственной близости от глагола, чаще всего после него. Например: Для определения надежности устройства пока еще не имеется освоенных приборов. Обстоятельственные слова обычно ставятся перед сказуемым. Например: В этом районе было проведено два испытания. Части составного сказуемого не разъединяются. Характерна для научной речи препозиция определения. Например: Сходные характеристики находим и у других элементов; Наземный приемный комплекс будет принимать, и регистрировать прямой сигнал.
Вводные слова обычно ставятся после одного из главных членов предложения или в начале предложения, пояснения, заключенные в скобки, даются в конце фразы.
Синтаксический состав заглавий в научных произведениях
Специфичен и синтаксический состав заглавий в научных произведениях, особенности которого вытекают из особенностей научного функционального стиля. Заглавия научной, особенно научно-технической литературы, должны отвечать определенным требованиям: в плане содержания-требованию высокой информативности, а в плане выражения-требованию наиболее точного и четкого и в наиболее краткой форме изложения. Оптимальной синтаксической конструкцией, реализующей эти требования, является номинативный заголовок, "который функционально не обладает замкнутостью в себе, а выступает в своеобразной функции субъекта, по отношению к которому предикатом выступает сам текст. Поэтому к заголовку здесь и предъявляется требование объективного свернутого отражения сущности содержания текста-обозначение его основной темы или проблемы. Здесь не употребительны подтекстные заголовки, заголовки-призывы, иронические и другие, несущие субъективно-оценочную экспрессию". В односоставном предложении номинативного характера в качестве стержневого слова обычно выступает управляющее существительное в именительном падеже, которое располагается в начале предложения (перед ним может стоять только согласованное с ним определение). Приведем примеры заглавий: Триоды; Электромоторы (тип нераспространенного номинатива); Определение эффективности систем индексирования; Перфокарты для подготовки списков документов; Электротермические установки с ламповыми генераторами (тип распространенного номинатива). (Заметим попутно, что подобные конструкции в сфере информационного поиска очень удобны, они облегчают автоматизацию перевода на формализованный язык). Наиболее часты заглавия-предложения именного типа с беспредложным управлением. Например: Вопросы транслитерации; Индексирование научно-технической литературы. Широко используется и предложное управление. Например: Машина для перевода. Иногда начальное именное сочетание представляет собой предложно-падежную группу в косвенном падеже. Например: Об использовании машины.
Реже встречаются (их следует признать неудачными ввиду некомпактности и некоторой расплывчатости) номинативы с постпозитивным распространенным определением, обычно выраженным причастным оборотом. Например: Способ стирания знаков, написанных горячей гравировкой; Система для переписи печатных текстов в форму, удобную для машинного чтения. Такие конструкции лучше исправить. Например, вместо Муравьи, используемые для борьбы с вредителями леса следует написать Использование муравьев для борьбы с вредителями леса; вместо Звуковые волны под водой, обусловленные поверхностными волнами в океане лучше написать: Возникновение звуковых волн под водой под действием поверхностных волн в океане.
В именном типе заглавия с беспредложным управлением наиболее часто используется родительный падеж (например: Типы односоставных предложений), с предложным управлением-родительный падеж с предлогом для: Вентиляционная пробка для свинцового аккумулятора; Устройство для уменьшения потерь электролита. Широко употребляется и предложный падеж (с предлогами в, на, по, при, о) (например: Учение о языке; Электрическая изгородь на пастбище); творительный падеж (с предлогом с (со) (например: Электротермические установки с ламповыми генераторами); дательный падеж (с предлогом по) (например: Программированное управление станками по непрерывному методу); винительный падеж (с предлогом в) (например: Ввод бланков в вычислительную машину). Из предлогов в начальной предложно-падежной группе чаще всего используется предлог о (об), который выражает общий аспект рассмотрения объекта или процесса исследования. Например: О роли процессов ионизации в ртутных лампах; Об экономических аспектах применения сверхпроводниковых колебаний. Иногда для обозначения не общих, а частных аспектов исследования прибегают в заглавиях к предлогу к. Например: К вопросу о моделировании водохранилищ-охладителей; К вопросу о влиянии кривизны на динамику потока; К вопросу изготовления печатных форм. В ряде случаев подобные заглавия требуют вмешательства редактора. Возможная поправка: Моделирование водохранилищ-охладителей; Влияние кривизны на динамику потока; Изготовление печатных форм.
Кроме именного типа односоставного предложения в заглавиях научных работ используется инфинитивный тип, но встречается он значительно реже. Это своеобразные призывы-лозунги, более пригодные для газетных статей и рекламных изданий. Например: Улучшить методику калькулирования себестоимости целлюлозно-бумажной продукции. Еще реже употребляются односоставные предложения с предикативными словами или наречиями в качестве главного члена. Например: Нужны новые приборы для контроля изоляции. Такие заглавия, как и инфинитивные, в целом неудачны в научном стиле и, как пра-
вило, нуждаются в редактировании. Встречаются в научной речи и заглавия, представленные двусоставными предложениями. Например: Система заработной платы - важный рычаг научной организации труда; Документация и информация - темы современности; Экономическое стимулирование производства - на новую ступень; Имеется ли предел развития науки? Отживают ли журнальные публикации? Как правило, такие заглавия избыточны в научной речи. Подсчитано, что оптимальная средняя длина заглавий научных произведений должна иметь в интервале до 80 знаков (не превышать 8 слов).
Таким образом, можно сделать вывод, что продуктивны и отвечают требованиям высокой информативности, точности, четкости и краткости заглавий научных работ следующие структурные типы: собственно номинатив и именные сочетания с предложным и беспредложным управлением. Непродуктивны, но все же встречаются: двусоставные предложения с глаголом в личной форме, вопросительные двусоставные предложения, инфинитивный и наречный типы односоставных предложений, конструкции с причастным оборотом и начальные предложно-падежные конструкции типа "К вопросу о".
В целом "специфика синтаксического строя научной речи выражается прежде всего в активности в качестве оперативной единицы многокомпонентного... словосочетания, в активности скрытой предикативности, в подчиненности формально-структурной стороны логико-содержательной, в единой линейно-разветвленной логической структуре на всех уровнях от синтаксиса словосочетания до синтаксиса крупных текстовых блоков, в принципе перехода предиката предыдущего в субъект последующего, в ограниченности разнообразия синтаксических конструкций и их функционального диапазона при специальной функциональной направленности, в усиленной четкости выражения связей на разных синтаксических уровнях и в использовании для этого лексикализованных и фразеологизированных средств, в некоторой расширенности круга синтаксических средств, обслуживающих стилистически актуальные категориальные смыслы и в наличии дублетной синонимии в подгруппах таких средств. Именно весь этот системный комплекс неполно перечисленных признаков создает качественную определенность синтаксического строя научной речи"3.
Синтаксические средства выразительности в научном стиле речи
Синтаксические средства выразительности используются в научной литературе очень ограниченно и с иной целью, чем в художественной или публицистической литературе. Здесь это, как правило, способ, дающий читателю возможность легче усвоить научные истины.
В научных произведениях употребляются лишь синтаксические приемы, помогающие логически членить текст. Это параллелизмы различных типов, анафора, эпифора, стык, вопросно-ответная форма, антитеза, повторы, перечисления, являющиеся средством логического членения, заставляющие читателя обратить внимание на данные разделы текста и подчеркивающие ход развития мысли.
Цель анафоры в научной литературе сосредоточить внимание на повторяющемся слове, актуализировать его. Например: Предел прочности при сжатии стеклянных блоков достаточен. Предел прочности можно еще повысить, если качественно сжигать изделия, в результате чего снимается внутреннее напряжение в стеклянном блоке. Эпифора усиливает значение повторяющегося слова. Например: Когда направления и наблюдения будут ортогональны (угол а =90°), одна половина наблюдаемой полусферы будет освещена, а вторая будет находиться в тени. При а =180° вся наблюдаемая полусфера будет находиться в тени.
Для усиления значения слова или части высказывания, а также чтобы облегчить течение мысли, используется и так называемый композиционный стык. Например: Стекложелезобетонная панель представляет собой монолитную конструкцию, которая состоит w стеклянных блоков, связанных между собой армированными швами из цементного раствора. Швы между стеклоблоками армируют прутковой арматурой... Или: Отклонение по длине допускается не более ±1% от длины труб. Трубы поставляют комплектно с фасонными частями по спецификации заказчика.
Антитеза употребляется в научной речи для того, чтобы при помощи противопоставления явлений, понятий или предметов помочь читателю понять связь явлений, отчетливо уяснить их особенности. Например: Для устройства отдельных частей кровель, водосточных труб и других мест, наиболее подверженных коррозии, применяют цинковые листы, а не кровельное железо, которое хотя и является более дешевым по сравнению с цинком материалом, но не отличается высокой атмосферостойкостью В научной литературе используется вопросно-ответная форма как средство сосредоточить внимание на определенном положении. Например: Каковы эти способы? Их три...; Очень важно знать, какая образовалась сетка - густая или редкая. Как это сделать? Густоту вулканизационной сетки можно определить, используя выводы и уравнения кинетической теории эластичности;
В чем же разница между понятиями "количество воды в бетонной смеси" и "водопотребность бетонной смеси"? Под количеством воды в бетонной смеси понимают...
В следующем примере используются одновременно композиционный стык, антитеза и вопросно-ответная форма: Если заряженный конденсатор соединить с маловольтной лампочкой, то лампочка ярко вспыхнет. Этот опыт показывает, что заряженный конденсатор обладает энергией. Энергия у конденсатора появляется за счет работы, которая совершается при его зарядке. Эта работа и будет мерой энергии заряженного конденсатора. Как подсчитать эту работу?
При зарядке конденсатора заряд на его пластинах появляется не мгновенно, а накапливается постепенно, небольшими порциями. После появления на пластине конденсатора первой порции заряда следующие новые порции заряда будут уже отталкиваться имеющимися на конденсаторе зарядами, и поэтому, чтобы сообщить конденсатору новую порцию заряда, нужно совершить работу по преодолению электрических сил отталкивания.
По мере увеличения заряда на пластинах конденсатора растет и напряжение на них.
Таковы синтаксические особенности научного функционального стиля.
Все отмеченные особенности синтаксиса научной речи редактор должен учитывать при литературной обработке произведений научного стиля и рассматривать их как своеобразные правила построения научных произведений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно сделать вывод, что научный текст, как и любой другой, имеет свою структуру - от структуры целого текста до внутренней архитектоники "(употребление различных типов речи - описание, повествование, рассуждение, построение связного текста из структурных единиц (абзацев), способы межфразовой и межабзацной связи, смысловое выделение с помощью актуального членения и т. д.), т. е. научный текст-это единое тематически и структурно законченное целое. Иначе говоря, научный стиль - это функционально обусловленная подсистема общенародного языка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Васильева А.Н. Курс лекций по стилистике русского языка: Научный стиль речи, М., 1976.
Кожина М.Н. О речевой системности научного стиля сравнительно с некоторыми другими. Пермь. 1972.
Лазаревич Э.А. Искусство популяризации науки. М., 1978.
Лаптева О.А. О некоторых синтаксических тенденциях в стиле современной научной прозы. - В сб. Развитие синтаксиса современного русского языка. М., 1966.
Митрофанова О.Д. Язык научно-технической литературы. М., 1973.
Пумянский А.Л. Информационная роль порядка слов в научной и технической литературе. М., 1974.
Сенкевич М.П. Литературное редактирование научных произведений. М., 1970.
Сенкевич М.П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений. М., 1984.
Стиль научной речи. М., 1980.
Функциональный стиль научной прозы: Проблема лингвистики и методика преподавания. М., 1980.
Язык и стиль научной литературы. М. 1977.
1 Митрофанова О.Д. Язык научно-технической литературы.М., 1973. 2 Лаптева О.А. Внутриотраслевая эволюция современной научной прозы. - В сб.: Развитие функциональных стилей современного русского языка. М. , 1968. 3 Васильева А.Н. Курс лекций по стилистике русского языка: Научный стиль речи. М., 1976. 1 2 1

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.

научный стиль речь текст языковый

Синтаксис научного стиля также убедительно подтверждает его абстрактность, обобщенность, логичность в выражении мысли, стремление к предельной точности и ясности. Для синтаксиса научного стиля речи характерна тенденция к сложным построениям , что способствует передаче сложной системы научных понятий, установлению отношений между родовыми и видовыми понятиями, между причиной и следствием, доказательствами и выводами. Для этой цели используются предложения с однородными членами и обобщающими словами при них.

Научная фраза отличается структурной полнотой, ярко выраженной союзной связью, разнообразием подчинительных связей, усложненностью синтаксических конструкций и исчерпывающей их завершенностью. Для научной речи характерно преобладание сложноподчиненных предложений, в которых союзы четко отражают причинно-следственные отношения (если... то, так что, в то время как); той же цели служит употребление местоименно-наречных и союзных слов (и потому, поэтому, следовательно, благодаря этому, в результате этого и др.).

Безличный характер изложения как отражение объективности активизирует употребление неопределенно-личных предложений (Порошок помещают в пробирку... Нефть добывают...), а также пассивных конструкций (Олово плавится при температуре... Золото добывается... Топливо доставляется...). Показательны и случаи информативной несамостоятельности главной части сложноподчиненного предложения (Известно , что вода закипает при 100 градусах; Следует указать на то, что... Важно подчеркнуть , что...). " .

Обобщенно-абстрактный характер научной речи, вневременной план изложения материала обусловливают употребление определенных типов синтаксических конструкций: неопределенно-личных , обобщенно-личных и безличных предложений . Действующее лицо в них отсутствует или мыслится обобщенно, неопределенно, все внимание сосредоточено на действии, на его обстоятельствах. Неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения используются при введении терминов, выведении формул, при объяснении материала в примерах (Скорость изображают направленным отрезком; Рассмотрим следующий пример; Сравним предложения) .

Правильный порядок слов в предложениях способствует ясности и точности формулировок. В то же время необычное расположение членов предложения (инверсия) может служить логическому усилению, выделению той или иной части высказывания, поэтому возможны и отступления от стилистически нейтрального порядка слов.

Для научного стиля особую важность приобретает правильное, четкое выделение абзацев, помогающее подчеркнуть логическую сторону речи. Этой же цели служит и умелое объединение отдельных предложений в сложные синтаксические единства (сверхфразовые единства). Последовательность в развитии мысли отражают вводные слова и словосочетания (во-первых, во-вторых, наконец, итак, таким образом). В то же время синтаксису научной речи чужды вставные предложения, присоединительные конструкции, лишающие высказывание целостности.

Стройность, логичность, упорядоченность синтаксических построений свойственны всем жанрам научных произведений. Однако многие из них имеют свои особенности. В частности, как отмечает профессор Валгина Н.С., "это относится ко вторичным научным документам: аннотации, реферату, информационным жанрам. Лаконизация изложения здесь требует особых синтаксических конструкций. За счет изъятия системы доказательств, примеров, повторений, акцентных моментов тексты подобных жанров ориентируются на расчлененные предложения, с набором ключевых слов. Путем рубрицирования текста упрощаются синтаксические связи, подчеркнуто насаждается именной строй речи, увеличивается процент номинативных предложений" .

Научный стиль не исключает использования в нем элементов экспрессивной речи, но они, в частности тропы, здесь подчинены в большей мере экспрессии мысли, нежели экспрессии чувства. Эмоциональность речи здесь оттеняет аргументированную логически авторскую мысль и способствует доходчивости ее изложения.

Для синтаксиса научного стиля речи характерна тенденция к сложным построениям, что способствует передаче сложной системы научных понятий, установлению отношений между родовыми и видовыми понятиями, между причиной и следствием, доказательствами и выводами. Для этой цели используются предложения с однородными членами и обобщающими словами при них. В научных текстах распространены разные типы сложных предложений, в частности с использованием составных подчинительных союзов, что вообще характерно для книжной речи: вследствие того что; ввиду того что, в то время как и пр. Средствами связи частей текста служат вводные слова и сочетания: во-первых, наконец, с другой стороны, указывающие на последовательность изложения. Для объединения частей текста, в частности абзацев, имеющих тесную логическую связь друг с другом, используются указывающие на эту связь слова и словосочетания: таким образом, в заключение и пр. Предложения в научном стиле однообразны по цели высказывания - они почти всегда повествовательные. Вопросительные предложения редки и используются для привлечения внимания читателя к какому-либо вопросу.

Обобщенно-абстрактный характер научной речи, вневременной план изложения материала обусловливают употребление определённых типов синтаксических конструкций: неопределённо-личных, обобщенно-личных и безличных предложений. Действующее лицо в них отсутствует или мыслится обобщённо, неопределённо; всё внимание сосредоточено на действии, на его обстоятельствах. Неопределённо-личные и обобщённо-личные предложения используются при введении терминов, выведении формул, при объяснении материала в примерах: Скорость изображают направленным отрезком; Рассмотрим следующий пример; Сравним предложения.



8.Официально-деловой стиль речи.

Официально-деловой стиль отличается устойчивостью и замкнутостью. В нем в большей степени распространены клиширование, штампованность, усугубленная нормированность.

Деловой стиль - это совокупность языковых средств, функция которых – обслуживание сферы официально-деловых отношений, т. е. отношений, возникающих между органами государства, между организациями или внутри них, между организациями и частными лицами в процессе их производственной, хозяйственной, юридической деятельности. Деловая речь реализуется в виде письменных документов, построенных по единым для жанровых разновидностей правилам. Типы документов различаются спецификой своего содержания (какие официально-деловые ситуации в них отражены), а соответственно, и своей формой (набором и схемой размещения реквизитов - содержательных элементов текста документа); объединены они набором языковых средств, традиционно используемых для передачи деловой информации.

Таким образом, сфера применения деловой речи может быть представлена как широкая сеть актуальных официально-деловых ситуаций и как набор соответствующих жанров документов.

Различают (согласно разным источникам) по меньшей мере 3 подстиля (разновидности) делового стиля:

1) собственно официально-деловой (канцелярский, как его часто именуют);

2) юридический (язык законов и указов);

3) дипломатический.

При ряде различий эти подстили близки друг к другу по своим основным характеристикам. Официально-деловые и дипломатические документы сближает то, что они ориентированы на достижение договоренности между двумя сторонами или на формулирование позиций сторон при особо «этикетной» природе дипломатических формул; в отличие от них для «языка законов» характерно стремление к перечислению условий и обстоятельств, влекущих за собой юридическую ответственность. Но именно в канцелярском подстиле четко и последовательно выражены специфические черты официально-делового стиля в целом.

Соотношение «официально-деловая ситуация – соответствующий жанр документа» означает, что содержание документа покрывает множество реальных деловых обстоятельств, соответствуя не отдельному обстоятельству, а целому их типу – ситуации. Вследствие этого форма и язык документов в официально-деловом стиле выступают как стандартизованные (соответствующие единому образцу), и само требование стандартизации пронизывают всю сферу деловой речи.

В сфере деловой речи имеют дело с документом, т. е. с деловой бумагой, обладающей юридической силой, и сам факт обусловливает письменный характер реализации языковых средств официально-делового стиля.

Специфика культуры официально-деловой речи заключается в том, что она включает в себя владение двумя различными по характеру нормами:

1) языковыми, регулирующими закономерности отбора языкового материала для наполнения содержательной схемы документа;

2) текстовыми, регулирующими закономерности построения документа, закономерности развертывания его содержательной схемы.

Документы отличают не только особый стиль, но и порядок их заполнения, воспроизведения, наличие речевых штампов, из-за этого используют готовые бланки.

Даже конверты принято надписывать в определенном порядке, это удобно и для пишущих, и для почтовых работников.

Официально-деловой стиль - это стиль документов: международных договоров, государственных актов, юридических законов, деловых бумаг и т. д. Несмотря на различия в содержании и разнообразие жанров, официально-деловой стиль в целом характеризуется рядом общих черт. К ним относятся:

1) сжатость, компактность изложения;

2) стандартная форма расположения материала;

3) использование терминологии, номенклатуры, сложносокращенных слов, аббревиатуры;

4) употребление отглагольных существительных, различных словосочетаний, служащих для связи частей сложного предложения (по той причине, что…);

5) повествовательное изложение, использование предложений с перечислением;

6) преобладающий принцип его конструирования, прямой порядок слов в предложении;

7) преобладание сложных предложений;

8) отсутствие экспрессивной лексики;

9) он не индивидуален.

Известно, что в лингвистике противопоставляют два типа текстов: информативный (научный, деловой) и экспрессивный (публицистический, художественный). Принадлежность деловой речи к первому типу объясняет ее некоторые особенности, прежде всего ее стилистический характер. Предельная информативная предназначенность делового текста находит свое отражение в стремлении пишущего к максимально строгому и сдержанному характеру изложения, а тем самым – и в стремлении к использованию стилистически нейтральныхили книжных элементов. Это в свою очередь исключает возможность употребления в текстах деловой речи экспрессивно и эмоционально окрашенных языковых средств (например, разговорно-просторечной лексики или междометий), образных средств или слов, употребляемых в переносном смысле: все это противоречило бы требованию точности деловой речи.

Сказанное определяет и требование однозначности, характерное для деловой речи. Например, различие между научной и деловой речью: в первой однозначность необходима, а во второй просто недопустима неоднозначность.

Это требование предопределяет использование в деловой речи терминов или терминизированных (близких к однозначным) специальных средств языка (ясно, что эта тенденция органически связана с юридической силой документа, не терпящей двусмысленности). Таковы, например: постановление, резолюция - в канцелярском подстиле; истец, ответчик - в юридическом подстиле; свидетельствовать кому-либо свое глубокое уважение - в дипломатическом.

Кроме того, для деловой речи характерно стремление не употреблять в текстах лично-указательных местоимений он (она, оно, они), поскольку их использование в контексте (при наличии в нем более одного существительного того же рода) может противоречить точности и ясности изложения.

В области синтаксиса деловая речь должна быть логичной, аргументированной. По этой причине деловая речь изобилует сложными конструкциями: большая употребительность сложноподчиненных предложений с союзами, передающими логические отношения (придаточные причины, следствия, условия), продуктивность всякого рода уточнений в тексте (причастные, деепричастные обороты, вставные конструкции), дифференциация смысловых отношений с помощью сложных союзов (типа вследствие того что) и предлогов (типа на предмет чего). Перечисленные отличительные языковые черты делового стиля (стилистические, лексические, морфологические, синтаксические) органически вписываются в письменную сферу употребления этого стиля, в свойственные ему жанры документации.

Все специфические (и текстовые, и языковые) собственно канцелярские черты официально-делового стиля закреплены в ГОСТах и руководствах, что обеспечивает высокий уровень стандартизации и унификации текстов деловой документации.

9.Публицистический стиль речи.

Публицисти́ческий стиль - функциональный стиль речи, который используется в жанрах: статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, памфлет, ораторская речь.

Цель публицистического стиля речи - информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.

Сфера употребления публицистического стиля речи - обще­ственно-экономические, политические, культурные отношения.

Жанры публицистики - статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.

Для публицистического стиля речи характерны:

Логичность,

Образность,

Эмоциональность,

Оценочность,

Призывность

и соответствующие им языковые средства.

В нем широко используется общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций.

Публицистический текст часто строится как научное рассуждение: выдвигается важная общественная проблема, анализируются и оцениваются возможные пути ее решения, делаются обобщения и выводы, материал располагается в строгой логической последовательности, используется общенаучная терминология. Это сближает его с научным стилем.

Публицистические выступления отличаются достоверностью, точностью фактов, конкретностью, строгой обоснованностью. Это также сближает его с научным стилем речи.

С другой стороны, для публицистической речи характерна страстность, призывность. Важнейшее требование, предъявляемое к публицистике, - общедоступность: она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем.

У публицистического стиля много общего и с художественным стилем речи. Чтобы эффективно воздействовать на читателя или слушателя, на его воображение и чувства, говорящий или пишущий использует эпитеты, сравнения, метафоры и другие образные средства, прибегает к помощи разговорных и даже просторечных слов и оборотов, фразеологических выражений, усиливающих эмоциональное воздействие речи.

Широко известны публицистические статьи В. Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского, Н.В. Шелгунова, историков В.С. Соловьева, В.О. Ключевского, В.В. Розанова, Н.А. Бердяева, выступления выдающихся русских юристов А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако.

К публицистическим жанрам обращались М. Горький (циклы «О современности», «В Америке», «Заметки о мещанстве», «Несвоевременные мысли»), В.Г. Короленко (письма А.В. Луначарскому), М.А. Шолохов, А.Н. Толстой, Л. М. Леонов, И.Г. Эренбург.

Известны своими публицистическими статьями писатели С. Залыгин, В.Г. Распутин, Д.А. Гранин, В. Лакшин, академик Д.С. Лихачев.

К публицистическому стилю (как говорилось ранее) относится речь защитника или обвинителя на суде. И от их ораторского искусства, умения владеть словом, нередко зависит судьба человека.