Тематика классных часов по толерантности. Классный час на тему "толерантность"

Цели : ознакомить учащихся с понятием «толерантность»; стимулировать их воображение в поисках собственного понимания толерантности; дать возможность подросткам оценить степень своей толерантности.

Ход классного часа

Учитель.

Я собака - всего лишь собака!

В голове у меня — пустота.

Но другую собаку, однако,

Никогда не приму за кота!

Не нужны ни условные знаки.

Ни слова - потому что чутьем

Брата кровного в каждой собаке

Мы и так за версту узнаем!

Ни порода, ни масть, ни размеры

С толку нас никогда не собьют:

Даже крошечные тойтерьеры

В сенбернарах своих признают...

Мы вступаем и в драки, и в браки.

Неизменную веру храня:

Что бы пи было - все мы собаки.

Все мы - братья, все мы родня.

Вы же, умные, вашего брага

Распознать неспособны никак...

Сразу видно - чутье слабовато.

В этом вам далеко до собак.

Если брат ваш - не вашей масти,

Разве в этом он виноват?

Вы же рвете его па части.

Словно он вам уже и не брат...

Борис Заходер

I. Дискуссия (изучение различных определений понятия «толерантность»).

ТОЛЕРАНТНОСТЬ (ТЕРПИМОСТЬ)

1. Принятие различных представлений: принятие отличающихся представлений других людей, например, в религиозных или политических вопросах, и справедливости к людям, проводящим эти различные представления.

2. Способность выносить затруднение: способность выносить резкие или трудные условия (состояния).

3. Способность противостоять крайностям: способность организма выжить в чрезвычайных условиях (состояниях).

4. Это личная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу.

5. Это уважение к чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций (и даже в некоторых случаях изменение индивидуальной и культурной идентичности) в результате критического диалога.

6. Отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Например, толерантность к тревоге проявляется в повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию, в выдержке, самообладании, способности длительно выносить неблагоприятное воздействие.

7. Способность человека признавать существование иной точки зрения, многообразие культурных отличий, будучи уверенным в своих позициях, не избегая конкуренции.

Проанализируйте эти определения. Что в них общего и в чем, на ваш взгляд, их отличия?

Какой термин - «толерантность» или «терпимость» имеет, по вашему мнению, более широкое значение и почему?

II. Тест «Насколько вы толерантны?».

Учитель. Прислушиваетесь ли вы к чужому мнению? Относитесь ли вы к нему с уважением, терпимы ли вы? Перед вами тест, который, надеемся, хотя бы приблизительно поможет определить степень вашей терпимости. Но одно условие: отвечайте быстро, не задумываясь.

1. Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но ее не поддержали. Расстроитесь?

2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочтете?

а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;

б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.

3. Спокойно ли вы воспримите неприятную для вас новость?

4. Раздражают ли вас люди, которые в общественных местах появляются нетрезвыми?

а) если они не переступают допустимых границ, меня это вообще не интересует;

б) мне всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.

5. Можете ли вы найти контакт с представителями иной, чем у вас, профессии, с иным положением, обычаями?

а) мне трудно было бы это сделать;

б) я не обращаю внимание на такие вещи.

6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?

а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники;

б) если даже шутка и будет мне неприятна, я постараюсь ответить в такой же манере.

7. Согласны ли с мнением, что многие люди «сидят не на своем месте», «делают не свое дело»?

8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?

а) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание отвлечено от меня;

б) я лишь радуюсь за него (нее).

9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Ваша реакция:

а) уйдете пораньше под благовидным предлогом;

б)вступите в спор.

Учитель. А теперь подсчитайте очки. Запишите по два очка за ответы: 1б, 2б, За, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а.

Анализ результатов

От 0 до 4 очков : вы непреклонны, простите, эгоистичны, упрямы. Возникает впечатление, что вы стремитесь навязать свое мнение другим во что бы то ни стало. Часто повышаете голос. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.

От 6 до 12 очков: вы способны твердо отстаивать свои убеждения. Вы, безусловно, можете вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Способны иногда и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли «брать горлом», когда можно победить более достойно?

От 14 до 18 очков : твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнесетесь к достаточно парадоксальному па первый взгляд поступку, даже если вы его не одобряете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, ошибочны.

III. Выполнение упражнений.

Упражнение «Эмблема толерантности»

Необходимое время: 20 минут.

Материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, скотч.

Учащимся предлагается самостоятельно нарисовать такую эмблему толерантности, которая могла бы печататься на суперобложках, политических документах, национальных флагах. Процесс рисования занимает 5-7 минут. После завершения работы учащиеся рассматривают рисунки друг друга (для этого можно ходить по комнате). Затем учащиеся могут разбиться на подгруппы на основе сходства между рисунками. Важно, чтобы каждый из них самостоятельно принял решение о присоединении к той или иной группе. Каждая из образовавшихся подгрупп должна объяснить, что общего в их рисунках, и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность их эмблем (обсуждение - 3-5 мин). Заключительный этап упражнения - презентация эмблем каждой подгруппы.

Упражнение «Пантомима толерантности»

Цель: развивать фантазию, экспрессивные способности самовыражения.

Необходимое время: 15 минут.

Материалы: написанные на отдельных листах бумаги определения толерантности; все, что может пригодиться для пантомимы, - моток веревки, лента, принадлежности для рисования.

Процедура проведения: все участники разбиваются на 3-4 подгруппы (по 3-5 человек). Каждая подгруппа получает одно из определений толерантности, вывешенных на доске. Задача состоит в том, чтобы пантомимически изобразить это определение таким образом, чтобы остальные участники догадались, о каком именно определении идет речь. Время на подготовку пантомимы - 5 мин. Обсуждение: учитель задает следующие вопросы:

Какая пантомима была наиболее «однозначной» и не вызвала затруднений при угадывании?

С какими затруднениями столкнулись группы в процессе придумывания пантомимы?

Заготовка для упражнения

Толерантность - это...

Сотрудничество, дух партнерства

Готовность мириться с чужим мнением

Уважение человеческого достоинства, уважение прав других

Принятие другого таким, какой он есть

Способность поставить себя на место другого

Уважение права быть иным

Признание многообразия

Признание равенства других

Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению

Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия

IV. Подведение итогов.

Михайлова Марина Александровна,
Секлецова Елена Алексеевна,
учителя начальных классов,
МОУ СОШ № 5, г. Чернушка, Пермская обл.

Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.

Задачи:
Образовательная:

  1. Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих.
  2. Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.

Развивающая:

  1. Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
  2. Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.

Воспитательная:

  1. Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.

Оборудование: раздаточный материал (карточка-след), карточки разного цвета, магнитная доска, мультимедийное оборудование.

1. Организационный момент.
2. Введение в тему.

Учитель: сегодня мы начнём наше занятие с китайской притчи, которая поможет нам сформулировать тему занятия. Притча называется «Ладная семья».
Слушайте внимательно.

(читаю притчу)

Учитель: какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?
Дети: любовь, терпение, прощение.
Учитель: как вы думаете, о чём будем беседовать на занятии?
Дети: дружба, доброта, терпение, любовь, уважение…
Учитель: всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом «толерантность». Вам понятно значение этого слова?

3. Знакомство с новым понятием.

Учитель: толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то.
Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость».
Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться с чужим мнением.
Дать определение толерантности довольно-таки трудно из-за того, что в разных языках оно трактуется по-разному. И сейчас мы в этом убедимся.
У вас на столах карточки белого цвета, на которых даны определения толерантности разных народов мира. Прочитаем и ответим на вопрос: «Что общего в определениях»?
С карточек белого цвета дети зачитывают:

  • Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идей и мнения. (Испанский)
  • Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)
  • Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)
  • Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский)

Учитель: что общего в этих определениях?
Дети: умение жить в мире и согласии со всем миром.
Учитель: в последнее время говорить о толерантности стало модным, проблема толерантности очень актуальна. Как вы думаете, почему?
Дети: происходит активный рост агрессивности, конфликтов, преступности.
Учитель: что значит быть толерантным? Постараемся ответить на этот вопрос.
У вас на столах лежат карточки жёлтого цвета, на них записаны высказывания. Ваша задача: прочитать высказывание, подумать и соотнести с соответствующей заповедью.
Дети зачитывают высказывания и соотнося с заповедью.

4. Упражнения на закрепление понятия «толерантность»:

а) соотнесение высказывания с заповедью;

  • «Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения». (возлюби ближнего своего)
  • «Гнев - страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, помощница вреда и бесчестия». (не убий)
  • «Не делай другому того, от чего больно тебе». (золотое правило)
  • «Ничто притворное не может быть продолжительным». (не лги)
  • «Любовь к родителям - основа всех добродетелей». (почитай отца своего и матерь свою)
  • Воровство порождает лень и жадность. (не кради)

Учитель: итак, быть толерантным, значит:

  • Уважать другого.
  • Любить ближнего своего.
  • Не злиться.
  • Быть добрым, терпимым.
  • Сострадать.

Учитель: «толерантность» я изобразила в виде солнышка. Почему?
Учитель: солнце обогревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит им на помощь.

Физкультминутка.

б) определение качеств толерантной личности;

Учитель: сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность. У каждого из вас на столах лежат карточки розового цвета, на которых записаны качества характера человека. Выберите те, которые характеризуют толерантную личность. А что, по вашему мнению, не относится, зачеркните.
Качества:

  • Терпимость
  • Бессердечность
  • Конфликт
  • Сострадание
  • Прощение
  • Вспыльчивость
  • Желание что-либо делать вместе
  • Милосердие
  • Злорадство
  • Сотрудничество
  • Уважение прав других
  • Раздражение
  • Принятие другого таким, какой он есть
  • Зависть

Учитель: итак, толерантная личность обладает следующими качествами…

в) решение проблемных ситуаций.

Учитель: подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?
Дети: нет, ссоримся…
Учитель: все ли можем спокойно выслушать друг друга?
Поддержать в трудную минуту?
Из-за чего между вами возникают конфликты со своими друзьями, братьями или сестрами?
Предлагаю вам ситуацию. Покажите, как можно решить проблему мирным путем.

  • Вы играете с игрушкой или в игру, а кто-то подходит и забирает ее, даже не спросив, закончили вы играть или нет.

Как поступите в этой ситуации?
- Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации?
- Как можно избежать драки?
Дети: обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся.
Учитель: а я хочу вам предложить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.

Памятка.

  • Сохраняй спокойствие, когда сердишься.
  • Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.
  • Имей терпение выслушать собеседника.
  • Спокойно объясни свою точку зрения.
  • Подумай, из-за чего возник спор.

Другая ситуация.

  • Вы играете в игру, а один из участников команды не соблюдает правила.

Как вы поступите в этой ситуации?

5. Обобщающая беседа.

Учитель: бывало ли такое, что кто-то говорил плохо о вас?
- Что вы чувствовали в тот момент?
- А вы когда-нибудь говорили о ком-либо плохо?
- Как вы думаете, что чувствовал тот человек?
- Ребята, в подобных ситуациях люди злятся друг на друга, и иногда возникает желание подраться. Люди должны вместе решать возникающие между ними проблемы мирно. Драка – не лучший способ решения проблем.
- Всегда очень приятно слышать, когда о вас говорят добрые и хорошие слова. А что вам приятнее делать – говорить людям добрые слова или гадости?
- Какое наставление вам помогает жить в мире?
Дети: Золотое правило: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.

Учитель: а можем ли мы изменить себя в лучшую сторону?
- Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими.
- Что нам помогает быть толерантными? Терпимыми?
Дети: знание и соблюдение заповедей.

6. Итог «В добрый путь».

Учитель: ребята, у вас на столах приготовлены карточки из цветного картона в виде человеческого следа. Выберите два качества, две черты характера, которые являются сильными сторонами вашего характера. То есть два положительных качества, которыми вы обладаете. Запишите эти качества на карточке-следе.
Развесим их на доску под заголовком «В добрый путь!»

Мои пожелания:

    • Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
    • Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
    • Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
    • Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
    • Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

Представьте себе мир, где живут дети всех рас и национальностей в дружбе между собой, понимая друг друга, играя вместе, общаясь и помогая один одному. Это вполне возможно, если мы взрослые, начнем с рождения учить детишек терпимому отношению к таким разным людям, которые нас окружают. Пусть презентация «Толерантность» подружит на классном часу белых и черных, покажет, что нет лучших и плохих. Все рождены для счастья и должны быть его достойны. Как только малыши придут в школу, расскажите им про толерантность на классном часу с яркой презентацией и они, возможно, станут лучше относиться к одноклассникам или с уважением смотреть на детей, которые учатся в других классах, но имеют свои особенности. Скачать бесплатно презентацию на тему «Толерантность в школе» необходимо к классному часу для того, чтобы мир не потерял доброту, а обогащался ей по мере того, как подрастает толерантное поколение молодежи.

Классный час на тему толерантности с презентацией - лучшее мероприятие, которое можно провести с учениками, где будет идти речь о доброте и сострадании к другим, о способности сопереживать не таким как мы людям и оказывать помощь, не потому, что это модно, а потому что так велит разум и щедрое детское сердечко.

Как широки темы классных часов о толерантности! Это знает каждый учитель, но не всегда хватает материала, чтобы каждый новый классный час о толерантности имел презентацию и не был похожим на предыдущий. Не спешите отчаиваться, потому что в этом месте мы собрали классные часы о толерантности с презентациями, затрагивающие самые различные стороны этого вопроса. Это и отношение между людьми разных национальностей, и уважительное отношение к больным и инвалидам, и терпимость в отношении тех, кто ведет себя не совсем достойно, и борьбе с экстремизмом, который еще нередко встречается в нашем обществе.

Вам нужен сценарий, разработка, темы классного часа или увлекательная игра о толерантности? У нас есть все. Выберите лучший кл. час про толерантность и презентацию, которую можно скачать без регистрации и бесплатно, и отправляйтесь на встречу с любопытными учениками.

Приятно видеть поды своей деятельности учителю, учащему терпению и добру. После таких проникновенных классных часов ваш класс превратится в планету толерантности, где на первом месте стоит уважение к людям. По мере роста учеников открывайте для них новые странички взаимоуважения и сопереживания. Пусть школьные годы запомнятся им такими классными часами как «Толерантность и мы», «Поговорим о толерантности» и многим-многим другим.



Легко ли в наше время быть добрым, когда вокруг царит море жестокости? Презентация на тему «Воспитание толерантности» поможет учителю выбрать интересные темы мероприятий при планировании работы в классе. В презентации есть задания для детей и темы классных часов для формирования толерантности в школе в начальных классах.


Презентация на тему «День толерантности» расскажет на классном часу об истории установления праздника в честь тех людей, которые уважают других и всегда готовы прийти им на помощь. Этот праздник отмечается во многих странах. Презентацию можно скачать как к Международному дню толерантности, который отмечается во всем мире 16 ноября, так и к любому классному часу в 3, 4, 5 классе, где затрагивается тема отношений между людьми.


Урок толерантности в начальной школе и презентация к нему - это первая ступенька по формированию терпимости и уважения к окружающим детей людям. Так как ученики начальных классов обожают не только смотреть слайды и слушать своего учителя, но и играть, предлагаем скачать не просто урок толерантности в начальной школе с презентацией, а классный час в игровой форме, де необходимо выполнять различные задания. Хоть классный час и не предполагает домашнего задания, но пусть дети сочинят с родителями сказку о толерантности. Какую? Спешите скачать презентацию к классному часу и все будете знать.


Презентация «Толерантность» в начальной школе будет неотъемлемой частью классных часов, предполагающих формирование учащихся 1, 2, 3, 4 класса терпимости и сострадания, доброты и уважения к людям. Мы предлагаем провести в начальной школе классный час для детей на тему «Поговорим о толерантности» с использованием этой презентации, где на слайдах доступно детскому возрасту объясняется это понятие. Уверены, что внеклассное мероприятие и детская презентация о толерантности понравится как в 1, 2, так и в 3 - 4 классах начальной школы. К уроку в архиве есть подробный конспект.


Классный час на тему «Толерантность» с презентацией должен пройти в 5, 6,7, 8, 9 классе. Пусть дети из года в год расширяют свои знания о доброте и сострадании. Этих качеств много не бывает, как не будет лишней презентация к классному часу о толерантности в копилке классного руководителя 5, 6, 7, 8 и 9 класса.


Презентация на тему «Толерантность» может быть использована на классном часу в 10 - 11 классе для формирования у учащихся толерантного отношения к окружающим, для разрушения стереотипов о неприязни к людям других национальностей. Скачать презентацию к классному часу про толерантность надо для того, чтобы ребята большой страны продолжали оставаться дружной семьей, несмотря на различия в религии или менталитете.


Презентация на тему «Толерантное отношение», рекомендуемая для 10, 11 класса, учит быть терпимыми и снисходительными, великодушными и сочувствующими. Мир не должен быть жестоким. Презентация указывает, что только толерантная личность формирует толерантные семьи. Когда мы все будем окружать друг друга заботой и уважением, злоба и вражда наконец-то исчезнут.


Главной целью данного классного часа является объяснение термина “толерантность”, знакомство с отличительными чертами толерантного и интолерантного человека. Научить учащихся адекватному отношению к себе и толерантному к окружающим. Помочь ученикам оценить степень собственной толерантности. Воспитать чувства терпимости, сплоченности коллектива и уважительного отношения друг к другу. Развивать умение четко и ясно выражать свои мысли, тренировать память и внимание детей.

Материал содержит презентацию для классных часов о толерантности для 10 класса. Цель - знакомство с понятием толерантности, учит школьников быть терпимее и добрее к другим людям.

Беседа, посвящённая Международному дню толерантности

Цель: Познакомить детей с понятием толерантности, содействовать распространению идей и социальных образцов толерантности, уважению к людям различных национальностей и религий, дать возможность получить информацию друг о друге, создать атмосферу доброжелательности и самораскрытия.

Задачи:

  • дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
  • развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;
  • воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

Предварительная работа : учащимся заранее сообщается тема данного мероприятия, даётся специальное задание (в словарях найти определение слова толерантность; как слово толерантность определяется на разных языках земного шара).

Ход классного часа

Сегодня наш разговор посвящён толерантности . 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми. Определение слова « толерантность » на разных языках земного шара звучит по-разному:

  • В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;
  • Во французском – отношение при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
  • В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
  • В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
  • В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
  • В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Вопросы к учащимся:

  1. Какое из определений вам импонирует более всего?
  2. Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
  3. А что же объединяет эти определения?

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот. Послушайте историю (читает учитель)

«Перед вами две дороги, выбирайте»

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы. - Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка. - Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку. - Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине. - А нам-то что? Он сам виноват. - Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь. - Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать? - Я все равно подойду. – Девушка вырвала руку. - Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, - он попытался увести ее. - Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку. - Что с вами? – спросила она мужчину. – Что с вашей ногой. - Я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно. - Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую». - Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, - у тебя нет «мобильника»? Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда… Она поднялась и приблизилась к парню. - Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу. - Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом. Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь. - У вас открытый перелом, - проговорила она. – Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро подошла к телефонному аппарату.

Девушка! – окликнул ее мужчина – Спасибо вам! – Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдете себе счастье.

Вопросы к учащимся:

  1. Почему молодой человек отказался помочь?
  2. Как бы вы поступили в этом случае?
  3. Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

Есть два пути развития личности: толерантный и интолерантный

Работа учащихся по группам

Учащиеся класса делятся на две группы. Первая группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, вторая – черты, присущие интолерантной личности.

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Сказочка о счастье

На свете жил один король,
Богатый и могучий.
Всегда грустил он. И порой
Бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал,
А счастья он не ведал!

Но вечно хныкать и тужить
Бедняге надоело.
Вскричал король: «Нельзя так жить!» -
И с трона спрыгнул смело.
Да вмиг порушить свой удел
Не в королевской власти?

И вот король в карету сел –
И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета быстро катится.
Постой-ка, кто там на пути?
Девчонка в драном платьице.

О, всемогущий мой король,
Подать хоть грошик мне изволь.
- Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчится наугад
Бог весть в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат,
Израненный, оборванный.

О, мой король, - вскричал солдат, -
Тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой
Меня ты в услужение,
Я за тебя стоял горой,
Я, право, бился, как герой,
Я выиграл сражение.
- А ну, служивый, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха.

Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.
Мой дом – вон, видишь, за горой,
С утра ушла далеко я.
Ношу из леса я дрова –
Тяжелая работа.
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто-то…

А ну, старуха, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…

Вот лето кончилось. Жара
Сменяется ненастьем.
Король торопит:
- В путь пора,
Еще немного – и ура!
Свое настигну счастье!

И все бы кончилось бедой –
Сомнений в этом нету.
Да старец с белой бородой
Остановил карету.
Перекрестившись, не спеша,
Торжественно и строго
Сказал: «Заблудшая душа,
Король, побойся Бога!

Ты ищешь счастье для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но, только ближнего любя,
Найдешь ты счастье это.
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня,
Дитя согрей и накорми,
Солдата в сторожа найми,
Все это сделай, но сперва
Старушке ты поможешь:
Из дома довезешь дрова,
Распилишь и уложишь…»

Тут вышла полная луна.
И осветила путь она.
Нелегкий путь, обратный путь.
Путь к счастью, не куда-нибудь.
Король поныне во дворце
Всем людям помогает.
И счастье на его лице,
Как ясный день, сияет!

Вопросы к учащимся:

  1. Как бы вы назвали поведение короля в начале истории?
  2. Как вы думаете, почему изменился король?
  3. Всегда ли в жизни происходят такие изменения?

Чему нас учит эта сказка?

Вывод . Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.

Составить с учащимися правила толерантного общения. Например:

  1. Уважай собеседника.
  2. Старайся понять то, о чем говорят другие, учитывай их интересы.
  3. Отстаивай свое мнение тактично.
  4. Ищи лучшие аргументы.
  5. Будь справедливым, готовым принять правоту другого.

Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?

Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

  • любовь;
  • прощение;
  • терпение.

Классный час в 10 – б классе, посвящённый Международному дню толерантности

открытый классный час

для МО классных руководителей

Подготовила и провела

классный руководитель

10-б класса

Костерева Е.Н.


Цель – воспитание принципов толерантности в молодежной среде; выработка у учащихся осознанного сосуществования разных человеческих групп и общностей, признание и уважение разной этнонациональной, религиозной и иной принадлежности людей, их права на другие взгляды и убеждения.

Задачи:

1. Знакомство учащихся с понятием «толерантность» и его места в системе гражданских ценностей.

2. Знакомство с основными понятиями, связанными с проявлением нетерпимости.

3. Сплочение группы, развитие умения договариваться.

Учащиеся рассаживаются по группам.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

1. Приветствие. Мотивационная беседа.

Учитель. Сегодня наш разговор посвящён толерантности . 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития как отдельного человека, так и общества в целом.

Учитель. Посмотрите на слайд 1 . Что вы видите? (Изображена лодка с разными людьми) . Как вы понимаете смысл этого рисунка? (Эти совершенно разные люди находятся в одной лодке) . ()

Посмотрите на слайд 2 и попробуйте сформулировать проблему.

После ответов учащихся демонстрируется слайд 3 «Проблема» :

В последнее время повсюду в обществе продолжает нарастать социальная напряженность, не прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты. Все это является прямой внутренней угрозой безопасности страны.

Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяются в детской, особенно подростковой среде. Взаимная нетерпимость, агрессия и эгоизм через средства массовой информации и социальное окружение детей проникают и в школу.

2. Целеполагание.

Прежде чем сформулировать цель нашего мероприятия, давайте заслушаем стихотворения Бориса Заходера.

Представьте, что собаки разумные существа и думают на человеческом языке. Что же они могут думать о нас? Об этом первое стихотворение.

Учащиеся декламируют стихотворения ()

О чём эти стихотворения? Попробуйте сформулировать главную мысль, которую вы услышали в словах поэта.

Учащиеся формулируют мысли.

Таким образом, вы самостоятельно сформулировали цель нашей сегодняшней встречи:

– знакомство с понятием «толерантность» и его места в системе человеческих ценностей,

– понять, какой должна быть толерантная личность, и какие черты присущи интолерантной личности,

– а также вы попробуете разработать «шаги» к толерантности.

3. Понятие «толерантность»

Слайд 4.

Учитель. Дейл Карнеги – известный американский психолог – говорит: «Любой глупец может критиковать, осуждать, выражать недовольство – и большинство глупцов так и делают, но для того чтобы проявить внимание и быть снисходительным, требуется сильный характер и самообладание. Вместо того чтобы осуждать людей, проявлять к ним нетерпение, постарайтесь их понять и принять».

Так вот, слово «толерантность», прежде всего, связано с умением понять и принять другого человека.

Слайд 5.

Слайд 6-7.

Давайте зачитаем вслух еще несколько определений этого слова (дети поочереди вслух читают с доски). Обращается внимание на схему .

Слайд 8.

Социальная значимость понятия толерантность. Зачитывается вслух. Комментарии учителя и учащихся.

4. Практическая часть. (Работа в группах) .

Прежде чем перейти к групповой работе, давайте сыграем в простую игру.

НАДО ДОГОВОРИТЬСЯ

Цели:

  • развлечь группу;
  • сконцентрировать внимание участников;
  • осознать ценность сотрудничества;
  • показать, что для достижения сотрудничества необходимо прикладывать усилия;
  • сплотить группу.

Ход игры:

Есть только одна проблема – если участники вашей группы произнесут число одновременно – группа начинает сначала. В течение всей игры запрещены любые разговоры.

Обсуждение:

Как началась игра?

Чего хотелось каждому сначала?

Почему сначала ничего не получалось?

Появился ли в группе лидер или порядок сформировался сам собой?

Чему нас учит эта игра?

5. Ну вот, теперь вы готовы плодотворно работать в группе.

Задание 1. На листе бумаги в два столбика выписать черты толерантной и интолерантной личности (пояснить понятие).

Слайд 9. Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность, терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, способность к сопереживанию.

Заслушиваются результаты работы в группах.

Задание 2. Работа с афоризмами. Детям розданы карточки, на которых записаны афоризмы. Каждая группа читает свои афоризмы и пытается их объяснить. Слайд 10.

«Стоит лишь верить в человека больше, чем это обыкновенно бывает, чтобы вызвать наружу все лучшие стороны его характера» (С. Смайлс)

«Чтобы поверить в добро, надо начать его делать» (Л. Толстой).

«Сострадание правит миром» (Древнеиндийский афоризм).

«Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла» (В. О. Ключевский).

«Люди существуют друг для друга» (Марк Аврелий).

«Люди одиноки, потому, что вместо мостов они строят стены» (Станислав Ежи Лец) .

«Люди, которые живут в стеклянных домах, не должны бросаться камнями» (Английская пословица).

«Национальной науки нет, как и национальной таблицы умножения» (А. П.Чехов).

Задание 3. Придумайте и нарисуйте символ толерантности.

Слайд 11.

Задание 4. «Шаги» к толерантности. Составить перечень того, что нужно сделать, чтобы развивать в себе толерантную личность.

Продемонстрировать слайд 11 «20 шагов к толерантности».

6. Оценка работы групп.

7. Тестирование. Тест на определение терпимости, уважения к чужому мнению (толерантности). Учащимся выдаются листочки для выполнения теста. Обсуждение результатов.

8. Границы толерантности. Беседа «Может ли толерантность быть безграничной?».

Должна ли толерантность быть безграничной, а мы - терпимыми и снисходительны к преступникам, представителям сексуальных меньшинств, наркоманам?

Проблема границ толерантности - это вопрос о границах между толерантностью и безразличием, конформизмом, равнодушием.

Важно формировать способность активно защищать свои права, выражать протест против любых форм дискриминации.

Слайд 12.

Я предлагаю вам такую формулу активной толерантности:

понимание + сотрудничество + дух партнерства.

9. Декларация принципов толерантности.

10. В заключительной части нашего мероприятия давайте сформулируем «правила толерантности», которыми следует руководствоваться:

– уважай собеседника;

– старайся понять то, о чем говорят другие;

– отстаивай свое мнение тактично;

– будь справедливым, готовым признать правоту другого;

– стремись учитывать интересы других и т.д.

Слайд 14. Заключительные слова.