Трибуналы международные. Международные военные трибуналы

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Трибунал ООН по бывшей Югославии - самый успешный на сегодня пример международного правосудия, но и его винят в предвзятости, неээффективности и затягивании работы

В среду 29 июля (поздно вечером по времени Москвы из-за разницы часовых поясов) Совет Безопасности ООН проведет голосование по внесенному Австралией, Бельгией, Малайзией, Нидерландами и Украиной проекту резолюции о создании международного трибунала по расследованию обстоятельств гибели над Украиной "боинга-777" авиакомпании Malaysia Airlines 17 июля 2014 года. Тогда погибли все 298 человек, находившихся на борту.

Ранее против этой инициативы .

Вопрос лишь в том, наберет ли проект положенные по Уставу ООН девять из 15 голосов постоянных и временных членов Совбеза, насколько глубокой окажется изоляция России, и придется ли ей прибегнуть к вето. Но он имеет исключительно моральное значение.

В основном они сводятся к двум пунктам: преждевременно создавать трибунал, пока не проведено "всестороннее, независимое и тщательное расследование"; в прошлом не создавались международные трибуналы по фактам авиакатастроф.

Критики этой позиции указывают, что трибуналы как раз и создаются, прежде всего, для расследования, и какое международное расследование может быть более объективным, чем проводимое под эгидой ООН?

Что касается исторических прецедентов, то здесь Гатилов прав, но все на свете когда-то делалось впервые.

Между тем, опыт деятельности международных трибуналов сравнительно невелик и не внушает большого оптимизма.

Было их ровно пять:

Международный военный трибунал для суда над нацистскими военными преступниками (Нюрнбергский трибунал)

Международный военный трибунал для суда над японскими военными преступниками (Токийский трибунал)

Международный трибунал ООН по бывшей Югославии

Международный трибунал ООН по Руанде

Международный трибунал ООН по расследованию убийства в 2005 году ливанского премьер-министра Рафика Харири.

В первых двух случаях трибуналы создавались не ООН, а межправительственными соглашениями. В Токийском процессе, кроме США, СССР, Британии и Франции, участвовали еще семь государств Азиатско-Тихоокеанского региона, пострадавших от японской агрессии и оккупации.

Упреки в необъективности

Решения Нюрнбергского трибунала являются важной частью современного международного права и признаются незыблемой и абсолютной истиной.

В необходимости публичного осуждения геноцида, агрессивных войн с целью захвата чужих земель и нарушения правил и обычаев войны, а также наказания главных виновников никто не сомневался и не сомневается.

Вместе с тем ряд историков указывают, что судили победители побежденных в оккупированной стране, применялись двойные стандарты и нарушался фундаментальный принцип правосудия: объективность и беспристрастность.

Главный советский обвинитель Андрей Вышинский привез на Лондонскую конференцию, где обсуждалась практическая сторона предстоящего процесса, список из девяти "нежелательных вопросов", которые СССР требовал не затрагивать. В основном они касались предвоенных советско-германских отношений.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Нюрнбергский процесс двигало наличие политической воли

Риббентроп, главным обвинением против которого было соучастие в развязывании войны, заявил в последнем слове: "Когда я приехал в Москву к маршалу Сталину, он обсуждал со мной не возможность мирного урегулирования германо-польского конфликта, а дал понять, что если он не получит половины Польши и прибалтийские страны, то я могу сразу же вылетать назад. Ведение войны, видимо, не считалось там в 1939 году преступлением против мира".

Бывший командующий германским подводным флотом Карл Дениц получил 10 лет тюрьмы в основном за то, что его субмарины топили невооруженные транспорты. Когда адвокаты указывали, что флоты всех воюющих стран делали то же самое, председательствующий обрывал их словами: "Мы здесь для того, чтобы судить нацистов, а не их победителей".

Не кто-нибудь, а британский фельдмаршал сэр Бернард Монтгомери сказал, что Нюрнбергский процесс превратил проигрыш войны в преступление.

Впрочем, большого секрета из этого никто не делал. Участники Ялтинской конференции согласились, что процесс должен быть скорее политическим, чем юридическим, а Черчилль вообще предлагал просто расстрелять главных преступников, как только они будут пойманы.

Не удалось избежать аналогичных упреков и трибуналу ООН по бывшей Югославии, еще не завершившему работу. 60% обвиняемых составили сербы и лишь 18% хорваты. Самые значительные фигуранты с хорватской стороны, генералы Анте Готовина и Младен Маркач, получившие в апреле 2011 года соответственно 24 года и 18 лет тюрьмы, уже в ноябре 2012-го вышли на свободу.

Некоторые обвиняемые-хорваты были оправданы на том основании, что проявили раскаяние и добровольно явились в Гаагу. Сербия и Россия подозревают в этом заранее оговоренную сделку.

Низкий КПД

Трибунал по Ливану, начавший работу в марте 2009 года, в 2011-2013 годах предъявил обвинения пяти высокопоставленным членам группировки "Хезболла", но процесс не может начаться, так как они скрываются.

Остальные четыре трибунала со своими задачами в основном справились. Однако, как показывает опыт, для успеха международного правосудия обязателен консенсус мирового сообщества или хотя бы ключевых игроков.

Инструментов принуждения в отношении государств, отказывающихся сотрудничать, признавать юрисдикцию международных судов и выдавать обвиняемых, у ООН и ее органов нет.

Главный фигурант "югославского дела", Слободан Милошевич, появился в Гааге, лишь когда в Сербии сменилась власть.

Правообладатель иллюстрации AP Image caption Слободан Милошевич предстал перед международным судом, лишь когда в его стране сменилась власть

Президент Судана Омар Башир, которому Международный уголовный суд еще в июле 2008 года выпиcал ордер на арест за этнические чистки в Дарфуре, продолжает править своей страной и появляться на саммитах Африканского Союза.

В подобных случаях можно говорить только о морально-политическом воздействии.

"Отдельные государства пытаются найти предлог использовать трагедию МН-17 для оказания давления на Россию", - сказано в комментарии Смоленской площади от 14 июля.

В принципе, так и есть. Мировое сообщество использует все имеющиеся в его распоряжении законные методы, чтобы побудить Москву изменить ее позицию в украинском вопросе.

Но возымеют ли их усилия эффект, тем более немедленный - сомнительно.

ТРИБУНАЛЫ МЕЖДУНАРОДНЫЕ

международные органы для суда над лицами (либо также над государствами) по обвинению в совершении международных преступлений, важнейшая составная часть механизма меж-дународного уголовного правосудия. После второй мировой войны создавались следующие Т.м.: а) Международный военный трибунал в Нюрнберге, действовавший на основе Устава международного военного трибунала 1945 г.:

б) Международный военный трибунал для Дальнего Востока - на основании Устава, утвержденного главнокомандующими союзных держав в Японии в 1946 г.;

в) Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 г., в Гааге - на основании Устава, принятого Советом Безопасности ООН в 1993 г.: г) Международный уго-ловнный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного нрава, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств в период с 1 января 1994 г. по 31 декабря 1994 г., - на основании Устава, принятого в 1995 г. Советом Безопасности ООН.

Уставами двух последних трибуналов установлено, что юрисдикция Т.м. имеет приоритет по отношению к юрисдикции национальных судов. На любом этапе судебного разбирательства Т.м. может официально просить национальные суды передать ему производство по делу в соответствии с его уставом и правилами процедуры и доказывания Т.м.

Трибуналы для Югославии и Руанды состоят каждый из двух Судебных камер и одной Апелляционной камеры, Обвинителя и Секретариата. Камеры состоят из 11 независимых судей (по 3 в Судебных камерах и 5-в Апелляционной), причем в них не может быть 2 граждан одного и того же государства. В качестве судей избираются лица, обладающие высокими моральными качествами, беспристрастностью и добросовестностью,

которые удовлетворяют требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности. При определении общего состава камер должным образом учитывается опыт судей в области уголовного права, международного права, в том числе международного гуманитарного права и норм в области прав человека. Судьи Т.м. избираются Генеральной Ассамблеей ООН из представляемого Советом Безопасности ООН списка сроком на 4 года с правом переизбрания. Условия службы являются такими же, как у судей Между-народного суда ООН.

Наказание, назначаемое Судебной камерой, ограничивается тюремным заключением. При определении сроков тюремного заключения Судебная камера руководствуется общей практикой вынесения приговоров о тюремном заключении в судах соответственно Югославии и Руанды. Помимо тюремного заключения Судебная камера может отдавать приказ о возвращении любого имущества и доходов, приобретенных в результате преступного поведения,в том числе путем принуждения, их законным владельцам. -

В отношении Т.м., их судей, обвинителей, секретарей и персонала применяется Конвенция о привилегиях и имму-нитетах ООН 1946г.

Рабочими языками трибуналов для Югославии и Руанды являются английский и французский.

Панов В.П.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "ТРИБУНАЛЫ МЕЖДУНАРОДНЫЕ" в других словарях:

    Юридический словарь

    трибуналы международные - международные органы, создаваемые для суда над физическими лицами и государствами по обвинению в международных преступлениях, важнейшая составная часть механизма международного уголовного правосудия. В различное время созданы следующие Т.м.: 1)… … Большой юридический словарь

    МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВОЕННЫЕ ТРИБУНАЛЫ - – первые в истории международные уголовные суды, учреждённые на основе специальных международных соглашений для наказания главных, военных преступников второй мировой войны. После окончания второй мировой войны для справедливого и быстрого суда… … Советский юридический словарь

    Юридический словарь

    суд - орган государства, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, административных и некоторых иных категорий дел в установленном законом данного государства процессуальном порядке. С. делятся на обычные и… … Большой юридический словарь

    Суд - орган государства, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, административных и некоторых иных категорий дел в установленном законом данного государства процессуальном порядке. Суды бывают обычные и… … Бухгалтерская энциклопедия

    Юридический словарь

    трибунал - (лат. tribunal) 1) в период Французской революции конца XVIII в. исключительные суды по делам о политических преступлениях: 2) в первые годы советской власти специальные суды революционные трибуналы; 3) В СССР и в РФ до 1992 г. военные Т. в… … Большой юридический словарь

    Международный судебный механизм и процедура, создаваемые мировым сообществом государств для рассмотрения уголовных деликтов и преступлений международного характера. В доктрине идея М.у.п. стала активно обсуждаться в XX в., когда для расследования … Юридический словарь

    Международный судебный орган по преследованию и наказанию главных военных преступников. М.в.т. для преступников европейских стран, сражавшихся на стороне нацистской Германии, был образован 8 августа 1945 г. по Лондонскому соглашению между… … Юридический словарь

Современное международное уголовное право, презюмируя преимущественное использование в борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера национальных судебных и иных органов, предусматривает возможность создания международных учреждений для осуществления судебных функций в особых ситуациях. Такие учреждения конституируются и функционируют на основе международных договоров (статутов) или, как свидетельствует практика, на основе актов Совета Безопасности ООН.
Истории известны два выполнивших свои задачи судебных органа, именовавшихся Международными военными трибуналами. Они действовали сразу же после окончания Второй мировой войны.
Первым — в соответствии с Соглашением между правительствами СССР, США, Великобритании и Франции от 8 августа 1945 г. — был образован Международный военный трибунал, призванный выполнить судебные функции в отношении государственных и военных лидеров гитлеровской Германии. Вопросы его организации, юрисдикции и компетенции были решены в приложенном к Соглашению Уставе Международного военного трибунала.
Трибунал состоял из четырех членов и четырех заместителей — по одному от каждого из названных государств. Каждое государство назначило также своего главного обвинителя и соответствующий персонал. Главные обвинители, действовавшие в качестве комитета, выполняли свои обязанности как индивидуально, так и в сотрудничестве друг с другом. Для подсудимых были предусмотрены процессуальные гарантии, включая выделение защитников.
Трибунал, согласно Уставу, был наделен правом судить и наказывать лиц, совершивших действия, влекущие индивидуальную ответственность:
1. Преступления против мира (планирование, подготовка, развязывание и ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров),
2. Военные преступления (действия, нарушающие закон или обычаи войны), преступления против человечности,
3. Убийства (истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости в отношении гражданского населения) Трибунал был создан с ориентацией на неопределенное количество судебных процессов Его постоянным местонахождением был назначен Берлин, где и состоялось первое организационное заседание 9 октября 1945 г. На практике его деятельность ограничилась Нюрнбергским процессом, проведенным в период с 20 ноября 1945 г. по 1 октября 1946 г. Порядок заседаний и судебного разбирательства был зафиксирован в Уставе и в регламенте. В качестве санкции к виновным предусматривались смертная казнь или другое наказание. Приговор Трибунала считался окончательным, не подлежал пересмотру и приводился в исполнение согласно приказу Контрольного совета в Германии — единственного органа, компетентного изменить приговор и рассматривать ходатайства осужденных о помиловании Приговор в отношении осужденных к смертной казни после отклонения ходатайства о помиловании был приведен в исполнение в ночь на 16 октября 1946 г.
Генеральная Ассамблея ООН 11 декабря 1946 г. приняла резолюцию, подтвердившую принципы международного права, воплощенные в Уставе Нюрнбергского трибунала и в его приговоре.
Второй Международный военный трибунал был предназначен для суда над главными японскими преступниками и получил название Токийского. Его правовой основой был также специально для него принятый группой государств
Устав.
Этот Трибунал включал представителей 11 государств — СССР, США, Китая, Великобритании, Франции, Нидерландов, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Индии, Филиппин. Предусматривался лишь один главный обвинитель, назначавшийся главнокомандующим оккупационными войсками в Японии (представитель США); все остальные государства, представленные в Трибунале, назначали дополнительных обвинителей. Токийский процесс был проведен в период с 3 мая 1946 г. по 12 ноября 1948 г. и завершился вынесением обвинительного приговора.
Потенциальная возможность создания новых международных судебных учреждений была зафиксирована в конвенциях о таких международных преступлениях, как геноцид и апартеид. Так, согласно ст. VI Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него лица, обвиняемые в совершении геноцида, "должны быть судимы компетентным судом того государства, на территории которого было совершено это деяние, или таким международным уголовным судом, который может иметь юрисдикцию в отношении сторон настоящей Конвенции, признавших юрисдикцию такого суда".
Уникальной по своему характеру можно считать Резолюцию Совета Безопасности ООН 827 от 25 мая 1993 г. относительно учреждения Международного трибунала с целью судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права на территории бывшей Югославии, где разгорелся трагический для народов вооруженный конфликт. Одновременно был утвержден Устав (Статут) Трибунала.
Устав определяет юрисдикцию Трибунала в отношении лиц, совершающих серьезные нарушения правил Женевских конвенций 1949 г. и других норм, в том числе такие деяния, как умышленное убийство или причинение тяжелых страданий, пытки и бесчеловечное обращение, взятие гражданских лиц в качестве заложников или их незаконное депортирование, применение видов оружия, предназначенных для причинения излишних страданий, геноцид и т. д.
Трибунал состоит из 11 независимых судей, выделяемых государствами и избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на четыре года из представляемого Советом Безопасности списка, а также включает обвинителя, назначаемого Советом Безопасности по рекомендации Генерального секретаря ООН. В мае 1997 г. Генеральная Ассамблея ООН избрала новый состав судей Международного трибунала. Ими стали представители Великобритании, Италии, Франции, Португалии, США, КНР, Малайзии, Египта, Замбии, Колумбии, Гайаны. В составе Трибунала выделяют две судебные камеры (по три судьи в каждой) и апелляционную камеру (пять судей).
Местопребывание — г. Гаага.
В Уставе сформулированы полномочия обвинителя по расследованию и составлению обвинительного заключения, оговорены права подозреваемого, в том числе на услуги адвоката, и права обвиняемого в процессе судебного разбирательства (в соответствии с положениями Международного пакта о гражданских и политических правах).
Регламентированы процедура судебного разбирательства и порядок вынесения приговора и назначения наказания в виде тюремного заключения, сроки которого устанавливаются с учетом практики вынесения приговоров в судах бывшей Югославии. Судебные камеры согласно ст. 20 Устава обеспечивают справедливое и оперативное судебное разбирательство и осуществление судопроизводства в соответствии с правилами процедуры и доказывания при полном уважении прав обвиняемого и надлежащем обеспечении защиты жертв (потерпевших) и свидетелей. Лицо, в отношении которого утверждено обвинительное заключение, заключается под стражу, информируется о предъявляемых ему обвинениях и направляется в место нахождения Трибунала. В ст. 21 зафиксированы права обвиняемого, в том числе на справедливое и публичное разбирательство дела, на защиту себя лично или через выбранного им самим защитника, на пользование бесплатной помощью переводчика и на другие процессуальные гарантии. Тюремное заключение отбывается в государстве, определенном Трибуналом из перечня государств, заявивших о готовности принять осужденных лиц; при этом применяется законодательство соответствующего государства при надзоре со стороны Трибунала. Уже известны первые приговоры Трибунала.
Практическая деятельность этого судебного учреждения вызывает критические замечания ввиду селективного подхода и процедурных нарушений в ходе привлечения лиц к ответственности.
В 1994 г. также в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН был создан Международный трибунал по Руанде с целью судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права в период межэтнического конфликта в Руанде. Положения Устава этого Трибунала в главных чертах аналогичны приведенным выше формулировкам.
В течение ряда десятилетий на научных форумах в рамках всемирной Ассоциации международного права, на заседаниях Комиссии международного права ООН, на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН обсуждалась проблема формирования постоянного Международного уголовного суда для рассмотрения дел и преследования лиц, виновных в совершении преступлений против международного права. Одним из дискуссионных был вопрос о предметной юрисдикции; на данной стадии решено ограничить сферу деятельности Суда преступлениями против мира и безопасности человечества (международными преступлениями), не включая иные транснациональные преступления.
На дипломатической конференции представителей ООН по учреждению Международного уголовного суда, состоявшейся в Риме, был принят 17 июля 1998 г. и открыт для подписания Римский статут Международного уголовного суда. Он подписан от имени многих государств, в том числе от имени Российской Федерации. Статут вступит в силу в первый день месяца, следующего после шестидесятого дня после сдачи на хранение Генеральному секретарю ООН 60-й ратификационной грамоты или документа о принятии, утверждении или присоединении. После этого государства приступят к формированию Суда и тем самым сделают возможным его функционирование.
Международный уголовный суд будет обладать международной правосубъектностью и станет "постоянным органом, уполномоченным осуществлять юрисдикцию в отношении лиц, ответственных за самые серьезные преступления, вызывающие озабоченность международного сообщества". Он призван дополнять национальные органы уголовной юстиции.
В соответствии со Статутом Суд обладает юрисдикцией в отношении следующих преступлений:
1. Преступления геноцида;
2. Преступления против человечности;
3 Военные преступления;
4. Преступления агрессии. При этом имеются в виду деяния, совершенные после вступления в силу Статута.
Суд будет состоять из 18 судей, избираемых Ассамблеей государств — участников Статута.
Предусмотрена должность Прокурора, компетентного в возбуждении дел о расследовании и уголовном преследовании.
Статут регламентирует процедуру судебного разбирательства в рамках судебной палаты и апелляционного производства. Обвиняемый присутствует на судебном разбирательстве, имеет право на публичное и справедливое слушание и на гарантии, сформулированные в Статуте в соответствии с положениями ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Предусмотрены различные методы международного сотрудничества и правовой помощи.
Применимые меры наказания — лишение свободы на срок, не превышающий 30 лет, или пожизненное лишение свободы; возможны также штраф и конфискация доходов, имущества и активов, полученных прямо или косвенно в результате преступления.
Наказание в виде лишения свободы отбывается в государстве, определяемом Судом из перечня государств, уведомивших Суд о своей готовности принять лиц, которым вынесен приговор. Исполнение наказания осуществляется под надзором Суда.

Международные военные трибуналы стали продуктом двадцатого века, когда мир перестал состоять из обособленных государств и увеличилась зависимость всех стан друг от друга. Развитие средств массовых информации сделало невозможным умалчивание страшных преступлений против человечности во время войн и вооруженных конфликтов. Общественность требует наказания военных преступников, виновных в жестокости, садизме, геноциде, массовых зачистках. Соответственно, логичным шагом стало создание надгосударственных судебных органов, не зависящих от руководства конкретных правительств и способных объективно расследовать действия военного и гражданского руководства во время вооруженных конфликтов.

Предпосылки создания

История человечества состоит из непрерывных войн и кратких периодов мира между ними. Все это сопровождается разрушениями и гибелью людей, страданиями гражданского населения. В определенный момент человечество решило установить единые правила ведения войны, чтобы избежать неоправданной жестокости и садизма. После Второй мировой войны были организованы Международные трибуналы, целью которых стало наказание нацистских преступников Германии и милитаристов Японии.

Следующим шагом стала разработка Женевской конвенции , ратифицированной большинством стран мирового сообщества в 1949 году. Война сама по себе - крайне негуманный способ решать проблемы, однако даже в этом случае необходимо не переходить определенную грань и не превращать противоборство армий в тотальное уничтожение гражданского населения.

Целью конвенции стала выработка четких правил и критериев, которые определяли степень дозволенности применения силы и устанавливали различия между противостоянием вооруженных участников конфликта и бессмысленной и неоправданной резней мирных граждан и безоружных военнопленных. Международные трибуналы должны были стать эффективным инструментом для того, чтобы этот благородный документ не превратился в пустую бумажку.

Первая ласточка

Вторая мировая война закончилась полным разгромом главных агрессоров - нацистской Германии и милитаристской Японии. Военные преступления главных участников действа были столь вопиющи, а их свидетельства столь очевидны, что мировая общественность требовала справедливости и наказания виновных.

Результатом этого стало создание Международного военного трибунала. Он был учрежден в соответствии с соглашениями, подписанными представителями СССР, США, Великобритании и Франции в Лондоне в августе 1945 года. Располагался этот орган в Нюрнберге, судебные слушания проводились в поверженной столице Третьего рейха - в Берлине.

Главной целью этого органа стало показать, что предстоит не обычная расправа победителей над побежденными, а справедливый суд и возмездие за страшные преступления против людей, которые не должны повториться в дальнейшем.

Устав международного трибунала предусматривал равное представительство сторон, участвующих в его создании. Каждая из четырех держав делегировала по одному судье и его заместителя.

Принципы

Юрисдикции международного военного трибунала подлежали три большие группы преступлений, совершенных нацистами:

  • Преступления против мира. То есть разжигание войны путем грубого нарушения международных договоров, планирование наступательных военных операций в мирное время, а также участие в планах и заговорах, ведущих к началу боевых действий.
  • Военные преступления. Намеренное нарушение обычаев войны, жестокость по отношению к мирному населению, уничтожение заложников, увод в рабство жителей оккупированных территорий, разрушение населенных пунктов, не вызванное военной необходимостью, применение запрещенных видов оружия.
  • Преступления против человечности. Убийства, пытки, порабощение представителей мирного населения независимо от времени начала войны, преследование определенных групп по расовым, политическим или религиозным мотивам.

Суть международного трибунала заключалась в индивидуальной ответственности всех участников военных преступлений. Отныне никакой палач не мог привести в свое оправдание тот факт, что он являлся простым исполнителем приказов. Уборщик печей в Освенциме также нес свою долю ответственности за массовые убийства заключенных наряду с комендантом концентрационного лагеря.

Кроме того, действовал Дальневосточный трибунал, рассматривающий дела военных преступников Японии. Деятельность обоих органов носила временный характер, по достижении своих целей они были распущены.

Крах Югославии

Международные трибуналы по итогам Второй мировой войны долгие годы оставались единственным подобным прецедентом. Однако крушение СССР вызвало цепную реакцию на Балканах. Стремление республик Югославии к самоопределению вызвало кровопролитную гражданскую войну в этой стране.

Все это сопровождалось страшными разрушениями, массовыми убийствами и зачистками территорий со стороны всех участников конфликта. Военные и гражданские вожди Сербии, Боснии, Хорватии в равной степени оказались замешаны в военных преступлениях и преступлениях против человечности.

Ситуация потребовала вмешательства Совета безопасности ООН, в 1992 году была создана международная комиссия по расследованию фактов нарушения Женевской конвенции. Итогом ее работы стало решение о создании Международного трибунала по бывшей Югославии.

Были строго оговорены принципы действия этого органа. Юрисдикции подлежали территории федеративной республики за исключением Словении, ограниченные временными рамками с 1991 года. Ответственности подлежали конкретные лица, трибуналу не передавались полномочия судить органы власти в целом и правительства. Максимально возможным наказанием было предусмотрено пожизненное заключение.

Принципы формирования

Местом нахождения Международного трибунала по бывшей Югославии стал голландский город Гаага. Он состоял из двух судебных камер и одной апелляционной. Кроме того, в его состав входили обвинитель и секретариат. Состав судей должен был подбираться из лиц, обладающих высокими моральными принципами, объективностью и безупречной репутацией. Соблюдался принцип равного представительства судей разных государств.

Состав судей определялся Советом безопасности ООН. Окончательное утверждение списка проводилось Генеральной ассамблеей.

Долгий процесс

Планировалось, что деятельность Международного трибунала по бывшей Югославии продолжится до 2009 года, а последняя апелляция будет рассмотрена в 2010 году. Однако действительность внесла свои коррективы в эти расчеты. Последнее дело было рассмотрено в 2017 году, когда Трибунал объявил о своем закрытии.

За время существования международного органа было рассмотрено 142 дела против обвиняемых в военных преступлениях. Самыми одиозными фигурами процессов стали лидеры боснийских сербов - Радко Младич и Радован Караджич. Судебного преследования не избежал и президент страны Слободан Милошевич. Он скончался в тюрьме, не дождавшись окончательного вердикта.

Критика МТБЮ

Многими независимыми экспертами отмечалась излишняя политизированность трибунала по бывшей Югославии. Несмотря на то что его целью было справедливое разбирательство без учета национальной принадлежности, вскоре стало понятно, что независимый суд международного трибунала больше похож на расправу победителей над побежденными.

Большая часть обвинительных приговоров была вынесена по делам сербских генералов, почти все представители хорватских вооруженных формирований были оправданы. Кроме того, избежали ответственности многие руководители косовских албанцев, ответственные в массовых зачистках и торговле человеческими органами.

Даже самые горячие сторонники МБТЮ с нейтральной стороны со смущением обнаружили, что кровопролитная гражданская война оказалась, по мнению трибунала, эпичной битвой добра (в лице сторонников независимости) со злом (в лице сербских империалистов).

Международный трибунал по Руанде

Массовый геноцид в Руанде в 1994 году по отношению к этнической группе тутси вызвал немедленную реакцию ООН. Вновь решили использовать проверенную тактику международных трибуналов. Резолюция Совета безопасности ООН по ситуации в Руанде была принята единогласно, целями нового органа стало не только возмездие, но и восстановление законности, мира и примирение сторон.

Международный трибунал по Руанде был организован по подобию МТБЮ. Он состоял из двух судебных и одной апелляционной камеры. Базировался этот орган в Аруше, что в Танзании.

Первый процесс состоялся в 1997 году. Всего были рассмотрены дела 93 обвиняемых. Двенадцать из них были оправданы, однако остальные понесли суровое наказание. Самым печально известным из них стал экс-премьер страны Жану Камбанде. Было приведено множество доказательств того, что он призывал к массовым убийствам тутси и организовывал расправы над ними. Самым явным из них стало его одобрение пропаганды на радио RTLM, которая призывало к физическому уничтожению этого народа.

Международный уголовный суд

Помимо временных международных трибуналов действует постоянный орган, который служит арбитром в межнациональных вопросах. Международный уголовный суд был создан в 1998 году на основании Римского статута. Он является постоянно действующей структурой, его решения обязательны для государств, которые ратифицировали международный договор о его создании. На сегодняшний день соглашение подписано 104 странами.

В отличие от Международного уголовного трибунала, Суд не обладает приоритетом по отношению к нормам национального права. МУС принимает дело в производство лишь в тех случаях, когда государство не способно или не изъявляет желания приняться за расследование серьезных преступлений.

Важным условием для нормальной деятельности Суда является сотрудничество всех государств-участников, способность доставить обвиняемого к месту процесса. Юрисдикции подлежат лица, подозреваемые в совершении самых серьезных преступлений - геноциде, военных преступлениях, агрессии.

Деятельность

Международный уголовный суд начал свою деятельность в 2002 году. Ему были переданы дела по обстановке в Конго, Уганде, Центральноафриканской республике. Ведется расследование о призыве на военную службу несовершеннолетних детей в этих африканских государствах.

Прокурором Международного суда были выписаны постановления на аресты целой группы лиц, обвиняемых в массовых похищениях детей в Уганде. Их насильно вербовали в ряды вооруженных формирований либо использовали в качестве рабов.

Международный трибунал по морскому праву

В определенный момент все морские державы осознали необходимость создания единого органа для урегулирования споров друг с другом. В 1994 году в соответствии с Конвенцией ООН был создан Международный морской трибунал. Он уполномочен решать спорные вопросы, связанные с разработкой ресурсов в зоне морского дна за пределами национальных акваторий.

Конвенция объединяет 165 субъектов международного права, включая 164 государства и Евросоюз. Состав трибунала включает в себя 21 представителя от стран-участниц, которых избирают сроком на 9 лет.

Международные трибуналы призваны служить орудием справедливости вне зависимости от географии и сурово карать виновных в совершении преступлений против человечности.

ХХ век обогатил человечество не только опытом международного сотрудничества в борьбе с уголовной преступностью, но и практикой осуждения деяний, признаваемых человеческим сообществом преступными. 8 августа 1945 г. правительства четырех держав-союзниц по антигитлеровской коалиции (Великобритании, СССР, США и Франции) учредили Международный трибунал для суда над военными преступниками, злодеяния которых не связаны с определенным географическим местом. Вскоре после этого к соглашению о создании Международного трибунала присоединились еще 19 государств-членов ООН. Устав Трибунала предоставлял ему полномочия судить и наказать лиц, которые совершили преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности, как они определены в Уставе. Ими признавались: «(а) преступления против мира, а именно: планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеперечисленных действий; (б) военные преступления, а именно: нарушение законов или обычаев войны. К этим нарушениям относятся убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов или деревень; разорение, не оправданное военной необходимостью, и другие преступления; (с) преступления против человечности, а именно: убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции Трибунала, независимо от того, являлись эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет. Говорилось, что «руководители, организаторы, подстрекатели и пособники, участвовавшие в составлении или в осуществлении общего плана или заговора, направленного к совершению любых из вышеупомянутых преступлений, несут ответственность за все действия, совершенные любыми лицами с целью осуществления такого плана». При рассмотрении дела о любом отдельном члене той или иной группы или организации Трибунал имел право признать, что группа или организация, членом которой являлся подсудимый, была преступной организацией. 18 октября 1945 г. Трибуналу было представлено Обвинительное заключение в отношении главарей фашистского режима в Германии, составленное Комитетом Главных Обвинителей четырех стран. В нем обвиняемые были названы «главными военными преступниками». Обвинительное заключение вменяло им в вину «совершение преступлений против мира путем планирования, подготовки, развязывания и ведения агрессивных войн, которые являются также войнами в нарушение международных договоров, соглашений и гарантий; военные преступления и преступления против человечности». Кроме того, подсудимым вменялось в вину участие в создании и осуществлении общего плана или заговора для совершения всех этих преступлений. Обвинение просило Трибунал объявить все эти группы или организации преступными. Суд над военными преступниками начался в Нюрнберге 20 ноября 1945 г. Состоялись 403 открытых судебных заседания Трибунала, на которых были заслушаны сотни свидетелей, изучены тысячи документов. 1 октября 1946 г. Трибунал вынес свой суровый приговор. Был учрежден также Международный военный трибунал по Дальнему Востоку для суда над военными преступниками из милитаристской Японии. В соответствии с Уставом этого Трибунала состоялись процессы в Хабаровске и Токио. Токийский процесс был самым длительным, он начался 3 мая 1946 г. и продолжался до 12 ноября 1948 г.. Уставы Международного Нюрнбергского трибунала и Международного трибунала по Дальнему Востоку заложили основы практики осуждения преступлений против мира и человечности. Когда началась «холодная война» законность и международное право снова стали нарушаться, приносясь в жертву интересам блоков и систем. Во время войн в Корее и Вьетнаме, операции «Буря в пустыне» против Ирака, агрессии против Югославии. США и их союзники повторили многие из осужденных в Нюрнберге, в Токио, Хабаровске Женевскими конвенциями преступлений, в частности преступления против мирного населения. Вспомним, что преступлениями против человечества считаются бомбардировки гражданских объектов, жилых домов, уничтожение культурных ценностей, оставление людей, особенно женщин, детей, стариков без воды и продовольствия, медицинской помощи. В 90-х годах некие аналоги Нюрнбергского трибунала были воссозданы. Решением ООН были учреждены Международные трибуналы по Руанде и по бывшей Югославии. О работе первой из этих трибуналов пока мало что известно. Он заседает систематически, заслушал дела нескольких десятков обвиняемых и вынес несколько приговоров. Осуждены епископ и трое военных. Но активно заседает Международный Трибунал по Югославии для суда над политическими и военными руководителями этой, распавшейся федерации, обвиняемыми в нарушении международных соглашений о правах человека и народов. Несколько человек уже осуждены Трибуналом. Продолжается процесс над бывшим президентом Югославии С. Милошевичем и его сподвижниками, многие из которых находятся в розыске. Однако правовая основа этих Трибуналов весьма спорна, так как Устав ООН не предусматривает создания таковых. Устав же ООН, как уже говорилось выше, может быть пересмотрен только на специально созванной для этой цели международной конференции, а таковой еще не проводилось.