В поисках лучшего мужа: печальная судьба Мадлен Астор. Джон Джейкоб Астор IV: человек, который остался на палубе Асторы в бегах

0

История пары Джон Джейкоб Астор — одного из самых богатых людей 1912 года — и Мадлен Астор является одной из наиболее романтичных и трагичных одновременно. На самом деле неизвестно, где впервые встретились Мадлен Форс и Джон Джейкоб Астор , но существует версия, что уже до дебютного бала Мадлен, когда её впервые представили высшему свету в декабре 1910, они уже были знакомы, и это их знакомство позже шокирует всё высшее общество.

Когда они встретились, Джону Джейкобу Астор у было 45 и он недавно развёлся, а Мадлен только исполнилось 17. Развёлся в то время, когда разводы были строжайше запрещены. Есть версия, что миссис Форс, мать Мадлен и её старшей сестры Кэтрин, хотела, чтобы замуж за Астор а вышла Кэтрин, но он выбрал Мадлен. Астор был на 29 лет старше её, а его сыну от первого брака было уже 18.

Сегодня, наверное, трудно понять негативное отношение к разводу в начале 1900-х, но его было очень сложно получить. Неизвестно, Астор ли, или его жена, Ава Лоул Уильмяс, подали на развод, но только богатство Астор а помогло завершить этот процесс.

Тем не менее, на разводе проблемы Астор а не закончились. После встречи с Мадлен летом 1910, он объявил о своем намерении жениться на ней, но из-за развода почти никто не хотел женить пару, так как разведённым не разрешалось жениться снова.

Они все-таки поженились 9 сентября 1911 в Бичвуде, имении Астор а. Найти священника оказалось довольно сложным заданием, поскольку ни деньги, ни мольбы не остановили от отказа уже двоих. Сын Астор а был его шафером (будучи на год старше своей мачехи).

После свадьбы Джон забрал Мадлен на свою яхту и, перед тем как уехать, он сказал: «Теперь, когда я счастливо женат, мне плевать на сложности развода и повторной женитьбы. Я от всего сердца симпатизирую почти всем устоям этого общества, но считаю, что нужно разрешить повторный брак, поскольку брак — это самое счастливое, что может быть для человека и общества».

Чтобы избежать сплетен, молодожёны отправились в долгое путешествие. Сначала они посетили Египет, затем Париж. За границей они встретили Маргарет Браун, которая не под стать многим членам высшего общества не считала их свадьбу чем-то неприличным. Она продолжала путешествовать с ними, пока Астор ы не решили вернуться домой.

Причина внезапного решения о возвращении после 8 месяцев путешествий была простой — Мадлен забеременела, и супруги хотели, чтобы ребенок родился в Америке. Они взяли билеты на «Титаник», а что было дальше — мы уже знаем.

После столкновения Джон Джейкоб покинул каюту, чтобы узнать, в чём дело. Вернулся он довольно быстро и сообщил жене, что корабль столкнулся с айсбергом, но опасность не кажется серьёзной.

Позже, когда пассажиры первого класса начали собираться на шлюпочной палубе, Асторы сидели в спортивном зале, где Джон нашёл ещё один спасательный жилет и немного разрезал его, чтобы показать Мадлен из чего тот сделан. Позже миссис Астор отдала свою шаль Лие Акс (пассажирке 3 класса), чтобы та укутала своего десятимесячного сына Филли.

Даже когда спускались шлюпки, Астор насмехался над идеей оставить твердую палубу «Титаника» ради хрупкой лодки. «Здесь мы в гораздо большей безопасности, чем в этой маленькой шлюпке», - сказал он Мадлен. Но около 01:45 он передумал, когда второй офицер Чарльз Лайтоллер пришёл на палубу А, чтобы закончить загрузку шлюпки № 4.

Спасательный жилет Мадлен Астор. Принадлежит «Историческому Обществу Титаника»

Джон Джейкоб помог Мадлен сесть в шлюпку и спросил, может ли он присоединиться к ней ввиду ее «деликатного положения». Лайтоллер ответил ему, что ни один мужчина не сядет в шлюпку, пока не сядут все женщины. Тогда Джон подошел к Мадлен и попросил у нее одну из ее белых перчаток. «Я верну тебе ее, когда мы снова встретимся в Нью-Йорке», — сказал он Мадлен, и этими словами он действительно смог успокоить свою беременную жену. Затем Астор отошёл и только спросил у Лайтоллера номер этой шлюпки. Больше Мадлен своего мужа живым не видела.

В своем завещании Джон Джейкоб Астор оставил Мадлен 100 000 долларов, доход от целевого фонда в 5 млн. долларов и свой особняк. Она лишалась двух последних пунктов в случае повторного замужества. Он также оставил 3 млн. долларов своему будущему ребёнку, которыми тот смог бы распоряжаться после достижения совершеннолетнего возраста. Вернувшись домой после пережитой катастрофы и похорон супруга, Мадлен Астор практически не появлялась на публике, вплоть до конца мая, когда в своём особняке устроила ужин в честь капитана Рострона, чтобы поблагодарить его за спасение. На нём присутствовали ещё две выжившие пассажирки, ставшие вдовами из-за катастрофы: миссис Мариан Тэйер и Флоренс Камингс.

14 августа 1912 года Мадлен родила сына, Джона Джейкоба Астора VI. В течение следующих 4 лет он рос в семье Асторов, а Мадлен весьма редко появлялась в обществе до конца 1913, когда прессе наконец-то позволили опубликовать её первую фотографию после катастрофы «Титаника».

В 1918 Мадлен отказалась от наследства покойного мужа, выйдя замуж за друга детства Уильяма К. Дика, вице-президента Manufacturers Trust Company Нью-Йорка, совладельца и директора газеты «Бруклин Таймс». У них родилось двое детей, Джон и Уильям. Этот союз продлился 15 лет, а в 1933 году пара быстро развелась. Есть слухи, что муж поднимал руку на жену.

В начале 1932 Мадлен решила, что ей нужно куда-то сбежать от рушащегося брака и попытаться улучшить состояние своего хрупкого здоровья. Она сказала своему доктору, который всегда путешествовал с ней, что путешествие в Европу будет как раз кстати. В январе того года Мадлен взяла билет первого класса на «Вулканию». Однажды вечером, во время плавания доктор спросил у неё, не хочет ли она пообщаться с молодым симпатичным человеком, боксером-итальянцем Энцо Фьермонте, который путешествовал вторым классом. Сначала Мадлен отказывалась, считая неприличным приглашать подобного человека за свой столик, но в конце концов сдалась. Притяжение между 39-летней женщиной, которая выглядела как девушка, и довольно неряшливым темноволосым боксером, который выглядел моложе своих 24-х лет, было мгновенным.

«Наверное, я уставился на нее», — сказал Энцо о той первой встрече. – «Она была другой. Я даже не мог понять, сколько ей лет. Когда она улыбалась, то выглядела очень молодо. Когда была серьезной – могла сойти за даму среднего возраста. Возможно, она заметила мой изучающий взгляд, поскольку её бледно-голубые глаза тут же устремились на меня, и она смотрела так, как на меня не смотрела ещё ни одна женщина. Я стал 160-ю фунтами смущения. Я даже не мог разговаривать. И все время, пока мы были вместе, она продолжала пристально смотреть на меня».

Их отношения развивались довольно стремительно, но было одно препятствие – браки. Энцо был женат, и у него был сын. Мадлен всё ещё была замужем, хотя её брак стремительно разрушался. Пара пошла на многое, чтобы, с трудом преодолев все препятствия, пожениться в 1933. Но эти отношения оказались довольно жестокими. Энцо не воспринимал то общество, в котором жила Мадлен, поэтому в семье часто происходили скандалы, доходило и до рукоприкладства. Пара развелась в 1938 по причине чрезмерной жестокости.

В 1939 Фьермонте, который к тому времени уже начал карьеру актёра, продал историю их брака журналу True Story, что окончательно подорвало репутацию Мадлен. В августе она услышала страшные новости о смерти своей матери после продолжительной болезни. В последующие несколько месяцев бедная женщина пристрастилась к различным лекарствам.

В январе 1940 Мадлен уехала на Палм-Бич, Флорида, где 27 марта умерла. Ей было 47 лет. Официальной причиной смерти назвали сердечный приступ, но её близкие подозревали, что она умерла от преднамеренной передозировки снотворного.

Дж. Дж. Астор VI — сын Джона и Мадлен:

Джон Джейкоб («Джеки») Астор VI родился в Нью-Йорке 14 августа 1912 года. Мадлен растила его в Ньюпорте, Род Айленд, в семье Асторов. Он окончил школу Святого Георга в Ньюпорте, а позже – Гарвардский университет.

Как вы уже знаете из поста о дальнейшей жизни Мадлен Астор после «Титаника», в 1916 она снова вышла замуж за Уильяма Дика, с которым Джеки сильно сблизился. После их развода, когда Мадлен познакомилась с Энцо Фьермонте, Джеки был против развивающихся отношений, и часто ругался с матерью по этому поводу, настаивая на том, чтобы она бросила Энцо (как оказалось, не зря). Они сильно рассорились, но позже, через пару месяцев после свадьбы Мадлен и Энцо, помирились. Когда у Джеки спрашивали о новой свадьбе матери, он отвечал: «К сожалению, это правда».

Джеки получил свои 3 миллиона, которые ему завещал покойный отец, на свой 21 день рождения. После смерти Мадлен в 1940 году он получил все её небольшие сбережения.

Однако, сводный брат Джеки, Винсент Астор, сын Джона Джейкоба от первого брака, презирал Мадлен и с самого рождения Джеки считал, что тот рожден от другого мужчины, поэтому в своем завещании даже не упомянул о нём. После смерти Винсента в 1959 году Джеки подал в суд на его вдову, чтобы получить свою долю. Он был убежден, что завещание Винсент подписывал в невменяемом состоянии от частого употреблении алкоголя и курения. Вдова Винсента настаивала на том, что тот был полностью вменяем, хотя сама часто приносила ему спиртное в больницу. Джеки удалось отсудить 250 000 долларов.

В личной жизни у Астора-младшего тоже нё все было гладко.

Изначально он должен был жениться на Эйлин Гиллеспи, однако та разорвала помолвку буквально за два дня до свадьбы, мотивировав тем, что «она чувствовала, что он вырос одиноким, поэтому был немного эксцентричным и недостаточно зрелым для женитьбы».

Позже Джеки женился на Эллен Френч в 1934. Пара развелась в 1943, у них родился один сын, Уильям Бэкхаус Астор.

В 1944 Астор женился на Гертруде Гретч. У пары родилась дочь, но и этот брак окончился разводом.

В 1954 Джеки снова женился на Долорес Фулман, но вскоре после медового месяца они разошлись.

Четвертой женой стала Сью Сэндфорд, которую он пережил, умерев в 1992 году в возрасте 79 лет.

Алена Красницкая (

Мадлен Талмаж Форс (англ. Madeleine Talmage Force; 19 июня 1893 - 27 марта 1940) - вторая жена миллионера Джона Джекоба Астора IV и одна из выживших пассажиров «Титаника».

Биография

Мадлен родилась в Бруклине, Нью-Йорк, в семье Уильяма Харлбата Форса и Кэтрин Арвиллы Талмаж. Имела старшую сестру, Кэтрин Эммонс Форс. C Джоном Джекобом Астором IV Мадлен впервые встретилась в Бэр-Харборе, штат Мэн, в августе 1911 года, вскоре после окончания школы миссис Спенсер. 9 сентября 1911 года восемнадцатилетняя Мадлен Форс вышла замуж за сорокасемилетнего Джона Джекоба Астора в Ньюпорте, в доме семьи Астор.

На борту «Титаника»

Супруги Астор сели на борт «Титаника» в качестве пассажиров первого класса в Шербуре, Франция. Вместе с ними в плавание отправились камердинер Виктор Роббинс, служанка Розалина Бидош, медсестра Кэролайн Эндрес и эрдельтерьер Китти.

В ночь на 15 апреля 1912 года полковник Астор сообщил Мадлен о столкновении корабля с айсбергом. Он заверил, что ущерб незначителен и попросил жену, чтобы она оделась в фиолетовый костюм, накинула норковый ворот и взяла с собой меховой обруч, изумрудное и бриллиантовое ожерелье, серьги с жемчугами, обручальное кольцо, несколько драгоценных камней и 200 долларов.

Мадлен села в шлюпку номер 4 через окно прогулочной палубы А, вместе со служанкой и медсестрой. На прощание Астор отдал жене свои перчатки. Джон Джекоб Астор и его камердинер погибли. Тело полковника было найдено 22 апреля. Мадлен и другие оставшиеся в живых пассажиры были спасены лайнером «Карпатия», и позже она больше не говорила о муже.

Дальнейшая жизнь

14 августа 1912 года Мадлен родила сына, Джона Джекоба Астора VI, названного в честь отца. Сын Астора, Уильям Винсент утверждал, что ребёнок не является биологическим сыном покойного полковника.

22 июня 1916 года Мадлен вышла замуж за банкира Уильяма Карла Дика (1888-1953). В браке у них родилось два сына, Уильям и Джон. 21 июля 1933 года супруги развелись. Спустя четыре месяца она вышла замуж за итальянского боксёра Энцо Файрмонта, в гражданской церемонии в Нью-Йорке. Пять лет спустя, 11 июня 1938 года они развелись и Мадлен вернула себе фамилию Дик.

Смерть

Мадлен Астор умерла от болезни сердца в Палм-Бич, Флорида, 27 марта 1940 года в возрасте 46 лет. Была похоронена на кладбище Церкви Троицы в Нью-Йорке.

В кинематографе

  • 1943: Титаник - Шарлотта Тиле
  • 1953: Титаник - Фрэнсис Берген
  • 1979: Спасите «Титаник» - Бэверли Росс
  • 1996: Титаник - Джен Мортил
  • 1997: Титаник - Шарлотта Четтон
  • 2003: Призраки бездны: Титаник - Пайпер Гуннарсон
  • 2012: Титаник - Анджела Эке

Американский миллионер, бизнесмен, писатель, член знаменитой в Америке семьи Астор, полковник Испано-американской войны, Джон Джейкоб Астор (John Jacob Astor) родился 13 июля 1864 года в городе Ринебек штата Нью-Йорк в семье миллионера Уильяма Бэкхауса Астора (William Backhouse Astor).
Он был внуком одного из самых богатых людей Америки - мехового магната Джона Джейкоба Астора.

Астор получил образование в St. Paul"s School в Конкорде, а затем окончил Гарвардский университет. После путешествия за границу в 1888-1891 годах Джон Астор вернулся в Соединенные Штаты для управления семейным бизнесом.
В 1894 году Астор написал научно-фантастический роман "Путешествие в другие миры", описывающий странствие героев на космическом корабле за пределы Солнечной системы, на планету Сатурн, где можно было общаться с душами умерших.
Помимо литературного творчества Джон Астор увлекался изобретательством. В 1898 году он оформил патент на велосипедный тормоз. Астор также принимал участие в создании турбовинтового двигателя и пневматического дорожного трамбовщика.
В 1897 году Астор построил роскошную (Hotel Astoria) в Нью-Йорке рядом с отелем двоюродного брата Уильяма (William Waldorf Astor) "Уолдорф" (Hotel Waldorf). Новый комплекс стал известен как "Уолдорф-Астория".
Объединенная гостиница стала не только самым большим отелем мира, но и самым фешенебельным отелем того времени. Позже, в 1905-1906 годах, Астор построил еще два отеля - "Сент-Регис" (St Regis) и "Никербокер" (Knickerbocker).
Во время Испано-американской войны в 1898 году для нужд американского правительства Астор передал свою личную яхту "Нурмахал" (Nourmahal), а также снарядил за свой счет батарею горной артиллерии. Сам Джон Астор на этой войне получил чин полковника в волонтерском батальоне.
В начале XX века состояние Джона Джейкоба Астора как главы семьи Астор составляло около 150 миллионов долларов.
В 1909 году Джон Джейкоб Астор развелся со своей первой женой Авой Уиллинг (Ava Lowle Willing), с которой состоял в браке с 1891 года и воспитывал двух детей - сына и дочь.
В 1911 году Астор обвенчался с восемнадцатилетней Мадлен Форс (Madeleine Force), которая была на год младше его сына. Общество встретило этот брак весьма раздраженно, и супругам пришлось уехать за океан, чтобы дать утихнуть пересудам. Они путешествовали по Египту, проводили время в Париже и решили вернуться в Нью-Йорк, когда Мадлен была уже беременна.
10 апреля 1912 года супруги Астор сели на "Титаник" в Шербуре вместе с двумя слугами, сиделкой для молодой миссис в интересном положении и собакой эрдельтерьером Китти. Они заняли каюты первого класса C-62-64.
Сразу после рокового удара ночью 14 апреля Астор вышел из каюты узнать, что случилось. Вернувшись, он сообщил жене, что лайнер столкнулся с льдиной. Происшествие, по его словам, не было опасным. Через некоторое время пассажиров первого класса попросили подняться из кают на прогулочную палубу. Асторы устроились посреди спортивных снарядов на гимнастической площадке. Джон Джейкоб Астор был невозмутим и не выказывал беспокойства, когда пассажиры начали занимать места в шлюпках. Он считал, что палуба огромного лайнера значительно надежнее, чем перегруженные спасательные шлюпки.
В 1:45 ночи на палубе появился помощник капитана Чарлз Лайтоллер (Charles Lightoller) и приказал спускать шлюпки, тогда Астор помог жене, ее горничной и сиделке сесть в шлюпку №4. Он сказал Лайтоллеру, что Мадлен в деликатном положении, и спросил, разрешено ли ему присоединиться к ней. Лайтоллер ответил, что мужчины должны оставаться на палубе, пока все женщины не сядут в шлюпки. Астор кивнул, отошел в сторону. В 1:55 лодка был спущена, а Джон Астор одиноко стоял на шлюпочной палубе и наблюдал, как люди пытаются спустить оставшиеся шлюпки.
Джон Джейкоб Астор утонул ночью 15 апреля 1912 года. 22 апреля тело Астора было обнаружено экипажем кабельного судна "Маккей-Беннетт" (McKay-Bennett). Он был похоронен на Троицком кладбище в Нью-Йорке.
В августе 1912 года у Мадлен родился сын, которого в память о супруге она назвала Джон Джейкоб Астор. После смерти мужа она унаследовала 5 миллионов долларов целевого фонда и дома на Пятой Авеню и в Ньюпорте. Мадлен еще дважды выходила замуж, во втором по счету браке у нее родилось двое сыновей. С третьим мужем, итальянским боксёром, она развелась после 5 лет брака, в 1938 году. Умерла Мадлен в 1940 году в Палм-Бич во Флориде в возрасте 47 лет.

Младший сын Астора, Джон Джейкоб Астор (John Jacob Astor), был женат три раза, от первого брака у него было двое детей. Скончался 26 июня 1992 года в Майами-Бич во Флориде в возрасте 79 лет.
Старший сын Астора, Уильям Винсент Астор (William Vincent Astor), был женат три раза, но умер бездетным 3 февраля 1959 года.
Дочь Астора, Ава Элис Мюриэл Астор (Ava Alice Muriel Astor), сначала вышла замуж за князя Сергея Оболенского, бывшего офицера царской армии, после выходила замуж еще три раза. Все четыре брака закончились разводом. Она скончалась 19 июля 1956 года в Нью-Йорке от инсульта в возрасте 54 лет, оставив четырех детей.

30.11.2010 - 10:00

Писатель Морган Робертсон сочинил в 1898 году роман под названием "Крушение "Титана" или Тщетность". Апрельской ночью этот лайнер столкнулся с айсбергом. Спустя четырнадцать лет компания "Уайт Стар Лайн" построила лайнер, который назвали "Титаником"... 10 апреля 1912 года он отправился в свой первый рейс. На борту "Титаника" находился еще один предсказатель будущего, мультимиллионер Джон Астор-четвертый...

Клан Асторов

Основатель самого знаменитого клана Америки, Джон Астор-первый родился в 1763 году. В семнадцать лет с несколькими грошами в кармане он пешком покинул свой родной город в немецком графстве Баден,и отправивился в Англию. Из Старого Света Астор прибыл в обетованную для эмигрантов Америку. Свое состояние он сколотил на торговле пушниной, которую скупал у индейцев в факториях Аляски - можно себе только представить, какие приключения ему тогда пришлось пережить, и каким нужно обладать умом и изворотливостью, чтобы выжить среди индейцев и суровых покорителей Севера.

В 1808 году Астор создает знаменитую Американскую пушную компанию, которая на долгие годы становится монополистом в торговле мехами. Затем следуют спекуляции с недвижимостью, которые приумножают и без того значительное состояние миллионера.

О размерах денежного мешка Астора можно судить и по тому, что правительство США во время англо-американской войны 1812-1814 года просит у него ссуду. И Астор соглашается. Но предоставляет заем под необычайно высокий процент, и это приводит к тому, что его состояние становится просто баснословным. Интересно, что биографии всех Асторов вдохновляли писателей разных времен на отображение жизненных коллизий представителей этого удивительного семейства. Начало этому было положено еще в незапамятные времена. Американский писатель Вашингтон Ирвинг (1783-1859) написал восторженную книгу "Астория", в которой восхищался предприимчивостью и настойчивостью мехового короля.

К чести Асторов надо сказать, что значительную часть своего громадного состояния они тратили на благотворительность. Так, одна из достопримечательностей Нью-Йорка, публичная библиотека, была основана Джоном Астором-первым, а последующие поколения этой семьи дополняли и расширяли ее. Так же они приумножали и состояние, оставленное предприимчивым отцом-основателем богатейшего семейства Америки...

Наследник миллионов

Правнук основателя клана миллионеров, Джон Астор-четвертый родился 13 июля 1864 года. Детство его было вполне счастливым и, естественно, благополучным - состояние Асторов в те годы уже достигло астрономических сумм. Отпрыск знаменитого семейства закончил Гарвард и в 1888 году отправился путешествовать. Три года странствий по городам и весям, а затем Астор возвращается в Штаты, чтобы принять бразды управления семейными капиталами. Астор-четвертый в лучших традициях своей семьи приумножает капитал клана, занимаясь экспортом канадских мехов и являясь практически монополистом на меховом рынке Европы.

Но Астор, предприниматель, миллионер, капиталист, обладает при этом качествами, которые отличаюе его от остальных членов семьи. Он совершенно не похож на деда, которого один из современников назвал "изобретенной по собственному проекту машиной для производства денег". Занимаясь торговлей, Джон Астор-четвертый при этом успевает делать совершенно удивительные вещи. Во время испано-американской войны 1898 года Астор передал свою личную яхту "Нурмахал" для нужд американского правительства, а также полностью снарядил за свой счет батарею горной артиллерии.

А на досуге он занимался изобретательством. При его участии создавались такие полезные механизмы как турбовинтовой двигатель и пневматический дорожный трамбовщик, применяемый при прокладке дорог. Кроме того, он изобрел такую незаменимую и всем известную вещь как велосипедный тормоз - патент на имя Джона Астора-четвертого был оформлен в 1898 году.

Но самое удивительное то, что этот мультимиллионер еще и писал книги! Его фантастический роман "Путешествие в иные миры" появился на свет в 1894 году. Действие книги происходит в 2000 году. Смелое воображение отпрыска знаменитого клана сумело заглянуть на много лет вперед и увидеть там магнитную железную дорогу и электромобили, в действительности придуманные в XX веке. В этом романе по морям ходят суда на воздушной подушке, а в небе летают многочисленные махолеты... Предприниматель мечтал о том, что будет выровнена земная ось, и это приведет к более мягкому климату на всей земле. А еще Астор в этом романе грезил о полетах к Сатурну и Юпитеру...

Асторы в бегах

Но земная жизнь была далека от фантастических грез. В 1909 году Астор вдруг шокировал публику - он расторг брак с Авой Уиллинг, на которой был женат 18 лет и обвенчался с Мадлен Форс. 18-летняя девушка была на 28 лет моложе Астора, и являлась практически ровесницей его сына от первого брака. Общественность осудила этот шаг, и молодожены уехали в заграничное путешествие - подождать, пока улягутся страсти. Они решили вернуться в Нью-Йорк только тогда, когда Мадлен была уже на 5-ом месяце беременности. Были куплены билеты на новый лайнер, поражавший всех своей роскошью и красотой...

В апреле 1912 года Асторы и их слуги заняли две каюты первого класса на "Титанике". Это были самые дорогие каюты стоимостью в 4 000 долларов (по нынешним ценам 50 000 долларов). В таких номерах имелась даже личная прогулочная палуба. Так как на судне плыло довольно много богатых людей, то для них путешествие превратилось в соревнование - у кого самые красивые наряды или самые дорогие украшения.

Мадлен Астор блистала в нарядах от самых известных портных, а муж стремился удовлетворить ее малейшее желание, соря деньгами направо и налево. Так, очевидцы вспоминали, что Джону, например, ничего не стоило выбросить, не задумываясь, 800 долларов за кружевной жакет, который демонстрировал на палубе какой-то торговец во время стоянки "Титаника" в Квинстауне. В роскоши и в предвкушении долгой и счастливой жизни Асторы возвращались домой...

Слишком много льда

Говорят, что после рокового удара об айсберг Астор пытался шутить и сказал "Да, я заказывал лед, но это все-таки чересчур...". Вначале все пассажиры и сам мультимиллионер были уверены, что ничего страшного не произошло. Асторы какое-то время оставались в своей роскошной каюте. Но вскоре пассажиров первого класса попросили подняться на прогулочную палубу. По воспоминаниям спасшиххся, Джон долгое время считал, что находиться на палубе такого огромного "непотопляемого" судна гораздо безопаснее, чем в шлюпке.

Но время шло, положение становилось все более критическим, и Астор признал, что спасение возможно только на шлюпке. Он продолжал сохранять спокойствие, даже тогда, когда началась паника. Астор помог жене, ее горничной и сиделке забраться в шлюпку и поинтересовался у помощника капитана, может ли он присоединиться к ним ввиду "деликатного положения" миссис Астор. Тот ответил, что все мужчины должны оставаться на палубе, пока не сядут все женщины и дети. Астор попрощался с женой и остался с остальными мужчинами.

Спасшийся парикмахер Огаст Вейкман потом рассказал о последних минутах, проведенных на "Титанике" в обществе знаменитого миллионера - катастрофа сблизила тех, кто раньше стоял на разных социальных ступеньках. Прикмахер до смерти гордился тем, что на равных общался с сильным мира сего. "Я спросил его, не желает ли он обменяться со мной рукопожатием", - вспоминал Вейкман. "С удовольствием", - ответил Астор". Но, тем не менее, бесправный и бедный цирюльник спасся после величайшей катастрофы, а всесильному миллионеру его деньги не помогли...

Через неделю после гибели "Титаника" было обнаружено тело Джона Астора - с 2500 долларов в кармане. Эксперты считали, что погиб миллионер от обрушившейся дымоходной трубы "Титаника". Но в очерке Вашингтона Доджа, юриста из Сан-Франциско, было написано про Джона Астора и Арчи Батта, помощника Президента США: "Они пошли ко дну, стоя бок о бок на мостике лайнера. Это, несомненно, были они, я не мог обознаться". Так или иначе, но мечтатель с железной хваткой погиб...

Мадлен осталась жива. Когда она прибыла в Нью-Йорк, ее встречали на двух автомобилях, в которых находились два врача и квалифицированная медсестра. К счастью, ребенок не пострадал, и в августе 1912 года родила сына, назвав его Джон Астор-Пятый. Никогда и никому Мадлен не рассказывала об обстоятельствах ночи гибели "Титаника" и о своем прощании с мужем...

  • 4104 просмотра

Пожалуй, наиболее смелый взгляд в будущее бросил в конце девятнадцатого века Джон Джейкоб Астор IV (John Jacob Astor, 1864-1912), миллионер и изобретатель. Его роман "Путешествие в иные миры " ("A Journey in Other Worlds: A Romance of the Future") , появившийся в 1894 году, был написан под явным влиянием Перси Грега (Астор, например, позаимствовал у него термин "апергия"), но действие книги решительно отнесено в будущее - на сто лет вперед.
Земля 2000 года предстает перед читателем фантастическим и прекрасным миром. Моря ее бороздят механические "водомерки" на воздушной подушке, в небе парят махолеты на "апергической" тяге, а герой разъезжает по стране на электрическом фаэтоне. Осуществляется грандиозный проект Выравнивания Земной Оси - точнее, уменьшения ее наклона к плоскости эклиптики с 23 до 11 градусов, что позволит сделать сезонные изменения климата не столь ярко выраженными...
Политическое мироустройство, впрочем, еще далеко не во всем совершенно: хотя Американский континент, от Канады на севере до мыса Горн на юге, и объединился постепенно во Всеамериканские Соединенные Штаты, Евразию продолжают раздирать противоречия. "Холодная война" между Россией, Германией и Францией приняла затяжной характер; хитрые британцы не преминули воспользоваться ослаблением своих континентальных противников и распространили колониальное влияние на всю Африку и Азию.
Корабль героев романа, "Каллисто", отправляется было на "апергической" тяге за пределы Солнечной Системы, но делает остановку сначала на Юпитере, а затем на Сатурне. На Юпитере герои романа обнаруживают чуть ли не Эдемский сад, ожидающий появления своих Адама и Евы, а на Сатурне, напротив, оказывается возможно разговаривать с душами умерших земных праведников. Автор указывает во вступлении, что "наука стала главной, после религии, надеждой для человечества", и эту идею он последовательно проводит через весь роман...

Хотя вклад Астора в фантастику ограничивается только этой книгой, его биография вполне достойна того, чтобы остановиться на ней подробнее.

Джон Джейкоб Астор IV был потомственным миллионером.

Его прадед, Джон Джейкоб Астор Первый, числится среди самых знаменитых промышленников в истории Америки: в конце восемнадцатого века он сделал огромное состояние на торговле пушниной.

Его правнук родился 13 июля 1864 года в фамильном доме в городке Ринебек штата Нью-Йорк. Закончив Гарвард, он в 1888 году отправился путешествовать и вернулся в Штаты через три года для того, чтобы принять бразды управления семейными капиталами. Помимо литературного творчества, Астор увлекался также изобретательством. С Эдисоном на этом поприще он, конечно, не сравнялся, но на его изобретательском счету такая полезная штука, как велосипедный тормоз (патент оформлен на его имя в 1898 году). Кроме того, он принимал участие в создании турбовинтового двигателя и пневматического дорожного трамбовщика.

В 1897 году, вдохновленный примером двоюродного брата, Уильяма Уолдорфа Астора, который построил в Нью-Йорке отель, Джон Джейкоб Астор вложил деньги в строительство еще одной роскошной гостиницы. Стоящие рядом корпуса получили общее имя, которому было суждено стать известным во всем мире - "Уолдорф-Астория". На тот момент, это был самый крупный гостиничный комплекс в мире. Впоследствии Астор построил также отели "Сент-Регис" и "Никербокер".
Во время Испано-Американской войны Астор передал свою личную яхту "Нурмахал" для нужд американского правительства, а также полностью снарядил за свой счет батарею горной артиллерии.

Сам он тоже не намерен был отсиживаться в тылу, и в 1898 году получил чин полковника в волонтерском батальоне.
С 1891 года Астор был женат на Аве Уиллинг, у них родились сын и дочь.

Однако в 1909 году Астор вдруг подал на развод, а в 1911 году обвенчался с восемнадцатилетней Мадлен Форс (сын Астора, Уильм Винсент, был на год ее старше).

Общественное мнение встретило этот брак глухим ворчанием, и молодожены предпочли уехать за океан, чтобы дать шуму утихнуть. Они путешествовали по Египту, жили в Париже, и решили вернуться в Нью-Йорк только когда Мадлен была уже на пятом месяце беременности.
В апреле 1912 года Асторы и их слуги заняли две каюты первого класса на "Титанике". При Джоне был лакей (Mr Victor Robbins), при Мадлен - горничная ( Miss Rosalie Bidois) и сиделка (Miss Caroline Louise Endres) . Кроме того Асторов сопровождал любимейший эрдельтерьер Китти .

Сразу после рокового удара Астор вышел из каюты узнать, что случилось, и почти сразу вернулся с сообщением, что лайнер столкнулся с льдиной. Происшествие, по его словам, не было опасным. Однако через некоторое время пассажиров первого класса попросили подняться из кают на прогулочную палубу. Астор попросил жену, чтобы она оделась в фиолетовый костюм, накинула норковый ворот и взяла с собой меховой обруч, изумрудное и бриллиантовое ожерелье, серьги с жемчугами, обручальное кольцо, несколько драгоценных камней и 200 долларов. Асторы устроились среди спортивных снарядов на гимнастической площадке. Джон был невозмутим, он не проявлял беспокойства даже тогда, когда пассажиры начали занимать места в шлюпках - он считал, что палуба огромного лайнера гораздо надежнее, чем перегруженные спасательные шлюпки. Без четверти два ночи на палубе появился помощник капитана Чарлз Лайтоллер, который приказал спускать шлюпки, и только после этого Астор помог жене, ее горничной и сиделке забраться через иллюминатор закрытой прогулочной палубы в шлюпку № 4. Он сказал Лайтоллеру, что Мадлен "в деликатном положении", и спросил, можно ли ему присоединиться к ней. Лайтоллер ответил, что мужчины должны оставаться на палубе, пока все женщины не сядут в шлюпки. Астор кивнул, отдал жене свои перчатки, отошел в сторону, и все оставшееся время спокойно наблюдал издали за попытками пассажиров спустить на воду другие шлюпки. Роббинс принес Китти, и преданная собака все время сидела у его ног.
Его тело было поднято из воды 22 апреля - ровно через неделю после катастрофы. Верные Роббинс и Китти также погибли.
Мадлен и остальные пассажиры спасательной шлюпки № 4 остались живы.

Астор был похоронен на кладбище Троицкой Церкви в Нью-Йорке.

У Мадлен в августе родился сын, который при крещении получил имя в честь отца -