В шахматах ферзь главнее королевы. Как ходят фигуры в шахматах

Уважаемые родители, очень полезно читать сказку "Шахматная Королева" Артюхина Ольга деткам перед сном, чтобы хорошее окончание сказки их радовало и успокаивало и они засыпали. Сталкиваясь со столь сильными, волевыми и добрыми качествами героя, невольно чувствуешь желание и самому преобразиться в лучшую сторону. "Добро всегда побеждает зло" - на этом фундаменте созиждится, подобные данному и это творение, с ранних лет закладывая основу нашего миропонимания. Каждый раз, прочитывая ту или иную былину, чувствуется невероятная любовь с которой описываются изображения окружающей среды. Прочитывая такие творения вечером, картины происходящего становятся более живыми и насыщенными, наполняясь новой гаммой красок и звуков. Мило и отрадно погрузиться в мир, в котором всегда одерживает верх любовь, благородство, нравственность и бескорыстность, которыми назидается читатель. Несмотря на то, что все сказки - это фантазия, однако же зачастую в них сохраняются логичность и череда происходящих событий. Сказка "Шахматная Королева" Артюхина Ольга читать бесплатно онлайн непременно полезно, она воспитает в вашем ребенке только хорошие и полезные качества и понятия.

Ч то было, то было. А было это давным-давно.
В одной убогой индийской хижине, на берегу реки Ганг, потрескивал костер. Над костром бедный старик держал кувшин, и грустными глазами смотрел, как обжигаются стенки кувшина, только что им вылепленного. Светом, исходящим от костра, освещалась его хижина. Этот же тусклый свет иногда озарял лицо забившегося в угол маленького мальчика — сына старика.
Мальчик печальным и диковатым взглядом следил за движениями отца, прислушиваясь к стукам о крышу очумевшего дождя. Его капли просачивались сквозь дырявую крышу, отчего в убогом доме ремесленника становилось еще тоскливее.
Отец и его сын Аджар лепили из глины горшки да кувшины, а потом продавали их на базарной площади. За эту работу им перепадало совсем немного денег, так что жили они впроголодь.
Закончив обжиг кувшина, старик поставил его рядом с вереницей других таких же кувшинов и взглянул на сына.
— Аджар, иди за глиной.
— В такую-то погоду?
— Ну что же! Сезон дождей еще не закончился. Если мы не будем работать, то умрем с голоду. Не будь ленивцем. Сходи, — просил отец.
Аджар вздохнул и, подойдя к трехногому качавшемуся столу, взял последние монеты. Их было только три — три рупии.
Конечно, это очень мало для того, чтобы купить хорошую глину, но все-таки кое-что купить было можно. Накинув на худенькие плечи дырявую серую накидку, босой мальчик поплелся в лавку по мокрому песку вдоль реки.
Войдя в лавку, Аджар вздрогнул от неожиданности. С полки на него смотрела мудрыми глазами удивительная длинноногая игрушка.
— Что это? — спросил Аджар у лавочника, очарованный красотой игрушки.
— Лошадка, — ответил тот.
— Красивая, — задумчиво произнес мальчик.
От этой чудо игрушки Аджар просто не мог отвести глаз.
— О-о! Если бы я мог купить эту чудесную лошадку…
— Аджар! Ты стоишь слишком долго. Зачем пришел? Говори! Если за глиной, так покупай, — раздраженно сказал лавочник.
Мальчик очнулся от грез и взглянул на кучу глины, лежавшую в углу. Она показалась ему грязью.
— А сколько стоит лошадка? — дрогнувшим голосом спросил Аджар.
— Три рупии, — сказал лавочник.
— Три рупии, — удивленно произнес Аджар, сверкая черными глазенками.
— Да. Три рупии, — повторил лавочник.

«У меня же есть три рупии, но они… они для глины» — размышлял мальчик.
Аджар протянул дрожащую руку с тремя монетами лавочнику и, сам того не ожидая, сказал:
— Лошадку!
Лавочник взял монеты и подал лошадку ошалевшему от своих же слов мальчику.
Осторожно взяв игрушку и бережно прижав к серой накидке, Аджар направился к выходу. Открыв дверь, мальчик остолбенел, сощурившись. Через все небо сияла красавица Радуга, соединившая землю с небом.

«Вот и Боги даже радуются за меня», — думал Аджар. Окрыленный радужной надеждой, счастливый мальчик с красивой игрушкой влетел в хижину.
— Отец! Я купил чудо!
— Что?
— Смотри! Я купил лошадку! Ну, разве это не чудо! Всего за три рупии!
— Три рупии?! — взревел отец. — Последние монеты истратил на бессмысленную игрушку! Где же мы теперь возьмем денег на хлеб! Ты об этом подумал! — схватясь за голову, застонал старик. — Глупец! Кто тебя просил купить эту лошадь! Я же просил купить немного глины, а ты купил эту ерунду!
И отец со злостью швырнул игрушку на пол. Лошадка разлетелась на мелкие осколочки. Старик в гневе и ярости выскочил из хижины. При этом он так сильно хлопнул дверью, что кувшины посыпались с полки, разбиваясь о земляной пол. Словно не лошадка, а сердечко раскололось у маленького Аджара. Мальчик бросился собирать осколочки от лошадки, но собрать их было невозможно. Они перемешались с осколками от кувшинов. Расстроенный Аджар забился в свой угол и уснул на соломе. А ночью привиделась ему вчерашняя Радуга, а по ней скачет на лошадке Владыка Неба — Индра.
— Аджа-а-а-ар, — слышит он голос Владыки. — Тебе нравится моя лошадка?
— Да-а-а, — как эхо прозвучал ответ мальчика.
— Такую лошадку сделай сам и продай её за три золотые монеты-ы-ы. Прода-а-ай её, прода-а-ай!
Аджар мгновенно проснулся. Была еще глубокая ночь, и он разочарованно подумал:

«Это всего лишь сон. Как жаль».
Но тут же его осенила мысль:

«Я сам слеплю себе лошадку. Но у нас кончилась глина. А вдруг…»
И мальчик, ступая осторожно босыми ногами по осколкам вчерашних разбитых горшков, добрался до чулана, где обычно хранилась глина. Чтобы не разбудить отца, он тихо открыл скрипучую дверь.

«Ну, хоть чуть, чуть, хоть самую малость наскрести бы глины», — думал мальчик.
Своими маленькими ладошками он подмел весь земляной пол в чулане и наскреб две пригоршни глины.
Еще за черными деревьями блестели звезды, а в реке уже отражался ночной костер, у которого Аджар лепил лошадку. Мальчик и не заметил, как травка уже раньше всех на цыпочки встала, и как Солнышко проснулось, чтобы первым увидеть его лошадку.
— Получилось! Получилось! — обрадовался Аджар. — Как же тебя назвать? — задумался мальчик, вертя в руках только что слепленную лошадку. А назову тебя я «Конь».
— Надо же! — услышал он голос отца за спиной.
Мальчик вздрогнул, испугавшись, что отец задаст ему трепку.
— Я… — начал оправдываться сын, но увидел улыбку на лице старика.
— Молодец, сынок! Красивая у тебя получилась лошадка. Продай её. Я куплю хорошую глину. Ты будешь делать игрушки, и мы будем их продавать. Горшки уже у всех есть, их уже никто не покупает. А это, это да…
Аджару очень не хотелось продавать игрушку, но он знал, что дома нет ни гроша, ни глины, и пошел на базарную площадь. Желающих купить Коня было много, но Аджар надеялся, что сон его сбудется, и он продаст игрушку за три золотые монеты. И вот, подошел старичок, и предложил мальчику три золотые монеты. Крепко сжав их в кулачке, счастливый Аджар во всю прыть понесся домой, и только брызги разлетались во все стороны из под его босых ног.
— Отец! Мы теперь богаты! Я продал Коня за три золотые монеты!
— Не верю.
— Вот смотри! Настоящие три золотые монеты!
И мальчик рассказал отцу про свой вещий сон. На заработанные деньги отец купил сыну краски, хорошую глину, новую одежду и даже отремонтировал крышу в хижине.
Бежали дни. Аджар лепил разные игрушки — коней, слонов, птиц — и продавал их с отцом. Но вот однажды на базарной площади к Аджару подошли две прехорошенькие маленькие девочки со своими служанками. Они обе были в сари из нарядного шелка, а головы их украшали диадемы с драгоценными камнями.
— Кукла у тебя есть? — спросила одна из девочек.
— Нет госпожа. Кукол я никогда не лепил, ответил Аджар… -Так сделай! — приказала другая девочка. — И чтобы они были похожи на нас. Одну из кукол назовешь Рахта, а другую Крида. Так нас зовут.
— Постараюсь, — ответил мальчик.
Изо дня в день мальчик лепил кукол. Много дней корпел он над глиняными игрушками, но они все не получались такими красивыми, как Ратха и Крида.
Но вот как-то на закате дня Аджар вдруг улыбнулся отложив прехорошенькую куколку, напоминавшую одну из девочек. Вскоре он изготовил и другую. Любуясь куклами, Аджар, довольный собой, крепко уснул. А утром, взяв краски и кукол, отправился на берег. Усевшись на песок, макая кисточку в речку, он разрисовывал их.
И вот уже одна чудная смуглянка с косой, черной как смоль, весело улыбалась и сверкала еще невысохшими глазами на фоне голубой воды, в лучах встающего из-за горизонта солнца, а из-под кисти мальчика уже появлялись незатейливые изящные линии другой куклы. И вскоре две куклы, две красавицы, стояли рядом.
На следующий день, взяв игрушки и двух кукол, Аджар отправился на базарную площадь. Ото всюду спешили сюда купцы с различным товаром на слонах и верблюдах. Здесь всегда толпился народ, то и дело слышались выкрики: «Медовые лепешки! Кому финики? Чудесные финики! Сладкие бананы!». Аджар улыбнулся всей этой суете и, расстелив свой старый плащ, разложил на нем принесенные игрушки. Народ сразу потянулся к мальчику. Людей привлекали разноцветные игрушки: птички, лошадки, рыбки. Многим хотелось купить кукол Ратху и Криду. Но даже за десять золотых Аджар их не продал. А две прехорошенькие девочки все не приходили. Они не пришли и на следующий день, и ни на какой другой. И так две малюсенькие куклы, стоя на трехногом столе, стали украшением их скромной хижины.
На этом трехногом столе Аджар вел счет сделанным и проданным игрушкам. Сделав одну, он рисовал черную клетку, а, продав её, рядом рисовал белую клетку. Вот так однажды в черную и белую клетку был разрисован весь стол. Как-то несколько дней подряд шел проливной дождь. Базарная площадь была пуста, но в хижине ремесленника по-прежнему кипела работа. У мальчика кончились краски, поэтому фигурки были не раскрашены. А так как они одни были изготовлены из белой и темной, почти черной глины они и получились, одни белые, словно выточенные из слоновой кости, другие черные, словно из черного дерева. Так на трехногом клетчатом столе и скопились черные и белые игрушки.
Этими дождливыми вечерами, чтобы скоротать время, Аджар играл глиняными фигурками, передвигая их с одной клетки на другую, пока не засыпал крепким сном. Но вот как-то во сне явилась Аджару Небесная Нимфа. Она прикоснулась к игрушкам своей волшебной палочкой, и глиняные фигурки на столе ожили, засуетились. На одном краю клетчатого стола собрались белые фигурки из глины, а на другом краю — черные. Мгновенно образовалось царство-государство черных и белых фигурок.
— Я царь клетчатого государства белых фигурок, — провозгласила величественная фигура в короне из красивых камней. Величать меня — Белый Король.
— Ха-ха-ха! А я твоя Королева! — смеялась смуглая красавица Ратха.
Услышала на другом краю стола черная фигура, тоже в короне из красивых камней, и тот час провозгласила:
— Я царь клетчатого государства черных фигурок. А величать меня — Черный Король. А ты моя Королева, — сказал он, обращаясь к беленькой Криде.
Вокруг двух Королей собрались маленькие человечки, Слоны, Кони и прелестные Королевы. Они ждали с нетерпением, что скажут Короли.
— Играем в догонялки, — весело сообщил Белый Король, посоветовавшись с Черным Королем.
И тот час, чтобы спрятаться от соперника, по углам царства маленькие человечки поставили зубчатые Крепости, возле Крепостей — быстроногих Коней. Рядом с Конями встали телохранители Королей — Слоны. Посередине — Король с Королевой. Ну, а сами маленькие человечки встали стеной впереди Короля с Королевой.
— Итак! Объясняю правила игры! — воскликнул Белый Король. — Если фигура дотронется до фигуры соперника, то фигура соперника считается побежденной и покидает поле игры. Начинаем!
— Ну, я побежал! — с готовностью воскликнул белый крошечный человечек.
Навстречу ему сразу же выбежал черный крошечный человечек,
— Догоню! — кричал черный человечек, гоняясь за белым.
Но внезапно белый человечек, изловчившись, дотронулся до черного, и черный человечек покинул поле игры.
Черный Король впал в отчаяние. Вокруг него разочарованно все вздыхали:

«Такой проворный, такой смелый и… побежден».
— Не волнуйтесь, Ваше Пре благородство! Я обязательно настигну соперника и лягну его ногой! — воскликнул Черный Конь, притаившись за спиной Слона.
И очень ловкий прыжок совершает Черный Конь, аж до середины поля, туда, где поджидал его Белый Конь. Но Белый Конь силен. Необычно перепрыгивает он через фигуры, которые его окружают. Белый Конь недооценил хитрюгу Черного Коня, который прыгнул прямо, а потом вбок и сбил Белого Коня. Белый Конь пошатнулся и упал, коря себя за невнимательность. На поле белых — суматоха. Белый Король огорчен.
— Что ж, мой верный Слон! — воскликнул Белый Король. — Ты мне верный слуга. Моя последняя надежда.
Белый Слон с готовностью выбежал на поле, а навстречу ему уже ковылял Черный Слон,
— Защищайся! — крикнул Черный Слон Белому Слону.
Но вдруг сам пошатнулся и наступил на запретную белую клетку.
— Тебе нельзя наступать на белые клетки! Ты побежден! — торжествовал Белый Король.
И бедняга Черный Слон поплелся с поля игры страшно подавленный, не говоря уже о своем чувствительном Черном Короле. Черный Король взволнован.
— Белые выигрывают! Что мне делать? — спрашивает Черный Король свою Королеву Криду.
— Я помогу! Ведь я — Королева. За мною трудно уследить. Я хитра и смогу пробежать в любом направлении.
— Мой верный друг. Королеве же не принять бегать.
— Я надену облачение мужчины, и имя мое будет — Ферзь.
— Вижу, Ферзь, желание твое победить огромно, и мне тебя не переубедить.
И храбрая, как настоящий воин, Черная Королева Крида ринулась защищать Короля. Белая Королева Ратха с опаской глядела на соперницу.
— Что ж! — с ухмылкой сказал Черный Ферзь — Крида. — Ты не сможешь победить меня.
И сделал маленький шаг. Немного поразмыслив, вернулся на свое прежнее место, и молниеносно, сделав круг, оказался наискосок с Белым Ферзем — Ратхой, глядя в Королевские растерянные глаза. Белый Ферзь не готов был к такому стремительному нападению, и решил отступить назад, но споткнулся о черного человечка. Так, Белый Ферзь ничего не понял, что произошло, а его уже признали побежденным и слуги унесли Белую Королеву с поля игры. А у Черного Ферзя — Криды от радости вскружилась голова, в глазах засверкали звезды победы, и, сам того не ожидая, он стукнулся о зубчатую Башню. И слугам пришлось уносить и Черную Королеву Криду с поля игры. На клетчатом столе оста-
лись только Короли — Белый и Черный.
— Наша игра закончилась, — сказал Белый Король.
— Ничья, — подтвердил другой.
И они пожали друг другу руки с такой силой, что глина чуть не сплющилась.
— Аджар! Аджа-а-ар! — слышит мальчик голос с небес. — Аджар, проснись! На твоем столе иде-е-е-т притягательная игра-а-а! Всемогущие Боги наделили эту игру-у-у-у волшебными свойствами. А тебя, Аджар, Боги наградили умом, добротой, несравненной красотой, удачливостью и отменным здоровьем. Твои-и-и забавные фигурки называются
«ШАХМАТЫ». Я — Муза Каисса, покровительница шахмат, награждаю их бессмертие-е-ем! Слава о них разгорится подобно огню-ю-ю и охватит все наро-о-о-ды. А твое трехногое клетчатое царство превратилось в «Королевство Шахматных Чудес!»
Аджар проснулся, но глаза не открывал. Лежа, он мысленно переставлял фигурки по клеточкам, пытаясь восстановить привидевшуюся ему игру. А с рассветом он стал осваивать искусство волшебной игры шахматных фигурок и загадочные особенности клетчатого стола.
Время пролетало, точно ветер над водами священной реки Ганг. Куда-то умчалось детство. Аджар вырос, возмужал, стал хорошим ремесленником. В то время уже много лет счастливым царством правил один мудрый и славный раджа. И было у него царя две дочери красоты подобной цветку лотоса. Жили они, не тужили. Но старость распростерла свои крылья над жизнью правителя. Он заболел и умер. По завещанию раджи царством должны управлять обе его дочери. И в тронном зале состоялось коронование дочерей венцами на специально изготовленный трон с двумя местами. Обе царевны умно управляли своим царством. Оно процветало. Но как-то однажды, семя зла упало на землю их царства и стало прорастать.
— Какая скуку у нас! В замке давно уже не зажигаются свечи в честь шумного бала, — говорила Крида сестре Ратхе, прогуливаясь по саду.
— Нет! Нет! Мы не можем позволить себе такую роскошь. Балы могут разорить нас, — убеждала сестру Ратха.
— Я хочу жить весело!
— Но помилуй, сестрица!
— Я предлагаю разделить наше царство поровну. Одной половиной будешь править ты, а другой я, — предложила Крида.
— Надеюсь, это шутка!
— Нет! Я не шучу!
— Но мы ведь до сих пор ладили и сейчас поладим, — уговаривала сестру Ратха.
— Нет, не поладим.
— Раз ты, Крида, настаиваешь, то я согласна.
Так царство было разделено пополам. Даже через весь дворец проходила линия разделяющая владения сестер.
Весело и шумно стала жить Крида, а Ратха тихо и скромно. Вскоре балы и забавы опустошили казну Криды, да и к тому же её половина царства пришла в упадок. Там всюду царило уныние и нищета.
— Сестра-то моя богаче стала, — с завистью говорила Крида Советнику. Как я могу без страдания видеть её успехи и мои неудачи. О, если бы все её богатства принадлежали мне одной! — недобрые эти мысли обуяли сердце Криды.
— Я должна сокрушить Ратху силой, — решила она. — Пиши указ! — приказала она Советнику. Я своим указом оповещаю всех о моей прихоти.
— Указ?
— Я объявляю войну моей сестре Ратхе.
— Войну? Сестре! Может, помиритесь?
— Низа что! Написал? Уходи!
Рано утром Ратха вышла к морю. Ничего не предвещало войну. Над морем поднималось Солнце. Лучи его согревали морскую пену. А вода прозрачная, прозрачная, как стекло. Но война, словно грозовая туча, которая вот-вот должна была разразиться над ее царством, стояла у Ратхи в глазах.
— Воевать против сестры у меня нет желания, но Крида своенравна и капризна, говорила Ратха подошедшему Советнику. — Как её остановить? Я не вижу пути к спасению царства.
— Может стоит обратиться за помощью в другие царства?
— Пожалуй. И пусть будут отправлены гонцы в другие царства немедленно. Пишите:
«Кто помирит сестер Ратху и Криду, тот получит в награду всё, что душа пожелает».
Весть о ссоре двух сестер дошла и до Аджара. Вспомнив двух девочек, он буквально был пронзен состраданием к ним.

«Может это те две маленькие прехорошенькие госпожи, вот эти две маленькие куколки Ратха и Крида, которые до сих пор стоят на моем столе? Может это они?»
— Между сестрами не должно быть зависти, кто бы они ни были. И я помогу им! — решил Аджар.
На ослиной шкуре нарисовал Аджар одинаковые черные и белые клетки, завернул в неё шахматные фигуры и отправился во дворец поссорившихся сестер. Шел он мимо хижин, мимо рисовых полей все дальше и дальше. Наконец, вдали засверкали ворота прекрасного дворца. Аджар прошел мимо стражей, охранявших ворота к площади, где было много народа. Толпа шумела.
— Неужели так никто и не сможет помирить сестер? Неужели будет война и брат пойдет на брата с оружием в руках?
И тогда их толпы вышел прекрасный юноша. Почтительно сложив руки, он поклонился всем, находящимся на площади, и направился ко дворцу… Кто этот нищий? — раздавались голоса из толпы. — Он должен просить подаяние, а берется не за свое дело, — смеялись придворные.
— Я знаю способ выиграть войну не проливая крови. Я могу устроить битву, которая поможет разрешить все разногласия и помирить сестер, — сказал Аджар стражникам, охранявшим дворец.
— Это примирение может в твоей ослиной шкуре? — смеялись слуги.
— И я, и эта ослиная шкура можем помочь сестрам, — уверенно сказал юноша.
И тогда слуги подали Аджару для омовения воду, чистую одежду, медовую еду и проводили в тронный зал. На троне, украшенном золотом, восседали сестры. Аджар признал в них тех маленьких девочек давно минувших дней.
— Что привело тебя, юноша, к нам? — спросила Ратха.
— Ваше царство, Ваш народ, да и мою душу печалят раздоры между вами. Это может привести к гибели всего, что Вам было когда то дорого. Но я вижу путь к примирению, я знаю как устранить Ваши разногласия, — робко начал Аджар.
— Не медли, благородный юноша, скажи скорее, что это за способ и что нам следует делать? — торопила Ратха Аджара.
Молча расстелил Аджар ослиную шкуру, расставил на ней фигурки и говорит сестрам:
— Эта игра называется шахматы. Вы, должны сыграть. Кто победит, тот и будет править царством.
— Так просто! — удивилась Крида.
Придворные с любопытством рассматривали прекрасно изготовленные фигурки.
— Кукла! Красивая кукла! — восторгалась Крида. — Как зовут куклу?
— Белая Королева — Ратха, а в шахматной игре она же и Белый Ферзь.
— Как Ратха? А другую куклу зовут Крида? — интересовалась Ратха.
— Да. Другую зовут Черная Королева — Крида или Черный Ферзь.
— Почему ты кукол назвал нашими именами? — интересовались сестры.
— Однажды, когда я был еще ребенком, на базарной площади подошли ко мне две прехорошенькие госпожи…
— И они приказали сделать куклы и назвать их Ратха и Крида, — продолжила рассказ Крида.
— Да, да.
— Так ты тот мальчик, который продавал игрушки?
— Да, это я. Меня зовут Аджар.
— Как куклы похожи на нас! — радовались сестры. — И почему столько лет ты хранишь их? Почему не продал? Ведь ты похоже не богат?
— Покупателей находилось много. Много было желающих купить этих кукол, но я лепил для вас. Веру и надежду не терял в то, что когда-нибудь подарю их вам.
— Мы благодарны тебе, Аджар. Теперь обучи нас игре.0

Шахматы - любимая игра миллионов. Шахматы появились более 1500 лет назад в Индии, моментально захватив в плен многие умы. В 19 веке сложились современныеправила Шахмат и стали проводиться регулярные турниры.

В давние времена шахматная фигура Ферзь или в просторечии Королева не могла перемещаться по всему полю и на любое расстояние. Согласно правилам игры Vl-Vll вв. ферзь мог делать ход только на одну клетку по диагонали, вертикали или горизонтали. Само слово «ферзь» пришло к нам из Персии и в оригинале звучит как Фирзин/Фарзин, что переводится как советник, учёный человек. И это вполне соответствует значимости ферзя, ведь это одна из сильнейших фигур в шахматах.

История возникновения шахмат очень серьезный вопрос, который не под силу разгадать ни одному ученому до конца, но тем не менее проводятся работы и исследования на данную тему.

Шахматы (от персидского - шах мат - властитель умер) - игра которая возникла в Индии. Время возникновения шахмат неизвестно, и на эту тему постоянно разгораются споры. Все же, ученые сошлись в своих разногласиях, и пришли к выводу, что шахматы возникли в первом веке нашей эры в Северной Индии. Предполагают, что шахматы были прототипом различных воин и битв, но без кровопролития, и поэтому завоевали огромный интерес у правителей древних государств, где они могли сразиться друг с другом не причинив своему войску ни единой царапинки.

Многие ученые полагают, что современные шахматы произошли от древней игры "чутуранга", в которой были представлены такие фигуры как хасти, ратха, ашва, падати, а также раджа. Позже это игра стала называться «чатурраджа» (игра четырёх царей), в которой фигуры уже стали располагаться на 64-клеточный доске, но в разных углах. Так как 64-клеточная доска появилась именно в это время, то возникновение шахмат принято датировать именно с этого момента.

Есть одна очень древняя легенда, которая повествует об одном умном крестьянине. Однажды, он пришел к королю, и рассказал о новой игре. Игра (нынешние шахматы), очень понравилась правителю, но взамен крестьянин просил выполнить одно условие, и тогда бы он рассказал более подробно о своей игре. Король согласился. Условия было такое: положить на каждую клетку шахматной доски зерно, с таким учетом, чтоб с каждым разом кол-во зерен увеличивалось в квадрате. То есть, на первую клетку - 1 зерно, на вторую клетку - 2 зерна, на третью клетку - 4 зерна, и так далее. Король рассмеялся, и сказал, что без труда выполнит данное условие. Тогда он приказал открыть царский амбар, и позвал слуг. Все начали подводить подсчеты, но поняли, что выполнить данное условие просто невозможно. Такого количества зерна нет на всей планете!!! Король не выполнил своего условия, но крестьянин не расстроился, и объяснил все досконально об игре шахматы. В награду, король выдал все запасы зерна из амбаров и отдал крестьянину, который разделил его поровну на все свое село. Именно с этой легенды и начинается история шахмат.

О происхождении шахмат существует немало легенд и различных предположений, но точно установленных фактов удалось пока собрать не так уж много. Исследования историков и археологов показали, что шахматы существуют примерно полторы тысячи лет, появились они в Индии в конце V или начале VI века. Игра называлась тогда «чатуранга», различием и расположением своих фигур она стремилась отобразить состав и строй индийского войска, в которое входили пехотинцы, всадники, слоны и боевые колесницы.
Из Индии чатуранга распространилась в другие страны Азии, и прежде всего — в соседний Иран. Здесь эта игра, где «победу разумом одерживают», как говорится в одной старинной рукописи, имела немало приверженцев.
В VII веке с шахматами познакомились завоеватели Ирана — арабы. Новую для них игру они назвали «шатранджем». В ту пору правила шахмат во многом отличались от нынешних. Только ходы короля, ладьи и коня были такими, как сейчас. Ферзь передвигался лишь на одно поле по диагонали, слон совершал прыжок через одно поле по диагонали. Современной рокировки не было. Относительная слабость ферзя и слона определяли силу короля, а поэтому матом партии кончались редко. Обычно победа достигалась истреблением всех неприятельских фигур и пешек, борьба шла «на уничтожение».
В VII—IX веках арабы принесли шатрандж в Испанию и Италию, затем к концу XII века игра распространилась по всей Европе. Современные правила сложились в основном в эпоху Возрождения (XV—XVI века), но полное их единообразие установилось лишь примерно 120 лет назад.
Почему же шахматы столь жизнеспособны, обладают таким завидным долголетием? Что привлекает к ним людей в различные исторические эпохи?
Выдающийся русский марксист Г. В. Плеханов, касаясь общего вопроса о происхождении игр, писал: «Игра порождается стремлением снова испытать удовольствие, причиняемое употреблением в дело силы. И чем больше запас силы, тем больше стремление к игре, конечно, при прочих равных условиях».
В шахматах эта сила — мысль! Стремление испытать в борьбе, в соревновании свои идеи, фантазию, проверить реальную значимость своих планов и предположений — вот что всегда делало и делает эту древнюю игру столь популярной и любимой.
Многочисленные изобразительные и символические шахматные фигурки из кости и дерева, найденные археологами при раскопках в Киеве, Вышгороде, Новгороде, Гродно, Чернигове, Волковыске и других городах и поселениях, со всей убедительностью свидетельствуют о распространении шахмат в Древней Руси уже более тысячи лет назад.
Символические фигурки — очевидное подтверждение восточного влияния. Ведь запрещение мусульманской религии изображать людей и животных, несомненно, касалось и шахмат.
Русская шахматная терминология также говорит о том, что игра эта пришла к нам непосредственно с Востока. Название «шахматы» является сочетанием восточных слов: персидского «шах» — властитель и арабского «мат» — умер. Характерно, что ни в одном европейском языке нет такого составного названия игры.
Близки к восточным и русские названия фигур. Вот некоторые сопоставления.
Король — слово для русских шахмат сравнительно новое, утвердившееся в начале прошлого века. А раньше фигура эта называлась царь. «Возможна также вероятность, что первоначально фигура называлась — шах, согласно с персидским наименованием»,— писал историк шахмат Д. И. Саргин.
Применение термина «царь» могло в те времена вызвать самые неожиданные последствия. Об этом свидетельствует отрывок из статьи Н. Н. Оглоблина «Бытовые черты XVII века», напечатанной в журнале «Русская старина» (1892 г.).
Отрывок называется «Опасная игра 1686 года». Вот о чем он рассказывает:
«В январе 1686 г. Сибирский приказ представил государям доклад Красноярского воеводы стольника Григория Шишкова, писавшего о следующем «государевом деле».
«Красноярского уезду Верхнего Караульного острога служилой человек Тимошка Елфимов извещал на служилого ж человека на Марчка Хомякова государево дело: играл он, Марчко, шахматы с Андрюшкою Волынщиком, и взял он Марчка с доски шахмат и молыл (т. е. молвил): и то-де я чаял ферзь, а он де царь! И царя избранил матерны. И то же слышали красноярских служилых людей три человека. И Марчко расспрашивай, а в роспросе заперся, а служилые люди, которые тут были, сказали, что то слышали».
Красноярский воевода донес об этом по инстанции енисейскому воеводе, боярину Константину Щербатову, который велел пытать Марка Хомякова. «С пытки он винился, что то непристойное слово говорил без вымыслу». После пытки бедняга шахматист был посажен в тюрьму.
Только через год пришел ответ из столицы:
«Великие государи цари и великие князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич и великая государыня, благоверная царевна Софья Алексеевна указали: того Марчку свободить»».
И на шахматной доске с царями шутить было опасно!
Ферзь — в восточных щахматах «фарзин» (ученый, мудрый), «визирь». Во всех других европейских странах эта фигура имеет более поздние названия — дама, королева. Как отметил немецкий историк шахмат Т. Лаза, «русское название «ферзь» указывает на прямое введение игры персами и арабами, в обход Европы».
«Слон» тоже название, точно переведенное с восточных языков на русский и отсутствующее в шахматной терминологии других европейских стран, где эта фигура называется «епископ», «шут», «скороход».
Ладья. У древних славян не было боевых колесниц, зато они смело отправлялись в дальний путь на своих быстроходных судах — ладьях. В своей книге «Древность игр в шашки и шахматы» (1915 г.) Д. И. Саргин пишет: «Термин ладьи мог бы измениться, если бы не встречал поддержки в способе древ-неславянского передвижения, преимущественно на ладьях, как по рекам, так и по морям Каспийскому и Черному».
Первое упоминание о шахматах на Руси содержится в так называемой «Кормчей книге», сборнике церковных канонов и норм. Сборник, правда, обнародовал лишь запрещение шахмат, которые церковники считали игрой; идущей от «беззаконных халдеев», то есть от язычников. В сборнике говорится: «Понеже и от сих, есть неким уклонятся от доброго, или шахмати или зернию играть, или упиватися, повелевает правило престати, или отлучатися таковыми».
«Кормчая книга» была составлена сербским архиепископом Саввой I в начале XIII века. В 1262 году болгарский кязь Святослав послал список «кормчей книги» киевскому митрополиту Кириллу III.
В наши дни в Сербии сохранилось несколько манускриптов, переписанных с рукописи «Кормчей книги» 1252 года. Любопытно, что в них не содержится запрета шахмат. Упоминание об этой игре в русском списке «Кормчей книги» — многозначительное свидетельство ее распространения в Киевской Руси.
В том же XIII веке шахматная игра была приговорена к «отлучению апостольскому». Это отлучение подтверждается на протяжении столетий, порою даже приобретает законодателыный характер — государственные власти карают шахматистов. И все же шахматы живут в народе, несмотря на всякие запреты. Лучшее тому доказательство — все новые и новые повторения таких запретов.
Упоминания о шахматах можно встретить во многих произведениях русского эпоса. Шахматные эпизоды содержат былины «Добрыня и Василий Казимиров», «Ставр Годинович», «Садко, богатый гость», «О добром молодце и жене неудачливой» и другие.
Были в ту далекую пору на Руси и шахматистки. Герой былины «Чурила Пленкович» богатырь Чурила играет в шахматы с Катериной Микуличной.
Брала Катерина доску хрустальную, Шахматы брала серебряные Начала играть с ним во шахматы.
О том, что шахматы издавна известны в нашей стране, говорит и то, что о них упоминают многие пословицы и поговорки. Есть среди них и такие древние, что сейчас трудно уловить их подлинное значение. Такова, например, старинная пословица, использовавшая шахматные термины: «слон добро к слову, а ладья — к перевозу».
Составитель рукописного сборника XVII века писал в предисловии, что собранные им пословицы бытуют в народе «издревле, мнюяко лет за сто или больше». Вот некоторые из них:
«Шахматы играют — своих берегут» «Шахнуть да махнуть — ан и вся игра». «Шахнул ему — с поля долой».
Интересна и такая пословица: «Шаханья много, да мат один». В. И. Даль в «Толковом словаре» приводит старинную пословицу: «Дожили до мату — ни хлеба про голод, ни дров про хату».
XVI и XVII века характеризуются экономическим и культурным подъемом Руси, ростом могущества и авторитета страны. Расширяются и укрепляются международные связи государства Российского. Естественно, что это нашло свое отражение и на таком небольшом участке общественной и кул-турной жизни, как шахматы.
Даже церковь вынуждена была пойти навстречу этому «светскому развлечению», сменила гнев на милость, хотя и не сразу. Еще в начале XVI века грозной обличительной проповедью обрушился на шахматы московский митрополит Даниил, заявивший, что «шахматы отрекоша святыи апостолы и святыи отцы».
Протопоп Сильвестр в своем «Домострое», написанном около 1580 года, отнес шахматы к разряду «игор бесовских» и говорит о них в главе «О неправедном житии».
Но уже в «Лексиконе словено-русском» иеромонаха Памвы Берынды (1627 г.) говорится: «Шахматы следует толковать, как хитрость», а слово «хитрость» в те времена означало высокое умственное развитие человека.
Об успехах в распространении шахмат на Руси свидетельствуют многие заметки иностранных купцов, дипломатов, путешественников, побывавших в Московии.
«За этой игрой,— пишет Я. Рейтенфельс («Сказание о Московии» 1670—1676 гг.),— в настоящее время проводят все время и старики, и дети на всех улицах и площадях Москвы».
«Умелыми игроками» назвал русских шахматистов Адам Олеарий, побывавший в Москве в 30-х годах XVII столетия.
Курляндский посол Алек-сандр Таубе писал в 1675 году: «Карт здесь не знают, шахматы известны издавна и пользуются большой любовью».
В 1656 году в Венецианскую республику было отправлено русское посольство во главе со стольником Чемодановым и дьяком Постниковым. Прикомандированный к посольству венецианец Серристори так докладывал своему правительству:
«Во время праздничных дней... послы не ездили к обедне, а остаются дома... играют в шахматы, что и составляет лучшую их доблесть и, действительно, они играют в эту игру, как слышно, в совершенстве».
Проходит 30 лет, и французская хроника рассказывает о посольстве, прибывшем из Москвы к Людовику XIV. В сообщении говорится:
«Эти русские превосходно играют в шахматы, наши лучшие игроки перед ними — школьники».
Приведем еще одно свидетельство, характеризующее силу игры русских любителей шахмат. В руководстве Густава Селены, появившемся в 1616 году, говорится:
«Русские, или московиты, играют в шахматы очень остроумно и с большим прилежанием, и в этой самой игре они так искусны, что, по моему мнению, другие народы нелегко могут с ними сравняться».
Любопытно, что ни одно из свидетельств не говорит о каком-либо различии в правилах игры. Несомненно, новые веяния в шахматах, появившиеся на Западе в эпоху Возрождения, были достаточно хорошо известны и на Руси.
Конечно, на Руси было множество сильных шахматистов и тогда. К сожалению, неизвестны их имена, не сохранились записи сыгранных ими партий. Первые партии русских шахматистов, появившиеся в печати, сыграны лишь в 30-х годах XIX века.
Издавна известны шахматы и у многих народов нашей страны. О древности этой игры в Узбекистане свидетельствуют археологические находки на городище Афросиаб. Здесь были найдены шахматные фигурки, датируемые VIII-— IX веками.
Само название шахмат в Армении «стрендш» говорит о близкой связи со старинным персидским шатранджем.
В Грузии первые упоминания о шахматах можно найти в литературном памятнике XI века «Висрамиани».
В Туркменистане, Таджикистане, Латвии, Литве, Эстонии шахматы также известны более тысячи лет.
На протяжении веков популярны шахматы у бурят и калмыков. О шахматистах-бурятах упоминается в письмах из ссылки ряда декабристов. Так, например, А. Е. Розен сообщал: «Один бурят победил лучших наших игроков».
В своих воспоминаниях А. Д. Петров рассказал о таком факте: «В 1821 году у Федора Васильевича Самарина я имел честь познакомиться с генералом Иваном Федоровичем Паскевичем. Он был свидетелем игры моей с калмыцким князем. В жизнь мою не случалось встречать более сильного игрока. В окончаниях партии калмыцкий князь был неподражаем, и если я выигрывал у него из трех игор две, то единственно оттого, что он не знал некоторых книжных тонкостей в дебютах».
Более или менее организованное общение шахматистов, на базе которого стало постепенно развиваться русское шахматное искусство, существует, видимо, со времен знаменитых ассамблей петровской эпохи, введенных в 1719 году.
Очень любил шахматы Петр I. Постоянным его партнером был придворный священник Иван Хрисанфович (поп Битка). Петр I ввел шахматы в программу ассамблей и порой сам на ассамблеях играл в шахматы. Даже во время лечения за границей, в 1717 году, Петр I отдыхал за шахматами
Ассамблеи положили начало встречам шахматистов из верхушки русского общества, при царском дворе. В шахматы играли Екатерина II, ее многие вельможи, а фаворит императрицы «светлейший» Потемкин даже специально выписал из Тулы одного купца, который, как ему доложили, хорошо играл в шахматы. Могущественный самодур заставлял этого купца сопровождать его во время военных походов.
В воспоминаниях латышского мастера Ф. Амелунга говорится о том, что его деда Потемкин в октябре 1790 года специально пригласил для игры в шахматы.
В печати той эпохи начинают появляться благоприятные суждения о роли и значении шахмат. В одном трактате XVIII века говорится, что шахматы — полезное времяпровождение, которое «всякого молодого человека изощряет в размышлении и уме».
Во второй половине XVIII века в Петербурге появились различные клубы («клобы», как говорили тогда), несколько клубов открылось и в Москве. Из развлечений здесь на первом месте, конечно, были карты, но можно было играть и в шахматы.
Входят в моду «шахматные вечера» на частных квартирах. Впервые такие вечера стал устраивать у себя в 90-х годах XVIII века советник петербургской консистории И. Буссе.
Собирались шахматисты и на квартирах других выокопоставленных лиц — Д. О. Баранова, сенатского чиновника Н. П. Брусилова, графа Ю. П. Литта, судебного деятеля В. В. Погодина. В литературном салоне графа Виельгорского сражались в шахматы писатели. Здесь бывал любивший шахматы А. С. Пушкин.
Поклонником шахмат был сенатор И. А. Соколов, дед первого русского мастера А. Д. Петрова. И. А. Соколов был шахматным учителем «северного Филидора», как называли его внука современники. В одном из своих автобиографических рассказов А. Д. Петров писал:
«Дедушка мой был страстный любитель шахмат — он даже считался первым игроком в Петербурге...
Дедушка мой играл в шахматы ежедневно с четырех часов после обеда до десяти вечера. По понедельникам, средам и пятницам приходил к нему старичок сибиряк, отличный игрок; по вторникам и четвергам бывал у него бригадир Котельников, а по воскресеньям играл со мной в шахматы».
А. Д. Петров приводит любимое шахматное изречение деда, несомненно знакомого с теорией:
«Играй, да смотри в оба! Пешки в центр утверждай, выводи офицеров, шаха и ферзя не ставь на росшах» («росшахом» называли тогда коневую вилку).
Ну что же, такое дельнее указание начинающим вполне моглибы повторить и современные руководства и учебники!
Из всех частных собраний наибольшее влияние на развитие шахмат оказали «вечера» у В.В. Погодина. Проводились они регулярно —два раза в неделю. В особой книге записывались результаты игры, а определенные условия встреч регламентировал специально разработанный устав. Квартира Погодина стала предшественницей первых шахматных клубов в Петербурге.

Ферзь в шахматах является самой опасной фигурой, сила которой равна девяти пешкам. Современная теория относит его к «тяжелым фигурам» (вторая из них - ладья). Внешний вид ферзя в традиционных шахматах похож на таковой у короля, но король выше и отмечен крестом в верхней части фигуры (у ферзя вместо него небольшой шарик).

Расстановка ферзей на шахматной доске

У каждого игрока в начале партии имеется один ферзь. Вместе с королем ферзи занимают две центральные клетки на первой и восьмой горизонталях. Запомнить, как они располагаются относительно друг друга, достаточно просто. Поля (у черных это d8, а у белых - d1), на которых расставляются ферзи, перед началом партии обладают тем же цветом, что и у самих фигур. Начинающим шахматистам легко запомнить это правило с помощью правила «ферзь любит свой цвет».

Как ходит ферзь

Ферзь способен совершать ходы как по вертикалям и горизонталям, так и в диагональных направлениях.

Рассмотрим данный пример. На нем ферзь белых может пойти в любом из направлений, то есть ему доступны ходы:

(1. Фd1),(1. Фd2),(1. Фd3),(1. Фd8+),(1. Фd7),(1. Фd6),(1. Фd5),(1. Фh4),(1. Фg4),(1. Фf4),(1. Фe4),(1. Фa4),(1. Фb4),(1. Фc4),(1. Фa1),(1. Фb2),(1. Фc3),(1. Фh8+),(1. Фg7),(1. Фf6),(1. Фe5+),(1. Фg1),(1. Фf2),(1. Фe3),(1. Фa7),(1. Фb6),(1. Фc5).

Ферзь, аналогично пешке, королю, слону или ладье, не может «перепрыгивать» через пешки и фигуры соперника или свои собственные.

В этом примере ферзь черных не имеет возможности хода на поля d8-d6, так как его блокирует пешка белых, стоящая на поле e5. Конь белых, стоящий на поле f3, также блокирует возможность перемещения (на h3 и g3).

Как ферзь бьет? Точно так же, как и совершает ход.

В данном примере ферзь белых, стоящий на поле d4, способен «съесть» любую черную фигуру:

  • Одну из пешек: (1.Фxd7) или (1.Фxb4+).
  • Коня (1.Фxg4).
  • Ладью (1.Фxg7).
  • Слона (1.Фxd2).

Как пешка может превратиться в ферзя

После того, как пешка доходит до наиболее отдаленной горизонтали от начальной позиции, игрок должен ее заменить на коня, ладью, слона или ферзя. Такая замена называется термином «превращение» и является составной частью этого хода. Чаще всего пешку превращают именно в ферзя, так как он обладает наибольшей силой. Для превращения неважно, сколько аналогичных фигур имеется на доске, так что если у игрока уже имеется один ферзь, после превращения их станет два.

В этом примере пешка доходит до восьмой горизонтали и превращается в ферзя. Так как превращение является частью этого хода, белые ставят мат: (1.пd8(Ф)#).

Вам будет интересно: слабые превращения

В некоторые моменты игры пешку более выгодно превратить в отличную от ферзя фигуру (это называется «слабым превращением»). Вот эти ситуации:

  • Так как конь может атаковать по недоступным ферзю направлениям, то с помощью превращения в коня появляется возможность создать «вилку» (подставить под удар сразу несколько вражеских фигур), поставить шах или мат.
  • Превращение в ферзя создает патовую ситуацию (ничья), и тогда пешка становится ладьей или слоном.

Мат ферзем

План постановки мата ферзем:

А. Выбираем сторону шахматной доски , к которой король соперника расположен ближе. Для мата мы будем использовать именно ее.

В нашем примере это левая сторона.

Б. Отсекаем короля. Ферзь должен сделать такой ход, чтобы отсечь королю возможность перемещения по большей части шахматной доски. Блокируем его на выбранной стороне доски.

1. Фe1 – e5.

В. Ферзь, как конь. Заставляем короля отступать.

Для мата нам необходимо оттеснить на крайнюю горизонталь короля соперника. Ферзю для этого не нужна помощь, не требуется даже ставить шах. Даже более, шах здесь будет неуместен, так как даст сопернику возможность выбора пути отхода.

Если к ладье король может подойти по диагонали и «отогнать» ее, то против ферзя он бессилен. Достаточно каждым ходом становиться на позицию атаки, аналогичной ходу коня. У соперника не остается никакого выбора, кроме как отступить (на клетки, которым угрожает ферзь, он ходить не может).

От ферзя теперь требуется лишь повторять ходы за королем, снова и снова становясь в позицию атаки коня. Король влево - ферзь влево, король по диагонали - ферзь по диагонали в том же направлении.

1. . . . Крc6 – b6
Король вынужден отступать.
2. Фе5 – d5 Крb6 – a6
Ферзь снова становится в позицию атаки коня, король отходит к краю доски.
3. Фd5 – c5 Кра6 – b7
Король уходит на предпоследнюю горизонталь.
4. Фс5 – d6 Крb7 – a7
Ферзь планомерно следует своей стратегии.
5. Фd6 – c6 Кра7 – b8
Король почти загнан в угол!
6. Фc6 – d7 Крb6 – a8

А вот на это моменте остановимся поподробнее. Если ферзь в данной ситуации пойдет на c7, черный король не будет иметь ни одного поля, куда бы он мог пойти. Такая ситуация называется термином «пат». Поставивший пат игрок вместо выигрыша получает ничью, так как не выполняется главное условия победы (объявить королю соперника мат).

Поэтому, имея очевидное преимущество, торопиться не следует. У короля должно всегда оставаться два поля, между которыми он может перемещаться.

Г. Вперед-назад. Оставив противнику два свободных поля для перемещения, мы можем не бояться получить пат. Приступаем к воплощению последней части плана в жизнь.

Д. Выдвигаем вперед собственного короля. Черный король повторяет одни и те же два хода, а белый постепенно приближается к нему и становится напротив.

7. Крd1 – d2 Кра8 – b8
8. Крd2 – d3 Крb8 – a8
9. Крd3 – d4 Кра8 – b8
10. Крd4 – c5 Крb8 – a8
11. Крc5 – b6 Кра8 – b8

Теперь ферзю белых остается лишь выбрать, какой мат ему по душе. Более красивым вариантом считают тот, в котором белый ферзь становится между двух королей. Он атакует короля соперника и блокирует возможности для отхода, в то время как белый король его защищает.

12. Фd7 – b7 (e8, d8)#

Наработав достаточно практического опыта игры, можно применять и более изящные решения. Не обязательно гонять короля по всей доске, если можно повторить пункт Б («отсечь») .

3. Фd5 – b3 Крa6 – а5

Окончание партии можно дополнительно ускорить, если заставить короля соперника самому двигаться навстречу вашему.

4. Фb3 – b7 Кра5 – а4
5. Фb7 – b6 Кра4 – а3
6. Фb6 – b5 Кра3 – а2
7. Крd1 – c2 Кра2 – а1
Король черных пошел навстречу белому.
8. Фb5 – b1#.

Современная теория шахмат говорит, что мат ферзем можно поставить из любой начальной позиции на доске за 9-10 ходов (при условии, что кроме одного ферзя и королей на доске нет фигур). Но у новичков быстрые способы постановки мата чаще могут приводить к патовым ситуациям, поэтому сначала рекомендуется хорошо освоить способ с ферзем, атакующим как конь, а только потом переходить к более сложным.

Шахматы - игра для интеллектуалов. Это поле боя, на котором сходятся две армии - черная и белая.

Перед сражением, как это принято по всем законам военной тактики, генералы должны выбрать боевое построение. Только вот расстановка шахмат нормирована, поэтому перед "боем" фигуры всегда стоят на одних и тех же закреплённых за ними позициях.

Но как начинающему шахматисту запомнить, что и где должно стоять?

Числа и буквы

Практически на всех шахматных досках есть числовые и буквенные значения, которые позволяют фиксировать тот или иной ход. Например, "e2-e4" значит, что пешка на клетке e2 двинулась вперёд, заняв позицию e4. Цифры и буквы будут служить вам подсказкой, ведь расстановка шахмат на доске - это усановка фигур на закреплённые за ними клетки.

Так, белый король в начале партии всегда будет стоять на e1, а чёрный ферзь обязан быть на d8.

Как правило, расстановка шахмат зеркальна. Так, каждая белая фигура имеет напротив чёрного оппонента. Белая ладья на a1 зеркальна чёрной ладье на a8, ряд светлых пешек на второй линии всегда стоит напротив ряда чёрных на седьмой.

Цветовое соглашение

Самое сложное - это когда на доске нет ни чисел, ни букв. Такое часто встречается в парках, на городских аллеях, где шахматные доски просто-напросто нарисованы на столах.

В этой ситуации даже опытные игроки могут смутиться и задуматься, где стоит король, а где ферзь.

В таком случае правильная расстановка шахмат зависит от цвета клеток. Всего на доске 64 клетки - 32 чёрных и 32 белых.

Слонов, коней по два в каждой "армии", а вот король всегда один. Потому легче всего запомнить цвет той клетки, на которой стоит Его Величество.

С давних времён, когда шахматы ещё только зарождались, было заключено цветовое соглашение, по которому белый король в начале партии всегда обязан стоять на чёрной клетке, а его противник - на белой.

Кроме того, есть ещё одна уникальная фигура - ферзь. Одна из самых сильных боевых единиц в игре, она придерживается цвета "своей" армии: белая перед боем всегда на светлой клетке, а чёрная - на темной.Так и появилось небезызвестное выражение: "Ферзь знает свой цвет".

Но вот мы поставили короля и ферзя на свои места, а что делать с другими фигурами?

Закреплённые позиции

Есть очень простой способ зафиксировать в памяти позиции тех или иных фигур. В первую очередь нужно помнить, что линия непосредственно перед королём занята восемью пешками. Далее расстановка шахмат начинается с углов доски - на крайних клетках горизонтали стоят ладьи, следом за ними ставятся кони и только потом слоны. Можно начать расставлять фигуры от обратного. То есть, водрузив короля и ферзя на их законные места, нужно помнить, что справа и слева от них в качестве охраны выступают слоны, затем кони и только на внешних границах шахматной доски стоят ладьи.
Как правило, расстановка шахмат со временем становится делом настолько обыденным, что вопросов относительно позиций фигур перед боем и не возникает. С практикой приходит опыт. Многие игроки могут мысленно воссоздать картинку с шахматной доской, расставить на ней фигуры и вести партию с противником с закрытыми глазами.

Второй шахматной фигурой , с которой нужно обязательно познакомиться является шахматный ферзь. Он чуть меньше шахматного короля на шахматной доске , но в то же самое время и в разы сильнее. У шахматного ферзя на голове небольшая круглая шапочка, которую еще называют короной, но на вид это маленькая круглая шапочка. На демонстрационной шахматной доске или шахматной диаграмме у ферзя красивая корона с пятью зубцами. Шахматного ферзя иногда называют шахматной королевой.

Шахматный ферзь, шахматная королева на Руси и в России

С шахматным ферзем у славян Киевской Руси возникли большие проблемы. Славные воины даже не могли представить, что возможно появление фигуры , почти равной Царю по рангу. Великий князь обычно все решал сам: и мирные дела, и, тем более, военные.

И поэтому, на всякий случай, чтобы не смущать сознание русского воина, решено было не переводить на наш язык этот восточный термин. Вначале в России эту шахматную фигуру в России называли «Ферязь всяческая», из-за умения передвигать по шахматной доске самыми разнообразными способами. А затем одна буковка из слова «Ферязь» выпала и остался «Ферзь». Звучит гордо и мощно!

Подвиги шахматного Ферзя заставляли русских шахматистов относиться к этой фигуре, как к мужчине. Слишком уж велики и значительны его успехи на шахматной доске . Поэтому русские так никогда и не восприняли Ферзя как супругу Царя, а то бы она, безусловно, стала Царицей, а затем, возможно, и шахматной королевой.

История шахматного ферзя в разных странах

Европейские народы общались с азиатами меньше, чем русские, и не поэтому они совсем не приняли названия Ферзь. У поляков Ферзь стал Шахматной Королевой, а затем – Гетманом, у чехов – Краловной, у болгар – Царицей. В наше время почти во всех языках Ферзь стал Шахматной Дамой. Так эту фигуру зовут и немцы, и болгары, и чехи.

И когда наши шахматисты стали играть с европейскими, то и они частенько сталкивались с тем, что их боевой шахматный ферзь – это подруга шахматного короля . Многие даже с этим стали соглашаться. Но при издании в России шахматного учебника Лабурдоннэ род Ферзя все же стал мужским, и к этому постепенно и навсегда привыкли.

Сказочная шахматная история о шахматной королеве

Теперь стоит рассказать сказку о подруге короля. Чем раньше занимались Короли? Ходили на войну да на охоту! А удел Цариц – сидеть у окна и пришивать пуговицы. Подруга Великого Шаха это страшно не любила делать. И поэтому один раз сказала: «Я тоже отправлюсь в поход!» Шах испуганно замахал руками: «Что ты, что ты!» Но Царица его убедила, что мешать особо царским утехам не будет, а чем может, тем поможет. И в следующий поход они отправились вместе!

Однажды случилась такая история. Стоит ШАХская армия у одной вражеской неприступной крепости. Схожу штурмом взять крепость не удалось: враг камнями да стрелами бедных солдат закидал. Слоны, которые раньше вместо танков использовались, своими лбами прошибить каменные стены не сумели, только шишки большие набили. Конница через ров и высокие стены перепрыгнуть не смогла. Сидят все грустные, а враг с высоких стен дразнится, рожи противные корчит. Обидно, конечно! Вероятно, пришлось бы возвращаться назад, если бы не Королева. «Что же Вы ничего не соображаете?!» - говорит. Весь генеральский совет с удивлением посмотрел на нее. – «А боевых наших крокодилов вы почему не использовали! Пускай они подкоп своими зубами выроют.» Ночь не прошла, как мощными челюстями боевые десятиметровые крокодилы прорыли подкоп, и утром все враги проснулись в крепости уже связанными. Не раз еще своими советами помогали Королева войску. И в конце концов, совет старейшин присвоил ей звание Самого Большого Военачальника – Ферзя. Стал Ферзь главным советником и помощником Шаха!
Король стал сидеть на троне – учиться играть в шахматы , ну и управлять, то есть смотреть в окно и ждать свою Царицу – Ферзя, который носился по полям и командовал огромным войском. Войско не знало поражений со своим мощным Ферзем. Ферзь в переводе означает «умный, ученый, советник». Но запомни, что шахматный ферзь настолько быстро бегает, что советы может давать только себе. Медлительному Шахматному Королю за ним просто не успеть.

Всеволод Викторович Костров

Задайте вопрос или Оставьте свой комментарий