Военно-морской флот. Какие корабли состоят на вооружении ВМФ России? Инфографика Виды флотов вмф рф

| Виды Вооружённых Сил Российской Федерации | Военно - Морской Флот

Вооружённые Силы Российской Федерации

Виды Вооружённых Сил Российской Федерации

Военно - Морской Флот

Из истории создания

В 1695 г. молодой царь Петр I предпринял попытку овладеть занятой турками крепостью Азов. Осада закончилась неудачей, так как гарнизону крепости оказывал большую помощь и поддержку господствовавший на Азовском море турецкий флот.

После анализа причин неудачной осады в России было учреждено Адмиралтейство, а на р. Воронеже заложены судостроительные верфи. В результате предпринятых энергичных мер в 1696г. удалось создать первое в истории России соединение боевых и транспортных судов, так называемый морской воинский караван. В его составе было 2 фрегата, 23 галеры, 4 брандера и около 1000 мелких гребных судов. В мае 1696 г. сухопутное войско (около 75 тыс. человек) и морской воинский караван достигли Азова и блокировали его с суши и с моря, а 20 мая отряд из 40 казачьих лодок напал на турецкую эскадру. Турки потеряли 2 корабля и 10 грузовых судов. В это же время основная часть воинского каравана заняла позицию в устье р. Дона и не дала возможности прибывшему для помощи азовскому гарнизону турецкому флоту подойти к берегу и высадить подкрепление осажденным.

В результате этих действий 19 июля 1696 г. Азов сдался. В связи с этими событиями 1696 г. по праву считают годом основания Военно-Морского Флота России.

Организационная структура Военно - Морского Флота

  • Главное командование Военно-морского флота
  • Надводные силы
  • Подводные силы
  • Морская авиация
    • Береговые войска:
    • Береговые ракетно-артиллерийские войска
    • Морская пехота

Военно-Морской Флот - вид Вооруженных Сил, предназначенный для нанесения ударов по промышленно-экономическим районам (центрам), важным военным объектам противника и разгрома его военно-морских сил. ВМФ способен наносить ядерные удары по наземным объектам врага, уничтожать его корабли на море и в базах, нарушать его океанские и морские коммуникации и защищать свои, содействовать сухопутным войскам в проведении операций, высаживать морские десанты и отражать высадку морских десантов противника, перевозить войска, материальные средства и выполнять другие задачи.

В состав ВМФ входят нескольких родов сил: подводных, надводных, морской авиации, береговых войск. В его состав входят также корабли и суда вспомогательного флота, части специального назначения и различные службы. Главные рода сил - подводные силы и морская авиация.

Военно-Морской Флот является одним из важнейших внешнеполитических атрибутов государства. Он предназначен для обеспечения безопасности и защиты интересов Российской Федерации в мирное и военное время на океанских и морских рубежах.

Военно-Морской Флот способен наносить ядерные удары по наземным объектам противника, уничтожать группировки его флота в морс и базах, нарушать океанские и морские коммуникации противника и защищать свои морские перевозки, содействовать сухопутным войскам в операциях на континентальных театрах военных действий, высаживать морские десанты, участвовать в отражении десантов противника и выполнять другие задачи.

Сегодня Военно-Морской Флот состоит из четырех флотов: Северного, Тихоокеанского, Черноморского, Балтийского и Каспийской флотилии. Приоритетной задачей флота является предотвращение развязывания войн и вооруженных конфликтов, а в случае агрессии ее отражение, прикрытие объектов страны, сил и войск с океанских и морских направлений, нанесение поражения противнику, создание условий для предотвращения военных действий на возможно более ранней стадии и заключения мира на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации. Кроме того, задачей Военно-Морского Флота является проведение операций по поддержанию мира по решению Совета Безопасности ООН или в соответствии с международными союзническими обязательствами Российской Федерации.

Для решения приоритетной задачи Вооруженных Сил и Военно-Морского Флота - предотвращения развязывания войны в составе ВМФ имеются морские стратегические ядерные силы и силы общего назначения. В случае агрессии они должны отразить удары противника, нанести поражение ударным группировкам его флота и воспрепятствовать проведению им широкомасштабных морских операций, а также во взаимодействии с другими видами Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечить создание необходимых условий для эффективного проведения оборонительных операций на континентальных театрах военных действий.

    Военно-Морской Флот (ВМФ) состоит из следующих родов сил (рис. 1):
  • подводных
  • надводных
  • морской авиации
  • морской пехоты и войск береговой обороны.
    • В его состав входят:
    • корабли и суда,
    • части специального назначения
    • части и подразделения тыла.


Основной ударной силой ВМФ являются атомные подводные лодки, вооруженные баллистическими и крылатыми ракетами с ядерными зарядами. Эти корабли постоянно находятся в различных районах Мирового океана, готовые к немедленному применению своего стратегического оружия.

Подводные атомоходы , вооруженные крылатыми ракетами класса «корабль-корабль», нацелены в основном на борьбу с крупными надводными кораблями противника.

Торпедные атомные подводные лодки используются для нарушения подводных и надводных коммуникаций противника и в системе обороны от подводной угрозы, а также для эскортирования ракетных подводных лодок и надводных кораблей.

Использование дизельных подводных лодок (ракетных и торпедных) связано, главным образом, с решением типовых для них задач в ограниченных районах моря.

Оснащение подводных лодок атомной энергетикой и ракетно-ядерным оружием, мощными гидроакустическими комплексами и высокоточным навигационным вооружением наряду с комплексной автоматизацией процессов управления и созданием оптимальных условий жизнедеятельности экипажа существенно расширило их тактические свойства и формы боевого применения. Надводные силы в современных условиях остаются важнейшей частью ВМФ. Создание кораблей - носителей самолетов и вертолетов, а также переход ряда классов кораблей, как и подводных лодок, на атомную энергетику намного повысили их боевые возможности. Оснащение кораблей вертолетами и самолетами значительно расширяет их возможности по обнаружению и поражению подводных лодок противника. Вертолеты создают возможность успешного решения задач ретрансляции и связи, целеуказания, передачи грузов в море, высадки десанта на побережье и спасения личного состава.

Надводные корабли являются основными силами для обеспечения выхода и развертывания подводных лодок в районы боевых действий и возвращения в базы, перевозки и прикрытия десантов. Им отводится главная роль в постановке минных заграждений, в борьбе с минной опасностью и защите своих коммуникаций.

Традиционной задачей надводных кораблей является нанесение ударов но объектам противника на его территории и прикрытие своего побережья с моря от военно-морских сил противника.

Таким образом, на надводные корабли возлагается комплекс ответственных боевых задач. Эти задачи они решают группами, соединениями, объединениями как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими родами сил флота (подводными лодками, авиацией, морской пехотой).

Морская авиация - род сил ВМФ. Она состоит из стратегической, тактической, палубной и береговой.

Стратегическая и тактическая авиация предназначена для противоборства с группировками надводных кораблей в океане, подводными лодками и транспортами, а также для нанесения бомбовых и ракетных ударов по береговым объектам противника.

Палубная авиация является основной ударной силой авианосных соединений ВМФ. Ее основными боевыми задачами в вооруженной борьбе на морс являются уничтожение авиации противника в воздухе, стартовых позиций зенитных управляемых ракет и других средств противовоздушной обороны противника, ведение тактической разведки и др. При выполнении боевых задач палубная авиация активно взаимодействует с тактической.

Вертолеты морской авиации являются эффективным средством целеуказания ракетному оружию корабля при уничтожении подводных лодок и отражении атак низколетящих самолетов и противокорабельных ракет противника. Неся на себе ракеты класса «воздух-поверхность» и другое вооружение, они являются мощным средством огневой поддержки десанта морской пехоты и поражения ракетных и артиллерийских катеров противника.

Морская пехота - род сил ВМФ, предназначенный для ведения боевых действий в составе морских десантов (самостоятельно или совместно с Сухопутными войсками), а также для обороны побережья (военно-морских баз, портов).

Боевые действия морской пехоты осуществляются, как правило, при поддержке авиации и артиллерийского огня кораблей. В свою очередь морская пехота использует в боевых действиях все виды вооружения, характерные для мотострелковых войск, применяя при этом специфическую для нее тактику десантирования.

Войска береговой обороны, как род сил ВМФ, предназначены для защиты пунктов базирования сил ВМФ, портов, важных участков побережья, островов, проливов и узкостей от нападения кораблей и морских десантов противника. Основу их вооружения составляют береговые ракетные комплексы и артиллерия, зенитные ракетные комплексы, минное и торпедное оружие, а также специальные корабли береговой обороны (охраны водного района). Для обеспечения обороны силами войск на побережье создаются береговые укрепления.

Части и подразделения тыла предназначены для тылового обеспечения сил и боевых действий ВМФ. Они обеспечивают удовлетворение материальных, транспортных, бытовых и других потребностей соединений и объединений ВМФ в целях поддержания их в боевой готовности к выполнению поставленных задач.

Российский военно-морской флот, которым сейчас располагает наша страна, является одним из самых мощных и боеспособных в мире. Такое положение российский флот заслужил не только нынешним состоянием плавсостава, но и тем наследием, которое досталось от Советского Союза. Это в первую очередь касается уровня подготовки командных кадров и технического оснащения инфраструктуры флота. Огромное флотское хозяйство, доставшееся в наследство от советского военно-морского флота, позволяет сохранить России лидирующие позиции на море. Россия и сегодня старается продолжать славные морские традиции, начатые еще со временем Царя Петра I.

Флот продолжает оставаться одним из самых мощных и боеспособных видов вооруженных сил Российской Федерации. Служба в ВМФ сегодня почетна. Несмотря на трудности и испытания, молодежь с охотой идет служить на флот.

Отдавая дань военно-морским традициям, уже в современной России был утвержден официальный праздник – день ВМФ Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 мая 2006 года каждое последнее воскресенье июля отмечается в стране, как день военно-морского флота России. Праздник отмечается по всей стране, начиная с самой западной точки на карте страны и до восточных рубежей. От Балтийской военно-морской базы на Балтике и до восточных рубежей, во Владивостоке и в Петропавловске-Камчатском. От проселка Полярный и Мурманска на Крайнем Севере, до Севастополя и Новороссийска на Черном море. Во время празднований в городах и в местах базирования флота проходят военно-морские парады с участием кораблей и частей ВМФ, подразделений морской пехоты и морской авиации.

Однако парад и празднества — это одна сторона медали, а каждодневная работа по поддержанию кораблей и других подразделений ВМФ России на высоком уровне боевой готовности – это совершенно другое. Флот представляет собой сложнейший живой механизм, со своим скелетом – структурой и тысячами технологических и ведомственных связей, которые играют роль кровеносных сосудов огромного механизма. Без крупных капиталовложений, без обновления плавсостава и приведения в порядок объектов береговой инфраструктуры, флот не сможет долго находиться в боеспособном состоянии.

Корабли ВМФ, вошедшие в строй еще в бытность советского государства, постепенно приходят в негодность. Морально устарела тыловая инфраструктура флота, требуется срочная военно-техническая модернизация находящихся в строю боевых судов. Флот нуждается в кардинальном техническом переоснащении и перевооружении. Свидетельством того, что руководство страны понимает всю важность флотских проблем, является принятая в июле 2017 года программа развития флота, предусматривающая поэтапную модернизацию российского флота до 2030 года. В основе принятой программы четко прописаны необходимые мероприятия, которые сделают российский военно-морской флот к указанному времени современным боевым механизмом.

Российский флот сегодня. Организационная структура

Традиционно сложилось, что военно-морской флот является отдельным видом Вооруженных сил нашей страны, со своим главнокомандующим и Главным Штабом. В задачи флота входят вооруженная защита морских рубежей России, обеспечение интересов Российского государства на всех морских военных театрах. По своей структуре и составу российский флот является океанским флотом, способным наносить ракетно-ядерные удары по потенциальному противнику, обеспечить проведение тактических операций в любом уголке земного шара, действовать на коммуникациях противника в открытом море и вблизи его берегов. Вместе с сухопутным войсками и военно-воздушными силами, военно-морской флот участвует в отражении агрессии, совершенной против Российского государства всем своим составом. Армия и флот выступают в тесном взаимодействии друг с другом в отражении агрессии.

Как и другие виды вооруженных сил, российский флот имеет все необходимые атрибуты и регалии, соответствующие Уставу и положению о военно-морском флоте. Основной символ – Андреевский флаг. Для каждого структурного образования, входящего в состав флота имеется свой отличный знак ВМФ, который позволяет отличать моряков с Северного флота от военнослужащих Каспийской военной флотилии.

На сегодняшний день состав ВМФ выглядит следующим образом:

  • подводные силы;
  • надводные силы;
  • части морской авиации;
  • морская пехота;
  • подразделения и части войск береговой обороны.

Следует отметить, что каждый род войск, входящий в состав флота, имеет свои определенные цели и задачи, которые в комплексе обеспечивают боеспособность флота в любой момент и в любом месте. Морская пехота не может полноценно действовать без обеспечения огневой поддержки со стороны морской авиации и надводных сил флота. В свою очередь подводные силы, являясь одним из основных ударных элементов флота, нуждаются в поддержке надводными кораблями и силами морской авиации.

Организационно структура флота представлена объединениями, которые в свою очередь имеют географическую привязку. В состав объединенного флота РФ входит Северный, Тихоокеанский, Балтийский и Черноморские флоты. Отдельным флотским образованием является Каспийская военная флотилия, у которой также имеется свой штаб и постоянные места базирования. В состав флотов и флотилий входят отряды надводных кораблей и подводных лодок, силы морской авиации и спецназ ВМФ, особое подразделение в составе флота РФ.

Численный состав флотов отличается, как численностью личного состава, так и плавсоставом. Во многом боеспособность определяется целями и задачами, которые решает данное флотское объединение. Традиционно Северный и Тихоокеанский флот занимают стратегическое положение в системе обеспечения обороноспособности страны. Балтийский, Черноморский флоты и Каспийская флотилия больше ориентированы на решение тактических задач.

В нынешних условиях основной ударной силой отечественного ВМФ являются атомные стратегические ракетные подводные крейсеры, несущие на борту межконтинентальные баллистические ракеты. Бригады атомных подводных лодок имеются на Северном флоте и на Тихом океане. Следующими типами судов по значимости и силе вооружений, выступают ракетные и авианесущие крейсера с ядерной или с обычной силовой установкой. Основу тактических соединений российского флота составляют сегодня корабли новых типов, ракетные фрегаты и корветы. В ближней морской зоне на всех флотах действуют патрульные и сторожевые корабли. Спецназ ВМФ, части морской пехоты представляют собой основную ударную силу береговых частей военно-морского флота.

Из перечисленных флотов самым крупным и мощным на данный момент является Северный флот ВМФ России, в состав которого входят самые крупные и самые мощные боевые корабли.

Основными местами базирования Северного флота являются:

  • Североморск со штабом флота;
  • Видяево (подводные лодки);
  • Североморск;
  • Гаджиево;
  • Полярный.

Единственной военно-морской базой на флоте является Беломорская ВМБ в г. Северодвинске.

Самым маленьким на сегодняшний день считается Черноморский флот, который после развала Советского Союза перестал играть ключевую роль на морских театрах. Только в последние годы ситуация с технического оснащения Черноморского флота стала меняться в лучшую сторону. На смену старым крейсерам и фрегатам поступают новые ракетные корабли и подводные лодки. Флот базируется на Севастополь и Новороссийске. В качестве опорного пункта используются Новороссийская и Крымская ВМБ.

Непростая ситуация сложилась на Тихом океане. Некогда мощный и боеспособный ТОФ сегодня переживает сложный период. Старые корабли, доставшиеся с советских времен, уходят в утиль или проходят модернизацию. Новые боевые суда крайне медленно поступают на оснащение флота. Атомные подводные лодки, базирующиеся на Камчатке, сегодня большую часть времени стоят у причальной стенки. Грозные подводные ракетоносцы планово выводятся из эксплуатации, а новые или модернизированные атомные субмарины поступают на флот крайне медленно.

Тихоокеанский флот имеет самую обширную зону ответственности. Места дислокации удалены друг от друга на тысячи километров. Основными флотскими пунктами обслуживания на Тихом океане являются:

  • Владивосток со штабом флота;
  • Фокино;
  • Советская Гавань;
  • Вилючинск (подводные лодки).

Балтийский флот, операционно запертый в тесной акватории Балтийского моря, пребывает в спящем состоянии. С изменением военно-морской доктрины, в которой основную роль на море играют многоцелевые универсальные корабли, Балтийский флот нуждается в перевооружении и в переоснащении новыми судами. Штаб флота находится в Калининграде, а основные места базирования кораблей и частей флота:

  • Балтийск;
  • Кронштадт.

На Балтике в распоряжении флота имеется две военно-морские базы, Балтийская и Ленинградская. Начиная с 2000 годов, российский ВМФ перестал базироваться на Кронштадте, сместив акцент на Западную часть Балтийского моря.

Каспийская флотилия оперирует в акватории Каспийского моря. Основным пунктом базирования для кораблей и частей флотилии является Каспийск и Махачкала. Штаб флотилии находится в Астрахани.

Во всех объединения флота имеются бригады морской пехоты, морской спецназ ВМФ, вспомогательные и спасательные подразделения, силы береговой обороны

Советский военно-морской флот до распада СССР был вторым в мире после ВМС США и насчитывал в своем составе более полутора тысяч кораблей всех типов. К 2010 году в составе всех четырех флотов насчитывалось всего 136 кораблей, способных выйти в море и решать боевые задачи.

Командование и органы управления

Главнокомандующим Военно-Морским Флотом Российской Федерации на сегодняшний день является адмирал Владимир Иванович Королев, который вступил в должность 6 апреля 2016 года. Главком ВМФ отвечает за все флотское хозяйство, раскинувшееся по всей огромной территории страны от Калининграда до Владивостока. Всей оперативной работой занимается первый заместитель главкома, Начальник Штаба ВМФ Андрей Ольгертович Воложинский в звании вице-адмирала. Следует отметить, что воинские звания в российском современном флоте были унаследованы еще с советских времен, которые в окончательном виде были приняты в 1943 году. Самым старшим на флоте является звание Адмирал Флота. Далее следуют звания и ранги, соответствующие воинским званиям в других видах вооруженных сил и родов войск.

На сегодняшний день используется следующая классификация званий ВМФ Российской Федерации, которая окончательно сформировалась в 70-е годы XX столетия.

  • матросы и старшины;
  • мичманы (мичман введен в обиход в середине 70-х годов), для береговых частей — прапорщики;
  • младший офицерский состав;
  • старший офицерский состав – капитан III ранга, капитан II ранга и капитан I;
  • высший офицерский состав — контр-адмиралы, вице-адмиралы, адмиралы и адмиралы флота.

Воинские звания присваиваются за выслугу лет или за особые боевые заслуги. Принятие новой более высокой должности на флоте, как и в армии, подразумевает присвоение внеочередного звания.

Ошибочное решение о переводе органов управления и командования флотом в Санкт – Петербург, принятое в 2012 году, отменено нынешним руководством Министерства Обороны РФ. Начиная с 2015 года, общее руководство флотом РФ, командование и руководство находится в Москве. Отсюда осуществляется управление всеми флотами страны, осуществляется контроль над оперативной обстановкой на морских театрах, ведется работа по организации флотского хозяйства.

Кто идет служить во флот

В организационном плане в современном российском флоте сохранилась та структура и порядки, которые действовали в Советском ВМФ. В России сегодня так же, как и в США и в Великобритании, во многих других странах флот, несмотря на самую высокую технологичность среди видов вооруженных сил, является их самой консервативной частью. Здесь крайне неохотно приветствуются новшества и реорганизация. Традиции, боевой опыт и морская практика становятся основными двигателями прогресса. Служить в ВМФ сегодня модно и престижно, учитывая значительно сократившиеся сроки срочной службы, до 12 месяцев, и возможность пойти служить во флот по контракту.

Основной контингент, набираемый для службы во флоте — это контрактники. Значительно увеличившаяся технологическая нагрузка на экипаж любого современного боевого корабля, требует от членов экипажа судна высокого уровня знаний и профессионализма. В основном на боевые корабли набираются военнослужащие, которые заключают с Министерством Обороны РФ контракт. Эта категория военнослужащих идет на командные и управленческие должности. Призывниками в основном комплектуются экипажи судов, которые несут службу в ближней морской зоне или находятся на плановом ремонте.

Претенденту, желающему стать моряком, старшиной или мичманом необходимо иметь вторую группу нервно-психической устойчивости, категорию годности А3 и выше. Обязательным является наличие среднего образования. Для старшинских должностей и мичманов приветствуется наличие гражданского средне-специального образования. Основная часть призывников идет служить на Балтийский флот. Другие флоты отдают предпочтение контрактникам.

Российский флот - предмет гордости нашей страны и зависти всех остальных держав. История его развития, интересные факты и о том, какое место он занимает сегодня.

Этапы истории Российского флота

День военно-морского флота не имеет точной даты и отмечается традиционно в последнее июльское воскресение. Всю его историю можно разделить на несколько больших этапов:

  1. Со времен Древней Руси до правления Петра I.
  2. Советский флот.
  3. Настоящее время.

Роль Российского военно-морского флота в государстве

Российский военно-морской флот - вид вооруженных сил государства, призванный защищать государственные интересы в морских и океанских территориях, защищать независимость России за границами сухопутных войск.

Российский флот заменил Советские военно-морские силы, основой которых был Российский Императорский флот. По своему составу и численности российский флот уступает только американскому и советскому. Многие корабли, составляющие сегодня российский морской флот, были построены во времена Советского Союза и устарели морально и физически. Последние несколько лет ведется активное строительство кораблей и пополнение вымпелами. Государство разработало программу вооружений, согласно которой, на развитие флота будет выделено более 4 триллионов рублей до 2020 г.

Андреевский флаг

Андреевский флаг - символ Российского военного флота, он появился во времена правления Петра Великого. Первый в мире флаг с изображением андреевского креста появился в Шотландии. На косом кресте был распят Андрей Первозванный. Легенда гласит, что король Ангус II, который возглавлял войска Пиктов и Скоттов, перед сражением с англами просил Бога даровать ему победу. Он поклялся, что если одержит победу, объявит Андрея Первозванного покровителем Шотландии. Утром облака сошлись в форме креста, на котором был распят апостол.

Воодушевленные знаком свыше воины поверили в благословение и разгромили англов. Агнус II выполнил свой обет и назначил Андрея покровителем Шотландии. Белый косой крест на голубом фоне, как память о сражении, стал символизировать страну. Позднее этот крест стал частью флага Соединенного Королевства и сохранился на нем до нашего времени.

В декабре 1699 г. Петр утвердил в качестве символа русского флота синий крест на фоне белого полотна. Внешний вид флага был утвержден только спустя двадцать лет.

Георгиевский адмиральский флаг

Андреевский флаг символизировал российский флот до 1917 г. и был единственным его символом. После революции в 1919 году его дополнили Гергиевским флагом: в центр андреевсекого был помещен щит красного цвета, на котором был изображен святой Георгий Победоносец. Этот символ вручался кораблям, экипажи которых проявляли воинскую доблесть и мужество, защищая честь страны или флага.

Изначально символ российского флота был огромных размеров, доходя до 4 метров в длину. Такие размеры создавали ужасный рев, и это свойство было использовано в качестве психологической атаки.

Самый печальный момент в истории флага - использование его генералом Власовым, который воевал на стороне Германии.

В 1992 году было принято решение вернуть Андреевский флаг как символ флота государства и заменить им советскую символику. Единственный корабль, который сегодня не поднимает этот символ, - лодка С-56. Она носит статус военного мемориала. В память о подвигах советских моряков на ней ежедневно поднимается и спускается советский флаг.

Цели и задачи военно-морского флота

Флот оказывает влияние на политическую обстановку стран только лишь своим существованием. Долгое время границы Британской Империи были очерчены бортами кораблей. Сегодня мировой океан является главным источником огромных ресурсов и главной транспортной артерией. Страна, в распоряжении которой находятся боевые корабли, может стать источником вооруженных сил в любой его точке.

Военные корабли могут оказывать воздействие на коммуникации страны-противника, отрезая ее от поставок сырья и продовольствия. Моряки могут не только наносить удары на морские и воздушные силы. Истории известно немало примеров, когда они становились частью сухопутных войск и участвовали в сражениях.

Так, во времена Великой Отечественной войны моряки Черноморского флота организовывали отряды обороны Севастополя и Одессы, а их командиры стояли во главе этих отрядов. Морские военные силы оказывали содействие войскам на суше и участвовали в прорыве блокады Ленинграда и ее снятии.

Среди основных задач, которые выполняет Российский военный флот, можно выделить:

  1. Демонстрацию военной мощи и флага.
  2. Охрану прибрежной территории и морских коммуникаций.
  3. Гуманитарные миссии.
  4. Переброску и снабжение войск.
  5. Обеспечение национальных интересов России.
  6. Миротворческие действия.
  7. Борьбу против пиратства.
  8. Противоракетную оборону.
  9. Боевое дежурство.

Мирные задачи военно-морского флота

Российский морской флот в мирное время выполняет следующие функции:

  1. Сдерживание сил и военных угроз в отношении Российской Федерации.
  2. Защита независимости страны и ее интересов за пределами сухопутных территорий, внутри морских вод и территориальном море, суверенитета в экономической зоне и континентальном шельфе.
  3. Создание безопасной обстановки для хозяйственной деятельности на территории моря и Мирового Океана.
  4. Защита, охрана границ России, контроль за использованием воздушного пространства.
  5. Содействие органам Внутренних дел России в разрешении внутренних конфликтов с применением оружия, обеспечение безопасности граждан и установление режима чрезвычайного положения.
  6. Содействие отрядам МЧС в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и другие задачи.

Структура

Российский флот имеет следующую структуру:

  1. Надводные силы.
  2. Авиация.
  3. Морская пехота.
  4. Подводные силы.
  5. Береговая охрана.
  6. Войска специального назначения.
  7. Тыловые войска.

Надводные силы

Надводные силы - основа выхода и развертывания кораблей в зону боевых действий. Осуществляет перевозку и прикрытие десанта, обеспечивает возврат на базу. Важнейшая часть современного военно-морского флота. Оснащенные вертолетами и самолетами корабли российского флота обладают большей поражающей способностью. Вертолеты обеспечивают возможности связи и передачи грузов в море, проведение спасательных операций личного состава.

Подводные силы

Ударная мощь российского флота. Осуществляют скрытое контролирование Мирового Океана, наносят мощные удары из его глубины. Подводные лодки подразделяют на ракетные и торпедные. Атомные подводные лодки, которые оснащены ракетами баллистического типа и крылатыми ракетами, - главная ударная сила военно-морского флота.

Войска морской авиации

Морская авиация включает в себя:

  • Стратегическую и тактическую - для оказания сопротивления надводным кораблям.
  • Палубную, основная задача которой - ликвидация самолетов противника в воздухе и ведение разведки.

Морская пехота

Сила военно-морского флота для боевых операций, в том числе совместно с сухопутными войсками в составе морских десантов и для охраны прибрежной территории.

Войска береговой охраны

Основная цель - защита пунктов базирования военно-морских сил, портов, островов от нападения противника. В основе вооружения - артилерия и боевые ракетные комплексы, специальные боевые корабли, призваные обеспечить оборону войсками на побережье.

Ответ редакции

День Военно-морского флота (ВМФ) в России отмечают в последнее воскресенье июля. В 2015 году этот праздник приходится на 26 июля.

Зарождение Военно-морского флота в России началось в конце XVII века при Петре I . В честь первой победы русского флота 27 июля (7 августа по новому стилю) 1714 года при Гангуте Пётр I повелел ежегодно отмечать этот день торжественными богослужениями, морскими парадами и фейерверками.

С 1980 года по настоящее время День ВМФ в России отмечают в последнее воскресенье июля.

Военные корабли, которые входят в состав ВМФ России, служат для разных целей и соответственно делятся на разные классы. АиФ.ru рассказывает в инфографике о современных типах военных кораблей.

В зависимости от назначения (выполняемой задачи), корабли можно разделить на следующие классы (типы):

  • авианосцы;
  • крейсера;
  • универсальные десантные корабли;
  • эсминцы;
  • фрегаты;
  • корветы;
  • десантные корабли.

Авианосцы

В настоящее время крупнейшими военными кораблями из когда-либо построенных являются авианосцы. Такой военный корабль имеет на борту несколько десятков самолётов, в число которых могут входить истребители, штурмовики, самолёты-заправщики и т. д. Современный авианосец имеет мощную энергетическую установку и несёт большой запас авиационного топлива и вооружения, что позволяет значительное время действовать вдали от своих берегов.

Стоимость постройки современного авианосца с ядерной двигательной установкой составляет около 4-6 млрд долларов. Месячные расходы по содержанию авианосца составляют свыше 10 млн долларов.

В России с 1991 года было построено два авианесущих крейсера. Проект под номером 1143.5. «Кречет» может размещать на борту до 50 самолётов и вертолётов. На данный момент в составе ВМФ России остался лишь один — «Адмирал Кузнецов». «Варяг» был продан Китаю, сейчас он носит имя «Ляонин».

Авианосец «Адмирал Кузнецов». Фото: РИА Новости / Олег Ласточкин

Авианосцы выполняют ряд военный целей, в частности, их применяют для:

  • противовоздушной обороны морских соединений;
  • противолодочной обороны;
  • воздушной поддержки сухопутных войск в прибрежной зоне;
  • уничтожения противовоздушной обороны противника;
  • для уничтожения кораблей противника.
Сегодня авианосцы оснащены, помимо основного оружия (палубной авиации), ракетами и пушками. Основным преимуществом авианосца является его мобильность, что позволяет размещать такие корабли в конкретной точке.

Крейсеры

Ракетный крейсер — военный корабль крупного водоизмещения, имеющий многоцелевое назначение и вооружённый пусковыми установками управляемых ракет. Крейсер способен поражать воздушные, надводные и подводные цели, производить артобстрел прибрежных территорий.

Одним из самых мощных кораблей Военно-морского флота России является крейсер «Пётр Великий». Он способен выполнять поставленные задачи в любой точке мирового океана. В настоящее время это самый большой в мире действующий неавианесущий ударный боевой корабль. Основное его предназначение — уничтожение авианосных групп противника.

Крейсер «Пётр Великий». Фото: РИА Новости / Виталий Аньков

Универсальные десантные корабли

Универсальный десантный корабль (УДК) по своему боевому потенциалу соответствует среднему авианосцу. Сегодня затраты на строительство, укомплектование и эксплуатацию делают контракт на поставку такого корабля сопоставимым с контрактами на постройку полноценных авианосцев.

В России контракт на строительство для России УДК типа «Мистраль» осуществляется французскими компаниями DCNS и STX. Его стоимость — 1,12 млрд евро (около 1,52 млрд дол.).

В соответствии с подписанным контрактом, при строительстве 2 УДК типа «Мистраль» сборка 12 блоков кормовой части корпуса каждого из десантных кораблей производится в России.

На УДК будут базироваться вертолёты российского производства, основу которых составят Ка-52 «Аллигатор», рассматривается также возможность размещения вертолётов Ка-27М и Ка-226.

Первый УДК «Владивосток» будет поставлен ВМФ РФ в 2014 году, второй — «Севастополь» — в конце 2015 года.

Спуск на воду кормовой части первого российского десантно-вертолётного корабля-дока (ДВКД) типа «Мистраль» — «Владивосток». Фото: РИА Новости / Игорь Руссак

Эсминцы

Эскадренные миноносцы представляют собой корабли многоцелевого назначения. Они предназначены для:

  • нанесения мощного ракетного, торпедного и артиллерийского ударов по кораблям противника;
  • разведывательной службы в море;
  • охраны крупных кораблей от надводных, воздушных и подводных атак.

Эсминцы также могут устанавливать минные поля и поддерживать артиллерийской поддержкой высадку десанта.

Эскадренный миноносец «Быстрый» Тихоокеанского флота России. Фото: РИА Новости / Виталий Аньков

Фрегаты

Основное назначение фрегата — борьба с воздушным и подводным противником при сопровождении основных сил флота и особо важных конвоев. Это универсальный корабль, способный действовать на любом удалении от берега и принимать участие в военных конфликтах.

В России после ухода парусного флота фрегатам по размерам и функциям соответствуют сторожевые корабли. Они предназначены для:

  • поиска, обнаружения и слежения за подводными лодками противника;
  • обеспечения противокорабельной и противолодочной обороны боевых кораблей и судов в море;
  • нанесения ударов по кораблям и судам в море и на базах;
  • поддержки боевых действий сухопутных войск;
  • обеспечения высадки морского десанта и решения других задач.

Фрегат «Адмирал Горшков». Фото: Commons.wikimedia.org

Корветы

Согласно классификации НАТО, к классу корветов относились:

  • советские малые противолодочные корабли (МПК);
  • малые ракетные корабли (МРК).

Основные задачи современных корветов — противолодочная оборона корабельного соединения (конвоя) или берегового объекта (военно-морской базы, порта и т. п.).

В России суда проекта 20380 являются первыми боевыми кораблями, построенными в РФ под официальным наименованием класса «корвет». Прежде в советском и российском ВМФ класс корветов отдельно не выделялся.

На 1 июля 2014 года в боевом составе ВМФ России находятся четыре корабля проекта — «Стерегущий», «Сообразительный», «Бойкий» и «Стойкий», все — в составе Балтийского флота; ещё четыре корвета строятся.

Корвет «Бойкий». Фото: Commons.wikimedia.org / CC BY-SA 3.0/Radziun

Большой десантный корабль

Большой десантный корабль (БДК) предназначен для транспортировки и высадки сил десанта. Данные корабли способны доставлять (перевозить, транспортировать) различные виды бронетехники, включая танки.

Главным отличием таких кораблей от универсальных десантных кораблей является наличие носовой аппарели, что позволяет высадить десант на берег в короткие сроки (в том числе, и в силу меньших размеров).

БДК обычно оснащаются такими средствами самозащиты, как зенитный ракетный комплекс и артиллерийские орудия, а также средствами огневой поддержки десанта.

Большой десантный корабль «Азов». Фото: РИА Новости / Игорь Зарембо

Подводные лодки

Данные корабли имеют значительные преимущества перед надводными кораблями. Для них характерны скрытость манёвра и внезапность удара по противнику. Основным назначением подводных лодок являются боевые действия на морских путях противника, выполнение заданий всех видов разведки (в том числе и радиолокационного дозора) и обстрел реактивными ракетами любых целей противника.

В соответствии с вооружением, подводные лодки подразделяются на ракетоносцы, ракетно-торпедные, торпедные, минно-торпедные и специального назначения — транспортные лодки, лодки радиолокационного дозора и пр.

В зависимости от водоизмещения, подводные лодки делятся на подклассы:

  • большие подводные лодки водоизмещением в подводном состоянии до 8200 т и достигающие максимальной скорости хода 25 узлов, оборудованные атомной силовой установкой, с глубиной погружения — до 450 м;
  • средние подводные лодки подводным водоизмещением до 1500 т и скоростью хода 15-20 узлов;
  • малые подводные лодки подводного водоизмещения до 550 т. К этому подклассу относятся подводные лодки водоизмещением до 3 т.

В состав ВМФ РФ входят:

  • 13 атомных подводных лодок с баллистическими ракетами,
  • 27 атомных подводных лодок с ракетно-торпедным вооружением,
  • 19 дизельных подводных лодок,
  • 8 атомных подводных лодок специального назначения,
  • 1 дизельная подводная лодка специального назначения.

В течение ближайших 20 лет основу подводных сил Военно-морского флота России составят подводные лодки четвёртого поколения классов «Борей», «Ясень» и «Лада» разработки двух ведущих российских конструкторских бюро «Рубин» и «Малахит». А после 2030 года речь может идти о создании подводных лодок пятого поколения и соответствующего оружия к ним на основе баллистических ракет типа «Булава» и крылатых — типа «Калибр».

Подводные лодки у причала в порту Владивостока. Фото: РИА Новости / Александр Вильф

Российский военно-морской флот в настоящий момент представляет собой весьма противоречивую картину.

Несмотря на то, что ВМФ России является лишь тенью некогда могучего ВМФ СССР, он по-прежнему входит в число наиболее сильнейших ВМС стран мира, учитывая суммарный состав кораблей и подводных лодок, а также их качественный уровень.

Вместе с тем российский флот и военно-морская промышленность до сих пор испытывают огромное количество проблем. Попробуем разобраться, насколько удовлетворительно российские военно-морские силы могут выполнять поставленные перед ними задачи и какие перспективы ожидают их в будущем?

Прежде чем говорить, о состоянии и перспективах российских военно-морских сил, необходимо рассмотреть стоящие перед ними задачи и угрозы, которым они должны противодействовать. Одна из основных и "традиционных" проблем ВМС России заключается в географическом положении Российской Федерации, в результате чего российские ВМС разделены на 4 фактически изолированных друг от друга флота - Черноморский, Балтийский, Северный и Тихоокеанский, взаимодействие между которыми затруднено, а зачастую и вовсе невозможно. При этом перед каждым из четырёх российских флотов стоят свои, во многом специфические задачи. В результате, Россия вынуждена иметь достаточно многочисленные военно-морские группировки, на каждом из направлений. Поэтому, даже не смотря на номинально многочисленный состав группировки ВМС России, её состав на конкретном стратегическом направлении, зачастую, совершенно недостаточен.

Задачами Балтийского и Черноморского флота является недопущение действий потенциального противника в соответствующих морях, что достаточно легко реализуемо. Учитывая малые географические размеры Балтийского и Чёрного моря, там затруднено действие крупных группировок потенциального противника. В тоже время данные моря легко "перекрываются" силами малых ракетных кораблей, береговых ракетных комплексов, авиации и дизельных подводных лодок.

Совсем иная ситуация для Северного и Тихоокеанского флота России. Даже те моря, что находятся в "зоне ответственности" Северного и Тихоокеанского флота, имеют огромную площадь, что вынуждает данные флоты иметь силы способные эффективно действовать на большом удалении побережья. При этом, в отличии от Балтийского и Черноморского флотов, силы Северного и Тихоокеанского флота не могут быть прикрыты силами авиации и ПВО - на удалении уже в несколько сотен километров от берега, время подлёта авиации с наземных аэродромов слишком велико, а с учётом радиуса действия даже современных тактических самолётов, время патрулирования, в течении которого они могут осуществлять прикрытие кораблей совершенно недостаточное.

Рассмотрим, какие угрозы стоят перед Северным и Тихоокеанским флотом. Для этого обратимся к докладу Министерства Обороны России "О комплексной оценке состояния национальной безопасности РФ в области морской деятельности в 2016 году". В докладе для ВМФ России указываются следующие угрозы:

  • «Потенциально возможный военный конфликт» со странами НАТО.
  • Сложная военно-политическая обстановка в Черноморском регионе.
  • Усиление борьбы за контроль над районами Арктического шельфа, попытки увеличения военного присутствия в Арктическом регионе, а также попытки пересмотра в свою пользу международных договорённостей, со стороны некоторых стран-членов НАТО, имеющих "доступ" к территориям Арктики. К примеру, в качестве одной из угроз рассматривается желание Норвегии к установлению полного контроля над архипелагом Шпицберген и прилегающих к нему водах.
  • Территориальные претензии Японии на Курильские острова.

Таким образом, для Северного флота наибольшей военной угрозой является столкновение с крупными военно-морскими группировками НАТО, в том числе и с авианосными ударными группами. Для Тихоокеанского флота исходя из указанных выше потенциальных угроз, основным вероятным противником является ВМС Японии. Учитывая огромный численный и качественный состав морских "сил самообороны" Японии (являющимися таковыми только по названию), задача противодействия группировки ВМС Японии, с учётом предельно близкого расположения Японии к потенциальному театру военных действий, а также крайне мощные ВВС, по своей сложности превосходит задачу противодействия АУГ США.

Исходя из этого, практически в любом случае, военно-морским группировкам Северного и Тихоокеанского флота требуется иметь способность эффективно противодействовать численно превосходящим корабельным группировкам потенциального противника, что в свою очередь требует создания на каждом из направлений развитых и высокоэффективных группировок разнородных сил.

На текущий момент основные силы российских флотов следующие:

  • Надводные силы Северный флот в своём "активном" составе располагает авианосцем "Адмирал Кузнецов", тяжёлым атомным ракетным крейсером "Пётр Великий", ракетным крейсером проекта 1164 "Маршал Устинов" (в 2016 году завершил полный восстановительный ремонт и модернизацию), большим противолодочным кораблём (БПК) пр. 1155.1 "Адмирал Чабаненко", 3 БПК пр.1155 и 1 эсминец пр. 956. Подводные силы Северно флота включают в себя ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) пр.955 "Юрий Долгорукий", РПКСН пр. 941У ТК-208 "Дмитрий Донской", 6 РПК СН пр. 667БДРМ, 3 атомные подводные лодки (АПЛ) с крылатыми ракетами пр. 949А, новейшая многоцелевая АПЛ 4-го поколения пр.885 - "Северодвинск", 6 многоцелевых АПЛ пр.971 "Щука-Б", 3 подводные лодки проектов 945 и 945А, 3 модернизированные АПЛ пр. 671РТМК, а также 5 дизельных подводных лодок пр. 877 и находящаяся в опытной эксплуатации новейшая дизельная подлодка пр.677 "Лада".
  • "Ядро" надводных сил Тихоокеанского флота составляют ракетный крейсер "Варяг" (пр. 1164), 4 БПК пр. 1155, 2 эсминца пр. 956, новейший корвет пр.20380, а также 4 малых ракетных корабля пр. 1234, и 11 ракетных катеров пр.1241. Подводные силы Тихоокеанского флота состоят из 3 устаревших РПК СН пр. 667БДР (в ближайшие годы будут списаны), 2 новейших РПК СН пр.955 - "Александр Невский" и "Владимир Мономах", 5 подводных лодок с крылатыми ракетами пр. 949А, 4 многоцелевые АПЛ пр. 971 и 8 дизельных подводных лодок пр. 877.
  • "Ядро" Черноморского флота образуют ракетный крейсер "Москва" (пр. 1164), сторожевой корабль "Сметливый", 2 сторожевых корабля пр. 1135М - "Сметливый" и "Ладный", 3 новейших фрегата пр.11356 - "Адмирал Григорович", "Адмирал Эссен" и "Адмирал Макаров" (официально принят в состав флота 27 декабря 2017 года), скоростные малые ракетные корабли пр.1239 - "Бора" и "Самум", 2 малых ракетных корабля пр.1234, 5 ракетных катеров пр.1241, а также дизельная подводная лодка пр.877 и 6 новейших подводных лодок пр. 636.3
  • Основные силы Балтийского флота включают в себя эсминец пр. 956 "Настойчивый", 2 фрегата пр.11540 - "Неустрашимый" и "Ярослав Мудрый", 4 новых корвета пр.20380, 4 малых ракетных корабля пр.1234.1, 2 новейших малых ракетных корабля пр.21631 "Буян-М" и 7 ракетных катеров пр.1241, а также 2 дизельные подводные лодки пр.877.

В целом состояние и уровень боеготовности ВМС России весьма неплохие. Флот активно занимается боевой подготовкой, на регулярной основе совершает походы в различные уголки Мирового океана. При этом динамика "активности" ВМФ России за последние 5 лет непрерывно растёт. Так, например, согласно докладу Министерства Обороны, в 2016 году корабли и подлодки ВМФ России совершили в общей сложности 102 похода, пробыв в море 9538 суток, при этом интенсивность выполнения задач по сравнению с 2015 выросла в 1.3 раза. Состоявшийся в 2016 году боевой поход российских кораблей во главе с авианосцем "Адмирал Кузнецов" к берегам Сирии показал, что Россия вполне в состоянии "выставить" при необходимости мощную многоцелевую корабельную ударную группу в требуемом районе Мирового Океана.

В целом уровень исправности и боеспособности корабельного состава существенно вырос, хотя имеются и существенные проблемы. Так, например, из 5 числящихся в составе Тихоокеанского флота многоцелевых атомных подводных пр.971 лишь 1-2 являются боеготовыми, остальные перманентно находятся в ремонте, как правило, вялотекущем.

Отдельной проблемой ВМФ России является его весьма неслабалансированный состав, что касается надводного флота. Основные силы Северного и Тихоокеанского флота имеют очень значительные противолодочные возможности, но количество кораблей, способных обеспечивать эффективную коллективную противовоздушную оборону корабельных соединений и обладающие мощными ударными возможностями составляет всего считанные единицы. Такими кораблями является тяжёлый атомный ракетный крейсер "Пётр Великий" и три ракетных крейсера пр. 1164 - "Москва", "Варяг" и "Маршал Устинов". Поэтому ВМФ России остро нуждается в новых кораблях дальней океанской зоны.

Строительство новых крупных надводных кораблей.

Наибольшей проблемой для современного ВМФ России является строительство новых боевых кораблей. К середине двухтысячных годов предполагалось масштабное перевооружение и усиление флота новыми кораблями в течении 10-15 лет. Однако, надежды на это не оправдались. Скорость строительства новых крупных надводных кораблей оказалась крайне низкой. Так например, головной новейший фрегат пр.22350 (которые должны были стать основными "рабочими лошадками" ВМФ России) "Адмирал Горшков", заложенный в 2006 году до сих пор официально не передан флоту. Ситуация со строительством надводных кораблей для современного ВМФ России постоянно подвергается шквалу критики в различных СМИ.

Вместе с тем, стоит заметить, что флот и военно-морская промышленность наиболее сильно пострадали в 1990-е годы. К примеру, многим предприятиям авиационной промышленности, особенно ОКБ им. Сухого, а также заводам, производящим самолёты разработки данного КБ, удалось "выжить" благодаря многочисленным экспортным контрактам (в первую очередь для Индии и Китая). Данные контракты позволяли сохранить ключевые предприятия в твёрдой валюте, что в свою очередь позволило им не только "удерживаться на плаву", но и финансировать новые разработки. Военно-морская промышленность же столь "щедрых" контрактов не имела. Военно-морской флот же, являясь крайне сложным военно-техническим механизмом, требует очень значительных средств на содержание. Поэтому, практически полное отсутствие средств на содержание флота в 1990-е годы, привело к тому, что он стал деградировать, пожалуй, наиболее стремительными темпами, по сравнению с другими видами российских вооружённых сил.

Таким образом, параллельно со строительством новых кораблей, потребовалось восстанавливать заново всю военно-морскую отрасль в целом. Кроме того, в двухтысячных годах наиболее приоритетным направлением развития ВМФ стало обновление морской компоненты российских Стратегических Ядерных Сил и строительство новых подводных ракетоносцев пр.955 "Борей" и создание их основного оружия - межконтинентальных баллистических ракет (МБР) морского базирования Р-30 "Булава", на что выделялась крайне значительная доля средств, отпущенных на развитие флота.

Отдельной проблемой стала необходимость оснащения новых кораблей дальней океанской зоны принципиально новыми образцами вооружения. Фрегаты пр.22350, которые должны составить в будущем основу кораблей дальней океанской зоны российского ВМФ, изначально должны были использовать только самые современные, перспективные системы вооружения - 2 Универсальных Корабельных Стрельбовых Комплекса (УКСК), имеющий каждый по 8 ячеек, в каждой из которых может разместиться сверхзвуковая ПКР "Оникс" или одна из крылатых ракет семейства "Калибр" - противокорабельная 3М54, крылатая ракета 3М14 для поражения наземных целей или противолодочная ракета 91Р, новейшую универсальную артиллерийскую установку А-192 "Армат", новые средства радиоэлектронной борьбы, и самое главное - новейший зенитно-ракетный комплекс "Полимент-Редут". ЗРК "Полимент-Редут" состоит из многофункциональной РЛС "Полимент" и собственно ЗРК "Редут", имеющего новейшие зенитные ракеты семейства 9М96Д с активными головками самонаведения. РЛС "Полимент" состоит из четырёх, ориентированных под углом 90 градусов друг к другу фазированных антенных решёток, каждая из которых обеспечивает обзор пространства и радиокоррекцию зенитных ракет на маршевом участке траектории в секторе 90 градусов по азимуту и 90 - по углу места. Таким образом 4 антенных решётки обеспечивают круговой обзор пространства и возможность обстрела целей в любом направлении. Каждая из четырёх решёток обеспечивает наведение 4 зенитных ракет, а количество одновременно наводимых ракет при отражении удара с одного направления составляет 8 (при ориентации корабля таким образом, что бы атакующие средства воздушного нападения оказались на "пересечении" секторов работы двух антенных решёток). Зенитные ракеты семейства 9М96 имеют активные головки самонаведения, что позволяет сократить участок наведения при помощи РЛС, обеспечивают возможность поражения воздушной цели в случае её ухода за радиогоризонт, а в перспективе это позволяет обеспечить возможность обстрела целей за радиогоризонтом. Данные ракеты имеют газодинамические рули, что позволяет на высотах менее 5 километров развивать перегрузки до 60 (по другим данным до 65 единиц), позволяя уверенно бороться с интенсивно маневрирующими целями и обеспечивает вероятность поражения дозвуковых ПКР, близкую к гарантированной (0.9 - 0.95).

Создание новых образцов морского оружия "с нуля", в условиях находившейся в крайне проблемном состоянии военно-морской отрасли, не могло сказаться на сроках их создания. В итоге, головной корабль проекта 22350 "Адмирал Горшков" приступил к ходовым испытаниям лишь в 2015 году, но до сих пор формально не передан флоту. Причиной столь долгих задержек со вводом в строй стала необходимость испытания огромного количества новых систем, и главным образом ЗРК "Полимент-Редут". На конец 2017 года предприятиям концерна "Алмаз-Антей" удалось успешно решить большинство проблем с "Полимент-Редутом". Более того, как сообщается, в ходе испытаний и доработок комплекса обеспечено применение зенитной ракеты 9М96Д, обладающей дальностью полёта свыше 100 километров. Все остальные системы вооружения корабля, а также новейшие средства РЭБ успешно прошли испытания. Стоит заметить, что само по себе "затягивание" сроков доработок корабельных ЗРК не является чем то из ряда вон выходящим, и имело место быть в годы Холодной войны и в США, и в СССР, не испытывавшего никаких проблем в области ВПК. К примеру, зенитно-ракетный комплекс "Форт", которым вооружены современные крейсеры пр.1164 был доведён до полного соответствия заданным характеристикам спустя 3 года после после ввода в строй первого корабля, вооружённого этим комплексом - крейсера пр.1164. БПК пр.1155, являющиеся наиболее многочисленным типом кораблей дальней океанской зоны в ВМФ России, после постройки фактически несколько лет не имели положенного ЗРК "Кинжал", который официально был принят на вооружение лишь в 1989. При этом комплексы "Форт" и "Кинжал" до сих пор обладают отличными боевыми возможностями. Первый корабль ВМС США, оснащённый многофункциональной системой управления оружием "Иджис" вошёл в состав американского флота в 1983 году, однако система "Иджис" и комплекс интегрированных в неё средств вооружения доводились до приемлемого уровня боеспособности ещё 3 года.

Не являются исключением и современные боевые корабли других флотов мира. Так например, первый британский эсминец ПВО нового поколения, типа 45 "Дэринг", вошёл в строй с фактически с "условно" работоспособным ЗРК PAAMS (который является его главным оружием), сейчас же эсминцы данной серии считаются лучшими в мире кораблями ПВО. Аналогичная ситуация сложилась и индийско-израильским корабельным ЗРК “Барак-8”. Из-за проблем и его созданием на многие годы был сдвинут срок ввода в строй новейших индийских эсминцев “Калькутта”. Головной корабль был заложен в 2003-м году, а в строй вошёл в 2014-м, хотя планировался ввод в строй в 2010-м. Последний, третий эсминец данной серии вступил в строй в конце 2016 года, спустя более, чем через 10 лет после закладки. Причём неизвестно является ли 100% боеспособным ЗРК “Барак-8” на индийских эсминцах в настоящий момент.

По всей видимости, командование ВМФ России и Министерство Обороны хотят получить сразу полностью боеспособный корабль, без доводки его различных систем вооружения в процессе эксплуатации. Кроме того, фрегаты пр.22350 в целом определят облик надводных кораблей ВМФ России на ближайшие десятилетия. Можно с большой долей вероятности прогнозировать, что после принятия в состав флота фрегатов "Адмирал Горшков" и "Адмирал Касатонов" (второй корабль проекта 22350), который уже завершил достройку, строительство других кораблей серии, как и возможное строительство фрегатов усовершенствованного проекта - 22350М пойдёт значительно более высокими темпами.

В текущем десятилетии военно-морской промышленности России не удалось и осуществить массовое строительство фрегатов проекта 11356 - "упрощённых" фрегатов, созданных для "внутренних" морей - Балтийского и Чёрного. До 2014 года судостроителям удавалось выдерживать высокие темпы строительства данных кораблей, т.к. строились они на базе строившихся в двухтысячных годах для Индии фрегатов класса "Тальвар" и оснащались уже имеющимся и отработанным вооружением, радиотехническими и информационными системами. К 2014 году удалось построить 3 таких корабля из 6 заложенных, однако после событий 2014 года, Украина в одностороннем порядке прекратила военно-техническое сотрудничество с Россией, и в частности, прекратила поставки корабельных газотурбинных силовых установок для фрегатов пр.2230 и пр.11356, изготавливаемых в Николаеве заводом "Зоря-Машпроект". В результате потребовалось почти 3 года на развёртывание производства данных силовых установок в России, в Рыбинском НПО "Сатурн". К счастью, данную задачу удалось успешно решить. В настоящий момент в состав ВМФ России вошло 3 фрегата проекта 11356 - "Адмирал Григорович", "Адмирал Эссен" и "Адмирал Макаров", причём последний был официально принят в состав флота 27 декабря 2017 года. Ещё 3 фрегата данного проекта будут достроены с уже российскими силовыми установками, и, как ожидается, вступят в состав флота в 2020-21 годах.

Таким образом основные усилия в военном-морском строительстве России за последнее десятилетие были направлены на модернизацию и восстановление судостроительной промышленности, а также на разработку и "доводку" перспективных систем вооружения. В этих условиях, руководство ВМФ России и Министерство Обороны были вынуждены несколько скорректировать концепцию развития и применения военно-морских сил.

До момента появления крупных надводных кораблей нового поколения, руководство российского флота и Министерство Обороны, очевидно, избрали курс на крупномасштабное строительство малых ракетных кораблей и береговых ракетных комплексов, с целью создания, как называют это в Западных странах "зон воспрещения манёвра и доступа" в важнейших районах, прилегающих к российскому побережью и территориальным водам, и надёжное "перекрытие" т.н. литторальной зоны, а также модернизацию имеющихся крупных боевых кораблей и подводных лодок.

Продолжение следует...

Павел Румянцев