Высоцкий: посмертная маска эпохи. Посмертная маска Высоцкого

Вдова актера и певца Владимира Высоцкого Марина Влади продала на парижском аукционе «Друо» посмертную маску и автограф последнего стихотворения поэта, сообщает . Стихотворение, написанное на билете парижского метро 11 июня 1980 года, ушло за 200 тысяч евро при начальной цене 10 тысяч, а маска - за 55 тысяч евро при начальной цене 30 тысяч.

На аукционе, состоявшемся 25 ноября, были также проданы фотографии Высоцкого: два снимка в роли Гамлета (за 1,2 тысячи и две тысячи евро), семь снимков Высоцкого в роли Дон-Жуана - за четыре тысячи евро.

Влади свое решение продать вещи, связанные с памятью о муже, переездом из дома в городе Мезон-Лаффит в пригород Парижа. «У меня будет маленькая квартира, и, понятно, все с собой не заберешь. Расстаюсь с драгоценностями, картинами, скульптурами, книгами», - сказала Влади.

Театр на Таганке, в котором работал Высоцкий, Министерство культуры РФ и другие официальные российские структуры не выразили желания покупать выставленные на аукцион вещи актера и поэта. Сын Высоцкого Никита выражал желание купить автограф последнего стихотворения отца.

Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 года. Он окончил актерское отделение школы-студии МХАТ, после чего работал сначала в Московском драматическом театре имени Пушкина, а затем - в Театре на Таганке. При этом известен он в первую очередь как автор и исполнитель песен, которых он написал, по разным оценкам, от 800 до тысячи.

Кроме того, Высоцкий играл в театре и в кино: среди его работ роли в фильмах «Вертикаль», «Служили два товарища», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», «Место встречи изменить нельзя», а также спектаклях Театра на Таганке - «Гамлет», «Жизнь Галилея», «Десять дней, которые потрясли мир», «Вишневый сад».

Высоцкий скончался в 1980 году.

Влади - последняя жена Высоцкого, они поженились в 1970 году. Влади является автором книги воспоминаний «Владимир, или Прерванный полет…», сама исполняла песни на музыку и стихи Высоцкого. В 2006 году она поставила спектакль на французском языке по своей книге.

Посмертная маска актёра - его последний грим.
История посмертной маски Владимира Семёновича Высоцкого достаточно сложна и запутана. Более того, только приблизительно известно нахождение нескольких её экземпляров... Но вначале немного о том, как она была снята.
Вспоминает Валерий Павлович Янклович: «25 июля Марина сказала, что надо снять посмертную маску. Пригласила художника Ю.Васильева. С Васильевым договорились, что он сделает три маски: одну Марина увезёт с собой, вторая останется в семье, а третья будет храниться в театре. Васильеву позвонил я, он приехал... Марина ему помогала...» (По другим сведениям, Васильеву помогал и его сын).
Близким знакомым Васильев говорил, что «лицо Высоцкого помогало»... Слепок руки не получился...
В это же время в квартире, разумеется, находилась мама В.В. Нина Максимовна Высоцкая: «Марина помогала скульптору... Какие-то тряпки лежали... Я как увидела, мне стало дурно... Валера Янклович подбежал: «Мы сейчас всё уберём! Мы всё это уберём!» Но где же маска, которую обещали семье? Их же было сделано три...»
Вот с этого числа три и начинаются вначале неразбериха и путаница, а потом ссоры и обиды... Все говорят о трёх масках, имея в виду три металлические копии, но ведь было ещё три гипсовых оригинала!
Рассказывает Людмила Абрамова: «Васильеву снимать маску помогала Марина и его сын... Слепок он унёс домой, сам сделал три оригинала. И пометил их, чтобы отличить от любой подделки. А потом поручил скульптору Гурченко выполнить маску в бронзе с серебром (в трёх экземплярах). Более того, Васильев взял клятву с Гурченко, что тот правильно выдержит рецепт сплава и не сделает для себя ни одного тайного слепка... И вроде бы никаких нарушений Гурченко не сделал. Юра ему верил».
Вот так всё происходило на самом деле, и когда были готовы металлические копии, - одну забрала с собой Марина, вторую отвезли в театр (отдали Ю.П.Любимову, который положил маску в сейф), третья, которая предназначалась для семьи, пока находилась у друзей В.В. Но вот Любимов уезжает за границу, и вторая маска исчезает из сейфа...
В.П.Янклович: «Скульптору Распопову (он умер в феврале 1988 года), который делал фигуру Высоцкого, понадобилась маска, понадобилась для работы. Распопов решил обратиться к Дупаку (раз в театре - значит, у директора). Дупак ответил, что маски у него нет, Любимов увёз её за границу... Но Петрович никакой маски за границу не увозил, она должна быть у Дупака...»
Семья беспокоится тоже. Нина Максимовна Высоцкая приезжает в театр... Где маска? - «Дупак повёл нас в кабинет... Нет ключа от сейфа! Долго искали ключ. Открыли сейф в кабинете Любимова - маски нет. А Дупак говорит: «Я ничего не знаю. Маска была». - «Как же так, Николай Лукьянович!» - «Я буду искать». Звоню на следующий день: «Вы знаете, Нина Максимовна, обратитесь к Марине... Мы и вторую отдали ей...»
Разумеется, этого не могло быть... Итак, точно известна судьба только одной посмертной маски В.Высоцкого - она у Марины Влади в Париже. Ещё одна маска у друзей, но где она? - этого никто не знает... И только в самое последнее время стало более или менее точно известно, где находятся и гипсовые оригиналы, и бронзовые копии...
Вторая бронзовая маска все эти годы хранится у одного из близких друзей В.Высоцкого - Артура Сергеевича Макарова. Летом 1991 года он обещал передать её в «Дом Высоцкого на Таганке».
Третья металлическая маска, которая долгое время хранилась в кабинете Любимова, может находиться либо у Н.Л.Дупака, либо у сына Любимова - Никиты.

Теперь о судьбе трёх гипсовых оригиналов посмертной маски Владимира Семёновича Высоцкого. Считалось, что один из них был использован как форма для отливки бронзовых копий... Л.Абрамова: «Металл делали из первого оригинала, который при этом погиб»... Об этом знала и Нина Максимовна Высоцкая: «Скульптор уничтожил, чтобы не было тиражирования...» Так вот, для отливки был использован оригинальный слепок, тот самый, с которого были сделаны и три бронзовые маски.
Гипсовая маска с номером «один» была подарена Васильевым своему другу, профессору, доктору наук Ю.Делюсину, который долгое время входил в художественный совет Театра на Таганке. Гипсовая маска с клеймом «два» хранилась у Васильева - её он никому не показывал... Но на стене у него в квартире висела посмертная маска В.В. - это был слепок «три». Эту маску он когда-то обещал В.С.Золотухину...
Запись в дневнике В.Золотухина от 30.03.85 года: «Тамара (жена Золотухина) сказала, что звонил Ю.Васильев, что для меня готова давно обещанная посмертная маска В.С.Высоцкого и её нужно срочно забрать. Он только что из больницы, снова собирается туда и вернётся ли?.. А без него маску мне никто не отдаст...
Завернул он мне Володю в вафельное полотенце... Семья его покинула. Живёт он с девочкой Жулькой - маленькой собачонкой...
- Сильный инфаркт... Так что я решил кое-какие дела почистить. Отдать, что обещал... Только не давайте никому, начнут тиражировать, торговать... Я много масок снимал. Они имеют свойство жить, реагировать. Будете ругаться - он будет хмуриться. Будете радоваться - он будет улыбаться...»
А собственный экземпляр - гипсовый слепок номер «два» - Васильев обещал передать в музей Высоцкого. Рассказывает Л.Абрамова, близко знающая вдову Ю.Васильева: «Он сказал жене: «Когда я умру, маску отдай в музей». Этот оригинал Васильев хранил и никому не показывал... Когда Юрия Васильевича не стало, жена долго не могла найти маску. Совершенно случайно, разбирая вещи в квартире, она её нашла. И мы привезли её в музей».

У некоторых коллекционеров (и в общественных музеях В.Высоцкого) хранятся «посмертные маски В.В.» - «ленинградского происхождения», которые якобы сделаны учеником Юрия Васильевича... Одну из таких масок П.М.Леонов в своё время возил показывать Васильеву (это было незадолго до смерти художника). По словам Леонова, Васильев пришёл в ужас, когда увидел «маску», и сказал, что это подделка.
Людмила Абрамова рассказала, что они с вдовой Ю.Васильева положили рядом оригинал посмертной маски Высоцкого и «ленинградскую версию»: «У «ленинградской копии» перепутаны правая и левая стороны. У настоящей маски на одну сторону уголок рта опущен, а у копии - на другую. Но вполне возможно, что это делал скульптор, причём скульптор неплохой, потому что определённое сходство там есть... Но делал по фотографиям. Вдова Васильева говорит, что это самостоятельная работа... Воссоздание, которое выдают за посмертную маску... Ведь Васильев снимал только лицо, потому что был сильный отёк шеи, и он сделал только до подбородка... А на «ленинградской» работа очень глубокая: шея, уши, волосы... Причём волосы сделаны совершенно не так...»
И в заключение перечислим местонахождение гипсовых оригиналов и бронзовых копий посмертной маски Владимира Семёновича Высоцкого. «Гипс номер один» - в семье Льва Петровича Делюсина, вторая гипсовая маска хранится в Музее Высоцкого, и третья гипсовая маска - у В.С.Золотухина. Одна бронзовая маска находится в Париже у Марины Влади, вторая хранится у наследников А.С.Макарова, судьба и местонахождение третьей бронзовой копии пока точно неизвестны.

Такого Владимира Высоцкого как в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой» мог сыграть кто угодно

«И с меня, когда взял я да умер,
Живо маску посмертную сняли
Расторопные члены семьи, -
И не знаю, кто их надоумил, -
Только с гипса вчистую стесали
Азиатские скулы мои.

Мне такое не мнилось, не снилось,
И считал я, что мне не грозило
Оказаться всех мертвых мертвей, -
Но поверхность на слепке лоснилась,
И могильною скукой сквозило
Из беззубой улыбки моей».

Владимир Высоцкий, «Памятник».

Вопреки ожиданиям, драматургическая основа фильма оказалась многообещающей. К Никите Высоцкому как к сценаристу претензий нет. Точнее, претензии к нему как раз предъявляют («нестыковки», «невнятные мотивы»), однако общая картина все равно могла бы сложиться впечатляющая. Но не сложилась. Потому что дальше начинается чертовщина.

Чертовское любопытство

«Актер должен оживлять всё, чего касается», - звучит с экрана. На деле же в фильме режиссера Петра Буслова происходит обратное. Владимир Высоцкий на экране так и не появляется. Вместо Высоцкого – Мертвецкий. То есть некто, на кого неприятно смотреть. Перед нами безликий человек, который умер еще до смерти. Он мертвее всех мертвых. Весь фильм опровергает название «Спасибо, что живой».

Где жизнь? В фильме живет кто угодно, только не тот, кого называют Высоцким. Его азиатские скулы все-таки стесали вчистую.

Мы видим бюст Владимира Высоцкого, надвинутый на плечи безымянного актера, в котором на уровне жестов и походки, угадываются черты Сергея Безрукова. Безруков без грима тоже появляется – для того, чтобы пройтись плечом к плечу с Высоцким по коридорам Таганки.

Положение тела

Сейчас зрители продолжают гадать – так кто же все-таки играет главного героя. Безруков? Смольянинов? Вдовиченков? Да какая разница – кто? Оксана Акиньшина. Почему бы и нет? Читайте титры. Все дело в количестве часов, требующихся для гримирования.

В любом случае, это – худшая роль. Неважно кто ее исполнял. И актерской вины в этом нет. Прием, доведенный до абсурда, подвел. Таковы обстоятельства, навязанные продюсерами. Похоже, эти люди всерьез думают, что при наличии больших денег можно сделать всё из всего. На передний план выходят технологии. Чем изощреннее, чем лучше. Кто был ничем, тот станет всем. Все дело в цене.

Но это – самое большое заблуждение, которое может быть. Тело похоже, а души нет и не предвидится. Имитация.

По этой причине даже выход из состояния клинической смерти в бухарской гостинице кажется частью компьютерной игры. Вот Высоцкий горизонтальный, а вот – вертикальный. Разница между живым и мертвым - в положении тела. Только и всего.

Нехорошая картина

Один из самых живых и энергичных актеров представлен ходячей мумией. «Он не двойник и не второе «я», // Все объясненья выглядят дурацки», - как написал когда-то Высоцкий.

По экрану передвигается памятник. Или актер, облаченный в посмертную маску другого актера. Любой человек с живым лицом, без толщи грима и компьютерных доработок, был бы здесь более уместен. Особенно если сравнивать загримированного под Высоцкого актера с теми, кто в фильме все-таки действительно играет, а не просто движется в заданном направлении.

Удивительно, но главным героем фильма становится Дмитрий Астрахан в роли администратора филармонии. Известный режиссер, сыгравший администратора, попавшегося на крючок КГБ, по-настоящему живой. Спасибо, что живой. Привычно светится на экране Оксана Акиньшина в роли подруги Высоцкого. А рядом с ней двигается какой-то самозванец, от которого исходит могильная скука беззубой улыбки.

Высоцкий в сопровождении своей небольшой свиты похож на провинциального Воланда.

Его сопровождают Коровьев, Азазелло и Кот-Бегемот. (Иван Ургант, Максим Леонидов и Андрей Панин). В таком случае, Астрахан – администратор варьете Варенуха. Вокруг свиты суетятся чекисты. Вынюхивают, выслеживают, записывают.

Вместо того чтобы слушать Высоцкого, они его прослушивают. Контора пишет.

«Железные рёбра каркаса»

«Я не знал, что подвергнусь суженью // После смерти…», - писал поэт Владимир Высоцкий. А раз писал, то все-таки знал. Предвидел, а точнее – предчувствовал. С его песнями это уже случалось много раз, а теперь вот перекинулось на большой экран.

«И железные ребра каркаса // Мертво схвачены слоем цемента…» Тот человек, который бродит в пространстве фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой», покрыт слоем даже не цемента, а непробиваемого равнодушия. Кто он такой? Неужели поэт? Как будто еще и актер? Говорят, он еще и песни пишет и сам их исполняет? Кто бы мог подумать.

Еще в прошлом веке наследники Высоцкого стали «популяризовать» творчество поэта и актера, устраивая песенные шоу с участием поп-музыкантов, чьи имена лучше не произносить вслух. Получилось точно так, как написал Владимир Высоцкий: «С крыш ударил направленный свет, - // Мой отчаяньем сорванный голос // Современные средства науки // Превратили в приятный фальцет».

Теперь вот настало время поработать с лицом. Подогнать с помощью современных средств науки под новый стандарт.

Безжизненное пространство

Хотя, возвращаясь к сюжету, кино могло получиться совсем другим. Все составляющие крепкого фильма имелись. Любовная, философская, криминальная и историческая линии сошлись вместе. А свободный человек в окружении несвободных людей гнет свою линию и, несмотря на давление системы, отвоевывает жизненное пространство.

Очень актуальная для современной России тема. Осталось только ее художественно воплотить.

На этот раз сорвалось. Была сделана ставка на примелькавшихся актеров и технологические фокусы.

В том самом 1979 году, когда происходит действие фильма, Владимир Высоцкий написал:

А мы живем в мертвящей пустоте -
Попробуй надави, так брызнет гноем...
И страх мертвящий заглушаем воем -
И вечно первые, и люди, что в хвосте.
И обязательное жертвоприношенье,
Отцами нашими воспетое не раз,
Печать поставило на наше поколенье,
Лишило разума, и памяти, и глаз…

На этот раз в жертву принесли самого Высоцкого, обставив это как большое творческое достижение.

Возвращаясь к сравнению со свитой Воланда, можно еще вспомнить оторванную, а затем вновь приставленную голову Жоржа Бенгальского. Бедный конферансье у Булгакова жалобно бормотал на сцене варьете: «Отдайте мою голову! Голову отдайте! Квартиру возьмите, картины возьмите, только голову отдайте!»

Отдайте актеру его голову. Оживите мертвящую пустоту. Снимите гипс. И только потом благодарите за то, что живой.