Что значит троекратные повторы в сказке. Повторы

Бухаринова Анна

Число три стало самым излюбленным числом и в мифах, и в сказках. События в сказках А.С.Пушкина складываются по тройственной схеме, с повторяющимися словесными фразами.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 22

Как Уотсон напоминает ее читателям, «сила сказки остается до тех пор, пока рассказывается история». Пока «Гоблинский рынок»остается напечатанным и прочитанным, его силу как сказку нельзя игнорировать, независимо от того, насколько убедительно интерпретация может быть. Работы цитируются Кейси, Джанет Галлигани. «Потенциал сестричества: рынок гоблинов Кристины Россетти». Викторианская поэзия 1: 63 Россетти, Кристина. «Рынок гоблинов». Антология бродвейской викторианской поэзии и поэтическая теория.

Детская литература 1: 61. Там у нас есть это снова: последний праздник - это день повторений. Во второй половине дня почти только повторения. Блестящая комедия с Вальтером Маттау и Джеком Леммоном - о звездном репортере, который собирается уйти в отставку, но последний заголовок останавливает его.

Реферат

ВОЛШЕБНОЕ

ЧИСЛО ТРИ В СКАЗКАХ

ученица 2 «А» класса

Руководитель: Бухаринова Галина Александровна

Березники, 2012 г

  1. Введение ………………………………………………………….. стр.2
  1. Глава 1. Загадочное число три ………………………………….. стр.4
  1. Глава 2. Путешествие по сказкам ………………………………. стр.5

2.1. Социологический опрос детей в классе по сказкам... стр.5

Кроме того, вечером так много происходит, что даже мы не можем решить. Если вы можете это сделать, сообщите нам об этом и помогите нам. 😉. Многие математики древности считали, что эти три были идеальным числом, одним из совершенной гармонии, поскольку оно приложило начало, средство и конец. В частности, пифагорейская доктрина рассматривала три как первое «реальное» число, будучи первым, которое могло физически проявиться через геометрическое формирование треугольника. Поэтому неудивительно, что эти три представляют собой священное число почти во всех религиях мира.

2.2. Анализ текстов русских сказок ……………………… стр.7

2.3. Число три в сказках А.С.Пушкина ………………….. стр.10

4. Заключение ………………………………………………………. стр.12

5. Список литературы ……………………………………………….стр.13

Введение

«Что за прелесть эти сказки!

Каждая есть поэма!»

(из письма А.С. Пушкина)

Тема нашей работы – волшебное число три в сказках. Выбор моей темы обусловлен тем, что я люблю сказки, помню, как мне маленькой их читала мама, а сейчас сама их читаю с удовольствием.

И таким же образом неудивительно, что эти три всегда были очень особенным числом во время истории, наполненной символикой и смыслами. Три были богами, которые контролировали мировую империю в греко-римской мифологии. Три были судьбами, которые влияли на жизнь людей. Три являются компонентами Свято-Христианской Троицы. Три вершины образовали любовный треугольник, который привел к упадку Камелота. Оставив в стороне знаменитых «Трех маленьких свиней», просто попадайте в не менее популярную историю трех медведей, чтобы увидеть, что трое - это медведи, живущие в доме, где лопнет старый главный герой, а затем снова превратились в маленькие Златовласки.

Актуальность темы заключается в том, что сейчас в школе мы изучаем сказки на уроках, и эта информация будет полезной и интересной.

Сказки – самые удивительные среди книг, они не подвластны времени. Не одно поколение людей выросло на сказках.

Кто из нас не помнит знаменитого сказочного зачина: «В тридевятом царстве в тридесятом государстве жили-были…»? И кто из нас, слушая и читая сказки, не сталкивался с числом три, которое с давних времен считалось магическим.

И, в свою очередь, есть три этапа, которые персонаж переживает в своем конкретном взломе: сначала попробуйте кашу, затем сядьте на стулья и, наконец, ляжете на кровати. Изображение: иллюстрация Кей Нильсена «История трех медведей». Повторение того же масштабного действия, которое, как не может быть иначе, завершается триумфом, также встречается в Белоснежке, хотя на этот раз играет против главного героя. И трижды королева пытается, притворяясь бухонерой, убивать страждущую молодую женщину: во-первых, удушающая ее лентой, которая окружает ее шею; затем, прибивая ядовитый гребень на голове; и, наконец, дал ему знаменитое отравленное яблоко.

Цель нашей работы – попытаться понять, анализируя тексты русских сказок, насколько часто встречается число три в сказках и что оно обозначает.

Задачи:

  • Найти сведения в литературе об истории числа 3;
  • Прочитать сказки, в которых встречается число 3 и проанализировать их;
  • Провести опрос одноклассников и сделать выводы;

Мы предполагаем, что число три часто используется в текстах русских сказок, является счастливым числом, приносит удачу и успех.

Повторение одного и того же акта эскалировало три раза, чтобы достичь абсолютной трагедии, также, как мы видели в свое время, в Румпельстильцкине, где главный герой совершает три последовательных сделки с таинственным карликом, чтобы помочь ей вязать гору соломы пока он не превратится в золото. В первой сделке он обещает отдать ей свое ожерелье в качестве рассмотрения. Уже в третьем, карлик, менее удовлетворенный другим материальным предложением, спрашивает у него то, что выходит за рамки обычных норм бартерной экономики: дать ему первенца, когда он родился.

Глава 1. Загадочное число три

Все мы уже умеем считать, и многое можем сосчитать. А в далекие времена люди не умели считать. Позже с большим трудом люди научились считать сначала до двух и только через много - много лет начали продвигаться в счете. После чисел «один» и «два» люди долгое время не могли придумать название следующему числу и все, что шло после двух, называлось «много». Лишь гораздо позднее дали особое имя числительному, которое мы называем «три». Когда-то числом «три» обозначали весь окружающий мир человека – его делили на земное, подземное и небесное царства. Поэтому число «три» стало священным у многих народов.

В версии «Золушка» братьев Гримма три повторяются снова и снова с разными резонансами. Как комментирует Бруно Беттельхайм, они - два помощника, которые плохо относятся к Золушке, заставляя его принять не только самую презренную позицию, но и номер три в иерархии; это происходит также с героем «Трех перьев» и с огромным количеством историй, в которых герой начинает быть нижней фигурой тотемического столба. Кроме того, Золушка едет во дворец три ночи. С другой стороны, и, как любопытство, у него даже нет порядка бежать в полночь под угрозой восстановления его обычного вида, так как этот фрагмент, который начинается с определенного плутовского тона и заканчивается другим жестоким насилием.

Долгое время число три было для многих народов пределом счета и совершенства, символом полноты. Число три стало излюбленным числом и в мифах, и в сказках. Помните сказки о трех поросятах, о трех медведях, о трех богатырях, о трех толстяках? Цифра три часто встречается в пословицах, поговорках, считалках. Люди издавна говорят:

С наступлением ночи Золушка захотела вернуться в свой дом, и принц сказал ей: «Я буду сопровождать тебя», желая узнать, откуда была красивая девушка. Но она ушла и поднялась на чердак. Принц подождал, пока придет его отец, и сказал ему, что иностранная горничная скрылась на чердаке. Тогда старик подумал: «Это будет Золушка?» И, попросив топор и кирку, он начал срывать чердак. Но внутри не было никого.

Третья ночь также повторяет тот пьяный оттенок, предлагая нам совершенно другую версию неуклюжести, которая в народе возложена на Золушку. С наступлением ночи Золушка попрощалась. Сын короля хотел сопровождать ее; но она убежала так быстро, что ее поклонник не смог дотянуться до нее. Однако на этот раз он прибегнул к ловушке: он приказал, чтобы дворцовая лестница была намазана рыбой, так что, когда девушка прыгнула на ступеньки, ее левая кроссовка прилипла к одному из них.

Плакать в три ручья

Наврать с три короба

Согнуться в три погибели

Число три считалось в древности магическим и потому, что оно складывалось из суммы предыдущих чисел (3=2+1), символизировалось треугольником, имело начало, середину и конец. С числом три связано много суеверий. Это число играло важную роль в магических обрядах. Все заговоры для придания им большей силы должны были произноситься трижды. От сглаза трижды плюют через левое плечо и трижды стучат по дереву. Те, кто считает число три счастливым, говорят: «Бог троицу любит».

Очарование сказок. Лечение повторения. Одержимость контролем всех переменных, накопление экономической и территориальной власти, наносит ущерб, что, как ни парадоксально, несоизмеримо. Эта мысль, предположительно рациональная, противостоит магическому мышлению, хотя мы должны быть в состоянии задаться вопросом, действительно ли эта оппозиция существует.

Леви-Стросс считал, что Запад включил в категорию «тотемизм» различные идентификационные формы разных культур, тем самым экономя работу по пониманию их различий и одновременно возвышаясь от европоцентризма. В этой линии рациональности сказки считались продуктами, предназначенными для простых и легко внушаемых умов, таких как дети. Его происхождение, однако, расположено по вечерам старого режима, где взрослые участвовали вместе с детьми, не беспокоясь о эротическом содержании, которое они носили, поскольку категория детства еще не была концептуализирована.

Ну, а что означает тройка как число имени? Это талант, веселость, указание на науку, на спорт, мир искусства. Так что Кати, Вити, Алеши, Димы и Феди, если вы это учтете, то обязательно придете к успеху.

Глава 2. Путешествие по сказкам

2.1 Социологический опрос детей в классе по сказкам

Для своего исследования я предложила ребятам в классе ответить на вопросы анкеты, чтобы выяснить, как они относятся к сказкам и числу три.

Повторение форм, тем, персонажей и структур в разных версиях, которые собирали литераторы более поздних времен, дает им выживание и универсальность, которые нужно было бы изучить глубоко, прежде чем спешить, чтобы подтвердить это. Повторение ничего не меняет в повторяющемся объекте, но оно меняет что-то в духе, который его созерцает.

Гофман, выполняет монументальную работу более 150 сборников. Это было производство, которое считалось подрывным для многих и не рекомендовалось для детей, поскольку оно не имеет моральных качеств, а главный герой - девочка без какого-либо взрослого человека, вовлеченного в историю. Девочка, которая растет и сжимается, также считается способом отрицать рост.

Опрос показал, что 91% ребят любят сказки (9% - не любят).

Меньше половины (43%) опрошенных согласились с тем, что числа в сказках используются часто. И все (100%) отметили, что наиболее часто встречается в текстах число три. Ребята называют пять и более сказок, в названии которых есть число три.

Н а вопрос «Сталкиваемся ли мы в жизни с числом три?» все ответили: «Часто». А счастливым для себя это число отметили лишь 75% опрошенных, для 25% оно является несчастливыми.

В этой саге главный герой сжимается гоблином и превращается в эльфа, как наказание за его зло. В итоге он восстанавливает свой нормальный размер, исправляя свои недостатки. Историк Роберт Дартон в своей статье «Крестьяне рассказывают истории: смысл мамы Оки» говорит, что эти писатели изменяют народные сказки, рассказываемые по вечерам вокруг печи, во время старого режима, в соответствии со стилем более поздней эпохи, который где они жили. Перро приспосабливает их к вкусу изысканных парижских залов прелестей.

Когда они уезжают в Германию, Гримм убирает Безумие, они положит конец этому, и поэтому они переходят к немецкой, а затем английской литературной традиции. Анализируя психоаналитическую интерпретацию этих историй, обвинения «психоаналитических экзегетов» Эрика Фромма и Бруно Беттельхайма в самых последних версиях этих историй «игнорируют предыдущие», интерпретации, которые универсализуют вопросы, которые касаются только данного общества в определенный момент. Однако Бруно Беттельхайм в «Психоанализе сказок» говорит: «Как и в большинстве сказок, существует несколько версий».

2.2 Анализ текстов русских сказок

Число « три ». В сказках обычно дается три желания, камень на распутье предлагает богатырю три пути, у отца три сына или три дочери, трижды приходится герою преодолевать препятствия на своем пути.

Одной из любимых сказок нашего народа является сказка П. Ершова «Конек-Горбунок», написанная более ста лет назад. Утроенный мотив, да и сама цифра три часто встречается в тексте сказки:

И нет никаких сомнений в том, что он использует наиболее подходящую ему версию для проведения весьма успешной политической операции, как и бетцеллер, подготовленный текстом, который был переведен на несколько языков. Интересно также отметить, что в переводе на испанский язык слово «психоанализ» добавляется к названию, не включенному на английском языке, и фраза сжимается. В оригинале говорится об использовании чары. Значение и важность феи, которая в более буквальном переводе была бы Использование заклинаний.

Значение и значение сказок. Мы возьмем историю Маленькой Красной Шапочки, чтобы задать следующие вопросы. Есть много других версий, но мы остановимся здесь, чтобы объяснить наши цели. До сих пор различия, но что повторяется? Сказки приносят воспоминания о повторении. Они приносят удовлетворение как можно больше - неважно их содержание - они повторяют то, что настаивает.

«У крестьянина три сына,

Старший умный был детина,

Средний сын и так, и сяк,

Младший вовсе был дурак».

Три ночи братья по очереди ходили в караул в поле, чтоб поймать злого вора.

«Стало в третий раз смеркаться,

Надо младшему сбираться…»

А когда Иван-дурак поймал кобылицу, та просила его:

«По три утрени зари

Выпущай меня на волю

Погулять по чисту полю.

По исходу же трех дней

Двух рожу тебе коней…

Да еще рожу конька

Ростом только в три вершка».

И вот этого младшего, любимого всеми Иванушку-дурачка, судьба всегда испытывает трижды. Царь отправляет Ивана в дальние края сначала, чтоб достать «Жар-птицу в нашу царскую светлицу», потом «недели в три » отыскать Царь-девицу, а затем для Царь-девицы доставить в три дня перстень из океана.

«На другой день наш Иван,

Взяв три луковки в карман,

Потеплее приоделся,

На коньке своем уселся

И поехал в дальний путь…».

«Подъезжая к окияну,

Говорит конек Ивану:

«Ну, Иванушка, смотри,

Вот минутки через три

Мы приедем на поляну…».

В конце сказки для Ивана уготовлено еще одно испытание. Царь-девица велит царю:

«… Три котла больших поставить

И костры под них сложить.

Первый надобно налить

До краев водой студеной,

А второй – водой вареной,

А последний - молоком,

Вскипятя его ключом».

Царь заставляет искупаться Ивана в трех котлах. Ныряет Ванюша в котлы:

«И такой он стал пригожий,

Что ни в сказке сказать, ни пером описать!»

Мы замечаем, что Иван, третий сын крестьянина, пройдя через три испытания, искупавшись в трех котлах, женится на Царь-девице.

В тексте русской народной сказки «Царевна-лягушка» мы также видим присутствие числа три. «В некотором царстве…жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич». В поисках невесты три брата пускают по стреле из лука. Иван три дня ищет свою стрелу. Играют три свадьбы. Трижды царь дает задания своим невесткам: испечь каравай, соткать ковер, явиться на пир, чтобы посмотреть, которая из них лучше пляшет, и, соответственно, задания принимает в три этапа. А когда Иван сжигает шкуру лягушки, Василиса Премудрая говорит: «Если бы ты еще три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве у Кощея Бессмертного. Как три пары железных сапог износишь, как три железных хлеба изгрызешь – только тогда и разыщешь меня…». Иван истер в пути три пары железных сапог, изгрыз три железных хлеба. А встречный старик рассказал Ивану, что на Василису Премудрую наложено Кощеем заклятье – быть лягушкой три года. В конце сказки мы видим, что Иван-царевич, преодолев все препятствия, освобождает Василису Премудрую.

Проанализируем еще одну сказку « Три царства – медное, серебряное и золотое» (один из вариантов сказки, так как существует очень много вариантов записи этой сказки). «… Жил-был царь Горох с царицею Анастасьей Прекрасною; у них было три сына-царевича. Сотряслась беда – утащил царицу нечистый дух». На поиски матушки отправляется «большой» сын. «Поехал и пропал, три года про него ни вести, ни слуху не было». Затем также исчезает второй сын. Настал черед «меньшого сына Ивана-царевича», и он «пустился в чужедальнюю сторону». Приезжает он к «синю морю, …и вдруг прилетели на море тридцать три колпицы, ударились оземь и стали красные девицы». Цифра 33 содержит в себе значение множества.

Одна из красавиц помогает Ивану. Он находит своих братьев. А «серебряная птичка золотой хохолок» приводит их к яме. Иван «полез в ту яму глубокую и спущался ни много, ни мало – ровно три года; спустился и пошел путем-дорогою». Далее мы видим троекратный повтор в тексте сказки. На пути своем встречает Иван сначала «медное царство; во дворце сидят тридцать три девицы-колпицы, вышивают полотенца», затем «серебряное царство; во дворце сидят тридцать три девицы-колпицы, вышивают полотенца» и «золотое царство; во дворце сидят тридцать три девицы-колпицы, вышивают полотенца». В каждом царстве его встречала прекрасная царевна. Утроение мотива создает размеренный ритм повествования.

Победив Ворона Вороновича, Иван-царевич находит мать, забирает с собой трех царевен с тремя царствами и направляется домой, но братья не захотели поднимать его из ямы. Три года пролежал Иван без памяти в яме. Но, как и в других сказках, третий сын царя оказался умнее и хитрее своих братьев, выбрался из ямы и женился на царевне золотого царства.

В русских народных сказках всегда у мужика или царя три сына. Первый и второй не выполняют поручение отца, а третий , младший, всегда побеждает. Третий сын, вроде бы и дурак или простак, но всегда оказывается удачливее и благороднее. Он находит себе волшебную невесту (Василису Прекрасную, Василису Премудрую, прекрасную царевну и др.) и женится на ней. И всегда у него есть волшебные звери-помощники (конь, волк и др.). Судьба всегда трижды испытывает своего героя.

  1. Число три в сказках А.С.Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин был буквально с детства пропитан сказочным духом благодаря своей няне Арине Родионовне, бабушке и дворовому Никите Козлову. Поэт проявлял глубокий интерес к живому народному языку и фольклору. В своих работах поэт учитывал уже сложившиеся традиции.

Самым распространенным числительным в сказках Пушкина является число три. Уже в зачине сказок часто встречается эта цифра. Например:

- «Негде, в три девятом царстве, в три десятом государстве, жил-был царь

Дадон…» (из «Сказки о золотом петушке»)

- «Жил старик со своею старухой у самого синего моря. Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года…» (из «Сказки о рыбаке и рыбке»)

- « Три девицы под окном пряли поздно вечерком…» (из «Сказки о царе Салтане»).

Разберем «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Сразу же с первой строчки встречаем цифру три:

«Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком»

Подслушавший речь девиц, царь выбирает третью девицу, которая «для батюшки-царя родила б богатыря».

Так же, как и в народных сказках, у Пушкина две сестрицы оказываются злыми, завистливыми и коварными, которые начинают строить козни младшенькой сестрице. Обманом, хитростью заставили они посадить в бочку царевну молодую с сыном и бросить их в океан.

Очутившись на острове, царевич спасает от коршуна лебедя, и тот говорит:

«Ты, царевич, мой спаситель,

Мой могучий избавитель,

Не тужи, что за меня

Есть не будешь ты три дня».

Происходит чудо, проснувшись поутру, мать с сыном видят красивый город, который дарит им лебедь, и в котором княжить им. Они как бы заново воскресли через три дня. Дальнейшее утроение мотивов позволяет поэту углубить идею сказки. Чтобы царевич смог попасть в царство Салтана, три раза лебедь превращает его в насекомое. Сначала он становится комаром, затем мухой, а потом превращается в шмеля. Так Гвидон трижды посещает царство своего отца, где он узнает сначала о чудесной белке, затем о тридцати трех богатырях, а потом и о прекрасной царевне. Три раза лебедь помогает царевичу. Так в его городе появляется чудо-белка:

«Белка песенки поет,

Да орешки все грызет.

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра чистый изумруд».

На берегу очутились тридцать три богатыря:

«И очутятся на берегу,

В чешуе как жар горя,

Тридцать три богатыря.

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны как на подбор,

С ними дядька Черномор».

И лебедь стала царевной, у которой:

«Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит,

А сама то величава

Выступает, будто пава,

А как речь то говорит –

Словно реченька журчит».

Превратившись в насекомое, царевич три раза ужалил своих обидчиков: поварихе «впился прямо в правый глаз», ткачихе «сел на левый глаз», а сватью бабу Бабариху ужалил прямо в нос. И когда он в третий раз прилетел к царю, автор пишет:

«А ткачиха с поварихой,

Со сватьей бабой Бабарихой,

Около царя сидят –

Четырьмя все три глядят».

Так царевич наказал своих теток за злые языки (цифра четыре по Пифагору означает «справедливость»).

Итак, мы видим, что число три в этой сказке встречается часто: три девицы, три приезда купцов в город царевича Гвидона, три чуда. И только третье чудо становится завершающим, ключевым, поскольку именно оно приводит Салтана на остров, где он находит свою жену с сыном.

В сказках Пушкина герой должен пройти непременно три испытания, а не сразу третье, но самое большое. Это свидетельствует о единстве трех – необходимости каждого из трех, а не только одного третьего. Без какого-то одного из трех результат не дается.

Заключение

Проанализировав русские народные сказки и сказки А.С.Пушкина, можно смело утверждать, что выбор чисел в сказках не случаен. Он основан на народном представлении о значении чисел.

Самым распространенным числительным в сказках является число три. Цифра три наталкивает читателя на мысль о волшебстве. Число три – одно из самых положительных чисел в мифах и сказках, где примета «третий раз – удачный» имеет древние корни. Троекратный повтор в сказках использовался для того, чтобы показать эмоциональный накал страстей. Но не одинаковый повтор, а по формуле: 2+1. Первые два раза – одинаково, а в третий раз происходит что-то грандиозное.

В народных сказках герои обычно имеют три желания, а исполняются они только на третий раз: надо выдержать три испытания или три попытки, чтобы добиться благоприятного результата.

Число три часто встречается в текстах русских сказок, является счастливым числом, приносит удачу и успех.

Цифра три невелика,

Но везде она нужна.

В светофоре три огня,

И в упряжке три коня.

В сказках есть три толстяка,

Три девицы,

И три дня скакал Иван

По лесам и по полям.

В тридесятом государстве

Он царевну отыскал.

На картине Васнецова

Трех богатырей мы видим снова.

И в пословицах, загадках

Цифра три звучит в отгадках.

Только в школе не всегда

И не всем она нужна.

Мы хотим оценку «пять»

На уроках получать.

Список литературы

  1. Александров Э., Левин В. В лабиринте чисел. – М., 1977.
  1. Пушкин А.С. Сказки. – М., 2007.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Волшебное число 3 в сказках Работу выполнила: ученица 2 «А» класса Бухаринова Анна

Цель работы: попытаться понять насколько часто встречается число 3 в сказках и что оно обозначает. Задачи: найти сведения в литературе об истории числа 3 Прочитать сказки, в которых встречается число 3 и проанализировать их; Провести опрос одноклассников и сделать выводы;

Три сына… Три ночи… Три зари… Три дня… Три вершка… Три луковки… Три котла… Анализ текстов русских сказок

Социологический опрос в классе

«Три царства – медное, серебряное и золотое » Три сына… Три года… Тридцать три колпицы-девицы… Три царевны… Три царства…

Три девицы… Три дня… Три превращения… Три чуда… Три раза ужалил… «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Выводы: Выбор чисел в сказках не случаен; Самым распространённым числительным в сказках является число 3; Число 3 часто встречается в текстах сказок, является счастливым числом, приносит удачу и успех.

Зачем несколько раз повторяются одни и те же слова и фразы в русских народных сказках?

Просмотр содержимого документа
«проект смысл повторений»

«Основная общеобразовательная школа №26 им. А.С. Пушкина»

Исследовательский проект

Подготовил: ученик 4 класса

Зеленин Роман

Руководитель: учитель начальных классов

МБОУ «ООШ №26 им. А.С. Пушкина»

Лысова Александра Александровна

Рубцовск

Введение 3

1. Русская сказка, или с чего начинаются сказки России 4

1. Что такое кумуляция? 6

2. Смысл повторений в сказке по мнению современников 8

3. Смысл повторений в сказках по моему мнению (основываясь на знаниях исследователей) 11

Заключение 13

Список литературы 14

Введение

Часто, читая сказки, или слушая их в исполнении взрослых, я задумывался, зачем много раз повторять одно и то же? Например, в сказке «Репка» - перечисление всякий раз того, кто тянул репку, в сказке «Теремок» - постоянное перечисление героев и тому подобное.

С этим вопросом я обращался к маме, к бабушке, к учителям, и все они давали разные ответы. А однажды заговорил на эту тему с учительницей первого класса, Лысовой Александрой Александровной, и она рассказала мне много интересного, посоветовала некоторые информационные источники, в которых я мог бы узнать для себя новую информацию по данной теме. Изучив достаточно информации, я предложил Александре Александровне оформить изучаемую тему в форме проекта.

Цель нашего исследования: определить истинный смысл повторений в русских народных сказках.

    Изучить тексты русских народных сказок под редакцией А.Н. Афанасьева;

    Изучить исследовательскую информацию по данной теме в различных источниках;

    Ознакомиться с мнением учителей, студентов филологического факультета, одноклассников по данному вопросу;

    Систематизировать и обобщить информацию по данной теме, оформив научно-исследовательский проект.

Для решения поставленных задач и достижения намеченной цели я использовал следующие методы:

    Систематизация и обобщение;

    Интервьюирование;

    Анкетирование;

  1. Русская сказка, или с чего начинаются сказки России

Слово сказка известно с XVII века. До этого времени употребляли термин «байка» или «басень», от слова «бать» - рассказывать. Впервые это слово было употреблено в грамоте воеводы Всеволодского, где осуждались люди, которые «сказки сказывают небывалые». Но ученые полагают, что в народе слово «сказка» употреблялось и раньше. Талантливые сказочники в народе были всегда, но о большинстве их них не осталось никаких сведений. Однако, уже в 19 веке появились люди, которые поставили своей целью собрать и систематизировать устное народное творчество.

Ярким собирателем был А.Н.Афанасьев. С 1857 -1862 годы им создаются уже сборники русских народных сказок. Уже в 1884 году вышел сборник собирателя Д.Н. Содовникова «Сказки и предания Самарского края». В этом сборнике были записаны 72 текста от сказочника Абрама Новопольцева - простого крестьянина из села Повиряськино Ставропольского уезда. В репертуар данного сборника вошли сказки: волшебные, бытовые, сказки о животных.

В словаре Владимира Ивановича Даля сказка определяется как «вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание». Там же приводится несколько пословиц и поговорок, связанных с этим жанром фольклора: Либо дело делать, либо сказки сказывать . Сказка складка, а песня быль. Сказка складом, песня ладом красна. Ни в сказке сказать, ни пером описать. Не дочитав сказки, не кидай указки. Сказка от начала начинается, до конца читается, а в серёдке не перебивается.

Уже из этих пословиц ясно: сказка - вымысел, произведение народной фантазии - «складное», яркое, интересное произведение, имеющее определённую целостность и особый смысл.

В словаре Ожегова Сергея Ивановича: «Повествовательное, обычно народнопоэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. Русские народные сказки ».

Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность (сказка ложь, да в ней намек). Русская сказка - один из самых популярных и любимых жанров фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, а потому, что в сказке присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.

Всем нам следует знать, что сказки, кроме привычной бытовой воспитательной функции, могут выполнять и ряд других – более сложных, например:

    Быть хранилищем истории

    Связывать с предками

  1. Что такое кумуляция?

Ученые-лингвисты называют повторение специальным словом «кумуляция».

Лингвисты – это специалист, разбирающийся в истории образования языков, их структур и характерных особенностей. Это специалист в области языкознания и языковедения.

Кумуляция – скопление, накапливание. То есть сказки, в которых есть повторы, называются кумулятивными (еще цепевидными).

Сказки-вопросы;

Сказки без конца;

Бесконечные сказки;

Кольцевые сказки.

Основной их композиционный прием состоит в многократном, нарастающем повторении одних и тех же действий, пока созданная цепь не обрывается или же не расплетается в обратном, убывающем, порядке. В нагромождении и состоит весь интерес сказок: в них нет интересных сюжетных событий, наоборот событие ничтожно, и эта ничтожность влечет за собой катастрофу. Разбилось яичко - горит вся деревня.

Состоит из обычного события или жизненной ситуации. Разбивается яичко. Баба печет колобок. Не назвать даже завязкой, ибо не видно, откуда развивается действие. Оно развивается неожиданно, и в этом весь эффект. Способы соединения цепи с композицией достаточно разные. Репка и Теремок. В Репке цепь понятна, во втором - необходимости в приходе новых зверей нет.

Принципы, по которым наращивается цепь, тоже очень разные. Отсылка, пожирания (глиняный паренек), угроза пожирания (колобок), ряд обменов (за курочку уточку), последовательное появление непрошеных гостей (теремок), создание цепи из людей или животных (репка).

Также к кумулятивным относятся сказки, построенные на различных видах комических, бесконечных диалогов.

Два стиля кумулятивных сказок:

1.Одни рассказываются спокойно, медленно, как и всякие другие сказки.

2. Нагромождению и нарастанию способствует нагромождение слов.

Вся прелесть этих сказок в повторениях. Весь их смысл в красочном исполнении. Оно требует мастерства: иногда приближается к скороговоркам, иногда сказки поются. Эти особенности делают их любимыми детьми.

Современные психологи и педагоги говорят, что такие сказки способствуют тренировке памяти, развитию речи и тому подобное. Но это не так! Сказка изначально создавалась не как развлечение, и не для детей!

  1. Смысл повторений в сказке по мнению современников

Я решил узнать, что думают по этому поводу учителя школы №26 им. А.С. Пушкина и провел интервью:

1. Скажите, пожалуйста, изучаются ли в курсе литературного чтения сказки с повторениями?

2. Как Вы думаете, для чего народ построил повествование данных сказок с многочисленными повторениями?

«1. Да, такие сказки изучаются. 2. Для того, чтобы развивать память детей, ведь повторение – мать учения (улыбнулась)».

Учитель 3 класса, Шарова Ольга Валерьевна: «1. Сказки с повторениями часто встречаются в курсе литературного чтения. 2.Думаю, что народ заложил какой-то непростой смысл в повторения, так как в фольклоре сосредоточена мудрость, возможно, для формирования и развития памяти, но точно ответить на этот вопрос не могу».

Учитель 4 класса, Емельяненко Наталья Владимировна: «1. Да, сказки с повторениями изучаются. 2. Думаю, чтобы развивать память, речь, внимание у детей, успокаивать их, ведь сказки читаются перед сном».

Также поинтересовался у учителя русского языка и литературы, Михайличенко Галины Анатольевны: «1.Каждый год в разделе «Фольклор» изучаются сказки. 2. Я очень увлекалась данной темой, поэтому постараюсь кратко и доступно тебе рассказать, Роман. В сказках, которые изучаются в среднем звене, нет таких характерных кумулятивных сказок, но все, же повторения встречаются, они связаны с так называемыми «волшебными цифрами» - 3, 7, 9. Я придерживаюсь такого мнения: наши соотносили данные цифры с циклами жизни, и познание мира осуществлялось через сказки, которые передавали ребенку».

И у учителя английского языка, Кононенко Любови Александровны: «1.Так как я и учитель начальных классов, то скажу с полной уверенностью, что такие сказки изучаются. 2. Я думаю, что многочисленные повторения используются в сказках для того, чтобы лучше запомнить их, ведь это народные сказки, они передавались от человека к человеку».

Екатерина Литау: « Эти сказки являются народным фольклором. Они отражают поверья и представляют собой историческую ценность. так как передают изменения картины мира нашего народа. Мы каждый год изучаем их, как литературное, культурное и историческое наследие».

А среди одноклассников провел анкетирование, используя следующие вопросы:

2.Какие сказки тебе нравятся больше всего? Назови.

3.Встречались ли тебе сказки с повторениями?

4.Как ты думаешь, для чего сказки написаны с повторениями?

В моем классе учится 22 ученика, включая меня. Проанализировав анкету вместе с Александрой Александровной, мы построили диаграммы, чтобы наглядно показать частотность ответов (приложение 1).

На первый вопрос 83% (18 учеников) ответили, что они любят читать сказки, а 17% (4 ученика) - нет, не любят.

На второй вопрос 31% (6 человек) – «Снегурочка», 25% (5 человек) – «Марья Моревна», 18% (4 человека) - «Иван-царевич и серый волк», 12% (3 человека) – «Иван-крестьянский сын и Чудо – Юдо», 8% (2 человека) – «Царевна - лягушка», 5% (1 человек) – другие.

Было много предположений по вопросу «Для чего нужны повторения?», мы обобщили ответы: 46% (10 человек) – чтобы было интересно, 36% (8 человек) – чтобы лучше запомнить, 28% (6 человек) – чтобы казалась длиннее.

Можно сделать вывод о том, что немногие знают о скрытом смысле такого приема, как повторение в сказке, будь то бытовая сказка, или волшебна, или о животных.

  1. Смысл повторений в сказках по моему мнению (основываясь на знаниях исследователей)

Нам известно, что дед посадил репку, и по причине особо урожайного года, она выросла очень больших размеров. Чтобы вытянуть репку, деду по очереди на помощь прибегали бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка. Вытянуть же репку они смогли только тогда, когда тянули её все вместе.

Если говорить о скрытом значении сказки, то она рассказывает нам о тех знаниях, которые были накоплены предками, жившими в древние времена. Репка выступает в роли корней рода, а посадил её первопредок – тот самый дед, являющийся старейшим и мудрейшим.

Бабка в этой сказке символизирует традиции дома; отец – опору и защиту семейства; мать – опеку, тепло и любовь; внучка – продолжение рода; Жучка – защиту благосостояния; кошка – благостное состояние в доме и позитивный микроклимат ; а мышка – достаток.

Каждый из представленных образов тесно связан друг с другом, а все вместе они представляют одно целое. Только соединив все части вместе, человек способен достичь истинной гармонии бытия, научится жить в состоянии потока , когда всё, что есть внутри человека, и всё, что окружает его снаружи, приходит в соответствие друг с другом.

Пространство теремка ведет себя то активно-гостеприимно (приходящих приглашают войти в теремок), то дружелюбно-уступчиво (приходящие просятся внутрь, и их охотно пускают), то нейтрально, не проявляя ни уступчивости, ни гостеприимства, где сказка фиксирует лишь приход нового персонажа в терем. И хотя приглашают (соглашаются принять) в теремок персонажи - но характером обладают не они, а именно теремок, некоторое внутреннее пространство: ведь все персонажи говорят одно и то же, как бы играя одну и ту же роль и подчиняясь законам того пространства, обитателями которого им посчастливилось стать. Но стоит переступить черту, нарушить гармонию, и все исчезает, звери разбегаются, теряется единство.

Сюжет сказки «Колобок» настолько прост, что с первого прослушивания врезается в память так, что, вернувшись к нему повторно многие годы спустя, уже для того, чтобы рассказать внукам, любой из нас без труда вспомнит все его незатейливые приключения. Сразу оговоримся, что сказка про колобка, как и все аналогичные фольклорные произведения, содержит несколько смысловых пластов. Можно рассмотреть её на уровне простой педагогической морали и сказать, что это напоминание о том, как опасно отрываться от своих корней, от семьи, от традиций и устоев. Можно прочесть в ней предупреждение об опасности поддаваться на лесть. Можно расшифровать её как сигнал о том, что скрытые угрозы, как правило, таят большую опасность, чем явные. Да, много ещё чего… В основе всех его имён – корень «коло» . Дословно коло означает круг, окружность, обод, обруч, колесо . От этого корня происходят слова около, околица, коломыка (бродяга), колобродить (ходить вокруг да около), коловорот, кологривый (о животном с пышной гривой по обе стороны шеи), колокол, Коломна… Сказка про колобка есть ни что иное, как упрощённое изложение представлений древних славян. В частности, зачин сказки отображает их взгляды на сотворение богами-прародителями Солнца, выведенного в образе горячего ритуального хлебца колобка.

Оставленный остывать на окне он внезапно оживает и пускается в путь. Этот перенос надо понимать так: владыка небесной сферы. Каждая звёздочка на ней – окно, через которое он наблюдает за нами. Через такое «окно в небосводе» Солнце ускользнуло от владыки небесной сферы и начало свой путь среди звёзд.

Заключение

Время неумолимо бежит вперёд. Мир меняется. И вместе с миром меняется человек и его восприятие. Сегодня уже совсем немногие могут понять и объяснить сакральный и очень глубокий смысл сказок наших мудрых предков, а он, как вы и сами успели убедиться, конечно же, есть. А те знания, которые в этих сказках передавались, вообще совсем скоро могут кануть в Лету. Несложно заметить, что с течением времени прервалась та тонкая связь, которая соединяла друг с другом разные поколения людей.

Для того чтобы понять истинную суть сказок, в особенности, русских, человек должен отодвинуть на задний план своё нынешнее мировосприятие, и постараться посмотреть на мир и жизнь в нём тем взглядом , которым на них смотрели люди, жившие в те далёкие времена, когда сказки только начали появляться.

Поиск смысла, всенепременно, должен присутствовать, ведь Законы бытия, каким бы ни было время, каким бы развитым не было общество, какой бы высокотехнологичной ни была жизнь человека, всегда оставались и будут оставаться одними и теми же. Поэтому, пусть сказки о Кощее Бессмертном, Бабе-яге, Иване-царевиче, Емеле, Алёнушке и других персонажах будут для вас не просто интересными придумками, а теми указателями, на которые вы будете ориентироваться в своей повседневной жизни, в которой уже, казалось бы, совсем не осталось истинного волшебства.

Помните: волшебство есть, и оно окружает вас повсюду! А наше, славянское волшебство, это еще и важный, созданный предками смысл.

Список литературы

    Жоль К. К. Мысль, слово, метафора. - Киев, 1994.

    Новлянская З. Н. Почему дети фантазируют? - М.: "Знание", 1987.

    Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: ЛГУ, 1986.

    Пропп В. Я. Морфология сказки. 2-е из. - М., Наука, 1969.
    Интернет-ресурсы:

    http://wikii.ru/publ/sakralnyj_smysl_skazki_kolobok/14-1-0-919

    http://starina-rus.ru/

    http://www.detlitlab.ru/?cat=11&text=13

    http://www.distedu.ru/mirror/_nach/www.region.tver.ru/pu/slovesn/skazka/wc-03.htm

Просмотр содержимого презентации
«смысл повторений»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Основная общеобразовательная школа №26 им. А.С. Пушкина »

Исследовательский проект

«Смысл повторений в русских народных сказках»

Подготовил: ученица 4 класса МБОУ

« ООШ №26 им. А.С. Пушкина »

Кондратьева Владлена

Руководитель: учитель начальных классов МБОУ « ООШ №26

им. А.С. Пушкина » Лысова А. А.

Рубцовск



Цель исследования: определить истинный смысл повторений в русских народных сказках.

Задачи:

1)Изучить тексты русских народных сказок под редакцией А.Н. Афанасьева;

2)Изучить исследовательскую информацию по данной теме в различных источниках;

3)Ознакомиться с мнением учителей, студентов филологического факультета, одноклассников по данному вопросу;

4)Систематизировать и обобщить информацию по данной теме, оформив научно-исследовательский проект.



  • Анализ информационных источников;
  • Систематизация и обобщение;
  • Интервьюирование;
  • Анкетирование;
  • Беседа.




«Сказка - вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание».

«Повествовательное, обычно народнопоэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил».



  • Раскрывать тайны мироздания и другие тайные знания
  • Указывать на цикличность бытия
  • Служить астрономическим или природным календарём
  • Быть хранилищем истории
  • Связывать с предками
  • Рассказывать об обрядах инициации, когда человек переходит из детства в зрелость
  • Направлять человека на путь духовных исканий и личностного роста и т.д.


Кумуляция – скопление, накапливание.

Выделяют несколько видов кумулятивных сказок:

Цепные сказки (наиболее многочисленные);

Сказки-вопросы;

Сказки без конца (как бы незаконченные);

Бесконечные сказки (сказки, которые повторять можно сколь угодно долго, как замкнутый круг);

Кольцевые сказки.



Учитель 2 класса, Абакумова Наталья Андреевна:

«1. Да, такие сказки изучаются.

2. Для того, чтобы развивать память детей, ведь повторение – мать учения (улыбнулась)».



Екатерина Литау (студентка 2 курса филологического факультета Новосибирского педагогического университета: «Эти сказки являются народным фольклором. Они отражают поверья и представляют собой историческую ценность. так как передают изменения картины мира нашего народа. Мы каждый год изучаем их, как литературное, культурное и историческое наследие».