Занимаются ли международные организации правоохранительной деятельностью. Взаимодействие российских и иностранных правоохранительных органов

С учетом приведенных критериев и данного выше определения, в зависимости от их компетенции, международные правоохранительные организациям могут быть классифицированы на:

  • - международные организации и их органы, участвующие в международном сотрудничестве, связанном непосредственно с пресечением готовящихся или совершенных преступлений, в том числе и путем проведения в необходимых случаях оперативно-розыскных действий, а так же с оказанием правовой помощи в сфере уголовного судопроизводства, или, иными словами, международные организации по сотрудничеству между правоохранительными органами;
  • - международные организации и их органы, отправляющие правосудие по делам о международных преступлениях, осуществляющие уголовное преследование и наказание лиц, виновных в их совершении - органы международного уголовного правосудия (международной уголовной юстиции).

К международным организациям по сотрудничеству между правоохранительными органами относятся:

  • - Международная организация уголовной полиции (Интерпол);
  • - Европейская полицейская организация (ЕВРОПОЛ) и некоторые иные органы Европейского Союза, реализующие полномочия по борьбе с преступностью в рамках этого интеграционного образования (Евроюст, ОЛАФ).

Базовым признаком этих организаций является то, что они призваны обеспечить широкое и всестороннее сотрудничество правоохранительных органов стран-участников в борьбе с преступностью.

Органы международного уголовного правосудия (международной уголовной юстиции) представляют собой суды, учрежденные на основании или во исполнение между-народных договоров международным сообществом при участии Организации Объединенных Наций, которые в составе международных судей, с участием международных обвинителей и защитников, в процессуальном порядке, предусмотренном международно-правовыми документами, осуществляют уголовное преследование, рассмотрение и разрешение по существу уголовных дел в отношении лиц, виновных в совершении наиболее тяжких преступлений, вызывающих озабоченность международного сообщества (между-народных преступлений), а также по делам об иных преступлениях, отнесенным к их юрисдикции при учреждении, осуществляют наказание таких лиц, а равно реализуют иные функции, необходимые для отправления правосудия.

Специфика деятельности органов международного уголовного правосудия определяется целями их создания и деятельности, к которым относятся:

  • (1) привлечение к ответственности и наказание лиц, виновных в совершении международных преступлений,
  • (2) защита от международных преступлений международного сообщества в целом, каждого его члена и всех людей,
  • (3) предупреждение международных преступлений, восстановление и поддержание на этой основе мира и безопасности.

На сегодняшний день известны следующие институциональные модели органов международного уголовного правосудия:

  • 1. Международные уголовные трибуналы ad hoc, создаваемые Советом Безопасности ООН в качестве его вспомогательных органов.
  • 2. Смешанные (гибридные) трибуналы (суды):
    • - создаваемые в соответствии или на основе договоров государств с ООН, и
    • - формируемые временными администрациями ООН на территориях государств, где проводятся миротворческие операции.
  • 3. Национальные суды, к юрисдикции которых отнесено рассмотрение дел о международных преступлениях с участием международных судей и иных участников уголовного судопроизводства.
  • 4. Международный уголовный суд.

Последний «является основным элементом формирующейся системы международного уголовного правосудия, которая включает национальные суды, международные суды и гибридные суды, в которых имеются как национальный, так и международный компоненты. Эти органы международного правосудия тесно связаны с усилиями по установлению и поддержанию международного мира и безопасности» См.: Доклад Международного уголовного суда. - Документ ООН A/60/177, 1 August 2005; Доклад Между-народного уголовного суда. - Документ ООН A/62/314, 31 August 2007..

Органы международного уголовного правосудия наделены уголовной юрисдикцией, т.е. они рассматривают и разрешают по существу дела о международных преступлениях, осуществляют уголовное преследование и наказание лиц, их совершивших. Эта особенность отличает их от иных международных судебных органов (органов международной юстиции), учреждаемых и действующих в иной юрисдикционной сфере. Именно в силу отсутствия компетенции в сфере международной уголовной юрисдикции не относятся к органам международного уголовного правосудия:

  • - международные суды т.н. общей юрисдикции, учрежденные для разрешения международных споров между субъектами международного права, такие как Международный суд Организации Объединенных Наций и Европейский суд по примирению и арбитражу в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе;
  • - специализированные международные суды для разрешения международных споров, связанных с отдельными направлениями международного сотрудничества или урегулированных нормами отдельных отраслей международного права или отдельными международными договорами, каковыми являются Международный трибунал по морскому праву, Европейский суд по правам человека, Экономический суд Содружества Независимых Государств, Суд БЕНИЛЮКС и другие;
  • - международные трибуналы ограниченной юрисдикции для разрешения споров между международными организациями и их работниками, такие как Международный административный трибунал ООН и Международный административный трибунал Международной организации труда;
  • - международные неправительственные организации - арбитражные, третейские и иные суды - осуществляющие рассмотрение споров в сфере регулирования международного частного права и отдельных отраслей международного права.

Несомненно, что названные судебные органы отправляют правосудие, выносят решения и дают консультативные заключения, которые являются обязательными для сторон. В силу этого они являются участниками международной правоохранительной деятельности по защите и обеспечению верховенства права и международного права в международных отношениях, осуществляя ее в форме международного правосудия (юстиции). Однако, поскольку эти международные суды не наделены компетенцией в сфере уголовной юрисдикции и не участвуют в борьбе с преступлениями на международном уровне, постольку они не относятся к органам международной уголовной юстиции, как к одной из категорий международных правоохранительных организаций.

Международные правоохранительные организации играют различную роль в международном сотрудничестве по борьбе с преступностью. Вместе с тем, одной из особенностей их правового статуса является то, что они выступают как равноправные субъекты в конкретных международно-правовых отношениях, когда заключают договоры между собой или с отдельными государствами.

Международные правоохранительные организации не подчинены друг другу. Они не могут диктовать, навязывать волю друг другу. Отношения между международными правоохранительными организациями, а также между международными правоохранительными организациями и отдельными государствами-участниками, как правило, строятся на координационной, а не на субординационной основе. В этом смысле международные организации и государства-участники, как субъекты конкретных международно-правовых отношений, равноправны.

Однако равноправие международных правоохранительных организаций ввиду наличия у них разного объема полномочий носит ограниченный и относительный характер. Эта ограниченность и относительность означает, что такие организации не могут быть приравнены к государствам - основным суверенным участникам международных отношений и субъектам международного права, между которыми действует принцип суверенного равенства. Этот принцип не распространяется на международные правоохранительные организации, т.к. они суверенитетом не обладают.

Различные международные правоохранительные организации не наделены одинаковыми правами и обязанностями для осуществления международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Именно в силу этого их роль в системе этого сотрудничества не характеризуется равноправием с иными его участниками - государствами и национальными правоохранительными органами, действующими от имени государств.

Последнее обстоятельство важно учитывать для сбалансированного подхода к правовому регулированию и организации взаимодействия национальных правоохранительных органов и международных правоохранительных организаций.

И, наконец, в своей совокупности международные правоохранительные организации не образует строгую систему, подобно тому, как организованы в систему национальные правоохранительные органы и суды. Международным сообществом не установлена иерархия международных правоохранительных организаций, отсутствует их организационное, административное и финансовое подчинение друг другу.

шшяяш^ш

ШЯШЁЁЯШшттвштв

Волеводз А.Г.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ

В последние годы в законодательстве, научной и учебной литературе, посвященной международному сотрудничеству в сфере борьбы с преступностью, все чаще используются такие понятия, как «международная правоохранительная деятельность» и «международные правоохранительные организации». При этом отсутствует единство подходов в их понимании и описании. В формировании системы научного знания о праве значительное место занимает субъективный фактор, обусловленный потребностями правовой доктрины и практики, состоянием научных исследований и обучения. Именно в силу этого положение названных понятий в системе юридической науки не является однозначным. Возникнув на стыке нескольких правовых систем - международного и внутригосударственного права, а также нескольких наук - международного, уголовного, уголовно-процессуального права, эти понятия до сих пор сохраняют свой особый статус. Это приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин довольно охотно включает их отдельные элементы в себя в качестве составной части, не признавая вместе с тем за ними самостоятельности, не рассматривая и не исследуя эти правовые явления системно и в полном объеме. Чтобы исследовать и изучать данные понятия системно, представляется необходимым описать их признаки, содержание и сущность.

Ключевые слова: правоохранительная деятельность, борьба с преступностью, международный правопорядок, международное сотрудничество в борьбе с преступностью, международная правоохранительная деятельность, международные правоохранительные организации, международные организации по сотрудничеству между правоохранительными органами, органы международного уголовного правосудия (международной уголовной юстиции).

INTERNATIONAL LAW ENFORCEMENT ACTIVITY

AND INSTITUTIONS OF INTERNATIONAL LAW ENFORCEMENT: NOTIONS

Волеводз А.Г.

Notions "international law enforcement activity" and "international law enforcement institutions" are often mentioned in recent law, scientific and educational literature covering international cooperation on combating crime. Nevertheless no unity of views on these notions and their characteristics exists. Subjective factor plays an important role in forming of the system of science of law. This subjective factor is conditioned by the necessities of doctrine and practice, level of education and scientific research. That is why these notions in the system of jurisprudence are not unique. /As far as they appeared at the joint of several legal systems such as international and internal law and at the joint of several sciences such as international law, criminal law, law of criminal procedure, these notions still keep their particular status. This is the reason why each of such parental science tries to include as its own part their different elements without recognizing their independence and without any attempts to explore and analyze these law phenomena in full. To explore these notions in full it is considered to be necessary to describe their characters, content and essence and such attempt was made in the presented article.

Keywords: law enforcement activity, combating crime, international law and order, international cooperation on combating crime, international law enforcement activity, international law enforcement institutions, international law enforcement cooperation bodies, institutions of international criminal justice.

Постановка проблемы

Борьба с преступностью внутри государства как отраслевое направление правоохранительной деятельности имеет своей целью, прежде всего, охрану и защиту от преступлений личности, общества и государства. Она осуществляется в рамках властной деятельности государства, его правоохранительных органов и их должностных лиц.

В теории права и отраслевой правовой науке правоохранительную деятельность рассматривают:

В широком смысле - как деятельность всех государственных органов (законодательной, исполнительной и судебной власти), обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок;

В узком смысле - как деятельность специально уполномоченных (компетентных, правоохранительных) органов

обеспечения законности и правопорядка, которые существуют только и главным образом для выполнения таких задач, как выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, применение различных санкций к правонарушителям и реализация мер воздействия (наказания).

Правоохранительная деятельность (в широком смысле), с одной стороны, направлена на установление и укрепление правопорядка, предупреждение, выявление и устранение нарушений законов различных отраслей права (конституционного, административного, трудового, уголовного и др.), а с другой - реализуется в единых формах правотворчества, правоприменения и правосудия.

При классификации по отраслевому признаку правоохранительная деятельность, направленная на предупреждение, выявление и устранение преступлений как наиболее

общественно-опасных правонарушений, именуется борьбой с преступностью.

Среди субъектов правоохранительной деятельности (в узком смысле этого понятия) выделяются специализированные государственные органы, осуществляющие борьбу с преступностью и наделенные законом определенными полномочиями, включая применение государственного принуждения, - правоохранительные органы.

В соответствии с принципами и нормами международного права на международном уровне в борьбе с преступностью осуществляют сотрудничество:

Государства как основные субъекты международных отношений и права;

Международные организации, являющиеся производными, специальными субъектами международного права.

Они являются носителями международной правосубъектности, а их отношения регулируются принципами и нормами международного права.

Для большинства международных организаций сотрудничество в борьбе с преступностью не является целью создания и деятельности. Они участвуют в нем лишь в связи с осуществлением своей основной деятельности.

Так, к примеру, Организация Объединенных Наций, согласно п. 3 и 4 ст. 1 ее Устава, уполномочена «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии; быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей». Понятно, что разрешение таких проблем зачастую невозможно без международного сотрудничества в борьбе с преступлениями, посягающими на права и основные свободы человека. Это обстоятельство предопределило разработку и заключение под эгидой ООН широкого круга международных договоров, которые сформировали правовую основу международного сотрудничества в борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера.

Не только ООН, но и другие международные организации в связи с осуществлением своей деятельности при-частны к формированию правовых основ и к отдельным практическим аспектам международного сотрудничества в борьбе с преступностью, которое не является для них основной деятельностью.

Из широкого круга международных организаций можно выделить те, для которых международное сотрудничество в борьбе с преступностью или отдельные его направления являются целью создания и основным видом деятельности. В ряде отечественных нормативных правовых актов они обобщенно обозначаются термином «международные правоохранительные организации» (МПО).

Согласно ст. 14 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»1 при решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, обязаны выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств. Статьей 7 этого же закона к основаниям для проведения оперативно-розыскных мероприятий отнесены запросы международных правоохранительных

организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами. Доктриной информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 09.09.2000,2 предусмотрено, что одним из основных направлений международного сотрудничества в области обеспечения информационной безопасности является предотвращение несанкционированного доступа к информации международных правоохранительных организаций, ведущих борьбу с транснациональной организованной преступностью, международным терроризмом, распространением наркотиков и психотропных веществ, незаконной торговлей оружием и расщепляющимися материалами, а также торговлей людьми.

В таком же контексте данное словосочетание используется и в других нормативных правовых актах и официальных документах, а также на международном уровне. Например, в ряде Резолюций Совета Безопасности и других документах ООН используются понятия: международные организации по сотрудничеству между правоохранительными органами (international law enforcement cooperation bodies),3 международные правоохранительные организации (international law enforcement community),4 международные правоохранительные органы (international law enforcement authorities),5 межправительственные организации по вопросам сотрудничества в правоохранительной области (intergovernmental organizations in the area of law enforcement cooperation).6

В процессе осуществления юридической помощи хозяйствующим субъектам адвокатами и специалистами нашей компании накоплен определенный опыт в области того, как работает механизм взаимодействия правоохранительной органов различных стран по расследованию неправомерной хозяйственной деятельности резидентов/нерезидентов, их должностных и иных лиц, имеющих личную или еще какую-либо заинтересованность в результатах такой деятельности.

Публикация

Как правило, подобная предпринимательская активность начинается на территории Российской Федерации и продолжается за рубежом (но возможно и наоборот), где происходит аккумулирование тех или иных активов, либо находятся те или иные физические лица, которые представляют интерес для правоохранительных органов.

В этой статье мы хотели бы обсудить некоторые актуальные вопросы международного и национального механизма реализации полномочий правоохранительных органов в этой сфере.

Основания для оказания содействия правоохранительным органам

В целом основания для оказания содействия правоохранительным органам можно свести к следующему списку:

    Ратифицированный или вступивший в действие международный договор или письменное соглашение на производство отдельных процессуальных действий.

    Достаточность процессуально-правовых условий для оказания взаимной правовой помощи.

    Наличие фактических оснований для оказания взаимной правовой помощи.

    Отсутствие основания для отказа в оказании взаимной правовой помощи.

Таким образом, в первую очередь для получения правовой помощи или ее оказания необходимо наличие подписанного ратифицированного и вступившего в действие международного договора с Российской Федерацией. В этой связи хотелось бы сказать, что существует целый ряд нормативных документов. В первую очередь, это международные документы рекомендательного характера, которые разрабатываются и подписываются под эгидой Организации Объединенных Наций и иных различных межгосударственных и межправительственных образований. За последние 10 лет был принят ряд достаточно серьезных документов, таких как Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (2000 год), Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (2000 год), Конвенция ООН против коррупции (2003 год) и др.

Существуют также двусторонние или многосторонние соглашения, которые подписывает Российская Федерация с различными государствами на условиях взаимности. Так, в 1993 году Россия подписала многостороннюю Конвенцию стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (в 2002 году была принята ее новая редакция). Что касается двусторонних договоров, то у Российской Федерации в общей сложности их более 40.

Далеко не со всеми странами и не по всем вопросам Россия может заключать полноценные международные договоры, поэтому некоторые вопросы регулируются договорами межведомственного характера: соглашениями между правоохранительными, таможенными, налоговыми органами различных стран. Например, между Прокуратурой Великобритании и Генеральной прокуратурой Российской Федерации подписано соглашение о правовом сотрудничестве, в рамках которого возможно осуществление определенных процессуальных действий на территории каждой из стран на условиях взаимности с соблюдением определенных формальных процедур. Как правило, это обязательное предварительное информирование о конкретной процедуре: ее характере, объеме, методике проведения.

Кроме того, нельзя исключать вероятность того, что наша страна (в лице своих полномочных органов) может получить определенную правовую помощь из-за рубежа даже при отсутствии какого бы ни было договора. Существует определенная практика, когда страны на условиях взаимности рассматривают просьбы и ходатайства, даже если не существует никаких подписанных соглашений. В этом случае та или иная страна дает письменное обязательство в дальнейшем оказать Российской Федерации аналогичную требуемой правовую помощь в производстве отдельных процессуальных действий на территории своего государства.

Достаточность процессуально правовых условий означает, что взаимная правовая помощь в розыске, аресте, конфискации и по иным вопросам, может быть оказана Российской Федерацией или на территории Российской Федерации исключительно в рамках возбужденного уголовного дела. В рамках доследственных проверок, каких-либо административных процедур, действий органов уголовного розыска, криминальной милиции и др. такая помощь оказана быть не может.

Наличие фактических оснований для оказания правовой помощи подразумевает, что следователи и оперативные сотрудники в каждом конкретном случае должны оценивать, стоит ли осуществлять конкретный запрос: возможно ли довести конкретное дело до суда, а также реализовать его на территории Российской Федерации без доказательной базы, полученной за пределами Российской Федерации.

Возможна ситуация, когда в оказании взаимной правовой помощи может быть отказано.
Это может произойти в следующих случаях:

    если просьба касается преступления, которое в Российской Федерации рассматривается в качестве политического или преступления, связанного с политическим (эта ситуация будет аналогичной в любой стране мира, а не только в Российской Федерации);

    если выполнение просьбы может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным интересам Российской Федерации;

    если есть веские основания считать, что просьба в оказании помощи относится к расследованию, начатому с целью уголовного преследования, наказания или иного давления на обвиняемое лицо в связи с его политическими убеждениями, религиозной, национальной, расовой или групповой принадлежностью (это тоже достаточно широкое основание, применяемое во всем мире);

    если лицо, подозреваемое или обвиняемое в запрашиваемом государстве в совершении преступления, уже предстало перед судом, осуждено, или оправдано в связи с тем же преступлением в Российской Федерации или в третьем государстве;

    если решение не возбуждать или прекратить предварительное судебное следствие по делу, являвшемуся предметом ходатайства, было принято в России или в третьем государстве в отношении этого же лица;

    если уголовное преследование или выполнение приговора по делу ограничено сроком давности по российскому законодательству;

    если деяние, в связи с которым запрашивается помощь, не является преступлением по российскому уголовному законодательству.

Помимо общеизвестных обстоятельств (политические мотивы, нанесение ущерба интересам государства), в вышеуказанном списке есть и менее известные. Например, исследуя вопрос об оказании правовой помощи в рамках возбужденного на территории Российской Федерации уголовного дела, правоохранительные органы иностранного государства должны произвести так называемую двойную идентификацию: определить, что конкретное преступление, совершенное на территории Российской Федерации, также является преступлением (деянием, образующим состав преступления) по законодательству иностранного государства. Так, в России уклонение от уплаты налогов при определенных квалифицирующих признаках будет являться уголовным преступлением. Однако в Швейцарии уклонение от уплаты налогов является финансовым правонарушением, за которое предусмотрена лишь административная ответственность.

Соответственно, в этом случае Швейцарией будет отказано России в осуществлении правовой помощи по такому делу.

Механизм действий правоохранительных органов

В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и зарубежных стран, международными договорами (конвенциями), основной формой международного сотрудничества в сфере уголовного процесса, которая подлежит использованию для розыска и ареста за границей полученных преступным путем денежных средств и имущества, является направление за рубеж международных следственных поручений (ходатайств об оказании взаимной правовой помощи, запросов и т.д.), а также исполнение аналогичных ходатайств компетентных органов зарубежных стран.

Существует довольно четкая структура и последовательность процедуры раскрытия информации в рамках оказания международной правовой помощи.

На первом этапе это подготовка международного следственного поручения и его направление для исполнения в компетентные органы.

Полномочные органы, в которые обращается зарубежное государство за правовой помощью, существуют в каждом государстве (в Российской Федерации - это Министерство юстиции РФ). Если иностранному государству не известна реальная подследственность и подсудность в конкретном случае, оно обращается в Министерство юстиции РФ через Министерство иностранных дел своего государства. И далее уже Министерство юстиции РФ определяет надлежащую подследственность и подсудность запроса и перенаправляет запрос в надлежащий компетентный орган Российской Федерации. В случае, если иностранное государство точно знает подследственность, оно, как правило, направляет свой запрос напрямую (например, в Генеральную прокуратуру РФ).

Само международное следственное получение может осуществляться в форме ходатайства об оказании взаимной правовой помощи, запроса, а также иных следственных поручений. Возможны ходатайства как о проведении следственных действий силами правоохранительных органов иностранного государства, так и о допуске наших правоохранительных органов к проведению следственных действий на территории иностранного государства. Кроме того, возможны запросы общего характера (например, по сбору определенной информации).

В рамках международного следственного поручения запрашиваться могут не только документы, но и действия, такие как обнаружение, фиксация, изъятие, исследование носителей информации, получение информации в соответствии с нормами уголовного процесса, исследование информации в доказывании по уголовному делу. В последнее время нередки случаи, когда направляется следственное поручение с целью получения информации от определенного специалиста. Например, допрашивается компетентный офицер банка с целью получения от него определенной информации: кто со стороны банка обслуживал конкретный счет, с кем происходили контакты в Российской Федерации, кто является полномочным лицом, кто отдавал письменные и устные распоряжения по операциям по счету, кто получал документы - т.е. по всем интересующим обстоятельствам, а также по установлению круга лиц, которые тем или иным образом причастны к работе по счету, и, как следствие, причастны к конкретному юридическому лицу.

Здесь хотелось бы обратить внимание, что типичными источниками доказательства нахождения за рубежом полученных преступным путем денежных средств и имущества являются документы банков, посредством которых в абсолютном большинстве случаев осуществляются операции по перечислению денежных средств. И еще одна группа документов, которые могут дать правоохранительным органам интересующую их информацию – это учредительные, регистрационные, финансовые и бухгалтерские документы компании.

В банковских документах может отражаться информация, которая характеризует операции по клиентским счетам в отечественных и зарубежных банках, в сфере межбанковских корреспондентских отношений, а также в сфере банковского кредитования.

Учредительные документы могут свидетельствовать, прежде всего, о незаконном характере перечислений и последующем сокрытии за рубежом денежных средств и имущества. Посредством данных документов можно установить данные о лицах, осуществляющих сокрытие за рубежом денежных средств и имущества, полученного преступным путем, о расходовании за рубежом полученных незаконным путем денежных средств, а также об их местонахождении.
Кроме банковских и учредительных документов существует еще целая группа документов, которые могут явиться источником так называемой ориентирующей информации. Это документация судов и правоохранительных органов зарубежных стран (гражданского судопроизводства, соглашения о разводах и разделах имущества, материалы по делам о банкротстве, о преступлениях), а также документация государственных регламентирующих органов (регистров недвижимости, бюро по выдаче разрешений на проведение строительных работ, налоговых органов, органов, осуществляющих выдачу водительских прав, разрешений на владение транспортными средствами и их эксплуатацию, контрольная и лицензионная документация в сфере регулирования деловой активности иммиграционных служб).

Правоохранительные органы на сегодняшний день, особенно используя возможности Интерпола в Европе, имеют доступ к абсолютному большинству этих баз данных.
На следующем этапе происходит рассмотрение компетентными органами запрашивающей страны поступившего из-за границы ходатайства о выполнении процессуальных действий, связанных с розыском и арестом полученных преступным путем денежных средств и имущества. Предварительное рассмотрение существует для того, чтобы уяснить, соответствует ли национальное законодательство того государства, куда поступило ходатайство, общепризнанным принципам и нормам международного права.

Соответствующий компетентный орган по результатам рассмотрения может принять решение:

    об исполнении международного следственного поручения полностью или частично;

    об отказе в правовой помощи;

    о неисполнении поручения до предоставления дополнительных доказательств или сведений.

При отказе в правовой помощи запрашивающая сторона информируется письменно. А при недостаточности оснований для принятия решения у запрашивающей стороны истребуются дополнительные документы и сведения. Далее происходит оформление правовых решений о производстве запрашиваемых процессуальных действий, проведение в необходимых случаях судебных процедур, после чего непосредственное исполнение ходатайства поручают органам расследования. Это могут быть органы прокуратуры или непосредственно судебные органы. Когда речь идет о судебных процедурах, рассматривается целый комплекс мер: истребование документов, опрос свидетелей, обыски, выемки и пр.

По просьбе запрашивающей стороны ее информируют о принятии международного следственного поручения к исполнению и о сроках рассмотрения. Как правило, сроки исполнения ходатайства на территории СНГ могут доходить до двух месяцев, по другим странам - до 15-18 месяцев.

Затем выполняются необходимые процессуальные действия - наложение арестов, истребование документов и пр., а также проверка поступивших документов и доказательств с точки зрения соответствия просьбам, содержащимся в международном следственном поручении. При этом обеспечиваются права и соблюдение истечения срока на обжалование и т.д. В случае обжалования - в установленном порядке принимаются жалобы.

И последний этап – это принятие решения о завершении процедуры и передача соответствующего ходатайства запрашивающей стороне. В результате принимается решение о завершении процедуры оказания правовой помощи, а собранные документы и доказательства по почте направляются инициатору ходатайства, где исполненные материалы международного следственного поручения попадают в правоохранительный орган запрашивающей страны и подлежат переводу. А затем происходит проверка допустимости, относимости доказательств, полученных в процессе оказания правовой помощи.

Последние этапы могут послужить полем деятельности для адвокатов и юристов, которые защищают интересы своих клиентов. Именно на этих этапах можно доказать в установленных законом формах, что поступившие материалы не относятся к данному уголовному делу или являются недопустимыми, потому что, например, запрошены не тем органом, не соблюден установленный порядок т.п., и, соответственно, не подлежат использованию в процессе доказывания.

В заключение хотелось бы сказать, что, раскрывая для Вас механизм взаимодействия правоохранительных органов различных государств, в первую очередь мы хотели очертить рамки правового поля, в котором Вам следует действовать. Поскольку в последнее время тенденции мирового законодательства все больше стремятся, в первую очередь, к лишению преступности ее экономической основы и, соответственно, такой правовой институт как международный розыск, арест и конфискация денежных средств и имущества, полученных преступным путем, получает все большее развитие.

В законодательстве, научной и учебной литературе последних лет, посвященных международному сотрудничеству в сфере борьбы с преступностью, все чаще используются такие понятия, как «международная правоохранительная деятельность» и «международные правоохранительные организации». При этом отсутствует понятийный аппарат и единство подходов и мнений на этот счёт. . Для современности характерно расширение международного сотрудничества в различных сферах, так называемый процесс глобализации. Особенно быстро в последнее время развивается сотрудничество в сфере борьбы с преступностью, так как это одна из самых масштабных проблем на международной арене. Преступность далеко уже не ограничивается национальными границами и является международной проблемой. Учитывая все вышесказанное, обратимся к международной правоохранительной деятельности, как средству обеспечения законности и правопорядка в мировом масштабе.

Международная правоохранительная деятельность - практическая деятельность по защите и обеспечению верховенства права и международного права в международных отношениях, в широком значении этого понятия, которое носит не правовой характер, а является производным от функций, присущих международным отношениям и международному праву . Из данного понятия можно сделать вывод о том, что международная правоохранительная деятельность не носит характер действий по установлению правопорядка, а обеспечивает исполнение, в первую очередь, норм международного права и является неким плацдармом для построения системы правоохранительных органов в каждом конкретном государстве.

Международная правоохранительная деятельность в своей основе похожа на правоохранительную деятельность как общее понятие. Она имеет своей целью охрану правопорядка, защиту прав и свобод человека и гражданина и охрану конституционного строя государства. Тем не менее, международная правоохранительная деятельность обладает рядом отличий. Во первых, она обладает меньшей организованностью. Нет чёткой структурированной системы надгосударственных органов обеспечивающих правосудие, правопорядок . Во вторых, работа данных органов распространяется исключительно на государства-члены определенной организации, что мешает полному обеспечению законности и правопорядка. В третьих, передавая свои функции по охране правопорядка и соблюдению законности государство в какой-то степени теряет свой суверенитет. В четвертых, международная правоохранительная деятельность функционирует на началах международного права, что ограничивает сферу влиянии международных правоохранительных организаций.

На международном уровне борьба с преступностью представляет собой одно их направлений международного сотрудничества.

В таком сотрудничестве участвуют: государства, как основные субъекты международных отношений и права; международные организации, являющиеся производными, специальными субъектами международного права.

Для большинства международных организаций сотрудничество в борьбе с преступностью не является целью создания и деятельности. Они участвуют в нем лишь в связи с осуществлением своей основной деятельности.

Так, например, Организация Объединенных Наций, согласно п. 3 и 4 ст. 1 Устава ООН, уполномочена «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии; быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей».

Наряду с этим, среди широкого круга международных организаций можно выделить те, для которых международное сотрудничество в борьбе с преступностью или отдельные его направления являются целью создания и основным видом деятельности.

Кроме того, известны случаи, когда компетенцией по международному сотрудничеству в борьбе с преступностью наделяются органы международных организаций, которые являются их составной частью или структурным звеном.

Совокупность международных организаций и их органов, наделенных специальной компетенцией в сфере международного сотрудничества в борьбе с преступностью, может быть определена понятием «международные правоохранительные организации».

В отечественном законодательстве и международном праве отсутствуют нормы, содержащие определение данного понятия. Однако само это словосочетание ныне используется как на внутригосударственном, так и на международном уровне .

Это является одной из проблем юридической науки. Данный пробел в праве является актуальным и по сей день. По моему мнению, необходимо внести понятие «международная правоохранительная организация» в национальное законодательство каждого государства. И его содержание должно быть следующим: Международная правоохранительная организация – объединение государств-членов, состоящая из определенной иерархии органов, наделенных специальной компетенцией и созданных для обеспечения прав человека, общества и государств, в целях борьбы с терроризмом, экстремизмом и преступностью на международном уровне. Международная правоохранительная организация должна своей главной целью ставить, прежде всего, борьбу с преступностью на международном уровне, а не создавать конгломерат органов, уполномоченных решать иные проблемы международного характера.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что данная сфера правовых отношений не является полностью урегулированной. Отсутствует точное определение понятию «международные правоохранительные организации». Также, нет системы законодательных актов, договоров между государствами, которые должны регулировать отношения в сфере международной борьбы с преступностью. В то же время следует рассмотреть вопрос об актуальности создания таких органов, ведь их деятельность невозможно осуществлять отдельно от внутригосударственных органов защиты правопорядка. Международные правоохранительные организации обладают разной правосубъектностью, которая провозглашается договором о создании определенной международной организации и определяется лишь «субъективным» мнением государств-участников, ограничивается им, что также является проблемой на пути создания единой системы международных правоохранительных органов .

Тем не менее, обеспечение участия государства в обеспечении международной правоохранительной деятельности является гарантом защиты прав человека и гражданина, так называемым «звеном» между отдельным государством и мировым сообществом. Создание международных организаций призванных осуществлять борьбу с преступностью одно из главных направлений процессов глобализации, обеспечение сотрудничества и взаимопонимания между государствами – членами организации.

Главная цель создания единой системы международных правоохранительных организаций – образование единой четкой иерархии органов на территории всего земного шара, с участием всех государств.

На данный момент общественные отношения далеки от осуществления данной цели, и фактического объединения всего мира против широкой проблемы развития преступности.

Список литературы:

  1. Волеводз А.Г. Международная правоохранительная деятельность и международные правоохранительные организации: определение понятий / А.Г. Волеводз // Евразийский юридический журнал. - 2010. - № 11. – С. 128-134.
  2. Гуценко К.Ф. Правоохранительные органы / К.Ф. Гуценко, М.А. Ковалев. - 2000. - С. 12–14.
  3. Даниленко Г.М. Международная защита прав человека. - 2000. - С. 121–125;
  4. Нигматуллин Р.В. Борьба с международной преступностью в глобализирующемся мире/Р.В. Нигматуллин //Российская юстиция.-2009.-N 11.
  5. Эгамбердиев А. Международные правоохранительные организации/ А. Эгамбердиев, Ш. Мирзаев, З.Борсиева, У.Закирова//Общество и право.– 2011. №2.- С.124-126.

В последние десятилетия отчетливо проявилась тенденция расширения и углубления международного сотрудничества в правоохранительной сфере, в первую очередь в борьбе с преступностью. Это обусловлено быстрым развитием интеграционных процессов в мире, расширением политических, экономических, культурных и гуманитарных связей, совершенствованием средств транспорта и связи, упрощением порядка въезда и выезда из стран, пограничных и таможенных формальностей, утверждением в международных отношениях приоритета общечеловеческих ценностей, идей справедливости и солидарности.

Сотрудничество государств в области борьбы с преступностью и обеспечения общественной безопасности имеет объективную основу - их тесную взаимосвязь и взаимозависимость, которые влекут качественное изменение самой преступности, в том числе ее интернационализацию, т.е. возрастание в ней удельного веса международных элементов (например, совершение преступления на территории двух и более государств, укрывательство и сбыт похищенного или отмывание доходов от преступной деятельности за границей, попытки преступников скрыться от правосудия за рубежом и т.п.).

Проблема преступности во все большей степени приобретает глобальный характер.

Во-первых, преступность в более или менее острой форме проявляется во всех странах мира, являясь серьезным реальным или потенциальным препятствием на пути их социально-экономического, политического и культурного развития. Это предопределяет заинтересованность всех членов мирового сообщества в совместном поиске наиболее действенных путей и средств решения данной проблемы. Ведь, как справедливо говорится, современная преступность, особенно в ее наиболее опасных - организованных формах и в виде международного терроризма, поистине не знает границ.

Во-вторых, постоянно расширяется перечень преступных деяний, представляющих международную опасность (например, незаконный трансграничный оборот наркотиков, культурных ценностей, оружия, торговля людьми, детская порнография и т.п.). Борьба с такого рода преступлениями может быть по-настоящему эффективна только при согласованности действий большинства государств и рациональном сочетании внутригосударственных и международных усилий.

Можно выделить следующие основные направления межгосударственного сотрудничества в борьбе с преступностью:

1. Обмен информацией, в том числе оперативной, криминалистической, правовой.

2. Исполнение запросов о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

3. Оказание правовой помощи по уголовным делам.

4. Экстрадиция лиц для привлечения их к уголовной ответственности или для исполнения приговора.

5. Заключение и реализация международных договоров в борьбе с преступлениями, представляющими международную опасность.

6. Разработка международных норм обязательного или рекомендательного характера в сфере охраны правопорядка и уголовного правосудия.

7. Признание и исполнение решений компетентных органов иностранных государств по уголовным и административным делам.

8. Проведение совместных научных исследований по проблемам борьбы с преступностью, обмен опытом их решения.

9. Оказание материальной, технической и экспертной помощи (подготовка и повышение квалификации кадров, предоставление экспертных услуг, поставка специальных средств и техники и т.п.).

Сотрудничество в любой области, и тем более в такой специфической, как правоохранительная, должно осуществляться в режиме международной законности, то есть при точном и неуклонном соблюдении международно-правовых норм. И в первую очередь - общепризнанных норм международного права.

Осуществляя взаимодействие в правоохранительной сфере, государства используют две основные правовые формы:

1. Договорно-правовая или конвенционная - заключение и реализация двусторонних или многосторонних договоров, в которых регулируются отношения в данной сфере, с правоохранительными органами иностранных государств;

2. Институционная - сотрудничество в рамках международных организаций, как всеобщего, так и регионального характера - ООН, Интерпол, СНГ, «Группа восьми», ПСП Россия-ЕС, Совет Европы, Совет Россия-НАТО, ОБСЕ, Совет государств Балтийского моря, Организация Черноморского экономического сотрудничества, Шанхайская организация сотрудничества и др.

Органы внутренних дел Российской Федерации участвуют в выполнении обязательств России по всем основным направлениям межгосударственного сотрудничества в борьбе с преступностью и обеспечении общественной безопасности, и их деятельность на этом направлении осуществляется в тесном взаимодействии с другими правоохранительными органами (ФСБ, Прокуратурой, Минюстом, ФТС, ФСКН), заинтересованными министерствами и ведомствами, прежде всего с МИД России - головным российским ведомством, отвечающим за координацию внешнеполитической линии страны.

Международно-правовой компонент регламентации участия России в межгосударственном сотрудничестве государств в борьбе с преступностью и обеспечении общественной безопасности включает в себя более 700 международных конвенций, двусторонних и многосторонних договоров различного уровня (межгосударственного, межправительственного и межведомственного характера, в которых регулируются те или иные вопросы этого сотрудничества).

При этом межведомственные соглашения, заключаемые в пределах компетенции МВД России, а их на сегодняшний день уже несколько десятков, не должны противоречить действующему законодательству и международным договорам Российской Федерации и, как правило, содержат положения, регламентирующие традиционные формы полицейского сотрудничества. Речь идет, прежде всего, о таких форматах, как обмен информацией и опытом работы, исполнение запросов о производстве оперативно-розыскных мероприятий, оказание содействия в подготовке и повышении квалификации кадров, обмен нормативными правовыми актами и т.д..

Руководство МВД России уделяет большое внимание вопросам совершенствования участия органов внутренних дел в международном сотрудничестве. С целью придания развитию этой деятельности более целенаправленного и системного характера, определения приоритетов на ближайшую и отдаленную перспективы и принятия комплекса мер по повышению эффективности участия органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России в международном сотрудничестве была принята Концепция развития международных связей МВД России. Согласно данной Концепции, в числе наиболее приоритетных направлений определено развитие отношений с партнерами из государств-участников СНГ, а также из других сопредельных государств, не входящих в Содружество.

Постоянно совершенствуются организационные механизмы по повышению международного сотрудничества в правоохранительной сфере. В этой связи следует отметить создание и успешное функционирование двух координационных органов в рамках СНГ - Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ (БКБОП) и Совета министров внутренних дел государств-участников СНГ (СМВД). Также создана Объединенная коллегия министерств внутренних дел государств-участников Союза Беларуси и России.

Как показывает практика, одной из наиболее эффективных организационных форм обеспечения практического взаимодействия российских правоохранительных органов с зарубежными партнерами в борьбе с преступностью, особенно с ее организованными формами, незаконным оборотом наркотиков, оружия и культурных ценностей, торговлей людьми, экономическими преступлениями, является получивший большое развитие в мире институт представителей правоохранительных органов , работающих на постоянной основе при Посольствах или консульских учреждениях своих стран, так называемые «полицейские атташе» или «офицеры связи».

В настоящее время в Российской Федерации (в Москве, Санкт-Петербурге, Хабаровске и Мурманске) работают свыше 60 полицейских атташе из более чем 30 иностранных государств, которые осуществляют ежедневное оперативное взаимодействие с подразделениями органов внутренних дел.

В свою очередь, МВД России на основании соответствующих Указа Президента Российской Федерации и распоряжения Правительства Российской Федерации направило на работу за рубеж 8 своих представителей, которые работают в следующих странах: Армения, Азербайджан, Израиль, Китай, Палестина, США, Франция, Швейцария. Ранее представители МВД России работали и в ряде других стран - в Германии, Польше, Болгарии, Испании, Финляндии. Не исключено, что по завершению реформирования органов внутренних дел эти «точки» будут вновь открыты. Прорабатывается также вопрос о направлении офицеров связи в Беларусь, Катар и Никарагуа.

Кроме того, 24 сотрудника МВД России в настоящее время принимают участие в 5 миротворческих миссиях ООН и ОБСЕ: Конго - 1, Гаити - 5, Восточный Тимор - 4, Либерия - 11, Киргизия - 3. Ранее наши полицейские миротворцы также проходили службу в Хорватии, Македонии, Боснии, Косово, Сьерра-Леоне, Судане.

В МВД России в той или иной степени очень многие подразделения осуществляют либо оперативное взаимодействие с зарубежными партнерами, либо проводят работу по линии международного сотрудничества в области подготовки кадров, обмена опытом. Буквально в каждом подразделении центрального аппарата Министерства, в Главных управлениях МВД России и Управлениях МВД России крупных или приграничных субъектов Федерации имеются соответствующие отделы или группы.

Однако среди них следует выделить два основных подразделения.

Первое - НЦБ Интерпола при МВД России, главный координатор взаимодействия с компетентными органами зарубежных стран, в числе задач которого обеспечение обмена информацией по вопросам борьбы с международной преступностью; направление в Генеральный секретариат Интерпола и НЦБ государств-членов Интерпола запросов и оповещения соответствующих правоохранительных органов о предоставлении данных о преступлениях и преступниках, о розыске лиц, предметов и документов, об осуществлении наблюдения за лицами, подозреваемыми в преступной деятельности; прием аналогичных запросов Генерального секретариата и НЦБ государств-членов Интерпола и организация через соответствующие подразделения органов внутренних дел их исполнения. Кроме того, НЦБ Интерпола при МВД России, как и любое другое НЦБ, формирует банк данных о лицах, фактах, предметах и документах на основании информации, полученной в процессе международного сотрудничества.

Взаимодействия по каналам Интерпола имеет высокую эффективность, поскольку контакты именно через НЦБ позволяют оперативно решать возникающие между странами в ходе сотрудничества проблемы, связанные с особенностью национальных законодательств и спецификой структурного построения правоохранительных и правоприменительных органов. К слову сказать, Интерполу удалось успешно решить проблему языкового барьера. Его рабочими языками являются: английский, арабский, испанский и французский языки. Именно на них ведется вся переписка и осуществляется взаимодействие.

Вторым же основным подразделением МВД России, отвечающим непосредственно за линию обеспечения международного сотрудничества Министерства в целом, организацию визитов руководства и делегаций сотрудников органов внутренних дел за рубеж, прием иностранных делегаций, проработку вопросов международно-договорного характера является Управление международного полицейского сотрудничества Договорно-правового департамента МВД России. В структуру Управления входят четыре отдела, отвечающие за двустороннее сотрудничество со странами дальнего и ближнего зарубежья, сотрудничество с международными организациями и международное договорно-правовое обеспечение.

В тесном взаимодействии с Управлением международного полицейского сотрудничества работает и Управление международного протокола Договорно-правового департамента. Это подразделение отвечает за организацию всех протокольных мероприятий.

Какие же задачи поставлены перед Управлением международного полицейского сотрудничества? Это организация и обеспечение участия МВД России в международном сотрудничестве, обеспечение интересов Министерства при его осуществлении, совершенствование международно-правовой базы МВД России, организационно-методическое руководство работой органов, подразделений и учреждений системы МВД России по осуществлению международного сотрудничества.

Если же конкретизировать эта задачи, то Управление международного полицейского сотрудничества в рамках своей компетенции:

1. Определяет приоритетные направления международного сотрудничества с учетом особенностей развития международных отношений, ведет перспективное и текущее планирование в данной сфере, осуществляет контроль за международной деятельностью Министерства.

2. Анализирует состояние сотрудничества Министерства с зарубежными партнерами и разрабатывает предложения по его совершенствованию.

3. Организует и обеспечивает в пределах своих полномочий взаимодействие подразделений центрального аппарата МВД Росси и непосредственно починенных ему подразделений и организаций с правоохранительными органами зарубежных государств и международными организациями по вопросам, входящим в компетенцию Министерства.

4. Координирует международные связи территориальных органов внутренних дел, а также научно-исследовательских учреждений Министерства с соответствующими подразделениями правоохранительных органов иностранных государств.

5. Содействует при необходимости осуществлению в установленном порядке прямых контактов подразделений Министерства с зарубежными партнерами по вопросам оперативно-служебной деятельности.

6. Обеспечивает взаимодействие Министерства с международными организациями и их рабочими органами.

7. Готовит материалы к переговорам руководства Министерства с зарубежными партнерами, а также для участия в международных форумах.

8. Организует и обеспечивает в пределах своих полномочий визиты руководства МВД России за границу и приемы иностранных делегаций в Министерстве.

Как видно из перечисленного, спектр задач, стоящих перед Управлением международного полицейского сотрудничества ДПД МВД России, весьма широк, и стоит на грани двух сфер - правоохранительной и дипломатической. По сути, данное подразделение является своего рода «мини-министерством иностранных дел» внутри МВД России. Соответственно, и требования, предъявляемые к сотрудникам Управления, являются повышенными. Кандидат для прохождения службы в Управлении международного полицейского сотрудничества ДПД МВД России должен обладать широким кругозором, аналитическим складом ума, организаторскими способностями, разбираться в политике, понимать национальные интересы, уметь работать с людьми, а также владеть иностранными языками.

Соответствующие итоги совместной работы поступают на доклад к руководству Министерства и учитываются при разработке стратегии взаимодействия правоохранительных органов зарубежных государств.

Михаил ВАСЬКОВ

заместитель начальника управления

международного протокола

Договорно-правового департамента МВД России,

кандидат юридических наук