Завод "Союз". Былое и настоящее

На месте фабричных корпусов авиамоторного завода на Лужнецкой набережной в центре столицы возведут жилой комплекс площадью 205 тыс. кв. м

Вид на Лужнецкую набережную в Москве (Фото: пользователя Moscow-Live.ru с сайта flickr.com)

На месте предприятия по выпуску турбореактивных двигателей для самолетов «Союз» в московском районе Хамовники построят новый жилой комплекс, сообщают «Ведомости» . Новостройки расположатся на Лужнецкой набережной рядом со спортивным стадионом «Лужники» и Москвой-рекой, говорится в публикации. Общая площадь проекта достигнет 205 тыс. кв. м, площадь жилой части составит 107 тыс. кв. м, сказано в статье. Остальная застройка — это машино-места на парковках, детский сад и коммерческие помещения на первых этажах жилых домов.

Девелопером пока неназванного проекта на Лужнецкой набережной станет компания «Абсолют», выяснили «Ведомости». Застройщик уже получил градостроительный план земельного участка от городских властей, указывает газета со ссылкой на собственный источник в мэрии Москвы.

Группа «Абсолют» получила контроль над заводом «Союз» в начале двухтысячных годов: входящий в эту группу «Абсолют Банк» был кредитором предприятия, выпускавшего газотурбинные приводы для электрогенераторов и авиационную продукцию, пишут «Ведомости». После смены владельца группа «Абсолют» несколько раз пыталась застроить территорию завода площадью 8,7 га. Так, в 2006 году девелопер анонсировал возведение многофункционального комплекса с офисами и апартаментами общей площадью 230 тыс. кв. м, сказано в статье. Позднее компания изменила параметры проекта: вместо апартаментов у стадиона «Лужники» решили построить жилье, говорится в публикации. Нынешний проект не имеет отношения к тем планам и не предусматривает возведение офисов, следует из материала «Ведомостей».

«Абсолют» пока не объявил, каким будет жилье на Лужнецкой набережной, однако риелторы и аналитики, опрошенные авторами статьи, уверены, что новый проект будет относиться к сегменту премиум или бизнес. «Хамовники пользуются высоким спросом у покупателей, поскольку это один из лучших районов центра Москвы: много парков, набережные, спорткомплекс «Лужники», — охарактеризовал место будущей застройки руководитель аналитического центра девелоперской компании «Опин» Денис Бобков по просьбе «Ведомостей». На реализацию проекта потребуется от четырех до шести лет и 16-20 млрд руб. в виде инвестиций, приводит издание мнение партнера Colliers International Владимира Сергунина.

В 2013 году на базе завода «Союз» планировалось создать научно-производственный кластер в промзоне «Очаково» на юго-западе, пишут «Ведомости». В Хамовниках, где пока сохранились фабричные корпуса «Союза», решено оставить одно старинное здание, утверждает газета. Речь идет об объекте 1905 года постройки площадью 15,4 тыс. кв. м по адресу Лужнецкая набережная, 2/4, стр. 4, говорится в статье.

На берегу реки Москва, на самой Лужнецкой набережной по соседству с Олимпийским комитетом и дворцом спорта "Дружба" с одной стороны и Андреевским мостом окружной железной дороги и третьим транспортным кольцом с другой уютно расположился некогда легендарный завод "Союз". Полное название сооружения: АО "Авиамоторный научно-технический комплекс "Союз". Предприятие функционирует уже более шестидесяти лет.

Но это место на Лужнецкой набережной было знаменито еще задолго до возникновения завода "Союз". В 1915 году на этом месте был образован завод Второва, который производил для фронтов Первой Мировой снаряды и боеприпасы. После Гражданской войны территория на Лужнецкой набережной не раз меняла свое назначение. Согласно атласу промышленности в 1932 г. здесь размещалась даже первая судостроительная верфь. В 1931 г. на площади фабрики Гознака был организован завод по изготовлению штампов, приспособлений и пресс-форм, в 1938 г. его передали в авиационную промышленность. В феврале 1943-го основано открытое акционерное общество Авиамоторный научно-технический комплекс "Союз" как "Опытный завод №300". Его основателем стал легендарный советский конструктор, академик АН СССР Александр Александрович Микулин. Во многом благодаря заложенным им традициям и уникальным разработкам последних десятилетий АМНТК "Союз" широко известен в мировой научной и профессиональной среде.

С того времени предприятием создано 18 базовых газотурбинных двигателей и 44 их модификации для летательных аппаратов. Среди них известные АМ-3 (для самолетов Ту-104, Ту-16, М-4), Р11-300 (для МиГ-21), Р15Б-300 (для МиГ-25), Р79В-300 (для Як-141), семейство двигателей Р95-300 (для крылатых ракет X-55., X-59, X-35), которые были лучшими в мире на момент создания.

Самолеты с двигателями АМНТК "Союз" в настоящее время эксплуатируются в 44-х странах Европы, Азии и Америки. На них установлено более 100 мировых рекордов высоты полета и скороподъемности.

В настоящее время производственные цеха завода вынесены за территорию Москвы. А огромные площади завода отданы ны откуп предпринимателям, уютно восседающим на бывших площадях одного из ключевых конструкторских бюро СССР. Мы решили выяснить, что же из себя в настоящее время представляет некогда легендарный завод "Союз".

В наше время на территорию ранее сверхрежимного объекта может прокрасться любой шпион.

Парковочка уже на территории завода сразу за ТТК

Отреставрированное ныне офисное здание

Все условия для успешного ведения бизнеса созданы:)

Это мы прошлись по открытой территории, которая находится со стороны ТТК. Чтобы попасть на территорию завода, можно пройти через центральную проходную, а можно через большие железные ворота, что на предыдущей фотографии снизу слева. Ранее там можно было пройти только по спецпропуску. Но в последнее время охранник, который должен этот пропуск проверять, забил на свою работу и просочиться на секретную территорию может каждый.

На территории завода "Союз", складские помещения

Секретный ход, ведущий в подвальные помещения здания выставки истории и трудовой славы

Здание выставки истории и трудовой славы, наверное, одно из последних помещений, которое не приспособили под офисные клетки. Все, что не сдается внаем, выглядит заброшенным и обшарпанным.

Здание выставки истории и трудовой славы

Складское помещение

Ранее за территорией склада располагалась огромная свалка. На экспозиции были представлены раритетные автомобили, спецтехника, экземпляры ракетных двигателей. Нане свалку разобрали. С трудом можно найти остатки былых артефактов.

Артефакт

Так же хочется отметить огромное количество дешевой рабочей силы из бывших союзных республик, деловито снующих по территории и занимающихся разноработой по облагораживанию территории.

За складом

По всей видимости для них даже ворота поставили:)

Особое внимание привлекает огромное здание производственных цехов.

Производственные цеха завода "Союз"

Завараживающе техногенно и сюрреалистично смотрятся огромные .

Стальные трубы доменных печей литейных цехов

Стальные трубы доменных печей литейных цехов

Стальные трубы доменных печей литейных цехов

Здание Академии наук на площади Гагарина

На следующей фотографии любопытно подобрана экспозиция. Создается впечатление, что стальные трубы выплевывают облака. На самом деле они (трубы) очень давно и уныло бездействуют.

Стальные трубы плюются облаками

А теперь подходим к зданию центральной проходной изнутри. Еще года три назад аккурат в 18-00 из завода выдвигались толпы типичных совковых служащих завода. Теперь же по этому пути дефилирует исключительно раздолбайский офисный планктон.

Центральная проходная завода "Союз"

И совсем уж жалко смотрится вождь былой эпохи, просящий милостыню у коммерсантов на пропитание и стоящий посередине парковки.

Открытое акционерное общество Авиамоторный научно-технический комплекс «Союз» (ОАО АМНТК "Союз") создано по Постановлению Государственного Комитета Обороны № 2916 от 18 февраля 1943 года. Приказом Наркома Авиационной промышленности СССР № 118 от 25.02.1943 года предприятию было присвоено наименование Опытный завод № 300. Территориально завод был размещен на берегу реки Москвы в Лужниках, на месте завода № 8 "Оргавиапрома", эвакуированного в Куйбышев (Самару).

Основателем и первым руководителем завода был А.А. Микулин, который смог убедить высшее руководство в необходимости создания первого в стране опытного авиационного завода "для,- как говорилось в Постановлении ГКО, - обеспечения опытных конструкторских и экспериментальных работ по созданию авиационных двигателей".

А.А. Микулин был выдающимся конструктором и организатором. Он создал коллектив, который заложил фундамент научно-технической школы "Союза". Большой вклад в создание этой школы внес Б.С. Стечкин.

При А.А. Микулине были созданы турбореактивные двигатели мирового уровня: АМ-3 (для самолетов Ту-16, М-4, Ту-104), АМ-5 (для Як-25), РД-9Б (АМ-9) (для МиГ-19), Р11-300 (АМ-11)

(для Миг-21, доводка двигателя происходила при С.К. Туманском). В дальнейшем были созданы двигатели Р15Б-300 (для МиГ-25), Р95-300 (для дозвуковых крылатых ракет), Р79В-300 (для Як-141) и другие.

Все перечисленные двигатели на момент создания были лучшими в мире.

Всего предприятием создано 18 базовых и 44 модификации газотурбинных двигателей. На самолетах с этими двигателями установлено более 100 мировых рекордов.

В настоящее время деятельность АМНТК "Союз" сосредотачивается на двух основных направлениях:

Разработка турбореактивных двигателей для летательных аппаратов,

Разработка газотурбинных приводов для электрогенераторов и газоперекачивающих насосов и разработка энергоустановок на их основе.

В частности, ведется проектирование демонстрационного двухконтурного турбореактивного двигателя Р127Д-300 гражданского применения взлетной тягой 890 кг и газотурбинного привода ГТП-0,7-300 мощностью 700 кВт.

Кроме того, проводятся различные работы по конструкторскому сопровождению серийного изготовления и расширения функциональных возможностей двигателей семейства Р95-300. Продолжаются работы по энергоустановкам мощностью 30 и 0,3 МВт.

Научно-техническая и трудовая деятельность коллектива АМНТК "Союз" отмечена награждением предприятия орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. Трем сотрудникам предприятия присвоено звание Героя Социалистического Труда, 10 сотрудников стали лауреатами Ленинской премии, 12 - Государственной премии, 3 человека стали академиками, 1 – членом-корреспондентом РАН (впоследствии – академиком), 16 человек – докторами и свыше 50 - кандидатами наук.

АМНТК "Союз", по существу, стал родоначальником нескольких авиадвигательных КБ, делегировав своих специалистов для консультации, организации и укрепления этих КБ. Это Тушинское и Тураевское МКБ "Союз", Уфимское (ОКБ-26) и Казанское (ОКБ-16) КБ, которые затем стали самостоятельными.

Основные даты истории АМНТК "Союз".

18.02.1943 года – основание предприятия под руководством А.А. Микулина.

1943 - 1944 годы работы по поршневой тематике (двигатели АМ-39 и другие).
1946 год переход на газотурбинную тематику.
1948 год создание первого турбореактивного двигателя предприятия – АМТКРД-01 с тягой 3300 кг (в 1946 году – первый горячий запуск).
1951 год – строительство испытательной станции.
1952 год – начало серийного производства двигателя АМ-3.
1953 год – начало серийного производства двигателя АМ-5.
1954 год – начало серийного производства двигателя РД-9Б.
1955 год – руководителем предприятия назначен С.К. Туманский.
1957 год – начало строительства испытательного комплекса в Тураево под Москвой.
1959 год – начало серийного производства двигателя Р11-300.
1962 год – начало серийного производства двигателя КР7-300 (для сверхзвуковой крылатой ракеты).
1969 год – начало серийного производства двигателя Р15Б-300.
1973 год – руководителем предприятия назначен О.Н. Фаворский.
1974 год – начало серийного производства подъемно-маршевого двигателя Р27В-300 (для дозвукового самолета вертикальных взлета и посадки Як-38).
1981 год – начало серийного производства двигателя Р95-300 (для крылатой ракеты Х-55).
1986 год – начало серийного производства двигателя Р95ТП-300 (для крылатой ракеты Х-59).
1986 год летные конструкторские испытания турбовального двигателя ТВ-0-100 (для вертолета Ка-126), изготовление и доводка которого производились совместно с Омским МКБ.
1987 год – первые испытательные полеты сверхзвукового самолета вертикальных взлета и посадки Як-141 с подъемно-маршевым двигателем Р79В-300.
1987 год руководителем предприятия назначен В.К. Кобченко.
1991 год – начало серийного производства двигателя Р95ТП-300 (для крылатой ракеты Х-35).
1993 год – учреждено Открытое акционерное общество «АМНТК «Союз».
2001 год – Генеральным директором ОАО «АМНТК «Союз» становится М.О. Окроян.
2002 год стендовые испытания демонстратора двигателя Р125-300 (для тактических крылатых ракет).
2005 год – Генеральным директором предприятия назначен Н.Н. Яковлев.
2007 год контроль и управление научно-технической деятельностью предприятия поручены А.Н. Наумову.
2007 год – испытания демонстратора энергоустановки мощностью 300 кВт, созданного на базе узлов двигателя Р95-300.
2008 год – Генеральным директором предприятия назначен Л.Н. Шведов.
2008 год - заключение контракта с иностранным заказчиком на разработку демонстрационного двигателя Р127Д-300. Руководителем проекта назначен А.Н. Наумов.
2009 год - разработан эскизный проект двигателя Р127Д-300 (выполнен 1-ый этап работ по контракту).
2010 год - Генеральным конструктором ОАО АМНТК "Союз" назначен А.Н. Наумов.
2010 год - начало проектирования газотурбинного привода ГТП-0,7-300.
2011 год - начало разработки рабочего проекта двигателя Р127Д-300.

Двигатель мощностью 30 МВт ГТД-30-300 на базе авиационных технологий для силовых установок кораблей военно-морского флота – это еще один проект ведущей российской конструкторской школы по разработке авиационных двигателей ОАО АМНТК «Союз». В ОАО АМНТК «Союз» еще несколько лет назад, после введения санкций, изучив стратегию Минобороны по увеличению доли современного вооружения и техники в Военно-морском флоте РФ, оценили ситуацию в отечественном кораблестроении и подготовили свою «Программу ГТД для корабельных силовых установок». Программа включает разработку ГТД мощностью от 0,3 до 30 МВт для силовых установок различных кораблей всех рангов. Проект по разработке корабельного газотурбинного двигателя мощностью 30 МВт стал пилотным в реализации этой программы.

ОАО АМНТК «Союз» (авиамоторный научно-технический комплекс «Союз») - старейший российский завод в области конструирования и производства авиационных двигателей.

История

Авиамоторный научно-технический комплекс «Союз» создали по Постановлению Госкомитета Обороны № 2916 от 18.2.1943. Приказом Народного Комиссариата Авиационной промышленности Союза Советских Социалистических Республик № 118 от 25.2.1943 заводу было присвоено название Опытный завод № 300.

Завод территориально был размещен в Лужниках на берегу реки Москвы, на месте завода «Оргавиапрома» № 8 , перенесенного в Куйбышев (ныне Самара). Зачинателем и первым директором завода был А. А. Микулин, которому удалось убедить высшее чиновничество в необходимости строительства первого опытного авиационного завода в стране «для,- как отмечалось в Постановлении ГКО, - снабжения экспериментальных и опытных конструкторских работ по производству авиационных двигателей». Микулин был выдающимся организатором и конструктором.

Микулин А.А.

Он создал коллектив, заложивший основу технически- научной школы «Союз». Большую долю труда в создание этой школы внес Б. С. Стечкин АМНТК Союз стал основателем четырех авиадвигательных конструкторских бюро (Тураевское и Тушинское МКБ «Союз», Казанское ОКБ-16 и Уфимское ОКБ-26), отправляя своих работников для организации, консультации, и укрепления этих конструкторских бюро, которые стали впоследствии самостоятельными.

Изделия комплекса

При Микулине А. А.на АМНТК были созданы мирового уровня турбореактивные двигатели: для самолетов М-4, Ту-16, Ту-104 - АМ-3, для Як-25 - АМ-5, АМ-9 (РД-9Б) - для МиГ-19, АМ-11 (Р11-300) - для Миг-21 , доводка мотора происходила при Туманском С. К.. В дальнейшем были построены двигатели для МиГ-25 - Р15Б-300 , для дозвуковых крылатых ракет - Р95-300, для Як-141 - Р79В-300 и так далее.

Все изготовляемые на момент создания двигатели были лучшими в мире. Всего предприятием произведено восемнадцать базовых и сорок четыре вариации газотурбинных двигателей. Более ста мировых рекордов установлено на самолетах с использованием этих двигателей.

Современный комплекс

В настоящее время работа АМНТК «Союз» сконцентрирована над тремя главными направлениями: разработка газотурбинных приводов для газоперекачивающих насосов и электрогенераторов, разработка для летательных аппаратов турбореактивных двигателей и разработка на их основе энергоустановок.

Также ведется проектировка презентационного турбореактивного двухконтурного двигателя Р127Д-300 гражданского применения, имеющий взлетную тягу 890 килограмм и газотурбинного привода ГТП-0,7-300 мощностью 700 киловатт.

Кроме этого, производятся разные работы по конструкторскому сопровождению массового изготовления и увеличения функциональных возможностей моторов типа Р95-300. Продолжается работа по энергоустановкам с мощностью 30 и 0,3 мегаватт.

Награды

Трудовая и научно-техническая и деятельность коллектива АМНТК «Союз» замечена награждением предприятия орденами Трудового Красного Знамени и Ленина.

Контактная информация