Зимнее путешествие к кратеру рамон. Зимнее путешествие к кратеру рамон Рамон земной кратер

Честно скажу, как добраться туда на общественном транспорте - не знаю. Мы в тот наш приезд в Израиль брали напрокат машину. Бронировали из России одну, но в итоге в прокате нам дали другую, "Мазду 2". Мне она как-то не очень понравилась. Во-первых, стекла задних дверей высокие. Поэтому тогда еще 2-х летняя Анюта, сидя в детском кресле, еле-еле дотягивалась до них и временами, лишенная обзора, ныла. Во-вторых, спинка заднего сидения складывается только целиком. Из-за такой ее конструкции залезть из салона в багажник было очень трудно. А багажник у нас был забит сумками с едой и водой и коляской и прочими анютиными вещами. Останавливаться же на дороге не всегда получалось (я покажу, какие там бывают дороги).


В общем, съездив с утра пораньше за машиной в Иерусалим и вернувшись в Маале-Адумим за Аней и мужем, мы выдвинулись на юг. Примерно до Кумрана за рулем был наш израильский товарищ, у которого мы частенько останавливаемся, дядя Юра (более известный в еврейских кругах как Ури Линец), а потом водительское место доверили мне. Это был мой первый опыт вождения машины за границей (да и вообще, опыт вождения был небольшой), поэтому было очень волнительно.
Дальше наш маршрут пролегал так. По 90 дороге почти до конца Мертвого моря, потом по 25 дороге. Дороги там в отличном состоянии, несмотря на то, что постоянно что-то расширяют и строят новые развязки. Говорят, что атлас автомобильных дорог Израиля прошлого года в текущем может уже кое-где не соответствовать действительности. На 90 дороге пару раз попадались израильсике блокпосты. Ребята подходили к машине и вместо проверки документов что-то спрашивали у дяди Юры. Когда мы поинтересовались, о чем был разговор, он скзазал: "Да ни о чем. Они спросили: "Ма иньяним?"- "Как дела?". Я ответил: "Барух Ашем"- "Слава Б-гу". Говорят, что именно по акценту в этой фразе, можно отличить араба". Вот такая интересная деталь, а может просто байка.
Дальше, на 25 дороге, стали попадаться предупредительные щиты "DANGEROUS CURVES" и "USE LOW GEAR" со значком уклона. Так я доехала до нашей первой остановки. Если я правильно помню по прошествии 2 лет, это был поворт налево после пересечения с 228 дорогой. Еще 5 км и мы сделали привал. Здесь частенько отдыхает народ, даже специально сделаны навесы.

Но если вы думаете, что люди специально сворачивают с дороги, чтобы проехав несколько километров, посидеть в тени, вы ошибаетесь.
Вокруг раскинулись (или рассыпались?) разноцветные пески.


А это над арабской мирной хатой... аэростат над ядерным центром около Димоны.


Пока мы гуляли по пескам, какой-то бедуин привел верблюда.


Но поскольку вид у него (верблюда) был потрепанный, кататься мы на нем не стали, просто показали Ане невиданного раньше зверя и поехали дальше.
Чтобы посмотреть маленький кратер, мы свернули сначала на 206, а потом на 225 дорогу. Кратер меня не особо впечатлил, может быть потому, что за рулем я не могу рассматривать окрестности. Гораздо большие впечатления я получила он серпантина, когда мы стали выезжать из кратера. Больше всего мне хотелось, чтобы на встречу нам никто не попался, потому что как можно разъехаться на такой дороге, я не представляла. На обратном пути я наотрез отказалась вести машину, чтобы рассмотреть, от чего у меня сердце уходило в пятки. Вот не самые "страшные" фотки того серпантина.


Прошу заметить - полоса одна! Попадется навстречу грузовик и что делать? Если только ехать (не дай Б-г задним ходом!) до такого места, тут хоть "обочина" перед отбойником есть.


Ну а это сам маленький кратер.


В Йерухаме мы свернуи налево на 204 дорогу, потом за Сде Бокером выехали на 40-ю и через несколько километров свернули в . Место потрясающее, но о нем как-нибудь потом. Мы с мужем и Аней прошли Эйн Авдат пешком снизу вверх, а дядя Юра объехал его на машине по дороге. Наверху он подобрал нас и через примерно полчаса мы въехали в Мицпе Рамон припарковали машинку и пошли смотреть на кратер. Кратер это или не кратер, от метеорита он возник или просто от просадки пород - это не важно. Главное - вид!


Дно кратера


И по этому дну проложено множество туристических маршрутов. Только туда еще спуститься надо.


Но мы обязательно туда когда-нибудь спустимся. Даже за то время, что там были, мы видели потрясающую игру красок, света и тени. А если туда на целый день, чтобы с разных точек, да при разном освещении, а может еще и ночью...
Ну вот так мы повздыхали, построили планы и двинулись обратно.
По пути встретили группу бегунов-экстремалов (а может это солдаты марш-бросок по пустыне тренируют)


Иногда в наших походах мы оставляли ЦАХАЛ далеко позади, но по песку, в жару я бы с ними тягаться не рискнула. Тем более среди них есть еще более быстрые, чем эти.
Авангард.


А вот верблюдов, несмотря на знаки, мы не встретили:(


(Заборчик из колючки справа - это все тот же ядерный центр).
Обратно по тем же дорогам с заездом в Эйн Бокек. Нельзя же было проехать мимо Мертвого моря не искупавшись.
Кстати о Мертвом море и фотографии. На южном бассейне есть какая-то солиперерабатывающая фабрика. Она и днем замечательно смотрится из-за разноцветных соляных гор, а вечером при свете прожекторов - вообще фантастика. Но мы как всегда очень торопились...(

Пустыня Негев – часть мирового пустынного пояса и 60% всей территории Израиля. Это величественный край, полный чудес и поразительных контрастов – от выжженных песков до плодородных земель, где сочетаются древность и современность. С древних времен эту пустыню бороздили верблюжьи караваны набатеев, везущих восточные благовония в древний Рим. А праотец Авраам поставил здесь свои шатры и основал будущий город Беер-Шева.

Процесс формирования

Эрозийный кратер Махтеш Рамон в пустыне Негев – одна из самых живописных природных достопримечательностей Израиля. Неземные пейзажи, геологические феномены и абсолютное безмолвие. Это самый большой кратер в мире. Еще два поменьше находятся по соседству, тоже в Негеве, а еще два маленьких – на Синайском полуострове.

Котловины были образованы в результате ряда геологических явлений, свойственных только этим местам. В древние геологические периоды вся эта территория была частью дна огромного океана Тетиса. В тот период были образованы морские осадочные породы. Позже вода отступила, и произошло поднятие и «горбление» скал, когда появляются горы, над которыми уже начинают работать внешние силы – дожди и ветры.

Со временем появились крошечные трещинки, в которые попадала дождевая вода и постепенно их расширяла. Позже началась эрозия, легко вымываемый песок стал уноситься отсюда в больших количествах сезонными дождевыми потоками. Трещины увеличивались и превращались в разлом. Верхние слои «проваливались», и в результате образовалась воронка. Разлом стал приобретать вид кратера. Процесс эрозии длился миллионы лет, так и сформировался наш "махтеш". Возраст некоторых пород достигает 200 миллионов лет, что дает нам возможность буквально "заглянуть внутрь Земли".

Взгляд в сердце земли

В определенный геологический период произошел выброс магмы, остатки которой хорошо видны на поверхности дна махтеша. Спуститесь на дно кратера – и вы увидите редкие и удивительно красивые скалы и пейзажи. Например, из осадочных пород вам встретятся известняк и доломит. Попадая на еще не остывшую лаву, осадочные породы спекались, в результате чего приобрели красный цвет.

В Махтеше Рамон есть ряд очень необычных геологических феноменов. Во-первых, это «столярка» - «нагария». На вершине песчаного холма видна груда кристаллов в виде заготовок для столярной мастерской. Кристаллы эти, похожие на карандаши, примерно одинакового размера и имеют от 3 до 8 граней, видимо, это результат выбросов магмы на песчаную породу. Под давлением и влиянием температуры снизу песчаник кристаллизовался в виде кварцевых брусков. Таких образований в махтеше несколько.

Еще одно интересное место – стена аммонитов. Аммониты – это вымершие моллюски, которые жили 600 миллионов лет назад и вымерли около 100 миллионов лет назад. Свое название они получили в честь Амона – древнеегипетского божества со спиральными рогами. Умирая, аммониты оседали на дно океана – того самого Тетиса – и со временем окаменели. После отступления океана эта стена оказалась снаружи.

Экскурсия в Махтеш Рамон

Прежде чем отправиться на место, желательно посетить специальный информационный центр в Мицпе Рамон (вход в него платный), где вы сможете посмотреть светозвуковое представление об образовании котловины и небольшой фильм о животном мире пустыни, а также подниметесь на крышу, откуда открывается потрясающий вид на это необычное геологическое образование. На ваш выбор – целая серия легких и приятных пеших маршрутов, подходящих для всей семьи. Маршруты кольцевые. Чтобы успеть пройти маршрут, лучше начинать с утра пораньше, днем может быть жарковато. Кроме пеших, есть и велосипедные маршруты, экскурсии на джипах и даже на верблюдах. Также Махтеш Рамон будет интересен и для увлекающихся скалолазанием.

Информационный центр находится в северной части котловины, в маленьком городке Мицпе Рамон . Часы работы : 08:00-17:00.
Стоимость билетов : взрослый – 27 шек., детский – 15 шек.
Ц
ена указана вместе с билетом в Хай Рамон (о нем ниже).
Тел .: 08-6588691, 08-6588698

В 2013 году возле информационного центра был построен отель де-люкс «Берешит» с прекрасным видом на махтеш и привлекательными ценами. В списке услуг отеля, кроме прочего, – полеты на вертолетах и даже на воздушном шаре. Красиво жить не запретишь:)

Мацад Саароним

На территории махтеша есть так называемый Мацад (Хан) Саароним. «Мацад» на иврите значит «небольшое укрепление, охранный пункт», а «саароним» означает нечто в форме месяца или полукольца. «Хан» – это постоялый двор.

Здесь находится восстановленный фундамент древнего сооружения набатеев, служившего им местом отдыха и ночлегом для верблюжьих караванов, которые перевозили пряности и благовония в древний Рим. Набатеи – это древние семитские племена, жившие на территории аравийского полуострова и занимавшиеся продажей благовоний и дорогих пряностей.

Путь набатейцев проходил по так называемому Ладанному пути, или Пути благовоний, соединявшем столицу набатейского царства Петру (сейчас находится на территории Иордании) с Газой. В пустыне Негев вдоль дороги, по которой перевозились к Средиземному морю ладан и пряности, они построили несколько перевалочных пунктов, часть которых со временем превратилась в четыре набатейских города. Если вы еще не бывали в этих городах, очень вам советуем.

Кратер под луной

Очень рекомендуется сходить в ночную экскурсию, дневная пустыня очень отличается от ночной. Ночью, когда вспыхивают яркие звезды, а луна светит во всей красе, пустыня превращается в темное и таинственное место. Из своих укрытий показываются разные животные, а пустынный ландшафт предстает перед вами совсем в ином свете. Не упустите возможность понаблюдать такое чудо. Романтика однако:)

Негев – это мир безмятежности и покоя, который переживает сегодня удивительные перемены. И вы можете стать этому свидетелем.

Ольга Рин

Специалист по культуре и истории Израиля, профессиональный гид. Любит страну и ее народ.

Расположение кратера

Расположен поблизости от города Мицпе-Рамон , стоящего над северной стене кратера. Длина кратера около 40 км, ширина от 2 до 10 км, глубина 500 м. Границы Котловины Рамон напоминает очертания сильно вытянутого сердца с широкой частью на востоке. Самой западной его точкой является гора Арод - «кончик» место смыкания северной и южной стен «сердца» кратера. Центральная часть «прогиба» сердца - это резко выступающая гора Ардон (Ѓар Ардон - 713 м), долина слева от нее - Бикат Ардон с ручьём Ардон, а долина справа, к северу, - Бикат Махмаль с ручьём Махмаль.

Геологическая история

Три геологических образования в Негеве - Махтеш катан (Малая котловина), Махтеш гадоль (Большая котловина) и Махтеш Рамон - единственное в своём роде природное явление, специфическое исключительно для этой местности (есть ещё подобный, но поменьше на Синайском полуострове), поскольку все остальные кратеры и котловины в других частях земного шара образовывались принципиально иным образом.

Кратер Рамон начал формироваться, когда океан, покрывавший пустыню, начал двигаться на север. В связи с «морщинистостью» рельефа, в антиклинальном образовании (что означает поднятие центра, «горбление» кверху слоёв горных пород) вначале образовались небольшие трещины. Стекающая в эти трещины дождевая вода постепенно расширяла их. Наружный известняковый слой, довольно стойкий к размыванию дождями, способствовал сдерживанию быстрого развития трещин, но как только вода добралась до находящейся под скалистой породой более рыхлой прослойки песчаника, началась весьма бурная эрозия - легко вымываемый песок стал уноситься оттуда в больших количествах сезонными потоками.

Под надтреснутым известняковым слоем образовалась довольно обширная полость, прежде бывшая прослойкой песчаной породы. Через некоторое время скальный слой не выдержал, обрушился в пустоту и расширил при этом изначальный разлом, приобретший вид небольшого кратера. В процессе такой эрозии, продолжающейся на протяжении миллионов лет, первоначальная воронка, всё более расширяясь, постепенно превратилась в наблюдаемый теперь «махтеш».

По другой теории кратер был образован падением метеорита, что, по своему, объясняет наличие в Махтеш Рамон аномальных геологических пород, не встречающихся больше нигде на земле.

Кратер Рамон во время проливных дождей зимой 2009 г.

Рамон
ивр. מכתש רמון ‎

Координаты :  /  (G) (O) (Я) 30.580556 , 34.806944 30°34′50″ с. ш. 34°48′25″ в. д.  /  30.580556° с. ш. 34.806944° в. д. (G) (O) (Я) (T)
Страна
Регион Негев
Тип Эрозийный кратер
Наибольшая глубина 350 м
[]

Некоторые породы на дне кратера могут иметь возраст 220 миллионов лет. Черный холм на севере, Гиват Гааш, когда-то был действующим вулканом.

Кратер в истории Страны Израиля

В кратере в марте 2017 г. Фото Вадима Бугаенко.

Через Мехтеш Рамон проходит дорога Беэр-Шева -Эйлат (прим. указать номер). По этой дороге («Ладанному пути») проходили набатейские караваны из Петры в Авдат . Развалины древних гостинных дворов сохранились на дне кратера. Эта территория была уделом колена Шимона .

Название Рамон происходит от арабского «руман», что означает «римляне», и, вероятно, связано с дорогой, который римляне построили в этом месте.

Заповедники в кратере

В кратере много лет велась добыча глины, гипса и песка (до 1994 г. бесконтрольно). Это создавало экологическую проблему разрушением природного ландшафта и загрязнением местности отработанной породой.

В 1998 г. правительство Израиля объявило весь район кратера Махтеш Рамон геологическим заповедником. Заповедник, охватывающий кратер и горы Негева вокруг него - крупнейший в Израиле. Принимаются меры для восстановления и сохранения природного ландшафта и популяции диких животных, живущих в кратере.

Создан Информационный центр на северном «борту» кратера, с которого открывается вид на это необычное геологическое образование. В 2004 году на крыше Центра была оборудована смотровая площадка с панорамным обзором окрестностей, оснащённая специальными разъяснительными средствами.

При Инфоцентре работает «Хай Рамон» - Уголок дикой природы - пустынный заповедник, демонстрирующий модели ареалов флоры и фауны, развившиеся в районе Махтеша. В живых уголках зоологического отделения, имитирующих естественные условия существования, представлено более 40 видов мелких пустынных животных. Зооцентр окружён эколого-ботаническим садом, демонстрирующим шесть специфических для данной местности ареалов фауны во всём её растительном, скально-грунтовом и ландшафтном многообразии.

Из роскошных хвойных лесов Поволжья, перенесёмся в пустыню Негев, где просторов не меньше, вот только они совсем другие.
Негев самая большая пустыня в Израиле, занимает около 50-60% территории нашей маленькой страны. Похоже на то, что точных же размеров её никто не знает.

По форме Негев похож на треугольник, один из углов которого направлен на юг к Красному морю. Стороны его на востоке и западе ограничены границами страны.
С севера от Негев находится: Прибрежная равнина, Иудейские горы и Иудейская пустыня! – граница между пустынями весьма условна.
По всей вероятности, отсюда и разночтения..

Из Википедии:
"С точки зрения геологии - это плато, расположенное на высоте 600-800 метров над уровнем моря. Для этого пустынного района, сложенного известняками,
характерны различные формы аридной денудации. Так, только в Негеве существуют так называемые «махтэшим» эрозионные кратеры.
Это глубокие овальные впадины с ровными отвесными краями.. "

Об одном таком кратере я и поведу свой рассказ.

Расстояние, до Красного моря, которое мне необходимо преодолеть на машине, порядка 360-380 км и зависит от выбранного пути.
Их не так уж и много. Можно проехать через Иерусалим, вдоль Мёртвого моря – это самый длинный путь и по нему я езжу редко.

.. в надежде, а вдруг кому-нибудь пригодиться..

Если нет желания искупаться в Мёртвом море, то всё же лучше ехать по пустыне Негев, минуя г. Беэр-Шева. После неё есть варианты:
Первый, по трассе № 25-ой через г. Димона с выездом на однополосную трассу №90.
Этот маршрут самый загруженный, так как является основным со всеми вытекающими:
Междугородные автобусы, колонны грузовых и легковых машин, полиция и т.д.

Кроме этого, в 40 км от г. Димона на ней есть затяжной и очень крутой спуск, на котором уши закладывает, что весьма неприятно.
Это происходит потому, что приходится спускаться с нагорья, расположенного на высоте 600-метров к Мёртвому морю находящемуся
на отметке – 400 метров ниже уровня моря. И того, крутой спуск с серпантином на 1200 метров.
Далее 180 км. по пустыне Арава - дороге довольно прямой с чрезвычайно однообразными и унылыми пейзажами.

Второй вариант через Мицпе-Рамон для меня предпочтителен, поскольку 40-я трасса менее загружена и более живописна.
Как и все горные дороги, она состоит из спусков и подъёмов, которые не столь круты как в первом варианте.
А пейзажи, открывающиеся за "поворотом" не дают задремать, что весьма важно при длительной езде.
- Всё-таки пять часов "за рулём", не так уж и мало.

На спуске у кратера Рамон. Здесь я останавливаюсь всегда, с целью полюбоваться необычными видами.

Утёс Рамон! - Его высоту в этом месте определить на глаз не берусь, но на группу людей стоящих наверху приходится смотреть, задрав голову.

Минут через десять.. спуск первой пары с утёса успешно завершён. Кстати, такое здесь вижу впервые.
- Сам утёс состоит из песчаника, это хорошо видно на этом снимке. Кажется, что ещё немного и он рассыпется, и это при том, что ему не одна сотня лет.

Вид на кратер Рамон, при максимальном увеличении моего объектива. До противоположной южной горы чуть меньше 6 километров.
Ширина кратера колеблется от 2 до 10 км. ‏Формой он напоминает вытянутый треугольник с широкой частью на востоке.
Длина кратера около 40 км, глубина от 300 до 500 м. При этом, дно кратера находится на отметке в 500 м над уровнем моря.

Спуск по верёвке с помощью карабинов - одна из основных техник альпинизма. А здесь, ещё одно развлечение для проезжих туристов.

Несмотря на то, что я здесь не впервые, фантастический вид на кратер завораживает. Осмотревшись и сделав несколько снимков, возвращаюсь в машину.

На это раз мы спешим, впереди 160 км пути. А нужно ещё устроиться в гостинице, выбрав номер по душе, что получается далеко не всегда.

После сравнительно некрутого спуска с серпантином мы въехали на плато горной долины. Проехав по ней с километр, я съехал на обочину и остановился.

Мне понравился классический вид этих мест. К тому же, хотелось запечатлеть одну из гор с плоской, усечённой вершиной, так называемых "столовых гор", коих здесь немало.

По другую сторону дороги просматривался невысокий плоский массив гор, похожий на чьи-то строения. А если включить воображение, то и на что-то ещё.
Чего здесь не найти, так это деревьев и населённых пунктов. Ни того ни другого, на многие километры.

Дорога была пустынна, лишь изредка проносились небольшие колонны легковых машин. Пропустив эти машины, тронулись с места и мы.
Впереди нас ожидал перевал с серпантином через очередную горную цепь. По пути с интересом смотрели по сторонам от дороги, она была по-своему живописна.
Через два с половиной часа мы добрались до пункта назначения. Но об этом в другой раз.

На въезде в Мицпе-Рамон. Обратно мы поехали тем же маршрутом, дабы как следует познакомиться с городом и поглядеть на всё с самого верха.
Судя по фото, можно подумать, что город находится на пересечении дорог. На самом деле, все эти дороги внутренние, городские.
В эту часть каменистой пустыни можно добраться лишь по одной и единственной дороге - № 40.

Справа от въезда.. На скале, с глубокими трещинами, нависающей над дорогой надпись: "Дорога пробита инженерными войсками в апреле 1953"

И вот я на утёсе Рамон. Внизу стоянка машин. Обычно, люди делают несколько снимков на телефон, или "селфи" на фоне кратера и продолжат свой путь.
У самого края вижу крюки для верёвок, вбитые в камень. Их здесь несколько - наверное, для страховки. Скалолазов на этот раз поблизости не наблюдалось.

Сам Мицпе-Рамон весьма невелик, это даже не город, а посёлок городского типа с населением в 5000 человек.
Основан в 1951 одновременно с прокладкой в этом месте шоссе. Расположен возле древнего кратера "Махтеш Рамон".
Климат пустынный, сухой, засушливый. Годовое количество осадков не превышает в среднем 100 мм.

Небольшой торговый центр на утёсе. Из окна кафе расположенного в этом здании открывается отличный вид на кратер.
В этом плане нам не повезло, в нём шла уборка. Пришлось перекусить вкусным мороженым, купленным в соседнем магазинчике.

Слева от торгового центра, почти у самого обрыва расположен Информационный центр. В нём есть всего понемногу: информация об образовании кратера,
о геологии этих мест, о флоре и фауне и многое другое. Ещё, довольно интересная экспозиция посвящённая израильскому астронавту Илану Рамону
и его сыну Асафу.
Отец трагически погиб в 2003 году при катастрофе космического корабля "Колумбия". А старший сын Асаф, мечтавший стать космонавтом,
стал военным лётчиком и погиб в сентябре 2009 года в катастрофе истребителя F-16.

На крыше Центра оборудована смотровая площадка с панорамным обзором окрестностей.

С утёса Рамон возвышающегося на 1035 метров над уровнем моря открываются роскошные неземные пейзажи, меняющие цвет в зависимости от освещённости.
Вдали по центру виднеется гора Ардон, считается центральной точкой кратера. Она на 300 метров ниже утёса, на котором нахожусь я, но не менее популярна среди туристов.
На неё свершают групповые восхождения, чтобы полюбоваться восходами и закатами, остаются возле неё с ночёвками, дабы посмотреть на звёзды.
На ней есть Астрономический кемпинг. Говорят, нигде так хорошо не виден Млечный путь как здесь. Эти места "Клондайк" для фотографов.

Есть две версии образования кратера. Первая, вследствии эрозии почв; вторая, из-за падения метеорита. Местная наука придерживается первой,
при этом не может объяснить наличие аномальных геологических пород, которых больше нет нигде на поверхности земного шара.
В 1998 году правительство Израиля объявило весь район кратера "Махтеш Рамон" национальным заповедником.
До этого в котловине велась бесконтрольная добыча полезных ископаемых.

В связи с этим останавливаться на ночёвку можно далеко не везде. При желании, в интернете можно найти список разрешённых ночных стоянок.
Как и карту светового загрязнения Израиля, которая тоже существует. Кстати, раз в год, в один из августовских дней, в Мицпе-Рамон отключают уличное освещение.
Помню рассказ моего приятеля, очевидца этого события:
" Яркие звёзды, слегка мерцающие на чёрном покрывале ночи, опустились прямо голову! - ничего подобного не видел в своей жизни, ощущение невероятное ".
Хотел бы испытать это и я, к сожалению, дни каждый раз меняют..

Работы в Мицпе-Рамон мало, поэтому большая часть жителей, так или иначе, связана с индустрией туризма. В связи с этим здесь можно многое, только успевай платить.
Например: прокатится на джипе по кратеру, полетать на вертолёте или на воздушном шаре; переночевать в жилищах бедуинов, либо в палатках под звёздным небом,
с арендой телескопа и знатока астрономии; заказать пеший маршрут, по великому множеству троп.
А с утра с позапускать воздушных змеев, они здесь летают как нигде. Можно погулять и одним, без проводника.

НО, при этом нужно помнить - пустыня не терпит самоуверенных и беспечных людей.
Так этим летом, в районе северных отрогов кратера, погиб молодой мужчина 30-ти лет, от обезвоживания.
После ночёвке в палатках, ранним утром, пока группа спала, решил прогуляться один.. и заблудился.
В этот же день, около 4 часов пополудни его нашли, но было уже поздно.

Впереди ещё одна смотровая площадка, а справа Hostel.

Кстати, гостиницы здесь одни из самых дорогих в Израиле. В этом нет ничего удивительного. Кроме необыкновенных видов, благодаря расположению и удалённости
от других городов, это место располагает к уединению и медитации. Именно поэтому сюда стекаются люди разных духовных практик.
Мне и самому захотелось побыть у кратера в часы восхода или заката, а ещё лучше ночью. Посидеть на смотровой площадке "Вид с балкона" (מצפור המרפסת),
с час другой, созерцая и ни о чем не думая. Что ж, может быть.. как-нибудь в другой раз..

В общей сложности были мы в Мицпе-Рамон не более часа. Перед отъездом решил сделать ещё один снимок. Подошёл к краю утёса и..
В который раз этот странный кратер удивил меня, став совсем уж не земным, каким-то сюрреалистическим. Да и небо, стало плотным и посерело.
Сразу и не догадаешься, где это то место, на луне или на марсе? Судя по цветовой гамме, в которой преобладают цвета охры и терракота,
этот пейзаж больше похож на марсианский. Хотя, там не был, могу и ошибиться.

Могу лишь добавить: Кратер «Махтеш Рамон» - крупнейший из трёх эрозийных кратеров в пустыне Негев, и в нём есть породы возрастом более 200 миллионов лет.
Да, и эти места не безжизненны.
В них водятся: нубийские горные козлы, леопарды, полосатая гиена, песчаные лисы, суслики и т.д. А ранней весной цветут горные тюльпаны.

И несколько слов в заключение: В хорошую погоду там всё замечательно, чистейший горный воздух и приятный ветерок даже в самую жару.
Как и в любой пустыне, случаются песчаные бури, и весьма прохладные ночи. Зимой бывает очень холодно, иногда выпадает снег.
Итак, самое главное угадать с погодой. Впрочем, как и везде.