Золотой дом в венеции. Венецианский дворец Ка-д’Оро или Золотой дом в Венеции

Венеция может похвастаться «Золотым домом», что на итальянском звучит как Ка’д’Оро, который еще называют палаццо Санта-София.В оригинальной отделке его фасад был полностью покрыт сусальным золотом и расписан дорогими красками – ультрамарином (синий) и киноварью (красный). Таким затратным способом первый владелец здания Контарини хотел удивить местную аристократию своим богатством.

Мифы и факты

В 1421 году местный купец Марино Контарини заказал архитекторам Джованни Бону и Бартоломео Бону построить на месте более старого палаццо Зена в византийском стиле, который аристократ получил в качестве приданого жены.

Строительство длилось до 1440 года, однако в следующем году владелец здания и его сын неожиданно умерли. Дворец стал переходить от одного хозяина к другому, и каждый из них старался внести свою лепту в его планировку и убранство, соответственно вкусу и веяниям времени.

Одним из известных владельцев Ка’д’Оро был русский князь Александр Трубецкой. Он подарил здание балерине Марии Тальоне. Трубецкой поручил архитектору Джованни Медуна реконструировать обветшавший палаццо, однако, в итоге тот лишь ухудшил его интерьер и убранство.

В 1894 году здание приобрел венецианский купец Джорджо Франкетти. Он восстановил по чертежам готический облик сооружения и разместил здесь коллекцию художественных полотен. Коллекцию вместе с Золотым домом купец завещал городу в 1922 году.

С 1927 года во дворце открылся музей имени Джорджа Франкетти, который действует и поныне.

Что посмотреть

Ка’д’Оро построен в стиле венецианской готики и напоминает . Уникален дизайн фасада, украшенный изысканными архитектурными элементами. Кружевной фасад выходит на Гранд Канал.

Дворец ассиметричен: левая его часть более ажурная, правая – монолитная. У здания два входа – с воды и суши.

В плане сооружение напоминает букву С, имеет внутренний дворик и мраморный колодец (XV в), окруженный тремя символическими резными мраморными фигурами: Стойкостью, Справедливостью и Милосердием. Пол внутреннего дворика – мозаичный.

В экспозицию галереи Франкетти входят полотна знаменитых художников (Ван Эйка, Тициана, Карпачо, Мантеньи и др.), антикварная мебель, керамика, скульптуры XIV-XVI веков, гобелены, фрески и предметы средневекового быта.

Другие : главный собор Венеции - , древнеримские и

Канале Гранде - главный водный проспект Венеции - полон архитектурных шедевров. Не зря туристов так тянет хотя бы раз проплыть по каналу. Ясное дело, что рассмотреть этот парад дворцов и храмов, собранных на одной «улице», — разве такой шанс можно упустить? Архитектурная сокровищница под открытым небом - не всякий город в той же Италии может похвастаться таким богатством.

И даже среди такой россыпи драгоценностей есть самый роскошный, самый ценный перл. Таким перлом с абсолютной уверенностью можно назвать Ка’ д’Оро (Ca’ d’Oro) . Название Ка’ д’Оро дословно переводится как Дом из золота . Потому его часто называют в путеводителях Золотым дворцом, что тоже верно. У дворца есть ещё названия - Палаццо Санто София, Галерея Франкетти . Последнее название - сущая правда. Именно эта галерея во дворце и располагается. Это прекрасный музей, отличное собрание предметов искусства. Но о нём я расскажу чуть позже, через раздел.

Ка’ д’Оро - один из лучших образцов венецианской готической архитектуры, он высится над водами Канале Гранде почти 600 лет . Побывавший в самых разных руках, он претерпел массу переделок, пока в конце концов последний хозяин не решил вернуть дворцу его первоначальный вид. Отчасти ему это удалось.

Это здание, когда-то отделанное сусальным золотом (от того он и получил своё основное название), ультрамарином и вермильоном, соперничало с рядом стоящими Палаццо Барбаро и Палаццо Джустиниан. И выигрывало. Слава этого дворца гремела далеко за пределами Светлейшей республики.

Фасад Ка’ д’Оро - ажурное переплетение колонн и стрельчатых окон, арок и балконных перил, окна-четырёхлистники в оформлении балкона придают воздушности, пики на крыше устремляют весь дворец вверх. Он кажется кружевным и невесомым. Он манит к себе и притягивает взоры. И пусть сегодня от сусального золота ничего не осталось (оно было удалено при одной из переделок дворца), дворец Ка’ д’Оро всё так же прекрасен, как и века назад.

Как найти Ка’ д’Оро

Ка’ д’Оро на карте

Фасад Ка’ д’Оро

По суше проще всего попасть в Ка’ д’Оро со Страда Нуова. Если вы оказались на этой длинной торговой улице, то будьте особо внимательны к той стороне её, которая располагается ближе к Канале Гранде. Где-то в середине Страда Нуова появится указатель «Al Ca’ d’Oro» — «К Ка’ д’Оро ». Нужно будет свернуть в проулок, в который указывает стрелка указателя, и пройти к Каналу. Чуть-чуть не доходя до пристани, справа вы увидите вход в Ка’ д’Оро - Галерею Франкетти.

На вапоретто можно доплыть до остановки «Ca’ d’Oro» (маршрут №1) .

Время работы Галереи Франкетти:

  • понедельник - с 8:15 до 14:00 (выставка открывается в 9:00),
  • со вторника по субботу - с 8:15 до 19:15 (выставка открывается в 9.00),
  • в воскресенье и праздничные дни - с 9:00 до 19:00.

Продажа билетов прекращается за полчаса до закрытия музея.

Выставка - это отдельная от основной коллекции музея экспозиция.

Билет в галерею, включая выставку - 13 евро .

Сайт Галереи Франкетти - Ка’ д’Оро: cadoro.org .

Что смотреть в Ка’ д’Оро

Галерея Франкетти в Ка’ д’Оро - это не только картины. Перво-наперво, само убранство дворца - нечто особенное. Постарайтесь побывать во внутреннем дворике, обстановка здесь самая что ни на есть венецианская. Лестница, мраморный колодец, колонны. Первый этаж прекрасен мозаичным полом. На первом же этаже выставлены мраморные и высеченные из камня фигуры и скульптуры разных эпох. Второй и третий этажи содержат коллекцию живописи, среди которой работы Тициана , Гварди, Сансовино, Тинторетто, Карпаччо, Бордоне, Ван Эйка и Ван Дэйка.

Жемчужиной коллекции считается «Святой Себастьян» кисти Андреа Мантеньи.

Зал гобеленов, зал венецианской керамики, фрески, иконы, обломки древних венецианских колонн и мраморных скульптур XIV-XVI веков - всё это вы найдёте в залах Ка’ д’Оро - Галереи Франкетти.

Обязательно нужно сделать ещё одну вещь - выйти на балкон дворца и полюбоваться видами Канале Гранде. К примеру, слева на противоположном берегу вы увидите крытое здание рынка Риальто . Изгиб Канале Гранде, уводящий взгляд за Риальто - зрелище незабываемое.

История Ка’ д’Оро

В 1425 году венецианский патриций Марино Контарини затеял стройку на месте старого дворца, который он получил с приданым своей жены из семейства Цено. От прежней постройки в византийском стиле архитекторы Джованни Боно и его сын Бартоломео оставили лишь часть фасада. Заказчик не жалел денег, он откровенно стремился построить нечто такое, что затмило бы всё и вся своим величием, богатством и роскошью. Потому и выбрал в архитекторы лучших из лучших. А общее руководство стройкой осуществлял миланец Маттео Раверти , который был известен, как один из участников строительства миланского Дуомо и венецианского .

Контарини, как поговаривали, мечтал превзойти самого Нерона с его Золотым дворцом. Это не случайно. Род Контарини в истории Венецианской республики - один из первых родов. Восемь представителей этого рода восседали на троне дожа Венеции. Здание было выстроено к 1440 году. После падения Венецианской республики, когда угас потихоньку род Контарини, дворец стал менять хозяев с завидной частотой, и каждый старался внести в его внешний вид что-то своё.

В 1846 году дворец купил русский князь Трубецкой , чтобы подарить его балерине Марии Тальоне . Она затеяла масштабную перестройку дворца, который к тому времени уже изрядно обветшал и нуждался в реконструкции. Но архитектор Медуна в соответствии с запросами хозяйки перекроил практически все внутренние помещения, очень серьёзно «поработал» с внутренним двориком, снял всю позолоту с фасада. По крайней мере, так гласит венецианская легенда.

В 1894 году дворец обрёл наконец хозяина, который озаботился возвращением Ка’ д’Оро первоначального вида. Барон Джованни Франкетти потратил огромные суммы, чтобы восстановить готический шедевр семьи Боно по их же чертежам и планам. Помимо всего прочего Франкетти был заядлым коллекционером. И в 1922 году перед смертью он завещал дворец Ка’ д’Оро и всю свою коллекцию, размещённую во дворце, городу. В 1927 году в Ка’ д’Оро открылась Галерея Джорджо Франкетти , а сам Ка’ д’Оро до сих пор радует взоры венецианцев и туристов, проплывающих мимо него по Канале Гранде.

Наверное, я все же слишком избалована великолепными дворцами Санкт-Петербурга, поэтому роскошь барокко палаццо Ка-Реццонико, его парадные залы, золоченая мебель и потолки с парящими аллегориями меня абсолютно не тронули. На фото вы их не увидите. Но все-таки кое-что мне хочется показать, а это значит, что мы с вами пройдем весьма оригинальным маршрутом по музею Венеции XVIII в... Вперед:).

Вот, например, юноша (аллегория зимы?), прекрасно иллюстрирующий русскую поговорку "без штанов, а в шляпе".
Свято следующий наказу строгой мамочки о необходимости надеть шапку...

Не Георгий ли это? Но с луком вот так на дракона... чудеса.

Неожиданно меня очень заинтересовали карикатуры Антонио Мария Дзанетти (1680 - 1757). Интересно взглянуть на точно схваченные типажи с острохарактерными (гротескными, конечно) позами и выражениями лиц. Полная противоположность модным и напыщенным парадным портретам. Мне эти картинки показались живыми, веселыми; немного ироничными, но без яда сатиры или сарказма.
Полную галерею карикатур автора можно посмотреть .

Понравились офорты Gaetano Zompini, изображающие повседневную жизнь венецианцев XVIII в. (1746-540). С помощью гугл переводчика перевожу вот эту статью. Художник изображал "роящийся мир рабочих, торговцев, мелких лавочников, поденщиков, продавцов, которые заполнили улицы города. Красочный, звучный, пахучий мир, который не оставил никаких других следов и представлял собой истинную палитру нюансов и тонов, и был настоящим, постоянным....Прежде всего, Зомпини напоминает нам, что Венеция была не только впечатляющим городом театральных и роскошных домов на Большом канале, она была не только домом для патрицианских семей, обернутых в парчу, атлас и шелковую тафту и изображенных в роскошных интерьерах. Венеция была прежде всего городом людей, которые работали, которые занимались оптовой и розничной торговлей, которые занимались своими делами, "

Угольщики.

К сожалению не смогла внятно перевести подпись к этой картине на итальянском:
"Son quel, che inchiostro fin da scriver vendo,
E insieme ghò la roba per i sorzi,
Cioè tossego per lori assae tremendo."
Может быть это продавец каракатиц (осьминогов) ? Мне он напоминает старьевщика, которым пугают ребенка ("Будешь себя плохо вести, отдам тебя вот тому страшному дяде").

Две столешницы были выполнены для архиепископа Франческо Пизани XVI в. . На них - цветы, птички, сцены из басен Крылова Эзопа и разные античные сюжеты (например, Орфей). Но я покажу только птичек - вот такой весенний коллаж:)

Джованни Антонио Каналь, известный как Каналетто , мастер городских пейзажей-ведут. "Большой канал в сторону Риальто" , около 1723 г. Всегда приятно "узнавать" места на картинах более чем двухсотлетней давности.

Впрочем приятно узнавать не только места, но и характеры, ситуации. Вот например картина Пьетро Лонги, Шарлатан, 1757. Что интересно, предлагает этот бойкий юноша? Эликсир вечной молодости? А может быть это таинственный териак состоящий из 100 ингредиентов? Вряд ли, скорее всего это обычное приворотное зелье и кое-кто из парочки, что на переднем плане кажется собирается им воспользоваться. :).
Хочется привести цитату из многим знакомой книги П.Муратова "Образы Италии":
"Но никакой другой художник не сравнится с Лонги в прелести изображения венецианской жизни. ..Лонги был не только бытописателем своего времени, он был настоящим поэтом. Он верно воспроизводил то, что видел, но видел он как раз то, в чем и были выражены самые остропрелестные черты эпохи. ..Лонги верно понял главный художественный "нерв" тогдашней венецианской жизни,- красоту маски. Маска является главным мотивом почти всех его картин. Самое представление о Лонги нераздельно с представлением о "баутте", об этой странно установившейся форме венецианского карнавала. "Bautta" значит вообще домино, но венецианская "баутта" подчинена изумительно строгому рисунку и строгому сочетанию двух цветов - черного и белого. ..Венецианская "баутта" состояла из белой атласной маски с резким треугольным профилем и глубокими впадинами для глаз и из широкого черного плаща с черной кружевной пелериной. К маске был прикреплен кусок черного шелка, совершенно закрывавший нижнюю часть лица, шею и затылок. На голову надевалась треугольная черная шляпа, отделанная серебряным галуном. При "баутте" носили белые шелковые чулки и черные туфли с пряжками.
...Все это образует группы неслыханной красоты, причудливости и мрачной пышности. Наш ум отказывается верить, что перед нами только жанровые сценки, аккуратно списанные с жизни".

Продолжу цитировать Муратова: "Во время своих прогулок по городу Лонги видит добрый венецианский народ. Он пишет прачек, продавщиц кренделей "чиамбелли", фурлану, исполненную под аккомпанемент бубна в каком-нибудь глухом закоулке. Ни в его картинах, ни в книгах того времени венецианский народ не кажется несчастным, обездоленным. Он как-то тоже участвует в празднике жизни. В этом глубокое отличие Венеции XVIII века от Парижа. Здесь нет таких острых общественных противоречий, и в воздухе, которым здесь дышит смешанная толпа, не разлит яд ненависти. Это чисто итальянская черта. Италия всегда была и до сих пор останется народной. Говоря о праздной и счастливой жизни в Венеции того времени, мы не должны о чем-то умалчивать, закрывать глаза на чьи-то социальные страдания. Если здесь был праздник, то этот праздник был действительно для всех. Залой его была сама улица, и бальным костюмом была общая для всех баутта. Что еще важнее, всякий мог им наслаждаться, потому что умел наслаждаться. В душе самых простых людей здесь жило такое чувство прекрасного, такой врожденный аристократизм вкусов и удовольствий, какого не знала Франция, несмотря на долгую и трудную придворную выучку. Ведь только этим можно объяснить такое создание итальянского народного гения, как комедия масок."
"Полента" (каша из кукурузной муки), 1740 г..

Дама под вуалью оказалась аллегорией Веры. Антонио Коррадини (1668-1752 г,). Собираемся посмотреть его работы в Неаполе в капелле Сан-Северо.

Удивила картина венецианского художника конца XVIII в. "Замерзшая лагуна". Неужели так бывало?

И вот так катались? Поразительно.

И в кубарь играли на льду? Ну прямо как у Питера Брейгеля. :)

Чима да Конельяно (1459-1517 г.). Мадонна с Младенцем и святыми.

Вид из окна палаццо божественный.

Странная картина Antonio Diziani (1737-1797)."Полет на гусях" (?). Что это? Иллюстрация какой-то назидательной истории? Или изображение "деревенского дурачка"? Я очень надеюсь что никто не совершал ничего подобного и не пострадал.

А это уже палаццо Ка-д"Оро, куда я прибежала незадолго до его закрытия, поэтому меня пустили лишь в нижнюю половину дворца зато я там ходила в гордом одиночестве Пол был создан в кон.XIX-нач.XX в. по рисункам со средневековых (в основном византийских) мозаик. При этом использовались аутентичные материалы и технологии. Спасибо за это следует сказать барону Джорджо Франкетти. Идешь, как по драгоценному ковру, боязно ступать. Великолепно.

Колодец-поццо.архитектора Джованнни а Бартоломео Боно, 1427 г. с аллегориями Правосудия, Крепости и Милосердия.

Вот такой восхитительный выход на канал

Слева барельеф XII в, справа - XI в. Это все что об этих экспонатах рассказано на музейном стенде. Остальное, как обычно придется копать самим:)))

Английский (?) алебастровый полиптих со сценами из жизни св. Екатерины, XV в. (на фликре можно увеличить)

Св. Себастьян. Андреа Мантеньа, Написан в период 1490-1506. В отличие от двух других св.Себастьянов Мантенья (в Лувре и в Вене) этот считается особенно пессимистичным. Надпись на латыни гласит: Nihil nisi divinum stabile est. Caetera fumus. Приблизительный перевод (от гугла): Ничто не может быть стабильным, если оно не от Бога. Остальное - дым. (приветствую другие варианты). Погасшая свеча в правом нижнем углу, стрелы образующие букву М - то ли смерть (Morte) то ли подпись - Mantegna. М - Мрачновато.

Карло Кривелли (1430-1495). Мадонна с Младенцем и св. Ануфрием. Про огурцы у Кривелли можно почитать (если кто позабыл) по ссылк е.

Michele da Verona. Прощание Христа с Богоматерью и Иоанном Крестителем (?!) на итальянском -Battista

Витторе Карпаччо. Цикл "Истории Богоматери" выполнен художником в период 1504-1508 для Скуолы выходцев из албании (была и такая в Венеции, почитать). Одна картина из этого цикла находится в Бергамо, две - в пинакотеке Брера в Милане (мы с вами их все видели только лень искать ссылку). Райский сад с прекрасными птицами на "половине" архангела и мир, достоинство, красота, тишина и книги на "половине" Богоматери. Кажется, что время остановилось: застыли птички в воздухе и щегол с павлином у порога, застыли горлицы, застыли деревья за оградой сада, лилия в руках у архангела и цветок (не могу опознать, но он конечно не случаен) у Марии.. И только стремительно летит Голубь.

Встреча Марии и Елисаветы. Карпаччо добавил в картину восточного колорита: пальмы, "минареты" на заднем плане, ковры на балконах, восточные одежды. Все это прекрасно сосуществует с пейзажами Венето и очень странной архитектурой - меня вот особенно восхищает воздушная беседка верхом на башне.

Милые девушки на заднем плане.

Как странно шагает этот благородный старец. И на что он опирается, не на могильный ли камень?

Успение.

Чима да Конельяно (1460-1517). Богоматерь со свв. Иеронимом и Екатериной.

Прекрасные виды с галереи (даже если во дворце были бы только эти виды уже имело бы смысл сюда идти).

Левик смотрит вниз с некоторым презрением.. "все тлен, все суета".

Ка-д’Оро – это венецианский дворец, расположенный на известнейшем водном канале Венеции – Гранд-канале.

Этот дворец – яркий образец венецианской готики, а поначалу его называли «Золотым домом», так как при отделке дворца покрыли всё сусальным золотом.

История создания

В 1425-1440 годах на месте старого дома, построенного в Византийском стиле, был возведен один из самых богатых дворцов Венеции.

Его знатный владелец, патриций Контарини, стремился подражать императору Нерону и захотел создать Золотой дом, похожий на римский. У него это получилось, его дом стал известен не только в Венеции, но и во всей Италии, однако вскоре он скончался.

Летело время, хозяева менялись. В 1846 году известный князь Трубецкой решил перестроить золотой дом для балерины Марии Тальоне. Из этой задумки ничего хорошего не получилось , говорили даже, что один из архитекторов снял и продал известную облицовку из золота.

По рассказам, хитрого зодчего, конечно, поймали и наказали, однако историки утверждают, что это просто байка для туристов.

В 1894 году дом Ка-д’Оро купил Джорджо Франкетти, восстановил, собрал большую коллекцию предметов искусства. Воссоздал заново разрушенные лестницу, балконы.

Восстановленная лестница используется и в наши дни

Позже открылась картинная галерея, её гордостью считается Святой Себастьян – произведение местного художника – А. Мантенья.

Также в галерее находятся известные полотна фламандских и немецких живописцев XV-XVI веков, а также Тициана и других великих мастеров своего времени.

Джорджо восстановил также дорогостоящую уникальную мозаику из мрамора, на которую затратил огромные средства и силы.

Галерея Франкатти

Архитектура дворца

Известный палаццо (итл. дворец) Ка-д’Оро разместился на центральной улице Венеции – Гранд-канале. Дворец Ка-д’Оро является лучшим сооружением в Венецианском цветочном готическом стиле, но не стоит думать, что подобный дворец единственный во всей Венеции. К примеру, в этом же стиле построены и соседние дворцы – Барбаро и Джустиниан.

Внешне Палаццо Ка-д’Оро соединяет в себе средневековую церковь с мечетью. Асимметричность постройки сразу бросается в глаза, поэтому этот дворец – самый узнаваемый в городе. Одна часть здания легкая, воздушная, ажурная; другая – тяжелая и монолитная, как и многие постройки итальянских домов. У палаццо два входа: с суши и с воды.

Внизу дворца расположена лоджия. Там можно пройти в вестибюль. Наверху – балкон большой залы. Арки и колонны подпирают ажурные окна в форме четырехлистника, ещё выше – вторая лоджия, схожая с первой своим неповторимым дизайнерским решением.