Ацтеки. Жертвоприношения
В основе отношения ацтеков к человеческим жертвоприношениям лежат уже описанные нами мифы о мироздании. Солнце, а значит, и вся Вселенная обязана своим существованием самопожертвованию богов, да и человек появился только тогда, когда Кецалькоатль окропил своей кровью кости, собранные в стране мертвых. Устойчивость мира зависела от сотрудничества богов и людей, правильного выполнения ритуалов, а также пожертвования крови в знак признательности за сотворение мира и, уже на более практичном уровне, в качестве пищи для Солнца и прочих богов.
Этих верований придерживались как те, кто брал в плен, так и сами пленники. Между ними возникало что-то вроде мистического родства, в основе которого лежала не семейная родословная, а кровная связь, возникающая благодаря жертвоприношению.
«И тот, кто захватил в плен, не смог отведать плоти своего пленника. И сказал он: «Разве могу я есть свою собственную плоть?» Ибо когда он взял в плен, то сказал: «Вот мой возлюбленный сын». Однако он мог вкусить плоти человека, захваченного в плен другим» (информаторы Саагуна, описывая церемонии второго месяца).
С момента своего пленения у узника возникали особые отношения с пленившим его человеком. В представлении ацтеков они были одной семьей и одной плотью.
Постепенно человеческие жертвоприношения занимали все более и более важное место в религии ацтеков, но не практиковались в массовом порядке до середины XV века. После своей победы над Аскапотсалько в 1428 году Ицкоатль и его советник Тлакаэлель начали вести политику завоеваний, побуждая ацтеков представлять себя избранным народом Уицилопочтли, миссия которого заключалась в обеспечении пищей Солнца. В то же время участившиеся военные операции приносили Теночтитлану все больше и больше пленных.
В 1487 году обычай человеческих жертвоприношений уже укоренился. В этом году был возведен храм, посвященный Уицилопочтли, и, чтобы отпраздновать это событие, было умерщвлено 20 тысяч пленных. Правители Теночтитлана и Тескоко открыли кровавый счет, а затем передали оружие в руки жрецов, которые без устали трудились в течение четырех дней – до тех пор, пока не пала последняя жертва. Пленники стояли в четыре ряда, протянувшиеся на 2 мили по улицам города.
Рис. 60. Человеческое жертвоприношение (Флорентийский кодекс).
По некоторым данным, ежегодно ацтеки приносили в жертву от 10 до 50 тысяч человек, в основном это были военнопленные, но среди жертв встречались и рабы, и дети, которых покупали в случае необходимости. Каждый город или деревня проводили собственные церемонии. Во время празднеств в четырнадцатый месяц года, писал Мотолиниа, «они принесли в жертву, в зависимости от величины поселения, 20, 40 или даже 50 или 60 человек. В Мехико было умерщвлено более 100 человек». Головы жертв насаживались на стоявшие рядами деревянные решетки. Андрес де Тапиа (служивший под началом Кортеса) подсчитал количество черепов на решетках, стоявших рядом с Великим Храмом Теночтитлана: «Автор и некий Гонсало де Умбриа подсчитали количество черепов в ряду и, произведя несложные подсчеты, обнаружили, что всего там было 136 тысяч голов, не считая тех, что были сложены в башни». Башни, которые упоминает де Тапиа, были сооружены из черепов, скрепленных известковым раствором. Обычно в жертву приносились свежие сердца и человеческая кровь, которой жрецы окропляли изваяния богов. Предназначенного к жертве клали на спину на низкий каменный блок, и каждый из четырех жрецов брал его за ногу или за руку. Пятый жрец держал голову, в то время как шестой с помощью кремневого или обсидианового ножа косым ударом вскрывал грудную клетку, при этом надрез проходил через ребра и грудину. Извлеченное из груди сердце поднималось к Солнцу, затем его клали в деревянный или каменный сосуд, называемый «орлиным блюдом». Вся операция занимала несколько минут. Иногда жертва теряла сознание или ее приходилось силой тащить к алтарю, но большинство пленников шли на смерть добровольно, поддерживаемые сознанием того, что они отправятся прямиком в Рай Солнца.
Акт жертвоприношения был кульминацией в цепи церемоний, которые варьировались в зависимости от того, в честь какого бога проводились. В каждом из восемнадцати месяцев устраивались свои празднества, многие из них были длительными и сложными мероприятиями, полными символизма, который так услаждал ум ацтеков. Праздник в честь Тескатлипоки, например, выпадал на пятый месяц, но готовиться к нему начинали за год, когда жрецы выбирали безупречного молодого пленника на роль воплощения бога на земле.
Юношу обучали вести себя как знатный человек, в течение года его почитали, как повелителя и живого бога. Жрецы обучали его игре на флейте, его повсюду сопровождала свита из восьми человек. Его лицо было раскрашено черной краской, одет он был в дорогие одежды, на руках сияли золотые браслеты, а на ногах позвякивали золотые колокольчики. Он проводил время в свое удовольствие, а когда прогуливался по городу с курительной трубкой в руке, с висящими на шее гирляндами цветов, все люди воздавали ему почести.
За двадцать дней до празднества человек, изображающий бога, играл свадьбу с четырьмя юными девушками. Теперь он был одет и подстрижен как военачальник, и последние пять дней, оставшиеся до праздника, проходили в пиршествах, пении, танцах в различных частях города.
В день жертвоприношения юношу, сопровождаемого своими женами и свитой, которые пытались утешить его, в каноэ перевозили в маленький храм на берегу озера. Здесь женщины прощались с ним, и он всходил по ступеням храма, неся флейты, на которых играл в течение года. У подножия пирамиды свита покидала его, и теперь в совершенном одиночестве он медленно поднимался по лестнице, на каждой ступени разбивая по одной флейте. На вершине пирамиды его уже ждали жрецы. Когда юноша приближался к ним, они хватали его и вырывали у него сердце. Как только жертва умирала, другой пленник выбирался на роль Тескатлипоки, которую он должен был играть в течение следующего года.
Идея о человеке, изображающем бога, находила свое отражение во многих ацтекских церемониях. Праздник в восьмой месяц года проходил под покровительством Шилонен, богини молодого маиса. Ее роль играла юная рабыня, которую впоследствии обезглавливали, что символизировало сбор початков маиса. В одиннадцатый месяц женщину, представлявшую богиню спелого маиса, постигала та же участь.
Церемония в честь Бога Огня была одной из самых ужасных. Пленников связывали по рукам и ногам, лица посыпались порошком из растения семейства конопляных, действовавшим как анестетик. Каждую жертву взваливали на спину того, кто ее пленил, и воины начинали танцевать вокруг огромного костра. Затем один за другим танцоры сбрасывали своих жертв в пламя, но, прежде чем наступала смерть, жрецы вытаскивали из огня полуобожженные тела и удаляли сердца.
Не все жертвоприношения подразумевали смерть. На некоторых празднествах воплощением богов служили цветы и початки маиса или фигурки божеств, сделанные из дерева и муки из толченых семян амаранта.
Рис. 61. Каменное блюдо, которое использовалось при жертвоприношениях. Вероятно, из Теночтитлана.
Большинство церемоний включали в себя пиршества и танцы, а также кровопускания, и у людей было много возможностей выплеснуть избыточную энергию. В десятый месяц устанавливался шест высотой около 50 метров, на верхушке крепилась фигурка, слепленная из амарантовой муки. Юноши старались вскарабкаться на этот шест и достать фигурку, победителю вручалось ювелирное украшение и накидка. В другие месяцы разыгрывались шуточные битвы между воинами Орла и Ягуара, между мужчинами и женщинами, жрецами и мирянами. Некоторые из этих состязаний были лишь буффонадой и были наполнены духом карнавала, но те состязания, что проходили в рамках празднества в честь Тлалока, давали жрецам право колотить и грабить любого, кто помешает их процессиям. Во время таких праздников появлялась прекрасная возможность свести личные счеты.
Почти каждого из нас «передёргивает» при мысли, что можно принести в жертву человека для ублажения богов. Современное общество связывает фразу «человеческое жертвоприношение» с жестокими, демоническими, или сатанинскими ритуалами. Однако, у народов, которые в древние времена считались цивилизованными, богатыми, и образованными человеческие жертвоприношения считались вполне нормальным явлением. Ритуалы принимали разные формы от гуманных - глоток яда, до жестоких, сожжение или захоронение заживо. Ниже представлен список 10 древних культур, практиковавших человеческие жертвоприношения в ритуальных целях.
Карфагенская цивилизация парадоксальна в том, что она была одной из самых богатых и могущественных представителей древнего мира, но, несмотря на это, карфагеняне приносили в жертву младенцев. Многие историки считают, что, таким образом, общество пыталось получить благосклонность богов, а также управляло ростом населения. Ещё бытует мнение, что состоятельные карфагенские родители приносили в жертву младенцев специально, чтобы сохранить своё богатство.
По оценкам, в период от 800 до н. э. до 146 г. до н. э. приблизительно 20 000 детей были принесены в жертву.
Многие учёные твёрдо убеждены, что древние израильтяне выполняли «всесожжение детей» во имя древнего Ханаанского Бога, по имени Молох. Но не все древние израильтяне практиковали этот ужасный ритуал - специалисты считают, что его использовал один израильтянский культ, который посвятили свою жизнь поклонению Молоху.
Цивилизация Этрусков населяла территорию, которая сейчас более известна как современная Тоскана. Занимались в основном фермерством и торговлей с Грецией и Карфагеном.
В течение многих лет, учёные не желали смириться с тем, что этруски не использовали человеческих жертвоприношений. Но когда археологи из миланского университета обнаружили важные улики в Тарквинии, Италия, было убедительно доказано, что Этруски действительно, приносили в жертву людей. Археологи нашли несколько человеческих останков взрослых и детей, принесённых в жертву, из низкого социального статуса. Помимо человеческих останков, археологи также обнаружили священное здание и каменный алтарь.
Практика человеческих жертвоприношений была очень распространена в Древнем Китае, особенно в период правления династии Шан - первой китайской династии о которой есть письменные записи. Цель жертвоприношений была двоякая: политический контроль и религиозные взгляды.
Эксперты считают, что существовало три типа человеческих жертвоприношений, применявшихся в государстве Шан.
Кельты также использовали человеческие жертвоприношения. Есть письменные труды римских и греческих историков, ирландские тексты, написанные во времена средневековья, и последние археологические находки, доказывающие существование жуткого ритуала. Страбон, греческий географ и философ, описал кельтский ритуал жертвоприношения, в своей книге «география».
Древние Гавайцы верили, что, принося в жертву людей, они могут получить склонность бога Ку - бога войны и обороны, и добиться побед в своих воинах. Жертвоприношения проводились в храмах, называемых Хейо. Для своих ритуалов гавайцы использовали пленников, особенно вождей других племён. Тела принесённых в жертву людей они готовили или съедали сырыми.
В Месопотамии практиковали человеческие жертвоприношения как часть похоронных ритуалов королевских и «элитных» семей. Дворцовых слуг, воинов и т. д. приносили в жертву, для того чтобы после смерти хозяев, они продолжали служить им в загробном мире.
В течение многих лет, эксперты считали, что жертв убивали при помощи яда. Однако новые исследования показали, что их смерти были гораздо более жестокими.
Ацтеки приносили человеческие жертвы для того, чтобы удержать солнце от смерти. Ацтеки сильно верили, что человеческая кровь была «священная» и что Бог солнца Уицилопочтли, ею питался.
Жертвоприношения ацтеков были жестоки и ужасными. В качестве жертв они использовали людей из других племён, которые были захвачены во время войны в плен, или добровольцев.
Многие Египтологи считают, что древние египтяне использовали человеческие жертвоприношения в целях схожими с жителями Месопотамии. Слуг фараонов или других ключевых фигур в основном хоронили заживо вместе с их инструментами, чтобы те продолжали служить фараону в загробной жизни.
Однако человеческие жертвы в конце концов были поэтапно отменены и заменены символическими человеческими фигурками.
Инки прибегали к человеческим жертвоприношениям богам, в частности, предлагая своих детей, как способ предотвращения стихийных бедствий. Империя инков была отягощена множеством природных катаклизмов, в том числе вулканическими извержениями, землетрясениями и наводнениями. Инки верили, что природными катастрофами управляли боги, и чтобы заслужить их благосклонность нужно приносить им жертвы.
Хотя большинство жертв были пленники или заключённые, существовали дети, которые были воспитаны исключительно для ритуальных целей – принесения в жертву богам. Инки твёрдо верили, что в загробной жизни, эти дети будут жить лучше, и счастливей. Кроме того, будущие жертвы получали отличную пищу, в их честь устраивали праздники, и даже встречи с императором.
Поделится в соц. сетях
.….….
.….….
.….….
.….….
………
………
…….….….….…
.….….….….…..
………
……… …………….……
…………….……
.….….. Приложения:
.….…..
.….….. .….….. .….…..
.….….. .….….. .….….. .….….. .….….. .….….. .….…..
.….….. .…..
.….….. .…..
.….….. .…..
1.2.1. Мифы, освящающие жертвоприношения и кровопускания
Самыми древними богами ацтеков были супруги Ометекутли и Омесиуатль (в другом варианте мифа их звали Тонакатеуктли и Тонакасиуатль – «Владыка нашего бытия» и «Владычица нашей жизни»). У них родилось четверо сыновей, носивших одно имя – Тескатлипока. Им Ометекутли и Омесиуатль вверили сотворение всех остальных богов, а также мира и населивших его народов.
Фото 1. Кецалькоатль («Пернатый змей»). Лист 62r, фрагмент. Кодекс Мальябекки (Codex Magliabechiano). Magl. XIII . 3. Тип документа: манускрипт. Время создания: XVI в. Национальная центральная библиотека, Флоренция, Италия . Фото 2. Шипе-Тотек («Владыка со снятой кожей»). Лист 90r, фрагмент. Кодекс Мальябекки
Красный Тескатлипока стал известен как Шипе-Тотек. Синий Тескатлипока отождествлялся с Уицилопочтли, племенным богом ацтеков. Черный Тескатлипока – единственный из всех – сохранил свое изначальное имя. Функции и атрибуты Белого Тескатлипоки принял Кецалькоатль. Из четырех богов наиболее важными считались Кецалькоатль, благодетель человечества, и Черный Тескатлипока, бог тьмы и магии. Они соперничали друг с другом, и во время их битвы за верховную власть во Вселенной были сотворены и разрушены четыре эпохи, которые у ацтеков называются Солнцами .
Фото 3. Тескатлипока («Дымящееся зеркало») «в костюме полководца с копьеметалкой в левой руке и щитом в правой среди знаков дыма» (из комментария к рисунку) . Лист 44v, фрагмент. Кодекс Риоса (Codex Rios). Идентификационный № Codex Vaticanus 3738. Объем: 101 лист. Материал: европейская бумага. Размер листа: 46,5×29,5 см. Автор: монах-доминиканец Педро де лос Риос (Pedro de los Ríos, 15?? – 1563/1565). Язык: итальянский. Время и место изготовления: 1570 – 1571 гг., Италия. Апостолическая библиотека Ватикана. Фото 4. Уицилопочтли («Колибри юга»). Лист 89r, фрагмент. Кодекс Мальябекки
Вот что гласит ацтекское сказание:
« Когда была сотворена первая эпоха, Тескатлипока превратился в Солнце. Земля в то время была населена гигантами, питавшимися желудями, ягодами и корешками. Не в силах видеть, как его враг правит Вселенной, Кецалькоатль взял свой посох и изгнал Тескатлипоку с неба, но побежденный бог в порыве ярости превратился в ягуара и уничтожил землю. Эта катастрофа произошла в 4-й день Ягуара.
Кецалькоатль занял место Тескатлипоки на небе и создал вторую эпоху мира. Мироздание начало новый отсчет, и земля была заселена людьми, питавшимися только кедровыми орехами. Эта эра подошла к концу в 4-й день Ветра, когда Тескатлипока сверг Кецалькоатля и наслал сильный ветер, который разрушил землю. Несколько спасшихся людей были превращены в обезьян.
Затем Тлалок, Бог дождя, стал Солнцем, но Кецалькоатль наслал огонь, поглотивший землю. Это было в 4-й день Дождя, и к концу его почти все люди погибли, за исключением нескольких, обращенных в птиц. Наконец Чальчиуитликуэ, Богиня воды, взяла на себя обязанности Солнца. Но и ей повезло не больше остальных. В 4-й день Воды ее Вселенная была уничтожена потопом и те люди, что спаслись, превратились в рыб» .
Фото 5. Тлалок («Заставляющий расти»). Лист 44r, фрагмент. Кодекс Мальябекки
Для того чтобы воссоздать небеса и землю, противостоявшие друг другу ранее Тескатлипока и Кецалькоатль стали действовать вместе.
В одном из ацтекских мифов творения Кецалькоатль и Тескатлипока создают небо и землю, расчленив тело огромного земного чудовища – Тлальтекутли. Имя этого чудовища переводится как «Владыка земли». Оно было двуполым существом. Согласно более распространенному представлению о нем, чудовище являлось божеством женского пола. Иногда отождествляют с гигантским крокодилом .
В другой версии мифа Кецалькоатль и Тескатлипока спускаются с небес, чтобы посмотреть на оседлавшего море Тлальтекутли. Чудовище было очень прожорливым. Оно имело огромную зубастую пасть и множество ртов на локтях, коленях и других суставах. Кецалькоатль и Тескатлипока превратились в двух гигантских змей, которые обвились вокруг рук и ног Тлальтекутли. Потянув в разные стороны, змеи разорвали монстра на две части. Верхняя половина стала землей, а нижнюю половину Кецалькоатль и Тескатлипока подбросили вверх, и она стала небом. Волосы той части монстра, что сделалась землей, превратились в деревья и цветы. Из кожи образовались травы и мелкие цветы. Глаза стали родниками, ручьями и небольшими пещерами. Рот дал начало великим рекам и пещерам, а нос – горным кряжам и долинам. Иногда по ночам можно слышать крики Богини Земли, жаждущей крови и сердец людей. Только человеческие жертвы могут усмирить и успокоить Тлальтекутли, заставить ее давать необходимые для жизни людей плоды .
После сотворения неба и земли перед богами встал вопрос о том, кто же будет жить на земле. Они решили населить ее людьми. По одному из мифов, который описан в «Легенде о Солнцах» в Кодексе Чимальпопоки (1558) , эту задачу взял на себя Кецалькоатль. Он отправился в Подземный мир (Миктлан) за костями людей предыдущей эпохи, чтобы сотворить из них новых людей.
Фото 6. Миктлантекутли («Владыка Миктлана»). Лист 79r, фрагмент. Кодекс Мальябекки
Спустившись в Миктлан, Кецалькоатль приблизился к его хозяину – богу Миктлантекутли и его супруге Миктлансиуатль и сказал им: ««Я пришел в поисках драгоценных костей, которые ты охраняешь, я пришел забрать их». Миктлантекутли ему ответил: «Что ты будешь с ними делать, Кецалькоатль?» И еще раз сказал |Кецалькоатль|: «Озабочены боги тем, кто будет жить на земле»». Миктлантекутли пообещал отдать кости, только если Кецалькоатль справится с его заданием. Кецалькоатль его успешно выполнил. Но Миктлантекутли передумал. Кецалькоатлю ничего не оставалось, как просто увязать кости в узел и уйти с ними.
Фото 7. Сиуакоатль («Женщина-змея»). Лист 45r, фрагмент. Кодекс Мальябекки
Тогда Миктлантекутли послал богов выкопать яму на пути Кецалькоатля, в которую тот упал замертво, но вскоре воскрес. Собрав рассыпавшиеся кости, он поспешил в Тамоанчан («Место Облачного Неба»). (По одной из версий, записанной в Кодексе Теллериано-Ременсис, Тамоанчан – это место, где боги были созданы, Земной Рай, где «росли их розы». Там боги жили до того, как Тонакатеуктли, Владыка Рая, «сбросил их с того места». «Так одни пришли на землю, а другие – в преисподнюю».) Там Сиуакоатль «перемолола их и затем поместила в драгоценный сосуд». «Из своего детородного органа Кецалькоатль пролил над ним свою священную кровь. И остальные боги совершили там самоистязание… И они сказали: «О боги, родились масеуали . Ведь из-за нас совершили самоистязание |боги|». Слово «масеуали», или в другой транскрипции – «масегуалы» в разных изданиях переводится по-разному: «самоистязание заслужившие» и «заслуженные покаянием». Но в любом варианте этот последний пассаж мифа о сотворении людей указывает на обязанность человека отдавать долг богам той же монетой – жертвовать им свою кровь.
В Тамоанчане люди были созданы до того, как появилось Пятое Солнце – солнце (эпоха), при котором жили ацтеки и которое называлось Науи Оллин (4 Движение). Оно появилось в Теотиуакане, упав в огонь его божественного очага, который горел четыре года. «До того как оно стало солнцем, его звали Нанауатль, он был из Тамоанчана». (Нанауатль, у науа бог-сифилитик, был, по одной из версий, сыном Кецалькоатля.) Его позвали к себе Тонакатеуктли, Владыка нашей плоти, и Шиутекутли (Бог огня и вулканов), Владыка года, и сказали: «Отныне ты будешь охранять небо и землю». Туда позвали также Науи-Текпатля: этот стал Месяцем. (Науи-Текпатль (4 Текпатль) – календарное имя Владыки Раковин (Текусистекатля), который, по одной из версий, был сыном Тлалока.) На Науи-Текпатля указали Тонакатеуктли, Владыка Рая, и Напатеуктли, Четырежды Владыка, – один из тлалоков, богов горных вершин, вод, дождя и урожая. После этого стал поститься Нанауатль. Он взял свои шипы и свои ветви дерева акшойатля (acxoyatl) и первым совершил жертвенное кровопускание.
« Затем совершил жертвоприношение Месяц: его ветвями были богатые перья кецаля, а его шипы были из жадеита, и он совершил благовонное воскурение. Через четыре дня раскрасили белой краской и украсили перьями Нанауатля; затем он отправился броситься в огонь. Науи-Текпатль тем временем дрожал от холода, |отчего зубы его стучали, словно| он играл на барабане.
Нанауатль бросился в огнь, а Месяц, хоть и бросился сразу после него, – |попал| только в пепел. Когда тот |Нанауатль| отправился |в огонь|, только орел смог его подхватить и унести. <…>
Как только он достиг неба, ему немедленно принялись оказывать милости Тонакатеуктли и Тонакасиуатль . Они усадили его на трон из перьев кечолли и повязали голову красной лентой. Затем он задержался на небе четыре дня; наконец, он остановился там в день Наоллин.
Четыре дня он провел без движения, пребывая в покое. Боги сказали:
– Почему он не движется?
После этого они послали Ицлотли , Обсидианового Ястреба, чтобы он отправился поговорить и спросить Солнце. Он сказал ему:
– Боги говорят: спроси у него, почему он не движется.
Солнце ответило:
– Потому что я требую своей крови и своего господства».
Богам это не понравилось, и они попытались силой заставить Солнце двигаться. Однако в результате пятеро из них погибли в Теотиуакане.
Только после того как они, «наконец, совершили ему жертвоприношение», Солнце пришло в движение и наступил вечер.
По другой версии этого мифа, которая излагается Бернардино де Саагуном во Всеобщей истории вещей Новой Испании (Флорентийском кодексе) , боги, увидев, что взошедшее над землей Солнце остается неподвижным, сказали: «Умрем все и своей смертью воскресим Солнце». «И тут же ветер принялся убивать всех богов и убил их». «И говорят, что хоть и умерли боги, но от этого не сдвинулось Солнце, и тогда поднялся сильный и резкий ветер. И это он сдвинул его, чтобы оно следовало своим путем». Здесь под ветром, видимо, подразумевается Кецалькоатль в ипостаси Эекатля, Бога Ветра. В своем изложении мифа американский специалист по доколумбовым культурам Месоамерики Карла Таубе (Karl Taube, род. в 1957 г.), дополняет его подробностями, вероятно, взятыми из еще одного его варианта. «Кетцалькоатль жертвенным ножом методично вырезал сердца остальных богов. Накидки и украшения мертвых богов сворачивали в священные свертки, которые затем стали предметом поклонения людей, – пишет он. – Так, умерщвлением богов в Теотиуакане было создано Солнце Движения, или Науи Оллин. Боги принесли себя в жертву, и поэтому люди тоже должны жертвовать свои сердца и свою кровь, чтобы пятое Солнце не остановилось» .
Как у предшествующих солнц, конец Пятого Солнца был предопределен. В год, заканчивающийся 4-м днем Движения, мир должен был быть разрушен землетрясением . (Считается, что эра Пятого Солнца пришла к концу в день летнего солнцестояния в Южном полушарии – 23 декабря 2012 г. , а значит, мы живем в эру Шестого Солнца.)
Фото 8 . Жертвенный камень («Камень Солнца») с изображением четырех эр и календаря. Размеры: диаметр 3,60 м, толщина 1,22 м. Вес: 24 т. Материал: базальт. Время создания: около 1479 г. Расположение: храмовый комплекс Теночтитлана. Место и время находки: 17 декабря 1790 г., площадь Сокало в центре Мехико. Национальный музей антропологии, Мехико, Мексика
Эра в ацтекском календаре состояла из 100 веков по 52 года. По завершении каждого века, согласно мифам о мироздании, миру угрожала опасность быть уничтоженным. В пять последних дней века мог наступить конец света, когда звезды и планеты превратятся в чудовищ, которые поглотят все человечество, и когда землетрясение уничтожит Солнце. Никто не мог быть уверен, что Солнце снова взойдет и мир будет в безопасности в течение следующих 52 лет. Поэтому в конце 52-летнего цикла жрецы совершали решающие жертвоприношения во время праздника связывания годов.
С наступлением вечера последнего дня жрецы облачались в одеяния богов и процессией двигались от Великого храма в городе Теночтитлане до потухшего вулкана, называемого Холмом звезды. На его вершине стоял храм, господствовавший над всей долиной. Здесь жрецы-астрономы останавливались и наблюдали за движением звезды Альционы из скопления Плеяд. У подножия вулкана огромная толпа в волнении ожидала новостей. В тот момент, когда звезда достигала своего зенита, жрецы на вершине вулкана хватали священную жертву и укладывали ее на спину на алтаре. На грудь помещали дощечку для разжигания огня. Верховный жрец брал в руки палочку и вращал ее на дощечке до тех пор, пока дерево не начинало тлеть. Сердце жертвы вырывали из груди и бросали в огонь, а жрецы раздували огонь до тех пор, пока этот «маяк» не становился виден из каждого уголка долины. Гонцы из всех близлежащих городов опускали сосновые факелы в Новый огонь и спешили снова зажечь огни в каждом местном храме. Однажды зажженному, этому огню не давали угаснуть до окончания 52-летнего цикла. На следующий день устраивались празднества и совершались жертвоприношения . (Подробнее см.: « ».)
Таким образом, нетрудно заметить, что ацтекские мифы в их поздних вариантах, которые дошли до нас в изложении испанских авторов, были призваны объяснять важность и неизбежность человеческих жертвоприношений и кровопусканий их необходимостью для поддержания жизни богов и сохранения мироздания. При этом мифы мотивировали людей поступать так же, как боги, которые пожертвовали своей жизнью и кровью для того, чтобы Солнце смогло начать свое движение по небу, Вселенная могла существовать и человечество возродилось. А мифы как часть устной традиции передавались из поколения в поколение, следовательно, их постулаты прочно укреплялись в сознании народа.
Французский антрополог, специалист по доколумбовым культурам Месоамерики Жак Сустель (1912 – 1990) считает, что самопожертвование богов, их смерть, в результате которой Солнце получило жизнь, «было началом грандиозной драмы, в которой человечество приняло на себя роль богов». В своей книге «Ацтеки. Воинственные подданные Монтесумы» он пишет:
«
Чтобы Солнце продолжало свой путь по небу, а тьма не поглотила мир навсегда, необходимо было каждый день кормить его пищей, «драгоценной водой» (чальчиуатль
),
то есть человеческой кровью. Жертвоприношение было священной обязанностью по отношению к Солнцу и необходимостью ради блага людей: без него сама жизнь в мире остановилась бы. Всякий раз, когда на вершине пирамиды жрец поднимал вверх кровоточащее человеческое сердце, а затем помещал его в куаушикалли,
бедствие, постоянно грозившее обрушиться на мир, откладывалось в очередной раз. Человеческая жертва была алхимией, посредством которой жизнь делалась из смерти, а боги сами подали такой пример в первый день создания мира.
Что касается человека, его первейшей обязанностью было обеспечивать пропитание «нашей матери и нашему отцу, Земле и Солнцу», а уклонение от этого означало предательство по отношению к богам и в то же самое время ко всему человечеству, так как все то, что было верно для Солнца, было также верно и для Земли, дождя, роста и всех сил природы. Ничто не рождалось и ничто не выжило бы без крови жертв» .
По мнению археолога-месоамериканиста Джона Пола (США), «ацтеки не использовали термин «человеческое жертвоприношение» и не считали свои ритуальные действия каким-либо образом связанными с такой практикой, как это было им приписано европейцами». «Для них это был nextlaualli https://books.google.com.ua/books?id=ZtdmcuEb4RIC).
Во времена правления императора Тлэкэелеля в ацтекской империи верховным божеством был провозглашен Уицилопочтли, почитаемый как бог солнца и бог войны. Широко распространенными стали ритуалы с человеческими жертвоприношениями, и многочисленные кровавые обряды унесли жизни сотен тысяч людей. Современным учёным известно, как проходили некоторые из этих страшных ритуалов.
1. Войны ацтеков для захвата пленников
Ненасытным богам требовались все новые и новые жертвы, и уже стало не хватало пленников для принесения в жертву. Тогда ацтеки договорились с правителями соседнего города-государства Тласкала о том, что они будут вести между собой войны лишь с целью захвата пленников. Теперь, когда сражение заканчивалось, воины побежденной армии понимали, какая участь их ждет, но, тем не менее, безропотно подчинялись врагу.
2. Добровольное сомопожертвование
У ацтеков считалось за честь быть принесенными в жертву богам. На жертвенный алтарь добровольно приносили свои жизни пленники, преступники и должники. Пленные ацтеки, которых испанцы однажды собрались отпустить, пришли от этого в ярость, поскольку их лишали возможности достойно умереть. Проститутки также жертвовали собой в честь Богини любви. В периоды длительных засух многие были вынуждены продавать своих детей в рабство, получая за них 400 кукурузных початков. Детей, которые плохо работали, хозяева имели право перепродать. А дважды перепроданный раб уже вполне мог быть отправлен на жертвенный алтарь.
3. Праздник Тошкатль
Праздник Тошкатль (от слова toxcahuia – засуха) в честь бога Тескатлипоки проводился в пятом месяце ацтекского календаря в честь собранного урожая и был призван обеспечить хороший урожай в будущем. За год до праздника выбирали молодого красивого юношу, обычно из числа пленных воинов, которого надлежало весь следующий год почитать почти, как бога. Избранник жил во дворце, учился пению, игре на флейте, ораторскому искусству. А в день праздника на вершине пирамиды совершался ритуальный обряд - на длинном жертвенном камне жрецы вскрывали несчастному грудную клетку, вырывали бьющееся сердце, а тело сбрасывали вниз толпе, где его обезглавливали. И начиналось празднество, сопровождающееся поеданием мяса жертвы и танцами.
4. Жертвоприношения на камне
Обычно эта церемония совершалась на длинном жертвенном камне на вершине пирамиды. Жертву укладывали на камень, жрец вскрывал грудную клетку и вырывал из нее еще бьющееся сердце. Затем сердце разрывали на куски и укладывали на жертвенник, в дальнейшем его съедали жрецы. Cамо же тело сбрасывали с пирамиды вниз, там его обезглавливали, расчленяли, а из мяса готовили блюда для предстоящего пиршества.
5. Ритуальное людоедство
Мясо жертв использовали для приготовления различных блюд для жрецов и знати. Чаще всего готовили мясо, запеченное с кукурузой. Кости шли на изготовление инструментов, оружия, предметов домашней утвари. Рецепт одного из таких блюд - супа позоле, который готовили для императора из бедра жертвы, - дошёл до наших дней, только сейчас для его приготовления используют свинину. Заменить человеческое мясо на свинину ацтеков заставили христиане.
6. Массовое жертвоприношение в Теночтитлане
Во времена правления ацтеков в Мексике каждый год приносилось в жертву около 250 тысяч человек. Но самое массовое из известных жертвоприношений было совершено на праздновании завершения строительства Великой Пирамиды в Теночтитлане. Много лет строился этот священный храм, и 1487 году он был возведен. За 4 дня празднования убили невероятно большое число людей – 84 тысячи.
7. Праздник Сдирания кожи с людей
Тлакашипеуалицтли – один из самых страшных ацтекских праздников, проводимых в честь бога Шипе-Тотека, “господина- без-кожи”. За 40 дней до начала праздника выбирали несколько пленных воинов и рабов, одевали их в дорогие одежды, и жили они после этого в роскоши, но только 40 дней. А в первый день праздника, длящегося 20 дней, происходило массовое жертвоприношение, во время которого с них живьем сдирали кожу. Первый день был полностью занят снятием кожи, а второй - расчленением тел. Тела в дальнейшем поедались, а кожу в течение 20 дней носили на себе жрецы, после чего ее отдавали им на хранение, и жрецы использовали ее во время своих ритуальных плясок.
8. Гладиаторские бои
Во время праздника Снятия кожи некоторым жертвам давали шанс спастись. Для этого им нужно было победить вооруженных до зубов знаменитых ацтекских воинов, имея в руках всего лишь деревянный меч, что, конечно, не давало им ни малейшего шанса на победу. Бои проходили на круглом жертвенном камне Темалакатль. Но согласно легенде, одному из пленников все же удалось, убив 8 воинов, одержать победу в этом бою. Ацтеки были настолько поражены таким исходом, что победителю в качестве награды предложили командовать армией. Но он их предложение не принял, посчитав его оскорбительным для себя, и предпочел достойно умереть, будучи принесенным в жертву богам.
9. Отношение ацтеков к близнецам
Ацтеки очень неоднозначно относились к близнецам. В одних мифах они представлены, как герои или даже божества, а в других - как жуткие убийцы. Однако в реальной жизни к близнецам однозначно относились с отвращением, считая их уродами. Покровителем близнецов считался бог Шолотль, бог грозы и смерти, который, имея очень неприятную внешность, сам был одним из двух богов-близнецов. Считалось, что рождение близнецов представляет собой угрозу жизни для их родителей. Поэтому зачастую в живых оставляли лишь одного из близнецов, а второго отдавали в качестве жертвы богам.
10. Жертвоприношения детей
Ацтеки в угоду своей религии не щадили даже детей. В одном из храмов в честь бога Тлалоку, управляющего силами дождя, грома и молний, во время засухи совершался самый ужасный ритуал. Для того, чтобы вымолить у бога дождь, в храм в качестве жертв приводили детей и убивали их там. Многие из детей не хотели идти и громко плакали, поднимаясь по лестнице на вершину храма. Тех, кто не плакал сам, заставляли это делать, поскольку их плач был необходимой частью ритуала. На вершине пирамиды детям отрезали головы, а их тела вывозили за город и хранили в специальной яме под открытым небом. Это делали, чтобы на них тоже мог пролиться благодатный дождь.
Легенды и традиции
Питание
Поэзия
Развлечения, игры, обучение
Доинский период
Империя Инков
Империя и культура
Испанское господство
Налоги
Новое государство
Падение Инков
Первые Инки
Религия, архитектура
В джунглях Южной Америки
Жертвоприношения
В Мезоамерике и Южной Америке во времена ацтекского государства жертвоприношения были широко распространенным явлением; однако ацтеки практиковали их с особым размахом, принося в жертву людей в каждый из 18 праздников своего священного календаря.
Следует заметить, что не всегда в жертву приносился человек; частым было приношение животных, для чего ацтеки разводили особую породу собак. Также жертвовали вещами: их ломали в честь богов. Культ Кетцалькоатля требовал жертвоприношения бабочек и колибри. Практиковалось и самопожертвование, люди во время специальных церемоний наносили себе раны, совершая ритуальные кровопускания; носили специальные шипы, постоянно ранящие тело. Кровь занимала центральное место в культурах Мезоамерики; в одном из мифов о сотворении мира Кетцалькоатль жертвовал кровью из своего полового члена, чтобы дать жизнь человечеству. Известно множество мифов, в которых боги науа жертвуют своей кровью ради помощи человечеству. В мифе о Пятом Солнце боги приносят себя в жертву, чтобы люди могли жить.
Все это готовило людей к высшему пожертвованию — человеческому. Обычно кожу жертвы красили синим мелом (цвет жертвоприношения); затем жертву приводили на верхнюю площадку огромной пирамиды. Здесь жертву укладывали на каменную плиту, живот жертвы разрезали ритуальным ножом (обсидиановым ножом сложно раскрыть грудную клетку), после чего сердце жертвы вынимали и поднимали вверх, к Солнцу. Сердце клали в чашу, удерживаемую статуей, а тело сбрасывали на лестницу, откуда его утаскивали жрецы. Жертвоприношение считалось (и, как правило, было) добровольным, но не в случаях с пленными; если веры было недостаточно, могли использоваться наркотики. Потом от частей тела избавлялись различными способами: внутренности скармливали животным, череп полировали и выставляли на показ в цомпантли (tzompantli), а остальное либо сжигалось, либо разрубалось на мелкие кусочки и предлагалось в качестве подарка важным людям. Недавние (2005 г.) археологические свидетельства указывают на удаление мускулов и кожи у части обнаруженных в крупном храмовом комплексе останков.
Существовали и другие типы человеческих жертвоприношений, в том числе и пытки. В жертву стреляли стрелами, сжигали или топили. Меру тут уследить сложно. Ацтекские хроники описывают, как для сооружения главного храма было принесено в жертву около 84,400 пленников за четыре дня. Неясно, как город с населением в 120,000 жителей мог поймать, вместить и избавиться от такого числа пленников, особенно если ещё учесть то, что Ауицотль приносил их в жертву собственноручно. Это равняется 17 жертвоприношениям в минуту в течение четырех дней. Некоторые ученые считают, что количество жертв не могло превышать 3,000 и что количество смертей было завышено в целях военной пропаганды.
Другие цифры взяты у Берналя Диаса дель Кастильо (Bernal Diaz del Castillo), испанского солдата, писавшего свои отчеты в течение 50 лет после завоевания. При описании цомпантли, места с черепами жертв, он насчитывает около 100,000 черепов. Однако для вмещения такого количества черепов цомпантли должен был бы иметь в длину несколько километров вместо описанных 30 метров. Современные реконструкции подсчитывают от 600 до 1200 черепов. Точно так же Диас заявлял, что в цомпантли Тлальтелолько, столь же важного, как и в Теночтитлане, было 60,000 черепов. Согласно книге Вильяма Аренса (William Arens), при раскопках было найдено 300 черепов.
Бернардино де Саагун, Хуан Баутиста де Помар и Мотолини?а (Bernardino de Sahagun, Juan Bautista de Pomar, Motolinia) говорят, что у ацтеков было 18 больших праздников в году. Мотолини?а и Помар ясно заявляют, что жертвоприношения делались только в эти праздники. Каждому богу требовался определенный тип жертвы: молодых девушек топили для Шилонена (Xilonen), болезненных мальчиков жертвовали Тлалоку (Tlaloc), говорящих на науатль пленников жертвовали Уицилопочтли (Huitzilopochtli), а ацтека-добровольца — Тескатлипоке (Tezcatlipoca).
Не все жертвоприношения делались у Главного храма (Templo Mayor); некоторые совершались на Cerro del Penon, островке озера Тескоко. Согласно ацтекскому источнику, в месяц Тлакаксипеуплицтли 34 пленника было принесено в жертву в гладиаторском бою богу Шипе-Тотеку (Xipe Totec). Большое число жертвовалось Уицилопочтли в месяц панкецалицтли (Panquetzaliztli). Это должно было составлять от 300 до 600 жертв в год, хотя Марвин Харрис (Marvin Harris) увеличивает эту цифру в 20 раз, считая, что жертвоприношения совершались во всех частях (кальпулли, calpulli) города. Общего согласия по поводу реальных цифр нет.
Ацтеки вели так называемые «цветочные войны» (guerras floridas) — специальные набеги для захвата пленников для совершения жертвоприношений, называемых ими нештлауалли (некстлауалли, nextlaualli), — это была своего рода «долговая плата богам», чтобы солнце могло светить в течение следующего 52-летнего цикла. Человеческие душа-сердце и душа-кровь необходимы, чтобы мир не разрушился — эта идея лежала в основе практики захвата людей на подчинённых землях, причём населению было предписано встречать воинов с цветами в руках (одна из причин, давших имя “цветочным войнам”).
Неизвестно, совершались ли жертвоприношения до того, как ацтеки пришли в долину Анауак, или же они впитали этот обычай так же, как впитали многие другие обычаи и культуры. Первое описанное ими жертвоприношение было посвящено Шипе-Тотеку, божеству северной Мезоамерики. Летописи ацтеков описывают, что человеческое жертвоприношение началось как установление 1484 года во время правления Тисока (Tizoc). Во времена правления Тлакаелеля человеческое жертвоприношение стало неотъемлемой частью культуры ацтеков, - не только по религиозным, но и по политическим причинам.
Когда Кортес прибыл в Теночтитлан, он запретил человеческие жертвоприношения, поэтому испанцы не видели жертвоприношений в городе.
Не сохранилось никаких изображений человеческих жертвоприношений времени непосредственно перед приходом Кортеса, все известные изображения были нарисованы через несколько лет после начала Конкисты, хотя причиной этого может быть уничтожение испанцами ацтекских летописей.
Между тем, что было написано на эту тему, и тем, что известно достоверно, существуют большие расхождения.