Библейское учение о всемирном потопе. Когда был всемирный потоп? Глобальный потоп

Среди литовцев , трансильванских цыган и манси). .

Шумеро-аккадская мифология

Сказание о Зиусудре

Текст шумерской поэмы о потопе, найденной при раскопках Ниппура , был опубликован Арно Пёбелем в 1914 году. К сожалению, две трети текста на единственной известной табличке разрушено, и содержание поэмы можно реконструировать лишь по аналогии с аккадскими поэмами, хотя шумерская версия могла и отличаться от них (сохранившийся текст предположительно датируется временем I династии Исина).

В начале рассказывалось, как бог ниспослал людям сути (ме ) и основал пять городов. Затем упоминается совет богов. Рассказывается, что благочестивый царь Зиусудра (по другому варианту чтения - Зиудзудду), жрец бога Энки , подслушивает обращённую к стене храма чью-то речь (вероятно самого Энки), рассказывающую о том, что на совете богов, по требованию Энлиля , решено было устроить великий потоп. После лакуны описано, что потоп длился семь дней и семь ночей, после чего Зиусудра вышел из своего корабля и принёс в жертву быков и овец.

Последний отрывок сообщает, что Зиусудра падает ниц перед Ану и Энлилем, и те клянутся, что возродят жизнь на земле. Они дают Зиусудре вечную жизнь и поселяют его в стране Дильмун на восходе солнца.

По гипотезе В. В. Емельянова (в статье 1997 г.), в полуразрушенной строке 255 упоминалась женщина, которую боги дают в жёны Зиусудре.

Сказание об Атрахасисе

Сказание об Утнапиштиме

Первоначальный рассказ о потопе в вавилонской версии удалось найти при раскопках знаменитой библиотеки Ашшурбанипала Ормузду Рассаму, христианину-халдею, бывшему дипломату, выполнявшему раскопки в Ниневии для Британского музея в Лондоне . Прочитать и перевести найденные таблички сумел Джордж Смит . Точнее, Смиту удалось разыскать начало эпического повествования о Гильгамеше , который в поисках травы бессмертия отправляется на край земли к единственному человеку пережившему древний потоп - Утнапиштиму. Здесь повествование обрывалось, однако Смит отправился на холм Нимруд, скрывавший древнюю Ниневию, и обнаружил там недостающую часть текста - в общем целом 384 таблички.

История потопа, изложенная в эпосе о Гильгамеше (таблица XI, строки 9-199, где Утнапиштим рассказывает её Гильгамешу), вероятно, была первоначально самостоятельной поэмой, позже целиком включённой в эпос. Имя Утнапиштим - аккадское соответствие шумерскому имени Зиусудра («Нашедший жизнь долгих дней»).

Рассказ начинается с того, что на собрании всех богов было решено уничтожить человечество. Причины такого решения не упоминаются. Один из инициаторов потопа - бог Энлиль - взял с каждого из других богов слово, что те не будут предупреждать людей. Бог Нинигику (Эа) решил спасти своего любимца и преданного ему человека - властителя города Шуруппака на берегу реки Евфрат - Утнапиштима, которого эпос называет «обладающий величайшей мудростью». Чтобы не нарушать клятвы, Нинигику-Эа сообщает во время сна Утнапиштиму, что тот должен построить корабль и готовиться к собственному спасению. Нинигику-Эа также советует Утнапиштиму отвечать тем, кто будет расспрашивать его о причинах неожиданного строительства, так, чтобы те ни о чём не догадались (он говорит, что собирается покинуть город).

Следуя указаниям Нинигику-Эа, Утнапиштим приказывает горожанам строить корабль (чертёж рисует сам Утнапиштим) - квадратное в плане сооружение с плоским днищем площадью три десятины, шестью палубами, высокими (сто двадцать локтей) бортами и кровлей. Когда корабль был готов, Утнапиштим погрузил на него своё имущество, семью и родичей, различных мастеров для сохранения знаний и технологий, домашний скот, зверей и птиц. Двери корабля были засмолены снаружи.

Нагрузил его всем, что имел я,
Нагрузил его всем, что имел серебра я,
Нагрузил его всем, что имел я злата,
Нагрузил его всем, что имел живой я твари,
Поднял на корабль всю семью и род мой.
Скот степи, зверей степи, всех мастеров я поднял.

Ветер свирепствовал шесть дней и семь ночей и накрыл потопом всю землю без остатка (земля здесь отождествляется с равниной Шумера). На седьмой день вода успокоилась и Утнапиштим смог выйти на палубу. Всё человечество к тому времени было уничтожено и «стало глиной». Тогда корабль пристал к маленькому островку - вершине горы Ницир. На седьмой день стоянки Утнапиштим выпустил голубя и тот вернулся. Затем выпустил ласточку , но и она прилетела назад. И только ворон нашёл показавшуюся из воды сушу и остался на ней.

Тогда Утнапиштим покинул корабль и принёс богам жертвоприношения. «Божества слетелись как мухи на запах принесённых жертв » и начали ссориться между собой. Эллиль гневается, что люди спаслись. Иштар говорит, что лазурный камень на её шее всегда будет ей напоминать о днях потопа. После ссоры боги убедили Энлиля в его неправоте и тот благословил Утнапиштима и его жену и, подарив бессмертие, поселил вдали от людей в недоступном месте у истока рек (очевидно, Тигра и Евфрата).

Рассказ Бероса

Вавилонская легенда о потопе долгое время была известна европейским учёным благодаря её изложению у «халдейского» историка Бероса (III в. до н. э.), писавшего на греческом языке. Сам труд Бероса не сохранился, но его рассказ был пересказан греческим учёным Александром Полигистором , которого, в свою очередь, цитирует византийский автор Георгий Синкелл . Таким образом, данная версия могла быть искажена и, вероятно, несёт на себе отпечаток греческого влияния.

Согласно Беросу, бог (которого он называет Кронус или Крон) явился во сне Ксисутрусу (Ксисутру), десятому царю Вавилонии и сообщил, что боги решили уничтожить людской род и великий потоп начнётся в 15 день месяца десия (8 месяца по македонскому календарю). Посему Ксисутрусу было приказано написать историю мира и для сохранности закопать её в городе Сиппаре, и, построив огромный корабль, достаточный, чтобы вместить семью царя, его друзей и родственников а также домашних птиц и четвероногих животных, и, когда всё будет готово, отплыть «к богам», но прежде того «молиться о ниспослании добра людям».

Царь выполнил приказание, выстроив ковчег длиной в пять и шириной в два стадия . Из сохранившихся отрывков неясно, сколько дней продолжался потоп. Когда вода стала убывать, Ксисутрус выпустил одну за другой несколько птиц. Но, не найдя себе нигде пищи и приюта, птицы вернулись на корабль. Через несколько дней Ксисутрус снова выпустил птиц, и они вернулись на корабль со следами глины на ногах. В третий раз он их выпустил, и они больше на корабль не вернулись. Тогда Ксисутрус понял, что земля показалась из воды, и, раздвинув несколько досок в борту корабля, выглянул наружу и увидел берег. Тут он направил судно к суше и высадился на горе (называется Армения) вместе со своей женой, дочерью и кормчим. Высадившись на опустевшую землю, Ксисутрус воздал почести земле, построил алтарь и принёс жертву богам. Берос уточняет, что Ксисутрус, его жена, дочери и кормчий первыми вышли из корабля, и были отправлены к богам. Остальные спутники больше их никогда не видели, небесный голос объявил им, что за благочестие Ксисутрус и его семья присоединились к сонму богов. Согласно этой версии, человечество произошло от спутников Ксисутруса, вернувшихся в Сиппар.

Возможная дата Потопа согласно шумерскому Списку царей

Потоп разделил библейскую историю на допотопные времена и послепотопные времена.

Происхождение библейской истории

Сравнительный анализ литературных источников

Предания о Всемирном потопе встречаются у десятков народов мира. Однако библейская история Ноя обнаруживает особое сходство с легендами других ближневосточных народов. Наиболее древняя из датированных клинописных вавилонских табличек с рассказом о потопе относится к ок. 1637 г. до н. э. и, таким образом, оказывается значительно старше библейской версии. Были также найдены фрагменты шумерской поэмы, которая, по видимому, повлияла на создание вавилонского произведения (табличка относится к XVIII в. до н. э.). Само шумерское сказание весьма древнее, его окончательную литературную обработку относят ко времени III династии Ура .

Сравнение легенд о потопе
Тема Библейская история Шумерская легенда,
III тыс. до н. э.
(сохранилась в фрагментах XVIII в. до н. э.)
Вавилонская легенда,
XVIII-XVII вв. до н. э.
Источник Книга Бытие Клинописные таблички, найденные при раскопках Ниппура . 1) Вавилонский историк Берос , III в. до н. э., дошёл в пересказе греческих историков;

2) Клинописные таблички из библиотеки царя Ашшурбанипала , вставной рассказ в XI таблице «Песне о Гильгамеше»;
3) То же, другой вариант текста.

Персонаж Ной ,
в 10-м поколении после Адама
Зиусудра ,
царь и жрец бога Энки
Зиусудра в буквальном переводе с шумерского означает «нашедший жизнь долгих дней»
1) Ксисутрус (Зиусудра), 10-й царь Вавилона ;

2) Ут-напишти в переводе с аккадского: «тот, кто нашёл дыхание»,
сын Убара-Туту, предок Гильгамеша ;
3) Атрахасис

Спасающий бог Яхве Энки (Эйа) 1) Кронус;
2) Эа
Приказ Построить ковчег, взять с собой семью и животных В тексте лакуна, но видно, что он близок к аккадской версии: упоминается обращение бога к стенке хижины, которое слышит Зиусудра Боги принимают решение на совете, но Эйа в тайне от остальных богов сообщает их решение Ут-напишти и советует построить ковчег, взять с собой семью и животных
Длительность ливня 40 дней и 40 ночей 7 дней и 7 ночей 7 дней и 7 ночей
Птицы Выпускает ворона, затем трижды выпускает голубя (текст отсутствует) 1) несколько птиц;
2) голубь, затем ласточка и ворон
Место причаливания г. Арарат 1) Армения ;
2) г. Ницир
Жертвоприношение после спасения Постройка алтаря и принесение жертвы Принесение в жертву быков и овец Постройка алтаря и принесение жертвы в виде воскурений от мирта, тростника и кедра
Благословение Бог заключает Завет с Ноем и благословляет его Ан и Энлиль даруют Зиусудре «жизнь как боги» и «вечное дыхание» и поселяют его вместе с женой на острове блаженных Дильмун (Тильмун в аккадском варианте) Ут-напишти и его жена (либо Атрахасис без жены) по выходе из судна получают благословение бога Эллиля

Мнения исследователей о происхождении библейского рассказа можно разделить на три группы:

Отличие библейской истории от древнемесопотамских
Ной ,
книжная иллюстрация, 1913 г.

Внешнее сходство с повествованием Книги Бытие очевидно: в обоих текстах речь идёт об уничтожении всего человечества в водах Потопа, о спасении одного человека с семьёй, о том, что он берёт с собой в корабль животных, посылает птиц на разведку, а, выйдя из корабля, приносит жертвы.

Однако гораздо большее значение имеют те отличия, которые при беглом знакомстве ускользают от внимания. По мнению Сончино, вавилонский эпос не основывается на каких-либо морально-этических нормах. Всё происходящее описывается в нём, как результат прихоти или игры божеств. Впрочем, С. Н. Крамер отмечает, что уже в шумерском сказании Зиусудра «предстаёт как набожный и богобоязненный царь, во всех своих делах руководствующийся указаниями, полученными от богов в сновидениях и предсказаниях» .

С традиционной точки зрения, Библия раскрывает пути управления мира Творцом, подчёркивая, что ничто в мире не происходит случайно. Господь посылает на землю Потоп только потому, что сам человек извращает пути свои на земле, «наполняя» её грабежом, насилием и развратом. Тут же, хотя и в скрытой форме, содержится мысль о том, что ответственность за состояние общества разделяют все, кто вольно или невольно принял его нормы и не выразил протеста. Ной спасается не по причине каприза божества и не потому, что он «обладает величайшей мудростью» (что не исключает возможности творить зло и приносить горе другим), а потому, что он человек праведный, то есть стремящийся к добру. Бог спасает Ноя не для того, чтобы тот мог бы вечно блаженствовать, а для того, чтобы он и его потомки стали фундаментом обновлённого человечества. Согласно Й. Вейнбергу, в Пятикнижии «Потоп изображен как испытание, которым и в процессе которого завершается превращение допотопного предчеловечества в послепотопное истинное человечество».

Морально-этическую силу, заложенную в библейском рассказе о Потопе, признают и исследователи из школы «Библейской критики »:

«Рассказ о Потопе, приводимый Библией, таит в себе скрытую силу, способную оказать воздействие на сознание всего человечества. Несомненно, что при записи рассказа о Потопе ставилась именно эта цель: научить людей нравственному поведению. Ни одно другое описание Потопа из тех, которые мы находим в источниках, не связанных с Библией, в этом плане совершенно не похоже на рассказ, приведённый в ней»

А. Джеремиас

«Вавилонский текст о Потопе словно специально был составлен для того, чтобы превосходство идеи Израиля о Едином Боге стало ещё более ясным и отчетливым. Со своей же стороны, Библия перечёркивает все те описания Потопа, которые были известны древнему миру до неё: их отталкивающие образы теряют какое-либо значение»

Анализ и датировка истории Потопа

Согласно традиционной еврейской библейской хронологии , Всемирный потоп начался 17 числа второго месяца (то есть Хешвана) в 1656 году от Сотворения мира (2104 год до н. э.) (Бытие 7:11) , а выйти из Ковчега на появившуюся сушу Бог повелел Ною 27 Хешвана 1657 года от Сотворения мира (2103 год до н. э.) (Бытие 8:14-17) .

Для этих версий примечательно не только то, чем они отличаются, но и то, что факты, в принципе совпадающие в обеих версиях, всё же упоминаются дважды, например:

  • У Ноя было три сына: Сим , Хам , Иафет (об этом сообщается в Быт. и Быт. .
  • Бог видит, что велико зло на земле (в одном случае названо имя Яхве Быт. , в другом случае - имя Элохим Быт. ).
  • К Ною дважды обращается Бог и указывает ему спасение в ковчеге: один раз названо имя Элохим Быт. , а во второй раз - имя Яхве Быт. .
  • Дважды повторяется формула «и сделал он так, как ему повелел бог» (Быт. и Быт. ).
  • Дважды описывается, как Ной вместе с семьей и животными входят в ковчег (Быт. и Быт. )
  • Дважды описывается, как Ной выходит из ковчега (Быт. и Быт. ).

Помимо этого, при прочтении библейской истории Всемирного потопа бросаются в глаза ряд противоречий:

Отличия между версиями
Источник I (J) Источник II (P) Вывод библейской критики
Проводится различие между чистыми и нечистыми животными: первые были взяты в ковчег по семь пар от каждого вида, а последние - только по одной паре. Отсутствует разделение на чистых и нечистых животных, число спасаемых в ковчеге животных ограничивается одной парой от каждого вида. Возможно, по представлению источника P, различие между чистыми и нечистыми животными было впервые открыто богом Моисею, так что Ной ничего об этом не мог знать; автор же Яхвиста полагал, что различие между чистыми и нечистыми животными является естественным и существовало с давних времён.
Ливень, вызвавший Потоп, продолжался 40 дней и 40 ночей, после чего [Ной] оставался в ковчеге ещё 3 недели, пока не спала вода и не показалась земля. Всего 61 день. До спада воды прошло 150 дней. Всего Потоп длился 12 месяцев и 10 дней. Принимая во внимание, что у евреев принят лунный календарь, 12 месяцев составляют 354 дня. Таким образом, Потоп длился 364 дня - целый солнечный год, что указывает на знакомство с вычислениями солнечного цикла.
В качестве причины Потопа указывается ливень - вода с небес. Вода хлынула одновременно с неба и из-под земли.
Описывается принесение жертв Ноем в благодарность за спасение от гибели во время Потопа. Жертвоприношение не упоминается Возможно свидетельствует о более позднем происхождении текста, когда появился запрет жертвоприношений вне Иерусалимского храма .

Выделяют также и семантические отличия, часто не отражающиеся в переводе текста Библии на другие языки. Так, например, слову «истребить» соответствуют в обоих источниках два разных слова.

Критика «Библейской критики»
  • Предположение о механическом совмещении двух источников, использующих разные имена Бога, весьма сомнительно. Имя Элохим , использованное в первой главе Книги Бытие , встречается также во второй и третьей главе 20 раз вместе с Тетраграмматоном (четырёхбуквенным именем). «Библейские критики», разрешая эту проблему, объясняют её работой «редактора» или «редакторов».
С точки зрения еврейской традиции, появление в тексте разных имён Бога и их сочетание друг с другом не вызывает трудностей: имя Элохим употребляется всегда, когда говорится о проявлении правосудия Творца, а имя Тетраграмматон (отдельно или в сочетании с именем Элохим) - тогда, когда говорится о проявлении Его милосердия. Эти имена сменяют друг друга в зависимости от контекста. Три авторитетных учёных (Д. Гоффман, В. Грин и Б. Джейкоб) произвели тщательный анализ текста Книги Бытие и показали во всех без исключения случаях соответствие имени Бога контексту: в зависимости от проявления качества милосердия или правосудия. Рассмотрим один из многочисленных примеров: «и вошедшие [к Ною в ковчег] мужеский и женский пол всякой плоти вошли, как повелел ему Бог (Элохим). И затворил Господь (Тетраграмматон) за ним [ковчег]» (Быт. ). Здесь в одном отрывке встречаются оба имени Бога. Адепты школы «библейской критики» утверждают, что этот отрывок написан на основе источника P. Но если это так, то, согласно их же теории, в тексте должно было бы встретиться только имя Элохим. Поэтому они разбивают этот отрывок на два и приписывают «основной текст» источнику J, а «вставку» относят к источнику P. В то же время, с традиционной точки зрения, употребление в этом стихе двух имён легко объяснить: четырёхбуквенное имя употребляется в связи с тем, что Всевышний закрыл вход в ковчег, спасая находившихся в нём от гибели, что, без сомнения, является проявлением милосердия Творца.
  • Противоречие в указаниях, которые даются Ною, также нетрудно объяснить. В Ною приказано взять в ковчег по паре каждого вида животных, в то время, как в следующей главе ему велено взять по паре нечистых животных и по семь пар чистых.
Однако, фактически, стих 6:19 может рассматриваться как общее указание о том, что животные, которые войдут в ковчег, должны составлять пары. Это указание даётся за какое-то время до начала Потопа. В следующей главе даётся Ною конкретное указание непосредственно перед его выполнением. Здесь разъясняются детали, которые ранее были опущены: чистых животных должно быть по семь пар, так как впоследствии они будут нужны Ною для принесения жертв и для употребления их в пищу. Такой порядок описания заповедей Торы, - когда сначала приводится общее правило, а вслед за ним конкретизация, - отражён в одном из правил толкования Торы, которое определяет соотношение между общим правилом и его частной деталью.
  • Выводы школы «библейской критики» выглядят ещё более сомнительно при рассмотрении вавилонской версии описания Потопа, которая в целом совпадает с библейской историей. Между сведениями, приводимыми в вавилонском тексте и целым рядом сведений, приписываемых источнику P, наблюдается ряд соответствий: например, точные указания, как должен быть построен ковчег, тот факт, что он остановился на горе и т. п. Есть также несколько характерных совпадений вавилонского текста с теми отрывками Книги Бытие, которые приписывают источнику J. Например, посылание птицы, строительство жертвенника и принесение жертв. Само по себе совпадение вавилонского текста с теми текстами, которые приписывают источникам P и J, может считаться веским доказательством цельности библейского текста, повествующего о Потопе.

Греческая мифология

По наиболее распространённой греческой версии, потопов было три: Огигов, Девкалионов, Дарданов (в таком порядке). По Сервию, их было два, по Истру, четыре, по Платону , множество.

Огигов потоп

Огигов потоп произошёл в правление Огига , одного из мифических фиванских царей и основателя Элевсина . Вследствие потопа Аттика была опустошена и её полисы разрушены: наступил период безвластия, длившийся около двухсот лет и окончившийся лишь с воцарением Кекропа . Согласно Сексту Юлию Африкану , христианскому историографу III в. н. э., время Огигова потопа соотносится с исходом евреев из Египта.

Девкалионов потоп

Девкалионов потоп был вызван нечестием Ликаона и его сыновей, предложивших Зевсу человеческие жертвы. Зевс решил погубить в потопе греховное людское поколение. Сын Прометея Девкалион спасся со своей женой Пиррой в ковчеге, построенном по указаниям отца. На девятый день потопа ковчег остановился на горе Парнас или одной из вершин Офрийского хребта в Фессалии .

Сойдя на землю, они отправились к святилищу титаниды Фетиды у реки Кефисс, где вознесли молитву о возрождении людского рода. Фетида ответила им: «Покройте головы ваши и бросайте кости праматери через голову!» - поскольку у Девкалиона и Пирры были разные матери, они сочли, что «кости праматери» - это камни - кости Геи . Они стали собирать камни и бросать их через голову; из камней, брошенных Девкалионом, появлялись мужчины, а из камней, брошенных Пиррой, - женщины.

Однако Зевс не достиг своей цели: кроме Девкалиона спаслись и жители города Парнаса, основанного сыном Посейдона Парнасом, который изобрёл искусство предсказания. Они были разбужены волчьим воем и следом за волками направились на вершину горы Парнас, где переждали потоп. Часть из них затем переселилась в Аркадию и продолжила там Ликаоновы жертвоприношения .

Индуистская мифология

Научные гипотезы

Чёрное море в наше время (голубой цвет) и в начале VI тыс. до н. э. согласно гипотезе Райана-Питмена

История о всемирном потопе распространена у многих народов, обитающих за десятки тысяч километров друг от друга. Реконструкции абсолютного возраста потопа дают примерно схожий массив данных от 8 до 10 тыс. лет назад. Из данных палеогеографии известно, что последнее покровное оледенение (Лаурентидский ледниковый щит в Северной Америке) в Северном полушарии исчезло от 8 до 10 тыс. лет назад.

Существует гипотеза Райана - Питмена (Уильям Райан и Уолтер Питмен из Колумбийского университета) о том, что история о потопе является своеобразным отражением глобального процесса подъёма уровня Мирового океана . Согласно В. А. Сафронову , общепланетарную катастрофу, вызванную быстрым таянием ледников, следует датировать 8122 годом до н. э.

В частности, Райан и Питмен связывают со Всемирным потопом подъём уровня воды Чёрного моря на 140 метров около 5500 г. до н. э. (см. Теория черноморского потопа). Ими установлено (по данным анализа затопленных береговых линий и распространения слоёв осадочных пород), что в это время уровень моря поднялся на десятки метров от −50 до 0 метров (в современной системе абсолютных координат), одним из следствий чего было образование Босфорского пролива и увеличение площади Чёрного моря почти в 1,5 раза. Эффект от подобного затопления значительных прибрежных пространств мог, по мнению исследователей, сыграть свою роль в появлении и глобальном распространении истории о потопе.

Знаменитый исследователь морских глубин Роберт Боллард считает, что нашёл подтверждение гипотезе Райана и Питмена. С помощью подводных роботов он обследовал затонувшие поселения у берегов северной Турции. Анализ данных показал, что затопление было внезапным и датировка этого события близка к библейской. . Дополнительные аргументы приводят Л. Регельсон и И. Хварцкия на основе анализа абхазской мифологии, в которой чётко отражена память о потопе

В пользу гипотезы о Потопе могло бы говорить, связанное с подъёмом уровня Мирового океана , изменение базиса эрозии рек и соответствующей резкой одновозрастной перестройки всех речных долин на Земле . . Эта перестройка заключалась бы в повсеместном затоплении речных пойм и прилегающих к долине речных террас. В теории, всё пространство от уреза реки до таяния покровных ледников и вверх по склонам речной долины на высоту в 50 метров должно было быть затоплено рекой и занесено её наносами. Естественно, что подобные, примыкающие к рекам участки были местом повышенной концентрации людей, и, наблюдая подобные процессы, человек мог создать историю о потопе. Получив информацию о «потопе» на побережьях морей и данные о «потопе» вдоль всех рек Земли, любой разумный человек (а тем более группа) создаст миф о всемирном масштабе наблюдаемого явления . Затопление долины реки при Потопе прекращает действие линейной эрозии, присущей работе водного потока в русле, что несомненно бы оставило отпечаток в геологической летописи и строении древней долины, повлияло на структуру отложений, а также сместило базис эрозии.

Российский ученый-палеогеограф, ведущий научный сотрудник доктор Андрей Чепалыга проводит многолетние исследования следов грандиозных затоплений в Черноморско-Каспийском регионе и его водосборном бассейне в эпоху дегляциации последнего (валдайского) оледенения в интервале 16-10 тыс. лет назад. Эти затопления рассматриваются им как прототип Всемирного потопа. Согласно его гипотезе геологическими свидетельствами Потопа могут считаться донные и прибрежные отложения потопных бассейнов, а также палеонтологические остатки в них. Их детальный анализ, включая литологические, минералогические, геохимические показатели, а также изотопный состав осадков и ископаемых остатков позволяет реконструировать условия осадконакопления, состав потопных вод и последовательность потопных событий. Эпицентром Потопа выступает древнее Каспийское (Хвалынское) море . Именно в нём концентрировалась основная масса вод Потопа, а избыток вод сливался в Чёрное море. В результате развития Потопа, Хвалынское море разлилось на площади около миллиона км 2 , а вместе с Арало-Сарыкамышским бассейном его акватория превышала 1,1 млн км 2 , что в 3 раза больше современного Каспия. Объём накопившихся водных масс (130 тыс. км 3) превышал современный в 2 раза. Что касается событий собственно Потопа, то при этом было затоплено почти 1 миллион км 2 низменных территорий до отметок +48 +50 м абс. в Прикаспийской равнине.

В культуре

Чтобы вам стало ясно, зря нам не спорить чтоб, Вспомните про ужасный, про мировой потоп. Страшный ужасный ливень всё затопил тогда… Губит людей не пиво - губит людей вода!
  • Комедийный фильм Эван Всемогущий

Примечания и источники

  1. Мифы народов мира . В 2 т. Т. 2. С. 324 (статья В. Н. Топорова)
  2. Фрэзер Дж. Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М., 1989. С.157-158 (итоги)
  3. Poebel, A. Historical and grammatical texts (Museum of the University of Pennsylvania. Publications of the Babylonian section IV). Philadelphia 1914
  4. История Древнего Востока. Кн.1. Ч.1. М., 1983. С.473
  5. Это было расценено знатоками практически как чудо
  6. К.Керам. Боги, гробницы и ученые
  7. Таблица XI
  8. Фольклор в Ветхом Завете. Гл. Великий Потоп . Джеймс Джордж Фрэзер
  9. Jacobsen, The Sumerian King List (Chicago, 1939), 77
  10. Encyclopædia Britannica, "Tirigan"
  11. Перевод с издания: Gerald P. Verbrugghe and John M. Wickersham (trans.), Berossos and Manetho, Native Traditions in Ancient Mesopotamia and Egypt. Ann Arbor: University of Michigan Press, 1997.
  12. Paul Schnabel, Berossos und die Babylonisch-Hellenistische Literatur (Leipzig, 1923), 192-194.
  13. Мидраш Берешит Раба 32:7
  14. Талмуд , Звахим 113а
  15. протоиерей Стефан Ляшевский, Библия и наука о сотворении мира. Часть четвёртая. Территория, затопленная во время потопа.
  16. Вейнберг Й. Введение в Танах. Ч.1. М.-Иерусалим, 2002. С.165-166
  17. Крамер С. Н. История начинается в Шумере. М., 1991. С.155-159
  18. История всемирной литературы. М., 1983. Т.1. С.90
  19. Крамер С. Н. История начинается в Шумере. М., 1991. С.157
  20. Описание Потопа в Торе и параллели в древневавилонской литературе . Комментарий Сончино. Примечания к книге Брейшит.
  21. Вейнберг Й. Введение в Танах. Ч.1. Иерусалим-М., 2002. С.380
  22. Э. Шульман . Последовательность событий в Библии, Тель-Авив, 1990, ISBN 965-05-0504-0

Всемирный Потоп - описанная во многих религиях и мифологиях страшная катастрофа - широкомасштабное наводнение, которое было карой Бога или богов за человеческие грехи.
Ученые-этнологи обнаружили среди народностей Европы, Азии, Америки и Австралии более двухсот легенд о потопе, сюжеты которых поразительно схожи в деталях и мало чем отличаются от библейского варианта.
Протоиерей Ростислав Снигирев в книге «Библейская археология» выделяет три ключевых момента.
Во-первых, предвестником потопа являются различные божества, повелевающие своим избранникам построить большой корабль.
Во-вторых, в числе уцелевших фигурируют два человека - мужчина и женщина, иногда сопровождаемые детьми.
В-третьих, спасшиеся высаживаются на вершину горы. 4
Известный исследователь-этнограф и религиовед Джеймс Фрезер в своих работах (например «Фольклор в Ветхом Завете», 1923 год) прямо указывает, что библейское повествование о потопе не уникально, оно содержится в древних мифах многих народов. На основании этого он делает вывод: христианская точка зрения заключается в том, что содержание подобной информации в мифах - ярчайшее доказательство истинности Писания,так как легенды о потопе различных народов перекликаются между собой.
Реконструкции абсолютного возраста потопа также дают примерно схожий массив данных от 8 до 10 тыс. лет назад.
Из данных палеогеографии известно, что последнее покровное оледенение (Лаурентидский ледниковый щит в Северной Америке) в Северном полушарии исчезло от 8 до 10 тыс. лет назад.

Отсюда возникла гипотеза Райана - Питмена (William Ryan, Walter Pitman, University of Columbia) о том, что история о потопе является своеобразным отражением глобального процесса подъема уровня мирового океана.
Установлено (по данным анализа затопленных береговых линий и распространения слоев осадочных пород), что в это время уровень моря поднялся на десятки метров от -50 до 0 метров (в современной системе абсолютных координат), одним из следствий чего было образование Босфорского пролива и увеличение площади Чёрного моря почти в 1,5 раза.
Так что эффект от подобного затопления значительных прибрежных пространств безусловно сыграл свою роль в появлении и глобальном распространении истории о потопе.
Другой стороной вопроса было изменение базиса эрозии рек и соответствующей резкой перестройки всех речных долин на Земле (естественно для рек бассейна Мирового океана).
Эта перестройка заключалась в повсеместном затоплении речных пойм и прилегающих к долине речных террас.
В теории, все пространство от уреза реки до таяния покровных ледников и вверх по склонам речной долины на высоту в 50 метров должно было быть затоплено рекой и занесено ее наносами. Естественно, что подобные, примыкающие к рекам участки были местом повышенной концентрации людей, и, наблюдая подобные процессы, человек мог сделать определенные выводы (создать историю о потопе).
Получая информацию о «потопе» на побережьях морей и данные о «потопе» вдоль всех рек Земли любой разумный человек (а тем более группа) создаст миф о всемирности наблюдаемого явления.
Креационисты (т.е. исследователи рассматривающие планету Земля, а также мир в целом, как намеренно созданные неким сверхсуществом или божеством) отстаивают реальную историчность Великого потопа, основываясь на различных исследованиях, хотя большинство современных археологов и геологов не разделяют такой точки зрения.
Многие исследователи пытались найти останки ковчега в районе горы Арарат - там, где, согласно Библии, он пристал к берегу после потопа.
По утверждению Рона Уайетта, врача-анестезиолога и археолога-любителя, проведённые им исследования в этих местах доказали существование ковчега, а, следовательно, и реальность Потопа.
В 1957 г. в США в одном из журналов были опубликованы интересные фотографии Араратских гор (примерно 20 миль от горы Арарат), сделанных с самолёта .
Капитан турецкой армии Лихан Дюрупинар обнаружил на фотографиях интересное образования. Прочитав данную статью Рон Уайетт решил заняться исследованием данного феномена и пришёл к выводу, что данное образование - не что иное как Ноев ковчег.


Но не все профессиональные историки воспринимают это утверждение серьёзно.
То, что Земля могла полностью покрыться водой в течение сорокадневных дождей, у многих вызывает определенный скепсис и, надо признать, вполне обоснованный. Как считают, такого на самом деле не могло быть.
Но тот, кто внимательно читал Библию, знает, что то явление, которое принято называть Всемирным потопом, длилось ровно год. Проливной же дождь был лишь прелюдией к глобальному природному катаклизму, при котором «разверзлись все источники великой бездны».
Если перевести на современный язык библейское повествование о потопе, то речь может идти о мощном вулканическом извержении, в результате которого через разломы в земной коре на поверхность Земли хлынули подземные воды.
По расчётам учёных, энергия вулканического извержения была столь велика, что высота выбросов пород достигала двадцати километров, а поднявшийся в верхние слои атмосферы пепел вызвал активную конденсацию слоёв атмосферы, что и привело к столь продолжительному дождю.
Вырвавшиеся подземные воды, вкупе с проливным дождём, в считанные дни покрыли Землю.

Уровень же воды поднимался и после прекращения дождя в течение пяти месяцев.
Среди всеобщего хаоса, вызванного потопом, был лишь один островок безопасности - это дрейфующий в бушующей стихии ковчег, построенный Ноем, которого Бог предупредил о готовящемся наказании для развратившегося человечества.
Размеры ковчега поражают: длина - 150 метров, ширина - 25 и высота - 15 (по другим данным - 135, 23 и 14 м. 4). Габариты этого сооружения внушительны даже по современным меркам.
Трёхпалубное судно из плотно подогнанных, просмолённых досок напоминало современные цельнометаллические суда. Соотношение длины к ширине 6 к 1 сводило до минимума бортовую качку при любом волнении и делало ковчег (на современном русском языке это слово означает «ящик» или «шкатулка») практически непотопляемым.
Размеры ковчега невольно наводят на мысль, как же умудрился Ной при помощи лишь троих сыновей выстроить столь огромное сооружение?
Но, оказывается, в этом нет ничего удивительного, ведь строительство судна длилось сто лет. В течение ста лет трудился Ной, не покладая рук, и всё это время предупреждал соплеменников о готовящейся катастрофе. Но никто ему не поверил.
Если учесть, что средняя продолжительность жизни людей, живущих до потопа, была 900 лет, то и в цифре сто лет нет ничего удивительного. Столь длительная продолжительность жизни объясняется особенностью допотопного климата.
В Библии говорится, что до потопа «Господь Бог не посылал дождя на Землю... но пар поднимался с земли и орошал все лицо Земли».
Из этих и других библейских текстов следует, что земной шар поверх воздушного слоя окружал слой водяного пара, наличие которого приводило к существованию целого ряда климатических условий, отличных от сегодняшних.
Солнечный свет, проходя через слой водяного пара в верхних слоях атмосферы, равномерно рассеивался в разных направлениях, достигая всех широт с одинаковой интенсивностью.
Благодаря своеобразному экрану из водяного пара, тепло, излучаемое с поверхности Земли, задерживалось внутри земной атмосферы.
Это создавало среду с парниковым эффектом по всей территории
земного шара от полюса до полюса.
Задержка атмосферной водяной оболочкой вредоносных космических излучений и ультрафиолетовых лучей Солнца значительно удлиняло продолжительность жизни людей и животных, что, в свою очередь, объясняет громадные размеры допотопных динозавров , так как известно, что рептилии растут всю свою жизнь.
После того, как в результате 40-суточного дождя водяной покров исчез из атмосферы, Земля оказалась незащищённой от вредных излучений, что привело к ускорению процесса старения обитателей Земли.
После потопа Бог положил предел человеческой жизни - 120 лет. Меньше стали жить и другие обитатели Земли. Так что вполне возможно, что аллигаторы и драконы индонезийского острова Комодо - это просто недоросшие динозавры.
Другие виды динозавров, не выдержав новых экстремальных условий обитания, постепенно вымерли, оставшись в народной памяти фольклорными драконами и
змеями-горынычами. Некоторые же виды, условия жизни которых изменились несущественно, сохранились до сих пор.
К примеру, в 1977 году в сети японского рыболовецкого судна в районе Новой Зеландии попал погибший плезиозавр длиною около десяти метров и весом около двух тонн. Фотография этого чудища, выгружаемого из судна, обошла весь мир.
Естественно, плезиозавр не мог жить в единственном экземпляре. Наверняка существует целая популяция этих, а вполне возможно, и других существ, живущих в морских глубинах.
Всемирный потоп объясняет многие археологические загадки.
В школьной программе по зоологии рассказывается о ледниковом периоде, в результате которого вымерли мамонты. Но при этом так и осталось неясным, отчего при постепенном обледенении смерть их застала внезапно: некоторые особи погибали с недожёванной травой во рту.
Внезапную смерть можно объяснить лишь внезапным резким похолоданием. А именно это и произошло в первые дни потопа.
Исчезновение защитного атмосферного покрытия привело к практически моментальному похолоданию в полярных областях планеты. В вечную мерзлоту,
которая представляет собой не что иное, как слои мгновенно замерзшей водно-грязевой массы, вмёрзли мамонты, саблезубые тигры и прочая допотопная фауна.
Те же особи, взятые Ноем на ковчег и пережившие потоп, так и не смогли приспособиться к новым климатическим условиям и постепенно вымерли.

Если учесть, что на борт были взяты молодые особи, то заняли они всего треть судна, остальная же часть была предназначена для восьми членов экипажа и запасов продовольствия и корма. Впрочем, существует мнение, что в больших запасах корма, несмотря на годовое плавание, особой нужды не было. Резкое снижение величины атмосферного давления в результате разрушения водно-парового защитного слоя должно было привести и к резкому снижению обменных процессов живых организмов.

Такие перепады приводят к сонливости, и вполне возможно, что животные пребывали всё время плавания в состоянии, близком к анабиозу, и уход за ними был минимальный.
Так что в истории о Всемирном потопе нет ничего, что невозможно было бы объяснить с точки зрения естественных законов.
После того, как Ной сошел на твердую землю, Господь пообещал, что потоп больше никогда не случится, потомки Ноя будут плодовиты и снова заселят Землю, а все живое в ковчеге будет размножаться и служить человеку пищей. 4
18 октября 2001 г. с американской авиабазы Ванденберг в Калифорнии стартовал геодезический спутник Quick Bird . Его задача необычна - поиск Ноева ковчега.
Рассказывает руководитель проекта профессор Ричмондского университета Порчер Тейлор:
«Солнечным июньским днем 1947 года американский разведывательный самолет вел съемку в районе горы Арарат, неподалеку от которой сходились турецкая, иранская и советская границы. Когда фотографии проявили, на западном плато хребта и обнаружилась аномалия - необычный для формы горных пород продолговатый предмет длиной около 162 метров.
Сначала они решили, что это фюзеляж упавшего самолета. Хотя таких больших самолетов не выпускали тогда и не делают даже теперь.
Другим на фотографиях виделась подводная лодка - но откуда она там? Потом уже они вспомнили про Ноя, который, согласно Библии, построил ковчег, усадил на него «каждой твари по паре» и после 150-дневного плавания причалил именно к горе Арарат.
Версия напугала военных. Миссии разведывательных самолетов были строго засекречены.
В 1973 году я был курсантом военной академии в Уэст-Пойнте и, помимо прочего, изучал космическую фотографию. У нас говорили о спутнике ЦРУ, который вел съемку в районе советско-турецкой границы с высоты в 300 километров.
Его камеры случайно включили раньше положенного, и в их объективы попал склон Арарата с торчащими изо льда обломками, похожими на остов огромного корабля.
Тогда я впервые услышал, что это может быть то самое судно Ноя.
Шла «холодная война», о доступе к секретным фотографиям не могло быть и речи. Но я обратился к истории и нашел несколько любопытных подтверждений гипотезы о ковчеге.
О корабле на Арарате упоминал еще вавилонский историк Бероссус в 275 году до нашей эры.
Знаменитый путешественник Марко Поло в конце XV века писал, что «обломки ковчега еще видны на вершине Арарата».
В 1800 году американский журналист Клавдиус Рич опубликовал сообщение турецкого путешественника, добравшегося до Арарата и видевшего остатки ковчега.
В 1840 году турецкая экспедиция, которая была снаряжена для исследования снежных обвалов на Арарате, обнаружила гигантский каркас из дерева почти черного цвета, торчащий из ледника.
Проникнув внутрь судна, члены экспедиции констатировали, что он был устроен для перевозки скота и состоял из нескольких отделений. 4
В 1887 году принц Персии и архиепископ Джон Джозеф Нури сообщил, что нашел останки ковчега на Арарате. Спустя шесть лет он пытался организовать экспедицию, чтобы разобрать ковчег и доставить его на всемирную выставку в Чикаго. Но не получил разрешения на это у турецкого правительства.
«Чтобы добыть стопроцентные доказательства существования ковчега, необходимо подняться на Араратские горы, разобрать весь ледник, и только тогда можно будет делать какие-то более-менее точные интерпретации, - говорит историк Олег Мумриков. - Пока же мы имеем только несколько фотографий, сделанных еще во время первой мировой войны. В августе 1916 года русский летчик Владимир Ростовицкий, исследовавший турецкую границу, оказался над Араратом и наблюдал в восточной части вершины замерзшее озеро, на краю которого находился каркас гигантского корабля, частично погруженного в лед.
Несмотря на военные годы, Николаем II была сформирована экспедиция, которая вернулась с различными описаниями исследуемой местности и с фотографиями.
Но во время революции эти данные, к сожалению, были утеряны. После этого ковчег видели несколько раз с самолетов во время второй мировой войны». 4
Оказалось, что размеры таинственного объекта на склоне горы совпадают с библейским описанием Ноева ковчега. Согласно Библии длина судна составляла примерно 152 метра, ширина - 25 и высота 15 метров. То, что, возможно, является его останками, - предмет длиной в 162 и шириной в 25 - 30 метров. Высоту измерить невозможно, поскольку он увяз в снегу.
Качество сделанных тогда снимков несравненно ниже нынешних возможностей. Но некоторые из специалистов рассмотрели на них фрагменты поперечных балок и киля.
В конструкции присутствуют 90-градусные углы, что указывает на ее рукотворное происхождение. Мы попросили семерых независимых экспертов изучить фотографии и сделать свои заключения. В итоге четверо пришли к выводу, что перед ними конструкция, сделанная руками человека.
Двое считают, что на фотографиях просто камни, и один счел, что требуются новые съемки, чтобы установить истину.»
б июля 1955 года французский альпинист Фернанд Наварра нелегально совершил подъем на Арарат и на гористом отроге нашел останки гигантского корабля. Радиоуглеродный анализ фрагментов остова корабля показал, что находке около пяти тысяч лет.
В 1969 году научная экспедиция, организованная американскими археологами, обнаружила на горе Арарат, примерно в том же месте, на которое указывал Наварра, несколько деревянных обломков. Впрочем, их анализ показал, что останкам не более полутора тысяч лет.
Факт находки объекта в форме судна, который мы с полной уверенностью называем ковчегом, указывает на то, что он сохранился только благодаря тому, что был покрыт лавой, накрывшей его как бы «колпаком времени».
Однако гора, на которой находится ковчег не вулканическая.
Факты показывают, что лава, вышедшая из кратера вулкана, прошла много миль на юг по направлению к современному Ирану.
Лава выбрасывалась в воздух так, что долетала до вершины горного хребта, находящегося выше существующего месторасположения ковчега.
Существование этого вулкана подтверждается полуразрушенной стеллой, найденной в 1984 году на этом хребте, на которой изображён уникальный известняковый хребет и рядом с ним на юге вулкан.
Сегодня этот вулкан разрушен, и его нельзя заметить ни с вершины хребта, ни с позиции художника, рисовавшего стеллу.
Лава достигла вершины хребта и начала течь к подножию горы, покрывая ковчег. Путь лавы отчётливо прослеживается по застывшим следам грязевого потока. Селевые потоки образуются, когда вода выступает из медленно остывающей лавы.
Когда лава уходит в землю, огромное количество воды, захваченное вместе с нею, начинает иногда очень стремительно течь. Эти потоки называют селями.
Тяжесть огромного количества покрывшей ковчег лавы стала причиной разрушения двух верхних палуб.
Если это так, тогда почему ковчег не сгорел?
Есть два возможных ответа.
Первый - ковчег был очень быстро покрыт лавой, что перекрыло доступ кислорода и возгорание стало невозможным. Но если предположить, что объект охватывался более медленно, то существуют подтверждённые факты, что лава не всегда вызывает возгорание.
Но какой бы вариант Вы не выбрали, тот факт, что если ковчег был покрыт лавой, то совершенно не значит что он должен был при этом сгореть. Факт, что ярусы были разрушены приблизительно равномерно, указывает на то, что ковчег был покрыт лавой очень быстро, что прекратило доступ кислорода.
У нас есть некоторые образцы, которые имеют следы горения, но в очень небольшой степени.
Лава покрыла ковчег и загерметизировала его в воздухонепроницаемой «капсуле».
Почему же теперь его видно? Почему он больше не покрыт лавой?
Потому что лава с течением времени теряет свои свойства, разрушается и через некоторое время превращается в почву. Почвы, которые образовались из-за распада лавы, вулканических осадков и пепла очень богаты калием, известью и фосфатами. Многие районы мира с хорошо развитым сельским хозяйством обязаны этим вулканическому материалу.

Ковчег расположен на довольно покатом склоне горы. Корма судна располагается на высоте около 6350 футов (около 1935,5м) над уровнем моря, нос судна - на высоте 6250 футов (около 1950м).
Со временем лава начала разрушаться - она больше не была воздухонепроницаемой, а значит и водонепроницаемой. Зима в этом районе длится несколько месяцев и сопровождается снегами и низкими температурами. Весной снег медленно тает, и вода стекает к подножию гор. Это значит, что через разрушившуюся лаву вода начала проникать к ковчегу.
Поскольку вода медленно просачивалась сквозь сохранённые структуры ковчега, она начала вымывать мельчайшие частицы древесины и металла. Всё это происходило на молекулярном уровне - молекула смывалась молекулой. Но так как молекула вымывалась, после неё оставалось пространство её же размера, которое замещалось молекулой другого вещества. Этот процесс называется петрификация (окаменение) или молекулярная замена.
Чтобы объект окаменел, всегда требуется два условия: первое - быстрое захоронение объекта (прекращение доступа кислорода), и второе - постоянный проток воды через него. Если это не воздухонепроницаемый объект, и его не омывает вода, то он подвергается распаду и не сохраняется. Эволюционисты с радостью сообщат Вам, что процесс окаменения занимает миллионы лет, но это не так. Если процесс окаменения будет происходить медленнее, чем процесс распада, то предмет просто разрушится.
Поскольку вода стекала вниз по склону горы, а затем впитывалась в почву и достигала ковчега, структурные молекулы, находящиеся сверху по течению воды, окаменели вместе с молекулами минералов почвы. Дальше вода текла сквозь среднюю часть судна, поэтому началось окаменение ковчега с веществами его собственной структуры в дополнении к веществам покрывающей его почвы.
Именно это должно было произойти, если этот объект является ковчегом. Доказательства, найденные при раскопках, показывают, что всё как раз так и происходило.
Образец древесины палубы, который достали из трещины после землетрясения со средней палубы корабля, содержала более 13% железа - железа металлических стыков структуры, находящейся над средней секцией. Большинство молекул, участвующих в окаменении, являются молекулами естественных веществ земли и лавы. Первые исследования этих образцов с места раскопок показали 51% содержания кремнезёма.
Магма состоит из расплавленной кварцевой массы разного состава. Фактически, все окаменевшие объекты содержат большое количество кварца (кремнезёма), благодаря тому, что он содержится в окружающей объект почве.
Но существует одно вещество, которое не найдено в естественных минералах. Состав углерода в веществе показывает органическое или неорганическое происхождение объекта.
Поэтому с целью определения, был ли объект органическим соединением или нет, проводят тест на определение содержания углерода.
Анализ образца окаменевшего настила палубы в Галбрейской лаборатории показал, что он содержит 0,0081% неорганического углерода и в 100 раз больше органического углерода - 0,7019%.
Любой найденный когда-либо окаменевший объект: ветка дерева, кость или морская раковина, покажет при анализе наличие углерода. Очевидно, что образец настила палубы был когда-то живой материей. Теперь разрушившаяся лава открывает нам окаменевшие предметы, напоминающие древесину и содержащие в большом количестве железо и другие металлы.
Для того чтобы в окаменевшей древесине оказалось такое большое количество железа, вода, влияющая на процесс окаменения, должна до этого пройти через железный предмет. Почва, накрывающая ковчег, не содержит такого большого количества железа. Специальный образец грунта, взятый в этом районе для анализа, показал наличие 0,54% железа и 0,77% окиси железа.
Если мы предположим, что окаменевшая древесина получила своё железное содержание от железа, встречающегося в почве около ковчега, то тогда всё железо из почвы должно было попасть только в это окаменевшее дерево.
Другими словами, это невозможно.
Огромное количество металла, содержащееся в окаменевшей древесине, могло прийти только из одного места - из воды, проходящей через металл, содержащийся в структуре ковчега - металл, который, как мы теперь знаем, скреплял тысячи стыков деревянных конструкций ковчега.
Итак, ковчег был скрыт на многие, многие годы, и о его существовании не знал никто с тех пор, как он был накрыт потоком лавы, которая случайно (а скорее всего не случайно) понесла его с горы, пока он не наткнулся на огромный выступ горной породы.
В конце 1950-х годов фотография, сделанная с воздуха во время военных исследований, показала на склоне горы в селевом потоке этот необычный контур судна...
В 1978 году землетрясение вызвало осыпание грунта с загадочного объекта. После этого объект принял более узнаваемую форму корабля...
Многие ученые считают, что искать ковчег на горе Арарат бессмысленно. Их аргументы таковы: Арарат - спящий вулкан, в результате извержения которого в первой половине XIX века образовалось Ахурское ущелье. Если ковчег там и был, го его останки были полностью уничтожены в результате катаклизма 1840 года.
Некоторые энтузиасты предлагают искать ковчег на другом Арарате, том, что находится в окрестностях Геленджика. Эта скалистая гора, высотой всего 350 метров, находится в начале Кавказского хребта и теоретически также может являться конечной точкой путешествия Ноя.
А вот турецкий ученый Фарук Онжель уверен, что ковчег находится на склоне одного из горных хребтов в провинции Шанлыурфа. 4
Современная светская археология допускает, что библейский текст может нести историческую правду, а современные генетические исследования свидетельствуют, что все человечество является потомками малой группы людей, возможно. Ноя и его семьи. Безусловно, есть ряд проблем, связанных с датами, и они будут уточняться в ходе дальнейших исследований.
Но уже сейчас есть сведения, которые косвенным путем подтверждают факт реальности великого потопа в прошлом.
Турецкий океанолог Седа Окай уверена, что Черное море образовалось как раз в результате такого катаклизма, когда таяние ледников по всей планете подняло уровень Мирового океана. Воды Средиземного моря, преодолев естественную дамбу, которой являлся нынешний Босфор, с чудовищной мощью обрушились на Восточноевропейскую равнину.
Окай активно занималась изучением проблемы на протяжении пяти лет, исследовав, в частности, дно пролива Босфор у входа в Черное море. Было установлено, что уровень воды в Черном море в ледниковый период был на 110 метров ниже сегодняшнего.
Седа Окай: «Анализируя осадочные породы, мы установили, что воды Средиземного моря поступили в Черное, которое в свое время было закрытым бассейном, примерно семь-восемь тысяч лет назад, и произошло это в результате стихийного бедствия, более известного как Всемирный Потоп.» 4
Так ли это?
Итак, был ли Всемирный Потоп и существовал ли Ноев ковчег на самом деле или нет?
Если он действительно существовал, то мог ли он сохраниться до наших дней?
Если он сохранился, то как и где его найти?
Если мы его найдём, то что это будет для нас значить?
А нужен ли нам вообще Ноев ковчег?

Источники информации:
1. сайт Википедия
2. сайт Новейшие Библейские Археологические Открытия
3. С. Головин «Всемирный Потоп. Миф, легенда или реальность?»
4. А. Вартиков, Е. Гордеева «Память о Потопе»

«Всё то, что есть на земле, лишится жизни». Когда Ною было уже 600 лет, и в его семье выросли три сына — Сим, Хам и Иафет, на земле случилось страшное бедствие.

К тому времени людей было уже очень много, и вели они себя плохо: обманывали, грабили, убивали друг друга. Только Ной и его семейство жили честно и ничем не провинились перед Богом. А Бог смотрел-смотрел на дурные дела людей и раскаялся в том, что создал их. Решил он уничтожить весь род людской, пощадив только Ноя и его семью. Должны были погибнуть и остальные живые существа на суше.

Ною же Бог сказал: “Сделай себе ковчег [что-то вроде корабля, но без мачт] из дерева гофер [вероятно, кедр или кипарис] ; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега - триста локтей [локоть — около 50 сантиметров] , ширина его - пятьдесят локтей, а высота его - тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчеге сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье жилье. И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни [то есть всякое живое существо] . Все, что есть на земле, лишится жизни. Но с тобою Я поставлю завет [заключу союз] , и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою. Введи также в ковчег из всех животных и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых: мужеского пола и женского пусть они будут.

Из птиц по роду их, и из скотов по роду их, из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых.

Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею”.

«Из обитателей земли уцелели только те кто был в ковчеге». Ной построил ковчег, и за семь дней до начала потопа Бог приказал ему начать погрузку. Когда ковчег был наполнен пищей и живыми существами, Ной с женой и его сыновья со своими женами вошли туда, и Бог плотно закрыл за ними дверь.

Тогда сразу же “открылись окна небесные” и из них на землю хлынули потоки воды. Дождь продолжался сорок дней и ночей. Ковчег всплыл, а вода поднималась все выше и выше, пока не покрыла на пятнадцать локтей вершины самых высоких гор. Из обитателей земли уцелели только те, кто был в ковчеге.

Вода продолжала прибывать сто пятьдесят дней (кроме “окон в небе”, Бог открыл все водные источники на земле) и только потом пошла на убыль. Через пять месяцев после начала потопа ковчег остановился на горе Арарат. Прошло еще сорок дней, и Ной решился открыть окно и выпустить на волю ворона. Но тот даже не отлетел далеко, а стал кружить у ковчега, временами присаживаясь на него: вокруг был виден лишь бескрайний водный простор. Потом Ной выпустил голубя, но и голубь вернулся к окошку.

Прошло еще семь дней. Ной опять выпустил голубя. Тот вернулся только вечером, держа в клюве свежий лист оливкового дерева. Так Ной узнал, что вода сошла с земли. Но из осторожности он подождал еще семь дней, вновь выпустил голубя, который на этот раз не вернулся. Тогда Ной выпустил на волю всех обитателей ковчега, а сам построил из камней на вершине горы жертвенник и принес жертву Богу. Бог почувствовал приятный запах сжигаемой жертвы и сказал себе, что не будет больше посылать потоп на землю для уничтожения человечества. В знак того, что Он воздвигает завет (заключает союз) с Ноем и его потомками, Бог поставил радугу между облаком и землей и сказал Ною, что теперь радуга будет каждый раз напоминать о конце дождя и о том, что после потопа был заключен союз между Богом и всеми живыми существами.

Ной и его сыновья стали хозяйничать на опустевшей земле. Они научились выращивать виноград и делать вино. Однажды в летнюю жару Ной выпил вина и уснул без одежды в своем шатре. Это увидел Хам, его младший сын. Очень смешным показалось ему такое зрелище, и он рассказал об этом братьям. Но Сим и Иафет взяли одежду, отвернувшись, вошли в шатер и набросили ее на спящего отца. Когда Ной проснулся и узнал о случившемся, он проклял Хама и его сына Ханаана и предсказал, что их потомки будут рабами потомков Сима.

Потомство Ноя. Ной прожил после потопа еще 350 лет и умер, когда ему было 950 лет. Потомки его постепенно заселили всю землю. Иафет стал родоначальником северных народов, от Хама произошли народы Африки, а от Сима — семиты, жившие в Азии. Одним из семитских народов были евреи, и дальше Библия рассказывает главным образом о них.

Великий потоп в мифах разных народов.

В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей (Быт 7, 11-12).

Грехопадение повредило человеческую природу. Состояние мира после изгнания прародителей из рая свидетельствует о нарастании человеческой немощи. Грех распространяется по лицу земли и все глубже вкореняется в природу человека . Истинное богопочитание продолжало сохраняться у потомков Сифа. Но через несколько поколений они (сыны Божии ) стали смешиваться с потомками Каина (дочерями человеческими ). Жизнь людей стала плотской, бездуховной: И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть (Быт 6, 3). Когда открылась вся мера всеобщего развращения на земле, Господь навел всемирный потоп . Это был суд Божий над человечеством, забывшим Бога и погрузившимся в пучину растления. Святитель Филарет Московский так объясняет, почему потоп был неизбежной мерой в отношении древнего человечества: «Бог видел человека в таком состоянии, в котором он совсем не соответствовал предначертанию Премудрости, явленному в его сотворении, и более не мог быть причастным любви и благости Творческой».

Лишь патриарх Ной был человек праведный и непорочный и ходил пред Богом (Быт 6, 9). Господь повелел Ною построить большой ковчег. Некоторые исследователи на основе слов Божественного правосудия: пусть будут дни их сто двадцать лет (Быт 6, 3) заключают, что Ной строил его сто двадцать лет. Это значит, что современники Ноя имели сто двадцать лет для покаяния.

Ковчег представлял собой огромный плавучий дом в три этажа со множеством отсеков. Вода изливалась сто пятьдесят дней и покрыла всю землю. В водах потопа погибло допотопное человечество. Затем вода стала убывать. Ковчег пристал к горе Арарат.

Благочестивый патриарх, выйдя из ковчега, устроил жертвенник Господу . Это первое упоминание жертвенника в Священном Писании. На нем Ной совершил всесожжение, взяв из всякого скота чистого и из всех птиц чистых. Жертва эта была угодна Богу. Она была принесена от всего мира и за весь мир и «была посему совершеннейшим прообразованием всеродной и всеобщей жертвы Христовой» (Святитель Филарет Московский . Записки, руководствующие к основательному разумению книги Бытия. М., 1867. Ч. 2. С. 6). Святые отцы называют Ноев ковчег прообразом Церкви, которая является кораблем спасения в житейском море.

Для нас, верующих, нет ни тени сомнения в подлинности описанного события. Сам Спаситель указывает на его историчность (см.: Лк 17, 26). Об этом же говорит и святой апостол Петр (см.: 2 Пет 2, 5).

Имеются внебиблейские свидетельства об остатках ковчега на горе Арарат. Самое древнее упоминание содержится у халдейского историка Беросса (ок. 350/340-280/270 до Р.Х.). «В наше время только маленькая часть корабля, остановившегося в Армении, остается лежать в Кордуйских горах в Армении и некоторые ходят туда, соскабливают асфальт» (Вавилонская история. Кн. 2). Иудейский историк I века Иосиф Флавий пишет: «Это место армяне называют местом высадки, и до сих пор еще туземцы показывают там остатки, сохранившиеся от ковчега. Об этом потопе и о ковчеге упоминают также все те, которые писали историю неевреев» (Иудейские древности. I. 3. 5).

В древнейших пластах культуры более ста народов (шумеров, греков и других) имеются сказания о потопе. При значительных различиях повествования объединяет то, что все они говорят о гигантском наводнении. Высоко в горах на разных континентах встречаются окаменелости рыб и ракушек.

Всем известна библейская история о Всемирном потопе и Ноевом ковчеге. Однако эта история не единственная - легенды о потопе (иногда в письменном виде) имеются у очень многих народов, населяющих различные части земного шара.

Согласно японскому варианту, первый властитель Японии, живший до потопа, поселился на островах сразу после того, как вода стала убывать.

Из 130 индейских племен Северной, Центральной и Южной Америки нет ни одного, в мифах которого не отразилась бы эта тема. Один из древнемексиканских текстов – “Кодекс Чималпопока” так повествует об этом. “Небо приблизилось к земле, и в один день все погибло. Даже горы скрылись под водой. …Говорят, что скалы, которые мы видим теперь, покрыли всю землю, а тензонтли кипело и бурлило с большим шумом, и вздымались горы красного цвета…”.

В рукописях древней Мексики сохранилось предание о всемирном потопе, уничтожившем на Земле неугодную богу расу великанов. Все люди превратились в рыб, за исключением одной пары, спрятавшейся в ветвях дерева.

У индейцев Калифорнии герой многих мифов Койт, подобно Ною, спасся от потопа, сопровождавшегося огненным дождем.

Воспоминания об ужасном наводнении, залившем самые высокие горные вершины, сохранились и в мифах канадских индейцев.

Интересно, что во всех легендах о потопе у жителей Нового Света упоминаются землетрясения и извержения вулканов.

В рассказе индейцев из племени яганов, населяющих архипелаг Огненной Земли, в качестве причины потопа фигурировало какое-то космическое явление, возможно, это было падение в море крупного метеорита: “...много столетий назад Луна упала в море. Морские волны поднялись, подобно воде в ведре, если бросить в него большой камень. Это вызвало наводнение, от которого спаслись лишь счастливые жители этого острова, оторвавшегося от морского дна и плававшего по морю. Даже горы на материке были залиты водой... Когда, наконец, Луна вышла из морской пучины, а вода стала убывать, остров вернулся на прежнее место”.

Легко убедиться, что предания о потопе сохранились в памяти народов всех континентов земного шара. Лишь только во внутренних районах Азии и Африки, удаленных от морей и крупных рек, сказания о потопе относительно редки.

Невольно возникает вопрос: если сказания о потопе столь повсеместны, то не свидетельствует ли это о глобальном явлении, захватившем все континенты, т. е. не был ли потоп действительно всемирным?

Изменение положения границ суши и моря постоянно происходит в истории Земли. Неоднократная смена морских условий континентальными - явление повсеместное и характерное для геологической истории нашей планеты.

Такие трансгрессии (наступания) и регрессии (отступания) моря вызываются геологическими причинами. В эпохи горообразования, когда контрастность рельефа увеличивается, происходят регрессии моря: в этот период воды Мирового океана концентрируются в глубоководных впадинах. Моря становятся глубже, а горы - выше. Наоборот, в эпохи относительного тектонического покоя, когда рельеф дна морей и суши постепенно выравнивается, воды Мирового океана топкой пленкой покрывают невысокие равнины континентов - наступает очередная трансгрессия моря.

В геологической истории Земли наиболее крупные трансгрессии были в конце кембрия - начале ордовика, в каменноугольном, юрском и меловом периодах.

Однако подобного рода изменения очертаний суши и моря, происходящие необычайно медленно, к катастрофическим явлениям отнесены быть не могут.

Значительно проще объяснить катастрофы с помощью колебаний уровня Мирового океана, вызываемых изменением в нем количества воды. Еще сравнительно недавно (с геологической точки зрения, конечно), примерно 10 - 20 тыс. лет назад, льды покрывали значительную часть Северной Европы и Америки. Потом лед растаял. В результате Мировой океан дополнительно получил такое количество воды, что уровень его поднялся на 100 м.

Как будто бы объяснение всемирному потопу найдено. Таяние ледников не так уж сильно разнится с библейским и другими преданиями, а повсеместное повышение уровня океана - это же полное затопление всех приморских стран.

Но сколь ни заманчиво объяснение легенд о потопе таянием материковых льдов или, точнее, эвстатическими колебаниями уровня океана, вызванными этим таянием, от подобной гипотезы приходится отказаться. Дело в том, что естественное таяние ледников - процесс чрезвычайно медленный, длящийся много веков, и, конечно, он, как, впрочем, и любое другое геологическое или метеорологическое явление, не может послужить толчком к одновременному на всем земном шаре катастрофически быстрому и значительному по величине подъему уровня океана.

Многочисленные легенды о потопе, несомненно, связаны с теми или иными локальными явлениями, вызвавшими внезапный подъем уровня воды.

Можно назвать три или четыре наиболее вероятные причины потопов. Безусловно, одна из самых частых -цунами. По эффекту к ним близки и волны от падения в море крупного метеорита (правда, такое случается гораздо реже).

Подводные землетрясения и метеориты способны вызвать лишь кратковременное нашествие волны. Между тем из многих сказаний известно, что потоп длился несколько дней, а то и недель. Очевидно, причиной длительного подъема воды было другое явление - сильные ветры, которые гнали морскую воду в устья крупных рек и как бы запирали их естественной плотиной. Таким путем происходят наиболее сильные наводнения. Пример относительно слабого наводнения этого типа - подъем уровня воды в Неве, описанный А. С. Пушкиным в поэме “Медный всадник”.

Причиной потопов могли быть и случайные прорывы воды из замкнутых водоемов и бассейнов в результате землетрясений, карстовых процессов и т. д. Мощные горные обвалы и оползни в состоянии запрудить даже самую крупную реку и вызвать сильное наводнение.

Наконец, тайфуны. П. А. Молэн считает, что, кроме тайфуна, ни одно геофизическое явление не способно породить потоп одновременно с помощью ливня и гигантских волн, похожих на волны цунами. Несомненно, упоминаемые в легендах потопы в большинстве случаев относятся именно к этой категории. Но вернемся к библейской версии потопа как наиболее известной. Лишь в конце прошлого века было установлено, что непосредственный источник библейской легенды - ассирийский миф о Гильгамеше, записанный клинописью на глиняных табличках в XXI в. до п. э. Всемирный потоп произошел в глубокой древности, и спасся от него в ковчеге с различными животными ассириец Утнапишты, который так рассказывает об этом событии Гильгамешу: “...нагрузил его (ковчег) всем, что имел я. Нагрузил его всем, что имел серебра я, нагрузил его всем, что имел я злата, нагрузил его всем, что имел живой я твари, поднял на корабль всю семью и род мой, скот степной и зверье, всех мастеров я поднял...

Утром хлынул ливень, а ночью хлебный дождь я увидел воочию. И взглянул на лицо погоды - страшно глядеть на погоду было...

Первый день бушует южный ветер, быстро налетая, заполняя горы, словно войной, людей настигая. Не видят один другого...

При наступлении дня седьмого буря с потоком войну прекратила... Успокоилось море, утих ураган - потом прекратился...

В двенадцати поприщах поднялся остров. У горы Ни цир корабль остановился. Гора Ницир корабль удержала, не дает качаться...”.

В описаниях потопа в Библии и в мифе о Гильгамеше нетрудно найти весьма существенные различия. Если в Библии ничего не говорится относительно ветра, сопровождавшего потоп, то в ассирийском источнике указания на ветер самые прямые. Напротив, в Библии указывается, что ветер способствовал прекращению наводнения (“...и навел бог ветер на землю, и воды остановились”).

Совершенно по-иному выглядит и длительность потопа. Если по Библии потоп длился почти год, то по ассирийским источникам - всего лишь семь дней.

В то же время описание строительства ковчега, а также метод, с помощью которого Утнапишты и Ной определяли уровень падения воды, удивительно совпадают. Первый выпускал из ковчега сначала голубя, который вернулся, не найдя места для отдыха, затем ~- ласточку; Ной с той же целью выпускал ворона и дважды - голубя. “И возвратился к нему голубь в вечернее время; и вот сорванный маслиничный лист во рту у него: и узнал Ной, что вода убыла с земли”.

Вавилонский историк и жрец Берос, живший примерно в 330-260 гг. до н. э., в “Истории Халдеи” также утверждает, что, согласно преданиям, в его стране произошло сильное наводнение.

Удивительное сходство ассирийской легенды с библейской, доходящее до полного тождества отдельных выражений, указывает на то, что библейская версия - лишь пересказ халдейского (ассирийского) предания. К такому выводу сейчас пришли все известные ассирологи.

Халдейская история низводит потоп до очень малых и вполне правдоподобных размеров - дождь идет только семь дней, вода не покрывает вершин гор. Остановка судна на горах Ницир в то время, когда потоп достиг своего максимума, дает нам представление о высоте поднятия воды. Высота гор Ницир - около 400 м.

Известный австрийский геолог Э. Зюсс первым воспользовался сведениями о потопе, записанными клинописью и обнаруженными при раскопках в Ниневии. Он пришел к следующим выводам: под потопом нужно подразумевать случившееся в низовьях Евфрата опустошительное наводнение, захватившее Месопотамскую низменность; главная его причина заключалась в наступлении на материк волны цунами, образовавшейся от землетрясения в районе Персидского залива или южнее его; очень вероятно, что период сильнейшего землетрясения сопровождался циклоном, шедшим с юга.

Последующие исследователи лишь несколько уточнили версию Зюсса. Они установили, что сильные землетрясения не характерны для Персидского залива и волна цунами, сколь высока она ни была, не смогла затопить всю Месопотамскую низменность. Вероятнее всего, потоп, описанный в халдейской легенде, представлял собой грандиозное наводнение в результате ливней и сильного, дующего навстречу течению рек ветра.

В расположенном восточнее Бенгальском заливе крупные наводнения, вызванные циклоном, происходили в 1737 и в 1876 гг. Первое из них подняло воду на 16 м, второе - на 13 м. Число погибших в каждом случае - более 100 тыс. человек. По-видимому, аналогичные явления с давних пор происходили и в устьях Тигра и Евфрата с той лишь разницей, что 4000-5000 лет назад наводнения захватывали гораздо дальше материк, чем теперь. В то время Персидский залив близко подходил к горам Ницир, и потому корабль, гонимый, согласно легенде, вверх по реке, мог в короткое время достигнуть гор.

Среди катастрофических наводнений, затронувших европейскую цивилизацию, можно отметить прорыв атлантических вод в Средиземное море, резко поднявший его уровень, и Дарданов потоп. Последний связан с прорывом вод в Черное море. Уровень Черного моря был в эпоху последнего оледенения более чем на сотню метров ниже нынешнего. Сушей были огромные пространства его современного шельфа, особенно в северо-западной части. По этому шельфу текли воды палео-Дуная, соединявшего воды Дуная, Днестра, Буга, и они впадали в соленые воды, заполнявшие глубоководную Черноморскую впадину. Из этой же впадины сток вод шел в Мраморное море (тогда еще озеро) через мощную морскую реку – нынешний Босфор (аналогом ему может быть пролив Кара-Богаз-Гол). А на месте другого пролива, Керченского, текли пресные воды палео-Дона, объединявшего Дон, Кубань и другие, более мелкие реки Причерноморья в единую речную систему. Палео-Дон впадал в Черное море у юго-восточных берегов Крыма.

Исследования осадочных пород Черного и Мраморного морей показали, что до глубины ста метров не происходило осадконакопления ранее 2 – 6 тысячелетия до н.э., так как в это время эти районы были сушей. Прорыв перешейка Дарданелл, вызванный землетрясением чудовищной силы, привел к образованию Мраморного моря, бывшего до этого озером. Последствия катастрофы были грандиозны. Уровень воды в Черном море за короткий срок поднялся более чем на 100 метров. Были затоплены огромные площади Черноморского побережья. Береговая линия на низменном восточном берегу моря отодвинулась почти на 200 км, а на месте большой низменности, по которой текли (и стекались в одно русло) реки палео-Дон и палео-Кубань, образовалось Азовское море.

Таким образом, возможных катастроф, связанных с наводнениями, немало, и ученые склоняются к тому, что во многих уголках Земли в свое время случился свой Всемирный потоп.

По материалам с http://katastrofa.h12.ru