Что такое психология.

ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… … Большая медицинская энциклопедия

- (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… … Философская энциклопедия

психология - (от греч. psyche душа и logos учение, наука) наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно отличных от… … Большая психологическая энциклопедия

- (от психо... и...логия) наука о закономерностях, механизме и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души (Аристотель, О душе и др.). В 17 18 вв. на основе… … Большой Энциклопедический словарь

- (от психо... и...логия), наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души (О душе Аристотеля и др.). В 17 18 вв. на основе… … Современная энциклопедия

психология - и. ж. psychologie f. 1. Наука о психике, психической деятельности человека. Общая психология. БАС 1. Экспериментальная психология. Психология животных. Уш. 1939. || Учебный предмет, излагающий содержание этой науки. БАС 1. || Книга, излагающая… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Психология - (от психо... и...логия), наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души (“О душе” Аристотеля и др.). В 17 18 вв. на основе… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (греч., от psyche душа, и logos учение, наука). Наука о душевной деятельности. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПСИХОЛОГИЯ греч., от psyche, душа, и lego, говорю. Наука о душе. Объяснение 25000… … Словарь иностранных слов русского языка

ПСИХОЛОГИЯ, психологии, мн. нет, жен. (греч. psyche душа и logos учение) (книжн.). 1. Наука, изучающая психические процессы, возникающие в результате постоянного воздействия объективного мира, социальной среды на человека (и животных).… … Толковый словарь Ушакова

психология я - ПСИХОЛОГИЯ Я (эго психология) одно из направлений психоаналитической психологии, возникшее в середине 20 в., нашедшее свое отражение в работах А. Фрейд, X. Хартманна и ориентированное на изучение защитных механизмов Я, а также их связей и … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Книги

  • Психология , Жарова М.Н.. Учебник создан в соответствии с федеральным государственным стандартом среднего профессионального образования третьего поколения для всех специальностей медицинского и фармацевтического…
  • Психология , Абрахам П. Сперлинг. Не замыкаясь в рамках строгого энциклопедического определения, гласящего, что психология - многоотраслевая наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных,…

Любая наука всегда имеет свой объект и предмет, свои задачи. Ее объектом, как правило, являются носители тех явлений и процессов, которые она исследует, а предметом - специфика формирования, развития и проявления этих феноменов. Задачами конкретной науки выступают основные направления ее исследования и развития, а также те цели, которые она ставит перед собой для достижения определенных результатов.

Предмет психологии

Любой учебник по основам какой-либо науки начинается обычно с определения ее предмета. Но по отношению к психологической науке дать такое определение крайне сложно по следующим причинам: Во-первых , предмет любой науки не дан (задан) исследователю раз и навсегда, а меняется с развитием науки. На протяжении своего исторического пути психологическая наука также изменяла свой предмет, однако - в отличие от многих иных дисциплин - так и не достигла стадии более или менее общепринятого решения этого вопроса. Одни психологи на вопрос о предмете психологии отвечают, что это душа, другие говорят, что психология изучает явления и функции (акты) сознания, третьи - поведение, четвертые - деятельность и т.д. Таким образом, современная психология развивается в условиях крайнего плюрализма точек зрения на решение как проблемы предмета исследования, так и других фундаментальных вопросов, и пока психологи не создали единой общепсихологической теории, способной охватить своими объяснениями все изучаемые в психологии феномены и соединить в целостную непротиворечивую систему все имеющиеся в ней подходы и точки зрения (многие психологи сомневаются в том, что такое вообще возможно). Во-вторых , психологическая наука - одна из самых сложных наук вообще. «Ни в одной науке, - писал известный отечественный психолог Лев Семенович Выготский (1896-1934), - нет стольких трудностей, неразрешимых контроверз, соединения различного в одном, как в психологии. Предмет психологии - самый трудный из всего, что есть в мире, наименее поддающийся изучению; способ ее познания должен быть полон особых ухищрений и предосторожностей, чтобы дать то, чего от него ждут». Широко известны также слова А.Эйнштейна о том, что решение физических проблем - это детская игра по сравнению с научно-психологическими исследованиями детской игры. В-третьих , психология находится в тесной взаимосвязи едва ли не со всеми иными науками о природе, обществе и человеке, и поэтому всегда имеется опасность подмены собственно психологического исследования физиологическим, социологическим и т.д., что в конечном счете может привести психологию к утрате собственного предмета. В истории психологии неоднократно встречались попытки подобного рода, и поэтому психологическая наука должна четко отграничивать свой предмет от предмета другой науки, даже если объекты этих наук совпадают.

Предметом психологии является изучение психики человека. Однако психика присуща не только человеку, она имеется и у животных. Следовательно, объектом психологии является не только человек. В ней всегда учитывается общность психики животных и человека.

Задачи психологии

Основными задачами психологии как науки являются следующие:

1. изучение объективных закономерностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов как отражения непосредственных воздействий объективной действительности и взаимодействия людей;

2. изучение качественных (структурных) особенностей психических явлений и процессов;

3. изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических явлений, для правильного овладения практическими средствами их формирования и развития;

4. внедрение научных знаний и представлений психологической науки в жизнь и деятельность людей, изучение их взаимодействия и взаимопонимания (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализация процесса труда в различных видах деятельности людей).

Структура психологии как науки

Психология на современном уровне развития представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин, подразделяющихся на фундаментальные и прикладные .

Фундаментальные отрасли психологии разрабатывают общие проблемы и изучают общие закономерности психики, проявляющиеся у людей вне зависимости оттого, какой деятельностью они занимаются. В силу универсальности знания фундаментальных отраслей психологии объединяют термином «общая психология».

Общая психология исследует индивида, выделяя в нем психические познавательные процессы и личность. Психология познавательных процессов изучает такие психические процессы, как ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь. В психологии личности исследуется психическая структура личности и психические свойства личности, определяющие дела и поступки человека.

Прикладные отрасли включает в себя целый ряд специальных психологических дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования, связанных с различными областями человеческой жизни и деятельности.

Среди специальных отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов деятельности, выделяют: психологию труда, педагогическую психологию, медицинскую психологию, юридическую психологию, военную психологию, психологию торговли, психологию научного творчества, психологию спорта и т.д.

Психологические аспекты развития изучают возрастная психология и психология аномального развития.

Психологические аспекты отношений личности и общества исследует социальная психология.

Теория и практика обучения и воспитания подрастающего поколения тесно связана как с общей психологией, так и со специальными отраслями психологии.

Научной основой для понимания законов психического развития ребенка являются генетическая, дифференциальная и возрастная психология. Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения ребенка. Дифференциальная психология выявляет индивидуальные различия между людьми и объясняет процесс их формирования. В возрастной психологии исследуются этапы психического развития индивидуума.

Для психически грамотной организации воспитания нужно знать психологические закономерности взаимодействия людей в группах, таких, как семья, ученический и студенческий коллективы. Взаимоотношения в группах являются предметом изучения социальной психики.

Психология аномального развития имеет дело с отклонениями от нормы в поведении и психике человека и крайне необходима при педагогической работе с детьми, отстающими в психическом развитии.

Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Предмет педагогической психологии - психологические закономерности обучения и воспитания человека.

Для современной психологии характерен как процесс дифференциации, порождающий многочисленные специальные отрасли психологии, так и процесс интеграции, в результате которого происходит стыковка психологии с другими науками, например, через педагогическую психологию с педагогикой.

Психологическая феноменология

Слово «феноменология», вынесенное в заглавие параграфа, означает в данном случае «совокупность феноменов». Феномен - философская категория, служащая для обозначения явления, которое постигается в чувственном (иногда говорят «непосредственном») опыте. Феномен противопоставляется «ноумену» - категории, обозначающей сущность вещи, которая, хотя и проявляется в феноменах, несводима к ним, познается иным - опосредствованным - образом и требует рациональных способов ее осмысления.

1. Психические явления - явления «внутреннего мира», точнее, явления сознания, о которых мы все знаем по собственному опыту и можем отдавать себе в этом отчет. Многие психологи считали, что для познания явлений сознательной жизни не существует иного метода, кроме метода интроспекции. Интроспекция - это особый тип самонаблюдения, который предполагает наблюдение за своими внутренними переживаниями, происходящее в процессе их осуществления.

2. Постепенно в психологической науке накапливались факты, говорящие о том, что кроме сознательных явлений, о которых субъект может дать себе отчет, существуют еще бессознательные психические процессы. О них субъект может даже не догадываться, но эти процессы играют существенную роль в его поведении и определяют особенности его сознательной психической жизни. Проявления бессознательного психического очень многообразны. З.Фрейд был убежден в том, что в психической жизни не может быть ничего случайного, т. е. ничем не обусловленного: любые ошибочные действия (обмолвки, описки т.п.) являются результатом значимых для субъекта желаний, которые остаются для его сознания скрытыми, и только специальное толкование указанных ошибочных действий может открыть их истинный смысл.

3. В начале XX в. некоторые американские психологи предложили в качестве явлений, которые могут быть изучены объективно, различные формы поведения. Под поведением они понимали все внешне наблюдаемые реакции человека (и животных) на раздражители из окружающей среды. Так возникло мощное психологическое направление, названное бихевиоризмом. Основатель этого направления Джон Уотсон писал: «С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психологии (человека) является поведение человека от рождения до смерти... И поскольку при объективном изучении человека бихевиорист не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей, постольку он больше не считает, что эти термины указывают на подлинные феномены психологии».Таким образом, бихевиористы предложили изучать не явления сознания, которые, по их мнению, недоступны объективному исследованию, а феномены поведения, которые могут наблюдаться несколькими психологами одновременно и поэтому изучаться объективно.

4. В свое время ученые обратили внимание и на то, что невозможно понять психологию отдельного человека без понимания особенностей той общественной среды, в которой человек воспитывался, и той культуры, которую человек усвоил. Таким образом, в поле зрения психологов попадают различные феномены общественных отношений (политических, нравственных, религиозных и т.п.).

5. Общественные отношения на психологическом уровне проявляются прежде всего в межличностном общении и совместной деятельности, которые опосредованы различными предметами материальной и духовной культуры. Они также заслуживают внимания психологов. Зачем психологу обращаться к изучению предметов материальной и духовной культуры? Потому что в них «опредмечены» человеческая деятельность, человеческие представления о мире, его переживания и размышления, его желания (Пример: архитектура).

6. Наконец, в поле зрения психологов попадают различные психосоматические явления (внешне-телесные и физиологические процессы, выражающие в той или иной форме психические состояния). Говорят, М.И.Кутузов следовал при подборе офицеров на должности младшего командного состава следующему правилу: ввести офицера в реальный бой и посмотреть, каким будет его лицо во время этого боя. Если лицо бледнеет - значит, человек испытывает страх и его брать на должность командира нельзя; если краснеет - значит, человек, вполне пригоден для командной должности. Научную основу под это житейское наблюдение подвел психофизиолог Е. Н. Соколов: он установил, что покраснение лица (т.е. расширение кровеносных сосудов головы) является признаком ориентировочного рефлекса, тогда как бледность лица (сужение сосудов) говорит о наличии оборонительного рефлекса.

Связь психологии с другими науками. Философия. Родоначальником психологии считается величайший философ древности – Аристотель. Философия есть система взглядов на мир и человека, а изучением человека занимается именно психология. Поэтому до недавнего времени психологию изучали на философских факультетах университетов, и ее некоторые разделы, тесно переплетаются с философией. Это две самостоятельные науки, которые могут взаимно обогащать и дополнять друг друга. На стыке философии и психологии располагается такая отрасль последней, как «Общая психология». Естествознание тесно связано с психологией. Развитие теоретической и практической психологии в последние годы было бы невозможно без успехов в биологии, анатомии, физиологии, биохимии и медицине. Благодаря этим наукам психологи лучше понимают строение и работу мозга человека, который является материальной основой психики. На стыке физиологии и психологии располагается «Психофизиология». Социология как самостоятельная наука тесно связана с социальной психологией, которая является тем мостиком, который связывает мысли, чувства и установки отдельных людей с феноменами массового сознания. Кроме того, социология предоставляет психологии факты социальной деятельности людей, которые затем используются психологией. Связь между психологией и социологией обеспечивает «Социальная психология». Технические науки также связаны с психологией, так как у них зачастую возникает проблема «стыковки» сложных технических систем и человека. Данными вопросами занимаются «Инженерная психология» и «Психология труда». История. Современный человек – есть продукт исторического развития, при котором происходило взаимодействия биологических и психических факторов – начиная от биологического процесса естественного отбора до психических процессов речи, мышления и труда. Историческая психология изучает изменение психики людей в процессе исторического развития и влияние психологических качеств исторических деятелей на ход истории. Медицина помогает психологии лучше понять возможные механизмы нарушения психики людей и находить пути для ее лечения (психокоррекции и психотерапии). На стыке медицины и психологии находятся такие ветви психологии, как «Медицинская психология» и «Психотерапия». Педагогика предоставляет психологии информацию об основных направлениях и закономерностях обучения и воспитания людей, позволяющую вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов. Связь между этими близкими науками обеспечивают «Педагогическая психология» и «Возрастная психология».

Проблема соотношения научной и житейской психологии

Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей. У каждого из нас есть запас житейских психологических знаний. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему.

1) Житейские психологические знания, конкретны; они характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются. Научная же психология стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий - одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения.

2) Житейские психологические знания состоят в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб. В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.

3) Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. Передача житейского опыта. В сфере практической психологии такая возможность весьма ограничена.

4) Разные методы получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.

5) Научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии.

Определение психологии как науки

Психология - это не только давно существующая, высокоразвитая и разделенная на множество направлений и отраслей наука, но также обширная практика. Все отрасли психологической науки и виды практики разнообразны по своему содержанию, методам и многим других вещам. В настоящее время не представляется возможным дать однозначную, точную и исчерпывающую характеристику предмета психологии как науки, не говоря уже о психологической практике. Речь может идти лишь о том, чтобы в обобщенной форме определить, чем в настоящее время занимаются психологи как ученые и практики.

Современное понимание психологии как непрерывно и динамически развивающихся науки и практики не укладывается в любое единственное предложение и требует как минимум нескольких предложений или развернутых рассуждений. С учетом такого состояния дел речь может идти лишь о приблизительном определении предмета психологической науки и практики через их описание. Соответствующее описание, кроме того, должно быть динамичным - таким, чтобы его можно было далее уточнять, изменять, добавляя к сложившемуся пониманию предмета психологии то новое, что вносят в него развивающиеся наука и практика.

Слово «психология», закрепившееся в названии этой науки, греческого происхождения. Оно образовано из двух слов: «душа» {psyche ) и «логос» (logos) - учение. Следовательно, в первоначальном его значении слово «психология» означало «учение о душе». До XVI века данное учение выступало как часть философии и не было самостоятельным. Начиная с XVI в. учение о душе получило современное название «психология», предложенное ему по аналогии с названиями многих других наук, выделившихся к этому времени из философии. В XVII-XVIII веках название «психология» окончательно закрепилось за наукой о душе.

Первоначально термин «психология» относился только к явлениям, которые человек обнаруживает в своем сознании. Позднее, в XVIII-XIX вв., сфера психологических исследований расширилась и включила в себя неосознаваемые психические явления (бессознательное).

С момента возникновения представлений о душе и самой науки о душе в ее предмет входило объяснение поведения человека и животных через душевные (психические) явления. Современные ученые поэтому включают поведение в предмет психологических исследований и вместе с тем признают за психологией право выступать в качестве одной из основных наук, претендующих на понимание и объяснение поведения (деятельности человека).

Наконец, в поиске правильного современного определения предмета психологии следует иметь в виду, что при сохранении в течение длительного времени прежнего названия - психология, или наука о душе, - содержание исследований, которые вели ученые, называвшие себя психологами, много раз менялось. Это также сказывалось на понимании предмета психологии, и представления о нем последовательно, закономерным образом менялись от одной эпохи к другой.

В древности душа рассматривалась как нечто существующее объективно, отличающееся от материальных предметов и явлений. Она трактовалась по-разному: и как первооснова жизни, и как причина поведения человека и животных, и как источник всевозможных движений, наблюдаемых в мире. Предметом исследования науки о душе поначалу были все указанные выше процессы и жизненные проявления.

В XVI-XVII веках н.э. возникла новая естественно-научная, в основном физико-механическая, картина мира, нашедшая отражение в трудах европейских ученых, прежде всего Р. Декарта и И. Ньютона. В связи с новым мировоззрением, связанным с такой картиной мира, началось постепенное ограничение и функций души. Р. Декарт предложил исключить из их числа управление физическими процессами, происходящими в мире, и простейшими движениями самого организма, полагая, что они полностью объяснимы законами физики и механики, не требуют обращения к душе. Ее роль была ограничена лишь высшими, характерными для человека психическими явлениями: мышлением и аффектами (переживаниями). Начиная с этого времени, психология определяется как наука о сознании человека, в состав которого входят познавательные процессы (мышление) и аффекты (переживания).

Однако уже через столетие ученые заговорили о существовании бессознательного в психике и поведении человека. Эта идея постепенно завоевывала все большее число сторонников и окончательное признание получила во второй половине XIX в. В связи с этим вновь возникла необходимость изменить представление о предмете психологии как науки, дополнив его бессознательными психическими явлениями.

В начале XX в. ученые обратили внимание на то, что в сложившихся представлениях о предмете психологии оказались только одни психические явления, а поведение, деятельность человека из соответствующих определений были исключены. Понадобилось вновь ввести их в понимание предмета психологии как науки и практики.

В конце XIX - начале XX в. возникли, кроме того, первые прикладные отрасли научной психологии, такие, например, как клиническая, педагогическая психология и психотехника (современная психология труда и инженерная психология). Единая раньше психология стала делиться на множество частных отраслей и направлений научных исследований. Их появление, а также признание практического (прикладного) значения психологии потребовали переопределения и дополнения предмета психологии тем, что изучалось в разных отраслях психологии и делалось в психологической практике.

В результате всех этих сложных, одновременно и последовательно происходящих процессов в начале XX в. сложилась ситуация, способствующая появлению нового, более современного и всеобъемлющего понимания предмета психологии как науки, включающей в себя кроме психических явлений, отраженных в сознании человека, также и следующие моменты.

  • 1. Представление о том, что психология как наука должна изучать бессознательные психические явления.
  • 2. Идею о том, что предметом психологии являются не только психические феномены, но и деятельность (поведение) человека и животных.
  • 3. Указание на то, ради чего все это должно исследоваться в психологии как науке (функциональное назначение самих психических явлений и прикладное значение научных знаний о психике).

Необходимость переопределения предмета психологии в это время исторически совпала с двумя событиями, которые временно затруднили поиск адекватного, обновленного и точного определения предмета данной науки. Это, во-первых, начавшееся разделение психологии на самостоятельные науки и направления, во-вторых, кризис, поразивший мировую психологическую науку. Вновь возникшие психологические науки специализировались в изучении отдельных групп психических явлений и частных форм поведения человека и животных. Каждая из них соответственно получила свой, узко понимаемый предмет, отличный от предмета исследования в психологии в целом и в других отраслях науки. Специфика определения предмета психологии в этих условиях стала зависеть от науки и направления, в котором шла разработка психологических идей. В таких отраслях психологии, как психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая и когнитивная психология, предмет научного исследования стал пониматься по-разному. В бихевиоризме им было объявлено поведение, его естественно-научное, не психологическое объяснение, в гештальтпси- хологии - познавательные процессы и явления сознания, в психоанализе - бессознательное и его роль в управлении психикой и поведением человека, в гуманистической психологии - личность человека и т.д. До тех пор пока психология как наука находилась в состоянии раздробленности на множество направлений и школ, которые к тому же остро конкурировали друг с другом, общее определение предмета психологии как науки, устраивающее всех ученых, выработать было невозможно.

К концу XX в. ситуация изменилась в лучшую сторону. Произошло сглаживание противоречий между отдельными отраслями, направлениями и школами психологии, наметилось их сближение. Это открыло перспективу поиска единого, приемлемого для большинства ученых и практиков определения предмета психологии как науки.

Проще всего можно понять, чем занимается современная психология как наука и практика (определить ее предмет) через перечисление и краткое описание тех явлений, которые в ней изучаются.

Психология - это прежде всего наука о явлениях, которые называют психическими или психологическими. В связи с их изучением психология ставит и решает следующие вопросы.

  • 1. Что представляют собой психические явления?
  • 2. Чем одни психические явления отличаются от других?
  • 3. На какие группы (классы, разновидности) делятся психические явления?
  • 4. Чем психические явления отличаются от других явлений, изучаемых в разных науках?
  • 5. Откуда берутся, как возникают и развиваются психические явления?
  • 6. Чем психические явления, характерные для человека, отличаются от аналогичных явлений, свойственных животным?
  • 7. Каким образом психические явления соотносятся с процессами, происходящими в организме, в частности в мозге человека?
  • 8. Какое влияние психические явления оказывают на поведение человека?
  • 9. Как зависят психические явления от практической, материальной деятельности человека?

В краткой обобщенной форме представленное выше развернутое описательное определение предмета современной психологии звучит примерно следующим образом: психология - это наука о психических явлениях и деятельности человека, в которой эти явления рождаются, существуют и развиваются, а также о взаимосвязях и переходах, существующих между деятельностью и психикой . Дополнительной характеристикой предмета психологии, подчеркивающей ее практическое, прикладное значение, может стать понимание психологии как системы научных знаний, объясняющей поведение (деятельность) человека и животных и позволяющей оказывать на него целенаправленное влияние.

  • Это определение примерно соответствует тому, которое в свое время предложил известный российский ученый, классик отечественной психологии А.Н. Леонтьев.

Амбивалентность, фрустрация, ригидность - если хотите выражать свои мысли не на уровне пятиклассника, то придется понять значение этих слов. Катя Шпачук объясняет все доступно и понятно, а помогают ей в этом наглядные гифки.
1. Фрустрация

Практически каждый испытывал чувство нереализованности, встречал препятствия на пути достижения целей, которые стали непосильным грузом и причиной ничего нехотенья. Так вот это и есть фрустрация. Когда все надоело и ничего не получается.

Но не стоит воспринимать такое состояние в штыки. Главный способ побороть фрустрацию – осознать момент, принять ее, и толерантно отнестись. Состояние неудовлетворенности, ментальная напряженность мобилизируют сили человека для борьбы с новым вызовом.

2. Прокрастинация

- Так, с завтрашнего дня сажусь на диету! Не, лучше с понедельника.

Доделаю потом, когда настроение будет. Время еще есть.

А…, напишу завтра. Никуда не денется.

Знакомо? Это прокрастинация, то есть, откладывание дел на потом.

Мучительное состояние, когда надо и не хочется.

Сопровождается терзанием себя за то, что не выполнил поставленное задание. В этом состоит главное отличие от лени. Лень – пофигистическое состояние, прокрастинация – переживательное. В то же время, человек находит предлоги, занятия куда интереснее, чем выполнение конкретной работы.

По сути, процесс – нормальный и присущ большинству людей. Но не стоит злоупотреблять. Главный способ избежать – мотивация и правильная расстановка приоритетов. Вот тут на помощь приходит time management.

3. Интроспекция


Другими словами самонаблюдение. Метод, с помощью которого человек исследует свои собственные психологические наклонности или процессы. Первым интроспекцию применил Декарт, изучая собственную душевную природу.

Несмотря на популярность метода в ХІХ веке, интроспекция считается субъективной, идеалистической, даже ненаучной формой психологии.

4. Бихевиоризм


Бихевиоризм – направление в психологии, в основе которого находится не сознание, а поведение. Реакция человека на внешний стимул. Движения, мимика, жесты - короче говоря, все внешние признаки стали предметом изучения бихевиористов.

Основатель метода американец Джон Уотсон предполагал, что с помощью тщательного наблюдения, можно предугадать, изменить или сформировать должное поведение.

Было проведено множество экспериментов, исследовавших поведение человека. Но самым известным стал следующий.

В 1971 году Филипп Зимбардо провел беспрецедентный психологический эксперимент, который получил название Стенфордский тюремный эксперимент. Абсолютно здоровых, психично устойчивых молодых людей поместили в условную тюрьму. Студентов поделили на две группы и распределили задания: одни должны были исполнять роль надзирателей, другие заключенных. У студентов-надзирателей начались проявляться садистские наклонности, в то время как заключенные были морально подавленными и смирившимися со своей участью. Через 6 дней эксперимент был прекращен (вместо двух недель). В ходе было доведено, что ситуация влияет на поведение человека больше, нежели его внутренние особенности.

5. Амбивалентность


С этим понятием знакомы многие сценаристы психологических триллеров. Итак, «амбивалентность» – двойственное отношение к чему-либо. Причем это отношение абсолютно полярное. Например, любовь и ненависть, симпатия и антипатия, удовольствие и неудовольствие, которое испытывает человек одновременно и по отношению к чему-то (кому-то) одному. Термин ввел Э.Блейлер, который считал амбивалентность одним из признаков шизофрении.

По Фрейду «амбивалентность» приобретает несколько другое значение. Это присутствие противоположных глубинных побуждений, в основе которых лежит влечение к жизни и смерти.

6. Инсайт


В переводе с английского «insight» - это проницательность, способность проникновения в суть, озарение, внезапное нахождение решения и тд.

Есть задача, задача требует решения, иногда бывает простой, иногда сложной, иногда решается быстро, иногда требует времени. Обычно в сложных, трудоемких, на первых взгляд непосильных задачах приходит инсайт – озарение. Что-то нестандартное, внезапное, новое. Вместе с инсайтом меняется ранее заложенный характер действия или мышления.

7. Ригидность


В психологии под «ригидностью» понимают неготовность человека действовать не по плану, боязнь непредвиденных обстоятельств. Также к «ригидности» относится неготовность отказа от привычек и установок, от старого, в пользу нового и тд.

Ригидный человек – заложник стереотипов, идей, не созданных самостоятельно, а взятых из достоверных источников.
Они конкретны, педантичны, их раздражает неопределенность и безалаберность. Ригидное мышление – банально, штамповано, неинтересно.

8. Конформизм и нон-конформизм


«Всякий раз, когда вы обнаруживаете себя на стороне большинства - время остановиться и задуматься» писал Марк Твен. Конформизм - ключевое понятие социальной психологии. Выражается в изменении поведения под реальным или воображаемым влиянием других.

Почему так происходит? Потому что люди боятся, когда не так, как все. Это выход из зоны комфорта. Это боязнь не понравится, выглядеть глупым, быть вне массы.

Конформист – человек, который меняет свое мнение, убеждения, установки, в пользу общества, в котором находится.

Нонконформист – понятие противоположное предыдущему, то есть, человек, который отстаивает мнение, отличающееся от большинства.

9. Катарсис

С древнегреческого слово «katharsis» обозначает «очищение», чаще всего от чувства вины. Процесс долгого переживания, волнения, который на пике развития превращается в освобождение, что-то максимальное позитивное. Человеку свойственно переживать по разным причинам, от мысли о не выключенном утюге и т. д. Тут можно говорить о бытовом катарсисе. Есть проблема, которая достигает своего пика, человек страдает, но не вечно же ему страдать. Проблема начинает отходить, уходит злость (у кого что), наступает момент прощения или осознания.

10. Эмпатия


Переживаете ли вы вместе с человеком, который рассказывает вам свою историю? Проживаете ли ее вместе с ним? Поддерживаете ли эмоционально человека, которого слушаете? Тогда, вы – эмпат.

Эмпатия – понимание чувств людей, готовность оказать поддержку.

Это когда человек ставит себя на место другого, понимает и проживает его историю, но, тем не менее, оставаясь при своем рассудке. Эмпатия – процесс чувствующий и отзывчивый, где-то эмоциональный.

Психические процессы, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Проще говоря, это действия, в которых человек не отдает себе отчета и которые при этом нельзя списать на банальные инстинкты. Неосознанные мотивы, сновидения, невротические симптомы, отработанные до автоматизма действия — все это относится к области бессознательного.

Неправильно: Рассудок подсказывал, что давно пора уходить с вечеринки, но бессознательное настойчиво требовало заказать еще текилы.

Правильно:

И почему меня уже который вечер так и тянет выпить текилы в одиночестве? Может, бессознательное намекает, что в моей жизни что-то не так?

Вытеснение

Вид психологической защиты, при которой человек старается избавиться от неприятных ему переживаний, намеренно игнорируя или забывая их. Кстати, намеренно — не значит осознанно. Вытеснение работает, как партизан: обычно люди выясняют, что вообще что-то вытесняли, только в ходе глубокой терапии.

Неправильно: У меня сегодня было столько дел — они совершенно вытеснили твою просьбу из моего сознания!

Правильно: Соня уверяет, что совсем не помнит своего отца, хотя была уже взрослая, когда тот ушел из семьи. Мне кажется, она подсознательно вытеснила все воспоминания о нем.

Гештальт

Основатель гештальтпсихологии Фредерик Перлз определял гештальт как« целостный психологический образ». Из гештальтов состоит вся наша жизнь: они формируются, когда у человека возникает потребность в чем-либо, и завершаются, когда она удовлетворена.

В целом, за несколько десятков лет существования гештальттерапии суть этого термина не изменилась. Однако некоторые используют слово« гештальт» по поводу и без. Чаще всего в разговорной речи можно услышать словосочетание« незавершенный гештальт», причем, например, по отношению к недосоленному супу. На самом же деле незавершенный гештальт возникает, когда нам приходится подавлять внутреннюю потребность, и в итоге мы начинаем страдать из-за ситуации, которую так и не смогли отпустить.

Неправильно: Жаль, что я не выбросила все его вещи — теперь мучаюсь незавершенным гештальтом.
Правильно: Как ни стараюсь этого избежать, все мои романы развиваются точно по тому же сценарию, что и отношения с бывшим мужем. Это явно незавершенный гештальт.

Депрессия

Болезненное психическое состояние, которому свойственны подавленность, апатия, тоскливое настроение и осознание собственной никчемности. Впрочем, об этих признаках всем давно известно — и поэтому 90% людей охотно ставят себе диагноз« депрессия» после неудачного дня на работе, ведь симптомы налицо! Соответственно, несколько дней плохого настроения считаются весомым поводом отправиться на прием
к психотерапевту и требовать рецепт на антидепрессанты.

Неправильно:

Твой сосед Паша такой зануда и нытик — пяти минут разговора с ним достаточно для того, чтобы впасть в глубокую депрессию.

Правильно: Ира рассталась с женихом два месяца назад, и с тех пор ни с кем не общается и почти не выходит из дома. Похоже, у нее депрессия.

Когнитивный диссонанс

Состояние, которое возникает у человека из-за несоответствия двух его знаний, убеждений или установок. Сопровождается ощущением психологического диском-


форта.

Неправильно: Ее взгляды на современное искусство вызывают у меня полнейший когнитивный диссонанс.

Правильно: Я с детства была уверена в собственной непривлекательности и считала, что мужчины никогда не обратят внимание на такую толстушку. Но когда в институте
у меня вдруг появилось сразу несколько поклонников, я испытала настоящий когнитивный диссонанс.

Комплекс

Совокупность представлений, мотивов и установок, оказывающая существенное влияние на психику и поведение человека. Если вдуматься в это несложное определение, то становится ясно: страдать от комплексов человек в принципе не может, да и вообще это слово стоит употреблять только в единственном числе. Так что в следующий раз, когда кто-нибудь заявит, что у тебя комплексы, смело требуй рассказать в подробностях, какие именно и из чего складывается каждый отдельно взятый.


Неправильно: Мини-юбка — лучший способ излечить комплексы! И заодно подчеркнуть сексуальность.

Правильно: Я крайне отрицательно отношусь к мини-юбкам. Предпочитаю носить длинные платья, балетки и строгий пучок. Что делать — у меня такой комплекс представлений о сексуальности.

Манипулирование

Скрытое психологическое воздействие на человека с целью добиться от него нужного поведения. Этот термин давно вошел в повседневную жизнь и употребляется в целом правильно. Но вот само явление все еще окружено множеством мифов. Например, многие убеждены, что манипулятор — это невероятно умный и коварный человек, который видит окружающих насквозь. Соответственно, от его попыток проникнуть в сознание еще можно как-то спастись, но вот манипулировать им самим абсолютно невозможно. Ничего подобного: заядлый манипулятор так сильно зависит от своих« жертв» и их реакций на его поступки, что при желании управлять им куда легче, чем, скажем, человеком, который в принципе предпочитает держаться подальше от этих игр.

Неправильно: Даже и не пытайся! Он известный манипулятор и вмиг раскроет твою игру.

Правильно: Он известный манипулятор, так что втянуть его в эту игру будет несложно.

НЛП(нейро-лингвистическое программирование)

Направление в психотерапии, построенное, по словам самих основателей НЛП Джона Гриндера и Ричарда Бэндлера, на «исследовании субъективного опыта». Последователи НЛП считают: восприятие мира, опыт, идеи и убеждения каждой личности четко организованы и связаны с внешними проявлениями. То есть, наблюдая за поведением человека, жестами и манерой говорить, можно разобраться в структуре его внутреннего мира и работать с ней — только и всего. А вот литература
о том, как управлять миром при помощи НЛП, и тренинги из разряда« Скопируй жесты Рокфеллера и стань миллионером» относятся скорее к научной фантастике, нежели к психологии.


Неправильно: Конечно, нельзя было ехать к нему домой после первого же свидания, но он так охмурил меня своим НЛП, что я просто не смогла отказать!

Правильно: Все-таки навыки НЛП очень помогают в общении — благодаря им куда легче подстроиться под собеседника и произвести приятное впечатление.

Паническая атака

Приступ тяжелой тревоги, сопровождающийся различными соматическими симптомами. Обычно ключевые слова для его описания — «необъяснимый» и «мучительный».

Неправильно: Представляешь, сегодня во время обеда в кафе я увидела огромного таракана! Он был такой противный, что у меня чуть не случилась паническая атака.

Правильно: Я всегда считала, что Света преувеличивает свою боязнь змей, пока не увидела, как она начала дрожать и задыхаться при виде игрушечной змейки. У нее была настоящая паническая атака.

Психоанализ

Комплекс психологических теорий и методов, предложенных Зигмундом Фрейдом. Что тут рассказывать? Стоит только упомянуть психоанализ, как тут же всплывают ассоциации: описание структуры психики, работа с бессознательным, исследование поведенческих мотивов, защитных механизмов и комплексов… А если серьезно, при упоминании Фрейда и его учения у большинства где-то на задворках сознания брезжат смутные мысли
о том, что в детстве кто-то вроде хочет переспать с мамой и убить папу, а потом из-за этого вырастает в сексуального извращенца. Фрейду, конечно, уже все равно, но за психоанализ как-то обидно.


Неправильно: Не думаю, что стоит прибегнуть к психоанализу. У меня же нет проблем с сексом, так что совершенно ни к чему все эти копания.

Правильно: Думаю, имеет смысл прибегнуть к психоанализу. Было бы интересно разобраться в себе и понять, как формировалась моя личность.

Проекция

Бессознательное приписывание другим людям своих мыслей, переживаний и черт характера, причем таких, которые сам человек в себе не признает. А отнюдь не попытка передать свои эмоции по воздуху на манер проектора.

Неправильно: Опять они обсуждают меня за спиной… Буду сидеть и проецировать на этих сплетниц свое презрение, пусть знают все, что я о них думаю!

Правильно: Маша уверена, что мы распускаем про нее слухи. Видимо, она сама не прочь посплетничать и невольно проецирует это на окружающих.

Сублимация

- вид психологической защиты, при которой неприемлемые для человека импульсы и желания преобразовываются и перенаправляются в другое, конструктивное русло.

Неправильно:

К сожалению, занятия сальсой перенесли на крайне неудобное для меня время, так что приходится сублимировать и вместо сальсы заниматься боксом.

Правильно: Меня можно разозлить до такой степени, что я захочу кого-нибудь ударить, но я сублимирую и хожу на бокс.

Шизофрения

Психическое расстройство, характеризующееся сбоями в эмоциональных реакциях и процессе мышления. Зачастую шизофрения сопровождается слуховыми галлюцинациями, параноидальным бредом, нарушением работоспособности, расстройствами речи, мышления и восприятия, иногда кататонией(психопатологический синдром или группа синдромов, основное клиническое проявление которых — двигательные расстройства). И несмотря на то, что любому человеку хоть раз в жизни мерещился стук в дверь или звонок мобильного, это отнюдь не повод ставить диагноз! Так что оставим редкое заболевание в покое и прекратим обзывать шизофрениками всех подряд.

Неправильно: После этого фильма мне несколько дней мерещилось что-то страшное! Я уже начала бояться, что дело кончится шизофренией.

Правильно: У всех есть свои странности, но его поведение настолько асоциально и неадекватно, что наводит на мысли о шизофрении.

Эго

Одна из трех психологических субстанций, предложенных Зигмундом Фрейдом. Выступает в качестве посредника между внешним и внутренним миром и двумя другими субстанциями — Ид(Оно, или бессознательное) и Супер-Эго(Сверх-Я, или мораль). Именно Эго осознается человеком как Я и контактирует с окружающим. Эгоизм — слово, конечно, однокоренное, но синонимом Эго не является. По крайней мере, в психо-
логии.

Неправильно:

Да, я встречалась с тремя мужчинами одновременно, но, думаю, дело не во мне. Это все мое эго!

Правильно: Не переживай, человека с крепким эго не так легко выбить из седла.

Якорение

Ассоциирование внутренних реакций человека с неким внешним стимулом. Этот метод активно используется в НЛП, но ты наверняка сталкивалась с «якорями», даже если никогда не интересовалась нейро-лингвистическим программированием. Песня, напоминающая о первом свидании, запах, вызывающий в сознании картины прошлогоднего отпуска, — все это естественные« якоря».

Неправильно: Не знаю почему, но эта песня сразу меня заякорила, и я слушала ее весь отпуск.

Правильно: Я специально слушала одну и ту же песню весь отпуск, чтобы заякорить воспоминания о море.

ТЕКСТ: Анастасия Вирганская,
консультант: психотерапевт Марина Аксенова