Техника рисования для детей 4 лет. Ожидаемые результаты усвоения программы. Педагогический анализ ЗУН

Для того, чтобы малыши почувствовали уверенность в себе, с ними необходимо проводить специальную работу по развитию цветовосприятия и цветоразличения формировать навыки рисования с помощью нетрадиционных техник. Недоразвитие мелкой моторики влияет на формирование изобразительных навыков. Пальцы рук не ловки, мало подвижны, движения их не точные или не согласованные.

Наблюдаемые культурные особенности показывают, что дети из разных культур производят рисунки, чьи особенности иногда достаточны, чтобы сделать культурные варианты непонятными для читателя, который не знает используемые символы. Мы задаем вопрос о статусе рисунка как реалистичного кодирования или графического языка, и, наконец, мы рискуем иметь некоторые образовательные последствия.

В этом тексте мы анализируем, как рисуются человеческие фигуры европейскими детьми и вопрос об универсальности этого типа рисунка. Мы сталкиваемся с универсалистским подходом, для которого развитие графических возможностей следует эндогенному процессу, не зависящему от культуры, с культурным подходом, который настаивает на исторически контингентном и культурно обусловленном характере представлений человека. Культурные особенности, которые производятся детьми с различным культурным прошлым. Мы обсуждаем статус рисования как реалистичного кодирования или графического языка, и, наконец, мы осмеливаемся рассматривать педагогические последствия.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата, например, какому ребенку будет не интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумагу кляксы и получать забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе, перечисленные ниже техники способствуют этому.

Риччи, Кершенштайнер, Рума и Луке проанализировали рисунки детей из Европы, Пэйджит и Анастаси и Фоли из детских рисунков из разных культур. Хотя идеологический контекст развился, работа такого рода не прекратилась. Конечно, сегодня речь идет уже не о обсуждении расового равенства или дарвиновской теории эволюции, ни о путанице развития ребенка с эволюцией «примитивных» культур, как предложено Лампрехтом или Луке, а точнее изучить через рисунок психологическое развитие. Но на рисунках ребенка человеческая личность всегда занимала особое место.

С детьми младшего дошкольного возраста: рисование пальчиками, оттиск печатками из картофеля, тычок жесткой полусухой кистью.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомит с более сложными техниками: оттиск поролоном, оттиск печатками из ластика, восковые мелки и акварель, свеча и акварель, отпечатки листьев, рисунки из ладошки, волшебные веревочки

Некоторые авторы отмечают, что этот рисунок, вероятно, сегодня, в наших обществах, является самым ранним, самым частым и самым ценным для взрослых. Это также наиболее изучено исследователями. Поэтому мы посвятим большую часть нашего анализа рисованию «человека». Наблюдаемые культурные особенности приведут нас к размышлению о статусе рисунка: действительно ли это реалистичное кодирование реальности или язык, который предлагает культурно приемлемое графическое выражение?

В Европе сегодня: фазы человека

Наконец, мы рискуем некоторыми соображениями при рисовании как выражением себя и как культурной конструкции. Круглый человек состоит из закрытой фигуры, которая отделена от дна и в которой пересекаются некоторые линии. Перечисленный человек делает инвентаризацию частей тела, которые ребенок знает, и что он рассматривает один за другим, иногда, называя их, как если бы устный язык поддерживал графическое выражение, но, пренебрегая их расположением, Если овальный человек показывает все еще синкретическое видение человеческого тела, и человек перечисляет прерывистое видение, то два свидетельствуют, но наоборот, невозможность для ребенка координировать части и целое.

В старшем дошкольном возрасте дети способны усвоить еще боле сложные методы и техники: кляксография с трубочкой, монотипия пейзажная, печать по трафарету, клаксография обычная.

Каждый из этих методов – это маленькая игра, их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же работа способствует развитию координации движения.

Эти рудиментарные маленькие люди продвигаются к человеку по имени «головастик», совершенно загадочному, поскольку это не происходит из-за направленного обучения или культурного представления человеческого тела и даже менее визуального опыта. Он обычно состоит из яйцевидной формы, содержащей элементы лица, вокруг которых излучают признаки, возникающие на конечностях. Человек-головастик отчаянно ищет туловище, о чем свидетельствуют псевдо-головастики. На третьей строке рисунка 2 подчеркивается, что эти рисунки предназначены для выражения полного обычного человека, но что они все еще выполняются в соответствии с процедурой человека головастика: ребенок рисует последнего, когда он знает, как это сделать, а затем переделывает решение для определения ствола, либо путем прикрепления рук к линиям на ногах, либо путем заполнения зазора между ногами, либо путем добавления живота, как только закончите головастика.

Нетрадиционные техники:

1.тычок жесткой полусухой кистью

Возраст – любой

Средство выразительности – фактурность окраски

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого животного

Способ получения изображения

2.Рисование пальчиками

Средство выразительности – пятно, точка, короткая линия, цвет

Чтобы нарисовать обычного человека, необходимо остановиться после того, как рисунок круга появится над головой, затем, чтобы создать круг для ствола и возобновить его, чтобы добавить членов. Эта операция - прерывание, вставка, возобновление - тем более тонкая, поскольку процедура рисования излучающей формы, часто повторяющаяся, была автоматизирована и запомнена в целом. На этом этапе развития, примерно в четыре года, мы можем думать, что ментальное представление человека уже является обычным, в то время как процедура исполнения по-прежнему является формой лучистой формы.

Материалы мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки

Способ получения:

3. оттиск печатками из картофеля от 3 лет

Средство выразительности пятно, фактура, цвет,

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую уложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля

Мы находим эту задержку исполнения на представлении, когда ребенок хочет вставить шею или одежду. Выявляя динамику развития, псевдо-головастики показывают, что обычный человек не возникает сразу, а результат усилий ребенка, чтобы адаптировать его рисунок к новым образным требованиям.

Это связано с добавлением отдельных вербализованных частей, выполнение которых требует только локального планирования: один раунд для головы, другой для туловища, четыре линии или «трубки» для членов. Геометрический, он обычно фигурирует в ноге, стоя, лицо, голый, часто с пупом, но обычно скромный, довольно плохо распределенный и улыбающийся. Постепенно парень одевается и его сексуальная идентичность, уже обозначенная длиной волос, утверждает себя с одеждой.

4.Оттиск поролоном от 4 лет

Средства выразительности…………….

5.Восковые мелки и акварель от 4 лет

Средства выразительности цвет, линия, пятно, фактура

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Кляксография обычная от 5 лет

Сре-пятно,

Материалы, бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь, пластиковая ложечка

Тенденция сохраняется, так что рисунок мужчины свидетельствует в этом возрасте о построении сексуальной идентичности ребенка. Во-первых, графические обозначения, которые его составляют, стремятся «визуализировать» визуальные проявления более точно. Мы видим, например, на рисунке 3, что графические обозначения «нос», «глаз» и «рот» являются геометрическими в четыре и пять лет, а затем регулярно приобретают сложность и реализм во время развития. Во-вторых, человек, задуманный как добавление частей, сменяется контурным человеком, который объединяет все тело в единое целое.

Введение

Формирование творческой личности – одна из важных задач теории и практики на современном этапе. Это обуславливает необходимость творческого подхода в обучении и воспитания подрастающего поколения. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к усвоению новых навыков, знаний, умений. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

Выполнение, запланированное в глобальном масштабе, требует гибкого и модулированного жесты, одобренного обучением курсивному письму. Теперь человек может наклониться, поставить себя в профиль, почувствовать эмоции и даже стать объектом манипуляций, который требует воображения, метаморфозируя, например, животного.

Конечно, эта сокращенная генеалогия не учитывает большое разнообразие детских рисунков, и наш линейный курс не должен предлагать откровенные перерывы между одним типом рисунка и следующим. Это правило скорее перекрывается. В случае, когда рисунки знакомы, как у человека, у ребенка в любой момент есть обычная картина, позволяющая без особых усилий выразить свое видение вещей, а другая схема разрабатывается для экспериментов с новыми аспекты его умственного представления, все более богатые и сложные и обычно ждут эффективной графической процедуры, чтобы выразить это.

В системе общественного воспитания детей дошкольного возраста большое место отводится изобразительной деятельности, имеющей важное значение для всестороннего развития личности. Это изобразительная деятельность является сложной художественной деятельностью.В процессе изобразительной деятельности у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Одним из видов изобразительной деятельности является рисование. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства.

Как уже подчеркивал Леонардо да Винчи, руке все труднее достичь того, что думает ум. Универсалистский подход, вдохновленный Руссо, отвечает на этот вопрос «да». Развитие человека в целом и способности графических способностей, в частности, следуют «естественному» эндогенному процессу, который происходит в серии этапов, не зависящих от культурного контекста. Эволюция рисунка ребенка всегда была одинаковой и оставалась неизменной везде. Напротив, культурный подход подчеркивает исторически сложившийся и культурно определенный характер человеческих представлений и не отвечает на вопрос.

Особый интерес представляют концепции, идеи, теоретические взгляды ученых на формирование творчества, таких как Р.Ассаджиоли, В.Н.Дружинина, А.Г.Ковалева, Н.И.Непомнящей, В.И.Петрушина, Э.Фромма и др.

Следует отметить исследования Н.А.Ветлугиной, Р.Г.Казаковой, Т.С.Комаровой, В.Б.Косминской, посвященные проблеме развития творчества в онтогенезе. Под детским творчеством следует понимать способность ребенка удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому познанию своего опыта.

Эволюция дизайна, описанная сегодня в западных обществах, характерна для этой эпохи и для этих обществ. Вопрос, вероятно, более сложный, чем кажется, потому что исторические и межкультурные сравнения не очевидны. Например, одни и те же задачи рисования, предлагаемые детям, живущим в разных культурах, приобретают разные значения, вызывая отношения, которые не эквивалентны и сопоставимы. Беспокоит то, что задача «нарисовать ту или и» может означать для ребенка, опрошенного Пэйджит в начале двадцатого века в африканской деревне без графической культуры.

В целом, анализ литературы показал, что в настоящее время много внимания уделяется развитию изобразительного творчества, ряд программ включает задачи по обучению детей нетрадиционным техникам рисования, но на практике воспитатели чаще всего не используют нетрадиционные техники. Это происходит по нескольким причинам:

Незаинтересованность педагогов в использовании нетрадиционных техник, так как требуется большой подготовки, разнообразие методов и приемов.

Предпочтения и их контексты

Именно с учетом этого ограничения мы продолжим анализ, сначала рассмотрим самые частые и любимые рисунки в различных исторических и культурных ситуациях. В общем обрамленные элементы относятся к окружающей среде, и представленные символы имеют профессии, соответствующие общей жизни. Совсем недавно Прувот, сравнивая рисунки кубинских и французских детей, также отмечает, что они отражают повседневную жизнь и систему ценностей общества: Если вы хотите знать страну, попросите своих детей привлечь и послушать, что они должны сказать вам.

Недостаточно развита художественно-эстетическая среда.

Недостаточная осведомленность педагогов различными техниками рисования.

В ходе практического исследования было выявлено, что эта тема является актуальной, так как при анализе научно-методической литературы сделали вывод, что она мало освещена и поэтому требует более тщательного исследования.

Таким образом, французские дети выражают фантазию под влиянием средств массовой информации, а кубинские дети выбирают темы, отмеченные революционной идеологией: «На Кубе обратите внимание на Прувота, дети не рисуют Санта-Клауса». Мы подчеркнули, что этот человек был излюбленной черновой темой маленьких детей в западных обществах. Является ли это предпочтение вневременным и универсальным? Кацаров проанализировал две тысячи шестьсот шестидесяти бесплатных рисунков детей из франкоговорящей Швейцарии и, заметив большое разнообразие тем, которые он изучил, заметил, что рисунок человека занял третье место после объектов и домов.

Цель исследования- определить возможности использования нетрадиционных техник рисования и их влияние на развитие творческих способностей старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования - изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста

Предмет исследования – Использование нетрадиционных техник в рисовании живописными материалами как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

У Педжета было шестьдесят тысяч наложенных рисунков детей из неевропейских культур в возрасте от пяти до девяти лет, многие из которых никогда раньше не занимались карандашом и листом бумаги. Полученные наблюдения привели его к выводу, что «любимым объектом рисования детей является человеческая фигура». В отсутствие рисунков детей Кубы, Дании и Гватемалы они были многочисленны на рисунках мексиканских и английских детей. Среди последних они занимали центральное место, но стали меньше, менее заметными на рисунках ямайских или новозеландских детей.

Гипотеза исследования - Использование нетрадиционных техник рисования живописными материалами с детьми старшего дошкольного возраста способна оказать влияние на развитие творческих способностей.

Задачи исследования:

1) Изучить философские, педагогические, психологические подходы к проблеме развития творческих способностей.

Совсем недавно Суд сравнил рисунки трех групп детей из разных групп населения в Кении: Камба, Ло и Самбуру. В свободном дизайне три четверти детей избегают рисовать человека, и когда они это делают, он остается небольшим, скудным и сопровождается объектами. В задаче «Нарисуй корову, человека и дом» более трети детей Ло не включают персонажей в свой рисунок, и когда этот персонаж присутствует, он очень схематичен. Наконец, в задаче «Нарисуй себя в еде» почти все дети приходят к столу с другими людьми.

Расширяя эту работу, Аронссон и Андерссон сравнивают рисунки трехсот двадцати девяти детей из трех культур в континууме от традиционного общества к современному обществу: деревни в Танзании, беженцы из Африканского национального конгресса и города Швеции. Чертежи должны иллюстрировать предложение «Я работаю в своем классе». В Танзании размер учеников намного меньше, чем у учителя, в то время как в Швеции они более подробно, если не более того.

2) Обосновать подход к исследованиям психолого-педагогических аспектов формирования творческих способностей.

3) Исследовать занятия рисованием, как средство развития художественно-творческих способностей дошкольников.

4) Проанализировать динамику развития изобразительного творчества дошкольников.

Методами исследования являлись – теоретический анализ философской, педагогической, психологической литературы, педагогический эксперимент, включающий диагностико-проектировочный, преобразующий, аналитико-обобщающий этапы.

Исследователи детского изобразительного творчества Г.Г.Григорьева, Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, А.П.Усова, Е.П.Флерина указывали на то, что в процессе рисования изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами рисование.

И современное видение творчества ставит перед нами проблему развития творческих способностей благодаря использованию нетрадиционных техник в рисовании живописными материалами, как сделать их наиболее интересными и многообразными.

Глава I . Теоретические основы развития художественного творчества дошкольников

1.1. Сущность понятия художественно-творческие способности

Целью данного параграфа является выявление на основе анализа исследований зарубежных и отечественных ученых Л.М. Венгера, Л.С. Выгодского, А.В. Запорожец, Т.С. Комаровой, В.С. Мухиной, Л.А. Парамоновой, Н.Н. Поддъякова, Е.А. Флерина и др. сущности понятия художественно-творческие способности.

Анализ научной литературы выявил, что на развитие творчества влияют следующие составляющие: задатки, способности, художественно-творческие способности, а также необходимость в формировании изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.

Понятие «творчество» античные философы, например Платон, считали: «все, что вызывает переход от небытия в бытие, причина возникновения того, чего раньше не было.»(37, 115)

Процесс творчества в античные времена рассматривался как космическое творение, человек являлся лишь частью этого космоса, он - пылинка в потоке космических вихрей. Созерцание было проявлением высшей формы творческой активности.

В трудах философа И. Канта находим такое понимание творчества. Он считал, что это отличительная черта гения и противопоставлял творческую деятельность рациональной. По Канту, гении творят в составлении наития, бессознательно, интуитивно, по аналогии с тем, как творит природа.

С точки зрения ученого Н. А. Бердяева, творчество есть нравственный долг, назначение человека на Земле, его задача и миссия. «Творчество по самому существу своему есть творчество из ничего…» (4, 117 – 118)

Известный психолог А. Лилов понятие творчества выразил так: «…творчество имеет свои общие, качественно новые определяющие его признаки и характеристики, часть которых уже достаточно убедительно раскрыта теорией. Это общие закономерные моменты творчества таковы:

Творчество есть общественное явление.

Его глубокая социальная сущность заключается в том, что оно создает общественно необходимые и общественно полезные ценности, удовлетворяет общественные потребности, и, особенно в том, что оно является высшей концентрацией преобразующей роли сознательного общественного субъекта (класса, народа, общества) при его взаимодействии с объективной деятельностью…» (29,139).

Советские педагоги и психологи, например, Л.М. Венгер, В.С. Мухина, рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового. Именно субъективная новизна составляет результат творческой деятельности детей дошкольного возраста. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребенок создает субъективно новое, новое для себя. Общечеловеческой новизны и ценности продукт его творчества не имеет. Но субъективная ценность его значительна.

Для творчества характерны такие составляющие как задатки и способности.

Понятие «задатки» ученые, например, А.В. Запорожец, Р.С. Немов, Н.С. Петровский рассматривают в двух направлениях – с позиции педагогики и психологии. В своих трудах педагог Б.А. Введенский дал такое определение задаткам как врожденным предпосылкам для развития способностей, но при наличии задатков способность проявляется не автоматически, а только в процессе соответствующего обучения и упражнения. Задатки могут быть различными. У человека есть два вида задатков: врожденные и приобретенные. Первые иногда называют природными, а вторые социальными. Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того,

чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Этот последний по отношению к более высокому уровню развития выступает в виде своеобразного задатка. Такой позиции придерживается отечественный психолог Р.С. Немов (34, 379).

Конспект проведения мастер-класса "Ангелочек". Нетрадиционная техника рисования для детей 5-6 лет.

Автор: Рауш Екатерина Леонидовна, педагог дополнительного образования.
Место работы: МБУ ДО ДЮЦ «Радуга», г. Нижний Тагил.


Описание:
Акварель, благодаря своим свойствам прозрачности, позволяет создавать лёгкие и воздушные композиции.
Восковые мелки – это графический художественный материал, который позволяет создавать своеобразные по своей фактуре яркие композиции. Восковыми мелками можно работать остриём, торцом или плашмя, боковой поверхностью мелка. Мелок оставляет на поверхности бумаги след в виде штриха. Близко расположенные штрихи образуют пятно. Мелки имеют насыщенный, яркий цвет. Основное свойство воска – отталкивать воду. На этом свойстве и основан метод работы в этой технике. Сочетание акварели и восковых мелков даёт совершенно неожиданный эффект: если поверх воска пройтись акварелью, то места на бумаге, не закрашенные мелками, окрасятся краской. Такая техника работы называется смешанной.
Назначение: для украшения интерьера, в качестве подарка. Данный мастер-класс предназначен для, педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов. Этот мастер – класс рекомендуется провести с детьми 5-6 лет.
Цель: Нарисовать с детьми 5-6 лет "Ангелочка" в нетрадиционной технике рисования.
Задачи:
- Научить детей 5-6 лет рисовать ангелочка в нетрадиционной технике рисования;
- Развивать творческое воображение, фантазию,цветового восприятия;
- Развивать мелкую моторику рук, глазомер;
- Воспитание старательности, аккуратности, внимания учащихся.
Литературный материал:
Бог при крещение мне его дал.
Пусть я его никогда не видал,
Знаю и верю, что день изо дня
Он от врагов защищает меня!
(Ангел)
Крылья как у птицы,
Круг над головой,
Живёт над нашей крышей,
Хранит он нас с тобой!
(Ангел)
Материалы:
- Акварель;
- Альбомный лист;
- Кисть белка №5;
- Восковые мелки;
- Фломастеры;
- Банка с водой.

Ход работы:

1. Для начала нужно подготовить все материалы.


2. Начнем рисовать ангелочка. Рисуем голову сиреневым восковым мелком.


3. Рисуем красным мелком платишко.


4. Рисуем красным мелком ножки и бантики. Далее фиолетовым мелком-ручки. Желтым-крылья.


5. Рисуем ротик красным фломастером, глазки-зеленым, носик-черным.


6. Рисуем разноцветные полоски на платье при помощи мелков. Далее рисуем голубым мелком облака и желтым солнышко и лучики.


7. Набираем на кисточку голубую и фиолетовую краску и начинаем делать заливку. Прокрываем цветом все кроме головы.


Работа готова.
Работы детей 5-6 лет.