Дворец Ка’ Дарио. Из истории владельцев палаццо

Ка’ Дарио, известный также как Палаццо Дарио, - один из дворцов Венеции, стоящий на берегу Большого канала в квартале Дорсодуро в устье реки Рио делле Торреселле. Один его фасад обращен в сторону канала, а другой выходит на площадь Кампьелло Барбаро. Напротив разместилась пристань Санта Мария де Гильо.

Ка’ Дарио был построен в 1487-м году в популярном тогда стиле венецианской готики, и с тех пор его мозаичный фасад, сделанный из цветного мрамора, неизменно притягивает взгляды прохожих. Сам дом является превосходным образцом архитектуры эпохи Ренессанса. Свое название он получил по имени Джованни Дарио, секретаря Сената Венеции, дипломата и купца. После смерти Дарио дворец стал собственностью его дочери Мариэтты, которая вышла замуж за Винченцо Барбаро, сына владельца стоящего рядом Палаццо Барбаро. Впоследствии венецианский Сенат изредка брал Палаццо в аренду для размещения в нем турецких дипломатов.

Как уже говорилось выше, один из фасадов Ка’ Дарио выходит на небольшую площадь Кампьелло Барбаро, названную в честь аристократического семейства Барбаро. Этот фасад примечателен готическими арками. В конце 19-го века, когда Палаццо принадлежал французской аристократке и писательнице графине де ля Бом-Плювинель, в нем была проведена масштабная реставрация. Сама графиня окружила себя французскими и венецианскими писателями, один из которых – Анри де Ренье – увековечен в надписи на стене в саду: «В этом античном доме в 1899-1901-м годах жил и писал французский поэт Анри де Ренье». Именно по инициативе графини в Ка’ Дарио была построена лестница, сделаны внешние дымоходы и печи, выложенные майоликой. А в обеденном зале на втором этаже, выходящем в сад, появились изящные резные декорации.

В 1908-м году Палаццо Дарио изобразил на своем полотне великий Клод Монэ – сегодня эта картина хранится в Институте Искусств в Чикаго. А в конце 20-го века здесь состоялось бракосочетание известного голливудского режиссера Вуди Аллена. Само здание ныне находится в частной собственности и обычно закрыто для посещений. Однако по соглашению между владельцем Палаццо и венецианским художественным музеем «Коллекции Пегги Гуггенхайм» в нем изредка проводятся специальные культурные мероприятия.

Надо сказать, что Ка’ Дарио имеет славу проклятого дома. Его владельцы неоднократно заканчивали жизнь самоубийством, разорялись или становились жертвами несчастных случаев. Например, Мариэтта, дочь Джованни Дарио, совершила самоубийство после того, как ее супруг Винченцо Барбаро разорился, а сам он был зарезан. Их сын трагически погиб на Крите. В начале 19-го века Палаццо выкупил армянский купец Арбит Абдолл, который обанкротился вскоре после приобретения. Следующий владелец здания, англичанин Рэдон Браун, также покончил жизнь самоубийством. Другой хозяин Палаццо, американец Чарльз Бриггс, был вынужден бежать из Венеции в Мексику из-за обвинений в гомосексуализме, и уже там его любовник застрелился. В 1970-м году во вдорце был убит туринский граф Филиппо Джордано делле Ланце, а пару лет спустя трагически погиб следующий хозяин Ка’ Дарио – Кит Ламберт (упал с лестницы). Последняя трагедия имела место в 1993-м году – тогда застрелился один из богатейших промышленников Италии, оказавшийся замешанным в коррупционном скандале.

Палаццо Дарио (Palazzo Dario) – ассиметричный дворец, украшенный сферическими узорами из зеленого мрамора и красноватого порфира. Он находится рядом с пристанью Санта Мария дель Джильо (Santa Maria del Giglio). Знаменито строение не столько внешним обликом, сколько мрачноватыми легендами, которые с ним связаны.

Ка" Дарио было возведено в конце XV века в стиле Ренессанс на месте более ранней готической постройки. Однако в композиции фасада заметны черты готики.

CC BY-SA 3.0 , commons.wikimedia.org)">

Изначально строение было практически лишено архитектурного декора. Неоготический балкон на третьем этаже появился лишь в XIX веке. До этого времени украшением здания были трубы. Сегодня они мало где сохранились, а в 15-17 веках такие дымоходы были практически на каждом здании в Венеции.

Палаццо было построено для Джованни Дарио. Сеньор Дарио происходил из мещанского сословия, но благодаря уму и дипломатическому таланту смог стать секретарем Сената, а затем послом Венеции в Константинополе. Особые почести он снискал, заключив долгожданный мир с Османской Империей.

В год, когда Джованни Дарио с семьей перебрался во дворец на постоянное жительство, его дочь, Мариетта Дарио, выходит замуж за их соседа Винченцо Барбариго. После смерти Джованни палаццо отошло семье Барбариго как часть приданного. Через несколько лет мужа Мариетты убивают, и она, не перенеся горя утраты, совершает самоубийство в стенах палаццо. Считается, что с тех пор всех владельцев дома так или иначе постигали несчастья.

В XIX веке семья Барбариго – потомки Винченцо и Мариетты – продают дворец. С этого момента вроде как начинается бесчисленная вереница его «несчастных» хозяев, которых постигала печальная участь быть убитыми, разоренными, обездоленными. Хотя, если честно, роль палаццо в этих событиях весьма условна и спорна.

Среди владельцев Ка" Дарио можно назвать:

  • английского историка Родона Брауна, которому пришлось продать здание, так как оно требовало колоссальных затрат на восстановление и содержание – это, конечно, неприятно, но на хоррор не тянет;
  • французского поэта Анри де Ренье, автора «Венецианских набросков» – с ним тоже ничего не случилось.
  • американский промышленник Брикс, который был убит своим амурным другом;
  • граф де Ланце, погибший от удара по голове, нанесенным любовницей в приступе ревности в стенах палаццо;
  • Николетта Феррари – член семьи итальянских магнатов, которая также была убита;
  • продюсер британской группы «The Who» – Кит Ламберт, владевший палаццо в 80-х гг. XX века. Он трагически погиб от кровоизлияния в мозг после падения с лестницы (правда, случилось это не в Ка" Дарио и даже не в Венеции, а в Лондоне);
  • итальянский предприниматель Раулья Гордини, который здесь пустил себе пулю в голову.

Это далеко не полный список обладателей и жителей дворца, удачливых и не очень. Палаццо также хотели приобрести Вуди Ален, который отмечал здесь одну из своих свадеб, и Роман Полански, но передумали – видимо, все же напугала их нехорошая «карма» Ка`Дарио.

Жители города даже придумали анаграмму к CC BY-SA 3.0 , commons.wikimedia.org)" class="popup-img apic">надписи на нижнем ярусе фасада – «Urbis Genio Ioannes Darius» (т.е. «Городскому гению – Джованни Дарио»). Анаграмма гласит: «Sub ruina insidiosa genero», – что может быть переведено примерно так: «Под угрозой разрушения люди (сыны)».

В настоящее время палаццо Дарио находится в собственности владельцев из США, о которых неизвестно практически ничего. Одно можно сказать точно: они готовы вкладывать деньги в реконструкцию палаццо, так как CC BY-SA 4.0 , commons.wikimedia.org)" class="popup-img apic">восстановительные работы продолжаются уже на протяжении нескольких лет.

В 1999 году немецкая писательница Петра Рески выпускает роман «Палаццо Дарио». Произведение с иронично-детективным сюжетом, основанное на легендах, связанных с древним палаццо, стало бестселлером. Что из этого романа правда, а что – художественный вымысел, наверное, зависит от степени суеверности каждого. Но это литературное произведение сделало палаццо Дарио всемирно известным и любимым среди ценителей всего таинственного и загадочного.

На Большом канале в Венеции, около помпезной Санта Мария делла Салюте расположился прекрасный ренессансный дворец из белого истрийского мрамора. Округлые арки и цветные узоры эпохи Возрождения отражаются в водах самой известной городской артерии, и кажется, ничего не нарушает архитектурную гармонию и безмятежность Серениссимы. Однако, это палаццо обладает дурной славой и с завидным упорством изводит своих владельцев, доводя до разорения и гибели. Фатальность и обреченность, несчастные смерти и невероятные совпадения сделали это место одним из самых зловещих и загадочных. Палаццо Дарио и его проклятие уже давно стали одним целым – еще одной венецианской легендой.



Примерно так начинаются все повествования о палаццо Дарио - палаццо, которое убивает. Так ли уж всех своих владельцев, сомневалась я. Может это своеобразный ход, ведь мистика притягивает людей, как магнит. И пусть место будет овеяно страшными событиями и легендами, желающих поглядеть на него меньше не станет. Однако, даже быстрое ознакомление с его реальной историей, наводит на мысль, что что-то тут не так. Не может одновременно всем его хозяевам так не везти, причем невезение начиналось сразу после покупки прекрасного особняка. Далеко не многие умирали, однако тех, кому сохранялась жизнь, сложно назвать счастливчиками: разорения, крах, смерть близких, а иногда и сумасшествие настигали стремительно. Что же дворцу так не нравится? Почему он стирает с лица земли богатых, успешных и состоятельных людей, польстившихся на его красоту? Никто уверенно не может ответить на этот вопрос.
Загадка палаццо Дарио мне интересна уже давно, и начать изыскания я решила с книги Петры Рески, для большего погружения в атмосферу. Однако, данное произведение не стоит принимать за чистую монету, хотя многие события и недалеки от истины. Во-первых, изменены имена, во-вторых, хронология не соответствует действительности. Подозреваю, что автор сделал это специально, чтобы подать все в наиболее выгодном свете, а события воспринимались более четко. Однако, и сами истории несчастных владельцев местами приукрашены и обросли литературными приемами и новыми фактами для большей заинтересованности читателей. Это художественное произведение, прилично измененное, но все же основанное на реалиях жизни. Почти всем персонажам Рески я нашла настоящие аналоги, только последний хозяин палаццо Радомир Радзивилл как-то никуда не вписывается, а один реальный собственник в книге никак не упомянут, но есть и те, чьи имена дошли без искажений. Для любопытствующих, я буду в течение своего повествования говорить, кто есть кто в произведении и в жизни.


Итак, началось все в славном 15 веке с Джованни Дарио. Он не был патрицием, и род его тоже нельзя назвать очень знатным, но благодаря одной своей заслуге Джованни уверенно вошел в круг весьма важных для Венеции людей. Ему удалось заключить мир с султаном Мохамедом II, за что Серениссима щедро наградила своего подданного. Конечно, как у любого приличного человека, у Дарио появился свой дворец на Большом канале, который стал носить его имя. А еще на фасаде до сих пор красуется надпись «VRBIS GENIO IOANNES DARIVS» - «Джованни Дарио - гению города». Может, кстати, поэтому дворец изводит всех? Он посвящен Венеции и другого владельца попросту быть не может? Но вернемся в век пятнадцатый. У Джованни была дочь Мариетта, которая вышла замуж за парня из соседнего палаццо, Винченцо Барбаро, и тут закрутилось... Ну для начала, умер сам Джованни. Винченцо, будучи патрицием и членом Совета десяти, за свое несдержанное поведение вскоре был оттуда исключен, что сразу бросило тень на всю семью. Бедняга Мариетта не выдержала и покончила с собой, вскоре нож пронзил и Винченцо, а их сын погиб на Крите. Эти три смерти пустили в народе разговоры о проклятии и злом роке прекрасного палаццо на Большом канале, будто бы построенном на месте древнего кладбища. Во владение злачным местом вступила семья Барбаро, и лишь в начале 19 веке клан решил с ним распрощаться. То ли Барбаро дворцу приглянулись, то ли они тщательно скрывали, но особенного вреда проклятие им не принесло. Но что-то вынудило Алессандро Барбаро продать здание одному армянскому торговцу драгоценными камнями по имени Арбит Абдолл, который обанкротился сразу же, как стал официальным владельцем горе-особняка. В 1838 году дворец достался англичанину Радону Брауну, который, правда через четыре года вновь выставил палаццо на торги из-за невозможности его содержать и ремонтировать. Он, можно сказать, единственный везунчик – Радон умер от старости в 1883 году в Венеции, но в книге есть персонаж с очень созвучным ему именем - Роберт Баулдер. Это представитель нетрадиционной ориентации, наделавший много шума, но его история к Брауну не имеет никакого отношения, однако, будет еще некто из реальных хозяев палаццо Дарио, с кого Роберт срисован.


Далее, дворец переходит во владение графини де ла Бом-Плувиньель, в гости к которой приезжал французский поэт Анри де Ренье. Тут вроде тоже все остались живы и здоровы, только наш поэт тяжело заболел и пребывание в городе на воде пришлось прервать. После войны появляется прототип Роберта Баулдера – американец Чарльз Бриггс, который вынужден был покинуть Серениссиму из-за скандальных слухов о его гомосексуальности. Он нашел пристанище в Мексике, где вскоре случилось очередное самоубийство. Палаццо Дарио расправил крылья и начал свою деятельность, заманивая в ловушку новых жертв. Однако, народ не торопился, всем хотелось жить и какое-то время дворец пустовал. В 1964 году среди потенциальных покупателей был тенор Марио дель Монако, который, направляясь в для согласования деталей контракта, попадает в страшную аварию и после длительного периода реабилитации, разрывает сделку от греха подальше. А несколько лет спустя дворец покупает граф Турина Филиппо Джордано (в книге Фабио делле Фенестрелле), однако в солидном статусе владельца элитной недвижимости он пробыл недолго. В 1970 аристократ был убит прямо во дворце хорватским моряком Раулем по фамилии Blasich, с которым графа связывало нечто большее, чем просто дружба. Дарио фактически выступил сторонником здоровых отношений, и его немногим нетрадиционным владельцам пришлось заплатить за свое отличие слишком высокую цену. Кстати, Рауль после преступления сбежал в Лондон, где...? Правильно, был убит. В стенах проклятого палаццо хозяйствовали и люди из шоу-бизнеса. Кит Ламберт (в книге Мик Суинтон), менеджер группы The Who тоже не прожил долгую жизнь. Вскоре он умер в Лондоне при падении с лестницы.


В восьмидесятые годы палаццо тоже давало трагедию за трагедией. Бизнесмен Фабрицио Феррари (у Рески Массимо Миниато Сассоферато) переехал на Большой канал со своей сестрой Николеттой. Став полноправным хозяином дворца, он теряет все сбережения и активы, его сестра погибает в загадочной аварии, а сам Фабрицио хоть и остается жив, приобретает серьезное нервное расстройство. Теперь на сцену выходит один из самых богатых людей Италии – Рауль Гардини (Альдо Вергато), купивший Дарио для своей дочери. Как по заказу его накрывает череда экономических проблем, далее серьезный коррупционный скандал Танджентополи и вуаля – в 1993 году он застреливается при не выясненных до конца обстоятельствах. После этих ужасающих смертей, никто уже не сомневается в проклятии, и палаццо Дарио остается в гордом одиночестве. В конце 90-х на него поглядывал Вуди Аллен, но, видимо, тщательно все взвесив, решил пожить еще:) Но дворец и в нашем веке успел оставить свой след: в 2002 басист Джон Энтвистл после недельного пребывания в доме на Большом канале умер от инфаркта. Никаких научных объяснений всем этим событиям не найдено. И что вы думаете? Палаццо снова продается? Как бы не так! Все намного интереснее – оно реставрируется. Новый владелец?! To be continue???
Источник информации и фото - wikipedia.it

Палаццо Дарио (Ca’ Dario) , выходящее фасадом на , выделяется своими резными круглыми окнами и многоцветоному мрамору фасада. Дизайн дворца выполнен Ломбардо в стиле раннего Ренессанса в 1487 году.

С этим дворцом связаны страшные легенды. Изначально построенное для посла Венеции в Константинополе в 1487 году. Его дочь, зять и несколько других владельцев погибли. Один из последующих владельцев - английский ученый - покончил с собой, разорившись на реконструкции дворца. Главный редактор журнала Who был убит; некий граф в 1979 году столкнулся с канделябром, брошенным его любовницей. Последния владелец - богатейший итальянский промышленник, был найден мертвым в Милане (1993 г) посмле разразившегося коррупционного скандала.

Мемориальная доска сообщает, что в 1899-1911 годах здесь «жил и писал очень по-венециански» француз Анри де Ренье; именно романы Ренье (в переводе Кузмина) в свое время навели молодого ленинградца Бродского на мечту о Венеции.

Дворец также знаменит тем, что здесь происходило одно из бракосочетаний известного кинорежиссёра Вуди Аллена. Он даже намеревался купить палаццо, но передумал.

В 2005 году немецкая писательница Петра Реске выпустила книгу-бестселлер «Палаццо Дарио».

У каждого венецианского дворца своя история, свои тайны и легенды. Но слава самого таинственного и загадочного по праву принадлежит палаццо Дарио.

Этот дворец - носитель одного из венецианских мифов. Считается, что на палаццо Дарио лежит проклятие - его владельцы либо погибают, либо с ними случаются несчастья. Полного списка жерв мне найти не удалось, впрочем как и более менее достоверных описаний трагических событий, которые произошли с его владельцами. Если не считать повести Петры Рески "Палаццо Дарио". Но что там вымысел, а что правда - сказать не берусь. Однако, из книги становится ясно, что особенно безжалостен дворец к представителям нетрадиционной сексуальной ориентации. А также к дельцам и банкирам.
Но давайте по-порядку.

Ка" Дарио или Палаццо Дарио (итал. Ca" Dario, Palazzo Dario) - появился на одном из берегов Гранд Канала в 1487 году, в эпоху расцвета и славы Венецианской Республики.

Построен он был для посла Венеции в Константинополе Джовани Дарио - личности во многом выдающейся. Дарио не принадлежал к аристократическому роду - по происхождению он был мещанином. Но ему удалось дослужиться до почетной должности сенатского секретаря. Однако славу и богатство он снискал на дипломатическом поприще.

На время отсутствя постоянного посла в Истамбуле, ему было поручено вести переговоры с султаном Турции, Мохамедом II, завоевателем Константинополя. Дарио оказался искусным дипломатом и талантливым политиком, сумевшим заключить долгожданный мир с ужасным Мохамедом. За что и был щедро награжден обеими сторонами.

Богатство и уважение сограждан компенсировали невысокое происхождение Дарио: он был одним из немногих владельцев дворцов на Большом канале, которые не принадлежали к аристократическому роду.

Небольшой, но изящный дворец, спроектированный архитектором Пьетро Ломбардо, представляет собой образец архитектуры Ренессанса. Его мраморный фасад украшен медальонами из зеленого гранита и красного порфира. Но во всем здании чувствуется какая-то неустойчивость и хрупкость. Из-за ассиметрии Генри Джеймс сравнил его с карточным домиком. А вот как описывает дворец в своей повести Петра Рески:

"Палаццо Дарио выглядел истощенным. Воплощенная желто‑серая хрупкость. Карточный домик, который потому только держится, что его основание шире верхних этажей... На цоколе дворца было выгравировано GENIO URBIS JOANNES DARIO – «Джованни Дарио – гению города». Выше устремлялись вверх три узких окна с заостренными сводами, закованные тройными решетками, как будто им предназначалось защищать гарем. – в воде отражалось подкрашенное, нагримированное лицо дворца.
Но и эта красивая маска не могла скрыть бросающуюся в глаза худосочность, хотя и оттеняла все три этажа – два piano nobile, аристократических этажа, задуманных для осмотра, а не в качестве жилья, и скромный, сдержанный верхний этаж. Палаццо жеманно потягивался и чванился всем своим видом, но отдельно каждый этаж был не более чем импозантный салон".
В тот же год, когда Джованни Дарио поселился в своем дворце, его дочь Мариетта вышла замуж за патриция Винченцо Барбаро. Эта аристократическая семья жила в соседнем палаццо.

После смерти Дарио по завещанию дворец перешел во владение семьи Барбаро и оставался их собственностью до начала XIX века. Но счастья он не принес ни Барбаро, ни дочери Дарио Мариетте.
Ее муж оказался человеком вспыльчивым и гневливым, и вскоре был исключен на десять лет из Большого Совета за оскорбление одного адвоката.
Мариетта сильно страдала из‑за позорного положения мужа и его вспыльчивого характера. Возможно, эти переживания и стали причиной внезапного сердечного приступа. Мариетта умерла, не дожив и до 20 лет. Через нескоторое время после ее смерти при таинственных обстоятельствах погибли племянники Дарио. Эти неожиданные смерти и открыли череду несчастий, которые "как мучнистая роса" ложились на владельцев дворца.

Хотя справедливости ради надо сказать, что не всех их поджидал трагических конец. В XIX веке палаццо Дарио какое-то время принадлежал англичанину историку и исследователю мира Дарио Родону Брауну. Брауну пришлось продать дворец, так как ему просто не хватило средств на его ремонт и реконструкцию.
После него дворец перешел в руки Изабеллы де Бом-Плювинель, писательницы и хозяйки литературного салона, в котором бывали многие известные люди, в том числе и французский поэт и романист, автор "Венецианских набросков" Анри де Ренье.
Графиня Плювинель смогла отреставрировать дворец, но несколько переборщила с украшательством, что дало повод поэту Д"Аннунцио сравнить Палаццо Дарио с «дряхлой куртизанкой, согбенной под тяжестью своих украшений».

В 20-м веке дворец довольно часто переходил из рук в руки, в том числе и по причине внезапной кончины своих владельцев. И со временем стало довольно сложно находить покупателей на этот заколдованный дворец. Рассказывают, что дворец хотел купить кинорежиссёр Вуди Аллен, но видимо из-за мрачной истории здания отказался от своего намерения, решившись только на проведение во дворце церемонии одного из своих бракосочетаний. Говорят и другой режиссер, Роман Палански, положивший сначала глаз на палаццо Дарио, тоже впоследствии отказался от его покупки.
Последняя смерть произошла во дворце в 1993 году, когда здесь застрелился один из богатейших итальянских промышленников после разразившегося коррупционного скандала.
Сейчас палаццо Дарио принадлежит американцам.
Никто не знает, с чем связано проклятие, витающее над дворцом, но некоторые связывают его с посвящением, выбитым на цоколе здания. Джованни Дарио посвятил свой дворец духу города. А двух владельцев у дворца, видимо, быть не может...