Интерактивное занятие "познай себя". Занятие «Познай себя»

50 упражнений, чтобы научиться отказывать Брекар Франс

Упражнение 46 Познай себя

Упражнение 46

Познай себя

Благодаря упражнениям, представленным в этой книге, вы разобрались в том, как взаимодействуете с другими людьми. Но очень важно ясно понять, кем же являемся мы сами, что мы любим, а что не любим. Тогда мы будем правдивы в своих ответах.

Заполните приведенную ниже таблицу.

Комментарий

Эта таблица показывает, разумеется, далеко не полно, одну из сторон вашей личности. С ее помощью вы можете узнать, на что вы не готовы, если это касается досуга или дружбы. Зная, кто вы есть на самом деле, вы, отвечая отказом, будете чувствовать себя увереннее.

Другая сторона вашей личности касается принципов и моральных ценностей; выполнив следующее упражнение, вы сможете прояснить их.

Из книги Боги в каждом мужчине [Архетипы, управляющие жизнью мужчин] автора Болен Джин Шинода

"Познай себя" Мужчине-Гефесту нужно всем сердцем принять наставление Аполлона "Познай себя". Начать можно с того, чтобы осознать, насколько много в нем черт Гефеста, и понять, что это для него означает. Ему следует разобраться, насколько он соответствует или не

Из книги Эмоциональный интеллект автора Гоулман Дэниел

Глава 4 ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ Один воинственный самурай, говорится в старинной японской сказке, как-то раз потребовал от учителя дзэн, чтобы тот объяснил ему, что такое рай и ад. Но монах презрительно ответил: «Ты всего лишь неотесанный мужлан, я не могу попусту тратить время

Из книги Я привлекаю деньги - 2 автора Правдина Наталия Борисовна

Закон 3 Познай себя! Понимать, что справедливо, чувствовать, что прекрасно, желать, что хорошо, – вот цель разумной жизни. А. Платен Нужно, чтобы человек понял, что он – творец и хозяин мира, что на нем ответственность за все несчастия земли и что ему же принадлежит слава за

Из книги Застенчивость и как с ней бороться автора Вемъ Александр

Закон 3. Познай себя! Лучший способ достичь благосостояния – это поверить в свою Божественную природу и жить по духовным законам. Чем ближе ваше сознание к Божественному, тем меньше возможность возникновения любых проблем, в том числе и финансовых. Поверьте в свою силу, и

Из книги Секс [Учебник для школьников. Начальный уровень] автора Смилянская Александра

Глава 2 Познай себя Завтра будет тоже, что вчера «Ну вот еще! – фыркнут некоторые читатели. – Мне ли не знать самого себя!» И будут не правы. Чаще всего мы, подобно планете, вращаемся по орбите, повторяя день за днем одни и те же действия. Этот процесс не способствует

Из книги Основы самопознания автора Бенджамин Гарри

Глава восьмая, которая рассказывает о том, что на самом деле означает античная мудрость «Познай себя» У тебя бывает так, что ты откладываешь на завтра то, что тебе ужасно не хочется делать сегодня? А завтра ты откладываешь это на послезавтра и так далее? У меня тоже так

Из книги Способность любить автора Фромм Аллан

1 глава. Человек, познай себя В течение всей мировой истории религия всегда имела экзотерическую (внешнюю) и эзотерическую (тайную, скрытую) стороны. Религии древнего Египта, Индии, Китая, Иудеи, Персии, Аравии и т. п., - все они подтверждают эту двойную традицию, ибо так

Из книги Разум и природа автора Бейтсон Грегори

Познай себя Познай себя - этот великий принцип Сократа, столь же важный сегодня, как и в древней Греции, еще один показа­тель зрелости. Ребенок не знает себя, не знает своих способ­ностей и ограничений. Первые годы жизни он постоянно получает синяки, кровоподтеки и иногда

Из книги Счастье без границ. Поиски настоящего смысла жизни. Беседы с теми, кто его нашел автора Блект Рами

Из книги Как добиваться своего с помощью НЛП. 49 простых правил автора Бергер Ева

Познай себя, и ты познаешь мир В данном контексте подразумевается свое Высшее трансцендентное Я. На этом уровне человек понимает, что знания открываются изнутри и спускаются через Учителей.Для того чтобы это произошло, нужно смирение, уважение своих Учителей, служение

Из книги Все виды манипуляций и методы их обезвреживания автора Большакова Лариса

Познай себя! Начнем с небольшого забавного мини-теста. Ответь на один вопрос очень быстро и не задумываясь: кто ты? Охарактеризуй себя десятью словами, которые первыми придут тебе в голову. Когда в вашем списке наберется десять определений, обратите особое внимание на

Из книги Как лучше узнать себя [сборник] автора Гусман Делия Стейнберг

«Познай себя» Как утверждали древнегреческие философы: «Познай себя – и ты познаешь космос и богов».Мы часто действуем по шаблону просто потому, что много раз проходили по этому пути. Для того чтобы разорвать порочный круг, могут понадобиться тренировки. Представьте

Из книги Книга о вкусных и здоровых отношениях [Как приготовить дружбу, любовь и взаимопонимание] автора Маттео Майкл

Из книги Тренинги. Психокоррекционные программы. Деловые игры автора Коллектив авторов

Познай себя «Познай себя» – так часто формулируется способ обретения смысла жизни. Эта фраза уходит корнями в Древнюю Грецию. Нет лучше способа познать себя, чем самоанализ.Жизнь – это бесконечная череда вопросов и ответов. Каждому из нас крайне важно отыскать верные

Из книги Первичная консультация. Установление контакта и завоевание доверия автора Глассер Пол Г.

Тренинг «Познай себя. Приобрети уверенность во взаимоотношениях с другими» (для подростков) Пояснительная запискаДля большинства подростков, испытывающих трудности во взаимодействии со сверстниками, характерно отсутствие знаний о себе, о том, как он общается с другими,

Из книги автора

Познай себя Чтобы помочь человеку, который значительно отличается от нас, мы должны прежде всего осознать собственные установки, ценности и поведение. Понимание и приятие своих культурных и социальных истоков – первый важный шаг на пути к пониманию тех, кто живет и

Тренинг "Познай самого себя" предназначен для подростков. Особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семейного института, размытость моральных ценностей, которые уже не являются твердой опорой для выстраивания собственной личности, диктуют необходимость специальных мер для развития и усиления «Я» подростка, формирования жизнеспособной личности, обладающей достаточными ресурсами для успешной адаптации в обществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа тренинга для подростков

«Познай самого себя»

Составила : Педагог – психолог

Т.А. Токарева

Пояснительная записка

Тренинг "Познай самого себя" предназначен для подростков. Особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семейного института, размытость моральных ценностей, которые уже не являются твердой опорой для выстраивания собственной личности, диктуют необходимость специальных мер для развития и усиления «Я» подростка, формирования жизнеспособной личности, обладающей достаточными ресурсами для успешной адаптации в обществе.

Цель: помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность, страх; наиболее успешно и полно реализовать себя в поведении и деятельности.

Задачи:

Развивать представление о себе; формировать возможность распознавать собственные личностные качества, формировать способность анализировать свои личнос т ные качества; обратить внимание на то, что у каждого качества есть две стороны позитивная и негативная, развивать умение устанавливать контакт; развивать наблюдательность в общении.

Основные направления работы с подростками.

Программа групповых занятий для подростков должна обе с печить, с одной стороны, формирование стрессоустойчивости, с другой стороны, выполнение возрастных задач развития.

В работе с подростками выделяют следующие основные н а правления: аксиологическое, инструментальное, потребностно-мотивационное и развивающее.

Аксиологическое направление предполагает формирование умения принимать самого себя и других людей, адекватно ос о знавая свои и чужие достоинства и недостатки.

Инструментальное направление требует формирования умения осознавать свои чувства, причины поведения, после д ствия поступков, строить жизненные планы, т.е. формиров а ния личностной рефлексии.

Потребностно-мотивационное направление предполаг а ет, прежде всего, умение сделать выбор, принять ответстве н ность за свой выбор, а также формирование потребности в с а моизменении и личностном росте.

Развивающее направление обеспечивает формирование и закрепление эффективных навыков взаимодействия с окр у жающими, расширяет диапазон применяемых стресспреодолевающих стратегий.

Основа психологических занятий - это обучение жизненно важным умениям и навыкам, способности индивида к сохран е нию состояния психического благополучия и его проявлению в адекватном поведении во взаимодействии с внешним миром. Подростков необходимо познакомить с признаками психолог и чески некомфортных состояний, обучить приемам и способам выхода из критических ситуаций, техникам, позволяющим минимизировать отрицательные последствия стресса.

Техника проведения профилактических занятий

Оптимальное число участников тренинга - 10-12 подро с тков. Занятия целесообразно проводить один раз в неделю. Продолжительность занятия - от 60 до 90 минут, в зависим о сти от темы. Тренинг рассчитан на работу с подростками 13-15 лет.

Структура занятия.

Занятие тренинга, в зависимости от темы, включает н е сколько этапов:

1. Создание единого психологического пространства, а та к же обратной связи (отдельный участник, вся группа и наоб о рот).

2. Выяснение знаний и представлений учащихся по новой теме.

3. Проведение дискуссий, игры, полилога или интервью и рования для создания ситуаций рефлексии.

Темы занятий

Количество часов

Знакомство

Каков я на самом деле?

Моя индивидуальность.

Я и другие.

Функции чувства.

Уверенное и неуверенное поведение.

Я в своих глазах и в глазах других людей.

Общение и его роль в трудных жизненных ситуациях.

Стресс и способы его преодоления.

Завершающее занятие.

Занятие 1. Знакомство

Цели: создать благоприятные условия для работы в группе; ознакомить с основными принципами работы психологического тренинга.

1. Дискуссия:

Что такое группа?

2. Установление правил работы в группе.

3. Принятие правил. Ведущий обещает выполнять прин я тые правила и просит каждого участника дать такое же об е щание.

4. Упражнение «Имя и качество» .

5. Упражнение «Ассоциации».

6. Заключительная дискуссия:

Что запомнилось?

7. Ритуал прощания.

Занятие 2. Каков я на самом деле?

Цель: закрепить навыки самоанализа, способствовать более глубокому самораскрытию, которое ведет к изменению себя.

1. Упражнение «Букет».

2. Упражнение «Немного о себе».

3. Игра «Встреча взглядами».

4. Какой я человек?

5. Упражнение «Я - первый».

6. Заключительная дискуссия:

Что было важным в сегодняшнем занятии?

Что запомнилось?

Какие мысли и чувства вызвало у вас занятие?

Какие выводы из занятия вы сделали для себя?

7. Ритуал прощания.

Занятие 3. Моя индивидуальность.

Цель: способность дальнейшему сплочению группы, углублению процессов самораскрытия; учить находить в себе главные индивидуальные способности.

  1. Упражнение «Пересядьте все те, кто...».
  2. Упражнение «Ассоциации».
  3. Упражнение «Волшебная рука».
  4. Здравствуй, Я, мой любимый.
  5. Упражнение «Хорошо или плохо».
  6. Дискуссия по упражнению:

Какую сторону качества - позитивную или негативную легче найти?

Все ли качества имеют две стороны?

Есть стопроцентно хорошие качества или, наоборот, пл о хие?

  1. Мой портрет в лучах солнца.
  2. Ритуал прощания.

Занятие 4. Я и другие.

Цель: формировать представления о роли общения в жизни участников и необходимости совершенствования навыков о б щения.

  1. Упражнение «Молекулы».
  2. Упражнение «Тройка».
  3. Точка опоры.
  4. Ролевая игра «Установление контакта».
  5. Проективный рисунок.
  6. Дискуссия по упражнению.

Что вам показалось сложным?

Что вы чувствовали?

  1. Упражнение «Умение вести разговор».
  2. Ритуал прощания.

Занятие 5. Функции чувства.

Цель: формировать представления об эмоциональной сфере личности.

  1. Разминка «Мое настроение».
  2. Упражнение «Спектр чувств».
  3. Дискуссия по упражнению:

Что вы думаете по поводу списков эмоций?

У кого больше всего написано эмоций? У кого есть совп а дающие эмоции?

У кого только свои, не повторяющиеся ни у кого эмоции?

  1. Мозговой штурм «Способы выражения чувств».
  2. Демонстрационная ролевая игра.
  3. Обсуждение:

К каким результатам приведут приведенные способы выражения чувств?

Что способствовало достижению взаимопонимания?

Что снижало взаимопонимание?

  1. Упражнение «Карусели»
  2. Ритуал прощания.

Занятие 6. Уверенное и неуверенное поведение.

Цель: отрабатывать приемы уверенного поведения и содействовать тому, чтобы подростки в любых ситуациях чувствовали уверенность в себе.

1. Упражнение «Воспроизведение».

2. Упражнение «Мое поведение».

  1. Обсуждение:

Какие приемы были использованы?

К каким результатам приведут приведенные способы?

  1. Упражнение «Зеркало».
  2. Упражнение «Город уверенности».
  3. Упражнение «Круг уверенности».
  4. Обсуждение:

Что вы думаете по поводу уверенного и неуверенного поведения?

Что оказалось самым трудным в этом упражнении?

Что вы чувствовали, выполняя это упражнение?

  1. Упражнение «Трон»
  2. Обсуждение:

Кого из участников группы видели в кресле чаще остальных?

Как он сам к этому относится?

Как каждый относится к участнику, которого он увидел в кресле?

Кто посадил в кресло самого себя?

10. Ритуал прощания.

Занятие 7. Я в своих глазах и в глазах других людей.

Цель: активизировать процесс рефлексии, дальнейшее самораскрытие, самопознание; раскрыть важные качества для эффективного межличностного общения.

1 . Упражнение «Сигнал».

2. Упражнение «Подарок».

3. Тест «Каким ты выглядишь в глазах других».

4. Игра «Комиссионный магазин».

5. Дискуссия:

Что оказалось самым трудным в этом упражнении?

Что вы чувствовали, выполняя это упражнение?

От каких качеств хотелось избавиться?

Какие качества хотелось приобрести?

6. Упражнение «Приятный разговор».

7. Упражнение «Зеркало».

8. Обсуждение упражнения:

Легко или трудно вам было повторять движения?

Кому было легко?

А в чем были трудности?

10.Ритуал прощания.

Занятие 8. Общение и его роль в трудных жизненных ситуациях.

Цель: помочь осознать роль общения в жизни человека; развивать навыки общения со сверстниками.

  1. Упражнение «Дракон».
  2. Упражнение «Межличностное пространство».
  3. Обсуждение:

Легко или трудно вам было выполнять упражнение?

Кому было легко?

А в чем были трудности?

  1. Беседа «Трудности человека, связанные с общением».
  2. Упражнение «Разговор через стекло».
  3. Дискуссия по упражнению. Сначала вопросы разыгрывавшим сценку:

Что вы чувствовали? Легко ли было передавать информ а цию?

Легко ли было расшифровывать информацию?

Вопросы зрителям:

Какие у вас впечатления? Удалось ли самим расшифровать информацию?

Что понравилось? Что бы вы сделали по-другому?

7. Задание «Правила общения с людьми».

8. Творческое задание «Круг моего общения»

9. Дискуссия:

Что вы чувствовали когда выполняли задание?

Что удалось? Что не удалось? Почему?

А в чем были трудности?

10. Ритуал прощания.

Занятие 9. Стресс и способы его преодоления.

Цель: формировать навыки преодоления стресса; формировать навыки оптимального поведения в стрессовых ситуациях.

1. Игра «Солнце и планеты».

2. Дискуссия:

Когда эмоции проявляются наиболее сильно?

Что такое стресс?

Какую функцию он выполняет?

В каких ситуациях человек испытывает стресс?

Стресс - это хорошо или плохо?

Как противостоять стрессу?

Как вы можете охарактеризовать это явление?

Что испытывает человек? Каковы признаки стресса?

От чего зависит возникновение и переживание стресса?

3. Мозговой штурм «Проявления стресса».

4. Упражнение «Глубокое дыхание».

5. Упражнение «Консилиум».

6. Обсуждение упражнения:

Что вы чувствовали, выполняя упражнение?

Какие выводы вы сделали?

Как вы понимаете постулаты: «Думай позитивно» и «Не делай из мухи слона»?

7. Упражнение «Релаксация».

8. Упражнение «Воображаемое проигрывание».

9. Обсуждение упражнения:

Можно ли заранее продумать, что вы будете говорить и как будете себя вести в трудной ситуации?

Сколько возможных вариантов поведения вы успели пр и думать?

Что вам показалось наиболее сложным?

Были ли моменты, в которых вы не были уверены в том, что именно следует делать?

  1. Ритуал прощания.

Занятие 10. Завершающее занятие.

Цель: закрепить представление участников о свое уникальности, обогатить сознание позитивными, эмоционально окрашенными образами личности.

  1. Упражнение «Новогодняя елка».
  2. Упражнение «Чемодан».
  3. Обсуждение:

Понравилось ли содержимое «чемоданов» отъезжа ю щим?

Что еще вам хотелось бы взять с собой в дорогу?

  1. Я – это Я.
  2. Упражнение «Пожелания».
  3. Обсуждение упражнения:

Какие пожелания вам больше всего понравились?

Какие чувства испытывали?

  1. Упражнение «Мое будущее».
  2. Упражнение «Коллаж».
  3. Заключительная дискуссия:

Что вам понравилось?

Чему вы научились в ходе тренинга?

Какие из приобретенных навыков вам кажутся наиболее важными?

Какие навыки вы будете использовать?

  1. Ритуал прощания.

Литература:

  1. Ключников С.Ю. Невидимая броня: теория и практика психологической защиты/- М.: Беловодье, 2002.
  2. Пономаренко Л.П. Основы психологии для старшеклассников: пособие для педагога: в 2 ч. / - М.: Гуманит, изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
  3. Практикум по психологии.- СПб.: Лань, 2002г.
  4. Психогимнастика в тренинге / под ред. Н.Ю. Хрящевой.- СПб.: Речь, 2002.
  5. Справочник практического психолога /В.Л. Талантов. – СПб.: Сова, 2003.
  6. Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий /авт.-сост. Ю.А. Голубаева и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
  7. Энциклопедия для детей. – Т.18 Человек. - Ч. 2. Архитектура души. Психология личности. Мир взаимоотношений. Психотерапия. – М.: Аванта +, 2002.

ТРЕНИНГ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

« ПОЗНАЙ СЕБЯ»

«Мир существует не для того, чтобы

мы его познавали, а для того, чтобы

мы познавали и воспитывали себя

в нём».

Г.Лихтенберг

Сегодня на нашем занятии мы с вами попробуем познать себя как

личность; узнать свои ценности, удостоверить свою индивидуаль-

ность или схожесть с ровесниками.

Познание человеком самого себя, тайн жизни – один из аспектов

его духовного поиска, что уходит в глубь столетий. Согласно легенды, много тысяч лет тому назад семь мудрецов Древней Греции встретились в храме Аполлона в Дельфах и написали на стене храма: «Познай самого себя». Что означали эти слова?

Каждое новое поколение людей стремится достичь смысл существования человека, ответить на эти вопросы согласно своего

времени.

Вы сейчас в том возрасте, когда человек делает одно из важнейших открытий – открывает себя. В этих поисках заложен великий потенциал. Чтобы выявить использовать его, необходимо найти

себя.но сразу замечу, что никому не дано точно познать свои силы

до конца и определить свое будущее. Но всё же каждому по силе начертить свой собственный путь сотворения себя. Желаю всем успеха и плодотворной работы.

Упр. «ЗНАКОМСТВО»

Каждый участник называет своё имя и демонстрирует какое-нибудь движение, следующий повторяет все имена и жесты предыдущих участников.

Упр. «НАШИ ПРАВИЛА»

Тренер зачитывает правила:

Говори от своего имени;

Один говорит, все слушают;

Лаконичность;

Искренность;

Доброжелательность;

а участники обсуждают их и принимают.

Упр. « ДЕРЕВО ОЖИДАНИЙ»

Участникам раздаются стикеры на которых они записывают свои

ожидания от занятия, озвучивши их прикрепляют на дерево (на плакате

нарисовано «Дерево ожиданий».

Мозговой штурм «Личность»

На плакате ученики видят слово «Личность», на каждую букву слова нужно подобрать качества, которые необходимо иметь человеку, чтобы

быть личностью.

Какие из данных качеств вы считаете наиважнейшими?

Хотели ли вы добавить ещё какие-то черты?

Обязательно ли иметь все эти черты?

Упр. «СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ»

Личность- это феномен общественного развития, конкретный живой человек с сознанием и подсознанием.

Личность в психологии рассматривают в трёх аспектах:

Внутренний мир: интересы, взгляды, увлечения, мышление и др.;

Отношения в группе, коллективе;

Реализация потенциала- активно действуя, меняя внутренний мир других людей.

Упр. «МОЯ ВСЕЛЕННАЯ»

Участникам раздают лист бумаги с рисунком Вселенной, солнце с большой буквой Я посредине; от него линии до звёзд(мои достижения),

облаков(черты моего характера) и сердец(мои увлечения). После заполнения каждый участник зачитывает свои записи.

Что было легче написать, а что тяжелее?

Что нового узнали о себе и других участниках?

Тренер говорит о том, что у нас много отличий, но есть и что-то общее.

Упр. «ПОЗНАЁМ ДРУГ ДРУГА»

Скажите о двух своих правдивых чертах и придумайте одну не правдивую. Другие участники должны отгадать неправду.

Трудно ли было отгадывать?

Сказал ли кто-нибудь что-то такое, о чём вы не знали?

Упр. «ПОЕЗД ЛИЧНОСТЕЙ»

Нужно создать поезд, в котором должен быть контролер, человек, который предлагает чистое бельё, бабушка, которая продаёт разные

вещи. Поезд движется, а участникам, которые играют роли, надо предлагать свои услуги и одновременно пытаться не выпасть из поезда.

Упр. «КАК ПОСТУПАТЬ СО СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ»

А сейчас сыграем в игру. Она поможет нам ответить на этот основной вопрос. (Каждому участнику раздают по 10 бумажек)

Напишите на каждой бумажке своё имя. На следующие несколько минут эти 10 бумажек будут удостоверять вас и будут играть роль символичных денег, за которые можно купить определённый товар. Сейчас перед каждым встанет выбор: потратить или сэкономить свои бумажки, т.е. самого себя, часть себя. На продажу будет выставлено

разные «товары» по паре. Правила игры не позволяют купить оба товара

одновременно, только что-то одно или ничего. Понятно, что когда ваши бумажки закончатся, уже ничего нельзя будет купить.

Все покупки можно делать только тогда, когда «товары» выставляют на продажу. Нельзя вернуться к предыдущей паре, если на продажу уже выставлено следующую. (Психолог предлагает «товар», написанный на отдельных листочках. Цену каждого товара указано в «бумажках»).

Прекрасная квартира (1 бум), новый автомобиль на выбор (1бум);

Полностью оплаченная поездка на каникулы (один месяц) в любую страну мира вместе с другом (2 бум), полная гарантия того, что человек, с которым тебе хотелось пожениться просто сегодня, скоро обязательно на тебе жениться (2 бум);

На два года стать самым популярным человеком среди своих товарищей

(1 бум), иметь одного настоящего друга (2 бум);

Закончить престижный университет (2 бум), построить прибыльную кампанию (2 бум);

Иметь здоровую семью (3 бум), добыть всемирную славу (3 бум);

(После завершения выбора с этой пары объявите: тем, кто выбрал семью, возвращают 2 бумажки назад как вознаграждение.)

Возможность сменить какую-нибудь одну черту внешности (1 бум), удовольствие на протяжении всей жизни (2 бум);

Пять лет безграничного физического наслаждения (2 бум), любовь и уважение самых дорогих для вас людей (2 бум);

(Те, кто выбрал пять лет наслаждения, дополнительно отдают одну бумажку (за определенные вещи мы должны платить больше, чем кажется сначала).

Чистая совесть (2 бум),способность достичь успех в той сфере, где есть всё то, к чему ты стремишься (2 бум);

Создать чудо для того, кого ты любишь (2 бум), возможность прожить заново (или повторять) одно действие из своей жизни (2 бум);

Семь дополнительных лет жизни (3 бум), безболезненная смерть, когда настанет время (3 бум);

Наш торг завершен, рассмотрите ещё раз свои покупки и скажите:

Какая нравится вам больше всего?

Жалеете ли вы, что не купили чего-то ещё?

Хотелось бы вам поменять некоторые правила игры?

ВЫВОД

Правила игры можно поменять, но жизнь- это не игра. Нельзя повторить уже сделанный выбор или отменить принятое когда-то решение. Нельзя схватить абсолютно всё или воспользоваться каждым случаем. Нельзя предвидеть, какие шансы открываются для вас через неделю или год.

Психолог. Вам всегда будет не хватать времени, вариантов выбора денег и т.д. Вы будете платить за каждый свой выбор в жизни- и часто эта плата будет превышать ваши ожидания. Но никогда не надо впадать в отчаяние, закрываться от всего мира. Необходимо всегда идти до конца.

Упр. «МОЙ ДРУГ»

Участникам предлагают разделиться на пары по желанию и составить друг о друге синкан: имя два прилагательных, которые характеризует чертам характера; три глагола - что делает; предложение, которое рассказывает о нём; существительное, которым можно сказать о друге как много больше. Дальше пара зачитывает синканы.

Упр. «ЛЕГЕНДА О ЖИЗНИ»

Задумались люди: «Что называется жизнью?». Одни говорят «Это ожидание: родители ждут детей, дети ждут каникулы, праздники…».

Другие говорят «Это путешествие. Каждый день мы создаём много путешествий: в школу, на работу, к друзьям, на отдых в лес…».

Пришли к мудрецу, чтобы он их рассудил. А он говорит «Жизнь- это путешествие в ожидании цели».

ТАК ПУСТЬ У КАЖДОГО ИЗ ВАС БУДЕТ ЦЕЛЬ! ПРИЛАГАЙТЕ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ УСИЛИЙ, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ЕЁ ОСУЩЕСТВИТЬ.

Цель: формирование положительного отношения к себе и другим,

осознания себя.

Задача:

Расширить знания учащихся о специфике межличностных отношений;

Формировать позитивное отношение к себе;

Развить чувство толерантности;

Формировать адекватную самооценку.

Упражнение «Бинго»

Цель: продолжить знакомство подростков, создать позитивную атмосферу.

Ведущий предлагает детям взять лист бумаги А4, руками «вырезать» фигурку «Бинго», разрисовать фломастерами и на обратной стороне написать:

На голове - твоя заветная мечта;

На правой руке - твоя черта характера;

На левой руке - черта характера, которую ты хочешь сформировать;

На правой ноге - любимое место отдыха;

На левой ноге - любимое блюдо;

На туловище - как ты хочешь, чтобы тебя называли сверстники.

После того, как дети выполнили задание, ведущий просит всех встать, двигаясь по комнате, подойти друг к другу, найти и записать на соответствующих частях «Бинго» имена тех, с кем у них совпала одна или несколько позиций. После этого участники возвращаются в круг.

Упражнение «Ожидание»

Цель: узнать, что ожидают участники от сегодняшнего занятия.

Подростки по очереди высказывают ожидания от занятия.

Упражнение «Грамота»

Цель: повышать самооценку ребенка. Ведущий раздает каждому участнику лист бумаги А4 и предлагает написать похвальную грамоту себе, указать, за что он ее получает. Каждый участник зачитывает свои наработки.

Обсуждение:

Трудно было писать грамоту себе?

Если так, то почему?

Понравилось ли вам это упражнение?

Упражнение «Все мы - разные»

Цель: осознание своей индивидуальности, неповторимости.

Ведущий зачитывает записанный на доске эпиграф: «Люди, как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то теплая» (Л. Толстой). Ведущий. Действительно, все мы разные. Но что-то особенное выделяет нас среди других. Что?

Назовите и напишите на лепестке цветочка свою особую неповторимую черту, прикрепив ее к серединке цветка. А теперь посмотрите, какой у нас прекрасный цветок. Он один, а нас много.

Упражнение «Путаница»

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript Цель: снять напряжение, расслабиться. Один участник выходит за дверь. Психолог предлагает ученикам создать цепочку (змею), что имеет начало (голову) и конец (хвост), и запутаться. Задача подростка, который зашел в класс, - распутать змею.

Упражнение «Мои советы»

Цель: понять, что нужно изменить в себе, увидеть себя глазами других.

Ведущий раздает каждому участнику лист бумаги А4 и предлагает написать свое имя. Затем все по часовой стрелке передают свои листы, на которых каждый по очереди пишет рекомендацию относительно недостатков характера.

Обсуждение:

Трудно было писать друзьям рекомендации?

Довольны ли вы тем, что написали друзья?

Упражнение «Все равно ты молодец»

Цель: поднять самооценку подростка, снять психоэмоциональное напряжение.

Ведущий предлагает школьникам объединиться в группы по двое, по признаку «день» и «ночь». Один человек говорит о своем недостатке, а другой отвечает: «Ну и что, все равно ты молодец, потому что...».

Обсуждение:

Какие ощущения вызвало упражнение?

Притча о мастере

Как-то вечером собрались вместе музыкальные инструменты: скрипка, саксофон, труба, флейта и контрабас. И возник между ними спор: кто лучше играет. Каждый инструмент начал выводить свою мелодию, показывать свое мастерство. Но получалась не музыка, а ужасные звуки. И чем больше каждый старался, то непонятной и уродливой становилась мелодия. Вот появился человек и взмахом руки остановил эти звуки, сказав: «Друзья, мелодия-это одно целое. Пусть каждый прислушивается к другому, и вы увидите, что получится». Человек снова взмахнул рукой, и сначала робко, а потом все лучше зазвучала мелодия, в которой было слышно печаль скрипки, лиричность саксофона, оптимизм трубы, уникальность свирели, величество контрабаса. Инструменты играли, с восхищением следили за волшебными взмахами рук человека. А мелодия все звучала и звучала, сочетая исполнителей и слушателей в одно целое. Как важно, чтобы оркестром кто дирижировал!

Достижение гармонии возможно только тогда, когда все объединены одной целью и направлены единой волей в едином порыве...

Прощание

Цель: содействие сплоченности группы, создание хорошего настроения. Все участники становятся в круг, чтобы правой рукой создать звездочку, и пытаются им передать тепло рук друг другу. Все благодарят и прощаются.

Федеральное государственное казенное

дошкольное образовательное учреждение

«Детские ясли – сад «Сказка» МВД России»

Психологический тренинг для педагогов

«Я познаю себя»

Подготовил:

Педагог – психолог

г. Симферополь, 2016

Тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга, осознавать свою роль, функции в жизни коллектива. Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.

Развитие групповой сплоченности коллектива, коммуникативных навыков педагогов (эмпатия, рефлексия, развитие эмоциональной готовности педагога к инновациям в системе образования (снятие тревоги и неуверенности).

Развитие у педагогов способности разбираться в своих чувствах и умений адекватно оценивать эмоциональные состояния других людей

Осознание каждым участником своей роли, функции в жизни и в коллективе

Повысить коммуникативные навыки педагогов

Повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех

Развитие навыков общения, снятие телесных зажимов.

Необходимые материалы:

Листы формата А – 4 по числу участников, простые карандаши, фломастеры

Спокойная музыка для релаксации

Подготовленные изображения с заданным рисунком для теста «Нарисуем свой характер»

Мягкая игрушка для приветствия.

Ход тренинга:

Участники сидят в кругу.

Педагог-психолог:

Мысль этой встречи сегодня нам с вами очень близка.

Каждый из нас личность, состоявшийся человек со своими взглядами, убеждениями, интересами, целями. Каждый вправе сказать: «Я пришел в этот мир не для того, чтобы нравиться тебе. Если мы встретились и нам хорошо ладно, а если нет – что ж ничего страшного».

Но мы люди, нам приходиться взаимодействовать и всем хочется, чтоб тебя понимали и принимали. Однако, именно мы сами создаем порой себе любимым проблемы, не подозревая, что и окружающие от этого тоже страдают.

Сегодня разговор будет идти больше о нас с вами - взрослых людях, и мы не будем забывать, что прежде всего мы с вами - МАМЫ, ЖЕНЩИНЫ. А наша профессия - это воспитание детей.

Упражнение «Приветствие».

Цель: снять психоэмоциональное напряжение в начале встречи.

Задание: приветствие партнера по общению улыбкой

Инструкция: сегодня вместо слова «здравствуйте» мы будем приветствовать друг друга улыбкой. Вам предоставляется право выбрать разные варианты улыбок: искреннюю, надменную, ироничную, неискреннюю.

Анализ упражнения:

1. По каким признакам вы догадались о том, что улыбка искренняя, ироничная, надменная?

2. Что вы испытали, когда получили улыбку вместо приветствия?

3. Как часто и в каких ситуациях вы обычно используете улыбку для установления контакта?

Упражнение «Я учусь у тебя».

Участники выходят в круг.

Участники бросают друг другу в произвольном порядке мячик со словами: «Я учусь у тебя…» (называется профессиональное или личное качество данного человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего). Задача принявшего мяч, прежде всего, подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться…» или «Да, я могу научить…». Затем он бросает мячик другому участнику.

Упражнение «Нарисуй свой характер».

Нарисуем свой характер.

Заполните 8 предложенных квадратов, дополнив изображения по своему усмотрению.

1. В первом квадрате вы изобразили свое действительное отношение к себе и представление о себе. Если вы нарисовали улыбающуюся или смешную рожицу, фигурку, то это свидетельствует о хорошем чувстве юмора, дипломатичности и миролюбивой натуре. Гротескная карикатура – признак неуживчивости, замкнутости. Солнце означает, что вы часто берете на себя роль лидера. Цветок – знак женственности, вы уделяете много внимания своей внешности и своему окружению. Глаз означает, что вы обладаете гордым и подозрительным нравом, стремитесь управлять формированием своих взаимоотношений с людьми и сознательно строите свою жизнь.

2. Второй квадрат. Отношение к дому. Если вы изобразили что-то выходящее за пределы внешнего прямоугольника, то вы имеете беспокойный характер, домоседкой вас не назовешь. И наоборот, если внутренний квадрат превратился в одинокий домик или символ жилища – признак того что вы тоскуете по домашнему теплу. Если рисунок расположении во внутреннем квадрате и вне его, то в таком случае ваши интересы в правильной пропорции делятся между домом и окружающим миром.

3. Насколько вы целеустремленный человек. Если получилась стрела, летящая в цель (то есть в мишень) – то у вас развитии честолюбие, и вы способны упорно работать для достижения своей цели. Если же вы дополнили рисунок другими линиями или стрелами, то вы честолюбивы, но не уверены в своей цели. Если вы нарисовали что-то совсем другое, не похожее на стрелы и мишени, в таком случае, возможно, вы неуправляемый, мятежный человек.

4. Отношение с окружающими. Чаще всего в этом квадрате помещают множество фигурок или рисунков. Много рисунков означает множество друзей. Если провели всего одну линию, то вы, скорее всего, скрытный, сдержанный, замкнутый человек. Если изобразили кирпич, то склонны к меланхолиям и капризам.

5. Ваша коммуникабельность. Если вы подчиняетесь рисунку, это означает, что обладаете редкой способностью быстро и легко располагать к себе чужих людей. Если не принимаете рисунок и, например, у вас получился угловатый геометрический узор, то вы выбиваетесь из общей компании; в ваших отношениях с обществом преобладает стремление к власти, обладанию, диктату; вы очень ревнивы.

6. Ваша уверенность, отношение к прошлому, настоящему, будущему. Если вы нарисовали что-либо над расположенной посередине волнистой линией, то чувствуете себя уверенно, в безопасности. Если наоборот, то мало верите в свои силы. Изобразив утопающий или тонущий предмет, вы показали, что вас тревожит ваше будущее. Если нарисовали цепочку или какой - либо линейный орнамент, то вы, без сомнения, способны упорно трудиться, очень сознательны и изредка допускаете ошибки.

7. Ваше отношение к труду, дисциплине. Если вы подчинились рисунку, дополнив его геометрическими фигурами так, что получился симметричный узор, то вы дисциплинированны и умеете организованно работать в коллективе. Если заштриховали черный квадрат, и у вас вышла картинка с кривыми линиями, несимметричная и не похожая на тривиальное геометрическое построение, то это говорит о том, что вы не склонны признавать авторитеты, упрямы и настойчивы.

8. Сильные и слабые стороны характера. Вы просто замкнули круги, значит, постоянно нуждаетесь в защите и поддержке, предпочитаете не решать ничего сами. К тому же на вас могучее влияние оказывают представления привитые в детстве. Если не замкнули круги – вы независимый человек, имеющий в жизни определенные цели. Если получилось человеческое ухо, то у вас скрытный характер. Если рисунок навел на вас мысль о ручке чашки, то вы обладаете сильным отцовским или материнским чувством.

Заканчиваем тренинг ритуальным прощанием.

«Чему я научилась»

Цель: рефлексия.

Задание: Допишите незаконченные предложения.

Я научилась….

Я узнала, что….

Я была удивлена тем, что….

Мне понравилось…

Я была разочарована тем, что….

Самым важным для меня было….

Завершение.

Всем спасибо за активное участие!

Использованная литература:

1. Морева Н. А. Тренинг педагогического общения. Практическое пособие. М. 2009.- 78 с.

2. Стишенок И. В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. Санкт-Петербург 2006. – 176 с.

3. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие. М., 2005. – 256 с.

4. Пособие для начинающего тренера, «Я хочу провести тренинг». Новосибирск, 2000. – 205 с.

5. Интернет ресурс.