Как отличить тутси от хуту. Религиозные деятели, замешанные в геноциде

Геноцид — умышленное, целенаправленное истребление какой-либо нации, религиозной группы, расы, направленное на ее полное уничтожение.

Геноцид может включать систематическое, в грубой, аморальной форме унижение чести и достоинства, то есть психологическое убийство, ведущее к сломлению духа, а не только физические действия насилия и лишения жизни.

События, произошедшие в первой половине 1994 года в Руанде — считаются одним из самых страшных преступлений против человечности 20 века. Страна, разделившаяся на два лагеря — по сути начала истреблять себя же. По скорости убийств геноцид в Руанде превзошел немецкие лагеря смерти в годы Второй мировой войны и многие массовые расправы: по разным данным — от 800 тысяч до 1 млн человек (и более) было уничтожено за 3 месяца, начиная с 6 апреля 1994 года.

Между представителями народностей Тутси (жертвами — их было меньшинство) и Хуту (палачами — их было большинство) хоть и существовали отличия, однако не столь значительные, чтобы считать друг друга врагами. Что же тогда произошло между людьми почти одной крови, что заставило их без жалости убивать себе подобных?

«Сосед восставал на соседа, доходило до того, что муж убивал жену, друг друга. То, что произошло в Руанде вообще трудно поддается объяснению. Можно было мило общаться человеком и на следующий день он уже носился за вами с мачете как ненормальный..»

из показаний свидетелей

Тутси. Хуту. Руанда

Руанда — небольшое государство в Восточной Африке. Из-за стереотипов и ассоциаций (специфические названия, чернокожие люди, Африка) хотелось поначалу обозначить народности как племена, что было бы не совсем верно, племена — более примитивный тип социального объединения. «В отличие от племени, народность – это этнос, которому удалось создать собственное государство» (из учебной литературы). Однако народность — еще не нация.

Хуту — и на данный момент составляют численное большинство населения Руанды (85 %), Бурунди (84 %). Тутси и по сей день в меньшинстве — 2 млн от 12 млн всего населения Руанды. Коренная народность Тва составляет всего 1,5 % населения.

На данный момент особых антропологических и языковых различий между тутси и хуту не существует, главным образом из-за смешанных браков, но когда в XV веке пришедшие с Севера тутси покорили своей власти проживающие на територии народности — различия еще существовали. Хуту занимались земледелием, тутси скотоводством. И вроде бы — хуту изначально были ниже ростом и имели более темный цвет кожи, но в целом оба народа наиболее близки друг другу из всех этносов и с антропологического, и с языкового ракурса. Тутси составили правящую аристократическую верхушку общества, были более состоятельны по сравнению с остальными жителями Руанды. Потерявший состояние человек переходил в разряд хуту, становившийся более богатым — в разряд тутси, то есть эти группы стали различимы более по социальному признаку, нежели чем по этническому.

Земли Руанды по решению Берлинской конференции в 1884-1885 годах перешли под протекторат Германии. В начале 20-го века бельгийские войска путем вторжения с территории Бельгийского Конго захватили территорию страны.

С 1918 года по решению Лиги Наций Руанда стала протекторатом Бельгии. И что германская, что бельгийская сторона предпочитали внедрять на управленческие места в стране тутси, поскольку они были более аристократического происхождения и более образованы. Но с середины 20-го века, когда тутси захотели автономии страны, колониальная администрация решила пойти по пути наименьшего сопротивления и низких рисков: стала привлекать к власти хуту (возможно, и по причине того, что на них было проще влиять).

В дальнейшем стокновения тутси и хуту начали усиливаться, при попустительстве и одобрении бельгийского руководства, хуту активно действовали против тутси, однако и особо яростных хуту приструнивали — все было под контролем. В 1960 году в Руанде произошло свержение монархии, ставшее логическим продолжений восстаний хуту против короля тутси. Уже тогда многие тутси эмигрировали в соседние страны.

В результате путча 1973 года к власти пришел министр обороны и госбезопасности генерал-майор Жювеналь Хабьяримана (остававшийся на своем посту вплоть до своей гибели и начала геноцида — 7 апреля 1994 года). Новый лидер установил свои правила: организовал свою партию — Национальное революционное движение и «установил курс на «планируемый либерализм» - сочетание госрегулирования со свободной частной инициативой. Развитие страны планировалось за счёт внешних источников финансирования (от стран Западного мира)».

В начале 1990 года эмигрантами-тутси создается повстанческая группировка РПФ (Руандийский патриотический фронт), часть членов которого в области внешней политики поддерживали США и Великобританию, часть отдавали предпочтение марксистским взгляды. К 1994 году численность РПФ — 14 тысяч человек.

РПФ наступал, принятое в декабре 1993 года перемирие подразумевало создание временного правительства,

«включающего в себя представителей пяти политических партий, представленных в тогдашнем правительстве, а также представителей РПФ; объединение служащих вооружённых сил обеих сторон в национальную армию и национальную жандармерию, а также обеспечение права на возвращение всех беженцев. Для слежения за обстановкой была создана миротворческая наблюдательная миссия ООН - МНООНУР, позже, в октябре 1993, вошедшая в состав военной - МООНПР. Главой МООНПР был назначен бригадный генерал Ромео Даллер из Канады. Обстановка в стране в августе 1993 года - марте 1994 года была напряжённой. Продолжались убийства по политическим мотивам, переходное коалиционное правительство так и не было создано, ряд СМИ (радио РТМЛ и «Руанда», газета «Кангура», «Радио и телевидения тысячи холмов») нагнетали атмосферу ненависти и недоверия» (Википедия).

Геноцид

6 апреля был сбит самолет с президентом Руанды Жювеналем Хабиаримана и президентом Бурунди Сиприеном Нтарьямира. Сразу после этого начинаются массовые убийства тутси.

В результате военного переворота к власти приходят хуту, руководимое ими временное правительство, армия, отряды ополчения «интерахамве» и «импузамугамби» ведут «чистки» населения: они уничтожают тутси и хуту, придерживающихся умеренных политических взглядов. Геноцид в Руанде - также «ответный геноцид» РПФ, являющийся местью за убийства тутси.

За 3 месяца расправ было убито около миллиона руандийцев, из них 10 % хуту.

Видео:

Радио, газеты активно подогревали националистические, фашистские настроения, призывали к уничтожению тутси . Даже глава «временного правительства Руанды» Теодор Синдикубвабо лично по радио призывал=приказывал убивать врагов.

«1. Хуту должны знать, что женщина-тутси, кем бы она не являлась, служит интересам своей этнической группы. Поэтому предателем является любой хуту, кто делает следующее:

- женится на тутси

- заводит любовницу-тутси

- нанимает женщину-тутси в секретари или на другую работу

2. Все хуту должны знать, что дочери нашего народа гораздо более добросовестны и достойны в роли женщины, жены и матери. Разве они не более прекрасны, более искренни и не являются лучшими секретарями?

3. Женщины хуту, будьте бдительны и приводите в чувство своих мужей, сыновей и братьев.

4. Все хуту должны знать, что все тутси нечестны в бизнесе. Их единственная цель - национальное превосходство.

Поэтому предателем является любой хуту, делающий следующее

- имеющий компаньона-тутси в бизнесе

- вкладывающий свои или государственные деньги в компанию, которой владеют тутси

- дающий или берущий в долг у тутси

- дающий тутси привилегии в бизнесе (выдача лицензии на экспорт, банковского кредита, предоставление участка для строительства, предложение на участие в тендере и т. д.)

5. Стратегические политические, экономические, военные позиции, а также позиции в структурах безопасности должны быть закреплены за хуту.

6. Хуту должны составлять большинство в сфере образования, как среди учеников, так и среди преподавателей

7. Вооружённые силы Руанды должны состоять исключительно из хуту. Этот урок преподали нам военные действия в 1990 году. Ни один военный не может жениться на тутси.

8. Хуту должны перестать жалеть тутси.

9. Все хуту, кто бы они ни были, должны быть объединены, зависеть друг от друга и заботиться о судьбе своих братьев-хуту.

- хуту в Руанде и за её пределами должны постоянно искать друзей и союзников по Делу Хуту, начиная со своих братьев-банту

- они должны постоянно противостоять пропаганде тутси

- хуту должны быть сильны и бдительны перед лицом своих врагов-тутси

10. Социальная революция 1959 года, референдум 1961 года и Идеология хуту должны изучаться всеми хуту на всех уровнях

Каждый хуту, участвующий в преследовании своих братьев-хуту - предатель для братьев, которые читали, распространяли и изучали эту идеологию»

Находящиеся под внушением, вооруженные мачете, дубинками, хуту (в том числе и мирные), шли убивать своих, бывших еще вчера друзьями, соседей, беженцев. Хуту называли тутси «тараканами, которых следует истребить».

Мкиамини Ньирандегея, бывшая сотрудница авиакомпании «Эйр Руанда», ныне отбывающая пожизненное заключение в тюрьме «1930» города Кигали за участие в геноциде, убила собственного супруга и для примера патриотической самоотверженности приказала ополченцам убить собственных детей. И таких историй множество…

Радиоведущие, католические проповедники, простые жители — многие из них стали провокаторами, подстрекателями в этой войне: они говорили, что тутси враги хуту, что тутси хотят убить хуту и т.д., а также выдавали информацию, где прячутся тутси.

Резня в психиатрической клинике в Кигали — боевики интерахамве убили несколько сотен тутси, укрывавшихся там от расправы.

Затем — убийство 2000 тутси в Школе технических служащих Дон Боско.

Людей собирали в церквях, на стадионах, где уничтожали.

«15 апреля - в центре Святого Иосифа, в Кибунго, 2800 человек народности тутси атакованы солдатами армии Руанды и ополченцами интерахамве и закиданы гранатами.

18 апреля - по приказу префекта Кибуе 15 тысяч тутси были собраны на стадионе «Гатваро» города Кибу и убиты членами интерахамве. 2000 человек убиты руками членов интерахамве в римско-католической церкви в Мабиризе, префектуре Чьянгугу. 18-20 апреля 4300 человек убиты в приюте Святого Иоанна»

С нарастанием кульминации геноцида жертв уничтожали все более массово и жестоко: по нескольку десятков тысяч человек в одном месте, сжигая заживо, кидая в расплавленную резину, с завязанными руками и ногами бросая в реку, закидывая гранатами, отрубая разные части тела.

В монастыре Сову было сожжено 5-7 тысяч тутси, спасавшихся там от «чистки». Их местонахождение выдали монахини этого монастыря, причем, по некоторым сведениям, они же поставляли бензин палачам. Пропаганда истребления врагов подействовала на всех.

Роль ООН

ООН с самого начала занимала отстраненную, наблюдательную позицию в этом конфликте, что наводит на разные мысли. Когда в январе 1994 года руководитель МООНПР Ромео Даллер и командующий сектором Кигали полковник Люк Маршаль узнали от вхожего в правительственные круги информатора о готовящемся покушении на президента и сообщили об этом этом в штаб-квартиру ООН — им «было приказано не вмешиваться во внутренние дела Руанды и выдать информатора правительству».

При постоянном информировании ООН о происходящих в Руанде событиях — со стороны ООН не было предпринято никаких попыток наведения мира, решение вопроса постоянно затягивалось, откладывалось…

Массовое истребление тутси было остановлено наступлением Руандийского патриотического фронта. С 4 по 17 июля отряды поочередно вошли в Кигали, Бутаре, Рухенгери, Гисеньи.

Более 2 миллионов хуту бежали из страны, боясь мести, многие боялись геноцида со стороны тутси.

Члены РПФ были свирепы в своих расправах, мстили за убитых родственников, казнили хуту семьями, доказано, что и РПФ виновен в ряде преступлений против человечности.

Никто не был невиновным, кроме мирных жителей, детей, но на них и пришелся основной удар . Стравили два похожих народа, имевших давнюю, почти забытую обиду друг на друга. Африка — страна бедная, необразованная… По одним данным — грамотны (умеют читать, писать) 76 % мужчин и 63 % женщин, по другим - больше половины всех тутси не умеют ни читать, ни писать даже на родном языке. Внушить, «зарядить» на бесправные действия людей, еле разбирающихся в государственных вопросах, уставших от нищеты — не сложно. Но кроме всего прочего — физической силы у руандийцев было хоть отбавляй, агрессия без тормозов.

После геноцида

Можно ли назвать причиной этого геноцида межэтнический конфликт? Уничтожались и хуту, не желавшие участвовать в геноциде, десятую часть всех убитых людей составили «свои же». То есть, либо под влиянием толпы разъяренные «борцы за справедливость» сметали уже и тех, кто изначально не был врагом, за то, что те не хотели разделять их террора, либо конфликт носил иную идею, нежели чем только националистическую.

Поощрялось, а в процессе осуществления террора стало обязательным, участие в истреблении тутси всех.

Сброшенные в реку трупы, переполнившие и без того не изобилующую водяными ресурсами Африку, а также отсутствие нормальных условий для захоронения огромного числа погибших привели к санитарной катастрофе — эпидемии холеры, инфекциям, отравлениям. Жизни большого количества людей унесли болезни, голод, неоказание медицинской помощи.

Массовые изнасилования боевиками женщин и хуту и тутси — около 250 тысяч «жертв» — привели к увеличению зараженности СПИДом (в Руанде и без того 2,3 % населения больны СПИДом) и к массовому рождению «детей насилия».

«К 1994 году тутси составляли примерно 15% населения Руанды. 80% из них, а то и больше, было уничтожено. Но тутси и сейчас составляют 15% населения страны, более того, правят Руандой именно они — у хуту шанс сделать серьёзную карьеру в какой бы то ни бы ло области приближается к нулю.

Руанда является не только страной тысячи холмов, миллиона улыбок и шестисот интеллигентных горилл. Это страна, в которой всего 20 лет назад всего за сто дней убили приблизительно восемьсот пятьдесят тысяч человек — примерно одну седьмую тогдашнего населения. Убили без использования лагерей уничтожения, душегубок, крематориев и прочих технических новинок двадцатого века — в основном это делалось мачете, дубинами и прочим холодным оружием. Эта резня осталась практически без внимания мирового сообщества, а американской публике о происходящем в Руанде рассказывали в разы меньше. Руандийские события попали в центр внимания только тогда, когда армия тутси полностью взяла контроль над страной, остановила геноцид и принудила к бегству полтора миллиона хуту, в том числе и большинство тех, кто принимал участие в уничтожении своих соседей»

— Лайвжурнал

Осуждено на пожизненное заключение, в том числе казнено, более миллиона причастных к геноциду в Руанде. Однако многие, непосредственно и активно участвующие в кровавых действиях, живы и свободны и по сей день, и они всячески отрицают свою причастность к истреблению народов. Те, кто сидят пожизненно, дают интервью, в которых называют глупостью свои поступки… Глупостью, к которой привело следование командам СМИ и фашистов. Так, получается, по глупости люди стали палачами — слишком маленькое доказательство своего раскаяния. Да и возможно ли оно у тех, кто сознательно шел на это? Но они были «исполнителями».

Те, кто были «заказчиком» или связующим звеном, и сегодня прячутся в нейтральной стране под видом обычных, ничем не примечательных граждан икс — делают ледяное лицо со стеклянными глазами и все отрицают. Фраза из документального фильма о геноциде в Руанде: «Они будто не хотят думать об этих трех месяцах из их жизни, они стерли это время из своей памяти и живут как ни в чем не бывало..».

Хуту больше, но тутси выше. В одной короткой фразе - суть затянувшегося на многие годы конфликта, в результате которого пострадали миллионы людей. В эту войну сегодня напрямую втянуты четыре государства: Руанда, Уганда, Бурунди и Демократическая республика Конго (бывший Заир), впрочем, в ней активно участвуют еще и Ангола, Зимбабве, Намибия.

Причина ее очень проста: после получения независимости в двух странах - Руанде и Бурунди - был нарушен единственный в своем роде «общественный договор», существовавший между двумя африканскими народами в течение как минимум пяти веков.

Симбиоз кочевников и земледельцев

В конце XV века на территории современной Руанды возникли ранние государства земледельцев хуту. В XVI веке с севера в этот регион проникли высокорослые кочевники-скотоводы тутси. (В Уганде они назывались соответственно хима и иру, в Конго тутси именуются баньямуленге, хуту там практически не проживают). В Руанде тутси улыбнулась удача. Завоевав страну, они сумели создать здесь своеобразную экономическую систему, получившую название убухаке. Сами тутси не занимались земледелием, это было обязанностью хуту, им же отдавались на выпас и стада тутси. Так сложился своеобразный симбиоз: сосуществование земледельческого и скотоводческого хозяйств. При этом часть скота из выпасаемого стада передавалась семьям хуту в обмен на муку, продукты земледелия, орудия труда и т.п.

Тутси, как владельцы больших стад крупного рогатого скота, стали аристократией, их занятиями были война и поэзия. Эти группы (тутси в Руанде и Бурунди, иру в Нколе) образовали своеобразную касту "благородных". Земледельцы не имели права владеть скотом, а лишь занимались его выпасом на определенных условиях; они также не имели права занимать административные посты. Так продолжалось многие века. Однако конфликт между двумя народами был неизбежен - как в Руанде, так и в Бурунди хуту составляли большинство населения - более 85%, то есть сливки снимало возмутительное нацменьшинство. Ситуация, напоминающая спартанцев и илотов в Древней Элладе. Спусковым крючком для этой большой африканской войны стали события в Руанде.

Равновесие нарушено

Доколониальная история. Неизвестно, когда первые хуту поселились на территории современной Руанды. Тутси появились в этом районе в начале 15 в. и вскоре создали одно из самых крупных и могущественных государств во внутренних районах Восточной Африки. Оно отличалось централизованной системой управления и строгой иерархичностью, основанной на феодальной зависимости подданных от господ. Поскольку хуту признали над собой господство тутси и выплачивали им дань, на протяжении нескольких веков руандийское общество сохраняло относительную стабильность. Бóльшая часть хуту были земледельцами, а большинство тутси - скотоводами.

Руанда в колониальный период. В 1899 Руанда как часть административно-территориальной единицы Руанды-Урунди вошла в состав колонии Германская Восточная Африка. Германская колониальная администрация опиралась на традиционные институты власти и занималась преимущественно вопросами поддержания мира и общественного порядка.

Бельгийские войска захватили Руанду-Урунди в 1916. После окончания Первой мировой войны по решению Лиги наций Руанда-Урунди в качестве подмандатной территории перешла под управление Бельгии. В 1925 Руанда-Урунди была объединена в административный союз с Бельгийским Конго. После Второй мировой войны Руанда-Урунди по решению ООН получила статус подопечной территории под управлением Бельгии.

Бельгийская колониальная администрация использовала в своих интересах существовавшие в Руанде институты власти, сохранив систему косвенного управления, опорой которой было этническое меньшинство тутси. Тутси стали тесно сотрудничать с колониальными властями, получив ряд социальных и экономических привилегий. В 1956 бельгийская политика коренным образом изменилась в пользу большинства населения - хуту. В результате процесс деколонизации Руанды протекал сложнее, чем в других африканских колониях, где метрополии противостояло местное население. В Руанде противоборство шло между тремя силами: бельгийской колониальной администрацией, недовольной элитой тутси, стремившейся к ликвидации бельгийского колониального управления, и верхушкой хуту, которая боролась против тутси, опасаясь, что последние составят господствующее меньшинство в независимой Руанде.

Однако хуту одержали верх над тутси в ходе гражданской войны 1959-1961, которой предшествовала серия политических убийств и погромов на этнической почве, что послужило причиной первого массового исхода тутси из Руанды. На протяжении последующих десятилетий сотни тысяч беженцев-тутси были вынуждены искать убежище в соседних Уганде, Конго, Танзании и Бурунди. Руандийские власти считали беженцев иностранцами и препятствовали их возвращению на родину.

Независимая Руанда. 1 июля 1962 Руанда стала независимой республикой. Конституция, принятая 24 ноября 1962, предусматривала введение в стране президентской формы правления. Первым президентом Руанды был избран Грегуар Кайибанда, бывший учитель и журналист, основатель партии Движение за эмансипацию хуту (Пармехуту), которая стала единственной политической партией страны. В декабре 1963 группа беженцев-тутси с территории Бурунди вторглась в Руанду и была разбита частями руандийской армии при участии бельгийских офицеров. В ответ правительство Руанды инспирировало резню тутси, которая вызвала новую волну беженцев. Страна превратилась в полицейское государство. На выборах 1965 и 1969 Кайибанда был переизбран на пост президента страны.

Со временем верхушка хуту северных районов Руанды стала осознавать, что правящий режим ее обманул. В результате этнический конфликт перерос в противоборство региона с центральной властью. В июле 1973, за два месяца до запланированных выборов, на которых Кайибанда должен был баллотироваться на безальтернативной основе, в стране произошел военный переворот, возглавленный хуту-северянином генерал-майором Жювеналем Хабьяриманой, министром национальной армии и государственной безопасности в правительстве Кайибанды. Было распущено Национальное собрание, запрещена деятельность Пармехуту и других политических организаций. Функции президента страны взял на себя Хабьяримана. В 1975 власти инициировали создание правящей и единственной в стране партии Национальное революционное движение за развитие (НРДР). Впервые избранный президентом в 1978, Хабьяримана был переизбран на этот пост в 1983 и 1988. Хотя его режим претендовал на то, чтобы называться демократическим, он на самом деле являлся диктатурой, которая правила с помощью насилия. Одним из первых его шагов стало физическое уничтожение ок. 60 политических деятелей-хуту из состава предыдущего правительства. Опираясь на систему непотизма и не брезгуя заказными убийствами, Хабьяримана официально объявил о наступлении в стране мира между этническими группами. В реальности официальная политика, в том числе и в области образования, в 1980-е - первой половине 1990-х годов способствовала еще большему разделению руандийцев по этническому признаку. Фальсифицировалось историческое прошлое Руанды. Для тутси, оставшихся на территории Руанды, был ограничен доступ к получению образования и занятию государственных должностей. В 1973 по распоряжению властей всех граждан обязали иметь при себе удостоверения об этнической принадлежности, которые для тутси позднее стали «пропусками на тот свет». С этого времени хуту стали считать тутси «внутренними врагами».

В получившей в том же 1962 году независимость Бурунди, где соотношение тутси и хуту было примерно тем же, что в Руанде, началась цепная реакция. Здесь тутси сохранили большинство в правительстве и армии, однако это не помешало хуту создать несколько повстанческих армий. Первое восстание хуту пришлось на 1965 год, оно было жестоко подавлено. В ноябре 1966 года в результате военного переворота была провозглашена республика и в стране установлен тоталитарный военный режим. Новое восстание хуту в 1970-1971 гг., принявшее характер гражданской войны, привело к тому, что около 150 тысяч хуту было убито и не менее ста тысяч стали беженцами.

Тем временем бежавшие еще в конце 80-х годов из Руанды тутси создали так называемый Руандийский патриотический фронт (РПФ), базирующийся в Уганде (там как раз к власти пришел президент Мусавени, по происхождению родственник тутси). РПФ возглавил Поль Кагаме. Его отряды, получив оружие и поддержку угандийского правительства, вернулись в Руанду и захватили столицу Кигали. Кагаме стал правителем страны, а в 2000 году был выбран президентом Руанды.

Пока разгоралась война, оба народа - и тутси, и хуту - быстро наладили сотрудничество с соплеменниками по обе стороны границы Руанды и Бурунди, благо ее прозрачность к тому вполне располагала. В результате бурундийские повстанцы-хуту стали помогать вновь гонимыми хуту в Руанде, и их же соплеменникам, вынужденным бежать в Конго после прихода к власти Кагаме. Чуть ранее аналогичный международный профсоюз организовали тутси. Тем временем в межплеменной конфликт оказалась вовлечена еще одна страна - Конго.

Направление на Конго

16 января 2001 года был убит президент Демократической республики Конго Лоран-Дезире Кабила, причем первыми эту информацию распространили спецслужбы Уганды. Впоследствии контрразведка Конго обвинила в убийстве президента спецслужбы Уганды и Руанды. В этом обвинении была доля истины.

Лоран-Дезире Кабила пришел к власти, свергнув диктатора Мобуту, в 1997 году. В этом ему помогли западные спецслужбы, а также тутси, которые к тому времени правили как в Уганде, так и в Руанде.

Однако Кабила очень быстро умудрился поссориться с тутси. 27 июля 1998 года он заявил, что высылает из страны всех иностранных военных (преимущественно тутси) и гражданских чиновников и расформировывает подразделения конголезской армии, укомплектованной лицами не конголезского происхождения. Он обвинил их в намерении "восстановить средневековую империю тутси". В июне 1999 года Кабила и вовсе обратился в Международный суд в Гааге с требованием признать Руанду, Уганду и Бурунди агрессорами, нарушившими устав ООН.

В результате хуту, сбежавшие из Руанды, где их собирались судить за геноцид против тутси в начале 90-х, быстро нашли прибежище в Конго, а в ответ Кагаме ввел на территорию этой страны свои войска. Начавшаяся война быстро зашла в тупик, пока Лоран Кабила не был убит. Спецслужбы Конго нашли и приговорили к смерти убийц - 30 человек. Правда, имя истинного виновника названо не было. К власти в стране пришел сын Лорана Жозеф Кабила.

Чтобы закончить войну, понадобилось еще пять лет. В июле 2002 года два президента - Кагаме и Кабила - подписали соглашение, по которому хуту, участвовавшие в 1994 году в уничтожении 800 тысяч тутси и бежавшие в Конго, будут разоружены. В свою очередь, Руанда обязалась вывести с территории Конго находящийся там 20-тысячный контингент своих вооруженных сил.

Сегодня вольно или невольно в конфликт оказались вовлечены и другие страны. Танзания стала прибежищем для тысяч беженцев-хуту, а свои войска в Конго на помощь Кабиле послали Ангола, а также Намибия и Зимбабве.

США на стороне тутси

Как тутси, так и хуту пытались найти себе союзников в западных странах. У тутси это получилось лучше, впрочем, у них изначально было больше шансов на успех. В том числе потому, что им проще найти общий язык - элитарное положение тутси многие десятилетия давало им возможность получать образование на западе.

Именно так нашел себе союзников нынешний президент Руанды, представитель тутси Поль Кагаме. В трехлетнем возрасте Поля вывезли в Уганду. Там он стал военным. Вступив в Угандийскую армию национального сопротивления, участвовал в гражданской войне, дослужился до должности заместителя начальника угандийского управления военной разведки.

В 1990 году он прошел штабные курсы в форте Ливенуорт (Канзас, США) и лишь после этого вернулся в Уганду, чтобы возглавить поход на Руанду.

В результате Кагаме прекрасно наладил связи не только с американскими военными, но и с американской разведкой. Но в борьбе за власть ему мешал тогдашний президент Руанды - Жювеналь Хабьяримана. Но вскоре это препятствие было устранено.

Аризонский след

4 апреля 1994 года ракета «земля-воздух» сбила самолет с президентами Бурунди и Руанды на борту. Правда, по поводу причин гибели президента Руанды существуют разноречивые версии. Я связался с известным американским журналистом Уэйном Мэдсеном, автором книги «Геноцид и тайные операции в Африке. 1993-1999» (Genocide and Covert Operations in Africa 1993-1999), который провел собственное расследование событий.

По словам Мэдсена, в форте Ливенуорт Кагаме вступил в контакт с DIA - военной разведкой США. При этом Кагаме, по данным Мэдсена, сумел найти взаимопонимание и с французской разведкой. В 1992 году будущий президент провел две встречи в Париже с сотрудниками DGSE. Там Кагаме обсуждал детали убийства тогдашнего президента Руанды Жювеналя Хабьяриманы. В 1994 году он вместе с президентом Бурунди Киприеном Нтарьямирой погиб в сбитом самолете. «Я не считаю, что Соединенные Штаты несут прямую ответственность за теракт 4 апреля 1994 года, однако, оказанная Кагаме военная и политическая поддержка позволяет предположить, что некоторые члены американского разведсообщества и военных играли прямую роль в разработке и планировании апрельской террористической атаки», - рассказал Мэдсен.

Бельгийский подход

Между тем, три из четырех стран, участвующих в конфликте - Бурунди, Руанда и Конго - до 1962 года контролировались Бельгией. Однако Бельгия повела себя в конфликте пассивно, и сегодня многие считают, что именно ее спецслужбы сознательно проглядели возможность остановить конфликт.

По данным Алексея Васильева, директора Института Африки РАН, после того, как боевики хуту расстреляли десять бельгийских миротворцев, Брюссель отдал распоряжение вывести из этой страны всех своих военнослужащих. Вскоре после этого в одной из руандийских школ, которую должны были охранять бельгийцы, было убито около 2 тысяч детей.

Между тем, бросать Руанду бельгийцы просто не имели права. Согласно рассекреченному отчету бельгийской военной разведки SGR от 15 апреля 1993 года, бельгийская община в Руанде насчитывала на тот момент 1497 человек, из них 900 проживало в столице Кагали. В 1994 году было принято решение эвакуировать всех граждан Бельгии.

В декабре 1997 года специальная комиссия Бельгийского Сената провела парламентское расследование событий в Руанде и установила, что разведслужбы провалили всю работу в Руанде.

Между тем, есть версия, что пассивная позиция Бельгии объясняется тем, что Брюссель в межэтническом конфликте сделал ставку на хуту. Та же сенатская комиссия пришла к выводу, что хотя офицеры бельгийского контингента и докладывали об антибельгийских настроениях со стороны экстремистов хуту, военная разведка SGR замалчивало эти факты. По нашим данным, представители ряда знатных родов хуту имеют давние и ценные связи в бывшей метрополии, многие обзавелись там собственностью. В столице Бельгии Брюсселе действует даже так называемая «Академия Хуту».

Кстати, по данным эксперта ООН по незаконной торговле оружием и директор Института мира в Антверпене Йохана Пелемана, снабжение хуту оружием в 90-е годы проходило через Остенде - один из крупнейших портов Бельгии.

Выход из тупика

Пока все попытки примирить тутси и хуту оказываются безрезультатны. Провалился способ Нельсона Манделы, опробованный в Южной Африке. Став международным посредником на переговорах между правительством Бурунди и повстанцами, бывший президент ЮАР в 1993 году предложил схему «один человек - один голос», заявив, что мирное урегулирование семилетнего межэтнического конфликта возможно лишь при отказе меньшинства тутси от монополии на власть. Он заявил, что «армия должна состоять, по крайней мере наполовину, из другой основной народности - хуту, а голосование следует проводить по принципу один человек - один голос». Собственно, после такой инициативы Манделы не удивительно то, что произошло далее...

Власти Бурунди попытались пойти на этот эксперимент. Кончился он печально. В том же 1993 году президент страны Пьер Буйоя передал власть законно избранному президенту-хуту Мельхиору Ндайде. В октябре того же года военные убили нового президента. В ответ хуту истребили 50 тысяч тутси, а армия уничтожила в отместку 50 тысяч хуту. Погиб и следующий президент страны - Киприен Нтарьямира - именно он летел в одном самолете с президентом Руанды 4 апреля 1994 года. В результате в 1996 году Пьер Буйоя вновь стал президентом.

Сегодня власти Бурунди считают, что вновь вводить принцип "один человек - один голос" - значит продолжать войну. Поэтому нужно создать систему чередования у власти хуту и тутси, отстранив от активной роли экстремистов из той и другой этнических групп. Сейчас в Бурунди заключено очередное перемирие, сколько оно продлится, никто не знает.

Положение в Руанде выглядет более спокойным - Кагаме называет себя президентом всех руандийцев, независимо от их национальной принадлежности. Однако жестоко преследует тех хуту, которые виновны в геноциде тутси в начале 90-х гг.

Алексей Васильев, директор института Африки РАН, журналист-международник газеты «Правда» по Африке и Ближнему Востоку:

Насколько сегодня различаются тутси и хуту?
За многие столетия они породнились, но это все-таки разные народы. Их древняя история не совсем ясна. Тутси больше кочевники, и они традиционно хорошие солдаты. Но язык у тутси и хуту один.
Какова была позиция СССР, а теперь России в этом конфликте?
СССР не занимал никакой позиции. В Руанде и Бурунди, у нас не было никаких интересов. Разве что там, кажется, работали наши врачи. В Демократической республике Конго в то время существовал Мобуту, союзный США. Этот режим был враждебен СССР. Я лично встречался с Мобуту, и он мне говорил: «Почему вы думаете, что я против Советского Союза, я с удовольствием ем вашу икру». У России, тоже не было никакой позиции в отношении событий в Руанде и Бурунди. Только наши посольства, очень небольшие и все.
После убийства Лорана-Дезире Кабилы его место занял сын Жозеф. Его политика отличается от отцовской линии?
Лоран-Дезире Кабила - это партизанский лидер. Видимо, руководствуясь идеалами Лумумбы и Че Гевары, он взял власть в огромной стране. Но он позволял себе выпады против запада. Сын же стал сотрудничать с западом.

P. S. Российское присутствие в Руандене ограничивается посольством. С 1997 г. здесь по линии МЧС России реализуется проект «Автошкола», преобразованный в 1999 году в Политехнический центр.

Невозможно представить, что это все происходило совсем недавно. Остается только надеяться, что современная цивилизация сделает выводы из ужасных уроков недавнего прошлого.

Сегодня мы расскажем о геноциде в Руанде – маленьком государстве в Восточной . И даже несмотря на то, что про Африку можно часто слышать жуткие рассказы (чего только стоит ), данная история впечатлит любого.

Геноцид в Руанде, официально называемый геноцидом против тутси – это массовое убийство руандийских тутси местными хуту 6 апреля – 18 июля 1994 года, осуществлённое по приказу правительства хуту.

Жуткие фотографии этого трагического события мы приведем в конце статьи.

В это трудно поверить, но жертвами геноцида в Руанде стали по разным подсчетам от 500 000 до 1 000 000 человек! И это произошло не в каком-то мрачном средневековье, а в самом конце 20 века. Всего за 100 дней, население страны уменьшилось на 20%.

Давайте попытаемся узнать причины и следствия этой жуткой трагедии, которая произошла между народами хуту и тутси.

Причины геноцида в Руанде

Геноцид в Руанде являлся следствием долгого и упорного противостояния между двумя этническими группами: хуту и тутси. Население хуту составляло приблизительно 85% граждан Руанды, в то время как тутси лишь 14%.

Однако исторически так сложилось, что именно тутси занимали ведущее положение и были правящей элитой.

В течение 3 лет, начиная с 1990 года, на территории этого государства продолжалась гражданская война.

В 1994 году в стране произошел военный переворот и к власти пришли представители хуту.

С помощью армии и отрядов Народного ополчения, новое правительство, состоящее из членов хуту, начало уничтожение своих давнишних противников – тутси.

Более того, гонениям подвергались и те представители хуту, которые отказывались убивать тутси.

На стороне тутси стоял Руандийский патриотический фронт, который, в свою очередь, преследовал цель уничтожить хуту.

18 июля 1994 года в государстве удалось установить относительный мир и порядок. Однако двум миллионам человек хуту, пришлось бежать из своей страны опасаясь мести.

Факты про геноцид в Руанде

Государство, стремившееся полностью уничтожить народ тутси, прибегало к самым разным способам. По радио постоянно велась пропаганда, целью которой было разжечь ненависть к тутси.

Благодаря этому, погромщики легко и просто узнавали о том, где прячутся их потенциальные жертвы. В стране царила настоящая анархия и беспорядок.

Когда хуту нападали на тутси, они зверски насиловали девушек и женщин. Нередко после изнасилования половые органы жертв резались мачете (50-сантиметровый, тонкий и широкий нож), прокалывались копьями или обливались кислотой.

Порою половым издевательствам подвергались и мужчины. Некоторым из них отрезали гениталии.

В результате всех этих чудовищных насилий, на свет появилось около 20 000 детей. Впоследствии, обесчещенные матери, нередко зараженные СПИДом, считались в обществе изгоями.

Стоит добавить еще и тот факт, что в процессе геноцида в Руанде многих мужчин и женщин просто уродовали, разрезая рот и причиняя разные другие увечья лица. Также многим несчастным отрубали конечности.

Побоище на стадионе

Менее чем через 2 недели после начала кровавых событий, на стадионе «Гатваро» были собраны около 15 000 тутси. В это невозможно поверить, но их собрали для того, чтобы легче было убить.

Организаторы данного злодеяния пустили в толпу слезоточивый газ, а затем начали расстреливать их из оружия и бросать в них гранаты. Нечто подобное происходило только во время Второй Мировой войны, когда фашисты со звериной жестокостью уничтожали людей.

Религиозные деятели, замешанные в геноциде

Как ни печально, но геноцид в Руанде не обошелся и без «помощи» духовенства. Так в ООН, на Международном трибунале, рассматривалось дело в отношении католического священника Атанаса Серомба. Ему предъявлялись обвинения в том, что он был одним из участников заговора, в котором погибло около 2 000 тутси, и осудили на пожизненное заключение.

Свидетели тех событий утверждали, что именно этот священник из Руанды позвал в свою церковь беженцев со стороны тутси, на которых сразу же напали хуту. Когда с беспомощными жертвами было покончено, священнослужитель приказал разрушить здание храма при помощи бульдозера.

Атанаса Серомба – первый католический священник, осужденный Международным трибуналом. В отношении еще троих его коллег проводится расследование.

Наиболее высокопоставленным священником, обвиненным в геноциде в Руанде, был англиканский епископ Самюэль Мусабюмана, умерший в тюрьме в 2003 году до начала процесса.

Фото геноцида в Руанде

Почему весной 1994 года власти Руанды организовали массовые убийства представителей народности тутси, какую роль в этом сыграли средства массовой информации и почему после этих событий Руанда из франкоязычной страны стала англоязычной? Об этом «Ленте.ру» рассказал доктор исторических наук, заместитель директора Института Африки РАН Дмитрий Бондаренко.

«Лента.ру»: Что послужило причиной геноцида в Руанде, когда в этом небольшом, до этого события мало кому известном африканском государстве за три месяца было убито около миллиона человек?

Дмитрий Бондаренко: Действительно, это были сто дней, которые воистину потрясли мир. К весне 1994 года большинство населения Руанды (85 процентов) относилось к народности хуту, а меньшинство (14 процентов) - к народности тутси. Еще около одного процента населения составляли пигмеи тва.

Тайна гибели президентов

Исторически так сложилось, что в доколониальный период вся политическая, экономическая и культурная элита Руанды состояла из представителей тутси. Государство в Руанде возникло в XVI веке, когда с севера пришли скотоводы-тутси и подчинили племена земледельцев-хуту. Когда в 1880-е годы пришли немцы, которых после Первой мировой войны сменили бельгийцы, тутси перешли на язык хуту и сильно перемешались с ними. К тому времени понятием хуту или тутси обозначалось не столько этническое происхождение человека, сколько его социальный статус.

То есть хуту находились в подчиненном положении по отношению к тутси?

Не совсем так. В целом это утверждение верно, но к тому времени когда в Руанду пришли европейцы, уже появились разбогатевшие хуту. Они обзавелись своим скотом и повысили свой статус до уровня тутси.

Бельгийские колонизаторы сделали ставку на правившее тогда меньшинство - тутси. Они ввели систему, очень напоминающую советскую прописку - каждую семью прикрепляли к своему холму (Руанду часто неофициально называют «страной тысячи холмов»), и она должна была обозначить свою национальность: тутси или хуту. Естественный процесс слияния двух народов был искусственно прерван.

Во многом эта бельгийская политика по принципу «разделяй и властвуй» предопределила резню 1994 года. Бельгийцы, уходя в 1962 году из Руанды, передали власть, до этого принадлежавшую меньшинству тутси, большинству хуту. С этого времени в стране стало открыто нарастать напряжение между ними. Начались столкновения, апофеозом которых стал геноцид тутси в 1994 году.

То есть события 1994 года произошли не спонтанно?

Конечно. Межэтнические конфликты в Руанде разгорались и раньше: в 1970-е и 1980-е годы, просто они не достигали таких масштабов. После этих погромов некоторая часть тутси укрылась в соседней Уганде, где при поддержке местных властей был сформирован «Патриотический фронт», стремившийся вооруженным путем свергнуть правящий режим хуту. В 1990 году почти удалось это сделать, но на помощь хуту пришли французские и конголезские войска. Непосредственным поводом к резне стало убийство президента страны Жювеналя Хабиариманы, самолет которого сбили при подлете к столице.

Известно, кто это сделал?

До сих пор неясно. Естественно, хуту и тутси сразу обменялись взаимными обвинениями в причастности к этому преступлению. Хабиаримана вместе с президентом Бурунди Сиприеном Нтарьямирой возвращался из Танзании, где проходил саммит глав государств региона, главной темой которого было урегулирование ситуации в Руанде. По одной из версий, на нем было достигнуто соглашение о частичном допуске представителей тутси к управлению страной, что категорически не устраивало властную верхушку хуту, которая и организовала заговор. Такая трактовка имеет право на существование наряду с прочими, поскольку массовые убийства тутси начались буквально через несколько часов после крушения президентского самолета.

Убийственная пресса

Правда ли, что большинство жертв геноцида были даже не расстреляны, а просто забиты мотыгами?

Там творились немыслимые вещи. В Кигали, столице Руанды, есть Центр изучения геноцида, по сути своей являющийся музеем. Я посещал его и был поражен тому, какую изощренность может проявлять ум человека в изобретении способов уничтожения себе подобных.

Вообще, когда попадаешь в такие места, начинаешь поневоле задумываться о нашей природе. В этом заведении есть отдельный зал, посвященный людям, сопротивлявшимся геноциду. Резня была организована государством, в местные администрации поступали прямые указания уничтожать тутси, а списки неблагонадежных лиц зачитывались по радио.

Вы говорите про печально известное «Свободное радио тысячи холмов»?

Не только. Геноцид провоцировали и другие СМИ. Почему-то у нас в России многие считают, что «Радио тысячи холмов» было государственной структурой. На самом деле это была частная компания, но тесно связанная с государством и получавшая от него финансирование. На этой радиостанции говорили о необходимости «истреблять тараканов» и «валить высокие деревья», что многими в стране было воспринято как сигналы к уничтожению тутси. Хотя, помимо опосредованных призывов к резне, в эфире часто звучали и прямые подстрекательства к погромам.

Но потом многие сотрудники «Свободного радио тысячи холмов» были осуждены за подстрекательство к геноциду?

Многие, но не все. Перед Международным трибуналом по Руанде предстали главные «звезды» радиостанции Анани Нкурунзиза и Хабимана Кантано, призывавшие в прямом эфире убивать тутси. Затем за аналогичные преступления были осуждены и другие журналисты - Бернар Мукинго (на пожизненный срок) и Валери Бемерики.

А как население Руанды в 1994 году отреагировало на эти призывы?

Известно как - в стране началась настоящая резня, но, к чести руандийцев, не все поддались массовому психозу и государственной пропаганде. В одной из провинций местного чиновника, отказавшегося выполнять приказы убивать тутси, закопали заживо вместе с одиннадцатью членами его семьи. Известна история женщины, прятавшей в своей хижине под кроватью семнадцать человек. Она умело воспользовалась своей репутацией колдуньи, поэтому погромщики и солдаты побоялись обыскать ее жилище.

Символом сопротивления безумию, охватившему тогда Руанду, стал управляющий столичного отеля «Тысяча холмов» Поль Русесабаджина. Сам он хуту, а его жена – тутси. Русесабаджину часто называют «руандийским Шиндлером», потому что он укрыл в своей гостинице и спас от верной гибели 1268 человек. На основе его воспоминаний в Голливуде десять лет назад был снят знаменитый фильм «Отель "Руанда"». Кстати, потом Русесабаджина стал диссидентом и эмигрировал в Бельгию. Сейчас он находится в жесткой оппозиции к существующему в Руанде политическому режиму.

Руанда сегодня

Действительно ли в ходе геноцида 1994 года пострадали не только тутси, но и хуту?

Это так - примерно 10 процентов жертв массовых убийств составляли именно хуту. Кстати, Поль Русесабаджина, будучи этническим хуту, именно в этом и обвинял правительство, пришедшее к власти после тех страшных событий.

Как сейчас живет Руанда и преодолела ли она последствия геноцида 1994 года?

После 1994 года ситуация в стране радикально изменилась, произошла полная смена элит, и теперь она активно развивается. Сейчас в Руанду идут большие западные инвестиции и гуманитарная помощь, прежде всего из США и Евросоюза. Я сам видел, что на местных рынках крестьяне продают картошку в мешках с лейблом USAID (Агентства США по международному развитию - прим. «Ленты.ру» ), то есть в мешках из-под гуманитарной помощи, - настолько велики ее размеры. Экономика Руанды растет, но в стране установился очень жесткий политический режим. Хотя в реальности у власти с 1994 года находятся тутси, официальная идеология в стране такова: нет ни хуту, ни тутси, есть только руандийцы. После геноцида активизировался процесс строительства единой нации.

Сейчас Руанда старается позиционировать себя как современное государство. Например, она проводит политику повсеместной компьютеризации - оптоволоконные кабели тянут даже в самые отдаленные деревни, хотя сельская глубинка во многом продолжает оставаться патриархальной.

Нынешняя Руанда ориентируется на Запад, в первую очередь США. В то же время в этой стране, как и повсеместно в Африке, проявляет активность Китай. Необходимо отметить и то, что несколько лет назад Руанда восстановила свое посольство в Москве, закрытое в середине 1990-х годов. Государственный язык она сменила с французского на английский. Во время геноцида большинство беженцев укрывалось в соседних англоязычных странах, где выросло новое поколение, почти не говорящее по-французски.

С Францией, которая в событиях 1994 года сыграла очень неблаговидную роль, складываются очень непростые отношения. Она поддерживала режим хуту, который организовывал геноцид, и на французских самолетах бежали из страны многие его вдохновители и идеологи. В современной Руанде до сих пор принято отрицательно относиться ко всему французскому.

Почему мировое сообщество так поздно спохватилось и фактически проморгало геноцид?

Скорее всего, оно недооценило масштаб события. К сожалению, для Африки массовые убийства не редкость, да и Руанда тогда была на периферии внимания международной общественности, озабоченной войной в Боснии. В ООН спохватились, когда счет убитым пошел на сотни тысяч. Поначалу, в апреле 1994 года, когда геноцид уже начался, Совет Безопасности ООН решил сократить численность миротворческого контингента в Руанде почти в двадцать раз – до 270 человек. Причем это решение было принято единогласно, за него проголосовала и Россия.

Обычный европеец, оказавшийся среди представителей африканского племени тутси, почувствует себя карликом, ведь средний рост местных мужчин почти 2 метра, а женщины не намного отстают от них. Мы предлагаем совершить путешествие в Центральную Африку, где живут самые высокие люди планеты.

Народ тутси, численность которого составляет около 2-2,5 миллионов человек, проживает на территории нескольких центральноафриканских государств: Руанды, Бурунди, Демократической Республики Конго и в некоторых соседних странах.


Предки тутси, пришедшие в Центральную Африку с территории Эфиопии и Судана в XV веке, занимались скотоводством. Позже они стали смешиваться с более многочисленной этнической группой хуту, переняв у них навыки земледелия и язык. Постепенно произошло и смешение этих двух народов, о чем говорит их генетическая близость. Но скотоводство по-прежнему считается более предпочтительным занятием для тутси, а выкуп за невесту также измеряется количеством передаваемого семье крупного рогатого скота.

Тутси говорят на двух близкородственных языках группы банту - рунди и раунда. Помимо родного языка, многие тутси владеют французским, который является государственным языком Руанды, Бурунди и Демократической Республики Конго. Большинство современных тутси исповедуют католицизм, хотя среди тутси, живущих в деревнях, до сих пор сильны традиционные верования. У этого народа очень богатый фольклор, они знают множество сказок, поговорок и легенд. Традиционным ремеслом, которым в совершенстве владеют тутси, является плетение различных изделий из сухой соломы и камыша. Тутси изготавливают из подручного растительного материала корзины, короба и предметы мебели.


Отличительной особенностью людей народа тутси является их высокий рост, длинные ноги и узкое вытянутое лицо. Средний рост женщин тутси составляет 175 сантиметров, а мужчин - 193 сантиметра, хотя не редкость среди тутси и люди, имеющие рост более 2-ух метров. Исследователи предполагают, что одним из факторов, повлиявших на высокий рост тутси, стало их обитание в условиях полупустынного климата саванн и традиционное занятие скотоводством, которое предполагает значительные ежедневные пешие переходы. На это указывает и тот факт, что в этом регионе Африки проживают и другие племена, представители которых отличаются более высоким ростом по сравнению с другими народами мира. Это динка, масаи, самбуру, луо и другие народы, традиционно населяющие Восточную и Центральную Африку.


Последние десятилетия были очень тяжелыми для народа тутси. Несмотря на многовековое проживание по соседству с народом хуту, обилие смешанных браков и общий язык, между этими племена вспыхнул межэтнический конфликт. Но таковы реалии постколониальной Африки: сотни тысяч тутси стали жертвами конфликта, многие были вынуждены покинуть свои места обитания. Остается лишь надеяться, что в скором времени мир воцарится в этом многострадальном регионе и тутси снова будут водить по просторам саванны свои многочисленные стада коров с грациозными рогами.