Конспект занятия в старшей логопедической группе «Путешествие в страну родственных слов». «Родственные слова

МБДОУ детский сад комбинированного вида № 39

учитель-логопед Петришина Елена Виленовна

Цели: закреплять умение образовывать родственные слова; упражнять в выделении главного и лишнего слова в группе родственных слов; упражнять в выделении родственных слов из текста.

Оборудование: пособие «Родственное дерево»; предметные картинки: подснежник, подосиновик, скворечник; пособие «Ромашка».

Ход занятия

Организационный момент

Логопед: какое сейчас время года? (Весна). А какое время года было перед весной? (Зима). Давайте немного вспомним о зиме. Давным-давно люди потеряли слово СНЕГ, потеряли его и забыли о нем. А слово попало в землю, и появились слова-ростки: СНЕГУРОЧКА, СНЕЖИНКИ, СНЕГОВИК. Посмотрели люди, послушали, а слова-то похожи, как родственники. И назвали люди такие слова РОДСТВЕННЫМИ.

1. Упражнение «Узнай по описанию»

Логопед выставляет на доску «Родственное дерево».

Логопед: Давайте мы с вами назовем родственные слова к слову СНЕГ. Я буду описывать предмет, а вы должны узнать о чем я говорю. Если ответ будет правильным, то на нашем дереве «вырастет» желудь.

Логопед:

Девочка в красивой шубке и шапочке, любит веселить ребят и приходит зимой с Дедом Морозом. (СНЕГУРОЧКА)

Его лепят из снега. Вместо носа морковка, на голове ведро. (СНЕГОВИК)

Падает, кружится; ажурная, холодная. (СНЕЖИНКА)

Логопед прикрепляет желуди на родственное дерево.

Логопед: от какого слова родились эти слова? (от слова СНЕГ)

Логопед: слово СНЕГ – главное слово.

2. Игра «Слова, которые спрятались»

Логопед читает стихотворение «Яблоко».

На пригорке яблонька стояла,

Яблочко на яблоне поспевало.

Солнышко пригрело – яблоко созрело

Ветерок подул – яблоко спугнул…

По тропинке яблоко покатилось.

На варенье яблоко пригодилось.

Получилось яблочное варенье,

А пирог с ним яблочный – просто объеденье!

Логопед: Ребята, давайте найдем слова, которые «спрятались» в этом стихотворении. Эти слова должны быть похожи на слово ЯБЛОКО. Значит слово ЯБЛОКО – главное слово.

На доске выставляется серединка ромашки, на которой наклеена картинка с изображением яблока. Логопед читает стихотворение второй раз и совместно с детьми выделяет родственные слова. К серединке ромашки прикрепляются лепестки с картинками: яблочко, яблоня, яблонька, яблочный пирог, яблочное варенье.

Логопед: теперь с помощью картинок вспомним и самостоятельно назовем слова-родственники к слову ЯБЛОКО.

3. Игра «Слово, которое не подходит»

Баран, бараний, барабан, барашек, баранина.

Логопед: какое слово здесь лишнее? (БАРАБАН). А какое слово главное среди слов: баран, бараний, барашек, баранина? (БАРАН).

Дом, домик, домашний, домино, домище.

Лес, лесок, лесник, лиса, лесной.

4. Координация речи с движением

Дети, детки, детвора!

В детский сад идти пора!

В детстве любят все играть.

Бегать, прыгать и скакать.

5. Игра «Отгадай загадку»

Логопед: надо отгадать загадки и найти в тексте слова-родственники к слову-отгадке.

Из-под снега в лесочке

Появились цветочки.

Снежок, растай!

Нам проталинку отдай! (ПОДСНЕЖНИК)

Вот осиновая роща,

Под осинкой я расту

В ярком красненьком берете…

Меня заметишь за версту. (ПОДОСИНОВИК)

Прилетят весной скворцы

Для них построим мы дворцы. (СКВОРЕЧНИК)

6. Игра «Лишний гость»

Логопед: ребята, послушайте рассказ тетушки Воды.

Был у меня день рождения. Пригласила я своих родственников. Собрались все. Водичка по камушкам играет, водомерка по водорослям прыгает, вылез даже сам водяной. Водолаз на солнышке греется, водовоз приехал в гости, бурный водопад с водицей беседу завели, а водитель пришел с гармошкой. Посмотрела я на гостей и сразу заметила чужого, не из нашей семьи. Велела я ему прочь уходить. А вы догадались, кто лишний?

7. Итог занятия

Логопед: ребята, какие слова мы сегодня подбирали? (родственные).

Цитата сообщения Хьюго_Пьюго_рукоделие

Рис. - скан игры на однокоренные слова с портала МЕРСИБО

Обучаясь в школе все дети знакомятся с темой "Однокоренные слова", где должны уметь осознанно находить, составлять, определять слова происходящие от одного корня. Но данная тема не является для школьников абсолютно новой. Так или иначе многие приобщались к понятию "однокоренные слова" еще в дошкольном возрасте в рамках некоторых образовательных программ, реализуемых в детских садах, или на подготовительных к школе занятиях, или при работе с логопедом, дефектологом. И в шесть-семь лет данная тема, определялась как "родственные" слова.

Именно родственным словам и посвящается статья. Пост содержит материалы, благодаря которым дети дошкольного возраста смогут более полно постигнуть особенности родной речи.

Итак, первоначально здесь представлена серия картинок, наглядно раскрывающая родственность слов. Когда ребенок сможет самостоятельно определять главное слово от которого и появились все остальные слова родственники, можно переходить и к играм (упражнениям) без использования наглядности, которые позволят закрепить изученный материал.

Игры по теме "Родственные слова" размещены ниже, после подборки картинок.

Следует учесть, что рассматривая слова-родственники в детском саду, опираемся на природное языковое чутьё ребенка и на свой артистизм, сообразительность и оригинальность в подаче материала, а термины типа "однокоренные слова" ни в коем случае не применяем.

Рассматривая предложенную наглядность, желательно, что бы взрослый помог ребенку самостоятельно догадаться какое же главное слово скрывается во всех словах родственниках. При этом, на начальных этапах работы не следует обращать внимание на слова, в которых наблюдается смена букв. Например, снег - снеговик - снегурочка =удачный пример; снег - снежинка - снежок - менее удачный вариант, мешающий детям уловить логику образования однокоренных понятий.

Единой, общепризнанной и жестко утвержденной методики ознакомления детей с родственными словами не разработано, поэтому задание и наглядность приведены примерные, а их использование может быть вариативно и окрашено Вашими творческими доработками и нюансами.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

Примерные игры и задания. Тема "Родственные слова". Обратите внимание, что в каждой игре следует в начале, по ходу и в конце упоминать про понятие "родственные слова" и разъяснять детям неясные моменты.

Д/и "Объяснялки" . Взрослый объясняет слово, а ребенок сам отгадывает и называет то понятие, о котором говорил педагог. Постоянно акцентируем внимание на понятии "снег", и что от него образовались слова. В конце игры подводим итог - слова родственники и все они произошли от слова "снег".
Если позволяет развитие ребенка, то педагог называет слово, а ребенок его объясняет. Так же постоянно акцентируем внимание на понятии "снег". и что от него образовались другие слова. В конце игры подводим итог - слова родственники произошли от слова "снег".

  • Снежинка - капельки воды застывшие и имеющие шестиугольную форму.
  • Снег - скопление снежинок.
  • Снегопад - момент когда снежинки падают с неба.
  • Снежная зима - зима с большим количеством выпавшего снега.
  • Снежки - комочки из снега.
  • Снеговик - фигура сделанная из трех снежных шаров.
  • Снегурочка - сказочный персонаж из снега.

Давай мы с тобой подберём родственные слова к слову МОРОЗ.

1. Д/и «Подбери «слова - родственники» (тема «Зима» ) .

На доске картинка «Зима» . Проводится беседа по картинке.

Подберите «слова - родственники» к слову «зима» . Каким словом можно ласково назвать зиму? (Зимушка.) А как можно назвать день зимой? (Зимний.) А как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие.) Каких зимующих птиц вы знаете? А как по-другому сказать «остаются на зиму» ? (Зимуют.) Итак, какие же вы вспомнили слова-родственники к слову «зима» ? (Зимушка, зимние, зимовать, зимующие.) Про что можно сказать «зимний» (лес, сад, день) ; «зимняя» (дорога, погода, пора, стужа) ; «зимнее» (небо, солнце, утро) .

2. Д/и «Доскажи словечко»

Посмотрите на картинку. Зимой на крышах, на земле, на деревьях ле-жит… (снег) . Будем подбирать «слова-родственники» к слову «снег» . А поможет нам в этом игра «Доскажи словечко»

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю … (снег)

С неба всё скользят пушинки -

Серебристые… (снежинки)

Кружатся над головою

Каруселью… (снеговою)

На полянки, на лужок

Всё снижается… (снежок)

Землю белой, чистой, нежной

Застелил постелью… (снежной)

Вот веселье для ребят

Всё сильнее … (снегопад)

Все бегут вперегонки

Все хотят играть в … (снежки)

Снежный ком - на снежный ком,

Всё украсили… (снежком)

Словно в белый пуховик

Нарядился… (снеговик)

Рядом снежная фигурка -

Это девочка… (снегурка)

На снегу-то, посмотри -

С красной грудкой… (снегири)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил (снег) .

Аналогичная работа проводится при подборе родственных слов к слову «дом» (тема «Дом и его части» )

Жил да был весёлый гном

Он в лесу построил… (дом)

Рядом жил поменьше гномик

Пол кустом он сделал… (домик)

Самый маленький гномишко

Под грибом сложил… (домишко)

Старый, мудрый гном-гномище

Выстроил большой… (домище)

Был он стар и был он сед

И большой был… (домосед)

А за печкой за трубой

Жил у гнома… (домовой)

Очень строгий, деловитый

Аккуратный… (домовитый)

Мох, калину, зверобой -

Всё из леса нёс… (домой)

Есть любил он суп вчерашний,

Пил он только квас… (домашний)

Каждый день соседи-гномы

Навещали деда… (дома)

Всех встречал радушно гном

Все любили этот … (дом) .

Подобная работа проводится в дальнейшем со следующими родственными словами:

Лес, лесок, лесной, лесник;

гриб, грибок, грибник, грибной;

вода, водные, водяной, водолаз, наводнение;

сахар, сахарный, сахарница;

носят, поднос, носильщик;

гора, горка, гористый, горный, пригорок;

лист, листик, листочек, листва, лиственница, лиственный;

дуб, дубок, дубовый;

ёж, ежиха, ежонок, ёжик, ежата, ежовый;

весна, весенний, веснянка, веснушка.

3. Д/и «Найди «лишнее» слово»

Горе, горный, гора;

Боль, большой, больница;

Водить, вода, водный;

Лес, лесник, лестница;

Море, морщины, морской;

Беседа, беседка, соседка.

4. Д/и «Назвать общую часть «слов-родственников»

Зимушка, зимовать, зимний;

Животное, живёт, живой;

Пасёт, пастух, пастушка;

Печка, печник, испечь;

Дворик, дворник, дворовый;

Сорить, мусор, насорит;

Звонить, звонок, звонкий.

7. Д/и «Найди в стихотворении родственные слова»

Сосны и сосенки - в сосняке,

А ели и ёлочки - в ельнике.

Дубки и дубочки растут в дубняке,

И в нём не найдёшь можжевельника.

У дуба крепкая кора,

Красив листок дубовый.

Дублёнку надевать пора,

К зиме готовясь новой.

Ивушки, ивы растут у реки,

Низко склоняясь над водой.

Из ивовых прутьев плетут старики

Корзиночки долгой зимой.

Осинки растут в осиннике

И тянутся к небу синему.

Под осинами - подосиновики,

Такие грибы красивые.

В лесистой местности лесочки и леса,

Здесь лесники работают вокруг,

Чтобы лесная дивная краса

Не пострадала почему-то вдруг

Мы маслим кашку маслом,

Храним его в маслёнке.

Одежду коль замаслил -

Держи её в сторонке.

В морях морские пароходы,

В морях всегда есть мореходы,

И я хочу быть моряком,

Но только не сейчас - потом.

Бывают домики, домишки и дома,

Домашнее хозяйство мы ведём,

А домоводству я учусь сама.

Своих домашних дома мы найдём.

Наступила зимушка, зимушка-зима,

Всю одежду зимнюю достала я сама.

Видно, очень долго придётся зимовать

И о лете красном с грустью вспоминать.

С лиственных деревьев падает листва,

Все листочки жёлтые осень принесла.

Листопад бывает осенью большой.

Листья вновь появятся раннею весной.

Мы все живём на родине,

В своём родном краю.

Люблю своих родителей

И родину люблю.

В процессе всей работы с текстами нужно стараться всемерно подчёркивать смысловое родство выделенных в них слов, чтобы ребёнок смог его почувствовать. В дальнейшем нужно брать любые другие «близкие» ребёнку слова и упражнять его в подборе к ним родственных слов, широко используя при этом наводящие вопросы. Например:

  • Если мороз небольшой, лёгкий, как его можно назвать?.. (морозец)
  • Поздней осенью начинаются небольшие… (заморозки)
  • Что делает мороз?.. (морозит)
  • НА морозе можно уши и нос… (отморозить)
  • Реки и озёра зимой… (замерзают)
  • Иногда вода в них насквозь… (промерзает)
  • Какая бывает погода во время мороза… (морозная)
  • А как в это время бывает на улице?.. (морозно)
  • Какая камера для замораживания продуктов есть в холодильнике?.. (морозильная)
  • Замороженные продукты потом… (размораживают)
  • Что очень вкусное делают из замороженных сливок?.. (мороженое)
Полная энциклопедия современных развивающих игр для детей. От рождения до 12 лет Вознюк Наталия Григорьевна

«Родственные слова»

«Родственные слова»

Попробуйте вместе с ребенком подобрать однокоренные слова к следующим существительным:

ДОМ (домашний, домовой, управдом, надомный, домик).

ЛЕД (ледяной, ледник, льдинка, заледенеть).

СНЕГ (снежный, снежинка, снеговик, подснежник).

ЗВОН (звонок, звонкий, звонить, перезвон).

ВЕЧЕР (вечерний, вечеринка, вечереть).

МЫЛО (мылить, мыльный, обмылок).

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РО) автора БСЭ

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

О слово старое поэта: / «Слова, слова, одни слова!» Из стихотворения «Добро б мечты, добро бы страсти...» поэта, публициста-славянофила Ивана Сергеевича Аксакова (1823- 1886).Шутливо-иронически о чьем-либо многословии; о словах, не подкрепленных

Из книги Гомеопатический справочник автора Никитин Сергей Александрович

Слова, слова, слова Из пьесы (действ. 2, сцена 1) «Гамлет» Уильяма Шекспира (1564-1616). Ответ Гамлета на вопрос Полония: «Что вы читаете, принц?»Иносказательно о велеречивости, многословии, пустых обещаниях, декларациях и т. п. (ирон.,

Из книги Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник автора Лопатин Владимир Владимирович

Из книги Энциклопедия юриста автора

Местоименные слова Местоименные слова (противопоставляемые словам знаменательным) выступают в роли существительных (напр., кто, что), прилагательных (напр., какой, такой), наречий (напр., когда, тогда, где, там), числительных (напр., сколько, столько).§ 134. Пишутся слитно

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении.Сюжеты и характеры.Зарубежная литература XX века.Книга 1 автора Новиков В. И.

Свобода слова см. Свобода мысли и слова.

Из книги Полная энциклопедия современных развивающих игр для детей. От рождения до 12 лет автора Вознюк Наталия Григорьевна

Дитя слова (A Word Child)Роман (1975)Хилари Бэрду сорок один год. Он работает «в государственном департаменте - неважно каком», в чиновничьей иерархии, если не считать машинистки и клерка, стоит на самой низкой ступеньке; живет в неуютной квартирке, которая служит ему лишь

Из книги Как писать хорошо. Классическое руководство по созданию нехудожественных текстов автора Зинсер Уильям

«Придумай слова» Игра направлена на расширение объема внимания, развитие мышления и речи.На листе бумаги напишите следующие слоги: «на», «ра», «ша», «ба», «са», «ма», «ка», «па», «ла», «ки». Затем попросите детей придумать слова из этих

Из книги Я познаю мир. Насекомые автора Ляхов Петр

«Пропавшие слова» Объясните ребенку, что сейчас вы прочитаете ему (либо предложите прочитать самому) стихотворение, слова в котором пропали. А потом прочитайте или напишите ребенку эти пропавшие слова, попросите его восстановить стихотворение.Пропавшие слова: август,

Из книги Королева мужского царства автора Парабеллум Андрей Алексеевич

«Слова» Игроки выбирают одну или несколько тем. Например, машины, школа, отдых. Ведущий называет любую букву алфавита, а все играющие пишут на листах слова по этим темам на заданную букву. По истечении 1 минуты они обмениваются листами и подсчитывают количество слов.

Из книги Курс обучения WebMoney автора Сенченко Никита

Из книги Энциклопедия доктора Мясникова о самом главном автора Мясников Александр Леонидович

«Родственные» отношения Наездники – чрезвычайно разнообразная группа насекомых и едва ли не самая плохо изученная. Знаменито большое семейство афелинид (800 видов), поскольку эти наездники развиваются на тлях, щитовках и прочих вредителях растений. Как и все яйцееды,

Из книги автора

Слова?афродизиаки Афродизиаки - это любые фразы, любые слова, которые вызывают у мужчин сексуальное возбуждение.Мы прекрасно знаем, как можно возбудить мужчину посредством зрения или тактильными методами. Но, кроме этого, сделать это можно и посредством слов.Причем не

Из книги автора

Из книги автора

7.23. Родственные души В Америке очень настороженно относятся к пациенту, если он честно говорит доктору, что употребляет алкоголь. Например, регулярное потребление 6 бутылок пива емкостью в 330 мл в день без вариантов рассматривается как алкоголизм. Нормы потребления

Использование речевых игр с дошкольниками своими руками

Утюжникова Светлана Сергеевна,учитель-логопед,МАДОУ д/с"Буратино",районный центр Кыра

Слово есть первый признак сознательной,разумной жизни.
Слово есть воссоздание внутри себя мира.(К.С.Аксаков)

Успешное речевое развитие зависит от восприятия детьми окружающего мира и от предметной деятельности.Предлагаю речевые упражнения,которые будут полезны педагогам,детям,весь иллюстративный материал рисовали сами,с помощью акварели сделали цветным.В игровой форме дошкольники познакомятся со словообразованием,научатся образовывать новые слова,понимать значение и происхождение сложных слов,выделять родственные слова.Под словообразованием понимается образование от одних слов других однокоренных слов с новым смысловым значением.
Цель: развитие словарного запаса у детей;
Задачи:
-научить отличать "родственные" по смысловому значению слова;
-обеспечить точное понимание смыслового значения усвоенных слов;
-воспитать простейшие навыки словообразования;
Оборудование: предметные картинки своими руками;
Рассмотрим наиболее простые,доступные для детей способы образования новых слов.

Варианты игр с использованием картинок

Игра "Большой-маленький"
Цель: учить детей правильному образованию и употреблению уменьшительно-ласкательных форм имен существительных;
Ход игры:
Детям показываются картинки с изображенными на них большими и маленькими предметами и по этим картинкам задаются вопросы,стимулирующие их к самостоятельному образованию слов с нужными уменьшительными суффиксами.Подберите для каждого большого предмета такой же,но маленький.Назовите маленькие предметы ласково.
Например:
Вот это большой дом.А как сказать про маленький?(домик);

Дом-домик


На картинке большой шар.А как сказать про маленький?(шарик);

Шар-шарик


А про маленький гриб?(грибочек);

Гриб-грибочек

Игра"Найди родственников"
Цель игры: развитие у детей представлений о родственных связных слов,овладение навыком подбора родственных слов,уточнение и активизация словарного запаса;
Ход игры:
Разложите картинки.Предложите детям назвать картинки.Затем попросите для каждой картинки найти пару-картинку,которая называется родственным словом.Подберите пары слов по смыслу например:

Чай-чайник

Лист-листья

Хлеб-хлебница

Снег-снеговик

Море-моряк

Рыба-рыбак


Картинка поможет проверить выполнения задания.Для того чтобы установить родство слов,необходимо понимать их,уметь объяснять значения.Попросите детей составить предложения по картинкам.Можно придумать предложения по отдельным картинкам или используя пары родственных слов.

Игра "Словообразование"
Отгадай загадки.Найди и назови картинки-отгадки.
Объясни,из каких слов составлено каждое слово-отгадка.

Вот стальная птица
В небеса стремится,
А ведёт её пилот.
Что за птица?(самоЛЁТ)


Красивые колёсики
Там их обычно два.
Ещё на нём подножка есть.
Что это,детвора?(самоКАТ)


Руки в боки,как начальник,
Раньше всех на стол встает,
Сам себе плита,и чайник-
Сам заварит,сам нальет.(самоВАР)


Есть у нас в квартире робот,-
У него огромный хобот,
Любит робот чистоту,
И гудит,как лайнер:"Туу-у"
С большой охотой пыль глотает,
Но не болеет,не чихает...(пылеСОС)


Игра"Слова-братишки"
Рассмотри и назови картинки.
Где подберезовик?
Где подосиновик? Чем эти слова похожи друг на друга?

Осинки растут в осиннике
И тянутся к небу синему.
Под осинами-подосиновики,
Такие грибы красивые!


Березовые рощи нарядны и светлы,
Березки много света с собою принесли.
Березоньки красивы,растут в березняке,
А березняк тот светлый спускается к реке.


Таким образом,дети в игровой форме познакомились со словообразованием,развивали свой словарный запас,это было интересно,познавательно и увлекательно.