Метро в Неаполе: небесные своды на дне океана. Испанские кварталы - Quartieri Spagnoli

Метро Неаполя. Станции Dante и Toledo August 11th, 2017

Продолжаем наше подземное путешествие по Неаполю. Вернее по его метро. Сегодня поглядим еще пару станций, причем одна из них, станция Toledo, фигурирует в различных рейтингах самых красивых станций метро в мире. Мы так привыкли, что Московское метро - самое красивое в мире, что некоторые с недоверием относятся к подобным рейтингам, где на первых строчках не наши, знакомые с детства станции, а что-то современное и необычное. Архитектура не стоит на месте. Дизайнеры тоже стараются всякий раз удивить нас чем-то совершенно фантастическим. И если уж мы говорим о дизайне, то итальянцы в этом самые главные мастера. "Если другие страны имеют теорию дизайна, то Италия - философию, даже идеологию дизайна", - утверждает философ и писатель Умберто Эко. Это действительно так. Итальянские дизайнеры почти всегда опережают свое время, провокационные работы вызывают бурю споров и полярных мнений, но по прошествии времени все это становится классикой. И конечно это не могло не найти отражения в оформлении станций метро. Как я уже говорил, станции в центральной части Неаполя, оформлены согласно концепции "художественные станции", такие кусочки современного искусства под землей, сегодняшние станции соответствуют этой концепции на все 100%.

Начнем со станции Dante. Станция открылись 26 марта 2011 в составе участка Dante - Università. Архитектором стала Гаэ Ауленти, известный итальянский архитектор и дизайнер. Она же занималась проектированием соседней станции Museo. Они выполнены в одном ключе, особенно это заметно внизу, на уровне платформы.
1. Станция глубокого заложения и на поверхности, на площади Данте стоят только два совмещенных павильона.

2. Одна половинка - это лифт до уровня вестибюля, а под другой накрывашкой расположен лестничный сход. Тут все очень лаконично - нержавейка и стекло. Лифтовая часть павильона закрывается стеклянными дверями. Как я понял на ночь.

3. Если снаружи все изрисовано граффити и вообще выглядят павильоны очень непрезентабельно, то внутри получше. Тут, как и на станции Museo отделка стеклянными панелями.

4. Внутри вестибюля тоже. Даже потолок отделан стеклом. снова обращаю внимание на то, что на вход стоят турникеты, а на выход простые "калитки" как в супермаркетах, это позволяет на ставить дорогостоящие турникеты и на выход тоже.

5. Над эскалаторным спуском висит такая вот неоновая инсталляция.

6. Это работа американского художника концептуалиста Джозефа Кошута. Неоновые буквы составляют цитату из третьего тома Пира Данте. У Кошута есть целая серия подобных работ с цитатами, выполненными из неоновых букв. Для данной станции, что логично, взята цитата из Данте, чьим именем и названа станция.

7. Спускаемся еще на один уровень ниже, тут еще одна работа. На этот раз итальянского художника Янниса Кунеллиса, представителя направления "арте повера", для этого направления характерно использование различных материалов далеких от искусства.

8. В данном случае это стальные листы к которым прижаты двутавровыми балками пары женской и мужской обуви.

9. Что интересно, обувь вполне себе настоящая.

10. Спускаемся на уровень ниже. Все как у Данте в "Божественной комедии", спускаемся в "ад" постепенно круг за кругом... Над эскалатором висит работа Микеланджело Пистолетто "Intermediterraneo". На зеркале нарисованы очертания Средиземного моря, которое по утверждению автора является зеркалом, которое отражает происхождение Европы, Северной Африки и восточных цивилизаций, а также в этом зеркале будет отражаться цивилизации будущего.

11. Продолжаем спускаться.

12. Еще один уровень.

13. Тут мозаичная композиция итальянца Николо де Мария "Вселенная без бомб, царство цветов, 7 красных ангелов", такой абстрактный позитивчик.

14. Похоже на наивный детский рисунок.

15. Спускаемся на платформу. Тут отделка абсолютно такая же, как на Museo.

16. При спуске на платформу, что интересно, эскалатор продублирован обычной лестницей.

17. Название станции на путевой стене в виде маленькой лаконичной таблички. Сама путевая стена черная матовая, а платформенная часть наоборот отделана белым глянцем. Такой вот получается контраст.

18. Итак, едем дальше - станция Toledo. Она естественно тоже глубокого заложения. 40 метров вниз. По другому и быть не может в центре такого старого города. Чуть копнешь, и сразу натыкаешься на огромный пласт истории. Станция расположена на пересечении улиц Armando Diaz и Toledo, отсюда и название. На поверхность ведут три лестничных схода и один лифт. Над одним из сходов накрывашка. Довольно симпатичный павильон. Сплошное остекление на точечном креплении и волнистая крыша.

19. Лифтовой павильон тоже из стекла и тоже с интересной крышей. Симпатично.

20. Кроме того тут на площади, а часть улицы Armando Diaz сделана пешеходной и образует такую вот площадь, стоят маленькие "тумбочки" с прозрачной крышкой - это колодцы естественного освещения. Вот этот вот очень глубокий.

21. Идет на несколько десятков метров, колодец выложен плиткой и по периметру на всю глубину установлены светильники. Toledo - самая глубокая станция неаполитанского метро, ее платформа лежит на глубине 50 метров.

Станция Toledo открыта 17 сентября 2012 года. Архитектором стал испанец Оскар Тускетс Бланка. На сайте архитектурного бюро нашел такой вот эскиз этой станции. Кроме архитектуры самой станции Оскар Тускетс Бланка разработал и концепцию площади над станцией.

22. В крытом павильоне эскалатор, он катает пассажиров вверх с уровня вестибюля.

23. Еще два лестничных схода для спуска на платформу. Тут то, о чем я говорил. При строительстве станции нашли много разного всего, какие то руины. Вот часть из них интегрировали в оформление станции.

24. Тут же можно почитать про работу археологов при строительстве станции.

25. В потолке вестибюля окошко.

26. В вестибюле нас встречает огромное мозаичное панно Уильяма Кентриджа "Центральная железная дорога для города Неаполя".

27.

28. Тут все отделано плиткой, причем с пола она поднимается еще и на стену. Часть стены, и, что характерно потолка, черная.

29.

30. Эскалатор вниз.

31. Кроме эскалатора вниз ведет лестница. Она идет вокруг того самого светового колодца, что мы видели на поверхности.

32. Круглое окошко.

33. Внезапно отделка меняется и это уже мозаика из мелкой плитки. Получается что ниже - это мы как бы погружаемся в морскую пучину, а сверху плитка, уложенная под углом - это как бы такие горы и скалы.

34. Спускаемся в промежуточный зал. Это то место, которое так покоряет всех и из-за которого станция Toledo входит в разные рейтинги самых красивых станций метро.

35. Прямо над эскалатором тот самый световой колодец. Конечно это все надо видеть в живую. Все мерцает и переливается, ощущаешь себя на дне морском.

36. Освещается зал светильниками за карнизами, стилизованными под волны, а также тут светильники в встроенные в балюстрады эскалаторов - крутое решение.

37. Сюда приходит лифт из вестибюля, эскалаторы и лесенка сверху. Очень эффектно сделано.

38. Та же тема с плиточкой и синим цветом идет и дальше. Поглядите вдоль стен висят длиннющие картинки с морской гладью - красиво. На этой станции отделка побогаче. Различные панели на потолке, все как любят делать у нас.

39. Спускаемся на платформу. Как всегда эскалатор продублирован лестницей.

40. На платформе продолжение морской темы.

41. Стены отделаны плиточкой - очень мне это нравится. Над платформой синего цвета панели, а вот путевая стена как обычно без отделки и выкрашена в матовый черный.

42. Действительно симпатичная станция. Не зря ее отмечают среди других.

Но мне в Неаполе больше всех понравилась другая станция, о ней в следующий раз.

Про метро Неаполя:

Продолжаем нашу прогулку по Неаполю туристическому: благопристойному и благополучному, который не стыдно показать приезжему человеку. Начали мы нашу прогулку от , а сейчас выходим на Пьяцца Плебишита.

Пьяцца Плебишита – парадное лицо города, самая представительная площадь Неаполя, да и, пожалуй, самая красивая. На ней ведут диалог два достойных собеседника – Королевский дворец и церковь Сан-Франческо-ди-Паоло . Королевский дворец выступает строгой ровной линией, церковь же тянется к нему обеими руками-колоннадами.

Самое интересное, что колоннада появилась прежде собора. В начале 19-го века Иоахим Мюрат , правивший в то время Неаполитанским королевством, решил под окнами королевского дворца оформить по-королевски роскошную площадь, годную для военных парадов и проведения праздничных церемоний. Часть построек перед дворцом была снесена, а построенная колоннада задала площади полукруглую форму.

Церковь в центре колоннады появилась уже при Фердинанде I (годы ее строительства: с 1817 по 1846). Фердинанд правил Неаполитанским королевством еще до завоевания Наполеоном Италии. Наполеон же, захватив Неаполь, «назначил» королем своего зятя Мюрата. Укрывшись на Сицилии, Фердинанд дал обет святому Франциску Паоланскому (был такой святой, последователь Франциска Ассизского) построить в его честь церковь в случае возвращения королевства. И, действительно, когда с Наполеоном и Мюратом было покончено, Фердинанд вернулся на свое королевское место и выстроил обещанную церковь перед Королевским дворцом.

Церковь Святого Франческо из Паоло построена по образцу римского Пантеона. Колоннада же вызывает ассоциации с собором Святого Петра в Ватикане. Вот такое получилось необычное соединение.

Ни разу я не попадала так, чтобы эта церковь была открытой. Наверно, надо приходить в какие-то определенные часы. Так что придется ограничиться внешним осмотром.

У подножия колонн расположились львы.

А наверху стоят статуи.

Пройдемся вдоль колонн.

На площади стоят два конных памятника – пресловутому Фердинанду I и Карлу III (скульптор Антонио Канова).

Площадь Плебишито выглядит торжественно и парадно и в то же время она очень живая: на ней частенько кто-нибудь играет в футбол, а вдоль колоннады сидит праздная публика.

На воротах:

Прежнее название площади – «Ларго ди Палаццо» – сменилось в 30-х годах 19 века на «Форум Фердинанда». А в 1946 году в Италии прошел опрос граждан (плебисцит), нужна ли итальянцам монархия. Народ высказался против королевской власти и за высылку правившего в то время Витторио Эммануэле III из страны. А площадь в память об этом этапном событии назвали Пьяцца Плебишито.

Про мы с вами говорили в предыдущий раз и даже побывали внутри.

Помимо стоящих друг против друга дворца и церкви на Пьяцца Плебишито присутствуют еще два здания, замыкающие контур площади по бокам. Это дворец Салерно и Префектура, два брата-близнеца и зеркальные отражения друг друга. Одинаково «одеты»: серый низ и красный верх (точнее – так называемый «помпейский красный»: этот цвет очень часто встречается в Неаполя).

Палаццо Салерно изначально использовался как дворцовый флигель – для размещения гостей. Сейчас в нем находится Региональное военное управление.

Над зданием Префектуры виднеются замок Сант-Эльмо и монастырь Сан-Мартино.

Кафе «Гамбринус»

В торце Префектуры размещено одно из популярнейших кафе Неаполя – «Гамбринус».

Кафе было открыто в 1880 году и повидало в своих стенах немало замечательных людей разных эпох: художников, политиков, писателей.

Заглянем и мы сюда. Можно пройти в зал, сесть за столик. А можно и просто выпить кофе за стойкой.

Кофе здесь фирменный. Мы пробовали несколько видов – трудно отдать предпочтение какому либо. Каждый хорош по-своему.

Кофе-бармены разыгрывают перед публикой маленькие спектакли: колдуют над компонентами, виртуозно подбрасывают чашки или, наоборот, делают вид, что чашка выскальзывает из рук, и они подхватывают ее в последний момент.

Каждый вид кофе подается в чашке определенной формы.

Кофе-баба подают в конусовидной креманке. До кофе приходится докапываться через слой взбитых сливок и закусывать ром-бабой.

Кофе-жеже пьют из маленьких толстостенных чашек. А слоеный ореховый кофе подается в фигурной рюмке.

К кофе можно взять пирожное. Выбор сложный:

Виа Толедо

Буквально сразу от Гамбринуса начинается пешеходная улица Толедо — главный городской променад.

Улица названа в честь испанского вице-короля дона Педро ди Толедо, при котором она и появилась (годы правления дона Педро 1532-1553).

На улице Толедо всегда оживленно.

В самом начале улицы Толедо находится станция фуникулера. Фуникулер доставляет пассажиров на вершину холма Вомеро (годен билет за 1 евро на общегородской транспорт). На Вомеро обязательно нужно зайти в картезианский монастырь Сан-Мартино : посещение этой Чертозы — одно из чудеснейших для меня воспоминаний о Неаполе.

Вид холма Вомеро, увенчанного замком и монастырем, добавляет живописности этому району. Монастырь виден в глубине каждой улицы, отходящей от виа Толедо в сторону холма.

Во второй половине дня сквозь эти улицы светит яркое солнце, и вместо людей видны только черные силуэты. Помню, в первый свой приезд в Неаполь меня просто очаровали эти улицы-лучи, спускающиеся с холма и залитые светом.

Район, расположившийся между холмом Вомеро и виа Толедо, называется Испанским кварталом (Quartieri Spagnoli) . На карте он выглядит разлинованным на маленькие аккуратные квадратики. Не все так аккуратно выглядит наяву.

Возник Испанский квартал тоже при доне Педро Толедском — там размещался испанский военный гарнизон. Впоследствии здесь возникли городские трущобы, в которые страшно было заходить — и это в двух шагах от одной из центральных улиц! В настоящее время Испанский квартал выглядит вполне приличным (по неаполитанским меркам) районом. Во всяком случае, у меня он не вызвал такого отторжения, как, скажем, район Салита или Форчелла.

По сторонам виа Толедо выстроились представительные здания офисов, деловых центров, банков, магазинов. Цены в магазинах мне показались очень демократичными.

Дворец Зеваллос

За суматохой, наблюдениями и шопингом не пропустите этот массивный портал (он будет по правую руку).

В этом здании (точный адрес: виа Толедо, 185) сейчас размещен банк Интеза. Здание было построено в 1637-1639 годах герцогом Остуни, Джованни Зеваллосом и, хотя впоследствии не раз меняло хозяев, называется по первому владельцу — дворец Зеваллоса.

Во дворец можно пройти (купив предварительно билет за 5 евро), полюбоваться его интерьерами и собранием картин. (Отличная практика есть : в любой дворец, банк ли это в настоящий момент, офис или просто частное владение, бесплатно может попасть любой желающий в определенные дни).

Первоначально в центре дворца располагался открытый внутренний двор. Впоследствии над ним возвели витражный потолок, и получился большой торжественный холл.

К сожалению, во дворце Зеваллоса у меня разрядилась камера, так что пришлось снимать на телефон.

Жаль – потому что во дворце было темновато, и на телефон мало что получилось. А интерьеры там очень симпатичные.

Инкрустация из камня:

Картинная галерея:

Главный шедевр коллекции дворца Зеваллоса – картина Караваджо «Мученичество святой Урсулы» (1660).

Вот такой когда-то была площадь перед Королевским дворцом.

А вот так виа Толедо выглядела в 1889 году (художник Карло Бранкаччо)


Станция метро Толедо

Пешеходная зона заканчивается на ларго Энрико Берлингера, узкой площади, уводящей к пьяцца Маттеоти.

В центре ларго стоит вот такой современный конный памятник.

На площади находится станция метро Толедо, которая признана одной из красивейших станций метро в мире – загляните при случае.

Испанские кварталы считаются исторической зоной Неаполя . Они поднимаются от via Toledo до corso Vittorio Emanuele .
Этот район появился в 1536 году во время испанского господства в Неаполе. Тогда же разбили улицу Толедо, назвав ее в честь вице-короля Педро Альвареса ди Толедо. Рядом селились испанские солдаты, отвечающие за порядок в городе, а в поисках развлечений они отправлялись в квартал, распложенный на крутом холме.

Так район приобрел дурную славу, где процветали проституция и преступность. Молодые неаполитанки, происходящие из бедных семей, были вынуждены продавать себя за сущие гроши, чтобы выжить. Проституция в испанских кварталах приобрела колоссальный размер, и Дон Педро был вынужден ввести закон запрещающий ее. Но новый законодательный проект никто не соблюдал. Кроме этого, на узких и темных улицах действовали банды малолетних преступников, которые грабили прохожих.

В настоящее время испанские кварталы продолжают нести криминальную славу опасного района Неаполя, вместе с этим привлекая туристов живописной, яркой и бурной атмосферой старого города.


Вдоль узких улиц, тяжело взбирающихся вверх, теснятся характерные «низкие» дома. Их часто называют жильем для бедняков. Квартира состоит из одной комнаты, кухонного угла и ванны, входная дверь, с прорезанным окном, распахивается прямо на тротуар, который в прочем является и проезжей частью. Рядом сохнет белье, стоят ведра и тазы.

В настоящее время в испанских кварталах проживает около 14 тысяч человек.
Сейчас многие «низкие» дома переделывают в мастерские и гаражи, но старые люди продолжают жить в своих квартирках.


В последнее время на первых этажах открывают траттории, обычно это семейные заведения, которые предлагают блюда местной кухни – суп из мидий, спагетти со свежими помидорами и базиликом, жареная треска и известные неаполитанские сладости.

Одним из самых ярких гастрономических мест является , расположенная по адресу vico Lungo Teatro Nuovo, 103 (закрыта в воскресенье).
Это типичная траттория, в которой меню меняется каждый день, цены очень низкие, а еда вкусная. Когда-то сюда ходили исключительно неаполитанцы, но в последнее время за столиками можно увидеть и иностранцев.
Тратторию можно узнать по длинной очереди, которая собирается во время обеда или ужина. При входе на кассе стоит «распорядитель», у которого надо записаться и ждать, когда он выкрикнет твое имя. Значит, появилось свободное место. В траттории достаточно шумно, официанты гремят посудой, кричат, поют, бегают, но со своей работой справляются великолепно, как и повара.
Nennella на неаполитанском диалекте означает «маленькая девочка», именно такой в послевоенное время была основательница траттории, которая до сих пор находится в семейном владении.
В основном зале сверху подвешена корзина для чаевых, которая опускается под хлопанье в ладоши и крики «Grazie!» всех официантов. О ценах: первые блюда 5 евро, вторые 6-7 евро.


А для того, чтобы попробовать неаполитанских сладостей, следует заглянуть в кондитерскую Ranaldi , расположенную ниже по тому же переулку.

В испанском квартале прячется церковь Святой Марии Франчески Пяти Ран Христовых (Santa Maria Francesca Cinque Piange) . Она посвящена святой, которая помогает женщинам забеременеть. Святая Мария Франческа умерла 6 октября 1791 года, и ее дом стал священным местом, особенно стул, на который должна сесть женщина, мечтающая о ребенке. Выстраивается длинная очередь, чтобы попасть к заветному стулу. Эту тему хорошо пропиарила Валерия Бруни Тедески в фильме «Замок в Италии», ее героиня мечтала забеременеть от молодого любовника Натана и всеми силами прорывалась сквозь очередь, чтобы присесть на «кресло материнства».
Адрес: Vico 3 Re a Toledo,13. Открыта: с 9:30 до 12:00


Если говорить о более печальных (и криминальных) вещах, то испанские кварталы считаются зоной наибольшей активности организованной преступности, т.е. каморры.
В последние годы здесь стали орудовать банды малолетних преступников, которых в итальянской прессе любят называть baby gang. Подростки от 10 до 16 лет объединяются в группы и промышляют грабежами и кражами не только на своих родных улицах, но и в других частях Неаполя. Их называют новыми хозяевами испанских кварталов.
Также здесь находится площадь, называемая «площадью супруги» (piazza della sposa), куда прибывают наркотики, которые сбывают на месте и распространяются дальше по городу.
Криминальные сводки наполнены кровавыми сообщениями, которые поступают с переулков испанских кварталов. Недавно босс Марко Мариано стал сотрудничать с полицией, за этим последовал передел власти, и участились ночные взрывы на улицах испанских кварталов.


Станция Toledo – одна из самых красивых в метро Неаполя. Расположенная будто бы под небесными сводами, она напоминает арт-павильон. Мозаика, причудливо подсвеченная синими и серебряными оттенками, создаёт оптическую иллюзию, а эскалатор кажется тоннелем, ведущим прямо под облака.

Столь необычный способ организации подземного пространства придумал испанский архитектор Оскар Тускетс Бланка. Совместно с южноафриканским художником по свету Уильямом Кентриджем он разработал уникальную систему освещения. Благодаря ей пассажирам станции кажется, что они попадают то ли под мерцающее яркими звездами небо, то ли прямиком на океанское дно, кишащее светящими медузами. Toledo открылась в сентября 2012 года. Это одна из самых глубокозаложенных станций метро в мире. На ней установлено 18 эскалаторов. Два из них опускаются на глубину 30 метров – высоту одиннадцатиэтажного дома.

Архитектурный проект, воплощенный в тоннелях станции метро Toledo, – часть масштабного городского плана Неаполя. В течение нескольких последних лет ведущие дизайнеры, художники и архитекторы мира превращают станции метро города в подземные произведения искусства.

Небесный свод на станции Toledo // edella


Эскалатор в неапольском метро на станции Toledo // edella


Переход на станции метро Toledo // edella


Стоимость

Увидеть уникальный дизайн станции Толедо можно спустившись в метро. Билет UnicoCampania действует на всех видах городского транспорта Неаполя, в том числе и в метро. Разовый билет на 90 минут (orario) обойдется в 1,3 евро, на 24 часа (giornaliero) – в 3,6 евро. Купить проездные можно в кассах и специальных автоматах, расположенных у входа на станции и на автобусных остановках, а также в сигаретных киосках с надписью Tabacchi.

Метро в Неаполе открыто с 6:00 до 23:00. Интервал движения – 5-6 минут в часы пик; в остальное время поезда ходят раз в 10-15 минут.

Для осмотра мерцающего дизайна станции Толедо в Неаполе лучше всего выбрать раннее утро или поздний вечер. В часы пик здесь довольно многолюдно; разглядывать светящиеся своды в толпе проблематично.

Как добраться

Станция метро Toledo находится на линии №1 (обозначена на карте желтым цветом). Вход на станцию расположен на Виа-Толедо – главной торговой улице Неаполя. Местные жители по-прежнему называют её Виа-Рома; такое название улица носила более ста лет, с 1870 по 1980 гг.

Добраться до Неаполя из Рима можно на самолете или поезде. Расстояние между городами – 220 километров. Время в пути на самолете составит меньше часа, по железной дороге – от часа (на скоростном поезде Italo Treno; 15 евро) до двух с половиной часов (поезд Treno Regionale; 12 евро).

Расположение

Вход на станцию метро Toledo находится на оживленной улице Виа-Толедо в центре . Город является административным центром региона Кампания и расположен на юго-западе .