Миротворческие операции ООН. Порядок их проведения

Что наличие миротворцев уместно, однако подчеркивает, что эти силы "должны находиться на линии разграничения и ни на каких других территориях".

Кроме того, глава РФ акцентирует, что решать подобный конфликт необходимо с представителями "ДНР" и "ЛНР" после разведения сторон и отвода тяжелой техники.

В свою очередь представитель Украины на переговорах в Минске, первый вице-спикер Верховной Рады Ирина Геращенко заявила, что речи о миротворцах лишь вдоль линии разграничения идти не может.

"Миротворцы должны быть введены на всю оккупированную россиянами территорию, чтобы мониторить ситуацию с безопасностью и демилитаризацией, их мандат должен заканчиваться на украинско-российской границе", - считает она.

Ранее тему миротворцев на Донбассе поднимал президент Украины Петр Порошенко. В августе он заявил, что намерен презентовать идею введения миротворцев на оккупированный Донбасс на сессии Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке в сентябре текущего года.

Глава фракции БПП Артур Герасимов заявил, что введение миротворческой миссии на Донбасс возможно сразу в трех вариантах.

"Сейчас в обсуждении есть несколько вариантов. Первый - это, например, формат, предложенный президентом, озвученный во время сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Также в обсуждении действительно находится формат ввода миротворцев под формат ОБСЕ. И также обсуждается введение миротворцев под формат полицейской миссии из Европы. Что будет быстрее и будет эффективнее, покажет время", - привела слова парламентария пресс-служба "Блока Петра Порошенко".

Данное обсуждение – уже не первое, касающееся темы "миротворцы и Донбасс". Активизация в конце августа-начале сентября может быть связана с визитом спецпредставителя США на Донбассе Курта Волкера в Москву, о результатах которого подробных данных нет. Ранее тема миротворцев в зоне конфликта периодически всплывала в информационном пространстве, однако консенсуса по ней достичь не удалось, поскольку стороны конфликта озвучивают кардинально различные предложения по размещению и функциям миротворцев.

Предлагаем разобраться, что же вообще из себя представляют миротворческие миссии ООН и какова их роль в современном мире.

"Придет ООН и все разрулит? Это не так"

Практика показывает, что ввод миротворцев в зону конфликта фактически означает его заморозку на неопределенное время.

За последние 15 лет самым коротким участие "голубых касок" было в Бурунди (2 года) и на Восточном Тиморе (3 года). Большинство же миссий длятся с 2002-2004 годов и до сегодня.

Фото из открытых источников

Подобную мысль в интервью изданию Forum Daily высказал постоянный представитель Украины в ООН Владимир Ельченко.

"Следует понимать, однако, что даже если будет принято такое решение, это займет много-много месяцев и не принесет результата, которого ждет простой человек, думающий, что придет ООН и все разрулит. Это не так. В лучшем случае - будет заморозка конфликта", - сказал украинский дипломат.

Он также скептически прокомментировал "Радио Свобода " последние инициативы по поводу миротворцев, заявив, что введение миссии невозможно до полного прекращения боевых действий.

Кроме того, стоит учитывать, что миротворцы ООН преимущественно участвуют в урегулировании конфликтов в странах третьего мира Африки, Азии и Центральной Америки. Последняя миссия ООН в Европе – это контингент в Косово, введенный в регион в 1999 году. Таким образом, появление миссии в Украине авторитета стране не прибавит.

Миссии бывают разные

Существует два вида миротворческих операций ООН: миссии наблюдателей и операции с участием миротворческих сил.

Разница между ними в том, что наблюдатели безоружны, имеют дипломатический статус и неприкосновенность, а военнослужащие миротворческих сил вооружены легким вооружением, которое они могут применять лишь в целях самообороны (использовать оружие против гражданских лиц и принимать какую-либо из сторон конфликта запрещено).

Напомним, в Украине уже длительное время действует наблюдательная миссия под эгидой ОБСЕ, эффективность которой является весьма сомнительной.

В то время, пока миротворцы обеспечивают мир на местах, посредники из ООН встречаются с руководством воюющих сторон или стран и пытаются найти мирное решение.

Кто и каким образом принимает решение об отправке миротворцев

По мере развития конфликта, ООН проводит серию консультаций, в которых обычно принимают участие все заинтересованные стороны, в том числе – правительство принимающей страны, региональные и межправительственные организации и государства-члены, которые готовы предоставить воинский и полицейский контингент для операции по поддержанию мира.

Затем в страну, где запланировано развертывание операции ООН, отправляется миссия по технической оценке. Она проводит оценку безопасности, политической, военной и гуманитарной ситуации. На основании выводов миссии генеральный секретарь ООН делает доклад, в котором предлагает варианты для развертывания операции.

После этого Совет безопасности официально санкционирует проведение операции путем принятия резолюции, в которой определяется мандат и масштабы, а также излагаются задачи, которые необходимо достигнуть.

Напомним, что в Совбез ООН входят 15 государств-членов - 5 постоянных и 10 непостоянных, избираемых Генеральной ассамблеей ООН на двухлетний срок по 5 каждый год. Пять постоянных членов Совбеза – Великобритания, Франция, США, Китай и Россия. Решения Совбеза требуют 9 голосов из 15, включая совпадающие голоса всех постоянных членов. Но что самое главное – каждый из них имеет право вето.

В своих решениях Совбез руководствуется главой VI Устава, рассматривающей вопросы "мирного разрешения споров" и главой VII, содержащей положения, предусматривающие "действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии". Именно последняя глава в последнее время наиболее часто упоминается в контексте принятия решений по развертыванию операций.


Фото из открытых источников

Отметим, что в определенных ситуациях Генеральная ассамблея может принимать решения по вопросам мира и безопасности, несмотря на положение об ограничении ее полномочий, предусмотренное Уставом ООН.

Резолюция 377 (V) "Единство в пользу мира" Генеральной ассамблеи от 3 ноября 1950 года предусматривает право Генеральной ассамблеи рассматривать вопросы в том случае, если Совет безопасности не в состоянии выполнить свои обязанности вследствие разногласий постоянных членов. Это положение касается всех случаев, когда имеются основания усматривать угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии. Генеральная Ассамблея может рассматривать этот вопрос для того, чтобы вынести рекомендации членам относительно принятия коллективных мер в целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

За всю историю миротворческой деятельности ООН ссылка на данную резолюцию была сделана всего один раз, когда в 1956 году по решению Генеральной ассамблеи были созданы Первые чрезвычайные вооруженные силы ООН (ЧВС ООН I) на Ближнем Востоке.

Миротворцы ООН на сегодняшний день

У ООН нет собственных вооруженных сил и полицейских формирований, поэтому необходимый военный и полицейский персонал по просьбе предоставляют государства-члены. Миротворцы носят военную форму своих стран, и об их принадлежности к миротворческому контингенту ООН свидетельствуют только голубая каска или берет и опознавательный значок.


Фото из открытых источников

Гражданский персонал операций по поддержанию мира - это международные гражданские служащие, набор и развертывание которых осуществляет Секретариат ООН.

В настоящий момент развернуто 16 миротворческих операций. Руководство операциями осуществляет Департамент операций по поддержанию мира. В общей сложности, в миссиях участвуют 80067 военных, 11982 представителя полиции, 1543 военных наблюдателя, а также 15153 представителя гражданского персонала.

29 мая ежегодно отмечается Международный день миротворцев Организации Объединенных Наций (International Day of United Nations Peacekeepers). Он был учрежден в 2002 г. по решению Генеральной Ассамблеи ООН с тем, чтобы отдать дань уважения всем служащим миротворческих контингентов организации и почтить память отдавших свои жизни на службе под ее флагом с 1948 г. Начиная с 2008 г. этот день сопровождается проведением мероприятий, объединенных общей темой. Тема 2017 г. - "Вклад в достижение мира во всем мире".

История миротворческой деятельности

Миротворческая деятельность рассматривается ООН как один из ключевых инструментов управления кризисами.

  • Первая миротворческая миссия ООН, получившая название "Орган Организации Объединенных Наций по наблюдению за выполнением условий перемирия", была учреждена 29 мая 1948 г. Она заключалась в установлении международного контроля над соблюдением перемирия между Израилем и арабскими государствами во время арабо-израильской войны 1948-1949 гг.
  • Первые чрезвычайные вооруженные силы ООН в составе 10 стран были созданы в ноябре 1956 г. для наблюдения за отводом иностранных войск (Франции, Англии и Израиля) из зоны Суэцкого канала (Египет) во время арабо-израильской войны 1956-1957 гг. Тогда же впервые были использованы голубые береты и каски, ставшие символом миротворцев.
  • С 1948 г. ООН учредила в общей сложности 71 операцию по поддержанию мира.
  • В 1988 г. за мужество и самоотверженность, проявленные при проведении миротворческих операций, Силы ООН по поддержанию мира были награждены Нобелевской премией мира.
  • За все время существования миротворческих сил ООН в их рядах несли службу более миллиона военных, полицейских и гражданских сотрудников, более 3,5 тыс. миротворцев погибли, в том числе 117 в 2016 г.
  • В настоящее время миротворческий контингент насчитывает 113 тыс. человек из 124 государств-членов ООН. Они участвуют в 16 текущих миссиях по поддержанию мира в Европе, Америке, Азии и Африке.

Мероприятия

В честь дня миротворцев в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке генеральный секретарь ООН или его первый заместитель проводит церемонию возложения венков в память о миротворцах, погибших при исполнении обязанностей.

Кроме того, проходит посмертное награждение военных, полицейских и гражданских сотрудников ООН, погибших в предыдущем году, медалью Дага Хаммаршельда (генсек ООН в 1953-1961 гг., погиб в авиакатастрофе в Северной Родезии, ныне Замбия). Медаль была учреждена в 1997 г. на заседании Совета Безопасности ООН по случаю 50-й годовщины миротворческой деятельности.

В 2014 г. была учреждена медаль "За исключительную отвагу" имени капитана Мбайе Дианя, военнослужащего из Сенегала, спасшего сотни мирных жителей во время геноцида 1994 г. в Руанде и погибшего при исполнении служебных обязанностей.

День миротворцев отмечается и в самих миссиях по поддержанию мира. Проводятся различные мероприятия для укрепления связей с местным населением - спортивные и литературные конкурсы, концерты, конференции и семинары, посещения школ и приютов.

Материал подготовлен по данным "ТАСС-Досье"

Важным инструментом поддержания мира и международной безопасности являются миротворческие операции ООН. Их деятельность определена рядом резолюций Генеральной Ассамблеи, принятых в соответствии с Уставом ООН. В самом Уставе ООН проведение миротворческих операций не предусмотрено. Однако они могут быть обусловлены целями и принципами ООН, поэтому Совет Безопасности регулярно рассматривает вопросы о необходимости той или иной миротворческой миссии.

Осуществление миротворческой операции ООН может выражаться в:

Расследовании инцидентов и проведении переговоров с конфликтующими сторонами с целью их примирения;

Проверке соблюдения договоренности о прекращении огня;

Содействии поддержанию законности и правопорядка;

Предоставлении гуманитарной помощи;

Наблюдении за ситуацией.

Первой миротворческой миссией ООН был контроль за перемирием, достигнутым в арабо-израильском конфликте в 1948 г.

Миротворческие силы ООН (миротворческий контингент ООН) представляют собой вооружённые контингенты стран – членов ООН, выделенные согласно Уставу ООН в целях предотвращения или ликвидации угрозы миру и безопасности путём совместных принудительных действий (военная демонстрация, военная блокада и т.д.), если меры экономического и политического характера окажутся или оказались недостаточными.

Решения о создании, составе, использовании и финансировании миротворческих сил ООН принимаются Советом Безопасности ООН. Стратегическое руководство осуществляется Военно-штабным комитетом.

Деятельность Организации Объединенных Наций по поддержанию мира направлена на создание условий для установления прочного мира в странах, переживающих конфликт.

Деятельность по поддержанию мира является одним из наиболее эффективных инструментов, имеющихся в распоряжении ООН для оказания помощи принимающим странам, переживающим сложный период выхода из конфликтной ситуации.

Миротворческая деятельность обладает рядом уникальных преимуществ, включая легитимность и принцип распределения ответственности, а также потенциал по развертыванию и обеспечению функционирования военных и полицейских контингентов из различных стран мира и объединению их усилий с усилиями гражданских миротворцев в целях осуществления комплексных мандатов.

Миротворцы ООН обеспечивают безопасность, политическую поддержку и содействие миростроительству в странах, выходящих из конфликтной ситуации.

В своей деятельности по поддержанию мира ООН руководствуется тремя основными принципами:

согласие сторон;

беспристрастность;

неприменение силы за исключением случаев самообороны и защиты мандата.

Решение о развертывании новой операции ООН по поддержанию мира принимает Совет Безопасности.


Решение принимается после того, как был принят ряд необходимых мер.

По мере развития конфликта, его углубления или процесса урегулирования ООН, как правило, проводит серию консультаций, чтобы выбрать наиболее эффективные меры реагирования со стороны международного сообщества. В консультациях обычно принимают участие следующие стороны:

все заинтересованные стороны ООН;

правительство потенциальной принимающей страны и участники на местах;

государства-члены, в том числе государства, которые могли бы предоставить воинский и полицейский контингент для операции по поддержанию мира;

региональные и другие межправительственные организации;

другие ключевые внешние партнеры.

На начальном этапе Генеральный секретарь ООН может попросить дать стратегическую оценку, чтобы определить все возможные варианты участия ООН.

Если позволяют условия безопасности, Секретариат, как правило, направляет миссию по технической оценке в страну или на территорию, где предполагается развертывание операции ООН по поддержанию мира. Миссия по оценке проводит обзор общей обстановки в области безопасности, политической, военной и гуманитарной ситуации, положения в области прав человека на местах и анализирует возможные последствия этих факторов для операции. На основании выводов и рекомендаций, сделанных миссией по оценке, Генеральный секретарь ООН приступает к подготовке доклада для Совета Безопасности. В докладе будут представлены соответствующие варианты для развертывания операции по поддержанию мира с учетом ее масштабов и ресурсов. Кроме того, в доклад включается информация о финансовых последствиях и предварительная смета затрат.

Если Совет Безопасности приходит к заключению, что развертывание операции ООН по поддержанию мира является наиболее адекватной мерой, он официально санкционирует проведение операции путем принятия резолюции. В резолюции определяются мандат и масштабы операции и подробно излагаются задачи, которые должна выполнить операция. Затем Генеральная Ассамблея утверждает бюджет и ресурсы операции.

Генеральный секретарь, как правило, назначает главу миссии (обычно это Специальный представитель) для руководства операцией по поддержанию мира. Глава миссии подотчетен заместителю Генерального секретаря по операциям по поддержанию мира в Центральных учреждениях ООН.

Генеральный секретарь также назначает командующего силами операции по поддержанию мира, комиссара полиции и старший гражданский персонал. На Департамент операций по поддержанию мира (ДОПМ) и Департамент полевой поддержки (ДПП) возлагаются обязанности по кадровому комплектованию гражданских компонентов операции по поддержанию мира.

Тем временем под руководством главы миссии, ДОПМ и ДПП осуществляется планирование политического, военного, оперативного аспектов и поддержки (то есть материально-технического обеспечения и управления) операции по поддержанию мира. Этап планирования обычно включает создание в Центральных учреждениях совместной рабочей группы или комплексной целевой группы миссии с участием всех соответствующих департаментов, фондов и программ ООН.

После этого в максимально сжатые сроки осуществляется развертывание операции с учетом условий безопасности и политической ситуации на местах.

Как правило, операция начинается с выдвижения передовой группы для организации штаб-квартиры миссии и постепенно расширяется, охватывая все компоненты и регионы, предусмотренные мандатом.

ООН не имеет собственных вооруженных сил и полицейских формирований, и необходимый для каждой операции военный и полицейский персонал по просьбе Организации предоставляют государства-члены. Миротворцы носят военную форму своих стран, и об их принадлежности к миротворческому контингенту ООН свидетельствуют только голубая каска или берет и опознавательный значок.

Гражданский персонал операций по поддержанию мира – это международные гражданские служащие, набор и развертывание которых осуществляет Секретариат ООН.

Генеральный секретарь затем готовит регулярные отчеты Совету Безопасности о выполнении мандата миссии.

Совет Безопасности рассматривает эти отчеты и обзоры и, если требуется, обновляет и корректирует мандат миссии до ее завершения или закрытия.

ООН начала свою миротворческую деятельность в 1948 г. с учреждения Органа ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия (ОНВУП) на Ближнем Востоке. С тех пор в общей сложности было проведено 68 операций по поддержанию мира.

С 1948 г. более 130 стран предоставляли свой военный и полицейский персонал и гражданских сотрудников для проведения миротворческих операций ООН. За время, прошедшее после учреждения первой операции по поддержанию мира, под флагом ООН служило более миллиона военнослужащих, полицейских и гражданских лиц.

В настоящее время на четырех континентах развернуто 16 операций ООН по поддержанию мира.

Первоначально операции по поддержанию мира представляли собой в основном операции по обеспечению соблюдения соглашений о прекращении огня и разъединении враждующих сторон после межгосударственных войн.

Окончание «холодной войны» привело к радикальному изменению характера операций ООН по поддержанию мира. Совет Безопасности ООН стал учреждать более крупные и сложные миссии ООН по поддержанию мира, зачастую предназначенные для оказания помощи в выполнении всеобъемлющих мирных соглашений между участниками внутригосударственных конфликтов. Кроме того, операции по поддержанию мира стали включать в себя все больше невоенных элементов. Для координации таких операций в 1992 г. был создан Департамент операций по поддержанию мира ООН.

Совет Безопасности ООН начал направлять миротворцев и в такие зоны конфликтов, где не было достигнуто прекращение огня и не было получено согласие всех сторон в конфликте на присутствие миротворческих войск (например, миротворческая операция в Сомали). Некоторые задачи, порученные этим миротворческим миссиям, оказалось невозможно выполнить с теми ресурсами и персоналом, которые у них имелись. Эти неудачи, самыми болезненными из которых стали массовые убийства в Сребренице (Босния) в 1995 г. и в Руанде в 1994 г., вынудили ООН тщательно проанализировать концепцию операций по поддержанию мира.

ДОПМ укрепил подразделения, обеспечивающие миссии военными и полицейскими советниками. Он создал новое подразделение – Группу по передовой практике миротворческой деятельности, которая должна анализировать накапливаемый опыт и предоставлять миссиям рекомендации по гендерным вопросам; принимать меры по улучшению поведения миротворцев; планировать программы разоружения, демобилизации и реинтеграции; и разрабатывать методы охраны правопорядка и решения других задач. Для обеспечения наличия бюджетных средств у каждой новой миссии с момента её учреждения был создан механизм финансирования на предмандатном этапе, а база материально-технического снабжения ДОПМ в Бриндизи (Италия) получила финансовые средства для закупки стратегических запасов, необходимых для развертывания миссий. Была укреплена система непрерывного обучения дополнительного персонала на случай быстрого развертывания. ДОПМ реорганизовал систему резервных соглашений ООН (ЮНСАС), которая включает реестр конкретных ресурсов государств – членов, в том числе военных и гражданских специалистов, материалы и имущество, предоставляемые для нужд операций ООН. Обновлённая ЮНСАС ныне предусматривает предоставление сил в течение первых 30-90 дней с момента учреждения новой операции.

Военнослужащие, проходящие службу в составе операций ООН по поддержанию мира, получают денежное довольствие от правительств своих стран. При этом эти страны получают компенсацию от ООН. Все государства-члены ООН обязаны выплачивать свои доли расходов на операции по поддержанию мира в соответствии с формулой, которую они сами установили.

Начиная с 90-х годов ХХ века миротворческая деятельность ООН все больше осуществляется во взаимодействии с региональными организациями. Первой операцией ООН, развернутой в том же месте, где проводилась операция региональных сил по поддержанию мира, стала миссия в Либерии в 1993 г. Региональные силы были направлены туда Экономическим сообществом западноафриканских государств (ЭКОВАС). В 1994 г. миссия ООН в Грузии начала сотрудничать с миротворческими силами СНГ. Во второй половине 1990-х годов миротворческие операции, в Боснии и Герцеговине и Косово проводились ООН совместно с НАТО, ЕС и ОБСЕ. В Афганистане возглавляемые НАТО Международные силы содействия безопасности для Афганистана тесно взаимодействуют с миссией ООН по оказанию политической поддержки.

Перечень миротворческих миссий и операций ООН:

С 1948 г. по настоящее время: Орган ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия (ОНВУП), Ближний Восток.

С 1949 г. по настоящее время: Группа военных наблюдателей ООН в Индии и Пакистане (ГВНООНИП), Индия, Пакистан.

1956-1967 гг.: Первые Чрезвычайные вооруженные силы ООН I (ЧВС ООН I), Египет, Израиль.

1958 г.: Группа ООН по наблюдению в Ливане (ЮНОГИЛ), Ливан.

1960-1964 гг.: Операция ООН в Конго (ОНУК), ДР Конго.

1962-1963 гг.: Силы безопасности ООН в Западной Новой Гвинее (Западном Ириане) (СБООН), Нидерландская Новая Гвинея.

1963-1964 гг.: Миссия ООН по наблюдению в Йемене (МООННЙ), Йемен.

С 1964 г. по настоящее время: Вооруженные силы ООН по поддержанию мира на Кипре (ВСООНК), Республика Кипр, Турецкая Республика Северного Кипра.

1965-1966 гг.: Миссия Представителя Генерального секретаря ООН в Доминиканской Республике (ДОМРЕП), Доминиканская Республика.

1965-1966 гг.: Индо-пакистанская миссия ООН по наблюдению (ЮНИПОМ), Индия, Пакистан.

1973-1979 гг.: Вторые Чрезвычайные вооруженные силы ООН II (ЧВС ООН II), Египет, Израиль.

С 1974 г. по настоящее время: Силы ООН по наблюдению за разъединением (СООННР), Сирия, Израиль.

С 1978 г. по настоящее время: Временные силы ООН в Ливане (ВСООНЛ), Ливан.

1988-1990 гг.: Миссия добрых услуг ООН в Афганистане и Пакистане (ЮНГОМАП), Афганистан, Пакистан.

1988-1991 гг.: Ирано-иракская группа военных наблюдателей ООН (ИИГВНООН), Иран, Ирак.

1989-1991 гг.: Контрольная миссия ООН в Анголе I (КМООНА I), Ангола.

1989-1990 гг.: Группа ООН по оказанию помощи в переходный период (ЮНТАГ), Намибия, Ангола.

1989-1992 гг.: Группа наблюдателей ООН в Центральной Америке (ГНООН в ЦА), Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, Сальвадор.

1991-2003 гг.: Ирако-кувейтская миссия ООН по наблюдению (ИКМООНН), Ирак, Кувейт.

1991-1995 гг.: Контрольная миссия ООН в Анголе II (КМООНА II), Ангола.

1991-1995 гг.: Миссия наблюдателей ООН в Сальвадоре (МНООНС), Сальвадор.

С 1991 г. по настоящее время: Миссия ООН по проведению референдума в Западной Сахаре (МООНРЗС), Западная Сахара.

1991-1992 гг.: Передовая миссия ООН в Камбодже (ПМООНК), Камбоджа.

1991-1995 гг.: Силы ООН по охране (СООНО), Бывшая Югославия, Босния и Герцеговина, Македония, Хорватия, СР Югославия.

1992-1993 гг.: Временный орган ООН в Камбодже (ЮНТАК), Камбоджа.

1992-1993 гг. Операция ООН в Сомали I (ЮНОСОМ I), Сомали.

1992-1994 гг.: Операция ООН в Мозамбике (ЮНОМОЗ), Мозамбик.

1993-1995 гг.: Операция ООН в Сомали II (ЮНОСОМ II), Сомали.

1993-1994 гг.: Миссия наблюдателей ООН Уганда-Руанда (МНООНУР), Уганда, Руанда.

1993-2009 гг.: Миссия ООН по наблюдению в Грузии (МООННГ), Грузия.

1993-1997 гг.: Миссия наблюдателей ООН в Либерии (МНООНЛ), Либерия.

1993-1996 гг.: Mиссия ООН в Гаити (МООНГ), Гаити.

1993-1996 гг.: Миссия ООН по оказанию помощи Руанде (МООНПР), Руанда.

1994 г.: Миссия наблюдателей ООН в полосе Аозу (ГНООНПА), Чад.

1994-2000 гг.: Миссия наблюдателей ООН в Таджикистане (МНООНТ), Таджикистан.

1995-1997 гг.: Контрольная миссия ООН в Анголе III (КМООНА III), Ангола.

1995-1996 гг.: Операция ООН по восстановлению доверия в Хорватии (ОООНВД), Хорватия.

1995-1999 гг.: Силы превентивного развертывания ООН (СПРООН), Македония.

1995-2002 гг.: Миссия ООН в Боснии и Герцеговине (МООНБГ), Босния и Герцеговина.

1996-1998 гг.: Временная администрация Организации Объединённых Наций для Восточной Славонии, Бараньи и Западного Срема (ВАООНВС), Хорватия.

1996-2002 гг.: Миссия наблюдателей ООН на Превлакском полуострове (МНООНПП), Хорватия.

1996-1997 гг.: Миссия ООН по поддержке в Гаити (МООНПГ), Гаити.

1997 г.: Контрольная миссия ООН в Гватемале (МИНУГУА), Гватемала.

1997-1999 гг.: Миссия наблюдателей ООН в Анголе (МНООНА), Ангола.

1997 г.: Переходная миссия ООН в Гаити (ПМООНГ), Гаити.

1998 г.: Группа ООН по поддержке гражданской полиции (ГППООН), Хорватия.

1998-2000 гг.: Миссия ООН в Центральноафриканской Республике (МООНЦАР), ЦАР.

1998-1999 гг.: Миссия наблюдателей ООН в Сьерра-Леоне (МНООНСЛ), Сьерра-Леоне.

С 1999 г. по настоящее время: Миссия ООН по делам временной администрации в Косово (МООНК), СР Югославия (Сербия), Республика Косово.

1999-2005 гг.: Миссия ООН в Сьерра-Леоне (МООНСЛ), Сьерра-Леоне.

1999-2002 гг.: Временная администрация ООН в Восточном Тиморе (ВАООНВТ), Индонезия, Восточный Тимор.

1999-2010 гг.: Миссия ООН в Демократической Республике Конго (МООНДРК), ДР Конго.

2000-2008 гг.: Миссия ООН в Эфиопии и Эритрее (МООНЭЭ), Эфиопия.

С 2002 г. по настоящее время: Миссия ООН по содействию Афганистану (МООНСА), Афганистан.

2002-2005 гг.: Миссия ООН по поддержке в Восточном Тиморе (МООНПВТ), Восточный Тимор.

С 2003 г. по настоящее время: Миссия ООН в Либерии (МООНЛ), Либерия.

С 2004 г. по настоящее время: Операция ООН в Кот-д"Ивуаре (ОООНКИ), Кот-д’Ивуар.

С 2004 г. по настоящее время: Миссия ООН по стабилизации в Гаити (МООНСГ), Гаити.

2004-2006 гг.: Операция ООН в Бурунди (ОНЮБ), Бурунди.

2005-2011 гг.: Миссия ООН в Судане (МООНВС), Судан.

2006-2012 гг.: Интегрированная миссия ООН в Тиморе-Лешти (ИМООНТ), Восточный Тимор.

С 2007 г. по настоящее время: Смешанная операция Африканского союза и ООН в Дарфуре (ЮНАМИД), Судан.

2007-2010 гг.: Миссия ООН в Центральноафриканской Республике и Чаде, (МИНУРКАТ), Чад, ЦАР.

С 2010 г. по настоящее время: Миссия ООН по стабилизации в Демократической Республике Конго (МООНСДРК), ДР Конго.

С 2011 г. по настоящее время: Временные силы ООН по обеспечению безопасности в Абьее (ЮНИСФА), Судан.

С 2011 г. по настоящее время: Миссия ООН в Республике Южный Судан (МООНЮС), Южный Судан.

С 2011 г. по настоящее время: Миссия ООН по поддержке в Ливии (МООНПЛ), Ливия.

2012 г.: Миссия ООН по наблюдению в Сирии (МООННС), Сирия.

С 2013 г. по настоящее время: Многопрофильная комплексная миссия ООН по стабилизации в Мали (МИНУСМА), Мали.

Важным инструментом поддержания мира становятся миротворческие операции ООН. Их деятельность регулируется принятое на основе Устава ООН серией резолюций Генеральной Ассамблеи, которая регулярно Рассматривает вопрос о миротворческих операциях. Необходимость такого рода регулирования определяется двумя моментами.

Во-первых, миротворческие операции приобрели Значительный размах.

Во-вторых, они прямо не предусмотрены Уставом ООН, а вытекают из его общих целей и принципов.

Под миротворчества понимается применение многонациональных сил под командованием ООН для ограничения и урегулирования конфликтов между странами. Миротворческие операции выполняют роль нейтральной третьей стороны для установления и сохранения режима прекращения огня и создания буферной зоны между воюющимы сторонами. Кроме того, они оказывают помощь в проведении выборов и в обезвреживания смертоносных наземных мин.

Существуют два вида миротворческих операций: миссии наблюдателей и операции с участием миротворческих сил. Наблюдатели безоружны, а военнослужащие миротворческих сил ООН вооружены легким вооружением, которое они могут применять исключительно в целях самообороны. Миротворцев ООН легко узнать по эмблему ООН и голубым беретам, Которые они носят, находясь на службе. Голубые каски, ставшие символом миротворцев ООН, надеваются во время любых операций, когда существует опасность. Миротворцы носят свою национальную форму. Правительства, предоставляющие войска, сохраняют полный контроль за своими воинскими контингентами, несущими службу под флагом ООН.

Совет Безопасности вправе применять вооруженные силы для осуществления своих решений об устранении угрозы миру или любого его нарушения. Речь идет о военном принуждении. Оно может выражаться в участие в сражениях, в силовом разделении воюющих сторон и т.п. Соответствующий положениям Устава ООН принадлежит важная превентивная роль. Однако на практике они не применялись. Юридически к ним нельзя отнести и в принципе поддержанные ООН операции США и их союзников против Ирака (1990 - 1991 гг.).

В отличие от этого миротворчество означает операции ВООРУЖЕННЫХ сил без применения оружия, за исключением случаев самообороны, осуществляемый с согласия основных воюющих сторон и предназначенный для наблюдения за соблюдением соглашения о перемирии. Цель - поддержка дипломатического усилий во имя достижения политического урегулирования спора.

Миротворческие силы ООН характеризуются следующими чертами:

Их персонал предоставляется и оснащается государствами-членами;

Миротворческие силы применяются по решению Совета Безопасности и в рамках этого решения;

Миротворческие силы действуют под флагом ООН;

Миротворческие силы используются при наличии желания сторон в конфликте его прекратить;

Миротворческие силы подчиняются Генеральному секретарю ООН.

Миротворческие силы были применены уже в 1948 г. По решению Совета Безопасности на разные участки границы еврейского государства были ориентированы группы наблюдателей для контроля за перемирие, предписанным решением Совета Безопасности. Эти группы в количестве 217 военных наблюдателей действуют и поныне.

Как правило, Совет Безопасности ООН учреждает миссии по поддержания мира и определяет параметры их деятельности. Это достигается путем предоставления Миссии мандата - описания стоящих перед ними задач. Чтобы учредить новую миссию по поддержания мира или изменить мандат или численность личного состава любой существующей миссии, за соответствующее предложение Должны проголосовать девять из 15 государств - членов Совета Безопасности.

Тем не менее, если любой из пяти постоянных членов - Китай, Российская Федерация, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты или Франция - проголосует против такого предложения, оно не принимается.

Департамент операций по поддержания мира руководит и управляет миссией от имени Генерального секретаря, який отчитывается о их деятельности перед Советом Безопасности. Большинство миссий возглавляют специальные представители Генерального секретаря. ДОПМ помогает Генеральному секретарю формулировать правила и процедуры деятельности по поддержания мира, вынос рекомендации в отношении учреждения новых миссий и Управляя существующими миссии. Кроме того, Департамент поддерживает ряд политических миссий, таких, как Миссия ООН по содействие Афганистану, Отделение ООН в Восточном Тиморе и Объединенное представительство ООН в Сьерра-Леоне.

Старшие военные офицеры, штабные офицеры и военные наблюдатели, служащие в миссии ООН, нанимаются на службу непосредственно ООН, как правило, на основе прикомандирования от своих национальных ВООРУЖЕННЫХ сил. Миротворческие контингенты, известные как «голубые каски», участвуют в миротворческих операциях ООН на условиях, Которые тщательно Прорабатываются правительствами предоставляющих их стран, и остаются в целом под юрисдикцией ЭТИХ правительств, хотя и служат под оперативным командованием ООН.

Полномочия направят миротворцев сохраняются за соответствующей правительствами, Которые добровольно их предоставляют. Правительства также несут и ответственность за выплату им денежного довольствия, дисциплинарные и кадровые вопросы.

Государства-члены предоставляют также полицейских, Которые служат на тех же условиях, что и военные наблюдатели, а именно в качестве «прикомандированных экспертов», получающих жалование от ООН.

Совет Безопасности может также санкционировать операции по поддержания мира, осуществляемый другими организациями. Например в 1999 году после завершения НАТО своих бомбовых ударов Совет поручили НАТО поддерживать мир в Косово (в форме Сил для Косово, или СДК). Одновременно Совет учредил миссию ООН по делам временной администрации в Косово (МООНК) - операцию ООН по поддержания мира - и поручили ей обеспечить административное управление территорией, поддерживать там законность и правопорядок и Формировать демократические институты самоуправления. В том же году Совет уполномочил международные силы под командованием Австралии восстановить порядок на Восточном Тиморе - ныне Восточного Тимора. В следующем году эти силы были заменены операцией ООН по поддержания мира. В 2001 году Совет уполномочил международную коалицию - Международные силы содействия безопасности (ИСАФ) - обеспечить военное присутствие в Афганистане, а также учредил политическую миссию ООН для оказания поддержки переходного правительству. В октябре 2003 года Совет уполномочил многонациональны силы под командованием США поддерживать безопасность и стабильность в Ираке. В 2004 году Совет предложил Африканский союз обеспечить мониторинг обстановки в Дарфуре, Судан, в то время как посредством переговоров между сторонами были предприняты попытки достичь мира.

46. ​​Международно-правовые проблемы разоружения. Ракетно-ядерное разоружение. Договор о.

Разоружение является надежной гарантией безопасности. Эта идея нашла отражение в ряде международно-правовых актов. Получила распространение концепция принципа разоружения. Обязательства государств в этой области сформулировано в принципе неприменения силы следующим образом: государства должны добросовестно вести переговоры с целью быстрого укладення универсального договора о всеобщем и полном разоружении под эффективным международным контролем.

Устав ООН уполномочил Генеральную Ассамблею «рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулювання вооружений» (ст. 11). На Совет Безопасности возложена ответственность за формулировку «планов создания системы регулирования вооружений» (ст. 26).

О том, что является общим и полным разоружением, можно судить по одобренной Генеральной Ассамблеей Совместным заявлением правительств СССР и США 1961 Она предполагает роспуск вооруженных сил, ликвидации вийськових сооружений и вооружений; уничтожение и прекращение производства оружия массового уничтожения, а также средств его доставки; упразднение органов военного руководства и прекращение военного обучения; припинення расходования средств на военные цели. Сохраняются только военные средства, необходимые для поддержания внутреннего правопорядка.

Нереальность достижения полного разоружения вскоре стала очевидной, поскольку государства требовали вооружений для гарантування своей безопасности, поддержания внутреннего порядка и выполнения миротворческих функций, поэтому возможно лишь частичное разоружение, сокращение вооружений.

Особое значение имеет предотвращение употребления ядерной оружия и других видов оружия массового поражения (химического, бактериологического, радиологичнои, экологической).

Начиная с 1961 г.., Генеральная Ассамблея ООН приняла ряд резолюций, запрещающих применение ядерного оружия. Существенное зна чение имеют соглашения между СССР и США - Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны 1971, Соглашение о предотвращении ядерной войны 1973 г. и др..

В 1963 был подписан Московский договор о запрещении випробувань ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. В1996 г.. Генеральная Ассамблея приняла Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.

С 1968 г.. Действует Договор о нераспространении ядерного оружия. Державы, обладающих ядерным оружием, обязались не передавать ее неядерным государствам, а последние обязались не принимать ядерное оружие. Перед заключением настоящего Договора Совет Безопасности в 1968 прийняла Резолюцию об обеспечении безопасности, согласно которой агрессия с применением ядерного оружия или угрозы такой агрессии против государства, не обладающего ядерным оружием, вызовет немедленные действия со стороны Совета Безопасности, и прежде все ее постоянных членов.

Итак, позиция международного права в отношении ядерного оружия выглядит следующим образом:

а) не запрещено обладание ядерным оружием теми государствами, которые ее уже располагают (ядерные державы)

б) распространение этого оружия является противоправным;

в) неядерным государствам должны быть предоставлены гарантии безопасности от

ядерной агрессии.

Существенную роль в ограничении распространения ядерного оружия и в забезпеченни безопасности неядерных государств играют безъядерные зоны. В 1967 г. Был принят Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америци, который объявил регион свободным от ядерного оружия. Вторая безъядерная зона была создана в 1985 году. Путем принятия Договора о безъядерной зоне пивденноичастины Тихого океана. В нем содержатся нормы, запрещающие захоронения радиоактивных веществ в море в пределах зоны. Подписав Протокол II, пять ядерных государств приняли на себя те же обязательства, что и в отношении Латинской Америки.

Договор об Антарктике 1959 создал безъядерную зону, заборонившы проведения любых испытаний ядерного оружия в Антарктици.Договир о космосе 1967р.заборонив вывода на орбиту и размещения в космическом пространстве ядерного зброи.Угода о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979. установила дополнительные ограничения в этом плани.Договир о морском дне 1971 запрещает размещение любой ядерного оружия на морском дне и в его недрах.

Что касается неядерных видов оружия массового поражения, то в этой области серьезным достижением стала Конвенция о запрещении розробкы, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 и Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993

Экологическим средствам и методам ведения войны посвящена Конвенцию о запрещении военного или любого иного враждебного застосування средств воздействия на природную середовище1976 г. Конвенция запрещает прибегать к любому враждебного применения средств воздействия на природную среду, которые имеют массовые, длительные и тяжелые последствия. В частности, запрещается использование средств, способных изменить погодные условия, вызвать землетрясения, приливные волны, затопления, а также привесты к истощению озонового слоя.

Одним из главных направлений обеспечения международной безопасности является ограничении стратегических вооружений (ОСВ). Разумеется, основная роль в этом процессе с самого начала принадлежала двум «сверхдержавам» - СССР и СЕЛА. В 1972 году. Они подписали соглашения, известные как ОСВ-1. Они включають Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (СНВ).

Договор по ПРОобмежив количество районов размещения систем ПРО двумя для каждой из Сторон. В 1974 г. Стороны подписали Протокол, ограничивающий количество районов ПРО одним для каждой из Сторон. Обмеження О имело важное значение, поскольку уменьшало способность потенциального агрессора противостоять удару в видповидь.Однак, в 2001 г.. США денонсировали Договор по ПРО.

Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений 1972 ввела ограничения в отношении килькостипус-ковихустановок стратегических баллистических ракет. Было также ограничено количество баллистических ракет на подводных лодках до 950 для СССР и до 710 для США. Срок действия Соглашения - пять лет. Однако в 1977 г.. Стороны заявили, что они будут и в дальнейшем придерживаться Соглашения.

В 1987 г.. В результате встречи на высшем уровне между СССР и США был подписан Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Договор предусмотрел ликвидацию целого класса ядерных вооружений. В марте 2002 г.. В результате встречи президентов России и США был подписан новый Договор между РФ и США о сокращении стратегических наступательных потенциалов.

Сокращение обычных вооружений только начинает осуществляться, и притом довольно медленно. Самым существенным достижением в этой области является Договор об обычных вооруженных силах в Европе, подписанный в Париже в 1990 году. 22 государствами. Им предусмотрено значительное сокращение наземных и воздушных, но не морских сил.

Все, что нужно знать о миротворческих миссиях ООН

Устав ООН возлагает на Совет Безопасности главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности

Президент Украины Петр Порошенко 18 февраля предложил Совету национальной безопасности и обороны , с чем СНБО согласился. Украинские власти обратятся к ООН и Евросоюзу и попросят о развертывании на территории Украины миротворческих миссий по поддержанию мира и безопасности. Это значит, что Украина официально признает, что не в состоянии самостоятельно справиться с конфликтом на Донбассе.

Боевики против

Боевики и Россия сразу же выступили с . "Это является фактическим нарушением комплекса мер по выполнению минских соглашений. Соответственно, мы крайне отрицательно к этому относимся, более того, намерены обратиться к главам государств, которые выступили гарантами выполнения взятых обязательств на себя Украиной", - сказал представитель боевиков "ДНР" на переговорах контактной группы Денис Пушилин.

Сергей Нарышкин назвал возможное введение миротворцев на восток Украины "элементом эрозии минских договоренностей". "Конечно, минские договоренности не предусматривают такой меры, и, на мой взгляд, это может быть элементом эрозии минских соглашений", - отметил спикер Госдумы РФ. также заявил, что заявления Украины о приглашении на восток страны миротворцев якобы ставят под сомнение намерение властей Украины выполнять минские договоренности.

Почему же боевики, которые буквально несколько недель назад поддерживали идею размещения миротворцев на Донбассе, сейчас столь резко изменили точку зрения? Все дело в подходе. В администрации Порошенко уточнили - имеется в виду приглашение миротворцев как на линию столкновений, так и на российско-украинскую границу на донбасском участке, а не только на линию разграничения, как того хотели боевики. Кроме того, Киев не видит там миротворцев России и Белоруссии, о чем "мечтали" самопровозглашенные республики. Обращение властей Украины будет в первую очередь к западным странам.

Новости по теме

Ввод "голубых касок" на границу между Донбассом и Россией будет означать перекрытие этой самой границы и невозможность поставок вооружений и живой силы из России на Донбасс. Без этого "республики" не смогут "выжить" и без поставок боеприпасов просто прекратят сопротивление. Ни в "ДНР"/"ЛНР", ни в России на это не пойдут. Поэтому в реальности стоит рассматривать вопрос возможного участия миротворцев ООН в урегулировании конфликта на Донбассе в обход позиции РФ. Но возможно ли это?

Миротворцы в деле

Что значит ввод миротворцев в зону конфликта? В первую очередь – его заморозку на неопределенное время. Если посмотреть на список миротворческих миссий ООН за последние 15 лет – самым коротким участие "голубых касок" было в Бурунди (2 года) и на Восточном Тиморе (3 года). Большинство же миссий длятся с 2002-2004 годов и до сегодня. Это больше 10 лет. К примеру, в Косово операция длится с 1999 года.

Во-вторых, миротворцы ООН преимущественно участвуют в урегулировании конфликтов в странах третьего мира Африки, Азии и Центральной Америки. Последняя миссия ООН в Европе – это уже упомянутый контингент в Косово, введенный в регион в 1999 году. До этого были миссии в других странах Балкан – Хорватии, Македонии, Югославии, Боснии. Если посмотреть на 2000-2015 годы – это Афганистан, Либерия, Кот-Д"Ивуар, Гаити, Бурунди, Судан, Чад, ЦАР, ДР Конго, Ливия, Мали и другие подобные страны. И если Украина попадет в этот список, авторитета стране это не добавит.

В-третьих, существуют два вида миротворческих операций ООН: миссии наблюдателей и операции с участием миротворческих сил. Наблюдатели безоружны, а военнослужащие миротворческих сил ООН вооружены легким вооружением, которое они могут применять исключительно в целях самообороны. Если говорить о первом – в Украине уже действует наблюдательная миссия ОБСЕ, эффективность которой в урегулировании конфликта весьма сомнительна. Если же речь идет о военнослужащих миротворческих сил ООН – возникнут серьезные проблемы с выдачей мандата на ввод "голубых касок".

Право Совбеза ООН

Устав ООН возлагает на Совет Безопасности главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Выполняя возложенную на него функцию, Совет может учреждать операцию ООН по поддержанию мира. Развертывание операций ООН по поддержанию мира осуществляется на основе мандатов, предоставленных Советом Безопасности Организации Объединенных Наций. Поставленные задачи различаются в разных ситуациях в зависимости от характера конфликта и специфики конкретных проблем.

Новости по теме

Глава VI Устава рассматривает вопросы "мирного разрешения споров". Операции ООН по поддержанию мира традиционно опирались на Устав. Однако Совет Безопасности имеет право не ссылаться на конкретную главу Устава при принятии резолюции, санкционирующей развертывание операции ООН, и он никогда не делал ссылку на главу VI Устава.

Глава VII содержит положения, предусматривающие "действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии". В последние годы Совет стал делать ссылки на главу VII Устава при принятии резолюций, санкционирующих развертывание операций ООН по поддержанию мира в сложных условиях постконфликтных ситуаций в тех случаях, когда государство не способно обеспечить безопасность и общественный порядок. В этом контексте ссылка на главу VII Устава может рассматриваться не только как правовое основание для действий Совета Безопасности, но и как заявление о твердой политической воле и напоминание сторонам конфликта и другим членам ООН об их обязанности выполнять решения Совета Безопасности.

Развертывание операций ООН по поддержанию мира осуществляется на основе мандатов Совета Безопасности Организации Объединенных Наций. В Совбез ООН входят 15 государств-членов - 5 постоянных и 10 непостоянных, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на двухлетний срок по 5 каждый год. Пять постоянных членов Совбеза – Великобритания, Франция, США, Китай и Россия. Решения Совбеза требуют 9 голосов из 15, включая совпадающие голоса всех постоянных членов. Но что самое главное – каждый из них имеет право вето. Это значит, что Россия может ветировать любое решение СБ ООН, ведь она официально не признана участником конфликта. К примеру, в 2014 году Россия наложила вето в Совете Безопасности ООН на предложенный западными странами проект резолюции о нелегитимности референдума в Крыму. При этом Китай воздержался от голосования. Впоследствии Крым был присоединен к Российской Федерации.

Новости по теме

Если бы Россию официально признали участником конфликта, решение о конкретных мерах могла бы принять Генассамблея ООН, где не существует право вето, а решения принимаются 2/3 голосов членов. Генеральная Ассамблея играет ключевую роль в финансировании миротворческой деятельности, хотя непосредственно не принимает политических решений по вопросам учреждения или завершения операций ООН по поддержанию мира. Но осуществляет контроль над миротворческой деятельностью ООН через посредство Специального комитета по операциям по поддержанию мира.


Однако в определенных ситуациях Генеральная Ассамблея может принимать решения по вопросам мира и безопасности, несмотря на положение об ограничении ее полномочий, предусмотренное Уставом ООН.

Резолюция 377 (V) "Единство в пользу мира" Генеральной Ассамблеи от 3 ноября 1950 года предусматривает право Генеральной Ассамблеи рассматривать вопросы в том случае, если Совет Безопасности не в состоянии выполнить свои обязанности вследствие разногласий постоянных членов. Это положение касается всех случаев, когда имеются основания усматривать угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии. Генеральная Ассамблея может рассматривать этот вопрос для того, чтобы вынести рекомендации членам относительно принятия коллективных мер в целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

За всю историю миротворческой деятельности ООН ссылка на данную резолюцию была сделана всего один раз, когда в 1956 году по решению Генеральной Ассамблеи были созданы Первые чрезвычайные вооруженные силы ООН (ЧВС ООН I) на Ближнем Востоке.

Как принимаются решения о вводе миротворцев в зону конфликта

По мере развития конфликта, его углубления или процесса урегулирования ООН, как правило, проводит серию консультаций, чтобы выбрать наиболее эффективные меры реагирования со стороны международного сообщества. В консультациях обычно принимают участие следующие стороны:

Новости по теме

Все заинтересованные стороны ООН;

Правительство потенциальной принимающей страны и участники на местах;

Государства-члены, в том числе государства, которые могли бы предоставить воинский и полицейский контингент для операции по поддержанию мира;

Региональные и другие межправительственные организации;

Другие ключевые внешние партнеры.

На начальном этапе генеральный секретарь ООН может попросить дать стратегическую оценку, чтобы определить все возможные варианты участия ООН.

Если позволяют условия безопасности, Секретариат, как правило, направляет миссию по технической оценке в страну или на территорию, где предполагается развертывание операции ООН по поддержанию мира. Миссия по оценке проводит обзор общей обстановки в области безопасности, политической, военной и гуманитарной ситуации, положения в области прав человека на местах и анализирует возможные последствия этих факторов для операции. На основании выводов и рекомендаций, сделанных миссией по оценке, генеральный секретарь ООН приступает к подготовке доклада для Совета Безопасности. В докладе будут представлены соответствующие варианты для развертывания операции по поддержанию мира с учетом ее масштабов и ресурсов. Кроме того, в доклад включается информация о финансовых последствиях и предварительная смета затрат.

Если Совет Безопасности приходит к заключению, что развертывание операции ООН по поддержанию мира является наиболее адекватной мерой, он официально санкционирует проведение операции путем принятия резолюции. В резолюции определяются мандат и масштабы операции и подробно излагаются задачи, которые должна выполнить операция. Затем Генеральная Ассамблея утверждает бюджет и ресурсы операции.

Генеральный секретарь, как правило, назначает главу миссии (обычно это Специальный представитель) для руководства операцией по поддержанию мира. Глава миссии подотчетен заместителю Генерального секретаря по операциям по поддержанию мира в Центральных учреждениях ООН.

Генеральный секретарь также назначает командующего силами операции по поддержанию мира, комиссара полиции и старший гражданский персонал. На Департамент операций по поддержанию мира и Департамент полевой поддержки возлагаются обязанности по кадровому комплектованию гражданских компонентов операции по поддержанию мира.

Новости по теме

Тем временем под руководством главы миссии, ДОПМ и ДПП осуществляется планирование политического, военного, оперативного аспектов и поддержки (то есть материально-технического обеспечения и управления) операции по поддержанию мира. Этап планирования обычно включает создание в Центральных учреждениях совместной рабочей группы или комплексной целевой группы миссии с участием всех соответствующих департаментов, фондов и программ ООН.

После этого в максимально сжатые сроки осуществляется развертывание операции с учетом условий безопасности и политической ситуации на местах. Как правило, операция начинается с выдвижения передовой группы для организации штаб-квартиры миссии и постепенно расширяется, охватывая все компоненты и регионы, предусмотренные мандатом.

ООН не имеет собственных вооруженных сил и полицейских формирований, и необходимый для каждой операции военный и полицейский персонал по просьбе Организации предоставляют государства-члены. Миротворцы носят военную форму своих стран, и об их принадлежности к миротворческому контингенту ООН свидетельствуют только голубая каска или берет и опознавательный значок.


Гражданский персонал операций по поддержанию мира - это международные гражданские служащие, набор и развертывание которых осуществляет Секретариат ООН.

Генеральный секретарь затем готовит регулярные отчеты Совету Безопасности о выполнении мандата миссии. Совет Безопасности рассматривает эти отчеты и обзоры и, если требуется, обновляет и корректирует мандат миссии до ее завершения или закрытия.

Миротворцы ООН на сегодняшний день

В настоящий момент развернуто 16 миротворческих операций. Руководство операциями осуществляет Департамент операций по поддержанию мира.



Численность военного и полицейского персонала - 103 тыс. 798 человек по состоянию на 31 декабря 2014 года:

Военнослужащие - 89 607;

Полиция - 12 436;

Военные наблюдатели - 1755.

Международный персонал - 5325;

Местный персонал - 11 762.

Общая численность персонала, служащего в 16 операциях по поддержанию мира, - 122 тыс. 729 человек.

Страны, предоставившие военный и полицейский персонал -128.

Общее число погибших (текущие операции) - 1543.

Общее число погибших во всех операциях по поддержанию мира с 1948 года - 3315.

Утвержденный бюджет на период с 1 июля 2014 года по 30 июня 2015 года: приблизительно 7,06 млрд долл. США. Сумма причитающихся невыплаченных взносов на операции по поддержанию мира (по состоянию на 31 декабря 2014 года): приблизительно 1,28 млрд долл. США.

P. S. Помимо ООН, миротворческий мандат может выдать ОБСЕ. Но здесь может возникнуть множество вопросов в свете эффективности работы миссии ОБСЕ. Еще один вариант, обсуждавшийся и ранее – полицейская миссия Евросоюза.