Крестовый подход. За что «Свидетелей Иеговы» признали экстремистами

17 августа 2017 года Выборгский городской суд (Ленинградская область) признал книгу Свидетелей Иеговы под названием «Священное писание. Перевод нового мира» экстремистской литературой. Ранее Верховным судом РФ была признана экстремистской и запрещена на территории России организация Свидетелей Иеговы (подробнее об этом по ссылке).

Как оценивать решение о признании «Перевода нового мира» экстремистским материалом?

Решение суда следует оценивать, прежде всего, юридически. Нужно получить официальное судебное решение, прочесть его, выяснить, нет ли в нем нарушений каких-либо законов, логических противоречий, фактологических неточностей или просто фактических ошибок, нужно выяснить, правильно ли в судебном решении трактуются законные и подзаконные акты, к которым рассматриваемое решение апеллирует. Именно так с судебными решениями работают адвокаты.

Если нарушения, ошибки и/или неправильные трактовки найдены, можно подавать апелляцию на судебное решение и рассчитывать на то, что суд высшей инстанции эту апелляцию удовлетворит. Можно, конечно, подавать апелляцию и по каким-то формальным или вообще по высосанным из пальца основаниям, но в этом случае необходимо отдавать себе отчет в том, что вероятность удовлетворения апелляции снижается.

Итак, те, кто критикует решение Выборгского городского суда, должны в первую очередь показать, что не так с этим решением с правовой, с юридической точки зрения, например, взять критерии экстремистской деятельности, приведенные в «Законе о противодействии экстремистской деятельности», и показать, что в «Переводе нового мира» нет фраз, нет фрагментов текста, подпадающих под эти критерии, или что суд неправильно применил критерии экстремистской деятельности.

Но, конечно, значительно легче просто поднимать шум в дружественных СМИ, кричать о том, что «Закон о противодействии экстремистской деятельности» не законен, что Выборгский суд неправосуден, что эксперты, сделавшие вывод о наличии экстремизма в «Переводе нового мира», не компетентны и ангажированы.

Я же исхожу из того, что в судах Российской Федерации работают компетентные люди и доверять решениям российских судов можно и нужно, пока не приведены факты, показывающие, что конкретный судья или коллегия судей совершили юридическую ошибку (от ошибок, как известно, никто не застрахован).

Однако вместо этого конструктивного и вполне правового подхода, мы видим сегодня подход, мягко говоря, не конструктивный. В частности, ряд СМИ пытаются, по-видимому, набрать себе на критике решения Выборгского суда политические очки и решить свои политические задачи, рассказывая, с одной стороны, о чуть ли не возвращении богоборческих времен и, с другой стороны, о клерикализации страны и о кровожадной РПЦ, уничтожающей своих конкурентов.

Так, уже сегодня мы видим огромное количество странных, мягко говоря заголовков, таких, как:


  • «Библия под запретом»

  • «Запрет одного из переводов Библии значит, что покусились на библейский текст»

  • «Как превратить священную книгу в экстремистскую»

  • «Суд Выборга решил уничтожить Библию»

  • «В России суд признал библию экстремистской литературой»

  • «Экстремизм в Библии»

Эти заголовки, с одной стороны, призваны испугать верующих, в том числе и православных: мол, на Святое замахнулись эти чиновники!

С другой стороны, эти заголовки призваны противопоставить Выборгский суд самому Путину, ведь известно, что еще в 2015 году Владимир Владимирович лично внес изменение в «Закон об экстремистской деятельности», которое вывело за рамки обвинений в экстремизме Библию и некоторые другие священные книги.

Разумеется, журналисты имеют право использовать громкие заголовки, чтобы привлечь внимание к тому или иному событию, но давайте все-таки посмотрим на факты.

Конечно, Библию в России никто не запрещал, не объявлял экстремистской и не приказывал уничтожить. Признана экстремистской лишь вполне конкретная книга, которая ее создателями позиционируется, как наиболее точный, не искаженный перевод Библии. Причем если эту книгу и можно признать именно переводом, а не идеологизированным пересказом, типа «Соединения и перевода четырех евангелий» Л.Н. Толстого, то перевод этот весьма сомнителен как с точки зрения науки (филологии, библеистики), так и с точки зрения традиционных конфессий, он весьма тенденциозен и служит, прежде всего, целям вербовки и легитимизации учения секты Свидетелей Иеговы.

Далее. Дело в том, что признание экстремисткой некоей книги, которая написана экстремистской организацией и позиционируется этой организацией как правильный перевод Библии, никак не противоречит внесенному В.В. Путиным в 2015 году изменению в закон «О противодействии экстремистской деятельности», в соответствии с которым Библия, Коран, Танах и Ганджур, их содержание и цитаты из них не могут признаваться экстремистскими материалами.
Почему?

А давайте взглянем на внесенное Президентом РФ изменение пристальнее:

«Федеральным законом устанавливается, что Библия, Коран, Танах и Ганджур, составляющие духовную основу христианства, ислама, иудаизма и буддизма - религий, являющихся неотъемлемой частью исторического наследия народов России, равно как и их содержание и цитаты из них, не могут быть признаны экстремистскими материалами».

Итак, мы видим, что это изменение закона касается не просто Библии как некоего текста-в-себе. Речь идет о том, что не может быть признана экстремистской книга, «составляющая духовную основу христианства, ислама, иудаизма и буддизма - религий, являющихся неотъемлемой частью исторического наследия народов России».

И еще разок: не может быть признана экстремистской книга, «составляющая духовную основу религий, являющихся неотъемлемой частью исторического наследия народов России».

При этом понятно, что учение Свидетелей Иеговы, никак не может быть признано религией, являющейся неотъемлемой частью исторического наследия народов России, а ведь внесенное Путиным изменение в закон об экстремистской деятельности преследует именно цель защиты религий, являющихся неотъемлемыми составляющими исторического наследия народов России.

Кстати, и христианами Свидетели Иеговы не являются. Дело в том, что христиане - это те и только те верующие, которые признают, что Иисус Христос - это Бог. Свидетели Иеговы же Христа Богом не считают, хотя и упоминают его в своих книгах и даже отводят ему важную роль. И вот если мы признаем Свидетелей Иеговы христианами только потому, что Иисус упоминается в их книгах и играет важную роль в их учении, то мы должны признать христианами и мусульман: пророк Мухаммад тоже говорил об Иисусе (в Коране Иисуса называют «Иса») и даже считал его пророком (посланником) Аллаха.

Так что никакого противоречия между, так сказать, «неподсудностью Библии» и признанием текста Свидетелей Иеговы экстремистским нет.

И конечно, нужно сказать несколько слов и о том, кто сегодня активно критикует решение Выборгского суда.

Как говориться, мы видим все те же лица. Тут вам и проамериканское «Радио «Свобода»», и информационно-аналитический центр «Сова» - структура, которая, можно сказать, специализируется на защите сект, орудующих в России, и так называемый «Славянский правовой центр», занимающийся примерно тем же, что и «Сова», и, разумеется «Открытая Россия» - структура эмигрировавшего из России опального олигарха Ходорковского, которая не упускает случая навесить на нашу страну еще какой-нибудь негативный ярлык и покричать о «путинском беспределе».

Разбирать доводы перечисленных критиков, по-моему, просто не имеет смысла. Впрочем, можно отметить, что ни один из этих критиков не удосужился прочесть собственно решение Выборгского суда и проанализировать его именно с точки зрения закона и правоприменительной практики, не попытался выяснить, а есть ли все-таки в «Переводе нового мира» экстремизм именно в юридическом смысле, и не понял (или не захотел понять), в чем смысл изменения, внесенного Путиным в «закон об экстремизме». Везде мы видим только диссидентские завывания а-ля «путинский режим наступает на свободу совести», «РПЦ атакует», «экстремизм - это миф», «Библию нельзя запрещать», «суд не правосудный», «эксперты не эксперты», «государство не должно решать, во что следует верить».

Впрочем, есть один критик, который, на первый взгляд, критиком выступать не должен был бы. И потому его аргументы, я думаю, необходимо разобрать. Речь идет об известном российском борце с сектами Александре Дворкине.

И вот, что Дворкин пишет на сайте своего Центра.

«Этот перевод… - не экстремистский!» - очень громкое заявление, но совершенно не обоснованное. На каком основании Дворкин это заявляет? Он читал решения суда, проанализировал его и пришел к выводу, что критерии экстремизма применены неправильно? Тогда почему Дворкин не ссылается на конкретные пункты судебного решения?

«Библия, как ее не искажай, не может быть экстремистской…» - опять какое-то бездоказательное утверждение. Повторю: читал ли Дворкин решение суда? Узнал ли, что конкретно суд посчитал экстремистским в тексте «Перевода нового мира»? Если читал и не согласен, следовало бы привести конкретные формулировки.

Впрочем, давайте прочтем это утверждение Дворкина до конца:

«Библия, как ее не искажай, не может быть экстремистской, что … подтверждено законом нашей страны» - здесь Дворкин, как мне кажется, не удосужился все-таки прочитать изменение, внесенное в «Закон о противодействии экстремистской деятельности» Президентом и понять, что это изменение защищает не Библию вообще, а только Библию, как священный текст ряда традиционных для России конфессий.

«это все же перевод Библии, хоть и искаженный» - опять утверждение без приведенного основания. С чего Дворкин это взял? А я вот считаю, что на предмет того, является ли «Перевода нового мира» именно перевод, а не тенденциозным и причесанным в определенную сторону пересказом, можно и нужно спорить.

«Экстремистскими могут быть современные комментарии и толкования к Библии, равно как и к другой древней священной книге… Но речь идет о комментариях, а не о самом тексте, как бы он не был искажен» - опять совершенно голословное утверждение, впрочем, мне кажется, что Дворкин делает такие утверждение вообще довольно часто. С чего Дворкин взял, что комментарий или толкование может быть экстремистским, а перевод - не может? Мне не понятно. Например, если в русском переводе Библии вместо слова «евреи», будет использовано слово «жиды», думаю, об экстремизме вполне можно будет говорить.

«Переводы могут быть разными - точными и не очень, буквальными и иносказательными, верными и ошибочными и т. д. Ученые специалисты - лингвисты и историки, филологи и богословы - обсуждают их, устраняют те или иные неточности, критикуют подлоги и передергивания смысла. Но не дело государству встревать в эту полемику» - но наше государство и не встревало ни в какую полемику. Выборгский суд лишь принял решение о том, что конкретный тест является экстремистским по ряду критериев, описанных в законе.

«Не дело государству, в лице своих не слишком компетентных в языкознании, теологии и религиоведении чиновников выносить решение, какой перевод правильный, а какой - нет, какая вера истинная, а какая нет».

Во-первых, государство не выносило решений о том, какая вера истинная, а какая - нет, и о том, какой перевод более правильный. Государство лишь указало, что в конкретном тексте есть признаки экстремизма, и потому этот текст является экстремистским материалом.

Во-вторых, кто дал Дворкину право бездоказательно обвинять кого-либо в некомпетентности, да еще и в такой форме, что можно подумать, что это обвинение выдвинуто в адрес не конкретных чиновников, а в адрес чиновников вообще? Тут Дворкин, как мне кажется, должен был бы конкретизировать, кого именно он считает некомпетентным (судью, прокурора, экспертов, всех сразу?) и по каким критериям.

Кстати, лично мне вдвойне странно слышать такие обвинения от человека, который сам с формальной точки зрения не является ни лингвистом, ни филологом, ни теологом, ни религиоведом.

Дальше Дворкин ссылается на сайт Свидетелей Иеговы (да, это, конечно, заслуживающий доверия источник!) и утверждает, что кто-то куда-то вляпался, что кто-то будет ссылаться на протоколы суда и пр. Но, во-первых, ссылка на протокол суда не гарантирует выигрыша в судебном процессе. Во-вторых, Дворкину следовало бы все-таки прочитать этот протокол и, главное, судебное решение, прежде чем бросаться громкими фразами о том, что кто-то куда-то вляпался.

«и на самый точный перевод тоже можно написать жалобу, что он не нравится какому-нибудь гражданину, привыкшему к другому словосочетанию в том или ином библейском стихе, а теперь глубоко оскорбленного в своих религиозных чувствах. И что, суд опять будет разбирать, какой перевод ближе к оригиналу?» - опять какие-то, с моей точки зрения, фантазии. Написать жалобу можно на что угодно. При чем тут Выборгский суд и его решение о признании «Перевода нового мира» экстремистским материалом? Закон об оскорблении чувств верующих Дворкина тоже не устраивает? И главное: суд не разбирал, какой перевод ближе к оригиналу, суд разбирал вопрос о том, есть ли экстремизм в сектантской книге.

«Теперь приток новых членов сойдет на нет, а отток старых с каждым месяцем будет увеличиваться» - опять голословное утверждение. Мы не знаем, начнется ли у Свидетелей Иеговы отток старых членов и будет ли он увеличиваться. Но, главное, наличие или отсутствие этого оттока никак не должно влиять на то, признавать ли экстремистский текст экстремистским или нет. Точнее, на это не должно влиять вообще ни что: совершил правонарушение - неси ответственность. А по логике Дворкина, получается, видимо, что-то вроде «мы и так дали человеку 15 лет за убийство, давайте не будем давать ему еще 5 лет за разбойное нападение».

«Мы не можем запретить людям верить, во что они хотят, как бы мы не сожалели об абсурдности той или иной веры» - но ни Выборгский суд, ни Верховный суд, ни Минюст не запрещали Свидетелям Иеговы верить, во что они хотят. Да что там верить! Дело в том, что Свидетели Иеговы вполне могут, ориентируясь на решение суда, исправить свой «Перевод» и издать его совершенно спокойно. Если же их вера не позволяет внести необходимые изменения, то это не проблема государства.

« Признав «Перевод нового мира» экстремистским материалом, Выборгский суд фактически дезавуировал само понятие экстремизма, лишив конкретный термин какого-либо смысла » - с чего Дворкин взял, что Выборгский суд неправильно применил «Закон о противодействии экстремизму»? Какие конкретно пункты судебного решения дезавуируют понтие экстремизма? В тексте Дворкина мы ответов на эти вопросы не находим. Настораживает меня это заявление Дворкина и тем, что объявление экстремизма пустым понятием очень хараткерно для российской внесистемной оппозиции...

«Можно сказать, что решение Выборгского суда - подарок для всех, кому наша страна - как кость в горле» - у меня к этой фразе Дворкина возникает два вопроса. Давайте тогда, может быть, и Крым вернем Украине, а то ведь возвращение Крыма в состав России - это явно большой подарок для всех тех, кому Россия - как кость в горле? И второй вопрос: не считает ли Дворкин, что и конкретно его сектоборческая деятельность может являться такого рода подарком? Во всяком случае, в различных докладах США о правах человека борьба с сектами, осуществляющаяся в России, фигурирует. Так, может быть, если уж провозглашается цель, не давать врагам России повода обвинять нашу страну в чем бы то ни было, Дворкину стоит начать с себя и уйти на покой?

Итак, к сожалению, я вижу, что в своем тексте Дворкин плавно перешел от критики конкретного судебного решения, причем критики, с моей точки зрения, не обоснованной, к критике чиновничества и государства в целом. При этом он почему-то выдвигает типично диссидентские обвинения, связанные, в частности с тем, что государство не может определять, какая вера истинная, а какая - нет. Но наше государство и не пытается этого определять.

И хотя пытаться выявлять чужие мотивы и ссылаться на них - это сомнительный способ аргументации, я не могу не высказать предположение о том, что рассматриваемое поведение Дворкина обусловлено его опасениями по поводу того, что если государство так активно взялось за секты, то сам он может остаться не у дел.

Итак, если кого-то не устраивает решение Выборгского суда, следует подавать апелляцию в установленном законом порядке. Критиковать любое решение суда следует, ориентируясь, в первую очередь, не на идеологию или политические интересы, а на качество это судебного решения, т.е. на его обоснованность, логичность, соответствие твердо установленным фактам, законам, подзаконным актам и правоприменительной практике.

А иначе получается что-то вроде критики внесистемной оппозицией выборов в России: выборы не легитимны, потому что на них была масса нарушений, но в суды мы по поводу этих нарушений обращаться не будем, потому что суды неправосудны, доказательством чего являются нарушения на выборах, на которые никто не реагирует. Порочный круг.

А я ещё раз спрашиваю, зачем Вы пишете, если не уверены в фактах?

Их запретили в Америке после нескольких скандалов, но те отказались от некоторых догм, и запрет сняли.

О каком именно случае Вы говорите, когда он произошел? Уточните, я исследую приведенные Вами факты.

Кроме всего прочего, у них есть догма о воскрешении во плоти. Но без души. Это значит, Господь Бог такой неумелый и немощный, что он собирает Вас из праха в день Страшного Суда, и не может справиться, если Ваша плоть некомплектная.

Не совсем так. Если исследовать Библию, то согласно её человек - это и есть душа. Живая либо мертвая.

Из этого, в свою очередь, они выводят запрещение на переливание крови даже для умирающих детей. Запрещены и другие хирургические вмешательства и пересадка органов, полный список я не знаю.

Не з этого следует. Если Вы не компетентны в медицине и не знаете, зачем пишете? А Вы знаете, что методы лечения без переливания крови более эффективны, чем с переливанием? Знаете, что от переливания крови есть не то чтобы риск заразиться болезнями, но и даже быстрее умереть, чем без переливания?

Получается так. Прихожане говорят: у нас беда приключилась, младший ребёнок умирает, операция нужна не позже чем завтра, а священники им: Операцию ЗАПРЕЩАЮ, это грех великий! Молитесь, да воздастся вам! Прихожане молятся, ребёнок на четвёртый день умирает. (Очевидно, обретая малую надежду на жизнь вечную.)

Никто не запрещает! Человек сам принимает решение! Священники у православных и католиков. Человечество больше не нуждается в человеке-священнике!

СИ руководствуются принципами записанными в Библии. В ней четко указано, что кровь для Бога свята и ее использовать нельзя, без вариантов. Также в Библии есть такие слова:"Кто спасёт свою душу, тот потеряет её, а кто потеряет свою душу ради меня, тот спасёт её."

Да, они обретают надежду на вечную жизнь. Если Вы не верите в вечную жизнь в будущем, Вас никто не заставляет. Вы человек без надежды, увы...

Но вот ужас-то - в России, а так же и в Америке, какие-то религиозные перцы не могут просто так принести в жертву своего ребёнка, будь это хоть сто раз богоугодное дело, потому как это по-любому уже уголовка. Вот после таких запретов на переливание крови их в Америке разогнать и решили.

Это не жертва. Операции проходят удачно! И человек чувствует себя лучше. Уголовка - это когда врачи без согласия пациентов могут перелить кровь, после чего человек может себя чувствовать как "изнасилованный". В Америке СИ нормально себя чувствуют, их никто не разгонял так как это большая организация с главным управлением в Америке.

Если написала с ошибками, простите.

На фоне запрета организации в качестве экстремистской казанские иеговисты заявляют о гонениях, а эксперты уверены, что они так просто не сдадутся

Верховный суд России признал организацию «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» экстремистской и запретил ее деятельность. Таким образом, деятельность «Свидетелей Иеговы» будет запрещена, а все имущество будет конфисковано в пользу государства. Опрошенные «Реальным временем» эксперты полагают, что организация непременно обжалует решение суда, а запрет деятельности вызовет «истеричную» ответную реакцию. Сами же представители регионального комитета «свидетелей» заявляют о том, что последователи организации будут вынуждены уйти в подполье.

Экстремистская организация

Верховный суд РФ накануне признал «Свидетелей Иеговы» экстремистской организацией, ликвидировал ее и запретил ее деятельность на территории страны. Таким образом, были удовлетворены исковые требования Минюста РФ. Суд указал о немедленном прекращении деятельности всех 395 отделений «Свидетелей Иеговы» на территории страны, а имущество организации суд обратил в доход государства.

Еще ранее, 3 марта, Министерство юстиции РФ приостановило деятельность религиозной организации «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» в связи с осуществлением ею экстремистской деятельности. 6 апреля ведомство через суд конфисковать имущество организации.

По утверждению Минюста, организация распространяет экстремистскую литературу. Также ведомство нашло экстремизм в деятельности местной организации «Свидетели Иеговы» в Биробиджане.

Всего, по данным на 2015 год, в стране имелось 408 зарегистрированных местных религиозных организаций (МРО) «Свидетели Иеговы». Только в Татарстане их пять. Самое раннее из действующих зарегистрировано в городе Заинске (1996 год), годом позже отделение появилось в Нижнекамске. В январе 2001 года МРО зарегистрировали в Казани, в 2002 году - в Набережных Челнах и Альметьевске.

По утверждению Минюста, организация распространяет экстремистскую литературу. Фото newsorel.ru

«На нас вешают ярлык»

Представители казанского отделения «Свидетелей» говорят о том, что их организация миролюбивая и не имеет признаков экстремизма. Более того, «свидетели Иеговы - это люди, подчиняющиеся власти».

Наши соверующие никогда не были замечены в акциях протеста против действующей власти или в применении оружия и насилия. Это из ряда вон, никогда такого не происходило, - говорит Артем Емельянов, председатель комитета религиозной организации «Свидетели Иеговы» Казани.

Самое тяжкое обвинение - это наличие литературы, признанной экстремистской. В Таганроге был суд над нашим соверующим, ему дали условный срок за это. В Татарстане мы с подобным не встречались, что радует, - добавляет Виталий Соляник, представитель организации в Казани.

Говоря о том, могло ли финансирование организации идти на финансирование экстремистских групп, Соляник отметил, что «свидетели» «постоянно отчитываются перед Минюстом» и это теоретически невозможно. И действительно, в базе данных «Спарк-Интерфакс» зафиксированы плановые проверки Минюста.

- На каждую копейку мы предоставляем договоры целевые. Минюст нас проверяет, и никогда никаких нарушений не было найдено, что мы средства используем не по назначению. Претензий в этом отношении к нам нет.

По словам представителей организации, сейчас численность последователей «свидетелей» в Казани может составлять около 1 тыс. человек.

Нас ограничивают: мы не можем проводить конгрессы, снимать помещения, если мы договариваемся - срывается проведение, - говорит Емельянов. - На нас вешают ярлык экстремистов. Якобы наша литература разжигает религиозную ненависть, что не соответствует действительности.

В то же время казанские иеговисты уверяют, что всю литературу, ранее признававшуюся экстремистской, удаляли сразу же после запретов.

«Тоталитарная, деструктивная секта»

Однако официальная позиция Русской православной церкви однозначна.

Естественно, что «Свидетели Иеговы» - это тоталитарная, деструктивная секта, именно как к такой секте к ней и относится РПЦ, - заявил «Реальному времени» иеромонах Вячеслав (Шапоров), председатель отдела Казанской епархии по борьбе с наркоманией и алкоголизмом. - Чем опасны «Свидетели Иеговы»? Они зомбируют людей, они настраивают их против традиционных конфессий, там существует целая череда глупых и вредных для верующих запретов. Например, запрет на переливание крови. По сути, они не христиане, они очень вольно трактуют Библию и не признают Христа. Думаю, что они далеко не бедная организация, центр их находится в Америке, вот и делайте выводы, кто их финансирует.

Иеромонах отметил также, что организацию не признают «даже протестанты».

В разных странах к ним относятся по-разному, там, где так называемая «свобода», они процветают. Например, на Украине есть такая большая секта - и к чему это привело? К «Свидетелям Иеговы».

«Свидетели Иеговы» - это тоталитарная, деструктивная секта, именно как к такой секте к ней и относится РПЦ, - заявил иеромонах Вячеслав (Шапоров). Фото pravchelny.ru

Не менее критично к «свидетелям» относятся представители мусульманства.

С точки зрения нас, мусульман, они много делают для того, чтобы, скажем, внести межнациональную рознь. В частности, долгое время наблюдался такой момент, когда представители этой группировки, секты, общности ходили по квартирам и предлагали, в том числе и в Казани, красочные книги, в которых была подменена терминология. Люди брали эти книги, но потом обращались в мечети с вопросом: «Что это за литература, в которой все перевернуто?», - говорит Фарид Салман, руководитель центра исследований Священного Корана и Пречистой Сунны.

«Стать свидетелем Иеговы - достаточно нелегко»

Представители казанского отделения организации говорят о том, что отношение к ним в обществе часто объясняется бытующими неверными стереотипами. К примеру, применять ли процедуру переливания крови, каждый последователь вправе решать сам, говорит Емельянов.

- Что касается переливания крови, то во многих странах метод переливания крови считается опасным. Есть опасность заразиться ВИЧ, гепатитом, процедура вызывает различные аллергические реакции. Многие цивилизованные страны отказываются от этого метода. Мы тоже желаем себе только хорошего. Каждый наш соверующий выбирает, как ему поступить. Нет какого-то запрета. Это миф.

Стереотипом также называет Емельянов устоявшееся в обществе мнение о том, что «свидетели» переписывают свое имущество на организацию, а людей заставляют вступать в свои ряды насильно.

На самом деле, стать «свидетелем» достаточно нелегко, надо бросить курить - кто курил, бросить употреблять наркотики, оставить беспорядочный образ жизни, зарегистрировать свой брак, внести серьезные перемены в жизни. Не все готовы к переменам. Перестать быть ее членом - перестать вести правильный образ жизни. Никто человека не будет преследовать, это миф.

Казанское подразделение имеет опубликованную отчетность, и, согласно ее данным, особенно богатой ее не назовешь, хотя многие православные приходы могли бы позавидовать таким финансовым показателям. По данным Росстата, по итогам 2015 года капитал и резервы казанской МРО составили 13,6 млн рублей. Из них 5,2 млн - это материальные внеоборотные активы. За год организация получила взносов и иных целевых поступлений на сумму 5,1 млн рублей. То есть примерно по 5 тысяч на каждого члена организации. Данных по официальным финансам других четырех татарстанских организаций нет.


С точки зрения нас, мусульман, они много делают для того, чтобы, скажем, внести межнациональную рознь, считает Фарид Салман

Запретный плод сладок?

Вадим Козлов, исполнительный директор Казанского межрегионального центра экспертиз, также полагает, что действительно так просто организация свои позиции не сдаст, и впереди еще не одно судебное разбирательство.

Думаю, это не последний (суд, - прим. ред. ), не итог. Потому что у данной организации мощная юридическая служба. Думаю, что будут задействованы и международные инстанции - вплоть до дипломатических каналов со стороны США, где базируется штаб-квартира этой организации. Думаю, для нашего правосудия - это прецедент. Вполне возможно, по аналогии и по другим организациям, которые имеют признаки наличия экстремизма, такие решения выносятся.

Подтверждение этим словам пришло на следующий же день после решения Верховного суда. Европейская служба внешних связей, отвечающая за внешнюю политику Евросоюза, заявила , что члены организации «Свидетели Иеговы» в России должны беспрепятственно пользоваться правом на свободу собраний.

В то же время запрет деятельности организации приведет к увеличению численности ее последователей, уверен Александр Михайлов, генерал-майор ФСБ в запасе.

Это реальная тоталитарная секта, представляющая опасность для физического и морального здоровья людей. Она очень агрессивна при привлечение адептов. Я даже прогнозирую формальное увеличение числа членов этой секты - запрет всегда носит привлекательный характер, - полагает Михайлов.

Вадим Козлов полагает, что так просто организация свои позиции не сдаст, и впереди еще не одно судебное разбирательство. Фото tatarstan-mitropolia.ru

Михайлов вспоминает, что ликвидировать организацию в России пытались неоднократно.

Любой запрет, а особенно связанный с тоталитарными сектами, создает условия для ухода сект в подполье. В какой это будет форме? Затрудняюсь сказать - наше законодательство запрещает отправлять, условно говоря, религиозные обряды вне культовых сооружений. Мы уже сталкивались с этим в советское время, когда мы гоняли эти секты со страшной силой по просторам вселенной. Но они ведь собирались по квартирам.

Собеседник убежден, что запрет непременно вызовет ответную реакцию: «Она будет истеричная и заметная. Запрет организации не является фактическим. Люди свои взгляды менять не будут».

Дамира Хайрулина, Татьяна Мамаева

https://www.сайт/2017-04-04/svideteli_iegovy_o_vozmozhnyh_posledstviyah_priznaniya_organizacii_ekstremistskoy

«Делается всё, чтобы искоренить свободу вероисповедания в России»

«Свидетели Иеговы» - о возможных последствиях признания организации экстремистской

Сергей Танцура

Верховный суд 5 апреля начнет рассмотрение дела по иску Минюста, который требует признать экстремистской религиозную организацию «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» экстремисткой и запретить ее деятельность на территории всей страны. С 15 марта, согласно распоряжению Минюста, деятельность организации на территории России приостановлена. За последние несколько лет более 80 публикаций организации были признаны экстремистской литературой, запрещенной к распространению. Сами «Свидетели Иеговы» подали в Верховный суд встречный иск с требованием признать действия министерства политическими репрессиями. Представитель «Свидетелей Иеговы» в Екатеринбурге Сергей Танцура и юрист Егиазар Черников, представляющий интересы организации во многих регионах, в интервью сайт рассказали, как, по их мнению, государство делает из 175 тыс. законопослушных граждан преступников.

— Как вы считаете, почему именно сейчас, после долгих лет работы «Свидетелей Иеговы» в России, Минюст обратился в суд?

Сергей Танцура: У нас это тоже вызывает очень много вопросов. До 1991 года в бывшем СССР «Свидетели Иеговы» были под запретом, но в 1991 году они получили регистрацию и возможность свободно исповедовать свою религию на территории Российской Федерации. А в 1996 году, согласно указу президента РФ, «Свидетели Иеговы» были признаны жертвами политических репрессий, получили соответствующий статус и были реабилитированы. В принципе с тех пор «Свидетели Иеговы» никак не изменились. Но изменилось отношение к ним.

— Каким образом?

Сергей Танцура: В 2006 году были внесены поправки в закон об экстремизме. Формулировки стали более расплывчатыми.

— Какие именно?

Были внесены различные изменения и дополнения, связанные с самим понятием «экстремизм». Например, статья 1 федерального закона №114 описывает такой широкий спектр проявлений экстремизма, что к ответственности может быть привлечено практически любое публичное лицо, которое неосторожно высказалось. Например, экстремизмом считается, если человек заявляет об исключительности своей веры. Но ведь это известный всем факт, что каждая религия считает себя единственно верной и исключительной, иначе она бы не была религией. Ни в одном религиозном учении нет указаний на то, что его положения ошибочны. То есть сам факт того, что «Свидетели Иеговы» считают свою религию исключительной, делает их экстремистами.

— Это основа претензий Минюста к «Свидетелям Иеговы»?

Нет. Заключение Минюста по итогам проверки основано на судебных решениях, которые были ранее. Речь идет о ликвидации восьми местных религиозных организаций. Но прежде чем принять решение об их ликвидации, некоторые члены организаций на местах привлекались к административной ответственности за хранение или за распространение экстремистских материалов.

— Что это за материалы?

Это журналы, которые переведены на многие языки, чтобы их могли прочитать сторонники организации по всему миру. Материалы одни и те же, но вопросы они вызывают только в России. Но хочу подчеркнуть, что особенно усилились нападки на «Свидетелей», когда патриархом стал Кирилл.

— Как он с этим связан?

Сейчас все больше и больше закручиваются гайки, делается все, чтобы искоренить свободу вероисповедания в России. После поправок в закон об экстремизме представители правоохранительных органов во многих регионах стали приходить на богослужения и буквально КамАЗами изымать литературу, в частности журналы «Сторожевая башня» и «Пробудитесь!». Затем эти материалы направляются специалистам, как правило, из числа сотрудников ФСБ, которые вопреки всем научным данным признают публикации экстремистскими, и суд с ними соглашается. На сегодняшний день экстремистскими признаны уже 88 публикаций. Все это хранится на складах правоохранительных органов, которые просто идут в места богослужений и подбрасывают запрещенную литературу.

— В Свердловской области было такое?

Сергей Танцура: Да, в Нижнем Тагиле.

— Вы обращались в правоохранительные органы с жалобами по этому поводу?

Да. Я участвовал в судебных процессах во многих регионах и заметил, что все суды проходят примерно по одной схеме. За один день они прогоняют весь процесс, хотя мы заявляем на суде, что публикации не принадлежат «Свидетели Иеговы», они были подброшены оперативными сотрудниками. Мы неоднократно предлагали провести экспертизу, выявить отпечатки пальцев на этих материалах. Ни один суд не соглашается.

— Зачем, по вашему мнению, тратить такое большое количество ресурсов на ликвидацию вашей организации?

Сергей Танцура: Мы сами не понимаем.

— Но у вас же наверняка есть предположения по поводу политической или идеологической подоплеки?

Сергей Танцура: С политической точки зрения «Свидетели Иеговы» нейтральны, мы не выступаем ни за одну из политических структур. И соответственно, нет такой политической силы, которая бы защищала наши интересы. Поэтому мы становимся легкой мишенью. Максим Шевченко говорил о том, что за гонениями стоят люди из спецслужб, которые отстаивают интересы отдельных православных структур, которые думают, что раз душили «Свидетелей» во время коммунистического режима, то надо душить и сейчас.

— Чем вы так сильно мешаете православным?

Сергей Танцура: «Свидетели Иеговы» известны тем, что они идут от человека к человеку, контактируют с людьми напрямую, делятся своими убеждениями. Это в какой-то мере раздражает, как мы видим, Русскую православную церковь.

— Почему?

Сергей Танцура: По всей видимости в РПЦ рассматривают нас как своих конкурентов.

— А сколько сейчас человек в России являются сторонниками «Свидетелей Иеговы»?

Сергей Танцура: 175 тысяч на территории всей России. В Екатеринбурге — около тысячи, в Свердловской области (без учета Екатеринбурга) — около 2,5 тысяч.

— Это не очень много. У РПЦ гораздо больше сторонников. Почему тогда, по вашему мнению, вас рассматривают как опасность?

Сергей Танцура: Парадоксальная ситуация.

Это было всегда. Если заглянуть в историю, можно заметить, что РПЦ, и особенно Московская патриархия, регулярно разворачивала кампании против «Свидетелей». Они задействовали свои связи и среди силовиков, и среди депутатов. Тот же Шевченко говорил, что патриарх Кирилл — выходец из КГБ. То есть раньше «Свидетелей» душили КГБ, но недодушили, теперь этим же занимаются в ФСБ.

— С 15 марта по решению Минюста деятельность «Управленческого центра „Свидетели Иеговы“ в России» приостановлена. Фактически что это значит для сторонников организации в Екатеринбурге или в любом другом городе?

Это на самом деле сложный вопрос. Например, в представлении Минюста говорится о недопустимости проведения митингов, шествий и других публичных акций, но «Свидетели» по своим убеждениям итак никогда таким не занимаются.

— Что из себя представляет управленческий центр?

Это центр, который, согласно уставу, координирует всю деятельность «Свидетелей» на территории всей России. Но в каждом регионе есть отдельное юрлицо, всего их 395, учитывая восемь ликвидированных на сегодняшний день. Как говорится в представлении Минюста, ограничения касаются только тех юрлиц в регионах, которые входили в структуру управленческого центра как учредители СМИ. Таких местных организаций на территории России всего четыре, и Екатеринбургское МРО к ним не относится. По идее остальных представление вообще не должно касаться. Однако складывается парадоксальная ситуация. Председатель комитета местной религиозной организации «Свидетелей Иеговы» в Екатеринбурге получил представление от прокуратуры Орджоникидзевского района города, в котором говорится, что 24 марта сотрудники надзорного ведомства обнаружили, что в помещении организации на улице Баумана, 5, проводилось собрание глухонемых верующих, что, как посчитали в прокуратуре, является нарушением представления Минюста о приостановлении деятельности. Хотя формально местная организация никакого отношения к этому документу не имеет. Более того, она не владеет помещением на Баумана, а собирались там представители религиозной группы, которая, в свою очередь, формально не имеет отношения к местному юрлицу.

— Что, согласно представлению районной прокуратуры, должен сделать председатель комитета местной организации?

Устранить нарушения законодательства. То есть прокуратура привязывает волевым способом местную организацию к представлению Минюста.

— Но фактически ведь участвовавшие в богослужении на Баумана люди являются «Свидетелями Иеговы»?

Да. Но требование прокуратуры заведомо невыполнимо. Председатель местной организации не может пойти по домам этих людей и запретить им собираться или проводить богослужения. Это уже вмешательство в частную жизнь, что уголовно наказуемо. Когда председателю вручили бумагу от прокуратуры он сразу же написал на ней: «Считаю настоящее представление незаконным и необоснованным, а также вынесенным по надуманным и искусственно созданным основаниям». Какой ответ тут еще может быть, я не знаю. Понятно одно: иском против «Свидетелей Иеговы» в Верховный суд государство хочет полностью покончить с этой организацией.

— С юридической точки зрения, да. Но как это повлияет на обычных людей, сторонников?

Сергей Танцура: Если суд встанет на сторону Минюста, все 175 тыс. сторонников «Свидетелей Иеговы» автоматически попадут в разряд потенциальных преступников. Им могут инкриминировать экстремизм, если кто-либо будет продолжать исповедовать свою религию после ликвидации управленческого центра. То есть если даже мы вдвоем сели читать священное писание, то все, это уже экстремизм. Мирное молитвенное собрание — тоже экстремизм. Все будет очень быстро и просто: пришли оперативники — собрали доказательства о том, что богослужение продолжается, и люди становятся преступниками, фигурантами дела. В зависимости от тяжести, наказания могут радикально отличаться: от штрафа (до 700 тыс. рублей) до лишения свободы (до 10 лет). Будут искалечены судьбы тысяч семей, в том числе детей. Пострадают законопослушные граждане, которые никогда раньше не были замешаны ни в коррупции, ни в терактах, ни в других преступлениях, но в одночасье они станут законопреступниками.

— Расскажите подробнее про деятельность «Свидетелей Иеговы» в Екатеринбурге? Есть ли в собственности здания, сооружения, ценное имущество?

Сергей Танцура: Насколько мне известно, у МРО Екатеринбурга нет никакого ценного имущества, зданий, сооружений.

— Где проходят собрания?

Обычно местные религиозные организации проводят богослужения три раза в год: арендуются помещения и проводятся однодневные конгрессы для всех сторонников. Но в этом году в связи с происходящим таких у МРО не было. Кроме того, для религиозных групп, в каждую из которых входит примерно по 100 человек, два раза в неделю проводятся богослужения на Баумана, 5. Само помещение на Баумана принадлежит частному лицу, которое предоставляет его для мероприятий.

— Чем занимаются «Свидетели Иеговы» помимо богослужений?

Сергей Танцура: Каждый из «Свидетелей Иеговы» в добровольном порядке по велению Христа делится своими убеждениями.

— Как это происходит? Они ходят по квартирам?

Обычно «Свидетели Иеговы» ходят по двое. Они идут по улице или от дома к дому по квартирам, и если люди проявляют интерес и хотят говорить, они делятся с ними своими взглядами и убеждениями. Например, они затрагивают темы: от чего зависит наша уверенность в будущем, как обрести сегодня уверенность и смысл жизни, на чем он основан, как устроить счастливую семейную жизнь, как воспитывать детей так, чтобы они стали социально полезными членами общества.

— Насколько это эффективно? За последнее время количество сторонников увеличилось?

Сергей Танцура: Для сравнения: в 1997 году в Екатеринбурге было только 80 сторонников «Свидетелей Иеговы», сейчас — 1000.

В мировом масштабе — аналогично. В 90-х годах было около 6 млн, сегодня — более 8 млн.

— Каким образом финансируется организация?

Сергей Танцура: За счет добровольных пожертвований.

— Добровольно принудительных?

Сергей Танцура: Нет. Нет никакого контроля, сколько ты пожертвовал. В местах богослужения всегда стоят два ящика: для местного собрания и для всемирного дела. И каждый по мере своих сил и возможностей жертвует определенную сумму.

— Кто контролирует расходы?

Сергей Танцура: Все довольно прозрачно. Нужно оплачивать расходы за пользование помещением, платить за какие-то канцелярские принадлежности. Никто не получает зарплату. Та сумма, которая собирается на всемирное дело, распределяется в рамках международной организации по всему миру. Официально «Свидетели Иеговы» существуют в 240 странах.

— Сергей, как вы присоединились к «Свидетелям Иеговы»?

Сергей Танцура: Я познакомился со «Свидетелями Иеговы» зимой 1994 года. Я пришел к своему двоюродному брату на работу и увидел публикации организации, которые привлекли мое внимание.

— Чем именно?

Сергей Танцура: Там были очень разумные ответы на вопрос, как появилась жизнь. В публикации очень убедительно говорилось о безрассудности теории Дарвина о происхождении жизни. Поддерживалась библейская позиция о том, что первоисточник всего живого — это Бог. Я обратил внимание на то, как в публикациях «Свидетелей Иеговы» объясняются вопросы, которые меня очень сильно волновали. Например, почему в мире так много зла, почему Бог допускает страдания, что происходит с человеком после смерти. Меня интересовали вопросы, какое будущее ждет людей, как поступать мудро. Удивительным образом я нашел ответы на эти вопросы в публикациях. На тот момент я посещал церковь, был один раз на православной Пасхе.

— Вы крещеный?

Сергей Танцура: Нет. На тот период времени я начал исследовать религию. Через библию я познакомился с главной личностью во Вселенной, с Богом, чье имя Иегова. Узнал, как приблизиться к нему, я узнал, как обрести дружбу с этой личностью. Моя жизнь значительно изменилась, я оставил все вредные привычки. Моя жизнь обрела подлинный смысл. Позже я встречался с людьми, представляющими разные конфессии, и всегда подвергал свои взгляды здравому анализу. Но я не увидел точки зрения, которая была бы лучше, которая бы больше мне подходила. У меня счастливая семья, есть супруга, которая во всем меня поддерживает. Моя жизнь исполнена смысла и довольства.

— Если решение суда будет не на стороне «Свидетелей Иеговы», на ваших жизненных принципах это как-то отразится?

Сергей Танцура: Нет. Я с содроганием сердца наблюдаю за всем происходящим. Моя семья, мои друзья очень переживают. Но мы знаем, что примеры гонений были. В нацистской Германии «Свидетели Иеговы» подвергались репрессиями за свои взгляды. Причем все их мучения могли бы закончиться, если бы они подписали всего один документ, отказавшись от своих убеждений. Но они так не сделали. И для меня, и для моих близких это пример для подражания.

Пока весь мир ратует за многообразие мнений и мирное сосуществование конфессий, Россия упрямо идет своим путем. В рамках взятого властями курса на традиционализм под удар попадают даже безобидные, на первый взгляд религии. Людям со стороны сложно понять, почему запретили свидетелей Иеговы в России. Для этого требуется более глубокое погружение в историю вопроса.

Кто такие свидетели Иеговы?

Начало было положено еще в 1870 году в Питтсбурге, когда благодаря местному библейскому студенческому движению родилось Общество Сторожевой Башни. За почти 150 лет существования оно преобразилось в мощную организацию с жесткой иерархической структурой, руководящий орган которой находится в Нью-Йорке.

Сегодня Свидетели Иеговы (а именно так теперь чаще всего называют Общество) представляет собой одну из самых многочисленных христианских деноминаций:

  • Число ее членов перевалило за 8 миллионов человек;
  • В массовых религиозных акциях от ее имени принимает участие около 20 миллионов человек ежегодно;
  • Количество приходов составляет почти 120 тысяч. Они рассредоточены в большинстве стран мире.

В массовой культуре отношение к ним преимущественно негативное, и не в последнюю очередь из-за жесткой пропагандистской деятельности . Адепты конфессии посещают дома обычных граждан и проводят личную беседу с целью обратить в свою веру, которую они называют не иначе как «истина ».

Ключевые религиозные взгляды

Перечислим основные положения вероучения :

  • Центральной фигурой в мире последователей Общества является единый Бог, которого они называют Иеговой. Следствием такого представления является отвержение понятия о Троице и ипостаси;
  • Весьма специфичен взгляд на центральную фигуру для христиан всего мира, Иисуса Христа. Он воспринимается лишь как первый человек (именно человек , без какой-либо божественной силы), который увидел этот свет раньше Адама;
  • Отсутствует представление о загробной жизни и, соответственно, о рае и аде. Грешники не будут мучиться - но после смерти они теряют всякую возможность на воскрешение;
  • Душа неотделима от тела, поэтому она гибнет вместе с ним. Воскрешение получает не только душа, но и физическая оболочка;
  • По их мнению, второе пришествие уже состоялось (!). Произошло это знаменательное событие еще в 1914 году. Нужно лишь еще немного времени, пока присутствие Христа станет явным.

Критика иеговистов

Количество членов секты множится от года к году, но в такой же прогрессии увеличивается и количество их недоброжелателей. Список претензий к данному религиозному течению довольно обширен.

Перечислим лишь некоторые из них:

  • Лжепророчество . Общество Сторожевой Башни неоднократно обвинялось в вольном толковании библейский пророчеств. Прогнозы грядущих эсхатологических событий (1914, 1915, 1918, 1925 и 1975 годы) трактовались адептами в качестве непреложной истины, а затем благополучно подвергались забвению;
  • Креационизм . Любая околохристианская конфессия рано или поздно входит в противоречие с принятыми научными представлениями о сотворении жизни на Земле и появлении человека;
  • Вольная трактовка мировой истории . Последователи движения полагают, что Иерусалим был повержен вавилонянами в 607 году до н. э. и оставался необитаем на протяжении 70 лет. Согласно современным светским источникам, это произошло в 587 году;
  • Отрицание ряда действующих социальных и политических институтов . Так, широко известно негативное отношение Общества Сторожевой Башни к ООН. Последнее считается воплощением «образа зверя» из «Откровения Иоанна».

Чем опасны свидетели Иеговы?

Движение представляет довольно серьезную угрозу для социальной и психической жизни его адептов :

  1. Снижение финансового благополучия и невозможность профессиональной реализации. Рядовые члены вынуждены тратить гигантское количество времени на проповедование, что оставляет их за бортом здоровой социальной конкуренции;
  2. Формирование устойчивого комплекса неуверенности в себе. Важнейшим моментом учения является поиск проблем в жизни внутри себя, а не снаружи. Чудовищное смещение локуса контроля наносит сильный удар по психике;
  3. Организация совершенно невосприимчива к критике в свой адрес. Всякий «еретик», осмелившийся подвергнуть основы учения, подвергается исключению и социальной изоляции со стороны все остальных членов;
  4. Отказ от жизненно необходимой процедуры переливания крови. Это является весьма вольной трактовкой библейского постулата о священности крови. Претворение его в жизнь может привести к смерти человека.

Деятельность Общества в России

Историю деятельности свидетелей Иеговы на территории нашей страны условно можно подразделить на четыре этапа:

  1. Дореволюционный . Первые экземпляры религиозной литературы попали на территорию империи еще в конце 70-х годов XIX столетия. Несмотря на то, что государственной религией было православие, число иеговистов росло. В 1913 году они официально зарегистрировали свою организацию;
  2. Советский . Непродолжительный период свободы, данный Октябрьским переворотом 1917 года, сменился существенными притеснениями с приходом к власти Сталина. Самая распространенная практика борьбы заключалась в массовых высылках (тысячами человек) на территории Сибири и Дальнего Востока;
  3. Демократическая Россия . Перестройка и спровоцированные ей изменения в обществе благотворно сказались на свободе вероисповедания. Это позволило Свидетелям Иегова получить официальную регистрацию и осуществлять свою деятельность на равных правах с другими конфессиями;
  4. Россия Путина . Нападки на организацию начались уже в начале 2000-х, но полномасштабная дискриминация и запрет начались уже в следующем десятилетии.

За что запретили свидетелей Иеговы?

По состоянию на конец 2010-х годов деятельность организации запрещена в Китае, исламских государствах севера Африки и Ближнего Востока, а также в России . В нашей стране это произошло в 2017 году.

Причин для такого решения было несколько:

  • Экстремизм - это главнее обвинение, выдвигаемое властями. Якобы иеговисты придерживаются крайних взглядов и методов, имеющих явную антисоциальную направленность;
  • Гонения на секту начались еще в 2009 году, когда таганрогская община попала в немилость местной администрации за «разжигание межрелигиозной розни»;
  • Ряд экспертов полагают, что истинной причиной гонений является усиление позиций Русской православной церкви и превращение ее фактически в государственную религию в нашей стране. К таким выводам пришел еще в 2010 году Европейский суд по правам человека (дело о роспуске столичной общины);
  • Окончательное запрещение организации в нашей стране произошло в 2017 году под ширмой того же экстремизма. Теперь ее последователи лишались права проводить массовые акции и проводить пропаганду.

Сектантство является неотъемлемой частью религиозного плюрализма. Можно приводить какие угодно доводы в пользу того, почему запретили свидетелей Иеговы в России. Но факт остается фактом: это решение власть имущих вбивает последний гвоздь в гроб свободы совести в нашей стране.

Видео про деятельность Свидетелей после запрета

В данном ролике корреспондент Евгений Васильев расскажет, почему деятельность свидетелей Иеговы признали экстремистской, куда делась организация после запрета: