Падение вавилона - трагедия предсказанная в библии. Библейское пророчества о вавилоне

Падение Вавилона

После этого я увидел другого ангела, сходившего с неба. Великая была у него власть, и земля озарилась сиянием славы его. 2 Ангел же возвестил громко:

«Пал, пал Вавилон великий!

Стала столица развратная обиталищем бесов

и пристанищем всякого нечистого духа,

пристанищем всякой птицы нечистой

и всякого нечистого зверя, ненавистного.

3 От вина блудной страсти ее опьянели все народы;

даже цари земли блудили с ней;

купцы же разбогатели от безудержного роскошества ее».

«Выйди из нее, народ Мой,

чтобы не быть тебе соучастником в грехах ее

и не подвергнуться каре, ее ожидающей .

5 До небес выросла гора грехов ее –

все их припомнил Бог, все неправды ее.

6 Воздайте же ей, как она воздавала,

и вдвое воздайте за дела ее.

В чаше, в той самой , в которой она подавала вино,

дайте и вы ей теперь, но больше вдвое.

7 Сколько превозносила она себя и роскошествовала,

столько же воздайте ей мучением и скорбью;

за то воздайте , что в сердце своем она говорит:

«Сижу, как царица, я не вдова и мне не скорбеть».

8 Но обрушатся на нее однажды кары, смерть, скорбь и голод;

будет сожжена она огнем,

велика ведь сила Господа Бога, приговорившего ее.

9 А цари земные, в блуд и роскошь впадавшие с нею, станут бить себя в грудь, возрыдают о ней , когда увидят дым от пожара, в котором сгорит она. 10 Со страхом будут смотреть они издали на мучения ее и тогда возопят:

«Горе, горе тебе , великая столица,

могущественный город Вавилон!

В час единый свершился суд над тобой!»

11 Купцы земные восплачут и будут скорбеть о ней, потому что никто уже не купит товаров у них, 12 золотых товаров и серебряных, камней драгоценных и жемчуга, тончайшего льна, пурпура, шелка и багряницы; разных благовонных деревьев и из кости слоновой различных изделий не купит никто ; и утвари всякой из дерева дорогих пород и меди, железа и мрамора тоже не купят . 13 И корицы не купят больше и пряностей, фимиама не купят и мира, и ладана; вина и елея, крупчатки, пшеницы не купят; не купят крупного скота и овец, коней, колесниц, и тел, и душ человеческих 14 (будет сказано о том : «Спелых плодов, которых жаждет душа твоя, не стало у тебя, вся роскошь и весь блеск твой пропали, ничто уже не вернется к тебе»).

15 Страх охватит торговавших всем этим и разбогатевших через великую блудницу купцов, когда увидят они все мучения ее. В ужасе отвернутся они и восплачут отчаянно:

16 «Горе, горе, столица великая,

в тончайший лен одетая, в пурпур и багряницу,

золотом, драгоценными камнями и жемчугом блистающая!

17 В миг единый в ничто обратилось богатство твое!»

И все, кто живет от моря, кормчие все и матросы, мореплаватели - все они стали поодаль 18 и кричали, глядя на дым, что поднимался над пожарищем: «Какой город сравнится с городом этим великим?» 19 Пеплом посыпали они головы свои и кричали, скорбя и рыдая:

«Горе, горе тебе , столица великая!

У кого были корабли на море,

твоими они все обогащались драгоценностями –

вот во мгновение ока в ничто превратилась ты!»

20 А вы, небеса, ликуйте!

И вы, народ Божий, апостолы и пророки, ликуйте!

Взыскал Бог с нее за вас!»

21 Взял тогда один могучий ангел большой, размером с мельничный, камень и, бросив его в море, сказал:

«С такой вот силой будет повержена великая столица Вавилон

и не будет уже найдена после того .

22 Не услышат более в тебе ни звуков кифары, ни пения;

не прозвучат на улицах твоих флейты и трубы;

не найдут у тебя ни одного человека,

который продолжал бы заниматься ремеслом своим;

и шума жерновов не услышат более в тебе.

23 Не будут уже светильники светить в тебе,

И всё потому, что выше всех считали себя

купцы твои на земле,

потому что чародейством твоим обмануты были все народы.

24 Будет, будет наказан Вавилон ,

потому что кровь пророков на нем,

кровь всех людей Божьих и вообще всех на земле невинно убиенных».

Из книги Апокалипсис Иоанна автора Булгаков Сергей Николаевич

ГЛАВА XVIII ПАДЕНИЕ ВАВИЛОНА Эта глава всецело посвящена эпизодическому раскрытию одной темы, которая уже намечалась выше (XVI, 19): суду Божию над Вавилоном и его гибели. Она раскрывается в ряде картин и образов. Глава эта отличается пространным и даже несколько многословным

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 2 (Ветхий Завет) автора Карсон Дональд

39:1-8 Послы из Вавилона См. более подробный коммент. к 4 Цар. 20:12–19.Вера царя Езекии, проявленная во время тяжелейшего удара, не устояла перед лестью (отметим его восторженный рассказ в ст. 3-4), еще один пал жертвой мирской дружбы. Из истории достаточно известно о

Из книги Вавилон [Расцвет и гибель города Чудес] автора Веллард Джеймс

21:1-14 Нет спасения от Вавилона В служении Иеремии наступает критический момент. Отныне изменится сам характер его пророчеств. У нас есть несколько указаний на время, когда были записаны различные отрывки. Данный отрывок отсылает нас к периоду правления последнего

Из книги Апокалипсис или откровение святого Иоанна Богослова автора (Таушев) Аверкий

25:1-14 Время Вавилона Четвертым годом правления Иоакима и двадцать третьим годом пророческого служения Иеремии (считая включительно, см.: 1:2) был 605 г. до н. э. В этот год Вавилон под управлением Навуходоносора нанес египетскому фараону Нехао сокрушительное поражение в

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

50:1 - 51:64 Против Вавилона Пророчества о различных языческих народах заканчиваются длинной чередой предсказаний о судьбе Вавилона–разрушителя, размышлениям о котором посвящена вся книга. Значение его как орудия Божьего гнева, направленного на неверный Богу народ,

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Глава восемнадцатая. ПАДЕНИЕ ВАВИЛОНА – ВЕЛИКОЙ БЛУДНИЦЫ В этой главе чрезвычайно живо и образно рисуется гибель Вавилона – великой блудницы, которая сопровождалась, с одной стороны, плачем царей земных, блудодействовавших с нею, и купцов земных, продававших ей разного

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

19. Запустение Вавилона 19. И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра, 19-22. Вавилон после разрушения его мидянами, совершенно запустеет. Никто не захочет поселиться на тех местах, какие занимал этот обширный город, и только дикие

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Глава 47 1. Падение гордого Вавилона Настоящая глава является непосредственным продолжением предыдущей: в той говорилось о низвержении божества Вавилона, в этой идет речь о падении самого города. Но подобно тому, как в предшествующей главе божества Вавилона брались не

Из книги История мировых религий автора Горелов Анатолий Алексеевич

Падение Вавилона После этого я увидел другого ангела, сходившего с неба. Великая была у него власть, и земля озарилась сиянием славы его. 2 Ангел же возвестил громко:«Пал, пал Вавилон великий!Стала столица развратная обиталищем бесови пристанищем всякого нечистого

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

Падение Вавилона 1 - Сойди, сядь в пыли,девственная дочь Вавилона a;сядь на землю, не на трон,дочь вавилонян.Больше не назовут тебянежной и утончённой.2 Возьми жернова, мели муку;сними своё покрывало.Подбери свои юбки, оголи свои ноги,переходи через реки.3 Пусть обнажится

Из книги автора

Падение Вавилона 1 После этого я увидел ещё одного ангела, сходящего с небес и обладающего великой властью; вся земля была озарена его славой. 2 Он произнёс могучим голосом:- Пала, пала великая блудница Вавилон aи стала жилищем демонов,пристанищем для всякого нечистого

Из книги автора

Падение Вавилона 1 - Сойди, сядь в пыли,девственная дочь Вавилона a;сядь на землю, не на трон,дочь халдеев.Больше не назовут тебянежной и утонченной.2 Возьми жернова, мели муку;сними свое покрывало.Подбери свои юбки,оголи свои ноги,переходи через реки.3 Пусть обнажится твоя

Из книги автора

Реки Вавилона Псалом 136 имеет явное происхождение в период плена: Пс., 136: 1. При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе. Вавилон находится на реках Евфрат и Тигр, примерно в сорока милях на восток. Изгнанные иудеи, распространившись по всему этому

Из книги автора

Мифология Вавилона Основные сюжеты ближневосточной литературы выходят из шумерских. Аккадцы, завоевав шумеров, восприняли их культуру, которая потом прошла через Вавилон и Ассирию. Мифы вавилонян и ассирийцев связаны с их шумерскими прототипами. Два из них – «Сошествие

Из книги автора

XLVIII Падение Вавилона. Положение иудеев при Кире. Манифест об освобождении пленников. Летосчисление Древние восточные монархии, как основанные на завоевании и угнетении, не имели в себе задатков прочности и жизненности. Это были большей частью насильственно сплоченные

Сегодня история имеет больше знаний о прошлом, чем раньше. Количество этих знаний растет как снежный ком: с каждым годом больше и больше. Казалось бы, имея такой огромный исторический опыт, человечество сможет избавиться от любого кризиса. Но так ли оно получается на самом деле? Угроза термоядерной, химической, биологическойкатастроф, постоянное увеличение числа голодающих по всему миру, рост числа войн и межнациональных конфликтов, гловальное загрязнение атмосферы, - все это и многое другое подобно домокловому мечу над головами человечества. Мы являемся свидетелями того, что кризисные явления отдельных государств не только не прекращаются, но и еще больше умножаются, постепенно перерастая во всеобщий мировой кризис. Из разных источников информации мы черпаем знание о том, что не сегодня, так завтра наш мир может истощиться окончательно в энергоресурсах, утонуть в нарастающей волне преступного мира или погибнуть от экологического взрыва или эпидемии.

Неужели мир наш стал неуправляем? Все до одной революции «разума», начиная от грехопадения до наших дней обвенчались полным поражением. Наиболее яркий пример тому, последний этап Французской революции 1789 года, который отмечен лозунгом 1793 года: «Долой Бога! да здравствует разум!» И бурной рекой полилась кровь невинных людей по улицам Франции. Изобретенная в то время гильотина не успевала «справляться со своей работой». Благодаря узаконенному «таинству прелюбодеяния» были разрушены многие счастливые семьи. Лучшие умы Франции бежали за границу, а 7000 знатных особ в один день лишились своих дворцовых титулов. Конечно же это далеко не полный перечень последствий возрождения религии атеизма или, как ее любят называть светские умы, религии разума.

С другой стороны, весьма примечателен тот факт, что тот народ, который оставался верным Богу, всегда имел успех в своих праведных делах. Он не погиб во время потопа, не был уничтожен в Египетском рабстве, несмотря на указ фараона об уничтожении всех еврейских новорожденных мальчиков. Божий народ не погиб и вместе с мировыми державами, под властью которых он находдился, и которые сами погибли в период своего наибольшего расцвета. И более того, тот же самый Библейский Бог не двусмысленно обещает, что при скором полном всеземном кризисе Его народ не только не погибнет, но и получит вечную жизнь одновременно со всеми воскресшими праведниками всех веков.

Итак, рассмотрим мехнизм: каким же образом действует рука Божья в мировой истории, если она действует вообще? Какие следы для нас оставила сама история? Попробуем показать действие Божьего провидения на примере той части земли, где некогда родилась, процветала и погибла такая самая богатая из всех известных в истории мировая сверхдержава, как Вавилонское царство. Обратим внимание на рождение Вавилона, как участка местности. Рассмотрим, что представляло собой государство Вавилон вообще. Потом посмотрим на рождение Вавилона, как мировой державы, под действием руки Божьей, то есть на возникновение второй Вавилонской монархии, политическое могущество которой продолжалось всего несколько десятков лет и было непосредственно связано с именем известного царя Навуходоносора. Особенный акцент в наших рассуждениях мы сделаем на падении Вавилона и смене его новым мировым государством.

В наших рассуждениях мы будем использовать различные источники, говорящие правду о рождении, возвышении и крушении Вавилонской империи. Среди этих источников, Книга, писавшаяся еще до рождения Вавилона, пророчески описывающая это событие, и продолжавшая писаться во время существования Вавилона и его гибели. Эта Книга – Библия. Возьмем вл внимание подробный комментарий к событиям описываемым в Библии – книги Е.Г. Уайт «Патриархи и Пророки» и «Пророки и Цари». Также в качестве дополнительной информации используем учебник «Всеобщая история государства и права» под редакцией К.И. Батыра, и монографию харьковского исследователя А.А. Опарина «Библейские пророчества и всемирная история».

2.1. Рождение Вавилона

«На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с Востока, они (люди, потомки сыновей Ноя) нашли в земле Сенаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» .

Это был тот период, когда земля еще не была разделена на материки после великого потопа. Весь народ тогда жил вместе. Но вскоре надлежало образоваться трем великим народностям или расам. По имени трех сыновей Ноя Сима, Хама и Иафета образовались три народности: симты – народы Востока, афениты – народы Европы и хамиты – народы Африки.

«Некоторое время потомки Ноя продожали жить среди гор, где остановился ковчег, но вскоре отступничество привело умножившийся народ к разделению. Тех, кто желал оставить Творца и выйти из повиновения Его закону, постоянно раздражала богобоязненная жизнь их собратьев, наставления, которыми пытались обратить их; спустя некоторое время они решили отделиться от детей Божьих. И они двинулись к Сеннарской равнине, расположенной на берегах Евфрата. Их привлекали прекрасное расположение этих мест и плодородная почва, и в этой долине они решили обосноваться.

Они задумали построить здесь город и башню - столь огромную, чтобы она стала чудом мира. Все это было предпринято для того, чтобы удержать народ от рассеяния. Бог повелел людям рассеяться по всей земле, осваивать и заселять ее. Но строители Вавилонской башни намеревались создать монархическую форму правления, чтобы впоследствии подчинить себе всю землю. Таким образом, их город стал бы центром империи, его слава вызывала бы всеобщее восхищение и преклонение всего мира и принесла бы известность его основателям. Величественная башня, возвышающаяся до небес, должна была стать памятником могущества и мудрости ее строителей, увековечивая их славу во всех грядущих поколениях…

Сооружение башни преследовало единственную цель - иметь убежище на случай другого потопа. Воздвигая огромнейшей высоты башню, которой были бы не страшны воды потопа, люди желали застраховать себя от грядущей опасности. Считая для себя вполне реальным проникнуть в заоблачные сферы, они надеялись выяснить причины потопа. Это должно было еще больше возвысить гордость строивших башню и отвлечь мысли будущих поколений от Бога, обращая их к идолопоклонству.

Еще до полного завершения башни часть ее отвели под жилище для строителей, а другая часть, роскошно обставленная и украшенная, была посвящена идолам. Люди радовались своим успехам и восхваляли серебряных и золотых богов, бросая таким путем вызов Владыке неба и земли. Вдруг успешно продвигавшаяся работа была внезапно прервана. Посланные с неба ангелы получили задание разрушить планы людей. Башня достигала уже необыкновенной высоты, и строители, находившиеся вверху, не могли прямо обращаться к тем» кто работал внизу. Поэтому на всех ярусах башни стояли в различных местах люди, которые передавали по цепочке.приказы относительно необходимого материала или указания по работе. Когда таким образом рабочие сообщали друг другу различные указания, вдруг оказалось, что все говорят на разных языках. Снизу посылали то, что не нужно было, указания зачастую выполнялись наоборот. Воцарились замешательство и тревога. Работа остановилась. Не могло быть и речи о совместном труде. Будучи не в состоянии объяснить возникшее недоразумение, люди в гневе и досаде упрекали друг друга. Их общее дело окончилось раздором и кровопролитием. Небесные молнии, как свидетельницы Божьего гнева, разрушили верхнюю часть башни, и она рухнула…

Жители Вавилона хотели установить не зависимое от Бога правление. Среди них, однако, были люди, испытывавшие страх Божий, но и они оказались обмануты притворными действиями нечестивых и вовлечены в их планы. Ради этих верных Господь медлил со Своими судами и дал людям время обнаружить свои истинные стремления» .

2.2. Вавилон – мировая держава

Через несколько столетий «…между Тигром и Евфратом сложились десятки небольших городов-государств (номов). Они долго еще сохраняют черты первобытной демократии. Во главе такого государства стоял правитель, носивший в разных общинах разные титулы: верховный жрец (эн), жрец-строитель (энси), большой человек (лугаль, царь). Власть правителя сначала не была наследственной, так как он был избранником народа. Опираясь на свою дружину и поддержку родоплеменной знати, лугаль со временем сосредотачивает в своих руках все большую власть и она становится наследственной. Часть общинной земли оказывается в руках правителя.

Уже в глубокой древности существовал союз месопотамских «номов» с центром в Ниппуре (около середины III тысячелетия до н. э.). В это время наблюдается борьба отдельных номовых центров за гегемонию над всем Двуречьем. Такими претендентами были Ур, Урук, Лагаш, Ульма.

Несколько столетий характеризуются поочередным преобладанием крупных государств - семитского Аккада (на севере) и шумерского Ура. В условиях непрерывных войн победители обогащались, а побежденные города подвергались беспощадному ограблению. Переменчивое военное счастье выдвигало то одного, то другого победителя.

Первым, кому удалось создать первую «великую державу», охватывающую всю Месопотамию, был Сарагон Древний, человек незнатный, но сумевший выдвинуться на военной службе. С начало он захватил городок Аккад, а затем ему повиновалась вся Южная Месопотамия. Номовая структура сохранилась, но теперь правители номов стали не более как чиновники, назначаемые царем. Сарагон ввел по всей Месопотамии единую систему мер и весов. Однако сопротивление старых номов было еще сильным. Сказывалось и противостояние шумеров, находящихся на более высоком культурном уровне. Неслучайно государственным языком оставался шумерский язык.

Государство вновь пришлось собирать. И эта доля выпала на III династию Ура шумерского происхождения. Она считала своим предком Гильгамеша, легендарного правителя города Урука (около XXVI в. до н. э.).

Политический хаос, возникший после падения династии Ура, продолжался около двух веков. Непрерывные войны между мелкими царствами, яростная вражда кланов привели к покорению всей Месопотамии воинственными племенами амореев. Эти пришельцы быстро усвоили местный язык и культуру.

Одна из аморейских династий утвердилась в Вавилоне - бывшей деревне, впоследствии выросшей в скромный провинциальный городок. В результате целеустремленной и гибкой политики этой династии Вавилон в конце царствования царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) превратился в столицу огромного царства, подчинившего себе территорию от Персидского залива на юге до Ниневии на севере.

Главным источником сведений о государстве и праве Вавилона явились сотни тысяч надписей на глиняных табличках, камне и металле, выполненных клинописью. Ключ к прочтению клинописных текстов удалось найти лишь в 1802 г. немецкому учителю Георгу Фридриху Гротенфенду. Это удивительное открытие позволило прочесть многие тексты законов и указов царей. По обычаю того времени основной сборник законов был высечен на базальтовом столбе и выставлен на главной площади для всеобщего обозрения и изучения. Он получил название кодекса царя Хаммурапи» .

В отличии от великих городов Древнего мира Вавилон кроме крупнейшего политического центра представлял собой на протяжении всей своей истории мировой духовный центр. И если политическое господство… Вавилон часто и на долгие сроки утрачивал, то господство религиозное он сохранял всегда. Этот город являлся столицей мирового жречества, куда съезжались жрецы Египта, Сирии, Элама, Ассирии, Тира, Персии, Сидона, Аравии, Мидии, Эфиопии, Ливии, Малой Азии и т. д., где они обучались жреческой науке, докладывали главному Жрецу тайны своих стран, получали от него приказы.

В центре Вавилона высился огромный храмовый комплекс Эсагила, местопребывание главного жреца и тайный центр всей тогдашней политики Древнего мира. Центральным сооружением Эсагилы была огромная храмовая башн Этеменанка, заложенная на месте знаменитой вавилонской башни и бросавшая вызов всем и вся, говоря о вечности Вавилона. Кроме Эсагилы в городе располагалось бесчисленное количество храмов, посвященных богам всего тогдашнего мира. Однако, особо почитываемыми богами Вавилона были Мардук, Иштар, Энлиль, Ан, Уту, Нанна, Таммуз. С именем последнего связана следующая история. У основателя Вавилона Нимрода была жена Семирамус, которая вела крайне разгульный образ жизни, усилившийся, особенно, после смерти Нимрода. Одним из ее незаконных детей был Таммуз. Его рождение царица объявила от бога и поэтому, когда молодой Таммуз случайно погиб, Семирамус возвела его в ранг богов и приказала праздновать его день 25 декабря. И именно поэтому и сегодняшнее рождество приходится на этот день Ибо день появления на свет Спасителя мира неизвестен, но чтобы удовлетворить многочисленную часть общества, император Константин, принимая христианство, приказал праздновать рождество в день, в который ранее праздновали праздник Таммуза-Митры, т е день солнца. В Вавилоне были также составлены первые книги по астрологии, гаданиям, разработаны приемы вызывания духов, т.е. заложены основы спиритизма. Учение древнего Вавилона быстро распространялись в разных странах, наполняя их народы сатанинской философией И сегодня вновь обрели огромную популярность гороскопы, астрологические прогнозы, колдуны, предсказатели, хилеры. Тезисы вавилонских жрецов о том, что для счастливой жизни как на земле, так и после смерти достаточно жертвовать большие деньги, сегодня тоже имеют больше распространение, не говоря уже о пышных церковных обрядах, весь принцип которых взят из Вавилона, вместо скромного Богослужения, которое проводил Христос и главный смысл которого сводился к проповеди» .

Но здесь очнь интерсно интерсно заметить, что несмотря на все наши старательныф еописания красоты Вавилона он не был мировой державой до того времени, пока Бог через свой ибранный народ не начал участвовать в политической жизни Вваилона. И это время началось в 605 г. до н.э., т.е. когда у власти встал царь Навуходоносор. Именно об этом периоде времени, растолковывая сон царя Навуходоносора II об истукане, у которого «голова была из чистого золота, грудь и руки – из серебра, чрево и бедра медные, голени железные, ноги частью железные, частью глинянные» , пророк говрит в лицо царю: «Ты царь, царь царей, которому Бог Небесный даровал царство, власть и силу и славу; И всех сынов человеческих, где бы они ни жили, зверей зесныхи приц небесных Он отдал в твои руки и поставил тебя владыкою над всеми ими, ты – эта золотая голова! После тебя восстанет другое царство, ниже твоего…» В другом пророчестве Вавилон сравнивается со львом с орлиными крыльями . Почему же именно в этот а не другой промежуток времени Вавилон имел мировое влияние? Почему другие державы становились мировыми, только когда Божий народ оказывал особое влияние на развитие этих государств (Примеры тому, Египет, Мидо-Персия, Греция, Рим, Разделнная Европа и Америка)? Почему все мировые державы падали, а народ Божий оставался избранным народом Божьим? Если мы внимательно, поподробнее рассмотрим описание падения Вавилона, о котором даже в наше демократическое время историки пытаются умалчивать, то думаю сами сможем дать ясные ответы на поставленные вопросы.

2.3. Падение Вавилона

Даже в наше время, имея за плечами огромный исторический опыт крушения крупнейших мировых цивилизаций, мы нередко смотрим на сегодняшние мировые державы с мыслями о том, что уж такое крепкое государство, как например, Соединенные Штаты Америки или Федеративная Республика Германия или ряд других «сверхдержав» никогда не могут придти к полнейшему кризису. Но, было бы глупо сомневаться в том, что именно так думали о Вавилоне и царь Навуходоносор, и его внук Валтасар, занявший престол самой мощной тогда державы в 539 г. до н.э.

«С юности допущенный к совместному управлению страной Валтасар гордился своей властью и восстал против Бога» . И это несмотря на то, что «он знал об изгнании своего деда из общества людей, которое произошло по Божьему повелению, и ему было известно о раскаянии Навуходоносора и его чудесном возвращении. Но любовь к удовольствиям и самопрославлению изгладила из сознания Валтасара уроки, которые он обязан был помнить всегда.

Незадолго до начала всех несчастий. Вавилон был осажден Киром, племянником Дария Мидийского и главно командующим союзных войск Мидии и Персии. Но находясь в неприступной, казалось, крепости, имеющей массивные стены и бронзовые ворота, защищенной рекой Ефрат и обладавшей большим запасом продовольствия, сластолюбивый монарх чувствовал себя в безопасности и проводил время в веселых пиршествах.

Гордый и надменный, беспечно не чувствуя опасности, «Валтасар царь сделал большое пиршество для тысячи вельмож своих и пред глазами тысячи пил вино» … На том царском пиру среди гостей присутствовали и очаровательные женщины, и умнейшие высокообразованные мужи. Князья и сановники пили вино словно воду и веселились, одурманенные им…

В разгар пира он «приказал принесть золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор... вынес из храма Иерусалимского, чтобы пить из них царю, вельможам его, женам его и наложницам его» . Царь хотел показать, что для него нет ничего настолько святого, чтобы он не мог этим воспользоваться по Своей прихоти. «Тогда принесли золотые сосуды... и пили из них царь и вельможи его, жены его и наложницы его,- пили вино и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных» .

Как мало думал Валтасар о том, что среди гостей присутствовал небесный Свидетель; что невидимый Божественный Страж наблюдал за этой сценой осквернения, слышал шум кощунственного веселья, видел идолопоклонство. Но вскоре незваный Гость обнаружил Себя... В самый разгар пира вдруг появилась рука и стала писать на стене дворца буквы, сверкающие подобно огню,-слова, непонятные для собравшихся, но являющиеся предзнаменованием участи, ожидающей мучимого совестью царя и его гостей.

Мгновенно в зале водворилась тишина, и все, скованные ужасом, следили за рукой, пишущей таинственные знаки. Перед глазами людей проходила вся их греховная жизнь; им казалось, что они стоят на суде вечного Бога, могуществом Которого они только что пренебрегли Там, где лишь несколько мгновений назад царило беззаботное веселье и сыпались богохульные шутки, теперь виднелись мертвенно бледные лица и раздавались крики испуга...

Сильнее всех был напуган Валтасар. Он больше, чем кто-либо другой, отвечал за восстание против Бога, которое в ту ночь достигло своего апогея в Вавилонском царстве. В присутствии невидимого Стража, представителя Того, Чьей власти бросили вызов и Чье имя опозорили, царь был парализован страхом. Его совесть пробудилась. «Связи чресл его ослабели, и колена его стали биться одно о другое» . Валтасар дерзко восстал против небесного Бога и, полагаясь на свое могущество, не думал, что кто-либо осмелится спросить его: «Почему ты делаешь это?» Но теперь он осознал, что ему предстоит держать ответ за все совершенное им, за упущенные возможности, за свое вызывающее и не имеющее оправдания поведение.

Напрасно царь пытался прочесть горящие как огонь слова. По всему залу раздавались его дикие вопли, призывающие астрологов, халдеев и гадателей: «Кто прочитает это написанное и объяснит мне значение его,-обещал он,-тот будет облечен в багряницу, и золотая цепь будет на шее у него, и третьим властелином будет в царстве» » . Но это был не сеанс оккультизма, как полагали по-началу мудрецы царя. Иначе бы они могли с легкостью объяснить это явление. «Все мудрецы царя... не могли прочитать написанного и объяснить царю значение его» . Они также были неспособны прочитать эти таинственные слова, как и в прошлом мудрецы не смогли объяснить сны Навуходоносора.

«Наконец царица-мать вспомнила о Данииле, который более пятидесяти лет назад рассказал Навуходоносору сон о большом истукане и истолковал его» . Она вошла в банкетный зал и упросила царя позвать Даниила. И через некоторое время перед всем собранием предстал почтенный старец с длинной бородой. Волосы его были белы, лицо в морщинах. но ум был ясен, как и раньше, и вера в Бога не померкла. Валтасар пообещал Даниилу ту же награду, что и мудрецам, если он скажет значение надписи на стене.

«Равнодушный к обещаниям царя, облеченный величавым спокойствием слуги Всевышнего, Даниил предстал перед охваченной ужасом толпой не для льстивых речей, но чтобы истолковать весть о гибели» . «Дары твои пусть останутся у тебя,- сказал он,-и почести отдай другому; а написанное я прочитаю царю и значение объясню ему» .

Наступило молчание; собравшиеся, напрягая слух, ожидали услышать важное откровение. Обращаясь к испуганному правителю пророк произнес: «Царь! Всевышний Бог даровал отцу твоему Навуходоносору царство, величие, честь и славу… Но когда сердце его надмилось и дух его ожесточился до дерзости, он был свержен с царского престола своего и лишен славы своей, … доколе он познал, что над царством человеческим владычествует Всевышний Бог и поставляет над ним, кого хочет. И ты,... Валтасар не смирил сердца твоего, хотя и знал все это; но вознесся против Господа небес, и сосуды Дома Его принесли к тебе, и ты и вельможи твои, жены твои и наложницы твои пили из них вино, и ты славил богов серебряных и золотых, медных, железных, деревянных и каменных, которые ни видят, ни слышат, ни разумеют; а Бога, в руке Которого дыхание твое и у Которого все пути твои, ты не прославил. За это и послана от Него кисть руки и начертано это писание» .

Повернувшись к стене, на которой была написана небесная весть, пророк прочел: «МЕНЕ, МЕНЕ, ТЕКЕЛ, УПАРСИН». Руки, начертавшей буквы, уже не было видно, но эти четыре слова продолжали гореть с ужасающей отчетливостью, и теперь все люди, затаив дыхание, слушали состарившегося пророка.

«Вот - и значение слов: МЕНЕ - исчислил Бог царство твое и положил конец ему; ТЕКЕЛ - ты взвешен на весах и найден очень легким; ПЕРЕС - разделено царство твое и дано Мидянам и Персам» .

Более чем за сто лет до этого события Господь предсказал, что «отрадная ночь», в которую царь и советники будут соперничать друг с другом в богохульстве, внезапно превратится в ночь страха и гибели. И теперь быстро разворачивающиеся события следовали одно за другим точно так, как было предсказано в пророчествах за много лет до появления на свет главных действующих лиц этой драмы .

Царь еще находился во дворце, окруженный теми, чья участь уже была решена, когда гонец сообщил ему, что «город его взят» врагами, которых он не опасался, что «броды захвачены... и воины поражены страхом» . Пока царь и его приближенные пили вино из священных сосудов Иеговы и превозносили своих богов, мидяне и персы, отведя воды реки Евфрат из русла, пробирались к сердцу неохраняемого города. Теперь войска Кира находились у стен дворца; город был наполнен воинами противника «как саранчою» , их торжест вующие крики заглушали отчаянные вопли изумленных участников пира.

«В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит» , и на престол мировой истории взошел монарх Дарий Мидянин «будучи шестидесяти двух лет» . Как и было предсказано в пророчестве, царство Мидо-Персов беднее Вавилонского, но обширней по территории, и представлено в виде серебрянной груди истукана их сна Навуходоносора или в виде медведя с тремя клыками. Это царство только становится на путь своего мирового господства Но Бог уже предсказал на будущее и его падение, и смену его медной Грецией, а ту, в свою очередь, железным Римом и разделенной Европой, которая ныне осуществляет свое мировое правление. А на месте Древнего величественного Вавилона, как и было предсказано библейскими пророками, до сих пор царит запустение.

Так «Вавилон, краса царства, гордость Халдеев», был «ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра. Не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем. Не раскинет Аравитянин шатра своего, и пастухи со стадами не будут отдыхать там. Но будут обитать в нем звери пустыни, и домы наполнятся филинами; и страусы поселятся, и косматые будут скакать там. Шакалы будут выть в чертогах их, и гиены - в увеселительных домах». «И сделаю его владением ежей и болотом, и вымету его метлою истребительною, говорит Господь Саваоф» .

«Взяв Вавилон, Кир не стал разрушать его, и все подумали, что Вавилон, центр мира, будет жить вечно. Однако, несмотря на выгодное географическое расположение, и более, чем 1500-летнюю историю, город, менее, чем за 350 лет, совершенно вымер. При Александре Македонском и ряде других правителей, предпринимались деятельные и усиленные попытки восстановить его. Однако, все они, по разным причинам, не удавались. Более того, к началу нашей эры, местные жители не могли уназать точно место, где находился город, ибо его захватила пустыня. Древняя же часть города, основанная еще Хаммурапи (1792-1750), оказалась полностью погребена под болотами и разлившимися реками. Даже жители этих мест, несмотря на давность лет, обходят за многие километры эту пустыню с остатками холмов, считая, что в них живут духи его старых обитателей» .

3. Заключение

Проведя тщательные исследования можем сделать некоторые выводы. Во-первых, Вавилон появился на том месте, где строилась в свое время Вавилонская башня. Из описания событий связанных со строительством, мы можем сделать вывод, что это строительство было допущено Богом, для того, чтоб ускорить рассеяние людей по земле, которые вместо того, чтоб выполнить добрую волю Бога решили сделать себе имя. Именно поэтому Господь вынужден был перемешать языки людей. Этим и обусловлено название башни «Вавилон», что значит «смешение». С этого времени Вавилонская башня стала памятником отступничества от Бога. Во-вторых, Господь допустил создание на этом месте величественного государства, достигшего своего превосходства во времена царя Навохудоносора II. И этто произошло только в тот момент, когда Бог начал свое управление государством через Божий народ, оказавшийся там в плену, но заслуживший особое расположение со стороны царя. Как известно из истории, Даниил был поставлен Навохудоносором главным управляющим во дворце. Так же мы увидели, что Вавилон в один день пал, когда чаша беззакония была переполнена царем Валтасаром и его народом. И очень важно заметить, что не смотря на все эти взлеты и падения мировой державы у Бога всегда оставался и есть Его народ, который не был и никогда не будет уничтожен ни славой, ни мечем. Этот народ есть у Бога и сегодня. И именно, благодаря ему мир еще не окончательно утонул во зле и пока не навлек на себя последних судов Божьих. Но как было в Древнем Вавилоне, когда каждый житель его мог сделать свой однозначный выбор: встать на сторону благочестивых мужей Божьих и остаться в живых или испытать минутное пьяное удовольствие и погибнуть с нечестивыми, так будет и в последнее время непосредственно перед вторым Пришествием Христа.


Достаточно было иногда надлежащей диеты, стакана воды, кровопускания, чтобы спасти от гибели царства.

Гольбах «Система природы»

Маленький фрагмент одной из моих книг .

В чем причина гибели Вавилона?

Этот город в течение полутора тысяч лет был культурной и экономической столицей Ближнего Востока. Его название (Баб-Элои) переводится как «Врата Бога», а его население составляло более миллиона человек. Вавилон – один из самых великих и могущественных древних городов.

До сих пор историки спорят о том, что же было причиной гибели этого города, бывшего в течение полутора тысяч лет культурной и экономической столицей Ближнего Востока. Основную вину за гибель этого прекрасного города обычно возлагают на завоевателей. Однако все не так просто. Вполне вероятно, что это заблуждение .

Первые камни в основание города были заложены еще шумерами в начале III тысячелетия до н.э. Столицей же государства Вавилон стал в 19 веке до н. э., когда в Двуречье вторглись племена амореев. Немногим позже при царе Хаммурапи, в XVIII веке до н.э., Вавилон превратился в крупнейший политический и культурный центр во всей Передней Азии. В 7 веке до н. э. его завоевали ассирийцы, а в 612 году до н. э. разгромив Ассирию хозяевами Вавилона стали халдеи. К этому времени население города достигало миллиона жителей, хотя среди них было очень мало потомков древних вавилонян. И, несмотря на все кровавые завоевания, культура и экономика города пережили своих создателей, продолжая функционировать так, как это было задумано многие столетия назад.

Однако в 6 веке до нашей эры все изменилось. То, что не в состоянии были сделать многочисленные завоеватели, оказалось под силу хрупкой женщине, причем руководствовалась она, само собой разумеется, только благими пожеланиями. А началось все с того, что царь Вавилонии Навуходоносор решил жениться (по другим данным он решил оженить своего старшего сына).

Надо сказать, что Навуходоносор правителем был весьма воинственным. Он захватил и разрушил Иерусалим, покорил Сирию, Палестину и Египет. Чтобы укрепить союз с покоренным Египтом решено было устроить династический брак.

О том, к чему все это привело, рассказывает Лев Николаевич Гумилев: «Хозяйство Вавилонии базировалось на системе ирригации междуречья Тигра и Евфрата, причем избыточные воды сбрасывались в море через Тигр. Это было разумно, так как воды Евфрата и Тигра во время половодий несут много взвеси с Армянского нагорья, а засорение плодородной почвы гравием и песком нецелесообразно. Но в 582 г. до н. э. Навуходоносор скрепил мир с Египтом женитьбой на царевне Нитокрис, впоследствии перешедшей к его преемнику Набониду. Вместе с царевной в Вавилон прибыла ее свита из образованных египтян. Нитокрис предложила своему мужу, очевидно, не без консультации со своими приближенными, построить новый канал и увеличить орошаемую площадь. (ключик) Царь-халдей принял проект царицы-египтянки, и в 60-х годах 6 в. был сооружен канал Паллукат, начинавшийся выше Вавилона и оросивший крупные массивы земель за пределами речных пойм. Что же из этого вышло?

Евфрат стал течь медленнее, и аллювий оседал в оросительных каналах. Это увеличило трудовые затраты на поддержание оросительной сети в прежнем состоянии. Вода из Паллуката, проходившего через сухие территории, вызвала засоление почв. Земледелие перестало быть рентабельным, но процесс этот тянулся долго. В 324 г. до н. э. Вавилон еще был столь крупным городом, что романтический Александр Великий хотел сделать его столицей. Но более трезвый Селевк Никатор, овладевший Вавилоном в 312 г. до н. э. предпочел Селевкию – на Тигре и Антиохию – на Оронте. Вавилон пустел и в 129 г. до н. э. стал добычей парфян. К началу н. э. от него остались руины, в которых ютилось небольшое поселение иудеев. Потом исчезло и оно».

Как отмечает Гумилев, было бы не совсем справедливо винить в гибели огромного города и процветающей страны одну лишь капризную царицу. Скорее всего, ее роль была далеко не решающей. Ведь от ее предложения можно было отказаться, и, наверное, будь царем в Вавилоне местный житель, разбирающийся в столь важной для страны системе мелиорации (или, имеющий толковых советников), то так бы и произошло. Однако как пишет Л.Н. Гумилев: «… царь был халдей, его войско составляли арабы, советники были евреи, и все они даже не задумывались над вопросами географии покоренной и обескровленной страны. Египетские же инженеры перенесли свои приемы мелиорации с Нила на Евфрат механически. Ведь Нил несет в половодье плодородный ил, а песок ливийской пустыни дренирует любое количество воды, так что в Египте опасности засоления почв нет. Самое опасное – это даже не ошибка, а отсутствие постановки вопроса там, где его необходимо поставить. Жителям Вавилона, сменившим убитых и разогнанных вавилонян, все казалось столь ясным, что и думать-то не хотелось. Но последствия очередной «победы над природой» погубили их потомков, которые тоже не сооружали город, а просто поселились в нем».

Отметим, что в истории человечестве есть и множество примеров того, как люди жил в гармонии с природой, на практике осуществляя то, к чему сегодня призывают экологи. Например, вдумчиво подходили к какому-либо воздействию на природу в Древнем Китае. Китайские мудрецы отмечали важность естественной взаимосвязи всех природных явлений и предупреждали об опасностях, которыми чреваты любые нарушения естественного порядка, установившегося в природе. И когда в 549 году до н. э. чжоуский правитель Ли-Ван намеревался провести ирригационные работы на двух реках, бурное течение которых угрожало разрушить стены царского дворца, то принц Цзинь запретил делать ему это. Он сказал: «Я слыхал, что в древности те, кто способствовал процветанию народа, не разрушали горы. Не поднимали низину. Не останавливали реки, не углубляли озера…”. В то далекое время принц Цзинь считал, что благополучие людей зависит от сохранения естественного состояния природы. Этой, казалось бы, современной мысли, две с половиной тысячи лет…

В то же время в истории человечества есть и множество примеров того, как «хотели как лучше, а получилось, как всегда». Не удержусь, чтобы не привести здесь одну из классических историй подобного рода. В середине семнадцатого века в Японии распространились слухи по поводу того, что над одним детским кимоно довлеет злой дух. Рассказывали, что все три девочки-подростка, которым его дарили или покупали, умирали, так и не надев его ни разу. Поэтому никто особо не удивлялся, когда в феврале 1657 года один японский священник решил сжечь «проклятое» кимоно. Но как только он его поджег, невесть откуда взявшийся сильный порыв ветра раздул огонь так, что остановить его уже было невозможно. Выгорело три четверти всего Эдо (Токио), было уничтожено 300 храмов, 500 дворцов, 9000 торговых лавок и 61 мост. Погибло 100 тысяч человек…

I. Возведение Вавилона

В пустыне жаркой Междуречья

На берегу реки Евфрат

Когда-то жил народ беспечный,

Построивший великий град.

Там славили одну богиню,

И как великую святыню,

Поклонники богини той,

Служа любовью и войной,

Как тайный центр ее земли

Прекрасный город возвели.

Над бездною Евфрата вод

Воздвигли синеву ворот,

И чудо-звери на воротах

Как материнскою заботой

Царей одаривали тех,

Кто городу принес успех.

II. Царь Валтасар

Как сказано на стенах врат,

В том городе царил разврат:

Чем больше женщин, хмеля, вин

Тем радостнее господин.

Там правила сама Иштар,

А с нею царь Уцур-Бэл-Шар,

Известный всем как Валтасар.

Правитель, погруженный в пир

Всегда был пьян. Пол сотни лир

Играли для него по залам

И все служили Валтасару.

Сведущ в науках царь был тот,

Он знал, как делает за год

Луна по небу оборот,

Венеры знал метаморфозы,

И в жертву ей бутоны розы

Во храм он лично приносил,

Чтоб вновь найти источник сил.

Могло бы так продлиться вечность:

Свобода, радость и беспечность,

Однако враг его не спал

И к Вавилону подступал.

Да только ропот вражьих сил

За песнями не слышен был.

III. Валтасаров пир

Великий праздник отмечая,

Ничто вокруг не замечая,

Правитель приказал принесть

Святые чаши из земель,

Где славили другого бога

Сурового и к людям злого.

И отпивая с чаши той,

Кляня ее дизайн простой,

Последний вавилонский царь,

Поклялся в верности Иштар:

«Лишь ты одна – мой бог единый,

Любви и доблести богиня!

Йегова! Прочь из стен моих,

Опасен твой суровый лик,

Но как бы ни был ты жесток,

Я в Вавилоне – царь и бог,

И сам караю я жестоко,

Не нужно нам другого бога».

И в это самое мгновенье

На стенах текст – его виденье,

МенЕ менЕ, - тот текст гласил, -

А также – тЕкел упарсИн.

Что значило – «не бойся - вновь,

Вернется божество – любовь.

В тот час, как сменятся эпохи,

И Бог-Дитя войдет в чертоги,

Вернутся все, ликуя, боги».

Так понял надпись Валтасар.

Видения на стенах зал,

Открылись многим там глазам.

IV. Предатель из Иудеи и захват дворца

В то время во дворце гостил

Помощник верный вражьих сил.

Его считали колдуном,

И знатоком значенья снов.

Когда те чаши принесли

Из Иеговиной земли

Прибыл под видом астронома

За много дней пути от дома.

Он слышал - царь Йегову клял,

Когда недавно пировал.

И разумеется, ругая

За дерзость Валтасра он,

Задумал свергнуть Вавилон,

Дабы религия другая

В нем воцарилась и отныне

Царю - погибель, плен - богине.

И все сильнее негодуя,

Йегове набожно колдуя,

Царю сказал: «Там вижу я

Слова: «Как только лишь заря

Коснется крыши Вавилона,

Повсюду раздадутся стоны,

И будешь ты казнен, как зверь».

Прогнал его Уцур за дверь,

И не поверил он ни слову,

Прекрасно зная вражью злобу.

Искал лишь страсти Валтасар,

Он снова целовал Иштар,

К ее ланитам приникая

Последний дар былого рая

Он жадно и с лихвой вкушал.

И в самый миг, когда пред ним

Раскрылись истина и мир,

И радость бытия живого,

Ворвались призраки иного,

И звон послышался рапир.

V. Убийство Валтасара

Колдун посыпал златом в руку

Предателю – жрецу Мардука.

И жрец ворота распахнул,

На замок явственно кивнул,

Указывая – там-то царь

А также медь и киноварь.

Кровавым воинам Персиды

Сказал: «Мардука вы спасите,

Низвергните лишь храм Иштар,

И с нею сгинет царь Бэл-Шар».

Враги ворвались в час услады,

Разрушив пред собой преграды,

Они разбили чаши, храм

Вино разбрызгав по углам.

Забрали женщин и холопов,

К стене царя прижали копья,

Сорвав венец с его главы,

Убили регента – увы.

VI. Речь Кира и пророчество богини

Убил его Великий Кир,

Персидский царь. Продолжив пир,

К жрецам он вышел, говорил:

«Грядет на сотни лет война,

Богиня сгинула – она

Согнута тяготами рабства,

До Вавилона не добраться

Ей из персепольских песков –

Восточных золотых оков.

Не будет рая – Иегова

Взойдет над миром очень скоро

Известный также как Аллах,

Ахура-Мазда, Кришна… крах

Пришел святилищу богини,

Ее отправили в пустыню,

Монахов сирых искушать

Козлом по пагорбам скакать,

Сему царь-граду сгинуть в тине…»

И вот древнейшие святыни,

Поныне там погребены

В пучине водной глубины

Благословенного Евфрата

И только пришлые солдаты

За годом год воруют крохи,

Следы последние эпохи

В которую был славен он –

Священный город Вавилон.

Но нет, пророчество Иштар

Вот-вот исполнится, Бэл-Шар

Былую силу обретет,

И эра новая придет,

Когда прекрасная богиня

Уже нас больше не покинет.

Мардук же, Йегова, Аллах

Навечно обратятся в прах.

Царем же каждый будет маг.

Наверняка все мы слышали библейскую историю о знаменитой и так и недостроенной Вавилонской башне, вследствие чего произошло смешение человеческих языков, так званое «вавилонское столпотворение». Разумеется, выглядит все это как красивая легенда, но, тем не менее, упомянутая в Библии Вавилонская башня действительно строилась при царе Навуходоносоре ІІ, а сам город Вавилон был поистине жемчужиной древнего мира. «Отец истории» Геродот, посетивший Вавилон, был восхищен его величием и размерами, до нас дошли его описания этого великого города, который вполне можно назвать мегаполисом древнего мира.

Где находится Вавилон

Но прежде чем отправить в прошлое, давайте определимся с географией нашего виртуального путешествия и ответим на вопрос: «где находился Вавилон на карте». Итак, Вавилон находится, а точнее находился, на территории современного Ирака, чуть севернее от иракского города Эль-Хилла, сейчас же на его месте остались одни лишь руины, ну и туристические ларьки с сувенирами.

Вот на этом месте некогда и был крупнейший город древности – Вавилон.

Но в эпоху своего расцвета Вавилон был не только городом, но и государством, владеющим обширными территориями.

Карта Вавилонского царства.

История Вавилона

История Вавилонского царства представляет собой целую череду драматических взлетов и падений, восстаний и завоеваний, сами древние вавилоняне не раз были, как в роли завоевателей, так и завоеванных.

Началось все примерно в ХХ веке до нашей эры, согласно легенды, основателем легендарного города был не менее легендарный царь Нимрод, правнук самого Ноя. Он же начал строительство той самой Вавилонской башни, достройкой которой занимался уже гораздо позже другой великий вавилонский царь Навуходоносор ІІ.

Очень скоро Вавилон возвысился над другими городами Междуречья и стал столицей могущественного царства, объединившего всю Нижнюю и значительную часть верхней Месопотамии. Этот период характеризуется расцветом городской культуры, литературы, искусства, юриспруденции (так, в это время был создан знаменитый кодекс законов вавилонского царя Хаммурапи, величайший юридический памятник законов древности).

В 1595 году до н. е. в Месопотамию вторгаются воинственные кочевники хетты, которые захватывают власть над Вавилоном. И вместо того чтобы разрушить уже развитую к тому времени вавилонскую цивилизацию кочевники в ней ассимилируются, постепенно перенимая культурные традиции вавилонян. Их правление в относительном мире продлилось более 400 лет, пока на арену истории не вышла новая могущественная, и к тому же весьма воинственная держава древнего мира – .

Ассирийцы прославились невероятной жестокостью к покоренным народам и скверной привычкой стирать с лица земли целые города, но когда ими было завоевано вавилонское царство, его столицу, прекрасный Вавилон они не тронули, а напротив, присвоили городу особый статус, многие ассирийские цари даже занимались восстановлением его древних храмов и постройкой новых.

Но вот пришла очередь падения ассирийского царства, которое держалось исключительно на силе и страхе покоренных народов. Но ничто не может длиться вечно, и в один прекрасный момент началось всеобщее восстание против ассирийского господства, которое возглавил будущий вавилонский царь Набопаласар. Восстание увенчалось успехом, некогда грозная Ассирия пала, и с ее падением начался новый период расцвета Вавилонии. Вершины своего могущества Вавилон достиг во время правления сына Набопаласара, очень деятельного и энергичного царя Навуходоносора ІІ.

Навуходоносор проводил активную внешнюю завоевательную политику, в частности во время его правления была завоевана Иудея, а сами евреи были насильственно переселены в Вавилонию. Этот период их истории, известный как «Вавилонский плен» ярко описан в Библии.

Помимо Иудеи были окончательно завоеваны Сирия и Палестина. Сам город Вавилон был значительно перестроен, он еще больше увеличился в размерах, став крупнейшим культурным, торговым, экономическим центром в тогдашнем мире. О нем с восхищением писали современники.

Падение Вавилона

Но как это обычно бывает, расцвет часто приводит к гордыне, и как рассказывает библейская история, гордый вавилонский царь решил, что сможет построить башню до небес и таким образом сделаться равным Богу (К слову Навуходоносор действительно пытался построить такую самую высокую башню), но разгневанный Бог наказал эту заносчивость, смешав языки строителей, вследствие чего все строительный работы пришлось прекратить. В реальности же падение Вавилона и его знаменитой башни, которая представляла собой языческий храм, посвященный вавилонскому богу Мардуку, последовало постепенно на протяжении веков.

Новая угроза Вавилону пришла с востока, где началось восстание против Мидии, но вышло так, что персы вошли во вкус, и помимо Мидии успешно покорили и Вавилонское царство. Сам Вавилон теперь стал жемчужиной персидской империи.

Александр Македонский, который успешно навалял уже персам, всерьез собирался сделать Вавилон столицей своей обширной империи, но скоропостижно умер, его наследники переругались между собой, а сам Вавилон постепенно оказался на обочине истории.

Архитектура Вавилона

Пожалуй, более всего поражала современников величественная архитектура вавилонского царства. В частности здесь находилось одно из семи чудес света древнего мира – висячие сады Семирамиды.

Пальмы, фиги, и многие другие деревья, роскошные сады были высажены на искусственных террасах. На самом деле царица Семирамида к этим садам отношения не имеет, людская молва это чудо назвала так уже в более поздние времена, первоначально висячие сады были построены все тем же царем Навуходоносором для своей жены Нитокрис, которая страдала от душного климата Месопотамии, так как была родом из лесистой местности.

Еще одним удивительным архитектурным памятником древнего Вавилона являются парадные ворота Иштар, украшенные мозаикой синего цвета и барельефами с изображением сиррушей и быков.

Построенные в 575 году до н. э. по приказу царя Навуходоносора, эти ворота, защищающие северный вход в город, отлично сохранились до нашего времени, были реконструированы немецкими археологами и сейчас их можно воочию наблюдать в берлинском музее Пергамон.

Улицы древнего Вавилона не располагались хаотично, а строились в соответствии с четким планом, одна часть улиц шла параллельно к реке, а другая часть пересекала их под прямым перпендикулярным углом. Дома были обычно трех и четырех этажными, центральные улицы были выложены камнем.

В северной части города находился величественный царский дворец, построенный, да, опять Навуходоносором, а по другую сторону главный храм города, огромный зикурат посвященный верховному вавилонскому богу Мардуку, та самая Вавилонская башня из Библии. По рассказу Геродота на вершине этого храма-зикурата жила особая жрица – «невеста бога Мардука» и согласно преданиям (по крайней мере, так вавилоняне рассказали Геродоту, а он передал нам) сам бог Мардук время от времени собственной персоной отдыхает на вершине башни.

Религия Вавилона

Что же, теперь самое время коснутся древней религии Вавилона. Как мы уже знаем, верховным богом в языческом пантеона вавилонян был Мардук, который согласно вавилонской легенде о сотворении мира, победил чудовище хаоса Тиамат, тем самым внеся порядок в извечный хаос и положив начало нашему миру. Именно этому богу и посвящались многочисленные храмы и зикураты, но помимо него простые вавилоняне часто поклонялись и целому ряду других более мелких богов (часть из которых являются ипостасями все того же Мардука). Так, например, женщины вавилонянки молились женской богине любви Иштар, которая представляла собой божественное воплощение женского начала. Богине Иштар были посвящены и названые ее именем знаменитые парадные ворота, о которым мы писали чуть выше.

Также почитались боги Солнца и Луны: Шамаш и Син, бог мудрости и счета Набу и многие другие менее известные боги.

Вавилонские жрецы, служители богов, по совместительству были также и отличными учеными древнего мира, а особенно весьма неплохими астрономами, так например именно они первые увидели и зафиксировали на звездном небе планету Венеру, поэтично названую «утреней зарей» по времени ее появления на небосводе.

Культура Вавилона

Культура древнего Вавилона по степени своей продвинутости могла сравниться лишь с не менее развитой культурой древнего Египта. Так в Вавилоне была хорошо развита письменность, писали на глиняных табличках, и этому искусству юные вавилоняне обучились с ранних лет в специальных школах.

Вавилонские жрецы двигали науку того времени, владели искусством врачевания, отлично разбирались в математике и в особенности геометрии. Автор знаменитой теоремы своего имени, грек Пифагор в молодости обучался среди вавилонских жрецов.

Вавилоняне были первоклассными строителями, отличными ремесленниками, чьи изделия ходили по всему древнему востоку.

В юриспруденции Вавилона господствовал знаменитый кодекс законов написанных царем Хаммурапи, оказавших большое влияние на правовую культуру древнего Востока. Законы там к слову были довольно суровыми. Как вам, например такой закон из этого кодекса: Если пивовар варил плохое пиво (а в древнем Вавилоне уже варили пиво), то его следовало утопить в этом самом плохом пиве собственного изготовления.

Весьма любопытны некоторые законы Хаммурапи из так званного «семейного кодекса», например один такой закон гласит, что в случае бесплодия жены, муж имеет законное право зачать ребенка от «блудницы», но в таком случае он обязан полностью ее содержать, но при этом не приводить в дом жены при ее жизни.

Искусство Вавилона

Искусство древнего Вавилона активно представлено уже упомянутой нами его чудесной архитектурой, барельефами, скульптурой.

Например, это скульптурное изображение высокопоставленного чиновника Иби-Ила из храма Иштар.



А вот такие барельефы с изображением воинов и львов украшают знаменитые вавилонские ворота Иштар.

А вот это тот самый барельеф с кодексом законов царя Хаммурапи, где сверху на троне гордо восседает сам суровый вавилонский царь.

Вавилон, видео

И в завершение вашему вниманию интересный документальный фильм «Загадка древнего Вавилона».