Падение вавилонской цивилизации. Царь кир и падение вавилона

I. Возведение Вавилона

В пустыне жаркой Междуречья

На берегу реки Евфрат

Когда-то жил народ беспечный,

Построивший великий град.

Там славили одну богиню,

И как великую святыню,

Поклонники богини той,

Служа любовью и войной,

Как тайный центр ее земли

Прекрасный город возвели.

Над бездною Евфрата вод

Воздвигли синеву ворот,

И чудо-звери на воротах

Как материнскою заботой

Царей одаривали тех,

Кто городу принес успех.

II. Царь Валтасар

Как сказано на стенах врат,

В том городе царил разврат:

Чем больше женщин, хмеля, вин

Тем радостнее господин.

Там правила сама Иштар,

А с нею царь Уцур-Бэл-Шар,

Известный всем как Валтасар.

Правитель, погруженный в пир

Всегда был пьян. Пол сотни лир

Играли для него по залам

И все служили Валтасару.

Сведущ в науках царь был тот,

Он знал, как делает за год

Луна по небу оборот,

Венеры знал метаморфозы,

И в жертву ей бутоны розы

Во храм он лично приносил,

Чтоб вновь найти источник сил.

Могло бы так продлиться вечность:

Свобода, радость и беспечность,

Однако враг его не спал

И к Вавилону подступал.

Да только ропот вражьих сил

За песнями не слышен был.

III. Валтасаров пир

Великий праздник отмечая,

Ничто вокруг не замечая,

Правитель приказал принесть

Святые чаши из земель,

Где славили другого бога

Сурового и к людям злого.

И отпивая с чаши той,

Кляня ее дизайн простой,

Последний вавилонский царь,

Поклялся в верности Иштар:

«Лишь ты одна – мой бог единый,

Любви и доблести богиня!

Йегова! Прочь из стен моих,

Опасен твой суровый лик,

Но как бы ни был ты жесток,

Я в Вавилоне – царь и бог,

И сам караю я жестоко,

Не нужно нам другого бога».

И в это самое мгновенье

На стенах текст – его виденье,

МенЕ менЕ, - тот текст гласил, -

А также – тЕкел упарсИн.

Что значило – «не бойся - вновь,

Вернется божество – любовь.

В тот час, как сменятся эпохи,

И Бог-Дитя войдет в чертоги,

Вернутся все, ликуя, боги».

Так понял надпись Валтасар.

Видения на стенах зал,

Открылись многим там глазам.

IV. Предатель из Иудеи и захват дворца

В то время во дворце гостил

Помощник верный вражьих сил.

Его считали колдуном,

И знатоком значенья снов.

Когда те чаши принесли

Из Иеговиной земли

Прибыл под видом астронома

За много дней пути от дома.

Он слышал - царь Йегову клял,

Когда недавно пировал.

И разумеется, ругая

За дерзость Валтасра он,

Задумал свергнуть Вавилон,

Дабы религия другая

В нем воцарилась и отныне

Царю - погибель, плен - богине.

И все сильнее негодуя,

Йегове набожно колдуя,

Царю сказал: «Там вижу я

Слова: «Как только лишь заря

Коснется крыши Вавилона,

Повсюду раздадутся стоны,

И будешь ты казнен, как зверь».

Прогнал его Уцур за дверь,

И не поверил он ни слову,

Прекрасно зная вражью злобу.

Искал лишь страсти Валтасар,

Он снова целовал Иштар,

К ее ланитам приникая

Последний дар былого рая

Он жадно и с лихвой вкушал.

И в самый миг, когда пред ним

Раскрылись истина и мир,

И радость бытия живого,

Ворвались призраки иного,

И звон послышался рапир.

V. Убийство Валтасара

Колдун посыпал златом в руку

Предателю – жрецу Мардука.

И жрец ворота распахнул,

На замок явственно кивнул,

Указывая – там-то царь

А также медь и киноварь.

Кровавым воинам Персиды

Сказал: «Мардука вы спасите,

Низвергните лишь храм Иштар,

И с нею сгинет царь Бэл-Шар».

Враги ворвались в час услады,

Разрушив пред собой преграды,

Они разбили чаши, храм

Вино разбрызгав по углам.

Забрали женщин и холопов,

К стене царя прижали копья,

Сорвав венец с его главы,

Убили регента – увы.

VI. Речь Кира и пророчество богини

Убил его Великий Кир,

Персидский царь. Продолжив пир,

К жрецам он вышел, говорил:

«Грядет на сотни лет война,

Богиня сгинула – она

Согнута тяготами рабства,

До Вавилона не добраться

Ей из персепольских песков –

Восточных золотых оков.

Не будет рая – Иегова

Взойдет над миром очень скоро

Известный также как Аллах,

Ахура-Мазда, Кришна… крах

Пришел святилищу богини,

Ее отправили в пустыню,

Монахов сирых искушать

Козлом по пагорбам скакать,

Сему царь-граду сгинуть в тине…»

И вот древнейшие святыни,

Поныне там погребены

В пучине водной глубины

Благословенного Евфрата

И только пришлые солдаты

За годом год воруют крохи,

Следы последние эпохи

В которую был славен он –

Священный город Вавилон.

Но нет, пророчество Иштар

Вот-вот исполнится, Бэл-Шар

Былую силу обретет,

И эра новая придет,

Когда прекрасная богиня

Уже нас больше не покинет.

Мардук же, Йегова, Аллах

Навечно обратятся в прах.

Царем же каждый будет маг.

Да и то лишь в конце мировой истории:

Андрей Кесарийский:

«Всем же сим вероятно означается нечестивый Вавилон Персидский, ибо в разные времена и до настоящего времени он принял кровь многих святых и постоянно увеселялся волхвованиями и обольщениями. А посему предметом нашего желания и молитвы да будет то, чтобы за гордость против Христа и Его рабов он получил предуказанное возмездие. Но думается, что такому рассуждению некоторым образом противоречит сказанное древними церковными учителями, которые предсказания сии относили к Вавилону Римскому, потому что у четвертого зверя – Римского царства видны были десять рогов, из коего выросший один, три искоренив, а остальные поработив себе, придет как царь Римский под видом того, чтобы устроить, обновить и усилить начальство их, а на самом деле – чтобы произвести их совершенное опустошение. Поэтому, не погрешит против надлежащего и тот, кто будет разуметь под ним, как упомянуто ранее, царство, как бы в одном общем теле владычествующее сначала до ныне и поистине пролившее крови Апостолов, Пророков и Мучеников. Ибо как говорится – один лик, одно войско и один город, хотя составляющие каждое из них и переменяются, так одно и царство, не смотря на то, что оно дробится и распределяется по многим городам и местам» (Слово 19, Глава 55) .

Впрочем, на основании толкования 17-ой главы Откровения и «Книги пророка Диниила», нам стало ясно, что это – Москва. А в толковании 11-ой главы Откровения было сказано, что причиной разрушения этого города станет землетрясение: «И в тот же час произошло великое землетрясение, и десятая часть города пала, и погибло при землетрясении семь тысяч имен человеческих» (Откр. 11: 13). И гибель его будет внезапной: «За то в один день придут на нее казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнем» (Откр. 18: 8); «Ибо в один час погибло такое богатство» (Откр. 18: 17); «И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его» (Откр. 18: 21).

«Московский Комсомолец» за 09.09.94:

«Опасной сейсмической обстановке в Москве была посвящена пресс-конференция, устроенная вчера (08.09.94) в российско-американском информцентре учеными Российской Академии наук. Оказывается, Москва находится в зоне тектонических разломов, и как следует тряхнуть столицу может теоретически в любой момент. За год специалистами Института физики Земли фиксируется не менее 10-15 мини-землетрясений. Причем в последние восемь лет 12 подземных ударов повлекли за собой частичное или полное разрушение зданий. В этом году уже зарегистрировано шесть локальных толчков – по одному на Алтуфьевском шоссе и улице Миклухо-Маклая и четыре в Орехове-Борисове. Кстати, наиболее сейсмонеустойчивые территории тянутся с юго-востока на северо-запад Москвы. Сюда входят местность вдоль Каширского шоссе, улицы Осипенко и Большая Полянка, Орехово-Борисово и район станции метро «Краснопресненская» – «Улица 1905 года». Как считают сейсмологи, для более или менее надежного контроля над ситуацией в Москве необходимо построить семь станций наблюдения за сейсмической обстановкой в городе» .


«Московский Комсомолец» за 18.06.94:

«Как известно, дома в Москве строили безо всякого учета геологической среды. Ничего не стоило, например, поставить здание на засыпанное болото или овраг. Или еще круче – заложить свайный фундамент на пути грунтовых потоков. Во-вторых, каждый заводик хочет иметь для производственных нужд собственную водичку. Для этого роется глубокая скважина – их в столице уже более семи сотен. То ли качали слишком жадно, то ли воды там было не так много, но теперь под городом образовалась воронка диаметром в 90 километров! В-третьих, ни одна платформа (имеется ввиду Восточно-Европейская) не сможет выдержать такого давления; более 9 миллионов беспрерывно мечущихся человечков, 39 тысяч жилых зданий и 2800 промышленных объектов. И, в-четвертых, не надо забывать, что творится под землей: только протяженность всяких трубопроводов (вода, газ, канализация, и проч.) – более 30 тысяч километров. Все это и привело к тому, что почти половина территории города находится в зоне так называемого «геологического риска». Наибольшую опасность представляют два обстоятельства; образование глубоких провалов и неравномерное оседание отдельных участков поверхности земли (в основном из-за откачки подземных вод). Приблизительно раз в 10 лет в Москве случаются оползни. Последний случай был зафиксирован в 1985 году. Активация грунта происходит, как правило, в апреле-мае. Он может «поехать» и из-за повышения температуры подземных вод. Например, под Арбатом можно запросто купаться: + 27°. Недавно шинный завод «подложил свинью» метростроевцам. Во время прокладки тоннеля для эскалатора на станции метро «Дубровка» (улица Шарикоподшипниковская) последние натолкнулись на потоки воды, нагретой до + 50°. Пришлось использовать замораживание. Нередко глубоко под землей прокладчики метро встречаются даже с нефтепродуктами (когда на поверхности располагается какая-нибудь АЭС). В результате при строительстве станции «Тульская» почти полкилометра тоннеля было охвачено пожаром.

Наиболее опасным районом Москвы является Центральный округ. Более 800 зданий покосилось из-за сдвигов почвы. Расходится грунт под домом Пашкова, музеем Щусева, Консерваторией, ГУМом, Камерным театром. Воронки размером 2-3 метра грозят появиться на территории Кремля, на Тверской и Никольской улицах, на Новом Арбате. Предполагается дальнейшее развитие подземных процессов в районе Пятницкой улицы, Краснохолмской набережной, Кожевнических переулках и Дербеневской улице.

Конечно, можно укрепить набережные и еще глубже рыть метро. Или вообще больше не строить, а только разбивать парки. Но большинству домов (особенно в зоне Садового кольца) помочь уже практически невозможно. Ваш домик сложится будто карточный. В 1969 году из-за образования под фундаментом воронки рухнули перекрытия пятиэтажного дома по Хорошовскому шоссе. Годом позже на Ново-Хорошовском проезде «исчезли» два других здания. Повезло, если жильцам пришлось изумляться происходившему на улице, а не дома» .

Падение Вавилона – одно из знаковых событий Древнего мира, потому что крушение любой крупной державы всегда влияет на соседние народы и государства.

Вавилонское царство, которое также известно под названием Вавилония возникло в начале второго тысячелетия до нашей эры на юге Междуречья (сейчас это территория Ирака). К 539 году до нашей эры это государство утратило свое величие и следом свою независимость. Вавилония была наследницей двух царств: Аккада и Шумера. Вавилонское царство носило в себе черты этих двух государств, государственным языком был аккадский, а культовым языком был шумерский.

В своей истории Вавилонское царство имеет несколько ключевых периодов. Старовавилонский период берет свое начало с трехтысячного года до нашей эры. В то время это были ещё разрозненные царства, самым могучим из которых было царство с центром в городе Вавилон. Вавилонский царь Хаммурапи смог завоевать соседние земли, присоединить к себе Элам, Ашшур, Мари и другие города, что послужило отправной точкой для создания единой месопотамской державы. Одним из важнейших документов того периода по праву можно считать свод законов, известных под названием «Законы Хаммурапи». Эти законы были высечены на базальтовых столбах, которые были установлены в различных городах страны. Уже в те времена в Вавилоне существовал огромный бюрократический аппарат, тяготивший жизнь государства. При правлении сына Хаммурапи Самсу-илуны постоянно вспыхивали раздоры среди знати, часто сопровождавшиеся вооруженными стычками, что значительно подтачивало благосостояние всей державы. В результате падение Вавилона стало неизбежным, когда на страну стали нападать сперва племена касситов, а затем хеттов. Таким образом, падение Вавилона в первый раз произошло в 1595 году до нашей эры, когда дерзкий набег хеттов положил конец трехсотлетнему Старовавилонскому периоду и завершил правление первой Вавилонской династии. Это первое падение Вавилона сопровождалось разорением города и страны.

После хеттов на территорию Вавилонии пришли касситы, они захватили страну, но в то же время переняли множество обычаев. Этот период называют Средневавилоснким. Аристократия касситов постепенно смешалась с вавилонской знатью, уцелевшей во время вторжения. В это время идет активная реставрация храмов. Однако политическое влияние Вавилона было значительно ослаблено, а потому царство находилось в зависимости от Египта, а позднее Метании и Хеттского царств. В 13 веке усиливается Ассирия, которая захватила территорию Вавилонского царства и положила конец касситской династии.

До прихода ассирийцев Вавилон страдал от нашествия племен эламитов, которым, однако, не удалось присоединить Вавилонское царство к своей державе. Ассирийцам также с трудом далось завоевание Вавилона, но уже в 728 году до нашей эры ассирийский царь Тиглатпаласар Третий был коронован в Вавилоне. Данный период получил название Ассиро-Вавилонского. Однако, вавилоняне были настроены очень воинственно и не желали видеть свой город столицей Ассирии. В результате восстания в 689 году до нашей эры царь Ассирии Синаххериб приказал сравнять город с землей. Это было уже второе падение Вавилона, закончившееся полным разрушением города, часть жителей была угнана в рабство, остальные были убиты. Территория разрушенного города была затоплена.

При новом царе Ассирии Асархаддоне Вавилон было решено восстановить и вернуть туда уцелевших жителей. На правах вассала там стал править царь Шамаш-шум-укин, который заключил тайный сговор с сирийскими правительствами, Египтом, Эламом, с племенами арамеев, халдеев и арабов. Он поднял восстание против Ассирии, однако союзники не смогли ощутимо помочь в этой борьбе. Войска Ассирии осадили Вавилон, и после длительной осады в 648 году до нашей эры произошло уже третье падение Вавилона, сопровождавшееся жестокой расправой с уцелевшими жителями города.

Несмотря на столь жестокие расправы, вавилоняне не оставляли попыток обрести независимость. Снова и снова вспыхивали восстания, пока неожиданно не начала приходить в упадок сама Ассирийская держава, которой приходилось не только подавлять восстания, но и отбиваться от соседних враждебных племен. После продолжительных войн Вавилонское царство начало возвращать себе былое влияние. На Ассирию напали мидийцы, значительно ослабив страну, что позволило вавилонянам обрести независимость. Более того, захватив Месопотамию, вавилоняне стали готовиться к захвату территорий к западу от Евфрата, на которые в то же время стал претендовать Египет. При царе Набопаласаре вавилоняне захватили Палестину и Сирию, разбив египетский гарнизон. После этого события начинает свой отсчет последний период существования Вавилонского царства, названный Нововавилонским.

Это время можно назвать эпохой возрождения вавилонской культуры и усиления влияния царства на соседние государства. Навуходоносор Второй – сын Набопаласара – продолжал военные походы, подчинил себе финикийский город Аскалон и Северную Аравию, взял Иерусалим и через некоторое время ликвидировал Иудейское царство, расселив его жителей по различным частям Месопотамии. Во временя Навуходоносора Второго Вавилон стал мощной крепостью, он был обнесен двойной стеной, высота которой местами достигала 14 метров. Город также был окружен широким рвом с водой. Наряду с укреплениями, шло восстановление храмов и святилищ. Именно в это время была построена уступчатая башня Этеменанки, известная ныне под названием Вавилонской башни. Эта башня была краеугольным храмом земли и неба. Также при Навуходоносоре Втором были созданы знаменитые висячие сады Вавилона, которые царь приказал соорудить для своей жены Амитиды, которая скучала по горным пейзажам родной Мидии.

Однако процветание Вавилона длилось не так уж долго. После смерти Навуходоносора Второго в результате долгих междоусобных войн к власти пришел Набонид. Он был весьма странным царем, потому что принялся восстанавливать древние храмы, возрождать давно забытые культы. Каждая перестройка храма сопровождалась сменой жрецов, что вызвало сильное недовольство среди жрецов и знати. Подобными своими действиями царь раздражал многих влиятельных людей Вавилона и вскоре потерял поддержку знати. Падение Вавилона началось с упадка самой правящей верхушки, а усилившееся влияние персов ускорило разрушение царства.

Предчувствуя усиливающуюся угрозу со стороны Персии, Набонид примкнул к союзу Египта, Лидии и некоторых греческих полисов, однако было уже поздно. Вавилон был подтачиваем изнутри междоусобицами и явным недоверием к царю. Падение Вавилона было уже лишь вопросом времени, потому что бюрократический аппарат находился в беспрестанных конфликтах. В таком состоянии царство не могло отразить серьезной угрозы, исходившей от воинственных персов. Ко всем прочим проблемам прибавились несколько неурожайных лет подряд, что привело к сильнейшему голоду в 546 - 544 годах до нашей эры.

Когда персидский царь Кир Второй был на подступах в Вавилону, то Набонид приказал перенести идолы богов из соседних городов в Вавилон. Это его действие до сих пор вызывает множество споров: кто-то считает, что он переносил их в связи со спуском воды из каналов, окружавших город; а кто-то говорит, что суеверный царь надеялся таким образом не допустить падение Вавилона. Как бы то ни было, но подобное распоряжение вызвало бурю негодования и среди жрецов Вавилона, и среди жителей городов, откуда собирались перенести идолов, так как они считали, что царь оставит их беззащитными перед врагом. Персы же осушили каналы и продолжили свой поход, было несколько крупных сражений, одно из них под Описом, после которого Набонид бежал в Борсипп. 12 октября 539 года знать и жречество Вавилона, недовольные своим царем, открыли ворота Вавилона персам, которые без боя вошли в город. Дальнейшая судьба Набонида не известна: есть версии, что его убили, есть версии, что он был отправлен в ссылку – но это уже не изменило историю царства. Сперва правление персов было весьма мирным по отношению к вавилонянам. Были разрешены все религии. Однако со временем персидский гнет стал усиливаться и Вавилон стал одной из сатрапий державы персов. Окончательное падение Вавилона произошло при правлении персидского царя Дария, который приказал срыть городские стены, однако в то же время он принял титул царя Вавилона. Тем не менее, Вавилон уже более не был самостоятельным городом, а потому можно говорить о закате Вавилонского царства.

Как видим, падение Вавилона происходило не один раз. Одни завоеватели разрушали город, другие восстанавливали. Тем не менее, этот город не сумел сохранить своё влияние. Историки до сих пор обсуждают падение Вавилона, стараясь разгадать причины упадка столь, казалось бы, сильного государства, как Вавилонское царство. Наиболее вероятной причиной называют именно внутренние конфликты, которые изнутри разрушали царство, которое не смогло противостоять захватчикам из-за нерешенных междоусобных проблем.

Падение Вавилона

После этого я увидел другого ангела, сходившего с неба. Великая была у него власть, и земля озарилась сиянием славы его. 2 Ангел же возвестил громко:

«Пал, пал Вавилон великий!

Стала столица развратная обиталищем бесов

и пристанищем всякого нечистого духа,

пристанищем всякой птицы нечистой

и всякого нечистого зверя, ненавистного.

3 От вина блудной страсти ее опьянели все народы;

даже цари земли блудили с ней;

купцы же разбогатели от безудержного роскошества ее».

«Выйди из нее, народ Мой,

чтобы не быть тебе соучастником в грехах ее

и не подвергнуться каре, ее ожидающей .

5 До небес выросла гора грехов ее –

все их припомнил Бог, все неправды ее.

6 Воздайте же ей, как она воздавала,

и вдвое воздайте за дела ее.

В чаше, в той самой , в которой она подавала вино,

дайте и вы ей теперь, но больше вдвое.

7 Сколько превозносила она себя и роскошествовала,

столько же воздайте ей мучением и скорбью;

за то воздайте , что в сердце своем она говорит:

«Сижу, как царица, я не вдова и мне не скорбеть».

8 Но обрушатся на нее однажды кары, смерть, скорбь и голод;

будет сожжена она огнем,

велика ведь сила Господа Бога, приговорившего ее.

9 А цари земные, в блуд и роскошь впадавшие с нею, станут бить себя в грудь, возрыдают о ней , когда увидят дым от пожара, в котором сгорит она. 10 Со страхом будут смотреть они издали на мучения ее и тогда возопят:

«Горе, горе тебе , великая столица,

могущественный город Вавилон!

В час единый свершился суд над тобой!»

11 Купцы земные восплачут и будут скорбеть о ней, потому что никто уже не купит товаров у них, 12 золотых товаров и серебряных, камней драгоценных и жемчуга, тончайшего льна, пурпура, шелка и багряницы; разных благовонных деревьев и из кости слоновой различных изделий не купит никто ; и утвари всякой из дерева дорогих пород и меди, железа и мрамора тоже не купят . 13 И корицы не купят больше и пряностей, фимиама не купят и мира, и ладана; вина и елея, крупчатки, пшеницы не купят; не купят крупного скота и овец, коней, колесниц, и тел, и душ человеческих 14 (будет сказано о том : «Спелых плодов, которых жаждет душа твоя, не стало у тебя, вся роскошь и весь блеск твой пропали, ничто уже не вернется к тебе»).

15 Страх охватит торговавших всем этим и разбогатевших через великую блудницу купцов, когда увидят они все мучения ее. В ужасе отвернутся они и восплачут отчаянно:

16 «Горе, горе, столица великая,

в тончайший лен одетая, в пурпур и багряницу,

золотом, драгоценными камнями и жемчугом блистающая!

17 В миг единый в ничто обратилось богатство твое!»

И все, кто живет от моря, кормчие все и матросы, мореплаватели - все они стали поодаль 18 и кричали, глядя на дым, что поднимался над пожарищем: «Какой город сравнится с городом этим великим?» 19 Пеплом посыпали они головы свои и кричали, скорбя и рыдая:

«Горе, горе тебе , столица великая!

У кого были корабли на море,

твоими они все обогащались драгоценностями –

вот во мгновение ока в ничто превратилась ты!»

20 А вы, небеса, ликуйте!

И вы, народ Божий, апостолы и пророки, ликуйте!

Взыскал Бог с нее за вас!»

21 Взял тогда один могучий ангел большой, размером с мельничный, камень и, бросив его в море, сказал:

«С такой вот силой будет повержена великая столица Вавилон

и не будет уже найдена после того .

22 Не услышат более в тебе ни звуков кифары, ни пения;

не прозвучат на улицах твоих флейты и трубы;

не найдут у тебя ни одного человека,

который продолжал бы заниматься ремеслом своим;

и шума жерновов не услышат более в тебе.

23 Не будут уже светильники светить в тебе,

И всё потому, что выше всех считали себя

купцы твои на земле,

потому что чародейством твоим обмануты были все народы.

24 Будет, будет наказан Вавилон ,

потому что кровь пророков на нем,

кровь всех людей Божьих и вообще всех на земле невинно убиенных».

Из книги Апокалипсис Иоанна автора Булгаков Сергей Николаевич

ГЛАВА XVIII ПАДЕНИЕ ВАВИЛОНА Эта глава всецело посвящена эпизодическому раскрытию одной темы, которая уже намечалась выше (XVI, 19): суду Божию над Вавилоном и его гибели. Она раскрывается в ряде картин и образов. Глава эта отличается пространным и даже несколько многословным

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 2 (Ветхий Завет) автора Карсон Дональд

39:1-8 Послы из Вавилона См. более подробный коммент. к 4 Цар. 20:12–19.Вера царя Езекии, проявленная во время тяжелейшего удара, не устояла перед лестью (отметим его восторженный рассказ в ст. 3-4), еще один пал жертвой мирской дружбы. Из истории достаточно известно о

Из книги Вавилон [Расцвет и гибель города Чудес] автора Веллард Джеймс

21:1-14 Нет спасения от Вавилона В служении Иеремии наступает критический момент. Отныне изменится сам характер его пророчеств. У нас есть несколько указаний на время, когда были записаны различные отрывки. Данный отрывок отсылает нас к периоду правления последнего

Из книги Апокалипсис или откровение святого Иоанна Богослова автора (Таушев) Аверкий

25:1-14 Время Вавилона Четвертым годом правления Иоакима и двадцать третьим годом пророческого служения Иеремии (считая включительно, см.: 1:2) был 605 г. до н. э. В этот год Вавилон под управлением Навуходоносора нанес египетскому фараону Нехао сокрушительное поражение в

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

50:1 - 51:64 Против Вавилона Пророчества о различных языческих народах заканчиваются длинной чередой предсказаний о судьбе Вавилона–разрушителя, размышлениям о котором посвящена вся книга. Значение его как орудия Божьего гнева, направленного на неверный Богу народ,

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Глава восемнадцатая. ПАДЕНИЕ ВАВИЛОНА – ВЕЛИКОЙ БЛУДНИЦЫ В этой главе чрезвычайно живо и образно рисуется гибель Вавилона – великой блудницы, которая сопровождалась, с одной стороны, плачем царей земных, блудодействовавших с нею, и купцов земных, продававших ей разного

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

19. Запустение Вавилона 19. И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра, 19-22. Вавилон после разрушения его мидянами, совершенно запустеет. Никто не захочет поселиться на тех местах, какие занимал этот обширный город, и только дикие

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Глава 47 1. Падение гордого Вавилона Настоящая глава является непосредственным продолжением предыдущей: в той говорилось о низвержении божества Вавилона, в этой идет речь о падении самого города. Но подобно тому, как в предшествующей главе божества Вавилона брались не

Из книги История мировых религий автора Горелов Анатолий Алексеевич

Падение Вавилона После этого я увидел другого ангела, сходившего с неба. Великая была у него власть, и земля озарилась сиянием славы его. 2 Ангел же возвестил громко:«Пал, пал Вавилон великий!Стала столица развратная обиталищем бесови пристанищем всякого нечистого

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

Падение Вавилона 1 - Сойди, сядь в пыли,девственная дочь Вавилона a;сядь на землю, не на трон,дочь вавилонян.Больше не назовут тебянежной и утончённой.2 Возьми жернова, мели муку;сними своё покрывало.Подбери свои юбки, оголи свои ноги,переходи через реки.3 Пусть обнажится

Из книги автора

Падение Вавилона 1 После этого я увидел ещё одного ангела, сходящего с небес и обладающего великой властью; вся земля была озарена его славой. 2 Он произнёс могучим голосом:- Пала, пала великая блудница Вавилон aи стала жилищем демонов,пристанищем для всякого нечистого

Из книги автора

Падение Вавилона 1 - Сойди, сядь в пыли,девственная дочь Вавилона a;сядь на землю, не на трон,дочь халдеев.Больше не назовут тебянежной и утонченной.2 Возьми жернова, мели муку;сними свое покрывало.Подбери свои юбки,оголи свои ноги,переходи через реки.3 Пусть обнажится твоя

Из книги автора

Реки Вавилона Псалом 136 имеет явное происхождение в период плена: Пс., 136: 1. При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе. Вавилон находится на реках Евфрат и Тигр, примерно в сорока милях на восток. Изгнанные иудеи, распространившись по всему этому

Из книги автора

Мифология Вавилона Основные сюжеты ближневосточной литературы выходят из шумерских. Аккадцы, завоевав шумеров, восприняли их культуру, которая потом прошла через Вавилон и Ассирию. Мифы вавилонян и ассирийцев связаны с их шумерскими прототипами. Два из них – «Сошествие

Из книги автора

XLVIII Падение Вавилона. Положение иудеев при Кире. Манифест об освобождении пленников. Летосчисление Древние восточные монархии, как основанные на завоевании и угнетении, не имели в себе задатков прочности и жизненности. Это были большей частью насильственно сплоченные

Расцвет и падение древнего Вавилона

Положение меняется при шестом царе Вавилона - Хаммурапи, одном из величайших политиков древности. Он правил Вавилоном с 1792 по 1750 г. до н. э. Взойдя на трон небольшого царства, расположенного в среднем течении Евфрата, Хаммурапи закончил свои дни повелителем огромного по меркам того времени государства, включавшего в себя основную часть Междуречья.

Продуманная система политических союзов помогла ему разгромить противников, причём нередко - чужими руками. В условиях бесконечных междоусобных войн Хаммурапи не раз заключал и легко расторгал военные союзы, которые были необходимы ему для реализации своих далеко идущих планов.

Первые годы своего правления Хаммурапи занимался возведением храмов и, как показали дальнейшие события, активно готовился к военным действиям.

На седьмой год царствования при поддержке Римсина, сильного эламского правителя в Ларсе, Хаммурапи подчинил себе южные города Урук и Иссин. Для укрепления своего влияния на захваченных землях, дальновидный политик за два года строит канал, о значении которого говорит его название - «Хаммурапи изобилие».

Следующим дальновидным шагом Хаммурапи становится заключение союза с северо-западным соседом - государством Мари. Оба государства-союзника, Вавилон и Мари, теперь действовали согласованно. Зимрилим и Хаммурапи вели активную дипломатическую переписку, из которой видно, что правитель Мари предоставлял царю Вавилона свободу действий в Средней Месопотамии.

Таким образом, подчинив себе южные области и имея сильнейшего союзника на севере, Вавилон уже к 15-16 го-дам правления Хаммурапи превращается в одно из самых влиятельных государств в Месопотамии.

К 30-му году правления Хаммурапи удалось нанести поражение царству Эшнунне и его союзнику - войскам Элама. Спустя год царь Вавилона разгромил Римсина, правителя Ларсы. Зимрилим, правитель Мари, был хорошо осведомлен о деятельности своего союзника благодаря наличию налаженной дипломатической службы в государстве Хаммурапи. Уже во время похода на Ларсу, почувствовав изменения в политике Вавилона, Зимрилим отказался от совместных боевых действий и отозвал свои войска. Теперь пришла очередь и царства Мари, на которое Хаммурапи совершил два опустошительных набега. Несмотря на то, что Хаммурапи на 33-м году царствования захватил земли недавнего союзника, Зимрилим не сдавался. Через два года Хаммурапи предпринял еще один поход на Мари, разрушив даже стены столицы. В руины был превращен и великолепный царский дворец, символ былого могущества Мари, известный далеко за пределами царства.

Так постепенно под властью Вавилона оказывались все новые территории. Хаммурапи завоевал также территорию Ассирии со столицей Ашшуром. Похоже, что сферой влияния Вавилона стали и эламские замки, о чем говорят сообщения о военнопленных из Элама.

За сорок лет талантливому и удачливому политику Хаммурапи удалось объединить под своей властью основную часть долин Тигра и Евфрата и создать мощное централизованное государство, первое в полном смысле этого слова в Западной Азии - Старовавилонское царство. Вавилон прочно становится новым центром Двуречья.

Таким образом, на рубеже XIX-XVIII веков до н. э. в результате ожесточенной борьбы в Двуречье стал выделяться Вавилон, со временем превратившийся в один из величайших городов мира.

После объединения страны Хаммурапи пришлось решать очень сложные задачи. Чтобы его владения опять не распались на отдельные области, власть царя должна быть сильной. С другой стороны, Хаммурапи не мог отбирать у крестьян землю, вновь создавать крупные царские хозяйства, собирать ремесленников в царские мастерские. Такие действия привели бы к быстрому упадку страны - люди успели привыкнуть к самостоятельности, относительной свободе, к доходам от рыночной торговли. Мудрый Хаммурапи нашёл приёмы, позволяющие царю управлять деятельностью подданных.

Хаммурапи не стал создавать царские поместья, отбирая землю у крестьян. Он воспользовался участками, которые общины выделяли ему как царю. На эти земли Хаммурапи посылал своих людей - воинов и так называемых «мушкенум».

Мушкенум считались приближёнными царя и получали от него землю, скот и зерно, необходимые для ведения хозяйства. Кража имущества у мушкенум каралась строже, чем кража у простого крестьянина. Так царь мог влиять на жизнь сельских общин через верных ему и зависимых от него людей. Пришлось царю заниматься и крестьянскими долгами. Раньше крестьяне платили налоги в основном зерном, маслом, шерстью. Хаммурапи начал взимать налоги серебром. Однако далеко не все крестьяне продавали продукты на рынках. Многим приходилось брать серебро в долг у тамкаров за дополнительную плату. Тем, кто был не в состоянии расплатиться с долгами, приходилось отдавать в рабство кого-нибудь из родственников. Хаммурапи несколько раз отменял накопившиеся в стране долги, ограничил долговое рабство тре мя годами, но справиться с проблемой долгов ему так и не удалось. Не мудрено, ведь среди тамкаров были не только торговцы, но и сборщики налогов, и хранители царской казны.

В 1901 г. французские археологи обнаружили во время раскопок в Сузах (ныне Шуш) - столице древнего Элама, большой каменный столб с изображением царя Хаммурапи и текстом 247 его законов, написанных клинописью. Из этих законов в основном и стало известно о жизни Вавилонии и о том, как Хаммурапи управлял страной.

Во введении к законам Хаммурапи говорит: «Мардук направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать стране счастье, тогда я вложил в уста страны истину и справедливость и улучшил положение людей». Напомним, что Мардук был самым почитаемым богом Вавилона. Царь, таким образом, пытается примирить интересы разных людей- тамкаров, мушкенум, воинов, простых общинников, опираясь на волю верховного божества. Мардук, по словам Хаммурапи, не просто награждает покорных и наказывает ослушников - бог даёт людям свод правил, устанавливающих справедливость в их взаимоотношениях друг с другом. Но - через царя!..

Однако, Хаммурапи так и не удалось создать крепкое государство. Уже при правлении его сына Самсуилуны Вавилония потерпела ряд тяжёлых поражений от своих соседей, и её владения сократились. Началась полоса неудач. В 1595 г. до н. э. старовавилонское царство было уничтожено вторгшимися хеттами и касситами, которые потом правили Междуречьем около 400 лет.

Но Хаммурапи всё же добился большего, чем его предшественники или цари соседних стран. Он первым из правителей древности соразмерил силу закона с силой царя и признал за подданными право самим заботиться о своей жизни. Правда, некоторые учёные считают текст на столбе в Сузах не сводом законов, а отчётом государя перед богами.

Начиная с правления Хаммурапи Вавилон около 1200 лет был культурным и научным центром Передней Азии. С XIX по VI столетия до н. э. он являлся столицей Вавилонии. Об исключительном значении этого экономического и культурного центра говорит то, что всю Месопотамию часто называли Вавилония. Многие достижения древних вавилонян вошли в современный быт: вслед за вавилонскими жрецами стали делить год на двенадцать месяцев, час - на минуты и секунды, а круг - на триста шестьдесят градусов.

В 689 году до н. э. после долгой осады ассирийцы захватили Вавилон. По приказу Синахериба в Ассирию была вывезена статуя главного бога Вавилона - Мардука. Многие жители были казнены, а тех, кто остался в живых, угнали в плен. После этого Синахериб приказал затопить город водами Евфрата.

В 605 году до н. э. Вавилонская армия под командованием сына Набопаласара Навуходоносора напала на город Каркемиш на Евфрате, который оборонял египетский гарнизон, состоявший из греческих наемников, В ходе ожесточенного сражения все защитники города были перебиты, а сам Каркемиш превращен в груду пылающих развалин. Теперь дорога к Средиземному морю была открыта, и вся Сирия и Палестина подчинились Вавилону.

В 604 году до н. э, Набопаласар умер, и Навуходоносор II стал царем огромной Нововавилонской империи.

Сразу после прихода к власти Навуходоносор совершил походы против Египта и арабов в Северной Аравии. В 598 году до н. э. иудейский царь Иоаким, ранее признавший власть Вавилона, отказался подчиняться Навухооносору и заключил союз с фараоном Нехо. Вскоре вавилонская армия уже стояла под стенами Иерусалима. Иоаким не получил от египтян обещанной помощи, и 16 марта 597 года до н. э. Навуходоносор вошел в город. Иоаким вместе с 3 тыс. знатных евреев в качестве заложников отправился в Вавилон, а царем Иудеи стал Седекия. Царь Седекия правил ровно 10 лет. Как и его предшественник, он заключил союз с Египтом, который стоил ему царства. Фараон Априй захватил Газу, Тир и Сидон. Однако вой-ска Навуходоносора II оттеснили египтян обратно и осадили Иерусалим. В 587 году до н. э. город был взят, разрушен, а его жители уведены в плен. Затем вавилоняне осадили Тир, который был захвачен только спустя 13 лет, в 574 году до н. э.

Царствование Навуходоносора II стало временем расцвета Нововавилонской державы. Вавилон стал самым большим городом на Древнем Востоке, численность его населения превышала 200 тыс, человек.

Однако созданное Набопаласаром и Навуходоносором Нововавилонское государство просуществовало недолго. За 5 лет, прошедшие после смерти Навуходоносора II, в Вавилоне сменилось три царя.В конце концов царем в 556 году до н. э. стал Набонид, вождь одного из арамейских племен. Арамейцы еще в VIII веке до н. э. пришли в Месопотамию и постепенно оттеснили халдеев. Царь Набонид стал выступать против жречества, традиционно поддерживавшего царей Вавилона, стараясь насадить в государстве культ арамейского бога Луны. Это привело к серьезному конфликту со жречеством, признававшим верховным божеством исконного вавилонского бога Мардука.

Царь Набонид стремился объединить вокруг себя все многочисленные арамейские племена. Он достаточно недальновидно помог молодой Персии расправиться с Мидией, захватив принадлежавший мидянам Харран. Поскольку к этому времени побережье Персидского залива было занесено песком, и кромка моря отступила от старых портов далеко вперед, что сделало невозможным морскую торговлю в этом районе. Поэтому Набонид захватил оазис Тайма в Центральной Аравии, который позволял контролировать торговые пути в Египет и Южную Аравию. Царь даже перенес в этот район свою столицу, передав управление Вавилоном своему сыну и наследнику Белшур-уцуру (Валтасару).

Политика Набонида, пренебрегавшего интересами влиятельного жречества бога Мардука, вызывала сильное недовольство в Вавилоне.Именно поэтому персы, провозгласившие веротерпимость, свободу и равенство любой религии, с такой легкостью заняли Вавилонию. Валтасар был убит своими же слугами, и Вавилон открыл ворота персидскому царю Киру, который в октябре 539 года до н. э. триумфально въехал в столицу.В соответствии со своим обычаем, Кир сохранил жизни, Набониду и его семье, обеспечив им почести, соответствующие бывшему высокому положению. Однако Вавилония превратилась в провинцию (сатрапию) Персидской державы и навсегда утратила свою независимость.

О значимости Вавилона в мировой истории говорят множество упоминаний в книгах пророков: книге пророка Исайи, книге пророка Иеремии, иодной из самых загадочных книг Библии, книге пророка Даниила, которая приковывает к себе внимание людей на протяжении вот уже 2500 лет Зловещие апокалиптические звери, огненная печь, львиный ров, математические расчеты сочетаются в ней с описанием веры бесстрашных еврейских юношей, внутренних противоречий и душевных терзаний древнего владыки, дворцового пира накануне гибели царства. Одни видят в этой книге интересное литературное произведение Востока, другие - неуемную странную фантазию древнего автора, третьи - Божественное откровение, приподнимающее завесу истории человечества на 2500 лет, с описанием взлетов и падений грядущих государств и народов.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ancientvavilon.narod.ru