Переход на новый фгос. Переход на новые образовательные стандарты

Основные направления президентской инициативы «Наша новая школа»

1. Возможность раскрыть способности, подготовиться к жизни. Обновленное содержание образования. Новое поколение образовательных стандартов.

2. Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности.

3. Система стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации, пополнения новым поколением учителей.

4. Новые принципы работы школ, порядок их проектирования, строительства и формирования материально-технической базы. Находиться в школе должно быть комфортно.

5. К каждому ученику – индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения.

УТВЕРЖДАЮ
Президент Российской Федерации

Д.Медведев

Национальная образовательная инициатива
"Наша новая школа"

Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Школа будущего

Какими характеристиками должна обладать школа в 21-м веке?

Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени.

Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего. В такой школе изменится роль директора, повысится степень его свободы и уровень ответственности.

Новая школа - это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные дни, а школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия будут местом семейного отдыха.

Новая школа - это современная инфраструктура. Школы станут современными зданиями - школами нашей мечты, с оригинальными архитектурными и дизайнерскими решениями, с добротной и функциональной школьной архитектурой - столовой с вкусной и здоровой едой, медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством.

Новая школа - это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом.

Основные направления развития общего образования

Переход на новые образовательные стандарты

От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, будет осуществлен переход на новые стандарты - требования о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов.

В любой образовательной программе будет две части: обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможности выбора. Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость - кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия.

Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов.

В школе должны быть созданы кадровые, материально-технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени. Финансовое обеспечение будет построено на принципах нормативно-подушевого финансирования ("деньги следуют за учеником"), переход на которое планируется завершить во всех субъектах Российской Федерации в ближайшие три года. При этом средства будут поступать и в муниципалитеты, и в каждую школу по нормативу независимо от форм собственности.

Чтобы работа по стандартам была эффективной, предстоит развивать систему оценки качества образования. Нужна независимая проверка знаний школьников, в том числе - при их переходе из 4-го в 5-й и из 9-го в 10-й классы. Механизмы независимой оценки могут создаваться силами профессионально-педагогических союзов и ассоциаций. Россия будет продолжать участвовать в международных сравнительных исследованиях качества образования, создавать методики сопоставления качества образования в различных муниципалитетах и регионах.

Уже в 2010 году мы введем новые требования к качеству образования, расширив список документов, характеризующих успехи каждого школьника. Единый государственный экзамен должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества образования. Кроме того, мы введём мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика, его компетенций и способностей. Программы обучения старшеклассников будут увязаны с дальнейшим выбором специальности.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13

Переход на новые образовательные стандарты в 5-6 классах. Какие изменения у педагога, у детей (из опыта работы).

« Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи.

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности .

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении, в том числе и по математике.

В этих условиях традиционная школа, реализующая классическую модель образования, стала непродуктивной. Передо мной, как и перед моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка.

Важность проблемы – развитие творческих способностей учащихся - обусловлена, на мой взгляд, двумя основными причинами. Первая из них – падение интереса к учебе. Вторая причина в том, что даже те ученики, которые, казалось бы, успешно справляются с программой, теряются, как только оказываются в нестандартной ситуации, демонстрируя свое полное неумение решать продуктивные задачи. Поэтому главное для себя как учителя математики вижу не только и не столько в том, чтобы передать ученикам определенный объем знаний, а в развитии творческих возможностей, продуктивного мышления ребенка. Для этого стремлюсь поддерживать и развивать интерес к предмету; формировать приемы продуктивной деятельности, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция и т.д.; прививать навыки исследовательской работы; развивать логическое мышление, пространственное воображение учащихся; учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с современными источниками информации (Интернет, медиаресурсы, ЦОРы); показывать практическую направленность знаний, получаемых лицеистами на уроках математики; учить мыслить широко, перспективно, видеть роль и место математики в общечеловеческой культуре, ее связь с другими наукам.

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально.

Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности.
В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.

Плохо ли это? или нет? Для ответа на этот вопрос мне бы хотелось сравнить современный урок с традиционным.

Традиционный и современный уроки различаются по следующим показателям: цели урока, роли и функции учителя на уроке, изменения отношений между учителем и учащимися, логика построения процесса обучения, использование межпредметных связей, внедрение коллективной учебной деятельности.

Цели традиционного урока направлены на усвоение знаний и умений, вопросы же воспитания осуществляют спонтанно. Цели современного урока –формирование и развитие личности с использованием всех компонентов образования.


Традиционный урок


Современный урок


На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей.


На современном уроке происходит интегрирование материала, используются разнообразные формы построения урока


Традиционный урок не дает четкое внутренне разграничение учебного материала и отдельных частей урока.

Учитель выступает в роли передатчика знаний.

Ученик играет пассивную роль.

Ученик не участвует в конструировании урока.

Акцент делается на память, заучивание и повторение.

Учитель постоянно оценивает знания учеников.

Преобладает ориентация на академические (всеохватывающие) образцы формирования знаний.

Применяется постоянная проверка знаний учеников.

Акцент делается на соревновательность между учениками.

Обучение происходит в рамках класса.

Слабый акцент на творческое начало.

Главные ориентиры традиционного урока – коллективное выравнивание, средняя успешность (успеваемость) обучения, средний ученик в целом.


Учитель выступает в роли организатора.

Ученик играет активную роль.

Ученик участвует в конструировании урока.

Акцент делается на самостоятельное добывание знаний.

Постоянное применение поощрений и наказаний необязательно.

Формирование знаний происходит по свободной системе.

Проверка знаний осуществляется не с такой систематичностью.

Акцент делается на совместную коллективную работу учеников.

Обучение не ограничивается только классом.

Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся.

Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.

Практическая направленность учебного процесса.

Включение в содержание урока упражнений творческого характера.

Создание условий для проявления самостоятельности учащихся

Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств.

Включение компьютеров в педагогические технологии.

Из данной сравнительной таблицы видно, что современный урок во многом превосходит традиционный. И если мы хотим воспитать современную Личность, то мы должны это делать современными методами.

Рассмотрим фрагмент урока по математике.


ПЕРЕХОД НА НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ: ЧТО ДОЛЖНО ИЗМЕНИТЬСЯ

В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ?

Почетный работник высшего профессионального образования РФ,

кандидат исторических наук, доцент, проректор по учебной работе,

Воронежский государственный педагогический университет

Одним из элементов модернизации российского образования является переход на новое поколение образовательных стандартов. С 1 сентября 2011 г. по Федеральным государственным образовательным стандартам начнут работать высшие и средние профессиональные учебные заведения, а также начальная школа. Для системы высшего образования РФ – это уже третье поколение стандартов, для школы – второе. История внедрения образовательных стандартов довольно долгая и имеет несколько этапов. В начале 1990 годов, у государства было ожидание, что с переходом на рыночную экономику в стране будет развиваться негосударственное образование. Возникал вопрос – как регулировать негосударственную сферу образования в условиях либерализации? Отсюда и возникла идея образовательных стандартов, как нормативных документов, которые должны будут регулировать сферу образования. Первые стандарты были разработаны для системы высшего профессионального образования, затем они распространились и на другие уровни образования.

Если посмотреть, какова история образовательных стандартов в западных государствах, то следует отметить, что до конца 90-х гг. XX в. в большинстве из них стандарты, как инструмент повышения качества образовательных результатов образования, не применялись. В ряде европейских стран реформа образования, основанная на стандартах, проводится в настоящее время. На десятилетие раньше, с середины 1980-х гг., стандарты образования начали внедряться в США.

Какими же факторами объясняется переход российского образования на ФГОС нового поколения и в чем их отличие от ныне действующих стандартов?

Прежде всего, это те существенные изменения, которые произошли в современном обществе в последнее время. «В условиях новой экономики, основанной на знаниях и высоких технологиях, в которой интеллект играет все более определяющую роль, быть эффективным, добиваться успеха способен только человек свободный, заинтересованный в своем постоянном развитии», – говорит министр образования и науки РФ А. Фурсенко. В этой связи возникает необходимость изменить парадигму: от «образования на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь». Должна поменяться и роль учителя. Он не может быть только ретранслятором знаний. Его главная задача – сформировать у обучающихся такие компетенции, которые помогут им самостоятельно приобретать знания и уметь применять их в практической деятельности.

Задачи, стоящие перед современной школой, нашли отражение в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Одним из ее направлений является повышение качество образования, которое и должны обеспечить новые образовательные стандарты. Образовательный стандарт – это инструмент обеспечения качества образования подрастающего поколения.

Новые государственные образовательные стандарты общего образования подготовлены в Российской академии образования коллективом российских педагогов-ученых с привлечением практических работников . В основу разработки стандартов положена целевая установка, предусматривающая переход от «догоняющей» к «опережающей» модели развития российского образования. При этом стандарты разрабатывались как инструмент реализации государственной политики в образовании, обеспечивающие: сохранение единства образовательного пространства России; равенство и доступность образования при различных стартовых возможностях; преемственность ступеней общего образования.

Школьные образовательные стандарты базируются на двух основаниях. Это Фундаментальное ядро содержания общего образования и Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является идеологической и методологической основой новых школьных стандартов. Это принципиально новый для отечественной школы документ, в котором сформулированы система базовых общенациональных российских ценностей, требования к результату организации и условиям воспитания российских школьников, структуре и содержанию программ воспитания и социализации гражданина России. Разработчиками Концепции являются директор издательства «Просвещение» А. М. Кондаков, профессор кафедры педагогики Московского государственного открытого педагогического университета им. А. Я. Данилюк, директор института этнологии и антропологии РАН В. А. Тишков.

К числу базовых национальных ценностей российского общества этот документ относит: патриотизм, социальную солидарность, гражданственность, семью, здоровье, труд и творчество, науку, традиционные религии России, искусство и литературу, природу, человечество. Эти национальные ценности, по мнению авторов документа, должны определять идеологию содержания образования; основное содержание программ духовно-нравственного развития и воспитания молодых граждан России; содержание, формы и методы педагогического взаимодействия школы, семьи, общественных и религиозных организаций и иных институтов социализации.

Требования определяют планируемые результаты начального общего образования, возможность достижения которых должна быть гарантирована всеми учреждениями, реализующими основные образовательные программы начального общего образования, независимо от их вида, местонахождения и организационно-правовой формы. Планируемые результаты являются обязательной составной частью основной образовательной программы начального общего образования.

Требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Требования расписаны по образовательным областям, изучаемым в начальной школе, т. е. представлено, например, какую возможность достижения планируемых результатов дает конкретная предметная область "Русский язык" и т. п. Личностные и метапредметные результаты обучения достигаются через освоение всех предметов и внеклассную работу .

Личностные результаты обучения – это уровень сформированной ценностной ориентации выпускников начальной школы, отражающей их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества.

Метапредметные результаты обучения – это освоенные при изучении нескольких или всех предметов универсальные учебные действия, межпредметные понятия.

Предметные результаты обучения – это освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Раздел «Требования к структуре основных образовательных программ» определяет, какой должна быть по содержанию и структуре основная образовательная программа, а также какова доля инвариантной и вариативной частей (для начальной школы обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 20 % от общего объема основной образовательной программы начального общего образования).

ФГОС определяет, что основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы:

2) планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

3) учебный план начального общего образования;

4) программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

5) программы отдельных учебных предметов, курсов;

6) программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

7) программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

9) система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования представляют собой систему нормативов и регламентов кадрового, финансового, материально-технического и иного обеспечения, необходимого для реализации основной образовательной программы и достижения планируемых результатов начального общего образования.

Резюмируя, выделим основные особенности новых образовательных стандартов:

1. Значительно расширены функции и круг пользователей ФГОС.

2. Впервые при разработке ФГОС выявлялись и учитывались потребности личности, общества и государства в общем образовании.

3. Изменилась структура стандарта (совокупность требований).

4. Системообразующей составляющей ФГОС стали требования к результатам освоения основных образовательных программ.

5. Изменилось представление об образовательных результатах (личностные, метапредметные, предметные).

6. ФГОС имеет методологическое основание (системно-деятельностный подход).

7. Ориентиром при построении содержания образования стали Фундаментальное ядро содержания общего образования и Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России.

8. Изменились методологические основы системы оценки достижения требований к результатам образования.

9. Значительно расширена часть ООП, формируемая участниками образовательного процесса.

10. Представлены широкие возможности реализации этнокультурной оставляющей ФГОС.

11. Предложена новая структура Базисного учебного плана, в состав которого включена внеурочная деятельность.

12. ФГОС декларирует необходимость создания условий для обучения детей с ограниченными возможностями.

2010 – Год учителя в России//Образование: цели и перспективы. 2010. № 10. С.91.


Общие. Общие проблемы заключаются в неготовности нас, педагогов к: - планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС; -синхронизации действий со всеми участниками образовательного процесса при введении ФГОС; -изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС; - выявлению социального заказа с целью формирования комфортной развивающей образовательной среды.


Системные. Вытекают из неготовности педагога к реализации ФГОС с позиции выполнения его требований (трех «Т») к результатам, структуре программы, к условиям образовательного процесса. - недостаточность опыта проектной и исследовательской деятельности; - слабое развитие индивидуального подхода в образовательной деятельности; - неготовность к переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений учеников (контрольно- оценочная деятельность часто остается полем деятельности педагога, учащиеся не стали субъектами контрольно-оценочной деятельности, которая является важным компонентом учебной деятельности);


Личностные (связанные с особенностями личности педагога). - психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии, а не осознанием себя как учителя «нового типа»; с неприятием идеологии ФГОС, консервативным мышлением в силу возраста или профессиональной усталости и др.; -дидактическая, обусловленная недостаточным уровнем теоретико- методологической подготовки в части изменений в технологии организации образовательного процесса, типологии уроков, организации проектной и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и неаудиторной занятости; -организационно-нормативная, возникающая при отсутствии научной организации труда, практики работы с нормативно-правовыми документами, навыков командно-проектной работы; -профессиональная, определяемая неготовностью учителя к реализации в деятельности экспертно-аналитических, прогностических и организационных функций; Эти трудности возникли не потому, что учитель не хочет перестроиться, а потому, что ТРУДНО перестроиться.








Нет окончательного понимания сути изменений моей работы при введении ФГОС - непонятен процесс 18% Нет понимания того, к чему нужно стремиться в работе по новым Стандартам - непонятен результат 24% Нет возможности и обеспеченности средствами для реализации работы по ФГОС - отсутствуют условия 18% Нет обеспечения информацией и обмена опытом для реализации работы по ФГОС - отсутствует информация 65% Нет уверенности в собственных силах, знаниях и умениях для работы по ФГОС - отсутствие внутренних ресурсов 12%


Возможность изменить ситуацию в образовании к лучшему 42 Возможность проявить свои неиспользуемые таланты, новые подходы, инновации 16 Возможность научиться чему-то новому в профессии 47 Возможность доказать себе, что могу добиться успеха в любых условиях 5 Никаких перспектив не вижу 11 Какие перспективы от внедрения ФГОС Вы видите для себя?


Ознакомление с литературой по ФГОС 21% Общение с коллегами, в том числе из других школ 79% Методическая помощь от вышестоящих организаций 37% Посещение курсов, семинаров по обмену опытом, повышение квалификации 63% В чем (в какой помощи) Вы нуждаетесь при переходе к работе по ФГОС


В ком (в чем) Вы видите источник помощи в процессе реализации новых Стандартов? Проранжируйте предложенные субъекты (1 самый действенный источник… 6 самый бесполезный источник) 1.Администрация лицея 2.Коллеги, в т.ч. из других школ 3.Психолог 4.МИМЦ 5.Управление образованием


Применяете ли Вы в работе с детьми принципы деятельностного подхода, требуемого новыми Стандартами? Да - 89% Нет - 11% Приведите примеры деятельностного подхода в соей работе: Работа с информацией Само-взаимоконтроль Взаимопроверка Консультанты Целеполагание Смысловое чтение Работа в парах, в группах Выход за рамки своего предмета Самостоятельное «открытие детьми» нового знания Проектная деятельность Исследование


Понимание учителем результата занятия. Владение учителем инструментом оценивания для оценки нового результата. Организация учителем групповой работы учащихся: как делить на группы, распределение ролей в группе, нормы работы в группе. Разработка практико-ориентированных, проблемных и т.д. заданий самим учителем/группой учителей. Наличие разных вариантов помощи учащимся при организации их самостоятельной работы над заданием. Понимание уровня и способов работы с информацией для учащихся. Подготовка разных вариантов источников информации для организации самостоятельной работы. Создавать условия (не мешать) для самостоятельного выбора учащимися заданий и форм его выполнения. Сотрудничество с коллегами не только своего предмета: эксперты по тем или иным вопросам, наблюдатели за работой групп и т.д. Увеличение доли самостоятельной работы школьников. Уменьшение доли фронтальных форм работы на уроке.