План-конспект занятия по истории на тему: игра - викторина для начальных классов путешествие по страницам русской истории. Дидактические игры на уроках истории

МОУ школа среднего (полного) общего образования

Уська-Орочского сельского поселения

Ванинского муниципального района

Хабаровского края

Творческий отчёт

Использование игровых форм проведения уроков истории для развития познавательного интереса школьников.

Красикова

Тамара Владимировна

Учитель истории и обществознания

С. Уська-Орочская

  • 2010

ВВЕДЕНИЕ 3

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 9

Анализ условий достижения результата 9

Анализ результатов деятельности 28

ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Введение

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. В научном понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют различные разночтения. У В.П.Беспалько - педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса. Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков). Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

С одной стороны, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников.

В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Технология обучения - системная категория, структурными составляющими которой является:

Цели обучения;

Средства педагогического взаимодействия;

Организация учебного процесса;

Ученик, учитель;

Результат деятельности.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, и в качестве системы способов, принципов применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

С сентября 2009 г. вступила в силу государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2011гг.», целью которой является формирование следующих ключевых компетенций: информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования.

Современное информационное общество ставит перед школой задачу подготовить выпускников, способных:

Ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения возникающих проблем, чтобы в дальнейшей жизни иметь возможность найти свое место;

Самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии;

Грамотно работать с информацией;

Быть коммуникабельными, контактными, уметь работать сообща в различных социальных группах и в различных областях;

Самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Современная школа уже не может ограничиваться лишь передачей некого объема знаний. Образование рассматривается сегодня как пространство для познания самого себя, для выработки стиля жизнедеятельности в информационном обществе, готовит активную, творческую, развивающуюся личность.

Педагогической технологией обычно называют направление педагогики, которое имеет целью повысить эффективность общеобразовательного процесса, достичь запланированных результатов обучения.

Немало важную роль в решении этих задач играет использование нестандартных уроков с игровой основой. Игровые технологии обучения отличаются исключительным разнообразием: ролевые, деловые, игры – путешествия, игра – соревнование, игра – викторина, урок – аукцион, мини-олимпиада, урок – игра «Клуб знатоков».

В своей практике игровые технологии целенаправленно я применяю на протяжении 5 лет, после проведения игрового урока в 5 классе по теме « Первобытные охотники и собиратели». Данный урок был проведен в форме игры-путешествия по станциям и ребят захватил процесс путешествия.

Считаю, что актуальность данной технологии состоит прежде всего в том, что современная педагогика все больше и больше акцентирует свое внимание на ученике, заботиться о его становлении и утверждении как личности. Выявлен и обусловлен целый ряд условий, стимулирующих личностное развитие школьников в процессе обучения. Доказано, что такое развитие происходит в учебных ситуациях равноправного сотрудничества и диалогового общения, творческой и игровой деятельности учащихся, решения ими проблемных задач.

Сегодня психолого-педагогическая наука утверждает: для того чтобы учение было эффективным, у ребенка необходимо вызвать положительное отношение к тому, чему мы хотим его научить. А это всегда формируется в процессе деятельности через сложнейший механизм взаимоотношений, общения. Каждый учитель стремиться, чтобы его уроки были интересными, запоминающимися, увлекательными, побуждали интерес к учению, предмету. Бытует мнение, что учителю достаточно хорошо знать предмет, интересно рассказать материал урока – и цель достигнута. Но это не так. Особенно в сегодняшней школе, которая не остается в стороне от перемен, происходящих в нашей стране. Требуется высокий уровень мотивации осознанной потребности в усвоении знаний, умений, навыков, чтобы школьник стал заинтересованным, активным на уроке. Одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной работу учащихся не только на творческо-поисковом уровне, но и на будничных шагах по изучению и усвоению фактов, дат, имен является дидактическая игра: актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Телевидение, радио, компьютерные сети значительно увеличили поток получаемой детьми информации. Но все эти источники представляют в основном материал для пассивного восприятия. Важной задачей учителя становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Это истинно педагогическая технология, гуманистическая не только по своей философской психологической сути, но в чисто нравственном аспекте. Она обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим.

Актуальность избранной проблемы проявляется в непрерывной связи изучения основ науки с практикой, жизнью, окружающей действительностью.

Применение игровой технологии в моей практике явилось скорее поиском путей решения явно обозначившихся проблем, которые решить в рамках традиционно используемых методов обучения стало невозможно.

Проблемы:

  • низкий познавательный интерес в обучении гуманитарных дисциплин;
  • разный уровень знаний, обученности и мотивации учащихся;
  • невысокий уровень самореализации школьников;
  • отсутствие умения превращать полученную информацию в знания;
  • неумение говорить, защитить разработанную тему.

В ходе работы я выявила основные противоречия между :

1) низким познавательным интересом в обучении гуманитарных дисциплин и потребностью общества в духовно развитом, грамотном, культурно образованном выпускнике;

2) требованиями к новому качеству образования выпускника, его умениям получать и применять знания на практике и несовершенством традиционных технологий обучения;

3) растущей нагрузкой на учащихся, связанной с увеличением объема научной информации по каждому предмету и современными рамками классно-урочной системы;

4) потребностью общества в специалистах, обладающих высоким уровнем профессиональной компетентности, общей культуры и конкурентоспособности, и невозможностью формирования основ этих качеств в рамках традиционной системы образования;

5) стремлением ученика к творческому саморазвитию и недостаточным использованием возможностей образовательного процесса для формирования этих навыков учащихся.

Считаю, что в рамках игровой деятельности можно решить эти проблемы, т.к. целью его является не только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной деятельности. Достоинствами игровой технологии являются высокая степень самостоятельности, инициативности и познавательной мотивированности.

Цель : достижение нового качества образования по гуманитарным предметам через игровую технологию обучения.

Гипотеза: если использовать игровую технологию в обучении, то повысится мотивация к гуманитарным предметам, будет развиваться творческое мышление и, как следствие, возрастёт качество знаний у учащихся по предметам, увеличится количество и качество участников конкурсов.

Объект: процесс обучения истории Древнего мира, истории Средних веков.

Предмет: применение игровых технологий в обучении.

Методы: теоретические – изучение и анализ мирового и отечественного опыта, анализ собственной педагогической деятельности, систематизация и обобщение; эмпирические – п едагогическое и психологическое наблюдения, анкетирование, тестирование, беседа, изучение продуктов деятельности учащихся, самооценка, сравнительный анализ.

Методические задачи:
Образовательные:
* Способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала.
* Способствовать расширению кругозора учащихся через использование дополнительных исторических источников

* Формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием НИТ (новых информационных технологий;

* Повысить уровень коммуникативной, интеллектуальной компетентностей учащихся;

* Формирование навыков самообразования и самоконтроля;

* Развитие коммуникабельности и умения сотрудничать;

* Формирование навыков передачи информации.


Развивающие:
* Развивать у учащихся творческое мышление.
* Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроке.
Воспитательные:
* Воспитывать нравственные взгляды и убеждения.
* Вырабатывать историческое самосознание – осознанную сопричастность к прошлым событиям.
* Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности.
Результативность: В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, использование игровых технологий на уроках истории отражает отношение между людьми, формирует у учеников правила общественного поведения, повышает интерес к историческому прошлому, активизирует познавательную деятельность учеников, повышает эффективность урока и качество знаний.

Прогнозируемый результат: переориентация учебно-воспитательной работы и работы учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности творческого характера; повышение количественного показателя успешности обучающихся: повышения качества знаний.

Дидактические принципы , на которых строится игровая технология: принцип гуманизма, научность, интегрированный подход, когнитивный подход, у чет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, п ринцип свободного выбора, принцип кооперации, к оммуникативный подход, с вязь с реальной жизнью.

Новизна моего опыта заключается в создании игровых уроков с применением ИКТ и мультимедиа.

Новизна – это адаптация авторских приемов обучения с использованием технологии проектной деятельности, с применением ИКТ и образовательных ресурсов Интернета к классно-урочной форме организации учебного процесса; апробация приемов по формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

Рекомендации к использованию: результаты опыта имеют практическую значимость при организации учебно-воспитательного процесса, для методики преподавания истории, организации воспитательной работы. Опыт предназначен для учителей, занимающихся игровой технологией, а также для педагогов, имеющих учащихся с низкой познавательной активность.

Источниками педагогической технологии являются достижения педагогической, психологической и социальных наук, передовой педагогический опыт, народная педагогика, все лучшее, что накоплено в отечественной и зарубежной педагогике прошлых лет.

Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено социальным процессом, гуманизацией и демократизацией общества.

Аналитическая часть

2.1. Анализ условий достижения результата

Воспитание и обучение человека - задача сложная, многогранная, всегда актуальная. В каждом ребенке заложен огромный потенциал, чтобы его раскрыть, обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:

1) формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

2) реализовывали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки, такие как исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

3) формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности;

4) были приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

5) реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Выдающийся педагог Г.К. Селевко провел анализ педагогических технологий. Описал более 50 из них и сгруппировал их следующим образом:

1. Технологии, основанные на гуманизации учебного процесса (педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили; система преподавания литературы как предмета, формирующего человека, Е.Н. Ильина и др.).

2. Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе опорных конспектов В.Ф. Шаталова, коммуникативное обучение Е.И. Пассова и др.).

3. Технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения, программированное обучение, технологии дифференцированного обучения, индивидуализации учебного процесса, опережающего обучения, компьютерные (информационные) технологии.

4. Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала: укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П.М. Эрдниева (известное как блочная система планирования), технология «Диалог культур» В.Е. Библера и С.Ю. Куртанова, технология теории поэтапного формирования умственных действий М.Б.Воловича.

Сегодня практически любой учитель истории применяет хотя бы изредка в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. Это связано, на мой взгляд, со становлением нового стиля педагогического мышления учителя, ориентирующегося на интенсивное и эффективное решение образовательно-воспитательных задач в рамках скромного количества предметных часов, на признание факта усиления самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников, на модернизацию активных форм обучения истории.

Арсенал форм уроков современного учителя истории не просто обновляется под влиянием, прежде всего, усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трансформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Действительно, учитель в меру своих скромных возможностей пытается на уроке удивить школьника, который проводит массу времени не за книгой и в библиотеке, а за компьютером, причем в позиции активного игрока.

С другой стороны, перед современным учителем истории уже целое десятилетие стоят проблемы, навеянные пересмотром содержания предмета - альтернативные подходы к решению и оценке проблем прошлого, выбор пути развития в тот или иной период, прогнозирование событий и явлений, нравственно-этические оценки личностей и хода событий. Обсуждение этих вопросов на уроке невозможно без приобретения опыта ведения диалога, спора и приобщения к творческой деятельности. Умелое общение становится важнейшим фактором в нашей непростой жизни и залогом успеха подрастающего поколения в их последующей деятельности. Коммуникативный диалог и способность к моделированию - это важные умения человека будущего.

Из раскрытия понятия игры педагогами, психологами различных научных школ можно выделить ряд общих положений:

  1. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов.
  2. Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.
  3. Игра – первая ступень деятельности ребенка дошкольника, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления учащихся.
  4. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.
  5. Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.
  6. Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.

Многие исследователи пишут, что закономерности формирования умственных действий на материале школьного обучения обнаруживается в игровой деятельности детей. В ней своеобразными путями осуществляется формирование психических процессов: сенсорных процессов, абстракции и обобщения произвольного запоминания и т.д. Игровое обучение не может быть единственным в образовательной работе с детьми. Оно не формирует способности учиться, но, безусловно, развивает познавательную активность школьников.

Игра многофункциональна. Мы же остановимся лишь на роли дидактических, познавательных, обучающих, развивающих функциях игры.

Все игры познавательные. «Дидактические игры» - этот термин правомерен по отношению к играм, целенаправленно включаемых в раздел дидактики.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.

II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

Интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и т.д. Данные – важная составная часть учебной, но, прежде всего, внеучебной работы познавательного характера.

Творческие сюжетно-ролевые игры в обучении – не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом, она разводит то, что по «видимости едино», и сближает то, что в учении и в жизни сопротивляется сопоставлению и уравновешиванию. Научное предвидение, угадывание будущего можно объяснить «способностью игрового воображения представить в качестве систем целостности, которые, с точки зрения науки или здравого смысла системами не являются».

Игры путешествия. Они носят характер географических, исторических, краеведческих, следопытских «экспедиций», совершаемых по книгам, картам, документам. Все они совершаются школьниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями: геолога, зоолога, экономиста, топографа и т.д. Учащиеся пишут дневники, пишут письма «с мест», собирают разнообразный материал познавательного характера. В этих письменных документах деловое изложение материала сопровождается домыслом. Отличительная черта этих игр – активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий. Происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой деятельности. Учащиеся много и упорно трудятся, изучая по теме книги, карты, справочники и т.д.

В современной психологии разработано такое понимание сущности личности, согласно которому личностью является человек, обладающим определенным творческим потенциалом. Основой творчества, основой созидания нового является воображение.

Воображение может быть творческим и воссоздающим. При чтении учебной и художественной литературы, при изучении исторических описаний постоянно оказывается необходимым воссоздавать при помощи воображения то, что отображено в этих книгах и рассказах.

Творческое воображение отличается от воссоздающего тем, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Ценность человеческой личности во многом зависит от того, какие пути воображения преобладают в ее структуре. Если творческое воображение, реализуемое в конкретной деятельности, преобладает над пассивной мечтательностью, то это свидетельствует о высоком уровне развития личности. Воображение необходимо развивать. Творческие, сюжетно-ролевые игры познавательного характера не просто копируют окружающую жизнь, они являются проявлением свободной деятельности школьников, их свободной фантазией.

III группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей – это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими.

Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.

IV группа игр – строительные, трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность познавательную.

V группа игр, интеллектуальных игр – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.

Учитель, используя в своей работе все 5 видов игровой деятельности, имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Учитель истории может выступать в игре в следующих игровых ипостасях:

1) инструктора, который сводит свою роль к минимуму - объяснению правил игры и последствий игровых действий;

2) судьи-рефери, который поддерживает ход игры, контролирует соблюдение игровых правил, оценивает деятельность ребят;

3) тренера -который дает задания, делает подсказки, оказывает помощь по ходу игры, подбадривает детей и поддерживает игровую ситуацию;

4) председателя-ведущего, который дает импульс к игре и регулирует весь ход игры, в своих руках держит все игровые действия участников, подводит итоги и сопоставляет моделируемую ситуацию с реальной обстановкой.

Учащиеся в игре выступают в следующих ролях: актеры, зрители, эксперты. Актеры принимают участие в сценах, проговаривают тексты ролей. Зрители изучают дополнительную литературу, выполняют задания и принимают участие в обсуждении. Эксперты анализируют игру и каждого участника в отдельности, сравнивают моделируемую ситуацию с реальной.

Актеры воссоздают в процессе игры образ созданного в их сознании персонажа, осуществляют осознанные и целенаправленные игровые действия в соответствии с целью игры, ее сюжетной линией и содержанием роли. Актеры взаимодействуют со зрителями, отвечают на вопросы и защищают свою позицию. Главная их задача - достоверно и эмоционально передать содержание изображаемого ими образа. Нередко они сопереживают своему герою.

Зрители осмысливают игровую задачу и сюжетную линию игры, выражают свое отношение к происходящему с помощью мимики, жестов, реплик, вопросов, смеха. В процессе разыгрывания ситуации зрители формулируют свою позицию по отношению к героям игры, соотносят увиденные образы с собственной системой ценностей, "вживаются" в игровой контекст и мысленно создают свой собственный план игры, ставят себя на место актеров.

Учебная игра продолжает оставаться одним из наиболее широко используемых мной в практике преподавания средств обучения. Игра для обучающегося важна, понятна, злободневна - это часть его жизненного опыта. Я, преподавая знания посредством игры, учитываю не только будущие интересы учеников, но и удовлетворяю сегодняшние. Используя игру, я организую учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ученика, а не из своих соображений удобства и порядка. Мною используется в каждой группе определенная система игр, прибегая к постепенному усложнению игрового материала и увеличению объема по сравнению с содержанием учебников. Продолжая учебную работу в игровой форме, добиваюсь прочных знаний. Обучение в игре происходит незаметно для обучаемого, т.е. все его внимание направлено на игру, а не на усвоение знаний, как это бывает при обучении на других уроках. В игре знания усваиваются через практику, ученики не просто заучивают материал, но рассматривают его с различных сторон, раскладывая его на многообразные логические ряды.

Однако во всех случаях я стараюсь подвести учащихся к пониманию объективности и закономерности исторического процесса, к установлению логических связей между историческими событиями, типологическими чертами культуры.

Игра порождает радость и бодрость, воодушевляет учеников, обогащает впечатлениями, помогает мне избежать назойливой назидательности, создает в подростковом коллективе атмосферу дружелюбия. В ходе игры все ученики незаметно для себя активизируются, увлекаются поисками ответов, начинают размышлять, т. к. положение «последнего» в игре мало кого устраивает. Победителем чаще всего бывает не тот, кто больше знает, а тот, у кого к тому же больше развито воображение, кто умеет видеть, наблюдать, подмечать, быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации, кто не просто обладает хорошей «кладовой памяти», а может с умом пользоваться ее богатствами.

В играх на уроке не должно быть серости и однообразия. Игра должна постоянно обогащать знания, быть средством всестороннего развития обучаемого, его способностей, вызывать положительные эмоции.

Я стремлюсь вызывать не только интерес учащихся к игре, но и добиваться того, чтобы он был устойчивым и не ослабевал, а наоборот, нарастал по ходу игры.

Важно определить место самого учителя в игре. Я становлюсь не только организатором игры, но и ее участником. Прокладывая путь к творческой работе учеников, я умело веду обучающихся в игру. Это не значит, что я навязывает игру вопреки желаниям коллектива. По мере того, как игры становятся более или менее постоянным занятием учащихся, я постепенно отхожу как бы на второй план. Но в группе я и высший авторитет, и судья во время возникающих споров, и обязательно активный рядовой участник игр. При подготовке к игре стараюсь продумывать и логически правильно составлять учебный материал, продумаю игровые ситуации. Аморфная игра, в которой нет острых ситуаций, нет напряжения, нет борьбы за первенство, не будет пользоваться популярностью в коллективе обучающихся.

Постепенное усложнение содержания, логическое включение нового, требующего расширения знаний и активизации мышления, способствует развитию устойчивого интереса к игре.

Но чрезмерно увлекаться играми на уроке не стоит, т. к. абсолютизация данного метода может привести к негативным последствиям разного рода. Я использую игру как возможность погружения в изучаемую эпоху, но параллельно с этим учу учеников выделять главное, составлять некую опору для себя.

В проведении урока-игры я придерживаюсь всех основных структурных компонентов урока:

Постановка учебной задачи;

Решение поставленной задачи;

Контроль;

Проверка знаний.

Важный материал представляю на уроке-игре наглядно. Ученик должен в ходе урока-игры оперировать понятиями, иметь возможность дать развернутый ответ (формирование речевой культуры), анализировать исторические ситуации, факты.

Таким образом, изучив опыт С.М. Шмакова и внедряя этот опыт в свою педагогическую деятельность, я выделяю следующие требования к организации игр в процессе обучения:

1) игра должна быть увлекательна и интересна;

2) игра должна вызывать у ученика только положительные эмоции;

3) игра должна основываться на свободном творчестве и самостоятельной подготовке учащихся;

4) развивать умения, знания и навыки учащихся в учебной деятельности;

5) игровой материал должен быть построен логически и должен постоянно усложняться по мере усвоения;

6) в игре обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками.

7) учитель - активный участник игры, а не сторонний наблюдатель.

По способу существования и выражения содержания в своей учебной деятельности я использую: игровые тренинги и упражнения, игровые анкеты, вопросники, тесты, соревнования, конкурсы, эстафеты, интерактивные игры.

Игра - вид активной деятельности, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление ученика личностно- оценочным поведением.

Такого рода активность возникает нечасто, она является следствием целенаправленной педагогической деятельности и организации педагогической среды, то есть применяемой педагогической технологии. Игра по своей природе синтетична. Она органично объединяет эмоциональные и рациональные виды познавательной деятельности.

Функции игровой деятельности:

  1. Развлекательная. Доставлять удовольствие, пробудить интерес к изучаемому материалу.
  2. Коммуникативная . Освоение диалектики общения.
  3. Самореализации. Проявление личностных качеств.
  4. Игротерапевтическая. Преодоление различных трудностей, возникающих в других видах деятельности.
  5. Диагностическая . Выявление отклонений от норм поведения, самопознание.
  6. Коррекция. Внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей.
  7. Межнациональные коммуникации . Усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей.
  8. Социализация. Включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Педагогическая игра должна обладать важнейшим признаком – четко поставленной целью общения и соответствующим ей педагогическим результатом.

Игра выполняет следующие целевые ориентации:

  1. Дидактическая. Расширяет кругозор, активизирует познавательную деятельность, формирует необходимые умения и навыки, способствует усвоению учебного материала, позволяет быстро проверить результат.
  2. Развивающую . Способствует развитию внимания, памяти, речи, мышления, умению сопоставлять, находить аналоги, принимать оптимальное решение. Активизируется развитие мотивационной направленности учебной деятельности, творческих способностей, фантазии, воображения.
  3. Воспитательную . Формируются нравственные, этические позиции, мировоззренческие установки. Воспитывается чувство коллективизма. Развиваются навыки коммуникативности, толерантности. Ребенок обучается навыкам саморегуляции, стрессового контроля, психотерапии.

Классификация по сущностной игровой основе выглядит следующим образом:

Игры с правилами;

Ролевые игры;

Комплексные игровые системы (например КВН).

Также важна классификационная модель по структурным элементам урока в зависимости от дидактических целей игры:

Игры для изучения нового материала;

Игры ля закрепления;

Обучающие игры:

Релаксационные игры- пазы.

Несомненным достоинством является то, что посредством игр знания синтезируются, становятся более жизненными. В этом смысле имеет право на существование классификация по межпредметным связям:

Историко-литературные;

Историко-филологические;

Историко-географические;

Историко-математические и т.д.

Иногда, планируя учебный процесс, необходимо разделять обучающиеся игры по источнику познания:

Игры на основе наглядности;

Игры на основе практической работы;

Игры на основе устного изложения учебного материала.

В определенных случаях важно разделять игры по коллективу участников:

На групповые;

Индивидуальные;

Диалоговые (парные)

Массовые.

Психолого-педагогические возможности игровой деятельности в обучении таковы:

  1. это мощный стимул в обучении, разнообразная и сильная мотивация, так как мотивов в игре гораздо больше, чем в обычной учебной деятельности;
  2. в игре активизируются психологические процессы участников игровой деятельности: Внимание, запоминание, восприятие, мышление.

Использование дидактических игр помогает решать следующие задачи:

Развитие познавательного интереса к истории;

Глубокое усвоение материала даже слабоуспевающими учащимися;

Активизация познавательной деятельности;

Создание условий для самовыражения личности;

Повышение творческого потенциала учащихся;

Разнообразие учебной деятельности;

Развитие навыков коммуникации, чувство коллективизма, отношений доброжелательности.

Приступим к рассмотрению места игры в организации учебного процесса. С

этой точки зрения можно выделить три основных типа: 1) элемент игры или игровой принцип организации части урока; 2) отдельное игровое задание; 3) урок-игра. Под заданием в данном случае понимается законченное действие или ряд действий ученика, подлежащих оценке учителем или другими урока.

Например, при ответе на поставленный вопрос учащийся ставит себя на место человека другой эпохи и отвечает от его имени, используются элементы инсценировки.

В теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы" элемент игры используется при изучении законов Хаммурапи. Вначале ребята знакомятся с текстом законов, изучают их под руководством учителя (чтение и комментарии). Затем им предлагается представить себя судьями Вавилонского царства и разрешить конкретные ситуации. 2-3 ученика разыгрывают ситуации обращения в суд, а весь класс должен вынести решение в пользу того или иного участника на основании законов Хаммурапи.

Элемент игры часто используется при опросах. Например, в теме "Культура эпохи Возрождения" дается задание собрать "квартет" - 4 карточки, на которых изображены портрет деятеля культуры, описание его деятельности, картинка с изображением его произведения, фамилия и имя деятеля. Также при опросах используются такие игровые задания, как "четвертый лишний" и "соедини стрелками". Эти задания при их внешне игровой форме достаточно эффективны для развития аналитического мышления школьников.

2. Игровое задание.

Например, решение кроссворда, головоломки; изготовление каких-либо поделок, связанных с изучаемым периодом; инсценировка отрывка из исторического или художественного произведения.

Один из наиболее распространенных видов игровых заданий на уроках истории - составление и решение кроссвордов. Другой вариант - решение кроссворда дома с помощью родителей или товарищей.

Но больший интерес у учеников данного возраста вызывает составление кроссворда. Такое задание можно давать уже с первой темы курса истории древнего мира - "Жизнь первобытных людей", но в произвольной форме и бессистемном отборе содержания. По мере формирования умения составлять кроссворд задание усложняется конкретизацией темы кроссворда и увеличением количества используемых понятий (например, по темам "Древняя Греция" и "Древний Рим"). При оценке учитывается точность формулировок, раскрывающих заданное слово, правильность и аккуратность оформления, соблюдение всех требований к составлению кроссворда. Особый стимул к созданию правильных и сложных кроссвордов создает то, что оценивать составление и разгадывать содержание будут твои же одноклассники. Поэтому дух соперничества заставляет искать сложные слова, правильно их описывать, не допускать ошибок при оформлении.

Работа с кроссвордами проводится систематически в течение всего 5 и 6-го классов, что дает свои результаты. К 7-му классу у учеников на хорошем уровне формируется умение составлять кроссворд. Большинство овладевает умением разгадывать кроссворд не только коллективно, но и индивидуально. Дальнейшее формирование индивидуального умения разгадывать кроссворд продолжается в 7-8-х классах.

На уроке по теме "В древних Афинах" используется следующее игровое задание: после рассказа учителя о планировке города, о занятиях горожан класс "перемещается" в афинский район Керамик, превращается в ремесленную мастерскую. Каждый мастер выбирает сосуд для определенного назначения из предложенной таблички, в течение определенного времени изготавливает его из пластилина, ставит клеймо, затем устраивается торговля на рыночной площади с представлением своего изделия и объяснением, для каких целей этот сосуд используется. Лучшие работы используются потом на игровом уроке по теме "Культура Древней Греции".

На уроке по теме "Образование централизованного государства во Франции" инсценируется заседание Генеральных Штатов. По одному ученику назначаются представителями трех сословий. Они должны знать проблемы, права и обязанности своего сословия, реальное положение в составе Генеральных Штатов. Цель этого "заседания", которое ведет учитель или кто-то из подготовленных ребят, - обобщить знания класса о социальной структуре Франции XIV века и о причинах недовольства третьего сословия.

3.Урок-игра.

Чаще всего такие уроки проводят для повторения и обобщения изученного материала. Теперь обратимся к основным этапам урока-игры. Первый этап - подготовительный, он происходит собственно до проведения самого урока. В этот период готовится общий замысел и стратегия игры, пишется сценарий, план, проводится инструктаж участников, и собирается материальное обеспечение занятия. Учитель объясняет ребятам игровую задачу, распределяет среди них роли, учитывая игровые интересы и способности, дает необходимую дополнительную литературу, составляет опережающие задания и знакомит с ними детей. Учитель при необходимости проводит и индивидуальные консультации по подготовке к игре, обсуждает с участниками фрагменты сценария и корректирует его, руководит внешним оформлением занятия.

Второй этап уже происходит на самом уроке. Он называется вводным, ибо именно на этом этапе учитель еще раз объясняет уже всему классу задачи и возможности игры, роль отдельных участников и дает общее направление игре путем формулирования познавательного задания на весь урок. Именно на этом этапе учитель представляет участников. В эти минуты школьники вводятся собственно в игровое состояние, создается определенный настрой.

Игровой этап характеризуется эмоциональным вовлечением всех учеников класса в игровое действие. Ребята в этот период как бы "проживают" ситуацию в ее игровом воплощении, действуют по определенным игровым правилам. Именно на этом этапе происходит развертывание игрового сюжета. Учитель координирует игровые действия, осуществляет опосредствованное руководство действиями участников, то есть регулирует ход занятия. При необходимости корректирует и выступления актеров, вовлекает большее число школьников в игру, кратко резюмирует по ходу их деятельность, поощряет словом активных игроков, обращает внимание на работу экспертов, не навязывая им своего мнения. Наибольшему вниманию учителя на этом этапе должна подлежать не деятельность актеров и экспертов, а зрителей, то есть всего класса.

На последнем оценочном этапе проводится вывод всего класса из игрового состояния, анализ проведенного занятия, оценка и самооценка участников, обсуждается сам ход и результативность игровых действий учеников. В то же время игровая ситуация и степень ее соответствия исторической реальности разбирается особо. Учитель предоставляет заключительное слово, раздает карточки для анализа игры, выслушивает экспертную группу. Кроме того, можно провести блиц- интервью и небольшое анкетирование для выяснения результатов игры.

Игровая форма позволяет актуализировать достаточно большой объем учебного материала. Однако это могут быть и текущие темы, особенно при изучении культуры.

В 5-6-х классах часто проводятся следующие уроки в форме игры: "Жизнь первобытных людей", "Древний Египет. Повторительно-обобщающий урок", "Древний Восток. Повторительно-обобщающий урок", "Реформы Солона", "Урок в афинской школе", "Культура Древней Греции", "Античная мифология", "История древнего мира. Повторительно-обобщающий урок". После перехода на концентры и "уплотнения" материала в 6-м классе пришлось ограничиться только повторительно-обобщающим игровым уроком по теме "Средние века в Европе".

Элементы игры и игровой принцип организации части урока эффективно использовать при изучении тем, которые требуют "вживания" в эпоху, когда ребенок пытается поставить себя на место человека другой страны и другого времени, пробует говорить от его имени. Это в первую очередь уроки по изучению культуры и быта народов разных цивилизаций.

Элементы игры помогают делать опрос более живым, интересным, даже увлекательным для ребят. И здесь огромную роль играет разнообразие игровых заданий.

Анализ результатов деятельности

Результативность своей деятельности я отслеживаю по следующим показателям:

Уровень сформированности познавательного интереса к предметам истории и обществознания;

Уровень обученности учащихся за три года;

Сформированность показателей учебной деятельности: продуктивность, компетентность, успешность;

Уровень развития личности учащихся;

Уровень самореализации школьников.

Для определения результативности деятельности, степени эффективности решения поставленных целей и задач используются мониторинговые исследования всего учебно-воспитательного процесса путём использования диагностических методик: «Определение уровня обученности и обучаемости учащихся» А.К.Маркова; «Сформированность компонентов учебной деятельности» Г.В.Репкина, Е.В.Заика; «Развитие творческих качеств личности» В. И. Андреева, «Коммуникативные склонности учащихся» Р. В. Овчаровой и другие.

Сравнительный анализ диагностических исследований показывает увеличение числа обучающихся, у которых наблюдается положительная динамика уровня сформированности познавательного интереса (Приложение 11). Анкетирование выявило, что сильная познавательная потребность наблюдается у 3 учащихся, умеренная -7, слабая отсутствует.

Результатом проектной деятельности является, прежде всего, сама деятельность. Проектная деятельность развивает компетентностные качества личности (внутренние результаты):

1) Аналитические умения: во время работы над проектами учащиеся научились составлять картотеку, работать с материалами музея, анализировать и сравнивать разные источники информации, систематизировать отобранный материал, выбирать основное.

2) Практические умения: создание мультимедиапроектов, буклетов, справочников.

3) Творческие умения: подготовка защиты проекта, создание занимательного материала в проектах (ребусы, кроссворды).

4) Коммуникативные умения: умение вести дискуссию, убеждать оппонентов, отвечать на вопросы, защищать собственную точку зрения, использовать наглядный материал, кооперироваться в группы, составлять краткий отчёт.

5) Социальные умения: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать чужое мнение в дискуссии или аргументировать своё и т.д.

Главный из ожидаемых результатов от проектной деятельности – это развитие творческих способностей юного исследователя, приобретение им новых знаний, умений и навыков. К положительным моментам следует отнести общеучебные умения и навыки, которые формируются в процессе исследовательской деятельности во время работы над проектом: поисковые (исследовательские) умения, рефлексивные умения, умения и навыки работы в сотрудничестве, коммуникативные умения. А также общие исследовательские умения и навыки : умения видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; умения и навыки наблюдения; проведения экспериментов; умения делать выводы и умозаключения; умения и навыки структурирования материала; работы с текстом; умение доказывать и защищать свои идеи. По результатам диагностики в этой области за 3 года наблюдается развитие умений.

Проектная деятельность создает благоприятные условия для развития творческой личности. В анкетах учащиеся указывают, какие качества у них развились в процессе работы над проектами: целеустремлённость 74%, воля 35%, любознательность 48%, смелость 69%, решительность 26%, лидерство 13%, открытость 30%, самоконтроль 44%, активность 22%, чувство юмора 40%, воображение 48%, оригинальность 40%, увлечённость 58%, сообразительность 44%.

На вопрос «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?» учащиеся ответили: правильно распределять время, анализировать собственные действия, презентовать результаты своего труда, доделывать всё до конца, достигать поставленной цели, рассматривать проблему с разных точек зрения.

Проектная часть

В 2009-2010 учебном году, являясь руководителем творческой группы по созданию и реализации в школе-интернате программы «Одарённые дети», я разработала программу и начала работать по ней, т. к. считаю, что эта программа позволяет реализовать современные образовательные задачи школы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение нашей работы отметим, что для учеников 5-6-х классов игра как вид деятельности, в том числе и учебной, остается актуальной при выполнении ряда условий:

1.преобладание коллективных игр;

2.самостоятельная организация работы коллектива, распределение

социальных ролей в группе;

3.постепенный перенос акцента с внешней стороны игры (азарт, победа, проигрыш) на содержательную с целью усиления положительной мотивации на предмет;

4.переход от игр, в которых задает условия и ставит задачи учитель, к играм, где сами ребята определяют ряд условий, ставят перед собой и соперником задачи.

Выполнение этих условий позволит сделать игры органическим составляющим элементом образовательного процесса, учесть особенности внутренней самоидентичности учеников, оптимального влияния внешних условий на их развитие, а также подготовить ребят к новому этапу их развития - этапу критического, реального освоения окружающего социума.

Практика показывает, что игра на уроке - дело серьезное. Методически верно организованная игра требует много времени для подготовки, максимальной активности учеников в деятельности не только на уровне воспроизведения и преобразования, но и на уровне творческого поиска, способствует сотрудничеству учителя и учащихся в процессе обучения.

Список литературы:

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., 1982.

2. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков /Под ред. Д.Б.Эльконина, Т.В.Драгуновой. М., 1967.

3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

4. Драхлер А.Б. Сборник кроссвордов по истории древнего мира. М., 1994; Сборник кроссвордов по истории средних веков. М., 1996.

5. Игры на уроках истории: Из опыта работы учителей //Преподавание истории в школе. 1989. N4.

6. Кулагина Г.А. Сто игр по истории. М., 1983.

7. Кучерук И.В. Учебные игры на уроках истории //Преподавание истории в школе. 1989. N4.

8. Петрова Л.В. Нетрадиционные формы уроков истории в 5-6-х классах //Преподавание истории в школе. 1987. N 4.

9. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. 1996. N 1.

10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии - М:1998

11. Чорнобай П.Д. Групповое обучение на уроках истории // Вопросы психологии. 1997. N 5.

12. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М., 1994.

13. Короткова М.В. Нетрадиционные формы урока истории: игра и дискуссия - М: "Дрофа" 2004

14. Лопатюк Л.М.. Нестандартные уроки истории. 5-6 классы / Волгоград: Учитель - АСТ, 2004

15. Субботина М.А., Горячева И.Б. Игры и занимательные задания по истории / - М.: "Дрофа" 2003

16. Уколова И.Е. История Древнего мира: задания, тесты, задачи. -М:2005


Описание материала:

Мой урок разработан для учащихся 8(10) класса по курсу История России. Он может быть проведён как повторительно-обобщающий для повторения и закрепления раннее изученного материала или как внеклассное мероприятие, в рамках недели истории.

Его целью является повышение кругозора обучающихся и развитие интереса к истории. В настоящее время очень немного возможностей у детей поиграть в интеллектуальную игру, поработать в команде.

В рамках игры проводятся следующие конкурсы

1. «Визитная карточка»

2“Историческая разминка”

3. «Найди ошибку».

4. Виртуальная экскурсия(задания по культуре)

5. «Историческая азбука». «П»

6. Письмо или «Можешь ли ты быть оратором?»

7. Блеф клуб

8. «Ты мне, я тебе». Конкурс домашних заданий.

9. Машина времени. Конкурс капитанов

10. Черный ящик.

Конкурс для болельщиков

Подбор содержания учебного материала осуществлен с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, внимания, памяти, восприятия, уровня интеллектуального развития, на основе принципов научности, наглядности, доступности.

Подобные уроки позволяют избежать однообразия, создают творческую атмосферу, обеспечивают интенсивную работу учащихся.

Игра «Колесо истории».

по истории России 18 век для учащихся 8(10) класса

Цели:
1) повторить, закрепить и обобщить учебный материал по истории России ХVIII века; повышать интерес к истории; расширение кругозора учащихся.

2) продолжить формирование умений логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения; развивать и совершенствовать умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях

3) На примере истории России продолжать воспитывать чувство патриотизма, в ходе игры – чувство товарищества, долга, уважения к своим друзьям.

Оборудование: портреты, компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Участники игры: 2 команды по 6 человек, 2 ведущих, болельщики, жюри.

Ход урока.
I. Орг.момент . (Звучит музыка)

1 ведущий:
Скажите мне, найдется ли средь вас,
Тот человек, чтоб был к былому равнодушен.

2 ведущий: Кому б прославленных дедов наших дела не бередили трепетную душу

1 ведущий:
Кто б не хотел, хотя бы на денёк, перенестись в те сказочные дни
Когда наш предок - древний человек, зажег в пещерах первые огни.

2 ведущий:
Когда отважный рыцарь был готов забыть про жизнь ради прекрасной дамы.
Когда под мраком ночи во дворцах истории разыгрывались драмы.

1 ведущий:
Когда построен первый был фрегат, когда Россия силу набирала,
Благодаря деяниям Петра в Европе славу громкую сыскала.

2 ведущий:
Когда, страшась изгнанья, патриарх к кресту святому припадал в молитве.
Когда отважный русский наш солдат громил французов в Бородинской битве.

1 ведущий:
Как знать, возможно, даже среди вас сидят герои будущих творений.
Быть может, позже ваши имена останутся в истории нетленны.

2 ведущий:
Ну а сегодня приглашаем мы к тем временам далеким прикоснуться.
И в глубь веков, преграды не страшась, всем вместе на часочек окунуться.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами отправимся на машине времени и совершим путешествие в историю нашей страны. Целью нашего путешествия будет повторение и закрепление знаний по истории России, ее политическому устройству, культурно-историческому наследию. Закрепим умения логически мыслить, уметь делать выводы, знать даты и термины. В ходе командной игры вы должны проявить чувство товарищества, уважения и поддержки к своим одногруппникам. Играть будут 2 команды.

Ну, а оценивать успехи наших сегодняшних команд будет совет самых мудрейших - уважаемый Ареопаг (представление жюри).

Конкурс 1 : «Визитная карточка»
(команды в творческой форме представляют себя, обязательно название и девиз команды, эмблема, приветствие жюри и соперников).

А теперь мы посмотрим, насколько хорошо события далёкого прошлого знают наши команды.

Конкурс 2: “Историческая разминка”

Каждый правильный ответ 1 балл.)

Вопросы:

    В каком году Русь приняла христианство? (988).

    В каком году Россия стала империей? (1721)

3. Кто первым принял летоисчисление на Руси от Рождества Христова?(Петр I ).

4. Какой город был основан Петром I в 1703 году? (Санкт-Петрбург).

5. Что такое рекрутская повинность? (каждое податное сословие выставляло в армию определенное количество рекрутов).

6. Что такое табель о рангах? (классный список военных рангов и гражданских чинов)

8. Какую битву Петр I назвал «матерью полтавской битвы? (битва при д. «Лесной»)

9. Назовите имя ближайшего соратника Петра I, который был выходцем из низов? (А.Д. Меншиков)

10 . Назовите имя императрицы Екатерины 2 до замужества? (София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская)

11 . Как называют эпоху правления Екатерины II? (Просвященный абсолютизм) .

13. Как стала называться река Яик, переименованная Екатериной II после восстания Пугачева? (УРАЛ).

14. Сколько было разделов Польши?(ТРИ)

15. Царевич Алексей, сын Петра 1, стал одним из первых её узников.(Петропавловская крепость)

16. Где находится старейший из ныне существующих в России театров? (В Ярославле . Это Ярославский драматический театр, основанный в 1750 г.. Он носит имя ФГ.Волкова, которому обязан своим рождением).

17. Он не только сам был любителем утренней гимнастики, но и ввел её во всей русской армии? (А.В. Суворов).

18. Он уверял: «Науки юношей питают, отраду старцам подают…»(М.В. Ломоносов)

Конкурс 3. «Найди ошибку».

В текст закрались ошибки. Ваша задача найти их. За каждую найденную ошибку 1 балл.

Конкурс 4. Виртуальная экскурсия в виде презентации(задания по культуре)

1 балл за правильный ответ.

Конкурс 5. «Историческая азбука». «П»

Ребята, вам предлагается написать список, состоящий из слов, начинающихся с этой буквы и тесно связанных с историческим периодом, о котором идет речь за 7 минут.

Побеждает команда, составившая самый длинный список, слова которого строго соответствуют заданию. Списки слов зачитываются вслух.

Конкурс 6. Творческое задание. Или «Можешь ли ты быть оратором?»

Напишите рассказ (на ваш выбор) о 18 веке от лица:

1. «Сын, отправленный на учебу за границу, пишет родителям письмо».

2. «Письмо пленного шведского солдата».

3. « « Прелестное письмо» Емельяна Ивановича Пугачева, обращенное к крестьянам».

Конкурс 7. Блеф клуб

1. Верите ли вы, что при Петре 1, дворянских детей, отправляемых за границу учиться разным наукам называли пансионерами. (Да) За это они получали денежное пособие от русского правительства.

2. Верите ли вы, что 19 декабря 1709 г. в Москве был проведен парад победителей Полтавской битвы? (Да. Колонны победителей шли от Серпуховских ворот. По улицам Москвы проведены пленные шведские офицеры).

3. Верите ли вы, что после разгрома русской армии под Нарвой, Петр велел князю Прозоровскому, в чьём ведении находилась Оружейная палата, всю серебряную посуду перелить и перечеканить в деньги. Вскоре князь прислал множество монет, но не из серебряной посуды, которую спрятал, а из не прикосновенного запаса государственной казны, о которой Петр не знал. Сознался князь только когда праздновали победу над шведами .(Да)

4. Верите ли вы, что в казачьей станице Замовейской на Дону родились два лидера казацких и крестьянских восстаний С. Разин и Е. Пугачев (Да).

5. Верите ли вы, что фамильный герб А.В. Суворова, переделывали три раза, сначала девиз дворянина гласил « Вера, наука, честь», затем императрица Екатерина II пожаловала ему княжеский герб с девизом « За веру и верность», а император Павел I пожаловал герб князя Италийского с девизом « За веру и ревность» . (Да).

6. Верите ли вы, что едва ли не самый суровый приговор был вынесен Екатериной 2 помещице Дарье Салтыковой, которая замучила до смерти 139 крестьян. Помещица была приговорена к пожизненному заключению в подземной монастырской тюрьме. (Да)

7. Верите ли вы, что Мюнхаузен служил в Кирасирском пол­ку ея Величества во времена Елизаветы?

(Да. Дело в том, что барон Карл Фридрих Иеронимус фон Мюнхаузен - реальное лицо, и он действительно служил во Елизаветы в Кирасирском полку ея Величества, вышел полковником в отставку и уехал жить в Гановер.)

8. Верите ли вы, что цирюльников (парикмахеров) в XVII в. причисляли к медицинскому персоналу?

(Да. Цирюльник был почти то же, что и парикмахер, но вместе с тем и лекарь, исполнявший фельдшерские и даже докторские операции.)

9 . Верите ли вы, что Императрица Анна Иоанновна внешне была хороша собой. Стройная, высокая, с красивым лицом.(Ложь. Всё с точностью наоборот.)

Конкурс 8 . Машина времени. Конкурс капитанов

Назвать имена правителей России 18 века (по хронологии).
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Задание выполняется письменно в течение 5 минут.

Конкурс 9. «Ты мне, я тебе». Конкурс домашних заданий.

Конкурс 10. «Черный ящик»

А) В этом ящике находится репродукция с картины из­вестного русского художника. Как она называется? Этой кар­тине поэт Я. Полонский посвятил стихотворение

Она давно прошла, и нет уже тех глаз

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданье - тень любви, и мысли - тень печали,

Но красоту ее Боровиковский спас.

(«Портрет М. Лопухиной»)

Б) В этом ящике находится продукт, на производство ко­торого С 1705 г была введена государственная монополия , название этого продукта было увековечено в имени одного из городов. ( соль, Солъвычегодск)

3)При Петре 1 были учреждены ордена для новорожденных царской фамилии: для мальчиков – Святого Андрея Первозванного, для девочек –Святой Елены. До сих пор мы свято чтим этот обычай. В какой форме?(Повязываем новорожденным мальчикам голубую ленту, а девочкам – розовую).

Конкурс для болельщиков(часть вопросов может задаваться во время конкуров для команд).

Мозговой штурм”

Задача команд: восстановить хронологическую последовательность, указав даты перечисленных событий российской истории. Команда, выполнившая задание первой и без ошибок, получает 5 баллов, вторая – от 0 до 4 баллов.

    Кючук – Кайнарджийский мир

    Присоединение Крыма к Российской империи

    Созыв Уложенной комиссии Екатериной II

    Первый раздел Польши

    Начало восстания под предводительством Емельяна Пугачёва

    Ясский мир

    Открытие Смольного института в Петербурге

    Открытие в Петербурге памятника Петру I – “Медного всадника”.
    (правильная последовательность 7,3,5,1,4,8,2,6).

Вопросы:

1. Назовите фамилию Петра 1? (Романов)

2. Назовите настоящее имя Екатерины I?
(Марта Скавронская)

3. Кем приходился Пётр III Елизавете Петровне?
(Племянником, он был сыном родной сестры Елизаветы, Анны Петровны.)

4. Высший орган власти, учреждённый Екатериной I? (Верховный тайный совет)

5. Какой документ должна была подписать Анна Иоанновна? (Кондиции)

6. Кто был фактическим правителем во времена Екатерины I и начале царствования Петра II?(Меншиков)

7. Как звали дочь Петра I, занявшую престол в результате переворота?
(Елизавета Петровна)

8. При какой императрице отменили смертную казнь в России?
(При Елизавете Петровне)

9. Кем приходилась Анна Иоанновна Петру I?
(Племянницей, она была дочерью брата Петра. Ивана.)

10. Какие силы помогли Елизавете Петровне взойти на престол?
(Гвардия и финансовая поддержка Швеции и Франции.)

11. Сам ли Пётр II принимал важные политические решения?
(За ним стояли верховники – Долгоруковы – представители старой аристократии.)

13. Когда произошло воцарение Ивана Антоновича?
(В 1740 году)

14. Когда была создана Канцелярия тайных розыскных дел?
(В 1731 году)

Пословицы и поговорки

Ведущие игры называют пословицы, посвященные сол­датской службе и жизни, а командам нужно вспомнить их завершение. За каждый правильный ответ - балл.

1. Для Родины своей ни сил, ни жизни не... (жалей).

2. Родина - мать, умей за нее... (постоять).

3. Чужбина - калина, а Родина - ... (малина).

4. Мало победы ждать, надо победу.

5. В бою нужны смекалка, отвага и.

6. Честь солдата береги... (свято).

7. Умелый боец везде... (молодец).

8. Смелый побеждает - трус... (погибает).

9. Смелость города... (берет,).

10. Славу свою добывай... (в бою).

11. Русский солдат не знает... (преград).

12. Плох тот солдат, который не мечтает быть.

13. Кто честно служит, с тем слава... (дружит).

14. Кто храбр да стоек, тот десятерых... (стоит).

15. Кто за правое дело стоит, тот всегда... (победит).

16. Бой - святое дело, иди на врага... (смело).

17. Смелого пуля боится, смелого штык не... (берет).

Игра «Колесо истории»

Конкурсы

1. «Визитная карточка»

2“Историческая разминка”

3. «Найди ошибку».

4. Виртуальная экскурсия(задания по культуре)

5. «Историческая азбука». «П»

Конкурс для болельщиков

6. Письмо или «Можешь ли ты быть оратором?»

7. Блеф клуб

8. «Ты мне, я тебе». Конкурс домашних заданий.

9. Машина времени. Конкурс капитанов

10. Черный ящик.

Общее количество баллов

Подведение итогов. Награждение команд.

Речь идет о введении военных поселений. Отмена крепостного права. Культура. Берлинский конгресс. Социалисты. Устав о воинской повинности. Александр Сергеевич Пушкин. Сергиев Посад. Исторический анекдот. Напоминание о временах крепостничества. Бородинская битва. Своя игра. Личности. История появления крылатого выражения. Отрывок из сочинения М.Е. Салтыкова-Щедрина. Восстание декабристов. Сельское хозяйство.

«Урок-игра по истории» - Кальвинизм. Какая династия воцарилась в Испании после войны за испанское наследство? Ост-Индская компания. Перечислите выдающихся философов-мыслителей эпохи Просвещенья. Назовите предприятие, основанное на ручном труде и принципе разделения труда. Мартин Лютер Кинг. Назовите даты войны за независимость в США? Тори и виги. Какие территории были захвачены Францией в период Тридцатилетней войны? Монополия.

«Кроссворды по истории» - Религия и культура. Основатель гуннского государства. История древнего Казахстана. Орудие, позволившее охотится на мелких животных. Столица кагюев. Стоянка эпохи неолита. Остроконечные шапки. Промысел. Казахстан в эпоху раннего железа. Сарматы. Искусственный канал. Кусок металла. Древнегреческий историк. Памятники андроновской культуры. Метод добычи руд. Культурные достижения кочевников Казахстана.

«Вопросы викторины по истории» - «Пусть ярость благородная …». Кокарду носят на головном уборе, на рукаве или на погонах. Тула. «Солдат вернется, ты только жди …». Каре. Взвод-рота-батальон. Корабль. «До тебя мне дойти не легко …». Арбалет. Курская битва. Танки «Тигр» и «Пантера». Где произошло крупнейшее танковое сражение. «Про того, которого любила …». Бердыш. О какой битве идет речь. Яковлев – это конструктор. 9 мая. Бородинская битва.

«Игры-викторины по истории» - Екатерина II. Телефон. Добро пожаловать. Российский военачальник. Юнкер в Германии. Берлинская стена. Секция «Историческая». Отто фон Бисмарк. Генеральный секретарь. Династия Романовых. Александра Федоровна, жена Николая II. Литература о войне 1812 года. Берлинская стена была возведена по решению властей ГДР. Популярный канцлер Германии. Религия новой эпохи. Судьба послевоенной Германии. Искусство Германии.

«Игра по истории» - Основной закон нашего государства? Баллы. Жереби. В каком году выпустили национальную валюту - тенге? Приветствие. Знаменательные даты истории. Когда празднуется День Независимости РК? 1-2 декабря 2010 г. В настоящее время возглавляет Международный детский благотворительный фонд «Б?бек». Конституция. С каким астрономическим явлением связано празднование Наурыза? 4 июня 1992 г. 16 декабря. Веяние музыки.

Урок - игра по истории Древнего мира «По страницам прошлого»

Тип урока: командная игра.

Форма проведения : путешествие команд по станциям.

Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Древний Восток», проверить знания учащихся по теме; развивать словарный запас детей; воспитывать интерес к учёбе, стремление знать больше по изучаемому предмету.

Задачи урока:

    Повторение изученного ранее материала;

    обобщение знаний по предмету;

    создание условий для проявления творческих возможностей учащихся;

    развитие умений работать в группах;

    развитие культуры выступления, слушания.

Оформление:

Командные столы, столы для жюри.

Оборудование: презентация «По страницам прошлого»

Проведение урока – игры рекомендовано для учащихся 5-х классов при изучении курса истории Древнего мира (История Древнего мира: Учеб. для 5-го кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2004.)

Этапы урока:

    Приветствие команд.

    Разминка.

    Исторические загадки.

    Что изображено на картинке.

    Работа по карте.

    Подведение итогов урока.

Ход урока

Организационный момент

Условия: В игре принимают участие учащиеся 5 класса.

1.Ученики распределяются по командам. Играют 4 команды по 6 – 7 человек в каждой, учащиеся выбирают название для своих команд, девиз, выбирают капитанов. (фараоны, сфинксы, брахманы, воины)

2.Школьники формулируют правила игры.

3.Знакомятся с этапами игры.

Учитель представляет жюри игры.

    Приветствие команд.

Каждая команда встает, называет название, свой девиз. (Жюри оценивает приветствие по пятибалльной шкале)

    Разминка.

Команды соревнуются в том, кто быстрее и правильнее ответит на 8 вопросов. Жюри следят за временем, считают количество правильных ответов. За правильный ответ – 1 балл.

1 команда

    Столица Междуречья (Вавилон).

    Рассказ о богах (Миф).

    Низшая каста в Индии (слуги).

    Кто носил пышный титул « великий царь, царь царей» (Дарий Первый)

    Пленник, человек без прав и свобод (Раб).

    Столетие (Век).

    Островки зелени в пустыне (оазисы)

    Царские советники и военачальники в Египте (Вельможи).

2команда

    Царевич Гаутама (Будда).

    Самая высокая пирамида (Хеопса).

    Фантастическое существо с телом льва и головой человека(Сфинкс).

    Титул царя Древнего Египта (Фараон).

    Частицы полусгнивших растений (Ил).

    Значки египтян для письма (иероглифы).

    Страна между реками Тигр и Евфрат(Двуречье или Междуречье).

3 команда

    Клинообразные значки предназначенные для письма в Двуречье (клинопись)

    Приспособление для разрушения крепостных стен (Таран).

    Разнообразные душистые вещества (благовония).

    Сплав меди и олова (Бронза).

    Второе имя Иакова, давшее название всему еврейскому народу (Израиль).

    Гробница древнеегипетских царей (Пирамида).

    Самое большое по территории государство, образовавшееся в 8-7 в. до н.э. (Ассирия

    Каменные доски где записаны 10 заповедей (скрижали)

    команда

    Человек, который служил Богам (Жрец).

    Место где приносили жертву(жертвенник).

    Забальзамированное тело умершего, обмотанное бинтами (Мумия).

    Река в Индии (Ганг).

    Как называлось большое и сильное государство(Держава).

    Жилище бога (Храм).

    Густые труднопроходимые леса (Джунгли)

    Группа людей обладающая определенными правами и обязанностями (каста)

Подводим итоги: жюри говорят сколько баллов набрала каждая команда.

    Исторические загадки.

Каждая команда отгадывает по очереди исторические загадки. За правильный ответ – 2 балла . Начинает проигравшая команда.

1. Он был царем.

Потом завоевал Египет.

И стал хозяином корон

Повелевать стал всеми… (Фараон).

2 . Не один год, не один раб

Ее строили за просто так.

Чтобы фараон спокойно мог

В загробном мире жить. (Пирамида).

3 . Царь в Вавилонии когда-то был

Могущественным, знаменитым слыл.

От рабства подданных он защитил.

Законы царские он учредил. (Хаммурапи)

4. Самый могущественный, сильный

Правитель Персии огромной

Носил великий титул пышный

«Царем царей» прозвали гордо (Дарий Первый)

5. Самым мудрым и почтенным

Считали в Индии его

Учеников в свой дом брал малых

Умел общаться с божеством (Брахман)

6. Им запрещалось жить в деревне

В лачугах жалких они спали

Отбросами питались

Их люди избегали («неприкасаемые»)

7. Он был китайским мудрецом

Учил людей он благородству

Учил он уважать отцов

С заботой относиться к младшим (Конфуций)

8 . Был мудрый царь, Давида сын

Судил он как спор один

Двух женщин, что дитя делили

Решил он так, чтоб спор пресечь

Ребенка предложил рассечь (Соломон)

4. Что изображено на картинке

Необходимо дать название изображению. И назвать 3 факта связанных с ним.

За правильное название 1 балл и за каждый правильный факт 1 балл

    Корона объединенного Египта.

    Пирамиды Египта.

    Стела с законами Хаммурапи

    Великая китайская стена

    Бог Брахма

    Будда

    Конфуций

    Глиняные воины из гробницы Цинь Шихуана

5. Составить рассказ от лица исторического персонажа.

Капитан команды вытягивает билет, где указано историческое лицо, от имени которого нужно написать рассказ.

    Египетский вельможа

    Ученик брахмана

    Финикийский торговец

    Персидский воин

Команде дается 3 минуты на составление рассказа. Один из членов команды выразительно зачитывает рассказ. Жюри оценивает рассказ по пятибалльной шкале

6.Работа по карте.

Команда вытягивает карточку с заданиями по карте.

1 карточка.

    Показать на карте Египет.

    Назвать и показать реку, которая течет в Египте.

    Какие моря омывают Египет.

    Назвать и показать столицу Египта.

2 карточка

    Показать Финикию.

    Каким морем оно омывается?

    Назвать и показать крупные города Финикии.

    Показать колонии Финикии.

3 карточка

    Показать на карте Индию.

    Показать и назвать самые широкие и полноводные реки Индии.

    Какой океан омывает Индию с запада и востока?

    Какие горы служат северной границей Индии?

4 карточка

    Показать территорию Двуречья.

    Между каких двух рек находится страна.

    Какие города были самыми крупными? Показать их на карте.

    Назвать и показать столицу Двуречья?

6.Конкурс капитанов. (5мин)

Капитаны по минимальному количеству характеристик должны определить о ком идет речь. С каждой новой характеристикой уменьшается возможность заработать для команды наибольшее количество баллов. Начинает проигравшая команда.

Характеристика для капитана 1 команды.

    Он должен был погибнуть, будучи новорожденным (5 баллов)

    Его воспитала дочь фараона (4 балла)

    Он вывел свой народ из Египта (3 балла)

    Встречался на горе Синай с Богом Яхве (2 балла)

    Он получил скрижали с заповедями (1 балл)

Ответ: Моисей

Характеристика для капитана 2 команды.

    Самый большой и знаменитый город Западной Азии (5баллов)

    Жители этого города долго сдерживали нападения Персов (4 балла)

    Этот город был обнесен мощными стенами и казался неприступным (3 балла)

    Самым могущественный и знаменитым правителем был Хаммурапи (2 балла)

    Главный город Двуречья (1 балл)

Ответ: Вавилон

Характеристика для капитана 3 команды.

    Он поднял восстание против мидийского царя и, разгромив его, стал владыкой обширного государства (5 баллов)

    Разрешил евреям вернуться на родину и построить храм Богу Яхве 4балла

    Одержал победу над Вавилонским царевичем Валтасаром (3 балла)

    Он получил прозвище Великий так как его держава простиралась от границ Индии до Средиземного моря (2 балла)

    Он был предводителем Персов (1 балл)

Ответ: Кир

Характеристика для капитана 4 команды.

    Был очень жестоким правителем, держал свой народ в постоянном страхе (5 баллов)

    Он приказал сжечь старинные книги, а почитателей Конфуция закопать живьем в землю (4 баллов)

    Могущественный правитель очень боялся за свою жизнь (3балла)

    В его гробнице было 6 тысяч глиняных воинов (2 балла)

    В 221году до н.э. он объединил Китай под своей властью. (1 Балл)

Ответ: Цинь Шихуан

Жюри подводят итог игры. Команда, набравшая наибольшее количество баллов в игре, объявляется победителем.

    Подведение итогов урока.

Игра по истории

Слайдов: 52 Слов: 863 Звуков: 18 Эффектов: 185

Открытый классный час игра-викторина "знатоки истории". Жереби. Приветствие. Конкурс знатоков. Символика. Государственные праздники. Знаменательные даты истории. Независимый Казахстан. Темы. Баллы. Что символизирует изображенный на гербе шанырак? Дружбу. Дата принятия последнего гимна РК? 6 января 2006 г. Назовите дату принятия закона о государственных символах РК? 4 июня 1992 г. Авторы гимна и герба РК? Когда празднуется День Независимости РК? 16 декабря. Какой праздник мы отмечаем 30 августа? День Конституции. Какой праздник отмечается 7 мая? День Батыра. С каким астрономическим явлением связано празднование Наурыза? - Игра по истории.ppt

«Своя игра» по истории

Слайдов: 36 Слов: 3775 Звуков: 0 Эффектов: 40

Своя игра. Внешняя политика. Бородинская битва. Кавказская война. Берлинский конгресс. Оборона Севастополя. История появления крылатого выражения. Александр III. Напоминание о временах крепостничества. По одной из версий это выражение появилось в учреждениях XIX века. Отмена крепостного права. Отрывок из сочинения М.Е. Салтыкова-Щедрина. Энгельгардт. Сельское хозяйство. Личности. Савва Иванович Мамонтов. Михаил Семенович Щепкин. Петр Яковлевич Чаадаев. Общественное движение. Бакунин М.А. Славянофилы. Теория официальной народности. Социалисты. Реформы. Земские учреждения. Речь идет о введении военных поселений. - «Своя игра» по истории.ppt

Урок-игра по истории

Слайдов: 29 Слов: 402 Звуков: 0 Эффектов: 29

Когда началась Великая Английская революция. Генрих Бурбон (Наварский). Валленштейн. Какие территории были захвачены Францией в период Тридцатилетней войны? Эльзас и Лотарингия. Когда закончилась революция в Англии? Какое название получил отряд Кромвеля? Как назывались участники партизанского движения в эпоху Нидерландской революции? Кто возглавлял орден иезуитов? Игнатий Лойола. В какой стране было движение левеллеров во главе с Джоном Лильберном? Назовите даты войны за независимость в США? Какая династия воцарилась в Испании после войны за испанское наследство? Бурбоны. Какая религия стала государственной в Голландии? - Урок-игра по истории.pptx

Игра для 6 класса

Слайдов: 10 Слов: 517 Звуков: 0 Эффектов: 0

Викторина по истории

Слайдов: 28 Слов: 726 Звуков: 0 Эффектов: 11

Содержание. Методические рекомендации Разработки дидактических материалов. Игра «Росинка» Викторина «Исторические портреты» Викторина «Интеллектуальный лабиринт». Занимательная история. «Росинка». Этапы игры. Загадки. Рэкет на дороге в старину. Граница дома, на которую не пускают. Плетеные ходули. Кошачий праздник (из пословицы). Богатый родич телогрейки. О чем мечтали люди в сказках? Ответы. Соловей – разбойник. Порог дома. Лапти. Масленица. Шуба. Модельер. Конкурс острословов. Любишь кататься, …. Работа не волк-… Кончил дело-…. Не имей сто рублей, а имей… Аукцион «Черный ящик». - Викторина по истории.ppt

Игры-викторины по истории

Слайдов: 46 Слов: 1677 Звуков: 0 Эффектов: 44

Организация учебных викторин в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность. План мероприятий. Историческая ролевая игра. Составление заданий. Объявление о проведении викторины. Добро пожаловать. Вам не видать таких сражений. Главнокомандующий русской армии Кутузов. Литература о войне 1812 года. Петровский замок. Были люди в наше время. Российский военачальник. Четвертый лишний. Багратион. Искусство Германии. Династические связи Германии и России. Религия новой эпохи. Отто фон Бисмарк Шёнхаузен. Конрад Аденауэр. Берлинская стена. Викторина. Выражение «железом и кровью». - Игры-викторины по истории.pptx

Вопросы викторины по истории

Слайдов: 88 Слов: 2354 Звуков: 64 Эффектов: 470

Этих дней не смолкнет слава. Категории вопросов. Военачальники. Князь Олег. Нева и Дон. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!». Суворов. «Пуля – дура, штык – молодец». «Умен, хитер … Никто его не обманет». Звание капитан-бомбардира явно не соответствовало его значению в российской истории. Знаменитый военачальник Красной Армии. Ушаков Ф.Ф. Г.К.Жуков. Корнилов. Одна из наиболее почетных медалей на Олимпийских играх. Где происходило Ледовое побоище. О какой битве идет речь. «Русский витязь», «Илья Муромец» и «Святогор». Сталинградская битва. Севастополь. Какая военная операция Великой Отечественной войны была самой скоротечной. - Вопросы викторины по истории.ppsx

Кроссворды по истории

Слайдов: 27 Слов: 2152 Звуков: 0 Эффектов: 0

История древнего Казахстана. Жизнь древнейших людей. Казахстан в эпоху раннего железа. Культурные достижения кочевников Казахстана. Промысел. Человек, останки которого обнаружены в пещере Кро-Маньон. Мезолит. Орудие, позволившее охотится на мелких животных. Основное занятие людей эпохи неолита. Стоянка эпохи неолита. Энеолит. Кусок металла. Метод добычи руд. Памятники андроновской культуры. Саки. Остроконечные шапки. Искусственный канал. Уйсуны. Кангюи. Столица кагюев. Гунны. Основатель гуннского государства. Сарматы. Древнегреческий историк. Религия и культура. Предмет, оберегавший кочевника от трудностей. - Кроссворды по истории.pptx

Внеклассные мероприятия по истории

Слайдов: 8 Слов: 229 Звуков: 0 Эффектов: 0

Внеклассное мероприятие по истории в 9 классе. Аукцион знаний « Традициям отцов верны…». Цели. Основные этапы аукциона. Рефлексия. Закрытый лот «чёрный ящик». Первоначальная стартовая цена-500р. Вознаграждение за правильный ответ - 800р. «Чёрный ящик». Горит Восток зарёю новой Уж на равнине, по холма Грохочут пушки. -