Суда типа «Либерти. Транспорты типа «Либерти

Судна.

John Brown - одно из двух сохранившихся судов типа «Либерти»

История
Первый спущен на воду: 27 сентября 1941
Общие характеристики
Архитектура: Гладкопалубное твиндечного типа со средним расположением МО
Водоизмещение: 14 450 тонн
Грузоподъемность 9 140 тонн
Трюмов 5
Длина: 135 метров
Ширина: 17,3 метров
Осадка: 8,5 метров
Силовая установка: Одна паровая машина ,
2 котла,
2360 л.с.
1 винт (диаметр ок. 2,9 м;4 лопасти)
Скорость: 11 узлов (20,4 км/ч) или 11,5 узлов
Экипаж: 41 человек (колебался 38-62)

Предшественники

Суда типа «Хог Айлендер» (1918)

Прямой предшественник «Либерти» - типовые транспортные суда, cтроившиеся поточным методом в конце Первой мировой войны на верфи Хог Айленд в Филадельфии . Построенная в 1918 верфь с 50-ю стапелями и 7-ю сухими доками была первой, рассчитанной на серийное поточное производство гражданских транспортов (аналогичный проект строительства сторожевых кораблей реализовал в те же 1917-1918 Генри Форд). Первый «Хог Айлендер» был спущен на воду 5 августа 1918, последний 29 января 1921; всего было построено 122 судна - 110 сухогрузов и 12 войсковых транспортов. «Хог Айлендеры» не понесли потерь в Первую мировую войну; во Вторую мировую погибли 58 судов этого типа.

Офицеры SS Booker Washington после возвращения из первого атлантического перехода

Суда типа «Оушн» (1941)

В последующем, суда «Либерти» именовались в честь людей всех профессий, при этом любой пожертвовавший на оборону 2 миллиона долларов мог назвать судно своим именем.

Развитие технологии

Модель «Либерти»

Постройка первых 14 судов заняла около 230 дней. В течение 1941-1942 путём последовательных усовершенствований срок постройки (от закладки до спуска на воду) был уменьшен до 42 суток. В ноябре 1942 верфи Кайзера поставили рекорд - заложенный 8 ноября SS Robert Peary был спущен на воду 12 ноября (спустя 4 дня, 15 часов и 29 минут после закладки), и пошёл в первый рейс 22 ноября; судно пережило войну и прослужило до 1963 года. Однако это был скорее пропагандистский трюк, который не мог быть воспроизведен серийно. Всего на постройке «Либерти» было занято 18 верфей (не считая многочисленных субподрядчиков), и в 1943 выпуск составил в среднем 3 судна в день.

Производственные дефекты

«Либерти» первых серий страдали от трещин в наборе корпуса и палубы. 19 судов буквально развалились в море. Первоначально дефекты приписывались либо сварной конструкции в целом, либо - низкому качеству сварки в условиях круглосуточного поточного производства. Привлечённая к расследованию металловед из Великобритании Констенс Типпер доказала, что трещины в сварном наборе развивались из-за неудачного выбора сорта стали, который в арктических условиях становился хрупким. Сварная конструкция облегчала распространение усталостных трещин, но не порождала их. В течение 1942 года эти недостатки были устранены. Опыт «Либерти» был учтён в производстве последующих военных серий - транспортов «Виктори» (534 cудна) и танкеров Т2 (490 судов).

Служба

Вместимость «Либерти» могла достигать:

На практике, как правило, груз комплектовался сборным.

Сохранившиеся «Либерти»

«Либерти» строились как «суда на пять лет»: считалось, что их ограничения по скорости и ремонтопригодности сделают суда неконкурентоспособными в послевоенном мире. На деле, «Либерти» активно служили в конвоях корейской войны и в гражданской службе до начала 1960-х годов: в 1950-е годы пароходства только зарабатывали с помощью «Либерти» деньги на обновление флотов. Массовый слом «Либерти» пришёлся на 1960-е годы; первенец серии, «Патрик Генри», был сломан в 1958.

По состоянию на 2005 год, на ходу находятся два «Либерти» - суда-музеи SS John W. Brown в Балтиморе и SS Jeremiah O’Brien Сан-Франциско ; оба годны к плаванию и периодически выходят в море. Третий сохранившийся «Либерти» - плавучий рыбозавод (англ.) русск. Star of Kodiak (Кадьяк на Аляске).

Корпус одного из судов Либерти использован в качестве базы для плавучей АЭС MH-A1 Sturgis. На сегодняшний день Sturgis (превратившись из судна в баржу) находится на последней стоянке на реке Джеймс (США).

Суда типа «Либерти»

В годы Первой мировой войны германскому флоту, а точнее, его подводным силам, удалось нанести торговым флотам стран Антанты огромный ущерб. Дело дошло до того, что власти Британии всерьез опасались настоящего голода и полного коллапса многих отраслей промышленности. Постройка новых судов взамен потерянных требовала неких решений как технического, так и организационного характера, но принятие подобных «оргвыводов» в 1918 г. отменили успехи системы конвоев и связанный с ней перелом в неограниченной подводной войне в пользу союзников. И вопрос о массовой постройке торгового флота временно потерял актуальность.

Спустя 18 лет после Мировой войны – в 1936 г. – правительство Соединенных Штатов Америки всерьез озаботилось состоянием национального торгового флота, считая его необходимым элементом экономики в мирное время, а также важнейшим резервом военно-морских сил в случае войны. И в США была создана Морская комиссия, в задачу которой входили такие вопросы, как реорганизация судостроительной промышленности, планирование постройки торговых судов и разработка новых проектов. В 1937 г. появился план, согласно которому предполагалось вести ускоренное строительство «купцов», но вплоть до начала Второй мировой войны он оставался скорее на бумаге.

Начавшаяся война в очередной раз выдвинула на первый план вопрос торгового тоннажа. Британская империя и ее союзники сразу же стали нести ощутимые потери, а во второй половине 1940 г. они приобрели просто угрожающие размеры. Хотя на верфях началось масштабное строительство судов по типовым проектам, шло оно достаточно медленно. Вновь построенные единицы не успевали возмещать потери. Тяжелое положение, впрочем, складывалось не только в отношении торговых судов. Британии, сражавшейся с Германией и Италией практически в одиночестве, требовалась помощь и во многих других областях. Англичане обратились за помощью к своим заокеанским «невоюющим союзникам», и в марте 1941 г. Конгресс принял закон о ленд-лизе. Согласно нему вооружение, снабжение, военное сырье и прочие товары, необходимые для ведения войны, передавались взаймы, в аренду или продавались с отсрочкой оплаты до окончания боевых действий.

Теперь вопрос тоннажа уже напрямую затрагивал интересы США – грузы-то необходимо было доставить потребителям. Начала действовать президентская программа ускоренного судостроения, одним из главных инициаторов которой действительно являлся Ф.Д. Рузвельт. Цель программы формулировалась следующим образом: надо построить много судов, себестоимость постройки должна быть минимальной, на строительстве требуется задействовать малоквалифицированную рабочую силу. И вскоре появился проект, по которому была построена самая большая серия судов, получившая название «тип «Либерти» (от английского Liberty – свобода).

«Либерти»

За основу конструкторы взяли британское «стандартное» судно типа «Оушн»; серию из 60 подобных транспортов американские верфи уже строили по британскому заказу. Но конструкторы-янки подошли к вопросу творчески. Они старались удешевить и упростить работы буквально любой ценой, пойдя на ряд весьма смелых решений. Для начала полностью отказались от клепки, применив электросварку. Это позволяло экономить на каждом судне более 500 т металла. К тому же автоматическая электросварка высвобождала квалифицированных рабочих. Плюс к этому автоматизировали еще один весьма трудоемкий процесс – при раскрое листов широко использовалась автоматическая газовая резка.

Применив весьма архаичную паровую машину тройного расширения, американцы установили на суда хорошо отработанные в производстве водотрубные котлы «Бабкок-Вилкокс», работавшие на жидком топливе. Удачная компоновка машинного и котельного отделений позволила сконцентрировать все жилые и служебные помещения в надстройке в центральной части корпуса. Это позволяло экономить на трубопроводах и кабелях (правда, в боевых условиях заметно снижало живучесть судна – одно попадание «выкашивало» чуть не весь личный состав). Отказались американцы и от деревянного настила палуб, заменив древесину специальными мастиками.

В окончательном виде «Патрик Генри», первый из представителей типа «либерти» имел следующие технические характеристики: валовая вместимость – 7182 брт, водоизмещение – 14450 т, длина – 134,6 м, ширина – 17,4 м, осадка – 8,5 м. Паровая машина тройного расширения мощностью 2500 л.с. позволяла развивать крейсерскую скорость 10,5 узлов, при форсировании – 12,5 узлов. Дальность плавания составляла 18000 миль, при общем количество топлива 314 960 галлонов. Судно имело две палубы, семь водонепроницаемых переборок делили его на отсеки, в число которых входили пять грузовых трюмов. Однотрубные суда имели три мачты, на них устанавливались по 12 грузовых стрел. С самого начала предусматривалось артиллерийское вооружение, как правило, включавшее 102 мм орудие на корме, 76 мм орудие на носу, до восьми 20 мм автоматов. Но могли встречаться и другие варианты: вместо «трехдюймовки» устанавливались два 37 мм автомата, вместо 20 миллиметровок появлялись пулеметы, причем как крупнокалиберные, так и винтовочного калибра. На многих транспортах предусматривалась и защита – надстройка прикрывалась бетонными плитами. Экипажи либерти не всегда оказывались одинаковыми (это зависело чаще всего от состава вооружения), а жилые помещения рассчитывались на 45 человек, включая до 15 артиллеристов.

Суда назывались именами известных исторических личностей, деятелей культуры, военных, моряков. В частности, головное судно назвали в честь Патрика Генри, героя Войны за независимость Америки (вот ведь ирония судьбы – от британского владычества!), сказавшего однажды: «Дайте мне свободу или дайте мне смерть!».

При подготовке проекта большое внимание уделили стандартизации узлов и деталей, а для планомерной и бесперебойной работы верфей были разработаны графики поставок. Это, кстати, требовало очень четкого взаимодействия и широкой кооперации самых различных предприятий различных отраслей промышленности.

Итак, закладка «Патрика Генри» состоялась на верфи в Балтиморе 30 апреля 1941 г., а на воду он сошел 27 сентября того же года. Постройка головного транспорта продолжалась на стапеле 150 суток, а достройка на плаву – еще 95, всего – 245 суток. Но уже 20 е судно от закладки до сдачи находилось в работе 120 суток, 50 е – уже 58! Но, как выяснилось, это был далеко не предел – один из транспортов сошел на воду через 10 дней после закладки, а в достройке находился еще пять дней. Но абсолютный рекорд американские кораблестроители установили при создании «Роберта Е. Пири»: его спустили на воду через 4 суток 15 часов и 30 минут после закладки!

Естественно, что спешка, экономия буквально на всем (даже на длине якорных цепей и количестве самих якорей), да еще и применение новых, не до конца отработанных технологий, не прошла бесследно. «Либерти» нередко разламывались во время шторма, а их живучесть при получении боевых повреждений оказывалась совершенно неудовлетворительной. Однако преимущества дешевой массовой постройки в военное время значили слишком много, и, хотя корпуса пришлось подкреплять, а контроль за качеством сварки – усиливать, постройку судов данного типа не остановили. Принятые меры позволили уменьшить угрозу перелома корпуса, но не устранили ее окончательно. По подсчетам, проведенным после войны, из 2750 построенных «либерти» почти 300 имели опасные трещины в корпусе, а еще большее число – дефекты сварки. Но считалось, что транспорт этого типа оправдывает себя буквально за один удачный рейс.

Немало «либерти» американцы передали Британии, Советскому Союзу (около 200 и 40 соответственно), несколько пополнили флоты других стран антигитлеровской коалиции. И многие транспорты оказывались в самом пекле боев, порой погибая, даже не завершив свой первый рейс. Всего на дно от воздействия противника ушло более 200 «либерти». Печальный список открыл «Джон Адамс», потопленный в мае 1942 г. японской подводной лодкой. В декабре следующего года в итальянском порту Бари при налете немецкой авиации погибло шесть «либерти», а самой трагической стала гибель от вражеской авиаторпеды переоборудованного в войсковой транспорт судна «Пол Гамилтон» у побережья Алжира: вместе с ним погибли 504 человека. Доставалось транспортам и от своих – во время вторжения в Европу союзники для создания искусственных волноломов затопили немало кораблей и судов, включая семь «либерти».

Самую же большую известность получил транспорт типа «либерти», заложенный 2 января 1942 г. на верфи Г. Кайзера в городе Ричмонд и вступивший в строй 11 мая под наименованием «Стефен Гопкинс». Это судно под командованием капитана Пола Бака 27 сентября 1942 г. приняло неравный бой с германским рейдером «Штир». Несмотря на подавляющий перевес немцев в огневой мощи – против их шести 150 мм, двух 37 мм и четырех 20 мм орудий (а также и двух торпедных аппаратов) американцы имели одно старое, времен Первой мировой войны, 102 мм орудие, две 37 мм зенитки, четыре крупнокалиберных пулемета и еще два обычного винтовочного калибра. По весу бортового залпа немцы имели более чем 14 кратное превосходство! Да еще и вместе с рейдером шел вспомогательный корабль «Танненфельс».

Когда майским утром на расстоянии менее двух миль от рейдера из тумана появился «Стефен Гопкинс», немцы немедленно сыграли тревогу и выстрелом из 37 мм орудия приказали «купцу» остановиться. Но тот и не подумал выполнять приказ, а начал маневрировать, да еще и передавать в эфир сигналы бедствия. «Штир» открыл огонь из 150 мм орудий, и почти сразу же его артиллеристы добились попаданий в противника. На «американце» оказались разрушены ходовой мостик и радиорубка, появились убитые и раненые. Вскоре снаряд разорвался в машинном отделении, «Стефен Гопкинс» почти потерял ход, а большинство находившихся у машин и котлов людей погибли. Но американские артиллеристы, включая приписанных к орудиям и пулеметам членов экипажа, держались до конца. Они вели точный огонь изо всех стволов – расстояние позволяло. Зато после первых же попаданий растерялись никак не ожидавшие организованного отпора немцы. Огонь рейдера стал беспорядочным, а в результате попаданий на нем вышел из строя руль, оказались повреждены торпедные аппараты, пострадал дизель, в носовой части вспыхнул большой пожар.

Тем временем в бой вступил и «Танненфельс», открывший огонь из своих зенитных орудий и пулеметов. «Либерти» горел от носа до кормы, потери экипажа росли, немецкие снаряды вывели из строя зенитные орудия и уничтожили весь расчет 102 мм пушки. И тут к орудию встал 18 летний кадет Эдвин Джозеф О?Хара, который обучился премудростям артиллерийской науки во время своего первого плавания. Он сумел в одиночку выпустить пять оставшихся снарядов, добившись при этом пяти (!!!) попаданий в «Штир». Но все же капитану Баку пришлось отдать приказ оставить судно. При попытке погрузить в шлюпку раненых погиб О?Хара, капитан и раненый старпом вообще отказались покинуть «Стефена Гопкинса» и погибли вместе с ним. Спастись, в конечном итоге, удалось лишь 15 морякам.

Но рейдеру пережить этот бой не довелось – его повреждения оказались слишком серьезны, а с бушевавшими пожарами никак не удавалось справиться. Поэтому экипаж счел за лучшее перебраться на «Танненфельс», а «Штир» затопили при помощи подрывных зарядов.

В честь моряков и артиллеристов «Стефена Гопкинса» назвали боевые корабли, береговые объекты и три новых «либерти». Еще одно унаследовало имя героического парохода, правда, и к нему военная судьба оказалась неблагосклонна – уже в конце 1943 г. нового «Стефена Гопкинса» отправила на дно японская субмарина.

После войны многие «либерти» сразу же стали на прикол, войдя в состав так называемого Резервного флота. Немало судов распродали. Еще ряд транспортов затопили с грузом отравляющих веществ, многие использовали при опытах по проведению мощных подводных взрывов, некоторые оказались в роли «подопытных кроликов» во время испытаний атомного оружия. Топили «либерти» и при создании искусственных рифов.

Те же суда, которые остались «на работе», служили вплоть до 1980 х гг., причем некоторые из них прошли весьма существенную модернизацию. Чего только с ними ни делали: удлиняли корпуса, заменяли паровые машины на экономичные дизели, устанавливали новые приборы. Но постепенно все они были списаны. Впрочем, не все: до наших дней сохранились как минимум два – превращенные в корабли-музеи «Джеремия О?Брайен» и «Джон В. Браун».

Из книги 1941. Победный парад Гитлера [Правда об Уманском побоище] автора Рунов Валентин Александрович

Приложение 18 Материалы из следственного дела Военной коллегии Верховного суда СССР от февраля 1956 года о пересмотре обвинительного заключения на Кириллова Николая Кузьмича, вынесенного Военной коллегией Верховного суда СССР 25 августа 1950 года По приговору суда, Кириллов

Из книги Военно-морской шпионаж. История противостояния автора Хухтхаузен Питер

СНОВА СТРАХИ И НЕОПОЗНАННЫЕ СУДА Инциденты в Тонкинском заливе нашли свое повторение 18 сентября того же года, когда очередной патруль по программе ДЕСОТО, состоявший из двух американских эсминцев - «Мортон» («DD-948») и «Ричард С. Эдварде» («DD-950»), - отмстил на экранах

Из книги Восточный фронт. Черкассы. Тернополь. Крым. Витебск. Бобруйск. Броды. Яссы. Кишинев. 1944 автора Бухнер Алекс

СУДНО ВМС США «ЛИБЕРТИ» И РАКЕТНЫЕ КАТЕРА КЛАССА «КОМАР» Восьмого июня 1967 г. израильскими самолетами и торпедными катерами было атаковано и серьезно повреждено американское разведывательное судно «Либерти» (AGTR-5), ведшее разведку у побережья Египта. Тридцать членов

Из книги Военные мемуары. Спасение, 1944–1946 автора Голль Шарль де

Где же приказ об эвакуации и спасительные суда? И, по-прежнему стойко сдерживая противника, командование армии, штаб корпуса, командиры дивизий, частей, да и каждый солдат продолжали ждать приказа об оставлении Крыма, об эвакуации, об избавлении от этого ада, о спасении.И

Из книги Секретное оружие Гитлера. 1933-1945 автора Портер Дэвид

Постановление от 18 ноября 1944 об учреждении Высшего суда Временное правительство Французской Республики, Постановляет:Статья Первая. - Учреждается Высший суд, компетенция, состав и порядок работы которого определяются ниже.Ст. 2. - За исключением любой другой

Из книги Американский снайпер автора DeFelice Jim

Вертолеты и другие винтокрылые воздушные суда К 1939 году германские конструкторы достигли больших успехов в исследованиях возможностей винтокрылых воздушных судов. Ханна Райч летала на одном из первых вертолетов, «Фокке-Вульф Fw 61», в «Дойчландгалле» во время Берлинской

Из книги Нюрнбергский набат [Репортаж из прошлого, обращение к будущему] автора Звягинцев Александр Григорьевич

Из книги РАЗВЕДЧИК КЕНТ автора Полторак Сергей Николаевич

Каторга без суда и вины * * *Мужество и стойкость Красной Армии превратили «молниеносную» войну в затяжную. Уже в 1942 г. в Германии стала ощущаться нехватка кадров в военной промышленности, которая была вынуждена набирать обороты, а также в других отраслях и в частном

Из книги Миф «Ледокола»: Накануне войны автора Городецкий Габриэль

Вердикт Суда народов * * *С 1 по 29 сентября 1946 г. трибунал работал в закрытом режиме, готовя исторический приговор нацизму и его главным носителям. Подготовить вердикт Суда народов было очень непросто, даже имея в запасе месячный срок. Со временем часть тайн совещательной

Из книги Ледокольный флот России, 1860-е - 1918 гг. автора Андриенко Владимир Григорьевич

ПРИГОВОР ВОЕННО-ПОЛЕВОГО СУДА Имперский военный суд 2-я судебная коллегия21 экз[емпляр] Секретное дело командования!6 января 1943 г[ода]ПРИГОВОР ВОЕННО-ПОЛЕВОГО СУДА ИМЕНЕМ НЕМЕЦКОГО НАРОДА!2-я судебная коллегия имперского военного суда на заседании 19 декабря 1942 года на

Из книги Английские подводные лодки типа “Е” в первой мировой войне. 1914-1918 гг. автора Гребенщикова Галина Александровна

Лондон: настал день последнего суда 9 июня английская разведка получила новые сведения, на основе которых она сделала вывод, что «концентрация немецких войск против России ведется с огромной скоростью и энергией». Но даже тогда Иден решил опубликовать эту информацию

Из книги автора

II. Портовые суда Кронштадта § 1. «Особый буксирный пароход, приспособленный ходить сквозь лед» О необходимости иметь «особый буксирный винтовой пароход, приспособленный ходить сквозь лед», в Кронштадтском военном порту заговорили в 1861 г. Предполагалось использовать

Из книги автора

III. Ледокольно-транспортные суда Кроме специализированных ледоколов и ледокольных буксиров, в российских водах во второй половине XIX – начале XX вв. появились ледокольные транспортные суда.Во-первых, речь идет о парусных деревянных промысловых и грузовых судах,

Из книги автора

§ 5.4. Ледокольные и ледорезные буксиры и портовые суда Бритневские первенцы «Пайлот», «Бой» и «Буй» исчезли из списков флота на рубеже XIX–XX вв. Портовое судно «Лоцман» (2-й) исключили из списков в 1911 г.; а «Старшину» отправили на металлолом в 1925 г.Почти все остальные

Из книги автора

§ 4. Разные ледовые суда Кроме ледоколов и ледокольных пароходов различные ведомства, действовавшие на Русском Севере (торговые и военные порты, «Мурманстройка», Флотилия Северного Ледовитого океана) пополнили в 1914–1917 гг. свой флот многочисленными вспомогательными

Из книги автора

Подводные лодки типа “Е” и типа “Барс” Подводные лодки типа "Е". Англия, 1913 г. (Наружный вид)После Гельголандского сражения Флот Открытого Моря больше не возобновлял попыток проведения крупных операций в Северном море, зная о присутствии там британского Гранд-Флита.

Повернись к торпедам грудью, Либерти

27 сентября, это славная и памятная дата в истории мирового судоходства и Второй Мировой войны. В этот день в 1941 году верфи Bethlehem-Fairfield Shipyard вблизи Балтимор, Мэриленд, США, спустили на воду первый сухогруз знаменитой и легендарной серии Либерти – одного из первых в мире опытов производства судов одного проекта в массвом количестве, практически конвейерным способом. Любой, кто немного знает историю Второй Мировой войны и мирового судоходства, знает, что такое эти суда и какова была их роль в войне в целом.
Первый «либертос» назывался SS Patrick Henry, его строили 244 дня. В дальнейшем в среднем на строительство либерти уходило 42 дня, а один, SS Robert E. Peary, построили за 4 дня! Хотя это и было сделано в целях рекламы, но тем не менее, рекорд поставили – и вроде бы никто его еще не побил. Союзникам необходимо было обеспечить бесперебойные поставки материалов и техники из США и Канады в Европу и СССР, а как известно, 40-43 года, это период безраздельного господства немецких подводных лодок. Чтобы обеспечить перевозки, необходимо было не просто строить новые транспорты взамен потопленных, но строить их в массовом порядке. Именно либерти и стали такими судами.

Спуск на воду первенца, SS Patrick Henry

Прозвище «Либерти» они получили с легкой руки президента Рузвельта, он участвовал в церемонии спуска на воду первенца, SS Patrick Henry, и сказал в приветственной речи следующие слова «дайте мне свободу, или дайте мне умереть». Liberty – свобода. Суда под этим гордым прозвищем внесли огромный вклад в победу союзников вообще и СССР в частности, про них написано во всех мемуарах моряков торгового флота. Те либертосы, которые СССР получил по ленд-лизу, работали у нас вплоть до 70-х, и вспоминали о них исключительно с удовольствием. Строились-то они как паровики, а паровую машину отличает малошумность – не было грохота и лязга современных дизелей и вибрации жестяных настроек современных судов. Либертосы были солидными пароходами, сделанными из чуть ли не брони, если судить по нашим современным меркам. Да, были проблемы с прочностью корпуса, из-за того, что либертосы стали первой массовой серией судов, строившихся не клепкой, а сваркой. Но корпус укрепляли, и после этого они работали еще многие десятки лет.

Немного истории:
В начале войны торговый флот союзников Соединенных Штатов по антигитлеровской коалиции нес огромные потери от подрывов на минах, налетов вражеской авиации, атак подводных лодок и действий надводных кораблей. Только Великобритания к декабрю 1940 года потеряла 585 судов, составлявших 20% ее тоннажа, а к лету 1941 года он сократился на треть.

Мировой торговый флот в 1939 году:

Соотношение потерь транспортов к их воспроизводству:

Необходимо было срочно предпринять какие-то радикальные меры, чтобы обеспечить морские перевозки военных грузов и войск в требуемых обьемах, на всех бассейнах. В противном случае, союзникам грозило поражение. Не будем забывать, что СССР зависел от поставок по ленд-лизу куда больше, чем нам преподносит наша пропаганда, и советская, и нынешняя. Наша пропаганда упор делает на поставки военной техники, такой как танки и самолеты. А тут действительно, основную роль сыграла наша промышленность. Но наши забывают про то, без чего танки с самолетами не построишь – про специальные марки стали и добавки, про аллюминий и станки, про многое другое. Забывают и про то, без чего самолеты не летают, про авиационный бензин, а его мы получили от союзников в очень немалых обьемах – где-то треть от потребленного. В том и дело, в том и важность союзнических поставок – это были материалы и вещи, которые мы сами, такого уровня и в таких количествах, производить не могли, или вообще не имели. РЛС, например, или радиостанции. Или легендарные джипы и студебеккеры. Короче говоря, без налаживания достаточных для удовлетворения военных нужд морских перевозок, союзники могли вообще проиграть. Ситуация стала критической в 40-41 годах, когда торговый флот стремительно сокращался, а воюющие страны были не в состоянии восполнить потери.

Конвой в Северной Атлантике

На помощь пришли США, с их гигантским промышленным потенциалом, с их способностью реализовывать самые фантастические проекты. В США обьявили конкурс на лучший проект для строительства огромной серии транспортов, со следующими требованиями: суда должны быть как можно дешевле и проще в постройке и эксплуатации, как можно меньше по собственному весу при максимальной грузоподъемности, и обладать максимально возможной живучестью и элементарным комфортом для экипажей.
Так как мировое производство дизелей оказалось на территории Германии и оккупированных ею стран, в качестве главного двигателя была выбрана паровая машина с котлами, работающими на жидком топливе.
По результатам конкурса победил проект со следующими параметрами: универсальный сухогрузный пароход, рассчитанный на работу в неограниченном районе плавания, имел водоизмещение более 14 тысяч тонн, наибольшую длину около 135 метров, ширину более 17 метров и осадку в полном грузу 8,5 метров. Он был целиком сварным, что представляло собой революцию в технологии судостроения. Пароход был двухпалубным, с пятью грузовыми отсеками, с надстройкой и машинным отделением в средней части, с семью водонепроницаемыми переборками, которые обеспечивали непотопляемость судна при затоплении любого отсека.

Схема базового варианта проекта Либерти - сухогруза

При мощности силовой установки в 2,5 тысяч лошадиных сил и грузоподъемности в 10 тысяч тонн суда имели сравнительно невысокую эксплуатационную скорость 11 узлов, что облегчало их использование в составе конвоев совместно с судами других типов. все оборудование, даже мебель в каютах, изготовлено из тонколистовой стали, поэтому судно оказалось намного легче, чем другие суда той же грузоподъемности. Мировое судостроение еще не знало судов с такими выгодными характеристиками.
Жилые помещения размещались в средней и кормовой надстройках, с выходом к спасательным шлюпкам и плотам. Для отделки палубы и кают вместо дерева использовалась нескользящая огнестойкая мастика, что было и дешевле, и обеспечивало очень важную в условиях войны высокую огнестойкость.

Готовая секция Robert E Peary

Суда имели десять грузовых стрел грузоподъемностью 3-5 тонн они имели одну или две тяжеловесные стрелы грузоподъемностью до 50 тонн. Верхняя палуба позволяла размещать на ней крупногабаритные грузы.
Суда имели хорошее вооружение и могли постоять за себя и при встрече с надводными кораблями противника, и при атаках подводных лодок, и при налетах вражеской авиации. Кроме двух пушек – на носу и на корме, устанавливалось шесть-восемь 20-40 мм скорострельных зенитных автоматов и пулеметы, предусматривался запас глубинных бомб. Размагничивающее устройство защищало корпус от подрыва на минах с магнитными взрывателями; а рулевая и штурманская рубка были прикрыты железобетонными плитами.

Машина

Производство было организовано с грандиозным размахом. Американцы наладили серийное производство «Либерти» без больших денежных затрат и в короткие сроки. В строительстве была занята вся промышленность США и Канады. Программа предусматривала строительство 2742 судов на 18 судостроительных верфях Тихоокеанского и Атлантического побережья, насчитывавших 170 стапелей. Предприятия были связаны жестким графиком интеграции и поставок. унификация судового оборудования и новая технология сборки обеспечивали сокращение сроков постройки. Суда собирались конвейерным методом с использованием электросварки. Для этого потребовалось организовать массовую ускоренную подготовку рабочих судостроительных специальностей. Суда строились с невероятной скоростью, производственный цикл их постройки все время сокращался.
Считалось, что суда типа «Либерти» строились на один или два рейса: если судно пересекло океан и сдало груз, значит, оправдало расходы на строительство.
Сухогрузы типа «Либерти» составили основу всего мирового флота, обеспечивавшего морские перевозки стран антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны. «Либерти» были основным морским перевозчиком ленд-лизовских грузов, принимали активное участие в перевозке войск и высадке морских десантов.
Было построено около 2700 судов этой серии за все годы войны. В разгар войны и строительства, в период март 1943 – декабрь 1943, строили более 100 судов месяц. Поначалу пресса и общественность были настроены к Либерти весьма скептически, обозвав их «гадкими утенками». Однако позже отношение к ним в корне изменилось, и в конце-концов они стали любимчиками. Суда оказались простыми в постройке, надежными, удобными для перестройки и превзошли все ожидания.
Размерения Либерти основного типа, сухогруза:
Водоизмещение: 14245 тонн Длина макс: 129.81 метра Ширина: 16.76 метра Осадка: 8.16 метра Мощность ГД и скорость: 2500 л.с., 11 узлов

Мостик

Кормовое орудие

Либерти на калифорнийских верфях

Судьба:
Первенца, SS Patrick Henry, списали в 1960-м. В настоящее время в США сохранились два полностью функциональных либертоса, SS Jeremiah O"Brien (Сан-Франциско) и SS John W. Brown (Балтимор).
Сохранились ли у нас, не знаю. Еще несколько лет тому назад стоял один на Первой Речке во Владивостоке – Александр Невский, в качестве УПС мореходной школы и учебного центра по борьбе за живучесть и спасательных средств. Вроде бы уже нет его. А как жаль! Ведь легендарные суда, тесно связанные с нашей историей.

Причины гибели и судьба судов серии:
Причина гибели Количество

Потоплены торпедами ПЛ: 114
Потоплены артиллерией ПЛ: 11
Потоплены надвоными кораблями: 6
Потоплены самолетами: 30
Камикадзе: 5
Мины: 34
В результате обычных аварий: 280
Списаны на слом: 1556
Резервный флот США: 434
Другое (в т.ч. Либерти, переданные другим странам): 241
Всего: 2711

Верфи, строившие Либерти: Alabama Dry Dock Co, Bethlehem-Fairfield Shipyards Inc, California Shipbuilding Corp, Delta Shipbuilding Co, J A Jones Construction Co (Brunswick), J A Jones Construction Co (Panama City), Kaiser Co, Marinship Corp, New England Shipbuilding Corp, North Carolina Shipbuilding Co, Oregon Shipbuilding Corp, Permanente Metals Co, St Johns River Shipbuilding Co, Southeastern Shipbuilding Corp, Todd Houston Shipbuilding Corp, Walsh-Kaiser Co.
Основные модификации проекта: сухогруз; танкер; углевоз; авиатранспорт; перевозчик танков; госпитальное судно; десантный транспорт.
Основные флаги: США; Англия; Норвегия; Бельгия; СССР; Франция; Греция; Нидерланды.
Закладка киля первенца: 30 апреля 1941 год
Спуск на воду последнего: 30 октября 1945 года.
Всего заложили 2711 судов, всего сдано 2710 судов.

Один из Либерти по ленд-лизу, Жан Жорес, получила и водила глубоко уважаемая Анна Ивановна Щетинина (светлая ей память), самая известная в России женщина - капитан.
О Либерти сочиняли и песни, как-то давным-давно слышал одну, и запомнились отрывочные строки:
«был час, думал мне конец настал, но видать, сам Бог крутил со мной штурвал… … повернись к торпедам грудью, Либерти»
Славные пароходы, славная судьба, и будем надеяться – вечная память.

Почтовая марка Либерти

Один из уцелевших - SS Jeremiah O"Brien

Формирование конвоя, Либерти на заднем плане

Либерти в штормующей Атлантике

Дошел...

Еще один пароход легендарной серии Либерти станет музеем
15 января – в Грецию пришло необычное судно, пароход Hellas Liberty серии легендарных Либерти, ранее называвшийся Arthur M. Huddel. Пароход вышел из Норфолка Вирджиния, США, 6 декабря прошлого года. До июля прошлого года ветеран 2-й мировой войны пароход Arthur M. Huddel числился в составе Резервного флота США и стоял на рейде Форт Юстус. Между Грецией и США была достигнута договоренность о передаче парохода Греции, где он пройдет ремонт и реконструкцию и станет плавучим музеем. Пароходы серии Либерти сыграли огромную роль не только во всей 2-й мировой войне, но и в судьбе Греции, ее послевоенного судоходства. В ходе войны торговый флот страны был практически уничтожен, причем много судов погибли, доставляя различные грузы для союзников. После окончания войны США на выгодных условиях передали Греции 104 судна типа Либерти, получивших в стране название «Благословенная сотня» - именно эти суда положили основу возрождению греческого торгового флота. Классификационное общество США Американское Бюро Судоходства выделило Институту истории морского флота Греции 250 тысяч долларов на реконструкцию судна. В США в качестве плавучих музеев имеются еще два судна типа Либерти, John W. Brown и Jeremiah O’Brien. На фото Hellas Liberty еще как Arthur M. Huddel - щелкните по иконке чтобы перейти на полномасштабное фото:

Вооружение

Артиллерия

  • 1 - 127-мм орудие на корме для защиты от ПЛ;
  • 1 - 76-мм орудие на баке;
  • 8 - 20-мм зенитных автоматов.

Транспорты типа Liberty - огромная серия транспортных судов, построенная в США во время Второй мировой войны для перевозки военных грузов и компенсации потерь, причиненных торговому флоту подводными лодками Германии. Эти суда обеспечили как массовые военные перевозки, так и поставки по ленд-лизу из США в Великобританию и СССР. Постройка 2710 судов с 1941 по 1945 годы стала одним из символов индустриальной мощи США.

История создания

Идея запуска в массовую серию стандартного грузового судна возникла еще в Первую мировую войну , когда Германия объявила о начале неограниченной подводной войны. Тогда были заказаны 180 судов по проектам 1022 и 1024 , из которых закончили 122, правда уже после окончания войны. Начиная с 1936-го года американский бюджет предусматривал постройку 50 транспортных судов ежегодно, для обеспечения "плавучего тыла флота". В 1939-м этот план был удвоен, и еще раз удвоен в 1940-м, предполагая, таким образом, постройку 200 судов в год. Тем не менее, по этим планам было построено относительно немного кораблей, в силу низкого приоритета программы и дефицита материалов (прежде всего, судовых паровых турбин).

Наконец, в 1940-м году Великобритания, которая вновь начала массово терять корабли от действий немецких подводных лодок, заказывает в США постройку 60-и грузовых судов типа Ocean . «Океаны» имели грузоподъемность в 7 174 тоннs и представляли собой суда весьма консервативного проекта (нельзя сказать "устаревшего", потому что облик грузового судна практически не менялся на протяжении всей первой половины XX-го века). В движение их приводили паровые машины тройного расширения, пар вырабатывали три огнетрубных котла "шотландского" или "паровозного" типа, работавшие на угле. Силовая установка выглядела архаично, но необходимо помнить, что на Британских островах уголь имелся в достатке, а месторождений нефти не было вовсе.

Этот проект и был взят Комиссией по мореходству при Правительстве США (англ. United States Maritime Commission за основу для будущего стандартного транспорта. Корабль был максимально адаптирован для американских условий производства и эксплуатации: везде, где возможно, клепка была заменена на сварку, вместо угольных котлов стали устанавливать нефтяные водотрубные и пр.

Описание конструкции

Продольный разрез транспорта типа Liberty

Проект был разработан Американской комиссией по мореходству на основе британского типа Ocean, главной целью доработок было получить максимально дешевое и приспособленное к массовому производству судно. Например, для упрощения отказались от деревянного палубного настила даже в жилых помещениях, повсеместно заменив его на мастику и линолеум. Проект имел обозначение "EC2-S-C1" : "EC" (Emergency Cargo) - чрезвычайная программа судостроения, "2" означала длину корпуса от 400 до 450 ft. (от 120 до 140 м), "S" - использование паровых машин, а "C1" было собственно индексом проекта.

Корпус транспорта имел типичную для торгового судна 30-х годов компоновку. Судно имело пять грузовых трюмов, в нос от надстройки размещались три грузовых трюма и еще два находились в кормовой половине корпуса. "Либерти" был твиндечным судном , то есть грузовые трюмы разделялись на верхнюю и нижнюю половину палубой твиндека. Верхняя палуба была сделана максимально более свободной от механизмов, чтобы иметь возможность принимать грузы и на нее. Для разгрузки в порту на палубе устанавливались три мачты с грузовыми стрелами грузоподъемностью до 50 тонн. В центральной части судна размещались котельное и машинное отделения, над ними жилые помещения для экипажа и сверху - ходовая рубка. Транспорт имел скошенный форштевень, для улучшения мореходности при довольно полных обводах носовой части, и округлую "крейсерскую" корму.

Корпус судна собирался на стапеле конвейерным методом из готовых секций, поставлявшихся другими заводами. Впервые в практике коммерческого судостроения США для ускорения производства корпус был выполнен полностью сварным, это давало примерно 30% уменьшение трудозатрат на постройку корабля. Срок службы корпуса оценивался в 5 лет, после чего считалось, что корабль дешевле списать, чем отремонтировать -- "пароход на один рейс".

Паровая машина перед отправкой на верфь

Главные механизмы состояли из 3-цилиндровой паровой машины тройного расширения, позаимствованной без изменений от типа Ocean, и двух водотрубных котлов с нефтяным отоплением. Помимо экономии топлива и упрощения бункеровки, нефтяные котлы позволили избавиться от угольных бункеров в надстройке и сделать удобные помещения для команды. Нефть для котлов размещалась в междудонном пространстве. От паровой машины к единственному винту под трюмами №4 и №5 проходил длинный валопровод. Машина обеспечивала судну ход 11 узлов, типичный для грузовых судов того времени.

Вооружение размещалось следующим образом. На возвышенном полубаке стояло 3-дм морское орудие. Далее, по сторонам от носовых грузовых стрел, были установлены два 20-мм зенитных автомата. Еще 4 20-мм автомата стояли по углам надстройки. На полуюте стояла группа из 5-дм пушки для самообороны от подводных лодок и еще двух зениток. Состав вооружения варьировался в зависимости от того, что в данный момент имелось на складах. Вместо 20-мм эрликонов могли поставить 12,7-мм зенитные пулеметы, одно или два орудия могли быть заменены на 4-дм пушки от старых эсминцев Первой мировой и так далее.

Экипаж по проекту должен был состоять из 45 моряков и 36 артиллеристов. В отличие от британского торгового флота, где матросы работали прислугой при орудиях за дополнительный шиллинг в день, моряки американского торгового флота оставались гражданскими людьми. Орудия обслуживал военный флот. Средства спасения состояли из двух 25-местных моторных катеров, двух 31-местных гребных шлюпок, четырех спасательных плотов (они хранились в хорошо заметных наклонных ящиках у мачт №2 и №3) и множества надувных спасательных плотиков.

Размерения судна:

  • Длина: 134.57 м;
  • Ширина: 17.3 м;
  • Осадка: 8.5 м;
  • Водоизмещение : 14 474 т;
  • Дедвейт :10 856 т;
  • Брутто-регистровый тоннаж : 7 176 БРТ;
  • Нетто-регистровый тоннаж : 4 380 НРТ.

Модификации

Продольный разрез танкера типа Liberty

  • Танкер Z-ET1-S-C3 .

После вступления США в войну, Кригсмарине перенесло театр неограниченной подводной войны к американским берегам и американский торговый флот начал нести огромные потери в танкерах. Для компенсации потерь был разработан проект "Либерти"-танкера. Первоначально предполагали выпускать суда, которые можно было бы конвертировать из сухогруза в танкер и обратно, но от этого варианта отказались. Силуэт корабля и размерения оставались прежними, трюм танкера вместо пяти отсеков подразделялся на 18 танков для перевозки жидкого топлива, 10 в носовой части судна и 8 в кормовой, в носовые танки можно было заливать как сырую нефть, так и бензин, в кормовые -- только нефть. На палубе устанавливались фальшивые крышки люков и грузовые стрелы, чтобы командиры подводных лодок не могли выделить танкер среди судов конвоя.

Всего было построено 62 танкера, после окончания войны практически все уцелевшие были переделаны обратно в сухогрузы.

Продольный разрез угольщика типа Liberty

  • Угольщик EC2-S-AW1 .

После начала войны выяснилось, что флот балкеров-угольщиков Восточного побережья США очень стар и не справляется с возросшими потребностями промышленности и для его усиления был применен "стандартный ответ". В отличие от танкера, который был неотличим от обычного транспорта внешне, но сильно отличался внутренне, угольщик внешне был на своего прародителя совершенно не похож. Надстройка и машинное отделение были сдвинуты в корму, в центре осталась небольшая надстройка с рулевой рубкой. Но при этом корабль собирался из тех же "кубиков", что и оригинал, машина и котлы просто "переехали" в трюм №5, а бывшее машинное отделение стало еще одним трюмом. Твиндеков, разумеется, не было, вместо них устанавливали балки, сохранявшие поперечную прочность корпуса.

Как ни странно, углевоз из всей "троицы" считался наиболее опасным кораблем при торпедной атаке. Танкер, разделенный на множество отсеков, было практически невозможно потопить, а груженый сырой нефтью -- еще и практически невозможно поджечь. А балкер, нагруженный тяжелым сыпучим грузом, при пробоине очень быстро терял плавучесть и уходил на дно в считанные минуты.

Угольщиков типа "Либерти" всего построили 24.

  • Войсковые транспорты и пассажирские суда

Как и любое твиндечное судно, обычный "Либерти" мог с минимальными переделками быть приспособлен для перевозки пассажиров. Первоначально суда потребовались для перевозки военнопленных из Северной Африки в Америку, но потом применялись и как армейские транспорта. По подсчетам армии США, можно было на палубе твиндека разместить 300 человек при подвеске коек в 3 яруса и до 550 -- при подвеске в 5 ярусов. Иногда бывало больше, например, до 900 человек принимали на борт при высадке на Новую Гвинею. Очень широко "либерти" использовались для перевозки солдат домой в США после окончания войны. Помимо "конверсии" обычных транспортов, были заказаны 33 специализированных войсковых транспорта, адаптированных к "пассажирским" перевозкам еще на верфи. Они вмещали до 1600 человек и предназначались для "коротких" рейсов на Гавайи, острова Карибского моря и Аляску. Во всех случаях, комфорт для пребывающих на борту практически отсутствовал - люди спали посменно в подвесных койках, получали горячую пищу из стоявших на палубе армейских полевых кухонь, туалеты были выгорожены у бортов и "обслуживались" пожарными гидрантами.

В СССР после окончания войны, аналогичную конверсию выполнили в Дальневосточонм морском пароходстве. Твиндеки 5 судов («Красногвардеец», «Брянск», «Иван Кулибин», «Каменец-Подольск», «Витебск») переоборудовали для перевозки пассажиров (до 568 взрослых и до 100 детей на судно). Их использовали, в связи с интенсивным развитием Крайнего Севера и Дальнего Востока и по причине полного отсутствия пассажирских судов большой вместимости, для перевозки в отдаленные порты как вольнонаемного персонала (вербованных лиц), так и "спец. контингента" (заключенных).

Производство

Одновременная постройка "Либерти" на верфи

Первоначально, в январе 1941, предполагалось построить 200 судов по "модифицированному английскому проекту" и для выполнения этого заказа выбрали шесть компаний, располагавшихся на Западном побережье США. Когда, со вступлением в войну, потребность в судах многократно увеличилась, список занятых в производстве фирм расширили до 18. Далеко не все из них имели опыт строительства торговых судов до привлечения к программе "Либерти". Темп производства за время войны вырос до фантастических величин -- если первое судно, SS Patrick Henry строили 244 дня, то к концу 1942-го года постройка транспорта занимала в среднем 70 дней, а в 1944-м -- 42 дня. Абсолютный рекорд скорости строительства принадлежит судну SS Robert E. Peary , которое было построено, от закладки до спуска на воду, за 4 дня и 15,5 часов.

Суда сваривались на стапелях из предварительно смонтированных на других заводах блоков и секций (т.е. например с завода на верфь поступала рулевая рубка в сборе с мостиком и со смонтированным оборудованием). Паровая машина собиралась на заводе, испытывалась, разбиралась и отправлялась на верфь для установки в корпус. Контрактная стоимость одного транспорта равнялась 2 миллионам долларов, фактическая себестоимость зависела от верфи и года и варьировалась от 1 200 до 700 тысяч долларов.

Список верфей, строивших суда типа Liberty

  • Alabama Dry Dock Co.
  • Bethlehem-Fairfield Shipyards Inc.
  • California Shipbuilding Corp.
  • Delta Shipbuilding Co.
  • J. A. Jones Construction Co. (Brunswick)
  • J. A. Jones Construction Co. (Panama City)
  • Kaiser Co.
  • Marinship Corp.
  • New England Shipbuilding Corp.
  • North Carolina Shipbuilding Co.
  • Oregon Shipbuilding Corp.
  • Permanente Metals Co
  • St. Johns River Shipbuilding Co.
  • Southeastern Shipbuilding Corp.
  • Todd Houston Shipbuilding Corp.
  • Walsh-Kaiser Co.

Список компаний, производивших паровые машины для Liberty

  • Alabama Marine Engine Company, Birmingham, AL
  • American Shipbuilding Company, Cleveland, OH
  • Canadian Allis-Chalmers Ltd., Montreal, Canada
  • Clark Bros. Company, Cleveland, OH
  • Dominion Engineering Works Ltd, Montreal, Canada
  • Ellicott Machine Corporation, Baltimore, MD
  • Filer & Stowell Company, Milwaukee, WI
  • General Machinery Corporation, Hamilton, OH
  • Hamilton Engineering Works, Brunswick, GA
  • Harrisburg Machinery Corporation, Harrisburg, PA
  • Iron Fireman Manufacturing Company, Portland, OR
  • Joshua Hendy Ironworks, Sunnyvale, CA
  • John Inglis Company Ltd, Toronto, Canada
  • National Transit Company, Oil City, PA
  • Oregon War Industries Inc., Portland, OR
  • Springfield Machine & Foundry Company, Springfield, MA
  • Toledo Shipbuilding Company Inc., Toledo, OH
  • Vulcan Iron Works, Wilkes-Barre, PA
  • Willamerte Iron & Steel Corporation, Portland, OR
  • Worthington Pump & Machinery Corporation, Harrison, NJ

Наименования судов

Сама по себе задача "придумать имена для 2500 с лишним транспортов" была крайне непростой. Общие правили были просты: "Судно получает имя в честь человека, причем обязательно в честь уже умершего". Первые "Либерти" назвали в честь тех, кто подписал Декларацию независимости США. Потом в ход пошли имена политиков, общественных деятелей, ученых и солдат, погибших на фронтах сначала Первой, а потом уже и Второй войн. Когда в США выпустили облигации военного займа, любой человек (или группа людей), купивший облигаций на 2 миллиона долларов, мог дать имя судну при сохранении общих правил. Немногими исключениями из правила стали SS Francis J O"Gara , названный в честь моряка, которого считали погибшим и который после войны "нашелся" в японском плену, SS Stage Door Canteen (в честь солдатского клуба организации USO в Нью-Йорке) и SS U.S.O. (в честь собственно United Service Organization , оплатившей постройку двух кораблей).

Среди 2 500 персон, давших свои имена кораблям, упомянуты 114 женщин и 18 чернокожих американцев.

Из числа построенных судов 200 были переданы по ленд-лизу Великобритании, там все они получили названия, начинавшиеся на "Sam..." . Как оказалось, слов на sam в английском языке не так много, поэтому в ход пошли SS Samovar, SS Samara и даже SS Samarkand . Иногда воображение отказывало совсем и появлялись SS Samhope и SS Samwater . Часть предназначенных для Британии судов сразу закладывались под британскими названиями, а часть успевали получить "строительные" американские имена в честь личностей.

Все 38 судов, переданных по ленд-лизу СССР, строились в рамках общего заказа правительства США, а русские названия получали в момент передачи Советскому Союзу.

Проблемы с хрупкостью корпуса

К сожалению, конструкция сухогруза имела один существенный дефект. Впервые разворачивая массовое производство сварных корпусов, судостроители еще не освоили особенности работы со сваркой -- в отличие от клепанного шва, сварной не может остановить распространение трещины в металле. Если от возникших напряжений в обшивке возникала трещина, то она распространялась до тех пор, пока корабль не разваливался пополам. В ходе войны разработали схему подкреплений, которая снижала вероятность критических напряжений, но увы, полностью проблему так и не решили. Многие "Либерти" кончили свою жизнь, развалившись в море в плохую погоду, и происходили такие случаи до 1970-х годов.

Из 38 "советских" судов переломились «Валерий Чкалов» (оба) , «Брянск», «Херсон», почти переломился «Жан Жорес», семь раз терпел аварию из-за трещин «Витебск», проблемы с прочностью корпуса были у многих других.

Вторая Мировая война

Невозможно оценить количество грузов, перевезенных на судах типа "Либерти" через океан во время войны. На них везли продовольствие в Британию, военную технику в СССР всеми тремя маршрутами ленд-лиза, армейское имущество для высадки в Нормандии, солдат на острова Тихого океана и так далее... В любой точке мирового океана можно было встретить характерный высокобортный грузовой пароход со скошенным носом и невысокой трубой в середине надстройки. В США во время войны выпустили рекламную брошюру, перечислявшую все военные грузы, которые эти суда могут разместить в своих трюмах. На последней странице была надпись: "...но каждый "Либерти" везет в своем трюме еще один, самый важный груз -- ПОБЕДУ!"

С 1942 по 1945 год из 2510 построенных погибли 253 транспорта (9%). Из первых 153 судов, спущенных в первой половине 1942-го года, в разгар Битвы за Атлантику , 34 погибли в течение первого года службы и еще 13 до конца войны. 31% потерь . Из моряков торгового флота США за годы войны погиб каждый 26-й, наивысший процент потерь среди всех родов войск США, не исключая морскую пехоту.

"Доблестные корабли"

За храбрость и отвагу, проявленные кораблем и его экипажем в боевых условиях, Правительство США присваивает ему почетное звание "Доблестный корабль" (англ. Gallant ship ). Семь судов типа "Либерти" удостоились этого звания во Второй мировой войне.

  • SS Stephen Hopkins - за бой 27 сентября 1942 с немецким рейдером Stier (1936) у берегов Африки. В ходе ожесточенного артиллерийского боя «Стивен Хопкинс» был потоплен, но и сам сумел из единственной 4-дм пушки причинить "Штиру" критические повреждения, в результате чего охваченный пожаром рейдер также был оставлен командой, которая перешла на судно снабжения Tannenfels . Большая часть экипажа "Хопкинса" погибла, часть в бою, часть потому, что немцы не стали подбирать спасавшихся на шлюпках. Через месяц плот с уцелевшими американскими моряками прибило к берегам Бразилии. В честь отважного корабля и его экипажа назвали вновь построенные "либерти": SS SS Stephen Hopkins II , SS SS Paul Buck (капитан), SS SS Richard Moczkowski (старший помощник) и SS SS Edwin Joseph O"Hara (кадет-артиллерист, последним оставшийся при орудии и ведший огонь в одиночку). В честь единственного офицера на борту, артиллериста, назвали эскортный миноносец USS Kenneth M. Willett (1944) .
  • SS Adoniram Judson - за прикрытие в течение двух дней от атак с воздуха зоны высадки в заливе Лейте, Филиппины, в октябре 1944.
  • SS Samuel Parker - за шесть месяцев службы, начиная с февраля 1943, по доставке грузов и материалов в боевых условиях на Средиземном море во время высадки в Северной Африке и на Сицилии.
  • SS William Moultrie - за то, что героически добрался до Мурманска, в то время как другие корабли погибли. Участник конвоя PQ 18 .
  • SS Marcus Daly - явился одним из первых судов, достигших высадки в заливе Лейте, Филиппины, в октябре 1944. В течение 6 дней участвовал в отражении непрерывных атак японской авиации.
  • SS Virginia Dare - за героическую доставку в Россию груза взрывчатки в составе конвоя PQ 18.
  • SS Nathaniel Greene - за участие в конвое PQ 18 и затем в обеспечении высадки в Северной Африке (23 февраля 1943 потоплен U-565 у берегов Алжира).

Причины потерь судов типа "Либерти" во Второй мировой войне

Причина потери 1942 1943 1944 1945 Всего
Торпеды подводных лодок 17 58 27 12 114
Артиллерия подводных лодок 5 4 2 0 11
Надводные корабли 2 1 3 0 6
Самолеты 2 11 14 3 30
Камикадзе 0 0 4 1 5
Мины 1 1 8 18 28
Навигационные аварии и пр. 2 14 22 21 59
Итого 29 89 80 55 253

Послевоенное использование

После войны "на руках" у Соединенных Штатов оказалось более 2000 транспортов. Причем, разумеется, с первым выстрелом победного салюта пришло понимание, что "Либерти" имеет кучу недостатков: он слишком медленный, неэкономичный, требует много ручного труда от команды и... в конце концов их слишком много. Флот они более не интересовали, транспорты типа Victory соответствовали требованиям к "конвойному судну" гораздо лучше. В результате американцы постарались распродать столько "Либерти", сколько это оказалось возможно, а остальные были законсервированы в ожидании следующей войны. Всего в коммерческое мореходство ушли 835 судов, из которых 526 купили греческие предприниматели ("либерти" заложили основы судовладельческих империй Аристотеля Онассиса и Ставроса Ниархоса, к примеру), 98 приобрели итальянцы, несколько десятков передали французской Compagnie Générale Transatlantique в компенсацию за сгоревший в Нью-Йорке лайнер SS Normandie (1932) и т.д. Разумеется, такое количество однотипных судов резко повлияло на морские перевозки. До сих пор иногда встречается термин "Liberty-sized cargo" (рус. "Груз для Либерти" ) как обозначение груза в 10 000 тонн.

Наиболее известным инцидентом с судами типа "Либерти" стал взрыв в Тексас-сити парохода SS Grandcamp , груженного амиачной селитрой, который разрушил город до основания. Об этом случае есть прекрасный рассказ Льва Скрягина "Граната в десять тысяч тонн".

"Либерти" активно эксплуатировались до конца 60-х годов, когда начали сходить со сцены из-за износа и выросших расходов на эксплуатацию. На 1970-й год в морских регистрах числились около 200 судов и еще 434 все еще стояли на консервации в Резерве ВМФ США. Сейчас остались два восстановленных до ходового состояния "либерти" -- SS Jeremiah O"Brien в Сан-Франциско и SS John W. Brown в Балтиморе. Еще один, SS Hellas Liberty , находится в Пирее в роли музея греческого мореходства, но самостоятельно двигаться не может. Впрочем, по всему миру можно найти обломки самой большой серии судов в мировой истории - в Белом море на камнях все еще можно различить силуэт лежащего на камнях «Севастополя», а где-то во Владивостокском порту еще несколько лет назад видели ржавый корпус «Одессы»...

"Либерти" в СССР

Под советским флагом в разные годы ходили 54 судна типа "Либерти". Подавляющее большинство из них (38 + 3 танкера) были получены по ленд-лизу и использовались для перевозки грузов ленд-лиза Тихоокеанским маршрутом.

Суда, полученные Дальневосточным морским пароходством по ленд-лизу в США во время Великой Отечественной войны.

Название Название (США) Верфь Стр. № Заложен
Спущен на воду
Годы службы в ММФ СССР Примечание
«Александр Невский» Henry W.Corbett 12 1616 09.03.1943 29.03.1943 1943-1973 (ДВМП) Аварий из-за трещин в корпусе: 5

В 1973 году списан, выведен из состава транспортного флота ММФ СССР и передан Владивостокскому МТП под стоечное учебно-тренажерное судно.
В 1980 году передан Владивостокской мореходной школе под плавмастерские.
В 1997 году утилизирован.

«Александр Суворов» Elijan P. Lovejoy 12 1610 25.02.1943 19.03.1943 1943-1946 (ДВМП)
1946-1968 (ММП)
1968-1978 (АМП)
«Аскольд» Henry L.Pittock 12 2036 05.06.1943 24.06.1943 1943-1946 (ДВМП)
1946-1969 (БГМП)
28.11.1969 г исключен из списка судов ММФ в связи с передачей ГУРП "Дальрыба" для использования в качестве производственно-транспортной базы. Списан в конце 1970-х и утилизирован в 1982 г.
«Баку» David Douglas 12 2047 24.06.1943 14.07.1943 1943-1975 (ДВМП)
«Валерий Чкалов» (1) Alexander Baranof 14 481 06.03.1943 04.04.1943 1943 (ДВМП) Один из первых 6 "либерти", полученных СССР.
Первый капитан: Александр Федорович Шанцберг
В декабре 1943-го разломился пополам в Беринговом море (54.22° с. ш. 164.49° в. д. ), половинки отбуксированы в Ванкувер, возвращен США. Восстановлен под прежним именем Alexander Baranof , продан на слом в 1965 из Резерва флота США.
«Валерий Чкалов» (2) Grand P. Marsh 12 2573 01.12.1943 16.12.1943 1943-1967 (ДВМП) Получен взамен разломившегося «Валерий Чкалов» (1)
5 марта 1951 году у побережья Камчатки переломился, потеряв кормовую часть. Восстановлен в г. Далянь (КНР) с использованием частей разломившегося в 1943 «Херсона».

Переданные по Ленд-лизу во время Великой Отечественной войны

  1. «Витебск» (John Minto), 1943-1971
  2. «Войков» (Samuel P.Langley), 1943-1974
  3. «Декабрист» (E.H.Harriman), 1943-1972
  4. «Душанбе» (Willis C. Hawley, Сталинабад), 1943-1946
  5. «Емельян Пугачев» (2) (Lauis Agossiz), 1943-1977
  6. «Ереван» (Joseph Watt), 1943-1975
  7. «Жан Жорес» (Thomas Nast), 1943-1948
  8. «Иван Кулибин» (Gouverner Morris, Леннинград), 1943-1974
  9. «Иван Ползунов» (Charles. E.Duyea, Орел), 1943-1949
  10. «Колхозник» (2) (Charles Wilkes), 1943-1950
  11. «Красногвардеец» (Charles S. Fairchild), 1943-1973
  12. «Кубань» (William G.T. Vault), 1943-1946
  13. «Михаил Кутузов» (Graham Taylor), 1943-1973
  14. «Находка» (1) (Irving W.Pratt), 1943-1970
  15. «Новороссийск» (Edward Eggleston), 1943-1974
  16. «Одесса» (Mary Cossat), 1943-1978
  17. «Партизанск» (Jose Sepulveda, «Сучан»), 1943-1979
  18. «Псков» (1) (George L. Shoup), 1943-1946
  19. «Севастополь» (De Witt Clinton), 1943-1947
  20. «Советская гавань» (Samuel A. Worcester), 1943-1969
  21. «Степан Разин» (Cass Gilbert), 1943-1973
  22. «Тунгус» (Sieur Duluth), 1943-1946
  23. «Уэлен» (2) (Pleasant Armstrong, «Владивосток»), 1943-1976
  24. «Херсон» (Joseph C.Avery), 1943
  25. «Брянск» (William E.Ritter), 1944-1974
  26. «Волгоград» (Thomas F.Flaherty, «Cталинград» (2)), 1944-1978
  27. «Генерал Ватутин» (Jey Cooke), 1944-1950
  28. «Генерал Панфилов» (George E. Goodfellow), 1944-1976
  29. «Каменец-Подольск» (2) (Robert S. Abbot), 1944-1970
  30. «Миклухо-Маклай» (Emmet D.Bogle, «Ингул»), 1944-1947
  31. «Родина» (2) (Henry I. Waters), 1944-1973
  32. «Сухона» (2) (George Coggeshall), 1944-1946

Также по Ленд-лизу было получено 3 танкера в корпусах “Либерти”. В 1948 году все три возвращены США по требованию американских властей (Быков).

  1. «Апшерон» (2) (Charlotte P. Gilmar), 1944-1949
  2. «Белгород» (Paul Dunbar), 1943-1947
  3. «Майкоп» (2) (Thomas H. Gallaudet), 1943-1948

В счёт репараций после раздела итальянского флота были переданы 2 судна

  1. «Тбилиси» (John Langdon)
  2. «Сергей Киров» (Charles Gordon Curtis)

После войны был восстановлен пароход, поврежденный торпедой в одном из конвоев и стоявший на мели в п. Териберка.

  1. «Памяти Кирова» (Horace Bushnell) 1950- 1978

И, наконец, в 1963-м году, в рамках контракта по закупке Италией угля из Донбасса, были приобретены еще 10 пароходов для Черноморского морского пароходства:

  1. «Авача» (ROBERT G. COUSINS, с 1947 MONGINEVRO), 1963-1973
  2. «Алатау» (JAMES ROLPH, с 1947 SPIGA) , 1963-1970
  3. «Бештау» (J. C. OSGOOD, с 1947 BIANCA CORRADO), 1963-1970
  4. «Дарьял» (WHITEFIELD, с 1957 ORATA), 1963-1985
  5. Галерея

Черноморскому пароходству в 1934-ом году в Германии приобрели почти однотипный с «Анхальтом» («Харьков») сухогрузный пароход «Пфальц» дедвейтом 11800 тонн, 1913-го года постройки. У нас он получил название «Тбилиси». В годы войны под командованием капитана Д.И.Сороки судно работало на северных фронтовых коммуникациях. В сентябре 1942-го, на переходе из Исландии в Архангельск, с военными грузами, в составе конвоя РQ-18, во время боя с вражескими бомбардировщиками капитан Д.И.Сорока был тяжело ранен. Его пришлось переправить на военный тральщик для неотложной хирургической операции.
6 сентября 1943-го года п/х «Тбилиси», следовавший из Дудинки в Архангельск с грузом угля под командованием капитана-черноморца В.К.Субботина в Енисейском заливе Карского моря при выходе из устья Енисея подорвался на донных минах, выставленных немецкой подлодкой У-6З6 и затонул. Погибло 2 человека.

Имя столицы Грузии через несколько месяцев получило новое судно типа «Либерти», полученное по ленд-лизу из США. На пароход "Тбилиси" перешел экипаж потопленного судна во главе с капитаном В.К. Субботиным.
Пароходы типа «Либерти» были неплохими судами, дедвейтом 10800 тонн со скоростью в грузу порядка 11 узлов. Всего же в годы войны в США их было построено 2710 единиц. Это были сравнительно недорогие суда, как говориться, «на один рейс», строились по упрощенному проекту и вполне соответствовали требованиям военного времени. При строительстве этих судов впервые применялся метод цельносварных корпусов и отказ от заклепок. Строительство предусматривало поточный монтаж при секционном способе сборки на стапеле, что значительно ускоряло постройку. Абсолютный рекорд был поставлен на верфи в Ричмонде: судно «Роберт Е.Пири» сошло со стапеля через 4 суток 15 часов 30 минут после закладки.

По Ленд-лизу около 40 судов типа «Либерти» были переданы Советскому Союзу, долгое время еще после войны суда этой серии честно трудились в различных пароходствах в т.ч. и в ЧМП. Это были «Сухона», «Жан Жорес», «Кутузов», «Киров», «Ала-Тау» и другие.
А в Музее морского флота Украины есть макет судна «Либерти», который был подарен народу СССР в 1973-ем и передан в музей Морской Администрацией Министерства торговли США, как символ вклада этих судов в совместные усилия во время войны и надеждами на укрепление торговых связей между странами в мирное время.

Суда типа «Либерти», при всех своих положительных качествах обладали недостаточной поперечной прочностью. Было довольно много случаев переломов в плавании. Так, например, 13 декабря 1943-го года в Беринговом море на пароходе «Валерий Чкалов», которым командовал известный капитан А.Ш. Шанцберг, образовалась трещина, лопнула палуба, обшивка правого борта до ватерлинии. После нескольких часов буксировки судно по трещине переломилось. Обе половины сохранили плавучесть и были благополучно отбуксированы в американский порт. Экипаж пережил несколько ужасных суток, но, к счастью, никто не пострадал.
Американцы извинились... и вручили морякам переломившегося судна новый пароход под тем же именем «Валерий Чкалов».
В этом же году разрывы палуб и корпуса получили «Войков», «Сучан», «Аскольд», «Херсон», «Витебск», «Жан Жорес»и другие «Либерти».

Соответствующие изменения по подкреплению корпуса судна внесли в проектную документацию, что уменьшило риск аварий, но пока переломы продолжались.
Трагическое известие пришло с Севера 30 декабря 1944-го. В рейсе с военным грузом из Мурманска в освобожденный порт Печенгу, пароход «Тбилиси» типа «Либерти» был торпедирован немецкой подлодкой «У-956». Погибли капитан В.К.Субботин, 8 моряков и 43 пассажира. Носовая часть судна затонула, а кормовая с машинным отделением и надстройкой осталась на плаву и была отбуксирована в Мурманск, где был выгружен военный груз. Долгое время спасенная половина стояла в порту.

Моряки предлагали изменить надпись на судовой печати с п/х «Тбилиси» на пп/х»Тбилиси» - ведь действительно судно было «полупароходом». Вот к этой-то, оставшейся на плаву кормовой части парохода «Тбилиси», вспомнив историю с «Харьковом», мурманские судоремонтники электросваркой «пришили» сохранившуюся носовую оконечность не то с торпедированного, не то переломившегося другого судна того же типа. Капитаном его стал А.Качарава, ставший потом начальником Грузинского пароходства, бывший капитан легендарного ледокольного парохода «Александр Сибиряков». Долго еще в послевоенное время «Тбилиси» плавал в составе судов Азовского пароходства.

Олег Булович,
зам. председателя ветеранской организации
флота ГК «ЧМП»
«МОРЯК УКРАИНЫ», № 46 от 25.11.15

Posts from This Journal by “ЧМП” Tag

  • АНАТОЛИЙ НОСКОВ – РАДИСТ И БЛОГЕР В «ОДНОМ ФЛАКОНЕ»

    Говорят, если у человека, прожившего много лет, есть хотя бы одна интересная история, которую он может поведать, он прожил жизнь не напрасно. У…

  • ФГИ готовит ЧМП и УДП к приватизации

    Фото: odessit.ua Фонд государственного имущества (ФГИ) утвердил перечень объектов, по которым в 2018 году должна начаться подготовка к…

  • Памяти Юрия Зосимовича Вахрамеева

    9 октября 2017 года после тяжелой болезни ушел из жизни ветеран морского транспорта, Почетный работник ММФ, Лауреат Государственной премии…

  • МЫ ВАС ПОМНИМ, ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ

    20 августа капитан Владимир Сергеевич Ланг отправился в свой последний путь, из которого он уже не сможет возвратиться, как некогда возвращался…

  • Феликс Дашков, капитан-легенда

    Капитан Ф.М. Дашков представляет В. Высоцкого экипажу теплохода Беларусь - Я только что его поздравил по телефону и расскажу вам кое-что с…

  • Министерство инфраструктуры Украины планирует вернуть заграничный актив Черноморского морского пароходства (ЧМП) в Мадриде. До 2004-го у…