Татьяна Шипулина: «Хочется, чтобы у нас была возможность говорить – честь имею оставаться человеком. Молодые,красивые,многодетные Это сделает их более счастливыми

г. Воронеж

Композитор, член Союза композиторов России с 2001 года, кавалер медали «В честь Святых Кирилла и Мефодия» (2000), лауреат премии «Золотой фонд Воронежской области» в номинации «Культура» (2000), заслуженный деятель искусств Воронежской области (2010)

Т.А. Шипулина родилась 15 декабря 1950 года в г. Казань. В 1950-х вместе с семьей переехала в Воронеж. Окончила теоретическое отделение Воронежского музыкального училища (1970). Еще в стенах училища, с 1966 года начала сочинять собственные произведения под чутким руководством одного из мэтров Воронежской композиторской организации – Б.Д. Выросткова, который отметил, что, как правило, шипулинские сочинения привлекают мелодической и фактурной изобретательностью, неординарностью художественных идей и наличием собственного почерка.

Первое высшее профессиональное образование молодой музыкант получила, окончив композиторский факультет Киевской государственной консерватории (класс профессора А. Штогаренко) в 1975 году. Второе – в Львовской Государственной консерватории (класс оперно-симфонического дирижирования профессора Н. Колессы, 1977-1979). По завершении курса отправилась совершенствовать мастерство в Ленинград, где с 1979 по 1981 годы прошла ассистентуру-стажировку в консерватории (класс оперно-симфонического дирижирования профессора И. Мусина).

В 1981 году Татьяну Александровну направили в Омскую филармонию очередным дирижером. Но ее влекла театральная стихия и, познавая ее, с 1982 по 1985 год Шипулина работала дирижером в Омском музыкальном театре. В 1985 году уже опытным театральным дирижером она вернулась в Воронеж, и, с той поры и до сего дня трудится в Воронежском государственном театре оперы и балета.

Неуемное деятельное начало и, одновременно, поиски путей самореализации стали определять линию ее творческого пути. Так, в 1992 году она, параллельно с работой театрального дирижера, ведущего балеты, оперетты и детские спектакли, организовала камерный «Классик-оркестр» и до 1995 года являлась его художественным руководителем. Потом, в 2001 году в Доме актера по ее инициативе возник авторский клуб «Музыкальная призма», где рождались произведения на стихи классиков и воронежских поэтов. Клуб, действуя в течение многих лет и неизменно собирая большое число почитателей ее таланта, соединяет в своей тематике демократизм и оригинальность. Ее профессиональные музыкантские, организаторские и общественно-просветительские заслуги были отмечены на рубеже тысячелетий. В 2000 году Т.А. Шипулину наградили медалью «Во имя Кирилла и Мефодия» и признали лауреатом премии «Золотой фонд Воронежской области» в номинации «Культура».

В 2001 году Шипулина стала членом Воронежской организации Союза композиторов России. Ее сочинения, открытые в своем эмоциональном строе, глубоко созидательны, насыщены образно-психологическими идеями, всегда обращены к сердцу слушателя.

Основные сочинения Т.А. Шипулиной

Сочинения для симфонического оркестра:

  1. «Вальс» для струнного оркестра.
  2. «Прощание с другом» памяти художника В.Криворучко для камерного оркестра и фортепиано.

Хоровые сочинения :

  1. «Береза», «Тальянка» на стихи С. Есенина для смешанного хора а капелла.
  2. «Полдень» на стихи Ф. Тютчева для смешанного хора а капелла.
  3. «Акварели»: «Тишина»; «Звуки музыки»; «Молитва» (безслов) для смешанного хора, органа и арфы.
  4. «Всенощное бдение» для мужского хора а капелла.
  5. «Литургия» для мужского хора а капелла.
  6. «Песни восхождения» по 18кафизме «Псалмов Давида» для женского хора а капелла.
  7. «Акафист Сергию Радонежскому» для мужского хора а капелла.
  8. «Богородичный цикл» в 28частях на канонические тексты для хора а капелла.
  9. «Псалмы» на канонические тексты для смешанного хора а капелла.
  10. «Тропари» для мужского хора а капелла.
  11. «Акафист Серафиму Саровскому» для мужского хора а капелла.
  12. Три детских хора на слова В. Суминой.
  13. Два детских хора на слова Т. Русановой.
  14. «Рождественский цикл» на слова Р. Горевича в 12-ти частях для детского (женского) хора а капелла.
  15. «Сын Человеческий»– пасхальная мистерия на текст «Царя Иудейского» К.Р., канонические молитвы и духовные стихи – для двух хоров а капелла и солистов (альт, два тенора, баритон, три баса), campani.
  16. Два хора на стихи Д.Веневитинова а капелла.
  17. Пять хоров на стихи Ф. Тютчева а капелла.
  18. «Благовещенский канон» для смешанного хора.

Сочинения для музыкального театра :

  1. «Волшебные буквы» – музыкальная сказка для детей.
  2. «Жизнь розы» – балет.
  3. «Музыкальный домик» – музыкальная сказка для детей.
  4. «Приключения Петрушки» – музыкальная сказка для детей.
  5. «Волшебный сундучок» – музыкальная сказка для детей.
  6. «Зайка-зазнайка» – музыкальная сказка для детей.
  7. «Волшебный цветок» – музыкальная сказка для детей.

Камерно-вокальные сочинения :

  1. Двадцать детских песен на слова А.Блока, 3. Ермоловой, Г. Коротких, Т. Суминой, Г. Неведровой.
  2. Шесть романсов на слова Р. Горевича для баса и фортепиано.
  3. Десять народных песен на слова Р. Горевича.
  4. Четыре народные песни на слова Г. Молодцова.
  5. Четыре народные песни на слова Л. Широковой.
  6. Пять романсов на стихи А. Фета для сопрано и фортепиано.
  7. Четыре романса на слова П. Сумина для сопрано и фортепиано.
  8. Двенадцать романсов на слова С. Ганжи.
  9. Десять романсов на слова М. Лобач.
  10. Двенадцать романсов на слова 3.Терских.
  11. Пять романсов на стихи Ф. Тютчева для баритона и фортепиано.

Камерно-инструментальные сочинения :

  1. «Романс» для скрипки и фортепиано.
  2. «Романс» для скрипки, виолончели и фортепиано.
  3. «Размышление» для виолончели и фортепиано.
  4. «Элегия» для гобоя и струнного квартета.
  5. «Ave Maria» для струнного квартета.
  6. Четыре вальса для струнного квартета, гитары, фортепиано и колокольчиков.
  7. «Полька» для струнного квартета, фортепиано и колокольчиков.
  8. Три пьесы для гитары-соло.
  9. «Анданте» для гитары и фортепиано.
  10. «Ноктюрн» для саксофона, скрипки и фортепиано (памяти Л.А.Кравцовой).

Лидер женской сборной России по биатлону, бронзовый призёр чемпионата мира-2017 Татьяна Акимова заняла 20 место в стартовой гонке на зимних Олимпийских играх в Пхёнчхане – спринте на 7,5 км, не промахнувшись ни разу на огневых рубежах.

Спецкор «Чемпионата» был среди журналистов, попросивших Акимову оценить итоги старта.


- Как вам здесь в Корее?
- На Олимпиаде совсем другие ощущения. Конечно, присутствовало волнение перед стартом. Физическое состояние на тренировках было хорошее, мне оно нравилось. Думаю, что сегодня на меня повлияло напряжение.

- В чём заключается это напряжение?
- Накручивала себя сильно на тему того, что это Олимпиада, важный старт и так далее. Нас с Ульяной Кайшевой тут только двое. Хотелось выступить хорошо. Получилось так, на что наработали.

- Скоростные качества за время финальной подготовки удалось улучшить?
- Разумеется, мы работали и над функциональной формой, и над стрельбой. Думаю, что дальше всё будет лучше. Будем лучше себя чувствовать.

- Разговоры о бойкоте в СМИ сильно давили?
- Мы вообще не включали телевизор. За последнее время посмотрели только открытие Игр и всё.

- Из сборной подруги звонили?
- Звонили. Ирина Услугина накануне старта пожелала удачи. Это очень приятно.

- Они реально болеют за вас?
- Конечно. Очень много людей меня поддерживают. Эта поддержка чувствуется, и её очень много.

- На трассе вас подгоняли тренеры нескольких стран. Кто помогал?
- Очень много помогали тренеры Казахстана, Украины, Беларуси. На каждом кругу гнали меня, они все наши. Огромное им спасибо. У нас здесь настоящая биатлонная семья. К нам все хорошо относятся, мы хорошо общаемся.

- То есть никаких косых взглядов?
- Абсолютно. В биатлоне точно нет, насчёт других видов спорта не знаю.

- Когда стартовали россиянки и украинки, то поддержка была самая громкая. Слышали?
- Да, я слышала каждый круг и на рубеже. Моё имя кричали и сильно поддерживали. Я думаю, что если бы россиян приехало больше, то и болельщиков было бы больше. Наших очень не хватает. Без России на биатлоне было бы пусто. На каждом этапе Кубка мира наших людей очень много.

- Можно сказать, что это ваш главный старт в жизни? Слёзы не наворачивались?
- Для меня это первый старт. Олимпиада – это что-то новое для меня. Казалось бы, старт как старт. Но это новый опыт, из которого я вынесу многое.

- Следующие гонки возможно пробежать сильнее?
- Я надеюсь на это. Общее физическое состояние хорошее. Мы подошли к главному старту, как планировали.

- Влияет как-то нейтральный статус?
- Чувствуется, что без Кати Юрловой и Антона Шипулина – это совсем не то.

Вы были отличницей?

Я хорошо училась. Интересно, что сейчас наши программы в «Эйн&Штейн» связаны с математикой, а в школе это был не самый любимый мой предмет, возможно, причина в личных отношениях с учителем. Но в остальных предметах я была очень успешна. В десятом классе вообще думала, что буду генетиком – очень глубоко ушла в эту тему, читала существенно больше, чем могла дать школьная программа, и часы проводила с микроскопом.

Почему не стали?

Когда перед ребенком встает вопрос выбора будущей профессии, влияние могут оказать и родители, и веяния моды. В итоге, я окончила юридический факультет НГТУ, но по специальности поработать не успела – родился первый ребенок. Впоследствии получила образование в других направлениях, которые были мне интересны: MBA, программа бизнес-администрирования, тьюторская специальность и лингвокоучинг. Сам процесс обучения мне по-прежнему нравится, и я постоянно обучаюсь на тренингах, онлайн курсах. Благо сейчас технологии позволяют проходить обучение в лучших университетах мира.

Меня в пятнадцать лет приглашали представители модельных школ, как раз когда я была увлечена генетикой. Пошла на занятие по дефиле, где мы два часа просто ходили и подумала: «Боже мой, я за это время могла бы столько прочитать!».

Камера вас «любит», о карьере модели не задумывались?

Не могу сказать, что фотосъемки в моей жизни происходят часто – может быть, пару раз за последний год друзья приглашали. Хотя это и неновое для меня дело, все-таки десять лет в профессиональном танцевальном спорте дают о себе знать: сцена и выступления мне близки. Но это не то направление, которому я планирую уделять заметное время. Меня в пятнадцать лет приглашали представители модельных школ, как раз когда я была увлечена генетикой. Пошла на занятие по дефиле, где мы два часа просто ходили и подумала: «Боже мой, я за это время могла бы столько прочитать!». Понимаю, что карьера модели – это большой труд, профессиональные знания и навыки, но сама точно не смогла бы быть актрисой или моделью.

На организацию школы вас подтолкнуло появление детей?

С одной стороны – собственные дети, с другой – большой опыт проживания за границей, где я видела, насколько образование может отличаться от привычной для нас модели. Очень хотелось этот опыт принести в Россию и дать возможность своим детям получать те навыки, которые будут востребованы в будущем.

В чем разница?

Сразу стоит оговориться, что школа гениев «Эйн&Штейн» – это не альтернатива традиционной российской школе, а центр дополнительного образования. Родители, которые приходят к нам со своими детьми, заинтересованы в их разностороннем развитии и задумываются об успешном будущем для них. У наших малышей довольно сложный график занятий: спортивные секции, творческие и интеллектуальные курсы. Главное отличие школы гениев в том, что мы учим детей будущему, а не прошлому. У нас они приобретают навыки и знания, которые пригодятся в любом случае, вне зависимости от профессии, которую они выберут. Это так называемые надпрофессиональные навыки. Вместе с тем, мы развиваем когнитивные способности ребенка: программы по феноменально быстрому счету в уме или скоростной сборке кубика Рубика – это инструменты, которые позволяют развить внимание, память, скорость мышления, логику, способность решать задачи разным способами – топовые навыки XXI века. А инструменты, которыми мы эти способности развиваем, более полезны для ребенка, чем гаджеты. Лучше пусть он собирает кубик на скорость, его захватит это направление, и он будет учить формулы, алгоритмы, которые позволят двигаться в сторону более высоких результатов, рекордов и соревнований, нежели просто играет в игры на планшете. Да, наши дети родились в цифровом мире, для нас это означает, что можно быть не только его пользователями, но и создателями. Ученики «Эйн&Штейн» в семь лет создают свои анимации, игры, дети постарше осваивают самые современные и востребованные языки программирования. Кроме того, для успешного будущего наши дети должны иметь минимум два родных языка. Английский сейчас много где преподают, но результат зачастую минимален – дети не разговаривают на нем свободно. Мы подошли к обучению языку принципиально по-другому: выбрали лучшую еждународную программу, которая позволяет ребенку приобрести язык как второй родной, добавили постоянную языковую среду и сопровождение семьи лингвокоучем. Обучение у нас начнут только те семьи, которые на важность языка в современном мире смотрят также, как и мы, и которые будут готовы разработать с нами индивидуальный план обучения своего ребенка и претворить его в жизнь.

Для вас важно, чтобы ваши дети были «гениями»?

Это не принципиально. Главное – раскрыть потенциал ребенка, который априори есть. И когда это происходит, мы – родители, можем сказать, что дети стали гениальными.

Это сделает их более счастливыми?

Найти предназначение в жизни, свой путь и признание – это очень важно. Во многом это способно сделать человека счастливым. Наша задача помочь ребенку раскрыть скрытые способности, усилить имеющиеся, найти его истинные интересы и оснастить знаниями, которые им позволят быть успешными в жизни.

Занимаясь спортивными бальными танцами, Татьяна Шипулина успешно участвовала в общероссийских соревнованиях. В марте на одном из новосибирских телеканалов стартует проект «Танцы со звездами», организованный клубом бального танца «Кристалл», в котором Татьяна примет участие. На чемпионате мира по ментальной арифметике в Дубае в ноябре 2016 года ученики Школы Гениев «Эйн&Штейн» завоевали двадцать восемь призовых мест.

текст: Павел Ютяев

Татьяна Александровна Шипулина не любит, когда перечисляют ее труды и заслуги. И в этом тоже проявляется высшая честность, деятельное желание жить сегодняшним днем, а не перебирать в памяти прошлое. И все же напомню: Татьяна Шипулина – дирижер и композитор, лауреат международных, всесоюзных и всероссийских конкурсов, автор балета, камерной вокальной и инструментальной музыки, сочинений на духовные тексты, акафистов и пасхальной мистерии. А еще – неравнодушный человек, не отворачивающийся от людей ни в беде, ни в радости, всегда откликающийся делом. Это и благотворительные концерты, и человеческое участие, и, безусловно, творческое. Пять лет в Доме актера существовала ее «Музыкальная призма», музыкально-поэтический проект, открывший самобытных авторов, наших земляков: россошанского поэта-фронтовика Михаила Тимошечкина, воронежцев Владимира Шуваева, Светлану Ганжу, Елену Неведрову…

15 декабря Татьяна Александровна Шипулина отмечает день рождения. В этой заметке – мгновения жизни, серьезные и не очень, которые вольно или невольно приходят на ум и из которых складывается монолог, где нельзя что-то приукрасить или подправить.

«Музыка меня связала не сразу, - вспоминает Татьяна Александровна. – Я из семьи авиаторов, папа работал на авиационном заводе испытателем самолетов, мама была инженер-авиатор. Я родилась в Казани, потому что во время Великой Отечественной войны родителей перевели туда. Первые впечатления были абсолютно лётные. Это лётчики, пристрастие к военной форме, боевой дух. Когда у меня папины друзья спрашивали, кем ты хочешь быть, я отвечала: Героем Советского Союза».

Первый профессиональный интерес к музыке у Татьяны Александровны, тогда еще просто Тани, возник в три года. Она жила в коммунальной квартире с мамой, папой и бабушкой. У приятеля отца было четверо детей, которые учились музыке. Они приходили в гости к Шипулиным вместе со своими инструментами. Играли квартетом: скрипка, виолончель, домра, баян. Этот состав так потряс будущего дирижера и композитора, что, помимо мечты стать Героем Советского Союза, появилось желание на чем-нибудь играть.

«Когда соседские дети уходили в школу, то запирали от меня инструменты в чулан. И до тех пор, пока они не возвращались и не начинали заниматься музыкой, я сторожем стояла возле этого чулана, чтобы просто быть рядом с инструментами».

Родители обратили на это внимание, и Таня начала учиться музыке. Окончила музыкальное училище в Воронеже как теоретик, Киевскую консерваторию как пианист и композитор, Львовскую – как дирижер-симфонист, аспирантуру Санкт-Петербургской консерватории в классе выдающегося маэстро, создателя ленинградской школы дирижирования Ильи Мусина. У него учились Юрий Темирканов и Валерий Гергиев, Владислав Чернушенко и Василий Синайский, Туган Сохиев и Теодор Курентзис. К дирижированию Шипулина придет не сразу. Увлечение историей и математикой сначала приведет ее к теории музыки. Здесь тоже был выбор: либо заняться чисто музыкальной наукой, либо лекторской практикой – вести концерты, рассказывать о композиторах и произведениях. Первый опыт ведения концерта Татьяны Шипулиной может соперничать с рассказом Ираклия Андронникова «Первый раз на эстраде».

«Когда я поступила в училище, мне еще не было шестнадцати лет, я пришла после восьмого класса. Человеком я всегда была несмешливым. Это не прибавляло ума, но внешне я казалась очень серьезным человеком. И как только я заходила в училище, – пятнадцатилетний ребенок с двумя косичками – то все начинали улыбаться. Своей серьезностью я вызывала у людей улыбку. И еще я была очень стеснительная. Стоило на меня обратить внимание и, не дай Бог, сделать замечание – тогда всё. Я замолкала на неделю. Из-за этой невероятной стеснительности я плохо говорила, не могла связать двух слов. Для меня выйти и выступить было на грани невероятного.
Но у меня был замечательный педагог – Лира Ивановна Бочарова. Она понимала, что голова у ребенка, вроде бы, на месте, но стоило мне только начать говорить – я покрывалась краской и произносила текст, ничего общего с русским языком не имеющий. На третьем курсе у нас началась лекторская практика, и Лера Ивановна, желая меня избавить от неприятностей, дала мне задание, с которым, как она думала, я точно справлюсь. Я должна была объявлять номера на концерте нашего училищного симфонического оркестра – кстати, замечательного оркестра. Нужно было просто выйти, сказать несколько слов о композиторах, объявить программу – и всё. И вот наступил этот день. Утешало то, что нужно просто выйти и просто рассказать. И вот я выхожу на сцену и говорю:
И тут я поняла: а как сказать – «симфонического»? Пауза. Оркестр сидит на сцене. Я говорю залу:
- Я начну еще раз.
И снова:
- Дорогие друзья! Мы начинаем отчетный концерт оркестра…
Чувствую, что вывернуться не могу. И говорю:
- Я в последний раз начну…
В зале уже лежат. Уже никакого концерта не надо. И я в третий раз четко, по-пионерски:
- Дорогие друзья! Мы начинаем концерт оркестра…
Огляделась и говорю:
- Сами видите, какого…
Дирижер знаками показывает оркестрантам: уберите ее оттуда. Но я нашлась и ответила дирижеру:
- Извините, мне еще несколько слов надо сказать о произведениях…
После этого концерта Лера Ивановна взялась за меня всерьез. Я читала лекции каждую неделю: в школах, на заводах. Говорить научилась. Но это выступление запомнила навсегда. С него началась моя творческая биография».

Обычно Татьяну Александровну Шипулину представляют как дирижера и композитора. Или как композитора и дирижера. Интересно, а для нее самой порядок слов имеет значение?

«Знаете, я всегда себя чувствую спокойно и комфортно в одном месте – за дирижерским пультом. Это самое любимое место и работы, и отдыха. Вообще всего в жизни. Когда я не стою за дирижерским пультом, всё остальное для меня теряет значение. Потому что эта специальность, которая называется дирижер, она, действительно, заколдованная. И те люди, которые ее выбирают, я думаю, ничего другого перед собой уже не видят».

За пультом оркестра Воронежского театра оперы и балета Татьяна Александровна уже тридцать лет. В истории исполнительского искусства не много женщин-дирижеров. С виду хрупкая Шипулина смогла доказать, что место за дирижерским пультом принадлежит ей по праву.

«В смысле дирижерской профессии, я вам хочу сказать, ведь не в профессии дело. Музыкантам абсолютно безразлично – мужчина ты или женщина. Им важно – кто ты. Если ты по натуре дирижер, а я считаю, что женщина, в первую очередь, по натуре дирижер, потому что она дирижирует семьей, мужем, домашними проблемами, делает так, чтобы всё было созвучно в жизни, и поэтому, кто как не женщина должна стоять за пультом?».

О волнении перед спектаклем:

«Я волнуюсь, когда у меня заканчивается спектакль. Я говорю себе: «Ну вот… два часа радости – и теперь две-три недели ожидания».

На вопрос, кто для нее абсолютная величина, Татьяна Александровна отвечает, не задумываясь: Рахманинов. Что же касается других, то со временем былые кумиры перестали казаться примером для подражания.

«У меня раньше было много кумиров. В детстве мне всегда хотелось на кого-то походить, и я выбирала себе героя, на которого я в определенный момент была бы похожа. Я восхищалась Евгением Мравинским, Геннадием Рождественским, Юрием Темиркановым (мне даже говорили, что мы с ним похожи). Когда наступили перестроечные времена, и те люди, которые были для меня иконой, стали ради работы за рубежом оставлять свои коллективы, я поняла, что я настолько патриотичный человек, что даже сгоняю своих кумиров с пьедестала. Хочется, чтобы каждый из нас понимал, что не только жизнь прожита не напрасно, а что ты оставил то, что дальше даст возможность людям осознать себя честнее, морально справедливее, чтобы можно было говорить: честь имею называться человеком».

В воскресенье, 20 декабря, в Доме композиторов состоится творческая встреча с Татьяной Шипулиной, которую сама Татьяна Александровна предложила назвать «Давайте познакомимся». Разговор со слушателями будет чередоваться музыкой в авторском исполнении. Начало в 18 часов. Вход свободный. Приходите.

– Как вы решили реализовать такой амбициозный проект в Новосибирске?

К решению создания такого проекта в Новосибирске меня подтолкнули собственные дети. У меня четверо детей, возраста от 9 месяцев до 10 лет, и со своими старшими детьми я достаточно долго жила за границей (и в Германии, и в ОАЭ, и в Индонезии), где хорошо видела, каким может быть образование, как оно сильно отличается от российской системы. Я видела, какая у детей может быть мотивация к обучению, как она поддерживается и не теряется в процессе – им нравится учиться, там система образования довольно гибкая, там детей учат не прошлому, а будущему. Если в России дети учатся по учебникам, в которых нет информации о последних открытиях в области физики, например, тогда встает большой вопрос: к чему мы их готовим, к будущему ли?

Также для меня характерной отличительной чертой зарубежного образования было положение учителя по отношению к ребенку, ученику. Там это наставник, с которым у ребенка партнерские отношения. При таком подходе детям комфортно психологически, и они готовы принимать знания от человека, который не довлеет над ними, а передает свои знания, как друг.

Поскольку волею судеб мы остались жить в России, и мой старший сын пошел в российскую школу, передо мной встал вопрос: как я могу сделать образование своих детей лучше, с учетом того, что я видела за границей? А я видела, какие результаты бывают у детей, какое у них психологическое состояние, насколько они свободны и раскованы, насколько им нравится учиться и осваивать новое. Тогда я поняла, что, если я не создам здесь такую систему для своих детей, никто этого не сделает за меня. Вот так получилось, что я сделала Школу гениев и для своих детей, и для детей нашего города.

– А впечатление на вас произвело именно европейское образование?

Сильное впечатление на меня произвела система образования в Арабских эмиратах, так как там есть невероятно сильные и британские школы, и американские. Потому что шейхи стараются сделать для детей своей страны лучшее. К тому же там 80% населения – это специалисты высокого уровня, профессионалы, которые приглашаются в ОАЭ для того чтобы вести уникальные проекты, они чаще всего приезжают из США, из Англии, других европейских стран. Поскольку они приезжают со своими семьями, то, конечно, тоже заинтересованы в том, чтобы их дети получали хорошее образование. Поэтому в Эмиратах есть большое количество рейтинговых школ, которые соответствуют международным стандартам и очень ценятся. И там обучаются дети из разных стран.

– Когда вы здесь создавали школу, вы просто пользовались тем опытом или брали конкретные программы?

Я нашла несколько программ, которые были дополнительными для школ. Эти методики были очень популярны среди детей и родителей из разных стран. Секрет такой востребованности я раскрыла очень быстро...Когда я увидела результаты – невероятно быстрый счёт в уме четырех и пятизначных чисел за считанные секунды, – я была потрясена. По таким программам в тот момент занималось уже 60 стран. И я мечтала привезти их для своих детей в Россию.

– Как вы нашли здесь специалистов? Как искали программы для детей?

Сначала я нашла представительства тех программ, с которыми мне довелось познакомиться, живя за границей. После заключения контракта мы собрали команду профессиональных преподавателей, которые прошли обучение у прилетевшего к нам международного модератора. Такое обучение стандартизировано по всему миру, для того чтобы гарантировать качество и высокий уровень обучения детей вне зависимости от расположения на карте мира.

К началу нового учебного года мы привезли еще одну международную образовательную программу. Это креативная математика для детей 3-8 лет. Мы являемся правообладателями этой программы на территории России, это дает нам большие возможности для роста и развития, и на данный момент уже открываются другие города под нашим кураторством. Такое развитие обеспечивается посредством продажи франшизы образовательной программы. Уже открылся Новокузнецк, скоро откроется Сургут, затем в планах – Нижний Новгород, Екатеринбург, Пермь.

Я уверена, что мы сможем эту программу быстро развить на территории нашей страны, потому что она уникальна, имеет прекрасный международный опыт, а главное – решает множество проблем, которые встают перед российскими детьми и которые, к сожалению, не решают ни сады, ни школы.

И вместе с тем мы запустили еще одну программу в этом году: программирование для детей 7-17 лет. Потому что, по нашему глубокому убеждению, будущее наших детей, вне зависимости от того, какую отрасль они для себя выберут, должно быть сопряжено с программированием. Это важнейший надпрофессиональный навык, который позволит детям создавать свои программы, сайты, игры, приложения. Дети могут получить необходимые знания и умения в IT, которые им пригодятся в любом случае, вне зависимости от выбранной сферы. Потому что программирование – базовая грамотность 21 века.

– Как дети обучаются, какое у них расписание?

Есть международный стандарт, который позволяет детям заниматься раз в неделю, всего два часа. В ряде наших программ предусмотрено выполнение небольшого домашнего задания. Программы идут в течение почти целого года, мы делаем перерыв только на июль. Для достижения результата необходимо иметь системные занятия. А результат для нас и наших родителей является ключевым фактором. К примеру, в апреле 2016 г. шесть наших учеников участвовали в чемпионате России по ментальной арифметике, и они заняли все призовые места, у нас несколько детей – чемпионы России. И сейчас, в ноябре, будет проходить чемпионат мира в Дубаи, тридцать один наш ученик летит участвовать. Все готовятся, мы уже подали заявки. Ни один город России не заявил такое количество учеников, даже Москва. Это говорит о том, что мы с родителями вовлечены в процесс обучения, нам нравится то, что мы делаем, мы видим результаты детей и готовы конкурировать на международной арене. Конечно, для наших детей это уникальный опыт – поучаствовать в самих масштабных соревнованиях для детей в мире. Около 12 000 детей обычно приезжают принять в них участие.

– Кроме соревнований что является результатом обучения – сертификаты, дипломы?..

Безусловно, наши ученики получают международные сертификаты после прохождения курсов. Но для нас главным результатом являются развившиеся способности ребёнка. Это существенное увеличение памяти, концентрации внимания, скорости мышления, логики – это то, что пригождается нашим детям в освоении любых предметов, будь то математика, иностранные языки или химия. Это те способности, которые необходимы детям для успешного обучения. То, что они феноменально быстро учатся считать, к примеру, – это такой приятный «побочный эффект», как мы говорим. Конечно, наши дети, которые пошли в первый класс в этом году, и которые удивили уже в эти первые дни своих учителей арифметическими вычислениями с высокой скоростью, – это тоже одно из наших достижений, но не самое главное. Я считаю одним из важнейших результатов « » за этот год то, что мы смогли нашим ученикам привить любовь к обучению, к процессу получения знаний. В нашей школе не только уникальные программы, но и нестандартный подход к проведению занятий, увлечённая молодая команда педагогов.

– А если у детей нет способностей к математике от природы? Или все можно развить?

Мы как раз и доказываем своим опытом, что вне зависимости от первоначальных способностей детей, при обучении на эффективных программах, можно развить феноменальные способности, необходимы лишь старание и мотивация. Начинать заниматься, в зависимости от программы, можно с раннего возраста (от 3 лет и старше). К примеру, занятия креативной математикой могут начинаться уже в 3 года. Концепция методики состоит в том, что мы прививаем детям любовь к такому сложному предмету, как математика, с очень маленького возраста. И мы закладываем очень прочный фундамент, который, с одной стороны, позволяет таким маленьким детям быть готовыми к школе, а вместе с тем быть успешными в математике в начальных классах, но, что еще важнее – мы закладываем ту самую базу, которая им будет необходима в средних классах, при освоении таких предметов, как физика, математика, программирование – где требуется определенный тип мышления, который у детей формируется, в принципе, в возрасте до 7 лет, и мы успеваем, мы это делаем, понимая, что это отсроченный результат, но он крайне важен для детей в маленьком возрасте.

– А ваши дети учатся в «Эйн&Штейн»?

Трое из моих детей учатся в школе гениев. Мой старший сын – чемпион России по ментальной арифметике, скоро поедет на чемпионат мира. Также сейчас он начинает обучение на программе «Гений кода» – это как раз программирование, в прошлом году он занимался робототехникой, в этом также хочет продолжить.

Моей дочке недавно исполнилось 5 лет, и она начинает обучение на креативной математике. Младший сын очень любит Lego, поэтому приступает к занятиям по курсу Лего-конструирования «Изобретатель», для детей 4-6 лет.

– Можете назвать какие-то итоги первого года работы – сколько было учеников, как оцениваете загруженность школы?

В прошлом году у нас занималось 400 учеников, в этом году переехали в новое помещение, у нас теперь 600 кв. м, мы в несколько раз увеличили площадь, чтобы принять большее количество детей, нам есть куда расширяться, и мы планируем в этом году удвоить число учеников.

– Если говорить с точки зр ения рынка: в прошлом году, открывая школу, вы понимали, что, по сути, формируете рынок? Каковы были ваши ожидания, и как сейчас оцениваете результат? Появляется ли что-то подобное на рынке сейчас?

Действительно, когда мы открывались год назад, мы были первые, Новосибирск стал вторым городом после Москвы, где появилось что-то подобное. Было страшно, потому что это правда оказалось чем-то слишком инновационным для России. Я думала, что наш город и родители здесь более консервативные. Но у нас было хорошее подспорье – большой успешный международный опыт и возможность показать результаты на реальных учениках программ. Как оказалось, родители в нашем городе – настоящие инноваторы! Доверившись нам и начав обучение, многие мамы и папы, увидев результат, стали рекомендовать нас своим друзьям и знакомым. А первый результат приходит примерно через полтора месяца обучения, это довольно быстро. И я думаю, что это обеспечило нам такой рост.

Вместе с тем мы заметили, что через несколько месяцев после нашего старта начали появляться в большом количестве другие центры, которые постарались скопировать методику в части арифметических вычислений. Дело в том, что такой способ вычисления, которому обучаем мы, был известен в истории человечества давно, и никто не совершил здесь никакого открытия. Заслуга нашей программы в том, что создатели методики использовали арифметику как инструмент, но вместе с тем добавили и другие типы заданий, которые развивают способности ребенка в отношении памяти, концентрации внимания, скорости мышления. К сожалению, очень многие центры ментальной арифметики, которые сейчас открываются на каждом углу, убеждены в том, что сам по себе такой способ вычислений является ключом к развитию интеллекта ребенка. Это глубокое заблуждение, и мне очень грустно, что в образовательную интеллектуальную сферу входит сейчас огромное количество людей, не имеющих педагогического образования, но зато закончивших двухдневные курсы по ментальной арифметике.

Безусловно, качество обучения детей очень сильно падает в связи с этим. К нам приходят ученики из других школ, и мы переучиваем их, и нам с родителями очень жалко того времени и денег, которые они потратили. И не все дети готовы переучиваться и начинать свой путь в какой-то другой школе – большая часть разочаровывается в методике и оставляет занятия вовсе.

Конкуренция очень высокая, сейчас в Новосибирске брендов по ментальной арифметике открылось больше, чем в Москве, например. Это произошло всего за год. И их количество растет в геометрической прогрессии.

– Обсуждали ли вы с Министерством образования ваш проект, вас поддерживают на этом уровне?

Недавно мы презентовали наши программы губернатору Владимиру Филипповичу Городецкому, он очень заинтересовался. Я надеюсь, что следующий наш городской чемпионат, который мы будем проводить (в нем будет участвовать не меньше 300-400 детей), поддержат официальные лица из министерства образования. Есть большой интерес со стороны директоров лицеев и гимназий нашего города, потому что они видят результаты на детях, которые учатся в их школах и одновременно занимаются у нас. У нас с ними складываются хорошие партнёрские отношения. Вместе с тем я постоянно участвую в образовательных конференциях, которые проходят в Москве и за границей. Слежу за новинками в образовании, чтобы «Эйн&Штейн» всегда мог опережать тренды и готовить детей к успешному будущему.

– Что нового вы узнаете на этих мероприятиях и как применяете потом?

На днях мы проводили Родительский клуб, он проходит в «Эйн&Штейн» раз в три месяца, там мы затрагиваем интересные актуальные темы, которые волнуют родителей и нас как образовательный проект. Мы приглашаем спикеров, готовим интересные темы к выступлениям. На последнем клубе я освещала тему будущего наших детей – к чему их готовить, какие тренды нас ждут, какие навыки, знания и компетенции нашим детям обязательно нужны и точно пригодятся, вне зависимости от того направления, которое они для себя выберут. Я использовала довольно большое количество материалов, которые были разработаны школой Сколково , к примеру, как атлас новых профессий, а также последние выступления международных экспертов на форуме стратегических инициатив. Главный мой вывод – это то, что для наших детей крайне важно иметьтоповые компетенции: это в первую очередь системное, критическое, творческое мышление, умение работать в команде, способность решать задачи разными способами, управление вниманием. И, к счастью, у нас в «Эйн&Штейн» есть программы, которые развивают эти компетенции. Я смею заявить, что мы обучаем детей будущему.

– Вы стартапер, ваш проект новый и необычный. Чем он полезен городу, как его можно оценить с точки зрения бизнеса?

Сейчас в России однозначно есть очень большой спрос и интерес к дополнительному образованию, так как родители хотят дать лучшее своим детям, и такие проекты, как наш, начинают пользоваться успехом.

Несмотря на кризис, мы видим эту тенденцию в образовании: все-таки родители стараются порой экономить даже на собственных потребностях, но давать возможность реализоваться своим детям, что очень важно. И мы понимаем, что, вложив временнЫе и финансовые инвестиции в ребенка в детстве, мы получим прекрасный результат для его и нашего будущего. Многие эксперты говорят о том, что в ближайшие кризисные годы всего несколько отраслей будут работать и расти – это, в частности, образование и медицина. И я думаю, что мы очень удачно вошли сейчас на рынок, несмотря на сложную общую экономическую ситуацию в стране. И наш рост сейчас это доказывает.

Как у образовательного проекта у нас есть отличные корни, мы из Новосибирска. А в России все знают о научных успехах новосибирского Академгородка. У нас правда есть уникальные специалисты в Академгородке, которые могут передать детям очень качественные знания. И сейчас мы рассматриваем варианты сотрудничества, чтобы создать уже свои программы, не только международные, но и качественные российские, благодаря тем умам, которые остались в России, которые продолжают работать для своей страны. Это искреннее желание дать своей стране больше, передавая свои знания детям, и надежда на успешное будущее российских детей.

У нас сейчас идут переговоры, и я надеюсь, что скоро это выльется в интересные совместные проекты.