Василий макарович шукшин, краткая биография о самом главном. Василий шукшин, краткая биография

Василий Макарович Шукшин известный писатель, кинорежиссер.

Когда-то Василий Макарович Шукшин заметил, что ему везло в жизни на хороших людей… Быть может, все дело было в его особом видении мира и людей. Человек, который стремится узреть хорошее, неизменно это узрит.

Василий Макарович со смехом вспоминал, как ему почти улыбнулось счастье в виде направления в летное училище, данное из военкомата.

Там нужно было собрать большое количество справок и, не доверяя никому столь ответственного дела, Василий повез в Тамбовскую область (там располагалась летная школа) документы самолично, ну, и, конечно же, потерял их дорогой.

Ему была стыдно являться в училище без документов, вернуться за новыми в военкомат он тоже не насмелился. Не хотел он расстраивать хороших людей в военкомате тем, что так вот «прошляпил» свое счастье…

В общем, летчика из Василия Шукшина не вышло. Но это, возможно, и к лучшему. Потому что, благодаря этой неслучайной случайности в виде роковой потери документов, мы и весь мир теперь знает Шукшина - писателя, Шукшина - режиссера и Шукшина - актера…

Происхождение

Родился русский самородок в Алтайском крае, в селе Сростки 25 июля 1929 года в семье крестьян-середняков. После того, как в стране началась коллективизация, родители Василия Шукшина вступили в колхоз, но это, правда, не спасло отца от репрессий.

Как сложилась его судьба после ареста, не знал никто, но впоследствии он был реабилитирован. Мать Василия, оставшись на руках с двумя детьми, вышла замуж во второй раз, но и тут ее счастье длилось недолго. Грянула , и отчим Василия ушел на фронт, чтобы больше никогда не вернуться домой. Через год в избу принесли похоронку. Таким образом, уже в тринадцать лет Василий становится кормильцем в семье.

С 1945 по 1947 год молодой Шукшин вначале учился в автотехникуме в Бийске, после его окончания трудился слесарем-такелажником на разных заводах во Владимире и Калуге. В 1949 Василия призвали в армию. Службу проходил он на флоте радистом. Целый год, с 1953 по 1954 работал учителем истории и директором школы в своей родной деревне.

В том же 1954 году Василий Шукшин решил предпринять попытку получить высшее образование, и для этой цели направился прямиком в поступать во ВГИК. В связи с поступлением Василия Макаровича в этой славный кинематографический ВУЗ ходит много легенд и баек, одна из который гласит, что изначально, Шукшин планировал поступать на актерский факультет, потому как, в принципе, ничего не знал о существовании такой профессии как режиссер.


семья В.М. Шукшина фото

Шукшин совершенно искренне полагал, что актеры в кино сами договариваются кто кого играть будет и все вместе решают, какие события за какими следуют. Поэтому, когда деревенский парень узнал, что существует на свете профессия режиссера, его восторгу не было предела! Командовать артистами - да об этом только мечтать можно было!

Он поступил в мастерскую к М. И. Ромму, которого вначале пленила, а затем и окончательно покорила шукшинская непосредственность. И впрямь, кто еще мог, кроме Василия Шукшина, с совершенной честностью ответить на собеседовании, что единственная «толстая» книга, которую он читал - это «Мартин Иден» Лондона, и именно поэтому она является любимой книгой. Ромм вначале решил, что парень, если не шутит, то уже играет, черт, как талантливо-то, играет такого деревенского простака, даже не подозревая, что все ответы на поставленные вопросы Василий давал с совершенной серьезностью.

По совету того же Михаила Ромма, Шукшин стал отправлять свои рассказы во все журналы подряд, в надежде, что хоть где-нибудь, да когда-нибудь напечатают. Так и случилось. Его рассказ «Двое на телеге» был опубликован в журнале «Смена», который впрочем, не вызвал никакого ажиотажа ни среди читателей, ни среди критиков. Да и сам Шукшин, как всегда, взыскательный к себе, позже не включил его ни в один из своих сборников. Одновременно с этим Василий Макарович, будучи уже четверокурсником, снялся в фильме Марлена Хуциева «Два Федора».


фильм Они сражались за Родину фото

Всю жизнь Василий Макарович разрывался между кинематографом и литературой. Сколько обвинений ему приходилось выслушивать от критиков! Слишком деревенский, какой-то аляповатый и где-то недосказанный. Но уже в начале шестидесятых рассказы Шукшина начали публиковать и в журнале «Октябрь», а в 1963 году издательство «Молодая гвардия» решила издать первый сборник Василия Шукшина под названием «Сельские люди», и в том же году журнал «Новый мир» публикует еще несколько рассказов алтайского самородка.

«Калина красная», «Живет такой парень», «Печки-лавочки»… Бесконечно талантливый, немного грустный, остро чувствующий социальную несправедливость лирический герой Шукшина всегда трогателен и одновременно с этим силен, как сама земля Русская, которая рождает таких великих людей… Умер Василий Шукшин 2.10.1974г на сьемкх фильма "Они сражались за Родину".

Говоря о Шукшине, как-то даже неловко упоминать об органической связи его с народом России. Да ведь он сам и есть этот народ-труженик, вышедший на новую дорогу жизни и полностью творчески осознавший себя, свое бытие. Осознавший глубинно.

Бескомпромиссное, гневное, яростное обличение того, что мешает добру и свету, и радостное приятие, ответное сияние навстречу тому, что утвердилось верно и хорошо,- таков был Шукшин в творчестве. Его собственное духовное становление, рост личности неотъемлемы от все более глубоких постижений таланта - актерских ролей, режиссуры и писательской, чисто литературной работы. Все вместе это являло собою це­лостный непрерывный процесс. Я предлагаю разложить этот процесс на удобные для рассмотрения “составляющие”, если мы хотим постигнуть тайну жизненности его дарования, все-таки невозможно.

Сам художник незадолго до своей смерти, как известно, вроде бы даже и склонен был многое пересмотреть в своем творческом сосуществовании, чтобы выбрать для себя нако­нец что-то одно.

Эту ориентацию на зрелость, на завершен не поиска подсказали Шукшину Шолохов и Бондарчук, когда артист, создавая образ солдата Лопахина в фильме “Они сражались за Родину”, получил возможность сполна постичь и выразить еще одно и, пожалуй, наиболее дорогое в нем для всех народ­ное качество-чистейший, беспримесный и предельно скром­ный героизм человека нынешнего. Героический характер человека-борца, сознающего себя сегодня мыслящей, актив­ной, деятельной частью народа, частью Родины, а потому и идущего на подвиг, на борьбу за нее осознанно-во весь рост.

Последняя роль в кино и в жизни - Лопахин - обозначи­ла новую огромную высоту художественной, писательской ответственности, когда Шукшин вдруг почувствовал необходимость решающего, окончательного выбора между лите­ратурой только - и только кинематографом. Но было ли это возможно вообще?.. Ведь доселе оба эти дарования отнюдь не были разъединены в его творческом существе художника: напротив, они существовали именно как целое. Шукшин, едва придя в искусство, всегда выражал себя в нем монолитно: он не “писал” и не “играл” своих героев,- он жил их жиз­нью, носил их в душе, в самом существе своем еще до того, как они оживали на страницах его сценариев или появлялись на экране.

В литературу Шукшина привел именно кинематограф. Он закончил Институт кинематографии и стал режиссером. Но уже тогда обнаружился в нем писатель. Причем писатель-драматург, писатель-сценарист, даже в прозе, в новеллистке остающийся драматургом. Писатель со своим голосом, своей динамикой, своей темой, разрабатываемой им, пусть интуи­тивно на первых порах - но опять с тем же редкостным единством и целостностью натуры, прошедшей через все преграды. Через трудное преодоление судьбы, заявившей о себе необычностью, духовной и нравственной масштабно­стью таланта, резко выраженной социальной природой. Его современностью.

Во всех общепризнанных удачах Шукшина индивидуаль­ность художника, все присущие ему особенности выразились полностью прежде всего в своей идейной, гражданственной мощи. Ибо Шукшин, сила его воздействия на нас - прежде всего в глубинном моральном содержании творчества, в его воспитывающем значении. С этих позиций писатель говорит и о прошлом, и о настоящем. Для него именно этим дорого духовное богатство, которое оставляют нам деды и прадеды, а потом отцы и матери наши. Шукшин требует по­нимать, беречь и хранить святыни народной жизни, не делая из них кумира, но обращая их в движимый, повседневно тре­бующий приращения и умножения человеческий, нравствен­ный капитал. Измена им, забвение этих ценностей есть свя­тотатство. Даже горько, покаянно впоследствии осознанное, все равно обернется оно неминуемой черной бедой для Егора Прокудина...

Шукшин, подобно Куприну, Чехову, Горькому, Есенину, Шаляпину, шел в литературу и искусство из самых “низов” народа, из русской “глубинки”. Шел со своими собственными “университетами”. С тем доскональным, ничем не замени­мым, практическим-трудовым, рабочим знанием жиз­ни, которое люди получают не из книг, а из опыта, порою и сегодня все еще достаточно нелегкого, а уж в пору шук­шинского детства особенно тяжкого и горького. Но это - всег­да университеты. Всегда без кавычек, понимаемые как шко­ла настойчивости и трудолюбия, а главное, как школа, обу­чающая знанию самой жизни. Известно, что важнее этого знания ничего нет, а для художника и быть не может.

Когда Шукшина сравнивают с лучшими писателями России, тут нет ни малейшей натяжки. Сравнения эта справед­ливы: в их основе несомненная народность, искренность таланта. Но еще очень важно то, что он у Шук­шина - свой. Шукшин не похож на Куприна, Чехова пли Гоголя - да и ни на кого другого. И язык у него - не бунинский, не шолоховский, не лесковский... И хотя всюду возмож­ность аналогии - пусть даже подспудной - бывает очень соблазнительна, в данном случае не стоит, однако, ей подда­ваться. Взаимная симпатия Шолохова и Шукшина, несом­ненно, была порождена их общей центростремительной си­лой - непредвзятым обращением к душе народа, к образу русского трудового человека, в котором и заключено вечное чудо жизни, вечный ее огонь.

В самом деле. Шукшин во всем, за что бы ни брался, был художником неповторимым, артистом подлинным.

Все киносценарии написаны Шукшиным подобно тому, как писал их Довженко,- рукой большого и зрелого драматурга. Хотя в то же время сценарии эти остаются еще и безуслов­ным достоянием прозы. И если “Калину красную” можно счи­тать своеобразной кино-повестью, то и роман, и сценарий, а вернее, кинороман, или кино-поэму о Разине “Я пришел дать вам волю”, несомненно, следует отнести еще и к тем лучшим и редким произведениям русской (да и не только русской) эпической, масштабной прозы, где сама исто­рия, не успев ожить на экране, уже наполнилась живой, пре­красной, образной жизнью героев. Шукшин сам хотел играть и сыграл бы Степана Разина. Настолько могуч его актерский дар. Но он был больше чем актером, ибо был еще и замеча­тельным режиссером. Он и тут сумел выйти “из ряда вон”

Вот и получается: как ни ищи сравнений - их нет. Шук­шин не был “похож”, разумеется, на писавших и игравших своп пьесы Шекспира и Мольера; но ему ведь даже и это ле­стное “сходство” - вроде бы тоже ни к чему. Он - Шукшин. Этим все сказано. Он - сам по себе. Он был - и остается - удивительным явлением нашей жизни.

Жизнь словно сама становится гегемоном, формообразующим началом во всем этом великолепном разноликом творче­стве, которое покоряет нас ощущением не “сходства”, но сущности. Истинности. Правды. Ее неподдельной живой гар­монии.

Что и говорить, у этого творчества всегда есть форма. Да еще какая! Она не блещет “искусностью”, псевдосовременостью - тем показным лоском, внешним изяществом, виртуозностью, в которых всегда есть подспудное любование со­бою, своим мастерством, своей одаренностью (если только она есть). Шукшин же пишет так естественно, как говорит и мыслит его народ. Он играет своп роли так же просто, как существует: без натуга, без грима, без малейшего желания быть замеченным, услышанным, оставаясь словно в пределах ощущения собственного, личного, духовного бытия. Та­кова всегда бывает высочайшая ступень мастерства, та сту­пень искусства, где оно, это искусство, как бы уже исчеза­ет,- будто даже перестает существовать. Перед нами остает­ся видимое глазу, а еще больше - чувству, первозданное чудо жизни. Простое чудо. Некий, словно сам по себе творя­щий, животворный источник жизни.

Василий Шукшин - русский писатель, живший в ХХ веке. Он был человеком непростой судьбы. Родился Шукшин в 1929 году в маленьком селе Сростки (Алтайский край). Это было трудное время. В детстве будущий писатель потерял отца. Его репрессировали. Отчим погиб на войне. Шукшин учился в автомобильном техникуме, работал слесарем в разных городах Советского Союза. Служил в армии. Так прошли его первые послевоенные годы.

Путь к призванию

Среднее образование будущий писатель завершил только в начале 50-х. Автомобильный техникум он так и не закончил. Аттестат Шукшин получил в своем родном селе. В Сростках Василий Макарович работал учителем и даже был директором школы.

Как получилось, что после нескольких лет, проведенных в родном селе, Шукшин отправился в Москву, чтобы поступать во ВГИК? Какие думы терзали его в эти годы? Чувства, бередившие душу, Шукшин позже опишет в своих знаменитых деревенских рассказах. На вырученные от продажи коровы деньги будущий актер и режиссер уехал в столицу. Он следовал зову сердца.

Первые творческие достижения

Чувствуя писательский дар, Шукшин подает документы на сценарный факультет, но поступает на режиссерский. Его педагогом стал знаменитый автор фильмов «Девять дней одного года» и «Обыкновенный фашизм». Именно этот маститый режиссер посоветовал молодому Шукшину печатать свои рассказы. Литературный успех пришел не сразу. Только в начале 60-х вышли в свет некоторые произведения.

Первая режиссерская работа осталась незамеченной, зато Василий Макарович быстро получил признание как актер. Творчество Шукшина началось с эпизода в фильме «Тихий Дон». Уже через два года актер снялся в своей первой главной роли. Его пригласил выдающийся режиссер (фильм «два Федора»). Актерская карьера Шукшина складывалась удачно. Режиссеры часто обращались к нему с предложениями работы. Примерно два раза в год в Советском Союзе выходили фильмы с участием актера.

Кинематограф и литература

Режиссерское творчество Шукшина официально начинается в 60-х. Василий Макарович устраивается работать в киностудию имени Горького. Шукшин считается перспективным писателем. Свой первый фильм Василий Макарович снял по мотивам собственных рассказов. Кинокартина «Живет такой парень» получила хорошие отзывы публики и критики. Эта жизнерадостная комедия награждена призами фестивалей в Ленинграде и Венеции.

Следующие десять лет творчество Шукшина как режиссера не было особенно продуктивным. Его фильм о восстании Степана Разина отклонил Государственный комитет по кинематографии. Однако это время не прошло бесследно. Василий Макарович снял два фильма и издал сборник рассказов «Сельские жители». Кроме того, за эти десять лет он дважды женился и стал отцом троих дочерей.

Личная жизнь

Первый брак Шукшина оказался неудачным. Его жена, Мария Шумская, была односельчанкой писателя. Они зарегистрировали брак в Сростках, но из загса вернулись врозь, с тех пор так и жили по отдельности, он - в столице, она - в селе.

Личная жизнь писателя была сложной. В Москве он пристрастился к алкоголю. Из-за этой пагубной привычки распался второй брак писателя с Викторией Софроновой. В этой семье появился на свет первый ребенок Шукшина - девочка. В третьем браке с актрисой Лидией Федосеевой у Василия Макаровича родились две дочери - Мария и Ольга.

Главные герои - люди из села

Литературное творчество Шукшина связано с советской деревней и ее жителями. Герои его рассказов удивляли читателей и критиков своей странностью. Персонажей книг Василия Макаровича нельзя назвать однозначно положительными или отрицательными. Они способны и на хорошее, и на плохое. Герои Шукшина порывисты, импульсивны. Они часто совершают нелогичные действия. Эти люди независимы и глубоко несчастны. Они совершают необдуманные поступки с тяжелыми последствиями потому, что душа их растоптана изменой, предательством и несправедливостью.

Жизнь и творчество Шукшина взаимосвязаны. Писатель - выходец из деревни. Прототипов своих героев он знал не понаслышке. Часто персонажи рассказов Шукшина не могут понять, что с ними происходит. Почему они несчастны? И сами не могут объяснить и оправдать свои поступки. Все дело в душе человеческой. Она знает, Такое интуитивное понимание находится в конфликте с реальностью незадавшейся судьбы деревенского дурачка, пьяницы или бывшего заключенного.

Храм как символ

В рассказах Шукшина часто упоминается церковь. Она выступает возвышенным символом чистоты и нравственности. И, как правило, подвергается разрушению. В произведении «Мастер» деревенский пьяница Семка-столяр старается спасти местную церковь. Но все его попытки терпят неудачу. А в сочинении «Крепкий мужик» герой разрушает храм, чтобы добыть кирпичи для строительства хлева. О нравственном падении повествуют жизнь и творчество Шукшина.

Внимание к повседневности

Рассказы Василия Макаровича критики часто упрекали в бытописательстве. Это значит, что, по их мнению, Шукшин слишком много внимания уделял крестьянской повседневности. Казалось бы, для таких обвинений есть все основания. Писатель детально изображает неказистый быт своих героев, но этот прием художественно оправдан. Деревенские люди не привыкли обдумывать свою участь в философских терминах. Они просто живут, работают, едят и спят, занимаются ежедневными привычными делами. И только мятущаяся душа время от времени дает о себе знать. Герои Шукшина часто сами не понимают причины страданий, а потому реагируют на них резко и бурно.

Разные сочинения - одна проблематика

Многообразие народных характеров в творчестве Шукшина ярко проявляется в рассказе «А поутру они проснулись». Это одно из самых известных сочинений писателя. В произведении автор повествует об утреннем пробуждении оказавшихся в вытрезвителе людей. Каждый вспоминает вчерашний день и рассказывает собравшимся свою историю. Среди них есть люди из всех слоев общества: сантехник, тракторист, бывший заключенный и даже профессор.

Центральное место в творчестве Шукшина занимает роман «Я пришел дать вам волю». Это произведение посвящено историческому событию - крестьянскому восстанию под предводительством Степана Разина. Герой романа чем-то напоминает чудаков из деревенских рассказов писателя. Степан Разин такой же сильный, независимый, мятущийся человек, обладающий обостренным чувством справедливости.

Характерные черты персонажей

И творчество которого изучаются во многих школах и университетах, писал в основном в жанре рассказа. Большинство его сочинений демонстрируют схожую проблематику. Писатель не идеализирует своих героев. Как правило, в его рассказах далеки от образцов возвышенности характера и чистоты помыслов. Автор редко объясняет поступки героев. В каждом из рассказов Шукшина - жизненная ситуация, стандартная или уникальная.

Творчество Василия Шукшина очень разнообразно. Однако все его персонажи чем-то похожи. Их общая черта - нереализованность. Проявляется это по-разному. В рассказе «Срезал» деревенский мужик Глеб Капустин любит унижать односельчан, добившихся успеха. Он человек умный и эрудированный. Однако не находит полезного применения своим качествам, работая на сельской пилораме. Отсюда - неудовлетворенность. Глеб не пьет, не бедокурит. Он находит оригинальный выход своему уязвленному самолюбию, унижая людей, которым повезло в жизни больше, чем ему.

Жизнь и творчество Василия Шукшина отражают метания его героев. Колю Паратова (рассказ «Жена мужа в Париж провожала») унижает супруга Валентина. Она постоянно упрекает в том, что он, не имея профессии, зарабатывает мало. Коля интуитивно чувствует выход и стремится вернуться в деревню. Ведь в городе иные ценности, не все измеряется деньгами. Но удерживает ребенок. Коля начинает пить, угрожает жене расправой. Очутившись в жизненном тупике, он совершает самоубийство.

Центральное кинематографическое произведение

Василий Шукшин, биография и творчество которого привлекают внимание всех любителей искусства, вошел в историю русской литературы. Он снял не очень много фильмов. Его режиссерские работы напрямую связаны с литературным творчеством. Центральное кинематографическое произведение - «Калина красная».

Этот фильм рассказывает историю Егора Прокудина. Вор-рецидивист, он недавно освободился из заключения. Егор отправляется в деревню, в гости к Любе. С ней он познакомился заочно, по тюремной переписке. Получилось так, что в деревне Егор обрел не только любовь, дружбу и работу по душе. Он впервые в жизни понял, что значит жить правильно, по Божьим законам. Но прошлое не отпускает Егора. Его находят подельники. Прокудин отказывается вернуться к прежней жизни. За это его убивают.

Во многих произведениях Шукшина присутствует мотив деревни как спасения. Именно в ней находит счастье Егор Прокудин. В деревню рвется Коля Паратов из рассказа «Жена мужа в Париж провожала». В селах люди ближе к природе. Современное еще не коснулось их души. Но и деревня - лишь символ потерянного счастья. Сельских жителей мучат те же внутренние проблемы, что и горожан. Об этом нам рассказал великий русский писатель Василий Макарович Шукшин.


Шукшин Василий Макарович
Родился: 25 июля 1929 года
Умер: 2 октября 1974 года

Биография

Васи́лий Мака́рович Шукши́н (25 июля 1929 года, село Сростки Бийского района, Бийский округ, Алтайский край - 2 октября 1974 года, станица Клетская, Волгоградская область) - советский кинорежиссёр, актёр, писатель, сценарист.

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1969). Лауреат Ленинской премии (1976, посмертно), Государственной премии СССР (1971) и Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1967). Член КПСС с 1955 года.

Василий Шукшин родился 25 июля 1929 года в крестьянской семье. Отец его, Макар Леонтьевич Шукшин (1912-1933), был арестован и расстрелян в 1933 году, во время коллективизации, реабилитирован посмертно в 1956 году. Мать, Мария Сергеевна (в девичестве Попова; во втором браке - Куксина) (1909 - 17 января 1979) взяла на себя все заботы о семье. Сестра - Наталья Макаровна Шукшина (16 ноября 1931 - 10 июля 2005). После ареста отца и до получения паспорта Василий Макарович именовался по материнской фамилии Василием Поповым.

В 1943 году Шукшин окончил семилетку в селе Сростки и поступил в Бийский автомобильный техникум. Учился там два с половиной года, однако техникум не закончил. Вместо этого в 1945 году пошёл работать в колхоз в селе Сростки. В колхозе проработал недолго, в 1946 году покинул родное село. В 1947-1949 годах Шукшин работал слесарем на нескольких предприятиях треста Союзпроммеханизация: на турбинном заводе в Калуге, на тракторном заводе во Владимире. В армию Шукшина призывали служить из поселка Бутово Московской области.

В 1949 году Шукшин был призван служить в Военно-Морской флот. Служил матросом на Балтийском флоте, затем радистом на Черноморском. Литературная деятельность Шукшина началась в армии, именно там он впервые попытался писать рассказы, которые читал своим сослуживцам. В 1953 году был уволен в запас с флота из-за обнаружившейся язвы желудка и вернулся в село Сростки.

В родном селе Василий Макарович сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости в сростинской средней школе № 32. Пошёл работать учителем русского языка и словесности в Сросткинской школе сельской молодёжи. Некоторое время был даже директором этой школы. Как признавался сам Василий Макарович, учителем он был «неважнецким».

В 1954 году Шукшин отправился в Москву поступать во ВГИК. Чтобы собрать деньги на дорогу, его мать продала корову. Сначала Шукшин подал документы на сценарный факультет, но затем решил поступать на режиссёрское отделение и закончил его в 1960 году (мастерская М. И. Ромма). Во время учёбы во ВГИКе, по совету Ромма, Шукшин начал рассылать свои рассказы в столичные издания. В 1958 году в журнале «Смена» был опубликован его первый рассказ «Двое на телеге».

Член КПСС с 1955 года

В 1956 году состоялся дебют Шукшина в кино: в фильме С. А. Герасимова «Тихий Дон» (вторая серия) он сыграл в крошечном эпизоде - изобразил выглядывающего из-за плетня матроса. С этого матроса и началась кинематографическая судьба Шукшина-актёра.

Во время учёбы во ВГИКе в 1958 году Шукшин снялся в первой своей главной роли в фильме М. М. Хуциева «Два Фёдора». В своей дипломной работе «Из Лебяжьего сообщают» Шукшин выступил как сценарист, режиссёр и исполнитель главной роли. Актёрская карьера складывалась вполне удачно, Шукшин не испытывал недостатка в предложениях от ведущих режиссёров.

В 1963 году Шукшин начал работать режиссёром на ЦКДЮФ. В том же году в журнале «Новый мир» были опубликованы рассказы «Классный водитель» и «Гринька Малюгин». По их мотивам Шукшин написал сценарий своего первого полнометражного фильма «Живёт такой парень». Съёмки картины начались летом того же года на Алтае и были закончены в 1964 году. В главной роли снялся однокурсник режиссёра по ВГИКу - Леонид Куравлёв. Фильм получил хорошие отклики публики. На режиссёрскую манеру Шукшина, сдержанную и немного простодушную, обратили внимание специалисты.

Первая книга Шукшина - «Сельские жители» - вышла в 1963 же году в издательстве «Молодая гвардия». Эдварда Кузьмина в журнале «Новый мир» отмечала, что в лучших рассказах книги Шукшин демонстрирует «жизненное чутьё, зоркость, пластичность»: «писатель словно растворён в своих героях, смотрит их глазам и».

Василий Шукшин был полон планов, но многим из них так и не суждено было реализоваться. В 1965 году Шукшин начал писать киносценарий о восстании под предводительством Степана Разина, но не получил одобрения Госкомкино СССР. Впоследствии сценарий был переработан в роман «Я пришёл дать вам волю». Сценарий будущего фильма «Точка кипения» также не получил одобрения в Госкино. Многие годы Василий Макарович совмещал работу над фильмами с писательской деятельностью. Писал он от руки в ученическую тетрадь и обычно по ночам.

1973-1974 годы стали очень плодотворными для Шукшина. Вышел на экраны его фильм «Калина красная», получивший первый приз ВКФ. Опубликован новый сборник рассказов «Характеры». На сцене ЛАБДТ режиссёром Г. А. Товстоноговым готовилась постановка пьесы «Энергичные люди». В 1974 году Шукшин принял приглашение сниматься в новом фильме С. Ф. Бондарчука. Но Василия Шукшина уже давно мучили приступы язвы желудка, которые преследовали его ещё с молодости, когда он страдал из-за пристрастия к алкоголю. Последние годы жизни после рождения дочерей он не притрагивался к спиртному, но болезнь прогрессировала. Ещё на съёмках «Калины красной» он с трудом приходил в себя после тяжёлых приступов.

2 октября 1974 года Василий Макарович Шукшин скоропостижно скончался в период съёмок фильма «Они сражались за Родину» на теплоходе «Дунай». Мёртвым его обнаружил его близкий друг Георгий Бурков.

Личная жизнь

Первая официальная супруга Шукшина - его односельчанка, школьная учительница Мария Ивановна Шумская. Познакомились они ещё в юношестве и расписались летом 1955 года, когда Василий Шукшин, уже студент ВГИКа, приехал на первые каникулы из Москвы. «Сказать, что Василий с самого начала не относился к этому браку всерьез, что сознательно обманул и бросил деревенскую жену, было бы несправедливо, - говорит подруга семьи Шукшиных Анастасия Пряхина. - После регистрации Вася пришел домой из загса один без Марии. Рванул на себе рубаху и давай восклицать: „Вот это женитьба! Ну и женился!“». Оказалось, что молодые поссорились у дверей загса. Мария отказалась ехать с Василием в Москву - её пугала неопределённость и неустроенность будущей московской жизни, она решила остаться со своими родителями и ждать мужа в Сростках. В 1957 году Шукшин из Москвы написал домой письмо о том, что просит развод у Марии, так как полюбил другую женщину. Официального развода с М. Шумской так и не было. Она так и не дала согласия на развод, даже несмотря на то, что об этом просила мать Шукшина. Василию Макаровичу удалось «нейтрализовать» этот брак, только потеряв паспорт.

В 1963 году он вступил в брак с Викторией Софроновой, дочерью писателя Анатолия Софронова. В 1964 году В. Шукшин приезжал с В. Софроновой на родину в Сростки. Виктория понравилась Марии Сергеевне Шукшиной как работящая и хозяйственная. Как раз в это время состоялся её разговор с Марией Шумской о её разводе с сыном Василием.

В 1965 году у Виктории Софроновой родилась дочь от Шукшина - Катерина Шукшина.

С 1964 по 1967 год В. М. Шукшин состоял в браке с актрисой Лидией Александровой (более известна как Лидия Чащина, по фамилии её второго мужа; исполнительница роли в фильме «Живёт такой парень»). Брак, по её утверждению, распался из-за многочисленных любовных связей Шукшина и его пристрастия к алкоголю.

В 1964 году на съёмках фильма «Какое оно, море?» Василий Шукшин познакомился с 26-летней актрисой Лидией Федосеевой. Василий Макарович довольно продолжительное время не мог решить, с какой из любимых женщин жить, и поддерживал отношения с обеими. В конце концов он остался с Федосеевой. В этом браке у него родились две дочери:

Мария Шукшина, актриса (1967).
Ольга Шукшина, актриса (1968).

Проблематика творчества

Герои книг и фильмов Шукшина - это русские люди советской деревни, простые труженики со своеобразными характерами, наблюдательные и острые на язык.

Один из его первых героев, Пашка Колокольников («Живёт такой парень») - деревенский шофер, в жизни которого «есть место для подвига».

Некоторых из его героев можно назвать чудаками, людьми «не от мира сего» (рассказ «Микроскоп», «Чудик»).

Другие персонажи прошли тяжелое испытание заключением (Егор Прокудин, «Калина красная»).

В произведениях Шукшина дано лаконичное и ёмкое описание русской деревни, его творчество характеризует глубокое знание языка и деталей быта, на первый план в нём зачастую выходят глубокие нравственные проблемы, русские национальные и общечеловеческие ценности (рассказы «Охота жить», «Космос, нервная система и шмат сала»).

Фильмография

Скульптура Егора Прокудина - героя фильма «Калина красная» в исполнении Василия Шукшина на Алтае

Актёр

1956 - Тихий Дон - матрос за плетнём
1956 - Убийцы - Оле Андресон
1958 - Два Фёдора - Фёдор-большой
1959 - Золотой эшелон - Низовцев
1960 - Простая история - Ванька Лыков
1960 - Из Лебяжьего сообщают - Ивлев
1961 - Юрка - бесштанная команда
1961 - Алёнка - Степан Ревун
1961 - Когда деревья были большими - председатель колхоза
1961 - Командировка - комбайнёр
1961 - Мишка, Серёга и я - Геннадий Николаевич, классный руководитель
1962 - Мы, двое мужчин - шофёр Михаил
1964 - Какое оно, море? - матрос Жорка
1967 - Журналист - Карпачев
1967 - Комиссар - командир полка
1968 - Три дня Виктора Чернышёва - Кравченко
1968 - Мужской разговор - Ларионов Николай Николаевич, отец Саши
1968 - 1971 - Освобождение - маршал Конев
1969 - У озера - Василий Васильевич Черных
1969 - Эхо далёких снегов
1970 - Любовь Яровая - Роман Кошкин
1971 - Даурия - Василий Улыбин
1971 - Держись за облака - чекист
1972 - Печки-лавочки - Иван Расторгуев
1973 - Калина красная - Егор Прокудин
1974 - Если хочешь быть счастливым - Владимир Андреевич Федотов
1975 - Прошу слова - Фёдор, местный драматург (озвучивание - Игорь Ефимов)
1975 - Они сражались за Родину - Пётр Федотович Лопахин (озвучивание - Игорь Ефимов)

Режиссёр

1960 - Из Лебяжьего сообщают - дипломная работа
1964 - Живёт такой парень
1965 - Ваш сын и брат
1969 - Странные люди
1972 - Печки-лавочки
1973 - Калина красная

Сценарист

1960 - Из Лебяжьего сообщают (дипломная работа)
1964 - Живёт такой парень
1965 - Ваш сын и брат
1969 - Ваня, ты как здесь? (телеспектакль
) 1969 - Странные люди
1971 - Пришёл солдат с фронта
1970 - Я пришёл дать вам волю
1972 - Печки-лавочки
1973 - Калина красная

Экранизации без участия Шукшина

1966 - Одни (короткометражный)
1971 - Конец Любавиных
1972 - Сапожки
1977 - В профиль и анфас
1977 - Позови меня в даль светлую
1981 - Беседы при ясной луне (телевизионный спектакль)
1981 - Други игрищ и забав (короткометражный)
1982 - Праздники детства
1987 - Свояки (по рассказу «Свояк Сергей Сергеевич»)
1988 - Ёлки-палки!
1988, 1989 - Энергичные люди
1990 - Крепкий мужик (по мотивам рассказов «Крепкий мужик», «Верую», «Сураз»)
2002 - Шукшинские рассказы (шесть новелл по рассказам) 2003 - А поутру они проснулись
2009 - Верую (по мотивам рассказов «Верую!», «Забуксовал», «Залетный»)
2014 - Охота жить (по мотивам рассказов «Билетик на второй сеанс», «Осень», «Охота жить»)