Александр македонский и его история. После победы над Персией, Македонский перенял традиционный стиль одежды персов

Согласно античным документам, смерть Александра Македонского наступила 10 июня 323 г. до н. э. Величайшему полководцу было всего 32 года. До сих пор историки не могут выяснить причину его ухода из жизни. Скоропостижная смерть Александра Македонского, не определившего своего наследника, привела к развалу его империи и созданию нескольких государств, во главе которых встали военачальники и приближенные великого царя.

Возвращение в Вавилон

В 323 г. до н. э. эллинская армия возвращалась на запад. Александр Македонский закончил свой поход на восток, дойдя до Индии. Ему удалось создать огромнейшую империю, простиравшуюся от Балкан до Ирана и от Средней Азии до Египта. В истории человечества еще не существовало столь огромных государств, появившихся буквально в одночасье волей одного полководца.

Смерть Александра Македонского настигла в Вавилоне. Это был огромный оазис с множеством каналов, берущих воду из Евфрата. Город часто страдал от болезней и эпидемий. Возможно, именно здесь Царь Царей подхватил заразу.

Похороны Гефестиона

В последний год своей жизни Александр стал издерганным и подозрительным. Его траур был вызван смертью лучшего друга и приближенного военачальника Гефестиона. Весь май прошел в хлопотах, связанных с организацией похорон. Для Гефестиона был построен огромный зиккурат, который украсили многочисленными трофеями, полученными в ходе кампании на востоке.

Царь приказал разослать во все концы империи указ о том, что его друга нужно почитать как героя (фактически это был статус полубожества). Будучи крайне религиозным и суеверным человеком, Александр придавал большое значение подобным вещам. Помимо всего прочего, он окружил себя многочисленными пророками и оракулами.

Путешествие по Евфрату

Вавилон раздражал Александра. Он ненадолго покинул шумный город, чтобы обследовать берега Евфрата и соседние болота. Царь собирался организовать морскую экспедицию вокруг Он исследовал берега реки, пытаясь понять, как разместить поблизости от Вавилона 1200 кораблей, которые в скором времени должны были отправиться в путь.

Во время этого вояжа ветер сорвал с головы правителя его красную шляпу с позолоченной лентой, которую он носил в качестве диадемы. Пророки, к которым прислушивался монарх, решили, что этот случай - дурное предзнаменование, которое не сулит ничего хорошего. Когда смерть Александра Македонского стала свершившимся фактом, многие приближенные вспомнили тот случай на одном из каналов Евфрата.

Начало болезни

В конце мая царь вернулся в Вавилон. Он прекратил свой траур по случаю смерти друга и начал пировать со своими соратниками. Приносились праздничные жертвоприношения богам, а в армии стали раздавать долгожданные гостинцы - много вина и мяса. В Вавилоне отмечался успех экспедиции Неарха в Царю также не терпелось отправиться в очередной поход.

В первых числах июня у Александра появился сильный жар. Он пытался избавиться от недуга, принимая ванны и делая щедрые жертвоприношениями богам. Слухи о болезни царя просочились в город. Когда 8 июня толпа взволнованных македонян ворвалась в резиденцию своего правителя, царь приветствовал своих сторонников, однако весь его внешний вид говорил о том, что монарх держится на публике через силу.

Смерть Александра

На следующий день, 9 июня, Александр впал в кому, а 10 числа врачи констатировали его смерть. На протяжении многих столетий историки разных поколений предлагали самые разные теории о том, что послужило причиной ухода из жизни молодого полководца, всегда отличавшегося крепким здоровьем. В современной науке больше всего распространена точка зрения, которая гласит, что причина смерти Александра Македонского далека от мистики.

Скорее всего, царь подхватил малярию. Она заметно ослабила организм, и он не справился с воспалением легких (по иной версии - лейкемией). Дискуссия о втором фатальном заболевании продолжается до сих пор. Согласно менее распространенной теории, причина смерти Александра Македонского заключалась в лихорадке Западного Нила.

Версии об отравлении

Важным является тот факт, что ни один из сотрапезников царя не умер от инфекционного заболевания. Возможно, монарх испортил свое здоровье регулярными попойками. Во время последнего праздника он ни на один день не прекращал пиры, где в огромных количествах употреблялся алкоголь.

Современные исследователи обратили внимание на симптомы, сопровождавшие болезнь полководца. Он страдал от конвульсий, частой рвоты, мышечной слабости и сбивчивого пульса. Все это свидетельствует об отравлении. Поэтому версии смерти Александра Македонского включают в себя еще и теорию о неправильном лечении монарха.

Врачи могли дать ему белую чемерицу или морозник, чтобы облегчить его первый недуг, а в итоге только усугубили положение. Еще в Античности была популярна версия об отравлении Александра его полководцем Антипатром, которому грозило смещение с должности наместника в Македонии.

Гробница царя

323 г. до н. э. (год смерти Александра Македонского) стал траурным для всей огромной империи. Пока обычные жители горевали о безвременно скончавшемся монархе, его приближенные решали, что делать с телом покойного. Его было решено забальзамировать.

В конце концов телом завладел Птолемей, начавший править в Египте. Мумию перевезли в Мемфис, а потом в Александрию - город, основанный и названный в честь великого полководца. Много лет спустя Египет был завоеван римлянами. Императоры считали Александра величайшим примером для подражания. Правители Рима часто совершали паломничества к Последние достоверные сведения о ней относятся к началу III века, когда это место посетил император Каракалла, возложивший на усыпальницу свое кольцо и тунику. С тех пор след мумии теряется. Сегодня о ее дальнейшей судьбе ничего не известно.

Регентство Пердикки

Спорными остаются сведения о последних распоряжениях царя, сделанных перед тем как он окончательно впал в кому. Империя Александра Македонского после его смерти должна была получить наследника. Монарх понимал это и, чувствуя свой приближающийся конец, мог назначить преемника. В Античности была распространена легенда о том, что слабеющий правитель передал свое кольцо с печатью Пердикке - верному военачальнику, который должен был стать регентом при царице Роксане, находившейся на последнем месяце беременности.

Через несколько недель после смерти Александра она родила сына (также Александра). Регентство Пердикки с самого начала отличалось нестабильностью. После смерти Александра Македонского власть преемника стали оспаривать другие приближенные усопшего царя. В историографии они остались известны как диадохи. Почти все наместники в провинциях объявили о своей независимости и создали собственные сатрапии.

Диадохи

В 321 г. до н. э. Пердикка во время похода в Египте погиб от рук собственных военачальников, недовольных его деспотичностью. После смерти Александра Македонского его держава окончательно погрузилась в пучину гражданских войн, где каждый претендент на власть воевал со всеми. Кровопролитие продолжалось двадцать лет. Эти конфликты вошли в историю как войны диадохов.

Постепенно полководцы избавились от всех близких и родственников Александра. Были убиты брат царя Арридей, сестра Клеопатра, мать Олимпиада. Сын (формально нареченный Александром IV) лишился жизни в 14 лет, в 309 г. до н. э. У великого монарха был еще один ребенок. Внебрачный сын Геракл, рожденный от наложницы Барсины, был убит одновременно со своим сводным братом.

Раздел империи

Вавилон (место смерти Александра Македонского) быстро утратил свою власть над провинциями. После гибели Пердикки важную роль на обломках прежде единой империи стали играть диадохи Антигон и Селевк. Сначала они были союзниками. В 316 г. до н. э. Антигон приехал в Вавилон и потребовал у Селевка информацию о финансовых издержках на войну против соседей. Последний, боясь опалы, бежал в Египет, где нашел убежище у местного правителя Птолемея.

Смерть Александра Македонского, кратко говоря, уже давно была в прошлом, а его сторонники продолжали воевать друг против друга. К 311 г. до н. э. сложился следующий баланс сил. Антигон правил в Азии, Птолемей - в Египте, Кассандр - в Элладе, Селевк - в Персии.

Последняя война диадохов

Последняя, четвертая война диадохов (308-301 гг. до н. э.) началась из-за того, что Кассандр и Птолемей решили объединиться в союз против Антигона. К ним присоединились царь Македонии Лисимах и основатель империи Селевкидов Селевк.

Первым Антигона атаковал Птолемей. Он захватил Киклады, Сикион и Коринф. Для этого крупный египетский десант высадился на Пелопоннесе, где застал врасплох гарнизоны царя Фригии. Следующей целью Птолемея была Малая Азия. создал мощный плацдарм на Кипре. На этом острове базировались его армия и флот. Узнав о планах противника, Антигон перегруппировал свои войска. Его армия на время покинула Грецию. Это войско на 160 кораблях направилось к Кипру. Высадившись на острове, 15 тысяч человек под руководством Деметрия Полиоркета приступили к осаде Саламина.

Птолемей отправил на выручку крепости на Кипре почти весь свой флот. Деметрий решил дать морское сражение. В результате столкновения египтяне потеряли все свои корабли. Большая их часть была затоплена, а транспортные суда достались Антигону. В 306 г. до н. э. изолированный Саламин капитулировал. Антигон захватил Кипр и даже провозгласил себя царем.

Через несколько месяцев после этого успеха диадох решил нанести Птолемею сокрушительный удар на его же земле и снарядил экспедицию в Египет. Однако армия сатрапа не смогла переправиться через Нил. Кроме того, Птолемей отправил в стан врага агитаторов, которые фактически перекупили солдат оппонента. Обескураженному Антигону пришлось вернуться домой с пустыми руками.

Еще несколько лет противники по одиночке атаковали друг друга на море. Антигону удалось выгнать Лисимаха из Фригии. Одновременно с тем Деметрий наконец закончил кампанию в Греции и отправился в Малую Азию, дабы объединиться со своим союзником. Генерального сражения все не наступало. Оно произошло только спустя 8 лет с начала войны.

Битва при Ипсе

Летом 301 г. до н. э. произошла битва при Ипсе. Это сражение стало завершающим аккордом войн диадохов. Кавалерия Антигона, ведомая Деметрием Полиоркетом, атаковала тяжелую конницу союзников, которой руководил сын Селевка Антиох. Бой был ожесточенным. Наконец, конница Деметрия разбила неприятелей и бросилась за ними в погоню. Этот поступок оказался ошибкой.

Преследуя врага, конница оторвалась слишком далеко от основных сил Антигона. Селевк, поняв, что противник допустил просчет, ввел в сражение слонов. Они были не опасны для македонцев, научившихся использовать против огромных животных горючие средства и утыканные гвоздями доски. Однако слоны окончательно отрезали всадников от Антигона.

Тяжелая фаланга фригийского царя оказалась в окружении. Ее атаковала легкая пехота, а также конные лучники. Фаланга, неспособная прорвать блокаду, несколько часов стояла под обстрелом. Наконец, солдаты Антигона или сдались в плен, или бежали с поля боя. Деметрий решил уйти в Грецию. 80-летний Антигон сражался до последнего, пока не упал, сраженный вражеским дротиком.

Наследие Александра

После битвы на Ипсе союзники окончательно разделили бывшую империю Александра. Кассандр оставил за собой Фессалию, Македонию и Элладу. Лисимах получил Фракию, Фригию и Причерноморье. Селевку досталась Сирия. Их противник Деметрий сохранил несколько городов в Греции и Малой Азии.

Все царства, возникшие на обломках империи Александра Македонского, переняли от нее свою культурную основу. Даже Египет, где царствовал Птолемей, стал эллинистическим. У многочисленных стран Ближнего Востока появилось связующее звено в виде греческого языка. Этот мир просуществовал около двух столетий, пока не был завоеван римлянами. Новая империя также впитала в себя немало черт греческой культуры.

Сегодня место и год смерти Александра Македонского указаны в каждом учебнике античной истории. Преждевременный уход из жизни великого полководца стал одним из важнейших событий для всех современников.

Жизнь Александра Македонского – история о том, как один человек с небольшой армией покорил почти весь известный тогда мир. Его воины видели в нем военного гения, враги называли проклятым. Сам он считал себя богом.

Знатное происхождение

Александр Македонский родился в июле 356 года до нашей эры от брака македонского царя Филиппа и одной из его многочисленных цариц – Олимпиады. Но он мог похвастаться и более знаменитыми предками. Согласно династической легенде, по отцу он вел свое происхождение от Геракла – сына Зевса, а по матери был прямым потомком знаменитого Ахилла, героя гомеровской Илиады. Сама Олимпиада прославилась еще и тем, что была постоянной участницей религиозных оргий в честь Диониса.

Плутарх писал о ней: «Олимпиада ревностней других была привержена этим таинствам и неистовствовала совсем по-варварски». Источники рассказывают нам, что во время шествий она несла в руках двух ручных змей. Излишняя любовь царицы к пресмыкающимся и холодное отношение между ней и супругом породили слухи, что настоящим отцом Александра был вовсе не македонский царь, а сам Зевс, принявший форму змеи.

Город за науку

В Александре еще с детства видели талантливого ребенка, его с ранних лет готовили к трону. Наставником будущего македонского царя был назначен Аристотель, который был приближен к царскому двору. Чтобы расплатиться за обучение сына, Филипп II восстановил разрушенный им самим город Страгиру, откуда Аристотель был родом, и возвратил туда бежавших и находившихся в рабстве граждан.

Непобедимый и тщеславный

Начиная со своей первой победы в 18 лет, Александр Македонский никогда не проигрывал битв. Его военные успехи довели его до Афганистана и Киргизии, до Киренаики и Индии, до территорий массагетов и Албании. Он был фараоном Египта, царем Персии, Сирии и Лидии.
Александр вел своих воинов, каждого из которых знал в лицо, с впечатляющей скоростью, настигая врагов врасплох, еще до того, как последние были готовы к бою. Центральное место боевой силы Александра занимала 15000-тысячная македонская фаланга, воины которой шли на персов с 5-метровыми пиками – сариссами. За всю свою военную карьеру Александр основал более 70 городов, которые он велел назвать в свою честь, и один в честь своего коня – Буцефал, который существует, и по сей день, правда, под именем Джалалпур в Пакистане.

Стать богом

Тщеславие Александра было оборотной стороной его величия. Он мечтал о божественном статусе. Основав в Египте город Александрию в дельте Нила, он отправился в длительный поход к оазису Сива в пустыне, к жрецам египетского верховного бога Амона-Ра, который уподоблялся греческому Зевсу. По задумке, жрецы должны были признать в нем потомка бога. О том, что «сказало» ему божество устами своих служителей, история умалчивает, но якобы оно подтвердило божественное происхождение Александра.

Правда, Плутарх впоследствии давал следующую курьезную интерпретацию этому эпизоду: египетский жрец, принявший Александра сказал ему по-гречески «пайдион», что означает «дитя». Но в результате дурного произношения получилось «пай Диос», то есть «сын Бога».

Так или иначе, Александр остался доволен ответом. Провозгласив себя с «благословления» жреца богом в Египте, он решил стать богом и для греков. В одном из своих писем Аристотелю он просил последнего аргументировать грекам и македонянам его божественную сущность: «дорогой учитель, сейчас я прошу вас, моего мудрого друга и наставника, философски обосновать и убедительно мотивировать грекам и македонцам провозглашение меня богом. Делая это, я поступаю как отвечающий за себя политик и государственный муж». Впрочем, на родине Александра его культ не прижился.

За маниакальным желанием Александра стать для своих подданных богом, безусловно, стоял политический расчет. Божественный авторитет сильно упрощал управление его непрочной империей, которая была поделена между сартрапами (управителями). Но личностный фактор тоже играл не последнюю роль. Во всех основанных Александром городах ему должны были оказывать почести наравне с богами. Кроме того, его сверхчеловеческое стремление завоевать весь мир и объединить Европу и Азию, буквально овладевшее им в последние месяцы жизни, говорит о том, что он сам верил в созданную им же легенду, считая себя скорее богом, чем человеком.

Тайна смерти Александра

Смерть настигла Александра посреди его грандиозных планов. Несмотря на свой образ жизни, он умер не во время сражения, а на своей постели, готовясь к очередному походу, на этот раз на Карфаген. В начале июня 323 года до н. э., у царя внезапно началась сильная лихорадка. 7 июня он уже не мог говорить, а через три дня скончался в самом расцвете сил, в возрасте 32 лет. Причина столь внезапной смерти Александра до сих пор остается одной из самых главных загадок древнего мира.

Персы, которых он беспощадно разгромил, утверждали, что полководца покарало небо за осквернение могилы царя Кира. Вернувшиеся домой македонцы говорили, что великий полководец умер от пьянства и распутства (источники донесли до нас сведения о его 360 наложницах).Римские историки считали, что его отравили неким азиатским ядом замедленного действия. Главным аргументом в пользу этой версии считают плохое здоровье Александра, который, возвращаясь из Индии, якобы часто впадал в обмороки, терял голос и страдал от мышечной слабости и рвоты. В 2013 году британские ученые в журнале «Клиническая токсикология» выдвинули версию, будто Александр был отравлен препаратом, изготовленным на основе ядовитого растения – Белой черемицы, применяющийся греческими врачами для вызова рвоты. Самая распространенная версия гласит, что Александра скосила малярия.

В поисках Александра

До сих пор неизвестно, где похоронен Александр. Сразу после его смерти начался раздел его империи между его ближайшими сподвижниками. Чтобы не тратить время на пышные похороны, Александра временно захоронили в Вавилоне. Через два года его выкопали, чтобы перевезти останки в Македонию. Но по дороге на траурный кортеж напал сводный брат Александра, Птоломей, который силой и подкупом отобрал «трофей» и перевез его в Мемфис, где и захоронил его вблизи одного из храмов Амона. Но видимо Александру было не суждено обрести покой.

Еще через два года новую гробницу вскрыли и переправили со всеми соответствующими почестями в Александрию. Там тело повторно забальзамировали, поместили в новый саркофаг и установили в мавзолее на центральной площади.

В следующий раз сон Александра, очевидно, потревожили уже первые христиане, для которых он был «царем язычников». Некоторые историки полагают, что саркофаг выкрали и закопали где-то на окраинах города. Затем в Египет хлынули арабы и на месте мавзолея воздвигли мечеть. На этом следы захоронения полностью утрачиваются, мусульмане много веков не пускали никого в Александрию.

Сегодня существует множество версий о гробнице Александра Македонского. Персидская легенда начала века гласит, что Александр так и остался в землях Вавилона; македонская утверждает, что тело доставили в древнюю столицу Эгей, где Александр появился на свет. В XX веке археологи бесчисленное количество раз были «близки» к разгадке тайны последнего пристанища Александра – его искали в подземельях Александрии, в оазисе Сиви, в древнем городе Амфиполе, но пока что все тщетно. Впрочем, ученые не сдаются. В конце концов, игра стоит свеч – по одной из версий его похоронили в саркофаге из чистого золота вместе с многочисленными трофеями из Азии и рукописями из легендарной Александрийской библиотеки.

Устраивайся поудобнее, бери чай, включай любимую музыку и наслаждайся чтением.

Героя истории звали Александр Македонский, ты об этом уже догадался из названия.

С детства он рос в семье царя Македонии Филиппа II. Александр с детства был очень честолюбивым. Отец постоянно вел завоевательные войны. Сын очень переживал, что к тому моменту, как он вырастет, отец завоюет всю Грецию, и ему ничего не останется свершать, только сидеть на троне и править.

«Мальчики, отец успеет захватить всё, так что мне вместе с вами не удастся совершить ничего великого и блестящего». Стремясь не к наслаждению и богатству, а к доблести и славе , Александр считал, что чем больше получит он от своего отца, тем меньше сможет сделать сам.

Наставником Александра стал философ Аристотель.

Именно он передал мальчику гуманистическую философию и научил ценить человеческие жизни. Аристотель впервые в древнем мире доказал, что Земля является шаром и имеет небольшой размер. До него было принято считать, что Земля плоская и покоится на спинах 3 огромных черепах. Александр захотел пройти до конца обитаемого мира, Ойкумены, как его называли эллины. Он желал принести всем людям греческую культуру и образование.

Аристотель интересовался естественными науками и подводным миром. Под его влиянием Александр сконструировал один из первых водолазных колоколов - устройство, позволяющее долго находиться под водой. Он опустился на дно моря и описал увиденных им там созданий. Это характеризует Александра и как изобретателя, и как смелого человека .

Любовь к врачеванию Александру внушил Аристотель. Царь интересовался и научной стороной этой науки, и приходил на помощь заболевшим друзьям, назначая различные способы лечения и лечебный режим.

Аристотель постоянно тренировал ум юного Александра. Известная история про гордиев узел является тому примером. В столице Фригии в храме Зевса стояла телега первого царя Фригии, Гордия. Гордий привязал ее к алтарю очень сложным узлом из лыка и никто не мог его распутать. Оракул дал предсказание, что человек, развязавший гордиев узел, покорит весь мир.

Популярная версия гласит, что молодой воин вошёл в древний храм, пригляделся к прославленному узлу и выхватив меч, рассёк его одним ударом. Жрецы истолковали это так: «Он завоюет мир! Но мечом, а не дипломатией» . Есть другая версия. Александру легко удалось разрешить задачу и освободить ярмо, вынув из переднего конца дышла крюк — так называемый "гестор", которым закрепляется яремный ремень. Это проявление тренированной Аристотелем наблюдательности ума .

Когда Александр совершал индийский поход, его постоянными спутниками даже в постели были свиток Илиады, подаренный Аристотелем, и кинжал. Настоящий воин и всегда вооружен, и изучает благородные искусства.

Итогом 33-летней жизни, и 13-летнего правления Александра стало основание городов, которые и в наши дни являются крупнейшими в своих странах, широкое распространение античной культуры и взрывное расширение представлений о мире и тех изменениях, которые в этот мир может привнести личность. Именно благодаря Александру стали налаживаться широкие связи между разными культурами. На протяжении 20 лет наставником на пути Александра был мудрый Аристотель. Благодаря его советам мы помним Александра не как тирана , а как великого полководца, исследователя и просветителя .

Александр Македонский. Школа Аристотеля

Чем старше становился Александр, тем сильнее чувствовал Филипп отсутствие у сына обычной сыновней любви. Что-то непостижимое и непонятное было в этом мальчике; он был скрытен, особенно с отцом. В значительной степени это объяснялось все более холодными отношениями между родителями. И в детстве и в юности Александр видел Филиппа глазами любимой матери. Поэтому он перенял от Олимпиады ее ревность и то ожесточение, с которым мать относилась к своему неверному супругу. Это произвело на Александра столь отталкивающее впечатление, что в юности он не признавал женской любви.

Для философа это приглашение было очень важным. Его отец, принадлежавший к роду Асклепия, при царе Аминте был придворным врачом в Пелле. Кроме того, семья Аристотеля происходила из греческого города Стагира, который, хотя и был разрушен войной, находился теперь на территории Македонского царства. Но главное - Аристотель видел в Александре будущего гегемона эллинов и, более того, самого могущественного властителя Европы. Поэтому Аристотель отнесся к приглашению Филиппа с большой ответственностью. Философ сумел наилучшим образом справиться со своей задачей. При этом он не стремился, подобно Евфраю, играть видную роль при дворе и стать влиятельным советником царя. Его интересовали не двор и власть, а только доверенный ему драгоценный человеческий материал - царственный юноша.

Аристотелю в это время было около сорока лет. Он старался завоевать доверие ученика, хотел, чтобы он воспринимал своего учителя не как уже сложившегося, взрослого человека, а как мятущегося, формирующегося мыслителя, который только еще ищет собственное «я». В свое время Аристотель принадлежал к школе Платона - Академии, потом был сторонником ее реформы, а впоследствии и вовсе отказался от учения Платона. Он пытался создать новую метафизику и в противовес старой выдвигал на первый план точное исследование фактов, которое должно было лечь в основу всех наук. В это время он еще не мог предложить своему ученику новое, устоявшееся учение. Он уже не был тем, чем раньше, и еще не стал тем, чем ему суждено было стать. Находясь в начале нового путл, Аристотель переживал трудности роста. Какое значение в это время могли иметь для него влияние на царя, борьба за власть или положение при дворе?

Разве не чудом должно было показаться Александру, что рядом очутился человек, продолжающий расти и искать новое, несмотря па уже достигнутое величие?! Он не принадлежал к тем тщеславным профессорам, которые выпячивают свои заслуги и делают вид, будто они все знают. Аристотель был человеком, снедаемым той же жаждой, которая терзала и Александра,- жаждой познания неизвестного в бесконечном мире. Неудивительно, что оба эти искатели нового - мечтательный мальчик и муж-мечтатель - обрели любовь друг Друга.

Их дружбе способствовала и окружающая обстановка. Жили они не в столице Пелле, а вдали от суеты двора, вблизи небольшого селения Миеза, в посвященной нимфам роще с уединенными тропинками и укромными уголками. Здесь находилась царская вилла, где поселился Аристотель со своими воспитанниками и помощниками - Феофрастом и племянником Каллисфеном. Он привез также из родного Стагира тринадцатилетнего мальчика Никанора, сверстника Александра. Кроме того, здесь жили знатные македонские юноши, и их присутствие придавало совместному обучению живость; вместе с тем их было не так много, чтобы это могло препятствовать тесному общению Аристотеля с Александром.

Аристотель передал мальчику некоторый запас фактических знаний. Но гораздо важнее было то, что он сам служил ему примером. Глядя на философа, мальчик учился ценить все возвышенное и благородное, постигал греческую культуру. Они изучали не произвольно вырванные фрагменты различных наук, а гармонию духовного существования в целом. Узнавание и понимание красоты, трудолюбие, добро и его воплощение в лучших произведениях - все это теперь предстало перед духовным взором Александра. Во всем надо было стремиться к постижению наивысшего: «Да не убоится человек создавать бессмертное и божественное». Впервые Александр, самой природой предназначенный к великим делам, приблизился к тому, что впоследствии определило его жизнь,- к безграничному и бесконечному. Единственный раз Александр увидел эти качества в другом человеке, причем в самой благородной и чистой форме. Гармония, возникшая в отношениях между учеником и учителем, оправдала не только ожидания отца, но и мечты сына. Аристотель вывел Александра из полуварварского состояния, приобщил к духовной элите Греции и дал представление об истинном духовном величии.

Мы не знаем, что именно преподавали в Миезе, да это и не важно. Вероятно, Аристотель знакомил его с философией, а Александр внимал ему. Это не прошло даром: Александр продолжал интересоваться вопросами философии и впоследствии, для чего брал с собой в походы ученых. Правда, его сопровождали главным образом киники и ученики Демокрита, чьи взгляды разделял сам царь.

Преподавалась, конечно, и этика. Специально для Александра читались лекции о добрых делах властителей. Но и здесь пример учителя был важнее всяких теорий. Достаточно напомнить, как сильно потрясла Аристотеля горькая весть о пленении Гермия, его гордом нежелании отвечать персидским инквизиторам и его героической смерти. Александр из первых уст услышал поэму Аристотеля, посвященную аретэ, т. е. добродетели и доблести. Философ излил в ней всю свою боль от потери друга. Для Александра благодаря этой поэме аретэ стала бессмертным достоянием, более важным, чем богатство и высокое происхождение. Геракл, Диоскуры, Ахилл и Аякс рисковали жизнью, чтобы достичь аретэ, а Гермий отдал за это жизнь. Следует обратить внимание на предпочтение, которое Аристотель оказывает в этой поэме Гераклу. Он называет его первым, уделяя больше внимания предку царевича по отцовской линии, чем Ахиллу. Это соответствовало не только желанию Филиппа, но и склонности Аристотеля. Философ и сам во всем, что касалось его собственного творчества, был подобен Гераклу и нисколько не походил на Ахилла.

Еще одно слово в этой поэме обращает на себя внимание. Это слово потос, т. е. побуждение, влечение. Именно потос приводил героев к аретэ. Может быть, некоторые предки Александра считали, что ими руководит потос, например дикая Евридика, о чем есть свидетельство в источниках. Этому заимствованному у Еврипида понятию Аристотель придал более возвышенный смысл. Александр запомнил это выражение на всю жизнь и, когда впоследствии его охватывал творческий порыв, называл его потосом; по сути дела, это было то же самое свойственное и Аристотелю побуждение, а именно стремление к аретэ.

Аристотель надеялся, что несчастье, обрушившееся на Гермия, послужит Александру примером и поможет ему выработать твердость духа, которую философ считал главной целью воспитания. Александр, происходивший из рода Аргеадов, представлялся Аристотелю одичавшим греком. Поэтому он старался показать ему, что такое нравственное достоинство и чем зрелая душа подлинного грека отличается от варварской. Нет сомнения в том, что уроки Аристотеля должны были привести ученика к пониманию и любви к Элладе: ведь его идеалом был панэллинский дух, стоящий выше полисного. Получалось так, что Аристотель противопоставлял греческое государство персидскому, где царило насилие. Если бы Аристотель был последовательным платоником, он пробудил бы в ученике господствовавшее тогда в Академии восхищение Заратуштрой. Но философ был искренне озабочен национальными интересами греков и не хотел, чтобы на Александра оказало влияние учение этого мага, которого он, впрочем, весьма ценил. Поэтому, когда Александр впоследствии отправился в поход в Азию, то он сделал это для завоевания ее, а не для того, чтобы ознакомиться там с мудростью Заратуштры. Обучение в Миезе не дало также ничего и для идей терпимости, которые Александр исповедовал позднее.

Учителю казалось, что ничто так не способствует воспитанию Александра в греческом духе, как знакомство с эллинским искусством. Гомера Александр, конечно, знал еще раньше, но Аристотель пробудил в юноше понимание и истинное восхищение красотой гомеровского эпоса. Философ придавал этому столь важное значение, что составил для своего ученика собственное издание гомеровских поэм, то самое, которое впоследствии сопровождало царя во всех походах.

Глубокому знакомству с Еврипидом Александр был обязан не только урокам Аристотеля, но в не меньшей степени и торжественным театральным представлениям в Пелле и Дионе. Известное значение при этом имела врожденная склонность Александра к театру. Еще будучи наследником, он подружился со многими выдающимися актерами. Юноша оценил Пиндара, стал читать Ксенофонта. Наряду со столь актуальным для него «Анабасисом» он, конечно, читал также и «Киропедию». В последней впервые перед ним предстал идеал властелина. Ктесий открыл ему сказочный мир Востока. По-видимому, Аристотель не очень ценил Геродота, однако именно благодаря ему (возможно, у Александра было сокращенное издание, составленное Феопомпом?) царевич получил представление о персидских войнах.

Не меньшее значение имело для Александра изучение естественных наук - ознакомление с новой для него областью фактов. По-видимому, на юношу произвело сильное впечатление то обстоятельство, что его учитель, будучи уже зрелым человеком, открыл для себя в этих науках новое, необозримое поле деятельности, за освоение которого и бесстрашно взялся. Александра поразило, что Аристотель придавал большое значение тем проблемам, которыми в его время никто не занимался. Удивляло и то, что исследование чудес мира приходится начинать с исследования мельчайших форм, в которых проявляется жизнь. Строение растений и животных, устройство человеческого тела, наблюдение за явлениями природы - все это должно было способствовать решению загадок мироздания. Александр как бы присутствовал при выделении из философии отдельных естественных наук. Радость при сборе материала, терпение при его анализе, а затем взгляд вперед, иными словами, взгляд на великое вообще - все это покоряло царского сына. Особенно заинтересовала Александр ра медицина, и Аристотель, сам происходивший из семьи врачей, сумел так преподать царевичу теорию и практику медицины, что Александр, став царем, мог лечить больных друзей диетой и лекарствами.

В курс обучения в Миезе входила еще весьма важная для будущего полководца наука, на которую до сих пор недостаточно обращали внимания, а именно география, знакомство с картой мира. Живой интерес царя к географии проявился еще в то время, когда он мальчиком задавал вопросы персидским послам о расстояниях между городами Азии и тамошних дорогах. Уже тогда стремление к познанию толкало Александра на расспросы о Персии и других далеких странах. Аристотель сам путешествовал мало, но мог познакомить юношу с картой. О том, что при обучении он широко пользовался этим пособием, мы знаем по его позднейшим урокам в Афинах, в Лицее, где большие карты земли устанавливались на досках. Сам философ интересовался географией не отдельных стран, а землей в целом. Нет сомнения в том, что и своему воспитаннику он показывал карты земли. Чего только не было на этих картах! Прежде всего пояса: холодный на севере и жаркий на юге. По учению философа, неблагоприятный климат обеих этих зон не способствовал обитанию здесь людей. Между ними - умеренная зона, где расположены Средиземное море, Персия и Индия. Только эта зона и образует ойкумену, т. е. пригодную для обитания людей часть земли. Ее и считали собственно миром. На карте можно было увидеть расположение континентов и обтекающий их океан - огромное море. С океаном посредством Геркулесовых столпов (Гибралтара) соединялось Средиземное море, а дальше, если доверять Скилаку,- Красное море (но здесь Аристотель не чувствовал себя уверенным). Он считал, что Каспийское море надо рассматривать как внутреннее. Вполне возможно, что философ указывал и на ряд симметрии в строении Земли: на западе - Пиренеи (и Альпы), на востоке - Кавказ с его отрогами; на западе - Дунай, на востоке - Танаис (Дон). Учитель, конечно, не преминул обратить внимание Александpa на многочисленные белые пятна на географической карте, прежде всего на то, что из всего мира известны лишь Средиземноморье и Передний Восток. Все остальное еще надлежало исследовать, более того, сначала открыть.

Ничто, видимо, не увлекало юношу так, как изучение этих карт и связанные с ними пояснения учителя. Более того, для Александра география была важнейшей из наук. Уже сама задача исследования мира казалась ему соблазнительной. Но еще больше привлекало другое: Александр стал рассматривать отдельные страны, и прежде всего Македонию, лишь как часть мирового пространства. Разве это не было совершенно новой перспективой? Любой другой царь или царский сын смотрел на мир только глазами жителей своей страны. Для Александра же был характерен более широкий взгляд. Македонию он представлял себе только частью мира. Не было ли это решающим шагом, отдалившим его от родины, шагом, к которому Александр был подвигнут своими врожденными инстинктами и распрями с Филиппом и македонской знатью?

К тому же, если рассматривать мир на карте, не кажутся ли его пространства легко преодолимыми? Ведь юноша уже давно мечтал о роли великого завоевателя и завидовал успехам отца . Разве не могло у него при рассматривании карт возникнуть желание завоевать весь мир? Учитывая психологию Александра, вполне вероятно, что уже в Миезе у него зародилась идея завоевания мира. Может быть, это была лишь игра воображения, но она характерна именно для Александра; может, это была только мечта, но мечта такого человека, который впоследствии посвятил ее осуществлению всю свою жизнь.

Александру было тринадцать лет, когда он прибыл в Миезу (343/342 г. до н. э.). Идиллические годы учения продолжались до 340 г. до н. э., пока Филипп не стал привлекать его к управлению страной. Но и тогда при первой возможности он продолжал обучение у Аристотеля то в Пелле, то в Миезе, то в Стагире. Аристотель принадлежал теперь к знати и получил во владение святилище муз в Миезе, а на родине для него восстановили отцовский дом. Став гражданином Македонии, Аристотель еще некоторое время оставался в этой стране. Особенно сблизился он с Антипатром. Возникшая между ними дружба продолжалась до самой смерти философа. Аристотель сделал Антипатра своим душеприказчиком. Только в 334 г. до н. э., когда Александр начал свой поход, Аристотель переехал в Афины. Но и здесь философ продолжал сохранять дружеские чувства к Македонии, хотя не упоминал в своих лекциях и книгах об этой своей склонности.

Отношения Аристотеля и Александра оставались дружескими. Когда Александр вступил на престол, философ посвятил ему свою работу о царской власти. Александр приказал всем пастухам, пасечникам, рыбакам, охотникам и птицеловам, лесничим и смотрителям царских озер помогать исследователю при сборе им научного материала. После захвата персидских сокровищ он предоставил Аристотелю для тех же целей большую сумму денег. Исследовательской работе школы Аристотеля царь помогал и своими собственными открытиями, а также естественнонаучными исследованиями сопровождавших его ученых. Только во время походов взошли по-настоящему семена, посеянные некогда Аристотелем. В научном плане у учителя и ученика никогда не бывало расхождений. Аристотель сочувствовал быстро растущим властолюбивым устремлениям своего воспитанника - во всяком случае, до тех пор, пока видел в нем гегемона эллинов. Правда, он никогда не говорил об этом в своих лекциях, но, как показывают некоторые замечания в его работе о государстве, тайно мечтал о включении феномена Александра в свое политическое мышление. Он старался даже оправдать требование царя воздавать ему божеские почести.

Какое же значение для будущей деятельности Александра имели годы его учения в Миезе? Александр, конечно, сам устанавливал для себя законы. У Аристотеля он брал только то, что совпадало с его собственными желаниями. И без наставлений мудреца Александр стал бы великим завоевателем; исходя из собственной природы, он открывал бы новые страны, покровительствовал искусствам. Однако обучение в Миезе облегчило ему понимание самого себя, укрепило волю и привело к обогащению его натуры и последовательности действий на избранном пути. Без обучения в Миезе он никогда не стал бы покровителем наук. Несомненно, без уроков Аристотеля связь царя с греческой духовной культурой никогда не могла бы стать сильной и глубокой. Но самое важное: без Аристотеля концепция мирового государства не была бы выработана столь рано и в такой четкой форме. Именно благодаря своему учителю Александр воспринимал мир как единое целое.

То, чем Александр был обязан лишь самому себе, легче всего понять, рассматривая те его идеи, которые отличают царя от Аристотеля. Когда-то учитель и ученик сошлись как люди, стремящиеся к познанию мира. В остальном они должны были разойтись, ибо ученик превзошел учителя в более последовательном понимании единства мира. В метафизическом, естественнонаучном и религиозном плане Аристотель перешагнул национальные рамки и был объективен до конца. Однако он избегал выходить за рамки общепринятого, если дело касалось отношения к другим народам, и не хотел идею эллинства подчинить более широкой общечеловеческой идее. Таким образом, у него сосуществовали две шкалы ценностей. Одной измерялся весь мир, а другой - эллинство. Он посвятил себя естественнонаучному и метафизическому миру, но не антропологическому, социологическому, политическому и этическому. Из его концепции выпадал фактор, который относится ко вселенной, а именно понятие о человечестве. Вместо этого Аристотель проводил резкое различие между эллинами и варварами, считая их совершенно различными типами людей, и постулировал преимущество эллинов столь безоговорочно, что серьезная проверка этого постулата становилась невозможной. Он считал, что достичь неба можно, только поднявшись на вершину эллинской культуры. Аристотель различал и характеризовал целые народы, тогда как на самом деле надо было различать и характеризовать отдельных индивидуумов.

Учитывая это, можно понять, где и почему должны были разойтись пути этих исследователей закономерностей мира. Оба они стремились к универсальности, но Александр, который думал о пространствах как завоеватель и покоритель, применял принцип универсальности и к государствам, и к человеческому обществу, подчиняя все неумолимым соображениям, направленным на пользу империи. У него возникло понятие о человечестве в целом. Таким образом, для Александра перестало существовать различие между эллинами и варварами, в его действиях появилась та логическая последовательность, которой так не хватало Аристотелю. И когда впоследствии Александр, управляя странами, стремился уравнять их, он имел все основания считать себя более последовательным представителем идеи универсальности, чем его учитель. Философ хотел познать весь мир, оставаясь духовным предводителем одних только эллинов. Александр же хотел завоевать весь мир и вместе с тем стать воспитателем всего человечества. Аристотель стремился организовать научное мышление людей. Александр при помощи той же организации хотел поднять человечество на высшую ступень развития.

Понятно, сколь далеко должны были разойтись Аристотель и Александр, когда царь стал последовательно проводить свои космополитические планы. Он открыто отказался от аристотелевской непоследовательности, касающейся эллинов. Не рассматривая более благо греков и иранцев как самоцель, он стал считать эти народы лишь подходящим для себя средством, которое должно было послужить благу империи и всего мира, не думая о том, что они имеют основания претендовать на какие-либо особые привилегии. Позиция Александра в этом вопросе была последовательной и твердой.

К этому следует добавить еще одно расхождение, которое привело к открытому разрыву между учителем и учеником. Покоритель мира отвергал как отживший предрассудок принципиальное отличие эллинов от варваров, победителей от побежденных. Вместо этого он выдвинул новое требование: всегда и во всем следовать его диктаторской воле. Аристотелю и всем, кто гордился своей национальной принадлежностью к грекам, эллинские представления о божественном начале казались мерой всех вещей. Всем этим представлениям Александр противопоставил теперь свой диктат. Он один, будучи победителем, хотел быть мерилом всех вещей. Этому диктату Александра противостояло представление Аристотеля об индивидуальной свободе. Правда, оно распространялось только на греков, но опосредованно относилось и ко всему человечеству. Исходя из этой точки зрения, и восстал впоследствии против Александра Каллисфен. Его протест, направленный против диктаторского высокомерия, свидетельствовал о более высокой нравственной позиции.

Из этих предварительных замечаний можно сделать ряд наблюдений, объясняющих дальнейшие действия царя. Уже в этот период проявилось его стремление к власти, в дальнейшем оно значительно усилится. В последующих главах мы более подробно остановимся на идеях Александра и его роли в развитии исторической мысли.

Александр, царь Македонии, является одним из самых легендарных представителей древности. Несмотря на свою весьма короткую жизнь, молодой царь смог поработить неприступную персидскую империю всего за 12 лет своего правления. И до сих пор о великом полководце ходит множество легенд и мифов. Биография Александра Македонского до сих пор содержит множество белых пятен . Так, кто же он, этот великий человек, поразивший всех своим искусством войны?

Вконтакте

Становление великого полководца

Греческий царь, великий полководец Александр Третий — одна из самых ярких личностей в истории. Его также называли Великим и одновременно отмечали жестокость и безжалостность этого честолюбивого завоевателя, изменившего весь ход истории, судьбу не только своего, но и многих других народов мира. Рост Александра Македонского по нынешним меркам был невысокий — 150 см , но для того времени он считался средним.

Место рождения великого завоевателя — город Пелла, год — 356 год до н.э. Отцом был македонский царь Филипп Второй, который заложил фундамент для будущих великих завоеваний. Без этого человека будущей огромной империи просто не было бы.

На экзамене может понадобится информация о том, как звали мать Александра. Ее имя было Олимпиада, по характеру она полностью ему соответствовала, была необычной, разумной, величавой и сильной женщиной.

Будущий правитель и завоеватель был особенно привязан к Олимпиаде и во всем полагался на нее. Мать сыграла важную роль в жизни Александра Македонского.

Важно! В основном уделяют большее внимание Филиппу II, но благодаря именно мать Александра Македонского помогла сыну достичь невиданных вершин.

Олимпиада, жрица Диониса, укротительница змей, способствовала самоубийству седьмой жены и детей Филиппа. Именно она стала регентом своего сына. Пока он был на Востоке, она была советчицей и помощницей во всех делах. Интеллектуальным развитием будущего полководца занимался греческий философ Аристотель.

Это учитель Македонского в сфере политики и методах управления государством. Отец Филипп Второй участвовал во множественных военных походах, поэтому его практически не было дома. Воспитанием мальчика занимался Аристотель, который уделял особое внимание изучению политики, этики, а также медицины, литературы и философии. Можно сказать, что в юности будущий завоеватель получил классическое греческое образование той эпохи.

Став царем Македонии в двадцатилетнем возрасте, в первые годы правления проявил себя, как великий стратег и завоеватель, способный создать огромную империю, территория которой достигала границ самой Индии. Жизнь, перенасыщенная боевыми походами, завершилась слишком рано — в 323 году до н.э., Александру было всего 33 года. Мужество и деятельность молодого царя стали неотъемлемой частью культуры и истории всего мира.

Подвиги великого полководца нашли свое отражение в творчестве литераторов, художников и кинематографистов, среди них можно отметить следующие :

  • работы знаменитых авторов древности: Диодора, Сикуло и Плутарха. Диодор Сицилийский, историк античности, написал биографию великого полководца, вошедшую в состав исторических сборников “Библиотека истории”. Сикуло посвятил македонскому царю ряд стихов и песен, входящих в число первых документов на латинском языке;
  • итальянский поэт Данте Алигьери написал об Александре в 12-й песне 3 части « » под названием “Ад”, где повествование было посвящено тиранам;
  • фигура завоевателя до сих пор вдохновляет многих режиссеров. Ярким примером является одноименный фильм с Колином Фаррелом в главной роли, вышедший на экраны в 2004 году.

Жизнь, полная завоеваний

В возрасте всего 16-и лет был вынужден временно заменить на престоле Македонии своего отца, который отправился в военный поход покорять .

Спустя два года молодому правителю пришлось защищать интересы своего государства и пережить первое военное испытание — битву при Херонее в 338 году до н.э. Македонское войско победило греческую армию. В 336 до н.э., после того, как Филипп II был убит главой императорской гвардии, его сын занял престол Македонии.

Восхождение молодого царя на престол было непростым. Смерть отца создала проблемы в правительстве и возродило надежду греков на независимость от Македонии. Кроме того, это остановило приготовления ко вторжению македонских войск в Азию с целью поработить персидскую империю. После уничтожения врагов внутри правительства, расправившись с заговорщиками и заручившись поддержкой македонской армии, царь решил в первую очередь укрепить позиции Македонии в Греции. какие территории были завоеваны войском Александра Македонского за время его правления.

Коринф

В 336 году до н.э. Александр был назначен главнокомандующим военной Лиги Коринфа. В городе встретился с известным философом Диогеном. Экстравагантный философ жил в бочке, и сильно удивил подобным стилем жизни молодого правителя. Потому царь согласился исполнить любое желание философа. Тот предложил правителю отойти, так как он закрывал солнце. Удивленный ответом, молодой воин произнес: «Если бы я не был Александром, мне хотелось бы быть Диогеном».

Фивы

В 335 году до н.э. был уничтожен город повстанцев Фивы и весь его народ обращен в рабство. Установив твердые позиции в Греции, решил завершить планы своего отца Филиппа и освободить греков, находящихся в рабстве персидской империи.

Покорение Азии

В 334 году до н.э. македонское войско прибыло в Азию одновременно с огромным флотом с целью атаковать персов. Имеются сведения, что прежде Александр отправился в Трою, чтобы отдать дань великому греческому воину Ахилессу.

В том же году был разбит гордиев узел. Согласно легенде, человек, сумевший сделать это, становился вскоре правителем всей Азии. Легенда была воплощена в жизнь .

В 333 до н.э. великий военачальник выиграл битву с войсками Персидского царя Дария Третьего и освободил все греческие города, жители которых приветствовали его как освободителя.

Наконец, греческие города были свободны, но Дарию удалось бежать . Требовалось не только укрепить позицию Македонии среди греков, но и захватить земли варваров и персов полностью, создав таким образом Македонскую империю. Именно эти два желания подвигли Александра принять ряд военных решений:

  • в ходе боевых действий периода 332-325 гг. до н.э., полностью была порабощена персидская империя.
  • 332 год до н.э. Завоеваны Финикия, Сирия и Египет, жители своего завоевателя назвали сыном Амона. Подобный титул получали лишь представители семейной династии фараона.
  • 331 год до н.э. Снова была одержана победа над войском Дария, после чего началось завоевание столиц персидской империи: Вавилона, Сузы, Персеполя и Пасаргады. После смерти Дария от руки Бессо, завоевание персидской империи в 327 году до н.э. было завершено.

Гибель великого завоевателя

В возрасте 33-х лет царь-победитель находился на пике славы, но несчастья не заставили себя долго ждать. Многочисленные расходы на военные действия привели народ и правительство к нетерпимости в отношении нового режима.

Чтобы избежать проблем, великий завоеватель построил военные города-крепости во всех стратегических пунктах территории империи, назначив их правителями своих ближайших военачальников. Все города назывались Александрия. Все попытки поднять мятеж против его правления пресекались на корню.

Внимание! Столица македонской империи была перенесена в Вавилон, который в те времена располагался в самом центре завоёванной территории.

В надежде положить конец розням между его империей, греками и Персией, Александр Великий взял в жены Статеру, старшую дочь персидского царя Дария, также многие из его приближенных женились на персиянках.

Накануне новой поездки в Саудовскую Аравию, 10 июня 323 года до н.э ., Александр внезапно скончался. Считается, что смерть была вызвана малярией. Хотя данные сведения не подтверждаются древними документами и могут быть ошибочными.

Другими причинами могли стать: заболевание циррозом печени или отравление. Во время шумного пира тайные враги поднесли императору кубок с отравленным вином. Подлинные обстоятельства смерти македонского правителя до сих пор неизвестны.

Стоит заметить и весьма интересный факт, касающийся наследия престола после смерти Македонского царя. Несмотря на то, что у него было два сына, ни один из них не занял престол отца. Как было предсказано в Библии за несколько веков до правления Александра, его империя была разделена между четырьмя генералами его армии.

Завоеватель женских сердец

Не только войны Александра Македонского завершались триумфальными победами и принесли ему известность, но и личная жизнь была не менее богата событиями.

Его умение завоевывать женские сердца стало одной из любимых тем многих поэтов и писателей наших дней. Женщин было много, но отдельного внимания заслуживают те, которые смогли завоевать сердце молодого императора.

Первая жена Александра Македонского Роксана считалась одной из самых красивых женщин Азии. Возможно, выбор был обусловлен именно этой причине, как известно, Завоеватель отличался особым тщеславием. Второй женой императора стала Статира, старшая дочь персидского царя Дария. Третьей женой была Парисатида, дочь царя Персии Артаксеркса III. Кроме официальных жён имелось большое количество любовниц.

Непоколебимый характер

С ранних лет Александр начал изучать искусство войны и дипломатии. Благодаря упрямому и непоколебимому характеру, твёрдо знал, чего хотел, и мог самостоятельно принимать серьёзные решения, касающиеся как стратегических решений, так и преобразований во всех остальных сферах жизни.

Царь ограничивал себя в еде без особых проблем и долгое время оставался совершенно равнодушным к противоположному полу. У него были другие важные цели. Но если его лидерство не признавалось другими, был готов пожертвовать всем, чтобы оказаться в центре внимания. Многие историки древности говорят о нем как о самолюбивом, эгоцентричном человеке.

Великий военачальник обладал особой харизмой, потому пользовался авторитетом среди своих солдат, отличался большим мужеством, сражался на линии фронта плечом к плечу с простыми воинами.

Биография Александра Великого

Александр Македонский, биография

Вывод

Александр Македонский — личность весьма интересная и по-своему уникальная . полководца служит примером для многих. Изучение биографии великого завоевателя будет весьма полезным делом, оставит яркий отпечаток в уме и сердце любого человека.