Из какой древесины бывают кап сувель. Быстрая и качественная сушка капов и сувелей в домашних условиях

Сувель березы, или, как его часто называют в народе, древесная кость, - уникальное природное образование, которое представляет огромную ценность для мастеров. После обработки из этого материала резчики изготавливают красивейшие деревянные изделия. В статье рассмотрим, что такое сувель березы, для чего используется.

Что это такое?

Сувель (свиль) - это округлый нарост на стволах деревьев березы. Может встречаться и на других породах. Разрастается довольно быстро. Состоит из скрученных или деформированных древесных волокон. Сувели могут быть расположены по кругу дерева или находиться группами на одном участке ствола.

Обычно заготавливают этот материал в местах бурелома или на лесопилках. Природа образования наростов до сих пор полностью не известна. Некоторые утверждают, что связано это с внешним воздействием на ствол дерева или болезнью, в результате чего образуется залом, который спустя некоторое время обрастает волокнами.

С чем не перепутать?

Новички из тех, кто не очень знаком с тем, что такое сувель березы, могут спутать его с капом. К слову, второй встречается гораздо реже и считается более ценным. Главным отличием их является наличие сучков при продольном срезе, отчетливо выделяющаяся сердцевина, мелкий узор, выраженные витиеватые слои. Более того, в природе нет повторяющихся узоров капов, все они имеют уникальный рисунок.

Поверхность сувеля под корой гладкая, реже - с крупными буграми. У капов она мелкопупырчатая, из нее растут мелкие веточки. Сувели не настолько плотные и легче поддаются обработке.

Удивительное явление

При правильном распиле сувеля березы можно увидеть поразительные явления. Если быть точнее, переплетения древесных волокон образуют перламутровые участки с неповторимым рисунком. Они начинают излучать особое свечение, отражаясь от солнечного света. Эффект очень красиво смотрится в готовых изделиях, например в наборной рукояти из сувеля березы.

Рисунок и цвет отличаются своей уникальностью, как правило, это коричневато-охристый, нежно-розовый, соломенный с перламутровым блеском, реже - темно-коричневый с болотным отливом.

От чего зависит внешний вид?

Цветовая гамма материала зависит от породы и условий местности произрастания древесины. Например, если сувель березы срезан в заболоченной местности, вероятнее всего, его цвет будет темный с зеленоватым оттенком.

А если он найден на комлевой части (10-20 см под землей или 10-20 см над поверхностью почвы) и покрыт мхом, чаще всего будет иметь темно-коричневый окрас с розоватыми прожилками либо желтовато-золотистый фон с темными годовалыми кольцами.

Как собрать сувель?

Люди, просто гуляющие в лесу, собирающие ягоды или грибы, совсем не замечают Если же целенаправленно искать капы или сувели, то встретить их можно довольно часто. Они могут быть расположены у подножия или в верхней части ствола, где достать их без лестницы практически невозможно. Если говорить о местности, это может быть заболоченная низина или песчано-каменная равнина.

Нередко попадаются гниющие наросты, создавая впечатление, что дерево пытается избавиться от свилей. Если срезать какую-либо неповрежденную часть, она тоже сгниет через определенный отрезок времени.

Чем медленнее растет дерево в неблагоприятных условиях, тем плотнее будут сплетения волокон и тверже материал. Невозможно предугадать рисунок сувели, но чем она корявее, тем красивее будет узор. При этом изготовить из него объемный кусок получается лишь в исключительных случаях.

Ввиду того что материал твердый, спилить его с первого раза довольно сложно, полотно быстро тупится. Со второго захода дело идет намного быстрее. При заготовке березового сувеля нужно стараться, чтобы срез был ровный, шел параллельно стволу. Чтобы дерево не погибло, желательно обработать спил ранозаживляющим раствором. Его можно приобрести в садовом отделе магазина.

Если нарост опоясывает ствол, то его спиливать нельзя, так как дерево может погибнуть.

Как сушить сувель березы?

От метода подготовки сырья зависит внешний вид его, а потом и готового изделия. Существует несколько разных способов начальной обработки. Древесину можно оставить на воздухе в естественных условиях на год или два либо ускорить этот процесс другими методами. Ниже опишем более быстрый способ.

Для сушки с заготовки снимают кору, оборачивают газетой в несколько слоев, затем помещают в черный полиэтиленовый пакет. Бумага не дает материалу быстро нагреться, пакет создает эффект парилки. Черный полиэтилен быстро нагревается от солнечных лучей (при сушке сувеля на улице) или от батареи. Процесс происходит равномерно, что препятствует растрескиванию дерева. Пакет нужно завязать, оставив небольшую отдушину. Первые 10 дней газеты меняют дважды в день на сухие, следующие 15 дней достаточно одного раза. К концу срока бумага должна оставаться практически сухой. В целом процесс занимает 25-30 дней, древесина сохраняет естественный цвет и не растрескивается.

Как правильно варить?

Этим способом пользуются многие мастера. Во время варки материала тем или иным способом можно придать древесине нужный оттенок, ускорить сушку или проявить имеющийся рисунок. От этого будет зависеть внешний вид изделия из сувеля березы.

Процесс происходит следующим образом:

  1. В кастрюлю укладывают заготовки, предварительно очищенные от коры. Далее заливают водой таким образом, чтобы она покрывала древесину на 2-3 см. Затем добавляют 2 ст. ложки крупной соли на литр воды и ставят на огонь. Помимо этого в раствор добавляют хвойные, березовые или ольховые опилки. Они придают сувелю цвет от темно-янтарного до золотистого.
  2. После того как вода закипит, огонь делают медленным и варят материал 4 часа, если заготовка крупная - 6 часов. Затем жидкость сливают и оставляют древесину подсыхать. На второй и третий день процесс нужно повторить. В результате должно получиться 12-18 часов варки за 3 суток.
  3. Варка в солевом растворе обусловлена простой физической реакцией. В дереве содержится сок, плотность которого ниже соляного раствора. Во время варки жидкость проникает в материал и обезвоживает его. Это происходит путем вытеснения древесного сока и впитывания раствора соли. В результате происходит диффузия жидкости и сувель высушивается. После варки древесину оборачивают газетой и упаковывают в полиэтиленовый пакет. На следующий день бумага должна быть чуть влажная, сувель можно оставить досыхать в естественных условиях. При желании можно еще один день подсушить материал с помощью газеты.

Черновая обработка

Перед тем как приступить к работе, важно определиться с видом будущего изделия. Если поделка из сувеля березы будет вертикальной (например, ваза, подсвечник), то лучше делать спил в этом направлении и сразу формировать дно изделия. При изготовлении чаши, шкатулки, блюда внутреннюю часть выбирают сверху вниз. Удаляют лишнюю древесину, двигаясь от стенок к центру под углом 45°. Оптимальным вариантом будет использование полукруглой стамески или дрели.

Обратите внимание: не стоит слишком истончать стенки. При высыхании они могут стать ломкими или растрескаться. Как правило, изделия с достаточной толщиной бортов смотрятся красивее, добротнее и служат дольше.

После предварительного придания формы древесину оставляют еще на 1-2 дня на открытом воздухе вдали от прямых солнечных лучей (или в помещении, снова обернув газетой). После этого приступают к следующему этапу.

Чистовая обработка изделия

Поскольку каждый кусок материала уникален по своей природе, перед тем как приступить к чистовой отделке, необходимо его тщательно осмотреть. Возможно, сучок, который изначально хотелось удалить, будет изюминкой готового изделия, например ручки из сувеля березы.

Во время чистовой отделки убирается угловатость форм материала с целью приблизить его к законченному виду и раскрыть структуру дерева. Если в процессе обработки выявятся природные недостатки или мелкие трещины, их придется заделывать смесью опилок и клея. В худшем случае нужно будет отступить от первоначальной задумки и видоизменить изделие.

После завершения внутренней и внешней обработки сувеля приступают к зачистке шероховатостей. Делать это можно скребком, проволочной щеткой, рашпилем. Движения должны быть частыми и мелкими, чтобы не испортить материал. В завершение выполняется шлифовка дрелью со специальными насадками. Если таковой не имеется, обрабатывают вручную шкуркой, второй вариант даже больше приветствуется. Начинать нужно с крупной (пятерки), затем по убывающей переходить к самой мелкой зернистости.

Готовое изделие очищают от пыли, тонируют при необходимости. По желанию можно покрыть древесину лаком, натереть воском или горячей олифой. Процесс работы со свилями очень долгий и трудоемкий, именно поэтому изделия из него имеют высокую стоимость. Цена сувеля березы варьируется от 100 руб. за обработанный брусок размером 120×40×30 мм до 200 руб. за килограмм спиленного сырья.

Что можно изготовить?

Красота сувеля позволяет изготавливать из него самые разные предметы, все зависит от фантазии мастера. Очень часто можно увидеть оригинальную бижутерию, сделанную из этого древесного материала: серьги, кулоны, браслеты и кольца. В давние времена из него резчики изготавливали посуду, кружки, ложки, чаши. Все это использовалось в хозяйстве по назначению. К примеру, финны свои традиционные скандинавские куксы изготавливают именно из этого сырья.

Однако чаще всего берется сувель березы на рукояти ножей. Сыграли роль в этом неизменные качества материала, такие как плотность, простота в обработке, твердость, податливость полировке, красивейшая текстура, переплетение волокон и сияние.

Благодаря природному рисунку на древесине из сувеля вырезают фигурки животных и птиц. Узор удачно имитирует оперение, шерсть или кожу. Плавные изгибы сами наталкивают на мысль, что из него можно сделать, достаточно лишь убрать лишнее. Нередко древесный рисунок в обрамлении служит в виде декоративного панно или других арт-предметов.

Если говорить о функциональных вещах из сувеля березы, ножи стоят здесь на первом месте. Точнее, их рукояти. Далее идут шкатулки, рамки, мундштуки и трубки, основания тростей и инструментов, офисные принадлежности и многое другое. Такие предметы не только выполняют свою функцию, но и говорят о хорошем вкусе и статусе своего владельца.

Если древесина – красивейший и самый популярный природный материал, то капы и сувели – концентрат этой красоты. Какая ирония: то, что лесоводы именуют «пороком формы ствола дерева», становится счастливой находкой для умелых рук, которые превращают сувели и капы в настоящие шедевры.

Древесные капы: что это?

Кап дерева представляет собой не только удивительный материал с точки зрения эстетики, но и с точки зрения ботаники. Группа из сотен или тысяч спящих придаточных почек, имеющих форму бугорков или игольчатых наростов с зачаточной кольцевой структурой вокруг них, - это и есть кап. Внешне он имеет вид нароста округлой формы, или окольцовывающего весь ствол, покрытого корой. Иногда «спящие» почки могут проснуться и дать побег из капа.

Сувель (слева) и кап без коры

Древесные капы характерны для лиственных пород деревьев – липы, березы, дуба, осины, ореха, вяза, но в наших широтах чаще всего встречается березовый кап. Пожалуй, кап березы имеет самую красивую структуру. Редко можно найти кап хвойных деревьев.

Что касается размеров капа, то они могут варьироваться от едва заметных на стволе, размером с орех, до метровых и даже двухметровых. Древесный кап очень редкое явление, встречающееся намного реже, чем свиль. Хотя иногда на одном дереве может образоваться два, а то и несколько капов. Растет кап очень долго – речь идет о десятках лет.

Кап, образовывающийся возле корня, называют прикорневым, или капокорнем; тот кап, который растет на стволе или ветках – стволовой.

Почему на дереве появляется кап?

Очень интересный вопрос, на который невозможно дать 100% правильный ответ. – как Чук и Гек, произносятся почти всегда в паре. Однако имеют совершенно разную природу образования.

Вариант 1. Под корой появляется придаточная почка, однако кора дерева настолько тверда, что почка не имеет сил через нее пробиться. Но механизм роста уже запущен, к месту потенциального прорастания стремятся растительные гормоны, питательные вещества, которые и оказывают содействие в появлении множества новых почек, которые тоже не имеют сил пробиться и, таким образом, кап растет.

Текстура кленового капа

Вариант 2 . Под корой появляется придаточная почка, но из-за механических повреждений – ураган, рука человека, животное, - она не может развиваться нормально. И развивается аномально, с деформированием строения древесины.

Вариант 3 . Под корой появляется придаточная почка, однако из-за весенних морозов, вирусов, бактерий, грибов, насекомых, специфического минерального состава грунта дерево вскармливает не побег, а кап.

Как бы там ни было, в древесном капе самое интересное не его происхождение, а текстура. О ней и поговорим.

Древесный кап: текстура

Главное, чем капы и сувели отличаются между собой, - наличие «глазок» сучков у кап при поперечном разрезе. Ярко выраженная сердцевина мелких веточек вместе со свилеватой сложной текстурой, ярко выраженными перекрученными годичными слоями дают невероятный, сказочный рисунок. Причем в природе не существует двух совершенно одинаковых кап – ни по форме, ни по рисунку.

На свежем спиле текстура капа видна слабо, она проявляется после обработки – шлифовки, полировки, тонирования. При этом текстура стволовых капов более тонкая и изысканная, чем корневых.

После обработки кап больше напоминает камень – мрамор, малахит, - чем дерево. При этом материал приобретает приглушенный блеск и перламутровое сияние.

Цвет древесного капа во многом зависит от породы дерева и от места его формирования. Преобладающие цвета в гамме текстуры капа – коричневый, молочный, розоватый, зеленоватый.

Из-за большого числа сучков и свилеватостей капы тяжело обрабатывать, но они хорошо поддаются шлифовке и полировке.

Древесные сувели: что это?

Древесный сувель (древесный свиль) – круглый нарост на дереве как лиственных, так и хвойных пород, который состоит из перекрученных, деформированных волокон древесины. Встречаются сувели, опоясывающие дерево вокруг, или группы из нескольких сувелей на одном дереве.

Еще одно отличие между сувелями и капами – под корой у древесных сувелей гладкая поверхность, иногда с буграми, но крупными, не «пупырышками», как у капов.

Плотность сувелей немного меньше, чем у капов; следовательно, их немного легче обрабатывать.

Как же образуются сувели на дереве? Как правило, это результат внешнего воздействия на дерево, вследствие которого образуется складка. Со временем складка обрастает извилистыми волокнами. Сувели на деревьях встречаются куда чаще, чем капы.

Древесные сувели: текстура

Сувели могут иметь разную текстуру, в зависимости от запутанности строения нароста, однако преобладающими фигурами можно назвать волны, изгибы, пятна, полосы. После шлифовки и полировки проступает сияние и блеск древесины.

Цвет сувеля может быть желтым, коричневым, серым, розоватым или зеленоватым.

Свили могут быть стволовыми и корневыми – как и капы. Корневые сувели ценятся больше из-за ярко выраженных, причудливо закрученных годовых колец и темных прожилок. Стволовые сувели имеют не такой насыщенный рисунок, к тому же их древесина более светлая.

Мастера отмечают, что после толковой обработки древесные сувели начинают будто светиться изнутри, как янтарь. Рисунок сувелей напоминает мрамор.

Капы и сувели: использование

Использование капов и сувелей, в первую очередь, декоративное. Конечно же, из них делают функциональные вещи, но даже их главная задача – радовать глаз, а не быть чем-то сугубо утилитарным.

Редко применяют в резьбе. Их чрезвычайно яркая текстура «съедает» всю резьбу. К тому же, на дорогом материале резьба смотрится дешево. Как правило, мастера просто шлифуют материал и пропитывают маслом или покрывают лаком.

Сувели и капы не применяются в промышленных масштабах. Раньше в России, точнее - еще в РССР, существовало несколько предприятий, работники которых создавали шедевры из сувелей и кап. Теперь же эти неповторимые творения природы уходят, грубо говоря, в топку. Для лесников наросты являются просто дефектом древесины, браком в материале.

Итак, какими бывают изделия из капы и сувеля?

Условно поделим их на три группы - декоративные изделия, функциональные изделия и шпон.

1) Декоративные изделия из капа и сувеля. Это может быть даже кап или сувель в натуральном виде, просто без коры и покрытый лаком – отличный декор для дома в эко-стиле.

Особое место занимают скульптуры и фигурки, особенно изображающие животных.Почему именно животные? Капы и сувели по текстуре отлично имитируют оперенье птиц, шерсть или кожу животных. К тому же, естественные плавные линии этого материала сами подсказывают, чем они могут стать - остается только убрать лишнее. А вот для изображения человеческих лиц капы и сувели не подходят, поскольку придают им нездоровый вид.

Еще одни изделия из капа и сувеля - это панно. Капы и сувели настолько уникальный материал, что достаточно подобрать правильную тонировку - и настоящая картина готова. Тем не менее, такой материал применяют в мозаике, маркетри и интарсии.

И, конечно же, красивая текстура великолепно смотриться на заколках, брелоках, подвесках, запонках и других украшениях. А чаши, вазы, подставки и подсвечники придадут любому дому ощущение роскоши и настоящего вкуса.

2) Функциональные вещи из капы и сувеля. Это может быть мелкая мебель, посуда, шкатулки, табакерки, рукоятки инструментов, офисные принадлежности, лампы, рамки, шахматы, трости, часы и много-много чего другого. Конечно же, такие вещи выполняют не столько свои функциональные требования, сколько декоративные. Функциональные вещи из сувеля и капы многое говорят об отличном вкусе их владельца.

Что такое капы и сувели, чем они отличаются? Как и где их заготавливать? Как быстро и качественно высушить наросты в домашних условиях?

Итак, для начала определимся с некоторыми понятиями.

Кап (он же «ведьмин веник») это доброкачественное образование на дереве, представляющее собой пучок тонких веточек, растущих из каплевидного (чаще всего) нароста. При поперечном разрезе имеет текстуру с ярко выраженными сердцевинами сучков. Обрабатывается сложно из-за сильно свилеватой текстуры и огромного количества сучков. Крайне красив, прочен, прекрасно шлифуется и полируется.

Отдельные многочисленные участки обладают перламутровым отливом. Большого промышленного значения не имеет, но ценится весьма дорого из-за своей красоты. Если и используется в промышленности, то только в виде шпона для отделки мебели (в основном используется кап экзотических пород деревьев), а также для производства мелких изделий типа шкатулок, портсигаров, женских заколок, мелких украшений (кап берёзы). Использование капа на рукоятках ножей считается хорошим вкусом, а также ценится резчиками по дереву за неповторимую текстуру.

Нельзя найти два одинаковых куска капа, даже половинки распиленного капа имеют разный рисунок, настолько неоднороден нарост. Растет на многих деревьях (липа, ольха, берёза, клён, дуб и т.п.), но наиболее ценным и красивым является берёзовый (из произрастающих в наших широтах). Нарост обычно небольшой, максимум размером с воллейбольный мяч или с большую тарелку.

Вырезать на капе какой-то узор не имеет смысла, так как всё забивает текстура.

На фото представлен берёзовый кап. К сожелению я не смог раздобыть разрез именно берёзового капа (эти снимки я делал рядом с отделением родной милиции, и, как понимаете, спилить мне там ничего не дали бы… Но я изловчился и нашел кап ясеня; по текструре большинство капов сходны и отличаются только цветом и размерами серцевинок сучков).

Сувель (свиль) как ясно из названия, нарост получил название из-за своей структуры. «Витая структура»,

это ещё мягко сказано. Сувель представляет собой каплевидный или шарообразный нарост на дереве (также есть кольцевая разновидность, охватывает ствол дерева по периметру), растет обычно быстрее самого дерева раза в 2-3. При распиле имеет текстуру близкую по рисунку к мрамору и перламутру (это основной признак отличия от капа; в будущем не путать сувель и кап). Наличие перламутровых разводов на отшлифованном дереве создают прекрасную переливающуюся, светящуюся изнутри картину. Свиль также плохо обрабатывается, как и кап, но не так тяжело. Размер варьируется от размера ореха до 1,5 метров в высоту (сам такой видел на берёзе) и до 2 метров в диаметре (кольцевая сувель, охватывала ствол дерева полностью).

В Ватикане стоит купель значительно больше метра в диаметре, вырезанная из единого куска сувели. Сам сидел однажды в кресле, вырезанном из сувели. Прекрасно держит тонкую резьбу, но резать сувель не рекомендуется. Лучше отшлифовать и покрыть лаком (пропитать маслом). Изделие только от этого выиграет.

Наиболее ценной считается корневая или комлевая свиль. Наличие тёмных прожилок и четко выраженных перекрученных годовых колец. Это сказка. КРАСИВО, этим всё сказано. Ствольная сувель отличается более тонкой текстурой и более тонким «морозным» рисунком. И более светлой древесиной. По прочности комлевая сувель немного превосходит ствольную из-за особенности строения ствола дерева. Сувель прочна, красива, легко полируется и шлифуется. Хорошо просушенная и обработанная начинает «светиться» изнутри (при грамотной пропитке маслами дерево становиться похожим на янтарь и даже немного прозрачным). Обычно имеет цвет от нежно-жёлтого или розовато-коричневого до совсем охристо-коричневого. Всё зависит от условий и времени сушки. Кап имеет те же цвета.

Как видно, сувель на кап не похож совершенно.
Чага

Чага это гриб (не путать с грибом-трутовиком) и он нам не нужен для наших целей.

Заготовка

Где искать наросты… Естественно в лесу. НО! Определённых мест произрастания нет, они растут спонтанно, и самые красивые наросты найдёт самый глазастый и настырный. Это занятие сродни охоте за грибами кто больше и дальше обегал лес, тому и больше досталось.

Спиливаем нарост. Делаем это острой пилой. Иначе пилить замучаешься, и дерево начнёт лохматиться. Кору не счищаем.

Выделяю красным:

Если нарост является «стволообъемлющим» или капокорнем, то правильнее воздержаться от его спиливания дерево может погибнуть. Подобные капы и свили желательно приобретать при легальных лесозаготовках, когда дерево все равно обречено.

Спиливать наросты желательно в сухое время года, идеально в коце августа, начале сентября, до начала сокодвижения.

Не забываем замазать срез на дереве масляной краской или воском, или чем-то подобным.
Сушка

Итак, как сушить? Методом «запаривания». Сразу скажу что этот метод подходит для небольших кусков дерева: где-то в половину футбольного мяча или небольшого поленца.

Берём ненужную кастрюлю (ведро), и кидаем туда деревяку. Кастрюлю нужно брать именно ненужную, так как в процессе варки образуется весьма хитрый отвар, который потом отмывать очень хлопотно. Лучше деревяку почистить от всяких лохмотьев бересты и других хрупких и болтающихся цастиц всё равно отвалятся.

Я рассматриваю именно берёзовый нарост, как наиболее доступный и красивый. Остальные наросты варят по той-же технологии. Полено соответственно чистят от всякого мусора и хрупких частиц. Наливаем воду. Это удобно делать гранёным стаканом (в нём 250 мл). Вода должна накрывать деревяку примерно на сантиметр-два. Дерево, естественно, всплывает, но прижмем ко дну и всё увидим. Воду наливать без разницы какую, холодную или горячую всё равно закипит. В кастрюльку можно накидать деревяк сколько не жалко, важен объём отдельной деревяки, а не суммарный объём девесины.

Берём поваренную соль, какую не жалко. Не суп варим. На литр воды сыпем 2 большие столовые ложки
с верхом соли. Можно и больше, сколько не жалко, ничего страшного, переборщить невозможно. Главное чтоб вода была приторно соленой. Можно использовать морскую чистую воду (именно чистую, а то будет противно пахнуть тиной). Соль будет тянуть соки из дерева, но дерево не пропитает.

Находим опилок смолистых пород древесины. Ель, сосна, проще всего достать. Берем пилу: и вперёд. Нам нужно две мощных горсти опилок (опилки загребаем двумя руками). Именно опилок, а не стружек от простого ручного рубанка. Стружки подойдут от электрорубанка (можно раздобыть на ближайшей лесопилке или настрогать самому). Я их всегда и использую. Они достаточно мелкие и их обычно можно много и легко получить. Чем больше смолы в опилках, тем лучше. И чем мельче опилки, тем лучше. Засыпаем в кастрюлю. Опилки придадут сувели приятный охристый цвет. От нежно розово-жёлтого до охристо-коричневого. А также смолы добавят древесине прочности и проявят текстуру.

Когда вода закипит, убавляем огонь и оставляем кипящим на 6-8 часов, можно и побольше, на сколько хватит терпения. Если кастрюлька большая, то можно и не убавлять пламя, пусть вода бурлит и пузыриться. Но смотреть нужно, чтоб вода не выкипела полностью. Соль, опилки, температура и время сделают свою дело. Воду подливаем по мере необходимости. В процессе варки образуется красный «бульончик». И накипь. Накипь лучше сразу удалять. Она отмывается очень сложно.

Прошло 6-8 часов (в зависимости от размеров куска дерева). Вынимаем деревяку. Промываем под струёй воды от опилок. Воду из кастрюли
вываливаем за ненужностью, но можно оставить и на следующий раз, если есть где хранить. Но выливать воду проще. Нарост закидываем
на шкаф, ничем на оборачивая. На сутки-двое, пусть остынет.

Процесс варки и сушки повторяем 2-4 раза в зависимости от объёма деревяки. Для ускорения процесса можно использовать скороварку. Время снижается до 4-6 часов.

При последней варке нужно шустро ободрать кору, пока дерево горячее. Хотя она сама должна к этому времени отвалиться. Осторожно!!! Горячо!!! Используйте перчатки!

Закидываем на шкаф на неделю-две. Дерево в принципе уже высохло, но пусть уйдёт оставшаяся влага. Дерево ‘»ривыкнет» к атмосфере. После окончательной просушки дерево станет похожим на кость, и его можно будет резать, пилить, шлифовать. Запаха постороннего никакого не будет. Будет пахнуть только деревом.

ОлегНА 08-07-2011 13:25

Ситуация такая. Осенью выезжаю в экспедицию в тайгу. Идём на лодках. По пути буду собирать интересные экземпляры кап и сувель. После возвращения на базу всё это богатство погрузится в контейнер и с лодками и всеми нашими причиндалами вернётся в москву. После спила и до попадания в мой гараж пройдёт минимум полтора месяца скорее всего два месяца. Место спила сразу же закрашу масляной краской. Вопрос, нужно ли снимать кору? можно ли через полтора два месяца после спила вываривать?

ЗЫ в основном будет берёза

Serjant 08-07-2011 13:32

забей в любой поисковик.
Естественная сушка древесины.

ОлегНА 08-07-2011 13:35

Так забивал. Ответа на то снимать или нет кору не нашёл. Знаю что берёзу в коре держать нельзя, только если половинить. А тут я место спила краской закрашу. Это самый волнующий вопрос для меня.
Тема если чё однодневка. Прошу модераторов завтра её удалить

AlexDM 08-07-2011 13:43

Именно в коре и с замазанными разрезами сушится березовая сувель у меня на балконе, год уже.

AIS1947 08-07-2011 13:44

quote: Знаю что берёзу в коре держать нельзя, только если половинить.

Кто Вам это сказал?

ОлегНА 08-07-2011 13:48



Кто Вам это сказал?


На "Мастеровом" прочитал, вроде как за три месяца сгнивает, и друг говорил, что когда они для молотков на своём предприятии заготавливают берёзу то обязательно от коры отчищают.

AIS1947 08-07-2011 14:28

quote: вроде как за три месяца сгнивает

Сгнивает, если будет валятся в мокром месте или на земле.
Вообще то сущат древесину в СУХОМ месте.

ALAM 08-07-2011 15:13

главное как спилите не заносите в избушку к теплу,ее сразу поколет.пусть лежит где-нибудь в прохладном месте под крышей,в сарае,или коридоре...и вместо краски можно использовать стеарин от свечей,растопить и горячим за несколько приемов срез пропитать...

DECEMBER 08-07-2011 16:03

quote: Originally posted by ОлегНА:

По пути буду собирать интересные экземпляры кап и сувель.


Не надорвётесь?
Сувели крупные от берёзы чаще не оправдываются. Ориентируйтесь на размер ДО воллейбольного мяча. Кору снять... С невываренной - проблемка, однако. По осени можно и в коре. Срез замазать. Можно баллончик-аэрозоль с акриловой краской (пару-тройку слоёв с промежуточной подсушкой), можно типа ПВА с индексом D-2, D-3. Небольшие можно и на месте проварить - хотя б полчасика-часик, чтоб кору снять. Когда обсохнет (на другой день) тоже краской пропшикать, но транспортировать тогда лучше в мешке полугерметичном. Удачи!

AIS1947 08-07-2011 16:12

Из Москвы в тайгу за березовыми капами и сувелями - "ближний свет". Этого добра в подмосковье навалом если поискать. Да и "Барахолка ножевой мастерской" торгует регулярно.

ОлегНА 09-07-2011 14:32

Признаю вопрос не правильно сформулировал.
"Как довезти кап и сувель до места сушки, чтоб не потрескался. Время доставки 2 месяца" - так наверное правильнее будет.
Отдельное спасибо DECEMBER и ALAM. Наверно с половины кору сниму с половины нет. Срезы замажу. Из лодки их даже вынимать не буду. Пусть так в сырости и лежат. В контейнер в кучку сложу, накрывать не буду.

quote: Originally posted by AIS1947:

Из Москвы в тайгу за березовыми капами и сувелями - "ближний свет". Этого добра в подмосковье навалом если поискать.


Я в тайгу за туманом еду, а сбор капа это попутно, так сказать полезное с приятным.

Алексей С 09-07-2011 14:53

"главное как спилите не заносите в избушку к теплу,ее сразу поколет.пусть лежит где-нибудь в прохладном месте под крышей,в сарае,или коридоре."
- Я в январе спилил три сувели, одну сразу сварил, и с ней все ок. А две других оставил в холодном сарае для медленной естественной сушки. Весной посмотрел - можно на дрова отправлять, потрескались.

Просмотры: 31046

15.05.2017

Дерево является наиболее распространенным растением на земле.

Природа несказанно щедра, раз подарила человеку не только возможность любоваться красотой стволов, листьев, но и извлекать из древесины практическую пользу, ведь уже на протяжении нескольких тысяч лет люди используют деревянные изделия в своем обиходе, строя дома, лодки, изготавливая мебель и домашнюю утварь, производя музыкальные инструменты, поделки, прочее.

На сегодняшний день не существует материала, способного, полностью заменить чудесные природные свойства древесины, поскольку ее плотность, цвет, фактура, рисунок текстуры и оттенки в каждом случае уникальны.



Природная неповторимость древесного узора особо проявляется в капе и сувели (шарообразных или каплевидных наростах на деревьях), которые ученые мужья определили, как болезни.

Эти образования создают внутри сложный фееричный рисунок древесных волокон, состоящий из переплетения цветных линий, пятен, вкраплений, плавно перетекающих друг в друга, которые и формируют, таким образом, узор особой красоты. Благодаря богатству красок и линий, и кап, и сувель, являются превосходным природным материалом для производства различных поделок, украшений, предметов интерьера, поскольку обладают и эксклюзивной текстурой (в природе невозможно найти два одинаковых узора), и особой прочностью и долговечностью.

Давайте попробуем определить, чем же отличаются между собой кап и сувель, и что между ними общего.

Кап

Кап (капокорень или как его еще называют в народе «ведьмин веник ») - это округлое доброкачественное образование на стволе или ветви с большим количеством древесных узелков. Кап, как раз и отличается от сувели тем, что имеет на своей внешней стороне множество шишечек, которые создаются благодаря придаточным и спящим почкам. Эти образования имеют вид темных шипов и бугорков, отчего, часто на капе, можно наблюдать растущие прямо из него мелкие побеги и веточки.



По мнению одних ученых, кап на дереве возникает в результате либо резкого изменения в развитии растения, то есть может иметь как естественную, так и антропогенную причину возникновения. Некоторые научные работники считают, что появление безобразной опухоли на дереве может быть наследственным уродством.

Встречается кап преимущественно на деревьях лиственных пород, таких как дуб, липа, клен, ольха, тополь, орех, но чаще всего его можно отыскать на березе.

Замечено, что в среднем на одно дерево с капом приходится от трех до пяти тысяч деревьев без такового образования, поэтому отыскать хороший кап (в отличие от сувели) довольно непросто.

Чаще всего на деревьях встречается прикорневой кап, который может быть просто гигантских размеров.



Как правило, капокорень имеет внутри неярко выраженную текстуру и слабый по контрасту цветов рисунок.

Кап, образованный на ветке часто имеет форму неправильного шара и в отличие от капокорня, при поперечном разрезе его внутренняя текстура пестрит узорами с сердцевинами сучков и имеет своеобразную «игольчатую» структуру в виде мелкого орнамента с черточками и точками. Внутренние волокна древесины переплетаются между собой в различных направлениях, создавая живописный рисунок, а вкрапления из спящих почек делают фактуру еще более богатой, поэтому кап чаще всего применяют как элемент декора при изготовлении различных поделок, рукояток ножей, прикладов ружей, оригинальной посуды и прочих сувениров.

В обработке, благодаря сильной плотности своей текстуры и огромного числа сучков кап не прост, но при этом прекрасно шлифуется и полируется.

Основной цвет внутренней текстуры капа – это различные оттенки черного или коричневого цветов, охры. Даже если взять две половинки одного и того же капа, они все равно будут отличаться и иметь отличный узор, настолько структура нароста неоднородна.

Древесина у капа прочнее, чем у сувели, и процентов на пятьдесят – семьдесят крепче, чем у дерева, на котором он образовался.

Из капа производят также мелкие изделия: шкатулки, портсигары, заколки, сережки, браслеты, мелкие украшения.



Создавать резной узор на капе не имеет смысла, поскольку фактура и текстура древесины красива сама по себе.

Сувель

Образование сувели вызвано болезнью дерева (раком) и она чаще всего представляет собой скрученный и сплетенный в комок нарост, отчего ее также называют свилем .

Обычно свиль растет в два-три раза быстрее самого дерева и имеет каплевидную или шарообразную форму, расположенную вокруг ствола или ветви. Главное отличие сувели от капа заключается в том, что она образуется не из спящих почек, а благодаря сложному переплетению изогнутых в разные стороны годовым кольцам (откуда и произошло название свиль). По этому признаку шишки на дереве легко отличить друг от друга.

Наросты (особенно на березе) встречается довольно часто, хотя до конца причина ее образования не изучена. Предположительно положить начало образованию свили может грибок или механическое повреждение коры дерева.

Сувель (в народе еще называют древесной костью ), поскольку ее срез напоминает разводы мрамора (с такими же переливами и лучевым сечением), а тонкие части просматриваются насквозь и внешне похожи на кость, хотя плотность тканей, как было уже сказано выше, у сувели меньше, чем у капа, поэтому ее древесина является менее прочной.



Нарост сувели может вырастать до гигантских размеров (к примеру, в Ватикане находится купель, вырезанная из цельного куска дерева). Однако, чем свиль мельче, тем насыщеннее и ярче рисунок внутри, правда узор с элементами орнамента в любом случае будет более мягким (без обязательных для капа узоров в виде «шипов» и «иголок»).

Внутренняя текстура сувели имеет нежный перламутровый оттенок, причем расцветка каждого может сильно различаться и содержать белый, желтый (напоминающий цвет янтарь), а также коричневый, розоватый и зеленый цвета. Оттенок сувели зависит от места произрастания дерева и способов ее сушки.

Сувель можно образовать и самому, для этого достаточно перетянуть ствол или ветвь дерева проволокой. На месте перетяжки вскоре появится выпуклое образование, созданное годовыми кольцами.

Сувель также отлично поддается обработке, хорошо шлифуется, полируется, а ее перламутровый срез, напоминающий мрамор, играя разводами, имеет неповторимую текстуру и как бы светится изнутри.

Безусловно, что по виду сувели определить насколько будет красивым рисунок, невозможно, но чем корявее и крученее нарост выглядит внешне, тем богаче будет его текстура и узор внутри.



Наиболее ценной считается корневая (комлевая) часть сувели. Она представляет интерес для резчиков по дереву, художников, производителей ножей, скульпторов и краснодеревщиков, которые выбирают этот материал за эксклюзивность рисунка на срезе, высокую прочность, неподверженность гниению и уникальную способность к обработке.

Поиск и подготовка наростов

Естественно, что искать выпуклости на дереве необходимо в лесу. При этом многие путают капу и свиль с похожим на них грибом из рода (Inonotus), который чаще всего обитает на березе и называется чагой или черным березовым грибом.

Необходимо научиться определять, где гриб, а где нарост.



Спиливать свиль и кап лучшего всего осенью (в сентябре-октябре), когда деревья приостанавливают естественное движение сока и начинают подготовку к зиме.

Необходимо помнить, что без хорошей пилы, сувель или кап, особенно если они весьма корявые, спилить непросто, поэтому эту работу лучше всего производить с помощью бензопилы, но необходимо помнить, что цепи инструмента из-за особой прочности нароста быстро тупятся.

Если бензопилы нет, придется работать ручной пилой, но она должна иметь остро отточенные с хорошим разводом зубчики, чтобы мастер не мучил, ни себя, ни дерево, и зря его не ранил.

Место среза (чтобы избежать образования нежелательного для дерева дупла) необходимо сразу же замазать садовым варом, закрасить масляной краской или залепить глиной.



При обнаружении массивного капокорня , необходимо помнить, что его срез чреват для дерева серьезными последствиями и в результате нанесенной травмы оно может погибнуть.

Все вышеперечисленные свойства и капа, и свиля возносят эти уникальные материалы на вершину ценности среди прочих пород древесины, поскольку применяются они, как в отделке различных предметов утилитарного назначения, так и украшений, мелкой пластики и посуды.