Обработка капа. Поделки и изделия из березового капа


Кап еще называют «ведьминым веником» — это небольшое образования на дереве, доброкачественного характера. В основном имеет вид капли, из которой растут тоненькие веточки, собирающиеся в пучок. В разрезе поперек можно наблюдать структуру из броских сучков. Обработка капа не проста, хотя шлифовке и полировке все же поддается. В результате работ имеет очень привлекательный вид.

Некоторые участки березового капа могут отдавать перламутром. В промышленности он не представляет особой ценности, но является достаточно дорогим в силу своей красоты и уникальности.

Иногда кап может использоваться в качестве шпона для отделки мебели, но чаще всего это кап экзотических деревьев. А вот из березового капа делают прекрасные шкатулочки, женские небольшие украшения или заколки, портсигары.

Кап березовый отличается качественной текстурой, поэтому нож с деревянной рукояткой весьма красивый и дорогой.

Двух идентичных капов в природе не отыскать, даже половинки отличаются друг от друга. Их можно увидеть на множестве разных деревьев. В наших широтах очень ценится березовый кап. Вырастает он не большим, максимальный диаметр как у большой тарелки.

В силу плотной текстуры, сделать на капе какой-либо рисунок сложно, да и нет смысла.

Чтоб березовый кап можно было в будущем использовать по назначению, очень важно его правильно собрать. Для этого мы ознакомим вас с подробной инструкцией:


Правильная обработка березового капа

Очень часто при распиливании капа образуется уникальный и неповторимый рисунок, который не захочет менять мастер. В иных случаях, кап после распиливания обрабатывают:

  • Крупный капы практически всегда распиливают, так как из него можно изготовить сразу несколько предметов. Кап разделяют на несколько пластин, толщина каждой зависит от того, какой планируется изготовить предмет.
  • Чтоб в будущем получился отличный рисунок, следует заранее продумать угол распила. Чем больше на срезе будет спящих почем, тем лучше.
  • Когда кап свежий, рисунок проявляется слабо, но пилить намного проще.
  • Что рисунок проявился в полную красоту, перед изготовлением предмета следует кап хорошо пропарить.
  • Пропаривать кап можно дома, для этого подойдут мелкие опилки. Для проведения процедуры берут нужную по размеру емкость (кастрюлю рекомендуется использовать старую, так как красители, которые будут проявляться, отмыть не удастся). Опилки выкладывают щедрым слоем на донышко, сверху кладут кап. Плотно укладывать нельзя, должен оставаться зазор хотя бы в 0,5 сантиметра. Поверх сыплют опилки тонким слоем.
  • Выложенный кап в кастрюлю заливают хорошо подсоленной водой (в основном нижний слой). Вода не должны полностью покрывать заготовки, а только немного их касаться. Соль берут с расчетом 1 ст. л. на 1 л воды. Если будет немного больше – не беда.
  • Подготовленный кап накрывают крышкой и ставят на небольшой огонь. Как только смесь закипит, отчитывают около 10 часов, и дают капу хорошо пропариться. Чтоб избежать неприятностей, в емкость поглядывают каждый час, при необходимости доливают воду.
  • По стечению времени, емкость снимают с огня, и оставляют остывать.
  • После остывания заготовки промывают под проточной водой, и оставляют сушиться. Чтоб они просыхали равномерно, каждые несколько часов их следует переворачивать. Период просушивания длиться около 3-4 суток.
  • Когда заготовки полностью высохнут, их опять пропаривают по вышеуказанной схеме, снова просушивают. Процедуру повторяют до трех раз.
  • Если после пропаривания кора не отпала полностью, ее аккуратно снимают вручную.
  • Процедуру просушивания предпочтительнее проводить на улице. Первые сутки переворачивают достаточно часто, на третий день хватит и 1-2 раз.
  • Замечательно, если есть возможность осуществить финальную просушку в специальном духовом шкафу несколько раз.
  • Если кап попался весьма крупным (больше баскетбольного мяча), такой вид обработки не подойдет. Процесс просушки или пропарки может привести к трещинам и другим повреждениям.
  • Вываривают как в основном разделенный на части. Цельные наросты на березе обрабатывают как обыкновенное дерево – с помощью шлифовки и покрытия лаком.
  • При выпаривании, пластины капа приобретают оттенок выделяемых компонентов, он может быть весьма разнообразным (желтый с золотым отливом, коричневый и т. д.).
  • После обработки можно проводить последующие процедуры, например, покрытие лаком или краской.
  • Перед покрытием лаком, поверхность хорошо отшлифуют с помощью крупного наждака, затем мелкого. Древесную пыль стирают мягкой тканью.
  • Рисунок проявится во всей красе, если кап обработать воском.

На самом деле работа с капом очень кропотливая, требует внимания и много времени. Но то, что получается в результате трудов безусловно радует. Из березового капа получаются превосходные сувениры, которые имеют индивидуальный и неповторимый рисунок.

ОБРАБОТКА КАПА

На стволах берез, высоко над землей или у самого корня, иногда можно встретить шарообразные древесные наросты, покрытые коричне-вой шершавой корой. Это капы.
Не сразу открылась человеку красота древесины березового капа. Вначале он оценил только ее необыкновенную прочность. Небольшой кап с куском ствола и с выдолбленной полостью превращался в руках умельца в долговечный и удобный ковш или уполовник. Из капа по-больше выдалбливали чашу или братину.

Но в таких изделиях своеоб-разный рисунок капа оставался нераскрытым. Древесина подвергалась только грубой обработке. Лишь гораздо позже, когда кап научились распиливать на тонкие пластинки и полировать, его стали ценить как отличный декоративный материал. В начале XIX века русские столяры-краснодеревщики начали применять кап наравне с древесиной ценных пород для декоративной отделки мебели. В это же время появились пер-вые шкатулки и табакерки, сработанные полностью из капа. Некоторые искусно выполненные изделия ценились буквально на вес золота". Кап нередко сочетали с другими материалами — чаще всего инкрустировали перламутром, самшитом и слоновой костью.


Признанным центром обработки березового капа считается бывшая Вятская губерния, ныне Кировская область. Вятские мастера много раз участвовали в международных выставках.
Своя особая технология обработки капа была у мастеров Звенигород-ского района Московской области. Но после Великой Отечественной войны этот своеобразный промысел угас.

Сравнительно недавно возникло производство изделий из капа в Баш-кирии, которая славится запасами каповой березы. Весной, как только стает снег, в горные леса юга Баш-кирии отправляются заготовители капа. Они осторожно срезают наро-сты с березовых стволов, затем место спила густо смазывают парафином, масляной краской или известью, чтобы не попали в дерево вредные микробы, чтобы оно не зачахло, не погибло. Через несколько лет на нем снова может вырасти кап. За-мечено, что древесина капа растет вдвое-втрое быстрее, чем нормаль-ная древесина березы. Смазывают заготовители и спил самого капа, чтобы он до начала обработки не растрескался.

Кап, растущий на стволе дере-ва, принято называть стволовым ка-пом, а у корня — капо-корнем. Капо-корень встречается в лесу гораздо чаще, чем стволовый кап, и достигает полутора метров в поперечнике. По форме капы делятся на два вида: кру-говые, опоясывающие ствол вокруг, и боковые, растущие сбоку дерева.


Капы встречаются не только на березе, но и на осине, ольхе, дубе, липе, иве и ели. Но они не имеют промышленного значения, хотя и из них можно делать различные декоративные вещицы.
Очень часто капы путают с другими наростами — с так называемой сувелью. Сувель на березах встречается чаще, чем кап, и на спиле име-ет волнистую свилеватую текстуру, похожую на текстуру карельской березы. Отличить кап от сувели можно по «спящим» почкам, которые в большом количестве расположены на поверхности настоящего капа и представляют собой небольшие полусферические бугорки. Из некото-рых бугорков могут прорастать тонкие веточки — «проснувшиеся» почки.

На срезе текстурный рисунок капа — это сложное переплетение го-дичных слоев, переливающихся при изменении угла освещения. У хоро-шего капа на срезе видны годичные слои и сердцевины спящих почек в виде множества концентрических кругов и темно-коричневых точек. Чем больше таких точек с концентрическими кругами, тем живее и де-коративнее рисунок. Спящих почек обычно бывает больше у стволового капа, поэтому текстура на его спиле красивее, чем у капо-корня, и дре-весина его больше ценится у мастеров.

Иной раз текстура капа имеет настолько причудливый рисунок, что при некотором воображении в хаотичном переплетении древесных воло-кон можно различить образы фантастических животных, пейзажи. Не-возможно найти хотя бы два куска капа с одинаковым рисунком, поэтому столярные изделия, имеющие одну и ту же форму, все-таки не похожи одно на другое. Каждое из них неповторимо.

Спиливать самим кап с деревьев, стоящих на корню, нельзя: не зная всех тонкостей этого дела, вы можете погубить дерево. Самовольное спиливание капа штрафуется наравне с порубкой леса. Но если вы за-интересуетесь обработкой капа, можете срезать его с поваленных деревь-ев на складе ближайшего леспромхоза — с разрешения кладовщика, конечно.
Начинайте обрабатывать кап с того, что распилите его на пластинки, подбирая их толщину в зависимости от размеров предполагаемого изде-лия. От удачной распиловки во многом зависит красота текстурного рисунка.

Со временем вы научитесь по форме капа, по расположению спящих почек сразу определить, как его лучше распилить, чтобы обнару-жить скрытую красоту. Старайтесь распиливать кап так, чтобы плос-кость распила рассекала поперек максимальное количество спящих почек.
Обычно на свежем срезе текстурный рисунок у капа бледный и мало-заметный. Чтобы он проявился, древесину капа пропаривают. Самый про-стой способ — проварить заготовки на слабом огне в течение двух-трех часов. Но лучший результат дает пропаривание древесины в опилках. Намочите опилки и положите их на дно кастрюли слоем около 20 мм, сверху положите слой заготовок, покройте его новым слоем опилок и т. д.

Теперь поставьте кастрюлю в духовку на два-три часа. В резуль-тате запарки из капа удаляется древесный сок, от неравномерного высыхания которого древесина могла бы впоследствии покоробиться и потрескаться. Одновременно заготовки окрашиваются естественными красителями, содержащимися в капе, и приобретают множество оттен-ков — от золотисто-янтарного до темно-шоколадного.

После пропарки высушите кап в течение нескольких часов в сушиль-ном шкафу, а если его нет, то просто на воздухе, но уже не менее недели.
Теперь можно вырезать, вытачивать и склеивать из заготовок различ-ные изделия — некоторые из них показаны на рисунках.
Покрывают изделия из капа чаще всего спиртовым шеллачным ла-ком. Пленка его достаточно стойка и дает теплый желтоватый цвет с мягким блеском. Можно использовать и нитролаки — они имеют более интенсивный блеск и делают текстурный рисунок четче и контрастнее. Перед покрытием нужно хорошенько отшлифовать поверхность изделия наждачной бумагой — сперва крупной, потом мелкой.

Если древесина – красивейший и самый популярный природный материал, то капы и сувели – концентрат этой красоты. Какая ирония: то, что лесоводы именуют «пороком формы ствола дерева», становится счастливой находкой для умелых рук, которые превращают сувели и капы в настоящие шедевры.

Древесные капы: что это?

Кап дерева представляет собой не только удивительный материал с точки зрения эстетики, но и с точки зрения ботаники. Группа из сотен или тысяч спящих придаточных почек, имеющих форму бугорков или игольчатых наростов с зачаточной кольцевой структурой вокруг них, - это и есть кап. Внешне он имеет вид нароста округлой формы, или окольцовывающего весь ствол, покрытого корой. Иногда «спящие» почки могут проснуться и дать побег из капа.

Сувель (слева) и кап без коры

Древесные капы характерны для лиственных пород деревьев – липы, березы, дуба, осины, ореха, вяза, но в наших широтах чаще всего встречается березовый кап. Пожалуй, кап березы имеет самую красивую структуру. Редко можно найти кап хвойных деревьев.

Что касается размеров капа, то они могут варьироваться от едва заметных на стволе, размером с орех, до метровых и даже двухметровых. Древесный кап очень редкое явление, встречающееся намного реже, чем свиль. Хотя иногда на одном дереве может образоваться два, а то и несколько капов. Растет кап очень долго – речь идет о десятках лет.

Кап, образовывающийся возле корня, называют прикорневым, или капокорнем; тот кап, который растет на стволе или ветках – стволовой.

Почему на дереве появляется кап?

Очень интересный вопрос, на который невозможно дать 100% правильный ответ. – как Чук и Гек, произносятся почти всегда в паре. Однако имеют совершенно разную природу образования.

Вариант 1. Под корой появляется придаточная почка, однако кора дерева настолько тверда, что почка не имеет сил через нее пробиться. Но механизм роста уже запущен, к месту потенциального прорастания стремятся растительные гормоны, питательные вещества, которые и оказывают содействие в появлении множества новых почек, которые тоже не имеют сил пробиться и, таким образом, кап растет.

Текстура кленового капа

Вариант 2 . Под корой появляется придаточная почка, но из-за механических повреждений – ураган, рука человека, животное, - она не может развиваться нормально. И развивается аномально, с деформированием строения древесины.

Вариант 3 . Под корой появляется придаточная почка, однако из-за весенних морозов, вирусов, бактерий, грибов, насекомых, специфического минерального состава грунта дерево вскармливает не побег, а кап.

Как бы там ни было, в древесном капе самое интересное не его происхождение, а текстура. О ней и поговорим.

Древесный кап: текстура

Главное, чем капы и сувели отличаются между собой, - наличие «глазок» сучков у кап при поперечном разрезе. Ярко выраженная сердцевина мелких веточек вместе со свилеватой сложной текстурой, ярко выраженными перекрученными годичными слоями дают невероятный, сказочный рисунок. Причем в природе не существует двух совершенно одинаковых кап – ни по форме, ни по рисунку.

На свежем спиле текстура капа видна слабо, она проявляется после обработки – шлифовки, полировки, тонирования. При этом текстура стволовых капов более тонкая и изысканная, чем корневых.

После обработки кап больше напоминает камень – мрамор, малахит, - чем дерево. При этом материал приобретает приглушенный блеск и перламутровое сияние.

Цвет древесного капа во многом зависит от породы дерева и от места его формирования. Преобладающие цвета в гамме текстуры капа – коричневый, молочный, розоватый, зеленоватый.

Из-за большого числа сучков и свилеватостей капы тяжело обрабатывать, но они хорошо поддаются шлифовке и полировке.

Древесные сувели: что это?

Древесный сувель (древесный свиль) – круглый нарост на дереве как лиственных, так и хвойных пород, который состоит из перекрученных, деформированных волокон древесины. Встречаются сувели, опоясывающие дерево вокруг, или группы из нескольких сувелей на одном дереве.

Еще одно отличие между сувелями и капами – под корой у древесных сувелей гладкая поверхность, иногда с буграми, но крупными, не «пупырышками», как у капов.

Плотность сувелей немного меньше, чем у капов; следовательно, их немного легче обрабатывать.

Как же образуются сувели на дереве? Как правило, это результат внешнего воздействия на дерево, вследствие которого образуется складка. Со временем складка обрастает извилистыми волокнами. Сувели на деревьях встречаются куда чаще, чем капы.

Древесные сувели: текстура

Сувели могут иметь разную текстуру, в зависимости от запутанности строения нароста, однако преобладающими фигурами можно назвать волны, изгибы, пятна, полосы. После шлифовки и полировки проступает сияние и блеск древесины.

Цвет сувеля может быть желтым, коричневым, серым, розоватым или зеленоватым.

Свили могут быть стволовыми и корневыми – как и капы. Корневые сувели ценятся больше из-за ярко выраженных, причудливо закрученных годовых колец и темных прожилок. Стволовые сувели имеют не такой насыщенный рисунок, к тому же их древесина более светлая.

Мастера отмечают, что после толковой обработки древесные сувели начинают будто светиться изнутри, как янтарь. Рисунок сувелей напоминает мрамор.

Капы и сувели: использование

Использование капов и сувелей, в первую очередь, декоративное. Конечно же, из них делают функциональные вещи, но даже их главная задача – радовать глаз, а не быть чем-то сугубо утилитарным.

Редко применяют в резьбе. Их чрезвычайно яркая текстура «съедает» всю резьбу. К тому же, на дорогом материале резьба смотрится дешево. Как правило, мастера просто шлифуют материал и пропитывают маслом или покрывают лаком.

Сувели и капы не применяются в промышленных масштабах. Раньше в России, точнее - еще в РССР, существовало несколько предприятий, работники которых создавали шедевры из сувелей и кап. Теперь же эти неповторимые творения природы уходят, грубо говоря, в топку. Для лесников наросты являются просто дефектом древесины, браком в материале.

Итак, какими бывают изделия из капы и сувеля?

Условно поделим их на три группы - декоративные изделия, функциональные изделия и шпон.

1) Декоративные изделия из капа и сувеля. Это может быть даже кап или сувель в натуральном виде, просто без коры и покрытый лаком – отличный декор для дома в эко-стиле.

Особое место занимают скульптуры и фигурки, особенно изображающие животных.Почему именно животные? Капы и сувели по текстуре отлично имитируют оперенье птиц, шерсть или кожу животных. К тому же, естественные плавные линии этого материала сами подсказывают, чем они могут стать - остается только убрать лишнее. А вот для изображения человеческих лиц капы и сувели не подходят, поскольку придают им нездоровый вид.

Еще одни изделия из капа и сувеля - это панно. Капы и сувели настолько уникальный материал, что достаточно подобрать правильную тонировку - и настоящая картина готова. Тем не менее, такой материал применяют в мозаике, маркетри и интарсии.

И, конечно же, красивая текстура великолепно смотриться на заколках, брелоках, подвесках, запонках и других украшениях. А чаши, вазы, подставки и подсвечники придадут любому дому ощущение роскоши и настоящего вкуса.

2) Функциональные вещи из капы и сувеля. Это может быть мелкая мебель, посуда, шкатулки, табакерки, рукоятки инструментов, офисные принадлежности, лампы, рамки, шахматы, трости, часы и много-много чего другого. Конечно же, такие вещи выполняют не столько свои функциональные требования, сколько декоративные. Функциональные вещи из сувеля и капы многое говорят об отличном вкусе их владельца.

Кап, сувель. Заготовка, сушка, свойства.

Автор данного материала - большой специалист в художественной обработке древесины (и не только древесины), уже знакомый нам по Сергей из Подмосковья. Сегодня Сергей раскроет читателям секрет быстрой сушки таких редких и интересных материалов, как кап и сувель. Информация очень редкая и полезная. Читаем...

Итак для начала определимся с некоторыми понятиями.
КАП - (он же ведьмин веник) это доброкачественное образование на дереве представляющий собой пучок тонких веточек растущих из каплевидного (чаще всего) нароста. При поперечном разрезе имеет текстуру с ярко выраженными сердцевинами сучков. Обрабатывается сложно из-за сильно свилеватой текстуры и огромного количества сучков. Крайне красив, прочен, прекрасно шлифуется и полируется.
Отдельные многочисленные участки обладают перламутровым отливом. Большого промышленного значения не имеет, но цениться весьма дорого из-за своей красоты. Если и используется в промышленности, то только в виде шпона для отделке мебели (в основном используется кап экзотических пород деревьев), также производства мелких изделий типа шкатулок, портсигаров,женских заколок, мелкие украшения (кап берёзы). Использование на рукоятках ножей считается хорошим вкусом, а также цениться резчиками по дереву за неповторимую текстуру.
Нельзя найти два одинаковых куска капа, даже половинки распиленного капа имеют разный рисунок, настолько неоднороден нарост. Растет на многих деревьях (липа, ольха, берёза, клён, дуб и т.п.) но наиболее ценным и красивым является берёзовый (из произрастающих в наших широтах). Нарост обычно небольшой, максимум размером с мяч волейбольный или с большую тарелку.
Резать на капе какой-то узор не имеет смысла, так как всё забивает текстура.
На фото представлен берёзовый кап. К сожелению я не смог раздобыть разрез именно берёзового капа(эти снимки я делал рядом с отделением родной милиции и как понимаете, спилить мне там ничого не дали бы... Но я изловчился и нашол кап ясеня, по текструре большинство капов сходны и отличаются только цветом и размерами серцевинок сучков. Глядим:

СУВЕЛЬ - (она же свиль) Как ясно из названия нарост получил название из-за своей структуры (витая структура, это ещё мягко сказано). Сувель представляет собой каплевидный или шарообразный нарост на дереве (также есть кольцевая разновидность, охватывает ствол дерева по периметру), растет обычно быстрее самого дерева раза в 2-3. При распиле имеет текстуру близкую по рисунку к мрамору и перламутру (это основной признак отличия от КАПА, в будущем не путать сувель и кап).
Наличие перламутровых разводов на отшлифованном дереве создают прекрасную переливающуюся, светящуюся изнутри картину. Свиль также плохо обрабатывается, как и кап, но не так тяжело. Размер варьируется от ореха до 1,5 метров высотой (сам такой видел на берёзе) и до 2 метров в диаметре (кольцевая сувель, охватывала ствол дерева полностью). В Ватикане стоит купель значительно больше метра в диаметре, вырезанная из единого куска сувели. Сам сидел однажды в кресле вырезанном из сувели. Прекрасно держит тонкую резьбу, но резать сувель не рекомендуется. Лучше отшлифовать и покрыть лаком (пропитать маслом). Изделие только от этого выиграет.
Наиболее ценной считается корневая или комлевая свиль. Наличие тёмных прожилок и четко выраженных перекрученных годовых колец. Это сказка. КРАСИВО, этим всё сказано. Ствольная сувель отличается более тонкой текстурой и более тонким "морозным" рисунком. И более светлой древесиной. По прочности комлевая сувель немного превосходит ствольную из-за особенности строения ствола дерева. Сувель прочна, красива, легко полируется и шлифуется. Хорошо просушенная и обработанная начинает "светиться" изнутри(при грамотной пропитке маслами дерево становиться похожим на янтарь и даже немного прозрачным). Обычно имеет цвет от нежно жёлтого до розовато-коричневого до совсем охристо-коричневого. Всё зависит от условий и времени сушки. Кап имеет те же цвета.
Фотки:

Как видно - кап на сувель не похож совершенно.

ЧАГА- это гриб, (не путать с грибом-трутовиком!!!) и он нам не нужен для наших целей.

Итак, как сушить. Сразу скажу что метод "запаривания" подходит для небольших кусков дерева. Где-то в половину мяча футбольного или небольшого поленца.

1. Спиливаем нарост. Делаем это острой пилой. Иначе пилить замучаешься, и дерево начнёт лохматиться. Кору не счищаем. Не забываем замазать срез на дереве масляной краской или воском, или чем то подобным.

СПИЛИВАТЬ НАРОСТЫ ЖЕЛАТЕЛЬНО В СУХОЕ ВРЕМЯ ГОДА, ИДЕАЛЬНО - В КОНЦЕ АВГУСТА, НАЧАЛЕ СЕНТЯБРЯ, ДО НАЧАЛА СОКОДВИЖЕНИЯ.

2. Берём ненужную кастрюлю (ведро), и кидаем туда деревяку. Кастрюлю именно ненужную, так как в процессе варки образуется весьма хитрый отвар который потом отмывать очень хлопотно. Лучше деревяку почистить от всяких лохмотьев бересты и других хрупких и болтающихся цастиц. всё равно отвалятся.
Я рассматриваю именно берёзовый нарост, как наиболее доступный и красивый, остальные наросты варят по той же технологии. Полено соответственно чистят от всякого мусора и хрупких частиц. Наливаем воду. Это удобно делать гранёным стаканом (в нём 250 мл). Вода должна накрывать деревяку примерно на сантиметр-два. Дерево естественно всплывает, но прижмем ко дну и всё увидим. Воду наливать всё равно, какую, холодную или горячую - всё равно закипит. В кастрюльку можно накидать деревяк сколько не жалко, важен объём отдельной деревяки а не суммарный объём древесины.

3. Берём поваренную соль, какую не жалко. Не суп варим. На литр воды сыпем 2 большие столовые ложки с верхом соли (стаканы с водой кто считать будет??? А?). Можно и больше, сколько не жалко, ничего страшного, переборщить невозможно.
Главное чтоб вода была приторно соленой. Можно использовать морскую чистую воду(именно чистую, а то будет противно пахнуть тиной).
Соль будет тянуть соки из дерева, но дерево не пропитает.

4. Находим опилок смолистых пород древесины. Ель, сосна, проще всего достать. Берем пилу: и вперёд. Нам нужно две мощных горсти опилок(опилки загребаем двумя руками). Именно опилок, а не стружек от простого ручного рубанка.
Стружки подойдут от электрорубанка(можно раздобыть на ближайшей лесопилке или настрогать самому). Я их всегда и использую. Они достаточно мелкие и их обычно много и легко получить. Чем больше смолы в опилках, тем лучше. И чем мельче опилки, тем лучше. Засыпаем в кастрюлю. Кастрюльку и побольше было можно взять! Опилки придадут сувели приятный охристый цвет. От нежно розово-жёлтого до охристо-коричневого. А также смолы добавят древесине прочности и проявят текстуру.

5. Когда вода закипит, убавляем огонь и оставляем кипящим на 6-8 часов, можно и побольше, на сколько хватит терпения.
Если кастрюлька большая, то можно и не убавлять пламя, пусть вода бурлит и пузыриться. Но смотреть нужно, чтоб вода не выкипела полностью. Соль, опилки, температура и время сделают свою дело. Воду подливаем по мере необходимости. В процессе варки образуется красный "бульончик". И накипь. Накипь лучше сразу удалять. Она отмывается очень сложно.

6. Прошло 6-8 часов (в зависимости от размеров куска дерева). Вынимаем деревяку. Промываем под струёй воды от опилок. Воду из кастрюли вываливаем за ненужностью, но можно оставить и на следующий раз, если есть где хранить. Но выливать воду проще. Нарост закидываем на шкаф ничем на оборачивая. На сутки-двое, пусть остынет.

7 Процесс варки и сушки повторяем 2-4 раза в зависимости от объёма деревяки.
Для ускорения процесса можно использовать скороварку. Время снижается до 4-6 часов.

8. При последней варке нужно шустро ободрать кору, пока дерево горячее. Хотя она сама должна к этому времени отвалиться. Осторожно!!! Горячо!!! используйте перчатки!

9. Закидываем на шкаф на неделю-две. Дерево в принципе уже высохло, но пусть уйдёт оставшаяся влага.
Дерево "привыкнет" к атмосфере. После окончательной просушки дерево станет похожим на кость, и его можно будет резать, пилить, шлифовать. Запаха постороннего никакого не будет. Будет пахнуть только деревом.

10. В процессе ускоренной сушки древесины нужно помнить, что могут отразоваться небольшие трещины, и поэтому нужно давать припуск на их удаление в последующей обработке.

11. Где искать наросты... Естественно в лесу. НО! определённых мест произрастания нет, они растут спонтанно, и самые большие и красивые наросты найдёт самый глазастый и настырный. Это занятие сродни охоте за грибами, кто больше и дальше обегал лес, тому и больше досталось.
Вроде всё. Ещё раз напоминаю, что большие куски так сушить нельзя. Треснут. Обязательно. Проверено.

12. После окончательного привыкания дерева к атмосфере можно начинать работать с заготовкой. Пропитывать сувель и кап желательно маслом, и если есть желание, то и воском тоже. Дерево проявит текстуру, "заиграет" что называется, проявится вся внутренняя красота.

Если возникнут вопросы или какие-то уточнения по поводу вышеописанной технологии, отвечу по мере сил и возможностей.

За сим заканчиваю, вашЪ Serjant.

Если вы любите выезжать на природу, вероятно, гуляя по лесу, вам приходилось видеть деревья со странными шарообразными наростами на стволе или возле корней. Такие своеобразные наросты или наплывы, покрытые шершавой корой, называют капами . Как правило, они возникают в местах разрастания побегов и спящих почек. Обнаружить их можно на березе, липе, ольхе, клене, рябине, дубе, сосне, лиственнице, туе, эвкалипте, мирте, орехе.

Кап , растущий на стволе дерева, называют стволовым, а у корня - капо-корнем. Капо-корень встречается в лесу гораздо чаще стволового и может достигать полутора метров в поперечнике. По форме капы делятся на круговые, опоясывающие и боковые. Иногда капы разрастаются так сильно, что по весу могут доходить до 1 тонны.

Кап – редкий, очень твердый и красивый материал с необычным рисунком волокон, по виду напоминающим мрамор. Он был широко известен в нашей стране еще в XII веке. На Руси из него изготавливали посуду, которую так и называли - каповая. Главным образом, это были выдолбленные чаши, ковши и братины. В начале XIX века кап наравне с ценными породами деревьев использовали для декоративной отделки мебели, вырезали из него шкатулки и табакерки, которые затем инкрустировали золотом, перламутром или слоновой костью и экспортировали в другие страны. Благодаря своим уникальным качествам и необыкновенной теплоте восприятия, кап высоко ценился во всем мире.

Сегодня кап служит материалом для изготовления художественных и декоративных изделий (подсвечников, солонок, ваз для конфет, фруктов и цветов), а также используется при облицовке мебели шпоном. По твердости кап в несколько раз превосходит обычную древесину и довольно плохо поддается обычной обработке, поэтому изделия из него приходится изготавливать вручную.

Добыча капа производится с большой осторожностью и только в тех случаях, когда его можно спилить целиком. Проблема заключается в том, что отделить его, не повредив при этом самого дерева, практически невозможно, поэтому лучше всего искать кап на лесозаготовках среди уже спиленных деревьев. Кап выпиливается с частью ствола, чтобы не допустить его растрескивания при высыхании, а также потому, что иначе отделить его от дерева попросту невозможно ввиду его высокой твердости. В зависимости от размеров будущего изделия, кап распиливают на пластинки. Обычно на свежем срезе рисунок бледный и малозаметный, поэтому кап подвергается пропариванию. После просушки кап готов к работе. Как правило, изделия из капа покрывают специальным лаком или натуральным пчелиным воском, который придает им матовый оттенок и хорошо передает теплоту дерева.

В необработанном виде кап может использоваться в качестве элемента декора. Например, изящные капы небольших размеров можно закрепить на стене комнаты, как отдельно, так и в составе оригинальной композиции, а большие узловатые капы можно разместить на полу или специальной подставке в качестве натурального природного украшения, подчеркивающего экологичный характер стиля помещения.

Из всех встречающихся в природе капов лишь 10% могут быть использованы для создания декоративных и художественных изделий, при этом период от начала до окончания его обработки может длиться несколько лет. Сократить эти сроки нельзя даже при помощи современных технологий из-за негативного влияния на цвет и природные свойства материала. Все эти особенности капа обуславливают его уникальность, высокую ценность и оригинальность, делая его настоящей экзотикой, символом древних традиций в современном мире.