Новые игры на знакомство необычные. Игры на знакомство и закрепление имён

Анастасия Медведкова
Игры на знакомство

Данная подборка позволит педагогу познакомиться с учащимися , познакомить детей друг с другом .

Игры на знакомство

Играющие стоят в кругу лицом внутрь. Одно из мест остается свободным. Тот, кто стоит справа от свободного места, громко говорит "А я еду!" и переходит на него. Следующий (то есть тот, кто теперь стоит справа от свободного места) громко говорит "А я тоже!" и переходит на него, следующий говорит "А я заяц!" и тоже занимает место справа. Следующий же, переходя, говорит "А я с …", и называет кого-нибудь из стоящих в кругу. Задача того, кого назвали перебежать на свободное место.

В этой игре можно добавить водящего, который будет вклиниваться на свободное место, когда кто-нибудь слишком долго думает.

Играющие образуют два круга, один в другом, с равным количеством человек. Круги вращаются в разные стороны под слова :

Мой лохматый серый песик

У окна сидит

Мой лохматый серый песик

На меня глядит

Б – И – Н – Г – О

Бинго звать его.

О, какая встреча!

Слово «Б – И – Н – Г – О» произносится раздельно по буквам, причем, на каждую букву стоящие во внешнем круге ударяют в ладоши тех, кто стоит во внутреннем круге. На каждую букву – ладоши нового человека. Последняя буква говорится протяжно (удивленно – радостно) и последнюю фразу («О, какая встреча» ) пара произносит вместе, обнимаясь и представляясь, друг другу по именам. Так продолжается, пока все не познакомятся .

В трех словах

Рассказать о себе в трех словах.

Здесь все понятно : каждый сидящий в кругу называет 3 любых слова, которые, как ему кажется, его наиболее полно характеризуют.

Веселые задания

«Слушай, смейся выполняй,

Имена запоминай»

с этими словами ведущий дает задание детям.

Саши взяли Марин за руки и станцевали.

Лены спели песню «В лесу родилась елочка» .

Леши взяли Тань за левую руку и попрыгали.

Светы-наперегонки бегут к корпусу и т. д.

Все дети становятся в круг. Внутри круга стоит ведущий. Дети скачут на одной ноге по кругу в одном направлении, а ведущий внутри круга в другом направлении, и при этом приговаривает :

«Скачет, скачет воробей-бей-бей,

Собирает всех друзей-зей-зей,

Много, много разных нас-нас-нас,

Выйдут. (Леночки) сейчас-час-час».

Названные дети входят в круг, берут ведущего за руку и игра повторяется пока не будут названы имена всех детей.

Цель игры - получить как можно больше информации о ребятах.

Ход игры : чертится (определяется) граница, вожатый предлагает перейти на одну сторону тем, кто объединен каким-то общим признаком .

Вожатый устанавливает простые критерии объединения, например, перейти на другую сторону границы можно тем :

кто любит мороженое;

у кого есть дома собака (кошка) ;

кто любит смотреть мультики и т. д.

В то же время, в ходе игры , вожатый может выяснить :

кто любит петь;

кто любит танцевать;

кому сколько лет;

кто первый раз в лагере.

и множество другой полезной информации, задавая эти вопросы вперемешку с теми простыми, которые написаны выше.

Девочки-мальчики

Мальчики садятся на одну скамейку, а девочки на другую. Мальчики называют любые имена девочек. Если эти имена носят девочки, то они встают и рассказывают немного о себе. Потом девочки называют любые имена мальчиков. Это происходит до тез пор, пока имена всех детей не будут названы.

На листке в столбик пишется буква «Я» . Дается определенное время, и каждый участник должен написать 10 качеств, присущих ему. Например : я – честный, я – сильный и т. д. После этого все хаотично ходят, знакомятся и показывают друг другу то, что они написали. В конце можно спросить, кому что запомнилось.

Мать троих детей

Каждый участник в 3-5 фразах пишет о себе информацию на маленьких листочках бумаги. Затем листочки собираются и раздаются в случайном порядке. Задание – найти автора. Например, на листочке может быть написано следующее «Мать троих детей, игрунья на скрипке, зеленоглазая брюнетка» .

Узнайте меня

Каждый из участников рисует свой портрет. Затем все портреты вывешиваются или выкладываются в центре комнаты и группа должна узнать, кто изображен на портретах.

Публикации по теме:

«Подборка мобильных приложений для аутичных детей» - в помощь учителю-дефектологу В данный момент я работаю логопедом. Так вот, как- то раз, наткнулась я на мобильные приложения, которые знакомят малышей с буквами. Пару.

Зимние каникулы-это праздничное настроение, веселые игры на свежем воздухе. В ожидании отдыха ребята вспоминали и рассказывали о проведении.

Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию образовательную деятельность по проекту, который мы ведем в этом году старшей группе.

Памятка педагогу по выявлению и организации работы с художественно-одаренными детьми. «Слишком много на свете людей, которым никто не помог пробудиться» А. Экзюпери Особенности изобразительной деятельности художественно одаренных.

Подборка занятий по развитию у детей сенсорного восприятия Тактильно – двигательное восприятие. Тема: «Ищем клад». Цель: 1. Учить детей правильно ощупывать предметы, выделяя при этом характерные.

Подборка зимних подвижных игр и эстафет для детей младших, средних и старших групп. Зимние забавы на площадке. Подборка зимних подвижных игр и эстафет для детей младших,средних и старших групп. Зимние забавы на площадке. Младшие группы. "Кто.

Веселый паровозик

Отряд становится в круг. Вожатый предлагает выйти в центр мальчику и девочке — они будут водящими (веселыми паровозиками), а все ребята вокруг — вагончиками. Вожатый просит назвать водящих свои имена. По команде паровозики подбегают к любому вагончику и говорят: «Привет, я веселый паровозик, а ты кто?» «Вагончик» называет свое имя, например Денис, после чего водящий машет руками вправо и влево пять раз, произнося на каждое движение имя вагончика: «Денис, Денис, Денис!» Затем паровозик говорит: «Поехали со мной!» На что вагончик должен поднять и опустить правую руку, сказав при этом: «Ту-ту, ту-ту». После чего паровозик берет за руку вагончик, который теперь становится водящим, и они едут дальше знакомиться с ребятами. По окончании игры вожатый объявляет победителем тот веселый паровозик, который больше всех собрал вагончиков.

Я еду

Вожатый становится в круг среди детей, в руках у него мягкая игрушка, например медведь. Игра начинается с того, что вожатый произносит первую фразу: «Я еду», после чего передает медведя по часовой стрелке рядом стоящему. Тот должен сказать: «Я тоже» — и передать игрушку следующему. Третий называет вид транспорта или животного, на котором можно передвигаться, сказав: «А я в такси». Четвертый называет имя любого, кто стоит в круге: «А я с Машей». После чего Маша должна подбежать к четвертому, встать слева от него, взять игрушку и показать всем, как они с мишкой едут в такси. Маша начинает сначала и говорит: «Я еду» — и передает медвежонка дальше.

Сантики — Фантики — Лимпопо

Вожатый выбирает водящего и просит его выйти в центр, назвать громко свое имя (например, водящего зовут Петя). Затем вожатый просит Петю закрыть глаза и, чтоб тот не видел, молча выбирает второго водящего. Петя открывает глаза. Ребята начинают произносить одну и ту же фразу: «Сантики — Фантики — Лимпопо», при этом все немного приседают и делают движения руками, как будто они вкручивают фонарики. Второй водящий, о котором не знает Петя, но знают ребята, начинает придумывать новые движения — приседать, как на физкультуре, или прыгать, как мячик. Все остальные ребята повторяют действия за вторым водящим. Задача Пети — определить, за кем повторяет движения отряд, и показать, кто в круге заводила. Если ему это удается, то второй водящий выходит в центр, называет свое имя, закрывает глаза, а вожатый выбирает нового игрока, который будет задавать движения.

Кто быстрее

Вожатый выбирает двух водящих мальчиков, которые стоят в круге рядом. По команде один из них должен побежать по часовой стрелке, другой — против. Во время движения они приветствуют мальчиков рукопожатием, а девочек поклоном, при этом говорят, как их зовут. Ребята в круге в ответ называют себя. Кто первым из мальчиков вернется на свое место, тот и победит. Если водящие девочки, то во время игры перед мальчиками они должны присесть, а девочкам — пожать руку.

Искорка

Вожатый выбирает водящего и просит выйти его в центр круга и представиться (например, его зовут Максим). Максим закрывает глаза, а вожатый жестами выбирает второго водящего. Максим открывает глаза. Второй водящий должен по команде послать искорку (импульс) в одном направлении легким рукопожатием. Если она проходит через весь круг и возвращается к тому, кто ее отправил, то выигрывают ребята. Если Максим заметит и перехватит импульс, то побеждает он, а на его место выходит тот, кого он «поймает за руку».

Тигр идет

Вожатый объявляет водящего тигром и предлагает ему спрятаться в норку (выйти из круга). Когда тигр уходит, вожатый говорит отряду: «Мы пошли гулять на полянку». После этих слов все ребята изображают, как они гуляют по полянке — кувыркаются, собирают цветы, ловят бабочек. Когда веселье в полном разгаре, вожатый кричит: «Тигр идет!» Все ребята должны замереть и не двигаться. Появляется тигр. Он подходит к игрокам и своим рычанием пытается развеселить, заставить их двигаться. Трогать ребят тигру не разрешается. Ребята, которые начинают смеяться, шевелиться, выбывают из игры. А кто не сделает ни малейшего движения, объявляются победителями. Затем выбирается новый тигр.

Моргалки

По хлопку вожатого все, кто стоит в круге, должны закрыть глаза. После чего вожатый выбирает 2-3 игроков, чьи имена ребята хорошо запомнили, и дотрагивается до их носиков — они будут мафией. Все остальные считаются мирными жителями. По второму хлопку все открывают глаза и начинают двигаться через центр круга. Задача мафии — морганием вывести из игры как можно больше мирных жителей: подмаргивать каждому в отдельности незаметно для других. Задача мирных жителей — определить, кто мафия, и назвать их имена вожатому. Важно учесть такой момент, что это игра на честность: если вам моргнули, то, никому и ничего не говоря, выходите из игры. Если краем глаза заметили, что кто-то моргает другому, то быстро идете к вожатому и тихо, чтобы не слышали другие, скажите — кто мафия. Если вы правы, идете работать в милицию, а если ошиблись, то выбываете из игры. Когда мафия моргает мафии, то все остаются в игре, так как они друзья. Но если кто-то из мирных жителей в конце игры остается один на один с мафией, то он автоматически проигрывает. Победителями в этой игре считаются те ребята, которых вожатый отправил работать в милицию. Когда вы будете проводить эту игру последний раз, попробуйте дотронуться до всех носиков, то есть все, кто стоит в круге, будут мафией. И как только начнется движение, все мальчики и девочки будут моргать друг другу, а кто первым догадается, что все ребята — мафия, того вы и объявите победителем.

Муравейник

1 вариант

Вожатый предлагает построить, используя всех ребят в отряде: квадрат, треугольник, круг, ромб, букву и т. д.

2 вариант

Вожатый просит ребят построиться в одну шеренгу по росту, по цвету волос (от темного к светлому), по размеру обуви, по именам.

Молекула

Вожатый объявляет отряду: «Молекула — три». Все дети должны объединиться по трое, те, кто не смог встать в тройку, выходят из игры. Дальше вожатый объявляет, например: «Молекула — пять». Участники игры объединяются уже по пять человек. Так происходит до тех пор, пока на площадке не останется минимум участников. Во время объединения в «молекулы» ребята должны знакомиться друг с другом.

1. Игра "Круг имен"

Дети становятся в круг. (Это способствует открытости, вниманию детей друг к другу, дает чувство единства в коллективе. Для усиления такого чувства можно взяться за руки). Первый ребенок называет свое имя, второй называет имя первого и свое и так далее. Первый называет имена всех.

В эту игру можно играть вместе со взрослыми. Это помогает всем приехавшим в лагерь подружиться и почувствовать себя одной командой. Пусть Вас не смущает, что некоторым детям еще трудно произносить имя и отчество взрослых и запомнить все имена. Помогите им в этом. Основная цель игры - объединение коллектива, преодоление барьера между детьми, привитие навыков общения.

Эту игру можно со временем усложнять. Просить называть свое имя и несколько слов о себе на заданную тему. Дети повторяют услышанное друг о друге, но не в 3-м лице, а в 1-м.

Тебя зовут Лена. Ты ходишь в 1-й класс и любишь рисовать.

2. Игра "Кто меня позвал".

Дети становятся группой, один ребенок выходит из группы отходит на несколько шагов и поворачивается спинной к группе. Воспитатель выбирает ребенка, который должен громко позвать ушедшего. Ушедший возвращается и говорит, кто его позвал, в 1-м лице:

Меня позвал ты, Антон.

Если ребенок догадался, кто его позвал, но не помнит имени, предложите ему спросить об этом позвавшего.

Первой реакцией детей обычно бывает желание показать пальцем. Это нужно исправлять.

Такие диалоги важны для детей. Они прививают им навыки общения.

3. Игра "Девочки-мальчики"

Мальчики садятся на одну скамейку, а девочки на другую. Мальчики называют любые имена девочек. Если эти имена носят девочки, то они встают и рассказывают немного о себе. Потом девочки называют любые имена мальчиков. Это происходит до тез пор, пока имена всех детей не будут названы.

4. Игра "Стулья"

Стулья ставим по кругу плотно друг к другу. Игроки становятся на них. По сигналу ведущего все игроки должны поменяться местами так, чтобы все имена расположились по алфавиту. Игроки, не касаясь пола, передвигаются по стульям.

5. Шумная игра

По сигналу ведущего все игроки начинают, выкрикивая свои имена, искать своих тезок, чтобы быстрее других собраться в команду. Выигрывают самые шумные и проворные.

6. Игра "Шпаргалка-вспоминалка"

Каждый игрок получает карточку со своим именем. Игроки делятся на 2 или 3 команды. В игру вступает 1-ая группа. Все игроки этой группы представляются, называя имя и фамилию, немного рассказывают о себе. После этого все карточки с именами игроков 1-ой команды отдаются игрокам-соперникам. Они, посовещавшись, должны правильно раздать карточки игрокам 1-ой команды и вспомнить фамилию каждого. За каждый правильный ответ команды получает очко. Потом представляется 2-ая команда.

7. Игра "Кто есть кто"

Каждый игрок получает лист бумаги и карандаш. За 5 минут после сигнала ведущего игроки должны познакомится друг с другом, узнавая имя, кем хочет стать. Полученные данные записывают. Выигрывает тот, кто успел больше всех узнать и записать.

8. Эстафета

Перед состязанием игроки делятся на 2 команды. Каждый игрок делает шаг вперед и четко произносит свое имя и фамилию.

1 этап: игроки команды по очереди подбегают к своему листу ватмана и пишут свою фамилию, возвращаясь обратно, кричат свое имя. Так до тех пор, пока все игроки не запишутся.

2 этап: команды должны обменяться листами ватмана. Подбегая к листу ватмана, нужно против соответствующей фамилии противника написать его имя. Выигрывает та команда, которая допустила меньше ошибок.

9. Игра "Телефон доверия"

Мальчики садятся напротив девочек парами. Девочки шепотом сообщают свое имя мальчику из своей пары. После этого мальчик, сидящий в 1-м ряду говорит соседу имя своей напарницы. Говорит он тихо, чтобы не услышали остальные мальчики. 2-ой мальчик говорит 3-ему имя 1-ой девочки и той, что сидит напротив него. Так до тех пор, пока не дойдут до последнего мальчика: он называет имена всех девчонок по очереди. Если имя названо правильно, то девочка встает, если нет-остается сидеть. Затем девочки узнают имена мальчиков и т.д. выигрывает та команда, которая была более точной.

10. Игра "Почтальон"

Дети делятся на 2 команды. 1-ые игроки подбегают каждый к своему стулу, на которых лежат маленькие конверты (по числу участников). На обратной стороне написано имя адресата из другой команды. Прочитав имя адресата, «почтальон» громко выкрикивает его, а адресат поднимает руку и кричит: «Это Я!» Затем он отправляется за очередным письмом. Выигрывает самая быстрая команда. Организаторы на обратной стороне карточек могут написать значения имен. Эти карточки в конце игры можно огласить и подарить.

11. Игра"Математика"

Дети сидят в кругу. Вожатый даёт задание: «Начнём считать по кругу. Тот, на кого приходится число, кратное трём, произносит вместо цифры своё имя». Эту игру можно использовать для развития памяти и внимания. Поиграйте, и вы убедитесь, что это действительно так.

12. Игра "Назовись"

Все стоят в кругу, держа вытянутые руки перед собой. Начинающий игру бросает мяч через центр круга одному из участников и называет при этом своё имя. После броска он опускает руки. После того, как мяч обойдёт всех, и все опустят руки, игра начинается по второму кругу. Каждый из участников бросает мяч тому человеку, которому он бросал в первый раз, и снова называет своё имя.

Третий раунд этой игры несколько изменён. Опять же все стоят в кругу с вытянутыми руками, но теперь участник, бросавший мяч должен назвать своё имя, поймавший мяч проделывает то же самое и т.д.

После проведения этой игры (на её проведение затрачивается 10-15 минут) вполне реально запомнить до 20 имён.

Мячик

Для знакомства ребят младшего школьного возраста подойдет игра «Мячик». Ведущий держит в руках мяч и говорит:

Разноцветный мячик

По дорожке скачет,

По дорожке, по тропинке,

От березки до осинки,

От осинки – поворот –

Прямо к Саше в огород! (имя одного из играющих.)

С последними словами ведущий бросает мяч вверх. Участники, чье имя было названо, должны поймать мячик. Тот, кто поймал, становится ведущим. Если названо имя участника, которого нет в игре, то мяч ловит ведущий и делает следующий бросок.

Это – я

Еще один вариант игры на знакомство для младшего возраста – игра «Это – я». Играющие становятся в круг. Ведущий находится в центре и называет два имени (кого-то из присутствующих детей), одно – мужское, другое – женское.

Игроки, чьи имена назвали, кричат: «Это – я» – и меняются местами. Задача ведущего – занять освободившееся место. Тот, кто не успел занять свободное место, становится ведущим.

"Снежный ком"

Эту игру хорошо проводить, если собралось много детей и большинство из них не знакомы.

Усадите детей в круг и скажите им, как называется игра, в которую они сейчас будут играть. Почему она так называется? Они сейчас догадаются сами.

Возьмите в руки какой-то предмет, например маленькую мягкую игрушку или фломастер. Назовите свое имя. Теперь передайте фломастер ребенку, сидящему справа от вас. Тот должен повторить ваше имя, затем добавить свое и отдать предмет третьему. Третий, получив предмет, говорит имя первого человека, второго, а потом добавляет свое и т. д. Таким образом последний человек прежде, чем назвать свое имя, должен будет по порядку вспомнить имена всех сидящих в кругу. Поэтому игра и получила такое название: количество запоминаемых имен растет от игрока к игроку по кругу, как снежный ком.

Примечание. В процессе игры дети если и не запомнят всех, то во всяком случае у них останется впечатление, что этого мальчика или эту девочку они знают (много раз слышали его (ее) имя и произносили его сами).

Бросание мяча

Все участники стоят в круге. Один громко называет имя одного из участников и бросает ему мяч. Тот ловит мяч, называет имя другого участника и бросает мяч ему. Через некоторое время нужно увеличить скорость игры.


Представленные ниже игры помогают ребятам познакомиться, наладить взаимодействие — и внутри отдельного коллектива, и между группами детей. Это очень важно в первые дни общения ребят между собой, так как отношения во временном коллективе только начинают складываться, не выявлены общие интересы. Все эти игры, при разумном их использовании педагогом, помогают сформировать благоприятный психологический климат в коллективе, поднимают общий тонус, способствуют возникновению традиций.

При динамичном игровом знакомстве и эффективной организации взаимодействия уже в первый день жизни в новом для ребенка коллективе у него может сложиться ощущение, будто он находится в лагере не один день, а очень давно (такими впечатлениями делятся ребята, сидя вечером у «огонька»), В чем причина такого феномена? На наш взгляд, чтобы это произошло, необходимы следующие условия:

Насыщенность игрового плана, позволяющего детям за короткий промежуток времени познакомиться друг с другом;

Разнообразие игровых ситуаций и многообразие игровой деятельности;

Возможность вступать в контакт с детьми в любое время дня, находиться в разных игровых амплуа, работать в различных микрогруппах.

Как результат, у детей складывается ощущение, что время, с одной стороны, как бы сжимается (время от приезда в лагерь до вечернего огонька пролетает быстро и незаметно). С другой стороны, время как будто растягивается. За один день в лагере ребенок получает столько новых впечатлений, сколько в обыденной жизни у него бывает в течение месяца.

В первые дни формирования детского коллектива педагогу нужно как можно больше психологически «поглаживать»* ребят, т. е. говорить о том, что в их отряде (группе, классе) собралось много интересных и творческих ребят; что все ребята разные и особенные, хотя и не все из них смогли раскрыться за столь короткий срок знакомства.

Психологические «поглаживания» помогут детям, которые по каким-то причинам (застенчивость, агрессия, самоутверждение и т. п.) еще не смогли показать себя с хорошей стороны. Главное — не переусердствуйте! Последствия чрезмерного захваливания могут проявиться в ближайшее время.

Представленные ниже игры на знакомство не только позволяют наладить контакт в группе, но и помогают организовать взаимодействие между отдельными группами, развивают внимание и память, выявляют лидеров и аутсайдеров в коллективе.

Снежный ком

Обычно в игре принимает участие 10-12 человек, но можно и больше (35-40).

Задача игры — поименно представить всех членов нового коллектива и постараться сделать так, чтобы ребята запомнили эти имена. Игра может проводиться на сборе-знакомстве во временном детском коллективе или в любой удобный момент. Для ее проведения участникам необходимо сесть или встать в круг. Игра проводится по часовой стрелке. Начинает игру ведущий. Лучше, если у него в руках будет находиться какой-нибудь предмет (значок, еловая шишка, морской камушек и т. д.).

Ведущий называет свое имя и передает предмет, находящийся у него в руках, игроку, сидящему (стоящему) слева от него. Второй игрок называет имя ведущего, свое имя и передает предмет дальше. Третий называет имена предыдущих игроков и свое и т. д. Труднее всего придется последнему игроку — он должен без ошибок произнести имена всех участников игры и не забыть сказать свое.

Замечания:

Можно усложнить правила игры: если участник ошибается при повторении имен, попросить его назвать все имена сначала. Но подумайте, так ли уж это необходимо.

Когда в эту игру играют младшие дети (7-9 лет), то им необходима помощь взрослого, так как они часто не способны самостоятельно справиться с заданием.

В конце игры необходимо всех поздравить со знакомством и обязательно поаплодировать друг другу.

Великолепная Валерия

Количество игроков от 10-12 до 35-40 человек.

Игра очень похожа на «Снежный ком» и может послужить ее логическим продолжением. Правила ее несколько усложнены: каждый участник называет не только свое имя, но и прилагательное к нему. Причем это прилагательное должно начинаться с той буквы, с которой начинается имя очередного участника. Например: великолепная Валерия; серьезный Сергей; очаровательная Ольга; героический Гриша и т. д.

Ведущим, как правило, выступает педагог или вожатый. Он объясняет правила игры и объясняет, что у ребят есть несколько секунд или минут (в зависимости от того, как далеко они сидят от первых участников), чтобы придумать себе подходящее, на их взгляд, прилагательное. Затем он называет свое имя и соответствующее ему прилагательное. Далее игра идет как в «Снежном коме».

Замечания:

Иногда в детском коллективе встречаются ребята с одинаковыми именами. Это не значит, что и «их прилагательные» должны быть одинаковыми, ведь это абсолютно разные люди.

Если вы проводите игру с маленькими детьми, нужно объяснить им, что такое прилагательное, иначе можно попасть в неловкое положение.

Нужно обязательно поблагодарить всех ребят за проявленную творческую смекалку. Имеет смысл сказать о том, что у всех ребят, помимо перечисленных достоинств и качеств, имеется еще много других, ничуть не менее значимых.

Мы идем в поход!

Участники встают в круг. Игру начинает ведущий, называя свое имя и предмет, который он берет с собой в поход: «Меня зовут Витя, я беру с собой витамины». Все участники должны догадаться — название предмета начинается с той же буквы, что и имя. Кто догадался, того ведущий берет в поход. И так до тех пор, пока все дети не скажут правильно.

Замечания. Иногда возникает ситуация, когда ребенок не может понять, что же от него требуется. Необходимо ему помочь, чтобы игра не слишком затянулась.

Мой сосед справа

Эта игра, несомненно, проще, чем те, с которыми вы познакомились только что, но и она требует определенного внимания.

Участники располагаются по кругу. Игру начинает воспитатель. Каждый ребенок называет свое имя и фамилию и немного рассказывает о себе. Например: «Меня зовут Иван Цаплин. Мне 12 лет. Я учусь в школе № 12 г. Воронежа. Занимаюсь в футбольной секции. Я очень люблю путешествовать и уже побывал в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Душанбе, на Кипре. У меня есть очень хороший друг, которого зовут Сергей. Я очень надеюсь, что в нашем отряде у меня появятся новые друзья».

Следующий участник игры начинает свой рассказ такими словами: «Мой сосед справа — Иван Цаплин...», а далее воспроизводит все то, что рассказал о себе Иван, представляется сам и немного рассказывает о себе. Следующий участник называет своего соседа справа, рассказывает о нем с его слов, представляется сам и т. д.

Замечания:

Очень часто ребята говорят о себе однообразно (как в вышеприведенном примере). В этом случае поможет игра «Интервью» (см. ниже).

После того, как все участники представились, вожатый или педагог должны обязательно поблагодарить всех, а ребята должны поаплодировать друг другу.

Обязательно надо сказать о том, какие интересные ребята собрались в отряде (коллективе, группе), и выразить уверенность в том, что у детей сложатся очень хорошие, дружеские отношения.

Интервью

Игру можно проводить как самостоятельную, так и включить ее в сбор-знакомство. Цель игры — поближе познакомиться с человеком, задавая ему различные вопросы. Каждому игроку можно задавать не более 4-6 вопросов. За один тур можно интервьюировать 5-7 человек, но если в вашей группе 20-25 ребят, процесс может растянуться на длительное время и стать неинтересным.

Примерные вопросы: Любишь ли ты стихи? Твое любимое изречение? Чего ты больше всего на свете боишься? Если бы тебе предложили сниматься в фильме (можно назвать жанр или конкретный фильм), кого бы ты хотел сыграть? Есть ли у тебя хобби? Что ты больше всего ценишь в людях? Какой цвет тебе больше всего нравится? Как ты думаешь, сложатся ли в нашей группе отношения между мальчишками и девчонками?

Для того чтобы игра получилась интересной, должна сложиться доверительная атмосфера. Это необходимо для снятия «масок» с участников игры.

Иногда ребята задают вопросы, отвечать на которые для интервьюируемых нежелательно или вообще невозможно. В этом случае педагог должен вмешаться.

Желательно, чтобы все участники коллектива прошли интервьюирование. Более того, по нашим наблюдениям, подростки и старшеклассники высказывают явное желание участвовать в интервью. Впрочем, бывает и наоборот (хотя и очень редко): ребенок уклоняется или вовсе отказывается участвовать в игре. В таком случае принуждение совершенно неуместно.

Можно проводить усложненный вариант интервьюирования. Участники игры задают вопросы, играя роль директора школы, следователя, инопланетянина, Красной Шапочки, поп-звезды и т. д. Этот эффективный прием позволит быстрее включить ребят в процесс игры. Роли могут выбирать как сами дети, так и воспитатель.

Конверт откровений

Эта игра очень похожа на предыдущую, но в ней отсутствует роль интервьюера. Проводить ее как отдельную игру, на наш взгляд, не вполне уместно, так как это скорее психологическое упражнение. Лучше попытаться «встроить» ее в уже имеющуюся ситуацию знакомства на огоньке-сборе.

Воспитатель сначала объясняет, что сейчас он пустит по кругу так называемый конверт откровений. Когда человек будет представляться, ему зададут ряд вопросов. Но один из них нужно вытянуть из конверта. Вопросы, находящиеся в конверте, могут быть серьезными и веселыми. Но есть обязательное условие: нужно непременно ответить на вытянутый вопрос.

Замечания. Как вы понимаете, воспитателю перед началом игры нужно придумать интересные и содержательные вопросы, подразумевающие развернутые ответы. Только в этом случае можно рассчитывать на интересную игру.

При проведении сбора-знакомства можно сразу, после представления участника группы, задавать вопрос из «конверта откровений», не дожидаясь устных вопросов.

Одеяло

Участники делятся на две команды, располагаясь напротив друг друга. Между ними натянуто одеяло. Его держат вожатые. Из каждой команды к одеялу с разных сторон подсаживаются по одному человеку. Они не должны видеть друг друга. Как только одеяло опускают, необходимо успеть произнести имя того, кто сидит напротив. Кто быстрее назвал имя партнера, забирает его к себе в команду. Побеждает команда, которая «перетянет» к себе больше игроков, т. е. та команда, которая знает больше имен.

Замечания. Вожатый должен следить за тем, чтобы игра не затянулась и не надоела, т. е. вовремя ее закончить, если дети устали.

Союзы тезок

Игра очень похожа на предыдущую. Разница только в том, что ребята объединяются в «союзы тезок» — людей с одинаковыми именами. Это могут быть не обязательно пары, но и тройки, четверки и т. д. А что же делать тем, у кого не нашлось тезки? Тоже объединяться — в союз людей с редкими именами! Бывает, что таких союзов оказывается больше, чем «союзов тезок».

Часто возникает ситуация, когда одно имя может быть как женским, так и мужским (Александра — Александр, Евгения — Евгений, Валерия — Валерий, Валентина Валентин). И это очень удачно — Отличный повод для начала дружбы между мальчишками и девчонками! После того, когда «союзы тезок» образовались, необходимо представить свой союз в целом и каждого участника в отдельности.

Замечания. Педагогу нужно помочь ребятам в разнополых парах и группах, потому что иногда у застенчивых детей возникают трудности в общении.

Знакомство в парах

Все участники игры распределяются по парам и знакомятся друг с другом. Вопросы для беседы партнеры подбирают сами. Задача участников — постараться как можно больше узнать друг о друге.

После окончания беседы каждая пара начинает представляться всем участникам. Партнеры в паре представляют друг друга, как можно подробнее рассказывая о характере и личностных качествах собеседника, а также о его биографии. Группа может задавать вопросы об участнике тому, кто его представляет.

Замечания. В конце игры можно обменяться мнениями, все ли участники довольны тем, как их представили. Если не все, то они должны объяснить причины своей неудовлетворенности.

Мой лохматый серый песик

Участники образуют два круга — один в другом, с равным количеством человек. Дети встают в круг лицом друг к другу и кружаться в разные стороны под следующие слова:

Мой лохматый серый песик у окна сидит,

Мой лохматый серый песик на меня глядит.

На этих словах движение заканчивается, и все произносят имя собаки: «Б-И-Н-Г-О! Да, Бинго звать его!».

Слово «Б-И-Н-Г-О» произносится по буквам. Причем на каждую букву стоящие во внешнем круге ударяют в ладошки ребят, стоящих во внутреннем. Произнеся одну букву, участники делают шаг по направлению своего движения. На каждую букву — ладошки нового человека.

Последняя буква говорится протяжно: «О-о-о!» (удивленно и радостно) и последние слова («Да, Бинго звать его!») пара произносит вместе, держась за руки. После чего участники представляются друг другу по именам. Так продолжается до тех пор, пока все ребята не перезнакомятся друг с другом.

Если участников нечетное количество, то на помощь приходит педагог — он входит в круг или выходит из игры (в зависимости от того, какую позицию он занял изначально).

Займи место

Количество участников: от 12-14 до 20-25 человек.

Участники сидят на стульях, расставленных по кругу; один стул свободный. Водящий становится в центре круга. Тот, кто сидит слева от пустого стула, ударяет правой рукой по нему и называет имя одного из игроков. Тот, кого назвали, как можно быстрее бежит к пустому стулу. Игрок, оказавшийся теперь около освободившегося места, должен успеть ударить по стулу и назвать имя следующего участника. Задача водящего — занять это место быстрее. Кто из них не успеет, становится водящим.

А я - заяц! А я - еду! А я - тоже!

Игра очень похожа на предыдущую, но проходит всегда более динамично и веселее. В игре обычно участвуют от 12-14 до 20-25 человек.

Участники игры сидят на стульях по кругу, одно место никем не занято. В центре — водящий. Все участники во время игры пересаживаются по кругу против часовой стрелки. Игрок, сидящий около пустого стула, пересаживается на него со словами: «А я — заяц!». Следующий игрок тут же занимает свободное место со словами: «А я — еду!». Третий участник занимает освободившееся место и говорит «А я — тоже!».

И тут в дело вступает четвертый игрок, который молча занимает свободное место и, ударяя левой рукой по пустому стулу, называет имя одного из ребят, сидящих в кругу. Тот, чье имя произнесли, должен быстро перебежать на пустой стул.

Задача водящего — успеть занять освободившийся стул раньше того, кого назвали. Если он это сделает быстрее, то новый «заяц» становится водящим. Игра начинается сначала.

Кисочки

Участники располагаются по кругу на корточках, руки держат на полу перед собой, причем большие пальцы правой и левой руки соприкасаются, а мизинцы касаются мизинцев соседей. Нужно обязательно объяснить детям, что это просто суперигра на знакомство.

Дети ласково спрашивают друг у друга по кругу: «Наташенька, ты знаешь игру "кисочки"?» Наташенька отвечает ласково: «Нет, Леночка, я не знаю игру "кисочки", но сейчас спрошу у Сашеньки. Сашенька, ты знаешь игру "кисочки"?» и т. д., пока все не зададут этот вопрос по кругу.

Когда вновь спрашивают у первого (он же ведущий), тот отвечает: «Нет, не знаю, сейчас спрошу у всех. Ребята, вы знаете игру "кисочки"?». Дети отвечают: «Нет, мы не знаем игру "кисочки"». Ведущий говорит: «А зачем тогда вы здесь сидите?» — и при этом слегка толкает плечом тех, кто сидит рядом. Таким образом, весь круг падает.

Я змея, змея, змея!

Участники игры стоят в кругу, через одного: мальчик, девочка. Начинает вожатый, он подходит к кому-нибудь и спрашивает: «Я змея, змея, змея, хочешь быть моим хвостом?». Если ответ положительный, то тот, кого только что спрашивали, знакомится с ведущим, затем проползает под его ногами и своей правой рукой берет левую руку ведущего через ноги.

В случае отрицательного ответа звучит фраза: «А придется!», и делается то же самое. Таким образом, с каждым разом длина «змеи» увеличивается. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не присоединятся друг к другу.

Замечания:

Чем длиннее «змея», тем дольше новым участникам игры придется проползать под ногами у всех остальных участников. Что поделаешь — такова судьба «хвоста».

Подумайте перед началом игры, насколько уместно ее проводить, если некоторые девочки одеты в «мини».

Дрозд

Участники образуют два круга — внутренний и внешний, количество игроков одинаковое в обоих кругах. Ребята внутреннего круга поворачиваются спиной к центру, образуя пары с участниками внешнего круга. Далее вместе с ведущим все произносят четверостишия:

Ты дрозд,

У меня нос

И у тебя нос,

У меня щечки аленькие

И у тебя щечки аленькие.

Мы с тобой два друга.

Любим мы друг друга.

При этом пары выполняют движения: открытой ладонью показывают на себя и соседа, прикасаются кончиками пальцев к своему носу и к носу соседа, к щечкам, обнимаются или пожимают руку, называя свои имена. Затем внешний круг делает шаг вправо, образуются новые пары, игра продолжается.

«Шляпа!»

Участники стоят в кругу. Все вместе делают два хлопка, щелчок пальцами правой руки, щелчок пальцами левой руки, два хлопка и т. д. Желательно, чтобы начинал вожатый.

Итак, при щелчке пальцами правой и левой руки ведущий произносит свое имя, затем два хлопка, после этого при щелчке пальцами правой руки произносит свое имя, а при щелчке пальцами левой руки — имя одного из участников.

Тот игрок, чье имя назвали, повторяет то же самое. Например: «Оля, Оля» — два хлопка, «Оля, Игорь» — два хлопка, «Игорь, Игорь», два хлопка, «Игорь, Света» и т. д. Кто не успел, тот «прошляпил»; поэтому игра так и называется.

Паровоз

Все участники стоят в кругу. Ведущий игры подходит к любому игроку и говорит: «Привет, я—паровоз. Как тебя зовут?». Участник называет свое имя, а «паровоз» его повторяет.

Важно повторять имя с той же интонацией, с какой произнес участник. Кто представился, присоединяется к «паровозу». Далее при каждом новом участнике знакомства все игроки по очереди повторяют имя новенького. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не присоединятся друг к другу.

Замечания. Если встречается игрок с именем, которое уже есть в составе, то ему присваивается порядковый номер, например, Света-2, Саша-3 и т. д.

Я знаю пять имен!

Участники стоят в кругу, чередуясь мальчик, девочка. Каждый игрок по очереди называет пять имен мальчиков и пять имен девочек своего отряда, начиная со слов: «Я знаю пять имен...». Называя имена, игрок показывает на ребят, имена которых он произносит.

Замечания. Эту игру лучше проводить, когда все члены коллектива уже познакомились друг с другом, но еще не вполне освоились в новом коллективе.

Любимое занятие

Все участники сидят в кругу на стульях. Водящий — в центре, он произносит некую характеристику, например: «тот, кто любит танцевать; тот, кто играет на гитаре; гот, кто любит мороженое» и т. п., а относящие ее к себе игроки должны поменяться местами. Если он первым занимает свободный стул, то игрок без стула становится водящим.

Замечания. Возможны вопросы-провокации: Кто не был на Луне? Кто родился человеком? и т. д. В этом случае водящий гарантированно успеет занять чье-либо место.

Суета сует

Всем участникам раздаются карточки, которые разделены на 9-16 клеточек. В каждой клеточке записано какое-либо качество, хобби и т. п.

Задание для игроков: внести в клеточку имя человека, который, например, держит дома собаку, любит ловить рыбу, смотреть на звезды и т. д. Чем неожиданней будет задание, тем лучше. Можно написать в эту карточку то, что нужно узнать ведущему: например, выявить любителей рисования, пения, игры на гитаре и т. д.

Побеждает тот участник, кто быстрее и точнее соберет имена.

Молекула-хаос!

Ведущий объясняет правила игры — надо образовать «соединения молекул», количество которых соответствует числу, названному им. Затем он командует участникам: «Молекула-хаос!» Иrpoки изображают беспорядочное движение молекул в рамках круга (его можно начертить заранее). Далее ведущий объявляет: «Молекула-2! (3, 4, 5 и т. д.)». Найдя необходимое количество «молекул», участники «соединения» по очереди называют свои имена друг другу. При этом необходимо взяться за руки.

После того как нужное количество участников нашло друг друга, ведущий дает команду: «Молекула-хаос!», и игра начинается сначала. В конце игры ведущий может сказать: «Молекула-отряд!» При этом весь отряд (группа) должны встать в круг и взяться за руки.

Рулончик

Участники игры сидят в кругу и передают по кругу рулон туалетной бумаги. Каждый участник отрывает столько клочков, сколько он хочет -— чем больше, тем лучше. Когда у каждого участника окажется стопка клочков, ведущий объявляет правила игры: каждый должен рассказать о себе, о своей жизни столько фактов, сколько у него оторванных клочков. Скручивая клочки, ребята рассказывают о себе. Другим участникам игры не возбраняется задавать вопросы тому, кто в данный момент рассказывает о себе.

Замечания . Конечно, туалетная бумага — это не лучший вариант, но почему бы и нет?! Имейте в виду, что некоторым игрокам может не хватить одного рулончика.

Стихотворная метафора

Каждому участнику игры необходимо подумать, какие черты его характера являются самыми важными, самыми существенными. Нужно постараться придумать краткое определение сути своей личности, причем в метафорической (можно в стихотворной) форме.

Например: «Лед и пламень...»; «То как зверь она завоет, то заплачет как дитя...»; «Тиха, печальна, молчалива...»; «Как денди лондонский одет...»; «Красавица, отличница, спортсменка» и т. д.

Затем каждый называет по очереди свое имя, немного рассказывает о себе, о своей внутренней сущности, используя подобранное им определение (метафору, цитату из стихотворения и т. п.).

Замечания . Эту же игру можно провести наоборот: все участники называют метафору, ассоциирующуюся у них с кем-либо из участников. Об этом более подробно рассказывается в разделе «Игры на взаимодействие».

Подарок

Играющие сидят в кругу. Первый игрок придумывает, какой подарок он мог бы подарить всем. Затем с помощью мимики и жестов он преподносит его, называя при этом свое имя. Следующий за ним игрок говорит: «Вася подарил нам... (угадывает, что же хотел подарить всем Вася), а меня зовут Сергей. Я хочу подарить вам... (изображает мимикой и жестами свой подарок)». И так все по очереди.

В конце игры ведущий говорит участникам: «Спасибо за то, что вы все подарили друг другу столько интересных и нужных подарков, а теперь мы дарим друг другу свои рукопожатия и улыбки!»

Мячик

Все передают мяч по кругу, называя при этом свое имя. Мяч должен побывать в руках у каждого и вернуться к первому участнику. Теперь, играя в мячик, знакомимся: тот, у кого находится мяч, будет кидать его в руки любому из стоящих в кругу и называть имя того, кому он бросает мячик. Тот, кто перепутал имя или не поймал свой мячик, называет имена всех участников.

В дальнейшем можно усложнить задание: мяч перебрасывается друг другу. Бросающий задает любой вопрос, обращаясь по имени к тому, кому бросает мяч. Тот, кто ловит мяч, должен при этом ответить на заданный вопрос.

Замечания . Эта игра предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Более старшие ребята предпочитают другие игры.

Здравствуйте!

Все встают плечом к плечу в круг лицом. Водящий идет по внешней стороне круга и задевает одного из играющих. Водящий и тот, которого задели, бегут в разные стороны по внешней стороне круга. Встретившись, они останавливаются, пожимают друг другу руки и говорят: «Здравствуйте, меня зовут...» и называют свои имена. Затем они бегут дальше, пытаясь занять свободное место. Тот, кто не успел это сделать, становится водящим.

Замечания. При встрече участникам необходимо обязательно остановиться, пожать друг другу руки, назвать свое имя.

Построения

Участники встают в круг. Ведущий предлагает им распределиться:

По цвету глаз, волос (от самых светлых до самых темных);

На «жаворонков» и «сов»;

По типу темперамента — флегматик, холерик, сангвиник или меланхолик (если, конечно, дети знают об этих типах темперамента и могут отнести себя к какому-либо из них);

В алфавитном порядке (по первым буквам полных имен);

По росту (отдельно мальчикам и отдельно девочкам) и т. д.

Задача игроков — как можно быстрее выполнить задание.

Замечания . Эту игру уместно провести в том случае, если нужно поделить отряд на группы. Для этого лучше предложить детям разделиться на группы по следующим критериям:

Время года, в которое родились;

Знак Зодиака;

Буква (литера) класса, в котором учатся («А», «Б», «В» и т. д.).

При проведении игры может возникнуть некоторая сумятица и неразбериха. Как правило, дети сами довольно быстро находят выход из создавшегося положения. Но иногда им все же необходима помощь педагога.

Эта игра носит еще и диагностический характер: при возникновении затруднительных ситуаций всегда находятся дети, которые берут на себя организаторские и распорядительские функции.

Перестрелка

Участники встают в круг и по очереди быстро называют свои имена. Потом по команде ведущего все начинают хаотично перемещаться по заданному пространству (комната, холл, участок территории на улице и т. п.). При этом голова у каждого должна быть опущена так, чтобы он мог видеть только ноги приблизившегося.

Как только в поле зрения игрока попадают чьи-то ноги, он должен быстро поднять голову и назвать имя этого человека. Кто первый называет, тот и выиграл — он продолжает игру, другой выбывает.

Если имя названо неверно, остается тот, кто дал правильный ответ. Если оба ошиблись, то оба остаются; таким образом игра продолжается до последнего игрока.

Замечания . Лучше сыграть в эту игру несколько раз подряд, чтобы у того, кто выбывает из игры в самом ее начале, все-таки была возможность запомнить имена своих товарищей.

Правда и ложь

Все играющие садятся в круг. Каждый участник должен представиться, а затем привести три факта, два из которых — правда и один — ложь. Остальные участники должны отличить одно от другого. Начинает ведущий, демонстрируя на своем примере, как отличить правду от вымысла.

Замечания. В качестве достоверных фактов можно привести истории из жизни, биографические сведения, привычки, пристрастия, увлечения и т. д. Ложная информация должна быть или подчеркнуто приукрашенной, или вообще выглядеть полной выдумкой.

Питон

Каждому участнику выдается заранее заготовленный бейдж (визитка), на котором он должен написать свое имя. Причем имя необходимо записать не буквами, а цифрами. Оно закодировано по порядковому номеру каждой буквы, которое она имеет в русском алфавите. Каждая отдельная буква кодируется через запятую.

Нужно заранее договориться с ребятами, что на бейджах пишется полное имя участника (Владимир, Алексей, Мария, Евгения и т. д.) и что кодируются все буквы, в том числе «ъ», «ь», «е» и «й».

Затем определяется «игровое поле» — площадка достаточного размера, чтобы игроки не мешали друг другу. После того как игроки напишут свои имена на бейджах, игра начинается. Дети держат бейджи в руках таким образом, чтобы не было видно кода. Когда встречаются два участника, они по команде: «Раз, два, три!» открывают друг другу свои визитки.

Тот, кто первым расшифрует имя другого игрока, считается победителем. Проигравший узнает имя своего соперника, встает позади него и берет его руками за пояс. «Питон» начинает расти. Далее дети продолжают движение в паре. После встречи со следующими участниками происходит то же самое. Если у проигравшего на этот раз уже есть свой «хвост» из других игроков, они все проходят к концу «хвоста», называя свои имена.

Таким образом, к концу игры остаются два «питона», «головы» которых должны будут угадать имя соперника. Побеждает тот из игроков, кто является «головой питона» и при этом первым расшифрует имя конкурента.

Замечания:

Игра должна проходить в полной тишине, без подсказок и комментариев со стороны.

Вместо имен на бейдже можно зашифровать существительное. Оно должно состоять из определенного количества букв и обозначать цветок, реку, животное, птицу и т. д. (Такой вариант игры уже не будет игрой на знакомство.)

Во избежание споров и разногласий между игроками нужно проследить за тем, чтобы дети были внимательны при заполнении визиток и не путали порядковый номер соответствующей буквы в алфавите. В помощь им можно сделать специальный образец пронумерованного алфавита.

Надо напомнить детям, что расшифровывается полное имя, а не уменьшительное (Оля, Вова, Катя и т. п. — это неправильный вариант).

Шел по крыше воробей

Для проведения игры необходимо сесть в круг (на отрядном месте, в холле и т. д.). Ведущий вместе с детьми произносит следующее четверостишие:

Шел по крыше воробей-бей-бей,

Собирал себе друзей-зей-зей.

Сколько здесь счастливых глаз!

Встаньте, Маши (Светы, Коли, Саши и т. д.) все сейчас!

Вставшие дети называют свои имена и фамилии, все приветствуют их, и они снова садятся на свои места.

Замечания. В эту игру можно играть в зале, с большим количеством детей. В этом случае третью строчку стихотворения следует заменить на следующую: «Сколько в зале нас сейчас?». После того как названные по именам дети встают, их нужно поприветствовать бурными аплодисментами.

Какофония

Группа играющих сидит или стоит в кругу. Выбирается водящий, который выходит на середину круга. По его команде все дети говорят:

Коли вышел братец в круг,

Отвечай — как нас зову г!

Все хором называют свои имена. Задача водящего — правильно назвать 3-5 любых имен и показать на ребят с этими именами. Если он все сделал правильно, то занимает место в кругу, а водящим выбирается другой игрок.

Часть и целое

Играющие стоят в кругу, лицом к центру. В центре — ведущий с мячом. Он называет какой-нибудь предмет и тут же кидает мяч одному из игроков. Игрок, поймавший мяч, должен назвать слово, по отношению к которому названный ведущим предмет является его составной частью.

Например, ведущий говорит: «Крыло!» Игрок может сказать в ответ: «Птица!». Отвечать надо быстро. Кто не ответит или замешкается, тот или получает дополнительное задание, или штрафное очко, или «платит» фант. Таким же образом наказывается игрок, не поймавший мяч.

После каждого броска мяч возвращается ведущему, и игра продолжается.

Замечания. Можно играть и без ведущего. Тогда взявший мяч игрок ждет ответа от своего соседа справа, затем называет новый предмет и бросает мяч любому из стоящих в круг игроков.

Спой, птичка!

Все встают в круг и начинают движение по часовой стрелке. Ведущий вытягивает руку вперед, а все произносят четверостишие:

Плыл по морю чемодан,

В чемодане был диван.

А в диване спрятан слон.

Ты не веришь? Выйди вон!

После этого все останавливаются. Тому, на кого показал ведущий, завязывают глаза, ставят на середину круга и несколько раз поворачивают вокруг своей оси. В это время участники могут поменяться местами или начать движение по кругу.

По команде ведущего все останавливаются, а водящий подходит к кому-либо из игроков и просит: «Спой, птичка!». Игрок, которого попросили спеть, выполняет эту просьбу: «Кар-кар, пи-пи, ку~ ка-ре-ку» и т. д. Задача водящего — по голосу узнать, кто это был из игроков. Если он не угадал, игра продолжается. Если угадал правильно, то «птичка» становится водящим.

Что делать?

Играющие встают в круг и выбирают «хозяйку», которая раздает задания каждому игрок)": сено косить, воду носить, дрова рубить, печь топить и т. п. Каждый начинает выполнять свою работу, сопровождая движения соответствующими словами, например: «Дрова рублю...». Затем «хозяйка» дает всем общую работу — яму копать. Все дети начинают изображать, будто они копают яму, и повторяют: «Яму копаю...».

Сменив несколько общих работ, «хозяйка» неожиданно показывает на одного из играющих и спрашивает: «Что ты делаешь?». Тот должен назвать работу, которую он получил в начале игры. Кто ошибется или замедлит с ответом, выбывает из игры или «платит» фант.

В конце игры фанты разыгрываются, т. е. каждый должен «выкупить» их за песню или стихотворение.

Привет фотографии (для детей с 3 лет)

Цель: обучение детей узнавать друг друга по фотографии, создание положительного настроя

Дети сидят в кругу. В центре на столе лежат фотографии лицами вниз. Ребенок выходит в центр круга, берет любую фотографию, затем находит человека по фотографии, подходит к нему и здоровается (пожать руку и сказать «Привет») Ребенок, с которым поздоровались, сначала отвечает на приветствие, а затем выбирает следующую фотографию. Игра продолжается до тех пор, пока не останется ни одной фотографии.

Клубочек (для детей с 4 лет)

Цель: знакомство, установление доверительного контакта с детьми, сплочение группы.

Дети садятся в круг. Ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой вопрос участнику игры (Например: «Как тебя зовут, хочешь ли ты со мной дружить, что ты любишь, чего ты боишься» и т.д.). Ребенок ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются.

Замечание: Если ведущий вынужден помогать затрудняющемуся ребенку, то он берет при этом клубочек себе назад, подсказывает и опять кидает ребенку. В результате можно увидеть детей, испытывающих затруднения в общении, у ведущего с ними будут двойные, тройные связи.

Ха - ха - ха! Хе - хе - хе! (для детей с 4 лет)

Цель: создание положительных эмоций, снятие напряжения.

Дети стоят в кругу, соединяют руки в замок. Ведущий показывает следующее:

  • 3 раза прикасается к левому плечу, произнося «ха - ха - ха»
  • 3 раза прикасается к правому плечу, произнося «хо - хо - хо»
  • 3 раза прикасается к левому колену, произнося «хи - хи - хи»
  • 3 раза прикасается к правому колену, произнося «хе - хе - хе»

Затем все движения повторяются более быстром темпе по 2 раза. Затем еще быстрее по 1 разу. Затем количество раз увеличиваем, а темп снижаем. Произнося последнее «хе», детям предлагается выплеснуть всю усталость, всю злость, всю обиду, которые накопились в их теле.

Перекличка - путанка (для детей с 4 лет)

Цель: Развитие произвольного внимания, закрепление знакомства

Ведущий называет фамилии и имена присутствующих детей, путая при этом, то имя, то фамилию (имя называется правильно, фамилия - нет; фамилия правильна, имя не то). Дети внимательно слушают и откликаются только тогда, когда правильно названы и имя, и фамилия. Кто ошибается, выбывает из игры.

Ласковое имя (для детей с 4 лет)

Цель: формирование положительной самооценки и самопринятия, знакомство.

Один из детей - водящий - встает в центр круга. Дети, передавая друг другу мяч, называют ласковую форму имени водящего. Он последним получает мяч и называет ту ласковую форму своего имени, которая ему понравилась. Упражнение продолжается до тех пор, пока в центре круга не побывает каждый ребенок.

Вариант. Дети, передавая друг другу мяч, называют ласковую форму своего имени. Когда все дети назовут ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил вам, а кроме того, произнести его ласковое имя.

Вариант. «Назови своего соседа ласковым именем так, чтобы ему было приятно»

Передай игрушку по кругу (для детей с 4 лет)

Цель: разминка, разогрев группы, развитие внимания, быстроты реакции, умения действовать сообща

Дети стоят в кругу. По кругу пускают игрушки. Передавая игрушку, дети говорят: «Дальше, дальше…» Сначала их в два раза меньше, чем детей. По мере увеличения скорости передачи игрушек из рук в руки количество игрушек увеличивается.

Вариант. Дети сидят на ковре и перекатывают друг другу мячи, не останавливаясь. Количество мечей от 2 до 5.

Вариант. Можно добавить еще одно правило. Когда взрослый скажет: «Всё наоборот», игрушки или мячи передаются в обратном направлении.

Передай движение по кругу (для детей с 4 лет)

Цель: развитие выразительности движений, воображения, активизация и сплочение детей

Дети передают друг другу воображаемые предметы: большой мяч, тяжелую гирю, горячий блин, младенца, паука на паутинке, стопку кубиков, горящую свечу.В конце упражнения дети берутся за руки. Взрослый, говоря «Привет», пожимает руку соседу справа, тот следующему по кругу. «Приветик» должен обойти круг и вернуться к взрослому

Животные (для детей с 4 лет)

Цель: активизация группы, развитие слухового внимания

Детям раздаются карточки и изображением нескольких (2 - 4) видов животных. Дети должны, издавая характерные звуки того или иного животного, найти остальных членов своей подгруппы. Энергизатор в игровой форме помогает разделить большую группу на несколько подгрупп, вовлекает ребят в активную деятельность.

Невербальное приветствие (для детей с 4 лет)

Цель: разогрев группы, преодоления барьеров в общении, снижение эмоционального напряжения.

Участникам предлагается молча здороваться друг с другом: а) руками с закрытыми глазами, б) коленками, в) спинами, г) мизинцами, д) плечами, е) локтями и т.д. Упражнение можно проводить при достаточной разогретости группы не в начале занятия.

Поварята (для детей с 4 лет)

Цель: развитие внимания, групповой сплоченности

Все встают в круг - это кастрюля. Сейчас будем готовить суп (компот, винегрет, салат). Каждый придумывает, чем он будет (мясо, картошка, морковка, лук, капуста, петрушка, соль и т.д.). Можно раздать картинки. Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя впрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусное, красивое блюдо.

Комплименты (для детей с 4 лет)

Цель: повышение самооценки, создание положительного образа себя, развитие коммуникативных навыков

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.

Предупреждение:Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.

Путаница (для детей с 5 лет)

Цель: разогрев, сплочение группы, снижение напряженности.

«Сейчас один из вас, доброволец, должен выйти за двери. Остальные должны встать в круг и взяться за руки. После того как образуется плотное кольцо, необходимо «запутаться», не разжимая рук. Когда «клубок» будет готов, мы пригласим ведущего, который «распутает» группу». Можно провести путаницу еще раз, предложив кому-либо из группы «запутать» всех остальных, а другому ведущему распутать.

«Здравствуйте!» по очереди (для детей с 5 лет)

Цель: разогрев группы, снижение напряженности, рефлексия собственного эмоционального состояния, настрой на работу.

Взрослый говорит, что сейчас он будет здороваться, но не со всеми сразу, а по очереди. Те, с кем он поздоровается, должны встать и сказать: «Здравствуйте». Далее игра проходит в два этапа. На первом этапе взрослый предлагает детям осознать свои эмоциональные состояния: «Те, кто сейчас в хорошем настроении, здравствуйте!», «Те, кто сегодня не выспался, здравствуйте!», «Те, кому грустно, здравствуйте!». На втором этапе настраиваем детей на выполнение различных видов деятельности: «Те, кто любит рисовать, здравствуйте!», «Те, кто хочет заниматься, здравствуйте!», «Те, кто хочет стать умным (уверенным), здравствуйте!»,

Приветствие с колокольчиком (для детей с 5 лет)

Цель: приветствие, настрой детей на доброжелательный лад.

Дети стоят в кругу, Взрослый подходит к одному из них, звонит в колокольчик и говорит: «Здравствуй, Ваня, мой дружок!». После Ваня берет колокольчик и идет приветствовать другого ребенка. Колокольчик должен поприветствовать каждого ребенка.

Разные приветствия (для детей с 5 лет)

Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие коммуникативных навыков

Взрослый напоминает детям, что с разными людьми мы общаемся по-разному «Поздоровайтесь так, как вы здороваетесь:

  • С другом в детском саду
  • С воспитателем
  • С клоуном в цирке
  • С любимой бабушкой
  • С тем, на кого обиделись
  • С тем, кого рады видеть

А теперь скажем все вместе: «Здравствуйте все!» и поаплодируем друг другу.

Вариант. Здороваться с разным настроением: «Очень устали, Веселые, Опаздываем в детский сад, В Космосе (в невесомости)»

Ветер дует на... (для детей с 5 лет)

Цель: знакомство, разогрев, сплочение группы.

Со словами «Ветер дует на...» ведущий начинает игру. Вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого... есть сестра», «кто любит животных», «кто много плачет», «у кого нет друзей» и т.д. Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.

Поменяйтесь местами (для детей с 5 лет)

Цель: разогрев группы, снижение напряженности, активизация внимания и мыслительных процессов.

Участники садятся в круг, в центре которого стоит психолог. Ведущий предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Например: «Пересядьте все те, у кого карие глаза (любит убирать игрушки, кататься с горки и т.п.)», — и все, у кого карие глаза, должны поменяться местами». При этом ведущий тоже принимает участие в игре и должен успеть занять освободившееся место, оставшийся без места продолжает игру. По окончании игры можно спросить: «Как вы себя чувствуете?» Затем делают вывод, что у всех есть много общего.

Встаньте те, у кого… (для детей с 5 лет)

Цель: разогрев группы, снижение напряженности, активизация внимания, наблюдательности и мыслительных процессов.

Дети сидят на стульях. Ведущий говорит: «Встаньте те, у кого:

  • Светлые волосы
  • Карие глаза
  • В одежде есть синий цвет
  • Пишет левой рукой
  • Любит танцевать

Вариант: «Похлопайте в ладоши те, кто сегодня грустный (любит смотреть мультики и т.п.)» Затем делают вывод, что у всех есть много общего.

Разные, но похожие (для детей с 5 лет)

Цель: разогрев и сплочение группы, снижение напряженности, развитие самосознания, активизация внимания.

Взрослый говорит:

Сейчас поднимут руки только девочки... А теперь поднимут руки мальчики... Попрыгают те, кто в брюках... У кого есть сестренка, обнимут себя... У кого есть брат, похлопают в ладоши... Те, кто ел сегодня кашу, погладят себя по голове и т.д.

По окончании упражнения проводится краткая беседа, в ходе которой детей подводят к выводу о том, что все люди разные, но в чем-то они все-таки похожи.

Рулет (для детей с 5 лет)

Цель: активизация группы, создание групповой сплоченности.

Дети встают в шеренгу, держась за руки. Ребенок, стоящий первым, начинает поворачиваться вокруг своей оси, увлекая за собой стоящих следом. Таким образом, дети образуют некий «рулет». Обращается внимание детей на то, что в ходе упражнения важно не расцеплять руки. Задание можно усложнить, предложив детям «раскрутить рулет».

Фруктовый салат (для детей с 5 лет)

Цель: активизация группы, создание групповой сплоченности, усиления концентрации внимания.

Участники сидят в круге. Ведущий просит первых 4-5 человек назвать по одному свои любимые фрукты (например, яблоко, груша, банан, апельсин). Следующие сидящие в круге по очереди, повторяют прозвучавшие названия фруктов. Таким образом, каждый «назван фруктом». Для лучшего запоминания можно раздать карточки с изображениями фруктов. Ведущий встает в центре круга и выкрикивает название фрукта, например апельсин, и все «апельсины» должны поменяться друг с другом местами. Человек в центре также старается занять одно из свободных мест, и другой участник остается без места. Новый ведущий опять называет какой-то фрукт и игра продолжается. Название «фруктовый салат» означает, что все меняются местами.

Прикосновение тела (для детей с 5 лет)

Цель: активизация и сплочение группы, развитие тактильного внимания

Объясните участникам, что вы дотронетесь до кого-нибудь. Потом они должны, используя только ту часть тела, до которой дотронулись вы, дотронуться до кого-то другого. Продолжайте игру, пока все участники не будут задействованы. Это упражнение заставляет тесно взаимодействовать друг с другом.

Лицом к лицу (для детей с 5 лет)

Цель: создание положительного эмоционального фона и активизация детей, развитие внимания.

Каждый находит себе пару. Ведущий называет действия, например «рука к носу», «спина к спине», «голова к колену» и т.д. Участники должны следовать инструкциям в своих парах. Когда ведущий говорит «человек к человеку», каждый должен найти себе другую пару. Упражнение можно применять в середине и в конце занятия.

Вариант: Дети объединяются в пары только после команды ведущего. Например, после команды «Плечо к плечу», дети должны найти себе пару и соприкоснуться частями тела

Такси (для детей с 5 лет)

Цель: активизация группы, деление группы на подгруппы, закрепление количества

Выбирается 1 - 2 участника, которые будут выполнять роль таксистов. Их задача - двигаться по помещению, останавливаясь по команде ведущего. Предложите остальным участникам представить, что они садятся в такси. В такси может поместиться только определенное число участников, например 2, 3 или 4. Когда такси останавливается, участники должны бежать «занимать места в такси».

Это полезное упражнение, если нужно объединить участников в группы с определенным числом членов в случайном порядке.

Привет! Как твои дела? (для детей с 6 лет)

Цель: сближение участников, установление дружеских отношений, развитие кооперации, активизация внимания

Все дети ходят по комнате, жмут друг другу руки и говорят: «Привет! Как твои дела?» Главное правило: здороваясь с кем-то, руку можно освободить только после того, как другой рукой начнешь здороваться еще с кем-либо. То есть каждый участник должен быть в контакте с кем-либо постоянно. Игру можно использовать в конце занятия, заменив слова: «Спасибо. С тобой было интересно»

Я сегодня вот такой (для детей с 6 лет)

Цель: эмоциональная разрядка, развитие умения понимать свое эмоциональное состояние и выражать его вербально и невербально.

Каждый по очереди говорит: «Здравствуйте. Я сегодня вот такой» - и показывает невербально свое состояние. Остальные дети говорят: «Здравствуй, Ваня! Ваня сегодня вот такой» и копируют его жесты, мимику, позу.

В игре должен принять участие каждый ребенок. В заключение дети берутся за руки и хором говорят: «Здравствуйте все!»