Среда обитания и внешнее строение млекопитающих. Живые организмы, среда обитания

Задание 1. Изучите внешнее строение млекопитающего.

1. Рассмотрите животное (морскую свинку, хомячка). Выясните, на какие отделы можно мысленно разделить тело млекопитающего. Вспомните, у каких изученных позвоночных животных имеются такие же отделы тела.

2. Напишите, по каким признакам млекопитающие отличаются от других животных.

1. Голова, шея, хвост, туловище, конечности.

2. Шейных позвонков 7; диафрагма, два поколения зубов и их дифференциация, губы и щеки, 4-х камерное сердце, левая дуга аорты, наружное, среднее и внутреннее ухо, три слуховые косточки, волосяной покров, тазовая почка, млечные железы, теплокровность, живорождение.

3. Как передвигается млекопитающее? Рассмотрите отделы конечностей. Сосчитайте количество пальцев на передних и задних ногах. Какие образования имеются на пальцах ног млекопитающих? Запишите свои наблюдения.

Чаще всего они передвигаются на 4 ногах, но есть исключения - человек, кенгуру, человекообразные обезьяны могут ходить на 2 ногах. На пальцах ног есть ногти.

4. Выясните и запишите, равномерно ли расположен волосяной покров на теле млекопитающего. Однороден ли волосяной покров? На каких местах волосяной покров отсутствует?

Нет, он расположен неравномерно и неоднороден. Отсутствует на носу и подушечках лап. У всех млекопитающих шерсть растет на разных местах, но в основном там, где тело наиболее уязвимо к холоду.

5. Напишите, какие органы расположены на голове млекопитающего. Каких из этих органов нет у других позвоночных животных?

Уши, глаза, усы.

6. Сформулируйте вывод об особенностях внешнего строения млекопитающих.

Млекопитающие - класс эволюционно развитых позвоночных, обладающих прогрессивными чертами; они вынашивают, рожают и выкармливают детенышей.

Задание 2. Заполните таблицу.

Задание 3. У одних млекопитающих хорошо развиты как ость, так и подшерсток, у других - преобладает ость или подшерсток. Объясните, почему у млекопитающих наблюдаются такие отличия в волосяном покрове.

Зависит от образа жизни. Ость делает мех прочным, а подшерсток сохраняет температуру тела.

Задание 4. Выпишите номера правильных утверждений.

Утверждения .

1. Копыта, шерсть, ногти, когти - производные эпидермиса кожи.

2.У всех млекопитающих одна пара млечных желез.

3.Во время линьки окраска шерсти никогда не меняется.

4.У млекопитающих развиты органы осязания и обоняния.

5.Чешуйчатый покров пресмыкающихся и шерсть млекопитающих имеют разное происхождение и не являются признаком родства этих классов.

6.У всех млекопитающих хорошо развито зрение.

7.Ушные раковины имеются только у представителей класса млекопитающих.

8.Глаза млекопитающих имеют веки с ресницами.

9.У всех млекопитающих глаза располагаются по бокам головы.

10.У всех млекопитающих млечные железы располагаются на брюшной стороне тела.

Правильные утверждения: 1, 4, 6, 7, 8, 10.

Задание 5. Заполните таблицу.

Тема : « Общая характеристика млекопитающих. Среды жизни, внешнее строение и места обитания» (слайд 1).

Цели урока:

Образовательные - изучить общие черты животных класса Млекопитающие; сформировать знания особенностей внешнего строения млекопитающих и мест их обитания;

Развивающие - вспомнить и закрепить знания учащихся о экологических особенностях различных групп млекопитающих; повторить последовательность работы по алгоритму кубиков;

Воспитывающие - продолжить умение работать в группе, развивать чувство коллективизма и содружества, эстетического восприятия окружающего мира .

Дидактическое и материальное оснащение урока : И.Н.Пономарева «Биология. Животные» учебник для 7 класса, изд-во «Вентана –граф», 2009, чучела млекопитающих, мультимедийный образовательный комплекс 1с-биология, набор учебных кубиков, фигурки животных.

Ход урока :


  1. Организационный момент .

  2. Актуализация опорных знаний, мотивационных состояний:

  • Повторение работы с алгоритмом кубиков (слайд 2 )

  • Разминка – вопросы на кубиках (сторона №1, слайд 2) вопросы распределяются между учащимися, а затем они отвечают. В помощь или подтверждение их ответов используется фото-ряд (слайды 4-5).
-Какого зверя забивают в настольной игре (козла)?

-Какой бык при полете поднимается выше всех (як)?

-Какой зверь был официальным талисманом игр московской олимпиады 1980 года (медведь)?

-Этот зверек дал название короткой мужской прическе (ежик)?

-В честь какой кошки в ВОВ назвали немецкий танк т-5 (пантера)?

-Какие животные обитают на шахматной доске (слон, конь)?

-Изображение какого зверя видят спортсмены-стрелки при стрельбе по бегущей мишени (кабан)?

-Какая американская кошка представляет собой товарный знак спортивной одежды и обуви (пума)?

-Какая горная коза подарила свое название грузовому автомобилю (газель)?

-Какой зверь является лучшим лесорубом (бобер)?

-С каким зверьком, имеющим ценный мех, связано в русском языке обозначение четырех десятков (соболь)?

-Какого зверька таежники называют «медвежья совесть» или «грозовой барометр» (бурундук)?

-Какой зверь рождается с усами (кошка)?

-Какое млекопитающее дало название древней русской монете (куница, монета « куна»)?

-Какое млекопитающее можно встретить в океанах, если вода окрашена в розовый и фиолетовый оттенки (кит)?

-Что такое «териология»? какое происхождение имеет это слово? (Возникает проблемный вопрос, который позволяет перейти к новой теме.)


  1. Формирование новых понятий, способов действий:

  • «териология» - раздел зоологии, изучающий особенности строения и поведения млекопитающих животных (слайд 6).

  • происхождение млекопитающих (слайд 7 – видеофрагмент)

  • общая характеристика млекопитающих (сторона кубиков №2, слайд 8. Учащиеся проговаривают и обсуждают все пункты.)
_млекопитающие имеют второе название «звери»;

_известно около 5000 современных видов зверей;

_ распространены по всему земному шару;

_высшие позвоночные животные;

_теплокровные (постоянная температура тела);

_тело покрыто шерстью (волосяным покровом);

_рождают живых детенышей и выкармливают их молоком;

_размеры от 4 см до 33 метров;

_масса от 1,2 граммов до 150 тонн;

_обладают крупным головным мозгом с развитыми передними полушариями;

_имеют разнообразное и сложное поведение (инстинкты);

_все системы органов достигают наибольшей дифференцировки;

_высокое развитие нервной системы позволяет быстро приспосабливаться к условиям среды;

_в классе млекопитающих 19 отрядов, 122 семейства, 1017 родов, 5237 видов зверей.

Учащимися озвучиваются известные российские териологи (сторона кубиков №2, кубик №16, слайд 9).


  • внешнее строение млекопитающих (сторона кубиков №3) :
учащиеся делятся на группы для изучения внешнего строения –

1 группа изучает отделы тела, конечности млекопитающих (работа с фигуркой кошки, слайд 10); 2 группа изучает строение головы (работа с чучелом зайца, слайды 11-12); 3 группа изучает строение шерсти, кожи и ее видоизменений (слайды 13-16). Каждая группа анализирует изученный материал и представляет коллективу.


  • подумаем вместе! (для закрепления материала отвечаем вместе на вопросы кубиков №15-16 стороны №3):
-почему к названию класса нельзя добавить частицу «ся»? (тогда название приобрело бы другой смысл - животные сами питаются молоком);

-почему звери спят свернувшись в клубок? (для меньшей теплоотдачи);

-почему отстрел зверей разрешен зимой? (более ценный мех, нет линьки);

-что такое запах псины? (сгорание от тепла тела сальных выделений на шерсти млекопитающего);

-сколько развивается молочных желез у зверей? (по количеству детенышей) (впечатления детей из книги С. Михалкова «от 2 до 5»: «Маленькая девочка моется в бане с мамой, внимательно ее разглядывая. Помолчав некоторое время, она спрашивает у матери: «Мамочка, разве у тебя только 2 груди?». «Да»- отвечает, улыбаясь, мама. Подумав, девочка произносит: «Странно, а я думала как у нашей кошки дамки, восемь штук в 2 ряда»);

-почему толстые животные нервные и раздражительные? (это вопрос отводится учащимся для домашней проработки).


  • проверим на практике – отчет учащихся выполнявших исследовательские проекты по изучению млекопитающих животных (сторона кубиков №4).
Темы проектов: 1. «Мы взяли в дом собаку» (рассматривание шерсти собаки, вибриссов, поведение и повадки при выполнении команд, слайд 17).

2. «Жвачные животные» (наблюдение за коровами, лошадьми, козами во время кормежки. Изучение многообразия копытных животных в Казани, слайд 18).

3. «Моя кошка» (наблюдение за поведением кошки во время беременности, ухаживания за потомством, поведение котят, слайды 19 - 25, мини-презентация).

4. «Освоение подражания у обезьян, как доказательство развития психики» (исследовательская работа «О подражании приматов человеку и освоению жестов «конфета» и «пить»», слайд 26.)


  1. Применение новых понятий, способов действий:
- применение знаний о строении млекопитающих в области экологии животных, соответствие внешнего строения со средой обитания (сторона №5)

- какое явление позволило млекопитающим заселить все среды жизни? (приспособленность)

- учащиеся опять делятся на группы, чтобы вспомнить из курса экологии признаки внешнего строения различных экологических групп зверей (слайды 27-28):

1 группа характеризует хтонобионты и эдафобионты;

2 группа определяет признаки прыгающих и авиабионтов;

3 группа характеризует дендробионты и гидробионты.

В конце всех характеристик ученики подводят общий вывод о приспособленностях млекопитающих к различным условиям существования и средам жизни.


  • закрепим знания (рефлексия) (сторона №6, слайд 29)
Выбрать правильные утверждения:

-млекопитающие - высшие теплокровные позвоночные животные.

-внешнее строение млекопитающих не зависит от среды обитания.

-кожа млекопитающих эластичная, прочная, имеет волосяной покров.

-забота о потомстве особенно выражена у животных рождающих беспомощных детенышей.

-жизнь млекопитающих не зависит от сезонов года.

-зародыш развивается вне материнского организма.

-передвигаются млекопитающие по земле, под землей, по деревьям, в воде, в воздухе.

-водные млекопитающие произошли от сухопутных предков.

-роговые образования кожи способны видоизменяться.

-молочных желез много, они развиваются независимо от количества детенышей.

-на громкие звуки млекопитающие реагируют всем телом.

-конечности млекопитающих могут видоизменяться или утратиться совсем.

-шерсть млекопитающих предохраняет от перепадов температур.

-хвост выполняет функцию руля или опоры.

-звери заселили все среды жизни на планете

Проверка и оценка ответов учащихся (слайд 30):13-15 правильных ответов - оценка «5», 9-12 правильных ответов - оценка «4», 6-8 правильных ответов - оценка «3», ниже 6 – стоит еще раз потрудиться дома.


  • животное-загадка : определите признаки, по которым можно отнести Чебурашку к млекопитающим животным?

  1. Домашнее задание: Проработать последний вопрос кубика №16, стороны №3

Среды (места обитания), в которых живут организмы, разные. Выделяют четыре среды обитания - наземно-воздушную, водную, почвенную и организменную (тела других организмов).

Водная среда связана с водоемами: океанами, морями, реками, озерами и др. Воды в них разные, где-то стоячие, где-то с достаточно сильными течениями, соленые и пресные. Во многих водах мало кислорода и солнечного света. С глубиной наступает полумрак, а после 200 м глубины свет вообще отсутствует.

Поэтому растения в воде могут расти лишь на небольшой глубине, там куда еще проникает свет. Температура в водной среде не так резко меняется в течение года и суток. Отрицательной температуры воды не бывает, поэтому даже в самых холодных местах она составляет +4 °C.

Большинство водных растений - это водоросли. Однако среди водных встречаются и высшие растения.

В наземно-воздушной среде обитания растет подавляющее большинство растений и почти все высшие растения. Растения суши формируют леса и луга, степи и тундры и другие растительные сообщества. Особенностями наземно-воздушной среды являются большое количество воздуха и света, наличие ветра, во многих местах сильное колебание температуры и влажности в зависимости от времени года и суток.

Наземно-воздушная среда весьма разнообразна. Растения приспособлены к определенным условиям среды. Одни растут на хорошо освещенных участках, другие - в затененных. Одни растения не переносят холода и живут только в теплых широтах, другие - приспособлены к сезонным колебаниям температуры. Из-за такого разнообразия сред растения наземно-воздушной среды отличаются множеством различных форм.

Почвенная среда обитания находится в почве - верхнем плодородном слое земной коры. Почва образуется как смешение частиц распавшихся горных пород и остатков живых организмов (перегноя). Света здесь почти нет, поэтому в почве могут обитать только мелкие водоросли. Однако здесь находятся семена и споры растений, а также корни. Почвенная среда обитания населена в основном бактериями, животными и грибами.

Растения могут жить только в средах, к которым приспособлены. Если переместить растение в другую среду, то оно может погибнуть.

Поэтому когда человек выращивает культурные растения, он создает необходимые условия для их нормального роста и развития - поливает их, удобряет почву, избавляет от вредителей. Дикие же растения приспособлены к конкретным условиям окружающей среды.

надо по плану определить 1 место обитания 2 особенности внешнего строения 3 особенности внутреннего строения 4 значение в

природе и жизни человека

хоботные

ластоногие

непарнокопытные

зайцеобразные

парнокопытные

насекомоядные

китообразные

каждый отряд описать по плану срочно надо(

Помогите, пожалуйста. Вопросы экзамена. Желательно кратко и самое основное. Заранее ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!

Билет 3
1) Зоология как наука. Признаки и многообразие животных.Роль зоологии в жизни и практической деятельности человека.
2) Среда обитания и особенности внешнего строения рыб. Приспособленность внешнего строения рыб к среде обитания.
3)Назовите известных вам насекомых с неполным превращением, какую роль они играют в природе.

1)Зоология как наука. Признаки и многообразие животных. Роль зоологии в жизни и практической деятельности человека.

Среда обитания и особенности внешнего строения рыб. Приспособленность внешнего строения рыб к среде обитания.
Назовите известных вам насекомых с неполным превращением, какую роль они играют в природе. 2) Среды жизни и местообитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Влияние человека на животных.
Особенности строения систем внутренних органов тела рыб и их функциональное значение.
Охрана птиц. Перечислите птиц занесенных в Красную книгу Казахстана. можете ответить на эти вопросы?

2. Среда обитания и особенности внешнего строения птиц.

3. Какие отличия во внешнем строении имеют представители разных отрядов рептилий? С чем это связано?

Класс Млекопитающие, или Звери Общая характеристика. Внешнее строение. Среды жизни и места обитания.

Цели: П оказать школьникам строение животных класса Млекопитающих,

отметить прогрессивные черты организации Млекопитающих, позволившие им занять все основные среды обитания,

познакомить с общей характеристикой отрядов Однопроходных и Сумчатых,

доказать необходимость охраны животных класса Млекопитающих,

осуществлять нравственное и экологическое воспитание учащихся.

Задачи:

находить в объекте его составляющие;

научиться обобщать;

устанавливать сходство и различие;

находить причинно-следственные связи;

развивать коммуникативные способности.

Тип урока: изучение нового материала. \

Орг момент.

Рассмотрите фотографии животных
На основании каких внешних признаков вы отнесли этих животных к классу Пресмыкающихся и к классу Птиц?
А теперь мы вместе постараемся найти ответ на вопрос:
Каковы особенности внешнего строения млекопитающих?
Общая характеристика Млекопитающих.
Около 4 тысяч видов.Теплокровные животные, шерстный покров.Живорождение.Выкармливание детенышей молоком.Крупный головной мозг (хорошо развиты передние полушария).Разнообразное и сложное поведение.Имеют различные приспособления к условиям обитания.Дифференциация зубов.Наличие наружного уха.Наличие разнообразных желез.
Размеры млекопитающих
Карликовая белозубка
Синий кит
Внешнее строение на примере собаки
Стопоходящие
Пальцеходящие
Пальцеходящие
Прыгающие
Лазающие по деревьям
Летающие
Плавающие
Голова млекопитающих
Ушная раковина
Глаз
Веко
Мозговой отдел
Лицевой отдел
Губы
Нос
Ротовое отверстие
Шерстный покров млекопитающих
У большинства хорошо развит шерстный покров
Значение покровов:

Обеспечивает терморегуляцию;

Защищает от механических повреждений;

Придает покровительственную окраску.
Вибриссы
Вибриссы-длинные жесткие волоски, расположенные на морде, выполняющие осязательную функцию
Остевые волоски у крота отсутствуют
Роговые образования кожи

Лабораторная работа №13Внешнее строение Млекопитающих.
Закрепление:
1.Вам даны пять слов. Четыре из них объединены общим признаком. Пятое к ним не подходит. Какое? а) копыта; б) волосы; в) когти; г) хитин; д) ногти2.Конечности млекопитающих расположены: А) обе пары под туловищем; Б) обе пары по бокам туловища; В) одна под туловищем, другая по бокам3.Вибриссы - это: А) шерсть; Б) подшерсток;В) усы4.Теплорегуляция у млекопитающих происходит при участии:А) пахучих желез; Б) потовых желез;В) сальных желез
Установите соответствие между животными и органами их передвижения. Ответы впишите в таблицу.
1. Благородный олень2. Рыжая вечерница3. Гренландский тюлень4. Касатка
А. КрыльяБ. ПлавникиВ. НогиГ. Ласты
1 2 3 4
Проверим себя:
1) г) хитин2) а) обе пары под туловищем3) в) усы4) б) потовых желез
1 2 3 4 В А Г Б
Проверим свои ответы и выставим оценки:
5-6 баллов оценка «5»4 балла оценка «4»3 балла оценка «3»
Подведем итоги.
Млекопитающие – класс позвоночных животных, основными отличительными особенностями которых являются живорождение (за исключением инфракласса клоачных) и вскармливание детёнышей молоком. Внешне животные характеризуются тем, что покрыты шерстью, имеют млечные железы, челюсти с зубами, ушные раковины. Теплокровность, живорождение, выкармливание детенышей молоком, высокоразвитая нервная система, способность к регуляции температуры тела позволяют млекопитающим обитать в самых различных условиях. Известно более 4 тыс. видов млекопитающих.
Домашнее задание:
Ответить на вопросы:Млекопитающие или млекопитающиеся, как правильно и почему?У какого млекопитающего нет глаз?Почему в сильную жару собака высовывает язык?По желанию:Подготовить сообщение о роли вибрисс в жизни млекопитающих.