Чем сказка спящая царевна похожа на народную

Тема урока: В.А. Жуковский. «Спящая царевна» как литературная сказка.

Тип урока: комбинированный.

Цели деятельности учителя: рассказать об отличиях народной сказки от литературной; познакомить с произведением «Спящая царевна», идеей литературной сказки; показать роль композиции в понимании смысла произведения.

Этот эффект совершенно такой же, как и в № 1, как в № 6: Человек без тела. В № 5: Счастье птицы и несчастного человека, ведьма просит некоторых собак. На Клавстале, когда новая корова выходит из конюшни впервые на пастбище, несколько волос, которые отрезаны между ушами, под порогом конюшни. На № 2: Принцесса Португалии и принц Энгельда, следует отметить, что Англия и Португалия являются обычным явлением в Киндермунде. Так называется высказывание в так называемом подсчете перед детскими играми следующим образом: Без боба, белой фасоли!

Энгельд заперт, а ключ разорван - четыре лошади перед автомобилем, Энн уходит. - В сказке № 2 есть общий поезд с «Королем Дроссельбартом»в Гримме, №. Немного больше соответствует второй сказке летом: Железный человек. Блестящий бал от Кристалла, покажи мне моего жениха.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать сюжет сказки, уметь самостоятельно раскрывать нравственное содержание произведения, находить отличительные черты народной сказки от литературной.

Метапредметные УУД:

Личностные: ученик осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе.

В вышеупомянутой сказке № 182 «Гримм» и первой сказке на лето, аналогично упомянутой выше, на холме вокруг старика происходит своеобразная церемония, в ходе которой вступает в игру парикмахерская. В Мусаусе старик уже является официальным парикмахером, и из этого старика, похоже, возникли призрачные парикмахеры, которые в некоторых домах приезжают к путешественникам ночью и иногда загрызают себя, что опять-таки кажется главным. Во-первых, это может привести к выводу, что у парикмахеров всегда есть сокровища, находящиеся под их опекой.

Старые летом даже наделены углями, которые становятся золотыми, а в нашей сказке № 3 по крайней мере хранитель горы с птицей и так далее. Золотые кресты на лбу также выглядят иначе, и, согласно объему «детских и домашних сказок», указывают на благородную родословную; Поэтому в нашей сказке, в которой, кстати, они происходят из силезской версии, они по праву покрыты тканью, пока благородное происхождение полностью скрыто злобой.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует совместно с учителем, одноклассниками необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в группе с учётом конкретных учебно – познавательных задач.

Также в моем письме: Из смол. «Эскизы и легенды», но окутанная ею пластина, стр. 103, делает ткань кровавой. Знаменательно в этой сказке, в которой тогда следующий номер 4. Охотник всех охотников, и в № 5.: повезло птицы и не повезло, ни любое повторное введение, после чего сам Чудесная произошло при рождении тех, кто должен войти в волшебный мир. происходящие в последнем сказочном поезде из лопастей, которые являются черными, когда один из братьев несчастье постигло (возвращается почти регулярно).

Во всем мире есть что-то подобное. Гигант также стреляет в него деревом, но он ударяет его назад - и рассказчик не понимал - и убивает великана. Он прижимает его жир из, смазывают себя называют «рогатым Зигфридом» Сейчас борьбой с драконом, тянет, когда исчерпано, горшок, который он заполнил лишний жир из гигантов, появляется подметает с ним снова и побеждать. После того, как дракон убит, все идет чередом, за исключением того, что Зигфрид просит принцессу в день ее свадеб с фальшивой рабой из трактира записки он отправил ее собаками, не только еда, но и танцевать.

Оборудование: Компьютерная презентация , иллюстрации к сказке «Спящая царевна», дидактический материал, кроссворд.

Предварительное задание: Прочитать сказку Жуковского «Спящая царевна».

Ход урока

  1. Орг. момент

Учебник на столе у вас?
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнём сейчас,
Раз всё у вас в порядке.
Будьте внимательны,
Послушны, наблюдательны.
Чтобы литературные тайны познавать,
Нужно всё серьёзно изучать.
– С наступлением нового дня! Пусть он будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки. Улыбнитесь друг другу.

№ 6: Человек без тела заставляет нас делать некоторые замечания об искуплении проклятий в наших сказках. В настоящей сказке ученик искупает человека без тела, который приобрел принцессу в манере драконов, и тем самым в то же время принцесса искуплена, которому пришлось разделить непроизвольную обитель человека без тела. Но теперь возникает спор о владении принцессой между Искупителем и человеком, которому она принадлежит. Они, однако, были искуплены братом их трех жен, и, соответственно, там, где возможен брак, брак между Искупителем и искупленным считается само собой разумеющимся.

Ребята, посмотрите вокруг, что необычного у нас в классе? (расклеены картинки с сюжетами, героями сказок)

Сделайте вывод, о каком литературном жанре мы сегодня будем говорить? (сказка)

А кто – то узнал мелодию, которая звучала в начале урока? («В гостях у сказки». С 1976 года с этой мелодии начиналась замечательная передача. Ведущая Валентина Михайловна Леонтьева. Каждая передача сопровождалась сказкой или детским фильмом, игрой или захватывающей мультипликационной историей.

Это до сих пор, что с Майером, принцессой, которая была оставлена ​​ранее врачами, а затем исцелена, когда ее спросили, кого она хочет жениться, ответила: «Никто, кроме врача, который меня исцелил», как будто она была не мог жениться иначе. Спасение, как мы видели здесь, всегда делается в наших сказках благодаря выполнению определенных задач, которые обычно требуют сверхъестественной силы или редких навыков. В сказке № 34: «Волшебный пояс» невозможно было выяснить, какое спасение слепым действительно существует.

Только в духе сказок, что воскрешение происходит в волшебном сне, что искупление совершено, проявляя любовь и поцелуи. Однако в случае спасения поцелуями, если мы хотим принести странные сказки, иногда может возникнуть реальная работа, которую Искупитель проникает сквозь шипы и скрабы вокруг проклятого замка. Это, конечно, не относится к спасению в замках, которые возникают в нашей сказке № 29 «Верный конь» на море. Комп. а также наша сказка №. Муравьи, которые происходят в этой и следующей сказке, называются в аборигенах Нижней Саксонии или Миантен.

Крупнейшие русские писатели от А.С. Пушкина до М. Горького отмечали пленительную силу сказок, признавали их образцом национального искусства, подражали сказочникам, перенимали у них приемы художественной выразительности. Сказки не знают непоправимых несчастий. Герои всегда победители, Зло наказывается, Добро побеждает.

Давайте отгадаем тему сегодняшнего урока. За каждый правильный ответ, я даю вам пазл, который складывают в одну картину 2 человека на доске.

Две из трех задач, возложенных на солдата Лоренца, также появляются в совершенно другой сказке: «Очарованная принцесса», в Бехштайне. № 8: Принц и волшебник, основаны на письменном сообщении от Карла Стродта. В № 9: Еврей и висячий замок - это расположение трех гигантов, как это кажется в определенные промежутки времени до конца мира, своеобразного, к которому все еще вели в сказке Гримм № 93: Ворон Чтобы сравнить информацию о географических объектах и ​​даже держать карты на замке, следует отметить, что согласно мифологии Гримма, когда старый герой разбился с закрытым замком для борьбы и победы; также для суеверия, которое все еще прикреплено в Нижней Саксонии и Тюрингии к привязке замков: «лесной дрозд».

ВОПРОСЫ на повторение (жанры УНТ):

  1. Труд кормит, а лень портит. (пословица)
  2. Спи младенец мой прекрасный… (колыбельная)
  3. - Ладушки, ладушки, где были? – У бабушки. (потешка)
  4. На золотом крыльце сидели (считалка)

Как вы думаете, иллюстрация к какой сказке здесь изображена? И её автор?

При перемещении замка в другое место кажется необходимым, чтобы жители погружались в сон. Комп. в связи с чем: «Из Гарца», стр. 94, согласно которому замок Вернигеодора перемещается в настоящее время призраками ночью. # 11: Гиганты и зажигалка, смешивает древних мифических существ с последними культурными условиями, ссылаясь на первую французскую революцию.

В № 14: белый самец и дева, конечно, предположение, что белый мужчина был смертью, был произнесен самим нашим рассказчиком, и поскольку здесь есть зал с огнями, все это кажется от смеси сказки о Синей Бороде и смерти от крестного отца. В № 16. Старый Фриц и ранец, входят в этом король Пруссии, на этот раз только в качестве рядового солдата, в первый раз на, приходят с Питером и смерти у него в течение многих лет в его рюкзаке, где он питается на некоторых хлебных крошках, на ощупь, и однажды пользуется своей исторической треугольной шляпой.

Тема нашего урока: В.А. Жуковский. Сказка «Спящая царевна».

Постановка учебной задачи

Сформулируйте цель урока, учебную задачу. К какому слову можно поставить вопрос? Жуковский? Сказка? Спящая царевна? (Спящая царевна – это сказка?)

  1. Знакомство с новым материалом

На прошлом уроке мы познакомились с личностью Жуковского и с его балладой «Кубок». Давайте проверим, насколько хорошо мы усвоили материал.

Питер дает ему три желания, старый Фриц забывает о лучшем, как рожденный сказочный герой, здесь вечное блаженство, но, наконец, едет на белом коне в небо. Он ужасно избил дьяволов, когда захотел одеть его. Старуха в Дьявольском замке вспоминает бабушку дьявола, которая обычно мягкая и доброжелательная к путешественникам. В целом, эти сказки старого Фрица являются продуктом старого, часто древнего мифического материала, некоторых исторических новостей и анекдотов. № 18, «Фермер и дьявол» - очень разумный продукт просветления, проникающего в мир сказки и ослабление более старых мифов. - В № 17 «Кузнец в аду» число 48 выглядит значительным: дьявол ставит на сорок восемь ликероводочных заводов.

Верные – неверные выражения

Верно ли, что

  1. Жуковский родился в Тульской губернии. +
  2. Жуковский очень дорожил дружбой с Пушкиным. +
  3. Баллада – это рассказ с напряжённым сюжетом на историческую тему -
  4. «Спящая царевна» была написана Жуковским в период его состязания с Пушкиным на лучшую сказку. +

Самопроверка со слайда.

Верль, также с Мейером «Процитированный дьявол». В сказке № 21 «Дьявол на Хайвагоне» отец сознательно обещает своему сыну дьяволу, который, к счастью, оказывается хорошим для всей семьи, как в № 22, Самиеле и рыбаках где рыбак зовет рыбу: Самиэль, помогите!

Невольственный полет ада живого, наконец, переходит в своего рода горную трагедию: когда он возвращается на землю, оказывается, что он пробыл целых пятьсот лет. - № 26, фермер в этом мире, многочисленные варианты находятся в обращении, и путешественник услышал что-то подобное в Вюртемберге. В первом подразделении № 24 «Дьявольская мельница» и «Карликовая мельница» следует наблюдать «пивоваренный чайник, полный гороха», что указывает на божественное происхождение обжора. Сказка № 27, «Дары колдуньи» или «жалобы на самоубийство», имя которой наиболее знакомо старейшинам, дает нам имя, еще не упомянутое в печатных немецких сказках и легендах.

Давайте вспомним, как создается народная сказка, как она живет?

Народная сказка живет, пока переходит из уст в уста, ее жизнь в течении, как жизнь реки.

Наряду с народными существуют и литературные сказки, созданные писателями. Писатели используют многие истории, которые лежат в основе народных сказок.

Литературная сказка – это литературный жанр в прозе или стихах, опирающийся на традиции народной сказки.

Вольфу, стр. 17 его вкладов, я, ему. На 28-м году, Олень, львица и медведь, по сравнению с объектами, находящимися во владении отшельников в Гримме, я, № 59, «Стержень, маленькая шляпа и рог», где эти угли имеют такие вещи. Дорогая дорога № 29, верные кони, происходит чаще, например. В целом сравнивают «больного царя и трех его сыновей» у Мейера, нет.

Вторая сказка, рассказанная этим номером, записана Фрейтагом в Силезии. В нем самец - серый, в Верхнем Гарце - белый, да, его характер здесь явно в том, что у мудреца, как в Нижней Саксонии, белая лошадь на тавернах обычно становится белой лошадью. Кстати, в Нижней Саксонии самец обычно называют серым.

Назовите, какие виды сказок мы знаем? К какому виду сказок можно отнести сказку В.А. Жуковского? Почему?

Наличие чуда
· Столкновение с волшебной силой
· Существование какого-либо запрета
· Волшебные персонажи
· Волшебные предметы
· Символы

Дома вы прочитали сказку Жуковского «Спящая царевна». Понравилась ли она вам? Почему? (звучат ответы детей)

№ 31, Фонтан, сказал Густав Фрейтаг в Верхней Силезии. Сжигание кожи животных происходит несколько раз и кажется необходимым в немецкой сказке после того, как она была отброшена. Комп. также с Гриммом «Пение, прыгающий лев тигр», №. В № 33 «Ученик пекаря» проходы, наполненные сокровищами, которые показывает царь, указывают в его собственном сознании на высеченного героя. Также с нашей сказкой «Книга Рюбезаля» Клетке, где мясник с Рюбезалем толкает конусы и, как и мы, берет с собой конус он может продолжать.

Чудесная сила воды в № 34 «Волшебный пояс» часто возвращается. Волшебный пояс дает «Двенадцать гигантских сил». На № 35 «О злом и о хороших феях» следует отметить, что, когда собраны наши сказки, идея этого света, а не изначально существ Дина, сильно затушевана. Поэтому хорошие феи - это только те, кто «еще не научился», и которые все еще используют малое, что они знают о колдовстве навсегда. По-видимому, они снова вырвались из злых сил.

- Обратимся к сюжету и композиции сказки: найдем зачин и концовку, обратим внимание на то, как развивается сюжет (мотив нарушения запрета, действие магии злой колдуньи, чудесное пробуждение).
- А теперь поговорим о сказочных героях. Кто герои сказки? Наделены ли они именами?

МАТВЕЙ - Божий человек (древнеевр.).
Именины: 18 октября - Преподобный Матвей прозорливый, молитвами исцелял больных в Киево-Печерской лавре. По значению совпадает с именами Иван и Федор. В церковной традиции - Матфей.

Там, например, волшебник легко снова вырастет руками девушки. Но, как эта итальянская сказка, наш Гримм, я, «Девушка без рук». С нами вы замечаете странный поворот, который делает его своего рода нищим. Немного, ангел, без сомнения, сидел на берегу моря, вырыл небольшую лужу в земле и хотел сделать большое море в маленькой яме с перцем. Ребенок сказал: Я хочу превратить море в яму. Он сказал: О, это невозможно. Есть также отголоски выхода Одиссея из Пещеры Полифема в сказке Гримма «Разбойник и его трое сыновей».

Следующее движение в нашей сказке ясно показывает нам Одиссей среди фаянцев, и следующие звуки смущены к индийскому использованию религии, и заключение открывает нам всю одиссею мореплавания. Герой был подмастерье портного, которому в настоящей сказочной манере задали три задачи капитана-грабителя, как всегда возвращалось древнее трехмерное число.


– Почему на пир не пригласили 12-ю колдунью? Как она отомстила?
– Можно ли сказать, что 11-я чародейка спасла царевну от смерти?

– Назовите основные черты царя Матвея, царевны, царского сына?
(Делают вывод о том, что эти герои типичные для народной сказки, они наделены чертами, характерными для героев народной сказок).


3.Работа над выделением выразительных средств
- Найдите в сказке эпитеты, употребленные В.А. Жуковским традиционные для народных сказок: добрый царь, знатный пир, гостья жданная, пряжа тонкая, мухи сонные, дремучий лес, сон волшебный, руки белые, кудри черные.

Практическая работа с элементами исследования

Задание для группы:

Найти в сказке пословицы, поговорки, выражения, близкие к народным.
«Что ни в сказке рассказать, // Ни пером не описать», «Вот царем Матвеем пир // Знатный дан на целый мир...», «во цвете лет», «Начал жить да поживать», «Веретенце, не ленись, // Пряжа тонкая, не рвись...», «Птица там не пролетит, // Близко зверь не пробежит...»

Задание индивидуальное:

Творческое

Подберите иллюстрации, наклейте их в нашу книжку, оформите обложку.

Какие волшебные предметы встречаются нам в сказке Жуковского? (веретено)

– Итак, что общего в этой сказке с народной сказкой? Чем они отличаются?

Работа в группах, обсуждение.
(По мере ответов на вопросы учитель заполняет таблицу на доске)


КРОССВОРД

Подведение итогов. Рефлексия.

Почему мы говорим о «Спящей царевне» как о литературной сказке?

Жуковский, создавая свою сказку, опирался на народную? Как вы думаете, ему удалось создать совершенно оригинальное, самостоятельное произведение?

А.С. Пушкин говорил:
Сказка – ложь, да в ней намек, Добрым молодцам урок.
– А какой урок извлекли вы из сказки «Спящая царевна»?

Как звучит проблемный вопрос урока? Мы ответили на него?

Ребята, как вы оцениваете свою работу на уроке? (выставление оценок)

Со сказками все дружат, и сказки дружат с каждым.
Они необходимы, как солнышка привет.
Кто любит слушать сказки, тому они расскажут
О том, что, может, было, а, может быть, и нет.
Как здорово, что в сказках все сложно и несложно,
Конец у них счастливый, недолгая беда.
А то, что необычно, и то, что невозможно,
Обычным и возможным становится всегда.
Читайте сказки. И верьте, что добро всегда побеждает зло.

Жил-был добрый царь Матвей;

Жил с царицею своей

Он в согласье много лет;

А детей все нет как нет.

Раз царица на лугу,

На зеленом берегу

Ручейка была одна;

Горько плакала она.

Вдруг, глядит, ползет к ней рак;

Он сказал царице так:

"Мне тебя, царица, жаль;

Но забудь свою печаль;

Понесешь ты в эту ночь:

У тебя родится дочь".

"Благодарствуй, добрый рак;

Не ждала тебя никак..."

Но уж рак уполз в ручей,

Не слыхав ее речей.

Он, конечно, был пророк;

Что сказал - сбылося в срок:

Дочь царица родила.

Дочь прекрасна так была,

Что ни в сказке рассказать,

Ни пером не описать.

Вот царем Матвеем пир

Знатный дан на целый мир;

И на пир веселый тот

Царь одиннадцать зовет

Чародеек молодых;

Было ж всех двенадцать их;

Но двенадцатой одной,

Хромоногой, старой, злой,

Царь на праздник не позвал.

Отчего ж так оплошал

Наш разумный царь Матвей?

Было то обидно ей.

Так, но есть причина тут:

У царя двенадцать блюд

Драгоценных, золотых

Было в царских кладовых;

Приготовили обед;

А двенадцатого нет

(Кем украдено оно,

Знать об этом не дано).

"Что ж тут делать? - царь сказал. -

Так и быть!" И не послал

Он на пир старухи звать.

Собралися пировать

Гости, званные царем;

Пили, ели, а потом,

Хлебосольного царя

За прием благодаря,

Стали дочь его дарить:

"Будешь в золоте ходить;

Будешь чудо красоты;

Будешь всем на радость ты

Благонравна и тиха;

Дам красавца жениха

Я тебе, мое дитя;

Жизнь твоя пройдет шутя

Меж знакомых и родных..."

Словом, десять молодых

Чародеек, одарив

Так дитя наперерыв,

Удалились; в свой черед

И последняя идет;

Но еще она сказать

Не успела слова - глядь!

А незваная стоит

Над царевной и ворчит:

"На пиру я не была,

Но подарок принесла:

На шестнадцатом году

Повстречаешь ты беду;

В этом возрасте своем

Руку ты веретеном

Оцарапаешь, мой свет,

И умрешь во цвете лет!"

Проворчавши так, тотчас

Ведьма скрылася из глаз;

Но оставшаяся там

Речь домолвила: "Не дам

Без пути ругаться ей

Над царевною моей;

Будет то не смерть, а сон;

Триста лет продлится он;

Срок назначенный пройдет,

И царевна оживет;

Будет долго в свете жить;

Будут внуки веселить

Вместе с нею мать, отца

До земного их конца".

Скрылась гостья. Царь грустит;

Он не ест, не пьет, не спит:

Как от смерти дочь спасти?

И, беду чтоб отвести,

Он дает такой указ:

"Запрещается от нас

В нашем царстве сеять лен,

Прясть, сучить, чтоб веретен

Духу не было в домах;

Чтоб скорей как можно прях

Всех из царства выслать вон".

Царь, издав такой закон,

Начал пить, и есть, и спать,

Начал жить да поживать,

Как дотоле, без забот.

Дни проходят; дочь растет;

Расцвела, как майский цвет;

Вот уж ей пятнадцать лет...

Что-то, что-то будет с ней!

Раз с царицею своей

Царь отправился гулять;

Но с собой царевну взять

Не случилось им; она

Вдруг соскучилась одна

В душной горнице сидеть

И на свет в окно глядеть.

"Дай, - сказала наконец, -

Осмотрю я наш дворец".

По дворцу она пошла:

Пышных комнат нет числа;

Всем любуется она;

Вот, глядит, отворена

Дверь в покой; в покое том

Вьется лестница винтом

Вкруг столба; по ступеням

Всходит вверх и видит - там

Старушоночка сидит;

Гребень под носом торчит;

Старушоночка прядет

И за пряжею поет:

"Веретенце, не ленись;

Пряжа тонкая, не рвись;

Скоро будет в добрый час

Гостья жданная у нас".

Гостья жданная вошла;

Пряха молча подала

В руки ей веретено;

Та взяла, и вмиг оно

Укололо руку ей...

Все исчезло из очей;

На нее находит сон;

Вместе с ней объемлет он

Весь огромный царский дом;

Все утихнуло кругом;

Возвращаясь во дворец,

На крыльце ее отец

Пошатнулся, и зевнул,

И с царицею заснул;

Свита вся за ними спит;

Стража царская стоит

Под ружьем в глубоком сне,

И на спящем спит коне

Перед ней хорунжий сам;

Неподвижно по стенам

Мухи сонные сидят;

У ворот собаки спят;

В стойлах, головы склонив,

Пышны гривы опустив,

Кони корму не едят,

Кони сном глубоким спят;

Повар спит перед огнем;

И огонь, объятый сном,

Не пылает, не горит,

Сонным пламенем стоит;

И не тронется над ним,

Свившись клубом, сонный дым;

И окрестность со дворцом

Вся объята мертвым сном;

И покрыл окрестность бор;

Из терновника забор

Дикий бор тот окружил;

Он навек загородил

К дому царскому пути:

Долго, долго не найти

Никому туда следа -

И приблизиться беда!

Птица там не пролетит,

Близко зверь не пробежит,

Даже облака небес

На дремучий, темный лес

Не навеет ветерок.

Вот уж полный век протек;

Словно не жил царь Матвей -

Так из памяти людей

Он изгладился давно;

Знали только то одно,

Что средь бора дом стоит,

Что царевна в доме спит,

Что проспать ей триста лет,

Что теперь к ней следу нет.

Много было смельчаков

(По сказанью стариков),

В лес брались они сходить,

Чтоб царевну разбудить;

Даже бились об заклад

И ходили - но назад

Не пришел никто. С тех пор

В неприступный, страшный бор

Ни старик, ни молодой

За царевной ни ногой.

Время ж все текло, текло;

Вот и триста лет прошло.

Что ж случилося? В один

День весенний царский сын,

Забавляясь ловлей, там

По долинам, по полям

С свитой ловчих разъезжал.

Вот от свиты он отстал;

И у бора вдруг один

Очутился царский сын.

Бор, он видит, темен, дик.

С ним встречается старик.

С стариком он в разговор:

"Расскажи про этот бор

Мне, старинушка честной!"

Покачавши головой,

Все старик тут рассказал,

Что от дедов он слыхал

О чудесном боре том:

Как богатый царский дом

В нем давным-давно стоит,

Как царевна в доме спит,

Как ее чудесен сон,

Как три века длится он,

Как во сне царевна ждет,

Что спаситель к ней придет;

Как опасны в лес пути,

Как пыталася дойти

До царевны молодежь,

Как со всяким то ж да то ж

Приключалось: попадал

В лес, да там и погибал.

Был детина удалой

Царский сын; от сказки той

Вспыхнул он, как от огня;

Шпоры втиснул он в коня;

Прянул конь от острых шпор

И стрелой помчался в бор,

И в одно мгновенье там.

Что ж явилося очам

Сына царского? Забор,

Ограждавший темный бор,

Не терновник уж густой,

Но кустарник молодой;

Блещут розы по кустам;

Перед витязем он сам

Расступился, как живой;

В лес въезжает витязь мой:

Всё свежо, красно пред ним;

По цветочкам молодым

Пляшут, блещут мотыльки;

Светлой змейкой ручейки

Вьются, пенятся, журчат;

Птицы прыгают, шумят

В густоте ветвей живых;

Лес душист, прохладен, тих,

И ничто не страшно в нем.

Час, другой; вот наконец

Перед ним стоит дворец,

Зданье - чудо старины;

Ворота отворены;

В ворота въезжает он;

На дворе встречает он

Тьму людей, и каждый спит:

Тот как вкопанный сидит;

Тот не двигаясь идет;

Тот стоит, раскрывши рот,

Сном пресекся разговор,

И в устах молчит с тех пор

Недоконченная речь;

Тот, вздремав, когда-то лечь

Собрался, но не успел:

Сон волшебный овладел

Прежде сна простого им;

И, три века недвижим,

Не стоит он, не лежит

И, упасть готовый, спит.

Изумлен и поражен

Царский сын. Проходит он

Между сонными к дворцу;

Приближается к крыльцу:

По широким ступеням

Хочет вверх идти; но там

На ступенях царь лежит

И с царицей вместе спит.

Путь наверх загорожен.

"Как же быть? - подумал он. -

Где пробраться во дворец?"

Но решился наконец,

И, молитву сотворя,

Он шагнул через царя.

Весь дворец обходит он;

Пышно все, но всюду сон,

Гробовая тишина.

Вдруг глядит: отворена

Дверь в покой; в покое том

Вьется лестница винтом

Вкруг столба; по ступеням

Он взошел. И что же там?

Вся душа его кипит,

Перед ним царевна спит.

Как дитя, лежит она,

Распылалася от сна;

Молод цвет ее ланит,

Меж ресницами блестит

Пламя сонное очей;

Ночи темныя темней,

Заплетенные косой

Кудри черной полосой

Обвились кругом чела;

Грудь как свежий снег бела;

На воздушный, тонкий стан

Брошен легкий сарафан;

Губки алые горят;

Руки белые лежат

На трепещущих грудях;

Сжаты в легких сапожках

Ножки - чудо красотой.

Видом прелести такой

Отуманен, распален,

Неподвижно смотрит он;

Неподвижно спит она.

Что ж разрушит силу сна?

Вот, чтоб душу насладить,

Чтоб хоть мало утолить

Жадность пламенных очей,

На колени ставши, к ней

Он приблизился лицом:

Распалительным огнем

Жарко рдеющих ланит

И дыханьем уст облит,

Он души не удержал

И ее поцеловал.

Вмиг проснулася она;

И за нею вмиг от сна

Поднялося все кругом:

Царь, царица, царский дом;

Снова говор, крик, возня;

Все как было; словно дня

Не прошло с тех пор, как в сон

Весь тот край был погружен.

Царь на лестницу идет;

Нагулявшися, ведет

Он царицу в их покой;

Сзади свита вся толпой;

Стражи ружьями стучат;

Мухи стаями летят;

Приворотный лает пес;

На конюшне свой овес

Доедает добрый конь;

Повар дует на огонь,

И, треща, огонь горит,

И струею дым бежит;

Всё бывалое - один

Небывалый царский сын.

Он с царевной наконец

Сходит сверху; мать, отец

Принялись их обнимать.

Что ж осталось досказать?

Свадьба, пир, и я там был

И вино на свадьбе пил;

По усам вино бежало, В рот же капли не попало.

СХОДСТВО

Идея – добро побеждает зло.
Типичные герои.
Построение: зачин, развитие действия, концовка.
Употребление устойчивых выражений.
Волшебные «заколдованные» предметы.

Более разнообразные приключения.
Стихотворная речь.
Повествовательная манера (шутливый тон, литературные описания, авторские «эпитеты»).
Жанр.

  1. Веретенце не ленись, …?…тонкая не рвись.
  2. В царской армии казачий офицерский чин.
  3. Кто предсказал царице, что у неё родится дочь.
  4. Чего не оказалось двенадцатым по счёту в царской кладовой, из – за чего и не была приглашена двенадцатая чародейка
  5. Имя царя.
  6. Сколько длился сон царевны и всего царства.
  7. Друг Жуковского, его ученик, «соперник» в написании сказок.
  8. Художественное определение предмета.
  9. Что разбудило царевну от долгого сна.

ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ

3 часа

Урок 19
В. А. Жуковский: детство и начало творчества. Жуковский-сказочник. «Спящая царевна»

I. В. А. Жуковский: детство и начало творчества
Чтение и составление плана статьи
По статье учебника (с. 67-68) может быть составлен простой план в соответствии с абзацами. Учим детей выделять главное, не фиксировать в плане частности.
Учитель может дополнить информацию учебника рассказом о том, что Жуковский учился в главном народном училище Тулы и был исключен из него за «неспособность». Он продолжил обучение в Туле, в доме своей крестной матери В. А. Юшковой, и в одиннадцать лет уже писал пьесы для домашнего театра. Когда Жуковскому было четырнадцать лет, в московском журнале «Приятное и полезное препровождение времени» было опубликовано его первое лирическое стихотворение. А с 1797 по 1800 год поэт учился в Московском университетском благородном пансионе и получил именную серебряную медаль. Имя его было помещено на мраморной доске в списке тех, кто закончил пансион с отличием.
Именно В. А. Жуковский стал воспитателем будущего русского царя Александра II, при котором была проведена крестьянская реформа, освободившая русских землепашцев от крепостной зависимости.

II. Жуковский-сказочник
Учитель расскажет школьникам о состязании между Жуковским и Пушкиным летом 1831 г. в Царском Селе. Чтение статьи учебника «Из истории создания сказки „Спящая царевна“» (с. 78-79) дополнит рассказ учителя. Два последних абзаца этой статьи рекомендуем прочитать после знакомства со сказкой.

III. «Спящая царевна»
Выразительное чтение
Чтение сказки может начать учитель, ученики продолжат и закончат (в зависимости от уровня техники чтения пятиклассников). На чтение всей сказки при среднем темпе понадобится около 12 минут.
- Что вам особенно понравилось в сказке? Какие чувства вызвали различные эпизоды?

Словарная работа
- Какие слова и выражения вам показались старинными, непонятными?
Пророк - предсказатель будущего, выполняющий волю богов.
Оплошал - недоглядел, поступил оплошно, неразумно.
Благонравна - благого, доброго, кроткого нрава.
Дотоле - до сих пор, до этого времени.
Сучить - вытягивать из кудели нить, скручивая прядь.
Хорунжий - в царской армии казачий офицерский чин.
Свита - сопровождающие, те, кто вьется вокруг главного лица.
Сном пресекся разговор - разговор прервался из-за наступившего внезапно сна.
Терновник - колючий кустарник, образующий труднопроходимые заросли.
Ланиты - щеки.

Домашнее задание
Подготовить ответы на 2-5-й вопросы учебника (с. 79-80) .

Урок 20
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета

I. Артикуляционная разминка

II. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета
Практикум
Беседуя с учениками о содержании и особенностях сказки, будем учить их отвечать на вопросы, аргументируя свои слова цитатами из текста.
- Как мы назовем сказку, у которой есть автор?
- Если бы сказка В. А. Жуковского была народной, к какому виду сказок вы бы ее отнесли?
- Почему на пир не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила?
- Почему можно сказать, что двенадцатая чародейка спасла царевну от смерти?
- Кто пробудил царевну от волшебного сна?
- Расскажите о героях сказки.
Рассказывая о царе Матвее, царевне и царском сыне, расколдовавшем спящую красавицу, ученики придут к выводу, что эти герои типичны для народной сказки, они не наделены какими-то особыми чертами характера.
- Рассмотрите в учебнике иллюстрацию В. Кутлинского к сказке (с. 72) . Соответствует ли она вашим представлениям о героях? Какие эпизоды хотелось бы проиллюстрировать вам?
- Что в сказке Жуковского напоминает русские народные сказки? Что отличает «Спящую царевну» от них?
Русскую народную волшебную сказку напоминает сказочный сюжет, зачин, который начинается с повтора «жил-был...», концовка: «Свадьба, пир, и я там был...»
В сказке Жуковского есть чародейки, старуха-колдунья, предсказание и колдовство, помощник, который рассказывает царскому сыну о спящей царевне.
Отличает эту сказку от народной ее форма: она написана стихами, и известен ее автор.
Далее можно разделить класс на две (четыре) группы и дать каждой свое задание. Через 5-7 минут проверить его выполнение.
С точки зрения организации самостоятельной работы в группах важно обратить внимание на то, как дети будут выполнять данное им задание. В каждой из групп сказку можно разделить на два-три отрывка, и каждый из учеников может искать соответствующие выражения в одном из отрывков - это ускорит работу и сделает ее более качественной.
1. Найдите в сказке пословицы, поговорки, выражения, близкие к народным.
«Что ни в сказке рассказать, // Ни пером не описать», «Вот царем Матвеем пир // Знатный дан на целый мир...», «во цвете лет», «Начал жить да поживать», «Веретенце, не ленись, // Пряжа тонкая, не рвись...», «Птица там не пролетит, // Близко зверь не пробежит...».
2. Найдите в тексте сказки книжные, литературные выражения.
В сказке Жуковского есть книжные выражения, которые не встречаются в народной речи, например: «Блещут розы по кустам», «Зданье - чудо старины», «Молод цвет ее ланит», «Пышных комнат нет числа», «На нее находит сон; // Вместе с ней объемлет он // Весь огромный царский дом...», «Сном пресекся разговор», «Сжаты в легких сапожках // Ножки - чудо красоты», «Распалительным огнем // Жарко рдеющих ланит // И дыханьем уст облит, // Он души не удержал...»
Выпишем в тетрадь несколько народных и книжных выражений, проведем словарную работу.
Если такая работа невозможна ввиду слабой техники чтения и письма в классе, то можно выбрать один из отрывков (например, со слов «Время все текло, текло; // Вот и триста лет прошло...») и читать его медленно, комментируя стилистические особенности слов и выражений.

III. Выразительное чтение сказки
- Какие описания, отрывки сказки вам особенно понравились? Почему?
Как правило, детям нравится рассказ о встрече царевны со старушонкой и описание спящего волшебным сном замка, по которому идет царский сын.
Обсудим два-три фрагмента и подготовим выразительное чтение выбранных эпизодов.

Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение наизусть фрагментов сказки «Спящая царевна» (встреча царевны со старушонкой, описание объятого сном замка).

Урок 21
Баллада В. А. Жуковского «Кубок». Благородство и жестокость героев баллады

I. Проверка домашнего задания
После артикуляционной разминки слушаем выразительное чтение фрагментов сказки, коллективно оцениваем выступающих.

II. Баллада В. А. Жуковского «Кубок». Благородство и жестокость героев баллады
Учитель может начать с того, что предложит ученикам прочитать на с. 86 учебника и записать более короткое определение баллады:

Баллада - сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, легендарном материале.

Текст баллады читает учитель (8-9 минут). После чтения дадим ученикам возможность пережить драматический сюжет баллады и зададим несколько вопросов, чтобы выявить восприятие баллады учениками.
- Кто главные герои баллады?
Главные герои баллады - царь, молодой паж и дочь царя. Морскую пучину и населяющих ее гадов можно считать персонажами баллады.
- Перескажите кратко содержание баллады. Какие поступки совершают герои баллады?
- Что увидел паж в морской пучине? Как вы представляете себе картину, нарисованную Жуковским? Какое чувство вызывает эта картина?
- Как вы относитесь к поступкам героев?
- Как вы понимаете смысл слов благородство, рыцарство, жестокость ? Найдите значения этих слов в толковом словаре. Когда герои проявляют эти качества?
Благородство - это высокая нравственность, соединенная с самоотверженностью и честностью. Благородство проявляет царевна, когда она, не боясь родительского гнева, заступается за пажа и просит отца не отправлять его в море второй раз.
Рыцарство - это самоотверженность, благородство. Рыцарским поступком можно назвать и первый, и второй прыжок пажа в море.
Жестокость - крайняя суровость, безжалостность, беспощадность. Царь проявляет жестокость, когда впервые объявляет о своем желании увидеть прыжок со скалы за кубком и когда вторично посылает молодого пажа в море.
Одаренным ученикам можно задать вопрос:
- Как относится автор к героям баллады? Кого осуждает, кого жалеет? Как вы это определили? (7-й вопрос учебника, с. 86.)
Автор по-разному относится к своим героям и по-разному передает свое отношение к ним. Описывая царя, он только один раз говорит, что царь швыряет кубок в море, «не внимая» словам дочери. Но с помощью выявления отношения к царю рыцарей и латников, которые «недвижно стоят» и отвечают молчаньем на его вызов, Жуковский передает свое отношение к царю. Автор, как и рыцари, осуждает поступок царя и жалеет отважного юношу.
Жуковский восхищается смелым поступком юноши: «...вдруг паж молодой // Смиренно и дерзко вперед...» Автор передает свое отношение к пажу с помощью слов зрителей, которые называют его «красавец отважный», просят у него прощения и жалеют его. Автор говорит, что юноша «борется, спорит с волной...». Человек, который не сдается, всегда вызывает уважение и симпатии. Жуковский пишет: «В нем жизнью небесной душа зажжена; // Отважность сверкнула в очах...» Мы понимаем, что паж влюблен в царевну и прыгает в море ради нее.
Зрители ликуют: «Спас душу живую красавец отважный». Юноша во время рассказа говорит о себе: «Один, меж чудовищ, с любящей душой...» Поэт дважды подчеркивает, что для него важна именно душа человека.
Автор жалеет царевну и сочувствует ей. Он пишет, что она «с волненьем в груди, краснея» просит царя пощадить пажа. Она, может быть, с любовью относится к юноше, и Жуковский горюет вместе с ней, когда она «с трепетом в бездну... глядит».
- Почему Жуковский назвал свою балладу «Кубок»?
Кубок - это большой, массивный сосуд в виде чаши, бокала. Кубок обычно символизирует победу, в него наливают вино и пьют за здоровье победителя. В наше время в спортивных соревнованиях победителям дарят кубки.
Баллада называется «Кубок», потому что ради победы над морем и над собственной слабостью нырял паж за этим предметом первый раз. Но когда он нырнул ради исполнения царского каприза - не смог победить.

III. Подготовка к выразительному чтению баллады
- Какие интонации вы будете использовать при чтении баллады?
Важно, чтобы ученики назвали вслух те чувства и интонации, которые будут вкладывать в чтение баллады. Такая работа закладывает основы саморефлексии.
При чтении баллады вслух будут возникать интонации призыва (при описании речи царя), страха (при описании моря), грусти (когда юноша нырнул и его не видно), веселья и радости (когда юноша вынырнул). Потребуется особая интонация, чтобы передать ужас юноши перед морскими глубинами, интонация повеления и печали (второй приказ царя и заступничество царевны). Заканчивается чтение на грустной ноте, которая в этой балладе повторяется особенно часто.

Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение баллады В. А. Жуковского «Кубок».
Прочитать статью учебника «Из истории создания баллады „Кубок“» (с. 85) . Выучить определение баллады.
Принести вторую часть учебника в класс.
Индивидуальное задание
Подготовить рассказ о балладах Жуковского.
Нарисовать иллюстрации к балладе «Кубок».

Роберт Льюис Стивенсон

2 часа

Урок 22
Роберт Льюис Стивенсон. «Вересковый мед».
Подвиг героя

Мы предлагаем прочитать и обсудить балладу Стивенсона «Вересковый мед», объединив ее чтение с чтением баллады Жуковского по жанровому принципу. Разговор о других произведениях Стивенсона в конце первой четверти может подтолкнуть учеников к самостоятельному чтению этих произведений во время осенних каникул.

I. Артикуляционная разминка

II. Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос
- Что такое баллада?
- Какие баллады Жуковского вы знаете?
- Какой народ и когда создал легенду о пловце, который бросился в море за сокровищами?
- Что погубило пловца в этой легенде?
- Какой поэт обработал эту историю и написал балладу «Водолаз»?
- Чем отличалась баллада Фридриха Шиллера от народной легенды?
- В чем особенность баллады Жуковского «Кубок»?
- Василий Андреевич Жуковский был глубоко религиозный человек. Он верил, что человек не должен дерзать раскрыть все тайны мира. Как вы понимаете следующие слова баллады?

Как вы думаете, какую заповедь нарушил юноша, вторично бросившись в морскую пучину?
С религиозной точки зрения юноша возгордился, а гордыня в христианстве - тяжкий грех. Юноша решил, что если он один раз справился с пучиной, то сумеет сделать это и во второй раз. Если же исходить из положения, что на все Божья воля, то в первом случае он спасся Божьей милостью, а во второй - Бог наказал его за гордыню.

Выразительное чтение
Баллада «Вересковый мед» дана во второй части учебника (с. 182-186).
Балладу можно прочитать коллективно: каждый ученик поочередно читает по строфе.

III. Роберт Льюис Стивенсон. «Вересковый мед». Подвиг героя
- Сегодня мы познакомимся с балладой, которую создал знаменитый английский поэт и писатель Роберт Льюис Стивенсон. Она называется «Вересковый мед».
- Обратите внимание на подзаголовок: «Шотландская баллада». О чем говорят вам эти слова?
Придем к выводу, что Стивенсон переработал произведение устного народного творчества.
Работаем со сносками:
- Что такое вереск ?
- Где находится Шотландия?
- Если в классе есть карта, покажите Шотландию.
- Кто такие пикты ? Когда они населяли территорию Шотландии?
- Когда скотты завоевали Шотландию, вытеснив пиктов?
Учитель объяснит, что слово Шотландия произошло от названия племени скоттов.
Читает балладу учитель. Произведение производит сильное впечатление на детей, поэтому выдержим паузу, дадим им время, чтобы пережить и осмыслить это впечатление.
- О каких событиях рассказывается в балладе?
- О чем побуждает задуматься это произведение?
- Какие качества и поступки пиктов прославляются в балладе?
- Во имя чего герой баллады совершает свой подвиг?
- Почему мы называем это произведение балладой?

Выразительное чтение баллады учащимися.

Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение баллады «Вересковый мед» или отрывка из нее наизусть.

Индивидуальное задание
Подготовить рассказ о жизни Стивенсона.
Подготовить рассказ о произведениях Стивенсона «Остров сокровищ», «Черная стрела».

Урок 23
«Вересковый мед». Роберт Льюис Стивенсон: жизнь и творчество. «Остров сокровищ» и другие произведения Стивенсона

Урок внеклассного чтения

I. Проверка домашнего задания

«Вересковый мед»
Слушаем выразительное чтение баллады Стивенсона «Вересковый мед». Поощрим хорошими оценками тех, кто выучил балладу или отрывок из нее наизусть.

II. Роберт Льюис Стивенсон: жизнь и творчество
Слушаем рассказ подготовленного ученика о жизни и творчестве Роберта Льюиса Стивенсона. Учитель дополнит рассказ школьника, выделив главное в характере писателя: силу воли и жажду жизни, которая позволила Стивенсону победить болезнь и стать знаменитым писателем.

Сообщение ученика
Стивенсон родился в Англии в семье потомственного морского инженера. И отец, и дед Стивенсона были изобретателями. Смысл своей жизни отец будущего писателя видел в строительстве маяков и мечтал, чтобы его сын продолжил эту традицию.
Но сын не стал инженером. С детства он видел паруса и море, слышал удары волн о суровые рифы; во время летних каникул он ездил по Шотландии, слушал рассказы жителей о кораблекрушениях, о безжалостных бурунах и таинственных горных вершинах. Все это питало воображение мальчика и будило в нем любовь к родному краю. Позже он обработает народные поверья, напишет о Шотландии стихотворения и романы, рассказы и очерки.
Но жизнь писателя не была простой. В детстве он заболел туберкулезом и часто бывал надолго прикован к постели. Сам Стивенсон так писал об этом: «Детство мое, по правде сказать, было безрадостное. Жар, бред, бессонница, тягостные дни, нескончаемые ночи». Во время учебы в университете состояние его настолько ухудшается, что врачи советуют ему сменить климат и поехать на юг Франции. Стивенсон описывает это путешествие в путевых очерках, которые становятся первым опубликованным произведением писателя (1873 г.).
Стивенсон мечтал о путешествиях, о прекрасном мире, полном приключений, где живут красивые, сильные люди. Он сделал такой прекрасной свою жизнь, он создал притягательный мир приключений в своих книгах.
Стивенсон с семьей переехал в Америку, затем нанял яхту и семь месяцев плавал по южным морям, сам греб на шлюпке, прорубал дорогу в лесных зарослях, ездил верхом, общался с новыми людьми. Болезнь, подчиненная жажде жизни и сильной воле человека, отступила.
Стивенсон купил участок земли на одном из островов Самоа в Океании (Тихий океан). Он подружился с местными жителями, помогал им, много работал физически, но при этом не было года, чтобы в печати не появлялось новое произведение Стивенсона. К нему часто приезжали гости, о его жизни ходили легенды.
Умер Стивенсон от кровоизлияния в мозг, когда ему было 44 года. Похоронили его на вершине горы, которая возвышается над островом. С этой горы человек, насколько хватает глаз, видит беспредельный морской простор.
После смерти Стивенсона было издано 30 томов его сочинений. Лучшие произведения Стивенсона - «Остров сокровищ», «Похищенный», «Черная стрела», «Катриона», сборник стихотворений «Детский цветник стихов» (в другом переводе - «Сад стихов для детей»).

III. «Остров сокровищ» и другие произведения Стивенсона
Слушаем сообщения учеников о романе «Остров сокровищ» и других произведениях писателя. Если позволяют условия, можно показать отрывок из фильма режиссера В. Воробьева «Остров сокровищ» (Ростелерадио СССР, 1982). Главная задача этой части урока - побудить учащихся к чтению произведений Стивенсона.

АНТОНИЙ ПОГОРЕЛЬСКИЙ

2 часа

Урок 24
Антоний Погорельский: страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители»

I. Антоний Погорельский: страницы биографии
Слово учителя
В 1783 г. в Тульской губернии, в имении отца, родился поэт Василий Андреевич Жуковский. Мы с вами читали о том, что после смерти отца он учился в частном пансионе.
Еще один писатель, Алексей Алексеевич Перовский, родился спустя четыре года после Жуковского, в 1787 году, и тоже некоторое время учился в частном пансионе. В таких учебных заведениях обучалось очень много детей русских дворян. Что же это такое - частные пансионы?
Существительное пансион образовано от латинского слова со значением «платеж, взнос». В XVIII и XIX вв. пансионами называли учебные заведения, где дети дворян жили на полном содержании и обучались разным наукам.
Представьте себе русских дворян, которые живут в своих поместьях, часто очень небогатых, разбросанных в разных частях России. Дворянская семья живет, например, в поместье, от которого полдня пути на лошадях до уездного города (говоря современным языком, до районного центра), два-три дня (или даже больше) - до губернского города (т. е. до нынешнего областного центра). Вокруг села, где живут крестьяне. Школ для крестьян в XVIII веке почти не было, для дворян гимназии были только в губернских городах.
В семьях рождаются дети. По закону того времени дворяне должны дать своим детям хорошее образование и воспитание. Чтобы обучить ребенка разным языкам и наукам, нужны учителя. Где же взять учителей в далеком поместье? Вот и приходилось родителям расставаться со своими дорогими детьми на много лет, чтобы отвезти их в столицу, в пансион, где дети могли бы жить и учиться за определенную - довольно большую - плату. Потратив много денег на дорогу и заплатив за несколько лет вперед, родители обычно возвращались домой, в свое поместье.
Телефонов в то время не было, телеграфа тоже; чтобы послать письмо, надо было специально ехать в уездный город. Родители отвезли ребенка, доверили его содержателю пансиона...
- Какие бы чувства испытали вы, оказавшись в такой ситуации?
Отдавали детей в пансионы и дворяне, которые жили в самой столице. Столица в те времена была не в Москве, а в Санкт-Петербурге.
Мы сегодня будем читать сказку, в которой главный герой живет в таком пансионе.
Но сначала вернемся к Алексею Алексеевичу Перовскому. Он некоторое время учился в пансионе, затем родители нанимали ему частных учителей - тогда это называли домашним образованием . Потом он поступил в Московский университет и закончил его со степенью доктора философских и словесных наук. Когда началась Отечественная война 1812 года, Алексею Перовскому было 25 лет. Как офицер, он участвовал в этой войне, а затем в заграничном походе русских войск.
В 1817 г. у Алексея Перовского родился племянник, тоже Алексей, который стал знаменитым в России человеком. Это был Алексей Константинович Толстой, близкий друг императора Александра II, его флигель-адъютант и, что самое главное, знаменитый русский писатель и поэт. Но в двадцатые годы он не был еще знаменитостью, а был простым мальчиком из дворянской семьи. Алексей Перовский очень любил своего племянника и сочинил для него сказку «Черная курица, или Подземные жители», но опубликовал ее не под собственным именем, а под псевдонимом .
- Что такое псевдоним?
Псевдоним - придуманное литературное имя, которым писатель подписывает свои произведения.
Псевдонимы бывают не только у писателей; псевдоним может взять себе актер, журналист, художник. В современном компьютерном мире мы встречаемся с псевдонимами очень часто, только называем их иначе: ник .
Итак, Алексей Перовский взял себе псевдоним Антоний Погорельский .

Проверочные вопросы
Зададим несколько вопросов, чтобы выяснить, как дети поняли наш рассказ.
- Какие русские писатели в детстве учились в частных пансионах?
- Как вы понимаете, что такое пансион!
- Почему дворяне отдавали своих детей на обучение в пансионы?
- Какое образование получил Алексей Алексеевич Перовский?
- Что такое псевдоним!
- Какой псевдоним взял себе Перовский?
- Кому Антоний Погорельский посвятил свою сказку «Черная курица, или Подземные жители»?

II. Сказка «Черная курица, или Подземные жители»
Комментированное чтение
Стилистика и синтаксис этой сказки, особенно в начале чтения, сложны для детей. Лучше, если читать начнет учитель, гибко интонируя текст и внимательно следя за реакцией детей, комментируя непонятные для них слова и выражения. Учитель читает по учебнику до слов: «Она была нрава тихого; редко прохаживалась с другими и, казалось, любила Алешу более, нежели подруг своих» (с. 121) .

Комментарии
В Первой линии - на Васильевском острове улицы, пересекающие остров в длину, называются проспектами , в ширину - линиями .
Тогда монумент Петра Великого от Исаакиевской площади отделен был канавою - канавами в Петербурге тогда часто называли, каналы.
Поговорю с вами пространнее - поговорю подробнее.
Из сеней довольно крутая лестница вела в верхнее жилье - сени - помещение между жилой частью дома и крыльцом; верхнее жилье - комнаты на втором этаже.
И все его любили и ласкали. Ласкали - ласково, по-доброму разговаривали (стоит пояснить потому, что сейчас даже среди детей часто встречается иное понимание этого слова).
Особливо - особенно.
И библиотека, которою пользовался Алеша, большею частию состояла из книг сего рода - т. е. из рыцарских романов и волшебных повестей.
Деяния славнейших рыцарей. Деяния - подвиги, знаменитые поступки.
В вакантное время - в дни каникул; вакации - каникулы.
Из барочных досок - из досок, которыми когда-то были обшиты барки (деревянные баржи). Доски прибивали к корпусу, т. е. обшивали днище барки с помощью деревянных гвоздей (железные в воде начали бы ржаветь).
Ворота и калитка, кои вели в переулок. Кои - которые.
Талисман - по суеверным представлениям, предмет, приносящий его обладателю счастье, удачу.
Экспозиция закончена. Далее текст сказки продолжают поочередно читать ученики. Большие абзацы стоит разбить на более маленькие отрывки. Важен не темп чтения, а правильное интонирование, верное понимание смысловых отрезков, которое свидетельствует об усвоении текста. Учитель по мере необходимости комментирует.

Комментарии
Читаем до слов: «Но делать было нечего: надлежало дожидаться, пока кончится обед!» (с. 125) .
И вощили красного дерева столы и комоды - в то время деревянные полы не красили, мебель не покрывали лаком, а натирали воском - вощили , чтобы полы и мебель блестели и не портились.
Провизия - продукты.
Киевское варенье - ягоды, сваренные в Киеве, считались особенным лакомством.
Нарочно купленные шесть восковых свечей - если специально для важного случая покупали шесть свечей из воска, которые были достаточно дорогими, то это значило, что в другое время в пансионе использовались дешевые сальные свечи, которые при горении часто давали неприятный запах.
Явился парикмахер и показал свое искусство над буклями, тупеем и длинной косой учителя - учитель по немецкой моде того времени носил на голове прическу (или парик) с буклями (т. е. локонами, завитыми прядями волос) по бокам, на макушке - тупей (взбитый хохол), сзади - коса .
Шиньон - накладные волосы.
Взгромоздил на ее голове целую оранжерею разных цветов - парикмахер сделал жене учителя прическу по моде того времени - высокую, пышно взбитую, обильно украшенную цветами.
По окончании головного убора - когда парикмахер закончил убирать, т. е. украшать, прическу жены учителя.
Салоп - широкое женское пальто.
Возымел он к ней ужас и отвращение. Поясним с помощью подбора синонимов для детей слово возымел - почувствовал, ощутил, стал питать.
Умильно - нежно, приятно; льстиво, угодливо.
Империал - (устаревшее) во времена Екатерины II русская золотая монета в 10 рублей, а после 1897 г. - в 15 рублей. Содержала 11,61 г золота.
Кушак - пояс.

Домашнее задание
Прочитать текст сказки до слов: «Исторический урок особенно его беспокоил: ему задано было выучить наизусть несколько страниц из всемирной истории, а он не знал еще ни одного слова!» (с. 140) , выписывая в тетрадь непонятные слова и выражения.
Подготовить краткий пересказ этого отрывка.

Урок 25
Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание

I. Проверка домашнего задания
Словарная работа
Просим детей прочитать выписанные слова и выражения, непонятные для них. После каждого прозвучавшего слова просим класс объяснить его значение или догадаться из контекста. После того как дети сами поищут ответ, дадим свой комментарий.