Отличие мифа от сказки таблица. Основное отличие мифа от сказки: описание и интересные факты

Отличаются особой поэтикой, увлекательным сюжетом и многообразием. Каждый из них имеет свое назначение. Предлагаем узнать, в чем состоит отличие мифа от сказки. Примеры будут приведены ниже. Также материал освещает вопросы, касающиеся специфики мифа как жанра.

Краткое знакомство с жанрами

Прежде чем рассматривать отличие мифа от сказки, предлагаем ознакомиться с определениями ключевых понятий - жанров:

Творческий характер сознания является центральной особенностью культурного канона Запада. В западной культуре и частично на Дальнем Востоке мы можем следить за непрерывным, хотя и часто капризным, развитием сознания за последние десять тысяч лет. Только здесь канон стадии развития, воплощенный в совокупности в мифологических проекциях, стал образцом развития индивидуального человека; только здесь коллектив взял на себя творческие начала индивидуальности, сохраняя их как идеал каждого индивидуального развития.

Всякий раз, когда такое творческое эго-сознание развивается или развивается, архетипические этапы эволюции сознания действуют. В стационарных культурах или примитивных обществах, в которых сохранились первоначальные характеристики человеческой культуры, ранние этапы человеческой психологии преобладают таким образом, что индивидуальные и творческие факторы не ассимилируются коллективом. Фактически, творческие личности, наделенные более сильным сознанием, даже обозначены коллективом как антиобщественные.

  • Миф - повествование древних людей о богах и героях, о сотворении мира и предсказание его гибели. Человек прошлых эпох не понимал причину того или иного явления в окружающей природе, не догадывался, почему гремит гром, сверкает молния, почему чередуются времена года. В попытке объяснить все это он и придумывал мифы, в которых действовали могучие существа - боги, управляющие природной стихией.
  • Сказка - это произведение, основанное на вымысле, главными героями которой становятся придуманные существа. Они действуют в фантастическом мире, совершают поступки, могут иметь волшебные предметы или волшебных помощников.

И тот и другой жанры имели важнейшее значение в народном фольклоре. Разберемся, что собой представляют мифы и сказки, сходства и отличия которых представлены ниже. Это поможет понять, для чего народное сознание пользовалось различными текстами для передачи той или иной информации.

Политический или религиозный тоталитаризм может подорвать творчество совести, поскольку любая авторитарная фиксация канона приводит к бесплодию сознания. Однако такие фиксации могут быть временными. Что касается западного человека, то ассимилятивная жизнеспособность его сознания эго более или менее гарантирована. Человек является носителем этой творческой деятельности ума и поэтому остается решающим фактором во всех будущих событиях на Западе. Это происходит независимо от того, сотрудничают ли люди и взаимно определяют духовную демократию, в которой они живут.


Роль мифа

Отличие мифа от сказки можно выявить уже при анализе особенностей жанров. Так, миф является формой отображения действительности древним человеком. В мифах нашли отображение представления человека об окружающем мире, сплелись в единое целое познавательное, художественное и практическое освоение мира. С помощью этих небольших текстов люди передавали из поколения в поколение свои знания о мире, о явлениях природы, об общественном порядке, о героях и их великих подвигах.

Любая попытка набросать архетипические этапы с точки зрения аналитической психологии должна начинаться с установления фундаментального различия между личными и трансперсональными психическими факторами. Личные факторы - это те, которые принадлежат к отдельной личности и не разделяются каким-либо другим человеком, будь то сознательным или бессознательным. Трансперсональные факторы, в свою очередь, являются коллективными, сверхличными или внеличными, и их следует рассматривать не как внешние условия общества, а как внутренние структурные элементы.

Персонажи мифов

Боги носили не абстрактный характер, что присуще большинству современных религий. Обожествление происходило в отношении сил природы. Так, многие древние народы постепенно выработали свой пантеон богов, каждый из представителей которого отвечал за какую-то силу. Были боги воды, грома и молнии, богиня-мать, боги растений, животных и прочие.

Трансперсональное является в значительной степени независимым фактором персонала, поскольку это не только коллективное, но и индивидуально, является продуктом эволюции. Все исторические исследования - и каждый эволюционный подход в этом смысле исторический - поэтому должны начинаться с трансперсонального. В истории человечества, а также в развитии личности есть, во-первых, преобладание трансперсональных факторов; только в процессе развития личный домен становится видимым и достигает независимости.

Индивидуализированный сознательный человек нашего возраста - это более поздний человек, структура которого построена на предыдущих, до индивидуальных индивидуальных этапах, из которых индивидуальное сознание только медленно отодвигалось. Эволюция сознания по этапам является одновременно коллективным явлением человека и отдельным индивидуальным явлением. Таким образом, онтогенетическое развитие следует рассматривать как модифицированную рекапитуляцию филогенетического развития. Эта коллективная и индивидуальная взаимозависимость представляет собой два психических сопутствующих.

Такие особенности жанра мифа позволяют отметить, что наивное сознание древних людей верило в происходящее в этих небольших текстах. Несмотря на наличие волшебного элемента, человеку казались правдоподобными происходящие в произведениях события. Именно поэтому боги жили в таких местах, что вполне объясняло, почему люди ни разу их не видели: на небе, под землей, в космосе.

С одной стороны, первобытная история коллектива определяется первичными внутренними образами, проекции которых проявляются снаружи как мощные факторы - боги, духи или демоны - которые становятся объектами поклонения. С другой стороны, коллективные символики человека также проявляются в личности, а развитие или плохая эволюция каждого человека управляются теми же самыми изначальными образами, которые определяют коллективную историю человека. Поскольку мы собираемся разоблачить весь канон мифологических этапов, их последовательность, их взаимосвязи и их символизм, не только допустимо, но и необходимо, извлекать соответствующий материал из разных сфер культуры и из разных мифологий, независимо от того, независимо от того, присутствуют ли все этапы в каждой культуре.


Мифы, конечно, присущи в первую очередь древним народам, но не исчезли они и по сей день. Так, некоторые люди вполне серьезно ждут Апокалипсис, зомби-апокалипсис, а совсем недавно умами целых поколений владели безумных идеологии нацизма или коммунизма. Люди действительно верят в эти современные мифы.

Следовательно, мы не пропагандируем идею о том, что все этапы сознательного развития всегда должны быть найдены повсюду и во всей мифологии; не более, чем теория эволюции защищает идею о том, что эволюционные стадии каждого вида животных повторяются в эволюции человека. Фактически, мы утверждаем, что эти этапы развития организованы в упорядоченной последовательности и таким образом определяют все психическое развитие. Мы также утверждаем, что эти архетипические этапы являются бессознательными детерминантами и могут быть найдены в мифологии, и что мы можем только прийти к пониманию психического развития в целом и индивидуального развития, в частности, если мы рассмотрим коллективную стратификацию человеческого развития наряду с расслоением сознательного развития.

Жанровые особенности сказки

Сказка предлагает погрузиться в вымышленный мир, который населяют фантастические существа, нередко помогающие герою, мешающие ему или каким-то образом сказывающиеся на его судьбе. На первый взгляд, в жанре много общего с мифом: действуют загадочные существа, наделенные могучей силой, которые по своей воле могут либо погубить человека, либо стать его добровольными помощниками.

Взаимоотношения между трансперсональным и личностным - который играет решающую роль во всей человеческой жизни - также вновь предвосхищены в истории человечества. Но коллективный аспект этих отношений не означает, что нечетные или повторяющиеся исторические события наследуются, так как есть до настоящего научного доказательства наследования приобретенных характеристик. Следовательно, аналитическая психология считает, что структура психики определяется априорными трансперсональными доминантами - архетипами - необходимыми органами и компонентами психики, которые с самого начала формируют ход человеческой истории.

Сказка стремится сделать свой сюжет максимально интересным, миф же старался раскрыть «правду», такую, как ее видело коллективное сознание, без претензии на интерес.


Сказки о животных и мифология

Разновидности жанра помогут выявить, в чем отличие между сказкой и мифом. Самые древние представители жанра - это сказки о животных, в которых действовали лиса и волк, козлята и поросята, гуси и утки. Каждый народ делал таких персонажей, которые были в целом присущи месту его проживания. Так, на Руси в сказках описывались медведи, волки, лисы, а вот в произведениях далекой жаркой Индии действовали слоны, леопарды, носороги и львы. Каждое животное-герой очеловечивалось, ему приписывали какие-то определенные качества людей. Отдельные качества становились постоянными, так, лиса хитра, а заяц - труслив практически в каждом тексте.

Например, мотив кастрации не является результатом наследования бесконечно повторяющейся угрозы кастрации изначальным отцом или, вернее, бесконечностью изначальных родителей. Наука не обнаружила ничего, что могло бы поддержать эту теорию, которая предполагает, кроме того, наследование приобретенных характеристик. Уровень любовника и его взаимоотношения с Великой Матерью подчеркивается фаллимически, что означает, что деятельность молодого человека символизируется фаллосом и что ритуал оплодотворения доминирует над его миром.

Следовательно, молодого человека угрожает и уничтожает символ кастрации, который также часто совершается ритуально. Однако символизм кастрации следует понимать в общем смысле, хотя его терминология проистекает из фаллической фазы молодого. Символизм существует как на ранних, так и на постфаллических стадиях, как мужских, так и героических. Так, например, лишение зрения с более поздней фазы является символической кастрацией. Отрицательная символика кастрации характерна для деятельности противника бессознательного перед собой и сознанием, но тесно связана с положительным символом жертвоприношения, характерным для которого является активная отдача себя в бессознательное.

Как видим, кроме художественного вымысла ничто не объединяет эти сказки с мифами. Сочиняли их исключительно для развлечения, а также, чтобы показать, к чему может привести тот или иной поступок. Древние люди не верили в реальность происходящего в таких сказках.


Миф и волшебные сказки

Следующая разновидность жанра - волшебные, в них действуют, как правило, герои-люди, которые борются с силами зла. Нередко последние приобретают вполне реальное воплощение: Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч. Какие сходства и отличия мифа и сказки можно выделить? И в тех и в других действуют фантастические герои, но если в сказках они воспринимаются как выдуманные, то в мифах становятся вполне достоверными и существующими (существовавшими) в реальности.

Это отчет о плане действий, разработанном учителем Джулией Корреа 3-го курса начальной школы муниципальной школы Уолтруда Феррейра Муцци в городе Маракаджу. Там, где он предназначен для изучения различных текстовых жанров со своими учениками, прилагаются две постановки, связанные с этими видами деятельности.

Повествование - это искусство повествования как старое, как человек. Рассказываемые истории всегда сопровождали жизнь человека в обществе. Благодаря им удалось сохранить культуру и долгое время были единственным источником приобретения и передачи знаний. Важность повествования в различных жизненных ситуациях породила несколько способов рассказать историю, то есть различные типы повествований - легенды, сказки, мифы, романы, басни и т.д.

Взаимосвязь мифа с другими разновидностями сказок

Бытовые сказки появились намного позднее, в них героями являются обычные люди и обыгрывается, чаще в комическом ключе, ситуация, которая вполне могла произойти в реальной жизни. Например, «Каша из топора» дает слушателю сказки возможность посмеяться над скупой старухой, наказанной за свою жадность, и восхититься смекалкой солдата.

Сказки возбуждают, развлекают, создают напряжение, возбуждают самые примитивные чувства личности. В них добро и зло кажутся ясно набросанными, что позволяет понять, что борьба с проблемами является частью человеческого существования. Из-за его истоков в устной традиции многие рассказы получали новые элементы. что порождает множество вариаций на одном и том же участке. Это тексты, которые поддерживают фиксированную структуру: они начинаются с проблемы, которая разбалансирует первоначальное спокойствие.

Басни - это небольшие рассказы, которые передают простые моральные сообщения, связанные с повседневным поведением. В общем, мораль затягивается окончательной мыслью. Некоторые басни имеют человеческие персонажи, но большинство из них показывают повседневные ситуации, испытываемые существами - животными с человеческими особенностями. Поведение животных представляет собой дефекты, качества и пороки людей. Очень распространено присутствие популярных пословиц.

Некоторые исследователи выделяют в качестве отдельного пласта авантюрные сказки, герои которых попадают в сложную ситуацию и благополучно из нее выкручиваются благодаря смекалке и прозорливости. В русской литературе это, прежде всего, тексты про Ивана-дурака, над которым сначала все потешались, а потом поражались его скрытой мудрости.

Легенды, а также мифы - это истории, в которых нет известного авторства. Они были созданы людьми из разных мест и времен, чтобы объяснить факты, для которых люди не имели никаких объяснений, таких как появление земли и людей, днем ​​и ночью и другими явлениями природы. Они также говорят о героях. героини, боги, богини, монстры и другие фантастические существа.

Рассказы, мифы, легенды и басни должны быть частью повседневной жизни классной комнаты. чтобы учащиеся могли больше узнать о них. расширяя репертуар, открывая магию, зная работы и посвященные авторы, присваивая язык и устанавливая приятную связь с чтением и письмом. Один из способов ввода этих текстов в класс состоит в ежедневном чтении учителем. Помните: студенты, которые не умеют читать, обычно могут «читать», читая учителя. Разработка плана мероприятий.


Итак, основное отличие мифа от сказки состоит в назначении жанров. Если создатели мифа верили в то, что происходило в этом произведении, стремились объяснить этими текстами непонятные явления, передать знания потомкам, то авторы сказок не брали на веру то, что в них случалось. Так, задачей сказки было поразвлечь слушателя, заставить его задуматься о чем-либо, поучить тому, как можно и как не следует себя вести. Но сказители никогда не сомневались в том, что дело они имеют с художественным вымыслом.

Мы намерены изучить некоторые из сказок, которые встречаются только в каждой из культур, и могут иметь или не иметь своих «эквивалентов» в других общеизвестных литературе. Чтобы лучше контекстуализировать эти рассказы, мы скажем, что они появились в древние времена, возможно, еще до средневекового периода, получив форму, которую мы знаем сегодня в период романтизма, в которой проявился большой интерес к фольклору, утверждая через него специфику языка, литературы, обычаев и культуры каждого из зарождающихся или возрожденных народов.

Среди первых задач, которые мы будем делать, это определить термины «миф» и «сказка», чтобы отличить некоторые из основных различий между этими двумя жанрами, которые часто смешиваются с разговорным языком, фантастическое и воображаемое. Для этого мы поговорим о некоторых словарях литературы, таких как Словарь символов Шевалье и Геберранта, исследование Владимира Проппа и некоторые из произведений Мирчи Элиаде. Их имена исходят из оральности, которая является одной из главных черт этих литературных поджанров: греческое слово «мифы», которое породило «миф», изначально означало «слово» или «речь», а обозначение «сказка» происходит от глагола, счет. Нарративы, главная цель которых - развлекать, учить, исправлять какое-то поведение или стимулировать других, миф и сказку передавать эпизоды и сообщения, которые заслуживают того, чтобы их рассказывали, запоминали и хранили в коллективной памяти.

Сравнение жанров

Очень интересно, что некоторые исследователи считают, что миф является первоисточником сказки. Когда сознание усложнилось, и людям более не нужно было объяснять природные явления гневом или милостью богов, пласт мифологии раздробился на отдельные элементы, которые и стали источниками сказочных сюжетов. Представим отличие мифа от сказки кратко в форме таблицы.

Итак, отличия мифа от сказки в таблице поможет разобраться с тем, как не перепутать тексты того или иного жанра. Общее между ними тоже есть - использовалась устная форма передачи, в обоих произведениях действовали фантастические и полуфантастические создания.


Назначение жанров

Рассмотрим отличие мифа от сказок, легенд, преданий исходя из назначения жанров. Ранее уже упоминалось, что жанр сказки создавался коллективным наивным сознанием как попытка объяснить непонятные людям предметы и явления. Так, воле богов приписывались потопы и извержения вулканов, грозы и молнии, успехи или поражения в войнах. Сказка же - чистой воды вымысел, люди никогда не верили в реальность происходящих в ней событий, ее жанровой задачей было поразвлечь слушателей.

Назначение легенды - рассказ о каком-то событии, попытка объяснить то или иное явление, как правило, местное, не имеющее глобального значения. Например, чтобы рассказать гостю деревни, почему не стоит бывать на кладбище после захода солнца, местные жители охотно поделятся с ним легендой о том, что много лет назад там повесилась девушка от неразделенной любви и по сей день ее неуспокоенный дух нападает на путников. И этот рассказ мог иметь под собой вполне реальную основу, так, девушка могла свести счеты с жизнью, а на самом кладбище могли происходить странные, даже страшные события, которые народное сознание объяснило воздействием призрака.


Миф и легенда

Рассмотрим, в чем заключается отличие мифа от сказки и легенды.

Легенда - жанр, максимально приближенный к мифу. Рассказчики воспринимали происходящие в них события реальными, однако элемент фантазии здесь налицо. Нередко героями становились боги, духи, герои и даже целые народы. От мифа такой жанр отличается отсутствием ритуальной природы. Так, чтобы задобрить капризное божество, древние египтяне или эллины приносили жертвы вплоть до человеческих, а вот повлиять каким-то образом на легенду не представлялось возможным.

Этот жанр сложился в рамках несказочного фольклора, исследователи полагают, что, несмотря на обилие вымысла, часть событий в них вполне достоверна и может восприниматься как исторический источник. Поэтому можно выделить второе отличие от мифа: если он построен на полностью вымышленном событии, то в легенде есть достоверный элемент, хотя и сильно переосмысленный и искаженный.

Итак, в сказку люди не верили, легенды и мифы воспринимали как достоверное изложение событий. Но если легенда поясняла какое-то событие местного масштаба, то миф истолковывал явления природы в целом.


Миф и причта

Рассмотрим отличия мифов от притч, сказок и легенд. Прежде всего, ключевое значение имеет назначение текста:

  • миф объясняет мир;
  • сказка веселит;
  • притча - в остроумной форме поучает. Используется иносказательная форма, события не воспринимаются ни слушателем, ни рассказчиком как достоверные.

Еще одно отличие - размеры произведений. Если миф и сказка могли быть внушительными по объему, то притча всегда короткая.

Итак, мы рассмотрели отличия мифа от сказки. Каждый жанр по-своему прекрасен и интересен, поэтому нельзя сказать, какой лучше или полезнее. Они сыграли свою роль в развитии народного сознания и представляют собой ценный материал для изучения особенностей жизни тех далеких эпох.

Символизм сказок и мифов народов мира. Человек – это миф, сказка – это ты Бену Анна

Введение О чем говорят мифы и сказки?

Введение

О чем говорят мифы и сказки?

Общими для всех сказок являются остатки уходящего в древнейшие времена верования, которое выражает себя через образное понимание сверхчувственных вещей. Это мифическое верование походит на маленькие кусочки расколовшегося драгоценного камня, которые россыпью лежат на поросшей травой и цветами земле и могут быть обнаружены лишь зорко смотрящим глазом. Смысл его давно утерян, но он еще воспринимается и наполняет сказку содержанием, одновременно удовлетворяя естественное желание чудес; сказки никогда не бывают пустой игрой красок, лишенной содержания фантазии.

Вильгельм Гримм

Создать миф, так сказать, осмелиться за реальностью здравого смысла искать более высокую реальность – это самый явный признак величия человеческой души и доказательство ее способности к бесконечному росту и развитию.

Луи-Огюст Сабатье, французский теолог

Жизнь – это миф, сказка, с их положительными и отрицательными героями, волшебными тайнами, ведущими к познанию самих себя, взлетами и падениями, борьбой и освобождением своей души из плена иллюзий. Поэтому все, что встречается на пути, – загадка, заданная нам судьбой в виде Медузы горгоны или дракона, лабиринта или ковра-самолета, от разгадки которой зависит дальнейшая мифологическая канва нашего бытия. В сказках пульсирующим ритмом бьются сценарии нашей жизни, где мудрость – Жар-птица, царь – разум, Кощей – пелена заблуждений, Василиса Прекрасная – душа…

Человек – это миф. Сказка – это ты…

Анна Бену

Почему сказки и мифы бессмертны? Умирают цивилизации, исчезают народы, а их сказания, мудрость мифов и легенд вновь и вновь оживают и волнуют нас. Что за притягательная сила сокрыта в глубинах их повествования?

Почему в нашей реальности мифы и сказки не теряют своей актуальности?

Что самое реальное в мире для тебя, читатель?

Для каждого человека самое реальное на свете – это он сам, его внутренний мир, его надежды и открытия, его боль, поражения, победы и достижения. Разве волнует нас что-либо больше, чем то, что происходит с нами сейчас, в данный период жизни?

В этой книге я рассматриваю сказки и мифы как сценарии жизни каждого из нас. Это про наших жар-птиц мудрости и Змеев Горынычей иллюзий повествуют старинные сюжеты. Это о нашей победе над хаосом повседневных препятствий рассказывают древние мифы. Поэтому сказочные сюжеты бессмертны и дороги нам, они увлекают нас в новые путешествия, побуждают к новым открытиям их тайн и самих себя.

В этой книге рассматривается одна из многочисленных граней интерпретации древних мифов и волшебных сказок разных народов, сказочно-мифологического мышления и его символизма.

Многие исследователи сказки и мифа выявляют различные их аспекты, различные способы интерпретации, взаимообогащающие друг друга. Владимир Пропп рассматривает сказки с точки зрения народных верований, обряда, ритуала.

К.Г. Юнг и его последователи – с точки зрения архетипического опыта человечества. Юнг утверждал: именно благодаря сказкам можно наилучшим образом изучать сравнительную анатомию человеческой психики. «Миф – это естественная и необходимая ступень между бессознательным и сознательным мышлением» (К.Г Юнг).

Американский исследователь мифов Джозеф Кемпбелл считает мифы источником развития, информации и вдохновения человечества: «Миф – это тайные врата, через которые неистощимая энергия космоса изливается в культурные достижения человека. Религии, философские учения, искусство, социальные установления первобытных и современных людей, базовые открытия науки и технологии, даже наполняющие наш сон сновидения – все это капли из волшебной кипящей чаши мифа».

Индийский философ XX века Ананда Кумарасвами говорит о мифе: «Миф воплощает собой теснейшее сближение с абсолютной истиной, какое только может быть выражено в словах».

Джон Френсис Бирлайн, американский исследователь мифов в книге «Параллельная мифология» пишет: «Мифы древнейшая форма науки, размышления о том, каким образом возникла Вселенная… Мифы, взятые сами по себе, проявляют удивительное сходство между культурами различных народов, разделенных огромными расстояниями. И эта общность помогает нам увидеть за всеми различиями красоту единства человечества… Миф это своего рода уникальный язык, описывающий реалии, лежащие за пределами наших пяти чувств. Он заполняет пропасть между образами подсознания и языком сознательной логики».

А.Н.Афанасьев с удивительным постоянством видит во всех мифах и волшебных сказках природные явления: солнце, тучи, гром и молнии. Прометей – это огонь молнии, прикованный к скале-туче; злобный Локки германской мифологии – тучи и гром; бог Агни индийской мифологии – «окрыленная молния»; «кочерга – эмблема молниеносной палицы бога Агни, помело – вихря, раздувающего грозовое пламя»; крылатый конь – вихрь; Баба Яга, летающая на метле-вихре, – туча; хрустальная и золотая гора – небо; остров Буян – весеннее небо; могучий дуб острова Буяна, так же, как и чудесное дерево Валгаллы, – туча; все драконы и змеи, с которыми борются герои – тоже тучи; девица краса – красное солнце, похищаемое змеем – символом зимних туманов, свинцовых туч, а освободитель девицы – герой-молния, разбивающая тучи; чудо-юдо рыба-кит, золотая рыбка и щука Емели, исполняющая желания, – туча, наполненная плодотворною влагой жизнедающего дождя и т.д. и т.д.

Афанасьев в своей книге «Поэтические воззрения славян на природу» очень подробно, объемно рассматривает одну из граней интерпретации сказки и мифа.

Конечно, человек, живущий в окружении природы, ее стихий, не может не отражать ее в своих поэтических сравнениях. Но как микрокосм, человек несет в самом себе отражение макрокосма – всего окружающего мира, поэтому можно рассмотреть сказочно-мифологическое мышление человечества как размышление о смысле и цели своего бытия в этом необъятном, полном намеков и подсказок удивительном мире.

«Миф – это символическая история, раскрывающая внутренний смысл вселенной и жизни человека» (Алан Уотс, английский писатель и западный комментатор дзен-буддистских текстов).

Наиболее объективное исследование сказочно-мифологического мышления древних народов можно совершить, синтезируя опыт многих авторов.

Мирча Элиаде призывает к изучению символических систем, составляющих одну из областей самопознания человека, объединяя разносторонний опыт профессионалов: «…такое изучение будет по-настоящему полезным лишь при условии сотрудничества между учеными разных специальностей. Литературоведение, психология и философская антропология должны учитывать результаты работ, проведенных в области истории религии, этнографии и фольклористики».

Данное исследование не претендует на абсолютную объективность. Да и кто может на нее претендовать, хотя и хочется? Истина, сокрытая множеством покровов, вдруг на миг приподнимает одну из своих завес внимательно вглядывающемуся в ее неуловимое лицо, дарит радость встречи возлюбившему ее и вновь ускользает под призрачными вуалями бесконечных тайн. Но у нас остается радость встречи и ее аромат, ее дыхание…

Так когда-то, начиная задумываться над смыслом мифа и сказки, пытаясь проникнуть в их суть, я испытывала радость открытий, анализируя их сначала на уроках с детьми, потом со студентами. Мне казалось – эврика! Я открыла! А несколько лет спустя, когда я получала диплом в Вальдорфской школе, прочитала книгу немецкой исследовательницы европейской народной сказки Фридель Ленц, обнаружив многие свои открытия, но сделанные гораздо раньше. Что ж, по крайней мере, это говорит о большей объективности этих открытий. А радость встречи со сказкой в своей жизни, мифотворчество своего бытия всегда пребывают с нами.

Начнем с экскурса в историю.

«Слово «миф» происходит от греческого mythos, которое в глубокой древности обозначало «слово», «высказывание», «историю»… Миф обычно объясняет обычаи, традиции, веру, социальный институт, различные феномены культуры или явления природы, опираясь на якобы фактические события. Мифы повествуют, например, о начале мира, о том, как были созданы люди и животные, откуда и как произошли некоторые обычаи, жесты, нормы и т.п.

Мифы часто классифицируют по их тематике. Наиболее распространены космогонические мифы, мифы о культурных героях, мифы о рождении и воскрешении, мифы об основании городов.

Мифотворчество – свойство человеческого сознания вообще. Миф формируется в исходных формах в подсознании и сознании человека, он близок к его биологической природе». (Лалетин Д.А., Пархоменко И.Т.)

Волшебные сказки и мифы, созданные в разных уголках мира, одинаково интересны, понятны и притягательны для людей любых национальностей, любого возраста и профессий. Следовательно, символы и образы, заложенные в них, универсальны, характерны для всего человечества.

Цель данного исследования – не полемизировать о различиях мифа и сказки, а проанализировать аналогичные символы и явления, существующие в них. Для этого подумаем, что есть символическое мышление.

Символическое мышление присуще человеку от начала времен. Посмотрим вокруг: буквы алфавита – это символы; книги – набор понятных нам символов; слова – набор звуков, которые мы условно приняли за эталон и поэтому понимаем друг друга. При упоминании только этих двух понятий – слова и буквы, становится понятно, что без символов и символического мышления развитие человека невозможно. Можно перечислять и далее: символы религий, медицинские обозначения, денежные единицы, дорожные знаки, орнаментальные символы в искусстве, обозначения химических элементов, обозначения и символы, используемые в компьютерном мире и т.д. И чем дальше развивается цивилизация, тем больше ей требуется условных знаков, символов для обозначения определенных явлений, открывающихся перед ней.

«…благодаря символам Мир становится «прозрачным», способным показать Всевышнее» (Мирча Элиаде).

Как понимали мир древние народы? Что несет в своей сути сказка и миф, кроме того, что лежит на «поверхности» текста?

«Символический образ мышления присущ не только детям, поэтам и безумцам, – пишет историк религий Мирча Элиаде, – он неотъемлем от природы человеческого существа, он предшествует языку и описательному мышлению. Символ отражает некоторые – наиболее глубокие – аспекты реальности, не поддающиеся иным способам осмысления. Образы, символы, мифы нельзя считать произвольными выдумками психеи-души, их роль – выявление самых потаенных модальностей человеческого существа. Их изучение позволит нам в дальнейшем лучше понять человека…» (Мирча Элиаде. «Миф о вечном возвращении»).

Символический анализ сказочно-мифологических представлений древних цивилизаций многое может открыть нам. Изучение символов – это бесконечное и притягательное путешествие во времени и пространстве, приводящее к вневременному, к пониманию самих себя.

Из книги Человек против мифов автора Берроуз Данэм

ВВЕДЕНИЕ. МИФЫ И ФИЛОСОФИЯ "Вы философ, доктор Джонсон, – говорил Оливер Эдвардс. – В свое время я тоже пытался стать философом, но, уж не знаю как, мне всегда мешало мое жизнелюбие". Так возобновляли свое знакомство два старых приятеля по колледжу, одному из которых было 65

Из книги Духовные сокровища. Философские очерки и эссе автора Рерих Николай Константинович

Сказки Сказки про Василису Прекрасную, про Серого Волка и Ивана-Царевича, про Щучье веленье изданы в Харбине под редакцией Вс. Н. Иванова. Маленькая книжка, стоящая всего десять фен и таким порядком очень доступная. У Вс. Н. Иванова давно была прекрасная мысль об издании в

Из книги Слова и вещи [Археология гуманитарных наук] автора Фуко Мишель

Из книги Критика и клиника автора Делёз Жиль

Глава IX. Что говорят дети* Ребенок непрестанно говорит о том, что он делает или пытается делать: обследовать окружающие миры на динамичных маршрутах и набрасывать их карты. Карты маршрутов - существенная часть психической деятельности. Маленький Ганс добивается одного

Из книги Книга Мудрости от Ray. 3-е издание автора Ray X

Сказки о компьютере и о человеке Любой работоспособный компьютер состоит из «железа» (то есть из жёсткого диска и всего того, что можно потрогать руками) и программного обеспечения (которое руками потрогать нельзя).Программное обеспечение компьютера состоит из набора

автора Бену Анна

Введение. О чем говорят мифы и сказки? Общими для всех сказок являются остатки уходящего в древнейшие времена верования, которое выражает себя через образное понимание сверхчувственных вещей. Это мифическое верование походит на маленькие кусочки расколовшегося

Из книги Танцующие с волками. Символизм сказок и мифов мира автора Бену Анна

Из книги Танцующие с волками. Символизм сказок и мифов мира автора Бену Анна

Из книги Танцующие с волками. Символизм сказок и мифов мира автора Бену Анна

Сказки и мифы Древнего Египта. Эволюция сознания в сказке о двух братьях События волшебных сказок отражают не какую-то абстракцию, но текущую жизненную психическую реальность…Анализ сказок и мифов – путь контактирования с архетипическими идеями. Если мы понимаем

Из книги 50 великих книг о мудрости, или Полезные знания для тех, кто экономит время автора Жалевич Андрей

«Сказки дервишей» – Идрис Шах – Идрис Шах, или Великий Шейх суфиев (1924–1996 гг.), – суфийский мудрец, писатель и учёный. Он был директором по науке Института культурных исследований, советником ряда монархов и глав государств, членом и одним из основателей Римского клуба,

автора Бену Анна

О чем говорят мифы о сотворении мира?

Из книги Символизм сказок и мифов народов мира. Человек – это миф, сказка – это ты автора Бену Анна

Русские народные сказки «Как же мне, старцу Старому, не плакать. Как же мне, старому, не рыдать: Потерял я книгу золотую Во темном бору, Уронил я ключ от церкви В сине море». Отвечает старцу Господь Бог: «Ты не плачь, старец, не вздыхай, Книгу новую я вытку звездами, Золотой

Из книги Символизм сказок и мифов народов мира. Человек – это миф, сказка – это ты автора Бену Анна

Сказки и мифы Древнего Египта. Эволюция сознания в сказке о двух братьях События волшебных сказок отражают не какую-то абстракцию, но текущую жизненную психическую реальность… Анализ сказок и мифов – путь контактирования с архетипическими идеями. Если мы понимаем

Из книги Открытая тайна автора Вэй У Вэй

Из книги Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2 автора фон Зенгер Харро

Из книги «Я почему-то должен рассказать о том...»: Избранное автора Гершельман Карл Карлович